Любовь – основа воспитания. Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка Отношение любви как основа воспитательной духовности

В условиях современного общества, когда оказались безвозвратно утеряны те идеалы, к которым стремилось не одно поколение, воспитание детей становится особенно важной и ответственной задачей для развития полноценного молодого поколения.

Значение семьи совместно с обновленной системой образования в процессе воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. Только этот тандем способен вывести общество из сложившегося духовного кризиса .

Как считает известный ученый и мыслитель И. А. Ильин , становление и развитие личности определяется еще в раннем детстве. Детский возраст это счастливейшая пора жизни, время органической непосредственности и уже начавшегося, но еще предвкушаемого «большого счастья», время повышенной наивности и обостренной впечатлительности, время душевной чистоты и искренности, время ласковой улыбки и бескорыстности.

От доброты и искренности семейных взаимоотношений зависит и то, насколько добрым и искренним человек войдет в свою взрослую жизнь. По настоящему счастливы те, у кого воспоминания детства вызывают только положительные эмоции.

Как известно родителей не выбирают. Для ребенка семья является тем главным социальным институтом, который дается ему при рождении. В идеале семья должна быть полной и оставаться таковой на всем протяжении становления и развития личности, по крайней мере, до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.

К сожалению, идеальная семья является достаточно редким явлением, причем, такое положение вещей совершенно не зависит от политической и экономической обстановки в стране. Неполные и неблагополучные семьи существовали всегда, в некоторые исторические периоды их было больше, а в некоторые меньше, чем полных и благополучных.

Такие семьи всегда находились под пристальным вниманием педагогов, поскольку дети из этих семей нуждались в постоянной заботе и особой коррекции воспитания. Семейное воспитание и взаимоотношение ребенка со своими родителями во многом определяет личностные характеристики человека, его нравственный, социальный и культурный потенциал.

В семье, которая сформировалась не на основе искренней любви, а по другим причинам, ребенок не может быть по-настоящему счастлив. Он чувствует натянутость и неискренность семейных взаимоотношений, лицемерие и холодность, которые сказываются на его психическом и душевном состоянии.

В семьях, в которых ребенок не был желанным и любимым , вырастают холодные и циничные личности, лишенные чувств любви и сострадания. Даже в неполных семьях при наличии искренней любви родителя к ребенку дети вырастают более человечными и полноценными личностями, чем в полных семьях, в которых брак является лишь формальностью.

Семейное воспитание, основанное на искренних чувствах и взаимопонимании, не требует от родителей приложения особых усилий, дети фактически сами воспитываются на примере своих родителей. Из поколения в поколение посредством семейного воспитания передаются нравственные принципы и культурные традиции предков подрастающему поколению.

По сути дела семья, основанная на искренних чувствах, является для ребенка главной школой душевного здоровья , уравновешенного характера и творческой предприимчивости . В семьях, лишенных этих основополагающих качеств ячейки общества, дети, как правило, страдают различными неврозами, из них часто вырастают неудачники, совершенно неприспособленные к жизни.

Нормальная семья требует от своих членов совместной творческой деятельности , непрерывного взаимодействия для постоянного стремления к идеалу . Теплые и уважительные взаимоотношения матери и отца, близость их духовного и культурного развития являются гарантом стабильности семьи и главной основой для воспитания гармонично развитой личности.

Под гармонично развитой личностью понимается, прежде всего, личность воспитанная духовно, поскольку именно духовное воспитание является основой для полноценного и гармоничного развития личности.

В научных трудах И. А. Ильина процесс воспитания трактуется как главное средство для закладывания в личности основ духовного характера и доведения его до способности к самовоспитанию, ведь именно самовоспитание впоследствии способствует поддержанию и развитию личности.

И. А. Ильин утверждает, что именно семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. Для ребенка семья является школой взаимного доверия и совместного, организованного действия. Кроме того, именно в семье ребенок учится адекватному восприятию авторитета. В лице собственных родителей он видит естественный авторитет и учится воспринимать взрослого с уважением, но без подобострастия. В то же время, освобождая себя духовно от возможного гнета посредством любви и уважения.

"Любовь - истина мироздания, ключ понимания Бога, объяснение устремленности, энергия жизни, источник красоты, воля творящего терпения, причина радости, ответ милосердию и самопожертвованию, мастер чуткости и от мастер чуткости и отзывчивости, могущество единения".

Ш. Амонашвили

Наступивший новый век поставил перед человечеством множество проблем. Разрушены некоторые государства, новое устройство мира сопровождается потерей самого главного для человечества нравственности и духовности в жизни современного человека. Развитие конфессиональной свободы и вероисповедания, сопровождается нарушением определенной части населения традиционного подхода к выбору пути Веры и предпочтением нетрадиционных чуждых путей, абсолютно не соответствующих священным писаниям. Они не служат истинной основой для каждого верующего человека. Это сопровождается безудержным падением нравственности, стремительным ростом преступности, терроризма, религиозного и политического экстремизма, алкоголизма и наркомании, сексуального распутства и других пороков, разрушающих душу и тело, и саму личность человека. Это все приводит к самоуничтожению любой нации.

Сегодня наша Вселенная находится в ситуации мировой нравственной катастрофы. Экономически сильные и демократически развитые государства не могут быть вне этой катастрофы. Некоторые политики, сталкивая другие государства и народы, используя рознь (конфессиональную, национальную и др.) создают мифы об их угрозе для всего мира. Для сохранения своего политического и экономического господства разжигают войны. Но этот подход не помогает им сохранить мир у себя.

Страшным, разрушающим для человечества является информационная пропаганда и война, убивающая молодых людей и выхолащивая нравственность и духовность. В каждом тысячелетии были великие педагоги, ратующие за духовность и нравственность на позициях Гуманной педагогики, но не каждый воспитатель, учитель и педагог слышал их, потому что всегда против них было противостояние. Педагогика гуманизма и сотрудничества всегда и во все времена находила своих героев Духа.

Новое время дало нам в 21 веке выдающегося Учителя, педагога, ученого – Ш.А. Амонашвили. Шалва Александрович пронес все наследие Гуманной педагогики и генерировал ее идеи в жизнь, с учетом современности, национальных культур, нравственности, духовности. Опираясь на классические, общечеловеческие, конфессиональные и педагогические ценности, он и сегодня передает педагогам идеи Гуманной педагогики с понятиями любви, мира, праведности, культуры, ненасилия и истины.

Ш. Амонашвили дал нам не только надежду на обновление педагогического сознания, но и практику педагогического мастерства для спасения большинства судеб детей и образования. Он ратует за судьбу человечества всей планеты, сохранения жизни на Земле. Планетарная концепция Учителя «Реализации ценности воспитания и образования на идеях Гуманной педагогики», сегодня является основополагающей в сохранении мира, поднятия духовности, сопровождения нравственности и господства Любви человека к человеку, без зависти и насилия.

Важнейшим событием для Педагогического сообщества стран мира является принятие и провозглашение 17 июля 2011 года по инициативе президента Международного центра Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и руководителей организаций в Бушети (Грузия) «Манифеста Гуманной педагогики». В Манифесте, в разделе «воззвание», говорится: «Что не от любви к детям, то от лукавого. Детей необходимо защищать от растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр, развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств взрослых, от политических амбиций». (Манифест Гуманной педагогики, С.3, 2011).

Манифест ставит вопрос «Как нести Любовь детям и каждому отдельному ребенку, чтобы они принимали ее и поддавались ее воспитательному влиянию?». Самое нежное чувство любой национальной культуры – Любовь к матери. Это чувство отражено в любви к родным, к культуре своего народа, к местам детства, к сокровищницам национальных обычаев, традиций, родного языка, любви к отечеству.

Важнейшей основой для воспитания и образования человека является любовь. Любовь рассматривается как энергия, преобразующая духовное сердце человека. Когда сердце наполняется любовью, человек совершает бескорыстные поступки, проявляет такие качества как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание, начинает видеть красоту, которая его окружает. Любовь одного человека делает счастливым другого, учит радоваться успехам и благополучию других. Для учителей гуманной педагогики является основой воспитания и образования. Поэтому любовь должна стать «законом» в воспитательно-образовательной среде подрастающего поколения.

Любовь есть всемогущая и всеобъемлющая сила всего образовательного мира. Учитель, отвечая на вопрос «Что такое Любовь?» должен наполнить себя энергией любви: глаза, слова, действия, чтобы каждый ребенок прочитал в его словах действиях, глазах: «Я – это Любовь, и Я учу Любви, и Я передаю Любовь, и Я нахожусь все время в Любви.

Как выращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать Любовь к ближнему и ко всему сущему? Мы сегодня много говорим о педагогических методах, технологиях, методологии – она заложена в сердце учителя, а метод исходит из сердца. Ни один метод материального мира не будет работать, если в нем нет энергии любви и духовности. Кто ответит: «Что такое духовность?» Ответ простой: «Любить всех бескорыстно, служить всем». Пример служения: Ш.А. Амонашвили - «Учитель, который владеет методологией Любви и ее энергию дает нам. Он постоянно выращивает в детях и в нас взаимную любовь, к ближнему и ко всему сущему».

Вы все знаете, существуют понятия: «добро-зло», «любовь-ненависть». Даже есть поговорка: «От любви к ненависти один шаг и от ненависти к любви – один шаг». Добро – это вид энергии положительной, созидательной, оно одухотворено. Зло – отрицательная энергия, разрушающая. А, что происходит, если мы даем понятие добра через сердце, через любовь? Мы это добро постоянно распространяем, эту положительную энергию создаем вокруг себя, и зло исчезает.

Как утончать свое искусство любить детей и каждого? Если в нашем сердце живет постоянно любовь, то она является благодатным полем для окружающих нас людей. Если любовь находится в сердце учителей, то она является главной методологией воспитания и обучения детей. Выполняя свой долг на духовном уровне, Учитель утончает свое искусство любить детей и каждого. Когда наша материальная любовь переходит духовную любовь, то мы тонко чувствуем каждого ребенка, его божественную природу.

Гуманный педагог не видит плохих детей, он источает любовь к каждому и его энергия любви преобразует каждого ученика, нивелируя все отрицательное скопившееся в сердце ребенка. Энергия любви исцеляет больного человека, способствуя улучшению здоровья. Когда мотивом действия учителя является Любовь, то оно становится праведным. Когда слова Учителя содержат в себе любовь, они превращаются в истину для учеников. Если чувства человека наполняются любовью, то он испытывает внутренне спокойствие, умиротворение и счастье.

К. Юнг отмечал, «Счастье заключается не в том, чтобы делать то, что мы любим, а в том, чтобы любить то, что мы делаем». Гуманная педагогика нацеливает нашу методику на энергию любви, и она срабатывает тогда, когда мы любим то, что мы делаем. Дети чувствуют эту истину сердцами. Что же в основе жизни лежит? – Любовь. Только Любовь.

Если в воспитании и образовании нет духовности и любви, то они бесполезны и все получаемые знания могут быть бесполезными, а иногда и вредны. Образованный и невоспитанный человек без духовности и любви использует свое образование эгоистично для себя или небольшой группы людей разрушающих социум и тогда в мире господствует эгоистичная материальная любовь. Когда в сердцах учителей постоянно живет любовь, то насилие не возникает. Дети рождаются с чистыми сердцами, проходя через различные ступени воспитания и образования не получая любви, сердца детей иссушаются. Это происходит, потому что методология и методика подменена замудренной наукой, или установлены какие-то стереотипы, которые не могут вместить человека в свое сердце, которые не могут выстроить методику воспитания и обучения на энергии любви.

Гуманная педагогика предлагает нам методологию любви как основу воспитания и образования. Учитель это тот, кто, преодолевая узость мышления, создает мир во всем мире и учит равному отношению ко всему на основе любви. Он внедряет добрые мысли, добродетели, такие ценности как праведность, верность, дисциплина, чувство долга, в сознание учащихся и формирует их поведение, возвышенным и достойным образом. Наших детей необходимо учить и воспитывать на основе любви при овладении бесценными сокровищами, которыми так богаты наша культура и культурное наследие разных народов мира.

Учитель – это сияющий свет для всех народов мира, но при этом свет будет сиять постоянно, когда есть энергия любви, он сможет зажигать детей как светильники вокруг себя. Учителя могут учить очень хорошо, они могут подробно объяснять и показывать легкие способы решения задач владения современными образовательными, информационными и коммуника­ционными технологиями, но если это происходит без опоры на методологию любви, то методы будут эти малоэффективны.

Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Обычно это происходит в 3-4 года. Этот вопрос для него важен настолько, как и остальные вопросы: «Почему трава зеленая? Почему летает птица?», по своей осмысленности он настолько же невинен. Но что же ответить на него? Говорить надо только правду. Любопытство малыша надо удовлетворить на уровне его понимания. «Для всякого знания приходит свое время…» (А.С.Макаренко). Важно в этот ответ вложить смысл о взаимной любви и создать почву для возникновения в будущем уважительного отношения к этой теме.

«Дайте детству созреть в детях» (А.В.Луначарский).

«Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу» (У.Геккерей).

В 7-10 лет у некоторых детей возникает платоническая любовь, платоническое половое влечение. Оно носит неосознанный сексуальный характер и выражается в обожании, желании быть вместе, привлечь внимание. В этот период родители и учителя имеют возможность, воздействуя на ребенка именно через эту влюбленность, отучать от дурных привычек, закрепить стереотипы поведения. Ни в коей мере не стоит смеяться над ребенком. Влечение пройдет само собой.

Психологи, сексологи считают важным всемерно поддержать деятельность ребят на половую дифференциацию. Всему свое время, а пока они тратят свои силы на утверждение своей роли и достоинства, доказательство независимости, поиск своей роли и достоинства, поиск настоящих друзей среди всего нового, все расширяющегося круга общения. В этом возрасте дети любят создавать различные «тайные общества», кружки, группировки. Их жестокие правила служат одной очень важной цели: подготовиться к взрослой жизни с ее многочисленными ограничениями. Как правило, именно в 7-10 лет практически каждый ребенок получает информацию о сексуальных отношениях, но получает, как правило, не от родителей. Именно в это время важно привить ребенку эмоциональную окраску отношений между мужчиной и женщиной: привязанность, любовь, радость от общения друг с другом, объяснить желание пожениться, желанием не расставаться друг с другом, и как следствие родить ребенка. Важно сделать свой рассказ деликатным, дать ему большую эмоциональную окраску.

В конце младшего школьного возраста, в период 10-11 лет - ребята вступают в препубертатную, или подготовительную фазу. Приходит в действие механизм полового созревания, в кровь начинают поступать гормоны, специфичные для данного пола вызывая более быстрый рост, интенсивное развитие скелета, появление вторичных половых признаков. Чем дальше заходит этот процесс, тем чаще девочку, мальчика начинают мучить вопросы: кто я, какой я, что со мной происходит, что ждет меня впереди? И не так-то просто найти на них ответы. Мало того, что подросток подчас не понимает самого себя, такими же странными, непонятными, чужими становятся друзья, родители и порой непонятное толкает на непредсказуемые поступки. Трудным этот возраст назван не потому, что нам взрослым невероятно тяжело с ними, а потому, что порой неимоверно трудно им самим. К сожалению, мы часто забываем об этом.

В самом начале этого процесса взрослым необходимо поговорить с ребенком о тех изменениях, которые с ним происходят и будут происходить. Понятное и ожидаемое не так пугает, как неожиданное и неизвестное. Необходимо объяснить ребенку, что нет ничего постыдного в его изменениях, что он входит во взрослую жизнь, поэтому от него ждут серьезности в поступках и рассудительности в поведении.

Пубертатный период - важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Подросток еще не перешел во взрослый мир, но уже покинул детство. Отсюда двойственность его поступков, отсюда многие беды.

Все это не может не отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям и педагогам. В этот период ребенок особенно раним и эмоционально не устойчив.

В этом возрасте начинается фаза психосексуального развития - фаза романтической влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний - с другой. Эротическое влечение - желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений - беспокоит подростка. К тому же он еще не совсем понимает, откуда оно исходит, и вовсе не знает, как с ним быть. Именно в это время под воздействием случая, нелепых совпадений, а порой из-за неправильных действий родителей возникают и порой закрепляются неприемлемые формы сексуальной активности. Что же следует рассказывать ребятам 13-15 лет? Прежде всего, это можно узнать у самих подростков, поведя анонимную анкету. К тому же в таком деликатном вопросе следует учитывать и национальные, религиозные традиции, уровень общей культуры населения, уровень культуры семьи и т.д. Прежде чем начинать половое воспитание ребенка, надо провести соответствующую работу с родителями, сделать их своими единомышленниками. Литература дает педагогу огромную возможность для освещения как морально-нравственных, так и житейско-бытовых аспектов любви, обсуждения тем, связанных с понятиями мужественности, женственности, чести и достоинства, гордости. Остановитесь специально на неписанных, но принятых почти во всем мире кодекса чести, правилах, требующих соблюдать достоинство, «держать себя на высоте». «Утрата человеческого достоинства это несчастье. Там, где уничтожено достоинство, там нет человека». Гегель.

«Сильнее всех - владеющий собою» (Сенека).

«Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется» (Л.Н.Толстой).

Ребенок должен приучаться к тому, что многие стороны человека составляют интимную, секретную область, о которой не нужно делиться со всеми, которую не нужно выставлять напоказ всему обществу. Когда у ребенка воспитано это отношение к интимной жизни людей, когда у него есть большая привычка к целомудренному умолчанию о некоторых вещах, тогда говорить с ребенком о половой жизни будет легче. Хорошо если эти беседы происходят по секрету между отцом и сыном или между матерью и дочерью. Такие беседы должны касаться как вопросов половой нравственности, так и в особенности вопросов половой гигиены.

«Человек до тех пор человек, пока у него есть понятие интима. Если его отнять, человек превращается в животное» (Л.Н.Толстой).

Как отвечать на вопросы, которые часто задают мальчики и девочки в период полового созревания

Почему я пахну не так, как раньше?

Во время полового созревания начинают активно действовать сальные и потовые железы. Именно поэтому от тебя часто стало пахнуть потом. Особенно важно соблюдать личную гигиену половых органов, мыть ноги, подмышечные впадины, чтобы тебе и окружающим не было неприятно. Старайся принимать каждый день душ, а после этого модно воспользоваться дезодорантом.

Почему я так быстро прибавляю в весе?

Потому что ты очень быстро растешь. Англичане называют прибавку в весе в это время «щенячьим жиром», и большинство людей с возрастом его теряют. Значительная часть избыточного жира затем замещается мышечной тканью. В этот период постарайся не увлекаться сладким и жирным. Занимайся физкультурой. Спи не меньше 8 часов. Все это поможет твоему телу и коже.

Можно ли что-нибудь сделать с прыщами на лице?

В период полового созревания начинают интенсивно работать сальные железы. Пока этот процесс не закончится - прыщи (их называют «акне») на лице, шее, спине могут доставлять тебе неприятности. Лучший способ избавиться от них - это следить за чистотой кожи и правильно питаться. Если же у тебя очень много прыщей - обратись к доктору, он поможет тебе.

Что особенно волнует мальчиков

Иногда я просыпаюсь, а у меня на простыне влажные пятна. Что со мной происходит?

По этому поводу не стоит волноваться, так как в твоем возрасте это нормальное физиологическое явление, называемое поллюцией. Ты становишься взрослым, иногда ночью половой член становится твердым (наступает эрекция), и из него выделяется жидкость молочного цвета. Это явление называют эякуляцией, а жидкость - спермой. Наутро ты можешь даже не вспомнить об этом и только тогда, когда увидишь на пижаме или трусах пятно белого цвета, поймешь, что произошло.

Мой друг и я - ровесники. Но у него половой член больше, чем у мня. Как могло такое случиться?

Двух абсолютно одинаковых людей нет. Люди имеют разные формы и размеры лица, носа и др. Это также относится и к размеру полового члена. Большой он или маленький - не так важно, потому что в состоянии эрекции у мужчины половой член значительно увеличивается в размере. Твоя мужественность не будет зависеть от размеров половых органов.

Когда я еду в автобусе, поезде или нахожусь среди людей, мой пенис иногда увеличивается в размере и поднимается. Я этого очень стесняюсь. Почему так происходит и что мне делать?

То, о чем ты говоришь, называется эрекцией. В большинстве случаев эрекция наступает из-за сексуальных мыслей, например, когда ты видишь кого-либо, кто тебе нравится. Иногда происходит случайная стимуляция половых органов, как при вибрации идущего поезда. Эрекция может наступить и без особой причины. Не нужно стесняться, если она у тебя произойдет на людях. Они не обратят на это внимания, если только ты сам не станешь вести себя странно. Для того, чтобы эрекция прекратилась, лучше всего подумать о чем-то другом, не имеющем отношения к твоим половым органам.

Когда нужно начинать бриться?

Волосы на лице у тебя начнут расти в возрасте от 1 до 18 лет. Но, возможно, тебе не надо будет бриться и до 20 лет. У всех это бывает по-разному. Посоветуйся по этому вопросу с отцом.

Может ли у меня когда-нибудь кончиться сперма?

Не опасайся этого. Твои яички, начиная со времени полового созревания и далее, в течение почти всей жизни, вырабатывают миллионы сперматозоидов в день.

Какая разница между семенной жидкостью и спермой?

Семенная жидкость - это жидкость белого цвета, продуцируемая семенными пузырьками и простатой. Смесь ее со сперматозоидами называется спермой. Для зачатия ребенка необходима именно сперма. Чайная ложка спермы, выделяемая мужчиной при эякуляции, может содержать до 300 млн. сперматозоидов, но для зачатия ребенка нужен только один. Коль скоро у тебя начался период полового созревания - в твоем организме начинают вырабатываться семенная жидкость и сперматозоиды, и ты уже способен к зачатию ребенка. Однако это совсем не означает, что ты уже готов к сексуальным отношениям и к тому, чтобы стать отцом.

Что особенно волнует девочек

Почему у моей подруги грудь больше, чем моя, хотя мы с ней ровесницы?

Каждый человек индивидуален, у каждого своя форма лица и носа, свои пропорции тела. Это также относится и к размеру груди. Невозможно сказать, что лучше - иметь большую или маленькую грудь. Ты можешь также заметить, что одна грудь у тебя чуть-чуть больше другой. Это тоже вполне нормально.

В каком возрасте можно забеременеть?

Когда у тебя начнется менструация или даже незадолго до наступления первой менструации, ты способна забеременеть. Но это не означает, что ты готова к половой жизни и к тому, чтобы стать матерью.

Почему волосы на лобке у всех разные?

Действительно, количество и цвет волос на лобке у людей неодинаковы. Лобковые волосы могут быть светлыми или темными, мягкими или жесткими, редкими или густыми.

Когда у меня будет первая менструация?

У большинства девочек первая менструация появляется между 11 и 13 годами. Могут быть отклонения в ту или другую сторону в 2-3 года. Это нормально. Даже у родных сестер не всегда менструации начинаются в одном возрасте.

Как я могу узнать о приближении первой менструации?

Каких-либо предвестников первой менструации может и не быть. У одних немного поболит живот, у других - нагрубает грудь или без причины портится настроение. Перед началом менструации на трусиках появляются светлые пятна.

Как долго длится менструация?

От 2 до 7 дней. Длительность менструации в разные месяцы может отличаться.

Из всех творений самое прекрасное - получивший воспитание человек. Эпиктет

Что и кто нас воспитывает в разные периоды жизни? Задаюсь вопросом неспроста. Не находите, что и киберпространство интернета также пытается нас воспитывать, притягивая, заманивая, раздразнивая? Только каждый человек принимает эту информацию в свою сторону: одни – в лучшую, другие – наоборот. Давно хотел поговорить на тему образования и воспитания с одним священнослужителем – с очень занятым батюшкой, протоиереем Димитрием Олиховым – руководителем отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), помощником Митрополита Омского и Таврического Владимира. Надо сказать, что он учёный священнослужитель кандидат богословия и кандидат исторических наук. Преподаёт в Омской духовной семинарии и в Омском государственном университете, участвует в работе Общественной палаты Омской области, встречается с родителями и педагогическими коллективами школ, с коллективами дошкольных образовательных организаций, делает еще много важной работы… Помоги ему, Господь!

Слушая его речи и доклады на различных мероприятиях, например, на малых форумах – на круглых столах – или на больших – на Рождественских образовательных чтениях, я прихожу к выводу, что лучший способ сделать детей добрыми и образованными – это воспитать их. Процветание государства, благополучие народа зависят напрямую от доброты нравов и воспитания. В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, об этом говорил Фрэнсис Бэкон. Образование непременно помогает поливать эти всходы интеллекта своевременно.

Задача воспитания, по мнению одного моего замечательного знакомого заводчанина, заставить человека не только поступать хорошо и думать прежде, чем сделать, но и любить работу, ценить и уважать окружающих. Я с ним согласен. Впрочем, не один я.

– Что лежит в основе воспитания, батюшка? – спрашиваю недавно.

– Любовь к Богу и ближнему лежит в основе воспитания, любви к своему Отечеству, уважения к культуре и духовным традициям своего народа, способности осознавать ценность человеческой жизни и соизмерять свои поступки с нравственными ценностями. Воспитание происходит благодаря формированию личностных характеристик, современная школа придаёт им большое значение. Если мы с этим согласны, тогда необходимо признать, что одним из важнейших показателей деятельности школы и тем более школы православной является не количество медалистов и победителей олимпиад, уровень или качество сдачи ЕГЭ, а уровень и качество отношений между всеми участниками образовательного процесса – администрацией, учащими, учащимися и их родителями. Или, проще говоря, любовь, без которой, по слову Апостола, все превращается в ничто (1 Кор. 13, 2).

– Что делает Церковь для образования и воспитания?

– Размышляя над вкладом Церкви в развитие образования, скажу, что само понятие «духовно-нравственное воспитание» возникло в русле христианской традиции, имеет своим основанием Заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-40). Оба начала – духовное, соединяющее человека с Богом, и нравственное, соединяющее с ближним – в этом понятии неразрывно связаны и обусловлены одно другим. Как нельзя, не любя ближнего, исполнить первую заповедь о любви к Богу, также нельзя, не возлюбив Бога, Который есть Любовь, исполнить вторую заповедь о любви к ближнему, о чем Апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4, 20-21). Равно как невозможно, не любя Бога, возлюбить ближнего и исполнить вторую заповедь, поскольку, по слову того же Апостола, «любовь от Бога» (1 Ин. 4, 7).

– Как формируют духовность и нравственность учителя?

– Опыт учителей, Виктор, по духовно-нравственному воспитанию многогранен. Он представляется ежегодно на городском, а затем на региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», на конкурсе «Православная культура на Омской земле», где наши педагоги занимают призовые места. Это серьёзный показатель. У церкви и школы есть возможности для сотрудничества. Это курс «Основы религиозных культур и светской этики», предметная область основы духовно-нравственной культуры народов России, воспитательная работа, внеурочная деятельность, участие в международных и всероссийских конкурсах на православную тематику – олимпиада по ОПК и олимпиада «Наше наследие», конкурс «Красота Божьего мира». Наконец, праздничные мероприятия, посвящённые Дню народного единства – фестиваль «Держава», фестиваль для дошкольников «Единство во имя мира», мероприятия посвященные дню матери, Рождеству Христову, Дню православной книги, Пасхе, Троице, Покрову, Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи, любви и верности, Дню учителя – конкурс «Учитель, перед именем твоим…». В школьных библиотеках могут быть организованы тематические выставки православной литературы, дискуссионные площадки по актуальным вопросам духовной жизни современного общества, проводиться встречи представителей Церкви с педагогами, родителями и учащимися. Важно при организации всей этой работы найти точки соприкосновения на местном уровне. Доброе стремление к сотрудничеству, живой диалог помогут решить возникающие вопросы и проблемы. На областном уровне данное направление курируют Епархиальные отделы религиозного образования и катехизации Омской, Калачинской, Тарской Епархий, с которыми могут быть установлены контакты как муниципальных управлений образованием и местных методических служб, так и отдельных образовательных учреждений. При необходимости педагогам всегда будет оказана возможная консультативная помощь по вопросам православного вероучения, церковной истории и др., поддержаны проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся. Также в пользование педагогам могут быть предоставлены библиотеки Епархиальных отделов и приходских воскресных школ.

– Я слышал, что возникает недопонимание у родителей при выборе модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Как Русская Православная Церковь работает с родителями?

– Православная культура, при всём её богатстве и огромном воспитательном потенциале, мало знакома для современного общества, либо о ней составлены самые превратные представления. Это, конечно, заметно во время работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ. Каких только мифов не ходит вокруг модуля ОПК! Родители охотно верят негативной информации, взятой из непонятных источников, сплетням и слухам, не удосуживаясь спросить саму Православную Церковь, как она смотрит на этот курс, что он даёт детям и в каком ключе преподаётся. Развенчать эти мифы может только плодотворная разъяснительная работа. Речь идёт не только об организации родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ, а построении системы работы с родителями, целью которой является поддержка на уровне семьи работы школы по духовно-нравственному воспитанию. Эта работа может быть поддержана на уровне конкретной школы и даже класса со стороны православных приходов. Возможна индивидуальная работа с родителями со стороны священнослужителей и приходских специалистов. Огромный положительный опыт такой работы с семьёй был накоплен до революции, когда эта работа была обязанностью каждого священника и велась на системной основе. Есть немало положительных примеров такой работы и в наши дни. В случае затруднений можно опять же обратиться в епархиальный отдел религиозного образования и катехизации.

Я сам школьный учитель и наблюдаю, что важнейшим направлением взаимодействия Церкви и светских образовательных учреждений является работа с родителями, которые, согласно ФГОС, также участники образовательного процесса.

– Некоторые семьи неблагополучны?

– Печальная статистика браков и разводов, неполных и неблагополучных семей говорит нам о сложном духовном состоянии родительского сообщества. И, несмотря на то что родители являются участниками образовательного процесса, а порой и заказчиками образовательных услуг, невольно возникает сомнение в том, что эта миссия будет исполнена обдуманно и надлежащим образом. Очевидно, что требуется серьёзная разъяснительная, а порой и воспитательная работа с родителями.

– Что определяет нынешнюю культуру родителей?

– Печально, что порой не православная и не какая-либо духовная культура, а банальное бескультурье, либо псевдокультура общества потребления определяют выбор родителей, если он вообще делается осознанно. Православная культура и традиция воспитания существует много веков. Живёт она и в современном обществе, невзирая на соблазны, и несёт неизменно свои идеалы, несмотря на все изменения в духовной жизни общества, потому что в основе её – вечные истины, данные Богом. От нас зависит, насколько мы поймём и воспримем эту культуру, в рамках какой культуры воспитаем своих детей, какие идеалы положим в основу их духовной жизни, такой и будет духовная жизнь нашего общества.

Завершая свои выступления, отец Димитрий всегда благодарит участников образовательного процесса, те организации, которые оказывают заметное влияние на формирование духовно-нравственной культуры общества. Он благодарит Министерство образования и Департамент образования Администрации города Омска, ИРООО за участие в организации различных конкурсов (в том числе и для учителей), посвящённых памятным событиям в истории Русской Православной Церкви и нашего Отечества – 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира.

С протоиереем Димитрием Олиховым есть о чём поговорить и в дальнейшем. Образование – сфера огромная, и работы в ней непочатый край. Нельзя забывать как о том, что Бог присутствует везде и всюду, не только в храме или в отдельно взятом месте, так и о том, что без любви поступки становятся ничем, не приносят истинного удовлетворения и настоящей пользы.

Виктор Власов


Петракова Татьяна Ивановна

Доктор педагогических наук
Профессор
Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы

«Главную задачу воспитания, — пишет К.Д. Ушинский, — составляет влияние нравствен-ное» . О приоритете нравственного воспитания с за-мечательной образностью высказался И.Г. Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви» . «Любить вообще, — пишет протоиерей Иоанн Базаров, — так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить [выделено нами - Т.П.]— это задача жизни...»

Помочь в решении этой задачи - научить ребёнка любить - и призвано духовно-нрав-ственное воспитание. Его цель — явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божест-венного чувства.

Образцом такой любви для верующих людей является Иисус Христос, поэтому, по учению святых отцов, любовь к Богу есть основание и первое условие правильных отношений человека к другим людям.

«В сущности, — отмечает о. Иоанн Базаров, — и та, и другая любовь — одно и то же чувство. Однако мера им дана разная [подчёркнуто нами - Т.П.]: первая подразумевает всю полноту этого чувства [«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумени-ем твоим» . Евангелие от Матфея; 22, 37], вторая — равность в выражении естественного ощущения сво-его бытия», [«возлюби ближнего твоего, как самого себя» . Там же; 22, 39].

Целью и объектом духовно-нравственного воспитания яв-ляется сердце человека. В этом - его отличие от умст-венного воспитания, целью и объектом которого является мышление, от эстетического — целью и объек-том которого являются чувства и т. д.

Известно, какое внимание уделяется воспитанию сердца в христианской традици-и. Обширный материал, посвящённый этому вопро-су, представлен в монографии известного учёного, профессора, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа, тело». Ученый на основании анализа Священного Писания, а также научных данных и собственного опыта выделяет различные сердечные состояния, делая выводы, важные для тео-ретической и практической педагогики.

Очевидно, что назрела необходимость составить бо-лее полное представление о проблеме. Для этого мы обратились к трудам педагогов дореволюционной школы (преимущественно к произведениям Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, С. А. Рачинского), к педагогическим творениям христианских авторов (свт. Ио-анна Златоуста, свт. Феофана Затворника, митр. Влади-мира Богоявленского, прот. Иоанна Сергеева (Кронштадского) и ряда других), работам современных православных учёных и педагогов (проф. В.В. Зеньковского, протоиерея Бориса (Ничипорова), С.С. Куломзиной, В. Парамонова и др.). Существенное влияние на позицию автора оказали работы проф. А. Гусева, протоиерея И. Базарова, о котором упоминалось выше, митрополита Питирима (Нечаева), проф. В.И. Несмелова, русских философов и богословов В.Н. Лосского, С.Н. Булгакова, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, И.А. Ильина, Г.П. Федотова.

На основании анализа прочитанного и собствен-ного педагогического опыта нам удалось прийти к некоторым выводам.

Чтобы воспитать нравственность как «чувство общественности» (К. Д. Ушинский), чтобы верно оп-ределить меру любви к ближнему, необходимо выяс-нить, каково должно быть у человека правильное от-ношение к Богу и к себе. Известный русский философ В.С. Соловьёв выделяет три основные «меры» любви, три чувства, которые характеризуют возможные нравственные отношения человека к себе, к другим людям и к Богу — это чувства стыда, жалости и бла-гоговения . Наиболее важная задача воспитания сегодняшнего дня — это воспитание у ребенка благоговения или «страха Божьего».

Благоговение , согласно определению этого слова, означает глубочайшее почтение, уважение. В. Даль характеризует его как «смесь страха и уважения, сми-рения и покорности». Святые Отцы Церкви говорят о нём как о «радостновидном страхе». Очевидно, что об-ласть значений этого слова очень широка и колеблет-ся в интервале от страха до радости — в зависимости от внутреннего состояния человека.

Очень большое внимание уделяется воспитанию этого чувства в хри-стианской педагогике. В советской педагогике оно было подменено воспитанием «уважения к революци-онным, боевым и трудовым традициям советского народа».

Воспитывать (или «вкоренять», «укоренять») страх Божий — это воспитывать у ребёнка чувство зависимости от Бога, включающее и страх наказания, и чувство любви. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, который требует глубокого и всесто-роннего освещения и учета той сложной духовно-нравственной атмосферы, которая окружает совре-менного ребёнка, отметим только, что для воспитания этого чувства необходима богобоязненность самих воспитателей, родителей, необходимо постепенное, с учётом возраста, знакомство детей с понятиями «Бога», «вечности», «смерти», «страшного суда» и одновременное воспитание у них ощущения и понимания той огромной, поистине неземной любви, с которой Бог относится к каждому человеку.

Воспитать у ребёнка страх Божий — это значит вызвать и «закрепить» у него ощущение «хождения под Богом», ощущение того, что любой человек — не случайность и не песчинка в этом мире, что «над каж-дым из нас непрерывно бодрствует Тот, для Которого нет случайностей, Кто всё доброе в нас поддержит, всё неразумное исправит, от всякого зла защитит и без Чьей воли ни один волос не упадёт с нашей голо-вы...»

Воспитание у детей чувства «благоговеинства», чувства истинной любви и глубочайшего почтения и уважения, близких к страху огорчить, обидеть, вызвать малейшее недовольство со стороны любимого существа, можно иначе назвать «чувством сыновства», поскольку именно таким образом должны стро-иться отношения детей и родителей. При направляю-щей силе этого чувства, этой главной эмоции сердца воспитывается основная «детская» добродетель — по-слушание. «Дитя должно учиться побеждать свою собственную волю и привыкать к воздержанности, лишениям и самоотвержению», — пишет митрополит Владимир Богоявленский .

Впрочем, умение слушаться, подчиняться является важнейшим качеством для человека любого возраста. Согласно святоотеческому учению, послушание ста-вится выше подвига молитвы и добродетели воздер-жания (поста). Оно является одной из главных забот христианского воспитания, поскольку беспрекослов-ное и быстрое послушание со стороны детей родите-лям, учителям, старшим служит залогом их послуша-ния Богу, то есть залогом добра.

Воспитанию этой добродетели большое внимание уделяют практически все христианские педагоги про-шлого века, однако особенно большое значение имеет она для наших дней. Распространению духа эгоизма, своеволия способствует не только современная семей-ная и общественная атмосфера, отличающаяся поте-рей критериев между «можно» и «нельзя», но и непо-мерное увлечение педагогов т.н. «гуманистической педагогикой», в которой мерилом системы педагоги-ческих (а зачастую не только педагогических) ценно-стей объявлен сам ребенок, а целью воспитания и образования провозглашается «удовлетворение всех его потребностей», т.е. воспитание эгоизма и самости. Подобная постановка вопроса может привести и при-водит к самым печальным результатам, которые будут иметь последствия не только для педагогики, но и для судеб России. Действительно, без этой добродетели послушания невозможно пред-ставить ни хорошего семьянина, ни образцового работника, ни законопослушного гражданина своего Отечества.

Необходимо также отметить, что хотя воспитание послушания не было провозглашено задачей совет-ской школы, но оно как бы подразумевалось, по-скольку многие её ценности и ориентиры (а среди них и самые главные — внутренние, духовные) были за-имствованы — через культуру и традиции — из опыта школы дореволюционной. И хотя многие основные педагогические понятия были искажены или подмене-ны, влияние этих подмен сказалось не сразу, оно на-капливалось десятилетиями, пока не привело к краху общественного сознания .

В вышеуказанной работе В.С. Соловьева гово-рится о стыде как своеобразном «регуляторе» отно-шения человека к самому себе. В борьбе духовного начала с телесным, пишет В.С. Соловьёв, утвержда-ется нравственное достоинство личности: «мне стыд-но подчиняться плотскому влечению, мне стыдно быть как животное, низшая сторона моего существа не должна преобладать во мне» .

Чувство стыда является естественным, прирож-денным чувством каждого человека, поэтому задача по его воспитанию состоит в том, чтобы не дать ему заглохнуть, а развить и укрепить его. Митрополит Владимир Богоявленский даёт следующие советы воспитателям и родителям .

«Предохраняйте детей от всего, что растлевает святое чувство стыдливости». Как ни труден этот со-вет для исполнения, его необходимо выполнять. Осо-бенно это касается прессы и телевидения, увлечение которым всё более приобретает характер болезни. Главный принцип здесь — отбор и строгая дозировка просмотра телепередач. Школе в этом вопросе (так же, как и родителям) необходима твёрдая и последо-вательная позиция.

Кроме того, чтобы не разжигать в детях чувст-венности, необходимо закалять их с самого раннего детства, приучать стойко переносить нужды и скорби, заниматься посильным трудом, предохранять от из-неженности.

Что касается полового воспитания, то, в отличие от мало продуманных современных концепций, святые отцы советуют как можно больше держать детей в совершенном неведении относительно этого вопроса. На их расспросы следует отвечать осторожно и ук-лончиво, не открывая им всей истины, но и не прибе-гая к обману и выдумкам. Относительно места школы в этом вопросе можно заметить, что ей не стоит брать на себя главную роль. Её надо оставить семье, прово-дя разъяснительную работу с родителями учащихся.

«Остерегайся, чтобы тебе самому не быть причи-ною растления детей». К этому совету трудно что-либо добавить.

«Внимательно наблюдайте за поведением детей,. чтобы они не имели никакого повода к соблазну».

Отцы церкви и опытные педагоги настоятельно рекомендуют родителям ни при каких обстоятельст-вах и ни под каким видом не позволять детям различ-ного пола (если даже они братья и сестры) спать в одной постели. Необходимо также следить за тем, чтобы в руки детей не попадали такие книги, журна-лы, которые могут осквернить их чувства и вообра-жение. И педагоги, и особенно родители должны сле-дить за кругом общения детей и ограждать своих чад от детей испорченных и грубых.

Последний совет сводится к следующему. «Воспи-тай в сердцах детей стыдливость и целомудренность из религиозных соображений, а не из каких-либо дру-гих». Этот совет связан с воспитанием в детях страха Божия. Память о Божьем вездеприсутствии и всеведе-нии будет лучшим охранителем их невинности, цело-мудрия, стыдливости.

Понятие стыда охватывает всю область отноше-ний человека к самому себе, поэтому необходимо воспитывать у ребенка воздержание или самоограни-чение в широком смысле этого слова.

Обратимся опять к советам митрополита Влади-мира Богоявленского и согласимся с ним, что глав-ный недуг нашего времени — «с каждым годом и днем распространяющаяся страсть к наслаждению» . Именно эта страсть порождает недовольных и несча-стных, число которых возрастает день ото дня.

Чтобы избежать этого, чтобы научить детей чув-ствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, необходимо показать им путь воздер-жанности, умеренности и самоотвержения.

Правила, предложенные уже известным нам авто-ром, кажутся очень простыми, но как трудны они для выполнения, знает каждый воспитатель.

«Не изнеживайте детей, но всеми мерами укреп-ляйте их организм». Из практики известно, что в из-неженном, болезненном теле живет как правило, больная душа. Поэтому выполнение режима дня, за-каливание, умение безропотно переносить болезни и несчастья — условия Хорошего, крепкого здоровья, причем, не только телесного, но и душевного. Велика здесь роль семьи, но большое значение имеет настрой школы, особенно в начальных классах, когда автори-тет учителя для ребенка выше родительского автори-тета.

«Приучай детей к трудолюбию и правильной дея-тельности». Это правило также тесно связано с ра-зумной организацией дня, режимом. У ребёнка долж-ны быть, помимо учёбы, постоянные, посильные обя-занности дома и в школе, причём родители и педагоги должны следить за тем, с каким старанием, прилежа-нием они выполняются. Приучая детей к трудолю-бию, они должны вместе с тем приучать их к аккуратности и порядку. Всему должно быть своё место и своё время.

«Приучай детей с самого младенчества к умерен-ности в пище и питье». С отходом от христианской культуры постов это правило забыто во многих семьях. Между тем важно не допускать, чтобы дети ели столько, сколько они хотят, чтобы они ели с жадно-стью и несвоевременно. Следует также оберегать их от лакомств, учить выходить из-за стола прежде, чем они насытятся. Как уже отмечалось, полезно ив физическом, и в духовном отношении соблюдение постов и постных дней.

Таким образом, воспитание у ребенка воздер-жания и стыдливости как основы правильного от-ношения к себе предохранит его от чрезмерного развития самолюбия и чувственности, сделает его способным к проявлению бескорыстного, нравст-венного отношения к другим людям. Воспитание.у него чувства благоговения перед Высшим Началом бытия (или страха Божия) позволит определить тот предел, ту меру благоговейного отношения к дру-гому человеку, которую нельзя переступать, чтобы не обожествить его и не прийти в состояние покло-нения твари вместо Творца.

В основе чувства жалости (сострадания, понима-ния) как главного чувства по отношению к другому человеку, по мнению В.С. Соловьева, лежит правда и справедливость: правда, что другие существа подобны мне, и справедливо, если я отношусь к ним так же, как к себе . Но одно дело — умом признавать другого человека равным себе, другое — научиться понимать, ценить, любить его, научиться относиться к нему нравственно в действительности, в поступках и наме-рениях.

Воспитать у ребёнка правильное отношение к другим людям помогут два правила. Если их соеди-нить воедино, то можно выразить их таким образом: никого не обижай и всем, насколько можешь, помо-гай. Или несколько иначе: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Первое правило — «не обижай» (или «не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали те-бе») — включает в себя ряд запретов. В христианстве эти запреты основаны на Божественных заповедях и связаны с борьбой с греховными помыслами, состоя-ниями, действиями. Святоотеческое учение о борьбе с грехами включает в себя «уроки» постоянного внима-ния не только к собственным поступкам, но даже к намерениям, ко всем состояниям ума и сердечным движениям .

В данной статье нет возможности даже бегло пе-речислить все возможные грехи ребёнка. Здесь и осуждение, и ябедничество, и за-висть, и воровство, и ложь, и лень, и непослушание, и многое-многое другое. Можно только заметить, что к «старым» порокам, характерным для школьного воз-раста, против которых сознательно не умели бороться ни семья, ни школа, ни сам ученик, в ужасающих раз-мерах прибавились новые: пьянство, наркомания, сквернословие, растление, блуд, превосходящая все границы дозволенного дерзость, бесстыдство. Поло-жение дел в образовании с так называемым «уровнем воспитанности» настолько тревожно, ситуация на-столько превосходит все допустимые границы, что её можно охарактеризовать как запредельную. Очевидно поэтому она не переживается педагогами, родителя-ми, общественностью как нечто вопиющее, ужасное, аномальное, а принимается как данность, как веяние времени и зачастую даже как норма. Такое состояние сознания, когда образ падшего человека объявляется естественным, нормальным, «законным», а зло возво-дится в ранг нормы, можно назвать чрезвычайным и кризисным, требующим решительных оценок и дейст-вий как со стороны педагогической науки, так и со стороны школы, семьи, общественности и государст-ва.

Если первое правило («никого не обижай») можно назвать отрицательным, то второе («всем, насколько можешь, помогай») — положительным. Оно преду-сматривает воспитание у детей различных добродете-лей.

Две эти задачи (борьба со злом, заключенным в самом человеке, и возращение в нем добродетелей) тесно сопряжены друг с другом. «В воспитываемом ребёнке, — пишет митрополит Владимир Богоявлен-ский, на авторитетное мнение которого мы уже ссы-лались, — должно быть искореняемо все дурное и на-саждаемо всё доброе» .

Что имеет в виду христианская педагогика под словами «всё доброе»?

В православии разработано обширное учение о добродетелях. Само это понятие является обобщенной характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нем подчеркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» — делать доб-ро) — в противоположность знанию о добре. По мне-нию профессора архимандрита Платона Игумнова добродетель подразумевает нравственную доблесть, которая способна восхищать и привлекать всякого человека и вести его к совершенству и богоуподоблению .

Вера, надежда, любовь являются главными хри-стианскими добродетелями. Они характеризуют, пре-жде всего, отношение человека к Богу.

Добродетели, связанные с отношением к ближне-му — милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, мужество, трудолюбие, простодушие, пря-мота, простота, братская любовь и др. Для укорене-ния в характере воспитываемого каждая из этих добродетелей требует усилий, специальных действий со стороны воспитывающих.

Выше уже говорилось о воспитании таких добро-детелей, как послушание, воздержание, богобоязнен-ность. Можно привести еще один пример.

Так, для воспитания правдивости (чувства любви к истине и отвращения ко лжи) необходимо следую-щее.

Относиться к детям с полной откровенностью и искренностью и оказывать им полное доверие. При сомнениях в правдивости их слов в точности убедить-ся, действительно ли они солгали. Только после этого серьезно и строго, но вместе с тем и с любовью выска-зать им свое недовольство. Не допускать в детях ни малейшей лжи.

Быть примером детям, показывать в словах и де-лах любовь к истине, правдивость и нелицемерность. Не обманывать детей. Не терпеть, чтобы детей обма-нывали другие, ни в каких ситуациях не давать детям ложных обещаний.

Намеренно или ненамеренно самим не вынуждать детей ко лжи. Не смеяться над ложью детей, высказанной в самой остроумной и хитрой форме. Не за-ставлять их говорить неправду из страха наказания. (Это бывает, когда наказание не соответствует совер-шенному проступку). Не учить их изворачиваться, лгать, чтобы выпутаться из затруднительного поло-жения. И, наконец, прививать им любовь к правде и истине из любви к Богу, который сам есть Истина, объяснять, что любая ложь является отвратительным грехом, нарушением Божественных заповедей. Лживый человек не остановится даже перед тем, чтобы украсть .

Таким образом, кратко мы остановились на том, что воспитание любви к ближнему, нравственного отношения к нему подразумевает определенную систему педагогических воздействий со стороны педаго-гов и родителей. Эта система, основываясь на пони-мании личности, данном христианской антропологи-ей, опирается на святоотеческое учение о борьбе с грехами (страстями) и на учение о воспитании добродетелей. При этом первое неразрывно связано со вто-рым: «насаждение», уход, взращивание всего того доброго, с чем связано понятие «человек», невозмож-но без соответствующей подготовки почвы, «земли», без освобождения её от «сорняков» — того дурного, что есть в человеке .

Здесь необходимо несколько слов сказать о хри-стианском понимании природы «дурного», согласно которому грех — явление духовное, метафизическое. Корни греха — не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни, для ко-торой сотворен человек и к которой он естественно, т. е. по природе своей, призван.

Совершается грех, прежде всего, в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его по-ражают всего человека. Совершенный грех отразится на душевном и на физическом состоянии человека, на его внешности, он скажется на судьбе творящего грех. Грех неизбежно выйдет за пределы его индивидуаль-ной жизни, отяготит злом жизнь всего человечества, а, следовательно, отразится на судьбе всего мира .

Следствием онтологической поврежденности че-ловека (первородного греха) явилась неупорядочен-ность его сил, толкающая человека ко злу. Эта неупо-рядоченность, по мнению епископа Феофана Затвор-ника, яснее всего проявляется в сфере ума — в своеумии, в сфере воли — в своеволии, в сфере чувств — в самоуслаждении . Задача христианского воспита-ния — привести эти силы в гармонию.

Таким образом, воспитание у ребёнка любви, «зажигание» его сердца связано одновременно с тремя задачами - тремя «мерами» любви: любовь-благоговение (отношение к тому, что выше человека), любовь-уважение, понимание (отношение к тому, что ему равно), любовь-стыд (отношение к самому себе).

Самой первой и важнейшей задаче духовно-нравственного воспитания — воспита-нию сердца, воспитанию любви - должно быть подчинено и развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка в их гармонии, воспитание его воли. Как для человеческо-го организма сердце является одним из центральных органов, принимающим кровь со всего тела, очи-щающим её через легкие и рассылающим её, обнов-ленную, по всему организму для питания и роста, так и для духовного существа человека, его души, сердце является не просто средоточием чувств, переживаний, настроений, а таким центром, проходя через который эти переживания, настроения, чувства изменяются, приобретают определенную «окрашенность», светле-ют или, напротив, омрачаются, темнеют — в зависи-мости от «силы сердца в любви», этого выс-шего, самого глубокого и напряженного сокровен-ного человеческого чувства.

Являясь самым сильным из чувств по своему оп-ределению, любовь , как внутренний источник света, изнутри освещает и преображает всего человека. Лю-бовь является одной из высших способностей челове-ка, функцией его души, той силой, которая позволяет ему из образа Божия стать Его подобием.

Кроме того, что сердце является «чувствилищем», которое правит всеми чувствами и волей, оно облада-ет способностью восприятия духовных воздействий. Сердцем человек молится, т.е. говорит с Богом. Пре-жде всего на сердце воздействует Творец, желая исправить человека. Очевидно, что с воспитанием серд-ца связано воспитание мотивов к той или иной дея-тельности.

Именно сердце различает добро и зло, являясь «седалищем» совести. «Человек склонен... к добру и злу, — пишет Э. Фромм. — Когда обе склонности на-ходятся в равновесии, он способен выбирать... Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе» .

Святоотеческая традиция учит оценивать по со-стоянию сердца внутреннее состояние человека, что находит подтверждение в большом количестве опре-делений сердечных состояний, имеющихся в русском языке: «доброе, чуткое, отзывчивое, мягкое, теплое, любвеобильное сердце», «золотое сердце», «черствое, холодное, жестокое сердце», «чистое, простое, верное сердце», «с легким сердцем», «сердце болит, ноет, жжет, жалеет, радуется»; «сердце не лежит», «камень на сердце», «сердце сердцу весть подает», «сердце кровью обливается», «отдать свое сердце», «принять близко к сердцу», «с замиранием сердца», «от полно-ты сердца» и т. д.

Потребность сердца в любви может быть так ве-лика, что это чувство охватывает все существо чело-века, подчиняет себе его мысли, чувства и желания. Если такое сильное чувство, с трудом управляемое рассудком, направлено на какое-либо занятие или на другого человека, то оно превращается в страсть, не-обузданное, неразумное влечение, которое доставляет человеку страдания, муки, телесную боль и душевную скорбь.

Характер этого чувства, его крайние проявления, интенсивность и продолжительность, невозможность хоть в какой-то степени управлять им с помощью ра-зума, свидетельствуют о его «сверхчеловеческом», Божественном происхождении. Поэтому задача вос-питания заключается в том, чтобы указать сердцу ре-бенка предмет, достойный его любви.

«Развитие в сердце деятельной любви к Богу и ко всему Божественному, священному, — пишет епископ Феофан Затворник, — главная задача родителей» . «Любовь к Богу, — подхватывает эту мысль протоиерей И. Базаров, — собственно не есть заповедь, а только указание на естественную потребность неиспорченной природы человека. Дух Божественный, присущий ес-теству человеческому, естественно стремится к своему первоисточнику и в этом стремлении находит свое блаженство» .

Но сердце предназначено не только для чувство-ваний. Вслед за Священным писанием и святыми От-цами Церкви философы и ученые считают его глав-ным органом мысли. «Мы познаем в той мере, в ка-кой любим», — свидетельствует блаженный Августин. «Любовь» («сердце»), — пишет Паскаль, — прокла-дывает дорогу разуму к вещам и людям».

Об ограниченных возможностях рационального (логического) способа познания действительности, о мозге как об «органе внимания» к жизни, своеобраз-ном «коммутаторе», который «ничего не прибавляет к тому, что получает», пишет французский философ А. Бергсон, отдавая приоритет в постижении жизни интуиции, идущей от сердца . И.П. Павлов своим учением о высшей нервной деятельности опытно под-тверждает эту гипотезу, свидетельствуя о том, что в совершеннейшей части мозга, коре головных полуша-рий, нет места для какого-нибудь центра чувств . На-конец, профессор архимандрит Лука (Войно-Ясенецкий), о котором упоминалось выше, на основании анализа Св. Писания и научных фактов приходит к выводу, что именно сердце является орга-ном высших чувств, важнейшим органом познания .

Все сказанное свидетельствует о том, что главная задача воспитания — научить сердце любить, дать ему силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека. Сердце, зажженное огнем Боже-ственной любви, будет воздействовать на все душев-ные и физические силы ребенка и устремит их на ис-тинно доброе и прекрасное.

Нами уже говорилось о необходимости воспита-ния не просто любви, а «меры» любви , «меры» чувств. Любовь как главная эмоция сердца может достигать такого напряжения, что все остальные, низшие чувст-ва оказываются ей подчиненными. «Жизнь в Боге есть низвержение [т. е. умерщвление] чувств, — свиде-тельствует св. Исаак Сирин. — Когда будет жить сердце, низвергаются [теряют силу] чувства» .

Таким образом, говоря о духовно-нравственном воспитании, необходимо, прежде всего, говорить о воспитании сердца, о любви как его цели.

«...Центр тяжести всякого нравственного влияния и воспитания заключается в силе любви», — пишет Св. Патриарх Тихон. На это же указывали многие выдающиеся педагоги прошлого, среди которых И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.И. Пирогов. Размышления об этом важнейшем вопросе можно найти в трудах ученых и педагогов — наших совре-менников. Особенно необходимо выделить работы В. А. Сухомлинского, который уделял большое внимание воспитанию у детей таких качеств, как любовь, доброта, совесть .

За последние годы вновь появились научные ис-следования, посвященные проблемам воспитания от-дельных нравственных качеств, тому или иному ас-пекту нравственного воспитания, нравственному вос-питанию в целом. Анализ этих работ, а также сочинений пе-дагогов-«классиков», сопоставление результатов и выводов, представленных в них, с результатами и вы-водами христианских педагогов и учителей Церкви позволяет дать краткие рекомендации относительно того, каким образом можно «воспитать сердце» .

1. Всеми возможными средствами развивать эмо-циональную сферу ребенка, его интуицию как перво-начальное умение «чувством познавать жизнь».

2. Основное внимание уделять воспитанию чувст-ва любви к Богу, ко всему высокому и святому как основе нравственного воспитания.

3. Поскольку сила и устойчивость того или иного чувства зависят от правильного представления о предмете любви, постепенно формировать у учащихся истинное и полное понятие о Боге и святыни (в широ-ком смысле слова) с учетом уже сложившихся у них представлений.

4. Учить детей адекватному выражению своих чувств, исходя из психологического закона адекват-ности чувства и его внешнего проявления: свободное выражение чувства возбуждает, усиливает его, а сдер-жанное проявление чувств, эмоций, переживаний умеряет их.

5. Способность человека ощущать на себе влияние настроения и чувств другого человека, перенимать их накладывает на педагога ответственность за каждый поступок, слово, движение, взгляд. Чтобы стать при-мером для ребенка, оказывать влияние на его внут-ренний мир, воспитатель должен проникнуться духом благоговения перед святыней, пониманием и состра-данием к людям.

Пример как главное средство воспитания основан на склонности детей к подражанию и их неспособно-сти отделить отвлеченное нравственное понятие от конкретной личности.

6. Воспитывая сердце, необходимо помнить о том, что дети перенимают от родителей не только интел-лектуальные способности, наклонность к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувст-вовать таким же образом, как и родители.

7. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, по-этому необходимо использовать житийную литерату-ру, обращаться к образам святых, имена которых но-сят дети с тем, чтобы у них сложился достаточно пол-ный и живой нравственный идеал. «...Жизнь людей богоугодных полна глубокого назидания, — пишет А. Воскресенский, — и, рассматриваемая с различных сторон ее, обнаруживает те сокровища духа и сердца их, которые как бы остаются сокрытыми от равно-душного взора человеческого, не желающего видеть в жизни людей таинственного промысла Божия» .

8. Словесные образы, на которых воспитывается ребенок, необходимо по возможности подкреплять другими образами и образцами святости — музы-кальными, живописными, архитектурными, драмати-ческими и т. д., целостной системой художественных образов. Усиление за счет этого эмоционального поля приводит к повышению эффективности воспитатель-ного воздействия, позволяет практически осуществить «правильный подбор впечатлений и представлений» (К. Д. Ушинский), необходимых для духовно-нравст-венного воспитания и образования.

9. Для достижения нужного воспитательного эф-фекта следует тщательно продумывать выбор воспи-тательных средств, а также место и время, когда мож-но ожидать от ребенка наибольшей восприимчивости. Необходимо использовать соответствующие воспита-тельные ситуации, стремясь не упустить из виду ни одной детали, касающейся поведения ребенка.

«В нравственном мире нет ничего мелкого и не-значительного, коль скоро это касается внутренней жизни человека, — отмечает прот. Иоанн Базаров. — Здесь часто нам не столько важны великие подвиги самоотвержения и самопожертвования, сколько добросовестность в исполнении мельчайшего долга» .

10. Учитывая, что в нравственной жизни «мера чувств» определяется его постоянством и устойчиво-стью (а отнюдь не только его напряженностью), необ-ходимо уделять преимущественное внимание поддер-жанию «огня сердца», воспитанию любви во всех ее проявлениях (через любовь к животным, природе и т. п.).

11. Для «зажигания» и поддержания «всех сил любви» (И.Г. Песталоцции) нужно развивать в детях молитвенность. Молитва ограждает от дурных мыс-лей, учит собранности и сосредоточенности, наставляет на доброе. «Молитве учат детей так же, как учат говорить», — пишет известный педагог С. Н. Куломзина .

Завершая статью, мы должны отметить, что воспитание в детях любви особенно важно для нашего времени, отдаляющего людей друг от друга, на каждом шагу ставящего препятствия для непосредственного, живого общения. Но любовь можно воспитать только любовью. Поэтому будем стараться разжечь в себе огонёк любви, чтобы вспыхнувшее от него пламя высоких и светлых чувств помогло нам любить наших детей, то дело, которому мы служим, Родину, ближних и дальних. И, конечно, Бога, который дал нам счастье жить на этой земле.

Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском вос-питании. — В кн.: Ушинский К. Д. Избранные произведения. М., 2006. С. 153.

Песталоцци И. Г. Письмо к другу о пребывании в Станце. — В кн.: Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочи-нения. Том 2. М., 1981. С. 81-83.

Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная филосо-фия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том I. M., 2002. С. 130.

Беседы митр. Владимира (Богоявленского). — В сб.: О ре-лигиозном воспитании детей. М., 1993. С. 44.

Любопытно наблюдение над системой подобных подмен в идеологической сфере: «рай» — светлое коммунистическое будущее; «единомыслие» — классовая солидарность; «крещение» — принятие в партию; «Св. Троица» — Маркс-Энгельс-Ленин; «Святейший синод» — политбюро; «св. мощи» — мавзолей; «иконы» — портреты вождей; «хоругви» — красные знамена; «литургия» — партийное собрание; «крестный ход» — демонст-рация. (См. в кн.: Начала христианской психологии. М., 1995. С. 48). Примерно то же происходило и в педагогике.

Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная филосо-фия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том 1.М, 2002. С. 135.

Митр. Владимир (Богоявленский). Воспитание чувства стыдливости. — В сб.: О религиозном воспитании детей. М., 1993. С. 55—59.

Митрополит Владимир (Богоявленский). Воспитание само-ограничения, или самоотвержения. — В сб.: О религиозном вос-питании детей. М., 1993. С. 52—55.

Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная филосо-фия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том 1. М, 2002. С. 165.

См., например, «Добротолюбие» — собрание сочинений отцов Церкви о внутренней, духовной жизни во всех ее направ-лениях и действиях. — Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1992

Митрополит Владимир (Богоявленский). О видимости, сущности и начале воспитания. — В сб.: О религиозном воспита-нии детей. М., 1993. С. 33.

Базаров И., прот. Нравственность и жизнь. — Странник, том IV. СПб. 1878. С. 190.

Куломзина С. Н. Наша церковь и наши дети. М., 2005. С. 38.