Латышские мужские имена и их значения. Современные латышские женские имена, их образование и значение

Имена мужские:

Бажен (Бажан) — желанное дитя, желанный.

Белозар — белая заря, просветлённый.

Белогор — высокопросветлённый.

Белослав — От БЕЛ — белый, белеть и СЛАВ - славить.

Белян — идущий по пути света и духовного совершенствования.

Беримир — заботящийся о мире; или завоевывающий его.

Берислав — берущий славу, заботящийся о славе.

Благослав — прославляющий доброту.

Богдан (Божко) — ребенок данный Богом.

Боговед — ведающий богов.

Богодар (Богадар) — одарённый богами.

Боголюб — любящий Богов.

Богомил (Богумил) — милый какому-то из Богов.

Богумир — взаимодействие Богов и мира.

Болеслав — славящий лесное божество.

Боримир — борец за мир (или в мире), миротворец.

Борислав — борец за славу или славный борец. (иудо-христ. сокр. «Борис»).

Боян - божественный сказатель.

Братислав — От БРАТИ — бороться и СЛАВ - славить или прославляющий братство (брата).

Бронислав (Бранислав) — прославленный воин или славящий битву.

Брячислав — от БРЯЧИ — бряцать и СЛАВ — славить.

Будимир — миротворец или мир обустраивающий.

Ведагор — ведающий о высшем, многознающий.

Ведислав — славящий ведение (знание).

Велеслав — славящий Велеса. Велигор — великий возвышенным.

Велимир (Велемир) - великий мир или воплощение Велеса.

Велимудр (Велемудр) - многознающий или мудр, как Велес.

Велисвет (Велесвет) — великий просветлённый; свет Велеса; взаимодействие Велеса и Световита.

Велислав — большая слава, наиславнейший.

Венцеслав — посвящающий славе, увенчанный славой.

Веселин — веселый, жизнерадостный.

Владимир — владеющий миром (имя на Руси проклятое в связи с её кровавым крещением).

Владислав (Володислав) — владеющий славой.

Воислав — славный воин или воистину славный.

Волк — одно из персонифицированных имен животного мира или частичное воплощение Перуна.

Ворон — одно из персонифицированных имен животного мира или темное воплощение.

Воротислав — возвращающий славу.

Всевид (Всевед) - всевидящий; всеведающий.

Всеволод — властелин народа, всем владеющий.

Всемил — всеми любимый.

Всемир — всемирный, т.е. способный проникать во все миры.

Всесвет — всесветный, т.е. способный воспринимать все света (миры).

Всеслав — всеславящий, знаменитый.

Вышезор — прозревающий (видящий) высшие миры, т. е. миры Прави и Слави.

Вышеслав — славящий старших РОДичей (Богов).

Вячеслав — наиславнейший, самый славный.

Вячко — легендарная личность: Вячко - прародитель вятичей.

Годослав (Годлав) — Историческая личность: Годослав — князь бодричей-рарогов.

Горазд — искусный, способный, хороший.

Горислав — пламенный, горящий в славе или высокочтимый.

Горыня — подобный горе, громадный, несокрушимый; пламенный.

Гостемил (Гостомысл; Гостемысл) — милый другому (гостю). Историческая личность: Гостомысл — князь Новгородский.

Градимир — хранящий мир или свой город.

Градислав — охранящий славу или восславляющий город (или в нём прославленный).

Гранислав — улучшающий славу.

Гремислав — прославленный.

Гудислав — прославленный музыкант, трубящий славу.

Далемир — далёкий(уединённый) от мира (общества).

Даримил — дающий милость, многомилостивый.

Дарен — подаренный.

Дзвенислав — восславленный.

Дедослав — славящий предков, хранитель родовых традиций.

Добровест — повествующий о добре.

Добровлад — владеющий добротой, ненасилием.

Доброгор — возвеличивающий добро.

Добролюб — добрый и любящий.

Добромил — добрый и милый.

Добромир (Добрыня, Добрыша) — добрый и мирный.

Добромысл — добрый и разумный.

Доброслав — прославляющий доброту.

Домаслав — прославляющий родню.

Драгомир — дороже мира.

Древослав — славящий древность, наследие предков, РОДовое древо.

Древомир — связанный с РОДовым деревом и приРОДой.

Дубыня — подобный дубу, несокрушимый. Дружина — товарищ.

Ерш — одно из персонифицированных имен животного мира.

Жаворонок — одно из персонифицированных имен животного мира.

Ждан — долгожданное дитя; ожидаемый.

Живомир — живущий в мире или воплощение Живы.

Живород (Живарод) - путь знахаря к РОДу.

Зимовит — суровый, беспощадный; зимний витий - прообраз «Деда Мороза».

Златомир — золотой мир.

Искрен - искренний; искрящийся.

Казимир — показывающий мир.

Кощей — худой, костлявый.

Красимир — прекрасный и мирный.

Крив — вождь племенного союза, который позже начал называться «Дети Крива» или «Кривичи».

Кудеяр — волхв Ярилы.

Ладимир (Ладомир) - живущий в ладу с миром; волхв Лады.

Ладислав — cлавящий Ладу (любовь), воплощение Лады.

Лебедь — персонифицированное имя животного мира; одно из воплощений Мары.

Лучезар - излучающий зарю.

Любим — любимый.

Любодар — дарующий любовь.

Любомир — любящий мир или любимый в миру.

Любомысл — любящия размышлять.

Любослав — любящий славу, любимый, прославяемый.

Любомудр — хранящий мудрость.

Любояр — любящий Ярилу — солнце.

Мал (Малой, Младен) — младший.

Мечислав - прославленный мечом.

Милан — милый. Милован — ласкающий, заботливый или тот, кого пощадили.

Милорад — милый, радостный (солнцу).

Милослав — мило славящий.

Милояр — любимый Ярилой.

Миролюб — миролюбивый.

Мирослав — прославляющий мир и прославляемый в миру.

Молчан — неразговорчивый, молчаливый.

Мстислав — славящий месть. Историческая личность: Мстислав Владимирович — князь Тмутараканский, великий князь Киевский.

Невзор - незрячий. Некрас — одно из «отрицательных» имен.

Огневед — ведающий духовную суть огня; волхв Огнебога.

Огнедар — дарящий, приносящий жертвы Огню.

Огнелюб — любящий огонь или воплощение Огнебога.

Огнеслав — славящий Огнебога или его воплощение.

Огнеяр — слияние двух стихий (уровней); солнечное пламя; частичное воплощение или воплощение.

Олег — ранне-русское (пост-арийское) значение — «движение к свету».

Орел — одно из персонифицированных имен животного мира; одно из воплощений Перуна.

Пересвет — очень светлый или частичное воплощение одного из Богов светлого пантеона. Историческая личность: Пересвет — воин Куликовской битвы.

Провид (Прозор) — провидец, ясновидящий.

Путимир — странник. Путислав (Путята) — славящий странствия; толковый.

Радигост — заботящийся о другом (госте).

Радимир (Радомир) — заботящийся о мире.

Радислав — заботящийся о славе.

Разумник — рассудительный, разумный.

Ратибор — защитник.

Ратмир — защитник мира.

РОДислав (РОДаслав, РОДеслав, РОДослав) — славящий РОДа; прославляющий свой род.

Ростислав — растущая слава.

РОДимир (РОДамир, РОДемир, РОДомир) — РОД и МИР; рождающий мир; частичное воплощение или воплощение; РОДомысл — думающий о своём роде.

РОДосвет — просветляющий, одухотворяющий род; имя волхва РОДа.

Светослав (Светислав) — прославляющий свет, светлый, ярый.

Светлан — светлый, чистый душой.

Светобор — борющийся, побеждающий светом, просветлением.

Световид — видящий свет, прозорливый; воплощение Белобога.

Светозар — озаряющий светом.

Светогор — Воплощение силы земли.

Светомир — просвещающий мир (общество).

Светополк — предводитель светлого войска.

Светояр — яро светлый (просветлённый), солнечный.

Скородум - быстро мыслящий.

Славомир - славящий мир или славный в миру.

Смеян - веселый.

Соловей — персонифицированное имя животного мира.

Сом — персонифицированное имя животного мира.

Станимир — устанавливающий мир.

Станислав — устанавливающий славу.

Стоян — крепкий, несгибаемый.

Судимир - мудрец, рассуждающий о мире.

Судислав - присуждающий славу.

Твердимир (Твердомир) — от ТВЕРД — твердый и МИР — мирный, мир.

Твердислав (Твердослав) — от ТВЕРД — твердый и СЛАВ - славить; славящий твердь.

Творимир — созидающий мир. Тихомир — тихий и мирный.

Трислав — славящий Триглав. Тур — персонифицированное имя животного мира. Историческая личность: Тур - основатель рода туричей.

Храбр - храбрый. Часлав — чающий славы.

Чурослав — славящий ЧУРа (ведун).

Ярило - солнечное воплощение, ипостась небесного пахаря.

Яромил — милый Яриле-солнцу.

Яромир — солнечный мир.

Яромудр — наделенный светлой мудростью.

Ярополк — предводитель солнечного войска. Ярослав — славящий Ярилу.

Имена женские:

Бажена — женская форма имени Бажен.

Белогора — просветлённая.

Белослава — женская форма имени Белослав.

Берислава — женская форма имени Берислав.

Благослава — женская форма имени Благослав.

Богдана — женская форма имени Богдан.

Богумила - милая Богам.

Болеслава — женская форма имени Болеслав.

Борислава — женская форма имени Борислав.

Бояна — женская форма имени Боян.

Братислава — женская форма имени Братислав.

Бронислава — женская форма имени Бронислав.

Ведана (Веденея, Веденя) — ведающая.

Ведислава — славящая ведение.

Велижана — вежливая, усмирившая свои чувства.

Велизара — многосветлая, озарённая.

Велимира — женская форма имени Велимир.

Велислава — женская форма имени Велислав.

Венцеслава — женская форма имени Венцеслав.

Вера — вера, верная.

Веселина (Весела) — женская форма имени Веселин.

Владимира — женская форма имени Владимир.

Владислава — женская форма имени Владислав.

Воислава — женская форма имени Воислав.

Всеведа — всеведающая.

Всемила — женская форма имени Всемил.

Всеслава — женская форма имени Всеслав.

Голуба — кроткая.

Горислава — женская форма имени Горислав.

Градислава — женская форма имени Градислав.

Гранислава — женская форма имени Гранислав.

Дарена (Дарина, Дара) — женская форма имени Дарен.

Дзвенислава — восславленная.

Добровлада — владеющая добротой.

Доброгора — возвеличивающая добро.

Добролюба — любящая добро.

Добромила — женская форма имени Добромил.

Добромира — женская форма имени Добромир.

Доброслава — женская форма имени Доброслав.

Драгомира — женская форма имени Драгомир.

Ждана — женская форма имени Ждан.

Живорода - жрица Живы.

Звенислава - возглашающая славу; прославляющая.

Златоцвета (Злата) — золотоцветная.

Зоремира — озаряющая, просветляющая мир.

Искра — женская форма имени Искрен.

Казимира — женская форма имени Казимир.

Красимира — женская форма имени Красимир.

Лада — любимая, милая. Богиня любви, праматерь Богов.

Ладомила — милая богине Ладе, милосердная.

Ладомира - женская форма имени Ладомир.

Ладослава — славящая Ладу.

Лучезара — лучезарная, озаряющая светом.

Любава (Любовь) — любимая.

Любомила — любимая, милая.

Любомира — женская форма имени Любомир.

Любояра — любящая Ярилу.

Людмила — женская форма имени Людмил.

Людомира — примиряющая людей.

Милада — милая богине Ладе.

Милана (Милена) — женская форма имени Милан.

Милослава — женская форма имени Милослав.

Мирослава — женская форма имени Мирослав.

Мстислава — женская форма имени Мстислав.

Надежда — надежда.

Некраса — женская форма имени Некрас.

Огнеслава — славящая Огонь.

Огнеяра — женская форма имени Огнеяр.

Арктическая родина в Ведах. Глава XIII. Значение наших результатов по исследованию истории изначальной культуры и религии арьев. Словарь арийских имён богов и терминов .

В словнике приводятся названия памятников религиозной литературы Индии и Ирана, встречающиеся в тексте, а также имена и термины, которые неясны по содержанию текста и не разъясняются в скобках или сносках.

АВЕСТА – собрание священных книг зороастризма.

АГНИ – бог огня , одно из древнейших божеств в Ведах. Имеет три формы-воплощения: солнце, молния и земной огонь.

АДИТИ – богиня в Ведах, мать группы богов-Адитьев.

АДИТЬЯ божества 7 месяцев солнечного света; Адитья — «имеющий семь имён, семиколесной колесницы, влекомой семью конями». Адитьев (солнц) было семь, по числу солнечных месяцев в Арктике. Шесть имён разных Адитьев – Дакша и Арьяман, Митра и Варуна, Бхага и Амша. Адити родила четыре пары сыновей: первыми родились Дхатри и Арьяман, затем появились Митра и Варуна, затем – Амша и Бхага, а последними были Индра и Вивасват. Семь сынов Адити люди называют Адитьями-богами, а восьмой, Мартанд не был месяцем солнечного света, на 8 месяц начинался период тьмы — мёртвое солнце. Из Мартанда (от «мри» – «умирать» и «анда» – «яйцо птицы»; «марта» – «мертвый или недоразвитый») братья сделали людей и других живых существ. «Существуют семь областей неба со своими особыми (семью) солнцами, есть и семь Хотри-жрецов, а с ними Адитьи – семь богов…»

Адхара — низший, Юг. У ттара — высший; север.

АЗИ (АХИ) – мифический огромный змей, ограждающий реки; общее название ядовитых змей.

АЙРЬЯНА ВАЭДЖО (АРИАНАМ ВАЙДЖА) – мифический арийский рай, или рай иранцев, считающийся областью их зарождения и исхода.

АЙТАРЕЙЯ БРАХМАНА – одна из Брахман, соотносится с текстами гимнов Ригведы.

АМРИТА – в ведической литературе (и во всех последующих литературных текстах) – напиток, дарующий бессмертие; напиток богов.

АМША – одно из имен солнца, сына Адитй.

АМЭША СПЭНТА – бессмертные святые в Авесте.

Ангарах – «горящие угли или огонь»

Ангирас — один из семи жрецов-Хотри, помогающих первочеловеку Ману совершать жертвоприношения, поющие гимны; соратники бога Индры. Агирасы — сыновья Агни. (греч. ) Ангирасы – это Вирупы-«имеющий много форм». В Ригведе говорится о двух группах (типах) Ангирасов, о двух их главных разновидностях – Навагва и Дашагва — лучшие из Ангирасов.

Ангарах – горящие угли или огонь

АНГРА МАЙНЬЮ (АНХРА МАНЬЮ) – злой дух в Авесте.

АПАОША – демон засухи; дословно – иссушающий.

АРАНЬЯКА – дословно лесная; Араньяки входят в состав книг ведической литературы.

АРДВИ СУРА АНАХИТА – в Авесте название реки и имя ее богини (в науке продолжается дискуссия о географическом положении этой реки).

АРДЖУНА – третий брат из числа пяти светлых героев эпоса «Махабхарата», братьев-Пандавов. Его небесным отцом является бог Индра.

Ари — в древнеиндийской астрологии «шестой дом» планет или небесное пространства

АРЬЯ (АРИЙЯ) – с древнейших времен это слово определяет принадлежность человека к одному из индоиранских племен.

АРЬЯМАН – одно из имен солнца, сына Адити.

Айрьяна Ва-эджо, или исходный дом иранцев

ATАР – огонь в Авесте.

АТХАРВАВЕДА – название последней из четырех Вед, содержащей заговоры и магические заклинания.

АТХАРВАН – «жрец огня»; Атхарваны называются «нашими отцами».

Ахани — пара «ночь и день» ; «есть тёмный «ахах» (ночь) и светлый «ахах» (день)». «Ахах ушаса-накта» — пара «день и ночь»

Ахо-ратре — «День-Ночь» (пара)

АХИ-ДАХАКА – трехглавый змей, враг добрых дел Ахура Мазды. Он же – Ази-Дахака и Ахи-Дахаках.

АХИЛЬЯ – небесная змея. Одно из имен Вритры.

АХУРА – благой бог в Авесте.

АХУРА МАЗДА – верховный бог в зороастризме (в поздней литературе Ормазд).

АЧАРЬЯ – буквально: учитель, наставник. В литературе прибавляется к личному имени почитаемого человека – проповедника, основателя религиозного или философского течения или школы.

АШВАЛАЯНА ШРАУТА СУТРА – одна из сутр, относящаяся к Ригведе.

АШВИНЫ – в Ведах два брата-близнеца, возвещающие утро. Считаются врачами и помощниками богов и святых.

БРАХМА – имя бога-творца, прародителя всего сущего, создателя богов, демонов, земного и небесного миров.

БРАХМАН – член высокой социальной группы жрецов и наставников, глубоко уважаемых большинством приверженцев религии индуизма.

БРАХМАНА – книга из раздела ведической литературы, наиболее близкой к Ведам. Название отдельных Брахман указывает на их связь с определенной Ведой.

БРАХМА-СУТРА – сутра о почитании бога Брахмы.

БРАХМАЧАРИН – юноша, проходящий первую ступень (ашрам) жизни (до брака).

БРИХАСПАТИ – верховный жрец богов, сын Ангираса.

БУНДАХИШ – название среднеперсидского пересказа Авесты.

бхуясих, бхуясир — много

бхуясир ушасах — «много зорь»

БХАГА – одно из имен солнца, сына Адити.

ВАЛЬМИКИ – поэт-сказитель, которого считают автором эпоса «Рамаяна».

Варамси пространство , сияние, звёзды.

ВАРТИКА – имя перепела, спасенного Ашвинами.

ВАРУНА – один из древнейших богов Вед. Охранитель риты – закона мирового порядка. Повелитель вод.

Варша — период дождей;

ВАЧ – богиня Речи, Слова.

ВЕДАНГА ДЖЬОТИША – трактат по астрономии.

ВЕДЫ – четыре сборника религиозных и ритуальных текстов в форме гимнов и ритмических строф. Слово «веда» значит «веденье». Возникновение каждой Веды точно не датировано.

ВЕНДИДАД – главная часть Авесты, состоящая из 22 фаргардов (глав). Вариант названия – Видевдат.

ВИВАСВАТ – одно из имен солнца, сына Адити.

Вирупе — разнообразие; «имеющий много форм », оттенков»; «рупа» – «тело, форма». Ангирасов иногда именуют «вирупами» и «сыновьями неба».

ВИШНУ – в Ведах бог света и солнца.

ВОУРУКАША (ВОРУКАША) – в зороастрийской мифологии море, определяемое то как мировой океан, то как Каспийское, то как озеро Балхаш.

ВРИТРА – в Ведах демон мрака, похититель солнца, враг бога Индры, один из Данавов.

Вьюшти («ви» и «юшти») полный расцвет зари, вспыхивание зари Ушас. А+ви+ушта» — «не полностью перелитая заря в восход»

Гавам-аянам жертвоприношение

ГЕЛИОС – имя бога солнца в греческой мифологии.

ГЕРАКЛ – герой древнегреческих мифов, сын бога Зевса. Ему приписывается совершение двенадцати подвигов, требующих проявления огромной силы.

ГОТАМА – имя ведического мудреца.

ГРИХЬЯ-СУТРЫ – трактаты, посвященные домашней религиозной обрядности (IV–VI века н.э.).

ДАКША –одно из имён солнца, сына Адити; имя одного из ведических богов, сотворенных Брахмой.

Дакшана — «правая сторона».

Дакшина — правый, правая рука, «искусный, опытный»; Юг, южный; третье значение – «великодушие» или «щедрая награда» . Сурья — сын Дакшины — Зари Ушас.

Дакшинавант — «самых щедро жертвующих».

ДАКШИНАЯНА (ИЛИ ПИТРИЯНА) – Южный путь или Путь предков; ночь богов, период долгого ухода солнца с северного неба.

ДАНАВЫ – разновидность демонов в индуизме.

ДАСА, ДАСЬЮ – демон, разбойник. Название враждебного арьям народа.

ДАЭВЫ (ДЭВЫ) – злые духи, демоны в литературе парсов.

Даша масах — десять месяцев.

Дашагва — лучший из Ангирисов, «семижды-творящий», имеющий семь ртов; Дашагвы, прежде всех принесли жертвы. «Навагвы и Дашагвы отдавали силы, возливая сому и прославляя песнями Индру, завершали саттру за десять месяцев.

ДВАДАШАХА – двенадцатидневное жертвоприношение.

ДВАПАРА – название третьей юги (эпохи) из числа четырех юг в мифологии Пуран.

«Дэванам пурве юге» и «дэванам пратхаме юге» — древние, первые, ранние века богов.

ДЖАТАКИ – часть буддийской литературы повествовательного содержания.

ДЖЬОТИША – наука астрономия.

Дивах мадхье «посреди неба»

«долгая тьма» — одно из имён убывающего, умирающего на 10 месяце солнца Арктики. Диргхатамас состарился в «дашаме юге» — «солнце состарилось на десятый месяц», оно ослепло, а Даса Трайтана бросил его за горизонт, в неведомый океан воды, над водами царит бог Варуна, воды текут по его команде . Диргхатамас призывает Ашвинов на помощь. Ашвины вернули молодость Диргхатамасу, под именем Маматсья (имя его отца Мамата), сыне Утатхьи- имя его матери. Диргхатамаса называют Чхьяване, а также Вандана .

ДХАТРИ – одно из имен солнца, сына Адити.

ДЬЯУС – имя бога неба, бога света.

ДЭВАЯНА (или УТТАРАЯНА) – Путь богов (или Северный путь): день богов, период пребывания солнца на небе.

ЗАКОНЫ МАНУ – сборник религиозно-правовых указаний и разъяснений. Предположительная дата создания – конец I тысячелетия до н.э. Книга издана на русском языке под этим же названием.

ЗАОТА – верховный жрец-жертвоприноситель парсов.

ЗАРАТУШТРА (ЗОРОАСТР) – пророк, основатель религии зороастризма.

ИНДУС – приверженец религии индуизма (в современной Индии – свыше 80% населения).

ЙИМА – царь времен золотого века в Авесте. Первый умерший земной человек. Аналогичен Яме в Ведах.

Йоджан — повозка; дневное движение солнца; расстояние, которое проходят не запряженные лошади (таппа);

КАЛЕНДЫ – применявшееся в римском календаре подчеркивание значения первых чисел месяца, близких к новолунию; переносное название этих дней.

КАЛИДАСА – поэт и драматург Древней Индии (V век н.э.). Автор драмы «Признанная Шакунтала».

КАЛИЮГА – век богини Кали; век демона по имени Кали; железный век. Это последняя юга из общего числа четырех юг.

КАЛЬПА – название долгого периода времени, равного 4320 годам (по другим источникам – 12 млн. лет). Это и название Дня Брахмы.

КАРШВАР – в зороастризме весь обитаемый мир делится на семь каршваров (зон, областей).

КУМАРА – буквально: юноша, сын, царевич. Одно из имен бога Сканды-Карттикейи, сына бога Шивы.

КУТСА – злодей, убивший своего домашнего жреца-брахмана.

КУХУЛЭН (КУХУЛЕЙН) – солнечный герой кельтской мифологии.

Кшапах - ночи .

МАЗДА – сокращенное имя верховного бога парсов Ахура Мазды.

Мамара» – «умирающий», о заходящем солнце

МАНДАЛА – книга, состоящая из того или иного количества гимнов Вед. Чаще всего цитируются мандалы Ригведы.

МАНУ – первочеловек , предок всех людей, спасшийся после потопа. Первую жертву богам Ману приносил вместе с семью жрецами-Хотри : Ангирас (греч. Аггилос — «взлетающий посланец», вестник; Ангел. ), Яяти , Бхригу , Атхарван и Дадхьянч , Атри и Канва . Атхарваны («жрец огня») называются «нашими отцами» («нах питарах») , наряду с Ангирасами, Навагвами и всеми БхригуМану считается автором сборника «Законы Ману».

«Мануша юга» — «века (возрасты) человека»; «вишве йе мануша юга…» — «Все те, кто защищает человека от несправедливости в течение всего его века». «тва гира дайвьям мануша юга» — «Человеческие поколения возвеличивают Агни «в течение человеческих веков».

«Мануша юга» определяли в древности месячный цикл, в течение которого солнце было над горизонтом. «Индра, убив Вритру, привёл на небо зарю и солнце и «установил порядок месяцев на небе» ; «четыре «юги» — четыре фазы луны.

МАРТАНД – восьмой сын Адити — мёртвое солнце (от «мри» – «умирать» и «анда» – «яйцо птицы»; «умершая птица»; «марта» – «мертвый или недоразвитый») Мартанд не был месяцем солнечного света, на 8 месяц начинался период тьмы. Из Мартанда братья сделали людей и других живых существ.

МАРУТЫ – боги ветров.

МАТСЬЯ ПУРАНА – Пурана о рыбе. Содержит рассказ о всемирном потопе и о воплощении бога Вишну в рыбу, спасшую корабль прародителя человечества, Ману.

МАХАБХАРАТА – великая эпическая поэма Древней Индии. Индийская традиция относит время ее создания к концу IV тысячелетия до н.э. (3102 г.), но ее части возникали разновременно.

МЕРУ (Махамеру) – мифическая гора на Северном полюсе, местопребывание семи богов Адитьев, восьмой — Кашьяпа озаряет гору . «На Меру боги видят солнце после его единственного восхода и в течение половины его вращения, начинающегося с Ари »

МИТРА – имя бога, дружественного ко всему живому, противника ссор.

Навагва — «наши древние отцы» - «нах пурве питарах» — предки ведического народа; Навагва — лучшие Ангирисы. Навагва и Дашагва от «нава» -«новый» или «очаровательный», девять, и «даша» (дашан)» – это числительное «десять», «гва» от корня «гам» – «идти». Навагвы-Ангирисы воспевали Индру в песнях, приносили жертву, возливая сому , завершал саттры за девять месяцев, и Дашагвы, завершавшие саттру за десять месяцев».

НАКШАТРА – созвездие, группа звезд; часть эклиптики.

Нах питарах — наши отцы

Нах пурве питарах — предки, праотцы ведического народа

НИРУКТА – комментарий к текстам Вед, созданный Яской (VII–VI века до н.э.).

НУМА ПОМПИЛИЙ – имя древнеримского царя реформатора (VIII–VII века до н.э.).

ПАНДЖАБ (ПЕНДЖАБ) – буквально Пятиречье, древнее название одной из областей на северо-западе Южно-Азиатского субконтинента. Это название сохранилось за одним из штатов Индии.

ПАНДИТ – ученый, образованный человек; по большей части член высокой брахманской касты.

ПАНИ – в некоторых памятниках индийской литературы – название народа, враждебного арьям; в Ведах – разновидность демонов.

ПАНИНИ – древнеиндийский грамматист (V–IV века до н.э.).

ПАРВАРДИН-ЯШТ – один из гимнов Авесты.

ПАРСЫ – приверженцы религии зороастризма. Известны также как огнепоклонники.

ПАТАНДЖАЛИ – древнеиндийский грамматист (II век до н.э. – II век н.э. – ориентировочная датировка времени его жизни).

ПИТРИ – души предков, предки.

ПИТРИЯНА – Путь предков, темная половина года (другое название: Дакшинаяна – Южный путь). Дэваяна и питрияна — две половины года – одна, состоит из непрерывного света, и другая – из непрерывного мрака.

Пра+дакшинам слева направо

Пратимана – «контрмера», противостояние

Пратхама — первые, древние, старые, древнейшие; «Авама» — последний.

ПРАШНО ПАНИШАДА (ПРАШНА УПАНИШАДА) – одна из Упанишад.

праяшчитта – ритуал подготовки к смерти.

Пура — дни (прежние), века прошедшие.

Пура кальпе — давно прошедшая эпоха

ПУРАНА – буквально: древний. Пураны в индуизме – житийные предания, сказы. Известны 18 основных Пуран и много более мелких. Они создавались от конца I тысячелетия до н.э. и до середины II тысячелетия н.э.

Пурвих – много

Пурвьям югам — в древнейшую югу; ранние века;

ПУРУША – в Ведах это первочеловек, которого боги принесли в жертву, создавая все сущее из частей его тела (буквальное значение этого слова – человек).

ПУШАН – Пушан сравнивается с Дьяусом ; у него две формы — тёмная и светлая («ахани»-пара); одно из древнейших имен солнца; в индуизме это бог-покровитель процветания и богатства.

РАВАНА – десятиглавый демон, владыка зла. Он был убит героем «Рамаяны» царевичем Рамой, в образе которого явился бог Вишну.

РАДЖАС – пространство верхней или нижней полусферы мира.

Раджаси — низкие и высокие слои атмосферы, пространство.

РАМА – главный герой эпической поэмы «Рамаяна», седьмое воплощение бога Вишну на земле.

РАНГХА – река в Авесте. О месте ее протекания ученые продолжают спорить. Некоторые считают ее Волгой.

РАПИТВИН – божество второй части дня в Авесте; буквальное значение – полуденный.

РИТА – закон правды и порядка, установленный высшими силами космоса.

Рупа – тело, форма (родственное слово в рус. яз.: труп)

САВИТРИ – имя богини, супруги Брахмы. Название молитвы в Ригведе, обращенной к богу солнца.

Самайа близко , вместе, воедино; «самайа бхавати»- «тот, кто являет себя между двумя» .

САМХИТА – трактат, книга, сборник (молитв, гимнов, правил).

САНСКРИТ – язык индоарийской группы индоевропейской языковой семьи. Древнейшая его форма – ведический, или ведийский, санскрит, следующая – эпический, последняя – классический. Принято называть санскрит языком индийской культуры. Признан одним из официальных языков Республики Индии.

Сапташва — «семилошадный»; «саптачакра» — семиколесный год солнца в шесть сезонов и 12 месяцев,

САТТРА – ритуальное действие; исполнение жертвоприносительного гимна или молитвы.

САЯНА – индийский комментатор Вед (XIV век н.э.). Составил комментарий к Ригведе.

СМРИТИ – буквально: «запомненное»; общее название памятников постведической литературы, отличающее их от ведических текстов, именуемых «шрути» – «услышанное».

Имя, данное при рождении, может сыграть судьбоносное значение в жизни каждого. Это своего рода идентификатор, который может многое поведать о вашей личности. В Латвии совершенно особенное отношение к выбору имени, что делает латышские имена не только красивыми, но и сакральными. Понять истинное значение поможет знание многовековой истории народа.

Немного из истории

Имена подобны фолиантам: они могут многое поведать о личности, в том числе о конфессии, национальности, отношении к тому или иному обществу, да и в целом расположить или оттолкнуть от себя человека. Наверняка вам не раз встречались люди, которые в один момент могли завоевать ваше расположение только потому, что вам нравится их имя.

Те имена, которые действительно являются исконно латышскими, как ни странно, происходят из язычества, а что касается заимствованных имен, то они относятся к христианству. Дело в том, что римские или еврейские имена появились на территории Латвии только с приходом христианства, о котором ничего не было известно до 12 века. Но даже после прихода новой веры в стране на протяжении длительного времени сохранялись языческие традиции.

Имена граждан Латвии в какой-то степени являются отображениями событий прошлого, которые имели огромное влияние и значение для страны. Или же конкретных фактов, сыгравших важную роль для самой семьи, в корне изменив ее жизнь. В настоящее время есть много латышских имен, сохранивших свое первостепенное значение, но с каждым годом их все больше и больше забывают. Условно их можно разделить на несколько категорий:

  1. Мужские/женские;
  2. Христианские/языческие;
  3. Исконно латышские/заимствованные.

Красноречивость мужских имен

Если вам когда-либо доводилось посещать Латвию, вероятно, вы успели услышать немало красивых и даже необычных имен, как легко запоминающихся, так и не очень. В глубине большинства из них таится скрытый смысл. Но какой?

Согласно правилам, латышские имена для мальчиков местного происхождения всегда заканчиваются на -с (-s). Вот только несколько примеров красноречивых значений:

Это далеко не полный, но весьма интригующий список. Занимательно, но некоторые из приведенных выше имен сильно сходны с традиционно русскими, например: Андрис - Андрей, Петерис - Петр, Янис - Иван.

Латышский юмор в повседневности

Жизнь сложная штука, и без юмора в ней совсем не обойтись. Латыши об этом знают не понаслышке и даже используют шутки в качестве идентификации личности. Среди местных для Латвии имен есть те, что могут показаться русскому человеку весьма непривычными . Например:

  • Иллюмината;
  • Схоластика;
  • Фортуната.

Или даже такие:

  • Берзиньш;
  • Мирзда;
  • Лиепиньш;
  • Озолиньш.

Если смысл имени, к примеру, Фортунаты, понятен и приемлем, то над другими, и правда, можно сломать голову. Впрочем, в каждой стране есть свои национальные особенности.

Метаморфозы с переводом и происхождением

Как ни странно, но уменьшительно-ласкательная форма имен латышей куда длиннее, чем у россиян. Это может с непривычки вызвать диссонанс, но ненадолго. Так, если вы захотите обратиться к Талису более ласкательно, придется сказать «Таливальдис», к Гунтису - «Гунтарс», Янис - «Янитис», Карлис - «Карлитис». В принципе, даже не зная азов языка, можно с легкостью самому разобраться в тонкостях общения.

Как известно, у лютеран не приняты канонические имена, что дает их родителям право на выбор имени по собственному усмотрению. Более того, здесь они могут применить всю свою фантазию и воображение, пополнив новыми латышскими именами существующий список. Именно так появились Вальдемас, Талис, Кирис и прочие.

Таинство женских имен

Латышские женские имена - это список почти бесконечный. Но особых расхождений с мужскими не наблюдается. Хотя изрядная их доля пришла в сегодняшнюю Латвию прямиком из мифологии. Одно из весьма популярных имен - Лайма, которое происходит от названия богини счастья. Что касается Лаумы, то согласно имеющимся письменам, это фея и волшебница. Сегодня даже на территории Российской Федерации можно встретить девочку и женщину со звучным именем Лайма.

В большинстве случаев имена призваны описать добрые, светлые и самые положительные качества своей обладательницы. Немудрено, ведь прекрасная половина человечества всегда олицетворяет собой красоту, грацию и изящество. И дело здесь не в национальности, расе, или других отличиях, здесь речь идет о более тонких материях. Поэтому Илга будет обозначать «мечта», «желание». А вот Майга - это исключительная «нежность».

Тот, кто уже бывал в Латвии, явно удивился, услышав привычные для слуха имена. Действительно, все давно знакомы с русской Машей, Аней, Ингой, Кристиной и так далее. И несколько необычно встречать Марию или Анну на просторах чужбины. Хотя христианские имена для Латвии - это самое обычное и очень распространенное явление.

Наибольшим спросом пользуются следующие имена:

  1. Мария. Древнееврейское происхождение. Имеет несколько вариантов перевода: «печальная», «госпожа».
  2. Анна. Древнееврейское происхождение. Обозначает «благосклонность».
  3. Кристина. В переводе «христианка».

К этому перечню еще можно отнести: Лигу, Еву, Илзе, Аниту, Ивету, и не только. Латвийские имена женские созвучны, хотя далеко не все имеют национальный окрас, а просто заимствованы.

Тонкости обращения друг к другу

Если в России принято обращаться по имени-отчеству, то в Латвии такого не встретишь. Зато если возникла необходимость проявить вежливость, на деле используется в качестве обращения исключительно фамилия. Если нужно сделать акцент на уважении, то в качестве приставки употребляется «bierds» (при обращении к женщине) или «biedre» (к представителям мужского пола). На русском языке это обозначает «товарищ».

Отчество существует, но его употребление не принято. Чтобы обозначить личность, достаточно выбрать среднее имя, другими словами, назвать отца в именительном падеже. Знать подобные тонкости общения необходимо, если в планах поездка на чужбину, в обратном случае, вы можете оскорбить чувства народа Латвии.

В обиходе россиян термин «товарищ» практически изжил себя, и услышать его на сегодняшний день - большая редкость. Зато у латышей это весьма распространенная форма обращения друг к другу, нацеленная на акцентирование своего почтения.

К огромному сожалению, спрос на значимые для истории Латвии имена заметно снижается, проявляя тенденцию к полному исчезновению. В настоящее время угроза вполне реальна и, вероятно, неминуема.

Если изучить историю страны, обычаи и традиции, включая таинство имени, то становится понятен тот трепет, с которым латыши изо всех сил пытаются сохранить остатки самобытности. Местный колорит особо заметен именно при придумывании имени, когда родители пытаются вложить богатый смысл в судьбу своего ребенка, укоренив в наборе букв богатство истины, правды, любви, и прочих благ Вселенной.

В мире существует много стран, национальностей, религий, и каждое имя по-своему уникально, даже если, на первый взгляд, не совсем понятно. Достояния культуры, архитектурные богатства, уникальное и неповторимое звучание латышских имен - все это история Латвии. Все это достойно того, чтобы знать, помнить, и продолжать чтить память предков.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Имя - это неотъемлемый атрибут человека, который присущ каждой цивилизации, независимо от уровня ее развития. С помощью него часто можно идентифицировать личность, а также узнать национальность и конфессиональную обусловленность. Но, безусловно, сделать это можно не всегда.

Это скорее влияние моды и личных предпочтений родителей. В данной статье будут представлены некоторые латышские имена. Корни их уходят в глубокую древность, собственно, как и вся латышская культура.

Именные категории

Все имена можно разделить на следующие группы:

  • по половому признаку различают мужские или женские;
  • по географии проживания человека его могут назвать коренным латышским именем или же которое пришло от других народов;
  • по принадлежности к той или иной религии различают языческие имена и христианские.

Однако если обратиться к истории, то последние две группы объединены, ведь изначально латышские имена в основном языческие, в то время как многие иностранные - это христианские. Это можно объяснить тем, что христианство на земли Латвии пришло только в 12 веке. После этого многие родители продолжали нарекать своих детей языческими именами или вовсе придумывали имена своим детям самостоятельно.

Мужские имена

Зачастую латышские имена у мужчин можно определить по окончанию -с (-s). Данное окончание свойственно всем группам имен. Может показаться, что латышских мальчиков называли чересчур красноречиво. Поэтому необходимо для начала разобраться в значениях того или иного имени. Латыши искренне верят в то, что имя оказывает немаловажную роль на формирование характера человека. Если родители хотели, чтобы их ребенок был старательным и усердным, они называли его Центис. В набожных семьях мальчиков часто называли Лаймонисами, что означает «блаженный».

Почему детей называют тем или иным именем?

Достаточно популярно в Латвии называть мальчиков именами, связанными с окружающей средой. Например, Дзинтарс (янтарь) или Друвис (Нива).

Сегодня можно услышать имена, которыми в былые времена называли великих военачальников, что сражались в крестовых походах. Наиболее распространенными из этих имен является Виеструс и Таливальдис.

В основном все иностранные имена пришли в латышский язык с развитием христианства. Коренные латыши в основном исповедуют католицизм и лютеранство, поэтому христианские имена пришли на эти земли от немцев, шведов и поляков. Порой эти имена созвучны с русскими. Например, древнееврейское имя Иоанн в Латвии звучит как Янис, а у нас - Иван, что означает «Божественная милость». Имя Петерис (значение - "скала") пришло в Латвию из Древней Греции. Паулюс - аналог Павел. В русском варианте это имя звучит аналогично.

Латышское имя Айварс означает «воин». Это имя пришло на латвийские земли из Древней Скандинавии. Из Англии пришло имя Эдгарс (богатый воин), из Германии - Улдис (могущественный).

Некоторые латышские мужские имена отличаются от русских только произношением. Например, в русском языке существует правило сокращать имена, в то время как в латышском имена преобразуются в ласкательную форму и от этого становятся гораздо длинней, чем изначальные.

Женские имена

Множество коренных женских имен пришло из античной языческой мифологии. Например, Лайма (покровительница счастья) и Лаума (кудесница). Латышские имена, женские в особенности, зачастую описывают только положительные светлые качества его обладательницы. Например, Майга - ласковая, Илга - ненаглядная, Мирзда - блистательная.

Многие латышские имена, женские и мужские, обязаны христианству. Особенно популярны в Латвии такие варианты, как Анна (благосклонность), Кристина (христианка), Мария (госпожа), Инесе (чистая).

В начале 20-го века в латышский язык пришли женские имена из Литвы и Скандинавии. Ингуна, Дайна, Бирута - эти латышские имена достаточно редки. Не столь часто, но все же встречаются и имена, которые являются производными от мужских. В основном используют уменьшительную или ласкательную форму. Например, Мелита превращается в Мелитину.

Выбирать имя девочке можно любое, ведь в лютеранской церкви нет никаких канонов. Часто родители самостоятельно переделывают имена, включив всю свою фантазию.

Особенно популярно у латышей называть девочек Анитами. Но это имя не такое уж и безобидное, как может показаться. Родителям нужно заранее изучить его значение.

Популярное имя Анита

Никак нельзя назвать милой Аниту, ведь ее отличительные черты - это невообразимая раздражительность, настойчивость, а также чрезмерная нервозность. Девушки с таким именем с самого детства не признают авторитетов. Они любят до конца отстаивать свое мнение и взгляды, в школе они часто спорят с преподавателями и возражают взрослым. У такой девушки огромная сила воли, аналитический склад ума, а также превосходная память. Помимо этого, Анита обладает несравненным чутьем. Девочка крайне темпераментна, а по жизни она очень самостоятельна и трудно поддается влиянию. Она всегда оказывает сопротивление всем, кто хочет ее переубедить или научить чему-то, также Анита не будет слушать советы, хотя иногда эти самые советы незаменимы и необходимы. Подробно изучив описание, можно сделать вывод, что данное имя - это скорее проклятие, чем благословение. Но почему-то латыши все чаще дают имя Анита своим новорожденным малюткам.

Мода диктует свои правила

Сегодня популярность исконно традиционных имен резко падает, так как родители предпочитают называть своих детей, следуя не народным традициям, а моде. В обиходе появилось достаточно много имен, которых раньше вообще не существовало. Они просто являются производными от других. Печально, но некоторые красивые латышские имена находятся на грани исчезновения. Зато достаточно часто в Латвии можно встретить Анастасий, Викторий и Александров.

Примечательно, что в латышском языке не используется отчество. Только имя и фамилия. Но если о латышах упоминается в русскоязычных источниках, то этот идентификатор человека также упоминается наравне с другими.