Что такое магическое мышление. Магическое мышление

Магическое мышление как попытка контроля реальности возникло ещё в первобытные времена. Тогда, не зная законов объективного мира, люди пытались защитить себя от ударов судьбы специфическими ритуалами. Удивительно, но сегодня, в XXI веке, во время расцвета науки и свободного доступа к знаниям многие по-прежнему зацикливаются на «магических ритуалах» в попытках воздействовать на постоянно меняющийся мир. В том, что такое магическое мышление, чем оно опасно и что собой представляет обсессивно-компульсивное расстройство, разбираемся вместе с практикующими психологами и ведущими исследователями.

Каждое новое столетие ставит человечеству условия, к которым оно не было готово: Первая и Вторая мировые войны поразили мир своей невиданной жестокостью и сломали психику целым поколениям, а относительно стабильный XXI обрушился на нас ежедневной изменчивостью реальности. Находясь в так называемом информационном обществе, мы ежедневно получаем потоки информации самого разного, порой полярного содержания, вынуждены осваивать новые программы и технику, регулярно повышать квалификацию, чтобы сохранить источник дохода, переосмысливать общественные процессы и самое главное — смириться с абсолютной нестабильностью повседневности.

Требования, которые нам предъявляет современность, затрагивают огромное количество психических ресурсов. Между тем, потребность в стабильности по-прежнему остается для нас одной из базовых. Реальность ускоряется, и в этих непростых условиях все больше людей прибегает к так называемому «магическому мышлению». Его суть заключается в том, что человек начинает думать, что его мысли, действия или слова оказывают определенное воздействие на окружающую его реальность.

Стоит заметить, что исследованием этого явления занимался еще Иван Петрович Павлов, который изучал склонность человека к попытке запрограммировать окружающую действительность.

Как отмечают современные специалисты, такая привычка может перерасти в зависимость, и в этом случае все свои победы и поражения личность станет объяснять тем, что «нагрубил кому-то в общественном транспорте», «не занял другу денег», «не стал выслушивать надоевшего ему товарища» и т.д. Варианты «магических действий» глубоко индивидуальны и разнообразны.

Кроме того, по мнению доктора социологических наук В.С. Свечникова и соискателя кафедры «Культурология» СГТУ Л.Н. Чевтаевой, мифы о магии устойчиво внедрены в коллективное бессознательное. Они отмечают:

Здравомыслящие граждане России, бизнесмены, политики, врачи, ученые понимают, что любые таинственные явления всегда интересуют массы и являются почвой для различного рода спекуляций.

Особенно это было заметно в 90-е гг. В период абсолютной нестабильности люди с особым рвением обращались к всевозможным магам, гадалкам и экстрасенсам. На протяжении этого времени, а в последствии и в 2000-х гг. телевидение, радио и прочие СМИ поддерживали интерес масс ко всему «таинственному»: особой популярностью пользовались передачи А. Кашпировского, шоу с экстрасенсами, звонки в студию к «магам», «разрешающим» на расстоянии любые проблемы — от алкоголизма мужа до серьёзных заболеваний.

В связи с этим Российская академия наук даже создала специальную Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

При этом интересно, что многие понимают алогичность «магического мышления» и высказываются против такого метода контроля реальности. Однако проведенное в Великобритании психологом Е. Субботским исследование показало обратное. Один из экспериментов описывается так:

Взрослых испытуемых просили вообразить их будущую жизнь. После этого им пытались внушить, что а) наложенное на их будущую жизнь магическое заклинание изменит эту жизнь к лучшему или худшему (мифическое внушение), и б) изменение чисел на экране компьютера изменит их будущую жизнь к лучшему или худшему (обычное внушение). Все испытуемые отрицали, что изменение цифр на экране компьютера может повлиять на их будущую жизнь, однако в своих действиях они продемонстрировали веру в эту возможность.

Таким образом, можно сказать, что психически здоровые люди осознают нелепость «магических заклинаний», однако глубоко заложенное в бессознательном иррациональное зерно, в некоторых случаях связанное с детской травмой, а также с культурой (сказками, мифами, сказаниями, поговорками и местными суевериями) мешает им мыслить рационально и значительно повышает уровень тревоги.

Именно этим и опасно «магическое мышление». Получая иллюзию контроля над миром, человек начинает стремиться к «абсолютному всемогуществу» и старается запрограммировать неконтролируемое. В тех случаях, когда его действия совпадают с получением ожидаемого результата, он все больше верит в то, что нашел «волшебный способ» контроля окружающей среды. В обратном случае — винит себя за якобы «неправильные» мысли или действия.

Привычка мыслить «магически» чревата тем, что, казалось бы, безобидные действия довольно быстро прогрессируют в реальное психическое заболевание — обсессивно-компульсивное расстройство (далее – ОКР), принося личности тяжелые, порой невыносимые страдания.

ОКР представляет собой навязчивое состояние, которое характеризуется обсессиями и компульсиями, где обсессия является некой настойчивой, сильно пугающей или неприятной мыслью, приходящей в голову больного помимо его воли, а компульсия — особенным, глубоко индивидуальным ритуалом, который помогает временно избавиться от навязчивых мыслей.

Таким образом, сознание личности с разной степенью частоты посещают фобические, иногда отвратительные, несвойственные индивиду мысли. Среди самых распространённых — страх заразиться опасной, неизлечимой болезнью, подхватить вирус, потерпеть фиаско на работе или в учебе, потерять близкого человека и т.д. Иногда больной сталкивается с противными и несвойственными ему образами насилия, жестокости, сексуальных извращений, намерениями причинить кому-то моральный или физический вред.

Не имеющие ничего общего с личностью пациента мысли сводят его с ума, вгоняют в панику. Чтобы избавиться от них, он старается выполнять абсурдные, им же придуманные ритуалы. Самые частые из них — постоянное мытье рук, избегание наступать на определенные ступеньки лестницы, выстраивать книги и другие предметы в «нужном» порядке и т.д. Ритуалы могут быть очень различны. Например, некоторые люди испытывают страх перед тем, чтобы сделать репост в социальных сетях или поставить лайк, просто потому что им кажется, что может случиться «что-то плохое».

Психолог-консультант А.В. Духарева замечает:

Человек верит, что повторение определенных действий может защитить его от превратностей судьбы. Часто от таких клиентов можно услышать фразы вроде: «если я все сделаю правильно, то ничего не случится», «главное выключить свет с правильной/хорошей мыслью», «если я ошибся в последовательности действий, то важно все начать сначала» и т.п.

Обычно ОКР возникает по разным причинам. Это может быть как следствие увлечения магическим мышлением, так и детская травма, перенесенный стресс, моральное и физическое истощение, сильная загруженность на работе, нестабильность в профессиональной деятельности.

Угроза заключается в том, что в действительности никаких «волшебных» ритуалов не существует. Но искренне веря в их силу, пациент может тратить часы только на то, чтобы мыть руки, поворачивать ручки двери определенное количество раз, переписывать сообщения в социальных сетях, выбирая «правильный порядок слов» и пр. Страх, стоящий за каждым ритуалом, существенно различается у каждой отдельной личности. Например, люди, больные анорексией, могут запрещать произносить себе определенные слова или буквы из-за страха набрать вес. При этом ритуалы приносят лишь временное облегчение, заставляя человека самостоятельно погружать себя во внутреннюю тюрьму, полную невыносимых страданий.

Интересно, что большинство людей, подверженных ОКР, действительно понимают абсурдность ситуации, но ничего не могут исправить. Как правило, они скрывают свою болезнь, боясь осуждения и насмешек. По данным ВОЗ, В 2013 году от ОКР страдали от 1 до 3% населения. Однако, по мнению специалистов, эта цифра сильно занижена.

Важно и то, что, кроме большинства людей, осознающих алогичность своих поступков, пациенты с «психопатическим уровнем организации будут верить в то, что ритуалы действительно спасают их от фатальных последствий».

Хорошая новость заключается в том, что это заболевание излечимо. Советы психиатров универсальны. Человек должен чутко следить за своим состоянием и усилием воли пробовать нарушать цепочку его собственной «причинно-следственной связи», пытаясь выявить в причине удачи или неудачи не признак «правильного выполнения магических действий», а реальный поступок, осознать уровень тревоги, мешающий полноценной жизни, например, в виде проблем в отношениях, пищевом расстройстве, стрессовой работе, нестабильном бизнесе. Также психотерапевты предлагают доводить ритуалы до абсурда, то есть, к примеру, закрывать и открывать двери до того момента, пока человек просто не устанет и не осознает бессмысленность этого действа. Более того, врачи рекомендуют визуализировать свои страхи, представлять, а что бы случилось, если бы я «потерял работу», «набрал вес», «расстался с токсичным партнером» и т.д. В таком случае пациент, пусть и с долей большего дискомфорта и высокой тревоги, прорабатывает альтернативные варианты, которые помогают ему убрать фатальные сценарии из его жизни.

Как правило, пациенты, имеющие диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство», проходят как медикаментозную терапию (обычно с помощью антидепрессантов и транквилизаторов), так и посещают психотерапевта, который помогает не только избавиться от навязчивых мыслей, но и старается помочь клиенту найти и обезвредить причину его тревог. Ведь все, что происходит с нами, будь то ОКР или паническая атака, по сути, является сигналом того, что в нашей жизни что-то идет не так. И наша психика начинает бунтовать, требуя более бережного отношения к себе и к своей жизни. Пересмотр жизненного сценария, осознание того, что пациент, возможно, идет не по своему пути или слишком много на себя берет, помогает ему вернуться к здоровой жизни.

Кроме того, важно помнить, что жизнь всегда была, есть и будет изменчивой субстанцией. В этом ее ценность и красота. Мы не в праве «забетонировать» настоящее, но мы имеем уникальную возможность жить без страха, наслаждаясь каждым днем, со всеми его удивительными сюрпризами или неприятностями, которые, в конечном итоге, избавляют нас от инфантилизма и делают сильнее.

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ТЕМА // Мышление на Миллиард Упражнение на Рсширение Денежного Сознания / #ИгорьМерлин

    Мышление, поведение, качества

    Как использовать свой мозг на все 100. Мысли как Эйнштейн!

    Субтитры

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с её мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, её противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что её муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

В психиатрии магическое мышление считается нормальным у детей до 3-5 лет и представителей «примитивных» культур .

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand même… )

Введение

Со времен Л.Леви-Брюля и Зигмунда Фрейда, считалось, что магическое мышление было присуще только первобытному человеку. В последнее время можно с уверенностью утверждать, что магическим мышлением обладает и современный человек. Прежде чем говорить о видах мышления и о самом магическом мышлении давайте дадим определение мышлению с точки зрения психологии:

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Разные школы психологии выделяют разные типы мышления в трансоаналитической концепции принято выделять критическое мышление, логическое мышление, абстрактное мышление, наглядно-образное мышление и магическое мышление, давайте дадим определение каждому из этих видов мышления.

Критическое мышление - это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Логическое мышление- это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.

Абстрактное мышление- это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике.

Наглядно-образное мышление- это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.

Магическое мышление - это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир.

Магическое мышление можно определить как вера в сверхъестественные явления, которые каким-то образом влияют на наш мир, это может быть религиозные образы, мистические образы, уфологические образы (НЛО, инопланетяне). Значительную часть в формировании магического мышления играет культура и социум, во многом зависит от семьи в которой воспитывался человек, какие культурные компоненты ему присуще, в каком обществе живет и работает этот человек. Огромное значение для формирования магического мышление имеет средства массовой информации.

В целом магическое мышление имеет ключевое значение для трансоанализа, психологии и антропологии человека, в последнее время стало популярно верить во все необычное и мистическое по телевидению постоянно показывают телепрограммы посвященные различным аномальным, сверхъестественным явлением, существует даже несколько телеканалов, которые специализируется именно на этой теме, видимо одна из их целей формирование у населения магического мышления. Несмотря на технический прогресс современный человек очень подвержен мистическим и религиозным верованиям, кроме огромного количества религий, веры в бога, современные человек верит: в магию, духов, призраков, полтергейстов, домовых, русалок, инопланетян, НЛО, ангелов, демонов и т.д. По этому я считаю просто необходимым полностью разобраться в понятии магического мышления и так приступим.

Формирование магического мышления

В формировании магического мышления можно выделить несколько компонентов:

1. Культурно-психологический компонент. Человек приобретает магическое мышления в результате воспитание, например в религиозной семье, или в семье, которые верят в аномальные, сверхъестественные явления. Как правило ребенок перенимает у родителей их веру и убеждения, в результате развивается магическое мышление. В другом случае в результате получения определенного знания из средств массовой информации или из социума, я решил не выделять его как отдельный компонент, тем немее возникновение интереса к сверхъестественному может возникнуть в результате получения информации о мистицизме, паранормальных явлениях из книг, телевидения, радио и из сети интернет.

2. Предрасположенность к мистицизму. У человека есть предрасположенность к вере в сверхъестественные явления, он уже с детства увлечен всем таинственным и аномальным, тем немее первые свои знание он получает из средств массовой информации.

3. Спонтанный мистический опыт. Человек может прожить пол жизни и ни когда не верить в сверхъестественные явления, но в результате определенного опыта (не относящимся к СМИ), например спонтанное проявления религиозных образов (бога, ангела, демона), встреча с инопланетянами или какое-нибудь другое мистическое знамение. В результате различных психотехник, духовных практик, наркотиков, таких как галлюцинагены, психоделики. Человек получает определенный мистический опыт в результате чего формируется магическое мышление.

Особенности магического мышления

Специфическая особенность магического мышления - это непоколебимая вера в сверхъестественные явления. Люди, которые верят в сверхъестественные явления, особенно - это касается религиозной веры, глубоко убеждены в существовании сверхъестественного, их бывает сложно переубедить в этом. Иногда магическое мышление пытаются подделать под научные исследования, такие индивидуумы утверждают, что их интерес к мистицизму связан исключительно с научными изысканиями. Автор общался с данными людьми - в большинстве случаев оказывалось, что это связанно именно с магическим мышлением.

Стоит учитывать, что магическое мышление проявляется в разной категории у человека, магическое мышление может быть сильно, средне и слабо выражено. Сильно выражено - это когда у человека вся жизнь связанно со сверхъестественным, когда вещи получают мистическое значение или одушевленное, например автомобиль «живой» ему бывает «больно», подводная лодка «Курск» утонула в результате вмешательства инопланетян из НЛО и т.д. Средне выражено магическое мышление - это когда человек верит в сверхъестественное, но без фанатизма, и может критически оценивать свои убеждения. Слабо выражено - допускает существование сверхъестественного, но не более того.

В некоторых случаях магическое мышление возникает в результате мистического опыта, когда человеку является как он считает, что-то сверхъестественное, в таких случаях психика человека изменяется, например из атеиста он может стать верующем бога или слабо выраженное магическое мышление усиливается в несколько раз в результате мистического опыта.

Магическое мышление и

психические расстройства

Психиатры утверждают, что магическое мышление часто связано с психическим расстройством, в психиатрии ведено в классификацию DSM -IV нового кода V62.89 «Религиозные и духовные проблемы». В результате сильно выраженного магического мышления у человека появляются психопатологические симптомы, которые в современной психиатрии обозначаются, как шизофрения, психозы, галлюцинации вызванные психическим расстройством. Существует такое понятие в психологии, как «локус контроля». Это склонность человека приписывать те или иные события в жизни (успех или неудачи) внешним – окружающему миру (внешний локус контроля) или внутренним – самому себе (внутренний локус контроля) факторам. Так вот люди с этими расстройствами чаще всего имеют внешний локус контроля и полагают, что их жизнь может зависеть от чего угодно извне (погоды, соседей, колдунов, инопланетян…), но только не от них самих.

Психиатры утверждают: у лиц с шизотипическим личностным расстройством не абстрактно-теоретический, а конкретный характер, который непосредственно соотносится с реальной жизнью. Пациенты чувствуют в себе способность определенным образом влиять на окружающих, например, передавать им некоторые свои убеждения. Тем не менее, они не используют эти особенности для привлечения к себе внимания, не стремятся казаться необычными, они так живут, так думают и чувствуют. Выражение, что другие могут чувствовать их чувства и эмоции, является для них не метафорическим, а конкретным. В более молодом возрасте, когда шизотипическое личностное расстройство еще не диагностируется, эквивалентом этого признака у детей и подростков является наличие необычных, вычурных патологических фантазий и сверхзанятость размышлениями на какую-то определенную тему. Это может находить выражение в определенных действиях, например, придумывании какой-то игры, рисунках, персонажи которых, с одной стороны, живут самостоятельной жизнью, а с другой – отражают события, происходящие в виртуальном мире.

На протяжении второй половины XX в. накопился значительный по объёму и разнообразный по форме материал о так называемых «контактах третьего рода» - взаимодействиях землян с экипажами НЛО. При анализе этого материала определённый интерес представляет концептуальный аппарат современной психиатрии, - в частности, клинические признаки галлюцинаторно-параноидного синдрома - синдрома Кандинского–Клерамбо (СКК). Его «составляющие» - псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия, явления психического автоматизма, - так или иначе просматриваются в «контакторском опыте».

Самым существенным отличием псевдогаллюцинаций является ощущение у больного их «искусственного» характера. В «контакторском» опыте с внеземными цивилизациями, «Высшим Разумом», «Банком Памяти Вселенной», «параллельными мирами» и т. д., занимают образы, которые поддаются отождествлению со зрительными псевдогаллюцинациями.

СКК наблюдается как при различных психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии, пролонгированных симптоматических психозах, хроническом алкоголизме), так и при органических заболеваниях головного мозга. Так, с очаговым поражением правого полушария связана группа пароксизмальных расстройств сознания, которая включает в себя «особые состояния сознания с переживанием ирреальности окружающего мира»; состояния с «двухколейностью переживаний»; «вспышки пережитого в прошлом»; онейроидные (сновидные) состояния.

Эти последние представляет особый интерес для интерпретации отдельных аспектов «контакторского» опыта. При них больные (как и участники «контактов третьего рода») также игнорируют реальную действительность и оказываются в ином мире. Больные (как и «контактёры») часто отмечают, что не ощущают веса собственного тела, движутся со «сверхъестественными» скоростями; больные рассказывают, что проносились мимо других планет, встречались с инопланетянами. Клиническая практика здесь оказывается сопряжённой с парадоксографической традицией.

Следует подчеркнуть, что медико-психиатрический (как и любой другой) подход к анализу квазирелигиозных верований и суеверий нельзя переоценивать. Граница между патологией и нормой - весьма условна, определяется характером культуры эпохи, выбором картины мира из того многообразия, которое в ней присутствует. То, что в рамках различных вариантов научной картины квалифицируется как патология, девиация, в контексте религиозной, мистической, эзотерической картин мира может выступать нормой; и, соответственно, - наоборот.

В России зарегистрировано около трёхсот тысяч разного рода целителей, значительная часть из которых - душевнобольные, нашедшие в знахарстве способ самокомпенсации. Но самокомпенсируя себя, они декомпенсируют народ.

Нелишним следует заметить, что если родственники «замечают», что с их ребёнком происходит что-то неладное, то это происходит уже на стадии развёртывания клинических проявлений заболевания. Естественно, обращение больных с развивающимся психозом к целителям приводит не только к более быстрому развитию заболевания, но и к фиксации болезненных переживаний на самом факте обращения к тому или иному целителю - «мне сказали, что я быстрее всех вылечусь, так как у меня особые способности, стукнула меня по рукам, а теперь я всё время слышу её голос». Больных уверяли, что они обладают особым даром - «контактёр», «чистильщик», отсюда появлялись идеи обладания особыми способностями - «я должна людей энергией заряжать, должна смотреть каждому в глаза и желать добра».

С этой точки зрения профессора Б.С.Фролова соотношение нормы и патологии в магическом мышлении представляется следующим образом:

Гармоничное магическое мышление. Сюда относятся лица, у которых сосредоточение внимания на боге не мешает, а наоборот, гармонизирует социальное функционирование. Им присущи благоговение и любовь, уважение к собственной личности и к убеждениям других людей, ориентация на теплые межличностные отношения.

Магическое мышление с кратковременными религиозно-мистическими состояниями. Включает верующих, у которых во время богослужений или индивидуальных молитв возникают кратко-временные эпизоды измененных состояний сознания. Их следует считать практически здоровыми, если выход из состояния не сказывается на социальном функционировании и повседневной деятельности.

Магическое мышление, отягощенное невротическими психическими расстройствами. Лица с данными нарушениями нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях.

Магическое мышление, отягощенное психопатическими нарушениями (религиозные фанатики, реформаторы, страдающие паранойяльной психопатией со сверхценными идеями притязания). Нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях. Принудительное психиатрическое обследование необходимо, если их поведение представляет опасность для близкого окружения, например, содержит призывы к жертвоприношениям, совершению суицида и т. д.

Магическое мышление, отягощенное психическими расстройствами психотического уровня. Включает больных, у которых патологический процесс отвечает закономерностям развития психического заболевания. Бред и галлюцинации религиозного содержания сочетаются с другими симптомами и синдромами, характерными для определенной нозологической единицы. Нуждаются в лечении в стационарных условиях. Недобровольная госпитализация применяется в случаях, если психическое состояние представляет опасность для самого больного и для окружающих или есть основания предполагать утяжеление болезни без оказания психиатрической помощи.

Критическое и магическое мышление

В предыдущей части мы подробно поговорили о психических расстройствах у людей с магическим мышлением. С моей точки зрения магическое мышление должно сочетаться с критическим - это нужно для того, чтобы у человека был «здравый рассудок», все его мистическое мировоззрение сочеталось с долей критики себе и к своему миропониманию, иначе бывает так, что скатываются к грани между нормой и патологией.

Очень многие люди с магическим мышлением не анализируют ту информацию, которая им открывается, передовая и воспринимая ее как есть, как истину, не думая о последствиях для себя и своих близких. При магическом мышлении психическое расстройство наступает незаметно и достаточно быстро и причина как правило одна: человек не осмысливает ту информацию, которую получает, воспринимает ее как истину в первой инстанции, для того, чтобы этого избежать нужно всю информацию и мысли анализировать, если есть такая возможность обсуждать с другими людьми, которым доверяешь.

Магическое мышление и психика

Наша психика очень предрасположена к вере в сверхъестественное, все что человек не может объяснить, он относит к мистике, это было и в древности и продолжается и в ниши дни. Бывает и так что человек с магическим мышлением принимает желаемое за действительное, видя мистицизм там где его нет, а иногда и во всем в подряд, но это уже граничит с патологией.

Я считаю, что люди всегда будут верить в мистическое и сверхъестественное, пусть это будет в разных формах, разных теориях, разных обертках, в зависимости от культурно-психологической составляющей общества, мистицизм будет всегда, по той причине что наша психика имеет особенность фантазировать, воображать, и пытаться объяснить все явления, зачастую религиозными и мистическими образами, связи с этим существует огромное количество религий и мистических школ, а мистицизм остается популярен во все времена, в прошлом, настоящем и в будущем. Магическое мышление будет существовать всегда изменятся под влиянием времени, в зависимости от культуры и воспитания, но без шанса исчезнуть на всегда, наше дело исследовать феномен магического мышления, так как он в некоторых случаях выполняет защитную функцию, оберегая человека от потрясений - вещей которых он пока не понимает, а с другой опасность получить психическое расстройство. Основные особенности магического мышления еще предстоит изучить, исследование магического мышления поможет понять происхождение различных аномальных и сверхъестественных явлений, что - это фантазии психики или реально существующие феномены, почему люди верят в Богов, демонов, ангелов, НЛО, инопланетян и в много чего еще, познаем с раскрытием потенциала магического мышления.

Не так давно мой коллега Павел Зыгмантович выложил серию заметок о детском и магическом мышлении и о том, почему не работает "трансерфинг реальности". Ознакомиться можно здесь: часть 1 , часть 2 , часть 3 .

Было интересно, обещал написать ответ, что и выполняю. Кому интересно - пожалуйте ...

Я специально дождался третьей заметки, так как предполагал, что она в значительной степени сгладит впечатление от несколько провокационных первых двух. Поэтому по сути спорить уже особо не с чем, но есть что добавить.

1. Против чего же мы "против".

Мне кажется что не корректно отождествлять детское мышление, магическое мышление и инфантилизм - это три разных категории. Детское мышление - хорошо, потому что это необходимый этап развития ребенка. Когда оно остается во взрослом возрасте - это инфантилизм. Не обязательно инфантилизм должен сопровождаться магическим мышлением, и не обязательно магическое мышление должно быть инфантильным. Это как теплое и мягкое - разные категории. К слову сказать - инфантильное мышление вполне возможно и в рамках естественно-научного подхода. А вот (британские) учёные выяснили, что... и поэтому теперь я буду.... .

Насколько я понял - Павел как всегда против инфантилизма, то есть за отвественность и осознанность. Вот и договорились.

2. Какие бывают мышления.

Тип мышления который Павел называет взрослым, я бы определил как естественно-научный или позитивисткий. На нем стоит нынче наша цивилизация и я полностью приветствую его в этом качестве. Я тоже против средневековья и мракобесия. Государство у нас светсткое - честь ему за это и хвала. А поскольку оно ещё и допускает свободу совести и верований, то каждый лично может выбирать тот тип мышления, который ему ближе. Потому что естественно-научный тип мышления хорошо работает в рамках большой группы людей - им просто договориться друг с другом на общей основе и при этом оставить достаточно свободы, но не вполне удовлетворяет потребностям индивида.

Например у этого типа мышления куча минусов. Начиная с того, что наука жутко костна и неповоротлива, и все научные прорывы - это почти всегда результат одиночки противопоставляющего себя общепринятой системе научных взглядов, а не результат консенсуса ученых мужей. Да, достижения в медицине благодаря науке уникальны, при этом система медицины - это машина, жестко перемалывающая индивида в соответствии с ограниченными возможностями сегодняшнего дня. Все бы этим хирургам резать - я дам таблеточку и само отвалится. Научное мышление говорит о потенциальной способности познать все в мире с помощью разума. Мне приятнее считать, что мир - это огромная непознаваемая тайна, частью которой является и человек.

И здесь мы подходим к магическому мышлению и мистическому мышлению. Я специально разделяю их, потому что они действуют по-разному.

Магическое мышление - это изменить что-то внутри себя (настроение, понимание и т.д.) для того, чтобы изменилась внешняя ситуция. Это можно объяснять как угодно - страшными эзотерическими словами, или психологическими явлениями выборочности восприятия, НЛП-ерскими "фильтрами" или любым другим научным или квазинаучным бредом. Все равно все это лишь слова и мы можем лишь догадываться со своей колокольни знаний и верований о том, как это действует. Любой, кто скажет - "я точно знаю, что это работает потому-то и только поэтому" - в лучшем случае просто врет себе.

Если мы оказываемся от магического мышления и опирамся только на научное, то мы также вынуждены отказаться от таких его бонусов как интуиция, (часто не обоснованная рациональными фактами) вера в себя и свою удачу и т.д. и т.п. Психосоматика, к слову сказать - типичный пример магического мышления. Значительня часть психологии в самом строгом смысле слова - ненаучна и опирается на магическое мышление (уж по крайней мере везде, где фигурирует "бессознательное", "архетипы", "субличности" и т.п.)

Если в магическом мышленим человек опирается в первую очередь на свою силу и свои действия, то в мистическом - на веру и помощь Бога (богов). И если мы отказываемся от мистического мышления - мы вынуждены отказаться от той силы, которую вера может дать человеку. Здесь что называется - без комментариев.

3. Хорошо-плохо.

Я очень благодушно отношусь к всевозможным верованиям. "Каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу". Вот и пускай выбирают - по крайней мере до тех пор, пока остаются в рамках правового пространства. Даже у самой нелепой идеи, как показывает практика, найдутся последователи. Если им это помогает - да сколько угодно. Помогает трансерфинг - пускай трансёрфятся, ничего не имею против. Только за.

4. Работает или не работает.

Магическое, как и мистическое мышление - работает. Пользовались ими испокон веков и ещё столько же веков пройдет после нас - будут пользоваться. И дети и взрослые. И солидные бизнесмены с заводами и пароходами в том числе. По поводу криво - есть гипотеза, что это как раз когда есть примесь инфантилизма. Теперь поясню как это.
Инфантильный подход , это когда я чтобы например получить деньги - не предпринимаю совершенно ничего кроме того, что вешаю на стену китайскую монетку или закрываю отныне крышку унитаза. Моля о выигрыше - не покупаю свой "лотерейный билет" и отвергаю лодку и вертолет, моля о спасении.
Взрослый подход - когда я знаю (или в каком-то случае - предполагаю) что определенный настрой, ритуал или молитва могут помочь мне. Пускай они добаваят хоть толику уверенности в себе или удачи, или чутья в выборе наиболее правильного момента для решающего действия... Если я практичный человек - я этим воспользуюсь.

И потом уже неважно, что помогло мне, например выздороветь: таблетка врача, психосоматика, аффирмация, гомеопатия или руки друга, практикующего третью ступень рейки. Вероятно я никогда не узнаю что из этого сработало или возможно все работало в комплексе - но результат есть, и это меня устраивает. Объяснять это только чем-то одним и ни чем другим - значит возвращаться в инфантилизм и одевать те или иные линзы.

Таким образом критерий инфантилизма - принятие желаемого за действительное, подгонка фактов или обман себя. Критерий взрослости - честность с собой (сделать все необходимое) и открытость к восприятию других взглядов на мир, себя, проблему и т.д. Зашориться кстати можно вполне и в естественно-научных взглядах.

Опять же не так важно, откуда осуществляется вход в магическое мышление - им все равно пропитано все вокруг... Кто-то эмпирическим путем определил что определеный настрой или действие для него работают. Другой верит в мудрость предков, отмечавших, например, определенные этапы жизни и года теми или иными ритуалами. Третьему знание передается от родителей и их родителей и т.д. Для кого-то обряды - часть его веры. В конце концов неизвестно, что бы было с нами если бы например инок Александр Пересвет поколебался в своей вере.

Ну и наконец - я разворачиваю картину сейчас исключительно в практическом ключе, оставляя за скобками то, какое упоительное чувсто просто ощущать себя ребенком на руках Бога. Или как удивительно замечать, что работают в жизни те или иные изменения, произошедшие в сознании. И как душно порой бывает в плену естественно-научных объяснений, которые явно не удовлетворяют сознание, избегая ответов на самые важные вопросы, и т.д. и т.п

5. Полесловие

Я, как и Павел - чрезвычайно негативно отношусь к моментам, когда магическое мышление начинает использоваться в рамках государства. Потому что это право индивида, но не структуры. Как и вера: пока она в сердце - это прекрасно, но когда становится государственной доктриной - ничего хорошего ждать не приходится. Но, возвращаясь к событиям в Киргизии ... Это, мне кажется, запоздалое постсоветское "средневековье" пришло. Вспомните, ведь и у нас не так давно Чумак с экранов всех телевизоров страны "крэмы" заряжал. Это конечно мракобесие, но кто мы такие, чтобы лишать их этого "детства" нации - пускай прочищают свои солнечные чакры. Все проходит - и это пройдет.

… Магическое мышление является фундаментальным аспектом мышления ребенка. – Zusne and Jones

По словам антрополога д-ра Phillips Stevens Jr, магическое мышление включает в себя несколько элементов, включая веру в взаимосвязанность всего сущего через сверхъестественные силы, выход за пределы физических и духовных возможностей. Магическое мышление видит особые силы во многих вещах, которые рассматриваются как символы. По словам Стивенса, “подавляющее большинство народов мира … верит, что есть реальные связи между символом и референтом и что существуют реальные и потенциально измеримые потоки энергии между ними”. Он считает, что есть нейробиологические основы для этого, хотя конкретное содержание любого символа зависит от культуры. (Некоторые символы являются универсальными, например, яйцо, огонь, вода. Правда, яйцо, огонь или вода не вседа символизируют одно и то же во всех культурах.)

Одним из движущих принципов магического мышления является представление, что вещи, которые похожи друг на друга, причинно связанны каким-то образом, причем связь не поддается научному испытанию (закон подобия). Еще одним движущим принципом является убеждение, что “вещи, которые были в физическом контакте или в пространственных или временных связях с другими вещами, сохраняют связь даже после того, как они разделены” (закон подражания) (Фрейзер; Стивенс). Как пример – мощи святых, которые передают духовную энергию. Или сыщики – экстрасенсы, которые утверждают, что могут получить информацию о пропавших без вести людях, касаясь вещи, которая принадлежит человеку (психометрия). Или экстрасены, который утверждают, что могут читать мысли вашей собаки, глядя на ее фотографию. Еще один яркий пример – морфический резонанс Руперта Шелдрейка. По совпадению, Шелдрейк тоже читает собачьи мысли.

По мнению психолога Джеймса Элкока,магическое мышление является интерпретацией двух близко происходящих событий так, как будто одно вызвано другим, не заботясь о причинно-следственной связи. Например, если вы считаете, что скрещивание пальцев принесет вам счастье, вы связывают акт скрещивания с последующими событиями и вменяете причинно-следственную связь между ними. В этом смысле магическое мышление является источником многих суеверий. Элкок отмечает, что мы в принципе склонны к магическому мышлению и что, следовательно, критическое мышление часто оказывается не при делах. Полезно ознакомиться с post hoc заблуждением и ошибкой игрока, а также законом больших чисел.

Zusne and Jones (1989: 13) определяют магическое мышление, как убеждение, что

(а) передача энергии или информации между физическими системами может иметь место только в силу их сходства или смежности во времени и пространстве, либо (б), что одна мысль, слово или действие может достичь конкретных физических эффектов в порядке, не подчиняющимся принципам обычной передачи энергии или информации.

Очевидными примерами магического мышления являются понятие Юнга о синхронности, гомеопатия, прикладная кинезиология, графология, хиромантия, психокинез.

Большинство наук уводят нас от суеверия и магического мышления, парапсихология и другие псевдонауки пытается привести к нему. Дин Радин (1997), один из главных апологетов парапсихологии, отмечает, что “концепция, что ум является первичным над материей, имеет глубокие корни в восточной философии и древних верованиях о магии”. Тем не менее, вместо того чтобы сказать, что настало время двигаться вперед и отказаться от магического мышления, он отвергает “западную науку”.