Аватар аанг раскол часть 2. Церковный раскол

В 1653 г. Великий Пост начался в последнюю декаду февраля. Стартовал он с большого сюрприза от главы Русской православной церкви - патриарха Никона . 22 февраля московские храмы получили его распоряжение об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так начался знаменитый и до сих пор не изжитый церковный раскол.

Не изжитый, хотя кое-какие шаги к сближению и предпринимаются, причём с обеих сторон. Но уж слишком серьёзен был накал страстей, слишком много было крови, клятвопреступлений и прямого предательства, чтобы разом всё отбросить и забыть. А начиналось всё, как нам кажется, с мелочей.

Дьявол в мелочах

Как известно, изменения, вводимые патриархом Никоном, касались обрядовой стороны: «Не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились». Изменили также написание имени Христа - вместо Исус теперь полагалось писать Iисус. Это то, что на виду у всех и каждого. Остальное нынче заметит лишь тот, кто часто ходит в церковь. Например, то, что алтарь обходят не «посолонь» - вслед за движением Солнца, а «противосолонь» - наоборот. Или то, что возглас «аллилуйя» произносится во время службы трижды, а не дважды, как было раньше. Возникает логичный вопрос - а стоило ли вообще устраивать безобразную свару с тяжкими последствиями из-за этих вот мелочей?

Люди середины XVII столетия решили, что стоило. Дело даже не в мелочах как таковых. А в политической и национальной подоплёке. Согласно замыслу Никона, русские богослужебные книги следовало исправлять по греческим образцам. Это воспринималось как прямое оскорбление, которое снести никак нельзя.

К тому моменту греческая православная церковь уже лет двести влачила существование не просто жалкое, а предельно униженное. После завоевания Византии турками и падения Константинополя она могла бы сгинуть вообще, если бы не постоянная русская финансовая подпитка. Кроме того, на Руси сроднились с идеей, что Москва - Третий Рим. Первый Рим пал за грехи. Второй Рим - Константинополь - поплатился опять-таки за грехи. Москва - Третий Рим - новая столица Православия. Именно из Москвы исходит свет истинной веры. Всё логично, патриотично и чётко.

А тут вдруг велят сделать «налево кругом» и менять русское богослужение по греческому образцу. Братцы, да ведь это прямая измена!

Самое забавное, что куда более радикальная реформа богослужения имела место в XIV столетии. Как раз во времена самого почитаемого русского святого - Сергия Радонежского. В те годы Русь вслед за Константинополем переходила со Студийского богослужебного устава на Иерусалимский типикон. Отличия между ними были гораздо более серьёзными, чем те, которые вводил Никон. И - ничего страшного. Перешли без сучка и задоринки. Ученик Сергия Радонежского Афанасий Высоцкий специально ездил в Константинополь переводить новый устав. И никто не считал переход на «греческие рельсы» постыдным. По той простой причине, что Константинополь был тогда хоть и обложен турками со всех сторон, но сохранял ещё и силу, и славу. Учиться у него было не зазорно. А вот теперь, без малого триста лет спустя, показалось уже оскорбительным и даже опасным. Как же так? Греков Господь за их грехи покарал турецким нашествием, и теперь нам у них чему-то учиться? репродукция

Никон и Аввакум

Интересно, что вождями двух церковных группировок, можно сказать, олицетворением церковного мейнстрима и церковного раскола стали люди очень похожие. и протопоп Аввакум . Причём похожи они были во всём. Вплоть до того, что родились, хоть и с разницей в 15 лет, но, практически, в одном и том же месте. Вот что писал Аввакум о своём старшем коллеге: «Мы с Никоном ис тех мест… Я от попа родился, а Никон - в деревне между Мурашкина и Лыскова, я его знаю, отец у него черемисин, а мать - русалка (русская). Минка да Манька родители его».

Такое внимание к происхождению и национальности Никона было оправданным. Многие раскольники считали его Антихристом. И честный Аввакум, хоть и был идейным противником патриарха, своих единоверцев поправлял: «Антихрист - от Галилеи, от колена Данова, от жены-жидовки». То есть Никон, будучи наполовину русским, наполовину черемисином (марийцем) на роль настоящего Антихриста, по мнению Аввакума, никак не тянет.

Кроме общей малой родины вожди церковных группировок имели и общие взгляды. Скажем, оба ненавидели пьянство и искореняли его в священнической среде. Никон - с опорой на административный ресурс: «Патриаршие стрельцы постоянно обходят город, и как только встретят священника или монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению…». Аввакум - пламенной проповедью: «Мудрецы, дрожжами прокисшие, книги пишут трясущимися руками, ползая пьяны по земле, яко гады… Проспалися с похмелья, и самим себя соромно и стыдно: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех, с заздравных чаш голова кругом идёт».

Более того. Поначалу они были соратниками и даже друзьями. Оба искренне считали, что церковная реформа необходима, и что без неё Церкви в ближайшее время придётся худо от нестроения. Оба считали, что для исправления ситуации надо прежде всего исправить устав богослужения и церковные книги.

Шпионы и изменники?

Единственное расхождение - в образцах, по которым книги следует править. Позицию Никона мы уже знаем. Став патриархом в 1652 году, он разогнал русский штат «Книжной справы» и заменил его поляками во главе с Арсением Греком. Среди отставленных «справщиков» был Аввакум, который считал, что образцом должны стать древнерусские рукописи.

Кто из них был «по-настоящему» прав, а кто нет - каждый в то время решал самостоятельно. Да и потом - тоже. Позиция Аввакума многим казалась симпатичнее - всё-таки без «развратных греков», с опорой на собственные силы и на национальную святость.

Результат был плачевен - все последующие крупные бунты и народные выступления опирались именно на последователей Аввакума. Власть же до такой степени боялась радикально настроенных старообрядцев, что давила и уничтожала их и без малого триста лет спустя. Собственно, всем известный писатель Михаил Салтыков-Щедрин свою карьеру по линии Министерства внутренних дел сделал как «чиновник особых поручений», расследующий дело сарапульских раскольников, которых подозревали чуть ли не в шпионаже в пользу враждебных России держав.

Таким образом, схватка за «информационную диктатуру» и капиталы, между двором патриарха и Кремлём, была неизбежна. О простых людях, как водится, никто не думал. И причём тут церковные книги, причём обряды? Разумеется, тогда не шло и речи о прямой и полной конфискации церковного имущества, как это произошло несколькими веками позже. Дело было во включении «бизнеса церкви» в общую систему налогообложения государства Московского. Разве вот только личный банк последнего старообрядческого патриарха, Иосифа, поступил в собственное распоряжение царя и ближних бояр. Справедливости ради надо заметить, большая часть средств, полученных в результате налогов на «церковный бизнес» пошла на содержание армии, кстати, воюющей и на развитие регулярного флота Московского царства. Между прочим, дело то было задолго до появления на свет, «создателя флота» Петра.

А новоявленный патриарх Никон? Им просто воспользовались. Мало ли, что думал и хотел он сам. Этот человек, при своей резкости и прямолинейности, был лишь заменяемым «инструментом» в государственной налоговой и бюджетной политике. Не потянул бы он, тут же нашёлся бы другой.

Конечно, Никон был известен своей идеей главенства церкви над государством, патриарха над царём. На виду был «римский путь», то же ведь христиане, хотя и «латиняне поганые». Но Никон справился с задачей и пока не «перегнул палку», был на коне.

Разумеется, огромному количеству верующих были совершенно невдомёк все эти резоны правителей. Люди встретили изменения крайне враждебно и со страхом. Ведь рушилось то, что считалось, в их понимании, незыблемым. Начались бойни между сторонниками и противниками реформ. Монахи и простые люди уходили в глухие леса, основывали тайные поселения и скиты. Противников реформ хватало везде, в крупнейших городах и на окраинах государства. Среди холопов и господ. По всей Руси началось брожение, ведь не было современных средств связи, народ жил слухами.

Одним из известнейших и крупнейших центров раскола был знаменитый Соловецкий монастырь, а ведь его влияние распространялось по всему русскому северу.

Вот что говорил глава раскольников протопоп Аввакум – «Огнём, да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить»! «Которые апостолы научили так? Не знаю! Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить, еже бы огнём, да кнутом, да виселицей в веру приводить». Праведен гнев искренне верующего человека, а мне вот вспомнилось, когда я прочитал эти его слова, как приводили Русь исконную, языческую к христианской вере? Уж не теми ли самыми методами заставляли отказаться от родных Богов?! Но это так, просто мысли вслух, к делу не относящиеся.

А вообще говоря, потери среди населения были огромны и речь ведь не только об убитых и казнённых. Сколько же сильных и верных старой вере людей ушло тогда на окраины, в глушь. Практически выпав из экономической и военной жизни государства.

Монолитная страна, не до конца восстановившаяся после Большой Смуты, раскололась. Новый раздор пришёл на русскую землю. Страшный след оставил раскол в жизни народа. И сейчас, наверное, не так важно, что стало его причиной, но след этот не зажил до сих пор.

На самом деле, старообрядцев разных толков и нынче немало среди русских людей. Просто они уже привыкли не афишировать себя, вести свою духовную жизнь вне общества.

А ведь идеологи как старообрядческой, так и официальной РПЦ, и теперь предпочитают помалкивать, не касаться экономической составляющей раскола на Руси в 17 веке.

В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало. Недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Однако, выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Вновь избранный император Священной Римской Империи Карл V вызвал Лютера с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня он ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог ». Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской Империи.

Основу для раскола и отделения церкви положил конфликт и недовольство церковью населения в отношении материальных ущемлений и поборов. Но новый класс ради материальной выгоды поддержал протест, и это сказалось на формировании протестантизма. И опять религиозные причины по своему масштабу отходят на второй план по сравнению с жаждой власти и денег.


На данный момент католическая церковь - крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2008 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд. католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке, в то время как в Европе число католиков постепенно уменьшается.

Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах, а в Африке проживают около 115 миллионов католиков. До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн. католиков. В современной России существует около 300 приходов Римско-католической церкви.

Православие исторически традиционно распространено на Балканах среди греков, румын и албанцев, в восточной Европе среди восточно- и южнославянских народов, а также грузин, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди некоторых иных народов Российской Федерации.

В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими Символ веры путём самочинного позднейшего предлога Filioque, или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви. Но православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами - по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской Церкви.

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Протестантизм - одна из немногих религий, бурно распространяющихся по миру в наши дни. За последние 30 лет 15-20 % населения Бразилии, 15-25 % населения Чили, треть населения Гватемалы, от четверти до половины (по разным оценкам) населения Южной Кореи приняли протестантизм. По информации члена Евразийского исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии.


В ходе данной работы мною были рассмотрены основные процессы и пути формирования конфликтов, в результате которых одна из мировых религий разделилась на три главных направления. Мною было выявлены, что религиозные споры служили лишь прикрытием на пути сильных организаций, жаждущих власти и денег. Так, к окончательному разделению христианства на католизицизм и православие послужил конфликт папы Льва IX и Патриарха Михаила Керуллария, на территории которого первый имел виды. А для бурно развивающейся буржуазии очень кстати пришлось недовольство католической церковью почти всех слоев населения.

Таким образом, основным агрессором во всех конфликтах выступает земная людская жадность и жажда денег. В ходе описания были сделаны краткие выводы, характеризующие этапы формирования современных религиозных общин.

По моему мнению, как это ни прискорбно, но 7 грехов порождают порой очень сложные и непредсказуемые последствия. Я убедилась еще раз, что не стоит забывать о Заветах никакому человеку, даже если он не ярый христианин. Библия и Священные Писания лежат в основе основ любой из христианской ветви, будь то православие, протестантизм или католицизм. Эти книги сформулировали основные правила, при соблюдении которых люди смогут жить в мире и согласии. И как я теперь считаю, малейшее пренебрежение ими приводит к ссорам любой большой и дружной семьи.

Нельзя забывать простые семь истин, которые нам прививают с молоком Матери, на которых взрастает Личность и стоит Мир.


1. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Учебное пособие. М., 2007.- 304 с.

2. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997.

3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. М., 2006.

4. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2004.

5. http://ru.wikipedia.ruЭлектронная энцикопедия Википедия | Категории: Религии мира | Христианство

6. http://ru.wikipedia.ru Электронная энцикопедия Википедия | Категории: Религии мира | Христианство| История Римско-католической церкви

7. http://ru.wikipedia.ru Электронная энцикопедия Википедия | Категории: Религии мира | Христианство| Протестантизм

8. http://ru.wikipedia.ru Электронная энцикопедия Википедия Категории: Религии мира | Христианство| Православие

9. http://www.bible.com.ua/answers/r/19/300304.


Тесты

1. Дать определение христианства.

а) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.

б) личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное откровение).

в) всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 милл.) и по культурно-историч. значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной, Спасителя и Освятителя людей.

2. Дать определение «православие».

а) религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции.

б) одно из основных направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

в) одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве, оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в., имеющее свою церковную организацию, возглавляемую папой римским.

3. В каком веке произошел раскол в христианстве?

4. В каком веке произошло отделение протестантизма?

5.Какое направление в христианстве получило наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии.

а) православие

б) протестантизм

в) католицизм

Ответы тестирования.