Теорию какого психолога называют психоанализом. Психоанализ – что это

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг.

Психоанализ был предложен Фрейдом , как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение, некоторые даже причисляют его к псевдонауке. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Понятие психоанализа

  • Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии - см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
  • Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.
  • Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
  • Психоаналитическая техника работы и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Топическая модель психического аппарата

  • Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
  • Сознание - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Структурная модель психики

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:

  • Эго («Я»)
  • Суперэго («Сверх-Я»)
  • Ид («Оно»)

Защитные механизмы

  • Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:
  • Замещение
  • Реактивное образование
  • Компенсация
  • Вытеснение
  • Отрицание
  • Проекция
  • Сублимация
  • Рационализация
  • Регрессия

Позднее Анна Фрейд, а за ней и другие психоаналитики, существенно расширили этот список, который на данный момент насчитывает около 30 различных механизмов психологической защиты.

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта:

«отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической структуры, «отбрасывание» (Verwerfung) – психотической и «отказ» (Verleugnung) – перверсивной.

  • невроз - отрицание (Verneinung)
  • психоз - отбрасывание (Verwerfung)
  • перверсия - отказ (Verleugnung)

Комплексы

  • Эдипов комплекс
  • Кастрационный комплекс
  • Комплекс Электры
  • Комплекс неполноценности

Техники

  • Метод свободных ассоциаций
  • Толкование сновидений
  • Интерпретация (как толкование источников конфликтной проблемы)
  • Анализ сопротивления и переноса

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  • 0 - 1.5 года - Оральная фаза, в личности проявляется только Ид - желание;
  • 1.5 - 3.5 года - Анальная фаза, формируется сверх-Я - социально обусловленные запреты;
  • 3.5 - 6 лет - Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, фаза достигает апогея в резолюции Эдипова комплекса;
  • 6 - 12 лет - Латентная фаза, время сексуального затишья;
  • с 12 лет - Генитальная фаза, или взрослая стадия.

Литература

Большой толковый психологический словарь/Ребер Артур: Пер. с англ. - Москва:Вече, АСТ, 2000. - ISBN 5-7838-0606-4

Melman C. Pour introduire a la psychanalyse aujourg’hui. Seminaire 2001-2002. - Paris: A.L.I., 2005

Групповой психоанализ. Теория - техника - применение / Перевод М. М. Сокольская, научная и общая редакция Д. М. Шанаева. - Москва: Издательство Verte, 2009. - 504 с. (Серия «Психотерапия новой волны»). ISBN 978-5-903631-03-2 (РФ)

Гринсон Ральф Р. Техника и практика психоанализа /пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 478 с. (серия Университетское образование). ISBN 5-89353-088-8

* Вейкко Тэхкэ (фин.)русск. Психика и ее лечение: психоаналитический подход = Mind and Its Treatment, a Psychoanalytic Approach / Под общей редакцией М. В. Ромашкевича - М.: Академический Проект, 2001. - 576 с. - (Концепции). - 3000 экз. - ISBN 5-8291-0112-2.

Хельмут Томэ (нем.)русск., Хорст Кэхеле Современный психоанализ. Т. 1. Теория: Пер. с англ. = Psychoanalytic Practice. Principles / Общ. ред. А. В. Казанской - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 576 с. - 10000 экз.

Хельмут Томэ (нем.)русск., Хорст Кэхеле Современный психоанализ. Т. 2. Практика: Пер. с англ. = Psychoanalytic Practice. Clinical Studies / Общ. ред. А. В. Казанской - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 776 с. - 10000 экз.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд – ученик знаменитого врача психиатра того времени Жана Мартена Шарко, от которого он и получил свои фундаментальные знания о неврологии. В данной статье речь пойдет о теории Фрейда, где кратко и простым языком описаны основные моменты его концепции.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом. Ее звали Анна О.

Тогда и было положено начало развитию всех существующих психотерапевтических методов, начиная бихевиористской теорией поведения и заканчивая самыми современными подходами вроде нейролингвистического программирования и системных расстановок.

Для дальнейшего понимания теории Фрейда нужно сперва раскрыть суть нескольких понятий, лежащих в основе психоанализа.

Фрейдистская теория личности кратко

Фрейд структурировал психику человека на 3 составляющие: Ид, Эго и Суперэго.


Ид – безусловный источник желаний и влечений. По аналогии можно взять любое животное вроде , где всё, что она делает: спит, ест и спаривается – есть результат ее природных инстинктов.

Эго – посредник между животными инстинктами и социальными рамками. Это компонент личности, выражающий и удовлетворяющий потребности Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира.

Суперэго – все социальные рамки, берущие свое начало в родительском воспитании, где даётся понимание, что можно и нельзя делать. Во взрослой жизни суперэго отражается во всех ограничивающих нормах поведения, таких как закон, религия и нравственность.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное.

Бессознательное – особые психические силы, лежащие за пределами сознания и определяющие вектор поведения человека.

Сознательное – часть психики, осознаваемая индивидом. Определяет выбор поведения в общественной среде. Однако психика автоматически регулируется принципом удовольствия. При нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Конфликт Ид и Суперэго реализуется при помощи защитных механизмов. Зигмунд Фрейд описал некоторые из них:

  1. Замещение
  2. Компенсация
  3. Вытеснение
  4. Изоляция
  5. Отрицание
  6. Проекция
  7. Сублимация
  8. Рационализация
  9. Регрессия

Кратко разберем самые интересные защитные механизмы, чтобы лучше понимать, что это такое.

Защитные механизмы психики

Проекция – является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. Например, ханжа – человек, скрывающий истинные сексуальные влечения и выискивающий малейшие грязные намерения в действиях окружающих.

Что же касается неодушевленных вещей, то это примеры ситуаций, в которых человек наделяет предметы или явления своими переживаниями. К примеру, грозное небо, тревожная скульптура, вредный алкоголь и т. д.

Кстати, на основе проекций существуют диагностические методики. Например, hand-тест, в где участнику демонстрируются рисунки руки, и он даёт свои ассоциации и чувства от увиденного.

Вытеснение – подавление и выведение из сознательной части психики неприемлемых и угрожающих личности мыслей, образов и воспоминаний. Примером может служить сильное потрясение вроде смерти человека, катастрофы или .

Человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события. Несмотря на то, что содержание вытесненного мотива не осознается, эмоциональный компонент продолжает себя проявлять в разных формах.

Определив фундаментальные основы, на которых строится теория Фрейда, мы можем рассмотреть подробнее концепцию психоанализа как направления науки психологии.

Используемые психоанализом техники – это свободные ассоциации, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления и переноса. Все они направлены на работу с бессознательным и выведением неосознаваемых процессов в область сознательного.


Когда это происходит – негативные симптомы исчезают. Например, при приступах страха и неконтролируемой тревоги, человек не осознает их причину и пытается найти рациональное объяснение. В данном примере наряду с вытеснением работает такой защитный механизм психики как рационализация.

Чтобы выявить и определить бессознательные процессы в головном мозге, Фрейд предлагал пациентам говорить на свободную тематику. Как правило, вытесненные процессы проявляют себя в виде невротических симптомов: обмолвки, описки и неловких движений.

Толкование снов по Зигмунду Фрейду

Богатый материал о психических процессах можно получить из сновидений. Вспомните себя в детстве: вам наверняка снились сны, в которых реализовывались самые сокровенные фантазии. Возможно, они вам снятся и сейчас.

Это Ид, руководствуясь принципом удовольствия, реализует вожделения в такой форме. Мысли в сновидениях проходят обработку, замещаясь образами. Под интерпретацией понимается толкование скрытых процессов и смыслов, не осознаваемых личностью.

Про анализ сопротивления и переноса можно писать отдельную статью, так как это достаточно большая область знаний дисциплины психоанализ. На этом всё, теория Фрейда кратко и простым языком выглядит приблизительно так. Любите науку, читайте ВикиНауку!

Видео на тему теории Фрейда и что такое психоанализ:

Введение

Психодинамическая теория личности как основа психоанализа

Психосексуальные стадии развития

Психоаналитическая терапия

Развитие психоанализа

Список использованной литературы

Введение

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата (“Психосексуальные стадии развития”). На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда – Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей – Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др. Краткому описанию взглядов представителей этого направления психоанализа также отведена отдельная глава моего реферата (“Развитие психоанализа”).

1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда

Вкратце рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу психоанализа и психоаналитической терапии.

Термин “психоанализ” имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Рассмотрю сначала взгляды Фрейда на организацию психики. Согласно его структурной модели, в психической жизни можно выделить три основные структуры: ид (Оно), эго (Я) и суперэго (сверх Я). Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами, придавая огромное значение этому делению как предпосылке психоаналитической теории.

Ид (от латинского “оно”) означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности и наполняет поведение человека энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений. Являясь исходной структурой психики, “Оно” выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, Ид может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.

Фрейд также описал два процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия не всегда эти действия приводят к снятию напряжения, и тогда вступают в действия первичные процессы, формирующие психические образы, связанные с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. С момента осознания существования внешнего мира человеком, возникает следующая структура – эго.

Эго (от латинского “я”) – это компонент психики человека, отвечающий за принятие решений. Эго черпает из Ид часть энергии для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом. Одной из основных целей психоаналитической терапии является освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики.

Суперэго (“сверх-Я”) – последний компонент развивающейся личности – система ценностей, норм и этики, разумно совместимые с принятыми в окружении человека. Суер-Эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей. Суперэго подразделяется на две подсистемы – совесть и эго-идеал, и считается сформировавшимся, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Движущими силами поведения Фрейд считал инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Каждый человек имеет ограниченное количество психической энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Фрейд выделял две группы инстинктов – инстинкты жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например, сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название либидо. Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы. Вторая группа – инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

Высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.

Одной из функций эго является тревога, и её назначение состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, давая возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно. Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги. Реалистическая тревогаэто эмоциональный ответ на угрозу и понимание реальных опасностей внешнего мира. Невротическая тревога – эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда.

Помогают избегать неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме так называемые защитные механизмы эго: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание и сублимация. Согласно Фрейду, серьезные психологические проблемы возникают тогда, когда способы защиты эго приводят к искажению реальности.

Психоаналитическая теория Фрейда – это пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека зависимым от внутренних психологических конфликтов. Из анализа теории следует, что Фрейд был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии.

2. Психосексуальные стадии развития личности

Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие – биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня. С современной точки зрения, “психосексуальное развитие человека продолжается всю жизнь, в ходе решения задач личностного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей... В конечном итоге, последней стадией психосексуальной развития человека является продуктивная и здоровая старость”. 1

Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В психоанализе учитывают ещё несколько факторов, введенных Фрейдом. Например, в случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, не находя оптимального удовлетворения; при сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями. Но в любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к “остаточному” поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или регрессия. Также важными понятиями в психоаналитической теории являются регрессия и фиксация:

    регрессия – возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода;

    фиксация – задержка или остановка развития на определенной стадии.

Оральная стадия длится от рождения примерно до 18-месячного возраста. В этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал типы личности, возникающие при фиксации на данной стадии:

    Орально-пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает “материнского” отношения к себе. Он (она) характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью.

    Орально-агрессивный – выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.

Основным результатом оральной стадии является открытие ребёнком значимого другого, способность получать удовлетворение от эмоционального контакта с матерью и готовность испытывать радость от телесного контакта. Чувство базисного доверия (или его отсутствие) к другому человеку определит, как будут складываться эмоциональные контакты с другими людьми.

Анальная стадияначинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до третьего года жизни. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования Ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.

В результате фрустрации в этот период (например, родительского требования “немедленно сходить на горшок”) возможно формирование анально-удеживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость.

Некоторые родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению и щедро хвалят за это. Считается.что подобный подход воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Эмоциональное отношение к матери на этой стадии характеризуется амбивалентностью: одновременным сосуществованием любви и ненависти, агрессивности и потребности в близости. В это время ребёнок часто становится упрямым, всё отрицающим, агрессивным по отношению к матери, как бы проверяя её чувства на прочность. Негативным последствием эмоциональной травмы, полученной на этой стадии, может быть тенденция к отреагированию агрессивных импульсов взрослым человеком в адрес наиболее эмоционально значимого лица. Задача овладения своими агрессивными импульсами, решение проблемы собственной амбивалентности есть итог анальной стадии развития ребёнка 2 .

Фаллическая (Эдипова) стадия – период между тремя и шестью годами. Интересы, обусловленные либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. По мнению Фрейда, дети имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, как правило, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек – комплекс Электры. Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола. В норме эти комплексы развиваются по-разному у мальчиков и девочек.

С момента рождения главным источником удовлетворения для мальчика является мать или фигура её замещающая. Мальчик хочет обладать матерью, хочет выражать свои эротические чувства точно так же, как делают старшие. В тоже время отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. То есть чувства к родителям носят амбивалентный характер. Отсюда, из-за соперничества или вражды с отцом, так как мальчик чувствует, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту.

Разрешение эдипова комплекса происходит на более поздней стадии развития, примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные желания и начинает идентифицировать себя с отцом. Этот процесс, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций:

    приобретение совокупности ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения;

    в процессе идентификации мальчик может удержать мать, как и объект любви, путем замещения, так как он обладает качествами отца;

    интернализация родительских запретов и норм, что дает почву для развития совести или суперэго.

Версия эдипова комплекса у девочек называется комплексом Электры. Вступая в фаллическую стадию, девочка обнаруживает отсутствие пениса (что может символизировать отсутствие силы), как у брата и отца. По мнению Фрейда, которое разделялось далеко не всеми психоаналитиками, у девочек развивается зависть к пенису, выражающаяся в открытой враждебности к матери, упрекая, что та родила ее без пениса. Стремление к отцу формируется на представлении о нем как обладателя этого органа. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек 5-7 лет клиторная мастурбация сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом. Разрешение комплекса Электры у девочек, по Фрейду, идет тем же путем что у мальчиков, т.е. идентификацией с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы, добиваются успеха (психоанализ видит в этом символическую победу над родителем). У женщины фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Неразрешенные комплексы могут вести к невротическим моделям поведения, имеющих отношения к импотенции и фригидности.

Латентный период выделяется в промежутке от 6-7 лет до начала подросткового возраста и определяется как фаза сексуального затишья. Фрейд уделял мало внимания процессам в этот период, так как по его мнению сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.

Генитальная (пубертатная) стадия – это период, продолжающийся от зрелости до смерти. Её начальная фаза обычно совпадает с началом школьного обучения и характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Получается, что вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворения сексуального инстинкта. Развитие в норме ведёт к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный характер является идеальным типом личности в психоаналитической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Фрейд говорил, что для того чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворения давались легко.

Стоит отметить современные воззрения на этот аспект теории психоанализа. С современных позиций, события первых пяти – шести лет жизни оказывают решающее и долговременное воздействие на развитие характера человека, но причины эмоционального дистресса могут быть не только в психотравматических событиях раннего детства, но и/или в событиях более поздней жизни. Прошлые события детства важны только в том случае, если они сталкиваются со способностью пациента эффективно функционировать в настоящем. В данном случае психоаналитик помогает пациенту обнаружить, как именно проявляются детские корни эмоциональных проблем уже во взрослом возрасте, и преодолеть их.

3. Психоаналитическая терапия

Классический психоанализ считается наиболее интенсивным и строгим по форм типом психотерапии. Пациент посещает психоаналитика от трёх до пяти раз в неделю, и сам лечебный курс продолжается месяцы, а то и годы. Пациент лежит на кушетке и не видит психоаналитика, сидящего позади него. (Использование пресловутой кушетки подчёркивает, что психоанализ – это специализированная форма общения). В процессе психоанализа пациент стремится к возникновению свободных ассоциаций, то есть пытается сказать всё, что ему приходит в голову, дабы проследить движение мыслей к их ранним корням; происходит также анализ сновидений и чувствах переноса, возникающих в процессе анализа.

Существуют несколько основных признаков, отличающих психоанализ от других форм психотерапии:

    в психоанализе преимущественно не используются лекарственные средства;

    психоаналитик не дает четких и специфических рекомендаций относительно того, как пациент должен управлять своей жизнью или решать свои проблемы. Напротив, аналитик помогает пациенту понять, почему он неспособен решать свои жизненные проблемы или какой внутренний конфликт лишает его ориентировки, как поступать в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Задача психоаналитика – используя интерпретацию и прояснение, помочь пациенту в реконструировании структуры характера с уменьшением патологической защиты. Важно, чтобы пациент умел выражать свои чувства и мысли, был способен переносить эмоциональное напряжение, вызываемое психоаналитиком, обладал способностью к устойчивому психотерапевтическому альянсу. Отличие психоаналитической психотерапии – в её меньшей интенсивности, хотя она и основана на принципах и методиках, используемых в психоанализе. В психоаналитической психотерапии акцент делается на самопознании и способности постоянно углублять понимание своей внутренней психической жизни.

Главная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит в помощи клиенту в осознании причин внутренних конфликтов, возникающих в результате противоречивых детских переживаний и проявляющихся как симптомами, так и формированием определённых болезненных паттернов поведения и межличностного взаимодействия в зрелом возрасте. Психоаналитическая терапия часто весьма эффективна в группах или в дополнение к индивидуальным сеансам.

Согласно концепции психоанализа, бессознательному закрыт доступ в сознание, у порога которого находится “цензура”. Вытесненные влечения не лишаются своей энергии и постоянно стремятся пробиться в сознание, но сделать они это могут лишь частично, путём компромисса и искажения. Их можно изучить в процессе психоанализа. С этой целью применяются четыре различные процедуры:

    конфронтация (пациенту необходимо показать, что он избегает чего-то; он должен различать тот психический феномен, что является предметом анализа;

    кларификация (прояснение, помещение значимых деталей в фокус сознания);

    интерпретация (преобразование неосознанных деталей в осознанные);

    тщательная проработка (комплекс процедур и процессов, имеющих место после инсайта).

Наиболее важной процедурой является интерпретация, все остальные либо подчиняются ей, либо ведут к ней, делая её эффективной. Психоаналитические методы, таким образом, сводятся к интерпретирующему анализу “компромиссных” образований сознания, которые проявляют себя в ряде очень распространённых обыденных жизненных действий (типа оговорок, ошибочных действий, забывании слов и имён и т.п.)

Сновидения играют важную роль в психоаналитической терапии. Согласно Фрейду, они являются “королевской дорогой к бессознательному”. В снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сны могут стать путем понимания скрытых аспектов “Я”, особенно когда исследуются с помощью и привлечением интерпретаций аналитика. В сновидении психоаналитик различает явное содержание (как пример – образы, взятые из впечатлений ближайшего дня) и скрытые мысли, о существовании которых сознание не подозревает.

Для проникновения в бессознательное также используется метод свободных ассоциаций, который известен как фундаментальное правило психоанализа и которому придаётся большее значение, чем другим методам продуцирования материала в психоаналитическом процессе. Суть метода заключается в том, что надо ослабить все задерживающие и критикующие инстанции сознания; пациент может и должен говорить такие вещи, которые он считает тривиальными, постыдными, невежливыми. Такая работа рождает сильное сопротивление сознания, рождается внутренний протест, подчас кажется, что всё и так ясно и не нуждается в прояснении, или наоборот – что всё абсурдно, случайно и не имеет смысла. Само наличие сопротивления является очень важным источником анализа: там, где оно присутствует, есть и вытесненное влечение.

Также ценным источником материала для психоанализа является перенос на психоаналитика ранних детских чувств. Анализ сопротивления и переноса стал центральным элементом психоаналитического процесса. В течение каждого психоаналитического сеанса пациент демонстрирует поведение, которое мешает прогрессу лечения. Подобного рода влияние называется сопротивлением. Так как в психоанализе создаются все условия, чтобы пациент мог достичь свободы мысли и действия, отрицательные эмоциональные силы в бессознательном, которые вызвали проблему пациента, проявляются как препятствия вербальной терапии.

Пациент может почувствовать неспособность говорить дальше или что ему больше нечего сказать; захотеть что-то важное сохранить в тайне от психоаналитика (например, некоторые факты, которых он стыдится); или почувствовать, что то, что он говорит – не имеет значения. Также пациент может постоянно повторяться в своих рассказах; избегать обсуждения некоторых тем, захотеть заняться чем-то другим; желать получить совет вместо понимания; рассказывать только про мысли и игнорировать чувства (или наоборот).

Вместе пациент и аналитик изучают значение и цель конкретного сопротивления и пробуют найти ключ к его разблокированию таким образом, чтобы пациент продолжил свой личностный рост. Современные терапевты считают, что пациент обязательно испытывает потребность в сопротивлении, и используют мягкий подход, чтобы помочь ему в преодолении проблем сопротивления.

Перенос обычно возникает из типичных отношений к значимым родительским фигурам, которыми в прошлом пациента были родители, учителя, братья или сестры. Иногда чувства к аналитику представляют фактические чувства, направленные на реального человека из прошлого пациента, но перенесенные в настоящее время на наиболее близкую и подходящую “родительскую фигуру” – то есть на аналитика.

Далеко не все пациенты испытывают классические формы переноса, но практически для всех пациентов в ходе анализа полезно изучение и понимание чувств, возникающих у них по отношению к аналитику. Это весьма помогает пониманию актуальных отношений, выраженности потребности в персональном росте, ожиданий со стороны других и отношений к пациенту. Цель аналитика состоит в том, чтобы помочь пациенту научиться понимать и принимать все возникающие у него чувства независимо от того, каковы они.

По продолжительности психоанализа не имеет определённых ограничений. Некоторые пациенты могут получить пользу уже за короткий промежуток времени (шесть месяцев или меньше), а другие могут продолжать лечение в течение нескольких лет. В классическом психоанализе средний пациент участвует в терапии около двух лет. Терапия считается завершенной, когда цели пациента достигнуты. Когда пациент способен комфортабельно переживать все аспекты своих чувств; когда он способен адекватно включать все эти чувства в отношения с аналитиком (иначе говоря, осознавать и подвергать анализу); когда чувства не мешают, а помогают в достижении его собственных интересов и целей – тогда психоаналитическая терапия закончена.

Основателем школы психоанализа является австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1859-1939). По его собственным словам, он первым проник в «преисподнюю психики». В противоположность господствовавшему в XIX веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанной борьбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Результатами этой борьбы являются человеческие поступки. Поведение человека не может быть произвольным или случайным, оно контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами.

Согласно Фрейду, психика личности включает в себя три структур­ных элемента; сознательное - Суперэго («сверх-Я»), подсознательное - Эго (Я) и бессознательное - Ид (оно).

Суперэго представляет собой мораль личности, основой которой является сначала мораль родителей, затем - учителей и авторитетов.

Принимая на себя функций нравственного сознания, Суперэго оценивает поведение личности с точки зрения «добра» и «зла».

Антиподом Суперэго выступает Ид. Ему Фрейд отводит особую роль. По мнению ученого, бессознательное служит источником всех психических сил и энергии личности. Оно - «кипящий котел» инстинктов, страстей, влечений, на основе которых формируются эмоциональные переживания и даже комплексы, например известный эдипов комплекс. (Пове­дение царя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери Фрейд объяснил вытесненным из детской жизни половым влечением к матери и связанным с этим влечением агрессивным отношением к отцу).

Согласно Фрейду, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного, но все равно продолжают действовать без ведома человека, поскольку они никогда не перестают стремиться к полному удовлетворению.

Между сознательным и бессознательным находится третий элемент структуры личности- Эго.

Основная функция Эго - поддерживать равновесие между Ид и Суперэго. Если Эго сильное, оно способно не только определить требования Ид, но и преодолеть давление со стороны Суперэго. Если Эго не справляется с такой задачей, то происходит дестабилизация личности, которая сопро­вождается отрицательными эмоциями и переживаниями.

Для того чтобы помочь человеку справиться с ними, Фрейд разрабо­тал специальные способы психической защиты.


Основные из них следующие:

1. Вытеснение в область бессознательного неприятной информации или чувства. Например, действия менеджера вызвали у работника гнев или злость, и ой, чтобы не совершить в состоянии раздражения поступка, за который потом будет стыдно, вытесняет свое чувство в область бессознательного, то есть попросту старается не думать о случившемся.

2. Перенесение. Этот способ заключается в том, что человек переносит свои ощущения или чувства на других людей. Вместо того чтобы сказать: «Я ненавижу его (ее)», он может сказать: «Он (она) ненавидит меня».

3. Сублимация . Данный метод защиты основывается на том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой; при этом замещение цели приносит личности равное удовлетворение.

4. Рационализация . Она предполагает поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия.

Основные выводы теории Фрейда получили дальнейшее развитие в трудах других видных представителей школы психоанализа, прежде всего А. Адлера, Э.Фромма, К.Хорни и К.Юнга.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) начал научную деятельность в кружке Фрейда. Однако он очень скоро разошелся со своим руководителем и начал развивать собственные идей, которые постепенно сформировались как теория индивидуальной психологии.

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер в отличие от Фрейда считал, что индивидуум - нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей судьбой. Они являются архитекторами своей собственной жизни.

Важным положением в теории Адлера является идея, согласно которой все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности; врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Одним из важнейших принципов теории личности Адлера является идея о том, что каждый человек страдает чувством неполноценности, По мнению ученого, это чувство берет свое начало в детстве. Ребенок переживает длительный период зависимости от родителей. Это вызывает у него глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении.

Чувство неполноценности является источником всех устремлений личности к саморазвитию, росту и компетентности. На основе его у человека появляется стремление к превосходству: великая потребность, по словам ученого, возвыситься от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы. Хотя Адлер считал это качество у людей врождённым, оно, по его мнению, должно воспитываться и развиваться, чтобы из теоретической возможности стать реальной данностью.

Согласно адлеровской теории, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, ориентированный на превосходство или совершенство . Этот стиль наиболее ярко проявляется в установках и поведении личности при решении трех основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности к ним Адлер разделял людей на четыре типа.

1. Управляющий тип. К нему относятся люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для таких людей характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные наркоманы и правонарушители - два примера людей, относящихся к управляющему типу.

3. Избегающий тип. У людей, которые относятся к этому типу, не хватает ни социального интереса, ни активности. Поэтому их поведение определяет более боязнь потерпеть неудачу, чем стремление к успеху. Для них характерно избегание всяких жизненных проблем.

4. Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем, соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает работу, дружбу и любовь как социальные проблемы. Люди, относящиеся к такому типу, осознают, что решение трех основных жизненных задач – работа, дружба, любовь, − требуют сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад для обеспечения блага других.

С другими критериями к психологии личности подошел немецко-американский ученый Эрих Фромм (1900-1980).

Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Фромм выделил пять социальных типов характера, которые существуют в современных обществах и разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые). К первому классу относятся:

Рецептивный,

Эксплуатирующий,

Накапливающий

Какие тайны скрывает наша психика? Почему говорят, что «все мы родом из детства»? Почему мы упорно наступаем на одни и те же грабли и никак не можем выбраться из заколдованного круга не устраивающих нас отношений? Откуда берутся сновидения и о чем они пытаются нам рассказать?

На эти и многие другие вопросы, касающиеся психической жизни человека, дает свои ответы созданный в начале XX века и подорвавший до основания психологию сознания психоанализ.

Революционные взгляды Зигмунда Фрейда, блистательного ученого начала XX века, не только перевернули науку психологию, но и оказали огромное влияние на всю западную культуру. Между тем, нельзя сказать, что выбор области деятельности, которой Фрейд позже будет предаваться со всей, свойственной лишь великим талантам страстью, был сделан им осознанно.

Зигмунд Фрейд (1856 г.рож.) происходил из бедной еврейской семьи, и поэтому, даже блестяще окончив гимназию в Вене, он не имел возможности заниматься чем-либо, кроме медицины и права – таковы были негласные антисемитские правила тех времен. Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета. С самого начала он больше хотел заниматься научными изысканиями, но денежные затруднения вынудили его к началу практики. Фрейд успел поработать и как хирург, и как терапевт, и как домашний врач, но свой выбор остановил на психиатрии и невропатологии.

Фрейд был необычайно работоспособен: его наследие составляет 24 тома научных сочинений. Он постоянно развивал и пересматривал свои взгляды, с горячностью утверждая и подтверждая практическими исследованиями истинность своих догадок и озарений. Вокруг Фрейда собрался круг молодых врачей, многие из которых в последствии развили собственные представления и создали собственные школы психологической мысли. С ним было нелегко ладить – он тиранично требовал от соратников преданности и лояльности и деспотично изгонял тех, кто осмеливался критиковать его теорию, или предлагать новые, по мнению Фрейда ошибочные, взгляды на психику. Возможно, еврейское происхождение, которое автоматически делало его человеком низшего класса, и необходимость отстаивать свое мнение, с юности воспитали в Фрейде «бойцовские» качества и умение противостоять большинству.

В последние годы своей жизни Фрейд боролся с постоянной болью, вызванной тяжелейшей болезнью – раком лица. За 15 лет он перенес тридцать три операции, но не переставал работать: проводить исследования, читать лекции, издавать труды. Чем большую известность получали его воззрения, тем больше критики слышалось в его адрес, и с тем большей силой Фрейд парировал доводы своих оппонентов. В 1933 году нацисты сожгли груду его книг, на что Фрейд с юмором отреагировал, заметив, что это – прогресс, что в средние века сожгли бы его самого. В 1938 году, после захвата фашистами Австрии, Фрейду было разрешено уехать в Англию, где он и скончался годом позже.

История возникновения психоанализа

В начале своей карьеры Зигмунду Фрейду посчастливилось работать с такими выдающимся учеными, как известный европейский физиолог Эрнст Брюкке, успешно практикующий гипноз врач Иосиф Брейер и знаменитый невролог Жан-Мартен Шарко. (Да-да, тот самый Шарко, душ имени которого применяют и сегодня для лечения нервно-психических расстройств). Некоторые идеи и мысли, зародившиеся в этот начальный период деятельности, в последующем нашли развитие в научных трудах Фрейда.

В частности, внимание молодого ученого и практикующего врача Зигмунда Фрейда привлек тот факт, что некоторые симптомы, проявлявшиеся у больных истерией, никак нельзя было объяснить с точки зрения физиологии. Например, человек «терял чувствительность» в какой-то одной области своего тела, хотя нервная проводимость в соседних областях оставалась здоровой. Другим примером, что не все происходящие в психике процессы можно объяснить реакцией нервной системы или актом сознания человека, стало наблюдение за поведением людей подвергшихся гипнозу. Сейчас каждому понятно, что человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, можно внушить приказание выполнить какие-то определенные действия, и после пробуждения человек неосознанно будет стремиться исполнить приказанное. Если спросить у человека, почему он хочет выполнить это действие, то он приведет вполне логичные обоснования. То есть психика сама «придумывает» объяснения поступкам, даже если объективной нужды в этих поступках нет. Во времена Фрейда понимание, что сознательными действиями человека могут управлять скрытые от сознания причины, было настоящим открытием. До Фрейда понятий «бессознательное» или «подсознательное» вообще не существовало! Эти наблюдения и послужили толчком к развитию психоанализа – то есть анализу психики человека с точки зрения её движущих сил, причин и последствий, влияния предыдущего опыта на последующую жизнь и на нервно-психическое здоровье.

Основные положения психоанализа

Вся теория психоанализа базируется на утверждении Фрейда о том, что в природе психической (душевной) жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, желание, чувство или поступок имеют свою причину — сознательное или бессознательное намерение. Предшествующие события и переживания оказывают влияние на последующие. Даже если какие-то душевные переживания, по мнению человека, ничем не обоснованы, существуют скрытые связи, устанавливающие одно сознательное событие с другим.

Поэтому психику человека можно разделить на три области: сознание, предсознание, бессознательное.

  • Области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были в сознании и никогда не будут ему доступны. Также сюда из сознания вытесняются переживания, чувства и мысли не прошедшие «цензуру», то есть воспринимаемые человеком как запрещенные, грязные, не имеющие права на жизнь. Бессознательное не подчинено времени. Ранние детские воспоминания, если они вдруг снова попадают в сознание остаются такими же яркими, как и в момент их зарождения.
  • Предсознание – это часть бессознательного, которая легко может стать доступной сознанию.
  • Сознание включает то, что мы осознаем в каждый момент времени нашей жизни.

Главными действующими силами психики, по мнению Фрейда, являются инстинкты – напряжения, направляющие организм к определенной цели. Среди инстинктов существует два основных:

  • Либидо (от лат. «желание») – энергия жизни;
  • Агрессивная энергия или инстинкт смерти.

В психаналитической теории рассматривается большей частью «либидо», в своей основе имеющее сексуальное природу. Либидо – живая энергия, возникновение, количество, перемещение и распределение которой может объяснить наблюдаемые расстройства психики или особенности в поведении, мыслях и переживаниях человека.

В личности человека, согласно психоанализу, представлено три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) – это все, заложенное в человеке изначально – наследственность и инстинкты. Ид не подчиняется законам логики, в нем все хаотично и неорганизованно. Однако Ид, вне сомнения, оказывает влияние на Эго и Супер-Эго. Ид — это слепой король, власть которого безгранична, но который вынужден полагаться на подчиненных в исполнении своей воли.

Я (Эго) – это та часть личности, которая непосредственно контактирует с окружающими. Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать себя личностью. Эго питается соками Ид, защищая его, как кора защищает дерево. Взаимодействие Эго и Ид можно представить на примере сексуальной потребности: Ид осуществило бы разрядку этой потребности прямой сексуальной деятельностью, Эго призвано решить, когда и в каких условиях такая деятельность будет уместна. Эго сдерживает или перенаправляет инстинктивное Ид, обеспечивая физическое и душевное здоровье, а также безопасность личности.

Сверх-Я (Супер-Эго) – в свою очередь развивается из Эго. Супер-Эго – это хранилище моральных норм и законов, это ограничения и запреты, накладываемые на личность. По мнению Фрейда у Супер-Эго есть три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Ид, Эго и Супер-Эго призваны совместно добиваться одной цели: поддерживать равновесие между стремлением к увеличению удовольствия и опасностью неудовольствия.

Энергия, рожденная в Ид, находит свое выражение в Эго, а Супер-Эго определяет границы Эго. Поскольку требования Ид, Супер-Эго и внешней реальности, к которой личность должна приспособиться, часто противоречивы, в личности неизбежно возникают конфликты.

Решение внутриличностных конфликтов может проходить несколькими способами:

  • Сновидения;
  • Сублимация;
  • Компенсация;
  • Блокирование с помощью «механизмов защиты»

В сновидениях могут находить выражения желания, которые не были исполнены в реальной жизни. Повторяющиеся сновидения могут указывать на какую-либо нереализованную потребность, которая является препятствием к свободному самовыражению человека и его дальнейшему психологическому росту.

Сублимация – это перенаправление энергии либидо на социально одобряемые цели. Часто в качестве таких целей выступают творчество, интеллектуальная или социальная деятельность. Сублимацию можно назвать успешной защитой. Сублимированная энергия создает то, что принято называть цивилизацией.

Возникающую вследствие неудовлетворенного желания тревожность можно разрешить непосредственным обращением к проблеме. В таком случае энергия, не находящая выхода, направляется на преодоление трудностей, на уменьшение их последствий, на компенсацию нехватки чего-либо. Ярким примером органической компенсации может служить развитие идеального слуха у слабовидящих или слепых людей. Психика человека может поступить также: например, при недостатке способностей и сильном желании непременно добиться успеха в выбранной деятельности у человека могут развиться беспримерная работоспособность или чрезмерная напористость.

Например, такая ситуация как потеря любви и признания, при невозможности вновь получить одобрение, может вызывать сильную тревогу и беспокойство – создавать непереносимое напряжение. Это напряжение может найти выход в снах, или быть направлено на творчество: создание стихов, рисование картин и так далее. Или в такой ситуации человек прямо может стараться завоевать расположение и направлять свои усилия на получения одобрения от кого-либо – всем известны случаи, когда неуспехи в личной жизни некоторыми людьми компенсируются чрезвычайно успешной карьерой.

Но в других случаях возникающее напряжение искажается или отвергается с помощью таких механизмов защиты как репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия, гиперкомпенсация.

В приведенном нами примере с потерей любви, механизмы защиты можно проиллюстрировать так:

  • Репрессия (подавление): – Была любовь? Не помню…
  • Отрицание: – Да не было никакой любви!
  • Рационализация: – Я любила (любил) не того человека, это было ошибкой.
  • Реактивное образование (искажение потребности): – Лучший мой мужчина – это мой кот!
  • Изоляция: – Любовь – это не для меня.
  • Проекция (приписывание другим своих мыслей и чувств): – Никто никого не любит, никто не умеет любить по-настоящему… (Читаем: меня никто не любит…)
  • Регрессия (переход на более ранние стадии развития): – У меня теперь есть только одна любовь – вкусная еда.
  • Гиперкомпенсация (чрезмерная компенсация) – Я за свободные сексуальные отношения без ограничений!

Психоанализ – это гениальная попытка Зигмунда Фрейда понять и описать те составляющие психической жизни, которые в дофрейдовский период казались непостижимыми.

Словом «психоанализ» со времен его создания и до настоящего времени называют:

  • процедуры исследования психических процессов;
  • метод лечения невротических нарушений;
  • научную дисциплину.

Психоаналитическая практика

Пожалуй, при слове «психоанализ» у многих в голове всплывет картинка, часто анекдотично используемая в кинематографе:

Безучастный с абсолютно нейтральным выражением лица, порою бородатый (чтобы уж совсем не было видно никаких эмоций), аналитик сидит за своим столом, а пациент располагается в полулежащем кресле или на кушетке чуть ли не спиной к аналитику и что-то там рассказывает о своей жизни. Аналитик иногда отпускает реплики, но в целом не препятствует и не форсирует поток речи пациента. По характеру происходящего видно, что пока пациент изливает душу, психоаналитик погружен в свои собственные мысли и не слишком следит за процессом.

Смысл всего этого действа не очень-то понятен, и часто люди искренне удивляются за что психоаналитикам «платят такие деньги!».

На самом деле процедура психоанализа внешне выглядит почти также, за исключением того, что в момент рассказа пациента аналитик предельно сосредоточен — ведь именно в этот момент он в «режиме реального времени» проводит анализ всего, что доверяет ему пациент. Клиент во время психоанализа действительно располагается не напротив аналитика, а чуть в стороне, но так, чтобы при желании он мог повернуть голову и увидеть выражение его лица. Эмоции на лице аналитика обязательно есть, и эти эмоции должны показывать человеку: «я принимаю все, что Вы говорите, я не осуждаю, не морализирую, не выношу приговор».

Главной задачей аналитика является высвобождение подсознательных мыслей и чувств так, чтобы с ними можно было работать сознательно. Для этого и создается атмосфера расслабленности и доверия с одной стороны и полного нейтралитета с другой. Правило нейтралитета заключается еще и в том, что в психоанализе запрещены любые личные контакты пациента и аналитика: никаких рукопожатий, не говоря уж о большем. Пациент не должен знать подробности личной жизни психоаналитика, достаточно того, что он знает его профессиональные данные.

Цель психоанализа – высвободить заблокированную энергию и позволить ей свободно реализовываться, делая человека свободнее и счастливее. Считается, что путем осознания причин подавленных влечений и осознания наличия комплексов, можно, хоть и не без труда, найти приемлемые формы выражения Ид, а также сделать Эго человека сильным, самостоятельным и более независимым от Супер-Эго.

Труды Фрейда и психоанализ и сегодня нередко подвергаются критике, но введенные им понятия Оно (Ид), Я (Эго) Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, сублимация, защитные механизмы сегодня понятны не только ученым, практикующим психологам, психотерапевтам и психиатрам, но и просто культурно образованным людям. Психоанализ находит свое отражение в литературе и искусстве, включая кинематограф, в антропологии, этнографии, педагогике и социологии.