Как очистить от снега и льда тротуары и общественные участки. Как чистить крыши от снега: все способы уборки с кровли снега, наледи и сосулек в различных условиях Очистка или очистка от снега

В зимний период очистка кровли от снега становится очень актуальной, так как наледь может принести вред зданиям.

Во время оттепели снежный ком и лед, упав с большой высоты, способны травмировать прохожих и причинить ущерб автомобилям.

Очистка крыши от снега и наледи поможет сберечь целостность фасада, кровли и водостоков.

Лед с легкостью способен разрушить металлоконструкции, бетон и кирпич, поэтому тем, как убрать снег с крыши, следует интересоваться до начала заморозков.

Техника безопасности во время очистки крыш

Высокая нагрузка, оказываемая наледью, вызывает прогибание обрешетки на крыше, вследствие чего каркас всего здания становится менее прочным.

Но пренебрежительное отношение к чистке кровли от снега может привести и к другим опасным последствиям: от частичного сползания наледи с кровель к тотальному обрушению смерзшихся масс.

Ответственность за возможные повреждения возлагается либо на владельцев строения, либо на службы, отвечающие за своевременное проведение работ.

Уборку снега и наледи с крыш нужно проводить, используя деревянные широкие лопатки. Инструменты, изготовленные из древесины, не повредят кровельные материалы.

Следует учитывать, что чистка снега на крыше дома не нужна, когда его слой слишком тонок. Но на свесах и в местах близкого расположения сосулек к водостокам очистка кровли от снега и наледи должна производиться обязательно.

По краю скатных кровель лед нужно убирать с помощью специальных крючков. Полная очистка крыш от снега производится, когда его слой достигнет 30 см.

Рабочий, проводящий очистку крыши своими руками, должен быть прикреплен страховочным канатом толщиной не менее 1,2 см от какой-либо прочной конструкции на кровле к спасательному поясу.

Но к трубе дымохода, телевизионным и радиовещательным антеннам трос привязывать нельзя, т. к. они не отличаются высокой прочностью и не смогут удержать взрослого человека.

Без страховки и специальной нескользящей обуви уборка снега с кровли очень опасна, поэтому неэкипированный человек к работе не допускается.

Сброс снега с крыш должен проводиться со всех скатов. Делать это необходимо, чтобы общая конструкция кровли не подвергалась односторонней нагрузке.

Во время очистки кровли от снега и наледи нужно оставлять тонкий слой (до 5 см) ледяной корки, иначе есть риск повредить покрытие на крыше.

Наиболее важные правила по технике безопасности при очистке крыш:

  • рабочий по удалению снега и льда должен быть экипирован нескользящей обувью и страховкой;
  • мокрый канат для страховки использовать запрещено – необходимо предварительно провести его сушку;
  • нельзя сбрасывать массы снега и наледи на телевизионные, электрические и телефонные провода и кабели, на выступающие части водопроводных и газопроводных труб.

Механический способ удаления снега и льда

На скатных кровлях очистку снега следует проводить регулярно на 2 м от края после каждого обильного снегопада и с частотой 1 раз в месяц очищать крышу полностью.

Если зимние осадки выпадают часто, то снежные массы намного быстрее сползают к краю, и количество льда увеличивается.

В период частых и обильных снегопадов полную очистку кровель следует проводить два или четыре раза в месяц, в зависимости от толщины слоя.

Плоские крыши очищают после каждого снегопада, так как снежные массы под своим весом образуют твердую ледяную корку, расколоть которую можно будет только с помощью лома.

Из-за обильного количества снега кровля испытывает большое давление, а во время удаления наледи есть риск повредить ее покрытие.

При потеплении ледяной каркас начнет быстро и обильно таять, а образовавшаяся вода потечет во все имеющиеся отверстия в материале, поэтому почистить крышу необходимо максимально аккуратно.

Чтобы очистить частный дом от большого количества снега на крыше, нужно воспользоваться наиболее доступным механическим методом. Для этого подойдет специальная лопата с деревянной лопастью.

Если механическим способом проводится очистка кровель больших зданий, то для повышения эффективности работы применяются методы промышленного альпинизма.

Очистка крыш от наледи начинается с обозначения точек крепления страхующих тросов на крыше.

В некоторых случаях для таких целей используют воздуховоды, но лучше всего установить крепления для расположенного вдоль кровель стационарного страховочного троса.

Специалисты, очищая крышу от снега, применяют подбираемые в зависимости от характеристики кровель инструменты.

Если для покрытия здания использовалась распространенная сегодня металочерепица, то убрать снег с поверхности крыши можно специально предназначенными для этого толкателями, сконструированными под профиль покрывающего материала.

Чистить снег с крыши, покрытой другими материалами, можно с помощью деревянных лопат. Некоторые модели этого инструмента на лопасти снабжены защитными резиновыми вставками.

Для откалывания масс наледи применяются специальные затупленные кирки.

Технический метод очистки крыш

При техническом способе очистки крыш от снега и наледи применяются достижения современных технологий в этой области.

Чтобы защитить свой дом от излишнего обледенения кровли, можно воспользоваться одной из таких разработок – системой «кровля без сосулек».

Если система для стока воды не работает (ее проход может быть закрыт льдом и мусором), то на крыше здания наледь будет обильно образовываться.

Но даже когда отведение жидкости осуществляется правильно, появления сосулек избежать получается не всегда.


Крыша в любое время года, в том числе и зимой, излучает небольшое количество тепла, которое способствует таянию льда и снега.

Появившаяся жидкость медленно стекает по кровле, а при морозах замерзает, образуя сосульки.

Работа системы антиобледенения крыши направлена на предотвращение формирования наледи и сосулек при помощи греющих электрокабелей.

Они прокладываются по краям кровли, в том числе в водосточных желобах – в тех местах, где в основном образуется наледь.

К качеству греющих электрокабелей предъявляется несколько требований:

  • кабель и его оболочка должны обладать высокой износостойкостью;
  • стойкость к воздействию солнечных лучей, перепадам температуры, осадкам и ветру;
  • наличие металлической оплетки;
  • высокая степень изоляции.

Монтируя кабели для обогрева крыши, в систему подключают «холодные» подводящие кабели, элементы управления и распределительные коробки.

Антиобледелительные системы оснащаются автоматикой, поэтому они снабжены датчиками, измеряющими температуру и влажность окружающей среды.

Это необходимо, потому что система «антилед» работает только в период оттепели, так как при минусовой температуре снег не тает естественным путем, а система потребляет большое количество энергии без оказывания полезного действия.

При монтаже системы антиобледенения используют резиновые и саморегулирующиеся кабели.

Резиновые обладают постоянным сопротивлением по всей длине и повышенной прочностью.

Основной недостаток данных кабелей в том, что они имеют ограниченную длину, поэтому при монтаже системы могут появиться трудности.

Саморегулирующиеся кабели могут быть разной длины. К тому же, в отличие от резиновых, они способны изменять температуру нагрева на разных участках, что исключает неэффективный расход тепловой и электрической энергии.

Очистка кровель с помощью химических веществ

Одним из доступных средств для очистки является чистая либо смешанная с песком соль, так как она стоит недорого.

Температура замерзания раствора соли значительно ниже, чем чистой воды, поэтому снег и лед, покрытый порошком или раствором, начинает быстро таять.

Положительные стороны применения соли:

  • доступность;
  • экономичность;
  • низкая температура замерзания солевого раствора;
  • длительный срок годности;
  • быстрое действие;
  • пожаробезопасность.

При грамотном использовании с соблюдением правил техники безопасности техническая соль не вредит природе.

Основной недостаток соли – то, что она, попав на тротуар и асфальт, разрушает шины машин и подошву обуви, повышает риск коррозии металлов.

Твердые и жидкие реагенты являются заменой технической соли. Попав на наледь, твердый реагент активно впитывает жидкость, и она начинает быстро таять с выделением небольшого количества тепла.

Повышение температуры вызывает активное разрушение снежных и ледяных масс. Получившийся раствор реагента замерзает при температурах более низких, чем вода, поэтому новая наледь не образуется.

Разница между жидкими и твердыми реагентами заключается в способе их применения. При снегопадах и активном таянии используются твердые смеси, в сухую морозную погоду – жидкие.

Наиболее качественным средством в борьбе с ледяными массами является реагент, способный растворить большие объемы льда и снега при сильных заморозках.

Кроме перечисленных требований, препарат должен приносить наименьший вред окружающей среде, зданиям, транспорту и пешеходам.

Конечно, ни один из перечисленных способов удаления снега и наледи не является полностью эффективным и подходящим ко всем ситуациям.

Нужно учитывать множество факторов, подбирая средство для очистки – начиная от характеристик кровли и заканчивая бюджетом.

Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант очистки кровли от снега, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Наша страна располагается в различных климатических зонах, где наряду с морозными зимами присутствуют и частые оттепели со снегопадами и последующими заморозками. В таких экстремальных условиях на крышах образуются наледи, сосульки и снеговые наносы значительной толщины, а значит, и немалого веса. Неконтролируемый сход больших масс снега и льда несёт опасность людям, а многотонное скопление снега может разрушить стропильные конструкции. Имеются методы контроля над критической толщиной снежного покрова на крыше, которые помогают своевременно очистить кровлю от снега и льда. А также существуют современные способы борьбы со скоплениями зимних осадков на крышах зданий.

Расчёт снеговой нагрузки на кровлю

Контролировать снеговую нагрузку на крышу зданий необходимо потому, что большой вес льда и снега может привести к разрушению стропильных элементов и кровельного пирога . При больших нагрузках на крышу сооружения становятся очевидными ошибки проектирования и просчёты при монтаже.

Конструкция кровли помимо самого кровельного материала состоит из целого комплекса сопутствующих материалов и элементов: гидроизоляция, пароизоляция, элементы вентиляции, утеплитель и многие другие. Такая многослойная конструкция напоминает слоёный пирог, за что и получила своё название - кровельный пирог.

Выход из строя стропильной системы, малый угол наклона скатов приводит к неприятным последствиям

При избыточном скоплении снежных масс на крыше здания возникают риски внезапного схода пластов снега, что ведёт к непредсказуемым последствиям и угрожает здоровью людей. Нужно контролировать и весовую нагрузку на стропильную систему кровли, поскольку чрезмерное давление может деформировать или полностью разрушить каркасную конструкцию. Наиболее вероятному скоплению снежных масс подвержены следующие виды:

  • односкатные или двускатные крыши с углом наклона менее 15 о;
  • места стыка односкатных крыш с вертикальной стеной;
  • сложные многощипцовые конструкции в местах стыка плоскостей с различным углом наклона;
  • кровли, выполненные из неметаллических материалов с большим коэффициентом трения;
  • крыши, построенные без учёта розы ветров вашего региона в зимний период.

Перечисленные виды кровли нуждаются в постоянном визуальном или удалённом контроле над толщиной снежной массы, который основан на расчётах веса снега на 1 м 2 площади крыши и других методах.

Фотогалерея: скопления снега на крыше

Малый угол наклона ската приводит к повышенной нагрузке на кровлю Скопление снега на стыке перегружает стропильную систему Если не учтены преобладающие ветры при строительстве дома, будут постоянные проблемы наноса снега на крышу

Способы контроля снеговой нагрузки на кровлю

Для эффективного контроля необходимо учитывать предельную нагрузочную способность кровельного материала и стропильной конструкции. Для расчёта снеговой нагрузки существуют специальные калькуляторы, а также СНиП и СП 20.13330.2016, но они сложны в использовании. Приведём упрощённую формулу расчёта полного веса снега: P полн. =N х P расч., где:

  • N - показатель угла наклона скатов крыши, коэффициент скатности при угле наклона менее 25 о равен 1, при 25 о -60 о равен 0,7, а при углах более 60 о не учитывается;
  • P расч. − весовое значение снежного покрова на 1 м 2 , кг/м 2 ;
  • P полн. − полный вес снега на м 2 кровли, кг/м 2 .

Температурные условия и структура осадков не всегда позволяют точно определить вес снега без применения лабораторных исследований, которые обходятся недёшево. Нет необходимости использовать в обычных условиях дорогостоящие данные, может помочь оценочная таблица, которая существенно упростит визуальную оценку снеговой нагрузки на кровлю.

Таблица: вес снега в зависимости от структуры осадков

Исходя из формул расчёта и данных таблицы, можно вычислить нагрузку на кровлю и определить необходимость очистки крыши от снега и льда. Если нет данных о нагрузочной способности стропильной конструкции и кровельного покрытия, то необходимо производить периодический визуальный контроль исправности этих элементов.

Температурные условия и структура осадков не всегда позволяют точно определить вес снега без применения лабораторных исследований, которые обходятся недёшево

Кроме расчётных и табличных данных существуют другие методы контроля над состоянием снежного покрова на кровлях различных видов. Они заключаются в дистанционном видеонаблюдении или удалённом контроле с помощью компьютеризированной системы с датчиками типа «ТОКВЕС» BBA или иными тензодатчиками. Ввиду высокой стоимости такие системы устанавливают на торговые центры, стадионы и культурно-развлекательные комплексы. Комплект аппаратуры удалённого контроля состоит из следующих компонентов:

  • кронштейна с укреплённым датчиком высоты снежного покрова;
  • блока передачи данных с устройством замера внешней температуры;
  • принимающего устройства, соединённого с компьютером;
  • компьютера с программными средствами для обработки данных и управления системой;
  • монитора для визуализации и манипуляторов.

Преимущества этой системы контроля заключаются в анализе истинной, а не расчётной толщины снежного покрова на различных участках крыши.

К аппаратуре удалённого контроля можно подключить более 120 датчиков, расположенных на крышах разных зданий и сооружений в пределах радиуса действия блоков передачи и приёма данных, а также можно избирательно включать системы обогрева кровли.

Способы очистки крыши от снега

Ручная очистка крыши от скоплений снега и льда требует значительных физических усилий и является опасной для человека. Применение оборудования, в том числе и на основе вибрационных воздействий на кровлю, не даёт ожидаемого результата. Это происходит потому, что индивидуальные архитектурные решения не позволяют использовать механизмы, а вибрация нарушает целостность кровельного покрытия. Применяют следующие способы очистки крыш от снега:

  • механический, при котором используется ручной сброс снега и льда, в том числе и с телескопической вышки на базе автомобиля;
  • химический, с использованием соли и реагентов;
  • способ нанесения гидрофобных плёнок;
  • технический способ, при котором производится регулируемый подогрев кровли и водоотводов;
  • меры профилактического характера, связанные с правильным выбором угла наклона скатов и качественно смонтированной теплоизоляцией кровли.

Использование этих способов очистки связано с работами на большой высоте и является особо опасным видом деятельности. Очень важно соблюдать правила техники безопасности при высотных работах и обеспечивать исполнителей исправным инструментом, спецодеждой и обувью, а также использовать страховочные приспособления.

Механический способ очистки крыши от скоплений снега и льда требует значительных физических усилий

Правила очистки кровли от снега

Высотные работы производятся по определённым правилам и нормативам, исполнение которых является обязательным. Безопасные условия труда обеспечиваются наличием исправных лестниц, инструментов, спецодежды, касок и нескользящей обуви. Особое внимание нужно уделить страховочным верёвкам с регулируемой длиной и диаметром от 8 мм, которые крепятся к надёжным опорам первой категории. При механическом способе очистки с ручным сбросом снега и льда существуют отдельные правила, которые заключаются в следующем:

  1. Очистка производится в светлое время суток бригадой не менее трёх человек после инструктажа по правилам техники безопасности для высотных работ.
  2. Место сброса огораживается на расстоянии от 5 до 10 м от зоны падения снега и льда, выставляется дежурный, который обеспечивает безопасный проход людей и имеет голосовую или радиосвязь с высотными рабочими.
  3. Крыша очищается от карниза к коньку без нарушения целостности кровельного покрытия, телевизионных или иных кабелей.
  4. На кровле оставляется слой снега и льда толщиной от 2 до 5 см, который предохраняет покрытие от повреждения.
  5. Свисающие сосульки скалываются специальными кирочками или иными приспособлениями, которые обеспечивают целостность системы водоотвода.

Химические реагенты рассыпаются на кровле с использованием резиновых перчаток, а гидрофобное покрытие наносится на крышу валиком или распылителем в спецодежде с использованием респираторов. Монтаж элементов подогрева кровли и снегозадержателей производится исправным электроинструментом и иным оборудованием (лестницы, муфты, клипсы). Для всех работ обязательно использование каски и страховочные верёвки.

Устройства и инструменты для очистки крыш от снега и льда

При ручной очистке крыш применяются инструменты, обеспечивающие эффективную уборку и не повреждающие кровельный материал. Лопаты используются пластиковые или деревянные без режущих вставок, а для нарезки снега подойдут пилы на длинных черенках. Для удаления сосулек с карниза используют кирки или скребки. При устранении свисающих пластов снега и наледей можно привлекать телескопические вышки, которые позволяют быстро и безопасно выполнить работу. Химическая очистка с использованием соли и реагентов не требует инструментов, но недостатком этого метода является повышенная коррозия металлического покрытия и нарушение работы водоотводящей системы. Нанесение гидрофобных покрытий на чистую крышу производится с применением валиков, кистей и краскопультов, облегчает сход снега с кровли, но не решает проблему обледенения крыши. В ряде случаев используются раздвижные лестницы, гидравлические подъёмники и люльки с электрическим приводом. Наиболее эффективным считается технический метод очистки, который мы подробно рассмотрим в следующей главе.

Фотогалерея: инструменты для работы на кровле

Пластиковые лопаты подходят для щадящей очистки кровли Толкатели применяются для ускоренной очистки Для удаления сосулек подходят кирки или скребки

Использование систем антиобледенения

Простейшим способом борьбы со льдом на крыше является правильный выбор угла наклона скатов и профессионально выполненное утепление и вентиляция кровли. Такая пассивная защита выполняется на стадии проектирования и строительства и должна проводиться с учётом преобладающих ветров в регионе, где производится застройка. Учёт этих факторов позволяет сэкономить в будущем значительные финансовые средства. Для существующих зданий используют иные методы защиты кровли от снега и льда.

Способы борьбы с обледенением кровли

С обледенением можно бороться методом высокоэффективной теплоизоляции жилого части здания от подкровельного пространства. При этом способе обеспечивается одинаковая температура внешней среды и чердачного помещения, что делает невозможным льдообразование. Недостатком является то, что при чередовании положительной и отрицательной среднесуточной температуры полностью устранить образование льда на кровле и карнизах невозможно.

Существует ряд методов антиобледенения с применением технических средств, которые щадящим образом воздействуют на кровельный материал и устраняют скопления снега и льда в критических местах крыши. Одним из технических способов является электроимпульсный метод воздействия на свес крыши. Он производится путём подачи кратковременного импульса на индукторы, который преобразуется в механическую вибрацию, что ведёт к разрушению корки льда на кровле. Этот способ, к сожалению, не получил распространения потому, что его воздействие имеет ограниченный характер и не решает задачу антиобледенения всей кровли.

Наиболее продуктивным является температурный способ антиобледенения, при котором используется нагрев кабеля, расположенного на проблемных участках кровли.

Системы антиобледенения кровли

Для борьбы со льдообразованием на крыше зданий широко используется метод температурного воздействия на кровлю и водоотводы. Системы обледенения отличаются по способу управления подогревом, используемым датчикам и контроллерам. Управление может быть ручным или автоматическим, а в некоторых случаях и управляемым дистанционно с применением компьютерной техники. При обогреве крыши, желобов, воронок и водосточных труб используется кабель с постоянным или переменным сопротивлением, нагревом которого управляет контроллер. Экономичность и эффективность достигается применением датчиков, работающих в температурном диапазоне от +5 о С до -10 о С. Сочетание таких технических элементов, обеспечивающих безотказную работу и электробезопасность, даёт следующие преимущества:

  • включение системы происходит при срабатывании датчиков температуры, влажности и при наличии снега и льда, что экономит электроэнергии;
  • контроль над параметрами кабеля осуществляется автономно, что гарантирует постоянную мощность, отсутствие перегрева и обеспечивает электробезопасность;
  • наличие контроллера исключает стартовые токи и перепады напряжения;
  • работа всей системы происходит без участия человека.

Фотогалерея: элементы монтажа системы обогрева кровли

Наиболее эффективной считается схема, при которой кабелем осуществляется одновременный обогрев ендов, кровельного свеса и водосточной системы Кабель на воронке укладывается по стенкам
Кабель подогрева водосточной трубы монтируется на цепи Комплект автоматизированного управления подогревом кровли сэкономит время

При монтаже нагревательных элементов используются кабели в различном исполнении, которые существенно отличаются по стоимости. Наибольшее распространение получили резистивные кабели разнообразной конструкции. Одножильный кабель состоит из греющей жилы, двойной изоляции и медной оплётки, что экранирует электромагнитные помехи и обеспечивает достаточную защиту от механических воздействий. Двужильный кабель состоит из греющей и возвратной жилы в трёхслойной изоляции. Самым дорогостоящим из резистивных кабелей является секционная модификация, в которой кроме двух жил используется вольфрамовая нить для наиболее эффективного нагрева. Недостатком резистивной системы является обогрев всего кабеля, что ведёт к перерасходу электроэнергии, несмотря на наличие датчиков. Саморегулирующийся кабель лишён этих недочётов и состоит из двух проводников, между которыми расположена полупроводниковая плёнка. Чем меньше внешняя температура, тем больше возникает в плёнке проводящих линий с заданным сопротивлением, а это ведёт к большему нагреву и таянию льда.

Кабель с саморегуляцией обладает устойчивостью к механическим воздействиям и не нуждается в автоматизированных системах контроля потому, что нагревается только на участках с низкой температурой, а это даёт экономию электроэнергии и денежных средств.

Рекомендации по применению противообледенительных устройств на кровлях

Для оптимального использования потенциала системы подогрева кровли необходим тщательный сравнительный анализ цены и качества различных видов оборудования и типов кабеля. Нужно убедиться в укомплектованности аппаратуры противопожарными датчиками, наличием гарантийных обязательствах производителя и сервисных центров в вашем регионе. Для экономии средств можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • кабель монтируется в зоне стыков многощипцовых крыш, ендовах, на свесах и в системе водоотведения;
  • в ряде случаев целесообразно использовать двужильный кабель в один ряд;
  • на критических участках можно использовать саморегулирующийся кабель, а по свесу смонтировать более дешёвый резистивный;
  • в водосточных трубах большой длины необходимо применять тросы или тонкие цепи, чтобы избежать обрыва кабеля;
  • для защиты кабеля от неконтролируемого схода снежных масс нужно устанавливать системы снегозадержания.

Необходимо отметить, что самостоятельный монтаж возможен при наличии определённых знаний и навыков, но отладку системы автоматики следует доверить специалистам.

Видео: монтаж системы антиобледенения крыши

Мы рассмотрели способы очистки кровли от снега и льда, а также виды контроля над величиной снеговой нагрузки на крышу. В статье нашли отражение наиболее популярные способы механической, химической, эмульсионной и технической борьбы со скоплениями снега и льда. Важно учитывать, что можно избавиться от этих проблем ещё на этапе строительства загородного дома или дачи. Для этого по возможности необходимо следовать рекомендациям профессиональных проектировщиков и дизайнеров.

Снегопады и метели все ближе, а значит, самое время задуматься о том, как облегчить уборку снега на своем участке в зимний период. Конечно, можно купить новую удобную лопату, снегоочиститель или даже нанять дворника. А может, стоит посыпать площадки вокруг дома специальной солью или обустроить подогреваемые дорожки, снег на которых будет таять без ваших ежедневных усилий? Участники нашего форума обсуждают, как бороться со снегом и наледью на дорожках.


Тает сам

Самый простой способ борьбы со снегом – устройство козырька над площадкой, дорожкой или крыльцом. Он может быть прозрачным (например, из поликарбоната), пропускать солнечный свет и удачно вписываться в архитектурный ансамбль. К тому же, такой навес защитит не только от снега, но и от дождя летом и осенью.

Однако не всегда постройка козырька бывает возможна. Участок, где строит дом форумчанин Manix , находится в тупике, в стороне от основной автомагистрали. Чтобы зимой проезд до жилища не засыпало снегом, участник форума планирует сделать подогрев участка. Вопросы о существующих технологиях, сроках службы теплой дороги и затратах на ее устройство он решил задать на .


Форумчанин Rjavi несколько лет назад уже сделал экспериментальное снеготаяние на парковке и тропинке к дому, выбрав вариант подогрева, конструктивно схожий с теплым водяным полом. Принципиальное отличие состоит в том, что в систему встроен теплообменник, а вместо воды в нее залит антифриз. Производители рекомендуют устанавливать подогрев уличных участков дорог мощностью от 200 Вт/кв.м. Но живущий в Питере форумчанин говорит, что на практике требуется мощность 300-500 Вт/кв.м., «иначе получается знатный каток». Однако, больше мощность – выше затраты.

– Хотя система не была полностью автоматической – включалась по мере необходимости вручную, отключалась сама – по таймеру, подогрев оказался приятным, но дорогим удовольствием.

Часто к середине зимы возле многих домов можно наблюдать огромные, вышиной с забор, сугробы. Чтобы не ждать, пока весеннее солнце само растопит груды снега, некоторые домовладельцы специально проектируют на участке места для складирования снега и устраивают там подогрев мощения.

Помимо прокладки труб, еще один вариант устройства теплой дорожки или площадки – укладка греющего кабеля под плитку. Чаще всего при помощи кабеля домовладельцы обогревают крыльцо – одно из самых опасных мест, где снег и наледь чаще всего становятся причинами травм. Мощность греющего кабеля также рассчитывается, исходя из климатических условий: чем холоднее зимы, тем выше она должна быть – снег должен падать и таять, а вода испаряться.

Также некоторые производители предлагают переносные дорожки с подогревом – электрический нагревательный элемент находится между двух защитных поверхностей из нескользкой резины, включаются дорожки в обычную розетку. Подробно о них мы рассказывали ранее в .


Химия против снега

Но как быть, если дорожки на участке проложены давно, а их подогрев не предусмотрен, или вы не готовы платить больше за электроэнергию? Можно взять пример с муниципальных дорожных служб и посыпать площадки вокруг дома специальными химическими средствами, растворяющими снег. Их использование участники обсуждают в нашего форума.


Этот способ имеет свои плюсы. Химические средства хорошо работают при температурах, близких к нулю, когда образуется наледь, а снег становится липким, и даже некоторые снегоуборщики становятся неэффективны в борьбе с ним. В отличие от лопат и ледоруба, химикаты не повреждают тротуарную плитку, не образуют на ней сколов и трещин.

Важно, чтобы реактивы были безопасны для человека и растений. Тая, снежно-химический коктейль будет неизбежно попадать в почву и, в отличие от города, может навредить не только кожаным ботинкам. Кроме того, химические вещества имеют свойство накапливаться, что может привести к нарушению природного баланса на вашем участке.

Конечно, можно купить уже готовые реактивы – чаще всего это хлористый кальций. Но вот участники нашего форума отдают предпочтение народным средствам. Так, форумчанка Маришка в феврале посыпает сугробы золой, чтобы они быстрее таяли под солнечными лучами. А некоторые участники борются с наледью при помощи соли и глицерина.


beckbulat:

– На небольшой кусочек льда вылил аптечный глицерин, температура воздуха была около минус 10 градусов. Вернулся через два часа – лед с глицерином тает!


Долой лопаты!

Но бывает, что метровые сугробы на наших участках вырастают за ночь. И тогда уже никакие реагенты и теплые дорожки не спасут ситуацию. В этом случае быстро справиться со снегом можно при помощи снегоуборочной техники. На нашем форуме есть целый , где форумчане обсуждают ее разновидности и особенности эксплуатации.


Скажем лишь коротко, что снегоуборочная техника для дома может быть как электрической – запитываться от обычной розетки, так и работать на бензине. Электрические варианты, как правило, дешевле бензиновых, но многие форумчане жалуются, что провод, который необходимо контролировать, мешается при уборке снега.

Если у вас уже есть мотоблок, то многие производители выпускают к ним навесные снегоуборщики. Они бывают нескольких видов: снегоуборочный навес, который имитирует работу профессиональной снегоуборочной машины, лопата-отвал и щетка для мотоблока.

Кроме того, снегоуборочная техника для дома не всегда справляется с липким, а также слежавшимся снегом. Поэтому следует обращать внимание не только на конструкцию, но и на мощность прибора – чем она выше, тем больше шансов, что машина справится с этой задачей.


– Купил электрический снегоуборщик мощностью 1800 Вт. Мокрый, слежавшийся снег убирать очень тяжело, трудно толкать вперед машинку. Если высота снега больше 10 см, приходится упираться в корпус ногой, чтобы толкнуть вперед. Шнур путается под ногами. Работает нормально только по мощеным дорожкам, на трамбованном отсеве подцепляет камни и зарывается.


Готовьтесь к зиме правильно! А советы наших форумчан о том, помогут вам в этом. Также советуем посмотреть наше видео о том, как правильно выбрать снегоотбрасыватель.

Уборка снега с крыш особенно актуальна для снежных регионов России. Вы наверняка не раз наблюдали, как сбивают сосульки с крыш здания или опасные места вокруг него огораживались лентой. Для чего и как это делается, я расскажу вам в данной статье.

Для чего нужна очистка крыш от снега и наледи?

Большое скопление снежного покрова на крыше жилого здания непременно понесет за собой печальные последствия для окружающих людей, а если этого не произошло, то это лишь вопрос времени.

Какие опасности может в себе таить массивное скопление снега на кровле?

В первую очередь в такой ситуации повреждается сама кровля. Не стоит предполагать, что снег является легким. В строительстве, при расчете кровельных нагрузок, всегда учитывают две составляющих. Первое – это вес самого кровельного покрытия, а второе – снеговая нагрузка. Масса снежного ковра иногда может достигать довольно больших значений (100 -200 кг на 1кв. метр).

Поэтому возведенная стропильная система может и выдержать данные нагрузки, а вот сам кровельный материал, скорее всего, даст трещину, куда будет затекать влага и в любом случае понадобится скорый ремонт. Стоит понимать, что если не заделать трещину в кровле, то со следующими сильными морозами зазор будет только увеличиваться

  • Чердачное пространство в большинстве жилых зданий является принудительно отапливаемым, причиной этому – трубы с горячей водой. Следовательно, нижний слой снега будет всегда подтаивать за счет положительных температур, в результате чего образуется наледь на кровельном материале. Меняя свое агрегатное состояние несколько раз в день, вода растет в объемах и образует сосульки огромных размеров, которые в любой момент могут сорваться вниз, тем самым повредив чье-нибудь имущество или нанести травму человеку
  • Если ваша кровля оборудована специальными снегодержателями, то это вовсе не значит, что очистка крыш не должна совершаться вовсе. Такие элементы устраиваются лишь для того, чтобы обезопасить проходящих мимо вашего здания людей от лавинообразного схода снега с крыши, но этого нельзя гарантировать, когда они застыли в глыбе льда
  • На многоуровневых кровлях падение снега с верхних ярусов непременно понесет за собой хоть и незначительные, но изменения в структуре покрытия нижнего ряда. Следовательно, такой материал выйдет из строя гораздо быстрее

Если вы проживаете в многоэтажном доме, то процесс по очистке кровли здания в зимний период всецело лежит на государственных организациях, но в современном мире все чаще приходится выполнять все самому потому, что данные органы не всегда могут прибыть в установленный срок. Для того, чтобы очистка крыши от снега и сосулек собственными силами текла в верном русле, вам понадобятся конкретные инструменты.

Какие инструменты и приспособления использовать, дабыуборка снега и наледи с крыш была безопасна?

На сегодняшний день государственные организации по очистке кровельного полотна от снега используют следующие инструменты:

  • Специальная снеговая лопата. Она может быть из любого материала, но эталоном считается дерево или пластик
  • Своеобразный скребок
  • Если работа по уборке снега будет проходить на больших площадях, то используется раздвига. Это специальное приспособление похожее на лопату. Только функционал по сравнению с обычной лопатой отличается. Здесь вам придется не забирать ей снежную массу, а просто сталкивать с кровли
  • В частном строительстве вам наверняка понадобятся переносные стремянки, ширина которых минимум 30см. Для удобства и безопасности они должны быть оснащены крюками, которые позволяют цепляться за конек. Такие приспособления целесообразно применять на кровлях с уклоном более 20%
  • Оградительная лента вам понадобиться в любом случае, если вы производите работу густонаселенном пункте или городе. Стоит понимать, что не только лента может служить оградой для места падения сбрасываемого снега. Это могут быть различные решетки, либо яркие щиты
  • Монтажный пояс и страховочный трос являются важными составляющими элементами при работе на высоте. Если вы не знали, то расстояние от пола в один метр в строительстве уже считается высотой и некоторые организации требуют пройти специальный допуск своим сотрудникам, дабы удостовериться, что он действительно сможет работать в таких условиях

Для очистки кровель частных домов список инструментов нисколько не отличается, но все же имеются некоторые различия, например, используемая лопата может иметь «правильные» параметры.

Снеговые лопаты, которыми работают на высоте, должны в обязательном порядке иметь рукоять. Это связано с тем, что во время работы черенок просто обледенеет и такой инструмент будет невозможно удержать в руках. Для безопасности, находящихся внизу людей и конечно же рабочего, советую привязать лопату к монтажному поясу. Этот нехитрый трюк позволит использовать обе руки при необходимости.

Что касается страховочного троса, то он должен крепиться в надежной точке постройки. Как правило, перед использованием данные элементы испытываются рывковыми усилиями минимум в 200 килограмм.

Ограждающая лента или специально созданные для этого щиты, устраиваются на определенном от свеса расстоянии.

  • Если обслуживаемое здание имеет высоту до 20м, то достаточно оградить 6 метров от свеса
  • Когда размер строения вписывается в 20-40м, тогда 10 метров ограждения хватит
  • Высота более 40м – 16-20метров

Как убирают снег с крыш подготовленные люди?

Хорошо подготовленные для этих работ организации не останавливаются лишь устройством оградительных элементов. Для этого они также используют:

  • Возле оградительных щитов всегда находится дозорный в оранжевом жилете. При себе он имеет свисток, дабы предупредить пешеходов о возникшей опасности. Также присутствует рация или мобильный телефон для связи с коллегами на крыше
  • Перед началом работ, если в зоне поражения снегом припаркованы автомобили, то следует сперва их оттуда убрать. Как правило, до этого момента очистка крыши от снега и льда не начинается
  • Вход в подъезд на время закрывается, а если этого сделать не получается, то внутри устанавливается еще один дежурный

В нормативных документах всегда можно найти даже малейшие детали эксплуатации здания, и вот, что в них написано касательно мест по сбросу снега с крыш.

Сброс снежных масс с кровель запрещен, если внизу находятся следующие помехи:

  • Коммуникации в виде проводов
  • Нижерасположенные эксплуатируемые постройки
  • Деревья или кустарники
  • Навесное оборудование (кондиционеры, антенны и т.д.)

ВАЖНО: Любые препятствия, которые находятся на пути у больших кусков снега или льда могут изменить его траекторию падения, что возможно повлечет за собой непоправимые последствия. Не стоит так рисковать.

Одежда никак не должна сковывать движения работников и в тоже время быть довольно теплой. Что касается обуви, то на ее подошве должны находиться зубчатые накладки.

Все работы по очистке должны проводиться только в светлый период суток по понятным причинам. Сила ветра более 6 баллов является недопустимой для работы на высоте. В жизни всякое бывает и иногда возникает необходимость в очистке кровли от сосулек и снега ночью. Для этого устанавливаются сильные прожекторы, дабы освещать всю площадь крыши, а сосульки снимаются специальным крюком. Стоит отметить, что в темное время суток свешиваться с края ската не безопасно.

Застройщики, у которых кровля уложена из оцинкованной стали или металлочерепицы могут наблюдать к концу зимы накопление наледи на поверхности кровли. В процессе ее нарастания температура покрытия и льда несколько раз выравнивалась, что повлекло за собой их очень сильное сцепление. Поэтому отбивание замерзшей воды от материала может повлечь отслоение от него защитного слоя, следовательно, в течение следующего года ваша кровля покроется коррозией.

Вообще проблема по накоплению снега или наледи легко убирается при создании оптимального уклона. Он составляет более 60градусов. Конечно, такая стропильная система имеет довольно сложное строение и на ее создание уйдет немало материалов, но если учесть, что в результате этого не будет необходимости чистить кровлю от снежного покрова каждую зиму по несколько раз, то она вполне оправдывает затраты.

Существует также альтернативный вариант высокому уклону крыш – это обогревающие кабеля. Их можно приобрести в строительных магазинах по приемлемой цене, но стоит понимать, что появятся некоторые затраты на отопление самих кабелей. Поэтому что выбрать из двух вариантов остается решать только вам.

Очистка крыши от снега

Хочется немного расписать сам технологический процесс по уборке снега, а более детально рассмотреть, как производится уборка снега с крыш, вам помогут фото в этой статье.

  • Подготовка. На данном этапе необходимо очистить место для будущего сугроба, который образуется после очистки кровли. Данное место ограждается специальной лентой или щитом, а при необходимости на этот участок ставится дежурный с рацией
  • Работа. При большом скоплении снега на кровле не имеет значение, где именно начинать ее очистку, но если вы найдете на ней места, где видны просветы, то это ваша цель. Здесь снег будет подтаявший и очистка не составит особого труда
  • В густонаселенном пункте после того, как уборка снега с крыши завершена, придется обеспечить вывоз снега в более подходящие для этого места. Этой работой должны заниматься государственные органы, но, опять же, может получиться так, что до их приезда снег уже полностью растает и убирать ничего не придется. Возможно, они на это всегда и рассчитывают. Но если говорить серьезно, то это обязательный процесс, который у уважающих себя компаний является обычной практикой

Как убрать снег с крыши балкона – наиболее часто задаваемый вопрос жильцов последних этажей жилых многоэтажек. Здесь вся работа, как и всегда должна лежать на государстве, но как вы уже поняли, практически всегда придется выполнять данную процедуру самостоятельно.

Для данной работы вам будет необходимо обзавестись доступом к чердачному помещению и оттуда попасть на крышу вашего здания. Работу категорически запрещается вести в одиночку. Попросите соседа пойти вместе с вами и заодно расчистить и его балкон.

При себе вы должны иметь как минимум два приспособления – монтажный пояс с тросом и снеговую лопату . Дальше весь процесс течет по понятному руслу. Вы надежно привязываете трос к трубам вентиляции (как правило, они из кирпича) и начинаете загребать снег с балкона на кровлю здания. Вот и все.

Надеюсь, теперь вам стало ясно, что большие сугробы на кровле это не только повреждают ваше кровельное покрытие, но еще и опасно для окружающих людей. Если вам недостаточно текстового материала вы можете посмотреть видео о том, как производится уборка снега с крыши разными организациями.

Статья о том, как правильно очищать автомобиль от льда и снега. Полезные советы и рекомендации. В конце статьи - видео об очистке машины от зимних осадков.


Содержание статьи:

Зима не заставила себя долго ждать, и вот уже ударили первые морозы, сменяемые обильными снегопадами. При этом надо заметить, что снегом и ледяной коркой покрывается не только ландшафт, но и наши дорогие «железные кони».

На первый взгляд проблема очистки автомобиля от снега и льда может показаться несерьезной, да и нужно ли вообще это делать? Может быть, как-нибудь само… Вот об этом давайте поговорим более подробно.

Что будет, если не очищать машину от зимних осадков


Единственным аргументом «против» может оказаться человеческая лень. Однако ей вряд ли здесь найдется место, особенно после того, как автолюбитель вспомнит о цене своей машины, а также о расходах на ремонт и на возможные штрафы.

Когда подумаешь обо всем этом – про лень забываешь сразу! Лучше потрудиться и в результате избежать неприятностей. А какие это могут быть неприятности, связанные с отказом водителя очищать машину ото льда и снега, мы сейчас перечислим:

  1. Встречный ветер передувает снежный налет с капота на ветровое стекло, затрудняя видимость и создавая этим опасную ситуацию.
  2. Снег на крыше автомобиля тоже не несет ничего хорошего. Например, при срочном торможении замедляет ход или останавливается только сам автомобиль. А снег на крыше по законам физики продолжает двигаться с прежней скоростью. В итоге снежный пласт съезжает на переднее стекло и закрывает обзор водителю. Причем, этот заслон может быть настолько объемным, что дворникам здесь не справиться.
  3. Если вы резко тронулись на зеленый свет светофора, снежная «шапка» с крыши поползет назад и при этом может перекрыть видимость водителю следующего за вами автомобиля. А если на его месте окажутся сотрудники ГИБДД, то ситуация еще более усугубится. То же самое может произойти при быстром движении и сильном встречном ветре.
  4. Стекла, замутненные тонкой ледяной коркой, становятся совершенно непрозрачными. В результате – нулевая видимость, что может привести к серьезному ДТП.
Об этом надо помнить всегда, как, впрочем, не стоит забывать и о том, что из всех причин дорожно-транспортных происшествий в зимнее время около 10% приходится на халатное отношение водителей к очистке машины от снежного наноса и наледи.

Автомобиль в снегу и с ледяными налетами представляет серьезную опасность на дорогах. Поэтому ответ на вопрос об очистке машины от снега и льда однозначен – чистить надо! Итак, с чего начнем? В первую очередь необходимо запастись нужными инструментами и реактивами.

Инструменты для очистки


Приспособления для очистки автомашины от снега в наличие обязательно должны быть. Они всегда должны быть под рукой, чтобы при случае не пришлось действовать случайными предметами или голыми руками.

Щетка. Это один из самых основных инструментов для зимней очистки машины от снега. В зимний период автолюбитель чаще всего берет в руки именно эту щетку. Разновидностей таких инструментов достаточно много, но советуем отдать предпочтение щеткам, у которых на конце мягкий распушенный ворс: будет меньше риска оцарапать лакокрасочное покрытие. Если автомобиль слишком большой, то щетку лучше приобрести с телескопической рукояткой.

Скребок. Скребок для очистки машины от инея или льда нередко изготавливается в паре со щеткой: на одном конце щетка, на другом – скребок. При выборе скребка нужно смотреть, чтобы он был изготовлен из определенного материала. Этот материал должен быть достаточно прочным, чтобы им можно было удалять наледь, а с другой стороны не слишком жестким, чтобы не поцарапать стекло или ЛКП (лакокрасочное покрытие).

В качестве альтернативы можете приобрести электрический скребок. В нем имеется нагревательный элемент, который предназначен для растапливания льда. С помощью такого скребка вы легко снимете с окон автомобиля ледяную корку.

Снеговая лопата. Такую лопату лучше держать дома, иначе в сильные снежные заносы путь к гаражу придется разгребать руками. При частых снегопадах полезно иметь еще одну снеговую лопату с короткой или складной рукояткой, чтобы можно было ее положить в багажник и всегда иметь при себе.

Саперная лопатка. Это небольшая лопатка, имеющая плоский штык и короткую ручку. Она незаменима при удалении наста – замерзшего мокрого снега. Щеткой здесь не управиться, крупной снеговой лопатой можно повредить покрытие, а вот саперная лопатка – то, что нужно. Ловко орудуя, вы без особого труда удалите с автомобиля пласты замерзшего снега.

Пользуясь перечисленными инструментами, не забывайте надеть перчатки или рукавицы: голыми руками на морозе много не наработаете.

Химические средства


Для того, чтобы удалить лед и снег, можно применять специальные химические препараты – авторазмораживатели. Эти средства исполняются производителями в виде раствора или аэрозоли. Препарат разбрызгивается из баллончика или пульверизатора на участки, покрытые ледяной коркой. В результате жидкость разрушает ледяную поверхность, после чего нужно всего лишь протереть стекла или лакокрасочное покрытие сухой ветошью.
Самый недорогой и доступный препарат для удаления льда и снега – это соль или насыщенный солевой раствор. Однако здесь имеется условие, которое нужно неукоснительно соблюдать: после уборки необходимо тщательно удалить кристаллы соли, которые обязательно останутся на поверхности ЛКП после уборки. В противном случае эти кристаллы могут вызвать коррозию металла. Так что лучше не экономьте, а приобретите специальное средство, чтобы потом не пришлось платить дороже.

Приступаем к очистке


Для примера возьмем самую крайнюю степень завала снегом вашего автомобиля, при которой машины совершенно не видно, а вместо нее перед вами огромный снежный сугроб.

Сначала берем большую снеговую лопату, прочищаем подход к автомобилю, а затем начинаем откапывать машину. Действовать нужно крайне осторожно, чтобы не поцарапать кузов.

До конца машину лопатой очищать не надо – оставьте небольшой слой в 8-10 сантиметров. А теперь вместо лопаты возьмите щетку. Сначала очищаем крышу автомобиля. Движения щеткой совершаем назад и в стороны. А если у вас «седан», начинайте очищать с багажника. Сметать снег с капота нужно движениями вперед.

После этого начинайте очищать переднюю и заднюю части машины и борта. При этом хорошо прометайте места стыков дверей, а также крышек багажника и капота.

При работе щеткой сильно нажимать не надо, иначе можно повредить ЛКП или поцарапать стекло. По окончанию очистки машины от снега можете запускать двигатель. Дверцы открывайте плавно, без рывков. Дело в том, что уплотнители в дверях могут примерзнуть. Резко дернув дверь, вы можете вырвать уплотнитель.

Приведенные рекомендации даны на тот случай, если снег оказался сухим и не образовал на автомобиле ледяную корку. То же самое можно проделать и с мокрым снегом, который не схватывается морозом, что бывает в период оттепели. Снег в любом случае легко счищается с кузова. После этого прогрейте двигатель, и можно ехать.

Однако зимой чаще всего бывает иначе: щетка сметает только верхний слой снега, а под ним находится плотная ледяная корка, которую щеткой удалить нельзя. Не вздумайте эту корку пытаться удалить скребком «на холодную»! В противном случае вы повредите лакокрасочное покрытие, и тогда машину придется сдавать на перекраску.

По стеклам тоже скребком скоблить не стоит, иначе окна и фары могут «затереться» и потерять прозрачность.


Скребок, как правило, идет в дело, только когда необходимо снять твердый слой снега, который не поддается щетке, но подлежит удалению скребком. Этот слой нужно подчищать аккуратно, особо не нажимая и не делая резких движений. И как только дойдете до ледяного слоя, сразу остановитесь – дальше скрести нельзя!

Корка льда, которая останется на поверхности кузова, лишившись снежной оболочки, долго не продержится. Во время езды в течение каких-нибудь полчаса она сама соскользнет с кузова, причем, не создав абсолютно никакой опасности на дороге.

Об этом надо знать, чтобы не удалять ледяную корку при помощи химических средств, которые отнимут у вас время и к тому же могут повредить лакокрасочное покрытие.

Удалять обледенелости со стекол надо более оперативно, чтобы подтаявший лед не успел вновь схватиться. Как правило, даже в самые сильные морозы при исправном обогреве и вентиляции окон лед начинает «плыть» уже минут через пять после запуска двигателя (у разных моделей авто это время разное). И как только лед подтаял, его сразу же надо удалять скребком. Делайте это осторожно, стараясь не скоблить по стеклу.

Однако этот прием не всегда может сработать по разным причинам. Например, в очень сильные морозы снега может не быть. И тогда стекла машины может покрыть довольно толстый слой ледяного инея. В этом случае автомобиль собственным теплом здесь не справится. И тогда на помощь приходят химические авторазмораживатели. Наносим из баллона или пульверизатора специальное средство на стекло. От действия препарата лед и иней превращаются в мягкую кашицу. Удаляем эту кашицу бумажными полотенцами и насухо протираем стекло. Вот и все, можете ехать! Хотя нет, не всё…


В заключение предлагаем вашему вниманию несколько полезных советов, которые могут вам пригодиться.
  1. Дворники зимой часто примерзают к стеклу. Чтобы этого не произошло, водители, оставляя машину, иногда их поднимают. Это, конечно, вариант, но при этом они становятся приманкой для хулиганов. Поэтому, покидая автомобиль, лучше заберите дворники с собой.
  2. Если вы оставляете машину на морозном воздухе до утра, закройте окно прочной тканью, а саму ткань прижмите дверями. Если сделаете так – утром не пожалеете: ветровое стекло окажется кристально чистым и прозрачным. Одно условие: делать это можно при минимальной влажности, иначе ткань примерзнет к стеклу.
  3. Перед тем, как отправить автомобиль на стоянку, удалите с поверхности кузова грязь и песок при наличии таковых. В противном случае в процессе очистки машины от снега можете повредить покрытие.
  4. Иней с поверхности автомашины удаляйте только пластиковыми скребками. Ни в коем случае не используйте металлические скребки или какие-либо подручные твердые предметы.
  5. В целях размораживания поверхности кузова и стекол никогда не поливайте автомобиль кипятком! В результате действии кипятка возникает эффект перепада температур, а чревато это трещинами как для ЛКП, так и для стекла.
А вот теперь все. Не забывайте наших рекомендаций, и доброго вам пути!

Видео о том, как правильно очищать автомобиль от снега: