Интерес детей к дидактической игре поваренок. Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с онр

Никифорова Елизавета Кирилловна,

МАДОУ ДС КВ «Гнездышко»

ЯНАО г. Новый Уренгой

Краткая аннотация пособия

Дидактическая игра: «Поварята».

Настоящее пособие, предназначенное для индивидуальных и групповых занятий с детьми с 3-5 лет,по познавательному развитию (формирование целостной картины мира,расширение кругозора по темам:«Овощи», «Фрукты»), по формированию элементарных математических представлений по темам: «Цвет», «Цвет и форма», «Столько же, больше, меньше», «Числа и цифры 1,2,3, 4», «Круг», «Слева, справа».

Цель игры:

Умение распознавать по цвету, по форме,соотносить цвета с предметами окружающего мира, распределять предметы в группы по цвету, расширить спектр цветов, известных детям;

Сформировать представление о ритме, умение в простейших случаях видеть закономерность чередующихся предметов;

Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

Закрепить умение оперировать понятиями «один» и «много»;-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, логическое мышление и речь;

Воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Как работать с пособием:

На столе лежат большие и маленькие карточки (7*12см,4*5см). Карточки двухсторонние. Маленькие карточки с изображением овощей и фруктов,с обратной стороны –цвет соответствующий фруктам или овощам. Большие карточки с изображением кружочков разного цвета, с обратной стороны зеленого и красного. Если ребенок выбрал карточку с зеленым цветом, то ему надо приготовить овощной салат, если выбрал карточку с красным цветом – фруктовый салат. К маленьким кружочкам надо выбрать соответствующий цвет фрукта или овоща.

Варианты игры:«Разноцветный ковер»

Разложить большие и маленькие карточки на столе цветной стороной. Попросить детей составить разноцветный ковер.

«Тележка» Попросить детей посмотреть картинки. Погрузить в красную тележку - фрукты, в зеленую - овощи.

«Вкусный борщ» Дети садятся за стол. Воспитатель предлагает взять большие карточки и подобрать овощи по цвету кружочков для борща.

«Что лишнее?» Карточки с кружочками лежат на столе. Воспитатель предлагает подобрать соответствующие карточки по цвету,но среди карточек есть один фрукт. Спросить: «Что лишнее?» Аналогично, три красные большие карточки и один зеленый. Какая карточка лишняя? Почему?

«Вагончики»

Маленькие карточки с овощами и фруктами разложены на столах. Попросить детей выбрать по 2-3 большие карточки. Рассказав о том, что звери любят овощи и фрукты, отправить им угощенье. Для этого вам надо погрузить в зеленый вагон – овощи, в красный - фрукты.

«Заборы» Воспитатель предлагает детям построить заборы для овощей и фруктов. Дети садятся за столы, где на столах лежат большие карточки разного цвета. Попросить построить забор в таком порядке: красный, зеленый, красный, зеленый. Или предложить схему постройки забора.

«Нарисуй картину» Каждому ребенку предлагается набор карточек с фруктами и с овощами. Попросить слева посадить – фрукты, справа – овощи.

«Назови магазин»

Дети образуют полукруг. Воспитатель объясняет, что им надо создать свой магазин. Для этого либо вы берете карточки только с овощами, или только с фруктами. Когда они разложат карточки спросить: «Как называется твой магазин». Почему ты так считаешь?

«Покупка товара»

Воспитатель предлагает детям сходить в магазин, выбрать себе овощи и фрукты. Ребенок, когда разложит все карточки на столе спросить: «Какие фрукты или овощи он купил?»

«Самый быстрый»

Воспитатель показывает детям две коробочки, в одной фрукты в другой овощи. Предлагает поиграть. Выбираются двое игроков. По команде: «Раз, два, три – игру начни» дети начинают выкладывать. Сначала нужно выбрать тех, кто быстрее выполняет. В конце игры можно попросить, чтобы сосчитали. Поровну ли получилось? В ходе игры решаются образовательные цели, параллельно с этим тренируются их мыслительные операции, внимание, память, речь, деятельностные способности. Успешное самостоятельное (под руководством воспитателя) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. Завтра малыш будет делать сам то, что он делал сегодня вместе с воспитателем.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

Ожидаемый результат: дети должны знать, какие блюда можно приготовить из мяса, рыбы, молока, муки, картофеля; уметь называть блюда, рассказывать об их составляющих, простых способах приго­товления.

Цели: развивать память, воображение, монологическую речь; формировать интерес к работе повара, уважение к результатам его труда.

Каждому играющему педагог в роли директора столовой или кафе дает задание приготовить по три блюда из предложенного продукта питания. Ребенок в роли повара должен подобрать к кар­тинке с изображением продукта картинки, изображающие разные блюда из этого продукта, и рассказать о том, из чего оно состоит, какое на вкус и как готовится. Дополнительные баллы получают дети, рассказавшие о большем количестве блюд.

Усложнить игру можно тем, что дети получают картинки не с изображением блюд, а с изображением частей, составляющих блюдо. Для игры брать простые, доступные для детей блюда.

Дидактическая игра «В продуктовом магазине»

Ожидаемый результат: дети должны знать названия отделов продуктового магазина, какие продукты питания в них продаются; иметь представление о пользе разных продуктов; группировать то­вары по отделам, использовать обобщающие слова.

Цели : развивать память, внимание, умение классифицировать, срав­нивать; формировать интерес и уважение к профессии продавца продуктового магазина.

Вариант 1. Педагог в роли директора магазина дает детям-«продавцам» задание оборудовать свой отдел к открытию магазина: вы­брать необходимые продукты (картинки, муляжи, коробочки, баноч­ки из-под продуктов) для молочного, мясного, рыбного, хлебного, овощного, кондитерского, бакалейного отделов, оформить витрину, рассказать о продаваемых продуктах, их назначении и пользе. Выиг­рывает тот, кто быстрее и правильнее оформит свой отдел и расска­жет о продуктах питания, правильно назовет продукты, подобрав обобщающие слова.

Дидактическую игру можно перевести в сюжетно-ролевую.

Вариант 2. Педагог в роли директора просит «продавцов» быть внимательными к привозу новых продуктов на специализирован­ных машинах. По картинке, на которой изображена машина для пе­ревозки определенных продуктов (молоковоз, муковоз, рыбовоз, хлеб­ная машина, машина-фургон для перевозки Овощей и фруктов, ма­шина для перевозки мороженого), определить, какие продукты может привезти данная машина, в каких условиях они перевозятся. «Принять» продукты в отдел, отобрав необходимые картинки.

Никифорова Елизавета Кирилловна,

МАДОУ ДС КВ «Гнездышко»

ЯНАО г. Новый Уренгой

Краткая аннотация пособия

Дидактическая игра: «Поварята».

Настоящее пособие, предназначенное для индивидуальных и групповых занятий с детьми с 3-5 лет,по познавательному развитию (формирование целостной картины мира,расширение кругозора по темам:«Овощи», «Фрукты»), по формированию элементарных математических представлений по темам: «Цвет», «Цвет и форма», «Столько же, больше, меньше», «Числа и цифры 1,2,3, 4», «Круг», «Слева, справа».

Цель игры:

Умение распознавать по цвету, по форме,соотносить цвета с предметами окружающего мира, распределять предметы в группы по цвету, расширить спектр цветов, известных детям;

Сформировать представление о ритме, умение в простейших случаях видеть закономерность чередующихся предметов;

Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

Закрепить умение оперировать понятиями «один» и «много»;-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, логическое мышление и речь;

Воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Как работать с пособием:

На столе лежат большие и маленькие карточки (7*12см,4*5см). Карточки двухсторонние. Маленькие карточки с изображением овощей и фруктов,с обратной стороны –цвет соответствующий фруктам или овощам. Большие карточки с изображением кружочков разного цвета, с обратной стороны зеленого и красного. Если ребенок выбрал карточку с зеленым цветом, то ему надо приготовить овощной салат, если выбрал карточку с красным цветом – фруктовый салат. К маленьким кружочкам надо выбрать соответствующий цвет фрукта или овоща.

Варианты игры:«Разноцветный ковер»

Разложить большие и маленькие карточки на столе цветной стороной. Попросить детей составить разноцветный ковер.

«Тележка» Попросить детей посмотреть картинки. Погрузить в красную тележку - фрукты, в зеленую - овощи.

«Вкусный борщ» Дети садятся за стол. Воспитатель предлагает взять большие карточки и подобрать овощи по цвету кружочков для борща.

«Что лишнее?» Карточки с кружочками лежат на столе. Воспитатель предлагает подобрать соответствующие карточки по цвету,но среди карточек есть один фрукт. Спросить: «Что лишнее?» Аналогично, три красные большие карточки и один зеленый. Какая карточка лишняя? Почему?

«Вагончики»

Маленькие карточки с овощами и фруктами разложены на столах. Попросить детей выбрать по 2-3 большие карточки. Рассказав о том, что звери любят овощи и фрукты, отправить им угощенье. Для этого вам надо погрузить в зеленый вагон – овощи, в красный - фрукты.

«Заборы» Воспитатель предлагает детям построить заборы для овощей и фруктов. Дети садятся за столы, где на столах лежат большие карточки разного цвета. Попросить построить забор в таком порядке: красный, зеленый, красный, зеленый. Или предложить схему постройки забора.

«Нарисуй картину» Каждому ребенку предлагается набор карточек с фруктами и с овощами. Попросить слева посадить – фрукты, справа – овощи.

«Назови магазин»

Дети образуют полукруг. Воспитатель объясняет, что им надо создать свой магазин. Для этого либо вы берете карточки только с овощами, или только с фруктами. Когда они разложат карточки спросить: «Как называется твой магазин». Почему ты так считаешь?

«Покупка товара»

Воспитатель предлагает детям сходить в магазин, выбрать себе овощи и фрукты. Ребенок, когда разложит все карточки на столе спросить: «Какие фрукты или овощи он купил?»

«Самый быстрый»

Воспитатель показывает детям две коробочки, в одной фрукты в другой овощи. Предлагает поиграть. Выбираются двое игроков. По команде: «Раз, два, три – игру начни» дети начинают выкладывать. Сначала нужно выбрать тех, кто быстрее выполняет. В конце игры можно попросить, чтобы сосчитали. Поровну ли получилось? В ходе игры решаются образовательные цели, параллельно с этим тренируются их мыслительные операции, внимание, память, речь, деятельностные способности. Успешное самостоятельное (под руководством воспитателя) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. Завтра малыш будет делать сам то, что он делал сегодня вместе с воспитателем.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

Наталья Щербинина

Дидактическая игра по развитию речи "Поварята "

Цель : образование относительных прилагательных по темам : "Фрукты", "Овощи", "Ягоды"

Средства реализации : Из плотного картона корзинка, банка под сок, кастрюля для приготовления первых блюд, кувшин для компота, бачонок для варенья.

Ход игры.

В игру могут играть как один ребенок , так и подгруппа детей.

1 вариант.

Каждый выбирает себе необходимый предмет для приготовления сока,компота,варенья и т. д. Учитель-логопед раскладывает картинки и просит детей выбрать себе по картинке и обьяснить -"Что он приготовил".

Скажи, как называется твое варенье (сок, джем и т. д.) .(У меня варенье из клубники - клубничное варенье; клубничный сок; клубничный джем).

2 вариант.

Учитель-логопед просит выбрать только фрукты, ягоды и т. д.

3 вариант.

Учитель-логопед просит детей выбрать те картинки, названия которых начинается на определенный звук (в начале, середине,в конце слова) .

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ОБЖ Дидактические игры по ОБЖ. 1.«Опасно - неопасно» (1-7 слайд). Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; закреплять.

Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Дидактическая игра «Звуко – буквики» Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слов, вычленять словесное ударение. Закреплять умение определять.

Проект «Дошколята-поварята» МАДОУ ДС КВ «Солнышко» ПРОЕКТ «Дошколята - Поварята» Воспитатель: Ахрамеева Т. А. Актуальность: Ребёнку раннего возраста интересно.

Составила: воспитатель Долгова Елена Ивановна МБДОУ «Детский сад №103» г. Чебоксары Задачи: Обучающая: Закрепить знания детей о профессиях.

Пятница, 13 Апреля 2018 г. 11:25 + в цитатник

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.

Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

Дидактическая игра “Загадочный шар”.

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем многозначности слов. Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.

Описание игры:

Вариант 1:

Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар - он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? - (Земля). Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР. Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР. На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР

Вариант 2: Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

Сколько ни езди, ни ходи,

Тебе конца тут не найти.

(Земной шар )

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все -

(Солнце или солнечный шар)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик )

Расцветает ландыш в мае,

Астра осенью цветёт.

А зимою расцветаю

Я на ёлке каждый год.

Целый год лежал на полке,

Все забыли про меня.

А теперь вишу на ёлке,

Потихонечку звеня. (Шар)

Дидактическая игра “Бюро находок”.

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”. Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.

Описание игры: Вариант 1.

Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.

На желтой аллее, где клены алеют

Ждет вас находка в “Бюро”.

Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? - (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? - (соловьиное). Перо вороны… чье перо? - (воронье). Перо журавля… чье перо?- журавлиное и т.д.

Вариант 2.

  1. Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона - воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.
  2. Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.

Один соловей- много соловьев, одна ворона -много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.

3. Поиграем с птицами.Что делает птица?-…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)

Вариант 3.

В “Бюро находок” пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….

Дидактическая игра “Веселый поваренок”.

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме “Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

Описание игры:

Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.

“Мама каши наварила

Доченька послушала

И всю кашку... скушала!”

Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.

Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки - манная; из риса - рисовая, из гречки -….; из пшена - … .

Тумченок Е.А. , учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №66 “Забавушка” г. Нижневартовск.

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
Часть 3 -
Часть 4 - Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР
Часть 5 -
Часть 6 -
...
Часть 21 -