Юнг Карл Густав – коллективное бессознательное и зарождение аналитической психологии. Архетипы и коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которую в терминах отрицания можно отличить от индивидуального бессознательного по тому факту, что первое не обязано своим существованием личному опыту. Следовательно данная часть психики не предстает перед нами индивидуальным приобретением. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании человека поэтому можно заключить о том, что они - наследственны. А сами элементы К. Юнг назвал «Архетипами».

Понятие архетипа говорит о определенных формах психики, присутствующих всегда и везде. В мифологических исследованиях их называют «мотивами». Они также соответствуют «коллективным представлениям» в концепции Леви-Брюля. Адольф Бастиан назвал их «элементарными» или «первичными мыслями» .

К. Юнг выдвинул предположение о том, что архетипы являются неосознанными образами инстинктов. Он исходит из того, что по природе инстинкт есть особым образом оформившаяся мотивационная сила, которая преследует свои собственные цели до всякого осознания, а затем независимо от степени осознания. Тогда сколько можно выделить архетипов у человека?

Самих архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. Многочисленные повторения таких обыденных ситуаций запечатлели эти опыты в психической системе изначально в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия действия. Таким образом, мы получаем цепь явлений. Первым звеном предстает определенная ситуация, влекущая за собой активизацию соответствующего архетипа. На заключительном этапе он, архетип, создает побуждение к определенной деятельности, действиям. Здесь мы можем характеризовать побуждение как и инстинктивное, которое ищет реализации вопреки воле и всяким доводам разума. В случае неудачи в осуществлении возбуждения возникает конфликт патологических размеров, то есть невроз. Наиболее распространенными в людях и значимыми для теории коллективного бессознательного стали архетипы Персона, Анима, Анимус, Тень и Самость. Что же они из себя представляют?

«Персона» - своеобразная маска, надеваемая личностью в ответ на требования социального окружения. В случае тождественности между «Я» и «Персоной» личность предстает существом, которое играет социальную роль, навязанную роль. Символ: маска, одежда.

«Анима» - абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством данного образования достигается взаимопонимание между представителями противоположных полов. Символ: Дева Мария, Мона Лиза. «Анимус» - абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Аналог «Анима» у женщин. Символ: Иисус Христос.

«Тень» - архетип, состоящий из животных инстинктов и являющийся сосредоточением темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под «Персоной» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное». Устранение ее безболезненно невозможно. Подойти к переживанию «Тени» трудно, так как на первый план выходит не человек в его целостности. Здесь человек видит всю свою беспомощность и бессилие. Осознание и признание факта проблем, не решаемых собственными средствами, закладывает основание для компенсаторной реакции коллективного бессознательного. Необходимая реакция выражается в ахретипически оформленных представлениях. «Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости. Необходимо познать самого себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть, - поэтому за узкой дверью он неожиданно обнаруживает безграничную ширь, неслыханно неопределенную, где нет внутреннего и внешнего, верха и низа, здесь или там, моего и твоего, нет добра и зла.». Символ архетипа: Сатана, Гитлер и т.д. .

«Самость» - центральный архетип личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» - нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности. Достижение этой сферы возможно после познания самого себя. Символ архетипа: нимб святого, круг .

Как можно доказать существование архетипов? Основным источником информации, доказывающей их существование, по мнению К. Юнга, являются сновидения. Это можно объяснить тем, что непроизвольность, спонтанность данных творений бессознательной психики позволяют нам говорить о не фальсифицированности сновидений с какой-либо сознательной стороны. Однако присутствует определенная сложность поскольку из данного источника нам нужно вычленить такие мотивы, которые не известны сновидящему. В то же время, находя скрытые мотивы, мы должны исключать те, которые не совпадают по своему действию с действием архетипа, известного из исторических источников.

К. Юнг не останавливался на одних лишь сновидениях, а определил также «активное воображение» как источник информации об архетипах. Под этой первопричиной подразумевается последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрации. К. Юнгом была установлена связь, согласно которой наличие нереализованных, неосознанных фантазий увеличивает частоту и интенсивность сновидений. В случае осознания таких фантазий, сновидения становятся слабее и проявляются реже. Данная взаимосвязь и использовалась в методе разработки фантазий путем наблюдения за последующим развитием фантазий, которое дополняет фрагмент сна естественным путем. К. Юнг отмечал, что не стоит относить данный метод к методу «свободных ассоциаций» З. Фрейда. По итогам работы с помощью этой методики получается последовательность фантазий, открывающая бессознательное и раскрепощающая материал, богатый архетипическими образами.

Третий источник архетипических материалов является крайне интересным, поскольку он кроется в заблуждениях параноиков, фантазиях, которые мы можем наблюдать в состоянии транса. Подводными камнями в данном случае будут служить сложности с проведение параллели между индивидуального символа и мифологическим символом. Здесь потребуется четкое совпадение их функционального смысла и контекста, в котором они предстают. К. Юнг определял этот метод как весьма трудоемкий, а демонстрацию результатов - неблагодарным занятием .

К. Юнг и сам попадал под действие коллективного бессознательного. В 1912 г. после разрыва с З. Фрейдом у него начинается длительный период психического кризиса. Кошмарные образы, поглотившие его сознание, закончились в августе 1914 г., когда видения стали явью. К. Юнг увидел в этом подтверждение теории коллективного бессознательного. Оказалось, что испытываемые им психические волнения были свойственны всем европейцам.

Силу влияния архетипа К. Юнг демонстрирует на примере теории об испанском идальго XIII в. Раймунде Луллие XII, который после долгих странствий добился тайной встречи с дамой, которую обожал. Она молча расстегнула свою одежду и показала ему свою грудь, пораженную раковой болезнью. Шок изменил жизнь Луллия, в конце концов он стал выдающимся теологом и одним из величайших миссионеров церкви. В случае такой внезапной перемены можно доказать, что архетип долгое время действовал бессознательно, искусно выстраивая обстоятельства, которые привели к кризису. Также мы приходим к выводу о том, что архетипические формы есть динамические факторы, проявляющиеся в импульсах также спонтанно, как и инстинкты.

Большую роль в формировании и существовании архетипа играет символ. К. Юнг выделяет два типа символов: естественные и культурные. Благодаря первым, происходящим из бессознательных содержаний психического, мы можем говорить громадном множестве вариаций основных архетипических образов. Естественные символы можно проследить до их архаических корней - идей и образов, встречаемых в древних записях и у первобытных обществ. Культурные символы использовались для выражения «вечных истин» раньше, однако, и в наше время некоторые религии пользуются ими. Такие символы прошли множество преобразований, были подвержены сознательному развитию и как итог стали коллективными образами. К. Юнг подчеркивал важность именно этих символов в ментальном устройстве человека. Их подавление или игнорирование приводит к непредсказуемым последствиям. Психическая энергия данных символов в таком случае усиливает тенденции, лежащие на верхнем уровне бессознательного, позволяет им перейти в сознание и там существовать. Избыток данных тенденций позволяет проявляться уже упомянутому архетипу «Тень», а примером последствий этого К. Юнг считает события первой половины двадцатого века .

Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. З. Фрейд подходил к ней с позиций механистически-натуралистического мышления своего времени. Познание человеческой психики невозможно без изучения и понимания бессознательного. Весь психоанализ, как мы увидели, построен на внедрении в бессознательное больного. Установленный З. Фрейдом, факт того, что именно бессознательное проявляет себя в наших сновидениях, оговорках и т.д., является общепризнанным. В отличие от З. Фрейда, представители направления неофрейдизма смотрят на проблему шире. Э. Фромм «открыл» огромное жизненное пространство, на котором человек представляет себя самого не только как обладателя тела, но и духа. Сам феномен бессознательного оказался настолько большим, сложным и содержательным, что каждое новое учение о нем влияло на всю западную культуру в значительной степени. Сам психоанализ стал, помимо психотерапевтической практики, философским учением о человеке, социальной философией. В данной главе мы постарались дать доступное определение бессознательных процессов человеческой психики с точки зрения фрейдизма и неофрейдизма, показать, как родилось понятие «бессознательное», кто был основателем психоанализа и рассмотреть различные взгляды на данную проблему.

Карл Густав Юнг

Аналитическая психология

Аналитическая психология - одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного , в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюциии культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо - универсальной психической энергии, которая - в отличие от концепции либидо Фрейда - не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. Фрейд трактовал либидо, в основном, как половую энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую, жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями – как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных – по мере того, как они возникают.

В процессе личного исследования собственной психики - анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырех функций, по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии - это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называлиндивидуацией

) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго . Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

  • Архетипическая психология
  • Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия) (Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив))
  • Юнгианская арт-терапия (метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое).
  • Юнгианская психодрама
  • Процессуально ориентированная терапия (теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы)
  • Песочная терапия (один из методов психотерапии; способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития)
  • Неоэриксонианский гипноз
  • Юнгианская типология понятие психических эго-установок (экстраверсия/интроверсия) и функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция) на основе которых Юнгом построено 8 типов).
  • Соционика (информационная психология, неакадемическое направление в психологии, изучающее восприятие человеком информации об окружающей реальности и информационное взаимодействие между людьми)

В результате переработки Юнгом психоанализа и психоаналитической психотерапии появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, психотерапия, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.

Структура личности

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche (души), включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты (что провоцирует невроз и депрессию). В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного и механизма формирования невроза и депрессии в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Это помогаетпсихологу, психотерапевту понять многое: например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума". Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, "первичных моделей", греч. αρχετυπον от "αρχη" – "начало" и "τυποζ" – "образ"; – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в толковании снов пациента.

Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, получившие название архетипов, являются внутренними детерминантами психической жизни человека. Они направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, одиночество, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность и психическими заболеваниями, такими как невроз или депрессия.

Юнг, как глубинный психолог, исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в снах пациентов психотерапии нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга, как глубинного психолога, в его приверженности идее коллективного бессознательного.

Четыре таких архетипа встречаются чаще других - это персона , анима и анимус , тень и Я

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется маске, аниме и анимусу, тени и самости.

Маска или персона (от латинского слова "persona", обозначающего театральную маску, личину) – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Маска обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, маска служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Маска как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру маска, архетип тени представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, "феминизировались" в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг как психолог и психотерапевт настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Архетип тени - это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков и в этом качестве играет большую роль в формировании депрессии и неврозов. Юнг, как психотерапевт, писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы. Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.

Самость, я сам – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни. К процессу самоосуществления мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.

Основным символом архетипа самости или самого себя является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, цельность и единство Я, символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к цельности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души – сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип "себя", самости не проявляется до тех пор, пока не произойдет объединение и гармонизация всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Эго-направленность

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Психологические функции

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неепсихологические функции. Четыре основные функции, выделенные им – это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях "плохой или хороший", "приятный или неприятный", "побуждает к чему-то или вызывает скуку". По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых – определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно "схватывают", регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив,интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, сознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, цельная, или "индивидуированная" личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

Коллективное бессознательное

Юнг, как глубинный психолог, выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании.

Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень - коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного (в рамках работы с психологом, психотерапевтом, психоаналитиком или самостоятельно, спонтанно).

Коллективное бессознательное есть часть психики, которая отрицательным образом может быть отличена от личного бессознательного тем фактом, что в отличие от последнего оно не обязано своим существованием личному опыту и не является персональным приобретением. Содержания коллективного бессознательного в отличие от личностного бессознательного, которое состоит в основном из некогда осознававшихся содержаний, никогда не входили в сознание. Таким образом, они никогда не были индивидуальным приобретением, но обязаны своим существованием наследственности. Если личностное бессознательное по большей части состоит из комплексов, содержание коллективного бессознательного в основном представлено архетипами. Архетипы – изначальные, врожденные психические структуры. Это образы и мотивы, которые лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок. Понятие архетипа указывает на существование в душе определенных форм, которые имеются всегда и везде.

Помимо нашего непосредственного сознания, которое, как нам кажется, имеет полностью личностную природу и которое является единственной эмпирически данной психикой (даже если мы присоединим в качестве приложения личностное бессознательное) , существует вторая психическая система, имеющая коллективную безличную природу, идентичную у всех индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, но наследуется.

Юнг настаивает на том, что инстинкты являются безличными, универсально встречающимися наследственными факторами. Они часто настолько удалены от сознания, что современная психотерапия в лечении неврозов и депрессий сталкивается с задачей помочь пациенту осознать их. Более того, инстинкты по своей природе не являются неопределенными. Юнг полагает, что они находятся в отношении очень близкой аналогии с архетипами, столь близкой, что есть достаточные основания предположить, что архетипы есть бессознательные образы самих инстинктов. Другими словами, они являются образцами инстинктивного поведения.

Понятие коллективного бессознательного имеет большое значение для аналитической психологии и психотерапии. В своих работах Юнг показывает как его можно использовать на практике.

До тех пор, пока депрессия или невроз коренится исключительно в личностных причинах, архетипы не играют никакой роли. Но если речь идет об общей несовместимости, при наличии неврозов у относительно большого числа людей, то стоит предположить наличие архетипов. Так как неврозы в большинстве случаев являются социальным феноменом, необходимо предположить, что в этих случаях также подключаются архетипы. Архетипов же имеется столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Поэтому психотерапевту необходимо в своем анализе опираться не только на личностный аспект, но и на роль коллективного бессознательного в неврозе больного.

Особое внимание Юнг уделяет описанию метода доказательства, проверке существования архетипов. Поскольку предполагается, что архетипы вызывают определенные психические формы, необходимо определить, как и где можно получить материальную демонстрацию этих форм. Главным источником являются в таком случае сны, у которых есть то преимущество, что они - непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной психики. Тем самым сны являются «чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью». Спрашивая индивида, можно установить, какие из появившихся в сновидениях мотивов известны самому индивиду. Из тех, что ему незнакомы, необходимо исключить все те мотивы, которые могли бы быть ему известны.

Другим источником необходимого материала является «активное воображение». Юнг имеет в виду последовательность фантазий, протекающих при произвольной концентрации внимания. Он обнаружил, что существование нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает интенсивность сно­видений, и в том случае, если фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, делаются более слабыми, редкими.

Получаемая в результате цепь фантазий приоткрывает бессознательное и дает богатый архетипическими образами и ассоциациями материал. Этот метод небезопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности

Наконец, очень интересным источником архетипического материала являются иллюзии параноиков, фантазии, наблюдаемые в состояниях транса, сновидения раннего детства (от трех до пяти лет). Такой материал имеется в избытке, но он лишен всякой ценности до тех пор, пока нельзя провести убеди­тельные мифологические параллели. Чтобы провести значимую параллель, необходимо знать функциональное значение индивидуального символа, а затем выяснить, не находится ли этот символ - явно параллельный мифологическому - в сходном контексте, а следовательно, не имеет ли он то же самое функциональное значение. Установление подобных фактов не только требует длительного и трудоемкого исследования, но и является неблагодарным предметом для доказательств.


Похожая информация.


К. Г. Юнг – ученик и последователь З. Фрейда – создал собственную концепцию бессознательного. Он считая, что бессознательное имеет не биологическую природу (как заявлял З. Фрейд), а символическую. Содержание бессознательного составляют архетипы, которые определяют канву всех переживаний, представлений и поведения людей. Главная функция бессознательного – компенсаторная: дополняя сознание, оно обеспечивает целостность личности – единство сознания и бессознательного. Бессознательное иррационально, и потому его невозможно познать, но можно изучать его проявления.

Бессознательное спонтанно проявляет себя в снах, фантазиях, оговорках и ошибках; кроме того, его содержание можно выявить с помощью гипноза и свободных ассоциаций. Одним словом, само по себе бессознательное недоступно, но сделать косвенные выводы о его природе возможно.

По мнению К. Г. Юнга, существует личное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное – все психологические приобретения личного существования: все, что человек думал, чувствовал, а потом забыл, вытеснил или подавил, т.е. личный багаж, который человек накапливает в течение всей жизни. Коллективное бессознательное надличностно, т.е. его содержание никогда не было чьим-то личным чувствованием, восприятием или мыслью, – это психологический багаж всего человечества, который проявляется в мифах, сказках, искусстве и литературе в виде повторяющихся образов и сюжетов. Коллективное бессознательное не зависит от конкретной эпохи и культуры – это то общее, что объединяет все народы.

  • изначальные, исконные образы, присущие целым народам и эпохам;
  • общие мифологические мотивы всех народов и времен;
  • общая форма всегда возвращающегося душевного переживания;
  • психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа;
  • формальные образцы переживаний и поведения, на основе которых формируются конкретные стереотипы поведения и переживания людей разных эпох и культур.

Во всех определениях К. Г. Юнг подчеркивает, что сам по себе архетип не существует: это форма, которую можно изучать только в связи с конкретным содержанием, обусловленным эпохой и культурой. Для иллюстрации он сравнивает архетип с кристаллической решеткой. Решетка не существует сама по себе, но ее можно обнаружить по веществу, которое выстраивается вдоль определенных линий, называемых кристаллической решеткой. Так же можно охарактеризовать и архетип: сам по себе он скрыт, но проявляется вместе с конкретным психическим содержанием. Действительностью архетип становится в идеях, символах или образах, которыми насыщена культура. Архетипы лежат в основе символов культуры, определяют содержание мифов и верований, опосредованно влияют на философские учения. Герои мифов и сказок, по мнению К. Г. Юнга, в зримой форме передают все глубинные программы, по которым существует каждый человек и все человечество.

Особое внимание К. Г. Юнг уделяет нескольким фундаментальным архетипам: ego, "персона", "душа", "тень" и "самость".

Ego, или "Я", – осознанные психические элементы, комплекс идей и представлений, составляющий центр сознания, обладающий непрерывностью и идентичностью. По мысли К. Г. Юнга, западный человек отождествляет себя именно с "Я", привычно ограничивая свою личность только тем, что сам в себе знает и понимает. Особенно ярко эта тенденция выразилась в классической западноевропейской философии XVII–XIX вв., которая сводила сущность человека к интеллекту или самосознанию, совершенно игнорируя другие проявления личности (см. 2.3). Классическую европейскую философию можно считать проявлением ego-центризма, спровоцировавшего в XX в. переоценку ценностей, которую сами философы назвали кризисом западноевропейской культуры. К. Г. Юнг считает, что ego – лишь небольшая часть внутреннего мира, но именно она более всего знакома западному человеку и служит своеобразной точкой опоры в самоидентификации.

Другим хорошо известным каждому человеку архетипом является "персона", или "внешняя личность". "Персона" – комплекс психических функций для адаптации к обществу. Человек ошибочно может отождествлять себя с "персоной". Если вопрос "Кто Я?" часто является трудноразрешимым и провоцирует мировоззренческие и религиозные искания, то по поводу "персоны" таких проблем не возникает. Человек легко соотносит себя со своей "внешней личностью": я – врач, я – юрист, я – отец, я – француз. "Персона" формируется на основе тех психологических приемов и установок, которые вырабатываются у человека при общении с другими людьми. Содержание "персоны" – это привычные социальные роли, которые личность играет, стремясь действовать в соответствии с ожиданиями других людей. Если человек отождествляет себя с "персоной", то в психике формируется специфический комплекс элементов и функций, которые К. Г. Юнг называет "маской". "Маска" скрывает, а порой и заменяет собой истинное лицо человека. Полная идентификация с одной или несколькими социальными ролями – одно из проявлений невротичности и чревата серьезными психологическими кризисами, считает философ. Неожиданное изменение социальных функций и ролей может выбить прочную почву из-под ног человека, лишить его привычных способов самоидентификации.

Архетип "души", или "внутренней личности", – это психологическая установка человека по отношению к собственному внутреннему миру. "Душа" дополняет "персону" и по своим свойствам противоположна ей. "Внутренняя личность" может иметь как мужские, так и женские черты. "Внутреннюю личность" женщины К. Г. Юнг называет "Анимусом", а "внутреннюю личность" мужчины – "Анимой". "Душа" женщины несет в себе мужские черты, и напротив, "душа" мужчины – женские – по принципу дополнения до целостности. По мнению философа, из характера "персоны" человека можно вывести характер его "души": все, что должно быть во внешней установке, но по каким-то причинам отсутствует, находится во внутренней. Если человек не осознает комплекс своих внутренних установок и проявлений, т.е. не осознает свою "душу", то эти психические содержания могут проецироваться вовне, в реального человека, который становится объектом любви или ненависти. Сознательное приспособление к такому объекту и освобождение от его влияния невозможно до тех пор, пока человек не осознает особенности своей "внутренней личности".

Архетип "тени" подразумевает те психологические черты и переживания, которые оцениваются как негативные, т.е. агрессивность, разрушительность и т.п. Чем менее человек осознает в себе такой негативный багаж, тем сильнее и разрушительнее может быть проявление "тени".

Архетип "самости", или "целостности", выражает единство личности, всех ее сознательных и бессознательных проявлений. "Самость" – наиболее таинственный архетип, в культуре он проявляется в виде образов идеальной, божественной личности. "Самость" – цель саморазвития человека. По мнению К. Г. Юнга, смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свои внутренние силы и способности, двигаться к личностной полноте, иными словами, наполнять конкретным личным содержанием архетип "самости".

Коллективное бессознательное – загадочно по своей природе, оно выражает себя через множество форм: сновидения, мифы и сказания, того или иного поведения в ситуациях, предчувствиях, или, когда человек решает заниматься каким-то новым делом и руки как будто узнают это «делание». Мудрецы правильно говорили: «Все ответы в тебе!».

Понятие коллективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного предполагает, что каждый человек является носителем общего опыта филогенетического развития человечества в целом. Коллективное бессознательное передается через мозговые структуры и являет собой самый глубинный пласт психики, а содержание выражает себя через определенные архетипы – схемы поведения, включающиеся в ответ на конкретно возникающие ситуации. В глубинном слое коллективного бессознательного дремлют не только архаические формы существования людей, но и осадки функционирования животных предков.

Кто впервые ввел термин о коллективном бессознательном?

Автор понятия коллективное бессознательное знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг, самый известный и противоречивый ученик З. Фрейда. Впервые термин прозвучал в 1916 г. в опубликованной статье Юнга «Структура бессознательного», где он подчеркнул, что З. Фрейд, при анализе сновидений пациентов первым обнаружил элементы, не являющиеся из индивидуального бессознательного, но подчеркивающих архаичную, коллективную природу. Позже К.Г. Юнгом стал использоваться термин «объективная психика», затем «трансперсональное бессознательное».

Проблема коллективного бессознательного

Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга была почерпнута из идей о «коллективных представлениях» этнолога Леви-Брюля ассоциирующихся с процессами социализации человека, но Юнг пошел дальше опираясь на биологические и местами мистические трактовки человеческого бытия. Религиозные отношения, мифологические связи представлялись К.Г. Юнгу одними из важных элементов человеческой психики, закрепляющихся в виде символов коллективного бессознательного, в отличие от Фрейда, не уделявшего духовному опыту человека должного внимания.


Индивидуальное и коллективное бессознательное

Понятие коллективного и индивидуального бессознательного в человеке имеет некоторое различие. Индивидуальное бессознательное открытое З. Фрейдом всегда личностно, основано на врожденных инстинктах самосохранения, размножения, генетического материала, переданного родителями. Коллективное бессознательное идентично у всего человечества, образует самый глубинный пласт психики и является предпосылкой индивидуального бессознательного каждого отдельно взятого человека.

Коллективное бессознательное по Юнгу

Коллективное бессознательное в концепции Юнга состоит из конгломерата архетипов, а самим архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций, повторяющихся и закрепляющихся в психике в виде формы не наполненной содержанием, а содержащей возможности определенного типа восприятия или действия. Сами архетипы активируются в виде образа в подсознании, когда проигрывается соответствующая для них ситуация и проявляются во время сновидений, спонтанного творческого самовыражения.

Структура коллективного бессознательного

Для того, чтобы понимать, что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу, важно обратиться за разъяснениями к трудам самого психоаналитика. К. Г. Юнг обозначал содержимое коллективного бессознательного опираясь на следующие параметры:

  • передается по наследству;
  • состоит из архетипов, являющихся предшественниками и образцами инстинктивного проявления;
  • архаично по природе: содержание и образы поведения идентичны у всего человечества не взирая на расовую принадлежность, и это образует единое основание душевной жизни каждого;
  • мифологично по структуре;
  • неподвластно контролю .

Архетипы коллективного бессознательного

Юнг об архетипах коллективного бессознательного говорил, что это своего рода помощь человеку адаптироваться во внешней среде. Люди подчиняются трем базовым моделям поведения:

  • хаос – стремление к войне;
  • порядок или нейтралитет – сотрудничество, кооперация, поддержание баланса;
  • гармония – стремление к процветанию, взаимопониманию и красоте во всем.

Архетипов много, но К. Г. Юнг выделяет основные или базовые, которые определяют существование, тактику поведения, взаимодействие с миром у большинства людей:

  1. Анима и Анимус . Женская и мужская дуальность в человеке.
  2. Тень – темная часть психики, тщательно охраняемая бессознательным.
  3. Герой – решает задачи связанные с опасностью, спускается в подземелье, побеждает драконов.
  4. Мудрый старец – Отец, положительный Анимус, сегодня К.Г. Юнга можно отнести к этому архетипу.
  5. Трикстер – он же Джокер, Дурак, архетип хитрости, коварства, но и невероятной мощи и энергии, всегда всплывает в сказаниях о Героях.
  6. Персона – то как человек являет себя обществу, «защитная кожа» .

Коллективное бессознательное у М. Фуко

Коллективное бессознательное в психологии совокупность архетипов, а коллективное бессознательное в философии это историческое или культурное бессознательное, по мнению Мишеля Фуко, философа и психолога, представителя антипсихиатрии создавшего первую психоаналитическую кафедру во Франции. Фуко определяет бессознательное как текст. При изучении разных эпох, Фуко заметил, для каждого отрезка времени существует «проблемное поле», образующееся из имеющихся дискурсов научных дисциплин, но все они образуют единую эпистему (систему знаний).

Эпистема реализуется в речи современников как определенный языковой код с предписаниями, нормами и запретами, бессознательно определяя поведение и мышление характерное для данной эпохи образуя единое коллективное историческое бессознательное. В противовес этому М. Фуко противопоставляет индивидуалистов аутсайдеров «социально отверженных» мыслителей, художников, безумцев, способных разрушить существующую эпиконструкцию.


Коллективное бессознательное – примеры

Коллективное бессознательное – примеры в жизни можно обнаружить при анализе поведения людей, которые находятся в толпе, и здесь коллективное или трансперсональное бессознательное проявляет себя через два вида поведения:

  1. Объединяющее массовое поведение – толпа становится единым целым в результате заражения одинаковым эмоциональным фоном, идеями – так бывает во время митинг, где группа людей отстаивает свои права, или это толпа фанатиков в состоянии всеобщего экстаза.
  2. Разъединяющее массовое поведение – здесь коллективное бессознательное выступает как «сеющее» панику и хаос. Люди эмоционально потрясены, и поведенческие механизмы в незнакомой ситуации срабатывают на уровне выживания, люди действуя иррационально – внешне это выглядит, что человек не отдает себе отчета в своем поведении.

Пример из психиатрической практики К.Г. Юнга. Один из пациентов был под влиянием архетипа Спасителя и подозвал доктора посмотреть вместе с ним на солнце, чтобы лицезреть солнечный фаллос, и если попробовать качать головой из стороны в сторону, то фаллос будет также раскачиваться, создавая ветер. В 1910 г. Юнг изучая мифологию наткнулся на описание древней литургии культа Митры, где описывалось видение солнечной трубки на светиле, порождающей ветер. Сходство между этими описаниями очевидно, и в пациенте пробудилась информация из коллективного бессознательного древности.

Коллективное бессознательное , в отличие от индивидуального (личностного), идентично у всех людей, одно для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Это наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений Человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

Коллективное бессознательное - «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая временных пределов», фундамент индивидуальной психики. Оно есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны».

Характеризуя коллективное бессознательное в качестве такой психической системы, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особенности:

  1. своим существованием оно обязано исключительно наследственности;
  2. оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
  3. его содержание в основном представлено архетипами - буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы настолько близки инстинктам, что можно предположить, что они представляют собой бессознательные образы самих инстинктов. Являясь регулятором психической жизни, они выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции - не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как формы без содержания, представляющие только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов. Архетипы, по определению Юнга, - это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями». Они передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, являются ее психическим аспектом, С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой - оказываются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, хтоническую часть души - ту, через которую душа связана с природой или по крайней мере в которой такая связь с Землей и миром наиболее заметна. Как замечает Юнг, влияние Земли и ее законов на душу проявляется в первообразах, пожалуй, особенно отчетливо.

Архетип активизируется, когда возникает ситуация, ему соответствующая. Тогда, подобно инстинктивному влечению, вопреки всякому разуму и воле, он прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символически - через архетипический образ в психике индивида. Таковые обнаруживаются благодаря символам в сновидениях («непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса.

С одной стороны, архетипы обусловливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой - коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляясь в мифах, сказках, искусстве, выражают «дух эпохи».

Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это религиозные, научные, философские, моральные системы).

«Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, - архетипы», - пишет Юнг.

Мифы народов - это проявление, проекция коллективного бессознательного. Поэтому исследовать его можно двумя путями: изучая мифологии, а также анализируя психику человека («аналитическая психология»).

Исследования мифов показали, что в них отражаются физические процессы, психические и жизненные ситуации, но не сами материальные явления запечатлеваются в виде образов, а вызванные ими эмоциональные, аффективные фантазии. Так, внешние условия (например, чередование дня и ночи, гром, буря и т. п.) вызывают аффективные фантазии (скажем, миф о герое в солнечной колеснице, которого на западе проглатывает дракон, а после борьбы с ночным змеем он рождается утром вновь).

Внешние психологические условия, например опасные ситуации, порождают эмоции и аффективные фантазии, а поскольку такие ситуации типичны, то в результате образуются архетипы, которые находят отражение в мифах, искусстве. Обычные и вечно повторяющиеся реальности человеческой жизни создают мощные архетипы: Мать, Отец, Женщина и пр.

«Образ Матери представляет собой архетипическое переживание, мать на бессознательном уровне вначале воспринимается не как конкретная личность, а как архетип, как обобщенный образ всех матерей прошлого, как могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение человека к матери, женщине, обществу, чувствам, но делает это настолько тонко, что сознание обычно ничего не замечает. Однако то, что многие мужчины неосознанно выбирают себе жену, основываясь только на том, что она похожа или, наоборот, противоположна его матери, - это факты совершенно реальные. Отец также представляет собой могущественный архетип, живущий в душе ребенка. Архетип Отца - это обобщенный образ всех отцов прошлого, этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, а первоначально архетип Отца может быть образом Бога, власти, борьбы, образом всех стихийных сил, готовых помочь или навредить». В детстве сильно выражена бессознательная связь, единство детей с родителями, затем это бессознательное единство ослабевает, но полностью не исчезает, а во взрослой жизни у человека образуется новая личная бессознательная связь с другим - любимым - человеком. У мужчин проявляется архетип женщины - Анимы, у женщины - архетип мужчины (Анимус).

Чем сильнее бессознательное влияние родительского образа, тем чаще фигура любимого человека выбирается в качестве положительной или отрицательной замены родителям. Архетип женщины - Анимы - это ее чувственный образ, который тысячелетиями носит в себе мужчина, причем многие из них до деталей могут описать образ «желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы, без черт материнского поведения» и среди огромного числа женщин способны узнать и отыскать тех, кто больше всего подходит под тип анимы. Архетип мужчины - Анимус - это образ мужчины, каким его с давних пор знала женщина; это чувственный образ либо желанного мужчины, окрашенный в ореол героя, либо тирана, которого следует остерегаться.

Юнг полагал, что до тех пор, пока архетип не спроецирован на какой-то объект, он остается идентифицированным с человеком и помимо его воли в нем проявится; например, архетип анимы выражается в мужчине в виде необузданных эмоций. Сознательно они подавляются как женские черты, но в бессознательном накапливаются женоподобные качества, которые, прорываясь наружу, выдают в мужчине существование женского существа. Эти черты могут проявиться как необузданность чувств, капризы анимы, как самоубийства, как иррациональные чувства. У женщин бессознательный архетип анимуса помогает им проявлять стойкость в жизненных ситуациях, а также побуждает спорить, используя нелогические аргументы, не признавать ничьей правоты, оставляя за собой последнее слово в споре, считая свое мнение, которое на самом деле является иррациональным, логически необъяснимым, необдуманным суждением, - самым верным.

Таким образом, Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а Анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, хотя бы частично, на том биологическом факте, что в организме человека вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

Анализ психотерапевтической практики позволил Юнгу заметить, что в снах, бредовых фантазиях многих людей имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя этих мифы и идеи человек мог и не знать. Однако архетип как таковой отличается от переработанных форм - от сказок, мифов и т. д. Это бессознательное содержание, которое изменяется по мере его осознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого возникает. Образно архетип можно сравнить с руслом реки: он, подобно тому, дает общее направление, а вот конкретное содержание приобретает индивидуализированные формы.

Архетипы обнаруживаются как символы в сновидениях, при психических расстройствах, в научном и художественном творчестве и т. д. С точки зрения Юнга, сновидения - это как бы окно в коллективное бессознательное, поскольку они имеют «свою собственную функцию и целеполагающую структуру, указывающую на подспудную идею или намерение (мотивацию)». Архетип (сам по себе) - вне этих конкретных форм - образ, который невозможно созерцать.

Юнг рассматривает бессознательную часть психики как творческое начало в человеке, а сам процесс творчества - как оживление архетипа. Поэтому последний напоминает существо, ведущее автономную жизнь в душе человека, не зависимое от сознания и над ним доминирующее. В таком случае возникает реальная опасность того, что творческий процесс начинает превращаться в субъекта, подменяя собой человека, личность, т. е. подлинного субъекта, автора, создающего то или иное художественное, научное, музыкальное произведение. И действительно, по словам Юнга, писатель, например, - это реагирующий объект (не субъект), а художественное произведение есть некое живое существо, которое пользуется автором как своим рупором. Соответственно не мы создаем идеи, а идеи - нас. Когда пациент рисует, он является объектом действующих в нем бессознательных сил.

С другой стороны, по мнению Юнга, существуют такие художественные произведения, которые написаны автором по заранее намеченному плану и с определенной целью достичь определенного впечатления. Здесь автор полностью владеет материалом и подчиняет его художественному намерению. В итоге Юнг выделяет два типа творческого процесса: интровертированный и экстравертированный. По его словам, первый характеризуется утверждением субъекта и его сознательных намерениях и целях, связанных с требованиями объекта. Второй, напротив, отличается подчинением субъекта требованиям объекта. Именно такой видится Юнгу общая проблема творчества.

Количество архетипов, находящихся в коллективном бессознательном, может быть неограниченным. Однако особое место Юнг уделяет Персоне, Аниме, Анимусу, Тени и Самости.

Он отмечает, что архетип усваивается личностью, но он существует и вне ее. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует Персону (Маску). Сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, - это Тень.

Персона (от лат. «маска») - это показываемое лицо человека, то, как он проявляет себя в отношениях с людьми, какие социальные роли играет в соответствии с социальными требованиями. Персона служит тому, чтобы производить впечатление на других и утаивать от них истинную сущность личности. Как архетип, она необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Тень представляет собой подавленную, теневую, дурную и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у нее есть и положительные свойства. Юнг рассматривает Тень как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. По мнению Юнга, функция сознания (Эго) состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, хотя в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Коллективное бессознательное неразрывно связано с индивидуальным, образуя вместе с ним и иными системами психики единую психическую структуру личности. Согласно Юнгу, все эти различные уровни бессознательного и сознания и создают взаимосвязанные системы психики: Я, Маску (Персону), Тень, Аниму, Анимуса и т. д. Их призвана объединить Самость.

Интегрирующий центр структуры, архетип единства и целостности Юнг и обозначил как Самость. Выступая в качестве интегрирующего начала, она призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую цельность личности и обеспечить ее реализацию как субъекта. Самость - самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает гармонию.

Таким образом, в понимании Юнга, развитие Самости - это главная цель человеческой жизни. Но гармонизация души - процесс сложный. Истинной уравновешенности структур личности достичь трудно или даже невозможно, по меньшей мере к этому можно прийти не ранее чем в среднем возрасте. Более того, архетип Самости не реализуется до конца, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души - и сознательных, и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - полная реализация Я, т. е. формирование единого, неповторимого и целостного человека.

Становление Самости происходит в процессе индивидуации - такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид совсем освобождается от родительских уз и обретает новое единство сознания и бессознательного. Движение каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни, включая и процесс индивидуации, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, полное развитие и выражение всех личностных элементов.

По мнению Юнга, Самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным.

Поэтому она объединяет четыре системы психики:

  • Ich (Я);
  • Persona (Маска);
  • Schatten (Тень);
  • Anima и Animus (образы женщины и мужчины).

Первая составляет самую малую часть психики. Она выступает центром сознания, и именно к ней стекается весь поток осознаваемых психических переживаний. Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание.

Представляя по большей мере процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система Я способна нести в себе автономные комплексы психических данных. Ее содержание составляют процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также мышления, воли и влечений. Действительное психическое состояние Я остается сокрытым как от самой личности, так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении.

Психические процессы, связанные с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив ее как Персона (Маска). Если основными принципами первой являются отражение и рефлексия, то в этой - адаптация к внешнему социальному миру.

По своему содержанию Персона слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованы из социальных ожиданий от этой личности. Поэтому Персона всегда выступает как некий компромисс между такими двумя психическими процессами. Результатом его становятся социальные роли, которые играет личность в обществе.

В психической структуре личности Юнг выделил еще одну структуру, которую назвал Тенью . Она является первичным уровнем бессознательных процессов, представляя собой бессознательное личности . Она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались забытыми, либо «из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания…» При этом они несут в себе не только негативное содержание, но и дремлющие психические силы, обладающие большой динамикой и способные привести личность либо к росту, либо к катастрофе. Все зависит «от подготовленности и установок сознания».

Юнг считает, что личность никогда не может «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Напротив, признание ее необходимо для осознания своего несовершенства. А оно требуется для того, чтобы установить человеческие отношения, общаться с другими людьми, понимать взаимосвязь с ними, нуждаться в их помощи и поддержке. Если же у человека «завышенные идеалы» и он полагает себя более совершенным, чем остальные, то тем самым он непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.

По мнению Юнга, «показать» человеку его Тень было бы полезным. Он тогда лучше осознает и светлую сторону своей личности. Находясь между этими двумя противоположностями, воспринимая одновременно свою Тень и свой Свет, «личность неизбежно ощущает и собственную Самость». Тень, входящая в индивидуальное бессознательное, неразрывно связана с коллективным - самой глубинной системой психики. Та включает в себя многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины).

Рис. 5.5. Взаимосвязь четырех систем психики в модели психической структуры, обоснованной Юнгом

Как видно из рис. 5.5, Юнг, в отличие от Фрейда, выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и «придают определенную форму содержаниям психики». Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции» (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Ани-мой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.

Обретение Самости - это результат стремления различных компонентов личности к единству. Архетип Самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в ее состав. Итог индивидуации - самореализация, но на эту конечную стадию развития могут подняться высокообразованные и способные люди, располагающие к тому же досугом. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Психологическая коррекция эффективна в том случае, когда корректируются Тень и Персона. Индивидуальное бессознательное человека можно познать через бессознательные комплексы - «совокупность психического содержания, заряженного одной эмоцией, одним аффектом». Комплексы проявляются через симптомы, совокупность которых образует синдром (например, страх, агрессивность).

Исправлять требуется комплексы в целом. Для этого необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный комплекс, осознать его заново и изменить его эмоциональный знак, поменять направление аффекта, т. е. цель: устранить не симптом, а тот аффект, который лежит в основе комплекса.

Юнг вывел закон единства бытия в общей бессознательности : если у двух людей в одно и то же время проявился один и тот же комплекс, то возникает эмоциональная проекция, вызывающая между ними притяжение или отталкивание, т. е. к этому человеку вы начинаете относиться так, как относились бы к этому комплексу, будь он вами осознан.

Юнг отмечает, что такая бессознательная проекция устанавливается между родителями и детьми. Он пишет:

Общеизвестным примером является теща, которая отождествляет себя с дочерью и таким образом как бы вступает в брак со своим зятем; или отец, который считает, что заботится о своем сыне, наивно заставляя его выполнять свои отцовские желания, например, в выборе профессии или при женитьбе; или сын отождествляет себя с отцом, или наличие тесной бессознательной связи между матерью и дочерью.

Психолог и философ доказывает: любую психическую реакцию, несоразмерную с вызвавшей ее причиной, необходимо исследовать относительно того, не была ли она обусловлена в то же время и архетипом.

Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таковых он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые «характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации».

У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. В деловом общении экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов ситуации всегда ограничивает его возможности.

Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой. Психическая энергия направлена вовнутрь, она рефлексивна. В деловом общении он старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

У экстраверта ведущим является правое полушарие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее время и пространство. У интроверта - левое, связанное с внешним миром более опосредованно. Типология Юнга, включающая интровертированную и экстравертированную установки психики личности, была им дополнена: он ввел внутри этих типов дополнительные различия четырех психических функций: мышления, эмоции, ощущения, интуиции. Соответственно он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов личности ориентирован в своей деятельности на соответствующие психические функции.

В деловом общении мыслительный тип склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать собственные эмоции и чувства.

Эмоциональный , напротив, воздействует на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и пользуется этим, воздействуя на партнера.

Ощущающий быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.

Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, колеблется, сомневается, проявляет беспокойство относительно будущей реализации делового соглашения.

Юнг ввел понятие аказуального связующего принципа синхронности . Оно обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве.

По его определению, синхронность в силе, когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели к текущему субъективному состоянию». Синхронно связанные события явно соотносятся тематически, хотя между ними нет линейной причинной связи. Например, вы подумали о человеке, которого давно не видели, и он неожиданно появляется перед вами или звонит вам издалека; или неожиданно у вас возникает состояние страха, и вы вскоре оказываетесь свидетелем или участником несчастного случая и т. п.

Феномен синхронности, по мнению Юнга, состоит в том, что любой психоидный архетип имеет тенденцию локализовываться не только в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближайшее окружение - «через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта». Здесь обнаруживается коллективная природа психоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального, идентично у всех людей. Например, при общении с деловым партнером, обладающим активированным бессознательным содержанием (к примеру, эмоционально окрашенными ощущениями страха, угрызениями совести), возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно приписывать эти моральные реакции себе самому.

Возможное объяснение явлений «синхронности» - наличие бессознательной взаимосвязи человека с другими людьми, с архетипами коллективного бессознательного, физическим миром и информационным полем человечества и космоса, с прошлыми, настоящими и будущими событиями.

Новаторские идеи Юнга получают свое дальнейшее развитие и подтверждение в современных исследованиях трансперсональной психологии.

Таблица 5.8.

Концепция К. Г. Юнга
Понимание личности Личность (душа человека) состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (Эго), индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Развитие личности - это динамический процесс, эволюция на протяжении всей Жизни как результат стремления различных компонентов личности к единству, интеграции, гармонии, целостности, обретению Самости.

Индивидуация - развитие личности, динамичный процесс интеграции многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, в результате чего достигается полное развитие и выражение всех элементов личности - самореализация.

Отношение к телу Тело не самостоятельное начало, а выражение психических переживаний, т. е. телесное и духовное находятся в единстве. Значимость телесных переживаний полностью соответствует тому, как они представлены в психике.
Социальные отношения Социальные отношения - материал для заполнения архетипов. Форму этому материалу задают архетипы, т. е социальные отношения не являются доминирующими. Развитие личности - это индивидуация, т. е. путь к Самости, но одновременно это связано с углублением в коллективное бессознательное.
Воля Проявление волевой энергии как приобщение к культуре. Воля может оказывать воздействие на бессознательное, хотя и не прямо.
Эмоции Значимость эмоций определяется их связью с архетипами. Эмоции - проявление бессознательного. Это своеобразный посредник между психикой и телесной жизнью. Они выступают как энергетическая сила, позволяющая определить успешность процесса индивидуации. Сильные эмоции - источник развития личности.
Интеллект Интеллект - сознательная функция, поэтому он имеет ограничения. Интеллектуальные объяснения никогда не могут быть полными. Интеллект дополняется интуицией (интуитивная функция основана на бессознательном материале).
Самость Самость - центральное образование в психике человека. Это - динамическое равновесие взаимоисключающих сил:
  • экстра- и интроверсии, сознательного и бессознательного;
  • мужского и женского начал.

Такое равновесие предполагает полноту переживаний своего бессознательного. Путь к Самости никогда не бывает завершен, так как личность неподвластна описанию, полному осознанию. Развитие Самости - главная цель жизни человека

Отношение к психотерапевтической помощи Психотерапия Юнга - одна из наиболее популярных в мире. Она предполагает два этапа:
  1. Аналитический включает две фазы: