Якоря карьеры цель. Методика «Якоря карьеры

Методика «психологического якоря» при обучении русскому языку

Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске эффективных методов и приёмов повышения качества знаний.

Большую роль играет знание психологических особенностей запоминания информации. Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.

Традиционное обучение предполагает использование возможностей левого полушария. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Ведущие представители нейропедагогики подтверждают это в своих работах. Профессор Трауготт пишет: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман, рассуждая о современных методах обучения и переживая за судьбу нации, говорит: «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор же Колесов утверждает: «Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно». По мнению современных представителей НЛП, опираясь на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, можно достичь немалых успехов в обучении детей.
Моя методика - трансформация известного в нейролингвистическом программировании «метода якоря». Она учитывает гармоничную работу правого и левого полушария головного мозга, что способствует лучшему запоминанию сложной информации и более длительному её удержанию в памяти. Что представляет собой этот метод в НЛП?

Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием.

Существует 4 основных вида якорей:

  1. Визуальный. Это те зрительные впечатления, которые оставили наиболее сильный отпечаток в вашей памяти в моменты приятных (или, наоборот, неприятных) для вас событий: цвет, форма, размер, яркость освещения и др.
  2. Аудиальный. Звуки, которые наиболее запомнились вам во время значимых для вас событий: пение птиц, тембр голоса человека, мелодия или песня, шум морского прибоя, потрескивание дров в камине и т.д.
  3. Кинестетический. Фиксирует те эмоции, которые вы ощутили своей кожей: прикосновения, поглаживания, щипки, растирания, покалывания; холод или тепло, мягкость или жесткость, вязкость или текучесть и т.п.
  4. Обонятельный. Якорь запахов: ароматы парфюма, цветов, пряностей, кофе, фруктов или запах бензина, дыма костра, березового веника, воздуха после грозы…

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Различают якоря кратковременные, которые без дополнительного подкрепления вскоре перестают работать, и долговременные, которые могут работать в течение всей жизни человека. Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния. Д ля того чтобы знать, в какой момент лучше установить якорь, и суметь его правильно воспроизвести, нужно обладать хорошо развитой сенсорной остротой. Для того чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Якорь считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же «чистую» реакцию.
Каким образом данный метод работает в рамках моей методики при обучении русскому языку на уроках в средней школе? Рассмотрим, как она работает на конкретной теме, изучаемой в 5 классе.

С темой «Второстепенные члены предложения» учащиеся знакомятся в начальной школе, в пятом классе она закрепляется. К сожалению, многие дети имеют пробелы по этой теме, так как не могут запомнить, какому второстепенному члену предложения соответствует та или иная линия или на какой вопрос отвечает тот или иной второстепенный член предложения. Чтобы решить эту проблему, я обратилась к практической психологии, знание которой помогло мне создать новую технологию «три в одном». Алгоритмизация учебного процесса как никогда остаётся актуальной в моей практике, но сам алгоритм содержит мини - алгоритмы, позволяющие создать условия для более продуктивного запоминания сложной информации при помощи методики «психологического якоря».

Возвратимся к теме «Второстепенные члены предложения», объясняя которую, использую алгоритм. Работа по алгоритму сопровождается созданием опорной схемы, которую ученики тут же после объяснения должны будут запомнить, используя приём фотографирования, и воспроизвести по памяти. Сначала выступает один из учеников у доски, а потом каждый выполняет работу на листочке.

Познакомимся с алгоритмом «3 в 1»:

1. Нарисуйте 3 фигурные линии, расположив их по горизонтали. Используйте приём «от простого к сложному».

2. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные волнистой линией:

Создание психологического якоря «Волнистая линия»

Чтобы запомнить вопросы, детям предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте ситуацию, как кто-то из близких гладит вас по голове и сопровождает поглаживание словами «какой (-ая) хороший (-ая), любимый (-ая), мой (моя), первый (-ая) сын (дочь)»;
  • повторите это действие три раза.

На этом этапе создаётся «психологический якорь», позволяющий закрепить важную информацию на кинестетическом, визуальном и слуховом уровне. Данное действие дети повторяют три раза, чтобы закрепился «якорь», а следовательно, и правило: «Если слово отвечает на вопросы «какой? чей? который?», то оно подчёркивается волнистой линией».

3. Запишите под волнистой линией вопросы «какой? чей? который?», располагая их в столбик.

Под вопросами поместите заученные примеры:

  • Сын (дочь) хороший (-ая) прилагательное
  • любимый (-ая) причастие
  • мой (моя) местоимение
  • первый (-ая) числительное

4. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные пунктиром с точкой (третья по счёту линия).

Запомните, что самая последняя - самая трудная для воспроизведения, значит, и вопросы должны ей соответствовать. Назовём их условно «стишок». Сочинять стихи гораздо сложнее, чем прозу.

5. Запишите под третьей линией вопросы «стишка»: «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?», указав в скобках, что это вопросы наречий. Под вопросами запишите примеры:

  • жить хорошо наречие
  • хорошо очень наречие
  • хороший очень наречие

6. Поработайте над средней линией - пунктиром.

Какие вопросы ещё не использовались? Чтобы вспомнить их, продолжите цепочку вопросов, начинающихся с пары «кто? - что?».

7. Запишите под второй линией вопросы падежей, сделав обобщение, что это вопросы косвенных падежей.

При этом вопросы именительного падежа вычёркиваются, поскольку они относятся к подлежащему.

8. Под вопросами запишите примеры

(тема «Открыл холодильник и хочу достать…»):

  • достать кастрюлю существительное
  • кастрюлю с супом (предлог) существительное

9. Поработаем над названием линий.

Поможет запомнить их «волшебное предложение»: «Я должен знать определения при любых обстоятельствах и дополнять их».

10. Подпишем названия линий, начиная с первой. Двигаемся «по кольцу» (1-3-2).

Ребята заранее знакомятся с понятием кольцевой композиции в сочинении, поэтому понимают без труда, что значит двигаться «по кольцу».
По ходу заполнения данной опорной схемы «Второстепенные члены предложения» используется ещё один « психологический якорь», над созданием которого трудится каждый ребёнок под руководством учителя.

Создание психологического якоря «Определение»

Ребятам задаётся вопрос: «С какого вопроса практически каждый учитель на любом уроке начинает опрос?». Вариант ответа: «Дайте определение». Чтобы «заякорить» название первого термина, используемого для обозначения первой линии, ребятам предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте себя на одном из уроков, где конкретный учитель, например биологии, говорит: «Ребята, дайте определение…»;
  • представьте, как кто-то из класса даёт научное определение понятию;
  • проделайте данную работу три раза для закрепления ситуации и для запоминания первого термина «определение».

Таким образом, знание практической психологии помогло мне создать технологию «три в одном», включающую методику «психологического якоря», применение которой на уроке русского языка позволяет ученикам запомнить сложные для заучивания темы не на короткий срок, а надолго.

Схема "Якоря" очень полезный метод НЛП для побуждения определенного настроения или эмоций. Таких, как счастье или расслабление. Обычно это касается касания, жеста или слова которое в дальнейшем служат как «якоря», закладки для желаемой эмоции. Используя тот же самый якорь, можно снова и снова можно вызывать желаемые эмоции.

Как использовать метод Якоря?

Для этого нужно, чтобы вы помнили тот момент, когда вы были очень счастливы.
Например, когда вы выиграли соревнование, ваш первый поцелуй или Вы узнали какую-то потрясающую новость. Это может быть всё что угодно. Главное чтобы это был определенно очень счастливый момент.

После того как Вы вспомнили этот момент. Вспомните что произошло до этого счастливого момента. Постарайтесь вспомнить всё до мельчайших подробностей, но самое важное вспомнить что Вы чувствовали. Представьте себе этот момент и вспомните это чувство.

А теперь зафиксируйте это чувство, каким-то движением.

К примеру: Сделайте два быстрых, мягких сжатия указательным пальцем на левой руке и средним пальцем на правой руке. По мере того, как вы будете делать второе сжатие, мысленно воспроизведите изображение того счастливого момента. Создайте это изображение большим, приблизив его к себе, и представьте, что счастливое чувство умножается в несколько раз.

Запомните это чувство. Вспомните, что вы думали в то время. При этом дважды сожмите пальцы. На втором сжатии пальцев, счастливое чувство должно усилится.

Чем яснее вы представите себе это чувство, тем лучше будет работать этот метод. Повторите эти шаги для того чтобы зафиксировать это состояние. А затем повторите ещё пять раз подряд для того чтобы усилить интенсивность ощущения.

Это первая часть - установка якоря. Позже, Вы можете используя то же самое двойное сжатие, вспомнить этот якорь, для того чтобы вспомнить чувство счастья.

Что происходит в нашем мозге, когда мы это делаем?

Вы психологически связываете нервный сигнал «двух сжиманий на левых пальцах» со «счастливым моментом».

От сюда следует вывод, что чем больше раз вы устанавливаете якорь (как указано выше), и чем больше ясности вы чувствуете, тем лучше .

Как работает метод «якорь»:

нлп практические методы, метод якоря

Даже если вы ничего , то Вам это знакомо но под другим названием – условные рефлексы. Это и есть метод якоря.

Лучше это можно понять, если вспомнить опыт над собаками Павлова, звенит звонок – течёт слюна. Вот это и есть якоря – условные рефлексы, связь стимула и состояния.

Примеры использования NLP метод «якоря»

Для этого метода самое главное вызвать и закрепить счастливый момент в памяти. То есть когда Вы радуетесь или смеётесь, и при этом используете особый жест, либо легкое прикосновение к руке в качестве якоря. Какой будет это жест якорь не важно. Главное чтобы якорь не был слишком заметным, иначе он будет казаться необычным, и эффект не удастся.

Позже, Вы можете использовать этот якорь, когда захотите ощутить такие же счастливые моменты.

Постановку на якорь можно использовать в любых ситуациях чтобы улучшить чувство вознаграждения которое сопровождается адреналином и ассоциированными эндорфинами (приятное чувство).

Своими словами «якорь » — это команда, которая стимулирует ранее заданную реакцию у человека. За каким-либо действием или прикосновением закрепляется необходимое переживание с помощью техники якорения.

Что такое техника якорения?

Техника якорения — один из самых результативных скрытых инструментов, который помогает вызвать у собеседника нужные нам эмоции и реакции. Используя якорь, мы можем добиться от человека совершенно неожиданного для него поведения.

Если рассматривать типовое поведение людей в семье, то можно уверенно утверждать, что люди со временем привыкают к друг другу и не пытаются менять собственное поведение. У них в мыслях даже не возникают другие варианты. Это и может вызвать сложности при общении через какое-то время.

Для разрушения устоявшихся стереотипов используют первоначальные якори, изначально вызывающие неприятные эмоции, отвращение, брезгливость.

В семейной психологии и психиатрии парам могут запрещать разговаривать, чтобы вызвать у партнеров новые поведенческие реакции. В результате терапии двое начинают по-другому смотреть друг на друга, менять свое поведение и способ объяснения, в результате чего отношения налаживаются, появляется взаимный интерес. Пара вынуждена искать все новые и новые , пока не найдется наиболее подходящий и понятный. На подходящие способы общения и будут установлены якори, которые могут пригодиться впоследствии.

Метод якорения дает пользу не только при общении в семье. Например, можно использовать якорь прерывания речи собеседника в тот момент, когда вам это необходимо. К примеру, его можно заякорить на страх. Перед беседой можно сказать собеседнику вот такую фразу: «Я только что видел в помещении большую пчелу! У вас нет аллергии на укусы пчел?». При этом посмотрите на его руку или ладонь, чтобы он заметил или почувствовал на себе ваш взгляд. Таким образом, вы поставите на руке человека якорь. В уже потом в процессе диалога посмотрев на руку человека вы можете прервать его, сбив, таким образом, с мысли воспоминаниями о пчеле.

Возможно якорение человека с помощью тона голоса. К примеру, когда вы длительное время говорите одним тоном, а потом вдруг резко меняете его на более тихий или громкий. Люди, как правило, обращают на это внимание, и запоминают события и эпизод, который связан с изменением тона вашего голоса.

Якорение может быть закреплено не только на человеке, но и в любом другом месте. И все равно люди будут обращать на него внимание. Техника якорения наиболее универсальна и чрезвычайно восстребована последователями НЛП.

Технику якорения можно использовать даже в случаях, когда человек находится в сложной жизненной ситуации и, как ему кажется, уже исчерпал все свои внутренние ресурсы. Но специалисты с этим не согласятся — наверняка где-то в его сознании еще есть ресурсы, которые могут послужить ему источником сил и позитивного опыта, только человек их таковыми не отождествляет.

К примеру, человек поменял место работы и крайне неуверенно чувствует себя в новом коллективе. А вот уверенно он себя чувствует занимаясь спортом в тренажерном зале. Занятие спортом никак не связано с его работой, поэтому он не отождествляет эти два события друг с другом. Эти два состояния можно закрепить с помощью якоря и человек сможет воспользоваться ощущением уверенности в спортзале в случаях ее отсутствия на работе.

Если человек не имеет какого-либо практического личного жизненного опыта и переживаний, необходимых для установления определенного якоря, всегда можно воспользоваться знаниями о переживаниях других людей — близких или друзей. Человек может показать, как в данной ситуации ведет себя его друг или знакомый, приобретая тем самым отсутствующий у него жизненный опыт. Опыт и эмоция, закрепленная с помощью якоря, станет для него такой же естественной, как будто он сам ее пережил.

Практический пример постановки якоря:

Кстати, напомним вам, что не существует негативного опыта . Сам по себе опыт не может быть негативным. Негативным может быть ваше суждение об этом опыте. То есть, только вы можете оценить опыт как негативный.

Если вы будете расценивать собственные переживания как опыт и смотреть на него с правильной точки зрения, вы получите бесценные знания и опыт для дальнейшего обучения и продвижения вперед. Очень важно иногда грустить и переживать, иначе вы не сможете выделить позитивные моменты в жизни и радоваться им. Поэтому, на любой опыт нужно смотреть как на развивающий, вне зависимости от того, какие эмоции он вызвал у вас — негативные или позитивные. А уже как вы его оцените, зависит от вас и от вашей жизненной позиции.

Кроме этого, все наши впечатления о прожитых событиях в жизни — это миф. Причем они постоянно меняются. Если вы во всех подробностях запишите на листке недавно произошедшее событие, а потом достанете этот листок через несколько месяцев, вы удивитесь, насколько другой будет эта ситуация в ваших воспоминаниях и эмоциях.

Наш личный опыт — это не только источник всех наших будущих возможностей, но и всех наших ограничений. Но мы можем пользоваться не только личным опытом, но и использовать опыт наших друзей и знакомых, тем самым расширяя варианты нашего выбора.

(Техники НЛП)

Термин “якорь” уже настолько широко популярен, что даже люди только понаслышке знакомые с НЛП, связывают в своём сознании эти два слова по принципу: “Говорим - якорь, подразумеваем - НЛП, говорим - НЛП, подразумеваем - якорь”.

Вот эта переформулированная мною цитата и является, кстати говоря, одним из ярчайших примеров типичного“якорения”: когда говорим мы - одно (то, что является якорем в НЛП), а в памяти всплывает совсем другое (полезное или, напротив, вредное) ресурсное состояние.

Итак. Напоминаю всем, что же конкретно подразумевается под термином “якорь НЛП”. В одном из общих значений,якорь НЛП - это установленная осознанно или неосознанно очень прочная условно-рефлекторная связь.

Якори в НЛП бывают - естественные и - рабочие, те, например, которые в процессе НЛП-терапии “делает” Вам искусственно НЛП-терапевт. Искусственные НЛП-якори представляют собой (обычно) прикосновение к какому-либо участку тела партнёра.

Сейчас мы и поговорим о процессе искусственного, рабочего якорения.

“Якорить” те или иные ресурсные состояния Вы можете и сами, без помощи второго партнёра, и даже без помощи НЛП-терапевта. Здесь, правда, есть свои особенности, но о них мы поговорим чуть позже.

Итак. Мы переходим к описанию алгоритма установления тактильного искусственного якоря НЛП - с целью заменить устойчивое негативное переживание на позитивное.

Устанавливаем якорь НЛП в паре, работая с партнёром-волонтёром.

Первый шаг якорения

Найдите какое-нибудь запоминающееся место в комнате. Устройтесь там поудобнее. Попросите вашего партнёра вспомнить какую-нибудь неприятную ситуацию из его прошлого. Попросите партнёра как можно чётче освежить её в памяти - пережить ситуацию заново. Это потребует некого напряжения воображения.

А чтобы партнёру было легче получить доступ к прошлому переживанию, необходимо задавать ему следующие наводящие вопросы:

  • Когда это было (когда это было впервые)?
  • Как началось и чем закончилось? (очертить временной фрейм - рамку),
  • Какие чувства вы переживаете по этому поводу? Попробуйте сформулировать их одним словом, выражением.
  • Что было в этой ситуации для вас самым неприятным?

Второй шаг якорения

Как только Вы увидите, что партнёр “вошёл” в переживание - делайте “НЛП-якорь” путём прикосновения к какому-либо участку его тела. Это может быть довольно чувствительное сжатие запястья вашего партнёра. “Держите якорь”, пока длится переживание. Затем - отпустите руку партнёра. Первое якорение закончилось.

Третий шаг якорения

Найдите новое место в комнате, отличное от того, где вы находились ранее. (Например, первое было - светлое, стоя у окна, второе место - подальше от окна, тёмное, сидя на диване, в углу).

Попросите Вашего партнёра вспомнить одно из самых приятных эмоциональных событий-переживаний прошлого. Для того, чтобы партнёр быстрее и полнее получил доступ к переживанию задайте ему те же вопросы, что и в случае с негативным переживанием.

Важный комментарий психолога о якорении

Внимание: в этом упражнении важно вспомнить не просто произвольное “приятное переживание”, а именно такое приятное переживание, которое сможет вступить в поединок с мучащим клиента негативным переживанием и - победить в этом поединке. В этом переживании должен быть заложен такой мощный ресурс, чтобы с его помощью вы смогли “истощить весь негатив” названного негативного воспоминания.

Бывает так, что сам человек не в состоянии найти такой мощный позитивный ресурс. ТОГДА НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ ФАНТАЗИЯ.

Задайте своему партнёру следующие вопросы:

  • Какой ресурс нужен вам, чтобы мы справились именно с этой негативной ситуацией?
  • Придумайте его, смоделируйте, пофантазируйте.
  • Знаком ли Вам человек (герой), который обладает этим нужным ресурсом?

Как раз на этом этапе на помощь могут прийти карты "1000 жизней ". Пускай Ваш партнёр рассмотрит по очереди несколько карт и выберет подходящее ему поведение и образ того персонажа, который “умеет это делать”.

Например, одна моя клиентка вытянула из колоды наугад карту “Антипод”.

В карте было написано:

“Войдите в образ человека, который является вашей полной противоположностью, в происхождении, воспитании, манерах, установках... Как бы он действовал на вашем месте?”.

Оттолкнувшись от этой весомой подсказки карт, моя клиентка начала радостно фантазировать на эту интригующую тему “А кто же действительно, мог бы быть моим антиподом?”, и мы быстро нашли нужное ресурсное состояние.

Четвёртый шаг якорения

Как только человек начал прокручивать в голове переживание позитивной ситуации (и ему стало хорошо), делайте “позитивный якорь”. То есть сделайте всё то же, что и в первом НЛП-якоре, только на другой половине тела. Если Вы сжимали до этого правое запястье, то теперь сжимайте левое, пока переживание себя не исчерпает. Затем отпустите руку партнёра.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЯКОРЕНИЯ - РОКИРОВКА

Мы переходим к самой важной, заключительной части якорения - здесь важно не перепутать.

Пятый шаг якорения

После небольшого перерыва вернитесь с партнёром в то место, где родился его “позитивный якорь”.

Попросите его ещё раз пережить - негативное воспоминание. Как только человек “вошёл” в своё негативное переживание, воспроизведите сначала поставленный негативный якорь (например, сожмите его правое запястье).

Шестой шаг якорения

Как только Вы заметили возникновение негативных переживаний у своего партнёра, воспроизведите позитивный якорь (например, сожмите его левое запястье).

Таким образом, Вы объедините две реакции, совмещая НЛП-якоря.

Победить должна - позитивная реакция, позитивный якорь.

Если этого не произошло, хотя Вы всё делали правильно, то, скорее всего, найденный вами позитивный ресурс был слаб и недостаточен.

Залог успеха этого упражнения заключается именно в том, чтобы найти то самое - верное, позитивное переживание которое сможет перекрыть собой негатив.

Ну и когда сам человек не в состоянии найти такой мощный позитивный ресурс, ТОГДА НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ колода карт "1000 Дорог " и Синхрония Спонтанного Выбора твоей рукой вслепую – любой карты!

Между прочим, человек НИКОГДА не в состоянии найти такой «мощный ресурс хорошести», роясь у себя в биографии...

А знаете, почему? Всё он правильно делает, наш человек.

Он подсознательно оберегает свои святые ценные приятные моменты от смешивания с самыми негативными переживаниями.

Вообще НЛП, понятое «на ура» (пустяки, дело житейское!) неэкологично и опасно. И умный осторожный человек всё понимает и своих хороших моментов вам не сдаст. А вдруг вы только измараете его воспоминание, вдруг у вас не получится перекрыть негатив позитивом, что тогда?

Это напоминает, честно, помощь весёлого Карлсона, который ни за что не в ответе:

    «Эй, Малыш, у тебя тут полка загорелась, тащи свой дорогой пиджак, сейчас им будем огонь сбивать!»

    «Да, щас...»

А какой пиджак не жалко?

Какой-какой? Вымышленный! А это работает, если тушить полку вымышленным пиджаком? Ещё как!

«Вымышленный пиджак» – это (как вы догадались) одна спонтанная карта из колоды "1000 Дорог" , а не ваши ценные моменты из биографии.

Неисчерпаемые карты "1000 Дорог"!

Скажем больше. Ресурсные воспоминания имеют свойство исчерпываться...

Это как остроумный анекдот или ролик с «Уральскими пельменями», который нас сначала веселит и бодрит, а на сотый раз вызывает скуку и уже не работает...

Вам оно нужно – износить до дыр ваши действительно драгоценные святые моменты? У вас их так много?

Зато у нас много карт "1000 Дорог". А уж вариантов весёлой интерпретации ДАЖЕ ОДНОЙ КАРТЫ у вас (с вашей фантазией) ещё больше, чем карт в колоде!

В общем...

Мы сейчас предлагаем вам ЭКОЛОГИЧНУЮ замену «позитивного воспоминания из биографии» картой из колоды "1000 Дорог" !

Ею (картой) вы и будете «перекрывать» негативное воспоминание!

Если эта карта, эта история, надоедят вам (исчерпают себя), вы повторите всё по новой с новой картой "1000 Дорог" (или "1000 Жизней " – по вашему вкусу)!

Задайте спонтанно вытащенной вами карте следующие вопросы:

    Какой ресурс нужен мне, чтобы я справилась именно с этой негативной ситуацией, воспоминанием, травмой?

    Придумайте или вспомните сказку, притчу или анекдот, отталкиваясь от карты.

    Знаком ли Вам человек (герой, персонаж), который уже обладает этим нужным мне ресурсом?

Как мы уже заметили – вы можете взять на выбор одну из двух колод: "1000 Дорог " или "1000 Жизней ".

Единственное, чего мы вам настоятельно не рекомендуем делать – так это прихлопывать свои негативные травмы своими родными позитивными образами из вашей реальной жизни. Берегите сокровища вашей души и вашей памяти. Лучше хлопайте об стол нашими картами. Карты и созданы именно для этого...

Второй вариант работы: «А какая полка вообще загорелась?»

То, что тушить дорогим невоображаемым пиджаком горящую полку – нелепо, мы уже поняли. Дорогих пиджаков не напасёшься...

Нам в реальной работе с клиентами приходится тушить ещё и воображаемые полки воображаемыми пиджаками.

Что, нелепо? Вы скажете, что это бирюльки какие-то? Где тут польза?

А вы попробуйте – и практика вам ВСЁ ОБЪЯСНИТ.

Только так и работают психотерапевты – осторожно: сказочкой, аналогией, «предположим, что...», «пусть этот человек – пустой стул, скажите это всё стулу»...

Знаете, не каждый клиент готов вытаскивать наружу даже и вот это: свои собственные негативные воспоминания и жизненные травмы – по щелчку.

– Какую травму я хочу проработать? Гм...

– Никаких травм у меня нет, чего пристали?

– Ага, сейчас я вам расскажу, держите карман шире.

– Да я и сам не знаю, что меня беспокоит – мозг отключается. (типичная психологическая защита)..

Так что давайте к «воображаемому пиджаку-тушителю-огня», добавим ещё и «воображаемую полку, которая задымилась».

Так, театрализованно и понарошку, мы проработаем не одну вашу травму – и проработаем качественно...

В общем, вытаскивайте из колоды "1000 Дорог " (теперь уже только из неё – это мы настоятельно рекомендуем!) одну спонтанную карту, которая НАМЕКНЁТ:

какое негативное переживание вы сейчас готовы обсуждать, вспоминать и перекрывать ресурсной позитивной историей – из второй карты.

Запомните это упражнение как «Пиджак и полка», чтобы всегда себе напоминать:

Игры с огнём – опасны . А психотерапевт, похожий на Карлсона – это чаще всего – плохой психотерапевт... (Да не обидится на нас Астрид Линдгрен). Играйте лучше с нашими картами. Пусть одна карта будет «горящей полкой», а вторая – «дорогим пиджаком», который её тушит. Это – весело, полезно, неисчерпаемо и работает!

Узнать обо всех возможностях психологических карт можно в .

Александр Любимов


Про якоря вы скорее всего уже слышали. Даже если вы ничего и не знаете об НЛП. Но под другим названием - условные рефлексы. Помните: собаки Павлова, звенит звонок - течёт слюна… Проходили на уроках биологии. Вот якоря они и есть - условные рефлексы, связь стимула и состояния.
И якоря очень хороши для того, чтобы запускать нужное состояние в нужный момент. Раз - и человек спокоен, или наоборот, бодр. Правда якорь работает как кнопка дверного звонка:

звонок звенит пока нажимаешь на кнопку.

То есть человек находится в нужном состоянии, пока «включён» стимул.

Как ставят якоря

Якорь получается, когда на пике состояния происходит какое-то событие. И мозг связывает событие (теперь это уже можно называть стимулом или триггером) и состояние - и получается якорь. Например, если в тот момент, когда человек испытывает сильную радость, дотронуться до его плеча, то после при точно таком же прикосновении к его плечу, он опять будет испытывать радость. Как у собаки в экспериментах Павлова текла слюна, когда звенел звонок.
Итак, для установки якоря нужно две вещи: пик состояния и оригинальность стимула . С пиком более-менее понятно - состояние достигло максимума и тут мы устанавливаем якорь. При этом важно, чтобы человек ещё из этого пика не вышел, стимул должен быть «внутри» состоянии, чтобы мозг решил, что они связаны. Например, человек радуется, а вы в этот момент стучите пальцем несколько секунд, пока он радоваться не перестал. Потом при точно таком же стуке пальца человек опять будет радоваться.
А вот сам стимул должен быть несколько необычен в данной ситуации - слегка необычная поза, тон голоса, стук, прикосновение, положение в пространстве. Это совсем не означает, что вы должны изобразить нечто невообразимое, можно просто чуть понизить голос - но при этом удерживать эту высоту голоса на одном уровне. Или наклонить голову и не дёргать ею, пока устанавливаете якорь. При этом подразумевается, что обычно вы именно этим тоном голоса не говорите и голову именно в этом положении не держите. Это, собственно, и есть «оригинальность стимула».
Что ещё нужно - точность воспроизведения якоря. То есть вы воспроизводите якорь чрезвычайно точно : точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

Например, некоторые считают, что если при воспроизведении кинестетического якоря нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет интенсивнее. Но нет, результат будет хуже (если вообще будет).

Итак, правила использования якорей:

1. Установка на пике состояния.
2. Оригинальность стимула.
3. Точность воспроизведения.

И несколько вещей, которые стоит знать о якорях.
Якоря имеют время жизни : если якорь не закреплять, то он проживёт от часа до нескольких дней. Для закрепления якоря нужно повторить всю процедуру якорения 3-5 раз. После закрепления якорь как раз превращается в условный рефлекс.
Якоря можно уничтожать : якорь - это не навсегда, их можно убрать, например коллапсом якорей.
Якоря могут образовываться естественным путём : типичный пример - запах елки и мандарин (Новый год), школьный звонок.
Якоря можно разделить по сенсорном каналу , через который "срабатывает" стимул:
Визуальный - характерный жест, фотография, одежда.
Аудиальный - имя, песня, тон голоса.
Кинестетический - вкус воды "Колокольчик", место в пространстве, прикосновение.
Каждый тип якорей (ВАК) имеет свои преимущества и недостатки. Тактильные якоря (К ) самые надёжные, но не всегда есть возможность дотронуться до человека и не все это позволяют делать. В якорь установить проще, но человек может отвернуться или закрыть глаза.

Якоря - это очень древний способ научения, выработки «правильной» реакции. Якоря не контролируются сознанием - они возникли гораздо раньше, чем эта молодая и наглая вещь. Так что это древний, мощный и немного туповатый способ познания мира. Но зато очень надежный - работает всегда и не ломается.

Ставим якорь: по шагам

0. Определите состояние:
Определите состояние, которое вы хотите использовать.
1. Вызов состояния.
Получите доступ к состоянию: например, вспомните ситуацию в которой это состояние было. Усильте до максимума.
2. Калибровка и установка якоря.
Если вы получили доступ к нужному состоянию и вы действительно уверены, что это то что нужно - вы калибруете, то есть запоминаете невербальные признаки состояния, и ставите якорь. Помните, что якорь надо ставить на пике состояния.
3. Разбивка состояния.
Отвлекитесь: посмотрите за окно, сложите 128 и 339, подвигайте компьютерной мышкой.
4. Проверка якоря.
Воспроизведите стимул. Если состояние воспроизводится - якорь установлен. Только учтите, что в большинстве случаев, интенсивность состояния вызванное при помощи якорей несколько слабее интенсивность в момент установки якоря. Так что и внешние признаки, и внутренние ощущения будут не такими сильными.
5. Использование якоря.
Запустите якорь в нужный момент - когда вам необходимо больше уверенности (если вы ставили якорь на уверенность) или нужно успокоить человека (если вы ему ставили якорь на спокойствие).

Различие между 4 (проверка) 5 (использование якоря) пунктами заключается только в том, что при проверке вы воспроизводите якорь "просто так" и следите, срабатывает ли стимул или нет. При использовании вы включаете якорь для доступа к нужному состоянию в данный конкретный момент.

Например, как устанавливать якорь самому себе. Давайте поставим якорь на состояние радости (хотя можно выбрать и удовольствие, и злость, и спокойствие на ваш вкус).
1. Вызовите состояния: вспомнить ситуацию, в которой у него было относительно сильное чувство радости и постарайтесь усилить его до максимума.
2. Установите якоря: на пике состояния сожмите правую руку в кулак.

Понятно, что можно использовать любой другой удобный стимул: прикоснуться указательным пальцем к большому, потереть мочку уха, постучать пальцем по столу. Когда ставите якорь себе, обычно более удобно использовать именно кинестетические (телесные) якоря.

3. Отвлекитесь: посмотрите за окно, извлеките кубический корень из 18456.
4. Проверьте якорь: сожмите кулак правой руки с той же силой. Если чувствуете радость (не обязательно столь же сильную, как при установке якоря) - якорь установлен.
Всё довольно просто, не правда ли?

Якоря как способ внесения ресурса

Якоря в НЛП чаще всего используются для внесения ресурсов в ситуацию (6-й шаг в схеме изменения). Такой вот быстрый и простой способ добавить в нужную ситуацию счастье, удовольствие и уверенность в себе. Только для вас - несколько небольших техник.

Доступ к состоянию

Якоря достаточно удобно использовать для доступа к ресурсному состоянию в нужный момент. Например, в каких-то ситуациях вам могут потребоваться: спокойствие, бодрость, расслабление, сосредоточенность.
Установите на каждое из состояний якорь, прижимая пальцы левой руки к левой ладони: мизинец - спокойствие, безымянный - бодрость, средний - расслабление, указательный - сосредоточенность. Теперь в ситуации, где вам требуется доступ к спокойствию, вам достаточно зажать мизинец.

Понятно, что вы подбираете состояния, которые нужны именно вам, а не обязательно спокойствие и бодрость. Точно так же якорем не обязательно должно быть прижимание пальца к ладони - это может быть что угодно другое, что вы можете удерживать достаточно долго, но не отвлекаясь на него. Например, якорем может быть представление зелёного треугольника, но пока вы будете думать об этом зелёном треугольнике, скорее всего вы не будете достаточно внимательны во время разговора.

Убираем неприятные воспоминания

В прошлом могут быть неприятные ситуации, которые регулярно всплывают в памяти, напоминая о сделанных ошибках. Большинство этих воспоминаний особой пользы не приносят, но добавляют неприятных переживаний, так что их можно «стереть» - убрать оценку. А вспоминаем мы обычно только то, что связано с сильной эмоцией. Правда, предлагаемым способом можно работать с ситуациями малой и средней важности и/или не слишком интенсивным переживанием.
1. Ситуация.
Выберите ситуацию, к которой хотите изменить отношение.
2. Ресурс.
Определите, какое ресурсное состояние вам нужно для переоценки этой ситуации: счастье, радость, спокойствие, уверенность и т.д.
3. Якорь на ресурс.
Установите якорь, который легко можно воспроизвести. Например, сжав руку в кулак или сжав указательный и большой пальцы.
4. Внесение ресурса.
Воспроизведите якорь и, удерживая его, «прокрутите» в голове ситуацию с начала до конца.
5. Проверка работоспособности.
Изменилось ли ваше восприятие ситуации в желательную сторону? Достаточно ли это изменение? Если нет - вернитесь на второй шаг и выберите ещё ресурс.
6. Экологическая проверка.
Не повредит ли вам новое отношение к этой ситуации? Если да - вернитесь на шаг второй шаг и добавьте необходимые ресурсы.
7. Привязка к будущему.
Понаблюдайте за собой в будущем в трёх-четырёх ситуациях, в которых раньше могло бы всплыть это неприятное воспоминания. Как вы теперь себя ведёте?