Я тебя отвоюю цветаева смысл. Я тебя отвоюю у всех земель

“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…” – одно из самых известных стихотворений Цветаевой, посвященных любви. В нем поэтесса описала мощную лавину чувств – безграничную, способную снести все на своем пути. Кому-то покажется, что лирическая героиня произведения ведет себя слишком смело, чересчур по-мужски. Мол, не женское это дело, так открыто признаваться в любви. Подобное мнение ошибочно. В лирике Марины Ивановны нашла выражение натура на сто процентов женская, просто не такая, как, например, у Ахматовой. Русский религиозный

и политический философ Николай Бердяев писал, что женская природа склонна к “одержанию”. Представительница прекрасного пола “часто бывает гениальна в любви”, вкладывая в нее всю полноту своей природы. Вот только мужчина под столь сильным натиском не способен выстоять. Он не может выполнить безмерные притязания женской любви. И в этом заключается вечная трагедия. В некоторой степени схожие мысли встречаются у французского писателя Флобера. По его мнению, истинно любящий мужчина робеет, а по-настоящему любящая женщина действует. Стихотворение Цветаевой как нельзя лучше иллюстрирует высказывания Бердяева

и Флобера.

С первых сборников Марина Ивановна начала вести творческий диалог с Блоком. В лирике поэтессы отразились самые разные его мотивы и художественные принципы. Произведение “Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…”, написанное в августе 1916 года, – продолжение этого своеобразного диалога. Образ мужчины в стихотворении – явная отсылка к лирическому “я” Блока и его Дон Жуану. У Цветаевой: “Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой…”. Поэтесса явно опирается на строки из цикла “Кармен”: “Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…”. Имеется и еще одно пересечение. Марина Ивановна пишет: “Но пока тебе не скрещу на груди персты…”. У Блока в “Шагах командора” читаем: “Донна Анна спит, скрестив на сердце руки…”. При этом у Цветаевой вновь проявляется характерная для ее творчества смена ролей: героиня вольно или невольно убивает возлюбленного, а не наоборот. По мнению Марины Ивановны, любовь представляет собой не слияние двух душ в одну, а смерть-рождение.

В стихотворении “Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…” присутствует религиозная символика. В третьем четверостишии Цветаева упоминает Иакова – героя Пятикнижия. Самая известная история, связанная с этим персонажем, – его схватка с Богом. Считается, что во время ночного бдения к нему явился Господь в виде ангела. С ним Иаков боролся до рассвета, требуя благословения. В итоге он был награжден за свое рвение. Иаков получил не только благословение, но и новое имя – Израиль. В борьбе за возлюбленного лирическая героиня Цветаевой поистине не знает границ, не страшится никаких препятствий:
…И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Если нужно будет мужчину отобрать у самого Бога, она не побоится, выстоит. Примечательно, что возлюбленный в последней строфе косвенно сравнивается с ангелом: “…Два крыла твои, нацеленные в эфир…”.

Российские композиторы нередко создавали на стихи Цветаевой прекрасные песни. К творчеству поэтессы в разное время обращались Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Андрей Петров, Владимир Калле. Композиции исполнялись лучшими артистками – Аллой Пугачевой, Тамарой Гвердцители, Полиной Агуреевой, Ириной Мазуркевич, Еленой Фроловой, Юлией Коган. Песней стало и стихотворение “Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…”. Музыку написал Игорь Крутой. Наиболее известный вариант исполнения принадлежит Ирине Аллегровой.


Другие работы по этой теме:

  1. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес, Оттого что я на земле стою...
  2. В поэзии М. И. Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности. Она вся в буре, в вихревом движении, в действии и поступке. Всякое чувство Цветаева понимала...
  3. Лето 1910 года стало переломным для 17-летней Марины Цветаевой. Гостя на даче в Коктебеле у Максимилиана Волошина, она познакомилась с Сергеем Эфроном, который впоследствии стал...
  4. Для Цветаевой суть жизни заключалась в постоянной двойственности: земное – божественное, тьма – свет, чистота – греховность. Причем для нее всегда важнее было то, что...
  5. В 1912 году Цветаева выпустила в московском издательстве “Оле-Лукойе” свой второй сборник, получивший название “Волшебный фонарь” и посвященный супругу Сергею Эфрону. Критиками он был принят...
  6. Стихотворение М. И. Цветаевой “Бабушке” написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку - эпо­хе прекрасных дам и галантных кавалеров. Произведение...
  7. В шестнадцать лет Цветаева отправилась в Париж, чтобы прослушать небольшую серию лекций, посвященных старофранцузской литературе. Естественно, поездка нашла отражение в ранних стихотворениях поэтессы. В частности,...

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,

Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою - как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя - замолчи! -

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты -

О проклятие! - у тебя остаешься - ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир, -

Оттого что мир - твоя колыбель, и могила - мир!

Данное стихотворение относится к 1916 году - в это время Марина Цветаева создает замечательные циклы: «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стихи к Блоку», «Ахматовой».

Стихотворение строится так, что каждая его строфа представляет собой ярко выраженный, семантически наполненный элемент, иными словами, каждая строфа – непрерывное синтаксическое и интонационное целое. Все они перекликаются друг с другом и являются продолжением одного и того же лирического сюжета “поступка”, который исходит из страстной сущности лирической героини. Строфы членятся на строки, которые делятся цезурой («лес – моя колыбель, и могила – лес») и затем на полустишия. За счет такой пунктуационной разметки некоторые строки читаются без паузы, взахлеб, несмотря на имеющуюся запятую («у всех времен, у всех ночей, у всех золотых знамен, у всех мечей»). Бывает, что ритмическая пауза совпадает с синтаксической, то есть запятой или тире («у всех других - у той, одной; я - ничьей женой; возьму тебя - замолчи!»).

Интонационный рисунок текста складывается из ритмики и синтаксиса. Стихотворение написано дольником (между ударными слогами – переменное количество слабых слогов с ритмической инерцией анапеста), присутствует парная рифмовка.

Чередование безударных слогов в стопе иллюстрирует определенный размер – дольник, и указывает на некоторые особенности. Так, гармония стихотворения – в нестрогой ритмической повторяемости и композиционной завершенности (финальная строка по расположению безударных гласных напоминает первые).

2 – 2 – 2 – 1 – 1 – 1

2 – 1 – 1 – 2 – 2 – 1

2 – 1 – 2 – 1 – 2 – 1

2 – 1 – 1 – 1 – 2 – 1

2 – 2 – 2 – 1 – 1 – 1

1 – 2 – 1 – 1 – 1

2 – 1 – 2 – 2 – 1

2 – 2 – 1 – 2 – 1

2 – 2 – 2 – 1 – 1 – 1

2 – 2 – 1 – 1 – 1

2 – 1 – 2 – 1 – 2

2 – 2 – 1 – 2 – 1

2 – 1 – 2 – 2 – 1

2 – 2 – 2 – 2 – 1

2 – 1 – 1 – 2 – 2

2 – 1 – 1 – 2 – 2 – 1

Следует обратить внимание на звуковой строй этого стихотворения: г, з, м, н, л противостоит к, с, п, т, создает настроение на стыке мажорного и неотвратимо минорного. Преобладание гласных непереднего ряда а, у, о в первой части стихотворения смещается в сторону гласных переднего ряда е, и. Так как графика является самостоятельным структурным уровнем, применимо к данному стихотворению можно рассмотреть графический рисунок поэтического текста. Среди гласных доминирует графема «о» (стою, спою, возьму, отвоюю, прогоню).

Фонологическая организованность текста обнаруживается при рассмотрении ударных гласных:

1. а у е е е е

о е а е и е

о а е у о о

о а е у о о

2. а у е е е е

3. а у е и о о

у е и а е о

4. а е у и ы

о и а е и и

Получается следующая схема доминирующих гласных в каждой строфе: е>е>о>и. Близость фонологических центров “е”, “и” (исход и результат) подтверждает кольцевая композиция стихотворения. Ощущение напевного стиха, подчеркнутая музыкальность передается с помощью фонемы “о” (доминирует в третьей, кульминационной строфе), которой придается значение широты чувства торжественного, ликующего (оттого, женой, одной, той, другой). Авторское “Я” – явный центр организации стихотворения. Есть основания утверждать, что “я” действительно авторское, так как незадолго до написания стихотворения ее муж, Сергей Эфрон, находился в тюрьме. Вторым семантическим центром является личное местоимение “ты / тебя”, тот, к кому обращаются. Такая формула переносит их соотношение в “абстрактно-лирическое пространство” .

Сегментация текста представлена на лексико-семантическом и ритмико-фонологическом уровнях. Итак, в системе структурной упорядоченности следует отметить анафорические повторы первого стиха первых трех катренов, их лексический и интонационный параллелизм который позволяет представить их как единую систему. Эпифора “оттого” также является связующим звеном с четвертым катреном. Следовательно, можно рассмотреть лексику каждого из элементов, или строф:

Сквозным элементом является таинственный «ты», в каждой строфе за рефреном “я тебя отвоюю” следует развертывание лирической ситуации поступка, которое образует систему параллелизмов, благодаря которым выявляется концепт стихотворения – внутренне драматичный мир отчаянно любящей женщины, готовой на все ради него (ключи закину, псов прогоню, тебе спою, тебя возьму).

Стихотворение строится как монолог от лица лирической героини, которая выплескивает в резких, порой отрывистых фразах (”замолчи!”,”о проклятие!”) всю силу своей любви. По тону стихотворения можно судить об истоках страстности лирической героини. Ее «метафизика любви» и заключается в романтическом вызове, брошенном всем «землям» и «небесам». Мы можем отчетливо проследить границу двух значимых локусов: её (“лес”, «земля”) и его (”’эфир”, “мир”). Признавая, что ее мир всего лишь часть его, л.г. экспансивно и бесстрашно хочет отвоевать «ничьего жениха» (называя себя «ничьей женой», она ставит себя и его на один уровень) у сил, неподвластных простому смертному – «времен», «ночей». Привязывая себя к определенному хронотопу (термин М. М. Бахтина) исключительно материального, земного мира («в земной ночи …я»), героиня подчеркивает, что считает себя земной женщиной, жаждущей любить в нем. Тем не менее, отождествляя себя с одним семантическим полюсом, лирическая героиня претендует на другой. «Стоя на земле одной ногой», лирическая героиня напоминает, что она не только человек, но и поэт, который может «спеть» свое чувство. Не потому ли она считает себя всемогущей настолько, что может побороться с самим Создателем? Аллюзия к библейскому сюжету противостояния Иакова и Господа Бога является кульминацией стихотворения, где лирическая героиня заявляет о своей победе в «последнем споре». Известно, что Богу понравилась храбрость Иакова, и после полуночной схватки он благословил его. Очевидно, что героиня стихотворения рассчитывает на подобный исход событий.

Именно последняя строфа обнаруживает всю безысходность внутреннего конфликта лирической героини. Она еще «не скрестила на груди его персты», то есть он «живой», а «живой» никогда не даст себя любить так, как мертвый. «Он» не может полностью принадлежать лирической героине, несмотря на ее стремление присвоить его себе, он хочет сам жить и любить.

Двигатель лирической героини – ее жажда жизни и, соответственно, своеобразие полноты любви. Отсюда ее острое ощущение себя, стремление все почувствовать и перебороть. Каждая строфа по нарастающей добавляет новую грань противостояния мира лирической героини со всем тем, что вне этого мира. Аналитика стихотворения проявляется в том, что в 3-4 стихе строфы (кроме 3) приводится образное обоснование точки зрения лирической героини («оттого, что я тебе спою», «оттого, что в земной ночи я вернее пса», «оттого, что мир – твоя колыбель, и могила – мир»). Происходит эффект «нарастания усилий сознания», которое ищет пути все сильней привязать к себе своего избранника.

Композиционная формула стихотворения подчинена поиску выхода лирической героини из конфликта, однако в последней строфе мы видим, что конфликт неисчерпаем, бесконечен, так как выходит на более высокий уровень – все дело не в «мечах», «знаменах», а самом объекте любви. Смысловой итог подготовлен ритмическим сбоем – пиррихиями (проклятие! – у тебя, нацеленные в эфир). Стихотворение заканчивается обращением к началу, мы приходим к образу колыбели и мира, как основополагающие для пространства объекта любви лирической героини. Конечная императивная форма поддерживает энергичное, волевое звучание.

Итак, лирическая героиня наделена чертами грозности и кротости, греховности и благости. Перед нами она предстает нераскаявшейся, безбожной, бросающей вызов, который повторяется из строфы в строфу. В любви она – захватчик “тебя отвоюю у всех ” земель ли, людей. В пространстве переходящих друг в друга миров она стремится преодолеть все преграды, стоящие на пути огромного всеобъемлющего чувства, пусть даже сам объект любви является частичным препятствием.


Библиографический список
  1. Цветаева М. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес [Электронный ресурс]/ / Режим доступа: http://libbabr.com/?book=13932 (дата обращения 04.01.2013)
  2. Анализ поэтического текста: Структура стиха // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996. - С. 211
  3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.Очерки по исторической поэтике// Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С.234-407.

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого, что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого, что я на земле стою лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою, как никто другой».

И действительно сложно представить другого артиста исполняющего эту песню, она будто создана для Ирины Аллегровой, однако на Фабрике звезд однажды ее исполнила Ирина Дубцова.




У того, с которым Иаков стоял в ночи».

Слова песни написаны на стихи Марины Цветаевой, а музыку написал композитор Игорь Крутой.

«Ира сама попросила написать музыку на эти стихи. Она перечитывала Цветаеву и она сама захотела спеть песню на эти стихи. А у меня к этому времени не такой большой был опыт для Аллегровой писать. Вот, вообще, писать на стихи Цветаевой это большая ответственность. Она далась на одном дыхании. Мне как раз волновал больше всего вопрос аранжировки, потому что в конце должна была быть ревность женщины, доведенная до, я не понимаю до каких высот, что она успокоится только когда мертвым его увидит. Такие образы и такие могла написать только Цветаева. Это должно было в аранжировке максимально быть подчеркнуто и, вот, с аранжировкой мы, я помню, много работали».

«Я тебя отвоюю» получилась столь проникновенной, что когда слышишь эту песню, по коже бегут мурашки. По словам Ирины Аллегровой такой эффект достигается от того, что все ее песни это истории из жизни.

«Я, вообще, свои песни называю маленькие истории из жизни. Меня всегда спрашивают, есть ли автобиографические? Я говорю, нет, это ваши истории».

«Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей, У всех золотых знамён, у всех мечей. Я закину ключи и псов прогоню с крыльца Оттого, что в земной ночи я вернее пса».

Так же в 1994 году на композицию «Я тебя отвоюю» был снят клип и это видео уникально.

«Прежде чем снимать эту историю режиссер Тигран Кеосаян, он ходил в церковь, он получил на это добро. Да, потому что это, как бы кусочек истории, такой вот Библейской. Да, это было очень смело».

Режиссером этого клипа стал Тигран Кеосоян и в одном из интервью он признался, что это его лучшая работа.

«Я считаю, что это самое лучшее, что я снял за свою жизнь в этом жанре. Год я не снимал этот клип, хотя все технические нюансы были соблюдены. Не решался. Когда мне Игорь Крутой композитор дал прослушать черновую фонограмму, на конце первого куплета я уже знал, что я буду снимать. Для меня это знак. Я был полностью уверен, что я буду это снимать именно так. Осталось техническое дело, я расписал кадры. Я написал сценарий и отнес его, как армянскому священнику, потому что к апостольской церкви я принадлежу, крещен там и так же к православному священнику. А потом на съемках происходили какие-то странные вещи. Просто странные вещи. Мы снимали в карьере песчаном в Подмосковье в Люберцах. Солнечный удар, меня увезли просто на скорой помощи. Закончились съемки и вдруг, я говорю спасибо за смену, и хлынул дождь, вот, моментально. Я считаю что это Божье знамение».

«Я тебя отвоюю у всех других, у той одной,
Ты не будешь ничей жених, я ничьей женой.
И в последнем споре возьму тебя, замолчи,
У того, с которым Иаков стоял в ночи».

Всех кто видел этот клип на эту композицию, он не оставил равнодушными. Это была История песни «Я тебя отвоюю».

Марина Цветаева. Урок 3 .

Тема: «Люби без мер»…

«Люби без мер и

До конца люби»…

Образовательная цель: вспомнить основные средства художественной выразительности и их роль в стихотворном тексте.

Развивающая цель: развивать умение анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

Воспитательная цель: помочь учащимся увидеть духовное начало любви, ее всепоглощающую силу.

Ход урока.

Первый этап урока.

Сообщение учащегося о жизни и творчестве до эмиграции.

Второй этап урока. Анализ стихов, тема которых – любовь.

Слово учителя.

Сегодня мы пристально вглядимся, приникнем в мир поэта. Тема урока – любовь в лирике Марины Цветаевой. Всю лирику поэтессы можно назвать любовной: это любовь к родине, к родному городу – Москве, мужчине.

Чувство всегда рождает в душе Цветаевой душевную бурю, которую она пытается воплотить в слове. Это приводит к эмоциональной перенасыщенности стихов, что вызывает сложности у читателя (особенно у школьников). Вспоминаю себя – школьницу. Смысл стихов Марины Цветаевой был для меня за семью печатями, и только сейчас переживаю период влюбленности в ее творчество. Перед тобой такой всплеск чувств, изумительная их передача – равнодушным остаться просто нельзя.

Сегодня мы вместе попытаемся понять и прочувствовать то, чем живет героиня М. Цветаевой. И начнем со стихотворения «Попытка ревности».

Чтение стихотворения учителем.

Как живется вам с другою,-

Проще ведь? – Удар весла! –

Линией береговою

Скоро ль память отошла

Обо мне, плавучем острове

(По небу – не по водам)!

Души, души! – быть вам сестрами,

Не любовницами – вам!

Как живется вам с простою

Женщиною? Без божеств?

Государыню с престола

Свергши (с оного сошед),

Как живется вам – хлопочется –

Ежится? Встается – как?

С пошлиной бессмертной пошлости

Как справляетесь, бедняк?

«Судорог да перебоев –

Хватит! Дом себе найму».

Как живется вам с любою –

Избранному моему!

Свойственнее и съедобнее –

Снедь? Приестся – не пеняй…

Как живется вам с подобием –

Вам, поправшему Синай!

Как живется вам с чужою,

Здешнею? Ребром – люба?

Стыд Зевесовой вожжою

Не охлестывает лба?

Как живется вам - здоровится –

Можется? Поется – как?

С язвою бессмертной совести

Как справляетесь, бедняк?

Как живется вам с товаром

Рыночным? Оброк – крутой?

После мраморов Каррары

Как живется вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен

Бог – и начисто разбит!)

Как живется вам с сто-тысячной –

Вам, познавшему Лилит!

Рыночною новизною

Сыты ли? К волшебствам остыв,

Как живется вам с земною

Женщиною, без шестых

Ну, за голову: счастливы?

Нет? В провале без глубин –

Как живется, милый? Тяжче ли,

Так же ли, как мне с другим?

Беседа.

а). Когда приходит ревность?

Когда уходит любовь.

б). На что обратим внимание, чем стихотворение особенно7

Нет начала; идут один за другим вопросы; много разорванных строк, особая звукозапись: с, стс, ств, р, ш, ж, жж, зд, з.

(Женщина захлебывается вопросами, чувствуется ее прерывистое дыхание, она боится не успеть все сказать, но в то же время преодолевает внутренние препятствия: стыдливость, гордость, любовь).

в). Какой предстают перед вами героиня и женщина, к которой она пытается ревновать? В чем главное отличие их друг от друга? Какой прием используется в стихотворении?

Антитеза (противопоставление)

Героиня Женщина

Государыня простая, любая

Мрамор Каррары гипсовая труха

Божество здешняя, сто-тысячная

Лилит товар рыночный, земная

г). Почему стихотворение названо «Попытка ревности», а не, скажем, «Ревность»? Какое чувство звучит в последних двух сточках?

Любовь, страдание, сожаление.

В этом стихотворении мы стали свидетелями того, как мужчина не сумел полюбить женщину «с шестым чувством». А как же любит сама женщина? Какова сила ее любви?

3. Анализ стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»…

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я закину ключи и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя – замолчи!-

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты,-

О, проклятье!- у тебя останешься - ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!

а). Есть ли что-то общее с только что осмысленным стихотворением?

Мотив соперничества, он заявлен в начале трех строф: «я тебя отвоюю»

б). Кто и что оказываются соперниками героини в любви?

Земля, небо (пространство), время, ночи (время), золотые знамена, мечи(мужские страсти), все женщины и одна, единственная, сам Бог – нет сомнений в победе.

в). Четвертая строфа начинается с противительного союза но. Что мешает героине осуществить свои намерения?

г). К каком итогу приходит лирическая героиня Цветаевой? Каким чувством наполнены последние стоки стихотворения?

д). К чему стремится героиня, сражаясь? К чему приведет осуществление ее желаний для героя?

4. Анализ стихотворения «Пригвождена к позорному столбу»

Пригвождена к позорному столбу,

Я все ж скажу, что я тебя люблю.

Что ни одна до самых недр – мать

Так на ребенка своего не взглянет.

Что за тебя, который делом занят,

Не умереть хочу, а умирать.

Ты не поймешь, - малы мои слова! –

Как мало мне позорного столба!

Что если б знамя мне доверил полк,

И вдруг бы ты предстал перед глазами –

С другим в руке – окаменев как столб,

Моя рука бы выпустила знамя…

И это честь последнюю поправ, -

Прениже ног твоих, прениже трав.

Твоей рукой к позорному столбу

Пригвождена – березкой на лугу.

Сей столб встает мне, и не рокот толп-

То голуби воркуют утром рано…

И, все уже отдав, сей черный столб

Я не отдам – за красный нимб Руана!

а). Как Цветаева убеждает читателя в силе своей любви?

б). Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, какие художественные средства (эпитеты метафоры, звукозапись…) и с какой целью использует Цветаева?

в). С какими человеческими чувствами вступает в конфликт любовь? С какой целью Цветаева выбирает именно эти сопоставления?

г). О каком «красном нимбе Руана» говорит героиня?

д). Можно ли утверждать, что героиня исполнена смирения и кротости?

е). Какое чувство героини можно назвать главным?

Вывод: любовь в поэзии Марина Цветаевой предстает как поединок роковой, потому что в душе живут одновременно два противоположных стремления – к единению – и к свободе.

И именно об этом стихи «Две песни» и «Как правая и левая рука»

И что тому костер остылый,

Кому разлука – ремесло!

Одной волною накатило,

Другой волною унесло.

Ужели в раболепном гневе

За милым поползу ползком –

Я, выношенная во чреве

Не материнском, а морском!

(«Две песни»)

Как правая и левая рука –

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

От правого – до левого крыла!

(«Как правая и левая рука»)

Мы верны себе, ничто не может удержать нас в состоянии постоянства, мы все время меняемся, неизменны в этой способности к изменениям.

Как эти стихи дополняют тему любви в поэзии Марины Цветаевой?

-для любви Цветаевой характерны безмерность и изменчивость.

Домашнее задание : любое понравившееся стихотворение о любви выучить наизусть; составить план к сочинению «Мир, созданный поэтом»; читать цикл «Стихи о Москве» (9 стихотворений).

В поэзии М.И. Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности. Она вся в буре, в вихревом движении, в действии и поступке. Всякое чувство Цветаева понимала только как активное действие. Недаром любовь у нее всегда «поединок роковой»: «Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, У всех золотых знамен, у всех мечей...» Ее любовная лирика, как и вся поэзия, громогласна, неистова. Такие стихи резко противоречили всем традициям женской лирики. В выбранном мной стихотворении Цветаева открывает кредо своей жизни: бороться за все, что дорого, любимо, не опускать руки ни перед какой трудностью, препятствием. Мне кажется, ей хватало сил на это, потому что она ясно видела цель перед собой, твердо знала, что поступает правильно, принимает единственно верное решение и по-другому быть не может.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою - как никто другой.

В стихотворении особенно ярко выражена обращенность поэта ко всему миру, восклицание, крик, резко нарушающие привычную гармонию, обусловленные предельно искренним проявлением обуревавших ее чувств. С одной стороны, лирика Цветаевой - это лирика одиночества, отстраненности от мира, но в то же время - это выражение бесконечной тоски по людям, по человеческому теплу.
Противоречивость поэтического мира Цветаевой была и в том, что неприятие обыденной жизни влекло ее за грань повседневности, а восторженное прочувствование каждого мига человеческого существования заставляло страстно отдаваться жизненному горению.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я закину ключи и псов прогоню с крыльца -
Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Метафорические образы золотых знамен и мечей связаны с мотивом битвы лирической героини за свою любовь и с друзьями, и с врагами. Никакая война не способна ее остановить. Во второй строфе подчеркивается то, что героиня уверена в своей победе именно в земной жизни («Оттого что в земной ночи я вернее псах,). Однако она готова во имя любви вступить в спор даже с богом:

И в последнем споре возьму тебя - замолчи! -
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Отличительной чертой поэтических текстов Цветаевой является их построение на одном выделенном слове. Так, в стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...» ключевое слово - «отвоюю». Глагол употреблен в форме будущего времени, но опирается в своих аргументах на уверенность настоящего («Я тебя отвоюю... оттого что я на земле стою...). Эллиптически построенное предложение («Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес») также содержит утвердительную интонацию, которая читается за пропущенным глаголом «есть». Категоричность приказа - «замолчи!» - обнаруживает в героине властность характера, но тем трагичнее звучит: «О, проклятие! - у тебя остаешься - ты...» Причем форма глагола «остаешься» отражает продолжительность действия во времени, то неизбежное, с чем героине придется смириться. Но смирение возможно только после «последнего спора», а пока женщина стоит хоть «одной ногой» на земле, пока не скрестит «на гру-. ди персты», она будет бороться за свое счастье с любимым:

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой...

Тема смерти осмысливалась Цветаевой в традициях декадентской поэзии Серебряного века, но мы чувствуем у поэта неуемную любовь, страсть к жизни. Это читается в резкости ритма, порывистости синтаксиса стихотворения, экспрессивности противопоставлений («Оттого что мир - твоя колыбель, и могила - мир!»).

Нас поражает книжная романтичность стихотворения, однако вместе с этим яркая афористичность выражения чувств и мыслей создает поразительное ощущение реальности происходящего. Перед нами не просто мечты лирической героини, а ее живая душа, полная переживаний. Разговорные интонации текста сочетаются с высокой торжественной лексикой («Я закину ключи и псов прогоню с крыльца...», «Два крыла твои, нацеленные в эфир...»). Такие контрасты лексических рядов передают многообразие внутреннего мира лирической героини, в душе которой сочетаются изысканный романтизм и напряженный драматизм человеческих чувств.

В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...» нашли воплощение самые примечательные черты цветаевской поэзии: активность и уверенность в том, что жить стоит, преодолевая любые преграды, а с другой стороны -. чрезвычайная ранимость сердца лирической героини. Внутренняя энергия слова и образа стихотворения заставляют и наше сердце болеть, но это светлая боль, через которую приходит осознание смысла жизни, жизни в любви.