Воинский коллектив: Министерство обороны Российской Федерации. Воинский коллектив, его черты и функции Каким образом подразделяют воинские коллективы

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

4.4.1. Сущность воинского коллектива и стадии его развития

В коллективе происходит гармонизация личных и коллективных, социально ориентированных целей. Развитие каждого члена коллектива основано на разрешении противоречий между общими и индивидуальными целями. Задачи воспитания военнослужащих реализуются в единстве развития личности и раскрытия ее индивидуальности.

Конструктивную роль при этом коллектив играет тогда, когда обеспечивается равноправие командиров и подчиненных перед законом, защищенность прав личности, демократический характер самоуправления, превращение каждого члена коллектива в активного субъекта своей и коллективной жизни, участием в постановке целей, планировании, обсуждении и реальной практике.

Процессы развития воинского коллектива и личности каждого его члена тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, развитие личности военнослужащего во многом зависит от характера официальных и межличностных отношений, от уровня воинского коллектива в целом. С другой стороны – от степени активности военнослужащих, их способностей, индивидуального развития зависит сила воспитательного воздействия коллектива. Чем активнее отдельные члены участвуют в общественной жизни воинского подразделения, чем полнее в ней они реализуют свои индивидуальные стремления и интересы, тем большей сплоченностью отличаются коллективные отношения.

Понятие «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus – «собирательный».

В педагогике под коллективом понимается социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

В отличие от малых групп для коллектива характерны следующие признаки:

стоящая перед коллективом социально значимая цель осознана и принята всеми его членами, прилагающими максимум своих усилий в ее достижении и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности;

в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений: доверие, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость;

коллектив должен возглавлять руководитель-лидер, т. е. лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

Сущность коллектива детально определял А. С. Макаренко, который отмечал, что нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, поскольку у него есть органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, это просто толпа или сборище. Если исходить из такого определения, то становится понятным: создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

В повседневной воинской деятельности принято называть коллективом в широком смысле слова всякую группу военнослужащих с общей положительной социальной направленностью (коллектив воинского подразделения, части, соединения и т. д.). Однако такие группы иногда лишь внешне кажутся высокоорганизованными, поскольку в них имеются распределение функций, должностная иерархия, отношения субординации. При более тщательном изучении нередко оказывается, что межличностные отношения в этой группе конфликтны, она дробится на изолированные группировки, в ней нет единства мнения, имеют место негативные внутригрупповые традиции и т. п. В таком случае командиру любого уровня еще предстоит большая работа по организации личного состава, изменению межличностных отношений, воспитанию общих ценностных ориентаций, чтобы такая внутренне разрозненная группа военнослужащих превратилась в настоящий воинский коллектив.

Таким образом, понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на социальную значимость их деятельности, общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в воинском подразделении можно выделить деловые (формальные) и личные (неформальные) отношения. Деловые отношения основываются на совместном решении задач воинской деятельности, на поддержании и соблюдении уставных правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если подкрепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между военнослужащими складывались хорошие, товарищеские отношения. Поэтому один из основных признаков коллектива – налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между военнослужащими. Круговая порука и всепрощение, которые чаще всего вызваны личными, узкогрупповыми симпатиями и антипатиями, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Итак, под воинским коллективом следует понимать высокоорганизованную группу дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, боевые и другие задачи. Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинского подразделения способствует формированию опыта участия в коллективных формах взаимодействия военнослужащих. Воинская служба требует от всех участников совместной деятельности взаимной зависимости и ответственности в различных ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать и согласовывать свои действия с сослуживцами, а часто и управлять коллективом.

Воинский коллектив также способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора.

Воинский коллектив выполняет следующие функции:

организационную – становится субъектом управления своей общественной деятельности;

воспитательную – в нем военнослужащие предстают участниками определенных идейно-нравственных отношений;

стимулирующую – способствует регулированию поведения своих членов, определяет характер их отношений.

Особую важность приобретают вопросы формирования коллективов в воинской среде, где от степени сплоченности подразделения во многом зависит не только исход боя, но и вопросы сохранения жизни. Специфика воинской деятельности накладывает соответствующие отпечатки на процесс формирования и развития воинских коллективов.

В социальной психологии отмечается, что группа в своем развитии последовательно достигает наивысшей стадии, проходя ряд ступеней от малоорганизованного конгломерата людей до хорошо сплоченного коллектива, преследующего общественно значимые цели. Командиру как организатору важно представлять психолого -педагогическую сущность процесса формирования воинского коллектива, чтобы оценить степень сплоченности подразделения и оперативно принимать решения, направленные на его дальнейшее развитие.

В военной психологии и педагогике выделяют следующие этапы развития воинского коллектива:

социальное единство;

войсковое товарищество;

социальную и боевую зрелость.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

На этапе социального единства сплачивает категоричное требование командира-единоначальника, основанное на соблюдении положений уставов, норм морали и права. Командир как воспитатель начинает формирование воинского коллектива в неорганизованной группе военнослужащих, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Среди них есть и дружеские компании, и враждующие «группировки», и обособленные интересы.

Руководитель напрямую взаимодействует с каждым подчиненным. Это обусловлено недостаточным развитием у них первоначальных переживаний общности цели, опыта коллективной деятельности. Командир берет на себя управление развитием воинского коллектива: объясняет и ставит перед военнослужащими общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из военнослужащих, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Это необходимо для того, чтобы между подчиненными возникли отношения организованной зависимости как прообраз будущих коллективных отношений.

Предъявляя жесткие требования, командиру необходимо сочетать их с уважением чести и личного достоинства военнослужащих, проявлять заботу о подчиненных. Они должны быть категоричными, но не унизительными и не оскорбительными. Нельзя сразу требовать слишком многого и невыполнимого. Здесь должен соблюдаться принцип дифференцированности и индивидуальности в воспитании. К различным категориям военнослужащих в зависимости от уровня их подготовленности следует предъявлять и разные по сложности требования.

От умелого их предъявления непосредственно каждому военнослужащему во многом зависит успешность деятельности командного состава по сплочению воинских коллективов. Поэтому командиру подразделения важно начинать их объединение с четкого, без излишней назидательности и жесткости определения норм и правил поведения. Систематическая разъяснительная работа помогает подчиненным ознакомиться с уставными правилами поведения, осознать те противоречия, которые существуют между наличным и необходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься и вызывает потребность в улучшении своего поведения, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Командирам нужно не только требовать, но и приучать военнослужащих к дисциплинированному поведению, строгому выполнению мероприятий, предусмотренных распорядком дня, бережному отношению к военному и личному имуществу, соблюдению правил воинской вежливости и т. д. Учить нужно практически всему. Если же подобного не осуществляется, словесные требования не дают должного эффекта.

Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы с военнослужащими организует их поведение, способствует улучшению работы и, таким образом, вносит в деятельность воинского коллектива элементы сплоченности и единства устремлений.

Постепенно слабо сплоченная группа начинает интегрироваться вокруг командира. Показателями этого процесса становятся появление мажорного тона и стиля работы, повышение качественного уровня во всех видах воинской деятельности, выделение реально действующего актива.

Командир на этом этапе развития коллектива решает следующие задачи:

выявление актива среди личного состава подразделения – тех воинов, которые больше других принимают участие в общественно значимой деятельности, более увлеченно участвуют в обшей работе, кто всегда приходит на помощь другим, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться;

сближение военнослужащих, оказание им помощи в изучении и познании друг друга за более короткий срок (выявление интересов, способностей, умений, характера и привычек);

вовлечение военнослужащих в нужные общественные дела, которые оказались бы по силам всем подчиненным и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;

определение индивидуальных поручений каждому воину для создания реальной возможности действовать в коллективе и т. д.

Успех и продолжительность первого этапа зависят от личной примерности и правильного понимания командиром всех степеней своих основных задач, от обладания им необходимыми педагогическими умениями для реализации этих задач. Здесь главное внимание обращается не на мероприятия, а на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения. Это очень ответственный и одновременно сложный этап в жизни воинских подразделений, поскольку он реализуется в ограниченные сроки в условиях напряженной воинской деятельности.

На втором этапе – войскового товарищества – у воинского коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания: к проведению требований командира среди военнослужащих подключается актив как орган самоуправления, возникают отношения ответственных зависимостей. Командир на этом этапе опосредует педагогическое взаимодействие, ограничивая количество требований, направленных напрямую к каждому подчиненному. В коллективной деятельности он целенаправленно опирается на группу активно поддерживающих его военнослужащих.

Сначала руководитель «заражает» актив участием в общественной деятельности, делает активистов своими единомышленниками, помогает им организовать свою деятельность, распределять поручения, подводить итоги, оценивать результаты. При этом актив должен получать реальные полномочия и задачи, находящиеся в его компетенции. После этого командир может определить часть обязанностей для него и предъявить к нему требования. Через требовательность активистов происходит параллельное, опосредованное воздействие на каждого члена коллектива. На этом этапе категоричное требование командира становится и коллективным. Если это условие не выполняется, то нельзя говорить о формировании воинского коллектива в полном смысле этого слова.

На данном этапе командный состав воинских подразделений решает основные задачи: воспитание актива и первичных воинских коллективов.

Для оперативного решения задач воинского коллектива избирается актив , который служит организующим и сплачивающим центром. Через него осуществляется преемственность поколений в коллективе, поддерживается мажорный тон, передаются традиции. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением военнослужащие. Члены актива равномерно распределяются между первичными воинскими коллективами, а при необходимости их число в отстающих подразделениях может и увеличиваться. В зависимости от уровня сплоченности коллектива актив избирается или назначается на общем собрании военнослужащих.

Актив становится реальным помощником командира в том случае, если его члены не только эмоционально и на словах разделяют его мнение, но и самостоятельно организуют коллективную деятельность своих сослуживцев. Требования к членам актива должны предъявляться более серьезные, чем к остальным членам воинского коллектива. Они выступают для остальных членов коллектива ориентирами, образцами в боевой учебе и повседневной жизни. Игнорирование или ослабление таких требований может привести к распаду актива, а также и всех коллективных отношений. «…Гниение начинается с пользования привилегиями, с уклонений, с барского тона», – отмечал А. С. Макаренко.

Первичные воинские коллективы не должны существовать как серая масса исполнителей под руководством актива. Поэтому к коллективной деятельности важно привлекать всех военнослужащих, регулярно чередуя индивидуальные поручения с отчетом, анализом и оценкой результатов. Накоплению коллективного опыта способствуют временные активы, создающиеся для решения конкретных общественных поручений, служебных, учебно-боевых, спортивных, культурно-досуговых и других задач.

Важный этап в формировании актива воинского коллектива – изучение деловых и личных качеств всех членов коллектива и их положения в системе межличностных отношений. Это позволяет также правильно подобрать активистов.

Активисты должны получать от командиров поддержку их авторитета в глазах товарищей, доказательства их доверия, проявления к ним уважения. Немаловажное значение для ускорения формирования актива играет привлечение в его ряды и активное участие в его работе неформальных лидеров, что создает условия сближения официальной и неофициальной структур взаимоотношений военнослужащих.

Необходимая предпосылка хорошей работы активистов – четкое знание ими своих обязанностей и задач воинского коллектива. В работе с активом успешно используются специально организованные сборы по обучению методике проведения различных воспитательных мероприятий, систематические совещания по обмену опытом работы активистов подразделений, беседы командиров с активом, в процессе которых воспитатель постоянно может общаться с активистами как со своими единомышленниками. Также применяются и другие формы работы: разъяснение прав, обязанностей и задач коллектива, инструктирование перед проведением конкретных воспитательных мероприятий, оказание помощи в определении направленности общественной деятельности коллектива, контроль над выполнением поручений и т. д.

Если подобная работа становится системной и содержательной, члены актива деятельно поддерживают порядок и дисциплину в воинских коллективах, оказывают положительное влияние на других военнослужащих.

Главный неофициальный орган коллектива – общее собрание военнослужащих, которое проводится с определенной периодичностью. Основная цель собраний – направлять общую работу на достижение целей, стоящих перед коллективом, ориентируя на это всю организацию его жизнедеятельности. На них решаются текущие и перспективные учебно-боевые, служебные и общественные задачи, заслушиваются отчетные доклады общественных органов и проводятся выборы их членов, обсуждаются вопросы состояния боевой подготовки, воинской дисциплины и т. д. На собрании создается открытая обстановка для обсуждения любым членом коллектива вопросов повестки дня.

Таким образом, второй этап характеризуется формированием относительно высокой сплоченности личного состава, своеобразного самосознания коллектива, успешным решением учебных, боевых и других задач, привлекательной для всех деятельностью, осуществлением активного, творческого, делового общения военнослужащих.

Третий этап – социальной и боевой зрелости – органичное продолжение двух предыдущих. Воинский коллектив сам начинает формулировать и предъявлять требования, основанные на нормах морали и права, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления. Коллектив становится активным субъектом воспитания военнослужащих, раскрывая в полной мере свои воспитательные возможности по осуществлению «педагогики параллельного педагогического действия». Целенаправленное педагогическое влияние в этих условиях опосредуется.

Именно осуществляя параллельное воспитательное воздействие, воинский коллектив становится полноценным субъектом воспитания. Военнослужащие живут, выполняют служебные и функциональные обязанности, сообща занимаются спортом. Такое «параллельное педагогическое действие» обеспечивает каждому члену коллектива в совместной деятельности позицию субъекта.

Основные направления коллективной жизни воинского подразделения:

самоутверждение личности военнослужащего;

освоение личным составом различных видов воинской деятельности;

открытие каждым военнослужащим своей личности и индивидуальности через взаимоотношения с сослуживцами в различных сферах деятельности.

На этой стадии происходит объединение интересов, знаний, убеждений, действий, ценностей, взаимоотношения в основном бесконфликтны, отличаются взаимопомощью, взаимной поддержкой. Усиливается действие общественного мнения – особой формы коллективного требования, которое принимается всеми членами коллектива как неоспоримое и само собой разумеющееся. Активно развиваются традиции в воинском коллективе, отражающие уровень сформированности коллективных отношений. Происходит гармонизация формальной и неформальной структур отношений в коллективе: появляется стремление к общению и интерес к деятельности других воинских коллективов, в межличностных отношениях преобладают внимание друг к другу и готовность помочь, уменьшается проявление «звездности» и «отверженности» отдельных военнослужащих. Следует отметить, что данной стадии достигают не все воинские подразделения.

На этапе социальной и боевой зрелости развитие воинского коллектива не останавливается, и командир не должен успокаиваться. Воинский коллектив не может находиться без движения к цели. Если это условие не выполняется, то возможно возвращение на низшие этапы развития. Поэтому командирам необходимо ориентировать личный состав на решение перспективных задач повышения боевой готовности и совершенствования своего мастерства.

Таким образом, воинский коллектив развивается как социально-педагогический феномен: с одной стороны, формально направляемый влиянием командира как воспитателя и организуемым им педагогическим взаимодействием с военнослужащими; с другой – неформальными процессами самоорганизации, самоуправления.

Общие признаки воинского коллектива

Сущность и признаки воинского коллектива

В ходе совместной деятельности люди практически всегда вступают в социальные общности - группы. Группой принято называть определенное объединение людей. Все человеческое общество состоит из множества групп, которые различают по целому ряду признаков:

По целям и содержанию деятельности (трудовые, боевые, учебные и другие группы);

По способу объединения (группы производственные, бытовые и т. д.);

По форме организации и возникновения (группы реальные, условные, организованные, формальные и неформальные);

По характеру и контактности общения, отношений к личности всех других членов группы (первичные контактные и вторичные - дистантные).

Кроме того, выделяют большие и малые социальные группы.

Большие социальные группы - это классы, прослойки, политические группы, партии, профессиональные союзы, вооруженные силы, нации и другие (возрастные, образовательные) общности и объединения.

Малые социальные группы - это воинское подразделение, цех, школьный класс, студенческий курс. Их принято называть первичными. Они отличаются от больших тем, что в них осуществляется постоянное межличностное общение, контакт, взаимодействие.

Следует отметить, что группа - более широкое понятие, чем коллектив. При этом не всякая может рассматриваться в качестве коллектива.

Принято считать, что малые социальные группы классифицируются в зависимости от уровня развития и социальной направленности. Наиболее известные разновидности - ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив (см. рис. 1).

Любая малая социальная группа проходит три уровня развития: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характерен для группы военнослужащих, которые только что объединились на основе приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат), что обычно называется ассоциацией - группой, имеющей официальную структуру и общую цель, «но не действующей как целое». Поэтому в ней не развиты ни подготовленность, ни организационное единство, ни психологическая коммуникативность. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от количества военнослужащих. Известно, что каждый член группы не может находиться в объективных личностных отношениях более чем с 7 -12 другими ее членами. Складывающиеся отношения составляют внутреннюю структуру элементарной группы. Если группа больше, например, состоит из 15 или 20 человек, то она стремится к разделению на несколько групп.

Многочисленные наблюдения за поведением призывников указывают на то, что им требуется от 3 до 5 дней, чтобы познакомиться друг с другом.

За это время уменьшается выраженность депрессивных настроений, устанавливаются эмоциональные контакты. Иногда это происходит еще раньше, например, в пути следования к месту службы или на призывном пункте. Среди земляков сразу же можно определить лидера и круг его общения. Если в команде призывники разделились на несколько групп с активными лидерами, то между ними могут возникнуть эмоциональные конфликты либо отношения спортивного соперничества.

Если ассоциация не распадается, то она постепенно переходит на средний уровень развития, который характеризуется более осознанной деятельностью и дисциплинированностью военнослужащих. Такую группу называют кооперацией. В ней, как правило, наблюдаются прочные служебные и товарищеские отношения. Командные функции выполняют назначенные лица, имеющие определенную власть. Кроме того, в группах-кооперациях существуют неофициальные лидеры, которые либо поддерживают младших командиров, либо затрудняют официальное управление. Здесь имеется подготовленность и организационное единство. Однако мотивы, побуждающие к достижению общего результата и цели деятельности, не имеют четкой нравственной направленности. Нет в такой группе и высокого уровня психологической коммуникативности.

При благоприятных условиях в подразделении через 10-15 дней образуются 2-3 группы-кооперации, включающие в свой состав от 3 до 7 военнослужащих. Проходит некоторое время, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития - уровень автономизации.

Автономная группа характеризуется четкой организационной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов деятельности. Здесь возрастают управленческая роль младших командиров и социальная активность лидеров. При этом в большинстве случаев между командирами и лидерами существенных противоречий не возникает, хотя отдельные трения и возможны.

Следует отметить, что от уровня социального развития воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой деятельности. В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Для последних сложные и опасные ситуации становятся своеобразными катализаторами социальной активности, преодолевая трудности, военнослужащие еще больше сплачиваются.

Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опасность. Это связано с тем, что высокая организация, единство взглядов, эмоциональная удовлетворенность при наличии сильного и авторитетного лидера создают условия для появления у группы как социальной, так и асоциальной ориентации. Например, если военнослужащие объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превращается в воинский коллектив. С другой стороны, если военнослужащие скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом.

Корпорации - внутренне организованные группы, обладающие внутренней структурой и общей деятельностью, цели которых определяются как «личные через групповые».

Корпорация характеризуется высокой степенью подготовленности, организационного единства и психологической коммуникативности, но отличается по нравственной направленности групповым эгоизмом и индивидуализмом. Как отмечают многие исследователи, именно корпоративный дух, или групповой эгоизм, создают условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений воинской дисциплины, поскольку деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1 -2 негативных лидеров.

Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, совместной социально-полезной деятельностью. Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее «собранность», т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова «кружок». В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражают понятия «товарищество», «воинское братство».

«Нельзя представить себе коллектив, если взять по простому сумму отдельных лиц, - говорил А.С. Макаренко. - Коллектив - это социальный, живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Воинский коллектив - организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника.

Воинский коллектив имеет ряд характерных признаков, наиболее типичные из которых - организованность, общественно значимая цель деятельности, сплоченность, совместимость (см. рис 2).


В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего из них выделяют три основные: социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости.

Первая, начальная стадия развития воинского коллектива (стадия социального единства) характеризуется тем, что, находясь на ней, военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Она проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Нередко одна небольшая группировка безнравственных военнослужащих становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива.

На второй стадии (стадии войскового товарищества), как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая не мыслима без коллективного мнения и настроения, взаимоотношений и сплоченности, дисциплинированности и коллективных привычек.

На третьей стадии социальной и боевой зрелости достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций воинского коллектива. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый морально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

Для обеспечения процессов взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач, для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие социально-психологические условия:

а) наличие общих, согласованных позиций членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующихся на основе морального единства военнослужащих, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения, как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Независимо от вида общественно- полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно-полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений. Не является исключением и воинский коллектив. Воинское подразделение как определенная социальная общность возникает на базе организационной структуры части (корабля) и включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально- психологические особенности. Среди таких подсистем есть формальные и неформальные группы. К первым относятся строевые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы, ко вторым - группы земляков, друзей, любителей музыки, спорта и т. п. Кроме того, в подразделении существуют ранговые группы, связанные с функциями управления и руководства личным составом. Это могут быть официальные ранговые группы сержантов, офицеров, которые управляют людьми согласно своим функциональным или общественным обязанностям, но возможно формирование и неофициальных ранговых групп военнослужащих, которые руководят воинами в соответствии со своими эгоистическими интересами.

Наиболее тесно и непрерывно контактируемый коллектив называется первичным. Первичными коллективами в армии являются отделение, расчет, экипаж, взвод, рота (батарея) и им равные. Узкая группа военнослужащих, насчитывающая два-три и более человека, называется микрогруппой.

Таким образом, воинский коллектив как высшая форма объединения людей характеризуется организованностью, сплоченностью, совместимостью, общественно значимой целью деятельности, относительной устойчивостью и продолжительностью совместного функционирования.

Социально-психологические характеристики воинского коллектива

Одной из важнейших социально- психологических характеристик воинского коллектива является морально- психологический климат. Под этим термином понимают преобладающий и относительно устойчивый психический настрои коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу. Отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, сержантами, офицерами) и отношением по вертикали в системе руководства и подчинения.

Служебные отношения - важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Они официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Морально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций и чувств, которые существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива - это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению.
Коллективные потребности - это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в личностную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

Коллективное мнение - совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества, Вооруженных Сил, в поведении и деятельности как всего воинского коллектива, так и каждого военнослужащего, входящего в него. Коллективное мнение может проявляться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т.п. Оно как бы информирует военнослужащего о реакции на его действия и поступки со стороны других членов коллектива и тем самым способствует принятию адекватных решений, выбору образа поведения и действий.

Коллективные традиции - относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (боевой, вахтенной) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К их числу относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражаются обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления.

Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются такой характеристикой, как групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих в совместной военно-профессиональной деятельности.

Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности.

В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении вахтенной или боевой службы и др.).

Таким образом, рассмотренные социально-психологические характеристики воинского коллектива в совокупности дают возможность оценить морально-психологический климат, в котором живут и выполняют свои задачи военнослужащие подразделения, воинской части.

Руководителю ОГП целесообразно провести занятие методом рассказ- беседа с рассмотрением примеров из жизни подразделения.

В первом вопросе основное внимание необходимо направить на определение сущности коллектива, основные характерные отличия воинского коллектива от других форм социального объединения людей, а также разъяснение слушателям особенностей этапов (стадий) развития воинского коллектива.

При раскрытии второго вопроса занятия важно не только разъяснить солдатам (матросам) важнейшие социально-психологические характеристики воинского коллектива, но и обозначить роль каждого военнослужащего в создании и поддержании здорового морально- психологического климата в подразделении.

В заключительной части руководителю необходимо сделать выводы, отметить наиболее активных слушателей на занятии, дать задание на самоподготовку.

1. Давыдов Д. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов//Ориентир. - 2009. - №6.

2. Военная педагогика и психология. Психология воинского коллектива. - М.: 1986.

3. Колосов А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. // Ориентир. - 2008. - № 8.

4. Психология и педагогика. Военная психология. Под ред. Маклакова А.Г. -СПб.: Питер, 2004.

Подполковник Андрей Колосов

Воинскому коллективу, как и любому коллективу нашего общества, присущи все наиболее общие признаки. Но он имеет и свои особенности, характеризующие данный коллектив как воинский. Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается насильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива. Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права. В-третьих, воинским коллективам характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие. Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика профессиональной деятельности военных, их личностные и образовательные особенности накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межличностные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфические особенности коллективов военных подразделений? Как показывает анализ, к ним можно отнести:

1. Повышенную ответственность за решение служебных, вахтенных и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;

2. Динамичный и постоянный учебно-боевой процесс;

3. Относительную изоляцию в профессиональной деятельности в составе расчетов, боевых частей и экипажей;

4. Экстремальность решаемых вахтенных и боевых задач;

5. Неоднородность коллектива (военнослужащие по контракту и военнослужащие по призыву);

Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения выступает идея межличностных связей военнослужащих, формирующих его социально-психологическую характеристику.

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре их психологии много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности (например, в зависимости от структурности подразделения). Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективного общения: в одних коллективах оно составляет основу коллективной деятельности (там, где имеются коллективная боевая техника и оружие, обслуживаемая группой воинов-специалистов), в других - общение происходит, в основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты, главным образом, индивидуальной военно-профессиональной деятельностью. Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами. Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается. Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллектива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах. В то же время для командира (начальника) подразделения весьма важным является учет в своей руководящей деятельности не только уровня социальной общности его подчиненных, но некоторых других особенностей, например, количества подчиненных, структуры подразделения и специфики решаемых ими военно-профессиональных и других задач. Именно их своеобразное сочетание в каждом конкретном случае позволили военным психологам выделить несколько видов коллективов, среди которых, прежде всего, представлены:

Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом, взаимодействие между собой;

Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких первичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении между собой

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование воинских коллективов является следствием действия, как объективных законов, так и субъективной деятельности его членов. Вместе с тем необходимо учитывать, что люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уникальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на межличностном уровне формируются своеобразные психологические явления, получившие название психологии коллектива.

По своей сущности психология коллектива представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий военнослужащих с другими членами коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной жизни, служебной, караульной, боевой и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива. Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами:

1. Группа личностных социально-психологических явлений, возникающих из непосредственного взаимодействия военнослужащих друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.

2. Группа коллективных социально-психологических явлений, среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов. Некоторые результаты совместной умственной деятельности военнослужащих - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Иногда в этом случае говорят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение воинского коллектива или его большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе). Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения. Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потребности. По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказываю коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (караульной, боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные, профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Весьма важным социально-психологическим явлением воинского подразделения выступает лидерство. Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример. Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия. Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами. Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления. Однако для усиления воспитательной роли коллектива мало определить лишь направленность его деятельности. Здесь важно конкретизировать цели коллектива. Разбить их по рубежам, определить вклад каждого военнослужащего в общее дело, внедрить эти цели в сознание подчиненных, вызвать интерес к их достижению. Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности. Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности. В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, службы и др.). Высшая степень коллективной (групповой) согласованности характеризуется ее слаженностью, возникающей в процессе совместной деятельности личного состава из совокупности коллективных усилий и вызывающей у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, проявления товарищества, взаимопомощи, координации усилий, творческого отношения к делу.

Наибольшие возможности для развития личности представляет коллектив. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Коллектив умножает силы каждого, а общественный контакт в процессе труда вызывает своеобразие возбуждения жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.

Объективно каждый человек является членом какого-то коллектива. Коллектив постоянно воздействует на каждого входящего в него человека. В свою очередь, каждый член коллектива оказывает влияние на своих товарищей, коллектив в целом. Это взаимное влияние проявляется в психологии коллектива.

Воинский коллектив - это разновидность коллектива. Он представляет собой ту общественно идейную, психологическую среду, в которой живет личный состав, формируются духовный обмен и мастерство воинов. Состав воинского коллектива постоянно меняется. И для того чтобы он сохранял свои качества, важно, чтобы вновь вливающиеся люди обладали чувством коллективизма, идейностью и нравственностью. Тогда их прибытие в воинский коллектив не будет снижать его сплоченности.

Воинский коллектив отличается от других видов коллектива целями, стоящими перед ним задачами вооруженной защиты отечества. Коллектив подразделения является действительно воинским, если все его члены глубоко осознают его задачи и назначение.

Особенности воинского коллектива связаны с тем, что решение стоящих передним задач достигается использованием оружия, боевой техники и вооруженным насилием по отношению к врагу. В соответствии с этим подлинным воинским коллективом является тот, все члены которого выработали у себя не только мужество, настойчивость, выносливость, но также глубокие навыки и умения мастерски использовать технику и оружие.

Воинский коллектив организуется и развивается на основе специфических норм и правил поведения и взаимоотношения между его членами. Эти нормы и правила вытекают не только из требований текущей службы, но и из потребностей боевой деятельности. Они выражены в общевоинских уставах.

В воинском коллективе у всех его членов вырабатывается определенное отношение к части, ее знамени, товарищам по оружию, воинам других родов войск, дружественных армий, врагам. Эти отношения составляют нормы воинской этики, без них коллектив не может приобрести военного облика. Если у воинов подразделения не выработалось чувство долга, верности присяги и традициям, ненависти к врагам, то коллектив не будет готов к выполнению боевых задач.

В условиях вооруженных сил принцип подчинения личности коллективу преломляется своеобразно. Все воины подразделения безоговорочно должны подчиняться командиру как представителю государства. Иное понимание этого принципа нарушает специфику воинского коллектива и тем самым лишает его боевых качеств.

Именно в коллективе, более чем в других формах объединения, зарождаются мощные нравственные силы, повышающие его дееспособность.

В военной психологии под воинским коллективом понимается организованные объединения военнослужащих на основе общности идейных и моральных позиций, совместной службы и боевой деятельности под руководством командира - единоначальника, характеризующиеся высокой сплоченностью, дисциплиной, боеготовностью и боеспособностью.

В Вооруженных Силах РФ большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В их структуре психологически много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности.

Различают воинские коллективы по типу внутри коллективного общения:

  • 1) в одних коллективах деловое общение и взаимодействие составляют основу коллективной деятельности;
  • 2) других общение происходит в основном на учебных занятиях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты главным образом индивидуальной деятельностью.

Коллективы, созданные в соответствии со штатно-должностной структурой, обычно называются основными воинскими коллективами (подразделение). Помимо них, существуют объединения по интересам и стихийно складывающиеся микрогруппы, существование которых не предусмотрено ни штатной организацией, ни общественными органами.

Самый близкий с личностью коллектив называется контактным. Такой коллектив может составлять экипаж, расчет. Еще более узкой является парная группа, например, парный дозор.

Разнообразие воинского коллектива не мешает, а наоборот, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.

Воинский коллектив - это реальный, живой социальный организм, что необходимо учитывать, осуществляя воспитательную работу, направленную на его сплочение.

Работа по сплочению коллектива, с учетом психологических закономерностей, проводится в следующих направлениях:

  • влияние руководителя должно быть содержательным, неидео- логизированным, отличаться служебной ориентацией, уставной требовательностью;
  • руководитель должен оказывать постоянное влияние на всех подчиненных, что требует осуществления индивидуального подхода и правильной расстановки людей;
  • работа по сплочению коллектива должна включать меры по предупреждению зарождения в нем отрицательных групп, полного лидерства, появления нездоровых настроений, закрепления ошибочных мнений, оценок;
  • руководитель должен учитывать социально психологические явления, которые имеют место в коллективе, нормальное развитие которых предопределяет его жизнеспособность.

Это целенаправленное влияние на общественное сознание, на психологию с целью создания здоровой, сплачивающей, нравственной атмосферы.

Выводы. Ведение воспитательной работы - дело, на первый взгляд, малозаметное, но необходимое. Оно требует от воспитателя хорошей педагогической подготовки, опыта службы, высоких человеческих качеств. От этого во многом зависит совершенствование отношений в воинском коллективе, повышение боевой готовности.

Иерархическая структура личности, по К.К. Платонову, выглядит следующим образом (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Краткое название подструктуры

Что относится к данной подструктуре

Соотношения биологического и социального

Подструктура

направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституционных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Воинский коллектив

Группа военнослужащих, объединённых по формальному признаку (отделение, расчёт, взвод, рота), связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли и руководства. Военнослужащие в В.к. живут и действуют в непосредственных межличностных контактах, и, в силу этого, достигают более высокого уровня развития групповых отношений за счёт высокой степени сплочённости, слаженности и взаимопомощи.

Деятельность В.к. носит совместный, групповой характер, в процессе которой создаётся особая коллективная психология (дух товарищества, братства), которая регулирует совместную жизнь и деятельность военнослужащих. Формирование коллективных отношений чаще всего является результатом умелых действий компетентных, высоко подготовленных офицеров-руководителей, владеющих теорией и практикой обучения и воспитания, и обладающих высокой личной психолого-педагогической культурой. Однако В.к. является не только объектом психолого-педагогического влияния, но и сам является целостным субъектом воинского труда и субъектом влияния на своих членов коллектива при нарушении ими внутригрупповых норм. Дух В.к. выражают понятия «воинское братство», «ротная семья».

Элементами психологической структуры коллектива являются: система межличностных отношений участников во всём многообразии содержательных феноменов (качество этих отношений, взаимную приязнь и приемлемость, признание, статусность, ролевые позиции, уровень конфликтности и др.); коллективные традиции (как сложившиеся внутри группы, так и принятые, привнесённые в неё извне); коллективные настроения (характеризующие эмоциональный настрой членов группы на решение стоящих задач); коллективное мнение (система совпадающих оценочных суждений, сложившихся в коллективе в отношении событий, фактов, отдельных лиц); коллективные устремления (совокупность идей, взглядов, целей, которые определяют избирательную активность деятельности всех членов коллектива и мотивируют к достижению значимого результата).

Военная психология и педагогика исследует элементы психологической структуры В.к. с учётом специфики воинской деятельности и условий военной службы.

В РВСН, с учётом выраженной специфики воинского труда ракетчиков, работа по сплочению В.к. является приоритетной задачей командиров, штабов и органов воспитательной работы, так как решение задач по предназначению во многом зависит от слаженной коллективной работы всех военнослужащих. Работа по формированию воинского коллектива на уровне взвод (рота) является приоритетной задачей и начинается в период ввода в строй молодого пополнения. Формирование сплоченных офицерских коллективов является залогом успешного решения задач боевого дежурства в РВСН.