Виды крепления книжного переплета. Основные единицы измерения, применяемые в полиграфии и издательствах

Основные элементы книжного блока и переплетной крышки

Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Книжный блок и переплетная крышка соединяются между собой форзацами, выполненными из плотной бумаги. Переплет - это все элементы скрепления книжного блока, крышки с блоком и переплетная крышка. Переплетная крышка книги, составленная из толстого картона, может быть покрыта одним материалом, либо комбинацией материалов. Для покрытия используются натуральная кожа, искусственные материалы, ткани, бумага, матовая и глянцевая пленки. Тексты и изображения на переплетную крышку наносятся с помощью печати красками, тиснения фольгой, рельефного тиснения, использования наклеек.

Основные единицы измерения, применяемые в полиграфии и издательствах

Почти всё в печатной продукции издательской можно измерить, но различные вещи измеряются разными величинами. Форматы самих листов в основном измеряются в см/мм, т.е. формат издания, формат полосы набора - измеряется в пунктах. При разработке системы измерений за основу был взят 1 французский дюйм = 27,077 мм = чуть больше английского дюйма. Так исторически сложилось, что в России типографская система измерений основана на французском дюйме.

1 типографский пункт (п) = 1/72 французского дюйма = 0,376 мм. Это основная система измерений в полиграфии, в частности, в допечатных процессах. Формат изданий, размер печатного листа, поля на странице измеряются в метрической системе, т.е. в мм. Размер наборной полосы, размеры окон для расположения иллюстраций и дополнительного текста на полосе - в квадратах (1 квадрат = 48 типографских пунктов или 18 мм). Формат набора измеряется в квадратах или цицеро (1 кв = 48 п, цицеро = 12 п). Кегль шрифта (размер шрифта по высоте) в пунктах или квадратах, а ширина букв в мм.

При верстке с использованием программ Adobe Indesign, QuarkXPress, Adobe PageMaker (и др., импортные) - они используют не французский, а английский дюйм. Поэтому если художник издания разработал макет книги (размер наборной полосы, полей и т.д.) и отдает макет человеку, который не переустановил во французские дюймы систему, то у него получится неправильно оформленная книга.

Типографская система измерений.

Форматы бумаги, изданий и полос. Измерение объема рукописей и изданий. Авторский и учетно-издательский лист. Физический и условный печатный лист. Тираж. Лист-оттиск. Краско-оттиск. Листопрогон и краскопрогон.

Формат бумаги.

Бумажные фабрики выделывают бумагу для типографии в виде ленты, скрученной в рулон. Каждый рулон весит 250-300 кг. Бумага в рулоне называется ролевой (рулонной). Ширина рулона в нашей стране определяется стандартом и может быть равной 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120 (см). При необходимости в типографии бумагу разрубают на отдельные листы, разматывая рулон. В этом случае получается листовая бумага (флатовая). Формат флатовой бумаги определяется стандартом и может быть следующим (в см.): 60_90, 60_84, 70_90, 70_100,70_108, 75_90, 84_108. Кроме перечисленных основных форматов используются еще и дополнительные: 60_70,60_108,70_84, 84_90,84_100. Некоторые сорта высококачественной бумаги выпускаются бумажными фабриками в листах стандартных форматов.

Формат изданий.

Прежде чем рассмотреть формат изданий, разберем, как получается тетрадь нужного размера. Например, нам нужна книга форматом 15_21 (см). Предположим, фальцуется бумага размером 42_60 (см), ее мы получили, разрезав стандартный формат 60_84 (см) Сгибаем пополам длинную сторону. Образуется тетрадь, в которой 4 страницы. Размер этой тетради 42_30 (см) или, как принято в полиграфии, обозначим 42_60 1/2. Тетрадь в 1/2 долю (42_30) еще раз сгибаем пополам по длинной стороне. Получим формат 21_30 (см). Обозначим эту долю 42_60 1/4 . В этой тетради 8 страниц. Полученную тетрадь еще раз сгибаем и получаем тетрадь размером 21_15 (см) или 42_60 1/8 доля листа. В этой тетради 16 страниц. Таким образом, можно составить таблицу, в которой указывается доля листа, формат бумаги и размер книги, который получается. В зависимости от того, какой размер книги нам нужен, мы выбираем бумагу и долю листа в таблице. От чего зависит выбора формата в таблице? Форматы можно разделить по их размерам на большие, средние и малые. К большому формату принято относить все форматы в 1/8 долю листа, к среднему -- 1/16, к малому -- 1/32, 1/64,1/128. Если в рукописи много страниц, то нет смысла печатать ее маленьким размером: она получится слишком толстой. Стихотворения наоборот не стоит печатать на больших форматах в 1/8 долю. В практике издательств сложились традиции, когда книги выпускаются определенных форматов, указанных в ТУ. Но бывают случаи, когда издание требует оригинальной формы. Например, каталоги, путеводители, рекламная продукция, буклеты, подарочные издания. Однако, нестандартные форматы часто вызывают перерасход бумаги. Бывает и так, что в типографии нет машин, которые могут отпечатать издания указанного вами размера.

Формат полос.

Если взглянуть на страницу книги, то можно увидеть, что текст занимает определенное пространство в виде прямоугольника. Это пространство, на котором размещается текст или иллюстрации, в издательстве называют полосой набора. Полосу набора со всех сторон окружают белые поля. Каждое поле на странице имеет свое название. Многовековой опыт издания книг дал соотношение полосы набора и размера страницы. По классической схеме раскладка полосы набора выглядит следующим образом. Самое узкое поле -- это корешковое, чуть больше -- верхнее, затем боковое и самое большое поле -- это нижнее. Такое размещение полос набора на страницах объясняется двумя причинами. Во-первых, глаз человека видит середину вертикальной линии несколько выше ее геометрического центра. Поэтому, если мы хотим, чтобы возникало ощущение, что полоса набора размещена по центру, то ее необходимо сдвинуть вверх. Во-вторых, разворот двух смежных страниц как бы соединяет два соседних корешковых поля в одно большое. Поэтому, чтобы нам казалось, что полоса набора находится как бы в середине, то мы должны сдвинуть полосу набора к корешку.

Измерение объема рукописей и изданий.

Авторский лист. Он является единицей объема литературного произведения (рукописного или напечатанного), равный 40 тыс. печатных знаков. Печатными знаками считаются все видимые печатные знаки (буквы, знаки препинания, цифры и т. д.) и каждый пробел между словами. Авторский лист служит измерителем авторского труда и рекомендуется в качестве единицы измерения труда рецензентов и нештатных редакторов. При измерении объема авторского листа используют специальную сетку или специальную таблицу. Чтобы измерить количество знаков с помощью сетки или таблицы, необходимо соблюдать требования, предъявляемые к авторскому оригиналу. Текстовый материал может быть набран на пишущей машинке или на компьютере.

Определение объема издательского оригинала в учетно-издательских листах. Учетно-издательский лист служит для измерения работы издательства и установления цены книги. Уч. изд. л., как и авторский содержит 40000 печатных знаков, но в него входит, кроме авторского текста, еще издательский текст: предисловие от издательства или аннотация, титульные элементы, колонтитулы, колонцифры и др. К учетно-издательскому листу приравнивается 700 строк стихотворного произведения и 3000 см2. Графического материала. Для установления примерного объема оригинала в учетно-издательских листах работники книжных редакций используют такие эмпирические данные.

Печатный лист (физический п. л.). Единица измерения объёма издания, равная площади одной стороны типографского бумажного листа. Одна страница издания, обычно, составляет 1/8 или 1/16 площади печатного листа. Размеры печатного листа в сантиметрах и количество страниц в нём традиционно указываются на последней странице книги и первой странице журнала, например, «Формат 60Ч108 1/8» или (то же, иной способ указания) «Формат 60Ч108/8». Число печатных листов во всём тираже одного издания называется листах. Он нужен, чтобы определить плату за набор, верстку, издательскую правку, чтение корректуры. Печатный лист -- это оттиск на одной стороне бумажного листа. На печатном листе располагаются столько страниц, сколько указано в доле. Печатают на бумажном листе с двух сторон: с лица и с оборота. Из бумажного листа делают тетрадь, т. е. фальцуют бумажный лист.

Учетно-печатный лист -- это единица, которая определяет общий объем печатной продукции. Она необходима для составления отчетов о количестве печатной продукции и израсходованной бумаги. Учетно-печатным (условно-печатным) листом называют единицу измерения объема издания, соответствующую печатному оттиску на одной стороне бумажного листа формата 60*90 см. Для перерасчета печатного листа в условно-печатный лист применяют коэффициент. Для определения количества учетно-печатных листов издания необходимо:

  • а) количество страниц разделить на долю листа;
  • б) полученное значение умножить на коэффициент.

Тираж - общее число экземпляров издания. Различают тираж годовой, дополнительный (допечатка тиража), общий, пробный, разовый, средний (частное от деления суммы тиражей всех рассматриваемых изданий на их число). Тираж периодических изданий (газет, журналов) определяется издательством по числу подписчиков (включая также розничную продажу); тираж книг, брошюр и т. п. устанавливается издательством после изучения читательского спроса. Обычно различают малые тиражи (до 15 тысяч экземпляров), средние (до 100 тысяч экземпляров) и массовые (свыше 100 тысяч экземпляров). Массовые тиражи в связи с большим объёмом полиграфических работ обычно печатают по частям, называемым заводами. При выпуске некоторых видов литературы тираж издания влияет на величину авторского гонорара. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» требует указывать в авторском договоре максимальный тираж издания в том случае, если договор предусматривает авторское вознаграждение в виде фиксированной суммы.

Печатный лист - оттиск.

Печатный лист - оттиск является единицей измерения количества печати. За учётную единицу печатного листа-оттиска принят оттиск, отпечатанный одной краской на одной стороне бумажного листа форматом 60Ч90 см. Листо-оттиски, отпечатанные на бумаге других форматов, приводятся к учётной единице листо-оттиска путем умножения их количества на коэффициент, равный отношению площади листа данного формата к площади листа формата 60Ч90 см. При печатании на тигельных и малоформатных плоскопечатных машинах изданий формата до 27Ч35 см их приводят к формату 60Ч90 см по коэффициенту 0,17 независимо от фактического формата бумаги; при печатании изданий большего формата перевод в учётные единицы производится, исходя из фактического формата бумаги.

Краскооттиск - единица объема печати, равная каждому соприкосновению бумаги с печатной формой, т. е. одному оттиску одной краской. Если лист печатается в одну краску, число краскооттисков равно единице, а для издания -- числу печ. л. в нем. Если лист печатается в две краски, происходит соприкосновение листа бумаги сначала с печ. формой для одной краски, затем для другой, и число краскооттисков равняется двум.

Листопрогон -- каждое прохождение листа запечатываемого материала через печатную машину, независимо от числа наносимых на него красок. На основании этого показателя рассчитывают загрузку печатных машин и составляют графики прохождения заказов.

Краскопрогон -- 1) получение оттиска только с одной печатной формы в печатной машине; 2) единица производительности печатного оборудования, равная каждому оттиску краски при соприкосновении запечатываемого материала с печатной формой или поверхностью офсетного цилиндра. Количество К., приходящееся на один листопрогон, соответствует красочности печатной машины. При односторонней,однокрасочной печати в одном листопрогоне -- один К. (во всех др. случаях количество К. превышает количество листопрогонов), при печатании на четырехкрасочной печатной машине с листопереворачивающим устройством, работающей по схеме печати как 4+0, так и 2+2 в одном листопрогоне -- четыре К.

- это специальное прочное покрытие книги, защищающее листы книги и повышающее их долговечность. В то же время, он представляет собой один из элементов оформления и характеризует книгу. Существуют следующие виды переплета:


Твёрдый переплёт

При данном виде переплёта книжный блок помещается в переплетную крышку. Книжный блок формируется путем сгибания отпечатанных листов, которые обычно собираются тетрадками по 8 шт. Эти тетради впоследствии сшиваются между собой нитью и подгоняются под нужный формат путём обрезки. Готовый книжный блок помещается в переплетную крышку. Переплетная крышка представляет собой листы картона, которые оклеены предварительно переплетенным материалом (балакроном, ламинированной бумагой). Объединение книжного блока и переплетной крышки осуществляется с помощью форзаца. Самые распространённые виды твёрдого переплёта - это 7БЦ и 7Б.


Переплет 7БЦ (целлофанированный)

В качестве бумажной обложки при данном виде переплета используется ламинированая матовая либо же глянцевая полимерная плёнка. Матовая ламинация чаще обходится дороже нежели глянцевая и зависит от выбора припрессовки, что в свою определяется дизайнерским замыслом. Стандартом является использование полимерной пленки равной 32 микронам. Для оформления 7БЦ переплёта используются методы цифровой и офсетной печати.


Переплет 7Б

В отличие от 7БЦ переплета здесь вместо полимерной пленки в качестве переплетного материала используются бумвинил, ткань, кожа. А картон переплётной крышки подвергается кашировке данными материалами. Изображения при переплете 7Б тиснятся с помощью специального штампа и фольги золотого или же серебрянного цветов. Для этого используются спциальные методы конгрева и тиснения.


Мягкий переплет

Данный вид переплета используется при производстве книг с мягкой обложкой. При этом страницы в книжном блоке могут формироваться тетрадками (как про твердом переплете) или же составляться в подбор. В первом варианте получается книга с ниткошвейным, т.е. прошитым нитками, внутренним блоком, а во втором - производится бесшвейное соединение со внутренним блоком на клеевой основе (КБС). Изготовление книг в мягком переплете со скреплением нитками несколько повышает себестоимость издания, но значительно повышает его долговечность и удобство для читателя .

Клеевое бесшвейное соединение (КБС)

При данном методе переплета книжный блок прикрепляется к обложке методом склеивания. Для наиболее удобного и качественного проклеивания, используется торшенирование. При этом производятся поперечные подрезы на корешке блока, которые в свою очередь в процессе переплета книги заполняются клеем.


Скрепление скобой

В данном случае внутренний блок книги подвергается прошивке на 2-3 скобы, в зависимости от размера. После такой прошивки получается брошюра, похожая на школьную тетрадку. Этот метод называется скрепление "внакидку". Есть еще один метод переплета скобой - скрепление "втачку". При использовании данного метода, внешним видом издание будет походить на книгу в КБС переплете.


Скрепление на пружину

Пружинный переплет используется в большинстве случаев для переплета выставочных материалов, офисной документации и пр. В данном случае обложка издания соединяется с внутренним блоком благодаря металлической или пластиковой пружине. Для этого вдоль будущего корешка пробиваются специальные отверстия на отпечатанных листах.


Французский переплет

Французский переплет отличается широким корешком из ткани или кожи и закругленными уголками. Французская технология подразумевает исключительно ручной переплет книг (сшивание блока на шнурках), «hand made», за которым кроется трудоемкая и кропотливая работа. А потому и стоимость такого переплета намного дороже остальных видов. Используют французский переплет чаще всего для подарочных и коллекционных изданий.


Типографский переплет

Типографский переплёт книг - это классический книжный переплёт, использующийся большинством типографий в процессе печати книг. Книги в типографском переплете составляют большую часть всех книг в книжных магазинах.


Конторский переплет

Конторский переплёт - так раньше назывался вид переплёта, использовавшийся мастерами XVII-XVIII веков для изготовления амбарных книг. Особенность этого переплёта в том, что книга, переплетённая таким способом открывается на 180 градусов, что очень удобно. Нынче данный вид переплета именуется составным жестким. Для него используются тканевая окантовка блока и толстые картонные обложки, как без отделки, так и с облицовкой обложек синтетическими материалами.


Дипломный переплет

Самой простой и дешевый вид переплёта книг, используемый для переплёта дипломных работ, курсовых работ и диссертаций. Для этого используется переплёт №7 цельнокрытый. Благодаря новой технологии канального переплета дипломную работу можно переплести за несколько минут.


Интегральный переплет

Интегральный переплет внешне похож на твердый, с той лишь разницей, что переплетная крышка изготавливается из цельного куска ламинированного картона. За счет упрощения технологии производства происходит снижение себестоимости, поэтому цена интегрального переплета ниже, чем цена твердого. По долговечности и массе интегральный переплет занимает промежуточное положение между мягким и твердым переплетоми и в последнее время завоевывает все большую популярность.

Канальный переплет


ЭКСЛИБРИС


Чтобы лучше понять назначение каждого из элементов книги, коротко и довольно упрощенно опишем, как изготавливают книгу. Сперва печатают листов – собственно, само содержание книги. Затем листы блока сшивают, чтобы они держались вместе, например, шнурами и/или клеем. Верхний и нижний края переплета усиливают – прочные нити, которые придают книги дополнительную надежность и эстетическую красоту. В этот же момент в переплет встраивается – шелковая лента, которую читатель использует как закладку. Так как края листов могут быть расположены неровно друг относительно друга, то полученный блок обрезают с трех сторон – после чего становятся ровными. Затем изготавливают , например, из кожи. У обложки есть передняя переплетная крышка, задняя переплетная крышка и – тот самый, который смотрит на Вас, когда книга стоит на полке. На следующем этапе обложку соединяют с блоком, в самом простом варианте используя – плотную бумагу, которая одной частью приклеивается к блоку, а другой – к внутренним сторонам переплетных крышек. Иногда, чтобы форзац не рвался в месте сгиба, используют , например, из кожи. В завершении по периметру форзаца наносят тиснением рисунок орнамента, формируя . Книга готова.
Наиболее сложным, трудоемким, но одновременно невероятно надежным является , который несколько отличается от описанной технологии.

Блок

Напечатанные, подобранные и обрезанные листы с содержанием книги.

Дублюра

Украшение по периметру форзаца на внутренней стороне переплетной крышки (обложки). По замыслу дублюра дублирует рисунки или орнаменты, используемые в дизайне лицевой стороны или корешка книги. Чаще всего используется тиснение с золочением.

Каптал


См. фотографии в .

Корешок

Элемент книжного переплёта, используемый для крепления книжного блока к переплётным крышкам. Придаёт конструкции книги дополнительную надёжность. Располагается в верхней и нижней частях корешка книги, представляет собой поперечный жгут или шнур, соединённый с блоком шитьем и закреплённый на ребре крышки. Капталы обычно украшают цветными нитями для красоты.

Ляссе

Узкая шелковая лента в книге для закладок страниц. Иногда конец ленты украшают каким-нибудь элементом, например, кисточкой.
См. фотографии в и фотографию вверху страницы.

Обложка (переплетные крышки)

"Одежда" книги, формирующая ее эстетическое восприятие окружающими и защищающая ее бесценное содержание. Хорошая обложка, как дорогой костюм, может сказать о книге многое и подчеркнуть ее статус.
В изготовлении обложки используются самые разные материалы, в т.ч. и драгоценные камни и металлы. В подарок или в частную библиотеку принято приобретать книги в кожаном переплете, в первую очередь потому, что такие книги прослужат читателям не одно столетие. Верхом мастерства в книгоиздании является обложка с мозаикой из разных типов кожи: это сложная работа, требующая особого терпения и несколько месяцев непрерывного труда. В каталоге Libourge есть несколько таких книг - они резко отличаются по стоимости: дорогие, но при этом сверх эксклюзивные. Примеры книг с мозаикой из кожи:

Обрезы

Вверхний, боковой и нижние срезы блока книги. Могут иметь самое разное исполнение: золочение, окрашивание, торшонирование, ручная роспись краской и различные комбинации этих видов. В представлены книги со всем возможными вариантами обрезов. Здесь же приводим некоторые типичные примеры:


Простое золочение


Торшонированный обрез


Торшонированный обрез с золочением. Эффект "рваной бумаги".


Торшонированный обрез с золочением.


Окрашеный обрез, гравированный орнаментом.


Крашеный в две краски обрез, гравированный орнаментом


Крашеный обрез, гравированный орнаментом. Желтое ляссе.


Крашеный обрез, гравированный сложным орнаментом


Крашеный обрез, гравированный орнаментом


Крашеный обрез, гравированный с серебрением


Обрезы с ручным нанесением орнамента краской


Крашенные в 2 краски обрезы со сложным узором



Вручную расписанные краской обрезы книги


Слизура

Укрепляющий элемент в месте фальца форзаца. Обычно делается из более прочных, устойчивых к механическим воздействиям материалов: кожи, ткани, особых видов бумаги. Установка форзаца на кожаной слизуре довольно трудоемкий процесс, но это всегда и надежнее, и красивее.

Форзац

Элемент конструкции книги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки и место крепления последней с книжным блоком. В используют дорогие дизайнерские типы бумаги, тканевые вставки с рисунками и др. Некоторые примеры:


Форзац из бумаги, окрашенной с эффектом "перо павлина"


Сложносоставной тканевый форзац с вручную вышитым рисунком


Форзац из бумаги, окрашенной с эффектом "мрамора"

Нельзя приступать к переплетным или реставрационным работам, не зная, как устроена книга. Возьмите в руки хорошо выполненную книгу (рис. 1) и осмотрите ее внимательно. Внешнюю одежду книги составлявляет суперобложка, надеваемая поверх переплета и удерживаемая на нем при помощи клапанов. Как правило, суперобложка выполняется из бумаги или синтетических материалов и несет на себе дополнительную текстовую или изобразительную информацию о данной книге. Назначение суперобложки - чисто декоративное, но иногда она служит и для защиты переплетных крышек от загрязнения и разрушения.

Переплетные крышки и корешок переплетa книги оклеены снаружи прочным покровным материалом: на лицевой крышке переплета - художественная отделка, зависящая от назначения данной книги. Корешок переплета также часто несет на себе элементы художественного и графического оформления книги.

Как правило, края переплета выступают за пределы книжного блока. Эти выступающие часто переплета называются кантами. Beрхнюю и нижнюю части корешки книжного блока украшают кромки каптала - соединительной тесьмы, дополнительно скрепляющей листы книга, защищающей внутреннюю часть блока от проникновения в нее пыли, скрывающей следы обработки внутренней части книжного блока от постороннего глаза, а также придающей книге опрятность и привлекательность.

Рис. 1. Книга: 1 - книжный блок; 2 - суперобложка; 3 - переплетная крышка; 4 - ляссе; 5 - рубчик; 6 - каптал; 7 - корешок; 8 - кант; 9 - экслибрис; 10 - клапан суперобложки; 11 - форзац; 12 - фронтиспис; 13 - титульный лист


Шелковая ленточка-закладка (ляссее), цвет которой сочетается с цветом каптала, завершает внешнюю отделку книги и облегчает работу с нею: закладка - верное средство избавиться от «невинной» привычки загибать углы книжных листов, а ведь загиб на бумажном листе, что зарубка на дереве, - один вред и ничего больше.

Попробуем открыть верхнюю крышку переплета. Это удается довольно легко, и способствует этой легкости шарнир или рубчик между переплетной крышкой и корешком переплета.

Если рубчик - внешняя часть шарнира, то внутреннюю его часть образует сгиб двойного листа бумаги или иного гибкого и прочного материала, одна половина которого свободна, а другая приклеена к внутренней стороне переплетной крышки. Это - форзац. Иногда форзацы книги бывают художественно оформленными.

Ну а что там, за форзацем?..

В большинстве современных книг за ним прячется титульный лист, на котором, помимо имени автора и названия книги, приводятся сведения об издательстве и дате выпуска в свет книги. Иногда перед титульным листом можно встретить своего рода «фасадную» страницу - фронтиспис.

Лист с фронтисписом обычно вклеивается перед титулом, по ипогля и перед начальной страницей. Печатается фронтиспис отдельно, на бумаге лучшего сортa по сравнению с бумагой книжного блока. На нем помещаются портреты автора или героев книги, ключевые иллюстрации к тексту.

И наконец, на внутренней стороне лицевой крышки переплета книги можно встретить экслибрис - книжный знак владельца библиотеки. Обычно он выполняется в виде отдельно наклеиваемой этикетки, реже в виде оттиска с гравированного изображения на внутренней стороне форзаца.

Итак, мы познакомились с внешней стороной книжного переплета. Интересно заглянуть и внутрь его. Думается, что это легче всего сделать, если в ваши руки попала книга-ветеран, нуждающаяся в переплете и реставрации. Специально препарировать книгу для изучения ее «анатомии», конечно, не стоит.


Рис. 2. Переплетная крышка: 1 - картонная сторонка; 2 - отстав; 3 - корешок; 4 - рубчик; 5 - покровный материал


На рис. 2 показан так называемый составной переплет книги. Две картонные сторонки (крышки переплета) соединены со стороны корешковой части полоской переплетного материала. Из такого же материала выполнена и отделка уголков крышек. Средние части крышек переплета оклеены материалом, гармонирующим с материалом корешка. Жёсткость и упругость корешковой части переплета обеспечиваются отставом, вклеенным таким образом, чтобы зазоры между его краями и внутренними краями крышек (шпации) сделали возможным создание рубчика-шарнира переплета книги.

Книжный блок по корешку укреплен марлей; верхняя и нижняя части корешка оклеены капталом (рис. 3).

Края марли, заходящие на верхний и нижний форзацы книги, обеспечивают надежное закрепление книжного блока в переплете и увеличивают прочность шарниров переплетных крышек.


Рис. 3. Книжный блок: 1 - форзац;. 2 - передний обрез блока; 3 - нижний обрез блока; 4 - каптал; 5 - марля; 6 - верхний обрез блока; В - ширина блока; L - длина блока (высота); Н - толщина блока


В старину обрезы книжного блока золотили. Чаще только верхний обрез (головку), реже - головку и боковой обрез (передок), богаче всех выглядели книги с позолотой на всех трех обрезах блока - на головке, передке и на хвосте (нижнем обрезе). В массовых современных изданиях обрезы иногда окрашивают, но обычно закраска обрезов книжного блока не производится. Следует отметить, что окраска обрезов, помимо чисто эстетической стороны, предохраняет страницы книг от злейшего врага - пыли.

Теперь, когда мы в общих чертах ознакомились с «анатомией» книги и с назначением ее конструктивных элементов, уделим внимание такому важному вопросу, как хранение книг и уход за ними.

Брошюры на скобе - наиболее популярное решение для брошюр с небольшим количеством полос, не требующих применения сложных технологических процессов. Обложка такого переплета обычно выполняется из бумаги плотностью 160 - 250 гр. Затем скрепляется с помощью 1, 2 или 3 металлических скоб с блоком изделия. Мы рекомендуем выбирать такой тип скрепления для изданий с количеством полос не более 80. Также стоит обратить внимание, что для изготовления такого вида переплета технологически количество страниц в блоке должно быть кратно четырем.

Для такого вида переплёта необходимо предварительная подготовка листов, которые сложенные вместе образуют страницы. Листы после фальцовки складывают в соответствии с порядком нумерации страниц и затем скрепляются скобами. Скрепление осуществляется либо на цифровой печатгной машине (если обложка делается из той же бумаги, что и блок), либо на специальном проволокошвейном оборудовании. Вариант прошивки скобами в середине разворота называют "шитьё внакидку" и применяется для книжных блоков не более 128 страниц. Для более толстых книг используют "шитьё втачку", когда скобы прошивают насквозь весь блок по краю стопы.
Заказать брошюры с шитьем на металлическую скобу в типографии ВШЭ можно онлайн на следующих страницах нашего сайта:
Журналы на скрепке
Черно-белая печать и копирование
Цветная печать и копирование
Печать авторефератов

Переплет на пластиковую пружину

Переплет на пластиковую пружину - один из наиболее экономичных и быстроизготовимых переплетов, который мы делаем практически на всех участках типографии. Этот вид переплета чаще всего используют для скрепления курсовых проектов, рабочих тетрадей, календарей (квартальных, настольных, настенных листовых и тд.), различных бухгалтерских документов, презентаций и отчетов, докладов и рефератов.

Заказать брошюры с шитьем на пластиковую пружинув типографии ВШЭ можно онлайн на следующих страницах нашего сайта:
Брошюры и блокноты на пластиковой пружине
Домашние задания, учебные пособия, курсовые проекты, выпускные квалификационные работы

Переплёт двойной проволочной петлёй «Wire-O»

Основой переплёта является проволочная нить, образующая серию двойных петель. В момент переплёта машина раскрывает петли для вставки листов книжного блока, с предварительно пробитыми в них квадратными и круглыми отверстиями.

Переплёт предназначен для изданий не толще дюйма и чаще всего используется при изгнотовлении блокнотов, календарей и раздаточных материалов средними тиражами. В зависимости от толщины проволоки меняется шаг пробиваемых отверстий на стандартном листе A4. Типография ВШЭ имеет мощное профессиональное оборудование для переплета металлическими пружинами на своем основном участке и при необходимости способно производить до тысячи подобных брошюр в день. Заказать брошюры с шитьем на пластиковую пружинув типографии ВШЭ можно онлайн на следующих страницах нашего сайта:
Брошюры и блокноты на металлической пружине
Перекидные календари

Переплёт петлевыми скобами

Является разновидностью шитья внакидку.

Отличие - в применении специальной сшивающей головки. В процессе прошивания блока, формируется петля с внешней стороны корешка. При помощи этой петли книга удерживается в съёмной обложке (стандартная папка с тремя кольцами). Дополнительного сверления отверстий в книжном блоке не требуется. Заказать брошюры с шитьем на фигурные металлическую скобу в типографии ВШЭ можно онлайн на следующей странице нашего сайта - Журналы на скрепке , указав дополнительную информацию о скобах в комментарии.

Мягкий переплет (КБС)

Мягкий переплет также один из наиболее недорогих и быстро изготавливаемых переплетов при печати многостраничных изданий тиражами от 50 экземпляров. Обложка переплета КБС (клеевого бесшвейного скрепления) изготавливается из переплетного материала или бумаги, предварительно запечатанной и ламинированной, плотностью от 170 до 300 гр/м 2 . После того как обложка и блок готовы, происходит биговка обложки «на открытие» и ее присоединение к блоку на специальных клеевых машинах.

Мягкий переплет с клеевым бесшовным соединением один из самых доступных и популярных в современном книгопроизводстве. Заказать брошюры или книги в мягкой клеевой обложке в типографии ВШЭ можно онлайн на следующих страницах нашего сайта:
Книги в мягком переплете на клеевой основе
Фотоальбомы в мягком переплете

Термопереплет

Принцип термопереплёта схож с методом клеевого бесшвейного соединения на основе горячего клея. Однако вместо клея используют клеевой слой, располагаемый на обложке, в виде папки. После установки книжного блока в такую обложку происходит нагрев в зоне соединения, в результате чего происходит процесс скрепления элементов переплёта. Типография для такого переплета использует специальные папки с прозрачными пленочными или твердыми обложками марки Unibind. Для большей прочности, иногда блок предварительно скрепляется "в тачку" металлическими скрепками.
Заказать брошюры или книги в мягком термопереплете Unibind в типографии ВШЭ можно онлайн на следующей странице нашего сайта - Брошюры в папках для термопереплета

Переплёт MetalBind

Современный, быстроизготавливаемый переплёт, осуществляемый металлическим «каналом», который плотно зажимает документ вместе с обложкой. Предварительная перфорация листов не требуется. Выдернуть лист из такой брошюры практически невозможно. Впрочем, при необходимости готовый переплёт можно разжать на специальном оборудовании, при этом листы блока остаются в идеальном состоянии. Запас прочности рассчитан на 3-4 переплёта и разжимания.
Готовое изделие, не отличимое от стандартной книги в твердом переплете, изготавливается в типографии в течении 5-10 минут. И обычно заказывается для дипломных проектов, ВКР или диссертаций. На таких книгах часто заказывают тиснение текстов или изображений металлизированной фольгой на обложке.
Заказать брошюры или книги в твердом переплете в типографии ВШЭ можно онлайн на следующих страницах нашего сайта:
Книги в твердом переплете
фотоальбомы и фотокниги в твердом переплете
Дипломы, ВКР и диссертации в твердом переплете

Переплёт полиграфическими винтами

Экзотический вид переплёта многим знаком по «дембельским» альбомам. Суть переплёта проста: в блоке перфорируются отверстия необходимого количества, через которые затем пропускают винты, фиксируемые ответными деталями на выходе из блока. Жесткость переплёту придают плотные сторонки сверху и снизу, на которых нанесён биг по границе поля переплёта.

Другой вариант - жесткие планки по ширине поля в начале и в конце блока. Такой переплет делается в нашей типографии по запросу в течении недели.
Заказать брошюры или книги в подобном переплете в типографии ВШЭ лучше по телефону или почте

Переплёт фотокниг премиум

Данный тип переплёта применяется при изготовлении фотокниг. Составным элементом этого вида переплёта являются развороты (фотографии двух соседних страниц, отпечатанных одним листом). Пробигованные и согнутые по лини корешка развороты приклеиваются на основу (пластик или картон) в определённой последовательности.

Применение новых современных материалов дало возможность вставки полученного блока с изображениями фотокачества в переплётные крышки различные по конструкции и декоративному оформлению.