В чем разница между вегетарианством, диетой и постом? Христиане-вегетарианцы «не верой единой».

Добрый день, дорогие наши посетители!

О вегетарианстве, наверняка знает каждый из Вас. Это всемирное течение, приветствующее лишь растительную пищу. То есть, круглый год Великий пост 🙂

Как же Церковь относится к вегетарианству?

Вегетарианство представляет собой учение и движение, которое основной путь к решению нравственных и общественных проблем видит в воздержании от животной пищи (от лат. vegetalis - растительный), - отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. - Подход этот — ложный. Он сеет иллюзии. Господь призывает людей ко спасению. Путь к нему один - исполнение заповедей Божиих. По слову св. апостола Павла: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей»(Рим.14:17–18).

Святые отцы учат, что подлинный пост предполагает воздержание от зла. Установленный нашей Церковью телесный пост - не самоцель, а лишь средство к стяжанию добродетелей. Опыт убеждает, что немало людей вкушали только растительную пищу, а были обуреваемы страстями. Христианский пост, предполагающий не только телесное воздержание, но хранение души от греховных навыков, ведет человека к чистоте и духовному совершенству.

Будда Гаутама (563-483 г.г. до н.э.):

«Во имя идеалов добра и чистоты, Бодхисаттве надлежит воздерживаться
от употребления в пищу умерщвленной плоти, рожденной от семени, крови
и тому подобного. Во избежание устрашения животных и внушения им ужаса,
Бодхисаттва, добивающийся обретения сострадания, да не вкушает
плоти живых существ.

Неверно то, что мясо годится в пищу, коль скоро животное не было убито
вами самостоятельно, по вашему приказу либо намеренно не предназначалось вам.

Запомните, в будущем могут прийти те, кто под влиянием своей привязанности к мясу будут выстраивать
разнообразные хитроумные аргументы в оправдание мясоедения. Как бы то ни было, употребление
мяса в любом виде, любым способом, в любом месте однозначно и навсегда запрещено. Мясо же
употреблять я никому не дозволял, не дозволяю и не буду дозволять впредь».

(Ланкаватара-Сутра)

«Цель практик Дхьяны и попыток достижения Самадхи состоит в том, чтобы избежать страданий жизни,
но, ища избавления от страданий для себя, как можем мы продолжать причинять его другим? До тех пор,
пока вы не научитесь контролировать свой ум до такой степени, что сама мысль о жестокости или
убийстве будет вам противна, не избежать вам оков бытия. После моей Паринирваны, в последнюю
Кальпу, всевозможные демоны будут являться повсюду, обманывая людей и внушая им, что они могут
продолжать питаться плотью и достигнуть при этом Просветления. Как может Бхикшу, желающий стать
освободителем всех прочих, сам жить за счет крови и плоти других живых существ?»

(Сурангама-Сутра)

«Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел
мясо, но знайте же, что я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в
будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде;
это раз и навсегда запрещено для всех и каждого».

(Дхаммапада)

«Употребление мяса в пищу уничтожает зерно великого сострадания».

(Махапаринирвана-Сутра)

Иисус Христос

«И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой.
Ибо говорю Я вам истинно: тот, кто убивает, - убивает себя, поедающий плоть
убиенную - вкушает от тела смерти».

(Евангелие мира от Есеев)

«Питайтесь всем тем, что находится на Божьем столе: плодами деревьев,
зерном и полезными травами, молоком животных и пчелиным медом.
Вся остальная пища - дело рук Сатаны, ведет к греху, болезни и смерти.
Тогда как богатая пища, которую вы находите на столе у Бога, даст вашему
телу силу и молодость, и болезнь не коснется вас».

(Евангелие мира)

"Закалающий вола- то же, что убивающий человека" [Ис. 66.3].

В Книге пророка Исайи Господь говорит: "Я пресыщен всесожжениями овнов
и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. (...)
И когда вы умножаете моления ваши,
Я не слышу: ваши руки обагрены кровью" (Исайя, 1.11, 1.15.)

Библия

В Ветхом Завете говорится: "Не убий" (Исход, 20.13). Широко распространено
ошибочное мнение, что эта заповедь налагает запрет только на убийство человека.
Но в оригинале на древнееврейском стоят слова lo tirtzach, точный перевод которых
"не убий", а доктор Рубен Алкалай в "Полном древнееврейско-английском словаре"
указывает, что слово tirtzach, особенно в классическом древнееврейском языке,
относится к убийству любого рода, а не только к убийству человека.

"И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле,
и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу"
(Книга Бытия 1:29)

"Только плоти с душой ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в
которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя" (Быт. 9.4, 5)

Большинство христиан убеждено, что Иисус Христос ел мясо, о чем
упоминается в нескольких местах Нового Завета. Для многих из них это
является серьезным доводом против вегетарианства. Однако изучение
оригинальных греческих рукописей показывает, что множество слов (tpophe,
broma и др.), переводимых обычно как "мясо", на самом деле обозначает
пищу или еду в самом широком смысле слова. В Евангелии от Луки (8.55),
например, мы читаем, что Иисус воскресил женщину из мертвых и "велел
дать ей мяса". Но греческое слово phago, переведенное здесь как "мясо",
на самом деле означает "есть".

По-гречески "мясо" будет kreas (плоть), и ни в одном месте Нового Завета
это слово не употребляется в связи с Иисусом Христом. Нигде в Новом
Завете не говорится, что Иисус ел мясо. Это согласуется с известным
пророчеством Исайи о явлении Иисуса Христа: "Се, Дева во чреве примет и
родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Он будет питаться молоком
и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе".

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать
апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что
первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений
чистоты и милосердия. Например:

Иоанн Златоуст
св. Иоанн Златоуст (345— 407 н. э.) , один из выдающихся
апологетов христианства своего времени, писал:
«Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной
пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение
противно естеству и оскверняет нас».

Климент Александрийский
Климент Александрийский (160—240 н. э.) , один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса».

Серафим Саровский
Преподобный Серафи́м Саро́вский (в миру — Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II.

Серафим Саровский говорил: "Утончайте ткань памяти. Употребляя мясо, рыбу, яйца,
употребляя разные алкогольные напитки, мы огрубляем
ткань памяти и о Божественном не можем уже думать.."

Сергий Радонежский
Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 (дата условная)
— 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого
монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь
монашества в Северной Руси.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в
лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником
земли Русской.
Так же не употреблял животную пищу
, то есть был "вегетарианцем"
по современным понятиям.

Т ема вегетарианства в православии немного двояка, т. к. по канонам церкви употребление мяса разрешается, но не будем забывать, что мясо - это убой, а основная библейская заповедь гласит: «Не убий». Почему-то некоторые понимают эту заповедь как относящуюся только к человеку, несмотря на то, что в оригинале переводимое слово «lo tirtzach» обозначает "любое убийство". Отсюда можно сделать вывод, что заповедь гласит об отказе от убийства кого бы то ни было вообще. Учение Иисуса также призывает к сострадательному отношению к животным. Прекрасным примером может послужить его личное отношение к братьям нашим меньшим.

Как христианство относится к вегетарианству

Вот что говорится в наиболее ранних писаниях «Евангелие Мира от ессеев» (датируемых 66 г. н. э.): «…И следующей была дана заповедь: «Не убий», ибо жизнь дается каждому от Бога, а то, что дано Богом, человек не может отнять. Ибо истинно говорю вам, от одной Матери происходит всё живое на земле. И потому тот, кто убивает, убивает брата своего… И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой. Ибо истинно говорю вам, кто убивает - убивает самого себя, а кто ест плоть убитых зверей - ест тела смерти. Ибо в крови его каждая капля их крови превращается в яд, в его дыхании их дыхание превращается в зловоние, в его плоти их плоть - в гнойные раны, в его костях их кости - в известь, в его внутренностях их внутренности - в гнильё, в его глазах их глаза - в пелену, в его ушах уши их - в серную пробку».

Ранние христиане, а также иудейские секты, которые заложили начало христианства, вели вегетарианский образ жизни в соответствии с заповедями Бога и учениями Христа. Это отразилось и на отношении к животным. Ведь поступки также важны, т. к. воздаётся нам за все наши свершения. Мяса не ели назареяне, эбиониты, гностики, ессеи.

Также обратим внимание на следующие слова из Библии: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). Всё ясно и понятно, о мясе ни слова.

Исторически можно отследить, что употребление мяса в пищу было официально разрешено и занесено в церковное писание в 4 веке из-за того, что так решил император Константин, а Римская империя официально приняла это решение, позволяющее есть мясо. При этом христианам- вегетарианцам пришлось скрывать свои убеждения, т. к. их могли обвинить в ереси. Говорят, что Константин ввёл наказание уличённым в вегетарианстве, которым в горло вливался расплавленный свинец.

В том числе после Никейского Собора тексты Нового Завета претерпели изменения. Об этом говорит профессор Нестле: «Церковные власти выбрали специальных учёных, называемых "корректорами", и поручили им подправить Писание согласно тогдашнему представлению об ортодоксии».

А вот что об этом говорит преподобный Гидеон Джаспер Ричард Оусли: «Задача этих корректоров заключалась в том, чтобы очень аккуратно удалить из Евангелия те повеления Господа, которым они не собирались следовать,- запреты на употребление мясной пищи и крепких напитков».

Но, несмотря на всё это, на мой взгляд, важным примером является отношение и религиозные принципы святых, таких как: Иоанн Златоуст, Елементий Александрийский (это наиболее влиятельные лица ранней церкви), Сергий Радонежский, Святой Василий, Савва Сторожевский, Мефодий Пешновский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др. Все они вели аскетичный образ жизни, всё время проводя в трудах, молитве и посте, исключив из своего питания всю животную пищу. К примеру, Серафим Саровский в основном питался сухим хлебом и тем, что вырастил в огороде. Также ему принадлежат такие слова: «Утончайте ткани памяти». Употребляя мясо, рыбу, яйца, алкоголь, мы огрубляем ткани памяти и о божественном не можем думать. А Сергий Радонежский, даже будучи ещё младенцем, не ел молока матери, если та в этот день вкушала мяса. Святой Василий говорил: «Зловоние, исходящее от мяса, затемняет свет духа. Едва ли можно обрести добродетель, наслаждаясь мясными блюдами и пиршествами…» Слова Иоанна Златоуста: «Мы, главы христианской церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

Все эти святые своим примером показывают нам правильный путь. Ведь не зря люди шли и идут к ним с просьбами и молитвами. Если бы эти истинно верующие святые вели иной образ жизни, вряд ли они обладали бы теми способностями, которыми обладали, и вряд ли к ним пошли бы люди за помощью. И именно их примеру стоит подражать. Понятно, что мало кто сможет в точности повторить их путь, но следовать основным принципам стоит.

Как церковь относится к вегетарианству

Церковь, а в частности служители церкви, зачастую отрицательно относится к вегетарианству, ссылаясь на Новый Завет. Иногда даже можно услышать, что у животных нет души и они отданы нам во власть. Да, во власть они нам отданы, но не для того, чтобы над ними издеваться, а в помощь. Вот что говорил Иисус, отвечая на вопрос своего ученика: «Что же мне делать, Учитель, если я увижу, как дикий зверь терзает брата моего в лесу? Должен ли я позволить брату моему погибнуть или убить дикого зверя? Не преступлю ли я закон в этом случае?» И Иисус ответил: «Было сказано: "Всех зверей, живущих на земле, и всех рыб морских? и всех птиц парящих отдаю я во власть вам". Истинно говорю вам, из всех существ, живущих на земле, только человека Бог создал по своему подобию. И потому звери для человека, а не человек для зверей. Значит, убивая дикого зверя, чтобы спасти жизнь своего брата, ты не преступаешь закон. Ибо истинно говорю вам, человек более велик, чем зверь. Но если кто убивает зверя без причины, когда зверь не нападает на него, а из-за желания убить или ради мяса его или ради шкуры его или ради клыков его, то совершает он зло, ибо сам превращается в дикого зверя. И конец его будет таким же, как конец диких зверей» (Евангелие Мира от ессеев). И по поводу души в Библии сказано: «…А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

Жизнь святых, как говорилось выше, показывает, что всеобъемлющее сострадание необходимо. Вот слова брата Девида: «К несчастью, христиане внесли свою лепту в эксплуатацию окружающей среды и жестокое обращение с животными. Иногда они даже пытаются оправдать свои преступления, используя отрывки из Библии, вырванные из общего контекста, но истинные принципы религии нужно изучать на примере святых…»

Также можно услышать ссылку на то, что Иисус сам ел мясо, во что трудно поверить, ведь Христос проповедовал сострадание и всеобъемлющую любовь. Мне даже трудно представить, что он разрешал убивать животных. К тому же ответственность несут не только те, кто убил, но и те, кто употребил это мясо. Хотя в Новом Завете постоянно повторяется просьба Христа дать ему мяса. Любители же мясной пищи именно этим оправдывают свои пристрастия. Но при внимательном изучении этого вопроса можно обнаружить, что Иисус просил вовсе не мяса, а просто пищи. Т. к. оригинальное слово «broma» переводится как "пища", а не "мясо". И таких неточностей перевода достаточно. Но если одни неточности могут быть забавными, то данная неточность меняет смысл абсолютно и приводит к значительному противоречию текста.

Та же история о чуде с хлебами и рыбой. Здесь важно обратиться к первым манускриптам Нового Завета, где нет упоминания о рыбе, а говорится о раздаче хлеба и фруктов. И только после IV столетия в Библии появляется вместо фруктов рыба. А, как было сказано выше, это было время, когда церковь склоняла Константина к христианству и принимала те поправки, которые он им давал, чтобы тот принял христианство. А также с «легкой руки» Никейского Собора.

В завершение хочу привести пример из жизни моей знакомой. Она замужем за состоятельным человеком, который одно время пристрастился к спиртному. Кто-то ей посоветовал одного батюшку, который помогает в таких проблемах, и они поехали к нему вместе. Когда он их встретил, то задал ей вопрос: «Ты-то что приехала?» Женщина немного оторопела, а он снова задал тот же вопрос. И она ответила: «Я не могу забеременеть», на что получила ответ: «Ты ешь чужих детей, а хочешь получить своих…». Эти слова имели большое воздействие на неё, поменяв её взгляд на вегетарианство. Отказавшись от мяса, она вскоре забеременела. Вы можете возразить, что многие женщины едят мясо и рожают детей. Да, но каждый из нас проходит свои уроки. У неё этот урок был такой. У кого-то из-за поедания мяса начинаются различные болезни, но зачастую люди не связывают это вместе, и никто им об этом не говорит. Так что начните сами задумываться, почему с вами происходит то или иное, и, вероятно, вы найдёте ответы.

Приведу ещё личный пример, как я пришла к вегетарианству. А началось всё с того, что лет 7 назад я просто решила попоститься перед Пасхой. Всех тонкостей поста я не знала, но определила для себя, что исключу на эти 40 дней всю животную пищу, включая молочку и яйца в том числе. И вот, по прошествии поста, я поняла, что не хочу начинать снова есть животную пищу, в том числе и яйца, даже в Пасху. Т. к. спустя 40 дней я почувствовала себя иначе; это состояние сложно описать, но во мне появилась легкость, и не только физическая. Близкие, конечно, были в шоке, несмотря на то, что их я не склоняла к отказу от мяса. К сожалению, под давлением родных через год я понемногу стала есть рыбу и молочку - пусть редко, но стала. Хотя именно это, спустя ещё год, подтолкнуло меня к осознанию, что мне этого не надо. В том числе, я осознала, что мне не хочется употреблять алкоголь, даже «культурно». Теперь, спустя годы, моё окружение спокойно к этому относится, а некоторые сами стали отказываться от мяса.

Вообще пост в христианстве предназначен для очищения как духовного, так и телесного. То есть, не вкушая убойную пищу, человек очищается как душевно, так и телесно. Соответственно, вкушая убойную пищу, человек загрязняется. Вопрос: зачем очищаться, а затем опять загрязняться? Не лучше ли всегда ходить чистым?

Изучайте более ранние писания, ищите адекватных священнослужителей, а не служителей церкви, а также ищите ответы в себе, Матери Земной и Отце Небесном.

Далеко не все христиане – веганы или вегетарианцы, но у людей, исповедующих эту веру, есть веские основания уменьшить употребление продуктов животного происхождения или исключить их из своего рациона.

Есть ли у людей, исповедующих христианство, особые основания, подталкивающие к переходу на растительное питание? Во-первых, можно назвать четыре общих причины: забота об окружающей среде, забота о животных, забота о благосостоянии людей и желание вести более здоровый образ жизни. Помимо этого, христиане могут руководствоваться давней религиозной традицией отказа от мяса и других продуктов животного происхождения в пост.

Давайте рассмотрим эти причины по очереди. Начнем, однако, с более фундаментального вопроса: почему христианское понимание Бога и мира может обеспечить особую мотивацию для растительного образа жизни.

Христиане верят в то, что все во вселенной обязано своим существованием Богу. Бог христиан – это не просто их Бог и даже не Бог всех людей, но Бог всех существ. Библейские тексты прославляют Бога, который сотворил всех существ и объявил их хорошими (Бытие 1); который сотворил мир, где каждое существо имеет свое место (Псалом 104); который испытывает сострадание к каждому живому существу и обеспечивает его (Псалом 145); который в лице Иисуса Христа действует, чтобы освободить все творения его от рабства (Римлянам 8) и объединить все земное и небесное (Колоссянам 1:20; Ефесянам 1:10). Иисус успокоил своих последователей, напомнив им, что ни одна птица не забыта у Бога (От Луки 12:6). Иоанн говорит, что сын Божий пришел на землю из-за Божьей любви к миру (От Иоанна 3:16). Божье восхищение всеми созданиями и забота о них означает, что у и христиан есть основания восхищаться ими и заботиться о них, особенно потому, что люди призваны быть образом и подобием Бога. Видение того, что весь мир, как сказал поэт Джерард Мэнли Хопкинс, заряжен величием Бога, является фундаментальным аспектом христианского взгляда на мир.

Таким образом, христиане признают вселенную и все существа в ней как принадлежащие Богу, любимые Богом и находящиеся под защитой Бога. Каким образом это может влиять на их пищевые привычки? Давайте вернемся к пяти причинам, которые мы отметили выше.

Во-первых, христиане могут перейти на веганскую диету, чтобы заботиться о Божьем творении –окружающей среде. Выбросы парниковых газов в результате увеличения поголовья скота являются важной причиной климатической катастрофы, с которой сталкивается наша планета в последние годы. Сокращение потребления продуктов животного происхождения является одним из самых быстрых способов уменьшить наш углеродный след. Промышленное животноводство также вызывает локальные экологические проблемы. Например, едва ли возможно жить рядом с большими свиноводческими фермами, где экскременты сваливают в канавы, но их часто размещают рядом с бедными общинами, что делает их жизнь несчастной.

Во-вторых, христиане могут стать веганами, чтобы дать возможность другим существам процветать и по-своему восхвалять Бога. Подавляющее большинство животных выращивается в промышленных системах, которые подвергают их ненужным страданиям. Большая часть рыбы специально выращивается человеком для своих нужд, а рыба, отлавливаемая в дикой природе, погибает долго и мучительно. Крупномасштабное производство молочных продуктов и яиц влечет за собой убийство излишков самцов животных. Текущие уровни разведения животных для потребления человеком препятствуют процветанию как одомашненных, так и диких животных. К 2000 году биомасса одомашненных животных превысила биомассу всех диких наземных млекопитающих в 24 раза. Биомасса одомашненных цыплят почти в три раза превышает биомассу всех диких птиц. Эти шокирующие статистические данные показывают, что люди монополизируют производительную способность Земли таким образом, что для диких животных почти не остается места, что постепенно ведет к их массовому вымиранию.

В-третьих, христиане могут перейти на веганскую диету ради спасения жизней самих людей. Животноводческая отрасль угрожает продовольственной и водной безопасности, а те, кто уже страдает от лишений, подвергаются наибольшему риску. В настоящее время более трети мирового производства зерновых идет на прокорм фермерских животных, и люди, употребляющие мясо, получают только 8% калорий, которые были бы доступны, если бы вместо этого они ели зерновые. Животноводство также потребляет огромное количество мировых запасов воды: для производства 1 кг говядины требуется в 10-20 раз больше воды, чем для производства тех же калорий из растительных источников. Конечно, веганская диета практична не во всех частях света (например, не для сибирских скотоводов, зависящих от стад северных оленей), но совершенно очевидно, что люди, животные и окружающая среда выиграют от перехода на растительное питание везде, где это возможно.

В-четвертых, христиане могут придерживаться веганской диеты для поддержания здоровья и благополучия своих семей, друзей, соседей и общества в целом. Беспрецедентно высокий уровень потребления мяса и других продуктов животного происхождения в развитых странах наносит прямой ущерб здоровью человека – растет процент сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, диабета 2-го типа и заболеваний раком. Кроме того, интенсивные методы ведения сельского хозяйства способствуют как росту устойчивых к антибиотикам бактериальных штаммов, так и риску возникновения пандемий от зоонозных инфекций, таких как свиной и птичий грипп.

Наконец, многие христиане могут быть вдохновлены давними христианскими традициями отказа от мяса и других продуктов животного происхождения по пятницам, во время Великого поста и в другое время. Практику отказа от употребления продуктов животного происхождения можно рассматривать как часть практики покаяния, которая перенаправляет внимание с эгоистичного удовольствия на Бога. Такие традиции напоминают христианам об ограничениях, которые приходят с признанием Бога как создателя: животные принадлежат Богу, поэтому люди должны относиться к ним с уважением и не могут делать с ними все, что захотят.

Некоторые христиане находят аргументы против веганства и вегетарианства, и споры на эту тему постоянно открыты. Бытие 1 идентифицирует людей как уникальные образы Бога и предоставляет им господство над другими животными, но в конце главы людям предписывается веганская диета, поэтому первоначальное превосходство не включает в себя разрешение убивать животных для еды. В Бытии 9, после потопа, Бог позволяет людям убивать животных для еды, но это не оправдывает современные схемы выращивания животных в промышленных системах способами, которые так явно наносят ущерб людям, животным и окружающей среде. В евангельских записях говорится, что Иисус ел рыбу и предлагал рыбу другим (хотя, что интересно, он не ел мясо и птицу), но это не оправдывает употребление продуктов современного промышленного животноводства.

Важно отметить, что веганство в христианском контексте никогда не должно рассматриваться как моральная утопия. Христиане признают разрыв в наших отношениях с другими существами, который не может быть преодолен путем принятия определенной диетической практики или совершения каких-либо других подобных усилий. Христиане-веганы не должны претендовать на моральное превосходство: они грешники, как и все остальные. Они просто стремятся действовать максимально ответственно, делая выбор относительно того, что употреблять в пищу. Они должны стремиться узнать от других христиан о том, как лучше действовать в других сферах своей жизни, а свой опыт могут передавать другим христианам.

Забота о людях, животных и окружающей среде – это обязательства для христиан, и поэтому влияние современного индустриального животноводства должно их беспокоить. Христианское видение Божьего мира и восхищение им, их осознанная жизнь среди собратьев, которых любит Бог, послужит для многих толчком к принятию веганской диеты или сокращению потребления продуктов животного происхождения.

Вероника Кузьмина

Отказ от мяса в христианстве как «учение для посвященных»
В сознании современных людей идея вегетарианства, как обязательного компонента духовной практики, связана в большей степени с восточными (ведическими, буддистскими) традициями и мировоззрением. Однако причина такого представления вовсе не в том, что практика и учение Христианства не содержит идеи отказа от мяса. Она в другом: с начала возникновения Христианства на Руси его подходом была определенная «политика компромисса» с потребностями простого народа, не желающим «углубляться» в духовную практику, и с прихотями власть имущих. Показательным примером является «Сказание о выборе веры князем Владимиром», содержащимся в «Повести временных лет» за 986 год. О причине неприятия ислама Владимиром сказание говорит так: «Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: «Не можем без того быть, ибо веселие на Руси есть питие». Нередко эту фразу толкуют как начало широкого распространения и пропаганды пьянства среди русского народа. Сталкиваясь с подобным мышлением политиков, церковь не проповедовала широко о необходимости отказа от мяса и вина для основной массы верующих. Не способствовал этому также климат и сложившиеся кулинарные традиции Руси. Итогом стало следующее положение вещей. Для восточных духовных школ требование отказа от мяса является экзотерическим наставлением: знанием, которое раскрывается публично и является обязательным требованием для каждого. В христианстве же идея воздержания от мяса является эзотерической, т.е. тайной, передающейся внутри традиции среди тех, кто желает серьезно практиковать аскетизм и обуздание плоти, прежде всего, в монашеской среде.
Посты в христианстве
Единственный случай воздержания от мяса, хорошо известный и монахам и мирянам — это Великий Пост. Этот пост можно с уверенностью назвать самым главным для любого верующего православного человека. Также его называют Святой Четыредесятницей, в память о 40 днях поста Иисуса Христа, пребывающего в пустыне. За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная неделя - воспоминание страданий (страстей) Христовых, которые добровольно принял на себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная неделя заканчивается главным и самым светлым христианским праздником - Пасхой или Христовым Воскресением. Во все дни поста запрещается употреблять «скоромную» пищу: мясо и молочные продукты. Строго запрещено также курить и пить алкогольные напитки. Церковный устав разрешает в субботние и воскресные дни Великого поста испивать на трапезе не более чем три красовули (сосуд размером со сжатый кулак) вина. Рыба разрешается в пищу только немощным, в виде исключения. В наши дни во время поста многие кафе предлагают специальное меню, а в магазинах появляются выпечка, майонез и другие широко распространенные продукты без яиц. В действительности, количество предписанных постов в Христианстве гораздо больше. Православный интернет-ресурс «Просто Пост» сообщает: «Пост как форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела является обязательной практикой для православных христиан, у которых количество постных дней в году может достигать двухсот». Постными днями, в частности, считаются среда и пятница каждой недели.
Воздержание от мяса в Ветхом завете
Согласно Книге Бытия, первоначально, в шестой день творения, человеку и всем животным Господь позволил лишь растительную пищу: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» (1.29). Ни человек, ни какое-либо из животных изначально не умерщвляли друг друга и не причиняли друг другу никакого вреда. Всеобщая «вегетарианская» эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным Потопом. В Библии противопоставляются друг другу два образа: питание овощами, фруктами и злаками - чистая жизнь и преданность Богу, жизнь Адама и Евы до грехопадения и питание мясом - жизнь в блуде и чревоугодии, идолопоклонничество и развращение людей. Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о том, что разрешение на мясную пищу - это лишь уступка упрямому желанию человека. Именно поэтому, когда израильский народ выходил из Египта, символизирующего порабощение духа началом материальным, вопрос «кто накормит нас мясом?» (Числ. 11, 4) расценивается Библией как «прихоть» - ложное устремление человеческой души. В Книге Чисел рассказывается о том, как, недовольные посланной им Господом манной, евреи стали роптать, требуя в пищу мясо. Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее утро все, кто ел птиц, были поражены моровой язвой: «33. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. 34. И нарекли имя месту сему: Киброт - Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ» (Числ. 11, 33-34). Вкушение мяса жертвенного животного имело, прежде всего, символический смысл (принесение в жертву Всевышнему животных страстей, влекущих ко греху). Древняя традиция, закрепленная затем в Законе Моисеевом, предполагала, фактически, лишь ритуальное употребление мяса.
Воздержание от мяса в Новом Завете и апостольская традиция
«Новый Завет» содержит ряд описаний, внешне не согласующихся с идеей вегетарианства. Например, знаменитое чудо, когда Иисус накормил множество людей двумя рыбами и пятью хлебами (Мф.15:36). Однако следует помнить не только о буквальном, но и о символическом значении данного эпизода. Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» - рыба. В действительности он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theоu Uios Soter» - «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Частые ссылки на рыбу символически указывают на Христа, не имея ничего общего с поеданием мертвой рыбы. Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться более на смерти Иисуса, чем на его выдающейся жизни. Отдельного разбора заслуживает история переводов Евангелий на различные языки мира. Например, еще в английской Библии времен короля Георга ряд мест Евангелий, в которых употребляются греческие слова «trophe» (питание) и «broma» (пища), переводились как «мясо». К счастью, в православном синодальном переводе на русский язык большинство таких неточностей исправлены. Однако в фрагменте об Иоанне Крестителе говорится: он питался «акридами», что нередко трактуется как «род саранчи» (Матф. 3,4). В действительности же, греческое слово «locusts» относится к плодам псевдоакации или рожкового дерева, что и было хлебом Св. Иоанна. В апостольской традиции мы встречаем упоминания о пользе воздержания от мяса для духовной жизни. У апостола Павла находим: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). «Потому, если пища соблазняет брата моего, то не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Коринф. 8:13). Евсевий, епископ Кесарии Палестинской и Никифор - церковные историки, сохранили в своих книгах свидетельство Филона - иудейского философа, современника апостолов. Хваля добродетельную жизнь христиан египетских, он говорит: «Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. <…> Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп (горькую траву)».
Отказ от мяса в христианском монашестве
В подвижническом христианском монашестве пост понимался как одна из важнейших практик обуздания страстей, путь к «бытию ангельскому на земле», и стяжанию полноты богопознания. Сохранился знаменитый «Устав отшельнической жизни» Св. Антония Великого (251-356 гг.), одного из основателей института монашества. В главе «О пище» Св. Антоний пишет: (37) «Мяса совсем не ешь», (38) «к месту, где точат вино, не подходи». Насколько эти изречения отличаются от широко пропагандируемых образов полных, не вполне трезвых монахов с чашей вина в одной руке, и сочным окороком в другой! Упоминания об отказе от мяса, наряду с прочими практиками духовного делания, содержатся в биографиях многих выдающихся подвижников. «Житие Сергия Радонежского, чудотворца» сообщает: «С первых же дней своей жизни младенец показал себя строгим постником. Родители и окружающие младенца стали замечать, что он не питался молоком матери по средам и пятницам; не прикасался он к сосцам матери и в другие дни, когда ей случалось употреблять в пищу мясо; заметив сие, мать вовсе отказалась от мясной пищи». Строгим вегетарианцем был и столь почитаемый в народе Св. Серафим Саровский. «Житие» свидетельствует: «Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его келии». Сохранились также воспоминания о том, как Св. Серафим кормил хлебом, который ему приносили из монастыря, огромного медведя. Достаточно ознакомиться с биографиями христианских подвижников и святых, чтобы заметить, сколь часто практиковалось ими воздержание от мяса. Например, блаженная Матрона Анемнясевская (XIX в.) с детства была слепой. Особенно строго соблюдала она посты. С семнадцати лет не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Св. мученик Евгений, митрополит Нижегородский (нач. XX в.) с 1927 по 1929 годы находился в ссылке в Зырянском крае (Коми А.О.). Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Последнее из воплощений образа христианского старца на телеэкране - это гениальный, признанный церковью фильм Павла Лунгина «Остров». В одном из эпизодов главный герой, отец Анатолий, говорит: - Все продать подчистую. - Все? - Все подчистую. Слышь? Продашь, не пожалеешь. За твоего хряка, я слышал, хорошие деньги дадут. Славный хряк. Ты знаешь, кабы я мясо ел, я б у тебя его сам бы купил».
Станислав Зюзько