Традиционная одежда коренных народов севера. Традиционная мужская и женская одежда народа ханты Народный костюм манси

Светлана Потапова
Беседа «Национальная одежда ханты и манси»

Цель :

Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси .

Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда .

Развивать восприятие, воображение, речь.

Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси .

Материал : картинки с изображением быта ханты и манси (шьют одежду , вышивают бисером, охотятся, ставят чум) ; картинки с изображением одежды и обуви ; образцы орнаментов для украшения одежды .

Словарная работа : обласок, малица, платок с кистями, халат, кисы, орнамент, бисер, чум, юрта.

Воспитатель : Ребята, нас сегодня пригласила в гости бабушка Имиль. Музей находится далеко, за рекой. Добраться туда нелегко. Поплывём мы с вами на хантыйской лодочке , которая называется обласок. Этот обласок выдолблен из толстого ствола дерева.

(Имитация движений греблей вёслами.)

Вот мы с вами и в музее. Посмотрите внимательно на эти картины.

Что вы видите?

Дети : Женщины шьют одежду , вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр, мужчины ловят рыбу, едут в оленьих упряжках, строят дом.

Воспитатель : Правильно. Молодцы, вы очень внимательные.

Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.

Как вы думаете, из чего ханты строят свой дом , который называется чум?

Дети : из палок и из шкур оленя.

Воспитатель : правильно, дом из бересты называется чум. Еще ханты живут в избушках .

Я вам сейчас покажу небольшой кусочек шкуры оленя, вы можете его погладить, потрогать, чтобы понять какая шкура толстая и теплая.

Ребята : Вся одежда у народов ханты и манси шьётся широкая , чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении. Во время сбора ягод или при ходьбе по кочкарнику (по кочкам) его можно поддернуть за пояс.

Ребята, обратите внимание, как украшена одежда . Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.

Физкультминутка :

Игра «Поймай оленя» . (Задеть петлей веревки друг друга) .

А теперь, рассмотрите орнамент, украшающий одежду . Все элементы орнамента имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев : «Рог оленя самца» , «Заячьи ушки» , «Лапы лисы» , «След маленьких крестов» , «Рябь воды» , «Накаты волн» , «Голова соболя» , «Гнездо птицы» , «Ноги маленькой лягушки» , «Пасть щуки» , «Солнце» , «Ветки березы» .

Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия ? Что вам напоминает этот орнамент?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны.

Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и бабушка Имиль дарит вам образцы орнаментов «Ветки берёзы» , «Солнце» .

Теперь можно отправляться обратно в детский сад, где мы раскрасим цветными карандашами подаренные орнаменты.

Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.

Итог :

Воспитатель : Ребята расскажите, где мы сейчас с вами были.

Дети : Мы были в музее.

Воспитатель : На чем мы добирались до музея.

Дети : На лодке, которая называется обласок.

Воспитатель : С одеждой каких народов мы познакомились. (Ханты , манси )

Как называется одежда мужчин ? (Малица)

Как называется обувь? (Кисы, унты)

Какую одежду носят женщины ? (Платье, халаты, платок на голове)

Чем украшается одежда ? (Орнаментом, вышивается бисером)

Кто запомнил названия орнаментов?

Почему у них такое название? (Орнамент похож на лапы, следы животных и птиц, на ветки деревьев)

Что вам подарили в музее? (Орнаменты)

Для чего он нужен?

В заключение дети раскрашивают орнаменты цветными карандашами.

Публикации по теме:

Беседа с родителями в младшей группе «Одежда детей в группе и на улице» Родители, которые готовят своего ребенка в детский сад, всегда обеспокоены тем, какая обувь и одежда понадобятся для детского сада. И это.

«ХАСАНДЕЛА» - аварская народная игра. Играет вся группа. ИНВЕНТАРЬ: палочка длиной 50-60 см. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: Дети садятся, образуя.

Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Программное содержание: Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Приобщение детей к якутской народной культуре является сегодня актуальной темой для нас. Детям обязательно нужно знать историю своего народа,.


Традиционная культура народов севера складывалась на протяжении веков и была максимально приспособлена к суровым природным условиям. Охота, рыбалка и оленеводство всегда были основой жизни северных народов ханты. Необходимо отметить, что олень для них – это смысл жизни. Чем больше у тебя оленей, тем лучше будет жить твоя семья. Ведь олень дает всё. Это и пища, и жилище, и одежда, и круглогодичное средство передвижения. Кстати, редчайшая особенность этого животного - у северного оленя даже нос покрыт мехом.

Женская зимняя одежда хантов - оленья двойная меховая шуба (сах). Она завязывается спереди, у нее подкладка всегда из меха, а верх из оленьей шкуры ворсом наружу, расшитый различными национальными узорами.

Женской летней одеждой является суконный и хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный бляшками, иногда колокольчиками, расшитый различными узорами. Дополняет наряд большой платок с кистями.

Традиционная мужская одежда - малица (мольщах)- шьется мехом внутрь. Она надежно защищает человека от мороза, снега и ветра. Капюшон и рукавицы пришивают к малице. Мех на капюшоне защищает лицо от холода.

Летняя мужская одежда по покрою не отличается от зимней. В качестве летней одежды служат старые малицы или суконные гуси.

Зимняя обувь хантов – кисы (вай), с меховым чулком из шкуры оленя. Шкуру для кисов берут с оленьих ног. Расшивают различными узорами.

Летняя обувь – (нюки вай)- шьется из кожи (замши из шкуры оленя).

Особое место в традиционной жизни народа ханты занимает детская одежда. Маленьких детей родители одевают особенно красочно. К изготовлению детских вещей относятся с большой любовью. Одежда уже с самого раннего возраста имеет определенный смысл – она призвана защищать ребенка не только от холода и непогоды, но и от злых духов.

Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый цвет имеет свое обозначение: белый - цвет снега, красный - цвет жизни, жёлтый - знак огня, зелёный - тайга, синий - цвет рек, воды, неба. По мнению ханты, мысли женщины, шьющей одежду, будут вшиты в швы и узоры,

поэтому женщина во время работы должна думать только о хорошем. Ханты считают, что одежда готова и ее можно надевать, когда она украшена орнаментом.


У народа ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т. п. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зеленый, желтый и подбирают по принципу контрастности .

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов.





женская одежда: ягушка (сах), кисы (вай), бурки.





Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками, пуговицами.

Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения.

Женщины ханты

носили большое

количество медных и серебряных колец.



Манси – народ в Российской Федерации с древних времен населяющий бассейн реки Обь. Согласно данным Переписи населения 2002 года, на территории России проживает около двенадцати тысяч представителей данной народности. Большинство манси говорят на русском языке, но до сих пор остались целые селения, которые не забыли своего родного, мансийского языка.

Как обособленный народ манси сформировались еще в середине первого тысячелетия нашей эры. Народность сложилась из нескольких племен, поселившихся на территории бассейнов рек Камы, Урала, Оби и так далее. Некоторые из этих племен пришли из Северного и из западной Сибири. Примерно в первой половине второго тысячелетия у манси были частые конфликты с русскими племенами и народом коми.

В русских летописных источниках первые упоминания о манси датируются второй половиной одиннадцатого века. В этот время русские называли их «югры», реже «вогуличи» или «вогулы». Тесный контакт между манси и русскими начался после завоевания Сибири. В это период развитие манси было на весьма низком уровне. Они жили родо-племенным строем, основным занятием была охота на лесного зверя, ловля рыбы. Редкие племена разводили оленей и обрабатывали землю.

Вплоть до конца восемнадцатого века манси не знали транспорта, кроме оленьих или собачьих упряжек, лошадей и лыж. Только с приходом за Урал советской власти, началось активное развитие северных народностей. Многие манси занялись выращиванием скота (лошади, овцы, коровы), и оленеводством.

Традиционное жилище манси

Традиционным жилищем манси является деревянная изба, где семья проводила всю зиму. В летнее, осеннее и весеннее время манси уходили из своих постоянных домов в места промысла. Временные хижины собирались из жердей, накрытых берестой. Оленеводы в степи сооружали чумы из жердей и оленьих шкур. У манси, живущих на юге и западе Зауралья постоянные (зимние) избы весьма походили на русские срубы. В северных районах зимние избы часто имели земляную или берестяную крышу. Поселения манси состояли из близких и дальних родственников.

Как правило, постоянные избы отапливали с помощью некоего подобия камина, собранного из жердей и обмазанного глиной. Это очаг использовали так же для приготовления пищи. Хлеб манси пекли в особых печах, которые специально строили недалеко от дома. Излюбленной пищей манси было вяленое оленье мясо, рыба, запеченная на костре. Иногда рыбу и мясо жарили или сушили. Осенью употребляли в пищу лесные дары, за исключением грибов, которые считались непригодными в пищу.

Народный костюм манси

Мужчины манси одевались в рубашку, широкие и теплые штаны. Верхняя одежда шилась из сукна и обязательно имела капюшон и широкие рукава. Оленеводы носили «лузан» — накидка из оленьих шкур с отверстием для головы и рук и несшитыми боками.

Женщины одевались в платье или халат, богато украшенный вышивкой. Обязательным атрибутом являлся платок на голове. Женщины уделяли особое внимание украшениям: кольца из драгоценных металлов, бисерная вышивка на одежде, ожерелья, серьги и тому подобное.

В восемнадцатом веке русские обратили манси в православную веру. До этого момента северный народ имел развитую мифологию, верил в духов-предков и духов-покровителей. В каждом сселении был свой шаман. В настоящее время подавляющее большинство манси – православные христиане, но все же далекие отголоски прежней веры сохранились.
Манси верили, что весь окружающий мир делится на три царства: небо, землю и подземное царство, а каждым из них управляло отдельное божество. Например, небом управлял бог Торум (переводится как «небо», «погода» или «высшее существо»), который создал землю и управляет ею. Хуль-отыр – это бог подземного царства, который наносит вред людям, создает опасных существ и забирает людей к себе во владения. Ма-анква – богиня земли, спасающая человека от болезней, дающая потомство…

Помимо трех основных божеств, манси верили в существование подобных человеку божков, обитающих среди людей. Например, божества Менкевы – это божественные существа, созданные Торумом. Согласно легенде, небесный бог создал их из дерева, но Менкевы укрылись от создателя в лесу и живут там, охотясь на хищных зверей. Манси верили, что Менкевы приносят удачу на охоте. У лесных божеств есть семьи и дети.

Некоторые лесные обитатели так же наделялись божественными качествами. Например, и до наших дней сохранился культ медведя. Волка манси боялись и считали созданием подземного бога. Собаки, согласно верованиям, была неким посредником между живыми и мертвыми.

Медвежий праздник – один из немногих сохранившихся в наши дни пережитков старой веры народа. Медведь у народа манси всегда был особо почитаемым божественным существом, но он так же был и основным объектом охоты, дающим одежду и пропитание.

Медвежий праздник или медвежьи игрища – это своеобразный ритуал, направленный на то, чтобы успокоить душу убитого животного и душу человека, убившего его. Манси устраивали медвежьи праздники один раз в семь лет, кроме того, каждый раз, как охотники возвращались домой с убитым животным, проводился ритуал.

Сам ритуал начинается еще в лесу, на месте смерти животного. Охотники должны были очистить шкуру медведя, обтирая ее водой, снегом, травой или просто землей. Затем тушу клали на особые носилки, так, чтобы голова лежала между передних лап. В таком виде добычу несли в поселение. Приближаясь к сородичам, охотники оповещали их криком. Если была убита самка медведя, то охотники кричали четыре раза, а если самец, то пять раз. Жители деревни выходили на встречу охотникам и окуривали их дымом, окропляли водой или снегом.

В зависимости от пола животного праздник длился пять дней (если убит самец) или четыре дня (если убита самка). Сначала голову медведя помещали в «святой угол» дома, а рядом выкладывали охотничье оружие. Затем у головы спрашивали разрешение, прежде чем начать праздник. После получения согласия манси выбирали животное, которое будет принесено в жертву медведю. Только охотник, убивший животное мог назначить день, когда начнется праздник. В доме устраивали пышное застолье, перед головой медведя ставили угощения.


Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков. Одежда у хантов сынско-куноватского и нижнеобского регионов очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде. Ханты и Манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют "обские угры" - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Одежда остяков и вогулов


Мужская одежда Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов. Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.


Детская одежда Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.


Женская одежда Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.


Способы украшения Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Для украшения одежды применялись меха разных цветов (меховая мозаика), бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п. Искусство меховой мозаики и сегодня популярно на Севере, используется для украшения сумок, обуви, шапок.


Украшение головы Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п.