Типы образовательных ситуаций в доу. Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников

из опыта работы воспитателя детского сада "Образовательные ситуации как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста"

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ и детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Главными задачами создания и применения образовательной ситуации является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме, позволяющих смоделировать для детей реальную действительность и возможные варианты поведения.
Образовательные ситуации необходимо включать в различные моменты образовательного процесса.
***
Образовательные ситуации как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста исследовалось многими учеными. Определённый вклад в рассмотрении вопроса использования ситуаций в процессе социально-личностного развития дошкольников внесли такие педагоги, как Т. Н. Бабаева, Е. В. Бордиченко, Л. И. Дуранцина, Т. Н. Ерофеева, С. А. Козлова, Л. В. Крайнова, Л. А. Пеньевская, В. П. Пушмина, Т. А. Смолёва, М. И. Тимошенко, С. Ю. Яницкая и др.

Среди наиболее известных на сегодняшний день образовательных технологий Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, В. А. Сластёнин считают: развивающее обучение В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина; проблемное обучение И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова; программированное обучение Т. А. Ильиной, Н. Ф.Талызиной; адаптивную систему обучения А. С. Границкой; технологию полного усвоения Б. Блум, Д. Кэрролл.
А. А. Реан называет виды образовательных ситуаций, которые используются в дошкольных, школьных учреждениях структурно-логическими, игровыми, компьютерными, диалоговыми, тренинговыми.

Многие учёные рассматривают ситуации как методы, приёмы, средства, способы, направленные на социально-личностное развитие детей.

И. В. Сушкова указывает, что термин «образовательная ситуация» тесно связана с понятием «педагогическая ситуация». Эти термины довольно часто понимаются как синонимичные. Как отмечает автор, «педагогическая ситуация – это форма совместной деятельности педагога (родителей) и детей, в процессе которой дети решают ту или иную проблему, а педагог (родители) направляют их на решение проблемы, помогают им приобрести новый опыт, активизируют детскую самостоятельность».

Существуют разные трактовки понятия «образовательная ситуация», рассмотрим некоторые из них. Образовательные ситуации, упражнение, приучение – методы создания условий или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности.

Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме.

«Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы), полагает Е. С. Конохова» .
В Проекте примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» 2015 года образовательные ситуации характеризуются, как «преднамеренно созданные педагогом или естественно возникающие в ходе реализации Программы жизненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочее помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы поведения и деятельности, закреплять уже освоенные» .
Социально – личностное развитие происходит успешно при условии его включения в различные моменты образовательного процесса, поэтому образовательные ситуации в данном случае очень эффективны.
В каждой ситуации перед детьми возникает какая-то социальная проблема, требующая личного решения, и воспитатель направляет детей на поиск этого решения.

Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций:
игровые;
практические;
театрализованные;
проблемно-игровые;
проблемные.

Так же образовательные ситуации можно разделить на:
заранее спланированные;
спонтанно возникшие.

В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.

Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию окружающего мира. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир, давая свою оценку.
Скорректировать модель социального поведения ребенка можно лишь в образовательной ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном детстве происходит эмоционально-практическим путем.

Л. Н. Изотова предлагает использовать образовательные ситуации гуманистического выбора. «В них дошкольники становятся перед выбором откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её. Поведение детей в образовательных ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития» .

Также она рекомендует для социально-личностного развития образовательные ситуации проблемного характера по принципу «Как быть, что делать?» Это различные ситуации, которые изначально создают затруднения для пробуждения определенных качеств детей: инициативы, самостоятельности, сообразительности, отзывчивости, готовности искать нужные решения.

Проблемные ситуации, которые можно использовать для реализации задач социально-личностного развития :
1. Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. («Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.»)

2. Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!» Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?

3. Кто из девочек поступил этично?… Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая красивая!» А воспитатель подумала: «А в другие дни я, наверное, некрасивая».… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!»
- Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно. Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.

4. Мама зовет сына: «Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду».
Миша отвечает: «Сейчас». Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду. - Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя. Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?

5. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?

6. Мой знакомый мальчик спрашивает: «Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает». Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? «Долг платежом красен», - что означают эти слова?

Данные образовательные ситуации могут быть придуманы самим воспитателем или взяты из методических пособий.
Л. Н. Изотова считает, что «невозможно придумать единые образовательные ситуации, а можно лишь создать шаблон, по которому каждый педагог практик придумает свои, учитывая особенности каждой группы в детском саду и каждого отдельного дошкольника» .

Т. В. Делеске уверена, что «образовательные ситуации в дошкольном возрасте надо применять с учетом периода дошкольного детства. Например, для детей четвертого года жизни использовать развивающие образовательные ситуации с гуманистическим содержанием, такие как «Наш зайчик поранил лапку», «Кукла заболела», «Найдем друга пчелке Майе», «Поможем Зайке одеться» и т. д. То есть, в этих ситуациях придется обсуждать проблему и помогать попавшим в беду игрушкам или героям. При этом будут решены следующие задачи социально-личностного развития детей:
умение дружить;
помогать другому;
развить культурно-гигиенические навыки;
нормализовать и совершенствовать эмоциональное состояние в группе» .

С детьми пятого года жизни можно создавать ситуации «Почемучки». Дети охотно сотрудничают со взрослым, стремясь к интеллектуальному общению с ним, развивают познавательные процессы, активизируют мыслительную деятельность в направлении социального развития.

С детьми шестого и седьмого года жизни Т. В. Делеске предлагает насыщать жизнь детей в дошкольном образовательном учреждении разнообразными развивающими ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные приемы и умения. Определить свойств песка, снега, подобрать дорожки по ширине в различных ситуациях, найти поисковое решение через наводящие вопросы, подсказки, заведомо неправильные наводки, недосказанные истории. По её мнению, главное, всегда «использовать план образовательной ситуации с заранее выдвинутыми целями и задачами социально-личностного развития дошкольников. (Пример плана и образовательных ситуаций представлен в приложении 1). Все образовательные ситуации подбираются в соответствии с реализуемой темой».

Использование образовательных ситуаций, способствующих обогащению социальных представлений детей дошкольного возраста за счет ознакомления с моральными, нравственными, эстетическими и этическими качествами, которые необходимы для жизни в обществе, являются ведущим средством социально-личностного развития дошкольников.

Следует сказать, что продуманное и системное использование образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая имеет для них определенный социальный смысл, они стремятся к достижению результата, который в дальнейшем будет использован решению ими для умения сделать жизненный выбор в социуме.

Список использованной литературы
1. Делеске, Т. В. Использование развивающих образовательных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста / Т. В. Делеске. - Новосибирск. 2016. – 93с.
2. Изотова, Л. Н. О социализации дошкольников / Л. Н. Изотова.// Дошкольное воспитание. - 2006 - №4. – С.115.
3. Конохова, Е. А. Использование образовательных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников / Е. А. Конохова. – М., 2016. – 109с.
4. Сушкова, И. В. Педагогические ситуации: возможности и особенности использования в ДОУ / И.В. Сушкова // Оптимизация начального образования в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 35-летию факультета педагогики и методики начального образования. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С.275-281.
5. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.; рук. автор. коллектива Н. В. Федина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 303 с.

Приложение 1
Примерный план организации образовательной ситуации
1. Постановка проблемы.
2. Вопросы (что хотим узнать).
3. Выдвижение предположений, гипотез.
4. Проверка гипотез (наблюдение, эксперимент, в литературе).
5. Подведение итогов. Доклад.
6. Продукт деятельности.
Деятельность педагога: создание ситуаций, постановка проблемы, формулировка вопросов, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность детей: включение в ситуацию, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Затем идет описание образовательной ситуации.

Примеры развивающих образовательных ситуаций в средней группе ДОУ
Незнайка пошел за грибами, но не знает, какие съедобные.
Задачи: уточнить представление о грибах (ядовитых и съедобных); развивать внимание, память.
Продукт деятельности: корзинка со съедобными грибами.
Помочь Снеговику определить, где чище снег. В городе или в лесу?
Задачи: учить самостоятельно делать выводы на основе опытов; развивать исследовательский интерес; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
Продукт деятельности: дневник опытов: рисунок, запись.
У Карлсона заболела бабушка. Что делать?
Задачи: закрепить порядок действий в случае болезни; воспитывать чуткое отношение к окружающим, желание заботиться о близких.
Продукт деятельности: алгоритм действий в случае заболевания близких людей.
Цветные человечки перепутали блоки, нужно им помочь их разобрать и построить для них домики, которые им понравятся
Задачи: развивать умение решать поставленную задачу известными способами, но с усложнением.
Продукт деятельности: творческие постройки определенного цвета.
Наши комнатные растения просят помощи
Задача: развитие самостоятельных навыков ухода за комнатными растениями.
Продукт деятельности: рисунок, запись в дневнике наблюдений.

Консультация для педагогов

«Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО по программе «Детство»

Быльцева И.А., методист

МБДОУ «Новоаганского ДСКВ «Лесная сказка»

Исходя из позиции субъект-субъектного подхода, выстраивания новых субъект-субъектных форм взаимодействия, которые направлены на достижение качества результата образования, рождаются образовательные ситуации.

Рассмотрим определения образовательной ситуации. А.Тубельский утверждает, что «образовательная ситуация разворачивается как бы в двух плоскостях: как запуск самодвижения ребенка в направлении изучаемого содержания и как возникновение нового знания. Характер этого нового знания вполне предугадать невозможно, но оно соразмерно индивидуальности каждого и его целенаправленному усилению. При этом к педагогу, организующему и работающему именно в образовательных ситуациях, существует минимальное, но необходимое требование – допускать возможность проблематизации имеющегося у него знания новым: тем которое получено здесь и сейчас, совместно с детьми».

А.В.Хуторской: « Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности , который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции».

Л.М . Кларина , З.А. Михайлова определяют образовательную развивающую ситуацию , как совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем, имеющую:

    Гибкий сценарий

    Связь с опытом и интересами детей

    Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром

    Активную , целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества

    Рефлексию способов средств решения задач.

По определению Т.И.Бабаевой образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка.

В ФГОС дошкольного образования предусмотрены следующие формы совместной деятельности – непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, взаимодействие с родителями. Образовательная ситуации встраивается в образовательный процесс в виде занятия, какого-то образовательного режимного момента, как введение в самостоятельную деятельность

Характеристика образовательной ситуации

    Структурная единица образовательной деятельности;

    Возникает спонтанно или организуется целенаправленно;

    Является конкретным временным и пространственным элементом образовательного процесса;

    Разворачивается как запуск субъектных проявлений ребенка в направлении осваиваемого образовательного содержания;

    Предполагает совместное решение задачи педагогом и детьми;

    Учитывает индивидуальность и субъектность ребенка в достижении результата;

Исходя из представленных характеристик образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.

Что дает образовательная ситуация ребенку?

    ОС стимулирует развитие ребенка, так как есть проблема, которая требует поиска решения.

    Новизна решаемой задачи, которая постоянно поддерживает интерес ребенка

    В ходе ОС у ребенка формируются исследовательские отношения.

    Многообразие возможных решений. Ребенок может выбрать один из вариантов решения.

Существует несколько оснований для классификации образовательных ситуаций. Их можно создавать в рамках образовательных областей. Можно использовать для классификации целевые ориентиры, и уже под них проектировать деятельность. Структура образовательной деятельности также может служить основанием для классификации (ситуации мотивации; ситуации реализации деятельности, ситуации рефлексии и оценки).

Возможно классифицировать образовательные ситуации по видам деятельности. До трех лет ведущая деятельность ребенка предметная. То есть в основе познания ребенка находится некий предмет. Следовательно образовательная ситуация должна строится на познание предметов. Предметом для ребенка является не только мяч, кукла, дерево, но и человек, и речь и т.д. Ребенок в этом возрасте опредмечивает все, даже казалось бы то, что никак не подлежит опредмечиванию.

Основной способ познания в раннем возрасте также носит предметный характер. Малыш все пробует на вкус, бросает, мнет и т.д. Сегодня прикусывая мяч ребенок познает его свойства. А завтра прикусывая другого ребенка, который является также предметом, играющим рядом, он познает разницу между ними.

Для детей от 3 до 5 лет характерно новое содержание развития. Ребенок начинает уходить от предметного мира, которым он в полной мере пресытился, его начинает интересовать социальный мир во всех его связях, соподчинениях. Он начинает воспринимать предметы не как отдельные, а в связке, то есть предметный мир начинает выглядеть для него более социально. Следовательно, основным направлением для деятельности воспитателей становятся познание социальных отношений, связей. Также в этом возрасте появляется сюжетно-ролевая игра, поэтому образовательная ситуация строится на каком-либо сюжете, связана с ролевым взаимодействием, с поисковой деятельностью.

От 5 до 7 лет у ребенка возникает потребность в самовыражении. Поэтому образовательные ситуации должны усложняться (для решения основной проблемы нужно решить несколько более мелких ситуаций). Ребенок должен иметь возможность аккумулировать весь свой опыт, выразиться, показать свои способности, возможности.

Виды образовательных ситуаций

    Объяснительно-иллюстративные. Больше подходят для занятий, для погружения в тему.

    Репродуктивные. Ребенку транслируется опыт, который он должен усвоить (повтор).

    Проблемные. Ребенок ищет решения в совместной со взрослыми деятельности.

    Частично-поисковые. Совмещают в себе показ взрослого и поиск решений проблемы.

    Эвристические. Дети делают открытия самостоятельно.

Существуют и другие классификации видов образовательных ситуаций:

    Ситуации обучающего взаимодействия в контексте содержания темы

    Ситуации сопровождения в освоении темы

    Ситуации поддержки детской самостоятельной деятельности

Для описания образовательной ситуации разработан некий алгоритм.

    Название, которое должно быть ориентировано на ребенка, то есть понятное ему.

    Задачи (1-2). Это должны быть приоритетные задачи, меть конкретную формулировку.

    Контекст ситуации для педагога, то есть что делается по отношению к ребенку.

    Контекст ситуации для детей (какую установку педагог предлагает детям).

    Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)

Пример описания ситуации.

Название

Письмо.

Задачи

Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин. Стимулировать проявление творчества

Контекст ситуации для педагога

Детям предлагается «прочесть письмо». В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально-нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию. Логика работы: рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.

Контекст ситуации для детей

«В одном дворе произошло событие. Участники события (дети) написали письмо с просьбой помочь им разобраться в ситуации и принять правильное решение - что им делать, как поступить.

Как прочесть письмо? Давайте рассмотрим картинки, разложим их по порядку, и попробуем прочесть, о чем рассказывается в письме. Можете дать участникам события имена.

А затем, расскажете, как исправить положение (разрешить ситуацию, прекратить ссору), как бы вы поступили, оказавшись в этой ситуации. Каждый из вас составит свой вариант события, а потом мы постараемся узнать, кто из вас угадал и прочел письмо правильно»

Направление развития ситуации

С целью развития детского речевого творчества и совершенствования монологической речи детей предлагается продолжить «переписку». Детям необходимо будет «прочесть письма»: без окончания события, с пропущенной картинкой, отражающей кульминацию события, с отсутствием изображения завязки события и т.д. до составления рассказа по одной картинке.

Эта образовательная ситуация может быть, как занятие, как совместная деятельность, как индивидуальная работа. В режиме дня педагог может планировать несколько образовательных ситуаций. Наша задача показать предмет, явление, знание с разных точек зрения (в речевом, познавательном, художественно-эстетическом развитии).

Основой для доклада послужили материалы семинара В.А.Деркунской «Образовательный процесс в детском саду на основе примерной образовательной программы «Детство» в условиях введения ФГОС ДО»

Конференция: Современный детский сад

Организация: МКДОУ д\с № 275 «Миша»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Согласно ФГОС дошкольного образования, педагоги должны осуществить переход от учебной модели к развивающей, целью которой является развитие ребенка. Для этого нам необходимо искать такие формы, методы и подходы в работе с дошкольниками, которые будут соответствовать современным требованиям.

Особенностью организации образовательной деятельности, на основе реализуемой нашим дошкольным учреждением примерной программы «Детство», является ситуационный подход. Это значит, что основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме. Но, пожалуй, главной задачей является развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы. Ситуационный подход выполняет принцип продуктивности образовательной деятельности, то есть получение какого-либо продукта: панно, газета, журнал, атрибуты для игр, постройки и т.д.

В каждой ситуации перед детьми возникает какая-то проблема, требующая решения и воспитатель направляет детей на поиск этого решения.

Можно выделить следующие типы образовательных ситуаций:

    игровые;

    практические;

    театрализованные;

    проблемно-игровые;

    проблемные.

Так же образовательные ситуации можно разделить на

    заранее спланированные;

    спонтанно возникшие.

В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.

Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир.

Как научить маленького ребенка думать?

Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном детстве происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок - маленький исследователь, он всегда стремится к активной деятельности.

Для детей четвертого года жизни я использовала развивающие образовательные ситуации с гуманистическим содержанием. Например, "Наш зайчик поранил лапку", "Кукла заболела", "Найдем друга котенку Пуху", "Поможем Мишутке одеться" и т. д.

То есть, нам в этих ситуациях приходилось обсуждать проблему и помогать попавшим в беду игрушкам или героям. При этом решались следующие задачи:

    умение дружить;

    помогать другому;

    культурно-гигиенические навыки;

    эмоциональное состояние в группе.

Дети пятого года жизни - почемучки - с ними я сейчас работаю. Они охотно сотрудничают со взрослым, стремясь к интеллектуальному общению с ним.

Я насыщаю жизнь детей разнообразными развивающими ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные приемы и умения. Определить:

    песок сухой или влажный;

    снег чистый или грязный;

    подобрать дорожки по ширине (чтоб проехала машина);

    что можно сделать с...(газета, карандаш, картонная коробка).

В работе руководствуюсь правилом: никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам. Но исхожу из реальных возможностей детей. Иногда достаточно только намекнуть, иногда - показать, иногда - сделать вместе. Использую следующие приемы организации поиска решения (в младшем возрасте - помощь взрослого больше, в старшем - меньше). Это:

    наводящие вопросы;

    подсказки;

    неправильные решения;

    недосказанная история;

    цепочка наводящих задач.

План развития образовательной ситуации

    Постановка проблемы.

    Вопросы (что хотим узнать).

    Выдвижение предположений, гипотез.

    Проверка гипотез (наблюдение, эксперимент, в литературе).

    Подведение итогов. Доклад.

    Продукт деятельности.

Деятельность педагога: создание ситуаций, постановка проблемы, формулировка вопросов, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность детей: включение в ситуацию, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Вот несколько примеров развивающих образовательных ситуаций, которые я использую с детьми средней группы:

    Незнайка пошел за грибами, но не знает, какие съедобные.

Задачи: уточнить представление о грибах (ядовитых и съедобных); развивать внимание, память.

Продукт деятельности: корзинка со съедобными грибами.

    Помочь Снеговику определить, где чище снег. В городе или в лесу?

Задачи: учить самостоятельно делать выводы на основе опытов; развивать исследовательский интерес; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Продукт деятельности: дневник опытов: рисунок, запись.

    У Карлсона заболела бабушка. Что делать?

Задачи: закрепить порядок действий в случае болезни; воспитывать чуткое отношение к окружающим, желание заботиться о близких.

Продукт деятельности: алгоритм действий в случае заболевания близких людей.

    Цветные человечки перепутали блоки, нужно им помочь их разобрать и построить для них домики, которые им понравятся

Задачи: развивать умение решать поставленную задачу известными способами, но с усложнением.

Продукт деятельности: творческие постройки определенного цвета.

    Наши комнатные растения просят помощи

Задача: развитие самостоятельных навыков ухода за комнатными растениями.

Продукт деятельности: рисунок, запись в дневнике наблюдений .

Все образовательные ситуации подбираю в соответствии с реализуемой темой недели.

В заключении хочу отметить, что продуманное и системное использование развивающих образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая имеет для них определенный смысл, они стремятся к достижению результата, и, в дальнейшем, на мой взгляд, будут подготовлены к решению более сложных образовательных задач .

Выступление для педагогов ДОО

Пьянкова Татьяна Александровна,

МБДОУ Д/с «Светлячок», г.Оса

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям»
В. Ф. Одоевский

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что приходя в детский сад, ребенку очень часто приходится слушать ответы на вопросы, которых он не задавал? А в ответ на интересующий его вопрос, он зачастую слышит фразы типа «потом узнаем», «завтра спросим». И чаще всего это означает – НИКОГДА! А ведь природа ребенка устроена с точностью да наоборот! Детский сад должен стать тем местом, где учатся задавать вопросы, самостоятельно находить ответы и из которого уходят с вопросами.

А как же решение задач развития, воспитания и обучения детей спросите вы? Без сомнения, это приоритетная цель деятельности педагога детского сада. Вопрос в том, какие формы организации образовательного процесса в ДОО он выберет: традиции, проверенные опытом, или инновации, малоизвестные, но столь необходимые в современном быстроменяющемся образовании?

В качестве одной из новых форм организации образовательного процесса в детском саду может быть выделена образовательная ситуация .

Рассмотрим определения понятия образовательная ситуация, которые предлагают ученые и деятели образования.

    По определению Т.И.Бабаевой «образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка».

    А.Н.Тубельский утверждает, что «образовательная ситуация разворачивается как бы в двух плоскостях: как запуск самодвижения ребенка в направлении изучаемого содержания и как возникновение нового знания. Характер этого нового знания вполне предугадать невозможно, но оно соразмерно индивидуальности каждого и его целенаправленному усилению. При этом к педагогу, организующему и работающему именно в образовательных ситуациях, существует минимальное, но необходимое требование – допускать возможность проблематизации имеющегося у него знания новым: тем которое получено здесь и сейчас, совместно с детьми».

    В исследованиях А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и других образовательная ситуация рассматривается как форма совместной деятельности педагога и детей, планируемая и целенаправленно организуемая педагогом с целью решения задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

    Образовательная ситуация, по мнению В. А. Деркунской, - «это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями».

Таким образом, можно выделить о сновные характеристики образовательной ситуации:

Структурная единица образовательной деятельности;

Возникает спонтанно или организуется целенаправленно;

Является конкретным временным и пространственным элементом образовательного процесса;

Разворачивается как запуск субъектных проявлений ребенка в направлении осваиваемого образовательного содержания;

Предполагает совместное решение задачи педагогом и детьми;

Учитывает индивидуальность и субъектность ребенка в достижении результата (продукта) как материального (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериального (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

В соответствии с особенностями дошкольного детства Т. И. Бабаева выделяет имитационно-игровые, реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации . Имитационно-игровые ситуации позволяют в легкой интересной для детей игровой форме узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся представления, отработать различные навыки (например, з апустим кораблики, выполненные из разных видов бумаги в воду ) ; к ситуациям условно-вербального характера относятся иллюстративно- описательные, коллизийные, прогностические, оценочные ситуации ( например , найдем слова поддержки для огорчённого сверстника ) , в реально-практических ситуациях дети практически разрешают различные жизненные проблемы, в том числе, в ситуации выбора ( например, научим малышей делать куличики из песка ).

Соотношение используемых педагогом для реализации образовательных задач типов и ситуаций, определение их места в образовательном процессе и периодичности использования зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи. В младших группах предпочтение следует отдавать имитационно-игровому типу ситуаций. В среднем и старшем дошкольном возрасте наряду с имитационно-игровыми целесообразно использовать реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации. Вместе с тем игра остается любимой деятельностью и старших дошкольников, но игровые образовательные ситуации приобретают проблемность содержания, включают более сложные игровые задачи.

Образовательная ситуация встраивается в процесс непосредственно образовательной деятельности , совместной образовательной деятельности в режимных моментах, а также может «запускать» само деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества, тем самым не противоречит заявленным во ФГОС ДО формам совместной деятельности.

Приведем алгоритм описания образовательной ситуации (автор В. А. Деркунская) :

1. Название, ориентированное на детей.

2. Задачи (1-2)

3. Контекст ситуации для педагога

4. Контекст ситуации для детей

5. Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)

Например, образовательная ситуация «Письмо»

Задачи :

1. Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин.

2. Стимулировать проявление творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Контекст ситуации для педагога: детям предлагается «прочесть письмо» . В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально-нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию.

Логика работы : рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.

Контекст ситуации для детей: «В одном детском саду (во дворе, в магазине) произошло событие. Участники события (дети) написали письмо с просьбой помочь им разобраться в ситуации и принять правильное решение - что им делать, как поступить. Как прочесть письмо? Давайте рассмотрим картинки, разложим их по порядку, и попробуем прочесть, о чем рассказывается в письме. Можете дать участникам события имена. А затем, расскажете, как исправить положение (разрешить ситуацию, прекратить ссору) , как бы вы поступили, оказавшись в этой ситуации. Каждый из вас составит свой вариант события, а потом мы постараемся узнать, кто из вас угадал и прочел письмо правильно».

Образовательные ситуации, о рганизованные педагогом и возникающие спонтанно, ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу, тем самым дают возможность задавать «почемучкины» вопросы, а педагога - вместе с детьми находить ответы, порой неизвестные даже ему.

И в заключение… Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели, а это значит с видимым результатом, соответствующие возрасту и с сегодняшним интересом.

Отзыв коллег на выступление Пьянковой Татьяны Александровны по теме «Образовательная ситуация - новая форма организации образовательного процесса в ДОО»

Общее впечатление от выступления я бы сформулировала так -выступление понравилось, прежде всего, своей многоплановостью. Там были как конкретные практические советы, которые можно применять сразу, так и информация «навырост», с которой пока не знаешь, что делать, но чувствуешь ее ценность и полезность. В общем, после данной информации горизонт моих знаний заметно расширился!

Бочкарева Н.В .

Педагог подобрал информацию и выступил профессионально. В целом информация была на доступном языке, с примерами и конкретными инструкциями. В ближайшее время начну применять на практике.

Сарманова В.В.

Для меня материал оказался очень полезным и актуальным, благодаря полученной информации смогу более квалифицированно подойти к вопросам организации педагогического процесса. Сейчас важно идти в ногу со временем!

Ракутина Н.Н.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вопрос 1. Метод обучения

Вопрос 1. Метод обучения

Осуществление учебного процесса в рамках детского сада предполагает, что в центре него находится дошкольник, выступающий объектом обучения по отношению к педагогу, который, в свою очередь, воздействует на личность ребенка с помощью специальных методов и технологий воспитания.

Стоит отметить, что система методов обучения дошкольников подчинена общим закономерностям образовательного процесса. При этом в обобщенном виде метод обучения характеризуется как способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения. Сам термин «метод» происходит от греческого слово «methodos», обозначающего «путь, способ движения к цели».

Среди важнейших характерных признаков метода обучения можно выделить следующие:

1) он всегда обозначает цель обучения;

2) метод является способом усвоения учебного материала;

3) он отражает характер взаимодействия обучающегося и обучаемого.

Наряду с понятием метода, выделяется также категория приема обучения, под которым понимается частное проявление того или иного метода, его структурная единица, выражающаяся в обусловленных методом конкретных действиях обучающего и обучаемого, характеризующихся завершенностью и ведущих к достижению ближайших задач обучения. Другими словами, прием обучения является частью метода, который, в свою очередь, может включать в себя несколько различных приемов.

Необходимым условием эффективной реализации методов обучения является применение субъектом образовательного процесса широкого комплекса средств обучения, то есть всего, что может в нем использоваться (предметов, технических средств, разнообразных видов деятельности, средств информации, игрушек, наглядных пособий и так далее).

Конкретизация методов обучения на уровне дошкольного образования, обусловленная специфическими особенностями развития детей соответствующего возраста, позволяет использовать их систему с наибольшей эффективностью. При этом методы, приемы и средства настолько взаимосвязаны в воспитательном процессе, что их практически невозможно разграничить. Кроме того, всем этим категориям, как и самому процессу обучения, свойственна подвижность и изменчивость.

Вопрос 2. Использование методов в процессе обучения

Использование разнообразных методов в процессе обучения дошкольников в ДОУ имеет высокую практическую значимость, так как именно с помощью таких способов воздействия образуются новые устойчивые знания об окружающем мире, входящих в него предметах и явлениях, корректируется поведение детей, обогащается их опыт деятельности, общения и отношений. При этом методы обучения должны быть направлены на целостное развитие и формирование личности ребенка.

Эффективность применения методов обучения напрямую зависит от их использования в процессе организованной разнообразной деятельности дошкольников, при этом применять их необходимо в единстве и взаимосвязи, комплексно. Следует помнить, что не все методы одинаково подходят всем детям, а, следовательно, при необходимости педагог должен прибегать к индивидуальной работе с дошкольниками, заключающейся, в том числе, и в подборе для них отдельного набора методов, отражающего специфические черты усвоения такими детьми программного материала.

Выбор метода обучения, прежде всего, зависит от цели и задач обучающего занятия. Так, например, на физкультурных занятиях воспитатель использует метод упражнения, на занятиях по экологическому воспитанию - методы наблюдения, беседы, эксперимента и так далее. При этом педагог должен находить оптимальный вариант сочетания методов обучения, в котором бы учитывался возраст, уровень развития детей, их интересы, стремления, мотивы поведения и деятельности дошкольников и так далее.

При планировании содержания учебного занятия в ДОУ и подборе соответствующих ему методов обучения педагог руководствуется также оснащенностью педагогического процесса, наличием необходимого демонстрационного материала, наглядных пособий, репродукций картин и так далее. Немалое значение в этой деятельности имеет и личность самого воспитателя, его профессиональный уровень, способности и ответственность, наличие творческого подхода к процессу обучения. Каждый педагог должен стремиться представить дидактический материал наиболее ярко и образно, способствовать лучшему усвоению детьми полученных знаний.

Обучение детей в детском саду предполагает варьирование используемых методов в зависимости от педагогической ситуации и дидактических задач занятия. Однако некоторые исследователи отмечают, что чаще всего для этих целей используются словесные методы, что недопустимо в условиях усложнения педагогического процесса в современных ДОУ. Гуманизация образования, ориентация на личностную модель обучения требует от воспитателей глубокого изучения особенностей различных методов обучения с целью их дальнейшего многовариантного применения при организации учебного процесса.

Вопрос 3. Образовательная ситуация. Алгоритм проведения образовательной ситуации

Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Алгоритм проведения образовательной ситуации :

1. Введение в ситуацию. Педагогом создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

2. Актуализация знаний и умений. Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

3. Затруднение в ситуации. При помощи педагога анализируется возникшая проблемная ситуация: фиксация затруднения, выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).

4. «Открытие» нового знания. Выбирается способ преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез, а также определяется порядок действий. Поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) происходит посредством использования различных форм организации детских видов деятельности. Именно они обеспечивают, с одной стороны, преодоление затруднения (достижение детской цели), а с другой, -- решение программных задач («взрослую» цель). Фиксируется новое знание или способ действия.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма (способа). Самопроверка по образцу и (или) взаимопроверка. Использование новых знаний (способов действия) в совместной деятельности: работа в парах, подгруппах.

6. Осмысление. Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей или подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели. Акцентирование на успешном опыте преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Вопрос 4. Составить конспект занятия по математическому воспитанию дошкольников

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с временными представлениями «Волшебные часы гнома Тик-Така»

1. Программное содержание занятия:

1.1. Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток».

1.2. Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни.

1.3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе.

2. Материал: наглядная модель часов гнома Тик-Так, изображение гнома Тик-Так.

3. Ход занятия:

Воспитатель приветствует детей и говорит им: «Ребята, сегодня к нам в гости пришел гном Тик-Так». «Гном» здоровается с детьми: «Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем в игру «Загадки и отгадки». Я буду загадывать загадку про часть суток, а тот, кто отгадает, покажет отгадку на моих часах. А вот и первая загадка:

Солнце ярко осветило

Землю, все позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит.

Что это, ребята?».

Дети отвечают: «День».

Воспитатель приглашает одного из детей, давших правильный ответ к часам, ребенок передвигает стрелку на часах на эту часть суток. Так же загадываются загадки и про другие части суток:

1. Небо вдруг порозовело,

Тихо-тихо и несмело

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом? (Утро)

2. Солнце спать легло, и будто

Легким, синим покрывалом

Он всю землю укрывает,

Это время очень точно

Сумерками называют. (Вечер)

3. Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою зажглась? (Ночь)

Далее с детьми проводится игра «Загадки и отгадки гнома Тик-Така», в рамках которой части суток необходимо угадать по содержанию и характеру деятельности гнома в разное время суток. В этой части можно использовать следующие загадки:

1. Гном уста, фонарик яркий

Светлячок ему включает,

Сказку гномик прочитает

И тихонько засыпает. (Вечер)

2. Гномик бодро просыпался

И росою умывался,

Колпачок свой надевал,

Звонко песню напевал. (Утро)

3. Гномик спит,

И снятся сказки

Интересные ему. (Ночь)

4. Гном чинил свою калитку

И катался на улитке,

Он и пчелкам помогал,

Им цветочки наклонял. (День)

В процессе отгадывания загадок гнома детям задаются дополнительные вопросы про разные части суток:

1. Про утро: «Какого цвета было небо утром?», «Какого цвета бывает солнце, когда встает?», «Что делает гномик в это время?», «Что делаете вы по утрам?» и т.д.

2. Про день: «Почему говорят, что днем солнце все позолотило?», «Чем занимался гномик днем?», «Что делаете в это время суток вы?», «Почему это время суток «нам лениться не велит»?» и т.д.

3. Про вечер: «Какого цвета та часть круга на часах гномика, которая обозначает вечер?», «Почему?», «Почему гномик устал?», «Что он делал вечером?», «Что делаете по вечерам вы?» и т.д.

4. Про ночь: «Какого цвета небо ночью?», «Что делал гномик ночью?», «Снятся ли вам ночью волшебные сны?».

После того, как дети справятся со всеми заданиями, правильно отметят все части суток на циферблате часов, воспитатель задает им вопросы на закрепление полученных знаний: «На сколько частей разделены суточные часы гнома Тик-Така?», «Как часы ему помогают?», «Какие части суток больше, а какие меньше продолжаются по времени?», «Что обозначает желтая (розовая, синяя, черная) часть на этих часах, какое время суток?».

Вопрос 5. Спланировать и провести акцию в природе в своей возрастной группе

Конспект акции в природе «Домики для птичек» для детей старшего дошкольного возраста

1. Цель акции : экологическое воспитание дошкольников в процессе их участия в практической деятельности в природе, закрепление понимания необходимости оказания помощи птицам и другим живым существам, обитающим рядом с человеком.

2. Участники акции : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители дошкольников.

3. Место проведения : парк или сквер, либо большой двор жилого дома.

4. Используемый инвентарь : заранее приготовленные самодельные листовки, стенгазеты и домики для птиц, деревянные столбы (при необходимости), кормушки и корм для птиц, необходимые инструменты (молотки, лопаты, линейки).

5. Предполагаемый результат : закрепление у дошкольников навыков коллективного труда и значимости каждого отдельного этапа для общего результата, развитие экологических представлений детей на основе их практической деятельности, установка нескольких домиков для птиц как материальный результат проведенной работы.

1) Воспитатель рассказывает детям о приходе весны, спрашивает, что происходит в это время, напоминает, что птицы в весенний период вьют гнезда и выводят птенцов, а для этого им нужны удобные и безопасные домики. Затем воспитатель объявляет о проведении акции «Домики для птиц» и делит детей на три подгруппы.

Первая подгруппа получает задание нарисовать несколько листовок о необходимости помощи пернатым весной (в пределах двадцати штук), для чего необходимо повторить соответствующие теоретические знания, а также дополнить их новой информацией. Воспитатель помогает дошкольникам в разработке проекта листовок, контролирует их работу.

Вторая подгруппа должна приготовить несколько домиков для птиц (в пределах пяти штук). Для этого дети изучают строение таких домиков, правила их безопасного расположения. Изготовление самих домиков происходит при участии воспитателя, при этом основная работа может быть поручена родителям дошкольников или сотрудникам ДОУ.

Третья подгруппа занимается подготовкой небольших кормушек, которые подвешиваются на домик с целью привлечения в него птиц. Дети изучают строение кормушек, выбирают материал, из которого можно создать такие кормушки, определяют количество и состав необходимого корма.

Четвертая подгруппа дошкольников получает задание подготовить небольшой доклад о жизни птиц весной, а также нарисовать стенгазету. Воспитатель контролирует осуществление детьми указанной деятельности, оказывает помощь в поиске и распределении материала, в создании проекта будущей стенгазеты.

2) Когда подготовительная работа в подгруппах закончена, определяется день проведения акции. В указанный день и время все участники акции собираются в общей комнате. Первым выступает воспитатель, который еще раз рассказывает собравшимся о значимости проведения подобных акций и бережного отношения к живой природе, о необходимости оказания помощи птицам в городских условиях. Затем выступают дошкольники из четвертой подгруппы с докладом о жизни птиц весной. Воспитатель уточняет высказанные сведения, проводит параллели между докладом и осуществляемой акцией. После этого все участники одеваются, берут необходимый инвентарь и отправляются к месту проведения акции.

3) Прибыв в указанное место, дошкольники разделяются на три равных подгруппы. Первая подгруппа под контролем ответственного взрослого раздает листовки прохожим, по возможности рассказывая им о важности помощи птицам весной. Вторая подгруппа вместе с воспитателем занимается установкой домиков: вкапывает столбы, прибивает домики (при этом дети не участвуют в осуществлении опасных для них трудовых процессов, но оказывают посильную помощь). Третья подгруппа под руководством ответственного взрослого наполняет кормушки кормом и, после установки домиков, помещает их у входного отверстия.

По окончании проведения акции воспитатель собирает дошкольников вместе, дает положительную оценку их труду, подчеркивает важность произведенной ими деятельности, указывает на вклад каждого в общее дело. Затем группа возвращается в детский сад.

4) Результаты проведенной акции могут в дальнейшем использоваться воспитателем в общем учебном процессе.

7. Методические приемы, используемые педагогом : рассказ о жизни птиц весной, наглядная демонстрация домика для пернатых, организация самостоятельной работы дошкольников в рамках подгрупп, вовлечение детей в практическую деятельность в природе, организация изобразительной деятельности дошкольников.

метод обучение образовательный экологический

Вопрос 6. Проанализировать представленную педагогическую ситуацию

А. Дети на основе практических данных самостоятельно пришли к выводу, что предметы могут отражаться в зеркальных поверхностях, в частности, в воде, а сами при этом находится на своем месте (разделение наблюдаемых объектов). Познавательная ценность: свойства воды (отражает предметы), свойства зеркальных предметов.

Б. Дети дают наивные ответы, потому что в полной мере не осознают свойств предметов и природных явлений. Они еще не способны в полной мере разделять реальное и нереальное, объективно существующие свойства предметов и их вымышленные черты. Именно поэтому дети верят в то, что солнце можно сломать или утопить в луже. Кроме того, они не наделяют называемые предметы тем понятийным смыслом, которым пользуются взрослые.

В. Необходимо поддерживать их активность, стимулировать обсуждение, предложение своих вариантов, активность при ответах, интерактивные, основанные на собственном мышлении формы познания. Ребенок должен быть субъектом образовательного процесса, а не объектом. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес-- направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников -- принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка -- формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

2) в самостоятельной познавательной деятельности детей

Список использованной литературы

Учебная литература

1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе: учеб. пособие / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.

2. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический Проект; Культура, 2015. - 240 с.

3. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду: учеб. пособие / Р.С. Буре. - М.: Педагогика, 2016. - 88 с.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.; Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Издательство «Питер», 2016. - 464 с.

5. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика: курс лекций / Н.П. Сазонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 272 с.

Информационные ресурсы

6. Классификация: определение / Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. - Режим доступа: https://slovar.cc/rus/ushakov/405715.html.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика младшего дошкольного возраста. Теоретические предпосылки использования игр в экологическом воспитании детей. Методика обучения игре. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами и с использованием литературных персонажей.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2011

    Педагогические цели профессионального обучения. Сущность и этапы проблемного обучения. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения. Проблемное обучение в профессионально-техническом образовании и его основные методы.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Система экологического воспитания дошкольников: системообразующий блок понятий и ведущих идей, дидактический блок знаний о природе, наблюдение и моделирование результатов. Биоэкологический подход к экологическому воспитанию, культуре отношения к природе.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Наглядные методы обучения и их классификация. Обоснование наглядности обучения педагогами прошлого. Наглядные методы обучения в музыке. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие памяти, мышления, воображения. Работа с учебником и книгой.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2015

    Историко-педагогические аспекты проблемы экологического воспитания. Его задачи, методы и формы в системе школьного образования. Развитие эстетического отношения к природе. Внеклассная работа как одна из форм воспитания экологической культуры в школе.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2010

    Духовно–нравственное воспитание, его методы и механизмы в системе обучения. Воспитание патриотизма, культуры межнационального общения, гуманизма. Нравственно-волевое воспитание учащихся в процессе трудового обучения, использование компьютерной поддержки.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Особенности и методы обучения детей дошкольного возраста. Педагогические средства и организация обучения дошкольников. Стратегия образовательного процесса в современных дошкольных учреждениях. Организация индивидуально-ориентированного обучения.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2015

    Психолого-педагогические основы коллективного обучения старших дошкольников, особенности форм и способов его организации. Эмпирическое исследование личностно-ориентированного взаимодействия педагога с дошкольниками в процессе игровых форм обучения.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Исторические и культурные предпосылки становления методики формирования речи и обучения дошкольников родному языку в отечественной педагогике в первой половине ХХ века. Ее отражение в нормативных и программных документах по дошкольному воспитанию.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Значение народного и декоративно-прикладного искусства в воспитание детей старшего дошкольного возраста. Методические особенности обучения старших дошкольников технике декоративного рисования и приемам кистевого письма по мотивам гжельской росписи.