Технические характеристики шаровых фланцевых кранов. Информация на тему подходящих размеров шаровых кранов Кран шаровый 1 2 обозначение

Сейчас рынок имеет множество предложений от различных производителей. Среди этого «букета» ассортимента все труднее сориентироваться в том, какое соответствует категории цена/качество.

Сегодня уберем множество белых пятен, которые относятся к маркировке шаровых кранов.
Первым делом необходимо понять какой размер изделия.


Обозначение типоразмеров шарового крана

DN — номинальный диаметр — этим обозначением определяется типоразмер трубопроводной арматуры. Диаметр номинальный принимается для всех элементов трубопроводов (в основном металлических). Номинальные диаметры для шаровых кранов определены в ДСТУ ГОСТ 28338:2008 «Соединения трубопроводов и арматура. Проходы условные (размеры номинальные)». Ранее диаметр крана обозначался условным значением Ду.

½" — зачастую типоразмер крана дублируется также в дюймах. На малых диаметрах обозначающие дюймы штрихи могут опускаться.

Следующей очень важной категорией маркировки есть обозначение давления. Существует несколько видов: PN, WOG, WSP, MOP.

PN — номинальное давление — это максимальное давление рабочей среды с температурой 20°C, при котором допустима продолжительная изделия, а данном случае шарового крана. Обозначение PN пришло на замену условному давлению Pу.

Заводы-импортеры шаровых кранов в Соединенные Штаты Америки, наносят на свою продукцию дополнительную маркировку по давлению — WOG и WSP (иногда SWP ).

Знак WOG — показывает, что клапан можно инсталлировать в разные системы, с различными рабочими средами: вода (Water ), масло (Oil), газ (Gas). И обозначает максимальное рабочее давление водяного пара при 100° F . Маркируется в единицах измерения psi (фунт-сила на квадратный дюйм ). Например, 400 WOG .

Этот стандарт можно приравнять к европейским:

400 WOG – PN 30

600 WOG – PN 40

1000 WOG – PN 63

1500 WOG – PN 100

WSP (Working Steam Pressure ) — показывает давление водяного пара и отражает максимальный номинальный уровень давления для крана при максимально высокой температуре. Маркируется так, как и предыдущий параметр – 150 WSP (иногда CWP ).

Если сказать простым языком, WOG и WSP - это значения давления для малых и больших температур. Клапан, рассчитанный на 600WOG / 150WSP, должен выдерживать 600 фунтов на квадратный дюйм в водопроводной или газовой трубе и 150, когда он инсталлирован в системе подачи пара. Значение WOG всегда выше.

Еще одним видом маркировки относящуюся к давлению есть МОР .

Аналог PN . Измеряется в барах. Применяется для газовой арматуры. Обозначение МОР5 – показывает, что максимальное рабочее давление шарового крана – 5 бар.

Из какого материала производится корпус крана дает понять следующая маркировка.

С W 617 N —маркировка материала корпуса. CW 617 N – марка латуни по европейскому стандарту EN 12165.


Знак даты производства

05/11 — обозначение времени, когда кран был выпущен.Первое числопоказывает месяц, второе – год. Данная маркировка важна с точки зрения контроля качества выпускаемой серийной продукции.

Made in Italy — место, где был произведен продукт. Именно такая «дословная» маркировка указывает на место происхождения шарового крана.


Маркировка страны производства

Никакое иное обозначение, даже « ITALY », не означает, что шаровой кран имеет итальянские корни (например).

Надпись "ITALY" на шаровом кране

Иногда наносят знаки различных стандартов. Рассмотрим основные.


Знак UL Listed

Стандарт родом из США. UL выдается в Underwriters Laboratories. Наличие такого знака показывает, что изделие было протестировано в национальной испытательной лаборатории и соответствует требованиям стандартов безопасности продукции.

Шаровые краны в современном мире используются повсеместно. Например, для монтажа и соединения водопроводных труб, установки и подключения бойлера, монтажа радиаторов или отопительной системы в целом или подключения счётчиков учёта воды и газа и т. д. Такие изделия очень популярны, но из-за богатства разновидностей и размеров выбрать нужный шаровой кран бывает затруднительно. Поэтому каждый хозяин дома должен иметь хотя бы примерное представление об этих изделиях.

Описание устройства

Почему кран называют "шаровым"? Ответ прост - внутри устройства есть металлическая сфера. При повороте вентиля она пропускает либо препятствует прохождению воды или газа по трубам. Подобное запорное устройство особенно популярно в частных домах или квартирах.

В зависимости от производителя, а также от целей использования, размеры шаровых кранов могут меняться, поэтому необходимо это учитывать при покупке. Но тем не менее, если сравнивать размеры современных изделий с теми, которые производились 10 лет назад, то нынешние будут значительно компактнее, надёжнее и функциональнее, чем их предшественники.

В каждом устройстве есть следующие детали:

  • Корпус. В нём и располагается металлическая сфера , препятствующая или способствующая прохождению газа или воды.
  • Накручиваемая часть. Благодаря ей можно при необходимости разобрать шаровой кран.
  • Рабочая часть, то есть металлический шар.
  • Уплотнители. Чтобы сфера из металла прилегала плотно, требуются различные материалы, которые способствуют этому.
  • Приводной шток - уменьшает усилия при повороте вентиля.
  • Управляющий рычаг - непосредственно сам вентиль.

Запас прочности изделий рассчитан на сильные потоки жидкости, которые будут постоянно проходить через шаровой кран. Поэтому подобные устройства можно безбоязненно ставить даже в самые "водонапорные" места.

Характеристики и размеры

Как было сказано выше, перед покупкой рекомендуется ознакомиться с размерами запорных устройств. Например, классификация шаровых кранов для воды исходит из диаметра пропускного прохода внутри изделия. Кроме того, устройства различаются по типу резьбового покрытия и показателя рабочего давления.

Узнав размер внутреннего прохода шарового крана можно определить цели и частоту использования запорного механизма. Так, механизмы с размером в 1, 1,25 или 1,5 дюйма указывают на нечастое использование и не рассчитаны на постоянные нагрузки. В ином случае устройство выйдет из строя.

В быту применяются изделия с диаметром в 0,5 (около 12, 5 мм) или 0, 75 дюйма. Первый вариант отлично подходит для водоснабжения, а второй - для отопительных систем с циркулярным насосом. Если же циркуляция основана на естественной рабочей среде, потребуются трубы с диаметром 40-50 мм. В ином случае можно обойтись и более узкими изделиями.

Конечно, существуют и другие модели с ещё большим диаметром, но они устанавливаются сугубо на производстве или на специальных объектах. В быту же вполне достаточно изделий с диаметром от 0, 5 до 1, 5 дюйма.

Маркировка

При внимательном рассмотрении шарового крана, на нём можно обнаружить некоторые символы. Эти знаки несут в себе много полезной информации , как, например, бирки на одежде. Умение расшифровки этих данных позволят понять, подходит ли вам это устройство.

Нанесение маркировки регламентируется ГОСТ Р 52760. В документе сказано, что производитель обязан указать на видной части изделия или на отдельной табличке необходимую для покупателя информацию. Как правило, на шаровых кранах указывают следующие данные:

  • DN - непосредственно, диаметр внутреннего прохода.
  • PN - значение максимального давления. Как правило, указывается в атмосферах.
  • Величины расчётного и рабочего давления.
  • Материал, из которого сделан корпус шарового крана.
  • Одна или несколько стрелок, указывающих направление потока.
  • Минимальная и максимальная температура, при которой устройство может работать.
  • Дата изготовления.

Лучшие материалы и производители

Металл или сплав, из которого изготовлен шаровой кран играет, существенную роль при его использовании. Некачественный материал способен сломать устройство в самый короткий срок. Как следствие, сломанное изделие будет стоить финансовых затрат на его замену.

Обычно шаровые краны изготавливаются из латуни или латуни, покрытой никелем. Эти материалы в течение долгого времени отлично зарекомендовали себя. Вместе с тем не рекомендуется приобретать изделия, материалом для которых послужил силумин. Краны, изготовленные из силумина, могут треснуть или буквально развалиться во время установки, особенно если их изготовил недобросовестный производитель.

На рынке шаровых запорных изделий, бесспорно, лидирует компания ValTec. Она давно зарекомендовала себя как качественного и надёжного производителя сантехники. Поэтому в первую очередь стоит акцентировать внимание на изделиях этой фирмы.

Если моделей от ValTec нет, можно приобрести устройства от компании Bugatti. Она также отличается отличным качеством , но присутствует на рынке сантехники меньше своего конкурента. Отечественные производители также хотят вырваться в лидеры. Например, Бологовский арматурный завод, который после "застоя" пытается наверстать упущенное за счёт низкой цены и качественных изделий.

Большая востребованность шаровых кранов оказала значительное влияние на разнообразие продукции, уровень конкуренции и качество изделий. Но, несмотря на богатый выбор, следует помнить, что для каждой цели существует кран определённого размера. Поэтому при покупке необходимо руководствоваться таким принципом.

Приобретение изделия неподходящего диаметра может стоить нервов, времени и, возможно, денег. Поэтому выбирая модель для отопления, не стоит замахиваться на размеры в 1-2 дюйма. Иначе - требование о возврате, лишняя беготня и снова поиск подходящего изделия.

Сейчас рынок имеет множество предложений от различных производителей. Среди этого «букета» ассортимента все труднее сориентироваться в том, какое соответствует категории цена/качество.

Сегодня уберем множество белых пятен, которые относятся к маркировке шаровых кранов.
Первым делом необходимо понять какой размер изделия.


Обозначение типоразмеров шарового крана

DN — номинальный диаметр — этим обозначением определяется типоразмер трубопроводной арматуры. Диаметр номинальный принимается для всех элементов трубопроводов (в основном металлических). Номинальные диаметры для шаровых кранов определены в ДСТУ ГОСТ 28338:2008 «Соединения трубопроводов и арматура. Проходы условные (размеры номинальные)». Ранее диаметр крана обозначался условным значением Ду.

½" — зачастую типоразмер крана дублируется также в дюймах. На малых диаметрах обозначающие дюймы штрихи могут опускаться.

Следующей очень важной категорией маркировки есть обозначение давления. Существует несколько видов: PN, WOG, WSP, MOP.

PN — номинальное давление — это максимальное давление рабочей среды с температурой 20°C, при котором допустима продолжительная изделия, а данном случае шарового крана. Обозначение PN пришло на замену условному давлению Pу.

Заводы-импортеры шаровых кранов в Соединенные Штаты Америки, наносят на свою продукцию дополнительную маркировку по давлению — WOG и WSP (иногда SWP ).

Знак WOG — показывает, что клапан можно инсталлировать в разные системы, с различными рабочими средами: вода (Water ), масло (Oil), газ (Gas). И обозначает максимальное рабочее давление водяного пара при 100° F . Маркируется в единицах измерения psi (фунт-сила на квадратный дюйм ). Например, 400 WOG .

Этот стандарт можно приравнять к европейским:

400 WOG – PN 30

600 WOG – PN 40

1000 WOG – PN 63

1500 WOG – PN 100

WSP (Working Steam Pressure ) — показывает давление водяного пара и отражает максимальный номинальный уровень давления для крана при максимально высокой температуре. Маркируется так, как и предыдущий параметр – 150 WSP (иногда CWP ).

Если сказать простым языком, WOG и WSP - это значения давления для малых и больших температур. Клапан, рассчитанный на 600WOG / 150WSP, должен выдерживать 600 фунтов на квадратный дюйм в водопроводной или газовой трубе и 150, когда он инсталлирован в системе подачи пара. Значение WOG всегда выше.

Еще одним видом маркировки относящуюся к давлению есть МОР .

Аналог PN . Измеряется в барах. Применяется для газовой арматуры. Обозначение МОР5 – показывает, что максимальное рабочее давление шарового крана – 5 бар.

Из какого материала производится корпус крана дает понять следующая маркировка.

С W 617 N —маркировка материала корпуса. CW 617 N – марка латуни по европейскому стандарту EN 12165.


Знак даты производства

05/11 — обозначение времени, когда кран был выпущен.Первое числопоказывает месяц, второе – год. Данная маркировка важна с точки зрения контроля качества выпускаемой серийной продукции.

Made in Italy — место, где был произведен продукт. Именно такая «дословная» маркировка указывает на место происхождения шарового крана.


Маркировка страны производства

Никакое иное обозначение, даже « ITALY », не означает, что шаровой кран имеет итальянские корни (например).

Надпись "ITALY" на шаровом кране

Иногда наносят знаки различных стандартов. Рассмотрим основные.


Знак UL Listed

Стандарт родом из США. UL выдается в Underwriters Laboratories. Наличие такого знака показывает, что изделие было протестировано в национальной испытательной лаборатории и соответствует требованиям стандартов безопасности продукции.

ГОСТ 28343-89
(ИСО 7121-86)

Группа Г18

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КРАНЫ ШАРОВЫЕ СТАЛЬНЫЕ ФЛАНЦЕВЫЕ

Технические требования

Flanged steel ball valves. Technical requirements


МКС 23.060.20
ОКП 37 0000

Дата введения 1992-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ВНЕСЕН Межотраслевым государственным объединением "Энергомаш"

2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 22.11.89 N 3423 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28343-89, в качестве которого применен международный стандарт ИСО 7121-86, с 01.01.92

3. Срок проверки - 1995 г., периодичность проверки - 5 лет

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на шаровые стальные фланцевые краны на условное давление от 1 до 10 МПа (от 10 до 100 кгс/см) и условный проход от 10 до 500 мм, предназначенные для нового проектирования.

2. ССЫЛКИ

Ссылочные документы приведены в приложении 1.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте используются определения, приведенные в ИСО 6708 и ИСО 7268, а также следующие определения:

3.1. Строительная длина - расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными к оси корпуса и расположенными по концам корпуса.

3.2. Антистатическое исполнение - конструкция, обеспечивающая непрерывную электропроводность между корпусом, шаром и штоком крана.

3.3. Шток с защитой от вырывания - конструкция, исключающая вырывание штока из корпуса в случае смены сальника без снятия давления в системе.

3.4. Эффективный диаметр - заданный минимальный диаметр проходного сечения крана при полностью открытом положении затвора.

4. МОДЕЛИ

Краны имеют "полный" или "суженный" проходы (см. черт.1) и размеры строительных длин, соответствующие требованиям ИСО 5752.

Черт.1. Модели

Модели


Примечание. В некоторых видах арматуры, выпускаемой большими сериями на условное давление 10 и малыми сериями на условное давление 16 и 20, шар (пробка) (при полностью или частично закрытом положении) может выступать за края фланцевых поверхностей.

5. УСЛОВНЫЙ ПРОХОД

Условный проход () выбирается из ряда: 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500.

6. РЯД УСЛОВНЫХ ДАВЛЕНИЙ

Условное давление выбирается из ряда: 10, 16, 20, 25, 40, 50, 100.

7. СООТНОШЕНИЕ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР

Допустимые соотношения давлений и температур для корпусов, приведенные в соответствующих таблицах ИСО 7005-1, не имеют ограничения в зависимости от материала уплотнений. Пределы этих соотношений устанавливаются изготовителем арматуры и указываются при маркировке (см. п.12.3).

8. КОНСТРУКЦИЯ

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отводов приведены на черт.2.

Черт.2. Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

Тип шара

1 - возможное расположение отводного отверстия; 2 - концы цапфы могут быть цапковые,
муфтовые или теми и другими


Тип корпуса


Конструктивные элементы крана приведены на черт.3.

Черт.3. Терминология

Терминология

1 - присоединительный фланец; 2 - диаметр проходного отверстия корпуса; 3 - горловина корпуса;
4 - фланец горловины; 5 - эффективный диаметр; 6 - корпус; 7 - строительная длина

8.1. Корпус

8.1.1. Общие положения. Корпус может быть цельным или разъемным. В разъемном корпусе расчетная прочность места соединения должна соответствовать прочности присоединительного фланца корпуса.

По согласованию с заказчиком могут предусматриваться специальные меры по предохранению полости корпуса от превышения давления.

8.1.2. Толщина стенок корпуса (см.черт.4)

Черт.4. Толщина стенок

Толщина стенок

8.1.2.1. Минимальная толщина стенки при изготовлении () указана в табл.1, за исключением случаев по пп.8.1.2.2 и 8.1.2.3.

Таблица 1

Толщина стенки корпуса

Условный проход
, мм

Минимальная толщина , мм, при условном давлении , кгс/см


Допускается увеличение толщины металлических стенок при необходимости учета, например сборочных напряжений, усилий на закрытие крана, вырезов некольцевой формы и концентратов напряжения.

8.1.2.2. Минимальная толщина стенки (п.8.1.2.1) приходится на горловину корпуса в месте, отстоящем на расстоянии от наружной поверхности корпуса, и измеряется от внутренних поверхностей, где - внутренний диаметр, как определено в п.8.1.3.4.

Вне расстояния участок горловины у кольцевого сечения с внутренним диаметром должен иметь толщину не менее , эта величина может определяться интерполяцией значения , соответствующего величине , равной при условном давлении .

Если , то минимальная толщина стенки горловины будет больше базовой , причем такая толщина должна быть на всем участке горловины с диамет

8.1.2.3. На некоторых участках допускается толщина стенок меньше минимального значения при условии выполнения следующих ограничений:

а) участок, толщиной меньше минимального значения, может находиться внутри окружности, диаметр которой не превышает ,

где - внутренний диаметр по табл.2;

- минимальная толщина стенки корпуса по табл.1;

б) измеренная величина должна быть не меньше ;

в) расстояние между окружностями должно быть не меньше .

8.1.3. Размеры корпуса

8.1.3.1. Строительная длина должна соответствовать требованиям ИСО 5752.

8.1.3.2. Присоединительные фланцы корпуса должны соответствовать требованиям ИСО 7005-1.

Примечание. Если конструкция корпуса не допускает сверления сквозных отверстий фланца, то предусматриваются резьбовые отверстия.

8.1.3.3. Присоединительные фланцы отливаются или штампуются вместе с корпусом или с патрубками разъемного корпуса, а также могут присоединяться сваркой, а для корпусов кранов с условным проходом >50 мм фланцы привариваются встык. Затем проводится термообработка, необходимая для обеспечения возможности использования материала во всем диапазоне рабочих температур.

8.1.3.4. Для корпусов без футеровки диаметры проходных отверстий должны соответствовать табл.2.

Таблица 2

Внутренний диаметр входного отверстия

Условный проход , мм

Внутренний диаметр входного отверстия , мм,
при условном давлении , кгс/см

8.1.3.5. Минимальное проходное отверстие в полнопроходных кранах и в кранах с суженным проходом должно быть круглой формы, а его диаметр - соответствовать значениям, указанным в табл.3.

Таблица 3

Эффективный диаметр

Условный проход , мм

Эффективный диаметр, мм, при условном давлении , кгс/см

10, 16, 20, 25, 40, 50

суженный проход

полный проход

8.1.3.6. Конструкция корпуса крана с условным проходом 50 мм должна предусматривать возможность выполнения, в случае необходимости, дренажного отверстия (см. черт.2а). Резьба в отверстиях должна соответствовать требованиям ИСО 7-1 и табл.4.

Таблица 4

Дренажные отводные отверстия

Условный проход , мм

50, 65, 100

250 до 500

8.2. Шар

Отверстия шара должны иметь круглую форму и диаметры, указанные в табл.3. Другая форма согласуется с заказчиком.

8.3. Шток с защитой от "вырывания"

Конструкция крана должна исключать "вырывание" штока из корпуса при наличии давления в системе в случае замены сальникового уплотнения, поскольку сами крепежные элементы уплотнения не обеспечивают крепления штока.

8.4. Кольца седла

Конструкция колец седла или узла седла должна предусматривать возможность их замены, за исключением неразъемных сварных корпусов.

8.5. Крепеж

Все болтовые соединения должны иметь крупную метрическую (см. ИСО 261) или дюймовую (см. ИСО 263) резьбу.

8.6. Требования к антистатическому исполнению

В случае необходимости в кранах должно предусматриваться устройство, обеспечивающее непрерывную электропроводимость между штоком и корпусом в кранах 50 мм или между шаром и корпусом в более крупных кранах. Это устройство должно отвечать следующим требованиям:

а) располагаться в месте, защищенном от попадания посторонних частиц и коррозии под влиянием внешних условий;

б) при испытаниях устройств на электропроводимость, проводимых на собранных сухих изделиях после гидростатических испытаний, должен использоваться источник энергии, не превышающей 12 В постоянного тока, при этом разряд должен происходить при сопротивлении не более 10 Ом. Испытания проводятся не менее 5 раз;

в) конструкция должна предусматривать снятие антистатичности только искусственным путем.

9. УПРАВЛЕНИЕ

9.1. Конструкция крана предусматривает возможность управления краном с помощью рукоятки или ключа.

9.2. Краны с ручным управлением следует закрывать путем поворота рукоятки или гаечного ключа в направлении по часовой стрелке или против нее.

Примечание. Закрытие крана должно осуществляться по часовой стрелке, если нет специальных указаний об обратном. В этом случае заказчик должен точно указать исполнение в соответствии с приложением 2.

9.3. На рукоятке должна быть нанесена маркировка, позволяющая указывать положение "открыто" и "закрыто".

9.4. Установка рукоятки или ключа должна гарантировать возможность легкого их съема и замены.

Примечание. При изготовлении кранов с гаечным ключом последний следует устанавливать параллельно проходному каналу в пробку, если нет специального указания заказчика.

9.5. Краны следует снабжать указателем направления проходного отверстия шара. Если единственным указателем направления является гаечный ключ (рукоятка), то конструкция сборки должна быть максимально точной.

9.6. Должны быть предусмотрены ограничители хода как для полностью открытого, так и закрытого положения крана.

10. МАТЕРИАЛЫ

10.1. Корпус

Для изготовления корпуса, патрубков, крышки используются материалы, указанные в ИСО 7005-1. Пробка дренажного отверстия должна изготовляться из того же материала, что и корпус. Нельзя пользоваться чугунными пробками.

10.2. Шар, шток и обойма колец седла

Материалы выбирает изготовитель, если нет специальных указаний заказчика (см. приложение 2).

10.3. Кольца седла

Материал колец выбирает изготовитель, если нет специальных указаний заказчика (см. приложение 2).

10.4. Для уплотнения штока, набивки (сальник), уплотнения соединений корпуса, прокладки используют материалы, которые должны быть пригодны для применения при максимальной температуре, указанной на фирменной табличке.

10.5. Табличка

Фирменную табличку следует изготовлять из коррозионно-стойкого материала. Она должна быть прикреплена коррозионно-стойкими элементами или приварена.

11. ИСПЫТАНИЯ

11.1. Каждый кран испытывается давлением в соответствии с требованиями ИСО 5208.

11.2. При испытаниях на герметичность норма протечки в затворе с прокладками из эластомерных или полимерных материалов должна соответствовать 3-му классу по ИСО 5208.

12. МАРКИРОВКА

12.1. Каждый кран следует маркировать в соответствии с требованиями ИСО 5209, за исключением случаев, указанных ниже.

12.2. Маркировку следует наносить непосредственно на корпус или табличку, надежно закрепленную на корпусе. Табличка, на которую наносят маркировку, должна быть индивидуальна и отлична от фирменной таблички (см. п.12.3).

Маркировка корпуса должна содержать следующие указания:

а) условный проход ( с соответствующим числовым значением) с указанием эффективного диаметра для кранов с суженным проходом, например 80/57;

б) условное давление ( с соответствующим числовым значением);

в) обозначение материала корпуса (см. ИСО 7005-1);

г) обозначение плавки (если этого требует заказчик или соответствующие нормативно-технические документы);

д) название предприятия-изготовителя или товарный знак;

е) стрелку, указывающую направление потока среды (для кранов только с односторонним потоком среды);

ж) присоединительные фланцы, имеющие канавки под прокладку, имеющие маркировку уплотнительного кольца (например R25 - см. ИСО 70051-1). Маркировка должна наноситься на торец обоих фланцев.

12.3. Маркировка корпуса или фирменной таблички должна содержать следующие сведения:

а) ограничение давления или температуры, устанавливаемое изготовителем в зависимости от материала или конструкции запорных элементов (перепад давления в шаре при температуре 20 °С, если он меньше, чем перепад давления корпуса).

Следует указывать также максимально допустимую температуру и соответствующее ей давление;

б) номер настоящего стандарта;

в) указание на антистатическое исполнение, если оно есть (см. п.8.6).

Примечание. По выбору изготовителя или по требованию заказчика могут указываться и другие дополнительные сведения, если они не противоречат тем, которые устанавливает настоящий стандарт.

12.4. Для кранов с условным проходом <50 мм маркировку наносят на фирменную табличку, где указаны следующие сведения:

а) условный проход ( и соответствующее числовое значение);

б) условное давление ( и соответствующее числовое значение);

в) обозначение материала;

г) наименование предприятия-изготовителя или товарный знак.

13. ПОДГОТОВКА К ОТПРАВКЕ

13.1. После испытаний каждый кран должен быть просушен и подготовлен к отправке.

13.2. Покрытия кранов должны быть выполнены в соответствии со следующими требованиями.

13.2.1. Наружные поверхности, не подвергаемые смазке, должны иметь соответствующее защитное покрытие, за исключением деталей из аустенитных сталей.

13.2.2. Обработанные рабочие и резьбовые поверхности должны иметь легко удаляемое покрытие, защищающее от ржавчины, кроме деталей из аустенитных сталей.

13.3. При транспортировании шар должен быть в полностью открытом положении, если это не запрещено конструкцией.

13.4. Проходные отверстия и поверхности фланцев должны быть закрыты деревянными, пластмассовыми или металлическими заглушками.

13.5. Краны допускается транспортировать без упаковки, надежно закрепленными на основании (поддоне) или упакованными в ящики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

Раздел, подраздел, пункт,
в котором приведена ссылка

Обозначение соответствующего стандарта

Обозначение отечественного нормативно-технического документа,
на который дана ссылка

7.1; 10.1; 12.2; 8.1.3.2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). ДАННЫЕ, УКАЗЫВАЕМЫЕ ПРИ ЗАКАЗЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

Примечание. В скобках приводятся пункты настоящего стандарта.

Назначение крана и максимальная температура

Условный проход (разд.5)

Условное давление (разд.6)

Модель (разд.4):

Полный проход

Суженный проход

Строительная длина (ИСО 5752)

Необходимость защиты от превышения давления (п.8.1.1)

Присоединительные фланцы корпуса (п.8.1.3.2):

Фланцевые (с выступающей поверхностью)

Фланцевые (под кольцевое уплотнение)

Специальная обработка фланцев (точно указать)

Дренажный отвод, если требуется (п.8.1.3.6)

Отверстие в шаре (п.8.2): необходимость в сквозном цилиндрическом отверстии

Наличие антистатического элемента

Управление (п.9.1)

Необходимость во фланце под привод

Управление (п.9.2)

Необходимость в закрытии против часовой стрелки

Управление (9.4)

Особое положение гаечного ключа (рукоятки)

Материалы (п.10.1)

Оболочка, защищающая от превышения давления (точно указать)

Необходимость сертификата на плавку

Норма протечки (отличная от указанной в п.11.2)

Материалы (10.2)

Конкретный материал для шара (точно указать)

Материалы (п.10.2)

Конкретный материал для штока (точно указать)

Материалы (п.10.3)

Конкретный материал для колец седла корпуса (точно указать)


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
Гидравлические и пневматические системы.
Клапаны: Сб. стандартов. -
М.: Стандартинформ, 2005

После принятия решения о редактировании в системы отопления или водоснабжения, подключения приборов учета воды или тепла, то без применения запорной арматуры не обойтись. В качестве нее желательно применять шаровые или пробковые краны. Перед выбором типа запорной арматуры необходимо понять, каким требованиям она должна отвечать. То есть необходимо будет определиться с такими параметрами, как размеры шаровых кранов, материалом и типом присоединения крана.

Технические характеристики

Размеры крана шарового состоят из параметров резьбы, габаритов.

Одной из ключевых характеристик шарового крана можно назвать внутренний (проходной) диаметр. К другим параметрам относят рабочее давление и температуру. Само собой, эти параметры определены материалом, из которого производят краны. Немаловажную роль играет и то, какая компания произвела эти изделия.

В качестве примера можно изучить наиболее часто применяемые шаровые краны в быту. А именно при обустройстве инженерных частей в многоквартирном или частном доме. Практика показывает, что при обустройстве таких систем применяют краны с различными геометрическими параметрами.

В частности, при обустройстве инженерных систем применяют шаровые краны с проходными диаметрами ½, дюйма. Кроме указанных применяют краны с диаметром в 1, 1 ¼ 1 ½ дюймов. К примеру, при создании инженерных сетей в загородном доме достаточно использовать арматуру с диаметром в половину дюйма. На отопительную систему оптимальным вариантом будет использование арматуры в три четверти дюйма. Если система построена на основании естественного движения теплоносителя, то имеет смысл увеличить диаметр применяемых труб и кранов до двух дюймов.

Но, разумеется, при выборе труб и кранов необходимо руководствоваться результатами расчетов, которые должны входить в состав проекта. Большинство производителей на поверхности корпуса крана наносят маркировку, в которой монтажник всегда увидит, каковы размеры кранов, необходимых для монтажа сети.

Маркировка, как правило, выглядит так DN (диаметр условный) 15, она обозначает, что крана внутренний (проходной) диаметр равен 15 мм, или примерно одна вторая дюйма. Вторая цифра под обозначением Pn показывает рабочее давление, на которое рассчитана эта запорная арматура.

Документация касательно размеров шаровых кранов

ГОСТ 21345-2005 определяет соотношение условных диаметров шаровых кранов и давления, при которых допустима эксплуатация этого типа изделий. Так, например, краны с DN20, может быть вмонтирован в сеть с номинальным давлением рабочей среды 17 МПа. Надо отметить, в существует разделение на проходные и частично проходные краны.

Исторически сложилось так, что все размеры диаметров, внутренних и внешних, номинальные параметры резьбы измеряют в дюймах. То есть в той системе мер, которая принята в некоторых странах. Для перевода дюймов в привычные миллиметры можно использовать следующее соотношение – один дюйм равен 25,4 миллиметров. Но надо понимать, что это весьма условное соотношение и при оформлении заказа, размеры на краны шаровые в дюймах а не в миллиметрах.

В этом же документе есть ссылка на ГОСТ 28338-89, который определяет размеры диаметров, которые применяют при проектировании и изготовление запорной и иной арматуры. По сути, эти два и еще несколько нормативных документов являются основными для проектировщиков тепловых и водопроводных сетей для многоквартирных и частных домов.

Кстати, расчет номинального диаметра трубопровода определяют на стадии проектирования сети, исходя из тепловой нагрузки, требуемых параметров температуры, давления и расхода рабочей среды. Расчетный диаметр трубопровода и есть та опорная точка, от которой происходит выбор марки запорной арматуры.

К размерным характеристикам шарового крана можно отнести тип резьбы и ее расположение. В кранах применяют как наружную, так и внутреннюю резьбу. Краны с резьбой, нанесенной на внешнюю поверхность, называют гайка-гайка, если резьба нанесена на внутренней поверхности, то такие изделия называют штуцер – штуцер.

Строительная длина и высота

Еще размеры, которых непосредственно касается запорной арматуры – это строительная длина. Определение этого термина звучит так: этот размер показывает длину участка трубопровода, который будет замещен запорной арматурой. То есть это расстояние от одного торца крана до другого. Строительная высота – это расстояние от самой нижней точки крана, до, наивысшей. Другими словами – это габаритные размеры.

Эти размеры должен учитывать проектировщик, при конструировании трубопроводной системы. Кроме этого, он должен установить кран шаровый размеры,которого обеспечивают свободный доступ к нему для проведения обслуживания и ремонта. Кроме того, необходимо обеспечить доступ к крепежным элементам, для выполнения монтажных и демонтажных работ.

Размер строительной длины определяет ГОСТ 3326-86. Так, например, кран, DN 20, предназначенный для работы в трубопроводной системе с давлением Pn 4МПа имеет строительную длину 150 миллиметров.

Кстати, строительная длина измеряется, только, в миллиметрах, в отличие от диаметров проходных отверстий и номиналов резьбы.

Как часто Вы вызываете сантехника?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.