Святой феодор стратилат в чем помогает. Великомученик Феодор Стратилат — житие

Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат про-ис-хо-дил из го-ро-да Ев-ха-ит. Он был на-де-лен мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми и пре-крас-ной внеш-но-стью. За ми-ло-сер-дие Бог про-све-тил его со-вер-шен-ным по-зна-ни-ем хри-сти-ан-ской ис-ти-ны. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла из-вест-на мно-гим по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-та. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, во-ору-жив-шись ме-чом и мо-лит-вой ко Гос-по-ду, по-бе-дил его, про-сла-вив сре-ди лю-дей Имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком (стра-ти-ла-том) в го-ро-де Ге-рак-лее, где нес как бы двой-ное по-слу-ша-ние, со-че-тая свое от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая убеж-ден-ность, под-креп-лен-ная лич-ным при-ме-ром хри-сти-ан-ской жиз-ни, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ной «лжи без-бо-жия». Вско-ре по-чти вся Ге-рак-лея при-ня-ла хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324) на-чал же-сто-кое го-не-ние на хри-сти-ан. Же-лая обез-гла-вить но-вую ве-ру, он об-ру-шил пре-сле-до-ва-ния на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых не без ос-но-ва-ния ви-дел ос-нов-ную угро-зу для уми-ра-ю-ще-го язы-че-ства. В их чис-ле ока-зал-ся и свя-той Фе-о-дор. Свя-той сам при-гла-сил Ли-ки-ния в Ге-рак-лею, по-обе-щав ему при-не-сти жерт-ву язы-че-ским бо-гам. Для со-вер-ше-ния этой пыш-ной це-ре-мо-нии он по-же-лал со-брать в сво-ем до-ме все зо-ло-тые и се-реб-ря-ные из-ва-я-ния бо-гов, ко-то-рые име-лись в Ге-рак-лее. Ослеп-лен-ный нена-ви-стью к хри-сти-ан-ству, Ли-ки-ний по-ве-рил сло-вам свя-то-го. Од-на-ко его ожи-да-ния бы-ли об-ма-ну-ты: за-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на кус-ки и раз-дал ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и бук-валь-но на об-лом-ках язы-че-ства утвер-дил за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия.

Свя-той Фе-о-дор был схва-чен и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Их сви-де-те-лем был раб свя-то-го Фе-о-до-ра, свя-той Уар, ко-то-рый ед-ва на-хо-дил в се-бе си-лы опи-сы-вать неимо-вер-ные му-че-ния сво-е-го гос-по-ди-на. Пред-чув-ствуя близ-кую смерть, свя-той Фе-о-дор уже об-ра-щал к Бо-гу по-след-ние мо-лит-вы, го-во-ря: «Гос-по-ди, ре-кл ми еси пер-вее, Аз есмь с то-бою, ныне же поч-то оста-вил мя еси? Виждь, Гос-по-ди, яко зве-рие ди-вии рас-тер-за-ша мя Те-бе ра-ди, из-бо-де-ны суть зе-ни-цы очес мо-их, плоть моя ра-на-ми раз-дроб-ля-ет-ся, уязв-ля-ет-ся ли-це, со-кру-ша-ют-ся зу-бы, еди-ны то-чию на-гие ко-сти на кре-сте ви-сят: по-мя-ни мя, Гос-по-ди, пре-тер-пе-ва-ю-ще-го крест Те-бе ра-ди, же-ле-зо, и огнь, и гвоз-дие подъ-ях за Тя: про-чее же при-и-ми дух мой, уже бо от-хо-жду от жиз-ни сей».

Од-на-ко Бог, по ве-ли-кой Сво-ей ми-ло-сти, по-же-лал, чтобы кон-чи-на свя-то-го Фе-о-до-ра бы-ла так же пло-до-твор-на для его ближ-них, как и вся его жизнь: Он ис-це-лил ис-тер-зан-ное те-ло свя-то-го и свел его с кре-ста, на ко-то-ром тот был остав-лен на всю ночь. Утром цар-ские во-и-ны за-ста-ли свя-то-го Фе-о-до-ра жи-вым и невре-ди-мым; убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое Кре-ще-ние. Так свя-той Фе-о-дор явил-ся, «яко день све-то-за-рен», для пре-бы-вав-ших во тьме идо-ло-по-клон-ства языч-ни-ков и про-све-тил их ду-ши «свет-лы-ми сво-е-го стра-да-ния лу-ча-ми». Не же-лая из-бе-жать му-че-ни-че-ской смер-ти за Хри-ста, свя-той Фе-о-дор доб-ро-воль-но пре-дал се-бя в ру-ки Ли-ки-ния, оста-но-вив вос-став-ший про-тив му-чи-те-лей на-род, уве-ро-вав-ший во Хри-ста, сло-ва-ми: «Пе-ре-стань-те, воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на Кре-сте, удер-жи-вал Ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Идя на казнь, свя-той му-че-ник од-ним сло-вом от-во-рял тем-нич-ные две-ри и осво-бож-дал за-клю-чен-ных от уз. Лю-ди, при-ка-са-ю-щи-е-ся к его ри-зам и чу-дом Бо-жи-им об-нов-лен-но-му те-лу, мгно-вен-но ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. По при-ка-зу ца-ря свя-той Фе-о-дор был усе-чен ме-чом.

Пе-ред смерт-ной каз-нью он ска-зал Уа-ру: «Не ле-нись за-пи-сать день кон-чи-ны мо-ей, а те-ло мое по-ло-жи в Ев-ха-и-тах». Эти-ми сло-ва-ми он про-сил еже-год-но-го по-ми-но-ве-ния. За-тем, ска-зав «аминь», он пре-кло-нил го-ло-ву под меч. Это со-вер-ши-лось 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да, в суб-бо-ту, в тре-тий час дня.

Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат был пре-дан му-че-ни-че-ской смер-ти в 319 го-ду по Рож-де-стве Хри-сто-вом. В до-слов-ном пе-ре-во-де с гре-че-ско-го сло-во «стра-ти-лат» озна-ча-ет «вы-со-кий во-ин», в ли-те-ра-тур-ном пе-ре-во-де - «во-е-во-да», «во-е-на-чаль-ник». Про-ис-хо-дил свя-той Фе-о-дор из го-ро-да Ев-ха-и-ты, ныне Мар-си-ан на се-ве-ре Ма-ло-ази-ат-ско-го на-го-рья в Тур-ции. Бла-гая весть свя-то-го Еван-ге-лия в эти ме-ста при-не-се-на еще в апо-столь-ские вре-ме-на.

Свя-той Фе-о-дор был на-де-лен от Гос-по-да мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми. Его вы-де-ля-ли сре-ди окру-жа-ю-щих при-род-ная кра-со-та, ве-ли-ко-душ-ное серд-це, глу-бо-кое по-зна-ние хри-сти-ан-ских ис-тин, муд-рость и крас-но-ре-чие. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла мно-гим из-вест-на по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-ты. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, ни-ко-му ни-че-го не го-во-ря, взяв с со-бой свое обыч-ное ору-жие и имея на гру-ди крест, дви-нул-ся в путь. До-е-хав до по-ля вбли-зи про-па-сти, где жил змей во-ин Хри-стов слез с ко-ня и лег от-дох-нуть. В этих ме-стах про-жи-ва-ла некая бла-го-че-сти-вая же-на по име-ни Ев-се-вия. Она бы-ла пре-клон-ная ле-та-ми. За несколь-ко лет пе-ред этим она ис-про-си-ла те-ло свя-то-го му-че-ни-ка Фе-до-ра Ти-ро-на, несго-рев-шее на ко-ст-ре во вре-мя каз-ни, по-греб-ла его око-ло сво-е-го до-ма и каж-дый год празд-но-ва-ла его па-мять в день пре-став-ле-ния 17 фев-ра-ля (2 мар-та). Бла-го-че-сти-вая Ев-се-вия, уви-дев спя-ще-го во-и-на Хри-сто-ва Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та, раз-бу-ди-ла его и пы-та-лась убе-дить уй-ти из этих мест, чтобы не по-стра-дать от змея. Му-же-ствен-ный во-ин Хри-стов Фе-о-дор от-ве-чал ей: «Отой-ди и стань по-даль-ше от ме-ста се-го, и ты уви-дишь си-лу Хри-ста мо-е-го». Жен-щи-на ото-шла и ста-ла мо-лить-ся к Спа-си-те-лю о да-ро-ва-нии по-бе-ды сме-ло-му во-и-ну. Об-ра-тил-ся с мо-лит-вой к Гос-по-ду и свя-той Фе-о-дор: «Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, вос-си-яв-ший от От-че-го Су-ще-ства, по-мо-гав-ший мне в бит-вах и да-вав-ший по-бе-ду на со-про-тив-ныя, Ты и ныне Тот же есть Гос-по-ди Хри-сте Бо-же, по-шли мне по-бе-ду с вы-со-ты Тво-ей свя-той». Свя-той Фе-о-дор по-бе-дил чу-до-ви-ще, про-сла-вив сре-ди лю-дей имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком в го-ро-де Ге-рак-лее близ Чер-но-го мо-ря, неда-ле-ко от Ев-ха-ит. Здесь свя-той Фе-о-дор со-че-тал от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая ве-ра, под-креп-лен-ная лич-ным хри-сти-ан-ским при-ме-ром, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ных при-вы-чек. В ре-зуль-та-те по-чти все жи-те-ли Ге-рак-леи при-ня-ли хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя на-ча-лись же-сто-кие го-не-ния на хри-сти-ан. Им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324 гг.), умерт-вив-ший со-рок му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, об-ру-шил свои го-не-ния не на про-стой на-род, а на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых ви-дел се-рьез-ную угро-зу для от-ми-рав-ше-го язы-че-ства. Про-слы-шав о храб-ром во-е-на-чаль-ни-ке, им-пе-ра-тор за-хо-тел его уви-деть и по-слал за ним сво-их при-бли-жен-ных. Свя-той Фе-о-дор при-нял по-слов с че-стью, но не хо-тел остав-лять сво-е-го го-ро-да. Пред-ви-дя на-ме-ре-ния им-пе-ра-то-ра, му-че-ник Хри-стов хо-тел по-стра-дать в сво-ем го-ро-де, по-это-му он от-ве-тил им-пе-ра-то-ру, что не мо-жет сей-час по-ки-нуть Ге-рак-лию и про-сит его по-жа-ло-вать к нему. На-ка-нуне при-бы-тия нече-сти-во-го пра-ви-те-ля свя-той Фе-о-дор удо-сто-ил-ся чу-дес-но-го ви-де-ния. Во вре-мя мо-лит-вы он вдруг уви-дел се-бя в хра-ме, кры-ша ко-то-ро-го раз-верз-лась, над хра-мом вос-си-ял небес-ный свет и раз-дал-ся го-лос: «Дер-зай, Фе-о-дор, Я с то-бою!». Укреп-лен-ный ви-де-ни-ем, свя-той му-че-ник об-ра-тил-ся к Гос-по-ду с го-ря-чей мо-лит-вой, про-ся Его укре-пить свои си-лы для пред-сто-я-ще-го по-дви-га. Им-пе-ра-тор при-е-хал, за-хва-тив с со-бой зо-ло-тых и се-реб-ря-ных идо-лов. Он бла-го-склон-но от-нес-ся к свя-то-му Фе-о-до-ру, хва-лил его за хо-ро-шее управ-ле-ние го-ро-дом и по-ве-лел ему при-не-сти пе-ред на-ро-дом жерт-вы идо-лам. Свя-той про-сил им-пе-ра-то-ра оста-вить идо-лов на ночь в сво-ем до-ме. Им-пе-ра-тор со-гла-сил-ся. За-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на мно-гие ча-сти и раз-дал ку-соч-ки зо-ло-та и се-реб-ра ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и на об-лом-ках язы-че-ства утвер-ждал за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия. Му-че-ник Хри-стов по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра был схва-чен, и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Му-чи-те-ли би-ли его во-ло-вьи-ми жи-ла-ми и оло-вян-ны-ми пру-тья-ми, тер-за-ли его те-ло гвоз-дя-ми и па-ли-ли ог-нем. Все это свя-той му-че-ник пе-ре-но-сил с ве-ли-ким тер-пе-ни-ем и толь-ко по-вто-рял: «Сла-ва Те-бе, Бо-же наш!» По-сле му-че-ний свя-то-го бро-си-ли в тем-ни-цу, и пять дней про-дер-жа-ли там без пи-щи и во-ды, а за-тем ис-тер-зан-но-го свя-то-го при-гвоз-ди-ли к кре-сту и оста-ви-ли на ночь. Му-чи-те-ли на-де-я-лись, что он умрет но-чью на кре-сте. Од-на-ко Гос-подь ре-шил про-сла-вить сво-е-го свя-то-го пе-ред все-ми жи-те-ля-ми Ге-рак-лии. Утром во-и-ны, участ-во-вав-шие в каз-ни уви-де-ли свя-то-го му-че-ни-ка жи-вым и невре-ди-мым. Убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое кре-ще-ние. Му-че-ник Фе-о-дор удер-жал жи-те-лей и во-и-нов, уве-ро-вав-ших во Хри-ста от мя-те-жа, го-во-ря им: «Пе-ре-стань-те воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на кре-сте, удер-жи-вал ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Му-че-ник Хри-стов доб-ро-воль-но от-дал се-бя в ру-ки му-чи-те-лей. Идя на казнь, свя-той од-ним сло-вом от-кры-вал две-ри тем-ниц и осво-бож-дал уз-ни-ков. Жи-те-ли Ге-рак-лии, при-ка-сав-ши-е-ся к его одеж-де, ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. Пе-ред тем как пре-дать се-бя в ру-ки па-ла-ча, му-че-ник Фе-о-дор за-ве-щал по-хо-ро-нить свое те-ло в Ев-ха-и-тах в име-нии ро-ди-те-лей. Сво-е-му слу-ге Уа-ру при-ка-зал за-пи-сать все му-че-ния, ко-то-рым он был под-верг-нут, для на-зи-да-ния бу-ду-щих по-ко-ле-ний хри-сти-ан. За-тем му-че-ник Хри-стов дол-го мо-лил-ся и, на-ко-нец, про-из-не-ся сло-во «аминь», пре-кло-нил под меч свою чест-ную и свя-тую гла-ву. Казнь со-вер-ши-лась 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да в суб-бо-ту, в тре-тий час дня. На-род ока-зал ве-ли-кие по-че-сти свя-тым остан-кам му-че-ни-ка. 8 (21) июня то-го же го-да они бы-ли тор-же-ствен-но пе-ре-не-се-ны в Ев-ха-и-ты. Во вре-мя пе-ре-не-се-ния те-ла свя-то-го и уже в са-мом го-ро-де со-вер-ша-лись мно-го-чис-лен-ные чу-де-са во сла-ву Хри-ста Бо-га, Ему же со От-цем и Свя-тым Ду-хом, честь и по-кло-не-ние во ве-ки. Аминь.

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат, вер-ный до смер-ти Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, бес-страш-ный и жерт-вен-ный во-е-на-чаль-ник, храб-рый сол-дат, из-древ-ле по-чи-та-ет-ся как по-кро-ви-тель пра-во-слав-но-го во-ин-ства.

В па-мять ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та стро-и-лись хра-мы во всех пра-во-слав-ных стра-нах. По мо-лит-вам к нему, от Его икон со-вер-ша-лись мно-гие чу-де-са. Так свя-той , пат-ри-арх Ан-тио-хий-ский (599 г.) и (ок. 780 г.) упо-ми-на-ют о чу-де, про-изо-шед-шем в хра-ме Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та неда-ле-ко от Да-мас-ка в ме-стеч-ке Кар-са-та в Си-рии. Ко-гда эти ме-ста бы-ли за-хва-че-ны са-ра-ци-на-ми, храм был ра-зо-рен и в даль-ней-шем под-верг-ся осквер-не-нию. В зда-нии по-се-ли-лись са-ра-ци-ны. Од-на-жды один из них, взяв лук, пу-стил стре-лу в на-пи-сан-ное крас-ка-ми на стене изо-бра-же-ние свя-то-го Фе-о-до-ра. Стре-ла по-па-ла в пра-вое пле-чо свя-то-го, и тот-час по стене по-тек-ла струй-ка жи-вой кро-ви. Нече-стив-цы уди-ви-лись это-му, но храм не по-ки-ну-ли. Все-го в церк-ви про-жи-ва-ло око-ло два-дца-ти се-мейств. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни, все они скон-ча-лись по неиз-вест-ной при-чине. Мор на-пал на свя-то-тат-цев, в то вре-мя как их со-пле-мен-ни-ки, жив-шие вне хра-ма, не по-стра-да-ли.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 4

Воинствосло́вием и́стинным, стpастоте́pпче,/ Небе́снаго Цаpя́ воево́да пpедо́бpый был еси́, Фео́доpе:/ оpу́жиями бо ве́pы ополчи́лся еси́ му́дpенно/ и победи́л еси́ де́монов полки́,/ и победоно́сный яви́лся еси́ стpада́лец./ Те́мже тя ве́pою// пpи́сно ублажа́ем.

Перевод: Воинской службой истинной ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, Феодор: ибо оружием веры вооружился ты премудро, и истребил демонов полки, и явился победоносным страдальцем. Потому тебя с верою всегда прославляем.

Кондак великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 2

Му́жеством души́ в ве́ру оболки́йся/, и глаго́л Бо́жий а́ки копие́ в ру́ку взем, врага́ победи́л еси́,/ му́чеников преве́лий Фео́доре,// с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й о всех нас.

Перевод: Мужеством душевным верою вооружившись и слово Божие, как копье, в руку взяв, ты победил врага, Феодор, слава мучеников; с ними не переставай молиться Христу Богу о всех нас.

Молитва великомученику Феодоpу Стpатилату

О, святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Фео́доре Стратила́те! Мо́лим тя пред ико́ною твое́ю свято́ю: моли́ с на́ми и о нас, раб Бо́жиих (имена) , умоля́емаго от Своего́ благосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, благосты́ни у Него́ прося́щих, и вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния да испо́лнит. Еще́ же мо́лим тя, святы́й победоно́сче Фео́доре Стратила́те, разруши́ си́лы возстаю́щих на ны враго́в, ви́димых и неви́димых. Умоли́ же Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В храме святого Евстафия покоятся и мощи двух прославленных воинов-мучеников - святого Феодора Тирона и святого Феодора Стратилата (Воина).
Во времена гонений на христиан при императоре Максимиане (286 - 305 г.) в понтийском городе Амасея (территория севера современной Турции) от святого Феодора Тирона, который в ту пору был солдатом римской армии, потребовали отречься от Христианской веры и принести жертву идолам. Он отказался это сделать, после чего был брошен в темницу и подвергнут жестоким истязаниям. Во время заточения ему явился Господь Иисус Христос, укрепляя и утешая страдальца. В конце концов, его приговорили к смерти и сожгли заживо в 305 году. Сначала его похоронили в Евхаите, позже мощи были перенесены в Константинополь и положены в церкви, посвященной ему. Глава святого Феодора Тирона находится в городке Гаэта в Италии.

Примерно через пятьдесят лет после своей кончины святой сотворил то чудо, которое более всего известно православным. В годы правления императора Юлиана Отступника (361-363 г.) правитель Константинополя решил обманом заставить христиан участвовать в языческих празднествах, и во время первой недели Великого поста приказал окропить пищу, продаваемую на рынке, кровью животных, которые были принесены в жертву языческим богам. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию, рассказал о намерении правителя и попросил передать христианам, чтобы не покупали оскверненную пищу, а вместо этого приготовили коливо (вареную пшеницу с медом). Так христиане избежали осквернения, и каждый год в первую субботу Великого поста празднуется память святого великомученика Феодора - служится молебен, верующие вкушают коливо в память о его заступлении.

Святой Феодор Стратилат был римским военачальником в армии императора Ликиния (312 - 324) и военным правителем города Гераклия. Его служение, как военное, так и в качестве градоначальника, было весьма достойным, и Ликиний, желая публично воздать ему честь, позвал его на языческое празднество, которое должно было состояться в Никомидии. Феодор понял, что пришел час, когда ему придется публично отказаться поклониться языческим богам и воздать хвалу Христу. Слуги императора доставили к месту проведения праздника золотых идолов, но святой Феодор приказал своим солдатам разбить идолы еще до начала торжеств и раздать обломки нищим. Когда это деяние стало известно императору, тот в ярости призвал к себе Феодора, и Феодор говорил с ним о Христе. Ликиний вынес ему смертный приговор. Святого подвергли бичеванию, ему было нанесено более тысячи ударов. После этого он был распят и пронзен стрелами. Во время страданий он непрерывно славил Бога. К недоумению палачей, он остался жив и умер лишь после усечения мечом 8 февраля 319 года. После победы Константина над Ликинием и восшествия его на трон Императора, мощи святого Феодора были перенесены из Евхаиты (его похоронили там рядом со святым Федором Тироном) в Константинополь и впоследствии положены в знаменитой церкви во Влахерне. Ему молятся как покровителю православного воинства.

Святой Георгий Новый Мученик из Неаполиса

Мощи святого Георгия также находятся в церкви святого Евстафия. Он жил в XVIII веке в малоазийском городе Неаполисе и был иеромонахом. Во время Орловского восстания 1770 года (неудавшейся попытки добиться независимости Греции в ходе русско-турецкой войны) турецкие пастухи, недовольные восстанием и раздраженные тем, что рядом находится священник, то есть глава местной христианской общины, убили его, когда он шел в соседнюю деревню служить литургию. Его закололи кинжалом, а тело бросили в поле. Спустя несколько дней после кончины он явился своим родным и рассказал, где искать его останки. После этих событий по молитвам у его мощей происходили чудеса.

Храм Успения (Святые Елевферий и Анфия)

В храме Успения в районе Неа Иониа находятся мощи священномученика Елевферия, который во II веке принял мученическую кончину вместе со своей матерью Анфией. Этот Иллирийский иерарх ранней Церкви пострадал при римском императоре Адриане (117 - 138 г.). Как сказано в традиционном Житии, святой родился в Риме, где его отец занимал высокое положение при дворе. После ранней кончины отца мать Елевферия Анфия вместе с маленьким сыном тайно присоединилась к растущей христианской общине, помогая материально небольшой группе учеников святого апостола Павла. Согласно одному из преданий, она еще девочкой приняла крещение от самого Апостола. Однажды епископ Рима Анаклет (76 - 88 г., третий епископ римский после Петра и Лина) заметил благочестие и благородство манер юноши и решил помочь ему в получении воспитания и образования. В пятнадцатилетнем возрасте молодой человек стал диаконом, в семнадцать - священником, в двадцать - епископом. После посвящения в епископский сан он отправился пасти стадо Христово в Авлону (или Валону, которая сейчас называется Влор и находится на территории современной Албании). Анфия поехала туда с ним. Вскоре по всей Иллирии и Эпиру (ныне северная Греция) разнеслась весть о молодом епископе-чудотворце, и так велика была его известность, что римские власти забеспокоились и начали чинить ему препятствия. В конце концов он был взят под стражу по приказу императора Адриана.

Один из центурионов, пришедших взять его, вошел в храм в тот момент, когда Елевферий говорил проповедь. Послушав проповедь, этот центурион (имя его было Феликс) пожелал стать христианином и попросил крестить его. Он принял крещение, а потом, по настоянию самого Елевферия, исполнил приказ - привел епископа в Рим. Елевферия подвергли истязаниям, за которыми наблюдал местный правитель Хорибус. Увидев, что Святой остался невредим после погружения в кипящее масло, пыток на раскаленной железной решетке, бичевания и пребывания в горящей печи, правитель тоже принял Христианство. Епископ Елевферий, центурион Феликс, правитель Хорибус и еще несколько человек, обращенных Елевферием, были обезглавлены. Мать епископа Анфия стояла над телом сына в молитве. Ее схватили и также отсекли ей голову. Это произошло в 120 году от Рождества Христова. Полагают, что святые мощи матери и сына перевезли в Авлону его последователи. Римляне до сих пор отмечают день их памяти 18 апреля, традиционно считающийся днем их мученической кончины. Православная же служба в их честь совершается 15 декабря: в этот день в Константинополе при императоре Аркадии (395 - 408) была освящена церковь святых Елевферия и Анфии.

Частица мощей священномученика Елевферия имеется еще в итальянском городке Реати, где традиционно проживала большая греческая община; а церковка Успения в Неа Ионии в Афинах - это основное место, куда паломники со всего православного Востока приезжают поклониться этому Святому. Говорят, что в Авлоне (ныне албанский городок Влори) также до сих пор пребывает частица его мощей, и что и сейчас происходят чудеса по молитвам святого. К сожалению, местонахождение мощей мученицы Анфии неизвестно, хотя вполне возможно, что во Влори есть их частица.

Когда в XII веке французские захватчики превратили Парфенон, бывший собором Богоматери Атениогасса, в католический храм, одна маленькая церковь в честь святого Елевферия была освящена как Православный собор Афин и продолжала выполнять эту функцию, и службы продолжались и при турках. Помимо прочего, в этой церковке состоялось посвящение в сан епископа святителя Дионисия из Закинфа. Она все еще стоит на этом месте, хотя и кажется крохотной по сравнению с "Митрополией" - митрополичьим собором, построенным в XIX веке, в котором пребывают мощи святой Филофеи Афинской и патриарха Григория V.

Святые Елевферий и Анфия считаются покровителями беременных женщин и рожениц. К тому же, святому Елевферию молятся за плененных, и обоим этим святым - об ограждении от вмешательства бесовских сил. Имя Елевферий означает "свобода", и потому ему молились борцы за независимость во времена греческого восстания и православные греческой Церкви в Албании под гнетом коммунистического атеизма.
Епископа Елевферия не следует путать с Елевферием Папой Римским (175 -189 г.), который, по преданию, послал христианских миссионеров в Англию.

Храм преподобномученицы Параскевы Римляныни (Прмц. Параскева Римляныня)

Мощи святой мученицы Параскевы находятся в районе Афин, который так и называется "Параскеви", в храме, посвященном ее имени. Она родилась в семье благородных римлян около 130 года, во времена правления императора Адриана, когда принадлежность к Христианской Церкви считалась преступлением. Родители девочки, Агафон и Политая, долгие годы прожили в браке бездетными, поэтому появившееся у них на склоне лет дитя они в благодарность Небу посвятили Господу. Они призвали для воспитания и образования дочери умелых наставников, и, вдохновленная добрым примером родителей, она после их кончины раздала свое наследство бедным. В возрасте двадцати лет поступила в обитель христианских дев - подобие будущих монастырей, - где посвятила себя служению Богу. Достаточно преуспев в духовной жизни, покинула общину и стала проповедовать на улицах Рима.

Параскева была настолько преисполнена Божией благодати и так горела духом, что, по сведениям агиографов, множество людей обращалось ко Христу, просто услышав ее проповедь. Совершенно очевидно, что она была сильной личностью и на многих оказала влияние, поскольку Римские власти преследовали ее с неуемной энергией. Ей удалось избежать преследований лишь перебравшись в Малую Азию, где она продолжала проповедовать на территории нынешней Турции. Наконец, ее схватили в Терапии солдаты императора Антония Пия (138 - 61 г). Обвинили не только в оскорблении богов, но и в том, что именно она стала причиной всех несчастий, случавшихся с империей в те времена!

Параскеву привели на суд к императору Антонию, который сначала попытался уговорить ее отречься от своей веры, а когда она отказалась, велел заточить ее в темницу и подвергнуть мучениям. Ежедневные пытки оказались безрезультатными, каждое утро стражники снова и снова находили ее в добром здравии, без каких бы то ни было следов пыток, напротив, она была бодра и весела, будто ничего и не происходило. Видя это, правитель приказал бросить ее в котел с кипящей смолой, маслом и водой. У него на глазах ее погрузили в эту кипящую смесь по самую шею, однако она вела себя так, будто эта жижа была едва теплой. Он подумал, что всему виною его солдаты, их халтурное отношение к делу, и начал бранить их. Он потребовал, чтобы Параскева плеснула на него немного смеси. Она повиновалась и плеснула на него ладонью. Кипящая смола и масло ослепили его. Он начал умолять ее о помощи, обещал стать христианином, если она вернет ему зрение. Она вышла из котла, направилась к ближайшему источнику и, помолившись, умыла ему глаза ключевой водой. Зрение вернулось к нему, после чего он, как и обещал, крестился и прекратил гонения.

Параскева вернулась к апостольской деятельности, но во времена правления Марка Аврелия, преемника императора Антония, была снова взята под стражу и на этот раз обезглавлена по приказанию наследника престола Тарасия 26 июля 180 года. Позднее ее мощи были перенесены в Константинополь, а при Обмене Населением в 1922 году часть их попала в Афины.

Монастырь Пендели (Свят. Тимофей из Пендели)

Тимофей родился в середине XVI века в городке Каламосе в семье клирика и получил образование в Афинах под покровительством епископа Оропова. Он принял сан священника, и после кончины своего благодетеля стал его преемником на епископской кафедре. Потом он был назначен архиепископом Эврипоса (Халкиса) и реорганизовал митрополию Халкиса. Добродетельный человек, энергичный, блестящий деятель, он к 1565 году стал для местных христиан путеводной звездой на пути к спасению. В то время на турецком престоле восседал печально известный Султан Селим II (1566 - 1574), и многие церкви в Константинополе были конфискованы под мечети. Хока Садеддин, учитель сына Селима II Мурада III хвастался, что "те церкви, что находились в черте города [Константинополя], освобождены от мерзких идолов, от скверны идольских нечистот, и после того, как с их образов были стерты лица, а в самих храмах зазвучали мусульманские молитвы и проповеди, многим монастырям и часовням могут позавидовать сами райские Сады". Подобное отношение к церквам было преобладающим, поэтому и в Халкисе, скорее всего, тоже существовала постоянная угроза конфискации церквей. Ориентируясь на антихристианскую политику Константинополя и опасаясь растущей популярности и влияния Архиепископа, паша Халкиса в 1570 году приказал взять Тимофея под стражу, но Нурбану, любимая жена из гарема Селима, мать его сына и наследника Мурада III, велела тайно предупредить Архиепископа, и он бежал вместе со своим дьяконом и несколькими священниками на гору Пендели, что недалеко от Афин.

Гора Пендели расположена в 20 километрах от центра Афин и имеет высоту 430 метров. Она веками давала приют отшельникам-аскетам, жившим здесь в пещерках и небольших монастырях. В таком месте Тимофей мог быть просто одним из многих здешних монахов. Как пишет один автор, "иногда инокам приходилось жить бок о бок с ворами, но воры их не беспокоили, поскольку,во-первых, у них нечего было красть, а, во вторых, воры видели их благочестие и святую жизнь. Некоторые из этих преступников даже раскаялись и сами стали монахами". На горе Пендели был монастырь св. Георгия Кикинариса, св. Иоанна из каменоломен, святых Архангелов, св. Петра и пещера Давела.

Придя впервые на гору Пендели, святитель Тимофей поселился возле небольшой церкви Святой Троицы, здание которой в наши дни является монастырской часовней. Потом он спустился немного ниже и стал жить на месте древнего заброшенного монастыря. Там, под одной из олив, он нашел икону Богородицы и воспринял это как знак свыше, указывавший на необходимость возродить древний монастырь. Со дня своего основания этот монастырь находился под охраной фирмана, выданного от имени султана и его преемников (более снисходительных, чем Селим), хотя местные правители иногда (к примеру, в 1688 - 1690 годах) игнорировали фирман, глядя сквозь пальцы на разграбление монастыря. После 1821 года монастырь Пендели, бывший ранее ставропигиальным (то есть подчинявшимся непосредственно Константинопольскому Патриарху) перешел в ведение Афинской епархии. К сожалению, икона Богородицы, бережно хранимая со дня обретения ее святителем Тимофеем в 1570 году, в 1966 году была украдена и так с тех пор и не найдена.
Восстановление и строительство зданий монастыря завершилось в 1578 году, после чего он был освящен в честь Успения Божией Матери. В монастырь начали приходить люди, желавшие жить обычной монашеской жизнью, и святитель Тимофей перебрался в храм св. Георгия Гаргетоса неподалеку оттуда, а потом еще дальше, в другой храм св. Георгия во Вравоне. Там одна турчанка, обратившаяся в Христианство, пожертвовала святителю Тимофею какой-то земельный участок после того, как он спас ее детей от пиратов. Как сказано в хрониках монастыря Пендели, местные турки и другие соседи были недовольны фактом пожертвования. Похоже, помимо этого были еще и трения между св. Тимофеем и св. Филофеей, поскольку, как пишет один местный историк, желая уладить вопрос о пожертвованной земле и "положить конец разногласиям между ним самим и св. Филофеей, св. Тимофей удалился на остров Кея (Циа) и построил там монастырь св. великомученика Пантелеймона". Какое-то время он жил на этом острове в пещере, возле которой и по сей день время от времени появляется чудесный источник, связанный с его именем. Он почил на острове Кея 16 августа 1590 года, через полтора года после кончины св. Филофеи.

Из мощей святого Тимофея сохранилась только глава. Она хранится в часовне св. Тимофея, которая находится слева от храма Успения, во дворе. Глава источает тонкое благоухание. По предстательству святителя Тимофея происходило много чудес. Дважды афиняне спасались от эпидемий чумы и холеры после крестного хода с его мощами.

Во времена турецкого ига монастырь Пендели устраивал в своих пещерах школу для детей повстанцев. После провозглашения независимости Греции в 1821 году она до 1920 года служила в качестве обычной государственной школы. Монахи Пендели активно участвовали в Войне за Независимость 1821 года. Двадцать два из них принимали участие в "Битве при Малых Мостах", а также в осаде Акрополя, где был ранен настоятель монастыря.

И монастырь, и пещера, в которой размещалась школа, открыты для посетителей. В пещере есть еще небольшой музей.

Храм Айя Динамис

Часовня XVII века Айя Динамис (Святая Сила), расположенная на углу улиц Пендели и Метрополис в юго-западной части, связана с монастырем Пендели и Войной за Независимость 1821 года. Во времена турецкого ига множество ценных предметов церковной утвари и монастырских архивов было спрятано в подземном проходе под храмом Айя Динамис. К сожалению, турки обнаружили и разграбили этот тайник. Позднее, с одобрения турецкого правителя Али Хасеки (1775 - 1795) приход монастыря участвовал в изготовлении пороха и пуль для защитников Афин. В XIX веке по подземному проходу под храмом Айя Динамис контрабандой переправляли амуницию для греческих повстанцев. Ночью 25 апреля 1821 года повстанцы, в числе которых были и монахи Пендели, начали осаду Акрополя - там скрылись бежавшие турки. Монахи даже предлагали свои книги и архивы для изготовления пыжей, которыми в бою набивали стволы ружей и орудий.

Византийский музей

Византийский музей расположен в красивом здании флорентийского стиля недалеко от площади Синтагма. Здесь хранится обширное и прекрасное собрание предметов христианского искусства IV - XIX веков. Среди экспонатов музея - иконы всех периодов византийской эпохи, образцы ранневизантийской скульптуры и даже одна маленькая раннехристианская базилика. Есть здесь и рельефные изображения (бронзовые, золотые и серебряные), а также хорошо сохранившиеся мозаики и фрески.

Старая церковная школа Ризариоса (Свят. Нектарий Эгинский)

Недалеко от Византийского музея находится старая церковная школа Ризариоса, которую с 1894 по 1908 год возглавлял святитель Нектарий Эгинский. В этом здании сейчас размещаются административные офисы школы; сама же школа переехала в район Халандри. Эта церковная школа - одна из многих в Греции, где мальчики 12-18 лет могут получить православное воспитание и изучать помимо школьных светских еще и церковные предметы. Многие учащиеся готовятся здесь к поступлению в духовные учебные заведения и к принятию сана. Рядом с административным зданием школы расположена церковь св. Георгия, построенная в 1834 году, в которой долгие годы совершал литургии святитель Нектарий. В этой церкви хранятся некоторые из его личных вещей и частица его мощей. Церковь открыта ежедневно.

Гора Химеттус и монастырь Кессариани

До горы Химеттус из центра Афин всего двадцать минут езды на автобусе, но здесь царят покой и чистота, столь дорогие сердцу паломника, изнуренного городским шумом и пылью. Поросший лесом горный склон дает живое представление об облике Афин на протяжении их истории. Еще в сороковых-пятидесятых годах XX века пастухи с дудочками, как в древности, пасли здесь свои стада. Здесь все так же вьются пчелы, собирая нектар с соцветий тимьяна. Любой мед афиняне называют "химеттус", но самый ароматный и вкусный - тот, что взят из ульев на склоне этой горы.

Монастырь Кессариани, посвященный Введению во Храм Пресвятой Богородицы, построен в XI веке на месте древнего храма Аполлона, который в более поздние времена классической эпохи был храмом богини Афродиты. В церкви сохранились ионические колонны и пол того времени, органично вписавшиеся в облик монастыря. Обитель Кессариани прекрасно сохранилась. Это монастырь Византийской эпохи в чистом виде, без каких-либо существенных изменений; сохранился даже католикон (главная церковь, собор) XI века. Собор выполнен в форме креста и увенчан куполом, стоящим на четырех колоннах. Купол украшен иконой Христа Вседержителя, стены апсиды расписаны фресками с изображениями Божественной литургии. Арка северного фасада является ярким образцом превосходного искусства византийских каменщиков. Нартекс и неф украшены фресками XVII века кисти известного иконописца Иоанниса Ипатиоса. Заказчиком этих фресок был Николас Бенизелос (один из членов той семьи Бенизелос, в которой за столетие до того родилась святая Филофея). К собору примыкает небольшая часовня святого Антония.

Строения монастыря располагаются вокруг внутреннего двора. Собор находится в восточной части, трапезная и кухня - в западной, а в южной части стоит баня (раньше это был масличный пресс), к которой примыкало двухэтажное здание с монашескими кельями. По всей вероятности, монастырь достиг своего расцвета в XIII веке, хотя и во времена турецкого ига он был известен как центр духовного просвещения и учености. К сожалению, в наши дни Кессариани - это только музей. Несмотря на это, красота его строений, хранимых с такой заботой, и окружающая природа - покрытый лесом и цветами горный склон - излучают мир и спокойствие, свидетельствующие о многовековом присутствии монахов-молитвенников.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины.

Великомученик Феодор Стратилат

Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 - 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Молитвы

Тропарь великомученику Феодору Стратилату, глас 4

Воинствословием истинным, страстотерпче,/ Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре,/ оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси страдалец./ Темже тя верою// присно ублажаем.

Кондак великомученику Феодору Стратилату, глас 2

Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Молитва великомученику Феодору Стратилату

О святый, славный и всехвальный великомучениче Феодоре Стратилате! Молим тя пред иконою твоею святою: моли с нами и о нас, раб Божиих (имена), умоляемаго от Своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас, благостыни у Него просящих, и вся наша ко спасению и житию нужная прошения да исполнит. Еще же молим тя, святый победоносче Феодоре Стратилате, разруши силы возстающих на ны врагов, видимых и невидимых. Умоли же Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков.

», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святой великомученик Феодор был родом из Евхаит, местечка поблизости от Амасии. Отвагой и ораторским талантом он заслужил уважение императора Лициния, который около 320 г. назначил его военачальником и градоначальником Ираклии. Вступив в должность, Феодор не скрывал приверженности христианству и пламенными словами обратил в Православие большую часть города. Рассказывают, что он даже подтвердил истинность своей проповеди, убив змия, который наводил страх на местных жителей.

В ответ на вызов императора, узнавшего о неожиданном поведении своего любимца, Феодор сам позвал Лициния в Ираклию вместе c его золотыми и серебряными идолами. Ободренный ночным видением о том, что пришло его время кровью засвидетельствовать любовь ко Христу, он торжественно принял императора. Тот, восхищаясь царившим в городе порядком, предложил градоначальнику показать свое благочестие, принеся жертву богам. Феодор выразил согласие и лишь попросил отдать ему идолов на ночь, чтобы почтить их перед принесением публичных жертв.

Он взял привезенные императором золотые статуи, за ночь раздробил их на куски и раздал золото бедным. Когда настал час церемонии, центурион доложил государю, что видел, как какой-то бедняк нес голову золотой статуи Артемиды. Пораженный император приказал вздернуть святого на дыбу, дать ему семьсот ударов воловьими жилами по спине, пятьдесят по животу и избить свинцовыми шарами по затылку. Потом c него стали сдирать кожу, прижигать раны факелами и скрести их черепками. Во время пыток святой восклицал только: «Слава Тебе, Боже мой!»

Его бросили в темницу, на семь дней оставив без еды, после чего распяли на кресте за городом. Солдаты безжалостно проткнули его через детородный орган до самых внутренностей, а дети, меча стрелы, выкололи глаза. Терпеливый в страданиях и великодушный по отношению к палачам по примеру Божественного Учителя, Феодор был непоколебим в молитве и ободрял своего служителя Уара записывать все детали мученичества.

Когда он висел на кресте ночью, оставленный в одиночестве, Ангел Божий освободил его и вылечил от всех ран, дав силы пройти эту битву до конца. Наутро солдаты пришли, чтобы снять труп. С удивлением найдя Феодора вполне здоровым, они уверовали во Христа. За ними последовала вся когорта и остальные солдаты, посланные, чтобы наказать первых.

Отдавая себе отчет в том, что, глядя на это чудо, взволновавшийся город может восстать, Лициний послал новых солдат, чтобы немедленно казнить Феодора - виновника этих беспорядков. Некоторые христиане решили встать на защиту святого, но мученик, чувствуя, что пришел час воссоединиться со Христом, остановил их и спокойно предстал перед палачами. Осенив себя знамением животворящего креста, он склонил голову и c ударом меча удостоился венца славы.

Следуя наставлению св. Феодора, христиане c триумфальным шествием перенесли останки в его фамильный дом в Евхаитах. Именно здесь на протяжении веков совершались многие чудеса, и город впоследствии был переименован в Феодорополь.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Он родился в городе Евхаит, с детских лет обладал красивой внешностью и многими талантами. Но самое главное, что дал ему Господь - это познание истинной христианской веры. Именно вера во Христа помогла ему победить огромного змея, который жил в пропасти в окрестностях города. Он пожирал людей, животных, вся округа боялась этого чудовища. Но святой Феодор вооружился мечом, а также молитвой, что принесло ему победу. За этот поступок его назначили стратилатом, т.е. военачальником в городе Гераклее. Но святой Феодор не просто служил людям в этой должности, но еще и занимался проповедью Евангелия. Со временем практически весь город принял христианство. В это время у власти находился император Ликиний, который начал жестокое гонение на христиан. Он приказал обезглавить святого Феодора. На что праведник ответил приглашением императора Линия в их город. Феодор пообещал ему, что лично принесет жертву языческим идолам. Ликиний поверил этим словам, святой Феодор Стратилат, как только приблизился к истуканам, тут же разбил их, а куски раздал нищим.

В этот же миг его схватили и подвергли жестоким истязаниям. Их свидетелем стал раб святого Феодора Уар. По молитвам святого Феодора, Господь исцелил его тело и даже свел с креста, на котором Феодор был оставлен на ночь. Когда утром стражники пришли ко кресту, чтобы убедиться в смерти христианина, то увидели его живым и здоровым. В эту же минуту они уверовали в Бога и недалеко от места казни приняли Святое Крещение.

Но избегать мученической кончины святой Феодор не желал. Вот почему, он добровольно предал себя в руки палачей. Пока он шел к месту казни, святой Феодор одним словом открывал темницы и освобождал оттуда людей. Те, кто прикасались к нему, тут же исцелялись. Святой Феодор принял мученическую смерть через усечение мечом его главы.