Сознание: понятие и формы. Формы общественного сознания

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2 сознанию присуща интенциональность , т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии , самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция»

Необходимым и первым этапом в становлении сознания является самосознание, т. е. осознание себя самого, своей «самости». Самосознание проявляется как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

Самопознание – это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание осуществляется через анализ результатов собственной деятельности, своего поведения и взаимоотношений с другими людьми, через осознание отношения к себе других людей и через самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, поступков.

Самопознание является основой для самооценки, которая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекватной (реальной) и неадекватной – либо завышенной, либо заниженной. Американскому психологу У. Джеймсу принадлежит формула самооценки человека :


Л. Н. Толстой высказал мысль о том, что человек – это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. Числитель этой дроби – то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он о себе думает.

Самопознание является основой и для постоянного самоконтроля, который проявляется в осознании и оценке человеком собственных действий.

Результатом самопознания человека является его самопринятие – выработка им системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение индивида к самому себе, является основой построения взаимоотношений с другими людьми.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим состоянием, что определяет формирование у него индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. «Я-концепция» человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

В психологии выделяют две формы «Я-концепции» – реальную и идеальную. Главное в реальной – такое представление личности о себе, которое соответствует действительности, а в идеальной – представление личности о себе в соответствии с желаниями, т. е. таким человек хочет быть. У большинства людей реальная и идеальная «Я-концепции» различаются. Эти расхождения могут приводить и к позитивным, и к негативным последствиям: с одной стороны, это может привести к внутриличностному конфликту, а с другой стороны, может стать источником самосовершенствования личности.

3. Соотношение сознания и бессознательного

Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.

Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.

А. Г. Асмолов предложил объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:

¦ надиндивидуальные надсознательные явления – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;

¦ неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;

¦ неосознаваемые резервы органов чувств – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым как «шестое чувство»;

¦ неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операционные установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

Введение…………………………………………………………………………3

I. Понятие сознания……………………………………………………………..4

II. Формы сознания………………………………………………………..…….6

2.1. Формы общественного сознания………………………………………….7

2.2 Политическое сознание….…………………………………………………..8

2.3 Правовое сознание………………………………………………………….10

2.4 Нравственное сознание…………………………………………………….12

2.5 Эстетическое сознание………………….………………………………….15

2.6 Религиозное и атеистическое сознание…………………………………...17

2.7 Естественнонаучное сознание…….…………………………………….…19

2.8 Экономическое сознание…………………………………………………..19

2.9 Экологическое сознание…………………...………………………………21

Заключение……………………………………………………………….……..24

Список использованной литературы……………………….………………….25

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в памяти. Это же относится к процессам его деятельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает человек в предметном мире.

Психическая реальность, которая недоступна для прямого измерения или изучения открывается нам в виде ощущений, воспоминаний и мотивов - это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного. Удивительно то многообразие путей, которые вели к их различению в психологии, философии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сеченова, Узнадзе и Павлова.

Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психического отражения. С исторической, генетической точки зрения это означало признание существования досознательной психики животных и человека, а так же появления у человека качественно новой формы - сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание, о том, что его порождает, о его внутренней структуре, многообразии форм сознания. О формах сознания и пойдет речь в данной работе.

I. Понятие сознания

Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и формируемая социальным окружением функция, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности в памяти субъекта, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Стержнем сознания, способом его существования является субъективное содержание памяти - знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, как и его память, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир отображаемый памятью, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.

Критерии сознательного поведения

Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.

Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания важно выделить осознание предметов и переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.

Мозг современного человека сформировался в результате длительной эволюции и представляет собой сложноорганизованный орган. Уровень сознания зависит от степени организации мозга и подтверждается это тем, что сознание ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старика дряхлеет, угасают и функции сознания.

Связь сознания с протекающими в мозгу процессами

Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

Сознание является высшей формой отражения мира в субъекте и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями и социальном окружением что присуще только человеку.

Стержнем сознания, способом его существования является память субъекта.

Труд развивает сознание.

Речь (язык) формируют сознание.

Сознание является функцией памяти.

Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.

Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественноисторический опыт поколений, труд, язык и знания.

II. Формы сознания.

Описаны две формы сознания: персональное и общественное. Персональное сознание определяется как Up–перцепция, – осознание окружающего мира и субъективного Я. Перцепция реализуется с помощью объективных биологических и физических законов. Трансформация перцепции в Up–перцепцию, то есть трансформация объективных процессов в субъективные ощущения, неневозможно описать и представляет собой черный ящик. Одним из результатов деятельности сознания является возникновение идей и взглядов. Осознание этих идей и взглядов популяцией людей формирует общественное сознание. Развитие общественного сознания развивает идеи и взгляды, которые в свою очередь влияют на личное сознание.

Хорошо известно, что перед тем как приступить к анализу какой-нибудь проблемы, сначала необходимо дать ее определение. Но проблема сознания не имеет определения, или, наоборот, их слишком много. Поэтому я попытаюсь описать формы и характеристики сознания, с тем, чтобы далее обсудить их.

Сознание можно разделить на две формы: Первая форма, это так называемое личное, индивидуальное или персональное сознание человека, его субъективные ощущения и интеллект. Вторая форма, это то чем занимается философия – это так называемое общественное или социальное сознание.

Общественное сознание можно разделить на: научное сознание, поэтическое сознание, религиозное сознание и т.д. и т.п. К этой же форме сознания относится и культура.

Общественное сознание и любая из его форм представляет собой совокупность неких идей и взглядов, которые объединяют определенную популяцию людей. Но идеи и взгляды преломляются в сознании (в интеллекте) каждого индивидуума субъективным способом.

Общественное сознание, преломленное в индивидуальном сознании, это та форма сознания, которая свойственна только людям. Только люди ищут бога и смысл жизни. Только люди обладают культурой и творчеством: пишут картины, стихи, ищут истину, занимаясь наукой.

2.1. Формы общественного сознания

Формы общественного сознания различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности, общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от. непосредственного отражения действительности в обыденном сознании, формы сознания выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредствованное теоретическим или наглядно-образным отражением действительности. Формы общественного сознания различаются между, собой по объекту и, форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира природы и общества. Различные формы общественного сознания отражали различные, области и стороны действительности (напр., политические идеи, отражают отношения между классами, нациями, государствами и служат основой политических программ, реализуемых а действиях классов и социальных групп; в. науке познаются конкретные законы, природы и общества; в религии фантастически отражается зависимость людей от господствующих, над, ними, природных, а затем и социальных сил. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой, формой отражения (напр. научное понятие, моральная норма, художественный образ, религиозная догма). На богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта, возможность на основе, конкретной общественной потребности. Так, наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развитая общественного производства; политические и правовые взгляды и идеи возникают вместе, с появлением, классов и государства дал обоснования и закрепления отношений господства и подчинения, и т. д. В каждой, общественно-экономической формации все формы, сознания связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного общества. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с., определяет и ту конкретную историческую роль, которую они играют в жизни и развитии общества. С победой коммунизма исчезнет надобность в политической и правовой идеологии, и они отомрут. Зато расцвета достигнут такие формы общественного сознания, как мораль, наука, философия, которые не только будут обслуживать многообразные общественные потребности, но, формируя духовный облик, личности, явятся условием ее всестороннего развития, активной творческой деятельности.

Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественнонаучного сознания. Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира природы и общества. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности.сознания . Понятие сознания играет у него двоякую роль, выступая...

  • Сознание как философская проблема (1)

    Реферат >> Философия

    ... Сознание как философская проблема 2. Сознание форма отражения, духовная сторона бытия 3. Основные свойства и структура сознания 4. Сознание ... - интерпретация интерпретации - имеет дело с «понятиями о понятиях» , является ведущей для философов, опирающихся...

  • Каждый человек индивидуален, его сознание отличается от мировосприятия окружающих. Если рассматривать разум всех людей, как единое целое, то образуется общественное , которое, в свою очередь, подразделяется на формы.

    Основные формы общественного сознания

    В каждой нижеприведенной форме отображается действительность, но в сугубо специфической форме. Данное отражение реального мира зависит, в первую очередь, от цели такого воссоздания и от того, от чего опираются в описании, то есть, что является объектом.

    Выделяют следующие формы:

    • философское;
    • экономическое;
    • религиозное;
    • политическое;
    • нравственное;
    • правовое;
    • научное сознание.

    Мировоззренческая форма общественного сознания

    Философия представляет собой мировоззрение, главная проблема которого состоит в поиске отношений личности и мира. Иными словами это совокупность мировоззренческих взглядов, как на окружающую действительность, так и на отношение каждого из нас к этой реальности.

    В философии на первое место ставятся способы познания. Предпочтение отдается рациональному изучению мира. Благодаря этой науке вырабатываются целые системы учений о принципах бытия, о его фундаменте, основе, общих характеристиках, отношении к духовности, природе, социуму.

    Экономическая форма общественного познания

    Она включает в себя знания о материальном мире, хозяйственной деятельности. Они отображают главнейшие стороны производственного процесса, умение распределять материальные блага человечества. Эта форма общественного сознания имеет тонкую связь с противостоянием за идею, связана с правовым, моральным и политическим сознанием.

    Главной составляющей экономической целесообразности любого предприятия есть рентабельность, умение повышать производственную эффективность, внедрять инновации.

    Религия как форма общественного сознания

    Эта форма основывается на вере в существование одного, нескольких неземных существ, параллельного мира, сверхъестественных явлений. Философия относит религию к категории духовной части жизни всего человечества. Она является неким способом .

    Считается, что именно из религиозного сознания начала свое развитие культура всего человечества, которая со временем приобрела разнообразные формы общественного сознания.

    Политическая форма общественного сознания

    Она включает в себя объединение идей, чувств, традиций, систем, которые отражают первоначальные интересы социальных групп людей и отношение каждого из них к различным политическим организациям, институтам. Политическое сознание начинает свое зарождение в определенный период общественного развития. Оно появляется лишь тогда, когда зарождаются максимально развитые виды общественного труда.

    Мораль как форма общественного сознания

    Мораль или нравственность отражает в себе представления, оценки, поведенческие нормы каждой личности, общества. Она зарождается в момент общественной потребности к регулированию человеческого поведения в разных жизненных областях. Ее главной проблемой считается стабилизирование взаимоотношений человека и общества.

    Правовая форма общественного сознания

    Являет собой систему социальных норм, что охраняются государством. Ее главной составляющей есть правосознание, включающее в себя правовую оценку, идеологию. Правосознание выражает интересы социальных групп.

    Наука как форма общественного сознания

    Это упорядоченное отражение мира, что отображается в научном языке. В своих учениях наука опирается как на практическую, так и на фактическую проверку любых выдвинутых положений. Мир отражается в законах, теоретическом материале, категориях.

    Как совокупного духовного продукта важно уяснить, в чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общественному бытию.

    Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его. Важно видеть преемственность в развитии общественного сознания, а также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

    Выделяют два уровня общественного сознания: общественную психологию и идеологию. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания. Сложным считается взаимодействие общественной психологии и идеологии, а также соотношение с ними обыденного сознания и массового сознания.

    Формы общественного сознания

    По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.

    Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

    Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

    Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.

    Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

    Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

    Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

    Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

    И здесь без знания , идеологии и политики не обойтись. В общественных науках о сущности и значении этих понятий с момента их возникновения существуют различные толкования и мнения. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем — и это является определяющим, — что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, т.е. занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное — применение, будут той методологической основой, которую используют другие общественные науки, в том числе идеология и политика. Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляется в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин.

    Идеология

    А теперь посмотрим, что такое идеология , когда и почему она возникла и какую функцию выполняет в жизни общества. Впервые термин "идеология" ввел в обиход французский философ и экономист А. де Траси в 1801 г. в своем произведении "Элементы идеологии" для "анализа ощущений и идей". В этот период идеология выступает своеобразным философским течением, означавшим переход от просветительского эмпиризма к традиционному спиритуализму, получившему значительное распространение в европейской философии в первой половине XIX в. Во время правления Наполеона из-за того, что некоторые философы заняли по отношению к нему и его реформам враждебную позицию, французский император и его приближенные стали называть "идеологами" или "доктринерами" лиц, чьи взгляды были оторваны от практических проблем общественной жизни и реальной политики. Именно в этот период идеология начинает переходить из философской дисциплины в ее нынешнее состояние, т.е. в доктрину, более или менее лишенную объективного содержания и выражающую и защищающую интересы различных социальных сил. В середине XIX в. новый подход к выяснению содержания и общественного познания идеологии был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основополагающим в понимании сущности идеологии является ее понимание как определенной формы общественного сознания. Хотя идеология обладает относительной самостоятельностью по отношению к происходящим в обществе процессам, но в целом ее сущность и социальная направленность определяются общественным бытием.

    Еще одну точку зрения на идеологию высказал В. Парето (1848-1923), итальянский социолог и политэконом. В его интерпретации идеология существенно отличается от науки, и они не имеют между собой ничего общего. Если последняя опирается на наблюдения и логическое осмысление, то первая на чувства и веру. Согласно Парето, — это социально-экономическая система, обладающая равновесием в силу того, что антагонистические интересы социальных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Несмотря на постоянный антагонизм, вызванный неравенством между людьми, человеческое общество тем не менее существует и это происходит потому, что им управляют с помощью идеологии, системы убеждений избранные люди, человеческая элита. Получается, что функционирование общества в немалой степени зависит от умения элиты доводить свои убеждения, или идеологию, до сознания людей. Идеология может доводиться до сознания людей через разъяснение, убеждение, а также с помощью насильственных действий. В начале XX в. свое понимание идеологии высказал немецкий социолог К. Манхейм (1893-1947). Опираясь на заимствованное у марксизма положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, он разрабатывает концепцию об индивидуальной и универсальной идеологии. Под индивидуальной или частной идеологией подразумевается "совокупность представлений более или менее осмысляющих реальную действительность, истинное познание которой вступает в противоречие с интересами того, кто предлагает саму идеологию". В более общем плане идеологией считается универсальное "видение мира" социальной группой или классом. В первом, т.е. в индивидуальном плане анализ идеологии должен осуществляться в психологическом ракурсе, а во втором — с социологических позиций. И в первом, и во втором случаях идеологией, по мнению немецкого мыслителя, является идея, которая способна врасти в ситуацию, подчинить и адаптировать ее себе.

    "Идеология, — утверждает Манхейм, — это идеи, имеющие влияние на ситуацию и которые в действительности не могли реализовать свое потенциальное содержание. Нередко идеи выступают как благонамеренные цели индивидуального поведения. Когда же их стараются реализовать в практической жизни, имеет место деформация их содержания. Отрицая классовое сознание и соответственно классовую идеологию, Манхейм признает, по существу, только социальные, партикулярные интересы профессиональных групп и лиц разных поколений. Среди них особая роль отводится творческой интеллигенции, стоящей, якобы, вне классов и способной к беспристрастному познанию общества, хотя только на уровне возможности. Общим для Парето и Манхейма будет противопоставление идеологии позитивным наукам. У Парето — это противопоставление идеологии науке, а у Манхейма — идеологии утопиям. С учетом того, как Парето и Манхейм характеризуют идеологию, ее сущность можно охарактеризовать так: идеологией считается любая вера, с помощью которой контролируются коллективные действия. Термин вера следует понимать в самом широком значении и, в частности, как понятие, которое регулирует поведение и которое может иметь или нет объективное значение. Самое обстоятельное и аргументированное толкование идеологии, ее сущности было дано основоположниками марксизма и их последователями. Они определяют идеологию как систему взглядов и идей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся в закреплении или изменении существующих общественных отношений.

    В классовом обществе идеология носит классовый характер и отражает интересы социальных групп и классов. Прежде всего идеология — это часть общественного сознания и относится к ее высшему уровню, поскольку в систематизированной форме, облеченной в концепции и теории, выражает основные интересы классов и социальных групп. Структурно она включает в себя как теоретические установки, так и практические действия. Говоря о формировании идеологии, следует иметь в виду, что она не возникает сама по себе из повседневной жизни людей, а создается обществоведами, политическими и государственными деятелями. При этом очень важно знать, что идеологические концепции не обязательно создаются представителями того класса или социальной группы, чьи интересы они выражают. Мировая история свидетельствует, что среди представителей господствующих классов было немало идеологов, которые, порой неосознанно, выражали интересы других социальных слоев. Теоретически идеологи становятся таковыми в силу того, что они в систематизированной или достаточно явной форме выражают цели и необходимость политических и социально-экономических преобразований, к которым эмпирическим путем, т.е. в процессе своей практической деятельности, приходит тот или другой класс или группа людей. Характер идеологии, ее направленность и качественная оценка зависят от того, чьим социальным интересам она соответствует. Идеология, хотя и является порождением общественного бытия, но, обладая относительной самостоятельностью, оказывает огромное обратное воздействие на общественную жизнь и социальные преобразования. В переломные исторические периоды в жизни общества это влияние в короткие в историческом плане промежутки времени может быть решающим.

    Политика — явление исторически преходящее. Она начинает формироваться только на определенном этапе развития общества. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Жизнь общества регулировалась многовековыми привычками и традициями. Политика как теория и руководство общественными отношениями начинает формироваться по мере появления более развитых форм разделения общественного труда и частной собственности на орудия труда, т.к. родоплеменные отношения оказались не в состоянии старыми народными способами регулировать новые отношения между людьми. Собственно, начиная с этого этапа развития человечества, т.е. с возникновения рабовладельческого общества, появляются первые светские представления и идеи о происхождении и сущности власти, государства и политики. Естественно, что представление о предмете и сути политики изменилось, и мы остановимся на том толковании политики, которое в настоящее время является более или менее общепринятым, т.е. о политике как теории государства, политике как науке и искусстве управления. Первым из известных мыслителей, кто затронул вопросы развития и организации общества, высказал идеи о государстве, был Аристотель, который сделал это в трактате "Политика". Свои представления о государстве Аристотель формирует, исходя из анализа социальной истории и политического устройства целого ряда греческих государств-полисов. В основе учения греческого мыслителя о государстве лежит его убеждение в том, что человек — это "политическое животное", а его жизнь в государстве — естественная сущность человека. Государство представляется как развитое сообщество общин, а община — как развитая семья. Семья у него — прототип государства, и ее структуру он переносит на государственное устройство. Учение Аристотеля о государстве носит четко выраженный классовый характер.

    Рабовладельческое государство — это естественное состояние организации общества, а посему существование рабовладельцев и рабов, господ и подчиненных вполне оправдано. Основными задачами государства, т.е. , должно быть предотвращение чрезмерного накопления богатства у граждан, поскольку это чревато социальной нестабильностью; безмерного роста политической власти в руках одной личности и удержание рабов в повиновении. Значительный вклад в учение о государстве и политике сделал Н. Макиавелли (1469 — 1527 гг.), итальянский политический мыслитель и общественный деятель. Государство и политика, по Макиавелли, имеют не религиозное происхождение, а представляют собой независимую сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли в рамках необходимости, или фортуны (судьбы, счастья). Политика определяется не богом или моралью, а является результатом практической деятельности человека, естественных законов жизни и человеческой психологии. Главные мотивы, обуславливающие политическую деятельность, по Макиавелли, — реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Государь, правитель должен быть абсолютным властелином и даже деспотом. Он не должен быть ограничен ни моральными, ни религиозными предписаниями в достижении поставленных целей. Такая жесткость не прихоть, она диктуется самими обстоятельствами. Только сильный и жесткий государь может обеспечить нормальное существование и функционирование государства и удержать в сфере своего влияния жестокий мир людей, стремящихся к богатству, благосостоянию и руководствующихся только эгоистическими принципами.

    В соответствии с марксизмом, политика — это область человеческой деятельности, детерминированная отношениями между классами, социальными слоями, этническими группами. Ее основная цель — проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самым существенным в политике считается устройство государственной власти. Государство выступает в качестве политической надстройки над экономическим базисом. Через нее экономически господствующий класс обеспечивает свое политическое господство. По существу главной функцией государства в классовом обществе становится защита коренных интересов господствующего класса. Три фактора обеспечивают могущество и силу государства. Во-первых, это публичная власть, включающая в себя постоянный административно-чиновничий аппарат, армию, полицию, суд, дома заключения. Это самые мощные и действенные органы государственной власти. Во-вторых, право на сбор налогов с населения и учреждений, которые необходимы главным образом для содержания государственного аппарата, власти и многочисленных органов управления. В-третьих, это административно-территориальное деление, которое способствует развитию экономических связей и созданию административных и политических условий для их регулирования. Наряду с классовыми интересами государство в определенной мере выражает и защищает общенациональные интересы, регулирует в основном с помощью системы правовых норм всю совокупность экономических, социально-политических, национальных и семейных отношений, тем самым способствуя укреплению существующего социально-экономического порядка. Один из важнейших рычагов, с помощью которых государство осуществляет свою деятельность, — право. Право — это совокупность норм поведения, закрепленных в законах и утвержденных государством. По выражению Маркса и Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. С помощью права закрепляются экономические и общественные или социально-политические отношения, т.е. взаимоотношения между классами и социальными группами, статус семьи и положение национальных меньшинств. После образования государства и утверждения права в обществе формируются ранее не существовавшие политические и правовые отношения. Выразителями политических отношений выступают политические партии, выражающие интересы различных классов и социальных групп.

    Политические отношения , борьба между партиями за власть есть не что иное, как борьба экономических интересов. Каждый класс и социальная группа заинтересованы в том, чтобы утвердить в обществе с помощью конституционных законов приоритет своих интересов. Например, рабочие заинтересованы в объективном вознаграждении за свой труд, студенты — в стипендии, которая обеспечивала бы им хотя бы пропитание, владельцы банков, заводов и другого имущества — в сохранении частной собственности. Можно сказать, что экономика на определенном этапе потому порождает политику и политические партии, что они нужны для нормального существования и развития. Хотя политика является порождением экономики, тем не менее она обладает не только относительной самостоятельностью, но оказывает на экономику определенное влияние, а в переходные и кризисные периоды это влияние может даже определять пути развития экономики. Влияние политики на экономику осуществляется различными способами: непосредственное, через экономическую политику, проводимую государственными органами (финансирование различных проектов, инвестиции, цены на товары); установление таможенных пошлин на индустриальную продукцию с целью защиты отечественных производителей; проведение такой внешней политики, которая благоприятствовала бы деятельности отечественных производителей в других странах. Активная роль политики в стимулировании экономического развития может осуществляться по трем направлениям: 1) когда политические факторы действуют в том же направлении, что и объективный ход экономического развития, то они его ускоряют; 2) когда действуют наперекор экономическому развитию, тогда они его сдерживают; 3) они могут тормозить развитие в одних направлениях и ускорять его в других.

    Проведение правильной политики напрямую зависит от того, в какой степени политические силы, находящиеся у власти, руководствуются законами общественного развития и учитывают в своей деятельности интересы классов и социальных групп. Итак, можно сказать, что для понимания общественно-политических процессов, происходящих в обществе, важно знать не только роль социальной философии, идеологии, политики в отдельности, но и их взаимодействие и взаимовлияние.

    Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом.

    Нельзя, однако, отождествлять сознание только со знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует. Мышление не переработка информации, а «деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью» Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984. С. 112.. Языковое мышление изменение «идеализированных предметов», т.е. значений и смысла слов, знаков, символов и т.п. есть только одна из форм действительного мышления человека. С другой стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т.е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознание (Подсознательное).

    В сознании выделяется несколько уровней.

    Индивидуальное сознание -- это высшая (интегрирующая) форма развития и проявление психики человеческого индивида. Сознание определяет мысленное построения действий, контроль и управление поведением человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире, постановку жизненных целей и задач, самосознание и отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру.

    Групповое сознание - сознание, характерное для группы в качестве реально существующего образования, в котором люди находятся вместе, в идентичных условиях, объединены общей, совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Все эти факторы формируют такой социально-психологический феномен, который называется психологической общностью людей, входящих в ту или иную группу, пробуждающий у них групповое сознание.

    Массовое сознание - это общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы. Массовое сознание включает в себя распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания, хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в массовом сознании зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта.

    Общественное бытие отражается общественным сознанием в различных формах. Такое многообразие обусловлено сложностью объекта познания -- окружающего нас мира, который не может быть сколько-нибудь достаточно познан в единой форме. Различные формы общественного сознания отражают различные стороны действительности, в связи с чем они характеризуются не только специфическим содержанием, но и специфическим способом познания своего объекта.

    При этом формы общественного сознания возникают неодновременно, а по мере, во-первых, усложнения общественного бытия и, во-вторых, развития и обогащения познавательных способностей человека. Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание. Оно так же древне, как и само общество, ибо никакой социальный коллектив не может существовать, если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания -- сначала эстетическое, затем религиозное. Более позднее происхождение религии приходится подчеркивать особо потому, что церковники и богословы пытаются внушить мысль о вечности религии, о ее первичности и по отношению к морали, и по отношению к искусству. В связи с переходом к классовому обществу возникают политическое сознание и правосознание, а позднее -- в связи с отделением труда умственного от физического -- научное и философское сознание См.: Чалдини Р. Психология влияния. - СПб., 1999. - С. 23-25. .

    В структуре сознания важно выделять самосознание. Самосознание предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира. Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.

    Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другим. Это очень ярко проявляется у детей, которые остро реагируют на оценку их качеств путем сопоставления с другими детьми: лучше Пети, хуже Вани. И обычно им хочется знать, в каком случае конкретно они лучше Пети и хуже Вани. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возомнит, что он всегда лучше других.

    И очень важно в развитии самопознания перейти на другой, более высокий уровень сравнения -- себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был вчера, и какой он сегодня: совершил смелый, решительный поступок или, наоборот, струсил. И вот здесь нам помогают развитие внутренних приемов самонаблюдения и самоанализа. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я».

    Для самопознания необходимо обладать хотя бы элементарной психологической грамотностью. На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

    Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности, вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Часто действует по принципу «как бы чего не вышло». Это отражается на его внешнем виде: голова втянута в плечи, походка нерешительная, глаза отводит в сторону, хмур и неулыбчив.

    Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, уровень их притязаний превышает реальные возможности. Эти люди относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже грубое отношение к людям. Человек с завышенной самооценкой часто становится жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и, несмотря на свои подчас незаурядные способности, терпит в жизни крах.

    Адекватная самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

    Познав и оценив себя, человек может сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием. В психологической литературе понятие «саморегулирование» и «самоуправление» часто употребляют как синонимы. Г.С. Никифоров под психическим самоуправлением понимает сознательное воздействие человека на свою психическую деятельность, собственное поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания. Вместе с тем, он разделяет по смыслу самоуправление и саморегулирование. Управление включает в себя регулирование. Особенностью самоуправления является конкретизация мотивов поведения и деятельности, постановка целей, выбор путей их достижения. Самоуправление для человека -- это решение вопросов о том, что и как делать. Саморегулирование -- исполнение того, что было намечено. Переход от самоуправления к саморегулированию -- это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегулирование подчинено, как правило, решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу: выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию идей самовоспитания Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989. С. 10-18..

    Саморегуляция человека, очень тесно связана с развитием умственной активности и пластичностью, т.е. умением настраивать свое поведение в изменяющихся условиях.

    Что же такое самовоспитание? Его можно понимать как процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки. Средства самовоспитания и приемы воздействия на собственную личность очень разнообразны.

    В связи с разговором о самосознании хотелось бы сказать о самолюбии и самостоятельности. Самолюбие -- это и движущая сила личности и способ соотнесения себя с социальным миром, другими людьми. Если человек самолюбив, то он прежде всего старается согласовывать свое поведение с другими людьми, не теряя при этом своего достоинства. Самостоятельный человек обычно и самолюбив, он, как правило, не идет у других на поводу, а стремится строить свою линию поведения в соответствии со своей индивидуальностью и сознанием личной ответственности за свою деятельность и поступки.

    Таким образом, самосознание -- это очень важная функция человеческой психики, активно управляющая всей системой индивидуальности человека. И составляя программу воспитания человека, мы не должны забывать, что это возможно через развитие и воспитание его самосознания.