Советские плакаты Великой Отечественной войны. Самые известные военные плакаты

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоуспенская школа

Совместно с муниципальным казенным учреждением культуры

Новоуспенский дом культуры

Материал

Для проведения мероприятия

По истории советского плаката.

Составитель:

Учитель ИЗО Смирнова Наталия Виссарионовна

«Советские агитационные и

Политические плакаты 1941-1945гг.»

Из истории советского плаката.

Плакат как жанр искусства возник во второй половине XIX века во Франции. Плакаты были самые разные, в зависимости от целей которые они преследовали: рекламные, агитационные, учебные, информационные и политические. В ХХ веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала сложившаяся в стране ситуация: революция, гражданская война, строительство нового общества. Власть ставила перед народом большие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти, был предельно понятен, содержал энергичный, емкий, яркий текст, характерное изображение и призывал к действиям. А главное – плакат был принят обычными людьми. Плакатами оклеивались все здания городов и сел. Он представлялся некоторым видом оружия – меткое слово лозунгов жгло врага и защищало идеи, и это слово, иногда, было единственно верным и сильным оружием, которому нечего было противопоставить. В СССР первыми создателями плакатов считаются Д.Моор, В.Маяковский, М.Черемных и В.Дени. Каждый из них создавал свои собственные индивидуальные типы плакатов с характерными приемами и средствами выразительности. Многие плакаты тех лет брались за основу современных, а самый популярный оригинальный плакат Д.Моора с красноармейцем на фоне фабрик и заводов и лозунгом «А ты записался добровольцем?» знают и в наши дни. Плакаты были очень распространены на стройках, в колхозах, на крупных промышленных предприятиях и заводах, словом, везде, где был рабочий народ. Плакат был отражением их жизни и происходящих в ней перемен. Конечно, не все советские плакаты объективно описывали существующую реальность, так как в основном они несли в себе политический смысл и убеждали советский народ в правильности избранного пути. Но, тем не менее, изучая плакатную живопись советского периода истории можно понять, чем жили люди, во что верили, о чём мечтали. Поэтому сегодня, просматривая старые плакатные страницы, складывается ощущение, будто читаешь неподдельную историю страны.

Таким образом, история советского плаката начинается с 1920 – х годов. Их широкое распространение было обусловлено сложившейся в СССР ситуацией: революцией, гражданской войной и строительством нового государства. Плакаты явились дешевым, доходчивым, ярким и выразительным способом призыва людей к действиям и убеждали людей в их правильности.

Советские плакаты Великой Отечественной войны.

Советские политические и агитационные плакаты в годы Великой Отечественной войны приобрели особую значимость и актуальность: было создано сотни плакатов и многие из них стали классикой советского искусства. События начала войны отражены в плакате Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», изданном миллионными тиражами на всех языках народов СССР.

В это же время группа художников, известных под псевдонимом Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали плакат«Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

Плакат В. Корецкого «Будь героем!» (Июнь 1941 г.), увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. В августе этого года была выпущена почтовая марка «Будь героем!» И на марке, и на плакате боец-пехотинец изображен в каске СШ-36 довоенного образца. В дни войны каски были другой формы.

Эти плакаты, выпущенные в начале войны, внушали советскому народу веру в неизбежность победы и разгром фашистской Германии.

Печальные события первых месяцев войны и отступление советских войск в июле-августе 1941 года нашли своё

отражение в плакате А.Кокоши «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!» .

Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, художниками Н.Жуковым и

В.Климашиным был создан плакат «Отстоим Москву!».

Защита Ленинграда отражена в плакате В.Серова

«Наше дело правое - победа будет за нами» .

Очень много плакатов выпускалось про тыл Родины.

«Больше хлеба для фронта и тыла.

Убрать урожай полностью!»,

«Не болтай!»Нины Ватолиной


В июне 41-го художнице Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», – и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов.

«Чем крепче тыл, тем крепче фронт!»

Плакат «Всё для фронта, всё для Победы!» стал определяющим для всего советского тыла. Прекрасная работа выдающегося художника-авангардиста, иллюстратора Лазаря Лисицкого был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей.

Все плакаты были направлены

на укрепление духа населения страны.

В этот же период создаются плакаты, направленные на жителей, оставшихся на оккупированной врагом территории, которые призывали к участию в партизанском сопротивлении для уничтожения врага в его тылу. Это плакаты В. Корецкого и В. Гицевича «Партизаны, бейте врага без пощады!» и«Партизаны, мстите без пощады!» художницы Т.А.Ереминой.


В 1941 году художник Пахомов создаёт плакат

«Ребята, защищайте Родину!», который призывает пионеров помогать взрослым в борьбе с врагом.

Таким образом, мы видим, что плакаты начального периода войны призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, призывали к партизанской войне, подчеркивали мысль о всенародном характере сопротивления врагу и призывали народ остановить его любой ценой.

События на фронтах 1942 года изменили тематику плакатов: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное - оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Теперь героями художников стали женщины и дети, гибель детей и матерей.

Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, взывал к помощи и защите.

Д.Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, во всю длину плакатного листа, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери.


Ф.Антонов в работе «Сын мой! Ты видишь долю мою...» изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню и просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать. В это же время художник

В.А. Серов создаёт плакат «Отстоим Волгу – матушку!» призывающий биться с врагом за своих детей, матерей, жён.

Таким образом, плакаты 1942 года показывали страдания, бедствия советского народа и в то же время призывали к отмщению и беспощадной борьбе против оккупантов.

После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в войне и стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. С 1943 года в советский плакат проникают новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны. В 1943 году художник И.Тоидзе создаёт плакат

«За Родину-мать!» для поднятия боевого духа советских граждан в борьбе с врагом.

На переднем плане с оружием в руках в плотной шеренге идут на врага советские воины и партизаны, защищая свою Родину, показанную в виде женщины в красном с ребёнком на руках.

В этот же период выходит плакат Н.Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдёт».

Победе под Сталинградом посвящен плакат Дени и Долгорукова «Сталинград» .

В этом же году всё увереннее в плакатах зазвучала тема скорой победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм - главная идея, объединяющая плакаты, победного этапа войны. Ярко проявилось творчество В.Иванова в плакате 1943 года

«Пьем воду родного Днепра...» в котором сочетается героизм и лиричность при создании образа советского воина.

В этот же период частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями:

В.Иванов «Ты вернул нам жизнь »,

Д.Шмаринов «Слава освободителям Украины!»


«Я ждал тебя воин-освободитель»

работы В.И. Ладягина.

Счастье женщин и мальчика на этих плакатах, явились выражением народной любви и гордости за своих героев, благодарности за спасение.

Не смотря на то, что победа уже была близка, художники – плакатисты продолжали вдохновлять бойцов. Плакаты 1943-1944 годов призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли.

Это хорошо видно на плакатах

Л. Голованова «Дойдем до Берлина!»,

«Так оно и будет!» художника

В.Иванова, которым удалось создать запоминающийся образ воина, уверенного в скорой победе.

В 1944 году СССР полностью восстановил довоенные границы, изгнав захватчиков с территории Белоруссии и Украины. Об этих событиях рассказывает плакат работы А.Кокорекина «Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков».

После долгой, жесткой, испепеляющей войны наступил триумф победы. Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года.

И на нас с плакатов В. Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы»,

В. Иванова «Героической Армии-победительнице - слава!»,

В. Климашина«Слава воину-победителю!»,

Л. Голованова«Красной Армии - Слава!» смотрят молодые воины-победители. Они красивы и счастливы, но все же на их лица легла тень усталости, так как этими людьми была пройдена война.

Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю, одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.

В плакатах времён Великой Отечественной войны можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. И самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу, вселяли в сердца отчаявшихся людей надежду.

После завершения войны советский плакат немного изменил свою тематику и стал пропагандировать мир и дружбу народов, но, тем не менее, плакат Великой Отечественной войны - одно из самых ярких художественных событий культуры ХХ века.

Использованная литература

Бабурина Н.И. Русский плакат Л., 1988.

Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941-1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.

В. Корецкий (1909-1998). Наши силы неисчислимы. М., Л., 1941.
V. Koretskii (1909-1998). Our forces are numberless. Moscow, Leningrad 1941.

2. И. Тоидзе (1902-1985). Родина-мать здет! M., Л., 1941.


Toidze (1902-1985). Your Motherland needs you! Moscow, Leningrad 1941.

3. В. Корецкий (1909-1998). Будь героем! M., Л., 1941.


V. Koretskii (1909-1998). Be a Hero! Moscow/Leningrad 1941.

4. В. Правдин (1911-1979), З. Правдина (1911-#980-е). Молодежь, в бой за Родину! М., Л., 1941.


V. Pravdin (1911-1979), Z. Pravdina (1911-1980s). Young people, to the battle for the Motherland! Moscow, Leningrad 1941.

5. В. Серов (1910-1968). Наше дело правое— победа будет за нами. Л., М., 1941.


V. Serov (1910-1968). Our cause is just. We’ll win the victory. Leningrad, Moscow 1941.

6. H. Жуков (1908-1973), В. Климашин (1912-1960). Отстоим Москву! М., Л., 1941.


N. Zhukov (1908-1973), V. Klimashin (1912-1960). We’ll defend Moscow! Moscow, Leningrad 1941.

7. В. Корецкий (1909-1998). Воин Красной Армии, спаси! М., Л., 1942.


V. Koretskii (1909-1998). Red Army warrior, help! Moscow, Leningrad 1942.

8. H. Жуков (1908-1973). Есть за что выпить! М., Л., 1942.


N. Zhukov (1908-1973). There is something to toast to! Moscow, Leningrad 1942.

9. В. Корецкий (1909-1998). Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен… М., Л., 1943.


V. Koretskii (1909-1998). Sahmed would sacrifice his life to save Semyon/ As Sahmed’s life is what Semyon had fought for. / Their password’s «Motherland» and «Victory»‘s their motto! Moscow, Leningrad 1943.

10. В. Иванов (1909-1968). Пьем воду родного Днепра… М., Л., 1943.


V. Ivanov (1909-1968). We drink the water of Old Father Dnieper. We’ll drink from the Prut, the Neman and the Bug! Let’s wash the fascist filth off the Soviet land! Moscow, Leningrad 1943.

11. В. Иванов (1909-1968). На Запад! М.,Л., 1943.


V. Ivanov (1909-1968). Go West! Moscow, Leningrad 1943.

12. В. Корецкий (1909-1998). Бей так: что ни патрон — то враг! М., 1943.


V. Koretskii (1909-1998). Shoot like that! Every bullet means the murdered enemy! Moscow 1943.

13. Н. Жуков (1908-1973). Бей насмерть! M., Л., 1942.


N. Zhukov (1908-1973). Shoot to kill! Moscow, Leningrad 1942.

14. H. Жуков (1908-1973). Немецкий танк здесь не пройдет!


М., Л., 1943. N. Zhukov (1908-1973). No way for German tanks! Moscow, Leningrad 1943.

15. А. Кокорекин (1906-1959). Когда бронебойщик стоит на пути… М., Л., 1943.


A. Kokorekin (1906-1959). When our armour-piercing trooper is on the way/The fascist tanks will never pass! Moscow, Leningrad 1943.

16. В. Дени (1893-1946), Н. Долгоруков(1902-1980). Сталинград. M., Л., 1942.


V. Deni (1893-1946), N. Dolgorukov (1902-1980). Stalingrad. Moscow, Leningrad 1942.

17. В. Иванов (1909-1968). Ты вернул нам жизнь! М., Л., 1943.


V. Ivanov (1909-1968). You saved our lives! Moscow, Leningrad 1943.

18. Л. Голованов (1904-1980). Дойдем до Берлина! М., Л., 1944.


L. Golovanov (1904-1980). Well reach Berlin! Moscow, Leningrad 1944.

19. В. Иванов (1909-1968). Ты будешь жить счастливо! М., Л., 1944.


V. Ivanov (1909-1968). You will live a happy life! Moscow, Leningrad 1944.

20. А. Кокорекин (1906-1959). Воину-победителю — всенародная любовь! М., Л., 1944.


A. Kokorekin (1906-1959). Nation-wide love to Warrior the Winner! Moscow, Leningrad 1944.

21. Н. Кочергин (1897-1974). Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков! Л., 1944.


N. Kochergin (1897-1974). The Soviet land is completely clear of the german fascist invaders! Leningrad 1944.

V. Klimashin (1912-1960). Long live the warrior who won victory! Moscow, Leningrad 1945.

24. Л. Голованов (1904-1980). Красной Армии — слава! М., Л., 1946.


L. Golovanov (1904-1980). Long live the Red Army! Moscow, Leningrad 1946.(ИЗ ИНЕТА)

Солдаты вели борьбу на фронтах, партизаны и разведчики - на оккупированной территории, а труженики тыла собирали танки. Пропагандисты и художники превратили карандаши и кисти в оружие. Главной задачей плаката стало укрепление веры советских людей в победу. Первым плакатным тезисом (сейчас бы это назвали слоганом) стала фраза из речи Молотова 22 июня 1941 года: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Одним из основных персонажей военного плаката был образ женщины - матери, Родины, подруги, жены. Она работала в тылу на заводе, собирала урожай, ждала и верила.

Оценка

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага», Кукрыниксы, 1941

Первым военным плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня, был лист художников Кукрыниксов, изображавший Гитлера, вероломно разорвавшего пакт о ненападении между СССР и Германией. («Кукрыниксы» - это три художника, название коллектива составлено из начальных букв фамилий Куприянов и Крылов, и имени и первой буквы фамилии Николая Соколова).

«Родина-мать зовет!», Тоидзе Ираклий, 1941

Идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, возникла случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Влияние на людей этого произведения и песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков.

«Будь героем!», Виктор Корецкий, 1941

Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. В июне 1941 года Корецкий создал композицию «Будь героем!». Плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. В августе этого года была выпущена почтовая марка «Будь героем!» И на марке, и на плакате боец-пехотинец изображен в каске СШ-36 довоенного образца. В дни войны каски были другой формы.

«Давайте побольше танков…», Лазарь Лисицкий, 1941

Прекрасная работа выдающегося художника-авангардиста, иллюстратора Лазаря Лисицкого. Плакат «Давайте побольше танков... Все для фронта! Все для победы!» был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей.

«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор Корецкий, 1942

Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в испуганной беззащитной девчушке - дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.

«Не болтай!», Нина Ватолина, 1941

В июне 41-го художнице Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», - и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов.

«Вся надежда на тебя, красный воин!», Иванов, Бурова, 1942

Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов на первом этапе войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей - твоя девушка, твой ребенок, твоя мать. Отомсти, освободи, спаси. Красная Армия отступала, а с плакатов молча взывали женщины и дети, оставшиеся на оккупированной врагом территории.

«Мсти за горе народа!», Виктор Иванов, 1942

Плакат сопровождают стихи Веры Инбер «Бей врага!», прочитав которые, пожалуй, уже не нужно никаких слов…

Бей врага, чтобы он обессилел,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар твой был равен по силе

Всей моей материнской любви!

«Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор», Федор Антонов, 1942

Враг приближался к Волге, была оккупирована огромная территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Героями художников стали женщины и дети. Плакаты показывали беду и страдание, призывая воина к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь. Антонов обратился к бойцам от имени их жен и сестер с плакатом«...Ты не отдашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам».

«Сын мой! Ты видишь долю мою...», Антонов, 1942

Эта работа стала символом народного страдания. Может быть, мама, может быть истощенная обескровленная Родина - пожилая женщина с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню. Она словно остановилась на секунду, горестно причитая, она просит о помощи сына.

«Воин, ответь Родине победой!», Дементий Шмаринов, 1942

Художник очень просто раскрыл главную тему: Родина растит хлеб и дает в руки солдата самое совершенное оружие. Женщина, собравшая автомат и собравшая спелые колосья. Красное платье цвета красного знамени уверенно ведет к победе. Бойцы должны побеждать, а труженики тыла давать все больше и больше оружия.

«Трактор в поле, что танк в бою», Ольга Бурова, 1942

Яркие оптимистичные цвета плаката уверяют - хлеб будет, победа не за горами. Ваши женщины верят в вас. Вдали идет воздушный бой, проходит эшелон с бойцами, но верные подруги делают свою работу, внося вклад в дело победы.

«Дружинницы Красного креста! Не оставим на поле боя ни раненого, ни его оружия», Виктор Корецкий, 1942

Здесь женщина равноправный боец, медицинская сестра и спасительница.

«Пьем воду родного Днепра…», Виктор Иванов, 1943

После победы в Сталинградской битве было очевидно, что преимущество на стороне Красной Армии. От художников требовалось теперь создание плакатов, которые показывали бы встречу освободителей советских городов и сел. Успешное форсирование Днепра не могло остаться в стороне от художников.

«Слава освободителям Украины!», Дементий Шмаринов, 1943

Форсирование Днепра и освобождения Киева - одна из славных страниц истории Великой Отечественной войны. Массовый героизм был достойно оценен, и 2438 человек удостоились звания Героя Советского Союза. За форсирование Днепра и других рек, за совершенные в последующие годы подвиги звание Героя Советского Союза получили еще 56 человек.

«Вставай в ряды фронтовых подруг…», Виктор Корецкий, Вера Гицевич, 1943

Фронту требовалось подкрепление и женские силы.

«Ты вернул нам жизнь», Виктор Иванов, 1944

Так встречали солдата Красной Армии - как родного, как освободителя. Женщина, не сдерживая порыва благодарности, обнимает незнакомого солдата.

«Европа будет свободной!», Виктор Корецкий, 1944

К лету 1944 года стало ясно, что СССР может собственными силами не только изгнать врага со своей земли, но и освободить народы Европы и завершить разгром гитлеровской армии. После открытия Второго фронта актуальной стала тема совместной борьбы Советского Союза, Великобритании и США за освобождение всей Европы от «коричневой чумы».

«Прицел у нас один - Берлин!», Виктор Корецкий, 1945

Осталось совсем немного. Цель близка. Недаром рядом с солдатом на плакате появляется женщина - как обещание того, что скоро они смогут увидеться.

«Дошли до Берлина», Леонид Голованов, 1945

Вот долгожданная победа… Плакаты весны 1945 года дышат весной, миром, Великой победой! За спиной героя виден плакат Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!», изданный в 1944 году, с тем же главным героем, но пока без ордена.

«Дождались», Мария Нестерова-Берзина, 1945

Фронтовики возвращались домой с сознанием собственного достоинства людей, исполнивших свой долг. Теперь бывшему солдату придется восстанавливать хозяйство и налаживать мирную жизнь.

Отец героя-сына встретил,

и мужа обняла жена,

и смотрят с восхищеньем дети

на боевые ордена.

В период войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Ёмкий и четкий, он отображал всю суть сразу.

Плакаты укрепляли боевой дух солдат. Взывали к совести и чести, мужеству и храбрости. И спустя долгие годы людям, далеким от войны, при взгляде на изображение не приходится долго размышлять над смыслом нарисованного.

Особой популярностью пользовались так называемые Окна ТАСС. Это плакаты, которые тиражировались вручную путем перенесения изображения с помощью трафаретов, и были направлены на поднятие боевого духа солдат, совершение трудовых подвигов населением. Такой вид агитации позволял мгновенно реагировать на происходящие события. Изображения получались более красочными по сравнению с печатными плакатами. При работе с Окнами использовались контрастные цвета, краткие острые фразы, которые «разили, как снаряды».

В плакатном искусстве Великой Отечественной войны прослеживалось несколько популярных мотивов.

Первый мотив - До последнего патрона ! Призывают стоять на смерть, беречь патроны, стрелять точно в цель. Поскольку доподлинно известно, что металл для оружий доставался очень большим трудом тружеников тыла. Чаще всего центральной фигурой на таких плакатах - была личность бойца, черты лица которого врезались в память надолго.

Другим популярным был призыв «В атаку! ». На плакатах с этим мотивом была изображена военная техника - танк Т-35, самолеты, Пе-2. Иногда изображались легендарные герой, полководцы прошлых лет или богатыри.

Также распространенным был мотивом о бойце , побежда ющем неприятеля в рукопашном бою. На этих плакатах солдат Красной армии изображался красным, а фашист - серым или черным.

Широко известно использование карикатуры в плакатах. Порою высмеивались не только сам враг, но и разрушительность, бесчеловечность его действий. Примечательно, что художники, работавшие над изображением, всегда очень точно подмечали характер, повадки, жесты, отличительные черты изображаемых персонажей. Для такого тонкого воздействия на души людей посредством плаката требовалась не только долгая кропотливая работа по изучению немецкой кинохроники, фотографий Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других, но и мастерство психолога.

Не менее популярным был мотив Смерть детоубийцам. На таких плакатах обычно изображались страдания, либо смерть детей, звучали призывы о помощи и защите.

Мотив Не болтай! призывал к бдительности местное население.

Звучал призыв к населению на сбор металлолома, работать без прогулов, собирать урожай до последнего зернышка, приближать победу с каждым ударом молота.

В отношении плакатов, картин и изображений лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать их описание. Предлагаем Вашему вниманию наиболее известные плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Плакаты Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

Текст на плакате : Покорение мира! Кабала народам! - Фашистская ставка. Красноармейская поправка!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: карикатура

Краткое пояснение: высмеивалось чрезмерная самоуверенность Гитлера. У бойцов Красной армии старались убрать страх перед врагом, изображая Гитлера смешным и нелепым.

Текст на плакате: Отомсти!

Художник, год: Шмаринов Д., 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях. На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь. Страдание и горе этой женщины молчаливое, но такое трогательное. На заднем плане плаката зарево от пожарища. Одно слово "Отомсти" подымает бурю негодования и злобы к фашистским варварам.

Текст на плакате: Папа, убей немца!

Художник, год: Нестерова Н. , 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат отображал страдания народа на оккупированных территориях. Вызывал лютую ненависть к врагу, посягнувшему на самое святое - женщин и детей. В основу лозунга на плакате была положена фраза из стихотворения Константина Симонова «Убей его!»

Текст на плакате: Бей так: что ни снаряд, то танк!

Художник, год: В.Б. Корецкий, 1943 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: Плакат призывает солдат совершенствовать своё боевое мастерство.

Текст на плакате: Боец, оказавшийся в окружении, борись до последней капли крови!

Художник, год: А.Д. Кокош, 1941 год

Главный мотив: Боец, побеждающий неприятеля в рукопашном бою

Краткое пояснение: Призывали стоять на смерть, биться из последних сил.

Текст на плакате: Смерть немецко-фашистским захватчикам!

Художник, год: Н.М.Аввакумов, 1944 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: Плакат звал бойцов самоотверженно идти в бой, в атаку . На заднем плане изображены танки и самолеты, которые стремительно рвутся в бой против врагов. Это своеобразный символ того, что все силы сосредоточены в борьбе с немцами, что за советским солдатом в бой идет вся военная техника, внушая страх фашистам и уверенность советским бойцам.

Текст на плакате: Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить - зверя добить! (на барабане - молниеносная война, за поясом - истребление славян, на флаге - тотальная мобилизация)

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Художник в карикатурной форме изображает оборванного, истерзанного немца-зверя. У побитого немца видны все его лозунги, с которыми он так самонадеянно напал на Россию. Автор, выставив немца смешным и жалким, попытался добавить храбрости и снять страх у солдат.

Текст на плакате: На Москву! Хох! От Москвы: ох!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 194 2

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат посвящен Великой битве за Москву и провалу плана молниеносной войны (Блицкриг).

Текст на плакате: Родина-мать зовет! (Текст военной присяги)

Художник, год: И. Тоидзе, 1941 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: Художник р асполагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

Текст на плакате: Не болтай! Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены.

Художник, год: Ватолина Н., Денисов Н., 1941 год

Главный мотив: Не болтай!

Краткое пояснение: Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия - нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

Текст на плакате: Товарищ! Помни, что хорошо и тепло одетый боец будет еще сильнее разить врага.

Художник, год: А. и В. Кокорекины, 1942 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы

Краткое пояснение: Плакат призывает мобилизовать все средства населения и отдать все самое необходимое солдатам, которые сражаются за Родину.

Текст на плакате: Красной Армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг! Покорение мира. Рабство народам. Фашизм. Гитлер, Геринг, Геббельс, Гимлер.

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1945 год

Главный мотив: В атаку! Карикатура.

Краткое пояснение: Плакат заставляет задуматься над злодеяниями немецкого фашизма против человечности.

Текст на плакате: Победа будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне. Товарищ женщина! Твой сын на фронте бьется, как герой. И дочь идет в дружину РоККа. А ты крепи наш тыл: траншею глубже рой, иди к станку. И трактор своей веди взамен водителей, теперь ведущих танки. Вы, сестры-женщины! Вы, матери-гражданки! Берите лом, лопату, руль, резец! По настоящему поймите, наконец, чем крепче тыл - тем тверже армий шаг, и тем скорей погибнет враг!

Художник, год: И. Астапов, И. Холодов, 1941 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы!

Краткое пояснение: Плакат несет политическую окраску на превосходство общества, где равны мужчины и женщины, особенно во время войны, когда мужчины воюют на фронтах, женщины обеспечивают надежность тыла.

Текст на плакате: Кровь за кровь, смерть за смерть!

Художник, год: Алексе й Ситтаро, 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам; В атаку!

Краткое пояснение: Плакат направлен на внушение неизбежности победы над врагом и полного его изгнания из советской земли.

Текст на плакате: Бей насмерть!

Художник, год: Николай Жуков, 1942 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: О бращ ение к воинам Красной Армии крепче бить врага ради спасения матерей, детей и Родины. Плакат призван поднимать боевой дух солдатам.

Текст на плакате: Воин Красной Армии, спаси!

Художник, год: Виктор Корецкий, 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Наиболее тяжелый для русского народа этап войны нашел отражение в работе Корецкого. Древний мотив - мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности. С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.

Текст на плакате: Нет такой силы, которая поработила бы нас. Кузьма Минин. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков! И. Сталин.

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 1942 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: На плакате присутствует второй символический план, изображающий освобождение Кузьмой Мининым Родину от интервентов. Таким образом даже великие герои прошлого зовут солдат бороться и сражаться за свою Родину.

Текст на плакате: Боевое меню врагу к каждому дню. Начинается по-русски угощение с закуски. Пирожки отличные с начинкою различною... Затем- супов немножко борщ флотский и окрошка. На второе битки по-казацки и шашлык по-кавказски и на сладкое - кисель.

Художник, год: Н. Муратов, 1941 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат выполнен в сатирическом стиле и усиливает уверенность в победе советского народа над врагом.

Текст на плакате: Враг коварен - будь на чеку!

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 194 5 год

Главный мотив: Не болтай

Краткое пояснение: Плакат призывает к бдительности население и солдат. Сюжет плаката напоминает, что под добродетелью может скрываться фашистский преступник.

Текст на плакате: Окно ТАСС № 613 Немец к Волге шел напиться - по зубам огрели фрица,

наутек пришлось пуститься,- ноет бок, болит спина. Видно, волжская водица для фашиста не годится, холодна она для фрица, солона!

Художник, год: П. Саркисян

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: В плакате подчеркивается мысль о том, что русский народ непобедим и враг все равно будет повержен.

Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами музея, они несут в себе следы уходящей эпохи, частицы эмоционального настроя людей, политического и социального духа времени.

В годы войны политический плакат занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Государственное издательство "Искусство" (Москва и Ленинград), "Окна ТАСС", "Боевой карандаш" (Ленинград), студия имени М.Б. Грекова, издательства в республиках Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока, в Куйбышеве, Иванове, Ростове-на-Дону, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, - вся гигантская агитиндустрия социалистического реализма работала, как хорошо отлаженный механизм.

Пожалуй, нигде в мире в военные годы в жанре политического плаката не работал столь широкий круг самых крупных мастеров своего времени: Д. Моор, В. Дени, А. Дейнека, Кукрыниксы, Д. Шмаринов, Г. Верейский, С. Герасимов, Б. Иогансон и другие. Лето. 1941 год. 22 июня. Воскресенье. По радио - сообщение ТАСС о вероломном нападении Германии на нашу страну.

А уже 24 июня на улицах Москвы появился и стал неотъемлемой частью строгого облика столицы плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!"

В течение нескольких дней его узнала вся страна, а еще через неделю - весь мир. За этим плакатом последовали другие. Плакаты, карикатуры в газетах, "Окна ТАСС", книжные иллюстрации, антифашистские листовки для немецких солдат, даже упаковки для пищевых концентратов, посылаемые на фронт, - все эти многообразные формы использовали художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (Кукрыниксы), заставляя их служить своей цели. Лето. 1941 год. Конец июня. От Белорусского вокзала уходят на фронт военные эшелоны. Их провожает в путь плакат "Родина-мать зовет!"

Седая женщина строго и требовательно смотрит вам в глаза. Одна рука ее вскинута вверх, другая держит листок с текстом присяги... Таким увидели москвичи плакат Ираклия Тоидзе, художника, перу которого принадлежат агитплакаты "Клянусь победить врага!", "Мы заставим немецких преступников держать ответ за все их злодеяния!", "Салют Родина!", "Сталин ведет нас к победе!" Опыт каждого-нового года войны стоил опыта целой жизни. 1942 год. "Пусть ярость благородная вскипает, как волна..." Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов. Возможно, многим помнятся известные работы из этого цикла Дементия Шмаринова и Виктора Корецкого.

Вместе с тем не менее массовыми тиражами издавались плакаты, посвященные армии и тылу, идеологической и практической роли руководства страны в организации отпора врагу. "Плакатисты очень часто прижаты к событиям вплотную", - писал известный художник Виктор Иванов. С каждым новым годом войны менялась и тональность художественных полотен. В 1943 году тема напрашивалась сама собой. ... Солдат прикладом автомата сбивает установленную фашистами доску-указатель "Drang nach osten". Отныне волна похода устремляется на запад, и, кажется, никакая сила не сможет остановить этого порыва. "На Запад!" - тема и название самых популярных плакатов этого периода. 1944, 1945. Война вошла в новую фазу. Дороги войны, медленные, хранящие следы отступления, где на каждом шагу подстерегала смерть, остались позади.Долгоруков 1944г.

Стремительные дороги наступления, радостные дороги возвращения и встреч становятся темой плакатов: "Дойдем до Берлина!", "Родина, встречай героев!" (Леонид Голованов), "Освободим Европу от цепей фашистского рабства!" (И.Тоидзе), "Здравствуй, Родина-мать!" (Нина Ватолина), "Победителю Слава!" (Валентин Литвиненко), "Первомайский привет героям фронта и тыла!" (Алексей Кокорекин). Коллекция памяти, как и коллекция музея, прочно сохраняет то, чего уже нет, что было и прошло. Время... Ему есть, о чем молчать, и есть, о чем вспомнить. И все это осталось в плакатах: "Сталин - величие нашей эпохи" (А.Житомирский), "За Родину! За Сталина!" (А.Ефимов), "Приказ Сталина - приказ Родины" (А.Серов), "Болтун - находка для шпиона" (Л.Елькович), "Товарищ! Будь начеку, не выбалтывай тайны врагу" (Б.Жуков). М. Нестерова 1945г.Главные монументы сталинской эпохи взорваны и уничтожены. Некогда знаменитые работы находятся в малодоступных музейных запасниках.

И только в последнее время этот культурный слой начинает постепенно всплывать из небытия, являя миру свой неизменный лик. И, может быть, единственное, что в наших силах, это постараться не исказить истины за разноголосицей воспоминаний. В этой подборке представлены как знаменитые работы мастеров политического плаката советской эпохи, так и не столь известные сегодня произведения, по различным причинам не включавшиеся в изданные в последние десятилетия альбомы и каталоги. Без них плакатная летопись Великой Отечественной была бы не точной.