Соотношение способностей задатков одаренности таланта и гениальности. Соотношение понятий «одаренность», «талант», «гениальность

По поводу соотношения между этими понятиями «одаренность», «талант», «гениальность» существуют разные точки зрения (А В. Либин, 2000). Ряд авторов рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству.

Талант (от греч talanton - «вес, мера», затем - «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего - специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо ПО отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в видах спорта - беге, плавании, гребле и т. д.). Талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов драматических героев, роли которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. А каким «художником» был А. С. Пушкин, и говорить не приходится. Можно лишь заметить, что одаренные в каком-либо виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.

Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям. Отмечается связь таланта с особенностями личности. Л. Б. Богоявленская (1983) даже говорит о некоем симптомокоплексе, благоприятствующем развитию таланта. В него входит, например, стремление выйти за пределы нормативной активности.

Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

Учитывая это, делают попытки отделить одаренность и талант, гений, приняв во внимание данное от природы и его реализацию. Тогда одаренность - удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность - проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. «Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов о причинах своего успеха.

Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной на известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом». Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом.

Исследования показали, что наиболее талантливые личности -это индивиды, неудовлетворенные своими результатами , способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза: хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта.

Ряд ученых отстаивает точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л.Н. Толстого, Ольга Трубецкая, и прабабушка А.С. Пушкина, Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Поэтому названное созвездие выдающихся людей скорее свидетельствует о природной случайности их таланта, а не о наследственной его обусловленности, тем более что свой талант они проявляли в разных сферах: поэзии, философии, физике.

Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью , о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у та иантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье таланливыми могут стать один-два ребенка. Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых - только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.

Да и меткое народное высказывание о том, что природа чаще всего отдыхает на детях, подтверждает истину: талант если и наследуется, то незначительно. Так, исследование приемных детей, усыновленных при рождении, показало: их умственные способности более соответствовали тем, какие отмечались у биологических родителей, нежели у приемных. Однако относительное сходство по этим способностям между детьми и биологическими родителями наблюдается не всегда и резко уменьшается с возрастом. Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. Так, одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Грузчик одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не понравился одному из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик уже пел как солист Большого театра.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Одарённость и талант»

г. Караганда, 2008

Определения понятия «способности»

Прежде чем освятить вопрос способностей, стоит дать их определение:

Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

Способности можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности.

Под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. (С.Л. Рубинштейн)

Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, посредством которых действия и деятельности регулируются. Подобно этому и характер представляет собой обобщенную и в личности закрепленную совокупность не способов поведения, а побуждений, которыми оно регулируется.

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Формирование и развитие способностей

Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие процессы такого механизма еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса.

Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как «строительный материал» в построение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Подлинные достижения человека откладываются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия. Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний. Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня. Способность более всего сказывается в возможности использовать знания как методы, результаты предшествующей работы мысли - как средства ее деятельного развития.

Всякие способности в процессе развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы они была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Отправным пунктом развития многообразных способностей человека является функциональная специфика различных модальностей чувствительности. Так, на базе общей слуховой чувствительности в процессе общения человека с другими людьми, осуществляемого посредством языка, у человека формируется речевой, фонетический слух, детерминированный фонематическим строем родного языка. Существеннейшим «механизмом» формирования речевого (фонематического) слуха - как закрепленной у индивидов способности, а не просто того или иного слухового восприятия как процесса - является закрепляющаяся в слухе генерализованная система определенных фонетических соотношений. Генерализация соответствующих отношений, всегда более широкая, чем генерализация входящих в нее членов, обусловливает возможность отделения общих свойств чувствительности от данных конкретных восприятии и закрепления этих свойств чувствительности (в данном случае слуховой) в индивиде как его способности. Направленность же генерализации и, соответственно, дифференциации тех, а не иных звуков (фонем), свойственная конкретному языку, определяет специфическое содержание или профиль этой способности. Существенную роль в формировании способностей к освоению языка играет не только генерализация (и дифференциация) фонетических отношений. Не меньшее значение имеет генерализация грамматических отношений; существенным компонентом способности к освоению языков является способность к генерализации отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения. Способным к овладению языком является тот, у кого легко и быстро, на основании небольшого числа проб, совершается генерализация отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения, и в результате - перенос этих отношений на другие случаи. Генерализация тех или иных отношений, естественно, предполагает соответствующий анализ.

…Ни одна способность не является актуальной способностью к определенной деятельности, пока она не вобрала в себя, не инкорпорировала систему соответствующих операций, но способность никак не сводится только к такой системе операций. Ее необходимым исходным компонентом являются процессы генерализации отношений, которые образуют внутренние условия эффективного освоения операций. Актуальная способность необходимо включает оба этих компонента. Продуктивность непосредственно зависит от наличия соответствующих операций, но функционирование самих этих операций в свою очередь зависит от вышеуказанных внутренних условий; от характера этих последних зависит эффективность усвоения и функционирования (применения) операций, входящих в состав или структуру способности. Это строение способностей объясняет трудности, с которыми сталкиваются в жизни суждения о способностях людей. О способностях человека обычно судят по его продуктивности. Эта же последняя непосредственно зависит от наличия у человека хорошо слаженной и исправно функционирующей системы соответствующих операций или способов действия в данной области. Но, наблюдая людей в жизни, нельзя отделаться от впечатления, что продуктивность и одаренность людей не прямо, не механически совпадают, что люди, как будто чрезвычайно одаренные, иногда оказываются не очень продуктивными, дают не столько, сколько обещали, и, наоборот, люди, как будто не очень даровитые, оказываются весьма продуктивными. Эти несоответствия объясняются разными соотношениями между совершенством, с которым осуществляются у человека процессы анализа и генерализации отношений, существенных для данной сферы деятельности, и обработанностью, слаженностью надстраивающихся на этой основе операций, освоенных индивидом. В некоторых случаях бывает, что на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо обработанная и слаженная система операций и из - за несовершенства этого компонента способностей продуктивность оказывается относительно незначительной; в других же случаях, наоборот, на базе генерализованных (аналитико-синтетических) процессов невысокого уровня достигается относительно высокая продуктивность благодаря большой отработанности опирающихся на эту базу операций. Продуктивность, конечно, важна как таковая, сама по себе, но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека.

Понятие одаренности

В.А. Аверин очень точно сделал заключение о проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями».

«Ненадёжность выводов по изучению одарённости в большой мере объясняется узостью и механистичностью применяемых методов. Чаще всего употребляются тесты с количественными, а не качественными показателями. Совершенно недостаточно использованы методы биографический, анализа продуктов деятельности, школьных наблюдений и естественного эксперимента». - критиковал много лет назад методики выявления и изучения данного вопроса С.Л. Рубинштейн. Изменились ли с тех пор методы по изучению данного явления? Какие подходы возникли?

Дадим определения понятия «одаренность»:

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения.

Общая одаренность - интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон)

Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. (В.Н. Дружинин)

Одаренность - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность - это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

Воображение как составляющая таланта

способность одаренность талант воображение

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

Новизна воспринятого «что-то»;

Осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

Импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче

Энергопотенциал в структуре таланта

Определение энергопотенциала, на мой взгляд, было введено в структуру таланта Игорем Акимовым и Виктором Клименко далеко не случайно. Есть в этом понятии прямая связь с психодинамическими концепциями личности, например с идеей Фрейда о том, что талант - это продукт сублимации либидо, разрядка психической энергии по особенным каналам, для поддержания гомеостаза личности, в некотором роде механизм самосохранения для высокоэнергетичной системы, «аварийный клапан». Таким образом, можно представить талант как функциональную систему, счастливый результат соединения компонентов личности, в которой поступающая извне по сенсорным каналам информация перерабатывается благодаря наличию тех самых избыточных ресурсов латентной энергии.

Может сложиться впечатление, что только внутренние генетические факторы позволяют человеку быть талантливым, но оно несомненно ошибочно. Ведь главное качественное отличие таланта именно в его реализации в процессе деятельности. Что же позволяет таланту реализоваться, а не оставаться просто потенциальной возможностью, как это бывает довольно часто у людей просто с высокими способностями? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть волю, как один из ключевых элементов структуры таланта.

Талант и воля

С.Л. Рубинштейн, описывая природу воли применяет понятие волевого действия.

Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определённого продукта. Направляясь на определённую цель, действие в своём ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действия. Специфически все человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова. Однако осознание единичной цели своего желания, порождённой побуждением, которая в данную минуту владеет человеком, представляет ещё очень невысокую ступень сознательности. Сознательный человек приступая к действию, отдаёт себе отчёт о последствиях, которые повлечет за собой осуществление ставшей перед ним цели, а также о мотивах, которые его к этому действию побуждают. В результате может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связано её реализация. Это волевое действие в более специфическом смысле слова в силу противоречивости действительности, а также сложной иерархии различных и часто противоречивых побуждений человека. Этот, в принципе, частный случай довольно распространён. Он придаёт волевому действию особую направленность.

В системе установок и мотиваций талантливого человека существуют несомненно такие, которые никогда не воспринимаются сознательно. Те же, что получили осознанную связь с объектом действительности зачастую оказываются в условиях как субъективного, внутреннего сопротивления, так и сопротивления внешнего. Когда же конфликт противоречивых тенденций оказывается сверхтрудным, непосильным человеку, волевое действие переходит в аффективное или импульсивное действие, разрядку. Может быть именно благодаря аффективному состоянию талант получает способность претворить в действительность те свои намерения, которые нам кажутся практически неосуществимыми? Вероятно в некоторых случаях это происходит именно так. Но всё-таки большинство талантливых людей решали тяжелейшие задачи благодаря долгому и упорному труду, который был возможен лишь при наличии сильных волевых качеств. Всем известно выражение «муки творчества», но мало кто осознаёт, что сложный волевой творческий акт так же труден, как и физическое напряжение штангиста. Это в равной степени относится и к деятельности учёного и к труду художника. Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой противоположности между чувствами, интеллектом и волей. Один и тот же процесс может быть (и обычно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым.

Список литературы

1. Акимов И., Клименко В., О природе таланта. т. 1, Ст.М, 1994 г.

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М. Знание, 1991 г.

3. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996

4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979

5. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М. Прос., 1990

6. Матюшкин А.М. Загадки одарённости. М., Школа-пресс, 1993

7. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии в 2 т, т 2. М., Педагогика, 1999

8. Теплов М.Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М. Прос., 2000

9. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М. Знание, 2001

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Определение и понятия способностей, их классификация, уровни развития и природа. Сущность и значение взаимодействия и взаимокомпенсации способностей, их взаимосвязь с задатками. Особенности проявления таланта и гениальности. Понятие одаренности.

    реферат , добавлен 17.05.2012

    Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Определения понятия "способности", формирование и развитие способностей. Исследование одаренности: понятие и определения одаренности. С.Л. Рубинштейн об одаренности – учение классика. Исследования детской одаренности авторитетами современной психологии.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2007

    Характеристика понятия одаренности, Отличительные черты способностей и одаренности. Виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, творческая. Сходство гениальных людей с помешанными. Исключительные способности и таланты гениев.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2010

    Уровни и развитие специальных способностей, их взаимосвязь с возрастом. Особенности и виды детской одаренности, влияние социальной среды на ее формирование. Общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными. Маттоиды по Ч. Ломброзо.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Теоретические аспекты определения термина "способности" и различие подходов к их исследованию. Влияние имеющихся у человека умственных способностей на поиск им новых способов решения задач. Возрастные и топологические предпосылки развития одаренности.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2014

    Исследование понятия способности, одаренности, таланта и гениальности. Анализ психоэмоциональной сферы одаренного ребенка. Обзор основных особенностей познавательных психических процессов. Характеристика взаимоотношений одаренного ребенка с окружающими.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2013

    Изменения социальной ситуации и психологические трудности, влияющие на развитие детей младшего школьного возраста. Условия формирования способностей и одаренности. Изучение особенностей ментальных репрезентаций у одаренных и обычных младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2012

    Одаренность как уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Психологическая характеристика актуальной одаренности и ее связь со способностями. Виды и диагностика одаренности.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

Cпособности, одаренность и талант, взаимосвязь и различия в этих явлениях. Многие считают, что талант человека предопределен свыше, и на его развитие повлиять никак невозможно - он либо есть, либо его нет. Исследования в области психологии показывают, что все на земле обладают задатками к развитию таланта. Задатки даны человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно прилагать со своей стороны никаких усилий. Какие задатки заложили в ребенка мама и папа, с такими он и будет жить дальше. Но нельзя говорить о том, что если в семье не было известных художников, а родители просто умеют хорошо срисовывать картинки из детских журналов, то в их семье никогда не будет талантливого ребенка. Если задатки даны нам от природы и мы начинаем их развивать, то можно уже отметить появление способностей к выбранной деятельности у ребенка. Одаренность ребенка многие века привлекала внимание философов, педагогов.

Еще в античные времена проблеме одаренности уделялось немало внимания. Так, например, Конфуций размышлял об особо одаренных детях и предлагал отбирать их и интенсивно развивать. Платон требовал полностью передать воспитание в руки государства и выступал за власть духовной аристократии, при которой интеллектуально одаренные люди после интенсивных занятий математикой и философией принимались бы в среду правящих. Платон полагал, что надо специально отбирать и развивать наиболее способных детей. По его мнению, общество должно заставить одаренных людей изучить все то, что полезно государству. Педагогика развивалась, и рос интерес к одаренным детям. У педагогов в отношении детей существуют разные мнения: так, например, Дж. Локк считал, что ребенок - это чистый лист, на котором воспитатель пишет знания. Ж.-Ж. Руссо, напротив, полагал, что ребенок одарен от природы, и цель педагога - не мешать его развитию.

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания. Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.

Таким образом, гениальность, вопреки традиционному заблуждению, по большому счету, не зависит от генов, доказывают и те многочисленные факты, что в семьях гениев, не знающих специальных, или каких-то особых методов воспитания, вырастают обычные дети. К этим же выводам приводят современные и наблюдения в начавшуюся эпоху искусственного оплодотворения за детьми, зачатыми от спермы нобелевских лауреатов и звезд эстрады и кино. Сегодня таких детей в мире насчитываются десятки тысяч и многие уже стали взрослыми. И, наоборот, там, где в обычных семьях нашли и смогли применить специальные приемы раскрытия человеческого потенциала, вырастали таланты, выдающиеся люди и гении. Сотни случаев воспитания животными в течение многих столетий наблюдений показали абсолютную утрату человеческого интеллекта и способностей у детенышей любых родителей, независимо от генов. Это также наглядно демонстрирует преобладание фенотипа, то есть, окружающей среды и условий воспитания над генотипом, различиями генов у человека.

Тем не менее, устаревшие взгляды будут еще долго влиять на мышление всех воспитателей и ученых - всех, кто получил традиционное педагогическое образование. Поэтому они никогда не смогут воспитывать детей одаренными: это противоречит их мировоззрению. Только когда родители поймут эту главную истину, они сумеют освободить способности своего ребенка, защитить его одаренность.

Конечно, было бы неверным отрицать наличие некоторых различий в исходных задатках. Но, согласитесь, получив строительный материал в объеме достаточном для строительства, скажем, международного аэропорта «Шереметьево», нерадивые хозяева могут полностью утратить его и не суметь построить даже заурядный склад. Даже простое предположение в пользу генетической одаренности оказывается совершенно не очевидным и по другим причинам. Оказалось, что с момента рождения ребенка, пусть даже с каким-то определенным генотипом до момента, когда можно выявлять одаренность - дистанция огромного размера. Например, не только вес мозга увеличивается почти в два раза, но и, похоже, согласно данным последнего десятилетия, обновляются нейроны.

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"".

Определение. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

    одаренность;

  • гениальность.

Одаренность это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

1)работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

2)высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

3)обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;

4)гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

5)результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Развитие способностей.

Все теории способностей можно свести к трем группам:

1.Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)

2.Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.

3.Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

1.Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.

2.Идет становление задатков небиологического плана.

3.Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали : реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензетивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г)обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Человека. Давайте сначала разберемся с каждым из этих понятий и дадим им определения.

О задатках

Итак, задатки - это те возможности, с которыми рождается ребенок. Они начинают проявляться в 3-4 года. Например, задатки к рисованию или пению. Конечно, говорить об умении в таком возрасте петь песни или рисовать картины не может быть и речи, однако внимательные родители могут заметить тягу ребенка к определенным видам творчества. Задатки следует развивать. При правильном подходе они могут перерасти в способности. Кстати говоря, задатки - понятие весьма многогранное. Например, ребенок с наличием музыкального слуха в будущем может стать и композитором, и гитаристом, и дирижером, а также может настраивать музыкальные инструменты. Все дело в его предпочтениях и выборе.

Одаренность - что это?

Далее следует одаренность - это сочетание нескольких способностей, благодаря которому человек может успешно заниматься определенной работой или видом творчества. Одаренные люди часто преуспевают в выбранном деле. Как правило, ими восхищаются и их ценят другие. Хотя необходимо заметить: это происходит при условии, если они постоянно совершенствуют свои знания, прикладывают определенные усилия для получения необходимого результата. Человек, который не будет расти профессионально и интеллектуально, в конечном итоге может остаться ни с чем.

Поговорим о таланте

Перейдем к обозначению понятия «талант». Это довольно высокий уровень развития творческих способностей, при котором человек может писать прекрасные стихи, рисовать красивые картины или мастерски петь. Если постоянно развивать свои умения и стремиться к большему, можно достичь грандиозных успехов.

Гениальность и талант - это...

Теперь мы подобрались и к понятию «гениальность». Психологи утверждают, что это высшее проявление таланта. Гениальные люди своим творчеством меняют жизнь целых поколений людей, заставляют их думать по-новому, делать грандиозные открытия.

Чем отличается талант от гениальности? Ответить на этот вопрос тяжело. Часто трудно понять, где заканчивается талант и начинается гениальность. Эти понятия тесно соприкасаются. Однако стоит отметить, что талантливых людей много, гениальных - единицы. Исследователи считают, что за всю историю человеческой цивилизации их было не больше 400. Говоря о них, нельзя не вспомнить о Леонардо да Винчи, Моцарте, Аристотеле, Менделееве.

Существует мнение о том, что гениальные люди - посланники Бога, они пришли на Землю, чтобы делать гениальные открытия, изобретать новое, тем самым подталкивая человечество к развитию и совершенствованию. Они словно связующее звено между Творцом и людьми, они передают необходимые знания, хотя сами не осознают этого. Призвание гениальных людей - нести свет во тьме. Часто у них нелегкая судьба, так как большинство людей их не понимает и даже осуждает, особенно при жизни. Таким образом, им приходится бороться за свое место в этом мире. Все мы знаем случаи, когда гении жили в нищете и непонимании, а признание и слава приходили к ним лишь после смерти. Увы, это так. Объяснение в том, что гениальность и талант - это вещи, которые обычным людям тяжело постичь из-за ограниченности мировоззрения. Многие из них даже не пытаются этого сделать.

Талант и гениальность: сходство и различия

Существует мнение, что гениальность и талант отличаются тем, что последний следует развивать, а гениальность дается человеку свыше. Но все же ничего нельзя сделать без упорного труда. Представьте себе гения, который не занимается тем делом, которое предписано ему судьбой, он пустил свою жизнь на самотек и совсем не реализовывает себя. Вряд ли он создаст что-то новое или как-то поможет человечеству. Понятие "талант" (и "гениальность" также) включает в себя неустанный труд, самоконтроль и самосовершенствование. Недаром американский изобретатель утверждал, что гений - это 1% вдохновения и 99% пота. Нельзя не согласиться с ним.

Также очень важно, чтобы способности, задатки, одаренность, талант, гениальность человека были направлены в положительное русло. Ведь миру известны также злые гении, которые использовали свои способности во вред людям: Гитлер, Чингисхан, Саддам Хусейн, Иван Грозный… Эти и некоторые другие люди залили человеческой кровью страницы истории в разные времена. Гениальность и талант - это слуги Добра, а не Зла. Хотя, как видим, есть и исключения.

Психологи говорят, что каждый человек гениален по-своему, необходимо только открыть в нем задатки. Талант, гениальность придут со временем. Именно поэтому заботливые родители должны внимательно наблюдать за своим малышом, чтобы обнаружить в нем творческие способности. Регулярные занятия с профессионалами сделают свое дело. Способности превратятся в одаренность, а в дальнейшем и в талант. Сможет ли человек стать гением в своем деле, будет зависеть только от него. Способен ли он трудиться без отдыха, сможет ли он посвятить всего себя любимому делу, отказавшись от всего остального. Стоит учесть, что семейная жизнь и быт могут помешать гениальности, притупить её.

Алкоголь и наркотики также могут встать на пути у талантливого человека. Это часто происходит. Всем известны случаи, когда творческие люди «пропивали» свой талант, оставшись в итоге ни с чем.

О развитии таланта

А теперь поговорим о том, как развить свой талант.

  1. Если вы понимаете, что у вас есть способности к определенному виду деятельности, развивайте их. Не бойтесь совершенствовать навыки и узнавать что-то новое.
  2. Общайтесь с единомышленниками. Прежде всего, это поможет вам очертить границы своего умения на данный момент и понять, как нужно развиваться дальше. Кроме того, никто другой не поймет вас лучше того человека, у которого схожие интересы. Если вы пишете стихи, ходите на конкурсы и другие творческие мероприятия.
  3. Не расстраивайтесь в случае неудач. Поражение должно стать для вас поводом двигаться дальше с ещё большим упорством.
  4. Творите, учитесь у профессионалов, однако не копируйте их, ведь гениальность и талант - это, прежде всего, индивидуальность и неповторимость.