Сообщение о боге дионисе. Дионис, Вакх, Бахус

Дионис — бог урожая, виноделия и вина, ритуального безумия и плодородия, театра и религиозного экстаза.

Вино занимало важную часть в греческой культуре, поэтому Дионис являлся любимым богом жителей.

Истоки появления культа Диониса до сих пор не определены. Некоторые историки склоняются к мысли о том, что культ бога прибыл с востока, другие говорят о том, что источники появления культа идут с юга, из Эфиопии.

Дионис был одним из двенадцати олимпийских богов; он был рожден от простой смертной. Масштабные праздники (мистерии), посвященные Дионису, с песнями, плясками и вином, считаются прародителями театра.

В самых ранних греческих артефактах Дионис изображается как зрелый мужчина с бородой и в одежде. Обычно при нем был посох. Чуть позже стали появляться изображения с обнаженным, молодым Дионисом, совмещающем в себе функции мужского и женского начала (гермафродита).

Обычно бога сопровождают менады и сатиры с эрегированными половыми членами, вся процессия веселится, танцует и исполняет какие-либо музыкальные произведения. Сам бог зачастую сидит в колеснице, запряженной тиграми и львами.

Дионис ассоциируется с защитником всех тех, кого изгнало или не признало общество, поэтому бога связывают с некой хаотичной и опасной силой, использование которой может привести к неожиданным последствиям (вполне возможно, что это было связано с действием вина).

Он также известен как Вакх (Бахус) в римской традиции, а мистерии, посвященные богу, называли вакханалиями.

По преданиям, вино, музыка и танцы освобождают человека от житейских забот, страха и грусти, а также придают сил.

Культ Диониса также связан с подземным миром: его менады кормят умерших специальными подношениями, а сам бог выступает посредником между живыми и мертвыми.

В греческой мифологии Дионис был зачат и смертной женщины — Семелы. Гера, жена Зевса, была разгневана, узнав, что верховный бог снова воспылал страстью к обычной женщина.

Перевоплотившись в обычную смертную, Гера убедила беременную Семелу, что та вынашивает сына самого Зевса-громовержца. Женщина, поддавшись сомнениям, однажды попросила Зевса доказать ей свое величие. Верховный бог отказал женщине, так как знал, что смертные не смогут вынести проявления его высшей силы.

Однако Семела была настойчивой, и Зевс доказал свою божественную природу, извергая громы молнии, сотрясая землю вокруг. Семела не выдержала этого действия и скончалась на месте.

Расстроенный Зевс спас не рожденного сына, зашив его в бедро. Несколько месяцев спустя Дионис родился на горе Прамнос на острове Икария, где Зевс спрятал ребенка от всевидящей Геры.

В критской версии истории появления Диониса на свет, которая принадлежит перу Диодора Сикула, бог является сыном Зевса и Персефоны.

Имя Геры здесь тоже встречается: по легенде она посылает титанов к младенцу Дионису, чтобы те разорвали его на куски. Однако всемогущий Зевс спасает мальчика.

Детство и юность Диониса

Согласно мифу, в младенчестве о Дионисе заботился Гермес. По другой версии — Гермес отдал мальчика на воспитание царю Атамасу и его жене Ино, тете Диониса. Гермес хотел, чтобы супруги спрятали Диониса от гнева Геры. Существует еще одна история: как будто бы Дионис воспитывался нимфами.

Когда Дионис вырос, он обнаружил, что из виноградной лозы можно выделять прекрасный сок, который обладает удивительными свойствами.

Обрекла молодого бога на безумие, и ему пришлось скитаться по всему свету. Однако он нашел единомышленников и научил их делать вино.

Дионис был в , Испании, Эфиопии, . Из этих скитаний родилась легенда о том, что именно так вино буквально завоевало весь мир.

Дионис был исключительно привлекательным. Один из гомеровских гимнов рассказывает, как, будучи под видом смертного, сидящего на побережье, несколько моряков заметили его, и предположили, что он является принцем.

Рыбаки хотели выкрасть его и уплыть, попросив за бога большой выкуп. Однако Дионис превратился в льва и убил всех, кто был на корабле.

Дионис в мифологии

Имя Диониса также связано с мифом о царе Мидасе. Как-то раз, обнаружив, что его наставник — мудрый Силен, исчез, бог неожиданно нашел его в гостях царя Мидаса. За возвращение любимого учителя Дионис предложил царю исполнить любое его желание.

Жадный царь изволил, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото. Дионис выполнил его просьбу.

Однако в скором времени царь понял, что и еда, и вода, и люди, к которым он прикасается, становятся золотыми. Царь умолял Диониса вернуть всё на круги своя, он был готов отказаться от своего желания.

Бог смилостивился: Мидас окунулся в реке Пактол, и заклятье было снято. Дионис упоминается также в мифах о Пентее, Ликурге, Ампеле и других.

Согласно легенде, своим появлением Дионис обязан именно воинственной Гере, которая яростно, хотя и не беспочвенно, ревновала своего супруга Зевса. Она подсказала Семеле попросить его предстать перед ней в своем воинственном обличье: на колеснице с огнедышащими лошадьми, окруженным пламенем. Зевс дал добро и вскоре появился перед Кадма – дворцом отца девушки. Молнии, обвивающие колесницу, полетели в сторону построений и жгли их. Пострадала от огня и сама Семела, которая во время пожара родила недоношенного младенца – Диониса, а сама перешла в мир мертвых.

Однако, дитя Зевса не погибло в пламени, его защитил плющ. Увидев ребенка, Бог зашил его в свое бедро, где он завершил свое развитие и позже вышел на свет в нужный срок. Маленького Диониса передали на воспитание сестре Семелы – Ино и шурину – Афаманту, последнего Гера обрекла на безумие.

Согласно иной версии, Дионис и его мать Семела были заключены в бочку отцом Кадмом, где провели несколько дней, после чего разбились о скалы, и в живых остался только ребенок.

Путь воспитания и взросления

Дабы обезопасить юного Бога от гнева Геры, приемные родители стали воспитывать его как девушку. Однако, как уже было сказано выше, отец заболел психическим расстройством (не без помощи жены Зевса, разумеется) и стал убивать своих родных детей, и даже покушался на Диониса.

Затем будущий покровитель виноделов попал в пещеры Ниса – туда его доставил преображенным в козленка сам Гермес. Нимфы укрыли дитя от Геры и способствовали его воспитанию. Однако, наибольшую роль в становлении Диониса как Бога сыграл Силен: наставник обучил юношу делу виноградарей и привил любовь к земледелию.

После достижения совершеннолетия правитель Олимпа решил отблагодарить нимф Ниса и возвел их к небесам.

Безумие Диониса

Навлекать безумие – наиболее коварная и наиболее частая месть Геры, не минула эта кара и Диониса. Под воздействием ее чар он отправляется в долгое путешествие по Азии и Африке. Присутствие его в разных странах несло за собой как положительное влияние, так и негативные последствия. Он обучал жителей Египта, Сирии, Индии и Малой Азии аспектам земледелия, открывал им секреты урожайного выращивание разных культур. На ряду с полезными навыками, которыми покровитель растительности обогащал жизнь хозяев полей, не верующим в его способности приходилось не сладко.

Согласно легендам, озлобленный Бог плодородия мог наслать безумие на свою жертву или даже убить. По другим источникам, по пустыням Диониса водила Гера, она же и окружала его безумцами. Хуже всего пришлось молодым матерям с младенцами, которые были засланы в горы, где с удовольствием питались сырым мясом.

Почему Дионису приносят «трёхлетние жертвы»?

Дело в том, что Бог совершал путешествие по Индии в течение трех лет. Изначальными его мотивами было противостояние, бой, и незначительное количество источников даже говорит о его смерти во время поединка и погребением без почестей.

Число 3 как бы знаменует Диониса, поэтому принято именно каждые 3 года устраивать ему вакханалии и сбор пожертвований в трехлетнем объеме.

Среди знаменательных событий в жизни покровителя земледелия можно также выделить посещение Аидового царства, откуда он вывел свою мать и впоследствии сделал ее Богиней Фионой.

Тирренские пираты

Тирренские пираты, а именно двое из их общества – Акет и Алкимедон, напали на триеру Диониса по пути в Наксос. Они захватили Бога виноделия в плен, связали, заковали ему руки и ноги, их замыслом было перевести Бога в Азию, где, в свою очередь, продать за огромную сумму.

Увы, планы тирренских пиратов не совпадали с видением будущего покровителя земледелия. В один миг цепи упали с его рук и ног, мачты и весла превратились в лютых змей и обвили захватчиков. Весь корабль укрыла виноградная лоза, а Акет и Алкимедон в бегстве прыгнули в океан. Согласно одной из легенд, они превратились в дельфинов.

Любовь Диониса

Бог женился на Ариадне – критской красавице, дочери царя Миноса, хотя изначально девушка предназначалась вовсе не ему. Ее супругом должен был быть Тесей, которого она вывела из лабиринта с помощью клубка из волшебных нитей. Однако, юноша оказался не особо честным и бросил Ариадну по пути в Афины. Дионис сразу заметил барышню неземной красоты и забрал с собой.

Существует и альтернативная версия, где покровителю виноградарей было послано предание о том, что Ариадна станет его женой и он самолично вызвал Тесея на бой, чтоб отвоевать красавицу.

Мы привыкли видеть в этом Боге личность, которая была бы полностью поглощена земледелием и созданием терпких вин, но есть и менее распространенные, но боле захватывающие ведомости о его существовании:

  • Пиво также является творением Диониса
  • Гора в Мессении называется Ева, потому что именно этот клич воспроизвели окружающие Бога девушки, находясь у ее подножия.
  • Благодаря Дионису, осел считается священным животным. История такова: они с Гефестом отправились бороться с Гигантами, сидя на ослах. Животные издали жуткий рёв, который напугал даже огромных существ, тем сама прогнав их.
  • Чтоб сделать приятное своей жене Гере и отвлечь ее внимание от реального покровителя земледелия, Зевс подарил ей призрака в обличье Диониса.
  • Считается, что он изобрел первый плуг и самостоятельно вспахивал им землю.

Дионис – последний из двенадцати главным олимпийских Богов, тем не менее именно в честь него устраиваются самые яркие и веселые празднества. Происходит состязание комической и трагической поэзии, театральных постановок. На столах всегда много вина и закусок. В период вакханалий справляется много свадеб и все вокруг наполняется атмосферой веселья.

«Дважды рожденный». Дионис появился на Олимпе позднее других богов. Был он сыном Зевса и смертной женщины — прекрасной фиванской царевны Семелы. Поклялся ей Зевс исполнить любую просьбу — и вот, по наущению Геры, попросила Семела, чтобы Зевс предстал перед ней во всем величии бога-громовержца. Необдуманной была эта просьба: когда явился Зевс в грохоте грома и блеске молний, огонь охватил дворец и Семелу, которая жила в нем. Погибла любопытная женщина, но у нее вскоре должен был родиться ребенок, а мог ли Зевс допустить гибель своего еще не рожденного сына? Он выхватил ребенка из огня, а так как младенец был слишком мал и слаб, чтобы жить самостоятельно, то зашил его Зевс себе в бедро. Окреп Дионис в теле своего отца и тогда родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Поэтому Диониса называли «дважды рожденный».

Дионис приводит мать на Олимп. Что касается Семелы, то Дионис, разумеется, не мог смириться с тем, что его мать находится в царстве Аида. Когда он получил место на Олимпе, он совершил нисхождение в мир мертвых. Там он нашел Семелу и вывел ее на Олимп, где она стала богиней и почиталась под именем Тиона. Поэтому и самого Диониса иногда называли Тиониан — сын Тионы.

Диониса укрывают от Геры. После нового рождения Дионис был передан на воспитание царю Афаманту и его жене Ино, сестре Семелы, у которых он и жил некоторое время, переодетый девочкой. Однако даже переодевание не могло укрыть его от Геры, которая не удовлетворилась смертью Семелы и перенесла свою ненависть на ее ребенка. Надеясь, что Афамант убьет Диониса, она наслала на него безумие. Однако тот убил только своего сына, приняв его за оленя, а Диониса унес от опасности Гермес.

Желая получше укрыть Диониса от преследования со стороны Геры, Гермес отнес его к нимфам на гору Ниса (при этом, чтобы Гера не заметила его, Дионис был превращен Зевсом в козленка). Нисейские нимфы поселили Диониса в прохладном горном гроте, ухаживали за ним, кормили его медом. За эту заботу о его сыне Зевс позже поместил нисейских нимф на небо среди звезд, где их можно видеть и поныне в виде звездного скопления Гиады в созвездии Тельца. А ребенок Зевса в память своего пребывания на Нисе получил имя, которое состоит из имени отца (Дий, то есть Зевс) и названия места, где он был воспитан; так возникло его имя.

Дионис изготавливает напитки. Именно на Нисе Дионис сделал свое важнейшее открытие — научился изготовлять из сока винограда веселящий душу напиток. Поэтому и стал он, когда вырос, веселым, могучим богом вина, дающего людям силы и радость. Желая даровать свое открытие людям, Дионис обошел почти всю обитаемую землю, повсюду приучая выращивать виноград и делать из него вино; а в тех странах, где виноград не растет, Дионис обучил людей изготовлять другой, не менее душистый, напиток из ячменя — пиво. [За это во многих странах, где бог сделал жизнь более приятной, он был удостоен самых высоких почестей.]

Первая трагедия из-за вин. Первым человеком, которого Дионис угостил вином и научил его изготовлять, был земледелец из Аттики по имени Икарий. Напиток понравился ему, и он решил познакомить с ним других людей. Тогда-то и случилась первая трагедия. Пастухи, которым Икарий поднес вино, пришли в восторг — ничего подобного они никогда не пили, и поэтому выпили слишком много непривычного напитка.

Напившись допьяна, они почувствовали себя плохо и подумали, что Икарий отравил их. Они яростно набросились на него и убили. У Икария была дочь по имени Эригона. Когда ее отец не вернулся домой, девушка отправилась его искать и при помощи верной собаки нашла — но мертвого. Горе Эригоны было столь велико, что она повесилась на дереве над отцовским телом.

Но Дионис, который хорошо относился к Икарию, не оставил его гибель без отмщения. Он наслал безумие на афинских девушек, и те стали кончать жизнь самоубийством, как это сделала Эригона. Жители Афин спросили Аполлона, за что на них гневаются боги, и получили ответ, что причина тому — убийство Икария. Тогда афиняне наказали пастухов-убийц, а в память Эригоны на празднике в честь Диониса афинские девушки стали устраивать на деревьях качели и качаться на них. А погибших Икария и Эригону боги поместили на небо, и он стал созвездием Арктур, а она — созвездием Девы. Нашлось место на небе и для верной собаки, которая помогла Эригоне в поисках отца, — это теперь звезда Сириус.

Вакханки. В странствиях Диониса сопровождала толпа почитателей, не только мужчин, но и женщин. В венке из винограда он шел или ехал верхом на пантере, а за ним и вокруг него в буйном танце неслись менады (их еще называют вакханками, потому что одним из имен Диониса было имя Вакх) — женщины, посвятившие себя служению Дионису. В руках у них были тирсы — жезлы, увитые плющом, такие же, как и у самого Диониса; они были одеты в шкуры оленей и опоясаны задушенными змеями. В священном безумии они сокрушали все, что попадалось им на пути. С возгласами «Вакх, Эвое!» они били в тимпаны, руками терзали на части попавшихся им диких зверей, из земли и скал высекали своими тирсами молоко и мед, вырывали с корнем встречные деревья. Их буйное шествие увлекало за собой всех встречных людей и было посвящено Дионису Бромию, то есть «Шумному».

Сатиры. Кроме менад Диониса повсюду сопровождали сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами. Они были озорные, лукавые, всегда веселые, часто пьяные; в жизни, кроме вина и красавиц-нимф, их не интересовало ничего. Сопровождая Диониса, они исполняли нехитрые мелодии на свирелях и флейтах, и пронзительные звуки этой музыки разносились по окрестностям, возвещая о приближении веселого бога.

Старик Силен. В этом шумном шествии, которое называлось фиас, едет на осле и старик Силен, воспитатель Диониса. Он довольно забавен на вид — лысый, пузатый, курносый, всегда сидит на осле. Силену настолько нравится напиток, изобретенный его воспитанником, что Силена уже давно никто не видел трезвым. Однако свой ум он не пропил, и иногда вдруг совершено трезвым голосом произносит слова, полные мудрости. Дионис очень любит своего воспитателя, по его повелению за ним постоянно следят и ухаживают сатиры.

Мидас. Несмотря на эти предосторожности, однажды Силен пропал. Когда под ноги ослу попала лесная кочка, и он споткнулся, Силен упал с него, да так и остался лежать в придорожных кустах. Никто этого не заметил, а сам Силен преспокойно спал на том месте, где свалился с осла.

Утром его нашли слуги царя Мидаса и доставили во дворец. Царь сразу понял, кто находится перед ним, и потому окружил его всяческим почетом, дал проспаться, а затем помог вернуться к Дионису. За это бог предложил Мидасу просить любую награду. Тот, не отличаясь особым умом и воображением, попросил сделать так, чтобы в золото превращалось все, к чему он прикасается. «Мне жаль, Мидас, что ты не придумал ничего лучшего, но будь по твоему!» — с этими словами Дионис отпустил Мидаса домой.

Царь был вне себя от счастья. Еще бы! Он теперь станет самым богатым человеком на земле! Он сломил ветку с дерева — и ветка в его руках стала золотой. Поднял с земли камень — и камень обратился в золото. Но вот настала царю пора обедать. Взял он со стола хлеб — и тот тоже стал золотым. Только теперь понял Мидас, сколь страшен был дар Диониса: всякая пища превращалась в его руках в золото, и ему теперь угрожала голодная смерть. Тогда Мидас взмолился к Дионису, упрашивая забрать свой дар назад, и Дионис, не питая на него зла, согласился. Он повелел ему отправиться к реке Тмол и искупаться в ней, смыть с себя волшебную силу. Мидас так и поступил, и после купания мог смело прикасаться к чему угодно — в золото он больше не превращал. А в реке Тмол с тех пор люди стали находить золотой песок.

Случай в Фивах. Прекрасен и вечно молод Дионис; спадают на его плечи длинные, волнистые иссиня-черные волосы, сияют темно синие глаза. Под звуки флейт и свирелей продвигается его шествие-фиас из одной страны в другую, и везде учит Дионис людей разводить виноград и делать из его тяжелых, спелых гроздей вино. Не всем и не везде это нравилось; иногда Диониса не хотели считать богом, и тогда он обрушивал на нечестивцев страшные кары. Вот что произошло, например, в Фивах, на родине Семелы, матери Диониса.

У Семелы была сестра Агава. Когда та погибла, испепеленная молниями Зевса, Агава стала говорить, что Семела погибла заслуженно: она-де распускала слухи о том, что ее удостоил супружеского общения сам Зевс, и в наказание он уничтожил ее. То же самое говорил и сын Агавы, Пенфей, ставший фиванским царем: нет никакого бога Диониса, все это вымыслы досужих людей. Тогда сам Дионис решил вступиться за честь своей матери. Приняв образ прекрасного юноши, он явился в Фивы и там заразил вакхическим исступлением и Агаву, и других фиванских женщин. С дикими возгласами «Вакх, Эвое!» они умчались в горы и там стали вести жизнь неистовых менад.

Дионис перед Пенфеем. Разгневанный Пенфей приказал доставить к нему чужестранца, от которого пошло это бедствие. И вот закованный в цепи Дионис стоит перед царем. Он улыбается, глядя, как беснуется Пенфей, как, желая еще крепче сковать своего пленника, он связывает крепкими узами быка, который кажется ему Дионисом. Вдруг весь дворец сотрясся, зашатались колонны, а на том месте, где когда-то погибла Семела, появился огненный столп, озаривший своим сиянием весь дворец. Пенфей, охваченный безумием, подумал, что дворец горит и приказал носить воду для тушения пожара, а на Диониса, чтобы тот не ускользнул от его мщения, бросился с обнаженным мечом. Ему показалось, что он нанес смертельный удар чужестранцу, но когда он выбежал из дворца, он вновь увидел его, окруженного толпой вакханок.

Бог Дионис

Пенфей становится жертвой безумия. Все сильнее и сильнее охватывает Пенфея безумие. Когда с гор пришел пастух, который рассказал о том образе жизни, который ведут там вакханки, царь приказал войску готовиться к походу — все вакханки будут захвачены силой и убиты! Сам же царь решил, переодевшись женщиной, лично посмотреть на них в лесу. Однако когда он пришел в лес, женщины его заметили.

Дионис сделал так, что они не поняли, что перед ними человек, решив, что видят дикого зверя. Всей толпой набросились они на несчастного и растерзали его на части. Агава, насадив голову Пенфея на свой жезл, вошла в город с этой добычей, призывая всех посмотреть на голову свирепого льва, убитого ею. Когда безумие прошло и она поняла, какое преступление совершила, Агава покинула родной город и умерла на чужбине, а все фиванцы отныне не сомневались, что Дионис настоящий бог, а Семела была женой Зевса.

Дионисии.

Так как Дионис был связан с выращиванием винограда, то естественно, что время праздников в его честь во многом было связано с работами на виноградниках. Работы эти оканчивались в декабре; на это время приходился праздник Малые Дионисии. Это был радостный праздник в честь бога вина и веселья, полный забав и шуток. По греческим селениям в этот день ходили шумные процессии, в которых участвовали все — и мужчины, и женщины, и свободные, и рабы. Участвовавшие в этих процессиях несли священные предметы и символы Диониса - виноградные ветви и сосуды с вином. У храма Диониса совершались жертвоприношения, а затем начинались пирушки и развлечения. Именно в этот день чтили Икария и Эригону, в этот день молодежь предавалась веселой и шумной игре: нужно было на одной ноге удержаться на надутом кожаном мешке, смазанном маслом. Победитель получал в награду этот же мешок, но уже наполненный вином.

В феврале справляли еще один праздник - Ленеи, а вскоре после них — Анфестерии. По традиции, молодое вино было принято пробовать именно в дни этого праздника. В это время сосуды с вином украшали гирляндами из первых весенних цветов; цветами украшали и детей, которым в этот день было принято покупать и дарить разные игрушки. Взрослые во время этого праздника устраивали состязания в питье вина. Победителем в них считался тот, кто быстрее выпивал свою чашу.

Но главным праздником в честь Диониса были Великие Дионисии, которые праздновали в конце марта — начале апреля. Он длился целую неделю и отмечался с большой пышностью. Но, пожалуй, для нас важнее не эта пышность, а то, что именно с этим праздником связано зарождение театра. Из тех сценок, которые разыгрывали в дионисийских шествиях их ряженые участники, позже возникли трагедия и комедия. На Великих Дионисиях четыре дня в театрах играли трагедии, а на Ленеях в театрах древней Греции ставились комедии.

Культ Диониса

Дионис - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

Культ вина в ходе европейской истории претерпевал самые фантастические трансформации. И одной из самых ярких его вариаций был культ Диониса в Древней Греции, а его кульминацией – менадизм, движение менад, самых верных и неистовых фанаток Диониса. Кроме того, что это было связано с вином, тут интересен тот факт, что это было проявление именно женской активности.

Менады («безумствующие»), они же фиады («неистовые»), они жевакханки (от римского имени Диониса - Вакх, или Бахус) – это главная армия Диониса, его самые верные, самые фанатичные последовательницы.

Почти всё последнее тысячелетие до нашей эры культ Диониса был неимоверно распространен по всему греческому миру. И особым энтузиазмом в служении ему отличались именно женщины. Мужчины присоединились к нему лишь в конце, когда дионисии стали официальными государственными праздниками. В VI в. до н.э. они были узаконены властями, чтобы хоть как-то обуздать эту женскую стихию. Собственно, менадами были обычные женщины - матери, жены, дочери, уходившие время от времени в отрыв, и повальный женский эскейп очень волновал всё мужское население Древней Греции.

Несколько раз в год греческие женщины собирались в толпы и бежали в леса и горы. Главное своё паломничество, раз в два года, зимой, менады совершали на гору Парнас.

Неистовое веселье, пляски, оргии

Чем они там занимались, в своих походах? Главная цель вакханалий, конечно, не разгул как таковой, это всё же религиозное движение, и менады в лесах совершали служения своему богу, молились, пели и плясали в его честь. Но на посторонний взгляд выглядело это довольно устрашающе.

В полуобнаженном виде, в шкурах животных и венках из виноградных листьев, с тирсами наперевес (тирс - длинный жезл, атрибут Диониса, обвитый лозой или плющом, с шишкой пинии сверху) – они носились по окрестностям, пугая стада и местное население. Опьяненные вином и безумными плясками, в полубессознательном состоянии они выхватывали голыми руками угли из костра, играли с живыми змеями, совершали ритуалы жертвоприношения животных, а также устраивали сексуальные оргии. Иногда с захваченными, а иногда и с добровольно присоединившимися к вакханалиям представителями противоположного пола. Хотя греки были уверены, что – с сатирами.

Жестокие и кровавые ритуалы

Танцы, пляски, скитания по горам и сексуальные игрища – этим, однако не исчерпывалась активность менад. Культ требовал отказа от всех и всяческих запретов, пробуждения в себе природных, животных начал. Все они были опьянены вином, но помимо этого, как считают историки, они находились под влиянием и более сильных наркотиков, подмешиваемых в вино. И плюс эффект толпы. В припадке массовой истерии они могли разорвать голыми руками быка и съесть сырым.

Кровожадность обезумевших вакханок, однако - это не какое-то природное качество греческой женщины, крови требовал сам культ Диониса, который руками своих последовательниц расправлялся со своими врагами. Греки верили, что боги активно вмешиваются в дела смертных, и жестоко мстят за свое непризнание. И Диониса, в общем-то, боялись, может быть даже больше, чем многих других богов. Это был не только бог вина и веселья, но и – бог, насылающий одержимость и безумие. Все, кто был вне культа, кто не поддерживал его, подвергались опасности, в том числе и со стороны его неистовых поклонниц, менад. Их ярость к врагам Диониса отражена во многих мифах. Вот, например, миф о гибели Орфея - они убивали не только быков.

По одной из версий, он воспевал богов, но пропустил Диониса, и мстительный бог наслал на него своих менад. По другой версии, Орфей стал свидетелем тайных мистерий менад. Но в любом варианте – они его растерзали на части. Как и царя Пенфея, который преследовал менад в лесах, чтобы вернуть свою одурманенную Дионисом мать. Знаменитая древнегреческая трагедия Еврипида «Вакханки» – об этой чудовищной истории – как менады растерзали Пенфея.

Причины менадизма

Почему они предавались культу Диониса так страстно? Существует несколько версий.

Психиатрическая версия Историки объясняют менадизм, во-первых, по аналогии с женским алкоголизмом – женская психика и физиология более уязвимы для наркотического и психогенного влияния, они легче попадают в зависимость. Менадизм иногда даже истолковывают как тип истерии. На сотнях найденных древних изображений - на красно-фигурной керамике и в скульптуре – танцующая менада напоминает человека в истерическом припадке. Тело и шея конвульсивно изогуты назад, голова сильно запрокинута.

Версия социо-психологическая А второе объяснение менадизма ещё проще. Вакхический культ освобождал женщин от повседневных забот, снимал с них путы размеренного быта, рвал оковы, связывающие их с обыденностью и скукой. Именно женщины, всё остальное время в году будучи достаточно законопослушными, в дни вакханалий бросали свои домашние обязанности, оставляли дом, мужа, детей, чтобы плясать до изнеможения и славить своего бога.

Этих версий недостаточно Эти версии причин менадизма не объясняют, однако, мистических, религиозных основ дионисийского культа. Видеть в вакханалиях только безумие или только эскейп – это видеть только внешнюю сторону дела. Менадизм вовсе не был случайным, эпизодическим явлением эдакого отпадения от цивилизованности отдельных «бесноватых» представителей греческого общества, склонных, например, к разврату и оргиям. И довольно поверхностным было бы истолковывать эти побеги женщин в леса исключительно как желание противостоять запретам и установленному порядку. Что-то от протеста тут было, но не это главное.

Должна быть ещё религиозно-мистическая версия менадизма Вакханалии были именно религиозным ритуалом, имели под собой очень мощную мистическую подоснову.

Жестокости требовал сам ритуал

Между неистовостью отправления культа Диониса и опьянением вовсе не было прямой связи. Люди становились безумными и рвали животных на части вовсе не в порыве первобытной дикости, и не потому, что они были «пьяны до безумия». С точностью до наоборот – жестокость кровавых акций была специально, сознательно, встроена в культ как важнейший ритуал, отправляемый менадами. Они рвали животных - как символ ужасной, жестокой смерти, которую когда-топретерпел их бог. Это было что-то вроде театрализованной инсценировки мифологических событий. Диониса разорвали и съели титаны, когда он принял облик быка – и столетия греческой истории прошли под знаком ритуала жертвоприношения быков и поедания их сырой плоти.

Смысл ритуала – религиозный экстаз

Но инсценировать смерть своего бога – не конечная цель ритуала, а лишь его внешняя сторона. Смысл его – глубже. Они пили вино и как «дар бога» («сок Диониса», «услада Вакха»), и - как «кровь бога». Они поедали мясо жертвенных животных - как «плоть бога». Это довольно сильно напоминает ритуалы причастия в христианстве. И не только в христианстве – во многих древних религиозных культах отправлялись подобные ритуалы, с одной и той же целью - напрямую соединиться со своим богом. Соединиться почти буквально, осязаемо – через его «кровь» и «плоть». Пить вино – «пить бога». Стремление более чем понятное - во все времена, во всех религиях самое сильное переживание верующего – почувствовать в себе бога, войти в контакт с богом, услышать «глас бога». (В христианстве - чудо «богоявления».) Естественно, что в обычном, нормальном, рассудочном состоянии духа невозможно добиться такого мистического восприятия реальности, необходимы были, как сейчас сказали бы, практики достижения «измененного состояния сознания». И для этого, в частности, им и нужно было вино - в функции опьяняющего напитка, освобождающего от оков разума и принятых норм поведения. Но не только вино.

Что ты знаешь об алкоголе и его богах? Люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита: 8000 лет назад люди делали ячменное пиво, а виноградное вино пили 7000 лет назад. Какие боги алкоголя и пьянства существовали в истории?

В конце прошлого года археологи обнаружили в центральной Мексике артефакты, свидетельствующие о существовании у индейцев-аколуа, родственных ацтекам, культа бога пьянства Ометочтли. В связи с этим замечательным открытием мы решили рассказать о самых интересных на наш взгляд божествах, отвечавших за приготовление алкогольных напитков и опьянение у других народов.

Стоит отметить, что люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита. Древнейшие сосуды со следами виноградного вина найдены на территории современного Ирана, их возраст составляет приблизительно 7000 лет. Самая древняя винодельня с прессом для винограда, чанами для брожения и сосудами для вина найдена в Армении и датируется примерно 4100 годом до нашей эры. История пивоварения начинается еще раньше, еще 8000 лет назад люди делали ячменное пиво. Древнейшее изображение человека, пьющего пиво, найдено на шумерской глиняной табличке возраст которой - около 6000 лет.

Месопотамия

Пиво в Месопотамии было одним из основных продуктов рациона. Выражение «хлеб и пиво» было метафорой выражения «еда и питье». Пиво использовалось не только как напиток, но и в медицине и в косметологии. Оно служило заменой денег: пивом расплачивались за работу и использовали как выкуп за невесту. Цена и крепость пива были установлены законодательно в законах Хаммурапи. Его популярность была, отчасти, обусловлена тем, что выращивать зерновые, из которых делалось пиво, в жарком и засушливом климате было проще, чем виноград, соответственно пиво было дешевле.

Пиво довольно часто упоминается в мифах. Например, в «Эпосе о Гильгамеше» дикий человек Энкиду, живший в степи, превращается в цивилизованного после того как съедает хлеб и выпивает пиво. В мифе о владыке Вселенной и боге мудрости Энки и богине неба и любви Иннане, покровительнице города Урука, богиня, напоив Энки допьяна пивом, выпрашивает у него сто «божественных законов» и передает их людям.

Богиней пива и пивоварения у шумеров была Нинкаси. О ней мало что известно, не сохранилось и достоверных изображений этой богини. Поэтому исследователи могут только строить предположения о том, что популярность и важность пива обуславливала и популярность связанной с ним богини. Интересно, что большинство шумерских богов ремесел были мужчинами, а богиня пива - женщиной. Ученые связывают это с тем, что в древности домашними пивоварами были женщины. Пивоварение стало массовым и превратилось в индустрию только в Вавилонский период, и тогда пивоварение стало прерогативой мужчин.

Сохранилась поэма, «Гимн Нинкаси» - фактически записанный в поэтической форме рецепт приготовления пива. Глиняная табличка, на которой она записана, датируется 1800 годами до нашей эры, то есть сам «Гимн», по-видимому, еще более древний.

Древний Египет

В древнем Египте пиво было известно еще 5000 лет назад и было самым популярным алкогольным напитком как у простых людей, так и у знати. Наряду с хлебом и луком оно входило в ежедневный рацион египтян.

По одной из древнеегипетских легенд, пиво открыл людям верховный бог солнца Ра, который сначала создал людей, а потом научил их готовить пиво. Причем согласно одному из мифов, пиво спасло человечество от гибели.

Верховный бог солнца Ра, прародитель богов и создатель людей, царствовал над миром очень долго и состарился. Люди узнали о его немощи и решили поднять мятеж против бога и захватить власть. Тогда Ра призвал к себе свою дочь, богиню Хатхор, и приказал ей наказать непокорных. Хатхор произнесла заклинание и превратилась в свирепую львицу. Она вышла из дворца и побежала в пустыню разыскивать людей. Найдя мятежников, богиня набросилась на них и принялась убивать одного за другим, пить их кровь и разбрасывать куски мяса по пустыне. Через некоторое время бог солнца решил, что люди достаточно наказаны и попытался остановить дочь. Но богиня-львица ответила, что не остановится, пока не уничтожит всех людей и не напьется их крови. Тогда Ра погасил солнечные лучи и на землю опустилась ночь. Бог приказал служанкам намолоть ячменя и сварить из него пиво (получилось 7000 сосудов) и послал гонцов на остров Элефантину за красным минералом диди (возможно, имелся в виду гранит). Верховный бог приказал мельнику истолочь красный минерал в порошок и добавить его в пиво. Получился напиток по виду очень похожий на кровь. Слуги Ра отправились в пустыню, туда, где богиня Хатхор убивала людей, и разлили пиво на землю. Утром богиня-львица проснулась, увидела вокруг лужи «крови» и очень обрадовалась. Красное пиво ей понравилось и она пила его до тех пор, пока не опьянела так, что уже не могла различать людей. Тогда бог солнца подошел к дочери и сказал: «Иди с миром, любимая моя дочь. Отныне жители Египта будут приносить тебе сосуды с пивом каждый год в день праздника Хатхор. И да назовешься ты «Владычица опьянения».

Культ богини Хатхор существовал в Египте очень давно. В древнейших верованиях Хатхор была богиней неба и изображалась в виде Небесной Коровы, родившей Солнце и всех остальных богов. После возвышения культа Ра к концу Древнего царства, она стала считаться его дочерью и Оком Ра, которое силой подчиняло себе врагов бога, и стала отождествляться со всеми богинями-львицами, выступающими в роли Ока. Еще позднее Хатхор становится божеством любви, веселья и музыки. Известно, что во времена Нового царства в Египте проводились фестивали пьянства, посвященные Хатхор и связанные с мифом о гибели людей.

Древняя Греция

Виноградарство начало распространяться в Греции еще в Неолитический период и стало широко распространенным в начале Бронзового века. Жители Крита торговали с Египтом и позаимствовали египетские методы виноделия. По некоторым данным, праздник вина проводился в Греции еще в Микенскую эпоху, и в то время уже существовал культ бога виноградной лозы, виноделия и плодородия Диониса. Доподлинно неизвестно, где появился культ Диониса, по одной версии он пришел из Малой Азии, по другой - из Фракии (области на Балканах).

Отцом Диониса был Зевс, глава Олимпийских богов, матерью, по разным версиям - либо одна из богинь, либо смертная женщина. Зевс был любвеобильным персонажем и имел множество внебрачных детей. Поэтому жена Зевса, богиня Гера, возненавидела Диониса и уговорила титанов убить его, но боги воскресили младенца. Так Дионис стал «дважды рожденным». Тогда Зевс отдал сына на воспитание нимфам, жившим на мифологической горе Ниса. Именно здесь Дионис изобрел вино.

Какая местность отождествлялась с горой Ниса неизвестно, древние авторы помещали ее в разные места - в Эфиопию, в Ливию, Египет, Анатолию (территория современной Турции) или в Аравию. Гера не оставляла вниманием уже повзрослевшего Диониса: она вселила в него безумие. В этом состоянии бог отправился путешествовать по свету в сопровождении толпы сатиров и менад, вооруженных мечами, змеями и тирсами (увитыми плющом сосновыми ветками с шишкой на верхушке). Сначала Дионис отправился в Египет, а после - на восток, в Индию. Через Фригию (территория современной Турции) он вернулся из Индии в Европу и начал устанавливать свой культ в государствах Греции. Далеко не все местные жители встречали Диониса с восторгом и признавали его божественное происхождение, однако бог ни с кем не церемонился и либо убивал непокорных, либо насылал на них безумие.

Вернувшись из Индии, бог виноделия утвердил свой культ в государствах Греции и на островах Эгейского моря. После того, как греки признали божественный статус Диониса, он вознесся на небеса, чтобы занять свое место рядом с Зевсом, как один из 12 великих богов.

В честь бога виноделия в разных частях Греции проводились празднества и мистерии. Во время празднеств устраивались торжественные процессии, состязания трагических и комических поэтов и хоров, исполнявших дифирамбы. Из религиозных обрядов, посвященных Дионису, выросли древнегреческая комедия и трагедия (интересно, что tragodia переводится с греческого как «песнь козлов», то есть хора козлоногих сатиров, сопровождавших Диониса). В Дионисийских мистериях могли участвовать только посвященные. Целью мистерий было на короткое время освободиться от социальных ограничений и запретов и выпустить на свободу «животную сущность» человека. Участники собирались в уединенных местах, лесах или горах, с помощью алкоголя и ритуальных танцев входили в состояние транса и в этом состоянии танцевали, участвовали в оргиях и даже совершали ритуальные убийства животных. В конце концов люди доходили до состояния, в котором отождествляли себя с богом и считали, что приобрели божественную силу. Позднее, в древнем Риме Дионисийские мистерии стали называться Вакханалиями.

Исследователи считают, что в некоторых областях Греции смерть и воскрешение Диониса символизировали годовой природный цикл. Также ученые полагают, что Дионис был «двойником» более древнего фригийского бога Сабазия, первоначально бога пива. Возможно, изначально в качестве опьяняющего напитка вместо вина использовалось еловое пиво, приправленное плющом и подслащенное медом. Ненависть Геры к Дионису и враждебность жителей стран, через которые проходил бог виноделия символизируют неприятие вина, как ритуального напитка и недовольство разнузданным поведением менад. Но в конце VII - начале VI веков до нашей эры правители Коринфа, Сикиона и Афин признали культ Диониса и установили в его честь официальные празднества. После этого бог виноделия был принят в Олимпийский пантеон.

Скандинавия

Основными алкогольными напитками у скандинавов были пиво и мед, напиток, приготовленный из ферментированного меда и воды иногда с добавлением фруктов, специй и хмеля. Также как пиво и вино, мед - очень древний напиток. Сосуды со следами ферментированной смеси меда, фруктов и риса были найдены в Северном Китае и датируются 7000 - 6500 годами до нашей эры. В Европе мед появился позднее, 3800 - 2800 лет назад. Поэтому и мифологические персонажи, вслед за людьми, варят и пьют именно эти алкогольные напитки. Например, морской великан Эгир из скандинавской мифологии устраивал для богов пиры в своем дворце на дне моря. Вместе с дочерьми он варил для пира эль в котле диаметром в милю.

В скандинавском эпосе рассказывается о «меде поэзии», который хранил бог поэтов Браги. Выпив один глоток этого напитка, человек приобретает поэтические способности.

Однажды скандинавские боги, асы, повздорили с другими богами, ванами. Через какое-то время они помирились, а при заключении мира и асы и ваны плюнули в чашу и из общей слюны сделали карлика Квасира. Карлик был очень мудрый, не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Он странствовал по свету и учил людей мудрости. Однажды Квасир зашел в гости к двум карликам, которые его убили, а кровь слили в сосуды и смешали с медом. Получилось питье, выпив которое, любой становился либо поэтом, либо ученым. После некоторых перипетий медом поэзии завладел великан Суттунг. Верховный бог скандинавов Один узнал о чудесном напитке и решил завладеть им. С помощью младшего брата Суттунга он пробрался в пещеру, где хранился мед, соблазнил дочь великана, охранявшую сосуды с напитком и похитил его. Превратившись в орла, Один полетел в Асгард, обитель богов-асов, а Суттунг, обнаруживший пропажу меда, отправился в погоню. Один долетел до Асгарда прежде, чем его догнал Суттунг и выплюнул мед в сосуд, но так как великан уже настигал его, часть меда Один выпустил через задний проход. Этот мед может брать кто угодно и он называется «долей рифмоплетов». Настоящий же мед, собранный в сосуд, Один отдал своему сыну, богу поэтов.

Скандинавские мифы на протяжении веков существовали только в устной традиции и были записаны уже в Средневековье, почти все из них в XIII веке. Поэтому современным исследователям очень сложно делать выводы о происхождении и изменении мифов во времени. Основными источниками для изучения скандинавской мифологии служат прозаическая «Младшая Эдда», написанная исландцем Снорри Стурлусоном и сборник поэм о богах и героях, получивший название «Старшая Эдда». Миф о «меде поэзии» записан в «Младшей Эдде».

Снорри Стурлусон упоминает в книге не только бога Браги, но и приписывает ряд стихов скальду Браги Богдассону Старому, реальному человеку, который считается первым скальдом, чье имя сохранилось в истории. И хотя в книге это два разных человека, есть версия, что Браги-скальд послужил прототипом для Браги-бога. Исследователи вели дискуссии на эту тему, но не пришли к единому мнению и на сегодняшний день вопрос остается открытым.

В «Младшей Эдде» рассказывается о конунге Одине, он пришел из Страны Турков и был потомком троянского царя Приама. Современные исследователи считают, что в этой версии есть рациональное зерно. Согласно трифункциональной теории Один воплощал одну из трех ключевых социальных функций в индо-европейском пантеоне, культовую. Символами остальных двух - военной и хозяйственной служили боги Тор и Ваны (Фрейр и Ньерд).

Центральная Америка

В завершение хотелось бы рассказать поподробнее об ацтекских богах пьянства, один из которых, Ометочтли, упоминался в начале статьи. В ацтекской мифологии существовала целая группа богов плодородия, пьянства и распутства, которых называли Сенцон Тотчтин, «400 кроликов». 400 означало неопределенно большое число, а кролик ассоциировался с пьянством, возможно потому, что каждый следующий прыжок этого животного непредсказуем.

Изначально «400 кроликов» были сельскими богами, которые оберегали урожай и запасы пищи, а имена некоторых из этих богов происходили от названия местности, где им поклонялись. Так, Тепостекатль был богом Тепостлана, а Яутекатль - богом из города Яутепек. Богами пьянства эти сельские боги становились, так сказать, в свободное «от основной работы» время, во периоды празднеств, посвященных сбору урожая.

По словам Бернардино де Саагуна, испанского монаха и крупного исследователя доколумбовой Мексики, богов-кроликов было столько же, сколько видов опьянения и их последствий. У пьяной агрессии, вранья, пьяных шуток и даже убийств был свой пьяный бог-покровитель, а Ометочтли («два кролика») был главным в этой компании. Все «400 кроликов» были детьми бога Патекатля и богини Майяуэль. Патекатль - бог плодородия и медицины, который открыл людям кактус пейотль, содержащий галлюциногенные алкалоиды, и научил готовить пульке, брагу, сделанную из агавы. Майяуэль - богиня агавы и изготовлявшегося из нее опьяняющего напитка октли. Она изображалась в виде женщины с 400 грудями, из которых постоянно тек сок агавы и которыми она выкормила своих детей-богов.