Сколько весит кавз. Сервис и обслуживание

История модели

Конструкция капотных автобусов Курганского автобусного завода была всегда жестко привязана к базовым шасси серийных грузовых автомобилей Горьковского автозавода. Поэтому когда в конце 80-х годов на ГАЗе началась подготовка к производству нового грузовика ГАЗ-3307, конструкторское бюро КАвЗа развернуло работы по адаптации автобуса к новому шасси. Серийный выпуск ГАЗ-3307 был начат в 1989 году, а уже в 1992 году появились первые серийные машины КАвЗ-3976, созданные на специальном автобусном шасси ГАЗ-33074. С 1993 года Курганский автозавод полностью переключился на выпуск автобусов КАвЗ-3976.

В отличие от предыдущих моделей, КАвЗ-3270 и КАвЗ-3271, новый автобус получил индекс, обычно присваиваемый спецмашинам - 3976. Это было связано с ужесточением требований ГОСТ в этот период. КАвЗ-3976 не был оборудован соответствующей системой отопления салона отвечающей требованиям СанПиН, не соответствовал требованиям ВНИИТЭ к эргономике пассажирского пространства и, соответственно, не был приспособлен для массовых городских и пригородных перевозок. Но и сам завод в то время не стремился довести машину до нормативов, принятых для городских и пригородных автобусов, ведь основным предназначением капотных КАвЗов были служебные перевозки. К тому же на автобус, сертифицированный как спецтранспорт, в случае изготовления другой спецтехники на его базе, достаточно было получить лишь одобрение на уровне производителя, что делало новую модель привлекательной для потенциальных заказчиков, которым был нужен спецтранспорт.

Внешне КАвЗ-3976 отличается от старых капотных моделей Курганского завода передней частью автобуса, которая была заимствована у грузовика ГАЗ-3307. Само шасси по многим параметрам унифицировано с предыдущей моделью, ГАЗ-53-12, на базе которой в Кургане выпускались автобусы КАвЗ-685М, КАвЗ-3270 и КАвЗ-3271. Пассажирский салон КАвЗ-3976 практически не изменился, по сравнению с КАвЗ-3271. Панель приборов унифицирована с грузовиком ГАЗ-3307, а дополнительные клавишные переключатели, часы АЧЖ-4 и некоторые другие электроприборы перенесены на пластиковый кожух, закрывающий передний отопитель рядом с водителем. У автобуса появились постоянные наружные ручки с кнопочным управлением на обе боковые двери, а вот пассажирскую дверь, которая на старых моделях открывалась водителем при помощи специального рычажного привода, стали открывать сами пассажиры. Для повышения безопасности замок пассажирской двери оборудован электромагнитным фиксатором, управляемым водителем с помощью выключателя.

В начале 90-х годов автобусы КАвЗ-3976 пользовались спросом как служебный автотранспорт для предприятий. Но с усугублением экономического кризиса в России объемы производства значительно упали. Это заставило предприятие осваивать новые типы автобусов, в частности, городские автобусы малого класса, вахтовые автобусы и даже крупноузловую сборку Икарус-283. Вместе с тем была существенно расширена гамма модификаций КАвЗ-3976, в частности, появился дизельный вариант автобуса, варианты с удлиненной колесной базой.

В 2000 году Курганский автобусный завод вошел в состав холдинга "РусПромАвто". В том же году с конвейера была снята базовая модель КАвЗ-3976 - вместо нее стала выпускаться более комфортабельная модификация КАвЗ-39762. В последующие годы на ее основе было создано еще несколько новых модификаций. Но производство морально устаревших капотных автобусов рано или поздно должно было закончиться. Толчком к этому послужило начало сборки автобусов ПАЗ-4230 Павловского автобусного завода, также входящего в состав "РусПромАвто", на Курганском автозаводе, что произошло в 2003 году. С 2006 года автобусы модели 4230 стали выпускаться исключительно в Кургане, где также было освоено производство удлиненной модели КАвЗ-4238. А 18 января 2008 года на Курганском автозаводе сошел с конвейера последний автобус КАвЗ-3976. Он был куплен властями Курганской области и передан областному госпиталю ветеранов войн. Прекращение массового производства автобусов капотной компоновки совпало с празднованием 50-летия завода.

Модификации автобуса КАвЗ-3976

КАвЗ-39761 - газобаллонный автобус, работающий на сжиженном газе. Оснащаен газовой аппаратурой и газовым баллоном, закрепленным слева на раме. Справа на раме установлен бензиновый бак емкостью 60 л. Таким образом, снаряженная масса автобуса увеличена до 4215 кг.

КАвЗ-39762 - Модернизированный автобус с двигателем ЗМЗ-513.10, выпускавшийся с 2000 года. На нем может быть установлена как 4-х ступенчатая, так и 5-ступенчатая коробки передач производства ГАЗ. В передней подвеске стал использоваться стабилизатор поперечной устойчивости. На автобус также установлен дополнительный глушитель, значительно снизивший уровень шума, независимый подогреватель, регулятор тормозных сил в заднем контуре тормозов. Число мест в пассажирском салоне уменьшено до 20 (вместо 5-местного заднего сиденья установлены два двухместных), обновлен интерьер. В салоне по заказу стали монтировать багажные полки, шторы на окнах, удобные сиденья с подголовниками.

КАвЗ-39763 - Модификация с дизельным двигателем, созданная в 1996 году на шасси дизельного грузовика ГАЗ-3309, выпуск которого был освоен Горьковским автозаводом двумя годами ранее. Автобус оснащен рядным 4-цилиндровым двигателем ГАЗ-5441.10. Так как этот мотор имеет воздушное охлаждение, конструкторам пришлось применить систему отопления салона независимого типа, работающую от установленных на автобусе подогревателей. Для повышения надежности использовано электрооборудование напряжением 24 В с двумя аккумуляторными батареями 6-СТ-110.

К 1998 году ГАЗ свернул программу выпуска дизельных грузовиков ГАЗ-3309, поэтому Курганский автозавод, оставшись без базового шасси, был вынужден прекратить сборку автобусов КАвЗ-39763. Выпуск дизельной модификации был возобновлен в 2005 году: она стала комплектоваться минским двигателем ММЗ Д-245.7Е2, отвечающим нормативам Евро-2.

КАвЗ-39765 - Модификация с удлиненной колесной базой (4550 мм) и удлиненным задним свесом. Увеличение колесной базы заставило конструкторов применить карданную передачу, состоящую из трех карданных валов с промежуточными опорами. Передняя и задняя подвески получили стабилизаторы поперечной устойчивости. По сравнению с базовым автомобилем ГАЗ-3307 также увеличен объем вакуумных баллонов тормозной системы - вместо 10 л. каждый контур имеет 20-литровые баллоны. Кроме того, разделение контуров построено не по осям, а по диагонали, что повысило надежность работы системы и эффективность торможения. Изначально автобус имел 28 пассажирских сидений, но в последние годы выпуска его стали оборудовать комфортабельными креслами, количество которых было уменьшено до 22.

КАвЗ-39766 - модификация на полноприводном шасси грузовика ГАЗ-3308 ("Садко") выпускалась в 2004-2005 годах как вахтовые автобусы для нефтяников. Автобусы выпускались в трех вариантах - с карбюраторными двигателями ЗМЗ-513.10, ЗМЗ-5233.10 и дизельным двигателем ММЗ Д-245.7.

КАвЗ-39767 - Модификация с удлиненной колесной базой (4550 мм) и удлиненным задним свесом. В отличие от КАвЗ-39765 этот автобус оборудован дизельным двигателем ММЗ-245.7.

КАвЗ-39768 - Модификация, оборудованная японским дизельным двигателем HINO-W04CT мощностью 138 л.с. Выпускалась под заказ небольшими партиями.

КАвЗ-39769 - Модификация с колесной базой, удлиненной до 5440 мм. Попытка создать сверхдлинный автобус на базовом шасси ГАЗ-3307 была предпринята в 90-е годы. Этот автобус имел 34 пассажирских места в салоне, внешне же от длиннобазной модификации КАвЗ-39765 он отличался наличием дополнительной оконной секции, так как КАвЗ-39769 был на метр длиннее. В серийное производство эта модификация не пошла из-за недостаточной жесткости шасси на кручение. Тем не менее, пять произведенных опытных образцов нашли своих покупателей и стали успешно эксплуатироваться в России.

КАвЗ-397601 - Северная модификация автобуса имеет утепленный салон с двойным остеклением и перегородкой, отделяющей рабочее место водителя от салона. Для более эффективного отопления салона под четвертым сиденьем слева помещен дополнительный зависимый отопитель с радиатором от автомобиля КамАЗ. Две независимые отопительные установки типа ОЗО расположены под полом кузова. В заднем свесе установлен дополнительный топливный бак емкостью 56 л.

КАвЗ-3976-012 - Горная модификация автобуса имеет электродинамический тормоз-замедлитель, объединенный с карданной передачей, и противоскатное устройство типа "горный упор". Сиденья автобуса оборудованы ремнями безопасности, а система электрооборудования снабжена увеличенной аккумуляторной батареей 6-СТ-132 и генератором Г-287к. В заднем свесе установлен дополнительный топливный бак. Для повышения плавности хода задняя подвеска оборудована четырьмя телескопическими амортизаторами.

КАвЗ-3976-014 - Грузопассажирская модификация автобуса с 4 пассажирскими местами и грузовым отсеком, рассчитанным на 2 тонны груза.

КАвЗ-3976-016 - Автобус повышенной комфортабельности, оборудованный сиденьями с высокими подголовниками.

КАвЗ-3976-018 - Модификация автобуса, предназначенная для южных районов страны, с повышенной термоизоляционной защитой кузова и тонированными стеклами. В заднем свесе установлен дополнительный топливный бак.

КАвЗ-39762-023, 39765-023 и 39767-023 - Школьный автобус, разработанный для перевозки детей в сельской местности, созданный на базе соответствующих модификаций КАвЗ-3976. От машин со стандартной комплектацией он отличается рядом деталей, связанных со спецификой предназначения автобуса. В салоне возле задней аварийной двери располагается полка для ранцев и место для двух детских колясок в сложенном виде. Впрочем, довольно часто вместо них устанавливаются дополнительные сидения для увеличения вместимости машины. Сидения раздельные, с убирающимися подлокотниками и нерегулируемыми спинками. Каждый ряд сидений оборудован кнопками для сигнала водителю. Пассажирская дверь оснащена выдвижной подножкой с пневмоприводом, которая автоматически выдвигается при открывании двери. Для обзора подножки с правой стороны установлено дополнительное зеркало.

САРЗ-3976

Автобусы САРЗ-3976, внешне абсолютно идентичные КАВЗ-3976, выпускались АО "Семар" (г. Семенов, Нижерогодская обл., РФ) с 1993 года. Помимо пассажирского автобуса, АО "Семар" выпускало также грузопассажирскую модификацию с частичным остекелнием кузова. С 1995 года, в связи с приостановкой сборки шасси ГАЗ-3307, Семеновский завод стал самостоятельно изготавливать шасси для своих автобусов. При этом индекс модели сменился с САРЗ-3976 на САРЗ-3280. В 2003 году автобус был модернизирован: крыша была приподнята на 100 мм, улучшен салон, изменился дизайн маршрутного окна над лобовым стеклом. Производство автобуса САРЗ-3280 было прекращено в 2005 году.

КАвЗ-3976 и САРЗ-3976 в Харькове

Поскольку серийный выпуск автобусов КАвЗ-3976 начался уже после распада СССР, в Харькове эти машины не получили особого распространения. Несколько десятков автобусов КАВЗ-3976 и порядка десяти САРЗ-3976 было приобретено различными предприятиями и организациями города и области в начале 90-х годов для работы в качестве служебного автотранспорта. В конце 90-х и в 2000-х годах единичные экземпляры использовались на городских маршрутах в Дергачах и Купянске, в Харькове же эти автобусы на городские и пригородные маршруты не выходили.

Около двух десятков школьных автобусов КАвЗ-39765-023 было закуплено в рамках всеукраинской программы "Школьный автобус" для школ Харьковской области в 2005-2006 годах. Периодически эти машины можно увидеть в областном центре, куда они привозят детей из районов на областные соревнования либо экскурсии. Также шесть автобусов КАвЗ-39765 были приобретены отделениями бурового управления "Укрбургаз" в Харьковской области для развозки своих сотрудников.

(с) Андрей Бутковский, 2016.

Источники:
  1. Ерохин А., Раллиев М. Уральское "солнышко" для российских детей - Грузовик-Пресс, № 4, 2005 ;
  2. Колеватов А. История Курганского автобусного завода (1988-2001 гг.) - Автомобильный моделизм, № 4, 2002;
  3. Ушанов К., Петров Ю. Школьна принадлежность - Основные средства, № 11, 2005 ;
  4. Марков, Н, Дементьев, Д. «Коробочки» всея Руси - Комтранс, № 5, 2008 ;
  5. Информация от пользователей www.rcforum.ru .


Техническая характеристика автобуса КАвЗ-3976:

Габаритные размеры
КАвЗ-3976/39762 КАвЗ-39765/39767
Длина, мм 6915 8470
Ширина, мм 2380 2380
Высота, мм 3030 3030
Передний свес, мм 950 950
Задний свес, мм 2195 2970
База, мм 3770 4550
Колея передних колес, мм 1630 1630
Колея задних колес, мм 1690 1690
Минимальный дорожный просвет, мм 265 265
Высота подножки, мм 430 430
Уровень пола, мм 940 940
Высота потолка в салоне, мм 1820 1835
Шаг сидений, мм 745 830/1000
Угол переднего свеса 39° 36°
Угол заднего свеса 16° 11°
Наименьший радиус поворота, м 9 9,9
Масса и наполняемость
КАвЗ-3976
Снаряженная масса, кг 4450
Полная масса, кг 5870
1700
4170
Количество мест для сидения 21
Общее количество мест 29
Двигатель
КАвЗ-39762/39765 КАвЗ-39763/39767
Модель ЗМЗ-513.10 ММЗ-245.7 (Euro-2)
Тип карбюраторный дизельный
Количество цилиндров 8 4
Расположение цилиндров V-образное рядное
Рабочий объем, л 4,25 4,75
Степень сжатия 7,6 15,1
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 92(125) при 3300 об/мин 86,2(117,2) при 2400 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм 294 при 2250 об/мин 424 при 1300 об/мин
Максимальная скорость, км/час 90 90
Контрольный расход топлива, л/100 км 19,1 18
Емкость топливного бака, л 105 105
Трансмиссия
КАвЗ-3976
Сцепление гидравлическое
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 4
Органы управления
Рулевой механизм типа "винт-шариковая гайка", с гидравлическим
усилителем
Рабочий тормоз двуконтурный, с пневмогидравлическим приводом,
с диагональным разделением контуров и четырьмя
пневмоусилителями
Запасной тормоз каждый контур рабочей тормозной системы
Стояночный тормоз с механическим приводом на задние колеса
Тормозные механизмы колодочные, барабанного типа
Шины 8,25R20

Герой сегодняшней статьи - автобус КАвЗ-685. Эти машины производили на Курганском с 1971 года. Автобус этот, скорее, малого класса, чем среднего. Конкретного предназначения у него не было, эта машина общего назначения. Данный транспорт рассчитывался для работы в сельской местности, преимущественно на грунтовых дорогах. Для этого он был хорошо оснащен технически, имел необходимые запасы прочности и обладал высокой проходимостью. Давайте поближе познакомимся с данным транспортным средством. Старые автобусы - это очень интересно. У них особая история, сейчас на них, наверное, уже никто почти и не ездит.

История модели

История этого автобуса начинается с открытия завода. Это было в 1958 году. Первым, что сделали на Курганском заводе, были 651-е модели. Работы по разработке этих машин начались еще в 40-х годах прошлого века. Модель была построена на шасси и основных узлах от ГАЗ-51. Так, когда в 60-х на ГАЗе начали производить новые ГАЗ-53А, Курганский завод приготовился к созданию новых автобусов на этом шасси.

В конце 60-х стали появляться первые опытные образцы КАвЗ-685. Эти первые машины имели немного другое оформление, не такое, как на базовых для них ГАЗ-53А. Здесь была другая радиаторная облицовка. Освещение было представлено в виде четырехфакторной системы. Чуть позже конструкторы решили отказаться от такой конструкции. А в серию вышли автобусы с традиционной передней часть базового ГАЗа.

Чтобы запустить серийное производство автобусной техники, руководство завода провело полную реконструкцию предприятия. Так, значительно расширились производственные площади.

Реконструкция прошла успешно, и в 1971 году первые КАвЗ-685 сошли с конвейеров. Серийные модели обладали стандартным капотом, однако все же немного отличались от основной серии конструкцией ветровых стекол. Полноценное серийное производство удалось запустить в 1973 году. В 1974 году на предприятии с конвейера спустился 100 000-й экземпляр. За все время производства несколько раз модель менялась и по дизайну, и по техническому оснащению.

КАвЗ-685: технические характеристики

Эта модель сменила 651-й автобус. Однако конструкция практически не изменилась. Здесь мы можем видеть машину с капотной компоновкой и не слишком большой вместимостью. Автобус отличался очень простым обслуживанием, и, как мы уже знаем, предназначался для работы в условиях грунтовых дорог.

Хотя шасси старой и новой модели все-таки имели отличия, а старый курганский автобус также сильно отличался от нового, у новой модели мы видим большие современный, учитывая что перед нами автобусы СССР, дизайн. Новое транспортное средство могло вместить в себя 28 человек, обладало хорошими техническими, динамическими и тяговыми характеристиками. Характеристики этого предка современных автобусов полностью соответствовали тем требованиям, которые предъявляло то время.

Двигатель

Первые модели КАвЗ-685 оснащались четырехтактными карбюраторными восьмицилиндровыми моторами. Это были ЗМЗ 53А. Цилиндры в этих силовых агрегатах располагались V-образно.

Мощность этого мотора - 120 л. с. Частота вращения составляла 3200 об/м. Двигатель имел неплохой на то время крутящий момент - 245 Н/м. Объем двигателя составлял 4,25 л. Машине требовалось 24 литра топлива на 100 км. Бак автобуса имел емкость в 105 л. Максимальная скорость на этом моторе составляла 90 км/ч.

Трансмиссия

Здесь все аналогично, как на ГАЗе. КАвЗ-685 комплектовался четырехступенчатой КПП. Известно, что коробка представляла собой немного модифицированную модель КПП ГАЗ-5312. Трансмиссия после доработок получила синхронизаторы на третьей и чертой передаче.

Сцепления на этих машинах применялось сухое, однодисковое. Механизм был пружинный, периферийный. Включалось сцепления посредством гидропривода.

Тормозная система

Тормоза были реализованы в виде двухконтурной системы. Сами тормоза были барабанными, которые работали на все колеса. Чтобы включить тормоз, инженеры также применили гидравлический привод, который еще и оснащался вакуумным усилителем.

Геометрия

Кузов имел длину 6,6 м, ширину 2,55 метра, высота автобуса составляла 3,03 м. Колесная база равна 3,7 м, а клиренс - 265 мм.

Снаряженная масса этого транспортного средства - 4,08 т. Полная масса - 6,5 т. Колесная формула шасси - 4 х 2. Самый минимальный радиус разворота этой машины составлял 8 м.

Кузов

Тут нельзя сказать ничего нового. Как и все остальные автобусы СССР, кузов этого автобуса также был изготовлен из цельного металла. Кузов был выполнен в капотной компоновке. Капот позволил значительно упростить доступ водителей и автомеханикам к внутренним узлам и силовому агрегату. Благодаря этому можно быстро и качественно проводить сервис и ремонтные работы.

Внутри

Салон автобуса позволял комфортно вмесить 28 пассажиров. Мест для сидения было 21. Чтобы пассажиры могли сесть, конструкторы предоставили им лишь одну боковую дверь. Еще салон имел аварийный выход через заднюю дверь. Про салон также сказать особо нечего, но он имел отличную отопительную систему. Она даже в сильный холод отлично прогревала салон внутри. Система вентиляции - естественная. Для этого инженеры и дизайнеры предусмотрели боковые окна, а также люки.

Чтобы пассажирам было комфортнее пользоваться этим транспортным средством, для них в салоне были предусмотрены мягкие сиденья. Отдельно хочется сказать о ткани отделки сидений. Она была очень износостойкая и могла запросто прослужить не один и не два сезона, прежде чем ее заменят. Водитель ничем не отделялся от пассажиров. Так, нормы безопасности не предусматривали перегородок. Водитель попадал на свое рабочее место при помощи отдельной двери.

Водительское место

Рабочее место имело все условия, чтобы водитель не уставал на постоянных рейсах. Кресло можно было регулировать по удалению от приборной панели, а также были регулировки по углу наклона.

Старые автобусы не были оснащены ГУР, однако руль этой машины имел большой диаметр, что упрощало управление. Все необходимые ручки и переключатели находились в удобных местах.

На приборной панели было лишь только самое необходимое. Так, конструкторы и инженеры позаботились о том, чтобы внимание водителя не рассеивалось.

Зеркала имели нереально большие размеры. Они выступали за габариты кузова. Так получилось значительно улучшить обзор дороги. Ветровое стекло имело перегородку. Каждая часть оснащалась стеклоочистителем. Это позволяло держать стекло в чистоте и не мешало за рулем.

О ремонте и сервисе

Стоит сказать, что эти модели практически не доставляли проблем ни водителям, ни автомеханикам. Машина основывалась на базе ГАЗ-53А, которая, прежде чем использовать ее для постройки автобуса, прошла множество испытаний. Шасси на Курганском заводе отлично подготовили для работ в условиях отсутствия асфальтированных дорог.

Так как инженеры в то время, создавая новую модель, старались построить машину так, чтобы максимально унифицировать основные узлы со старыми моделями, то в то время без проблем доставали необходимые запчасти. Автобус КАвЗ-685 и его конструкция позволяли механикам в случае поломки легко обнаруживать неисправности и так же быстро работать над устранением.

Модификации

На базе этой модели выходили различные модификации. Они создавались для использования в участках страны с разным климатом. Модель 685С разрабатывалась для езды по северным областям. Там преобладали очень низкие температуры воздуха, поэтому машину оснастили более теплой обшивкой, двойными стеклопакетами и подогревом двигателя.

Были еще и другие модели. Например, 685Г предназначалась для горных районов. Чтобы машина могла более безопасно преодолевать серпантины горных дорог, автобус оснастили специальными дополнительными тормозами и замедлителями, а в салоне для пассажиров установили

В качестве заключения

Для своего времени это был отличный автобус. Инженеры хорошо постарались. Иногда эти машины еще можно увидеть где-нибудь на сельских дорогах. Они до сих пор трудятся где-то - вот что значит советское качество.

Автобусы КАвЗ 685 выпускались Курганским заводом с 1971 по 1991 год. Они относятся к автобуса малого класса общего назначения. Рассчитан транспорт был на эксплуатацию в сельской местности с преобладанием грунтовых дорог, поэтому имел высокий уровень проходимости и большой запас прочности элементов ходовой части.

Технические характеристики автобуса

Технические характеристики КАвЗ 685 соответствовали требованиям своего времени. Первые модели автобусов оснащались четырехтактными карбюраторными восьмицилиндровыми двигателями ЗМЗ-53А. Цилиндры располагались V-образным способом. Силовой агрегат имел мощность 120 лошадиных сил при частоте вращения 3200 оборотов в минуту. Крутящий момент составлял 245 Н*м при частоте вращения 2000-2500 оборотов в минуту. Рабочий объем - 4254 сантиметра кубических. Автобус потреблял 24 литра топлива на 100 километров пробега. Емкость бака с горючим равнялась 105 литрам. Максимальная скорость движения составляла 90 км/ч. На транспортное средство устанавливалась четырехступенчатая механическая коробка переключения передач. Это была слегка модифицированная модель ГАЗ-53-12, которая получила синхронизаторы на третью и четвертую передачи.

На КАвЗ 685 использовалось однодисковое сцепление сухого типа с периферийными пружинными механизмами. Включение осуществлялось при помощи гидравлического привода. Тормозная система имела два контура и барабанные механизмы, действующие на все колеса. За включение отвечал гидравлический привод, оснащенный вакуумным усилителем. Использовались шины размером 8,25R20 с универсальным рисунком протектора.

Габаритные размеры автобуса КАвЗ 685: длина - 6,6 метров, ширина - 2,55 метра, высота - 3,03 метра, колесная база - 3,7 метра, клиренс - 265 миллиметров, передняя колея - 1,63 метра, задняя колея - 1,97 метра. Снаряженная масса транспортного средства составляла 4,08 тонн, а полная - 6,545 тонн. Распределение нагрузки по осям: на переднюю - 2,225 тонн, на заднюю - 4,320 тонн. Колесная формула - 4х2. Минимальный радиус разворота составлял 9 метров.

КАвЗ 685 имел 21 место для сидения, а всего вмещал 28 пассажиров. Для посадки предназначалась единственная боковая дверь. Также имелся аварийный выход через запасную заднюю дверь. Салон получил хорошую отопительную систему, которая позволяла хорошо прогревать внутреннее пространство в холодную погоду. Вентиляция осуществлялась естественным путем при помощи открывающихся боковых окон и люков. Для удобства пассажиров были установлены мягкие сидения, отделанные плотной тканью, которая имела высокую стойкость к износу и способна была прослужить несколько сезонов перед заменой. Водительский отсек не отделялся от пассажирского, что было допустимо по старым нормам безопасности. Для посадки у водителя была собственная дверь.

Автобус имел цельнометаллический кузов капотного типа. Наличие капота существенно упрощало доступ ко всем узлам и системам двигателя, что позволяло легко проводить сервисное обслуживание и ремонт. Починка КАвЗ 685 не доставляла много хлопот. Автобус был построен на шасси ГАЗ-53А, которое прошло множественные испытания и было хорошо подготовлено к эксплуатации на бездорожье. Высокая степень унификации позволяла без проблем доставать нужные детали. Многолетний опыт работы с базовыми элементами ходовой части и силовым агрегатом позволял механикам быстро находить причину неисправности и оперативно ее устранять.

Рабочее место водителя обладало достаточно комфортными условиями, чтобы человек не слишком утомлялся во время постоянных рейсов. Сидение регулировалось по удалению от приборной панели и по углу наклона спинки. Рулевой механизм не имел гидравлического усилителя, зато рулевое колесо было большого диаметра, что несколько упрощало управление автобусом. Все элементы управления находились под рукой и имели удобный доступ. Из контрольных приборов было только самое необходимое, чтобы не рассеивать внимание на второстепенные показатели. Зеркала заднего вида были больших размеров и значительно выступали за габариты транспорта, чтобы улучшить обзор. Лобовое стекло было разделено центральной перегородкой на два сектора. Каждая половина имела по одному стеклоочистителю. Такая конструкция нисколько не мешало нормально контролировать дорожную ситуацию.

Особенности отдельных модификаций

Автобус КАвЗ 685 получил несколько модификаций, которые предназначались для эксплуатации в различных регионах огромной страны.

КАвЗ 685С был разработан для использования в северных областях, где температура воздуха достигала отметки -60 градусов по Цельсию. Чтобы хорошо сохранять тепло, автобус получил утепленную обшивку салона, двойной стеклопакет для всех окон, а также дополнительные отопители и предпусковой подогреватель двигателя.

КАвЗ 685Г - модификация для использования в горной местности. Для безопасного движения по серпантину автобус был оборудован дополнительными электродинамическими тормозами-замедлителями и противооткатными приборами. Также в салоне были предусмотрены ремни безопасности для каждого сидения.

КАвЗ 685М - модернизированная версия базовой модели, которая собиралась на шасси ГАЗ-53-12. Новая модель получила двигатель ЗМЗ-53-11, который имел максимальную полезную мощность 115 лошадиных сил. С новым силовым агрегатом автобус мог разгоняться максимум до 80 км/ч.

КАвЗ 3270 представляет собой обновленный вариант базового автобуса. Транспортное средство было приведено в соответствие с новыми нормами безопасности и защиты экологии. Также ему был присвоен новый индекс согласно принятым ГОСТам.

Цена КАвЗ 685 на вторичном рынке колеблется от 170 до 500 тысяч рублей. Встречаются также экземпляры, чья стоимость переваливает за 1 миллион рублей. Окончательная сумма зависит от текущего состояния кузова, двигателя, салона и ходовой части. Также предыдущие владельцы могли оснастить свой транспорт дополнительными приборами и устройствами, за что они попросят дополнительных денег.

Фото автобуса КаВЗ 685

Автобусы КАвЗ-3270

Автобусы малого класса КАвЗ-3270 выпускались Курганским автобусным заводом в 1986 - 1990 гг., с 1991 г. по 1993 г. выпускалась модификация КАвЗ-3271 , практически ни чем не отличавшаяся от предыдущей. Предшественником этих машин были автобусы КАвЗ-685, серийно выпускавшийся тем же заводом с 1973 года и КАвЗ-685М, выпускавшийся в 1984 - 1986 гг.

Автобусы выпускались на шасси грузовиков ГАЗ Горьковского автомобильного завода. Так КАвЗ-3270 и КААвЗ-3271 собирались на шасси ГАЗ-53-12.

Кроме основного исполнения Курганский завод выпускал также северные (с индексом "С") и горные (с индексом "Г") модификации автобусов.

Технические характеристики автобуса КАвЗ-3270

параметр
количество мест для сидения 21
вместимость номинальная, чел. 30
длина, мм 6500
ширина, мм 2550
высота, мм 3030
масса в снаряженном состоянии, кг 4080
конфигурация и тип дверей 1-0, одностворчатая дверь с ручным приводом
тип двигателя ЗМЗ-53-11, карбюраторный
число цилиндров 8
рабочий объём двигателя, л 4,25
мощность двигателя, л.с. 120
КПП механическая, 4-х ступенчатая
максимальная скорость, км/ч 90

В Новочеркасск три автобуса модификации КАвЗ-3270 поступили в 1990 году, в 1991 году поступила ещё одна машина, на этот раз модификации КАвЗ-3271. Эти автобусы вышли на только что открытый пригородно-городской маршрут маршрутного такси "Автовокзал - Донской", имевший тогда номер 11Э, позднее перенумерованный в № 125. Впрочем, в те годы на автобусах - маршрутных такси номера маршрутов писать было не принято, они появились на трафаретных табличках в конце 90-х, когда эти маршруты перевели в разряд экспрессов. Автобусы КАвЗ проработали на вышеупомянутом маршруте всего около 3-х лет и были заменены большими машинами марки ЛАЗ-699. Куда они девались потом не известно, возможно были проданы другим предприятиям для использования в качестве служебок.


Данные по автобусам:

всего автобусов в базе: 4
действующих: 0
списанных: 4

Автобус малого класса общего назначения, выпускается Курганским автобусным заводом с 1989 г. Автобус рамной конструкции, на шасси мод. , кузов цельнометаллический, капотный, 3-дверный (одна дверь для водителя, одна для пассажиров и одна запасная сзади), расположение двигателя - переднее. Сиденье водителя регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки. Система отопления - воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Ранее выпускались автобусы КАвЗ-685 (1971-1984 гг.) и КАвЗ-3270 (с 1984 г.) на шасси соответственно ГАЗ-53А и ГАЗ-53-11 и отличались внешней формой и интерьером. Модификация - КАвЗ-397601 - северный, предназначен для работы при температуре окружающего воздуха от -60 до +40°С, отличается наличием теплоизоляции кузова, изолированной кабиной водителя, двойным остеклением, дополнительным отоплением и подогревателем.

Двигатель.

Мод. ЗМЗ-53-11, бензиновый, V-обр. (900), 8-цил., 92x80 мм, 4,25 л, степень сжатия 7,6, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 88,3 кВт (120 л.с.) при 3200 об/мин; крутящий момент 284,5 Н-м (29 кгс-м) при 2000-2500 об/мин; карбюратор К-135; воздушный фильтр - инерционно-масляный.

Трансмиссия.

Сцепление - однодисковое с периферийными пружинами, привод выключения - гидравлический. Коробка передач - мод. ГАЗ-53-12, 4-ступ., передат. числа: I-6,55; II-3,09; III-1,71; IV-1,00; ЗХ-7,77; синхронизаторы - на III и IV передачах. Карданная передача - из двух валов с промежуточной опорой. Главная передача - одинарная, гипоидная, передат. число 6,17.

Колеса и шины.

Колеса - дисковые, ободья 6,ОБ-20 с бортовыми кольцами, крепление на 6 шпильках. Шины 8,25-20 (240-508) мод. ИК-6АМ, НС-10, или 8,25R20 (240R508) мод. К-55, КИ-63, К-84, рисунок протектора- универсальный, давление в шинах передних колес 2,8, задних - 4,3 кгс/см. кв. , число колес 6+1.

Подвеска.

Зависимая, передняя - на полуэллиптических рессорах с амортизаторами, задняя - на полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами, четыре амортизатора.

Тормоза.

Рабочая тормозная система - двухконтурная, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем, барабанными механизмами (диаметр 380 мм, ширина передних накладок 80, задних - 100 мм), разжим - кулачковый. Стояночный тормоз - трансмиссионный, барабанный, привод - механический. Запасной тормоз - любой из контуров рабочей тормозной системы.

Рулевое управление.

Рулевой механизм - глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передат, число 21,3. Люфт рулевого колеса до 100.

Электрооборудование.

Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-75ЭМС, генератор 162.3701 с встроенным выпрямителем, регулятор напряжения 13.3702, стартер СТ230-А, распределитель 24.3706, катушка зажигания Б11 6, свечи А11-3. Топливный бак - 105л, бензин А-76;
система охлаждения - 28л, вода или охлаждающая жидкость;
система смазки двигателя - 8,0 л, всесезонно М-8В1 или М-8Б1;
картер рулевого механизма - 0,6 л, ТСп-15К;
картер заднего моста - 8,2 л, ТСп-14ГИП;
гидропривод тормозов и сцепления - 1,0 л, АЖ-12Т;
амортизаторы - 6x0,4, масло веретенное АУ;
бачок смывателя ветрового стекла - 2,0л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов (в кг).

Двигатель с оборудованием и сцеплением - 256,
коробка передач - 57,
карданный вал - 25,
передний мост - 138,
задний мост - 268,
кузов - 1600,
колесо с шиной - 84,
радиатор - 16.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вместимость:
число мест для сиденья 21
общее число мест 28
число служебных мест 1
Снаряженная масса 4030 кг.
В том числе:
на переднюю ось 1530 кг.
на заднюю ось 2500 кг.
Полная масса 6289 кг.
В том числе:
на переднюю ось 1680 кг.
на заднюю ось 4609 кг.
Макс.скорость 90 км/ч.
Время разгона до 60 км/ч 33,6 с.
Макс.преодолеваемый подъем 26 %
Выбег с 5 0 км/ч 746 м.
Тормозной путь с 60 км/ч 26,4 м.
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 18,3 л.
Радиус поворота:
по внешнему колесу 8,0 м.
габаритный 9,0 м.