Скачать презентацию на тему история химии. Презентация на тему "история химии"

ИСТОРИЯ – УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ

Тысячелетия назад человек впервые создал искусственные орудия труда, обрабатывая камень. Прикрепил заостренный камень к деревянной палке и сделал первый каменный топор. Но даже обработанный камень оставался камнем, а дерево – деревом.

Человек стремился понять суть наблюдаемых им явлений природы и использовать полученные знания на практике.

Наблюдая лесные пожары и брожение сладкого сока, человек заметил, что природа вещества меняется. Это результат химических превращений, которые составляют предмет науки, получившей называние химии.

Как только человек научился разводить и поддерживать огонь, он получил возможность осуществлять химические превращения веществ.

Орудия труда и охоты, средний каменный век (мезолит)

ПРЕДМЕТ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ХИМИИ

«Высшую цель истинной науки составляет не просто эрудиция, т. е. знание даже в соединении с умением, а постижение неизменяющегося среди переменного и вечного среди временного, соединенное с предсказанием, что должно быть, но еще неизвестно, эта цель состоит в приложении науки к прямому использованию для новых побед над природою» (Д. И. Менделеев)

История химии изучает процесс накопления химических знаний, развитие химии и отдельных химических наук.

Конечная цель истории химии ­ открытие закономерностей развития химии в отдельные исторические эпохи и установление общих законов прогресса химии и естествознания вообще, позволяющих предвидеть пути дальнейшего развития химических наук

МЕСТО ИСТОРИИ ХИМИИ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК И КУЛЬТУРЫ

Основным и решающим фактором прогресса химии, как и науки вообще, являются потребности производства и общества, определяемые в каждую историческую эпоху уровнем развития техники и состоянием производительных сил общества.

В своем развитии химия непосредственно связана с успехами и достижениями физики, биологии и других естественных и математических наук.

Химия, как и наука в целом, представляет собой важнейший участок общественной деятельности людей, тесно связанный с другими видами общественной деятельности и жизни общества. Поэтому было бы ошибочно рассматривать успехи и достижения химии лишь как результат личной инициативы в исследовательской деятельности ученых.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХИМИИ КАК НАУКИ

Химия развивалась и развивается традиционно в двух направлениях – как фундаментальная наука (создание и изучение теоретических основ химического знания) и как наука прикладная (решение практических задач применения различных химических соединений).

Химия это наука не только о химическом составе и структуре вещества, но и о химических процессах, она развивается в рамках современного естествознания.

Классическая химия, включает химия анализа состава вещества и химию промышленного синтеза известных продуктов, где для выполнения рутинных процедур не обязательно применять квантовые представления.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ХИМИИ

В соответствии с классификацией М. Джуа, принятой большей частью историков химии, различают следующие эпохи ее развития:

ПЕРИОД ПРЕДАЛХИМИЧЕСКИЙ

ПЕРИОД АЛХИМИЧЕСКИЙ

ПЕРИОД ОБЪЕДИНЕНИЯ ХИМИИ

ПЕРИОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

ПРЕДАЛХИМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД – ОТ НАЧАЛА ЦИВИЛИЗАЦИИ

ДО IV ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ

Этот период отличается отсутствием понятий, обобщающих приобретенные практические знания, передававшиеся по традиции из поколения в поколение кастами жрецов, древних врачевателей, знахарей и целителей-травников народов Средиземноморья (шумеры, египяне, вавилоняне, финикийцы, иудеи).

Физические и химические превращения веществ (переход лед- вода-пар, глины в керамику, дерева в золу, руды в металл) служили основой множества мифов и легенд.

Первая в истории женщина­врач – Песечет практиковала в Мемфисе.

Шумер. Храмовые мастерские.

Друид Амаргин.

Неизвестный художник.

ПЕРИОД АЛХИМИЧЕСКИЙ – С IV В. НАШЕЙ ЭРЫ ДО XVI В.

Алхимический период можно разделить на подпериоды, которые обозначаются именами цивилизаций, практиковавших «превращение» неблагородных металлов в золото и серебро:

ЕгипетскаяГреческаяАрабская

Раннего средневековья

Классического средневековья

Позднего средневековья













































1 из 44

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Предалхимический период (до III в) В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга. Практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии. Начало её зарождения следует в первую очередь связывать с появлением и развитием металлургии. В античную эпоху были известны в чистом виде 7 металлов: медь, свинец, олово, железо, золото, серебро и ртуть, а в виде сплавов - ещё и мышьяк, цинк и висмут. Помимо металлургии, накопление практических знаний происходило и в других областях, таких как производство керамики и стекла, крашение тканей и дубление кож, изготовление лекарственных средств и косметики. Именно на основе успехов и достижений практической химии древности происходило развитие химических знаний в последующие эпохи.

№ слайда 4

Описание слайда:

Предалхимический период (до III в) Попытки теоретического осмысления проблемы происхождения свойств вещества привели к формированию в античной греческой натурфилософии - учения об элементах-стихиях. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие науки оказали учения Эмпедокла, Платона и Аристотеля. Согласно этим концепциям все вещества образованы сочетанием четырёх первоначал: земли, воды, воздуха и огня. Сами элементы при этом способны к взаимопревращениям, поскольку каждый из них, согласно Аристотелю, представляет собой одно из состояний единой первоматерии - определённое сочетание качеств. Положение о возможности превращения одного элемента в другой стало позднее основой алхимической идеи о возможности взаимных превращений металлов (трансмутации). Практически одновременно с учением об элементах-стихиях в Греции возник и атомизм, основателями которого стали Левкипп и Демокрит.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

АЛХИМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД III – XVI В.В. Александрийская алхимия Арабская алхимия Европейская алхимия Алхимический период - это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. Алхимическая теория, основанная на античных представлениях о четырёх элементах, была тесно переплетена с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим «златоделием» эта эпоха примечательна также и созданием уникальной системы мистической философии. Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода: александрийскую (греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию.

№ слайда 7

Описание слайда:

Александрийская алхимия «Хризопея Клеопатры» - изображение из алхимического трактата александрийского периода В Александрии произошло соединение теории (натурфилософии Платона и Аристотеля) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и родилась новая наука - химия

№ слайда 8

Описание слайда:

Александрийская алхимия Само слово «химия» (и арабское al-kīmiya) обычно считается происходящим от древнего названия Египта - Кем или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства». Иногда, термин производят от греческого χυμος - сок или χυμενσιζ - литьё. Основными объектами изучения александрийской химии являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета: серебру - Луна, ртути - Меркурий, меди -Венера, золоту - Солнце, железу - Марс, олову - Юпитер, свинцу - Сатурн. Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.

№ слайда 9

Описание слайда:

Александрийская алхимия Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Изображение прибора для перегонки из рукописи Зосима Панополита Зосим Панополит даты рождения и смерти неизвестны, вероятно, III – IV вв. Зосима из Панополиса – греко-египетский алхимик, работавший в Александрийской академии. Считается одним из основателей алхимии. Родился в Панополисе (ныне Акхмим, Египет). Многочисленные мистико-аллегорические сочинения Зосима пользовалось широкой известностью у александрийских, а позднее и у средневековых алхимиков.

№ слайда 10

Описание слайда:

Арабская алхимия Теоретической основой арабской алхимии по-прежнему являлось учение Аристотеля. Однако развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ. Джабир ибн Хайян (Гебер) в конце VIII века разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов - металлы образованы двумя принципами: Hg (принцип металличности) и S (принцип горючести). Для образования Au - совершенного металла, еще необходимо наличие некоторой субстанции, которую Джабир называл эликсиром (al-iksir, от греческого ξεριον, то есть «сухой»).

№ слайда 11

Описание слайда:

Арабская алхимия Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории свелась к задаче выделения эликсира, иначе называемого философским камнем (Lapis Philosophorum). Эликсир, как считалось, должен был обладать ещё многими магическими свойствами - исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие. Ртутно-серная теория составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. В началеX века другой выдающийся алхимик - Ар-Рази (Разес), - усовершенствовал теорию, добавив к Ртути и Сере принцип твёрдости (хрупкости), или философскую Соль.

№ слайда 12

Описание слайда:

Арабская алхимия Арабская алхимия, в отличие от александрийской, была вполне рациональна; мистические элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Помимо формирования основной теории алхимии, во время арабского этапа был разработан понятийный аппарат, лабораторная техника и методика эксперимента. Арабские алхимики добились несомненных практических успехов - ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены уксусная кислота и разбавленные растворы минеральных кислот. Важной заслугой арабских алхимиков стало создание рациональной фармации, развившей традиции античной медицины.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Европейская алхимия Среди крупнейших алхимиков европейского этапа можно отметить Альберта Великого, Роджера Бэкона, Арнальдо де Вилланову, Раймунда Луллия,Василия Валентина. Р. Бэкон определил алхимию следующим образом: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

№ слайда 15

Описание слайда:

Европейская алхимия В Европе в мифологию и символику алхимии были внедрены элементы христианской мифологии (Петрус Бонус,Николай Фламель); в целом для европейской алхимии мистические элементы оказались значительно более характерны, нежели для арабской. Мистицизм и закрытость европейской алхимии породили значительное число мошенников от алхимии; уже Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил в восьмой круг Ада тех, кто «алхимией подделывал металлы». Характерной чертой европейской алхимии стало её двусмысленное положение в обществе. Как церковные, так и светские власти неоднократно запрещали занятия алхимией; в то же время алхимия процветала и в монастырях, и при королевских дворах.

№ слайда 16

Описание слайда:

Европейская алхимия К началу XIV века европейская алхимия добилась первых значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский алхимик Бонавентура, в одной попытке получения универсального растворителя получил раствор из соляной и азотной кислоты (aqua fortis), который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название - aqua Regis, то есть царская водка). Псевдо-Гебер - один из самых значительных средневековых европейских алхимиков, работавший в Испании в XIV веке и подписывавший свои сочинения именем Гебера, - подробно описал концентрированные минеральные кислоты (серную и азотную). Использование этих кислот в алхимической практике привело к существенному росту знаний алхимиков о веществе.

№ слайда 17

Описание слайда:

Европейская алхимия В середине XIII века в Европе началась выделка пороха; первым его (не позже 1249 года) описал, по-видимому, Р. Бэкон (часто упоминаемого монаха Б. Шварца можно считать основоположником порохового дела в Германии). Появление огнестрельного оружия стало сильнейшим стимулом для развития алхимии и её тесного переплетения с ремесленной химией. Бертольд Шварц нем. Berthold Schwarz

№ слайда 18

Описание слайда:

Техническая химия Начиная с эпохи Возрождения, в связи c развитием производства всё большее значение в алхимии стало приобретать производственное и вообще практическое направление: металлургия, изготовление керамики, стекла и красок. В первой половине XVI века в алхимии выделились рациональные течения: техническая химия, начало которой положили работы В. Бирингуччо,Г. Агриколы и Б. Палисси, и ятрохимия, основателем которой стал Парацельс.

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

Техническая химия Парацельс утверждал, что задача алхимии - изготовление лекарств; при этом медицина Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа - Ртуть, Сера и Соль, - находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение равновесия между принципами. Для его восстановления Парацельс ввёл в практику лекарственные препараты минерального происхождения - соединения мышьяка, сурьмы, свинца, ртути и т. п., - в дополнение к традиционным растительным препаратам.

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Значение технической химии Техническая химия и ятрохимия непосредственно подвели к созданию химии как науки; на этом этапе были накоплены навыки экспериментальной работы и наблюдений, в частности, разработаны и усовершенствованы конструкции печей и лабораторных приборов, методы очистки веществ (кристаллизация, перегонка и др.), получены новые химические препараты.

№ слайда 23

Описание слайда:

Значение алхимического периода Главным результатом алхимического периода в целом, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, явилось зарождение эмпирического подхода к изучению свойств вещества. Алхимический период стал совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

№ слайда 24

Описание слайда:

Период становления (XVII – XVIII в.в.) Вторая половина XVII века ознаменовалась первой научной революцией, результатом которой стало новое естествознание, целиком основанное на экспериментальных данных. Создание гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник, И. Кеплер), новой механики (Г. Галилей), открытие вакуума и атмосферного давления (Э. Торричелли,Б. Паскаль и О. фон Герике) привели к глубокому кризису аристотелевской физической картины мира. Ф. Бэконвыдвинул тезис о том, что решающим доводом в научной дискуссии должен являться эксперимент; в философии возродились атомистические представления (Р. Декарт, П. Гассенди).

№ слайда 25

Описание слайда:

Новая химия Одним из следствий этой научной революции явилось создание новой химии, основоположником которой традиционно считается Р. Бойль. Бойль, доказав несостоятельность алхимических представлений об элементах как носителях неких качеств, поставил перед химией задачу поиска реальных химических элементов. Элементы, по Бойлю, - практически неразложимые тела, состоящие из сходных однородных корпускул, из которых составлены все сложные тела и на которые они могут быть разложены. Главной задачей химии Бойль считал изучение состава веществ и зависимости свойств вещества от его состава

№ слайда 26

Описание слайда:

Создание теоретических представлений о составе тел, способных заменить учение Аристотеля и ртутно-серную теорию, оказалось весьма сложной задачей. В последней четверти XVII в. появились т. н. эклектические воззрения, создатели которых пытаются увязать алхимические традиции и новые представления о химических элементах (Н. Лемери, И. И. Бехер).

№ слайда 27

Описание слайда:

Теория флогистона – движущая сила развития учения об элементах (I-я половина XVIII в.) Предложена немецким химиком Г. Э. Шталем. Она объясняла горючесть тел наличием в них некоего материального начала горючести - флогистона, и рассматривала горение как разложение. Обобщила широкий круг фактов, касавшихся процессов горения и обжига металлов, послужила мощным стимулом для развития количественного анализа сложных тел, без которого было бы абсолютно невозможным экспериментальное подтверждение идей о химических элементах. Она стимулировала также изучение газообразных продуктов горения в частности и газов вообще; в результате появилась пневматическая химия, основоположниками которой стали Дж. Блэк, Д. Резерфорд, Г. Кавендиш, Дж. Пристли и К. В. Шееле.

№ слайда 28

Описание слайда:

Химическая революция Процесс превращения химии в науку завершился открытиями А. Л. Лавуазье. С создания им кислородной теории горения (1777 год) начался переломный этап в развитии химии, названный «химической революцией». Отказ от теории флогистона потребовал пересмотра всех основных принципов и понятий химии, изменения терминологии и номенклатуры веществ

№ слайда 29

Описание слайда:

В 1789 году Лавуазье издал свой знаменитый учебник «Элементарный курс химии», целиком основанный на кислородной теории горения и новой химической номенклатуре. Он привёл первый в истории новой химии список химических элементов (таблицу простых тел). Критерием определения элемента он избрал опыт, и только опыт, категорически отвергая любые неэмпирические рассуждения об атомах и молекулах, само существование которых невозможно подтвердить опытным путём. Лавуазье сформулировал закон сохранения массы, создал рациональную классификацию химических соединений, основанную, во-первых, на различии в элементном составе соединений и, во-вторых, на характере их свойств. Химическая революция окончательно придала химии вид самостоятельной науки, занимающейся экспериментальным изучением состава тел; она завершила период становления химии, ознаменовала собой полную рационализацию химии, окончательный отказ от алхимических представлений о природе вещества и его свойств.

№ слайда 30

Описание слайда:

Период количественных законов: конец XVIII - середина XIX в. Главным итогом развития химии в период количественных законов стало её превращение в точную науку, основанную не только на наблюдении, но и на измерении. Был открыт целый ряд количественных закономерностей - стехиометрические законы: Закон эквивалентов (И. В. Рихтер, 1791-1798) Закон постоянства состава (Ж. Л. Пруст, 1799-1806) Закон кратных отношений (Дж. Дальтон, 1803) Закон объёмных отношений, или закон соединения газов (Ж. Л. Гей-Люссак, 1808) Закон Авогадро (А. Авогадро, 1811) Закон удельных теплоёмкостей (П. Л. Дюлонг и А. Т. Пти, 1819) Закон изоморфизма (Э. Мичерлих, 1819) Законы электролиза (М. Фарадей, 1830-е гг.) Закон постоянства количества теплоты (Г. Гесс, 1840)

№ слайда 31

Описание слайда:

Химия во второй половине XIX в. Для данного периода характерно стремительное развитие науки: были созданы периодическая система элементов, теория химического строения молекул, стереохимия, химическая термодинамика и химическая кинетика; блестящих успехов достигли прикладная неорганическая химия и органический синтез. В связи с ростом объёма знаний о веществе и его свойствах началась дифференциация химии - выделение её отдельных ветвей, приобретающих черты самостоятельных наук.

№ слайда 32

Описание слайда:

Периодическая система элементов В 1869 году Д. И. Менделеев опубликовал первый вариант своей Периодической таблицы и сформулировал Периодический закон химических элементов. Менделеев не просто констатировал наличие взаимосвязи между атомными весами и свойствами элементов, но взял на себя смелость предсказать свойства нескольких неоткрытых ещё элементов. После того, как предсказания Менделеева блестяще подтвердились, Периодический закон стал считаться одним из фундаментальных законов природы

№ слайда 33

Описание слайда:

Структурная химия ИЗОМЕРИЯ - существование соединений-изомеров (гл. обр. органических), одинаковых по составу и мол. массе, но различных по физ. и хим. св-вам. В итоге полемики Ю. Либиха и Ф. Вёлера было установлено (1823), что существуют два резко различных по св-вам в-ва состава AgCNO - циановокислое и гремучее серебро. Еще одним примером послужили винная и виноградная к-ты, после исследования к-рых И. Берцелиус в 1830 ввел термин "изомерия" и высказал предположение, что различия возникают из-за "различного распределения простых атомов в сложном атоме" (т. е. молекуле). Подлинное объяснение изомерия получила лишь во 2-й пол. 19 в. на основе теории хим. строения A. M. Бутлерова (структурная изомерия) и стереохим. учения Я. Г. Вант-Гоффа (пространственная изомерия). Структурная изомерия - результат различий в хим. строении.

Описание слайда:

Физическая химия В середине XIX века начала стремительно развиваться пограничная область науки - физическая химия. Начало ей положил ещё М. В. Ломоносов, дав определение и введя само наименование этой дисциплины в научный тезаурус. Предметом изучения физической химии стали химические процессы - скорость, направление, сопровождающие их тепловые явления и зависимость этих характеристик от внешних условий.

№ слайда 36

Описание слайда:

Физическая химия Изучение тепловых эффектов реакций начал А. Л. Лавуазье, сформулировавший совместно с П. С. Лапласом первый закон термохимии. В1840 году Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии («закон Гесса»). М. Бертло и Ю. Томсен в 1860-е годы сформулировали «принцип максимальной работы» (принцип Бертло - Томсена), позволивший предвидеть принципиальную осуществимость химического взаимодействия.

№ слайда 37

Описание слайда:

В 1867 году К. М. Гульдберг и П. Вааге открыли закон действующих масс. Представляя равновесие обратимой реакции как равенство двух сил сродства, действующих в противоположных направлениях, они показали, что направление реакции определяется произведением действующих масс (концентраций) реагирующих веществ. Теоретическое рассмотрение химического равновесия выполнили Дж. У. Гиббс (1874-1878), Д. П. Коновалов (1881-1884) и Я. Г. Вант-Гофф (1884). Вант-Гофф сформулировал также принцип подвижного равновесия, который обобщили позже А. Л. Ле Шателье и К. Ф. Браун. Создание учения о химическом равновесии стало одним из главных достижений физической химии XIX века, имевшим значение не только для химии, но и для всего естествознания К.М. Гульдберг и П. Вааге Анри-Луи Ле Шателье

Описание слайда:

Современный период: с начала XX в. После открытия делимости атома и установления природы электрона как его составной части возникли реальные предпосылки для разработки теорий химической связи. В конце 20-х - начале 30-х годов XX века сформировались принципиально новые - квантово-механические - представления о строении атома и природе химической связи. Квантово-механический подход к строению атома привёл к созданию новых теорий, объясняющих образование связи между атомами.

№ слайда 40

Описание слайда:

Современный период: с начала XX в. В 1929 году Ф. Хунд, Р. С. Малликен и Дж. Э. Леннард-Джонс заложили фундамент метода молекулярных орбиталей, основанного на представлении о полной потере индивидуальности атомов, соединившихся в молекулу. Хунд создал также современную классификацию химических связей; в 1931 году он пришёл к выводу о существовании двух основных типов химических связей - простой, или σ-связи, и π-связи. Э. Хюккель распространил метод МО на органические соединения, сформулировав в 1931 году правило ароматической стабильности, устанавливающее принадлежность вещества к ароматическому ряду

№ слайда 41

Описание слайда:

Современный период: с начала XX в. Благодаря квантовой механике к 30-м годам XX века в основном был выяснен способ образования связи между атомами; кроме того, в рамках квантово-механического подхода получило корректную физическую интерпретацию менделеевское учение о периодичности. Создание надёжного теоретического фундамента привело к значительному росту возможностей прогнозирования свойств вещества. Особенностью химии в XX веке стало широкое использования физико-математического аппарата и разнообразных расчётных методов

№ слайда 42

Описание слайда:

Современный период: с начала XX в. Подлинным переворотом в химии стало появление в XX веке большого числа новых аналитических методов, прежде всего физических и физико-химических (рентгеноструктурный анализ, электронная и колебательная спектроскопия,магнетохимия и масс-спектрометрия, спектроскопия ЭПР и ЯМР,хроматография и т. п.). Эти методы предоставили новые возможности для изучения состава, структуры и реакционной способности вещества.

№ слайда 43

Описание слайда:

Современный период: с начала XX в. Отличительной чертой современной химии стало её тесное взаимодействие с другими естественными науками, в результате которого на стыке наук появились биохимия, геохимия и др. разделы. Одновременно с этим процессом интеграции интенсивно протекал и процесс дифференциации самой химии. Хотя границы между разделами химии достаточно условны, коллоидная и координационная химия, кристаллохимия и электрохимия, химия высокомолекулярных соединений и некоторые другие разделы приобрели черты самостоятельных наук.

№ слайда 44

Описание слайда:

Современный период: с начала XX в. Закономерным следствием совершенствования химической теории в XX веке стали новые успехи практической химии - каталитический синтез аммиака, получение синтетических антибиотиков, полимерных материалов и т. п. Успехи химиков в деле получения вещества с желаемыми свойствами в числе прочих достижений прикладной науки к концу XX столетия привели к коренным преобразованиям в жизни человечества.

История развития химии Выполнил Виталий Харитонов гр.104 «ЛП» Происхождение слова «химия»

  • Существует более 10 версий происхождения слова «химия». Большинство учёных склоняются к 3 основным версиям…
Версия 1 - из Древнего Египта. От слова «хем», что означает: а) Название страны Египет; б) «тёмный или чёрный» , чернозём -плодородная почва (в долине Нила). Версия 2 – из Древней Греции. От слова «хемейя» – искусство выплавки металлов (литьё металлов) «Химевсис» - смешивание. Версия 3 – из Древнего Китая. От слова «ким», что означает «золото». По современным данным первые химические знания появились здесь за 3000 лет до н.э. Периоды развития химии

I. Наука древнего мира.

II. Алхимический.

III. Иатрохимия (или ятрохимия)

IV. Эпоха флогистона (17 – 18 века)

V. Период научной химии (19-20 век)

VI. Современный период.

(1869 год – наши дни)

Этапы развития химии Выдающиеся учёные и их открытия. (Хаотический этап)

Левкипп и Демокрит (Древняя Греция) высказали мысль о том, что атом -мельчайшая, простейшая, неделимая частица.

Алхимический этап

Задачи алхимии:

1. Получение (нахождение) «философского камня», мистического вещества, образующего золото из любого неблагородного металла (ртути, свинца, олова и других).

2. Получение (нахождение) «эликсира молодости»- мистического вещества, дающего вечную молодость.

Зосима Панополитанский (Греция) Появляется современный термин «химия»(около 400 года)

Мао – Хоа (Китай) В воздух входит газ, который поддерживает горение и дыхание (середина VIII века)

Джабир ибн Хайян (Персия). Описаны приёмы фильтрования и кристаллизации.(805-812годы)

Абу-Ар-Рази (Персия). Описаны возгонка, плавление, дистилляция, обжиг металлов и др. Классифицированы вещества на землистые, растительные и животные (начало X века).

Выдающиеся учёные и их открытия. (Алхимический этап)

Ибн Сина (Авицена). «Книга исцеляющих средств» (1020-1030годы)

Теофраст Парацельс (Герм). Развивает новое направление -иатрохимию.

Алхимия – ключ ко всем познаниям, венец средневековой учёности.

Алхимики, хотя и не смогли найти философский камень, сделали столько открытий, наблюдали столько реакций, что это способствовало становлению новой науки. Именно алхимики в поисках философского камня заложили фундамент для создания химии.

3 этап. Становление химии как науки

Сформулирована основная задача химии: исследование состава различных тел, поиск новых элементов.

Сформулировано определение «химии»: искусство разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах (минеральных, растительных, животных).

Пьер Гассенди. (Франция) Введено понятие «молекула» (1624год).

Иоганн Рудольф Глаубер (Германия) Синтезированы многие соли.

Выдающиеся учёные и их открытия. (3 этап. Становление химии как науки)

Роберт Бойль (Англия)

Впервые применены индикаторы.

Никола Лемери (Франция)

Дал определение «химии».

Выдающиеся учёные и их открытия. (Научно - экспериментальный этап) 5 этап. Современный 1869год

В настоящее время химия решает множество задач, среди которых изучение законов химических превращений, создание и производство новых веществ и материалов, защита окружающей среды, создание научного фундамента других наук и многие другие. Главное - это понимать, что мы изучаем окружающий мир не только для того, чтобы знать, но и для того, чтобы уметь применять свои знания на практике, то есть в работе, быту и производстве, чтобы сделать свою жизнь лучше, чтобы принимать правильные управленческие решения.

Желаем вам успехов в изучении химии – этой интересной и необходимой науки в жизни каждого человека.

Хаотический этап. События, характеризующие начало этапа.

Рождение Вселенной,

Солнечной системы,

планеты Земля

Периоды развития химии I. Наука древнего мира. II. Алхимический. III. Иатрохимия (или ятрохимия) IV. Эпоха флогистона (17 – 18 века) V. Период научной химии (19-20 век) VI. Современный период. (1869 год – наши дни) 1 этап Хаотический 2 этап Алхимический 3 этап Становление химии как науки 4 этап Научно экспериментальный 5 этап Современный

Слайд 2

Сегодня, я расскажу вам о истории возникновения ХИМИИ

  • Слайд 3

    Химия - это наука, которая существовала уже за 3-4 тыс. лет до нашей эры.

    Слайд 4

    Возникновение слова «химия»

    Химия- очень древняя наука. До нашей эры химия развивалась, в основном, в Древнем Египте. Возможно, слово «химия» происходит от древнего названия Египта (на древнеегипетском языке оно звучало как «хам») и должно означать «египетское искусство». Но сегодня, более популярно предположение, что слово «химия» происходит от греческого «химос», что означает «сок растения». Тогда «химия» означает «искусство выделения соков». В греческом языке «сок» мог означать и расплавленный металл, поэтому «химия» может трактоваться как «искусство металлургии». Также есть версия, что слово «химия» происходит от «Хемес»--имени легендарного мудреца Гермеса Трисмегиста. По легенде, на его могильной плите записан рецепт изготовления философского камня-вещества, которое превращает любой металл в золото.

    Слайд 5

    Ремесленная химияПервые химические знания возникли у самых истоков цивилизации-в те времена, когда человек научился получать и поддерживать огонь. Люди научились применять простейшие химические превращения для удовлетворения своих потребностей в тепле, одежде, пище. Постепенно люди, накапливая знания и опыт, овладевали ремёслами. С появлением ремёсел возникла и древнейшая из разновидностей химии-ремесленная химия. Она ещё не была наукой в современном понимании, а была лишь определённым набором знаний о веществах и их превращениях. Но ремесленный период можно назвать первым этапом становления химии.

    Слайд 6

    Химия в античном миреДревний Египет считался общепризнанным центром ремесленной химии. Такие химические ремёсла как: изготовление, отбеливание и крашение тканей, изготовление украшений из стеклянных бусин, косметики и выплавка металлов--были наиболее востребованные. Первые попытки дать знаниям ремесленников научное обоснование были предприняты в Древней Греции. Там возникла наука античная философия. Её раздел о внутреннем строении вещей и превращении одних веществ в другие иногда называют античной химией. Древнегреческие философы первыми предложили теорию строения вещества, согласно которой все предметы состоят из мельчайших неделимых частиц-атомосов.

    Слайд 7

    Греческий философ Демокрит (V в. до н.э.) Все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых и вечно движущихся частиц- АТОМОВ. Греческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) … в основе окружающей природы лежит вечная ПЕРВОМАТЕРИЯ

    Слайд 8

    Слайд 9

    АлхимияПосле упадка Древнего Рима и древнегреческой цивилизации, в Европе начала распространяться новая религия-христианство. В Средние века христианская церковь считала химические знания порождением тёмных сил. Учёные преследовались, но химия не исчезла. После завоевания Европы арабами, на оккупированные территории пришли и культура, и наука, в том числе и химия, но уже под названием алхимия. Алхимики довели до совершенства методы получения и очистки металлов, разработали новые способы изготовления лекарств, изобрели декоративные сорта стекла, придумали почти всю современную химическую посуду. Остальные проекты алхимиков закончились неудачей, но внесли большой вклад в науку и способствовали развитию химии. Английский учёный Бойль отбросил приставку аль- в слове «алхимия» и наука стала называться химией. Его можно называть основателем современной химии.

    Слайд 10

    Современная химия Становление химии связано с внедрением практики измерений во время экспериментов. Химикам стало важно знать не только как вещества реагируют, но и какова масса образовавшегося продукта или объём выделившегося газа. Измерения помогли установить количественные законы химии: Закон сохранения массы (М.В.Ломоносов, 1748 г. иА.Лавуазье, 1789 г.); Закон объёмных отношений (Ж. Гей-Люссак, 1808 г.) и др.

    Слайд 11

    Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С.Пушкин. В1748 г. сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы вещества в химических реакциях. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

  •