Сценарий концертной программы к уборочной страде «люди песен достойные. Сценарии проекта "народный праздник, как средство этнопедагогики" Скачать сценарий огонька посвященный окончанию жатвы дожинкам

Фольклорный праздник «Дожинки» Задачи: 1. Познакомитьдетей с народными обычаями и традициями. 2. Прививатьбережное отношение к хлебу, воспитывать уважение к труду хлеборобов. 3. Развиватьартистические способности детей. Ведущий: Добрый вечер.Дорогие гости! Приглашаем вас на праздник «Дожинки» А что это за праздник такой? Дожинки (дожин)- эторитуально-магические действия. Которые совершались в последний день жатвыхлебов. При завершении жатвы небольшую часть колосьев оставлялина поле несжатой. Этот пучок, носивший название «борода» связывали иподламывали, чтобы колосья соприкасались с землёй. Отдельным ритуалом было приготовление символическогоугощения. На расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногдахлеб привязывали к снопу. Завершался комплекс дожиточных обрядов праздничной трапезой. В дом вносили последнийсноп и подносили хозяину венок, сплетенный из колосьев. Основным обрядовымблюдом на дожинках была каша из овсяной муки с салом и маслом. Дожиточные обряды сопровождались заговорами, жатвеннымипеснями, хороводами, плясками, гаданиями. В конце дня звучала последняя песня: Дети под народную музыку входят в зал и поют: Дожали, дожали, спожинки дожали, Зерно гребли, каравай пекли, Гостей угощали, нивку поминали. Житушко расти-расти, Времечко лети-лети. Встают в большой полукруг: 1. Слава урожаю в закромах! 2. Слава караваю на столах! 3. Слава трудовым рукам! 4. Слава труженикам! 5. Вот он, хлебушко душистый С хрусткойкорочкой витой Вотон тёплый, золотистый, Словно солнцемналитой! 6. В нём здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло; Сколько рук его растило, Охраняло,берегло! 7. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, чтона столе, Люди долго иупорно Потрудились наземле. Ведущий Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. Что жетакое хлеб? 1. Толькоснег сошёл в апреле, как поля зазвенели. 2. Мыговорим -хлеб! 3. Золотой простор бескрайний, там работаюткомбайны 4. Мыговорим –хлеб! 5. Вотзерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой. 6. Мыговорим –хлеб! 7. Тестокружится в квашне, запекается в огне. Все-Мы говорим-хлеб! Ведущий Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в головумысль о том, что это не просто самый распросранённый продукт, а одно извеличайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. На Руси кхлебу всегда относились с благоговением и сохранился обычай – дорогих гостейвстречать хлебом-солью. По русскому обычаю в последний день жатвы на Руси устраивалосьпиршество. На него выпекали хлеб и караваи. Сопровождался праздник песнями, данародными гуляньями. Эй, задорные девчушки Начинайте петь частушки, Начинайте веселей Чтоб порадовать гостей На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Хлебные частушки. Хлеб я ем с утра до ночи Булки с ночи до утра Очень весело проходят У нас с мамой вечера Хороши к обеду плюшки Хлеб,батоны и ватрушки. Всех накормит тёплый Хлеб Лучше вмире хлеба нет. Лучше нет ничего Чембаранка с чаем. Свежий хлеб - кормилец наш Что ещё ты к чаю дашь? Хлеб я ем с утра до ночи Булки с ночи до утра. Очень весело проходят У нас с мамой вечера. Хлебом-солью Всех встречаем,. Самовар на стол несём Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сём. Меня дома берегут, Блины овсяные пекут, Рыбу жарят – окуньки, Чтоб любили пареньки. Нынче хлеб подорожал, Весь народ волнуется, Пояс туже завязал Старенький дедуленька. Нынче был не урожай По причине дождика, Станет хлебный каравай, «Подороже тортика» Мимо школьного буфета Я спокойно не хожу. Как услышу запах хлеба, Сразу руки мыть бегу. Входит пшеница, обходит круг, в руках держиткаравай Я пшеница золотая –в гости к вам пришла, И в подарок я веселья, всем вам принесла. Праздник хлеба встречаем Круглым пышным караваем, Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Под русскую музыку входят пары детей,кланяются пшенице и читают стихи Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовёт Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не в праве: «Хлеб всему голова!»- В поле, в доме, в державе! Пышный, мягкий, пропечённый, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золочёной Шёл ко мне издалека. Приглашаю в свой маленький, иногда смешной, иногда трогательный кинотеатрик всех, кто работает с детьми...и не только!

Ермилова А.В., учитель музыки МОУ СОШ №8 г. Новоузенска Саратовской области

Дожинки

Сценарий фольклорного праздника

Звучит р.н. мелодия. На сцену выходят девочки в народных костюмах. В руках держат колосья пшеницы.Девочки встают на сцене рядами и слегка покачивают колосьями. На авансцене становится с краю девочка. Она звонко поет и гукает:

В поле пашеница перестой стояла.

Пр: Ой маю, маю, маю зелено.

Гуу!

Перестой стояла колосом махала.

Колосом махала, девок зазывала.

Девки молодухи, выходите жните.

На сцену выбегают дети, несколько человек, они ходят между «колосьями» и весело поют:

Зазвоните, звоны, во все чистом поле, ой лели, лели, лели, аллелей, лели лели!

Да по всем межам, да по всем рубежам.

После окончания песни дети выходят на авансцену и обращаются к зрителям :

Святой Илья по межам ходи!

По межам ходи, пшеницу роди!

Пшеницу роди, ребят зови!

Ударьте, ребята, в ладошки, чтобы колосья звенели,

А жнеи веселее родили.

Звучит мелодия баяна, а дети убегают, но в скорее появляются на сцене с серпами в руках. Они мерно взмахивают серпами и идут между рядами « колосьев», Запевая жнивную песню:

Мы по межам ходим, пешницу дожинаем,

Ярь поливаем!

Мы жнем, мы жнем в снопы кладем.

На нашей нивке сегодня дожинки!

В такт мелодии дети машут серпами, начинается обрядовые действия « завивание бороды» при этом поют, связывая лентой колосья:

«Колосок-волотка, завейся на бородку

Золотым волоском, серебряным уском!»

1 девочка: Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!

2 девочка: Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса!

3 девочка: Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!

Хором запевают:

Ходил козел по меже, дивовался козел бороде.

И чья это борода, черным шелком повита.

На Ивановом полюшке кудрявая бородушка.

Вместе : Жните, жницы, жните!

Мы играем в жите.

По межам идем, что на жали раздаем:

Старикам по блинам,

Мужикам по пирогам,

Молодицам – поляницы,

Ребятишка - калачи.

Дети ходят вокруг снопа, приговаривают:

Нивка, нивка отдай нашу силку,

Чтоб не болела наша спинка.

Мы тебя жали, силку потеряли.

Нивка, нивка отдый нашу силку.

(Исполняется песня «Нива»)

Под песню Нива плетут венки из колосьев и цветов, одевают на голову, собирают колосья в сноп:

1-ая: Ох, жали мы жали, жали спожинали.

Жнии молодые, серпы золотые.

2-ая: Ох, жали мы, жали снопочки вязали.

Снопочки вязали, в копны собирали.

3-я: Ох, и слава Богу, что жито пожали!

4-ая: Что жито пожали и в копны поклали.

5-ая: На гумне стогами, в клети закромами,

Все: А в печи пирогами!

1-ая: Ну вот и осень пришла, в каждый дом урожай принесла. Да, поработали мы на славу. Пора и передохнуть.

(исполняются частушки)

1-ая: А уж солнце в точку – серпы в кочку. Пора до двора!

2-ая: А все ж наши рученьки примахалися.

3-я:А все ж наши скоры ноженьки пристоялися.

4-ая: Поля наши далекие

Все: Ох, далекие!

5-ая: Поля наши широкие.

Все: Ох, широкие! Пора до двора!

(Исполняется песня « Пора, пора домой идти»)

1-ая: Дожали, дожили,

Дожинки встретили

Каравая почали,

Толокна процведали!

2-ая:

Гостей угостили

Богу помолили!

По очереди: Хлебушка расти!

Времечко, лети, лети!

До новой весны, до нового лета,

До нового хлеба!

Литература:

Круглый год. Русский земледельческий календарь./ сост. Некрылова А.Ф.

Народный праздничный календарь в песнях, сказках, стихах, обрядах. Ч.2//Молодежная эстрада. ЗАО РИФМЭ,1999г

Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. М.,1996

Приложение

Частушки

    Начинаю припевать

Первую начальную

Я хочу развеселить

Публику печальную.

    Я не вашего села

Не вашего селения

Не по-вашему пою,

Прошу извинения.

    Ой, рожь густа

Намолотиста.

Ничего, что молода –

Поворотиста.

    Задушевная, не жди,

Которые сулилися.

Наше поле широко –

Пошли заблудилися.

    Девушки, вы девушки

Молодые жнеюшки,

Дожинайте в поле рожь.

Придет к вам скоро молодежь.

    Акулина, тетушка,

Тяжела работушка.

Все покосы, нивушка,

Болит моя спинушка.

    Уж я жала рожь высокую

Жала, не ленилася.

Увидала я миленка

В лице изменилася.

    Мы попели вам довольно,

Надо и сознаньице.

Дорогому игроку

Спасибо за играньице.

Ансамбль "Истоки", рук. Коршкова С.Н.

«ДОЖИНКИ»

Скачать:

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОБРЯДОВОГО ДЕЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОЖИНКИ»

Составитель Коршкова С.Н.

Сцена ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения . Возле стен стоят скамейки на которых сидят муж и жена. Одеты в русские народные костюмы.

Муж: Поглядика жена в окно как сегодня ласточки летают?

Жена подходит к окну.

Жена: Ой высоко летают, да и много то как! Славо Богу видно к хорошей погоде.

Муж: Славо Богу, а то одолели дожди, без передыху льют.

Жена: Так сама хозяин видела, как кошка лапу зализовала, а корова как пришла с выгона не пошла под навес спать. Подогнула ноги да растянулась по серед двора. А солнце в алой зоре садилось и туман не поднимался, а падал.

Муж: Это хорошо ты надумала на небо глядеть. Видно и нам вместе с ним думать надо.

Жена: Да как не думать то? Помочь надо, помочь надо, соседей просить. Самим то нам с полюшком не справиться. Ступай-ка сам. А я вот уберусь, похожу по соседям попрошу их сжать нам полюшко помочь.

Муж: Хорошо хозяюшка, так и решили, помощь соберем а за одно и дожинки сделаем.

Уходят. На сцене появляется рассказчица.

Рассказчица: На большой православный праздник, успение Богородицы, выпадает обряд завершения жатвы – дожинки. Заканчивается к средине лета жатва хлебов, от сюда и название. На исходе лета надо убрать все, что осталось не убранным в поле. Одному странно, а всем уже нет. Если же все за одного, то и один за всех. Это то что попросту, по-крестьянски называется круговой порукой. А в хлебном поле является бесплатной готовой помощью. «Помочью» как говаривали в старь. Вся помочь собирается на краю деревни. Помня и веруя, святому правилу, что рука руку моет, за то обе чисто живут. Сегодня я помогу тебе, завтра и мне не откажут. И сноп без перевези соломы, а с миром с товарищами и беда не убыток. Собирают помочь обыкновенно в праздничный день, когда у всех больше досуга. Идут на помочь со своими серпами и граблями. И идут как на праздник в лучших одеждах.

Выходят девки и парни с песней.

Девка1: Что ж люди добрые прежде чем приступить к работе, нужно молебен совершить.

Девка2:

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Во имя Отца и Сына и Святого духа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Все: Господи благослови(3раза) Крестясь.

Девка3: Что бы спинка не болела почитаем наговоры.

Девка4: Как былинка гнется и не ломается так, что бы и у рабы Божий гнулась и не ломалась и не уставала. Во веки веков. Аминь. (2 девочки вертят солому)

Девка5: У Авдотьи рабы, пояснинка не боли, во веки веков. Аминь. (Вешают сено и солому на пояс)

Девка6: У Ирины рабы поясинка не боли, во веки веков. Аминь. (Тыльной стороной серпа гладит спину)

Девка7 : Стояла ты рожь бы крепка, так и спинка моя была крепка ни когда бы не болела. (Повязывает на руку сено)

Девка8 : Первый сноп, первый сноп! Кто на перед? (Начинают жать)

М: Порынья вам в дом, порынья вам в дом.

Рассказчица: Подхватила одна охапку колосьев, сколько ухватила левая рука и могла спрятать под мышку, правой рукой отрезала на себе серпом этот ворошок. Бережно положила его подле себя к ногам. И опять захватила и подобрала другой ворох колосьев. И опять их перерезала серпом. Приметнула глазами, показалась на глаз таких пучков четвертей на восемь в охапку. Стал, значит полный сноп. Надо его срезать, потрудиться над ним, поворочаться. Надо подпоясать его скрутом или перевяслом. Поставить его верх колосьями да опять собирать полный сноп.

Девка1 : Ох потрудились на славу, может отдохнем? Перекусим?

Садятся, достают продукты.

Девка2 : Не забыть нужно угостить Поливика с Полудницой.

Девка3: Да, а то бабушка рассказывала, забыли, как то угощение Полевику оставить, и увидали во ржи сердитого нищего, он им пальцем погрозил, а на следующий год не было урожая. Еще говорила бабушка, он очень внимательно смотрел за уборкой урожая. Если же хозяин плохо убрал урожай, оставил в поле колосья, на будущий год можно ждать недорода: заприметив много оставленных колосьев, Поливик собирает их и переносит на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, бережливо; поэтому там, где Поливик подобрал колосья, оказывается не урожай, а там куда перенес, бывает обильная жатва.

Парень1: А мне мамка сказывала, что Полудница может ни только, разозлиться если ей угощения не оставят, но и если приметит что кто то лениться. Иной раз увидит девушку, бросившую жатву и прилегшую вздремнуть, разбудит и примется уговаривать пуститься в пляс: мол кто кого перепляшет. Так и носятся по полям, по лугам до вечерней зори без устали. Девица уже обомрет, нога за ногу заплетается, а Полудница знай себе порхает как мотылек, да напевает песни дивные. Пока никому не удавалось переплясать ее, но если сыщется такая, одарит ее Полудница невиданно богатым приданным!

Муж с женой вынося угощение Поливику и Полуднице. Ставят в уголок со словами: «Угощайтесь Полевик с Полудницей»

Девка4: Что то засиделись мы! Давайте последний сноп вязать!

Все: Давайте!

Девка5: Жнем молча, что бы коровы не рыкали!

Рассказчица: Вот и последний сноп, пожелальный и заветный. Прозванный пред сотнями товарищей своих в поле почетным именем. На Севере России - обжинком на Юге – дожинком. Его отставляют в сторонку и не трогают до урочного часа.

Девка6: Жнивка, жнивка отдай мою силушку, тебе лежать а мне работать.

Девка7: Овсяня нивушка отдай мою силушку на всю зиму студеную.

Девка8: Девки бороду вьем! (Плетут косу из соломы, прижимают к земле камнем и кладут на камень хлеб)

Девка1: Господь Бог береги семена!

Девка2: Господь Бог благослови!

Девка3: Семена в земле оставляю, дай нам урожай на будущий год!

Рассказчица: Когда жатва закончена, брали последний сноп и уносили с собой. Ставили в хату под образами. И там сноп стоял до будущего года.

Уходят с песней и снопом.

Дожинки (дожин, дожни, пожинки, пожиналки, выжинки, обжинки, обжатки, оспожинки, спожинки, вспожинки, Спожиница, Спожин, Госпожинки, Госпожки, Успенщина) - последний день жатвы (чаще всего, дожинки приурочивались к Успению Богородицы или к Третьему Спасу, в который совершались ритуально-магические действия, знаменующие собой завершение уборки урожая. Таким же образом называлась праздничная трапеза в честь этого события.

Дожиночные (жатвенные) обряды исполнялись как после окончания озимой, так и яровой, жатв, иногда при уборке других растений (например, льна). Основные элементы дожиночного обряда были широко распространены у всех восточных славян и заключались в следующем.

При завершении жатвы небольшую горсть колосьев оставляли на поле несжатой. Этот пучок, носивший название «борода», «коза», «козулька», либо «косица», «завивали», «заламывали» или связывали различными способами.

В самом древнем и распространенном варианте стебли растений надламывали и сгибали дугой таким образом, чтобы колосья соприкасались с землей (вологодск., новгородск.). Иногда пучок прижимали к земле камнями (смоленск.). В некоторых случаях закапывали концы колосьев в землю, иногда вместе с куском хлеба (запад.-русск.). Сгибание колосьев до земли могло сочетаться с закручиванием в жгут (сев-восточн. Русск.). «Завивать бороду» и означало скручивать жгутом, сгибать, придавать круглую форму. В последнем случае делать венок, не срезая растения. Известно завивание бороды в одно или несколько колец.

Кроме жгутообразных изготавливали «бороды» в виде «косы» («косицы»). «Богородице косица - для урожая на будущий год» (костромск.; Славянские древности. 1995. С. 232). Борода - коса (красота) представлялась женским символом и связывалась с мотивом свадебного обряда.

В более поздних вариантах обряда несжатый пучок стеблей связывали узлом (реже - тремя узлами), перевязывали наверху, около колосьев, стеблями, травой, поясом, красной ниткой или лентой. Несжатые стебли образовывали круг, стебли из середины которого сжинали для ритуального последнего снопа (см. Дожиночный сноп). Несжатые стебли круглой «бороды», связанные наверху, представляли собой беседку. Нередко «борода» украшалась цветами (архангельск.); в севернорусских районах для украшения «бороды» использовались старые шапки и лапти. Иногда колосья поверх узла срезались и клались в последний сноп (см. Дожиночный сноп).

«Завитая борода» могла накрываться сверху особым снопиком, имевшим названия: «куколка», «клобучок», «шапка». Сноп изготовлялся из того же жита, что и «борода», и одевался на нее колосьями вниз (вологодск., енисейск., костромск., Нерчинский округ Сибири). Подобный вариант «бороды» сложился под влиянием развитого в этих местах ритуала «дожиночного снопа».

Кроме того, «бороду» могли обкладывать соломой или колосьями (вологодск., вятск., костромск., новгородск.), что представляло собой настил, носивший название «гумешко», «гумно» (вятск.) или ограду, забор, называвшихся «двор» (костромск.). Иногда настил воспринимался в значении постели Илье или Христу, тогда срезанные пучки колосьев раскладывались четырехугольником, ориентированным по сторонам света. «Кто говорит Христу на бородку, а кто говорит Христу на постельку. Устанет, ходя-то, он, батюшко, може и прилечь захочет, може, и на моей соломке приляжет» (владимирск.; Славянские древности. 1995. С. 232). Делали настил и в виде круга - «кружка», раскладывая колосья по солнцу (вологодск., новгородск.), реже изготовляли настилы из цветов (пинежск.).

В северо-восточных губерниях, окончив полевые работы, на последней полосе ставили вертикально крест, свитый из ржи, овса, ячменя, и обкладывали жгутиками из тех же стеблей (вятск.), что получило название бороды - «часовни».

Ритуальное «завивание бороды» выполняла старшая из жниц, либо женщина, пользующаяся всеобщим уважением. Происходило это магическое действие в торжественной обстановке с соблюдением определенных правил. Так, «волотки» (стебли) «завивали» по солнцу; до «бороды» не разрешалось дотрагиваться руками, поэтому ее «заламывали», обернув руку рукавом рубахи или передником. Прикрытая рука служила символом богатства и изобилия, а голая - бедности; а кроме того, чтобы сила зерна не исчезла от прикосновения, а осталась в самих колосьях.

Помимо ритуального изготовления «бороды» дожиночный обряд включал в себя прополку «бороды», вскапывание земли между колосьями и засев зерном (запад.-русск.), хождение вокруг «бороды» (сев.-русск.), полив бороды водой, обливание парнями у околицы деревни возвращавшихся с дожинок жниц, мытье ими рук; кувыркание (катание) по земле, стерне или «завитым» колосьям.

Сюда же включались разнообразные действия с серпами. Их могли разложить вокруг «бороды» (южно-русск.), т.е. магически заключить «бороду» в круг; полить водой. Если серп не резал рук во время жатвы - его «награждали». Награждение серпа заключалось в том, что его «женили». Обычай «женитьбы серпа» совершался по-разному. Серп, начиная от рукояти, обматывали колосьями ржи или пшеницы так, чтобы они, примыкая к острию серпа, как бы с него стекали. После этого серпом несколько раз покалывали землю. В другом варианте в последнюю сжатую гость заматывали либо все серпы, участвующие в жатве, или серп самой старшей жницы, которая его и заматывала. Когда обмотанный в колосья серп оказывался вплотную прижат к земле, жница выдергивала колосья с корнями, подымала высоко над головой и говорила: «Родись, и водись, на тот год не переводись!» или «уродись на тот год вот такой» (московск.; Зернова А.Б. 1932. С. 33).

Кроме этого, у «завитой бороды» совершались гадания. Так, старшая из жниц садилась на землю лицом к «бороде», собирала серпы у всех женщин, брала их за рукояти и бросала через голову. При этом каждая женщина загадывала - доживет ли она и ее родные до следующей жатвы. Серп, воткнувшийся концом в землю по направлению к церкви, предвещал смерть; серп, упавший дальше всех от «бороды», говорил о долгой жизни (рязанск.). Могли гадать и по зернам нового урожая. Говорили: «К этому хозяину приходили бы купить и займовать! Кто зернышко съест, если девушка - замуж идти; если парень - женится; если женщина - дитя родить; если корова - телушку родить; если овечка - двойничков принести!» (вологодск.; Потанин Г.Н. 1899. С. 202).

Отдельным ритуалом можно считать приготовление символического угощения. На положенный внутри колосьев «бороды» камень, изображающий стол, покрытый куском полотна - «скатерью», либо просто на расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногда хлеб привязывали к «бороде».

Завершался комплекс дожиночных обрядов праздничной трапезой в доме хозяина жатвы. Иногда это сопровождалось внесением в дом последнего снопа и подношением хозяину венка, сплетенного из колосьев (смоленск.). Основными обрядовыми блюдами на дожинках были: «саламат» - густая каша из овсяной муки с салом и маслом (сев.-русск.), которая по народным представлениям, содействовала плодородию хлебов будущего года; «дежень» - толокно, замешенное на кислом молоке или воде (архангельск., пермск.); пироги с кашей, яичница (у севернорусских - пожинальница), блины, пиво, вино и мед (см. Хмельные напитки).

Дожиночные обряды сопровождались заговорами и жатвенными песнями, исполняемыми в разные моменты ритуала. Во время «завивания броды» пели:

«Уж мы вьем, вьем бороду

У Гаврилы на поли,

Завиваем бороду

У Васильевича да на широком,

У Васильевича да на широком.

На нивы великой,

На полосы широкой,

Да на горы на высокой,

На земли чернопахотной,

На землицы на пахотной».

«Вейся, вейся, борода,

Бородушка, вейся,

Сусек, наполняйся!»

(Некрылова А.Ф. 1989. С. 315 - 316).

В заговорах и приговорах, направленных на получение в будущем году хорошего урожая, говорилось: «Вот тебе, Илья, борода! На лето уроди нам ржи да овса!» или «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба грода (много)!» (костромск.; Завойко К. 1917. С. 16-17); «Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье» (новгородск.; Герасимов М.К. 1900. №3. С. 133); «Флор да Лавр, приходите коня кормить» (вологодск.; Зеленин Д.К. 1999. С. 67); «Егорий приходи, коня приводи, и наших коней корми и овечку корми, и коровку корми!» (московск.; Зернова А.Б. 1932. С. 33).

При обливании жниц водой исполнялась песня:

«Пошел колос на ниву,

На белую пшеницу.

Уродися на лето,

Рожь с овсом,

Со дикушей,

Со пшеницею.

Из колосу - осьмина,

Из зерна - коврига,

Из полузерна - пирог.

Родися, родися,

Рожь с овсом!» (Коринфский А.А. 1995. С. 339).

А во время праздничной трапезы следующая:

«Петрушечка господырек!

Отгреби-тко свой роек!

Отсыти ты нам сыты.

Жней за стол усади.

Жней за стол усади,

Пива-меду поднеси!

Ты напой меня, жнею, -

Я те песенку спою».

(Некрылова А.Ф. 1989. С. 317).

В конце дня звучала последняя песня:

«Дожали, дожили,

Оспожинки встретили,

Коровая почали,

Толокна процведали,

Гостей угостили,

Богу помолились!

Хлебушко, расти!

Времячко, лети, лети -

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!»

(Коринфский А.А. 1995. С. 340).

Основной ритуальный предмет дожиночных обрядов - «борода» осознавался как «маленький снопик» или «концы соломы с колосьями»; индоевропейский корень этого слова означал понятие «растительности». Известно название «бороды» наименованием «коза» или «козулька». Говорили: «обжинать козу» (рязан.; Селиванов В.В. 1887. С. 49). В русском языке словом «коза» обозначалась любая часть полосы, приходившаяся на долю одного жнеца. На Ангаре «бородку» называли «уру» (Макаренко А.А. 1993. С. 61). Приписывалась «борода» Богу (богова, божья борода), Христу (Христова бородка), Спасу (для Спасителя борода), Богородице (Богородице косица, Покрову Пресвятая Богородица борода (см. Покров Богородицы); разным святым: Илье-пророку (см. Ильин день), св. Николаю (Николина бородка) (см. Николин день), св. Власию (Волосу / Велесу) (см. Власьев день), свв. Флору и Лавру, Козьме и Дамиану, св. Елене (Елене на косу) (см. Олена-льняница), Егорию Победоносцу и осмыслялась как жертва им. В некоторых толкованиях «борода» посвящалась полевому хозяину или духам поля (полуднице, полевику).

Обряд «завивания бороды» напоминал ритуальное завивание берез. Изготовление из «бороды» венка сохраняло находящуюся там плодородящую силу зерна, а пригибание колосьев к земле, их закапывание, сев семян из «бороды» служили возвращению земле тех сил, которые из нее ушли в зерновые колосья. Зарывание в землю хлеба с солью виделось дополнительным кормлением земли для прибавления ей сил при выращивании будущего урожая. В оставлении хлеба на камне или ткани внутри колосьев «бороды» заметна подготовка к трапезе, жертвоприношению.

Другие элементы дожиночного обряда также имели магический характер. Прополка «бороды» и мытье жницами рук после жатвы помогали обеспечить «чистоту» посевов будущего года; полив водой «бороды» и обливание жниц предотвращали засуху. Магическими свойствами обладали и предметы, связанные с ритуальной «бородой». Так, камень, найденный под колосьями «бороды» использовался для лечения зубной боли (новгородск.).

Весь комплекс дожиночных обрядов был направлен на сохранение растительной силы снятого урожая на поле, что обеспечивало непрерывность урожаев, соединение уже выращенного с урожаем будущего года, т.е. на обеспечение плодородящей силы земли.

(Звучат фанфары)

Вед. Добрый день, дорогие труженики Золотой Нивы, люди щедрого сердца и богатой души!
Мы рады приветствовать вас и поздравить с уборочной страдой! И как говорится:
Не хлебом единым жив человек –
Мы истину эту за партой учили.
И мы заявляем: «Да здравствует хлеб!»
И люди, что жизнь ему посвятили!
Еслы вы собираетесь отмечать свой профессиональный праздник то вам сюда — организация корпоративных праздников

Поэтому сегодня, мы, работники культуры, вместе с вами, чтобы подарить минуты кратковременного отдыха, радости и общения!* ПЕСНЯ .

Вед. Есть такие места в необъятной России,
Что на картах больших и не сыщешь.
По — особому небо там, кажется синим,
По — особому пахнут там вишни!
Это место, где ты появился на свет
Называют частенько провинцией.
Только края прекраснее нет –
Он всегда для нас будет единственным!

* ПЕСНЯ .

— Вновь и вновь поднимаются зори, солнце, лаская, обогревает землю – матушку, а перед глазами расстилается золотое бескрайнее море — русское поле, на котором
Ведут работу хлеборобы
Чтоб урожай собрать сполна –
И будет спелая пшеница
Лежать в амбарах, закромах.
Грядет пора большого сенокоса —
Но это будет завтра, а пока…
Июль звенит, а сердце песни просит
И, словно птица рвется в облака!

* ПЕСНЯ .

Вед. Хлеб — бесценный дар! Ведь быть с хлебом — значит чувствовать в нем и в себе всю полноту жизни.
Прекрасен хлеб на праздничном столе,
Прекрасны руки, что его творили.
И труд, и хлеб извечно на земле
Заглавны будут, чтоб ни говорили.
И снова мы, как делалось века,
Подносим хлеб и кланяемся в пояс
Прекрасным работящим мужикам,
Что дом поставят и поднимут колос.
Им по плечу все тайны ремесла,
Они земле и долгу служат честно.
Хранители российского села,
Вам наши поздравления и песни.

* ПЕСНЯ .

Вед. Кипит во всю полевая работа. Да и как ей не кипеть, не спориться, если ею руководит внимательный человек, который влюблен в свою родную землю и отдает ей все силы и опыт крестьянского труда. Этот человек — (Ф.И.О. руководителя на уборочной) .
.
Да, бывают начальники разные,
Но можно сказать откровенно:
Без них вся работа закисла б
И встала бы в ступор мгновенно.
Она ведь никак не наладится
Без их делового настроя.
А если начальство старается-
То вырастут прибыли втрое!
И мы уверены, что у вас все сложится и урожай умножится! А чтоб и работалось вам с настроением, пусть сопутствует вам песня!

* ПЕСНЯ .Вед. Уважаемые хлеборобы! Конец вашей работы — уборочной страды — ознаменуется выходным, когда с поля будет убран урожай до последнего зернышка. Но не было такого урожая, если б на поле не работал человек, знающий все тонкости растениеводческой науки. Это конечно (Ф.И.О. агронома).
И эту песню мы посвящаем вам!* ПЕСНЯ .Вед. Мало вырастить, убрать урожай, надо его еще и вовремя вывезти с полей! И тут доставка и перевозка зерна ложится на плечи неутомимых тружеников дорог и путей – водителей, которые день и ночь, в жару и в холод, и в ясный день, и в непогоду крутят свою баранку, везя бесценный груз – хлеб.
Дай Господь, добра и счастья
Водителям и шоферам,
Всем, к дороге кто причастен,
Кто, едва взойдет заря,
Несмотря на все невзгоды
Отдает не мало силы,
Чтоб с зерном машина в срок
В закрома к нам приходила!
Уважаемые водители, пусть ваши дороги будут легкими, безаварийными, а на любимой волне «Дорожное радио» передают ваши самые любимые песни.

* ПЕСНЯ .

Вед. Вся работа спорится, если рядом мужчинами трудятся заботливые, милые женщины.
Ведь Женщина, где словом подскажет, где делом поможет. А еще знают мужчины, как вкусен и ароматен обед в поле, приготовленный с душой, с любовью!
И сегодня мы говорим слова благодарности ото всех, именно вам, дорогие повара!
И борщ, да и пюре с котлетой, и компот
В мгновенье приготовить успеваете.
Мужчина сыт — и в гору все дела
Идут легко — да вы про это знаете!
И этот день пусть помнится вам долго
И обращенные к вам теплые слова!
Пусть на вашей жизненной дороге
Заботы будет много и тепла!
И, конечно, хороших песен!

* ПЕСНЯ .

Вед. Ах ты степь, вот ты в яви какая –
Золотисто — золотая, без конца и без края!
С чем сравнить тебя? Сравнивать мудрено
Для кого — то ты станешь И морем, и небом.
Не богатой пейзажем – Богатой судьбой.
И оставишь тут след, колосящийся хлебом,
След надежд и тревог своих — след золотой!
Дорогие друзья, пусть работа у вас спорится, а уборка проходит легко и слаженно, а погода только радует! И для этого мы дарим вам свои лучшие песни!

* ПЕСНЯ .

Вед. Дорогие друзья! Наш творческий коллектив желает вам успехов в вашем нелегком, но поистине благородном труде, ясной погоды, хороших покосов, и хлеборобной нивы. Ну и конечно здоровья, счастья, удачи на долгие годы!
И на прощанье говорим слова вам,
Те, что от сердца и от всей души:
Любите жизнь – она большой подарок,
И все ее минуты хороши!

*ПЕСНЯ .

Дорогие друзья, этот концерт с теплотой и любовью для вас подготовили культработники в составе:

Доброй вам жатвы при хорошей погоде! Всего доброго! До новых встреч!!!


Подготовила: режиссер И.Ю. Янцева

Отредактировала: Зам. директора по метод. работе Л.В. Протасенко