Самая современная атомная подводная лодка США класса «USS Virginia. Новая подводная лодка россии до боли знакома

В прошлом году подводный флот, по сути, отметил свой столетний юбилей. Первый глубинный крейсер появился в Германии в начале XX века - как мирное исследовательское судно, которое спроектировал зоолог Шоттлендер. Но его планам по научному изучению морского дна не суждено было сбыться – грянула Первая мировая. А уже в январе 1915-го года Германия отправила к побережью Франции первый в мире военный подводный корабль, шокировав всех этим новым видом оружия, с которым никто еще не знал, как бороться.

За сто лет человечество сумело превратить глубоководные лодки в настоящий атомный кошмар. ОХРАНА.ru предлагает вспомнить о самых крутых субмаринах в мире.

5 - "Рубис" и "Барракуда" (Франция)

Первые АПЛ Франции были спущены на воду в 1979 году и – подумать только! – до сих пор в деле! Название Rubis ("Рубин") отражает нестандартную историю создания данных субмарин – опытным образцом здесь послужила не многоцелевая подлодка, а настоящая атомная с баллистическими ракетами. С нее "срезали" ракетный отсек и получился многофункциональный крейсер "Рубис". Драгоценные камни требуют огранки, или, как в старом анекдоте про русскую подводку, - "а теперь обработать напильником"! Несмотря на красивое название, самые маленькие габариты в мире и небольшую цену, эти машины не стали популярными – в 90-е с ними приключались аварии, приведшие к гибели 10 человек. Поэтому на смену им плывут более совершенные "Барракуды" – сегодня эта программа по строительству многоцелевых субмарин считается приоритетной для французского флота. Новые "рыбки" будут очень длинными – 99 метров! Но при этом более незаметными, чем "Рубины" (74 метра). Максимальное погружение – 350 метров, скорость – 25 узлов, экипаж – 60 человек, и стоимость на 30% ниже предшественниц.

4 - "Астьют" (Великобритания)

Чопорные в своем пафосе британцы пытаются не отставать от мировых тенденций в строительстве подводных великанов. Вот и субмарины класса "Астьют" ("Проницательный") – правда, по утверждению самих британцев – утроены внутри гораздо сложней, чем космический звездолет "Шатл"! Но что есть, то есть: на сегодня это действительно самые большие и мощные подлодки на страже островов Британии. С одним НО – и здесь пафос кончается – говорить во множественном числе об "Астьюте" не приходится – выпущен был всего один экземпляр! Остальные шесть, видимо, так и застряли на стадии неторопливого викторианского мышления их производителя. Тем не менее, единственная машина вооружена 38 ракетами типа "Тамагавк", имеет водометный двигатель и атомный реактор "под капотом", обеспечивающий автономность плавания 90 дней. Скорость под водой – 54 км/час, глубина погружения – 300 метров, экипаж – 98 человек. Таким образом, "Проныра-англичанин" вполне соответствует по основным параметрам иных "хищников морского дна".

3 - "Вирджиния" (США)

Эти атомные крейсеры пришли на смену малочисленным, но считавшимися совершенными подлодками "Сивулф", главное достоинство которых состояло в способности погружаться на 600 метров. "Морских волков" было построено всего три единицы - они пока все на ходу, но серия снята с производства, просто потому, что Штаты в корне поменяли концепцию применения своих АПЛ. Естественно, из-за выключения СССР из Холодной войны. "Волки" должны были в первую очередь проникать в "бастионы" – то есть воды, контролируемые флотом СССР и следить за нашими кораблями и лодками, но не предназначались для их открытого сдерживания. Новые реалии потребовали создать что-то более многофункциональное – так появились "Вирджинии", которые считаются субмаринами "четвертого поколения". Они способны наносить удары как по морским соперникам, так и по объектам на суше, закладывать мины, вести радиоэлектронную разведку, прямо поддерживать надводные крейсеры и скрытно высаживать диверсантов на берег противников. "Глазами" американских лодок являются выдвижные мачты с камерами высокого разрешения вместо стандартного перископа. Этих АПЛ тоже немного – семь, но все они в строю. Над водой развивают скорость 46 км/час, под водой – 65, глубина погружения – 500 метров, экипаж – 120 человек, запас хода и автономность плавания – не ограничены.

2 - "Борей" (Россия)

Если вам говорят, что Холодная война окончена, и мы в ней проиграли – знайте, что это риторические ошметки западной пропаганды. По крайней мере, в эскалации совершенствования подводного флота Россия и США по-прежнему ориентируются друг на друга, а иные государства робко стоят в сторонке и не вмешиваются в этот спор. То же самое происходит с лучшими атомоходами в мире – у них "Вирджиния", у нас – "Борей" и "Ясень". Субмарина проекта 955 ("Борей") выполняет стратегическую задачу – нести новейшие баллистические ракеты огромной дальности "Булава". Чтобы произвести запуск этого богатырского снаряда, подлодке даже не обязательно отходить от пирса! А дальше - как сказал один из экспертов документального фильма об этих чудо-ракетах: "А куда ты, американец, денешься? Ты на острове живешь!" Дальность полета "Булавы" – 8000 тысяч километров, экипаж крейсера может изменить направление ракеты 10 раз, никакая ПВО в мире не может ее сбить, в том числе – из космоса. Что же касается самой АПЛ, то она способна погружаться на 480 метров, благодаря реактору работать в автономном режиме три месяца, на данный момент она является самой "тихой" субмариной под водой.

Не ошибетесь, если скажете, что многоцелевая субмарина проекта 885 ("Ясень") почти не имеет недостатков. Именно на ее базе будет развиваться наш глубинный флот "пятого поколения". Она должна в перспективе заменить устаревающие единицы, спроектированные еще в СССР. Первая АПЛ этого проекта – "Северодвинск" была передана Северному морскому флоту в 2014 году, и сегодня проходит этап так называемого опытного использования. Энергетическая ядерная установка позволяет "Ясеню" оставлять далеко позади всех предшественников, она может погружаться на 600 метров. Здесь установлена, как и у американских машин, сферическая антенна гидроакустического комплекса, которая занимает весь нос. В средней части атомохода размещены 10 торпедных отсеков и 8 ракетных шахт с боекомплектом из 32 крылатых ракет типа "Калибр".

Что такое "Калибр" мы видели собственными глазами, когда Каспийский флот точечно отработал по объектам террористов в Сирии, находясь в 3000 километров от них. "Ясень" также оснащен электродвигателем малого хода, который позволяет бесшумно "подкрадываться" к противнику. Стандартный перископ здесь заменен видеомачтами, собранная ими информация транслируется на центрпост по оптоволокну. При этом специалисты утверждают, что сравнивать "Ясень" и "Вирджинию" не совсем корректно: у них разные задачи. Но в открытом море нашей субмарине по оснащению, характеристикам и мощи пока аналогов нет.

P.S. Будущее уже наступило

Не так давно стало известно, что ВМФ нашей страны решил вернуть в строй титановые подлодки проекта 945 ("Барракуда"), которые создавались в 1980-е годы. Тогда они являлись самыми совершенными крейсерами в мире – более прочными, чем аналоги, они были абсолютно "бесшумны" в морской тиши... но – стоили очень дорого, поэтому проект закрыли. Сегодня же новые начальники главкомата флота заново пересчитали затраты и приняли решение, что проще восстановить российские "Барракуды", чем утилизировать. Но не просто восстановить, а модернизировать до уровня тех же "Ясеней", "обучив" не обнаруживать себя на глубине до 600 метров и обнаруживать противника с помощью новейшей гидроакустики, а также бить по морским и наземным целям ракетами "Калибр". Срок службы "титанов" – 100 лет, а прочность невероятная – в 1992 году в Баренцевом море одна из наших АПЛ столкнулась с американской: субмарина РФ отделалась легкими повреждениями рубки, а вот наши заокеанские друзья свою машину списали. Сегодня существуют четыре подлодки данного типа - «Карп» и «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А - «Псков» и «Нижний Новгород».

Но по-настоящему прорывным может стать российский проект атомной подводной лодки "пятого поколения", сделанной из многослойных композитных материалов.

В последнее время граждане нашей страны все чаще интересуются боеспособностью вооруженных сил РФ. На различных интернет-порталах звучат вопросы, связанные с армией: «Сколько у России подводных лодок и надводных кораблей?», «Сколько танков и ракет?» и т. д. Почему вдруг наши люди стали проявлять подобный интерес, что послужило причиной?

Лирическое отступление

Сегодня уже ни для кого не является секретом, что президент РФ и его команда круто изменили направление внешней политики нашей страны. Они все чаще дают щелчки по носу западным державам. Политика России становится все более твердой, она не прогибается ни под США, ни под Европейский союз, ни под МВФ. Многие западные политики говорят о том, что «Русский медведь» вышел из спячки и скоро заявит о себе в полный голос. Что изменилось в сознании нашего президента и его окружения, сказать трудно. Христиане склонны говорить, о том, что грядет последняя битва Апокалипсиса, и что Россия станет спасителем всего человечества. Поклонники ведического учения утверждают, что закончилась Ночь Сварога, наступил Рассвет, т. е. прошло время лжи и притворства - наступила эпоха воина. Не будем говорить, кто из них прав, а кто заблуждается, возможно, правы все, и говорят об одном и том же, только смотрят на мир каждый со своей колокольни. Вернемся лучше к правительству, которое шаг за шагом укрепляет нашу государственность и суверенитет. Одной из таких программ стала реформа вооруженных сил РФ. В данной статье мы рассмотрим состояние подводного флота нашего государства, перспективы его развития, узнаем, сколько у России подводных лодок и каковы их боевые возможности. Ведь каждый человек понимает, что сильную политику может вести только тот, у кого за спиной стоит отличная армия.

на сегодняшний день?

Несмотря на экономический кризис, постигший нашу страну в 90-х годах прошлого столетия, и появление случайных людей на должности министра обороны РФ уже в новом веке, всеми силами стремившихся уничтожить оборонную мощь государства, отечественный флот до сих пор считается одним из крупнейших в мире, обладающим мощным потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. Одним из главных компонентов ВМФ РФ являются субмарины. Вопрос о том, сколько у России подводных лодок, волнует многих, однако ответить на него довольно непросто. Для начала рассмотрим официальную статистику Министерства обороны. Согласно представленным общественности материалам, ВМФ РФ насчитывает 70 субмарин. Из них:

  • 14 атомоходов с баллистическими ракетами: 10 у Северного флота (СФ) и 4 у Тихоокеанского (ТОФ);
  • 9 атомных лодок с крылатыми ракетами: 4 у СФ и 5 у ТОФ;
  • 19 многоцелевых атомоходов: 14 у СФ и 5 у ТОФ;
  • 8 атомных субмарин специального назначения - все у СФ;
  • 1 спецназначения - у СФ.
  • 19 дизельных субмарин: 2 у 2 у Черноморского (ЧФ), 7 у СФ, 8 - у ТОФ.

Реальные цифры существенно разнятся со статистикой

70 единиц подводной техники - это довольно внушительно, однако статистика - статистикой, а реальная жизнь - это совсем другое. Вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, что у флота на вооружении 50 атомоходов различных проектов, однако, как оказалось, в состоянии боевой готовности пребывают меньше половины из них. Остальные атомные ВМФ России находятся либо в резерве, либо в ожидании ремонта, и возврат их в строй весьма и весьма сомнителен. Чтобы не быть голословными, давайте рассмотрим состояние подводного флота подробно, так сказать, с переходом на личности.

Наиболее возрастная группа

Самыми «древними» представителями российского подводного флота являются четыре лодки проекта 667БДР. На сегодняшний день две из них (К-223 и К-433) несут службу, К-44 и К-129 находятся в ремонте. Вероятность их возвращения в строй ничтожно мала, ведь даже те, которые задействованы, планируется списать при поступлении новых лодок.

Наиболее многочисленным классом субмарин являются многоцелевые проекты. В общей сложности в ВМФ их 19 единиц пяти направлений. Самые возрастные из них - это четыре лодки 671РТМКК: К-388 и К-414 несут службу, а К-138 и К-448 находятся в ремонте. Списание этих субмарин запланировано на 2015 год.

Основа подводного флота

В составе ВМФ числятся три самые крупные лодки в мире - 941 «Акула»: ТК-17 и ТК-20 поставлены в резерв, а ТК-208 служит для проведения испытаний баллистических ракет типа «Булава». В рядах СФ значатся шесть субмарин проекта 667БДРМ: К-18, К-51, К-114, К-117 и К-407 несут службу, а К-407 должна выйти из ремонтных доков летом этого года.

Кроме того, девять субмарин проекта «Антей» 949А стоят на вооружении СФ и ТОФ, однако всего четыре из них (К-119, К-410, К-186 и К-456) прошли плановый ремонт, а пять числятся либо в резерве, либо в ремонте, и их перспективы весьма туманны.

Основу лодок многоцелевого назначения составляют корабли «Щука-Б» проекта 971. В ВМФ РФ их насчитывается одиннадцать единиц, пять из них (К-154, К-157, К-317, К-335 и К-461) несут боевое дежурство в составе СФ, две - К-295 и К-331 - в ТОФ, а остальные находятся в небоеготовом состоянии, и их ремонт под большим вопросом. Еще четыре лодки относятся к проектам 945 и 945А: «Барракуда» и «Кондор» соответственно. Эти корабли отличаются титановым сверхпрочным корпусом. Два из них - К-336 и К-534 - несут службу в составе СФ, а К-239 и К-276 готовятся к проведению модернизации и ремонта.

Как видите, реальное количество подводных лодок России гораздо меньше, чем предъявлено в отчете МО РФ.

Самые современные субмарины России

Современные России - «Борей» проекта 955 - вошли в состав ВМФ всего лишь в 2013 году. Две из них, К-535 и К-550, несут боевое дежурство где-то в водах мирового океана, К-551 проходит обязательные государственные испытания, а еще одна находится в стадии строительства. Планируется выпустить серию из восьми субмарин этого проекта.

Самой современной субмариной нашего флота является К-560 проекта 885 «Ясень». Она вошла в состав ВМФ 31 декабря 2013 года. Согласно планам МО, будет выпущено десять таких атомоходов. Как видите, новые подводные лодки России продолжают поступать в состав ВМФ, так что есть надежда, что в ближайшие годы ситуация кардинально изменится, причем в лучшую сторону.

Что ждет подводный флот РФ?

Согласно заявлению министра обороны РФ С. Шойгу, ВМФ до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественно новый уровень боевой потенциал флота. Министерство обороны имеет четкий план на развитие подводного ВМФ на ближайшие десятилетия. Он разделен на три этапа, каждый их которых имеет свои цели и особенности. Первый период уже идет полным ходом и завершится в 2020 г., сразу после него начнется второй, который закончится в 2030 г., и последний продлится с 2031 по 2050 гг.

Несмотря на различные планы каждого из этапов, все они имеют общую цель: обновление технической базы подводного флота России и выведение его на уровень мировых лидеров. Рассмотрим вкратце каждый из периодов.

Первый этап

Основная задача - это строительство новых атомоходов, несущих стратегическое вооружение. Ведь у старых лодок уже подходит к концу срок эксплуатации, и в скором времени их необходимо будет сменить. Их планируется заменять субмаринами проекта 955 и 955А. Как уже упоминалось ранее, до 2020 года планируется выпустить 8 лодок этого класса. После принятия в строй они смогут держать одновременно на дежурстве более 200 ракет класса Р-30 «Булава». Кроме того, командование ВМФ приняло решение отказаться от большого количества разнотипных проектов и заменить их многоцелевыми атомоходами четвертого поколения «Ясень» проекта 885.

Второй этап

По причинам секретности подробности этого периода не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревшего парка образцами четвертого поколения и создание новых проектов пятой генерации.

Третий этап

Об этом периоде сведений еще меньше, чем о втором. Известно только о формировании новых требований к субмаринам шестого поколения. Возможно, также будет реализован проект модульной сборки подводного флота, когда, в зависимости от требований заказчика, устанавливается тот или иной модуль, например, с противокорабельными ракетами либо с баллистическими и т. д. В зависимости от поставленной задачи, лодка будет собираться, словно конструктор «Лего».

Историческая справка

Официально история отечественного строительства подводных кораблей ведется со времен Петра Первого (1718 год). Тогда плотник из подмосковного села Ефим Никонов подал челобитную российскому императору, в которой предложил проект так называемого «Потаенного судна». Это и была первая подводная лодка в России. В 1724 году на Неве реке прошли испытания этого творения, однако они закончились провалом, так как у судна при спуске повредилось дно, а автор проекта едва не погиб и был спасен только благодаря личному участию самого Петра. Никонову была поставлена задача исправить недочеты, однако со смертью императора, как это часто бывает, о проекте благополучно забыли. Первая подводная лодка, зачисленная в российский флот, появилась только в начале XX века. Фото миноносца "Дельфин", ставшего основой для последующих отечественных подлодок, представлено ниже.

Заключение

На сегодняшний день подводные лодки России и США являются основой мирового подводного флота. Чтобы сохранить позиции, отечественный подводный флот необходимо развивать и модернизировать. А закончить данную статью хочется цитатой Российского императора Александра III (1881-1894 гг.): «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас».

Предлагаю вашему вниманию фотообзор всех АПЛ стоящих на вооружении и строящихся для ВМФ России.

Проект 955 «Борей»

1. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот — 2012

2. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот — 2013.

3. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот — 2014.

4. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955 «Борей». Заложена — 2012 год.

5. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955 «Борей». Заложена — 2014 год.

6. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов» проекта 955 «Борей». Заложена — 2014 год.

Проект 885 «Ясень»

7. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» Год вступления во флот — 2013.

8. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Заложена — 2009 год.

9. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-573 «Новосибирск» проекта 885 «Ясень». Заложена — 2013 год.

10. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-173 «Красноярск» проекта 885 «Ясень». Заложена — 2014 год.

Проект 941УМ «Акула»

11. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула». Год вступления во флот — 1981

12. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17«Архангельск» проекта 941 «Акула». Год вступления во флот — 1987. Статус — находится на консервации Это сообщение отредактировал Arhyzyk — 30.01.2015 — 20:41

13. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20«Северсталь» проекта 941 «Акула». Год вступления во флот — 1989. Статус — находится на консервации

Проект 667БДР «Кальмар»

14. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот — 1979.

15. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот — 1980.

16. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот — 1982. Статус — находится на ремонте

Проект 667БДРМ «Дельфин"17. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1984

18. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот - 1985

19. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1987. Статус — находится на ремонте

20. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1988

21. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1989

22. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот - 1990

Проект 949А «Антей»

23. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-132 «Иркутск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1988. Статус — находится на ремонте

24. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-119 «Воронеж» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1989.

25. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-410 «Смоленск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1990.

26. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-442 «Челябинск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1990. Статус — находится на ремонте

27. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-456 «Тверь» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1992.

28. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-266 «Орёл» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1992. Статус — находится на ремонте

29. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-186 «Омск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1993.

30. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-150 «Томск» проекта 949А «Антей» «Дельфин». Год вступления во флот — 1996. Статус — находится на ремонте

Проект 671РТМК «Щука»

31. Подводная лодка атомная торпедная Б-388 «Петрозаводск» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1988.

32. Подводная лодка атомная торпедная Б-414 «Даниил Московский» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1990.

33. Подводная лодка атомная торпедная Б-138 «Обнинск» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1990.

34. Подводная лодка атомная торпедная Б-448 «Тамбов» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1992. Статус — находится на ремонте

Проект 971 «Щука-Б»

35. Подводная лодка атомная торпедная К-322 «Кашалот» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1988. Статус — находится на ремонте

36. Подводная лодка атомная торпедная К-391 «Братск» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1989. Статус — находится на ремонте

37. Подводная лодка атомная торпедная К-331 «Магадан» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1990.

38. Подводная лодка атомная торпедная К-317 «Пантера» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1990.

Важнейшей частью военно-морского флота являются его подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.

В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов. В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.

Ракетные крейсера стратегического назначения

Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года. Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.

Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар». Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.

До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.

В строю и в резерве Северного флота имеются три АПЛ проектов 941 и 941УМ «Акула». Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.

В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового проекта 955 «Борей». Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.

Многоцелевые АПЛ

Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного. На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.

Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.

Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются подлодки проекта 949А «Антей». На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей». В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.

С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.

До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.

17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 «Северодвинск», головном и пока единственном корабле проекта 885 «Ясень». Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение. Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».

Неатомные подлодки

С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.

Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».

Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.

До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада», являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.

Специальная техника

Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз».

Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров. Наиболее известным представителем этого класса техники является специальная подлодка АС-12 «Лошарик», способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.

В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.

Перспективы

На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота. Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.

До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.

Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре. Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю ВМФ России.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://flotprom.ru/
http://flot.com/

19 марта 1906 года Указом императора Николая II были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава. Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

Подводные силы - ударная сила флота, способная скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям.

В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель электрические. В 2006 году, тогда еще главнокомандующий ВМФ России, адмирал Владимир Масорин заявил, что основу подводных сил Военно морского флота России в будущем составят четыре типа подводных лодок:

  • cтратегическая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) или (РПКСН) тип "Юрий Долгорукий" и «Александр Невский»;
  • многоцелевая АПЛ с крылатыми ракетами (ПЛАТ и МПЛАТРК) тип «Северодвинск»;
  • ударная дизель электрическая подлодка (ДПЛ и ДПЛРК) тип «Лада» и «Варшавянка";
  • Четвертый тип подводных лодок атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) тип «Краснодар».

Россия строит лодки всех основных классов, в том числе дорогостоящие АПЛ проекта 885 «Ясень» (тип «Северодвинск»).

По данным открытых источников, на 2006 год в составе подводного флота Российской Федерации насчитывалось 12 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Это АПЛ проекта 667 типа "Дельта 3" и "Дельта 4". Каждая из них укомплектована 16 20 баллистическими ракетами. Они входят в морскую триаду сил ядерного сдерживания России и несут треть от всего числа межконтинентальных ракет 192 (672 ядерные боеголовки).

Также ВМФ располагает 35 многоцелевыми ракетно-торпедными АПЛ проектов 949 типа "Гранит" и 971 типа "Акула". В их задачи входит как сопровождение стратегических субмарин, так и нанесение ударов по морским и береговым целям.

Тип дизель электрических ПЛ насчитывает порядка 25 штук. По планам Министерства обороны к концу 2010 года их должно было остаться не более дюжины. Однако в 2005 году начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны РФ контр адмирал Анатолий Шлемов сделал заявление, что серия новых дизель электрических подводных лодок проекта 677 «Лада» для ВМФ России должна состоять из 50 единиц. По его словам, «дизельные подлодки нужны всем четырем флотам, особенно Балтийскому и Черноморскому, где нет места атомным». Модернизированные подводные лодки «Лада» и «Варшавянка» все чаще отправляются на экспорт в страны третьего мира, так как цена, размеры и сложность в эксплуатации делают атомные подводные лодки доступными только для ограниченного числа государств.

Самыми большими подводными лодками являются российские субмарины класса «Тайфун» (подводное водоизмещение 26500 т.; длина - 171,5 м). Самые быстрые подводные лодки российские субмарины класса «Альфа»; считается, что они развивают максимальную скорость в 74 км/ч. В 1970 году лодка К 162 установила мировой рекорд подводной скорости 44.7 узла (80.4 км). 5 августа 1984 г. подлодка К 278 погрузилась на глубину 1000 метров. Это также мировой рекорд.