Сад в регулярном стиле. Стили садов

Каждое стилистическое направление в ландшафтном дизайне обладает основными, только ему присущими признаками, которые невозможно спутать ни с какими другими. Увидев, например, в саду или в парке правильные геометрические формы, вы можете быть уверены, что перед вами сад в регулярном стиле.

Однако геометричность форм – это не единственный критерий регулярности. Каким должен быть настоящий регулярный сад, каковы его типовые признаки – давайте разберём.

Для начала немного истории

Регулярный парк ещё называют геометрическим, формальным и французским. Ну, геометрический понятно почему, формальный – от слова форма. А французским его называют, потому что своей наивысшей популярности он достиг именно во Франции XVII-XVIII века (эпоха барокко). Самый яркий пример – это прекрасный парк Версаля, который создал ландшафтный архитектор Андре Ленотр для Людовика XIV.

Франция всегда была законодательницей моды. Если что-то стало модным во Франции, значит, скоро это станет модным во всём мире. Так случилось и с регулярными садами – другие страны Европы быстро переняли новый стиль ландшафтного искусства.

Отсюда и пошло название французский парк. Однако с исторической точки зрения оно неверно. Потому что изначально регулярное направление сформировалось в Италии в эпоху Ренессанса.

Что означает слово – регулярный?

Вообще регулярность – синоним упорядоченности, структурности, правильности. Скорее всего, появлению регулярного стиля способствовало извечное человеческое желание управлять природой, подчинять её себе. И такие парки – это своеобразный способ реализовать своё желание, упорядочить природу. Ведь в них есть возможность противопоставить рукотворное – природному, геометрическое – бесформенному.

Типовые признаки формального направления

В саду формального направления:

Присутствуют строгие, прямые линии
имеется основная композиционная ось
в создании всех композиций, в том числе и в планировке сада, использована геометрия
декоративные и функциональные элементы расположены симметрично
отсутствует разнообразие элементов, многие из них многократно повторяются
центром сада является здание, дом
деревьям и кустарникам придана геометрическая или художественная форма
имеются чёткие границы между садом и окружающей его местностью
под разбивку используются в основном ровные поверхности, а при более выраженном рельефе сад оформляется в виде террас, соединяющихся лестницами.

Основные элементы

На протяжении всей истории развития в формальном направлении сформировался набор характерных элементов, которые рекомендованы при создании парков такого типа. И каждый элемент регулярного парка говорит о его рукотворности и искусственности. Поговорим о них подробнее.

Партер

Это декоративная посадочная гряда, чаще квадратной формы (но могут быть и в форме круга, овала), по периметру которой высажены подстриженные низкорослые растения. Заполняет гряду узорный орнамент из декоративных растений, гравий различных оттенков или цветы (партерный цветник). Партеры разделены песчаными дорожками.

Кружевной партер

Кружевной партер отличается от обычного сильно вьющимся, закрученным узором. Узор могут формировать подстриженный тис или самшит, либо цветной гравий, песок.

Это орнаментальный цветник, где специально подобранные по цвету и срокам цветения растения формируют сложный узор. В его центре может стоять фонтан, небольшая скульптура или вазон.

Его, как правило, используют в качестве фона для партерных цветников и солитеров. Однако газон может быть самостоятельным декоративным элементом. Тогда семена трав высаживаются по чётко размеченному шаблонному узору. В этом случае он может иметь обрамление в виде ленты цветного гравия или растительного бордюра.

Это участок, где посажена небольшая группа деревьев или кустарников, подвергнутых декоративной стрижке. Такие участки представляли собой искусственные рощицы на плоском газоне или на поляне. А если деревья были расположены по периметру, то такие боскеты назывались зелёными кабинетами.

Аллея

Этот элемент всем знаком и не нуждается в особом представлении. Это прямая дорожка, по краям которой высажены деревья.

Куст или дерево, которым посредством стрижки придана определённая, чаще геометрическая, форма.

Живые изгороди

Это непременный атрибут регулярного сада. Живые изгороди выступают не только как декоративные элементы, они также делят территорию на зоны. Их часто используют при создании лабиринтов, бордюров.

Гусиная лапка

Так называют 3-5 дорожек или аллей, сходящихся в одной точке, обычно в центре композиции.

Водоём

Водоёмы сада в регулярном стиле могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, с чёткой береговой линией. В прибрежной зоне рядами высаживают растения. На больших участках создают каскады.

Скульптура

Скульптурные композиции используются для одушевления сада, а также для усиления перспектив.

При создании сада необязательно использовать все вышеперечисленные элементы. Можно взять некоторые из них, те, что больше подходят к конкретному рельефу, размерам территории, и составить достойную композицию. Главное – соблюдать правила формального направления.

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
высшего профессионального образования
ставропольский государственный
аграрный университет

Кафедра «Экологии и ландшафтного строительства»

Курсовая работа на тему:
« Элементы регулярного сада»

Выполнил студент
очного отделения 5 курса
специальность: «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Герасименко А.А.

Руководитель к.г.н. ,доцент, Кондратьева А.А.

Ставрополь, 2010 г.
Содержание

    Введение
    Из истории регулярного стиля
    Характеристика стиля
    Элементы регулярного стиля
    Растения для регулярного сада
    Материалы, использованные в оформлении
    Регулярный стиль в наше время
    Список используемой литературы
    Введение
Человек – часть природы. Не потому ли, едва завладев даже крошечным кусочком земли, в нем просыпаются инстинкты земледельца. Для воплощения свой желаний на участке необходимо определиться со стилем его оформлений. А это уже сложный вопрос, на который поможет ответить литература или опытный ландшафтный дизайнер.

Что же такое стиль в ландшафтном дизайне? В широком смысле стиль – это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. История развития человечества выдвинула два главных направления в садовом дизайне – регулярный и пейзажный. Каждая историческая эпоха вносила свои черты в эти направления. Не осталось в стороне и наше время.

Истоки садовых стилей уходят вглубь веков. С IX в. до н. э. известен рукотворный сад – вавилонские висячие «сады Семирамиды» (одно из «семи чудес света»). Несмотря на то, что до нас дошло лишь их описание, впрочем, как и садов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие садово-паркового искусства, образцами которого и поныне являются знаменитые дворцовые парки. Основные принципы стилей в ландшафтной архитектуре, безусловно, трансформировались не только во времени, но и в традициях разных стран. Например, регулярные сады эпохи итальянского Возрождения, французского классицизма и голландского барокко значительно отличаются друг от друга, что обусловлено природными условиями и особенностями национального характера.


Основными направлениями в ландшафтном дизайне считаются регулярный и пейзажный стили, а также их ответвления – сельский сад, хайтек, модерн. В данной работе будет дана характеристика регулярному (классическому) стилю.


2. Из истории регулярного стиля
Классический или регулярный стиль сада еще называют французским. И это, объясняется тем, что данный стиль достиг своего расцвета именно во Франции, во время правления Людовика XIV, в эпоху апогея абсолютизма. Тогда регулярные, правильные сады воплощали идеи абсолютного торжества красоты, упорядоченности и гения архитектурной мысли над природой. Человек создавал четкий, продуманный, выверенный до каждой детали парк, демонстрируя превосходство и власть, покорение окружающего его мира.
Регулярный стиль ландшафтного дизайна связывают, прежде всего, с именем Андре Ленотра – архитектора, ландшафтного дизайнера и придворного садовника Людовика XIV, который стал автором потрясающих по красоте садово-парковых ансамблей . Андре Ленотр работал в парках Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи; в парке Версальского дворца. Позже он был приглашен в Англию, где продолжил работу над проектами садовых ансамблей (он стал, в частности, автором Сент-Джеймсского и Гринвичского парков в Лондоне).
Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.
Регулярные сады распространились по многим странам, где они получали дальнейшее развитие и дополнялись новыми элементами.

3. Характеристика стиля
Регулярный стиль (формальный, классический) характеризуется прямыми линиями, геометрически подстриженными формами садовой растительности и цветочным оформлением регулярных форм, строгим распределением архитектурных и садовых элементов. Наиболее широкое распространение этот стиль получил в садах и парках Италии. Ее сады оказали сильное влияние на композиции садов северных стран.

Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.

Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: "зеленая скульптура", "растительная архитектура", а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.
Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.
Регулярный стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы. Посадки часто ограничиваются несколькими ярко цветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки- шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

4. Элементы регулярного стиля
1)Размер участка
Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать на участке меньших размеров.
2)Рельеф
Также стоит отметить, что регулярный сад – это плоская территория с отсутствием перепадов рельефа. Поэтому нередко приходится проводить большое количество земляных работ, устанавливать подпорные стенки , экраны и другие специальные конструкции.
3)Планировка
Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где дом является осью симметрии. Основной чертой регулярного сада является его обособление от окружающей природы, поэтому хаотичность и случайное расположение садовых элементов недопустимо.
4)Партер
Главным элементом в регулярном парке является партер – открытая часть сада с газонами, водоемами, цветниками, бордюрами, разделенная на участки правильной формы.
5)Партерный газон
К посадке партерного газона предъявляются повышенные требования, в состав смеси семян входят, как правило, 1-2 вида трав. Трава партерного газона должна быть густой, однородной; за партерным газоном нужен тщательный уход. Линия газона должна быть ровной, четкой, не должна прерываться. Партерный газон – это фон для солитеров и для партерных цветников.
6)Партерный цветник
Партерный (орнаментальный) цветник – это цветник со сложным узором. Партерные цветники сложны в оформлении, цветы для них подбираются по цвету и срокам цветения. Партерные цветники требуют большого ухода. Центром партерного цветника может стать небольшая скульптура, вазон или фонтан.
7)Водоем
Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например.
8)Живые изгороди
Непременным элементом регулярного сада являются живые изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования сада). Создание зеленых комнат и коридоров – еще один из приемов французского парка. Очень красиво смотрятся берсо – живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и всевозможных лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.
9)Топиары
Трудно представить регулярный сад и без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

5. Растения для регулярного сада

При оформлении регулярного сада широко используются вечнозеленые растения, способные сохранять свою декоративность и в зимнее время. Чаще всего эти растения легко поддаются стрижке, что соответствует особенностям классических садов. Это позволяет придавать кронам различные геометрические формы, создавать зеленые коридоры, боскеты, бордюры. Для создания топиарных форм походят такие растения как:

      Хвойные:

      - барбарис (обыкновенный, тунберга)

      - вяз

      - ель (колючая, обыкновенная)

      - кизильник (блестящий)

      - можжевельник (обыкновенный)

      - туя (западная)

      - самшит (вечнозеленый) и др.

      Лиственные:

      - клен (полевой, татарский)

      - липа (крупнолистная, маньчжурская)

      - чубушник

      - лох (серебристый)

      - сирень (венгерская)

      - спирея и др.

Это лишь немногий перечень деревьев и кустарников, который позволяет подчеркивать строгие симметричные линии, создавать округлые формы. Особенностями этих растений является медленный рост, способность держать линию, плотная поверхность растения. Многие из растений способны цвести в стрижке (айва, барбарис, вишня войлочная и др.) Сочетание различных видов растений позволяет создать эффектные контрастные сочетания т.к. различные виды и сорта растений имеют разнообразную окраску листвы: барбарис и кизильник – бордовые; груша лохолистная и облепиха крушиновидная – листва серебристая, золотистые формы чубушника, разные оттенки зеленого цвета у большинства видов. Также многие из растений имеют эффектную окраску в осенний период: барбарис, калина гордовина, клены гиннала, татарский, спирея и др.

В цветочном оформлении классических садов чаще всего используют однолетники, что позволяет в течение вегетационного периода несколько раз изменять палитру и микроструктуру партера по мере отцветания растений и их замены. Ранней весной ассортимент клумб и цветников в основном представляют луковичные растения: геоцинты, тюльпаны, нарциссы и др. Затем их сменяют другие лиственно-декоративные: колеусы, декоративная капуста, хосты, цинерария приморская и др.; цветочно-декоративные: петуньи, тагетисы, герань, лобелия, агератум, астры и многие другие.

Не малое значение занимают и вьющиеся растения. Арки, перголы, беседки часто уплетены такими видами как актинидия, ипомея, роза плетистая. Часто можно встретить античную скульптуру нежно уплетенную плющом, виноградом девичьим (партеноциссус), хмелем.

Главным элементом регулярного сада является конечно газон. Он служит фоном для восприятия древесно-кустарниковых композиций. Искусно разработанные газонные партеры на фоне инертных материалов являются самостоятельной и весьма декоративной частью классического сада (Большой Итальянский фонтан в Петергофе окружен таким партером). Большинство газонных трав являются представителями семейства злаки. Чистые сорта высаживаются редко, обычно газон – это различные комбинации всего четырех видов и их сортов: мятлик луговой, овсяница красная, полевица гигантская, райграс многолетний.
и т.д.................

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

От внешнего вида приусадебного участка зависит многое. Не секрет, что пребывание на природе снимает стресс, успокаивает, умиротворяет и заряжает организм чистой энергией. Участок, где ландшафтный дизайн тщательно продуман, выполнен в одном стиле, а растения выглядят ухоженными и пышными, всегда будет поднимать настроение, позволяя обрести утраченное душевное равновесие. Многие задумываются над тем, какой стиль выбрать для оформления своего сада. Если вы – любитель четких симметричных композиций, правильных геометрических форм и порядка в жизни и в природе, возможно, регулярный стиль в ландшафтном дизайне – ваш вариант.

Следует отметить, что для регулярного сада потребуется большой участок, на котором можно создать композиции, способные продемонстрировать всю красоту этого стиля.

Характерные черты и особенности регулярного сада

Очень популярны осевые композиции. Они, как правило, формируются вокруг центральной оси – аллеи, дорожки. Часто в центре оси располагается водный объект – пруд или фонтан. По обе стороны от центральной оси формируются симметричные композиции – газоны и клумбы правильной формы, аллеи и аллейки с кустами и деревьями с подстриженными кронами.

Пример осевой композиции на небольшом участке. По обе стороны от центральной дорожки расположены геометрически правильные симметричные газоны, на которых рядами высажены растения, деревья на участке расположены в особой симметрии, образующей интересное сочетание

Боскет – неотъемлемая составляющая регулярного парка. Боскет представляет собой группу кустарников или деревьев, посаженных определенным образом. Особым образом подстриженные растения могут образовывать нечто вроде зеленой беседки или комнаты, завесы, скрывающей посетителей от посторонних глаз, имитировать различные геометрические формы или даже некоторые архитектурные формы – арки, колонны, башенки.

Выделяют две разновидности боскетов:

  1. так называемый кабинет, где растения высажены по периметру;
  2. искусственная роща представляет собой группу декоративных кустарников или деревьев, которые высажены на газоне:

Пример кабинета в регулярном парке – стриженные кусты образуют зеленую стену, в нишах которой расположены арки, установлены статуи. В центре кабинета – симметричная композиция в виде клумбы. В своем саду тоже можно сделать подобную завесу из кустарников и газона, образующую уютный уголок

Небольшая искусственная рощица, для создания которой можно использовать и декоративные растения в кадках

Регулярный сад немыслим без аккуратных газонов правильной формы, именно они во многом придают такому саду парадный и благородный облик.

История садово-паркового искусства насчитывает не одну сотню лет, уже в 16 веке садовники создавали великолепные регулярные сады и парки, окружавшие императорские дворцы. Во многом этот стиль так и остался непревзойденным, и сегодня удивляя четкостью, изяществом, роскошью и благородством линий.

Конечно, создать настоящий регулярный парк на сравнительно небольшом участке не представляется возможным, но можно использовать некоторые характерные элементы – симметричную посадку растений на геометрически правильных газонах, расположенных вдоль центральной аллеи, или несколько дорожек, расходящихся прямыми линиями от водоема или клумбы.

Два примера образования композиции вокруг центральной дорожки: 1) с помощью арки и симметрично расположенных кустарников; 2) с помощью центральной клумбы и обрамляющей ее гравийной дорожки

Можно высадить цветы на клумбах таким образом, чтобы они образовывали рабатки. Рабатка представляет собой вытянутый прямоугольный цветник, где различные цветы высажены в определенном порядке, образуя красивые узоры. Такая цветочная грядка будет прекрасно смотреться по бокам или между садовых дорожек.

Особым образом высаженные цветы образуют красивые узоры на клумбе и газонах, делая их похожими на пестрый ковер

Регулярный стиль сада предполагает также и использование скульптур или скульптурных украшений в античном стиле. Например, если центральная аллея в вашем саду довольно широкая и протяженная, ее украсят две статуи, расположенные в начале аллеи друг напротив друга. Можно использовать вазы на постаментах, или одну большую вазу в середине центральной клумбы.

Классические скульптуры – украшение регулярного парка, они дополняют композицию, живописно выглядят на фоне роскошной зелени

А также, в классическом регулярном парке обязательно имеется верхняя точка, откуда виден партер – газоны, цветники, высаженные в определенном порядке деревья. Такой сад особенно красив с высоты. В частном доме такой точкой может быть балкон.

Предлагаем вам к просмотру интересное видео