Рынок структура функции принципы рынка. «Рынок и его принципы

Понятие и принципы рыночной экономики

Рыночная экономика представляет собой систему, которая, является господствующей формой экономической жизни в современном обществе.

Определение 1

Рынок - определенное место, на котором происходит торговля, подразумевает сферу обмена товара (услуг) на деньги и денег на товары. На рынке происходит взаимодействие производителей и потребителей в масштабах региона, государства или в мировом масштабе.

Предприниматель в данной системе решает самостоятельно вопросы что, для кого и как производить, при этом он ориентируется на отношение между спросом и предложением на рынке.

Замечание 1

Основная черта рынка – его основание на спонтанной координации (стихийном порядке), что характеризует рыночную экономику в качестве саморегулирующейся и быстроразвивающейся системы.

Основными принципами рыночной экономики можно назвать:

  • Свободный выбор форм и видов деятельности,
  • Саморегулирование деятельности,
  • Свободное ценообразование,
  • Конкуренция и др.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Свободный выбор видов и форм деятельности

Замечание 2

Основным принципом рыночной экономики является раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение форм и способов экономической деятельности воле людей, что дает возможность в полной мере проявлению хозяйственной самостоятельности.

Фундаментальная характеристика рыночной экономики – право частной собственности, которое представляет собой признаваемое и защищаемое законодательством право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующим видом и объемом ограниченного ресурса (например, участок земли, месторождение угля или предприятие).

Каждый владелец собственности может получать от нее доходы, самостоятельно принимать решение об использовании ресурса, при условии отсутствия ущерба общественным интересам.

На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора. Свобода предпринимательства значит, что частная компания имеет право приобретать экономические ресурсы, организовать производственный процесс, продавать их на рынке, исходя из интересов компании. При этом предприятия могут свободно вступать в определенную конкретную отрасль или выходить из нее.

Основным достоинством рыночного механизма является то, что он заставляет каждого производителя (продавца) думать об интересах потребителя для того, чтобы добиться выгод для себя. Если руководство компании будет пренебрегать этим положением, то товар предприятия может стать ненужным или слишком дорогим. В этом случае вместо выгоды предприятие понесет только одни убытки. Но и потребители вынуждены в свою очередь принимать во внимание интересы производителя. Покупатель может получить товары при условии уплаты за него сложившихся на рынке цен.

Саморегулирование хозяйственной деятельности

В рыночной экономике проблемы производства и продажи произведенного товара производители решают самостоятельно. При этом свободный рынок можно характеризовать несколькими важными признаками:

  • Нерегулируемое предложение, при котором производители сами принимают решения о том, какой товар и в каком количестве производить;
  • Нерегулируемый спрос, при котором покупатели в соответствии с наличными денежными средствами самостоятельно определяют, какой товар и в каком количестве приобретать;
  • Нерегулируемая цена, посредством которой уравновешивается спрос и предложение.

При наличии всей совокупности данных признаков происходит рыночная самонастройка, представляющая собой рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

Рыночная экономика является такой экономической системой, при которой значение основного регулятора экономических отношений играет рынок. В рыночной системе распределение ресурсов и существование пропорций, которые удовлетворяют общественные потребности, проводится посредством рыночных механизмов при помощи движения спроса и предложения, системы цен и прибылей.

Важнейшим принципом рыночной экономики также можно считать конкуренцию.

Конкуренция

Рынки, которые основаны на конкуренции, становятся самым удачным из известных обществу методов распределения ограниченных ресурсов и созданных через них благ.

Конкуренция представляет собой экономическое соперничество при получении большей доли соответствующего вида ограниченных ресурсов.

Предприятие, которое выходит со своей продукцией на рынок, в большинстве случаев может столкнуться с конкуренцией со стороны других предприятий, также стремящихся реализовать свой продукт. Все эти предприятия вынуждены соперничать между собой по причине ограниченности ресурсов (прежде всего денежных ресурсов), которыми располагают потребители при покупке продукции на данном рынке.

Каждое предприятие должно учесть тип конкуренции, с которым оно столкнется на рынке для того, что бы выработать соответствующую коммерческую политику.

Свободное ценообразование

Еще одним ключевым принципом рыночной экономки можно считать свободные цены, формирующиеся посредством рыночного механизма спроса и предложения.

Данный механизм связывает две стороны рынка, представленных продавцами и покупателями, в одну систему, оказывая при этом влияние на каждую из них.

Характер ценообразования может отразить качества рынка и при условии государственной установки цен может проявляться нарушение его механизма и внеэкономическая диктатура производства и потребления.

Замечание 3

Двумя важнейшими экономическими показателями считается спрос и предложение. В соответствии с ними происходит регулирование рыночных отношений. С каждым разом процесс рыночного согласования интересов продавцов и покупателей может привести к формированию объемов продаж и цен, которые будут ближе к равновесному состоянию.

Равновесная цена представляет собой цену, позволяющую реализовать весь объем продукции, который производители согласны при данном уровне цены предложить на продажу. Если цена будет больше или меньше равновесной, то возникнет ситуация избытка или дефицита продукции.

«Рынок и его принципы»

Важнейшим элементом товарного производства является рынок. В экономической литературе понятие "рынок" употребляется в различных аспектах и по этому вопросу существует множество точек зрения. Приведем некоторые из них:

  • § рынок - это место, где совершаются торговые сделки;
  • § обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;
  • § форма взаимоотношений хозяйствующих субъектов, самостоятельно принимающих экономические решения.

Понятие "рынок" правомерно, на наш взгляд, определять в узком и широком смысле:

  • § в узком смысле рынок - это отношения купли-продажи. В данном случае эти отношения охватывают лишь сферу обращения (обмена);
  • § в широком смысле рынок - это отношения между людьми, охватывающие все фазы товарного производства: производство, распределение, обмен и потребление.

Субъектами рыночных отношений являются: домашнее хозяйство, предприятие (фирма) и государство. Отношения между ними и формируют рыночную среду.

Современный рынок представляет собой совокупность и взаимопереплетение множества рынков, каждый товар и каждая услуга имеет свой рынок.

С точки зрения экономического назначения объектов рыночных отношений, структура рынка включает следующие рынки :

  • § средств производства;
  • § труда;
  • § капиталов;
  • § ценных бумаг;
  • § товаров и услуг;
  • § информационный и т. д.

Все рынки в органическом единстве и взаимодействии образуют единое целое. "Сбои" в функционировании любого из них отрицательно сказываются на рыночной системе.

С точки зрения масштабов и территориальных границ, выделяют рынки :

  • § местный (в пределах села, города, района, области, региона);
  • § национальный (или внутренний);
  • § мировой (или внешний).

Рынок выполняет следующие основные функции:

  • § обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию рынок выполняет через соответствие предложения товаров и услуг платежеспособному спросу субъектов рыночных отношений;
  • § гарантирует (осуществляет) общественную оценку труда обособленных товаропроизводителей. Механизм такой оценки прост: состоялся акт купли-продажи или нет;
  • § освобождает экономику от не умеющих работать. Побеждает тот, кто угадал изменение потребительского спроса, быстрее применил новые технологии, снизил издержки производства. Кто опаздывает, тот разоряется;
  • § осуществляет информационное обеспечение. Без обобщения, анализа и использования информации о состоянии дел на конкретном рынке (цены, конъюнктура, конкуренты и т. п.), нет продвижения вперед, нет успеха.

Рыночный механизм -- это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с темой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т. д. Действие этих законов проявляется через основные - элементы механизма рынка, к которым относятся:

  • 1)цена;
  • 2) спрос и предложение;
  • 3)конкуренция;
  • 4) государственное регулирование экономики.

Идеальную картину рынка и его механизма представляют собой кривые спроса и предложения. График зависимости: спроса (D) от цены (Р) имеет вид нисходящей кривой, а график зависимости предложения (5) от цены (Р) -- восходящей (рис. 2). В точке пересечения этих кривых достигается рыночное равновесие. Цена, при которой оно имеет место (Р0), называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения (Qq) -- равновесным объемом. Равновесие никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влиянием то спроса, то предложения. На месте оно стоит только на графике. Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия.

Если спрос на товар превышает предложение, т. е. какой-то товар производится в меньшем количестве, чем это нужно обществу, то рыночная цена на него растет, и производители получают большие доходы. Это побуждает производителей из других отраслей, где доходы меньше, вкладывать свои средства в данную отрасль. Производство товара расширяется, и если достигнет такого момента, что предложение превышает спрос, то цена, а вместе с ней и доходы, падают. Тогда средства из этой отрасли переливаются в другие, где доходы выше.

Рыночный механизм хозяйствования не идеален. Напротив. он имеет существенные недостатки, а именно :

ь не гарантирует права на труд и доход, то есть он порождает и воспроизводит социальное неравенство (дифференциацию доходов населения);

ь порождает безработицу, кризисы, инфляцию;

ь не создает стимулов для :

  • § развития фундаментальной науки;
  • § производства товаров и услуг общего пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здравоохранение и др.);

ь не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;

ь не восприимчив к общенациональным, долгосрочным программам по развитию инфраструктуры, коммуникаций, обустройству территорий, оборонных отраслей и т. д.;

ь не создает экономических механизмов, способствующих охране окружающей среды;

ь в его недрах формируются и развиваются монополии, которые во многом подрывают, деформируют рыночные устои развития.

Во всех этих случаях на помощь приходит государство. Государственное регулирование экономики - это централизованное целенаправленное воздействие государства на хозяйственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспечения стабильного, устойчивого и эффективного функционирования рыночного хозяйства.

Задачи государственного регулирования:

ь свести к минимуму отрицательные последствия рыночного механизма хозяйствования;

ь обеспечить социальную защиту отдельных групп населения, в том числе и работающих;

ь создать предпосылки для эффективного развития рыночной экономики.

Государственное регулирование осуществляется с помощью целого арсенала методов и форм. Основных методов госрегулирования два:

ь прямое, предполагающее:

определение государством пропорций развития экономики;

формирование госзаказа на продукцию и услуги;

государственное предпринимательство - непосредственное участие государства в экономике через предприятия государственной собственности;

составление комплексно-целевых программ развития;

разработку политики доходов населения;

ь косвенное регулирование предусматривает влияние на деятельность хозяйствующих субъектов с помощью финансово-кредитных рычагов, налогов, регулирования цен и др.

Основными формами государственного регулирования экономики являются:

ь правовое;

ь финансово-экономическое;

ь социально-экономическое.

Правовое регулирование рынка осуществляется с помощью законодательных и нормативных актов, которые устанавливают правила функционирования рынка и его структур. Оно имеет своими целями:

  • § упорядочение рыночных отношений; придание им цивилизованных форм;
  • § предупреждение различных злоупотреблений;
  • § защиту интересов потребителей и производителей.

В России активно идет процесс формирования рыночных отношений и их законодательного оформления. Уже принято более тысячи законодательных документов. Но, к сожалению. законотворческий процесс у нас пока отстает от хозяйственной практики.

Центральное (главное) место в правовом регулировании тынка принадлежит антимонопольному законодательству.

Антимонопольное регулирование - это совокупность законодательных, административных и экономических мер, которые осуществляются государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки и защиты потребителей от произвола предпринимателей.

Федеральным органом исполнительной власти в указанной сфере является Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ. Ее главные функции состоят:

  • § в анализе структуры рынков;
  • § выявлении фактов монополизма;
  • § проведении в жизнь антимонопольного законодательства;
  • § антимонопольной экспертизе принимаемых законов и правительственных решений;
  • § применении санкций к предприятиям-монополистам;
  • § подготовке предложений по преобразованию и разделу монополий.

Следующая форма госрегулирования экономики - финансово-экономическое регулирование. Оно осуществляется с помощью таких инструментов как:

  • § налоги;
  • § учетная ставка банковского процента;
  • § твердые государственные цены;
  • § дотации;
  • § инвестиции и т. д.

Налоги - один из самых сильных инструментов государственного воздействия на хозяйственные процессы. От величины взимаемых налогов во многом зависит ход реформирования экономики.

Государство в области налоговой политике решает двуединую задачу.

  • § возложить на физических и юридических лиц налоговое бремя, достаточное для поддержания деятельности государственного аппарата и проведения социальной политики;
  • § при этом, не разорить субъекты, облагаемые налогом.

В целом параметры налогового бремени должны быть такими, чтобы оставшийся доход мог обеспечить воспроизводство (простое и расширенное). Минимальная налоговая нагрузка должна обеспечивать расширенное воспроизводство, а максимальная - простое.

Практически во всех развитых странах предусмотрены налоговые льготы при осуществлении:

  • § приоритетных научно-технических программ;
  • § мероприятий по охране окружающей среды;
  • § благотворительности.

Важным элементом финансово-экономического регулирования является государственное регулирование ценообразования. В условиях рынка цены формируются свободно под воздействием спроса и предложения. Но такая свобода не абсолютна.

Воздействие на цены со стороны государства должно исходить из необходимости:

  • § поощрять конкуренцию;
  • § сдерживать непомерные аппетиты монополистов;
  • § проводить твердую политику в сфере финансов.

Составной частью регулирования процесса ценообразования является антиинфляционная политика государства, в рамках которой осуществляются:

  • § регулирование денежного обращения;
  • § сжатие денежной массы;
  • § прекращение неумеренного роста цен.

Антиинфляционная политика проводится, главным образом, путем замораживания или ограничения роста доходов и цен.

Важный инструмент (элемент) финансово-экономического регулирования экономики - планирование и программирование. Формы планирования различны. В США, например, широкое развитие получило программирование (принятие и реализация государственных программ), во Франции - разработка государственных 4-летних планов. Потребность в планировании обусловлена необходимостью влияния на циклический характер развития экономики.

Современная рыночная экономика требует адекватных средств планового регулирования - не командно-директивного планирования, а так называемого "индикативного", стратегического планирования, реализация которого осуществляется затем экономическими рычагами государства.

Одной из важнейших форм воздействия государства на рынок является социально-экономическое регулирование рынка - обеспечение социальной защиты определенных групп населения.

Необходимость этого регулирования обусловлена тем, что рынок порождает такие негативные явления, как безработица и инфляция. Поэтому необходима социальная зашита населения. Эту задачу призвано выполнять государство.

Центральное звено социально-экономической политики государства - политика (система) формирования доходов населения. Суть данной политики - формирование таких доходов населения, которые бы обеспечили наемным работникам комфортное существование. Она разрабатывается и осуществляется в рыночных государствах с начала 70-х годов XX века.

Благодаря ей в большинстве стран Запада практически сошла на "нет" забастовочная борьба. Так, например, в Японии уже 20 лет не было забастовок, в Финляндии - еще дольше. Такая же тенденция складывается и в других рыночных государствах.

В целом в рамках политики доходов населения определяются средства воздействия на объем и структуру спроса. Именно она прежде всего воздействует на общую сумму выплаченных зарплаты, пенсий, стипендий и других денежных доходов. То есть, определяя среднедушевой размер дохода по различным группам населения, государство регулирует и структуру спроса. Через него государство воздействует и на производство, его структуру, пропорции.

Одна из задач политики доходов населения - обеспечить достижение согласия основных групп трудящихся и работодателей, включая госсектор, создание климата общественного доверия, обстановки социальной справедливости и уважения законов.

Социальная политика российского государства после распада СССР имеет серьезные изъяны. За годы реформ резко снизился уровень жизни населения.

Для определения минимальной величины стоимости жизни используются такие категории как:

  • § потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; он устанавливается в соответствии с физиологическими потребностями различных групп населения и фактически сложившейся структурой потребления;
  • § прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Экономический кризис, охвативший Россию 90-е годы прошлого века, не позволил надлежащим образом осуществлять финансирование таких ключевых социальных сфер, как здравоохранение, жилищное строительство, образование и др.

В настоящее время Правительство РФ пытается наверстать упущенное и реализует выдвинутые "национальные проекты" в области здравоохранения, образования, доступного жилья и сельского хозяйства.

функции и структура

4.1. Сущность, принципы и функции рыночной экономики

Каждому человеку знакомо понятие «рынок». Под ним обычно понимается место, где торгуются между собой продавцы и покупатели товаров. В экономической теории рынок - это сфера экономического обмена между людьми в форме купли-продажи, основанная на добровольном и эквивалентном обмене товаров. Это самое общее научное определение, которое можно дать рынку: под него подпадает вся история человечества за последние 5 тыс. лет, т.е. столько, сколько существует рынок.

Чтобы охарактеризовать конкретное состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, распределения, обмена и потребления. Такой подход предполагает характеристику собственности и экономического обособления, общественного разделения труда, найма рабочей силы, риска хозяйственной деятельности, спроса и предложения, цен, а также инфраструктуры. Рынок, представленный в таком виде есть целостная рыночная система или рыночная экономика. По формам взаимодействия отдельных элементов этой системы и различаю ее разновидности.

В экономической теории неоднократно делались попытки обоснования нерыночных хозяйственных систем - от Т. Мора до К. Маркса и построения социализма в СССР. Дело в том, что рыночная экономика оказывает неоднозначное воздействие на хозяйство в целом и деятельность отдельных людей: наравне с достоинствами этой системе присущи и недостатки. Их основные параметры отражены в таблице 4.1.

Современная рыночная экономика строится на принципах, которые позволяют несколько смягчить негативные стороны рыночного хозяйства.

Принцип свободы хозяйственной деятельности означает право людей выбирать вид экономической деятельности. В рыночной экономике сняты запреты не только на производство и продажу товаров, но и их перепродажу. Регулируется законом доступ к традиционным государственным видам деятельности: образованию, медицинскому обслуживанию, транспортным услугам, связи и др.

Табл. 4.1. Достоинства и недостатки рынка.

Достоинства рынка

Недостатки рынка

1. Свобода выбора деятельности и экономическая ответственность за результаты

2. Эффективность распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства

3. Гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям хозяйствования

4. Высокая чувствительность к новым технологиям и товарам, позволяющая реализовывать достижения НТП

5. Саморегулирование экономики

6. Действенная система побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности

1. Нестабильная система, подверженная спадам и подъемам, которая не в состоянии преодолеть монополизм и инфляцию

2. Не гарантирует людям право на труд и доход, порождает экономическое и социальное неравенство

3. Не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды

4. Не охватывает фундаментальных исследований в науке

5. Ориентирован только на денежный доход, не способствует решению социальных задач

Принцип всеобщности рынка заключается в том, что в его сферу входит все многообразие ценностей, созданных не только человеком, но и природой. Рыночному обороту подвержены не только товары и услуги, но и факторы производства, а также интеллектуальная, духовная, информационная продукция, предметы и объекты культуры.

Принцип многообразия и равноправия форм собственности соблюдается тогда, когда исключаются особые благоприятные условия для одних форм собственности в ущерб другим. Налоги, льготы, санкции, ограничения должны быть для всех одинаковы, в противном случае не будет на рынке честной конкурентной борьбы.

Принцип саморегулирования хозяйственной деятельности достигается тем, что в управлении определяющую роль играют экономические, главным образом финансовые, а не административно-распорядительные методы. Вместе с тем реальная рыночная экономика такова, что делает это беспощадно, посредством жесткой конкуренции, бескомпромиссного удаления с рынка неудачников, посредством банкротства фирм и безработицы.

Принцип свободного ценообразования предполагает, что рыночные цены никем не назначаются, а формируются в результате торга между покупателями и продавцами. В экономической теории это называется взаимодействием спроса и предложения. Такой механизм ценообразования не является единственным в рыночной экономике, но он должен преобладать, господствовать над регулируемыми государством или фирмами ценами.

Рыночное ценообразование отличает способность устанавливать и автоматически поддерживать цену в соответствии со стоимостью, полезностью товаров и обеспечивать их эквивалентный обмен.

Принцип конкуренции присущ рыночной экономике в силу ее природы: борьбы за эффективное использование редких ресурсов в экономике. Стремление обойти конкурентов, не уступить или не отстать от них создает стимул экономического развития. Опасность стать аутсайдером в конкурентной борьбе за экономическое выживание также способствует повышению экономической эффективности. Социалистическое соревнование, применявшееся в СССР, носило формальный характер и никак не могло заменить настоящей состязательности агентов рынка - конкуренции.

Принцип самофинансирования и экономической ответственности выражается в том, что за свободу деятельности и независимость в рыночной экономике агентам рынка необходимо нести ответственность, т.е. покрывать все финансовые расходы на свою деятельность и развитие бизнеса из собственных средств и отвечать по своим обязательствам, принадлежащим им имуществом и денежными средствами.

Принцип государственного регулирования означает, что никакой рынок не может обойтись без вмешательства государства. Рынку нужны законы, которые бы определяли правила поведения на рынке, и защита от их нарушения. В цивилизованной рыночной экономике государство направляет рынок на достижение общенациональных интересов; обеспечивает централизованное формирование и распределение значительной части финансовых ресурсов через государственный бюджет; обеспечивает механизм соединений защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий.

В XX в. Россия сделала несколько попыток построить цивилизованную рыночную экономику, свидетельством чему являются столыпинская реформа начала века, нэп и преобразования последнего десятилетия XX в. Опыт свидетельствует, что попытки страны создать свою особую российскую модель рынка не увенчались успехом, а в настоящее время и невозможны из-за отсутствия главного фактора рыночных преобразований - времени. По существу в России последнего десятилетия в ходе рыночных преобразований закладывались основы американской рыночной модели. Правда, эта модель в России отягощена конгломератом негативных тенденций:

Рецидивами «социалистических» рыночных отношений, когда предприятиям из бюджета не оплачиваются выполненные государственные заказы;

- «азиатскими» стандартами рыночных отношений, при которых работники трудятся задаром, не получая длительное время заработной платы;

- «теневым» рынком, при котором предприятия скрывают доход и разрабатывают различные схемы уклонения от налогообложения;

Своеобразным «империалистическим» рынком, которому присущи игнорирование чьих-либо интересов, захват собственности на основе незаконной приватизации, возникновение олигархических групп.

Помимо достижения в России общих принципов построения рыночной системы важно: определиться с целями экономического развития страны, выработать национальную идею повышения благосостояния людей - рынок ради рынка уже никому не нужен; соблюдать технологию рыночных преобразований, не допуская избирательного несистемного проведения экономических мер в угоду политическим интересам отдельных лиц; нести ответственность за принятые решения.

Проблемы становления рыночных отношений в России делают актуальным теоретический вопрос о границах распространения рыночных отношений. Действительно, почему рыночные преобразования идут разными темпами, например, в Москве и на Дальнем Востоке? Это объективные различия или все дело состоит в людях, которые руководят этими регионами? Ответ на этот вопрос дают с разных точек зрения две теоремы - А. Смита и Р. Коуза.

Суть теоремы обмена А. Смита заключается в том, что обмен приносит выгоды и продавцам, и покупателям; и до тех пор, пока это происходит, растет разделение труда и специализация производства. Данное состояние приводит к снижению затрат на производство товаров, росту производительности труда.

Но чем масштабнее производство, тем больше продуктов поступает в сферу обращения, а функционирование рынка также требует затрат, которые увеличиваются по мере его роста. В первую очередь это расходы, связанные с получением информации о рыночной конъюнктуре, оформлением сделок и их правовой защитой, реализацией товаров. Следовательно, рыночные отношения развиваются до тех пор, пока затраты на обращение не превысят экономии от увеличения масштабов производства.

Теорема Р. Коуза , спустя 200 лет после А. Смита, дополняет границы развития рынка степенью урегулированности в экономике отношений собственности: если они законодательно закреплены, а правовое поле деятельности агентов рынка совпадает с экономическим полем, то рыночные связи осуществляются без вмешательства государства. Границы рынка в этом случае расширяются на основе действующих правовых норм. Но если правовая база хозяйственных отношений слаба, государству в лице его различных органов, приходится вмешиваться во взаимоотношения агентов рынка и становиться арбитром. Все это повышает риск сделок, увеличивает затраты на судебные иски, оплату адвокатов, проведение экспертиз и т.д. Следовательно, рынок, с одной стороны, перестает расширяться, а с другой, значительная часть его агентов уходит в теневую экономику, где организованная преступность на негласной, не правовой основе защищает бизнес.

Теоремы А. Смита и Р. Коуза помогают понять, почему так трудно в России развивать рыночную экономику в условиях продолжительного кризиса и недостаточного развития хозяйственного законодательства. В развитых странах рынок обслуживает законодательство в 2-3 тысячи законов, в России их количество существенно меньше.

Рынок оказывает огромное влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций . Среди них можно выделить информационную, регулирующую, ценообразующую, посредническую, санирующую, контрольную функции.

Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывая процессы производства, распределения, обмена и потребления. В рамках этих отношений формируется спрос, предложение и цены товаров.

Рынок формируется в ходе становления и развития товарного производства.

Факторы возникновения и развития рынка:

1. Потребности людей, их развитие стимулировало рост производства, а, следовательно, и рынка.

2. Ограниченность ресурсов производства, побуждает искать пути повышения эффективности производства.

3. Общественное разделение труда.

4. Экономическая обособленность товаропроизводителей.

5. Самостоятельность товаропроизводителей (в условиях свободного развития).

Этапы развития рынка:

1. При простом товарном производстве (докапиталистический период), имели место примитивные формы рынка (базар).

2. В условиях капиталистического товарного производства (до начала XX века), функционировала классическая модель рынка. Его главная особенность: стихийное регулирование производства, его пропорций, цен, и свободная конкуренция.

3. Современный (вторая половина XX века), рынок трансформировал из само -регулируемого в регулируемый государством.

Функции рынка:

· регулирующая – регулирует производство товаров и услуг, дает ответ на вопросы: что? как? для кого? сколько производить?

· информационная – информирует о состоянии дел в экономике посредством цен, процентной ставки и других показателей.

· посредническая – обеспечивает взаимосвязь производства и потребления.

· стимулирующая – побуждает предпринимателей повышать эффективность производства, использовать новую технику и технологию.

· ценообразующая – в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируется цена.

· санирующая (оздоровительная) или дифференцирующая – с помощью конкуренции рынок очищает производство от слабых хозяйственных единиц, рынок дифференцирует товаропроизводителей, обогащает одних и разоряет других.

· интегрирующая – формирует единое экономическое пространство внутри страны и в мировом масштабе.

Принципы функционирования рыночной экономики:

1. Свобода выбора видов и форм хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом.

2. Всеобщность рынка, проникновение рыночных отношений во все сферы производства.

3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

4. Принцип конкуренции.

5. Принцип экономической ответственности и риска предпринимателей вплоть до банкротства.

6. Свобода ценообразования, цена формируется под воздействием спроса и предложения.

7. Принцип главенства потребителя над производителем.

8. Открытость экономики для внешнеэкономических связей.


9. Государственное регулирование экономики.

10. Принцип социальной защиты малообеспеченных слоев населения (пособия, пенсии).

Рынок имеет сложную структуру, которую можно дифференцировать по ряду критериев или признаков:

1. По географическому признаку :

· местный рынок

· региональный рынок

· межрегиональный рынок

· национальный (внутренний) рынок

· международный (внешний) рынок

2. С учетом соблюдений законности :

· легальный (официальный)

· нелегальный (теневой)

3. По характеру конкуренции:

· классический (свободный), на основе совершенной конкуренции

· современный, на основе несовершенной конкуренции (монополистический, олигополистический, чисто монополистический)

4. По характеру продаж :

· оптовый

· розничный

· кооперативная торговля

· государственные закупки

5. По степени насыщенности товарами:

· равновесный (спрос = предложение)

· дефицитный (спрос > предложение)

· избыточный (спрос < предложение)

6. По характеру субъектов :

· рынки покупателей

· рынки продавцов

· рынки посредников

· рынки государственных учреждений.

7. По характеру объектов рыночных отношений

· рынок потребительских товаров и услуг

· рынок средств производства

· рынок земли

· рынок недвижимости

· рынок рабочей силы

· рынок технологий

· валютный рынок

· фондовый рынок (рынок ценных бумаг)

· рынок информации

· рынок страхования

· рынок инноваций

Каждый из этих видов рынков является комплексным, т.е. имеет свою внутреннюю структуру.

Сегментация рынков представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару не одинаковые требования.

Критериями разделения покупателей на группы являются следующие факторы:

1. Демографические (рынок мужских, женских и, детских товаров)

2. Социально-демографические (рынок элитарных; спортивных товаров)

3. Географические (рынок товаров для жителей севера, юга)

4. Психологические (рынок для коллекционеров, любителей музыки, поэзии)

5. Поведенческие (постоянные клиенты, случайные, ищущие выгоду при покупке)

6. Национальные (рынок товаров, характерный для покупателей разных национальностей)

7. Отражающие уровень доходы (богатые, среднего достатка, бедные)

Для нормального функционирования рынка необходима соответствующая инфраструктура. Рыночная инфраструктура – это система предприятий, организаций, учреждений, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг. Элементы рыночной инфраструктуры:

1. Инфраструктура товарного рынка включает:

· Аукционы

· ярмарки

· предприятия розничной и оптовой торговли

2. Инфраструктура финансового рынка включает:

· фондовые и валютные биржи

· страховые компании

3. Инфраструктура рынка труда включает:

· центры занятости и переподготовки кадров

· миграционные службы

Основные элементы рыночной инфраструктуры в целом:

1. торговая сеть

Для современной экономики характерно многообразие ее моделей. Это обусловлено наличием целого ряда факторов, определяющих особенности экономического развития различных стран. Рассмотрим эти факторы:

· уровень и характер материальной базы

· географическое положение

· наличие природных ресурсов

· исторические и политические условия формирования общественного устройства

· национальные и культурные особенности страны

· Социальная направленность общества

Модели:

1. Американская – это либеральная (свободная) рыночная модель. Для нее характерно:

· малый удельный вес государственной собственности

· минимальная регулирующая роль государства в экономике

· поощрение предпринимателей

· резкая дифференциация на богатых и бедных

· приемлемый уровень жизни малообеспеченных слоев населения

· большое различие в уровне заработной платы

2. Немецкая – это модель социального рыночного хозяйства с сильным государственным регулированием экономики (бесплатная медицина, образование)

3. Шведская – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий сокращение имущественного неравенства.

4. Японская – это модель регулируемого корпоративного капитализма с активной ролью государственного регулирования (пожизненный найм).

5. Французская модель – среднее между американской и немецкой моделями, высока роль государства в экономике.

6. Китайская – сочетание планового и рыночного секторов экономики.

7. Южно-Корейская модель – сильно регулированное воздействие государства на экономику.

8. Российская – регулирование рыночной экономики, сильная роль государства (модель развивается)

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики - цены. Они - предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое - цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе- цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.



Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивав максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невиди­мой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономичес­ких регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.

Маркетинговая среда

Маркетинговая среда фирмы состоит из внешних факторов и сил, которые влияют на ее способность поддерживать и развивать успешные торговые операции клиентами своих целевых рынков. Она включает в себя микро - и макросреду. К микросреде фирмы относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов: сама фирма, посредники, клиенты и широкая общественность. К макросреде относятся более широкие, социальные силы, природные, технологические, политические, конкурентные и культурные. Мы начнем с рассмотрения микросреды, а затем перейдем к макросреде.

Микросреда фирмы

Главная задача управления маркетингом - сделать деловые предложения фирмы привлекательными для рынка, на который фирма работает. Степень ее успеха на рынке зависит от различных факторов, из которых складывается ее микросреда. Эти факторы показаны на рис. 4.1. Это сама фирма, ее поставщики, посредники, клиенты и широкая общественность.

Рисунок 4.1 – Факторы маркетинговой микросреды фирмы

Фирма

Маркетинговые менеджеры не работают в вакууме. Они работают в тесном контакте с руководством фирмы и ее различными отделами. Финансовый отдел занимается изысканием и использованием денежных ресурсов, требующихся для выполнения плана маркетинга. Бухгалтерия дает расчет доходов и издержек фирмы, чтобы отдел маркетинга имел представление о том, насколько эффективно он работает. Отдел инноваций разрабатывает новые товары, чтобы вписаться в развивающийся рынок. Административно-хозяйственный отдел заботится о чистоте помещения, в котором осуществляет свои операции отдел сбыта. Очевидно, что все отделы фирмы вносят свой вклад в успешное выполнение плана маркетинга.

Поставщики

Поставщики - это фирмы и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые компании для производства товаров и оказания услуг. Тенденции в развитии рынка, влияющие на поставщиков, могут серьезно повлиять на выполнение предприятием его плана маркетинга. Предположим, управляющий ресторана решил порадовать своих постоянных посетителей, объявив, что он заказал 200 живых омаров на ближайший уик-энд. Однако в пятницу утром поставщик даров моря позвонил ему и сообщил, что в связи с трудностями доставки товаров из Бостона он сможет привезти требуемых омаров только в субботу. Следовательно, управляющий ресторана должен либо срочно найти какой-нибудь источник поставки, либо разочаровать своих посетителей, заказавших столики на этот вечер.

Или другой пример. Руководство ресторана Steak and Ale решило добавить к меню еще одно фирменное блюдо, главным компонентом которого будет морской гребешок. Повара потратили целых шесть месяцев на то, чтобы освоить приготовление этого блюда, а цены на морских моллюсков вдруг вырастают почти вдвое. Ресторан теперь должен назначить такую высокую цену за это новое блюдо, которую посетители вряд ли захотят платить. От проекта пришлось отказаться. Из сказанного следует, что отдел маркетинга должен постоянно следить за изменениями условий снабжения нужных сырьевых продуктов и цен на них.

Посредники

Маркетинговыми посредниками называют фирмы, которые помогают ей рекламировать, продвигать на рынок, продавать и доставлять товар покупателю. В индустрии гостеприимства это фирмы, помогающие находить клиентов и осуществлять сбыт: агентства путешествий, туристические агентства, оптовики и представительства отелей на местах. Все они обычно связаны друг с другом. Например, туристический оптовик-разработчик составил тур-пакет, куда входит все необходимое для отдыха, включая доставку клиента до места на наземном транспорте, самолете и его проживание в гостинице. Такой пакет рекламируется через газету и туристические агентства. При этом оптовик получает скидку, позволяющую ему не только платить своим агентам, доводящим “товар” до покупателя за разумную цену, но и получать доходы для себя. Это означает, что отели должны подходить осмотрительно к выбору посредников, выбирая таких, которые и до потребителя товар доставят, и оплатят отелю его услуги.

Предприятия производственной сферы нуждаются в транспортных посредниках , чтобы доставлять покупателям произведенный товар. Для осуществления этого предприятие может подписать контракт с транспортным агентством, которое возьмет на себя эту заботу, или же обзавестись своим собственным транспортом. Предприятия индустрии гостеприимства тоже нуждаются в транспортных услугах, например, для доставки пищевых продуктов в свои рестораны. У некоторых сетей ресторанов есть централизованные склады и даже собственные фабрики-кухни типа той, что имеет Red Lobster в Орландо (штат Флорида). Транспортные услуги по доставке продуктов питания на предприятие компании обычно осуществляются транспортными агентствами на контрактной основе. Гостиницы также нуждаются в транспорте, чтобы доставлять до них своих гостей. Такого рода услуги редко осуществляются транспортными агентствами на контрактной основе: обычно сами гости заказывают себе транспорт. В этих условиях предприятие индустрии гостеприимства имеет меньше возможностей контролировать работу транспортных средств. Еще хуже обстоят дела с авиалиниями. Забастовка работников авиалиний или банкротство авиакомпании может сделать недосягаемыми для многих людей удаленные курорты. Если авиалинии поднимают тарифы и фирмы и частные лица начинают экономить на путешествиях, это может значительно снизить доходы гостиниц и агентств, обслуживающих туристов. Например, опрос среди проживающих в отелях Sheraton показал, что около 60% из них прибыли воздушным транспортом, а среди людей, пользующихся услугами агентств по аренде машин, - целых 70%. Повышение тарифов на авиалиниях снизит доходы и отелей, и агентств по аренде автомашин.

Некоторые богатые фирмы, чей бизнес особенно сильно зависит от работы воздушного транспорта, начали обзаводиться собственными авиалиниями. Например, фирма Carnival, специализирующаяся на организации круизов и привлекающая людей со всей Северной Америки, стала собственником авиалинии, чтобы снизить транспортные издержки и гарантировать постоянный приток клиентов из главных городов континента.

Авиакатастрофы и терроризм в аэропортах тоже могут повлиять на доходы гостиниц. Например, когда в декабре 1985 г. террористы открыли огонь в Римском и Венском аэропортах, убив 22 человека, это привело к сокращению туристского потока из США на 60%. В качестве защитных мер руководство отеля Sheraton в Риме сменило маркетинговую стратегию, переориентировавшись с американских туристов на членов экипажей авиалайнеров. Этот сегмент рынка, конечно, не дал доходов, эквивалентных тем, что гостиница имела от американских туристов, но позволил ей пережить кризис. Работа крупных отелей, агентств по продаже автомашин, пансионатов и конференц-центров зависит от работы авиалиний. Эти предприятия должны поддерживать тесный контакт с местными туристическими и транспортными агентствами, если хотят, чтобы их регионы были обеспечены достаточным количеством рейсов.

Агентства по маркетинговым услугам тоже являются своего рода посредниками для предприятий индустрии гостеприимства. Они включают в себя фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, средства массовой информации, консалтинговые фирмы. Все они помогают предприятиям пробивать своим товарам дорогу на перспективный рынок. Эти агентства могут очень сильно отличаться по компетентности, качеству услуг и их цене. Предприятия, обращающиеся к ним за помощью, должны помнить об этом и своевременно отказываться от услуг тех, чьей работой они не удовлетворены.

Финансовые посредники - это банки, кредитные и страховые компании и прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые предприятиями индустрии гостеприимства, и страхующие от рисков, с которыми сопряжена их работа. Повышение платы, взимаемой за страхование, особенно за страхование при торговле спиртным, заставило некоторые предприятия индустрии гостеприимства уйти из бизнеса. Поскольку возможности предприятия функционировать могут быть поставлены под угрозу повышением процентной ставки за кредитование, ограничениями кредита или и тем, и другим одновременно, предприятиям следует развивать тесные связи с наиболее важными из финансовых институтов.

Конкуренты воздействуют своими действиями на выбор фирмой рынков, поставщиков, маркетинговых посредников, на формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности. Различают функциональную, предметную и видовую конкуренцию.

Функциональная конкуренция возникает ввиду того, что различные товары могут удовлетворять одну и туже потребность (например, мотоциклы, автомобили, автобусы и др.).

Предметная конкуренция является следствием того, что товары, выпускаемые различными фирмами могут быть аналогичными (например, автомобили разных фирм-производителей, но имеющие близкие характеристики).

Видовая конкуренция является результатом того, что производимые товары могут удовлетворять общую потребность, но отличаться друг от друга каким-то значительным, важным параметром (например, велосипеды - двух- и пятискоростные и т.п.).

Контактные аудитории - это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации, или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Любая фирма действует в окружении контактных аудиторий семи типов:

1. Финансовые круги. Могут оказывать влияние на способность фирмы обеспечивать себя основным и оборотным капиталом. К этой группе можно отнести: банки и объединения банков, инвестиционные фонды, фондовые биржи, реальных и потенциальных акционеров.

2. Средства массовой информации. Это одна из наиболее сложных групп, т.к. в большинстве случаев отсутствуют непосредственные рычаги влияния (если она не находится в рамках рекламных мероприятий). Воздействие средств информации на целевой рынок носит косвенный и долгосрочный порядок, т.к. чаще всего находится в области психологии. Ярким примером может служить ситуация взаимоотношений прессы (в большей степени издательства "Коммерсантъ") и "Инкомбанка" в июле - сентябре 1996 года.

3. Государственные учреждения. Одна из основных групп, если не самая важная в условиях России. К ним относятся: исполнительная и законодательная власть, контролирующие и репрессивные органы, государственные потребители. В 4 условиях России особое внимание необходимо уделять установлению нормальных деловых контактов с местными органами. Доказательством данного предположения может быть ситуация с попыткой объявления автомобильного гиганта "КАМАЗ" банкротом, вмешательство местных органов власти изменило ход нормального экономического процесса.

4. Гражданские группы действия. К ним относятся организованные общественные группы. Маркетинговые решения, принятые фирмой могут вызывать противодействие или содействие со стороны организаций потребителей, групп защиты окружающей среды, национальных общественных групп и т.д. В условиях России наиболее сильными группами пока являются группы защиты окружающей среды, что можно признать несколько односторонним явлением. На сегодняшний день участникам рынка необходимо всячески стимулировать и развивать организации потребителей, т.к. это прямой, достаточно эффективный и терпимый канал коммуникации.

5. Местные контактные аудитории. Жители районов расположения офисов или производственных площадок, торговых отделов. Рекомендуется следить за тем, чтобы эта группа не переходила в предыдущую.

6. Широкая публика. Хотя и не выступает в виде организованной силы, образ фирмы, может повлиять на коммерческую деятельность фирмы.

7. Внутренние контактные аудитории. Работники и служащие фирмы. Рекомендуют учитывать возможность возникновения неформальных лидеров и групп в рамках служб и предприятия в целом. Как мы уже отмечали, эта проблема рассматривается в другом курсе.

Внешняя маркетинговая среда

Любая фирма функционирует в определенных социально-политических условиях и испытывает воздействие экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды. Это необходимо учитывать в маркетинговой стратегии фирмы.

Макросреда – силы более широкого социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие, как факторы демографического, экономического, природного, научно-технического, политического и культурного характера.

Изучение доминирующих факторов внешней среды при производстве товаров народного потребления целесообразно начинать с населения – потенциальных потребителей продукции фирмы, учитывая географию деятельности фирмы. Информационной базой здесь могут быть данные государственной статистики, почтового ведомства, переписей, панельных опросов, специальных выборочных обследований.

Рисунок 4.2 – Факторы маркетинговой макросреды фирмы

Макросреда фирмы - это силы более широкого социального плана, оказывающие влияние на микросреду и не поддающиеся контролю и воздействию со стороны фирмы. Фирма может только лишь подстраиваться под макросреду.

Макросреда включает в себя следующие факторы:

а) демографические; б) экономические; в) экологические; г) политические; д)природные (климатические и географические); е) социальные (традиции, культура); ж) научно-технический прогресс.

Демографические факторы - должны постоянно находиться в центре внимания специалистов в области маркетинга. Например, меняющиеся характеристики семьи. В 60-70-е годы существовала тенденция уменьшения числа детей в семье. Сегодня эта тенденция проявляется в уменьшении группы населения в возрасте 18-25 лет, которые определяют потенциальный объем спроса на модную и особо модную одежду. В развитых странах имеется устойчивая тенденция к снижению рождаемости и снижению смертности. Это приводит к тому, что уменьшается потенциальный рынок детских товаров и, соответственно, увеличивается потенциал рынка рекреации и медицинских услуг. С другой стороны это означает уменьшение доли работоспособного населения, следовательно, возможны проблемы с наймом рабочей силы.

В этих же странах наблюдается тенденция прекращения роста крупных городов, при этом усиливается тенденция оттока населения в пригороды или города-спутники. Следовательно, расширяется рынок загородной недвижимости, товаров обустройства домов, машин и т.д.

Связь между демографическими факторами и спросом существует не только при продаже продовольственных и бытовых товаров. Увеличение населения в стране всегда ведет к повышению спроса на продовольствие. Следовательно, увеличивается спрос на сельскохозяйственное оборудование, импорт продовольствия или оборудования.

Экономические условия - для того, что бы предъявить спрос необходимо располагать какими-либо средствами. Поэтому помимо демографических факторов, потенциал рынка определяется средними текущими доходами, ценами, возможностями кредитования. Наиболее важными характеристиками национальной экономики являются: уровень деловой активности, курс и процесс определения курса национальной валюты, официальные и реальные темпы инфляции, ставки рефинансирования центрального банка и т.д.

Влияние экономических условий не исчерпывается только макроэкономическими показателями. Более века назад немецкий статистик Э.Энгель установил зависимость, известную как "Закон Энгеля": с ростом семейных доходов уменьшается процент расходов на продовольствие, на жилье их потребление становится относительно постоянным, а процент расходов на обучение, здравоохранение, транспорт и сбережения возрастает. Эти закономерности действуют и в наше время.

Экологические факторы - влияние экологических факторов и условий значительно возросло за последние годы. Наиболее важные тенденции следующие:

Усиливающийся дефицит некоторых видов сырья;

Рост загрязненности окружающей среды;

Усиление вмешательства государства и общественных групп в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Политические факторы - политические ограничения и стимулы действуют внутри любой страны. Обычно они в какой-либо форме отражаются в нормативных актах. Для политической среды характерно законодательное регулирование предпринимательской деятельности, усиление требований со стороны государственных органов за соблюдением законов. Для предприятий экспортеров важно оценивать стабильность политической ситуации, изменения которой могут значительно осложнить или улучшить работу на рынках другой страны.

Социальные факторы - любое общество состоит из разных социальных слоев и групп. Они различаются между собой по многим показателям (третья тема данного курса): по предпочтениям, способам принятия решения, реальным покупательским возможностям и т.д.

Внутри социальная группа также неоднородна. Сильное влияние оказывают традиции, быт и культура. Всякое общество характеризуется некоторой общепринятой системой ценностей, которая влияет на все дальнейшие проявления ее членов. То есть речь идет. о проверенных временем убеждениях, которые превращаются в критерии оценки деятельности индивида, социальной группы и общества.