Россия в XIX веке. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века) Внешняя политика Германской империи

1. Причины, содержание реформы 19 февраля 1861 года.

Отмена крепостного права в России в 1961 году и последовавшие за ней реформы местного самоуправления (земская и городская): судебная, военная, народного просвещения, цензуры и другие - крупнейшее событие, «поворотный пункт» отечественной истории. Эти реформы дали новый отсчет истории России и определили путь ее исторического развития, сущность аграрного вопроса, чреватого позже революционной развязкой.

История российских реформ 60-70 годов XIX века представляла особый интерес как для современников этих «великих» преобразований, так и для нынешних исследователей не только в нашей стране, но и за ее пределами. В мае 1989 года в США в Филадельфии в Пенсильванском университете состоялась советско-американская конференция на тему: «Великие реформы в России 1859-1877 гг.». В выступлениях американских коллег звучало много того, что взято на вооружение современными российскими историками. В мае 1990 года, в Вашингтоне, в институте Кеннана прошла очередная конференция «Реформы в России и СССР в 1961-

1990 гг.», объединившая специалистов из разных стран - историков, политологов, журналистов.

К середине XIX века Россия осталась одной из немногих держав, где сохранилось крепостничество. При развитии торговых и иных связей между странами Европы это несоответствие явно бросалось в глаза. Кроме того, все более проявлялись недостатки крепостного права в сфере экономики, политики, социальных отношений, что являлось предпосылками отмены крепостничества. Глубинными причинами отмены крепостного права были и противоречия в сфере экономики, где старые отношения сталкивались с ростками новых .

Россия XIX века - аграрная страна. Ее экономический облик определяло сельское хозяйство. Здесь было средоточие кризиса феодально-крепостнической системы и показатель исчерпанности возможностей прогрессивного развития. У исследователей часто встречается убеждение, что ежегодный вывоз хлеба в России к 1860 году вырос по сравнению с 1800 годом в 6 раз и достиг 95 млн пудов. Таким образом, это якобы было показателем живучести феодальной системы. Но если в 30-е годы XIX века объем вывоза русского хлеба был на 186 % больше объема североамериканского, то в 40-е годы - только на 48 % , то есть русский хлеб с крепостнических полей стремительно сдавал свои позиции. Иными словами, это был один из показателей кризиса сельского хозяйства страны.

Более убедительным показателем кризиса крепостнической системы было положение крепостнических хозяйств Черноземного центра страны, где сосредоточились лучшие земли и давний крепостнический уклад. К концу первой половины XIX века здесь насчитывалось 23 728 помещиков, владевших 1 434 460 ревизскими душами и 12 266 536 десятин земли. В среднем, на одно помещичье имение приходилось чуть больше 60 крестьян и чуть меньше 517 десятин земли. Но это усредненные показатели. Реальность же была другой: 42,4 % помещиков имели в среднем по 7 душ крепостных крестьян; 34,5 % - по 35 душ; 19,4 % - по 176 душ; 2 % - по 473 души; 1,6 - по 2191 душе . Таким образом, основная масса помещичьих хозяйств была маломощной и бесперспективной. Суть кризиса крепостной системы состояла в невозможности для большинства хозяйств расширения посевных площадей, то есть развития по экстенсивному пути. На пути интенсификации сельскохозяйственного производства, повышения производительности труда стояло крепостное право с его принудительным трудом.

Крепостные отношения являлись серьезным тормозом развития российской промышленности, требовавшей иных социально-экономических условий, чем те, которые господствовали в России. Пока обрабатывающая промышленность находиласьна мануфактурной стадии, она могла существовать на базе крепостного труда и в начале XIX века вольнонаемные составляли всего 41,4 %. Промышленный переворот, начавшийся с конца 30-х годов XIX века и проходивший бурными темпами, привел к резкому увеличению как количества крупных предприятий, так и работавших на них. В 1860 году в обрабатывающей промышленности вольнонаемные составляли 85 %, в более технически отсталой горнозаводской промышленности вольнонаемных было только 20 % .

Но фабрики требовали иной, чем на мануфактуре, организации труда, следовательно, требовали и качественно нового рабочего - не временного, а постоянного работника, которого можно было сделать квалифицированным рабочим. Таким образом, и здесь объективные условия требовали отмены крепостного права. Отставание промышленности, особенно горнодобывающей, отрицательно сказалось на военной мощи государства и привело к поражению в Крымской войне.

Война разорила страну. Симптомы несостоятельности всей системы хозяйствования грозно заявили о себе в сфере, особо чувствительной для правительства,- в финансах. За время войны дефицит бюджета по обыкновенным расходам вырос в семь раз (с 9 млн руб. серебром до 61 млн ), а общая сумма дефицита - в шесть раз (с 52 млн до 307 млн ). Более чем на 50 % уменьшилась золотая обеспеченность бумажных денег .

Война лишила крестьянское хозяйство большей части работников, так как неоднократно проводились рекрутские наборы и призывы в ополчения. От мирного труда было оторвано около 10 % взрослого мужского населения. Поголовье скота сократилось в целом по стране на 24 %, в южных губерниях - на 34 %. Заметный ущерб был нанесен промышленности и торговле. Вывоз хлеба упал в 13 раз, льна - в 8 раз, пеньки - в 6 раз, сала - в 4 раза. В эти же годы в 2,5 раза сократился ввоз хлопка, в 1,5 раза - красителей, в 10 раз - машин. Это ударило по большинству промышленных предприятий Петербургской, Московской, Владимирской и других промышленных губерний, что привело к свертыванию производства и увольнению рабочих .

Русское общество встало перед осознанием необходимости серьезных экономических и политических реформ. Первоочередным должно было стать решение крестьянского вопроса, тем более, что к концу войны крестьянское движение усилилось. Необходимость отмены крепостного права осознавалась не только общественностью, но и правящими кругами. Особенностью исторического процесса в России была решающая организационная роль государства. Поэтому реформы не могли бы осуществляться даже при наличии необходимых объективных предпосылок, без включения в этот процесс самодержавной власти. Постепенно царь и его ближайшее окружение пришли к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины , что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами, в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, посредством частичных реформ. Для «безболезненности» решения крестьянского вопроса Николай I организовал более десяти «секретных комитетов», состоявших из крупных чиновников и крепостников. Однако их работа показала, что серьезного желания решить его в ближайшее время нет . Пожалуй, определенный след в истории страны оставили только два «секретных комитета» - 1835 и 1839 годов. Комитет 1835 года был создан «для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий». Была поставлена осторожно сформулированная задача - «нечувствительное возведение крестьян от состояния крепостного до состояния свободы», что предполагало:

1) работа крестьян на владельца ограничивается тремя днями в неделю;

2) крестьяне оставались «крепкими земле», но их работа должна четко фиксироваться законом;

3) земля остается собственностью помещика, но крестьяне могут ее арендовать.

Таким образом, освобождение растягивалось на неопределенное время и должно было завершиться безземельным освобождением крестьян. Работа этого «секретного комитета» закончилась безрезультатно.

Комитет 1839 года, в котором большую роль играл П.Д. Киселев, считал возможным решить крестьянскую проблему путем правительственной регламентации взаимоотношений между помещиками и крестьянами. Было решено исправить «неудобные стороны» указа «о вольных хлебопашцах» 1803 года, который обязывал помещиков наделять крестьян землей в собственность при их освобождении от крепостной зависимости. Итогом работы этого комитета был указ от 2 апреля 1842 года «об обязанных крестьянах». Выступая в Государственном Совете при обсуждении данного указа, Николай I заявил: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему, теперь, было бы делом еще более гибельным» . Поэтому указ обязал помещиков «по их желанию» освободить крестьян и наделить их землей не в собственность, а в пользование. Крестьяне обязаны были нести за землю оброк или барщину. Но большого применения указ 1842 года не имел: до реформы 1861 года было освобождено из 10 млн крестьян 27173 человека.

Более удачной была так называемая инвентарная реформа, проведенная в 1847 году, когда при описи помещичьих имений четко определялись размеры земельных наделов крестьян и выполняемых ими повинностей. Это был большой шаг на пути ограничения эксплуатации крепостных крестьян. Но реформа затрагивала только Киевскую, Волынскую и Подольскую губернии, то есть незначительную часть крестьянства юго-западных губерний империи. Кроме того, инвентарные правила не отменяли крепостного права, а только регламентировали его.

Единственной крупной мерой государственного значения была реформа государственных крестьян, проведеннаяв конце 30-х годов XIX века. По восьмой ревизии 1835 года их было 7,8 млн человек мужского пола, то есть они составляли 34 % всего податного сельского населения. Государственные крестьяне находились в тяжелом положении, хотя юридически являлись свободным сословием. Чтобы реформировать эту часть крестьянства, в 1837 году было создано Министерство государственных имуществ, возглавляемое П.Д. Киселевым. Планировалось изменение управления государственными крестьянами, упорядочение податей и повинностей, земельное устройство, улучшение быта и т. д. Ряд намеченных мероприятий был решен: из малоземельных губерний было переселено в многоземельные около 160 685 крестьян, в надел малоземельным селениям было отведено 2 107 742 десятин земли . Но это не ликвидировало крестьянского малоземелья и растущей недоимочности деревни. Реформа Киселева сохранила неприкосновенными феодальные отношения и еще больше усилила систему внеэкономического принуждения.

Законодательная деятельность правительства в крестьянском вопросе, проведенная в эпоху Николая I, сыграла позитивную роль в подготовке реформы 1861 года, так как позволила российской бюрократии приобрести опыт и осознать неизбежность освобождения крестьян.

В феврале 1855 года на престол вступил Александр II . Смена царствования прошла мирно. Но новый правитель понимал, что военно-полицейская система, существовавшая до него в течение 30 лет, изжила себя . Однако он медлил с реформами, медлил поневоле, так как вокруг него было мало людей, сочувствующих этим реформам.

Первая заявка правительства на предстоящие реформы, хотя очень размытая и неопределенная, прозвучала в манифесте 19 марта 1856 года, огласившем бесславные для России условия Парижского мира. Грамотные русские люди обрадовались манифесту, ибо в нем содержался намек на внутренние реформы. Но это обеспокоило крепостников. И тогда московский генерал-губернатор А. Закревский попросил Александра II принять предводителей московских дворян и успокоить их. 30 марта 1856 года император произнес известную речь в Москве, в которой сказал об освобождении крестьян: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнется само собой уничтожаться снизу».

В этот период взоры общества обращались к царю, с ним связывали надежды на преобразование. Александр II хорошо помнил письмо А.И. Герцена, которое он прочитал еще в марте 1855 года: «Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спинах наших братий … Т оропитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить».

Итак, царь открыто заговорил о крепостном праве. Но он хотел, чтобы предложения по этому вопросу шли не от него, а от самих дворян. В конце 1856 года он писал своей тетке, великой княгине Елене Павловне: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени они полагают возможным улучшить участь своих крестьян». Вернувшись в Петербург, царь поручил министру внутренних дел С.С. Ланскому собрать дела о помещичьих крестьянах за разные годы, а товарищу министра А.И. Левшину - подготовить записку для царя об истории крепостного права в России со времен Петра I. Левшину же поручалось прозондировать мнение губернских предводителей дворянства во время их приезда в Москву летом 1856 года для участия в коронации.

Левшин провел эти переговоры, но они были неутешительны. Он доложил царю: предложений от дворян ждать нечего. Помещики не откликались на призыв Александра II. Даже во время коронации их представители явно избегали прямых ответов. Наконец, виленский генерал-губернатор В.И. Назимов получил приказ «так настроить дворян, чтобы они сами обратились к правительству с заявлением желания улучшить положение своих крестьян» . Назимов сумел склонить местных дворян выступить с предложением об отмене крепостного права. Но польские и литовские помещики «просили» освободить крестьян без земли, а министерский проект предполагал освобождение с наделом.

Видя сопротивление дворян и своего Секретного комитета, созданного 3 января 1857 года, царь вынужден был вмешаться. В сентябре 1857 года он ввел в комитет своего брата Константина Николаевича, известного своими настроениями против крепостного права. 20 ноября 1857 года царь направил В.И. Назимову рескрипт, в котором были сформулированы направления деятельности дворянских комитетов трех губерний (Ковенской , Виленской и Гродненской): земля остается помещикам, а их дома - крестьянам. Земли помещика крестьяне могут получить за оброк или барщину. Аналогичный рескрипт был направлен и петербургскому губернатору. 17 декабря оба рескрипта были опубликованы в газетах. В ход был введен фактор гласности, а с ним - фактор общественного мнения. Впервые в России открыто началось обсуждение проблемы отмены крепостного права.

К концу 1858 года во всех губерниях открылись дворянские комитеты. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому вопросу. В основу его деятельности легли указания Александра II: «1) чтобы крестьянин немедленно почувствовал, что быт его улучшен; 2) чтобы помещик немедленно успокоился, что интересы его определены и 3) чтобы сильная власть ни на минуту не колебалась, отчего ни на минуту же и общественный порядок не нарушался» . Но совместить такие требования было чрезвычайно трудно. Тогда Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с наделением крестьян землей, создает при Главном комитете Редакционные комиссии, непосредственно подчинявшиеся царю.

В Редакционные комиссии вошли 17 представителей министерств и ведомств и 21 эксперт из местных помещиков или специалистов по крестьянскому вопросу, приглашенных от имени царя. В абсолютном большинстве это были люди высокообразованные, многие из них являлись видными и даже выдающимися государственными и общественными деятелями: Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, П.П. Семенов -Тян-Шанский, Н.Х. Бунге , М.Х. Рейтерн , А.П. Заболоцкий-Десятовский . Особую роль в Редакционных комиссиях сыграли такие лидеры либеральных реформ, как братья Дмитрий и Николай Милютины . Председателем комиссий царь утвердил Якова Ивановича Ростовцева, генерал-адъютанта, начальника военно-учебных заведений, которому Александр II полностью доверял.

Ростовцев - фигура сложная, неоднозначная, но Д.А. Милютин, хорошо его знавший, писал о нем: «При всех его недостатках и слабых сторонах, все-таки это был человек выдающийся из общего уровня большинства наших государственных людей». Но в феврале 1860 года Ростовцев скончался. Лидером Редакционных комиссий, по общему признанию, стал Николай Александрович Милютин, хотя официально председателем комиссий был назначен крепостник В.Н. Панин. Но маховик работы Редакционных комиссий был запущен Ростовцевым. Членов комиссий отличала высокая личная ответственность и научная обоснованность их трудов. С разрешения Александра II комиссии получали от шефа жандармов даже «Колокол» А.И. Герцена, чтобы знать, «невзирая на личности», что о них пишут, и использовать разумную критику в интересах дела .

Проекты губернских комитетов с мест, представленные в Редакционные комиссии, можно разделить на три группы. Первую группу представлял московский губернский комитет. Она выступала против всякого освобождения, предлагая только меры по улучшению положения крестьян. Вторая группа - проект петербургского комитета. Допускалось освобождение, но без выкупа земли. Третья группа настаивала на освобождении крестьян с землей. Ее представлял предводитель Тверской губернии А.М. Унковский .

За основу комиссии взяли третий вариант. С марта до октября 1860 года продолжалась доработка основного проекта в Редакционных комиссиях. 10 октября 1860 года Редакционные комиссии были закрыты, и проект реформы был передан в Главный комитет, где по рассматриваемому вопросу проходили острые дебаты. Состоялось 40 (!) заседаний. Сторонники проекта Редакционных комиссий оказались в меньшинстве. Но Константину удалось расколоть противников проекта путем некоторых уступок в пользу помещиков. 11 декабря 1960 года проект прошел Главный комитет и перешел в Государственный Совет. Но и в Государственном Совете большинство было против проекта. Однако царь одобрил мнение меньшинства - сторонников проекта реформы . Государственный Совет принял проект с очередной уступкой крепостникам (о дарственном наделе).

19 февраля 1861 года в годовщину своего восшествия на престол Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян, текст которого по поручению императора составил митрополит московский Филарет. Было утверждено и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Классовую сущность реформы хорошо определил верховный правитель России, выступая 28 января 1861 года на Государственном совете. «Я надеюсь, господа,- заявил император,- что, при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано» .

«Положение 19 февраля 1861 года», Манифест, Указ Правительствующего Сената и другие документы - всего 22 акта - составили объемистый том в 360 страниц. Основным документом было «Положение», материалы которого образовали три раздела: общие положения для всех крепостных; местные положения для отдельных регионов страны и дополнительные правила для отдельных категорий крестьян. Были четко определены меры по реализации реформы. Создан институт мировых посредников, начавший работу с июня 1861 года. Именно на них пал центр тяжести проведения реформы, так как они должны были документально оформлять новые отношения между помещиками и крестьянами, осуществлять надзор за сельским самоуправлением и т. д.

В соответствии с общими положениями реформы крестьянину предоставлялась личная свобода бесплатно, также бесплатно он получал право на свое личное имущество. Помещик сохранял право на всю землю, но он был обязан предоставить крестьянину в постоянное пользование усадьбу с участком, а крестьянин обязан был ее выкупить. Далее помещик обязан дать, а крестьянин принять, надел, от которого он не мог отказаться почти 10 лет. В этот период за пользование наделом крестьянин платит оброк или отбывает барщину. Такого крестьянина называют «временнообязанным ».

В любое время помещик имел право предложить крестьянам выкупить наделы, и они в этом случае должны были принять «предложение». Все отношения между помещиком и крестьянами регулировались крестьянской общиной. Другими словами, не крестьянин лично берет, выкупает, платит, а от имени всех крестьян это делает община.

Земельные отношения между крестьянами и помещиками определялись в уставных грамотах по каждому имению. Они составлялись помещиком и подписывались крестьянами. Но мировой посредник мог ввести в действие грамоты, даже если крестьяне не подпишут ее. Всего было составлено 111 тысяч уставных грамот, и большая часть их не была подписана крестьянами.

Основные положения реформы.

1. Личное освобождение крестьян.

С момента публикации законов 19 февраля 1861 года помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью - отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельца. Бывшие крепостные крестьяне стали «свободными сельскими обывателями». Им присвоили гражданские права - свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя, участвовать в сходах, в выборах общественных должностей, переходить в другие сословия, поступать в учебные заведения.

2. Земельные наделы.

Крестьяне обязательно наделялись землей в количестве «необходимом для обеспечения их быта и исправной уплаты казенных и земельных повинностей». Надел зависел от качества земли и плотности населения в данной местности. Надел предоставлялся ревизским душам, то есть попавшим в учет мужчинам, и включал в себя усадьбу, пастбища и сенокос.

В Великороссии было выделено три полосы: черноземная, нечерноземная, степная. Каждая полоса разделялась на местности, для которых вводились высшие и низшие наделы. Низший надел был на 1/3 меньше высшего. Высший надел для нечерноземной полосы колебался от 3 до 7 десятин; для черноземной - от 2,75 до 6 десятин. В степной полосе надел был единым. Если существовавший крестьянский надел был больше высшего, помещик мог его урезать. В результате реформы было отрезано огромное количество земли, особенно в плодородных черноземных губерниях. Так, саратовские крестьяне потеряли 42,4 % своих наделов, самарские - 41,8 %, полтавские - 37,4 %. Наименьшие потери понесли крестьяне нечерноземных, малоплодородных районов: в Ярославской губернии было отрезано 7,1 % крестьянской земли, в Новгородской 3,4 % .

В итоге проведения реформы 10 млн душ мужского пола, бывших помещичьих крестьян, получили в среднем 3,4 десятины на душу. В целом же, наделение было проведено следующим образом: 20 % крестьян получили по 2 десятины, 28 % - от 2 до 3 десятин, 26 % - от 3 до 4 и 27 % - более 4 десятин. Наименее обеспеченными оказались крестьяне черноземной полосы, где «отрезки» были наибольшими. Совсем не получили земли 724 тыс. дворовых и 127 тыс. мелкопоместных крестьян.

Повинности за пользование землей устанавливались из расчета высшего надела. Оброк в среднем по стране составлял 10 рублей; барщина - 40 мужских дней и 30 - женских. Притом 3/5 этих дней надо было отрабатывать летом. Летний день - по 12 часов.

3. Выкуп земли.

Выкуп земель, отведенных в постоянное пользование крестьян, совершался на основании оброка, определенного уставной грамотой, и рассчитывался по формуле «капитализация оброка из 6 %», то есть крестьянин оказывался должен помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк по 6 % годовых, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Но у крестьян таких средств не было. Чтобы обеспечить возможность выкупа, государство взяло на себя выплату 80 % выкупных платежей с последующим погашением ссуды крестьянами в течение 49 лет в виде ежегодных платежей. 20 % суммы крестьяне выплачивали непосредственно помещику. За выкупленную землю, которая по рыночной цене стоила 544 млн руб., крестьяне внесли 867 млн руб., то есть переплатили 323 млн руб. .

В целом же, переход крестьян на выкуп был прогрессивным шагом: ликвидировалась барщина и различные натуральные повинности помещику; величина выкупных платежей была меньше оброка; выкуп способствовал развитию товарно-денежных отношений. Но это стало очевидным спустя годы.

Конечно, крестьяне ожидали не такой реформы. Наслышавшись о близкой «воле», они с удивлением и негодованием восприняли весть, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк. У них закралось подозрение, подлинный ли Манифест им прочитали. Донесения о крестьянских бунтах приходили из всех губерний Европейской России. За 1861 год крестьяне оказали неповиновение в 1176 имениях, в 337 из них были введены воинские команды .

Несколькими годами позже были проведены реформы освобождения удельных (900 тыс. душ) и государственных (10 млн душ) крестьян. Здесь грабеж был менее ощутим.

Отмена крепостного права ознаменовала начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи. Она была гранью между двумя способами производства: феодализмом и капитализмом. По историческому значению реформа 1861 года встала в один ряд с буржуазными революциями Западной Европы.

Крестьяне перестали быть собственностью своего хозяина, что привело к смене форм эксплуатации. Развиваются новые социально-экономические отношения: расслоение крестьянства привело к росту рабочего класса. Разрушение натурального хозяйства способствовало расширению всероссийского рынка, мощный толчок получило развитие промышленного производства.

Главный недостаток реформы заключался в том, что крестьяне не получили достаточного количества земли. У них даже отняли 1/5 часть земли, которой они пользовались до реформы. Кроме того, старая барщинная система была только подорвана, а не уничтожена окончательно. В оценке реформы нельзя ставить знак равенства между прогрессивными и реакционными ее сторонами. В целом, она была прогрессивна, поскольку открыла простор для развития производительных сил.

2. Буржуазные реформы 60-70-х годов.

Реформа 1861 года не прошла бесследно для всего государственного организма, за столетия привыкшего к крепостному праву. Уже во время подготовки основной реформы в Редакционных комиссиях и комиссиях Министерства внутренних дел, которыми руководил Н.А. Милютин, разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях местных органов самоуправления, полиции, суда, принципов комплектования армии.

Острая необходимость новых реформ вызвалась не только пороками старой системы, но и стремлением успокоить общественное возбуждение, так как положение царизма после отмены крепостного права продолжало оставаться критическим. Практически все сословия находились в оппозиции правительству. Диапазон недовольства был очень широк. Наиболее сложными были отношения с дворянством, которое желало компенсировать не столько экономические, сколько политические потери: потери прав вотчинной власти над крестьянами. Дворянство открыто требовало усиления его роли в политической жизни страны и недвусмысленно заявляло о своем желании ограничить самодержавие путем создания общероссийского представительного органа, подобного земским соборам XVI - XVII веков. Это было требование реакционной части дворянства, стремившегося именно так отомстить царизму. Представители либерального дворянства считали идеалом российского государственного устройства конституционную монархию. Наиболее влиятельным представителем дворянского либерализма был предводитель дворянства Тверской губернии, сделавший много для подготовки крестьянской реформы 1861 года - А.М. Унковский . Он выступал за созыв представительства от всего народа без различия сословий.

Перед правительством стояла острейшая проблема «уре гулирования» общественных отношений всеми доступными средствами, используя как карательный механизм, так и точно рассчитанные политические уступки. Такими уступками стали государственные реформы 60-70 годов XIX века.

2.1.Земская реформа.

Уже в период подготовки крестьянской реформы встал вопрос о новой системе местного управления. Прежде формальные обязанности заботы о крестьянстве государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключила такую возможность даже теоретически.
В процессе подготовки крестьянской реформы вокруг вопроса о местном управлении возникло много мнений. Большинство дворянских депутатов склонялись к организации земств как органов местного самоуправления. Высказывались даже голоса в пользу созыва Земской думы или Земского собора как высшего совещательного органа. Игнорировать такую позицию дворянства царизм не мог.

17 марта 1859 года начала работу особая комиссия при Министерстве внутренних дел о губернских и уездных учреждениях. Председателем комиссии был Н.А. Милютин, но работала она параллельно с Редакционными комиссиями. Ее состав принципиально отличался от состава Редакционных комиссий: в ней были представлены крупные чиновники МИДа, юстиции, государственных имуществ - П.О. Арцимович, К.К. Грот, С.И. Зарудный, В.А. Татаринов. Активным деятелем комиссии был А. Соловьёв. Таким образом, разработка новой концепции местного управления была доверена только правительственным чиновникам, хотя и прогрессивно настроенным .

К марту 1863 года был разработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», который после обсуждения его в Государственном совете 1 января 1864 года был утвержден Александром II и получил силу закона. По этому закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов - губернских и уездных земских собраний и исполнительных - губернских и уездных земских управ, избиравшихся на три года.

Все избиратели делились на три курии: 1) уездные землевладельцы; 2) городские избиратели; 3) выборные от сельских обществ.

В первую курию входили землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. Эту курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне и отчасти крупная торгово-промышленная буржуазия.

Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. рублей. Эта курия была представлена главным образом крупной городской буржуазией и дворянами - владельцами городской недвижимости.

Третья курия - крестьяне - не имела имущественного ценза. Но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. На уездных земских собраниях избирались представители губернского земского собрания.

Реформа обеспечила в земствах преобладание дворян. В этом убеждает социальный состав земских учреждений за первое трехлетие их существования. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42 %, крестьяне - 38, купцы - 10, духовенство - 6,5, прочие - 3 %. В уездных земских управах дворян было 55,5 %, крестьян - 31, купцов, духовенства и прочих - 13,6 %. Еще большее преобладание дворян было в губернских земских учреждениях: в земских собраниях дворяне составляли 74 %, крестьяне - 10,6, прочие - 15 %; в земских управах: дворяне - 89,5 %, крестьяне - 1,5, прочие - 9 % .

Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной земской управы утверждал губернатор, а губернской управы - министр внутренних дел.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В их в едение отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, школ, больниц, богаделен и приютов; «попечение» о местной торговле и промышленности, содержание местных тюрем, домов для умалишенных.

Государство контролировало и эту хозяйственно-административную деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел. Но отсутствие государственных субсидий на земские нужды тормозило решение местных вопросов. И все же земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов. К концу 1880 года в селе было открыто 12 тыс. земских школ, считавшихся в деревне лучшими. Медицинские учреждения в селе создавались земствами. Велика их роль и в статистическом изучении состояния народного хозяйства, особенно крестьянского.

Но, введя новые сельские учреждения, бывшие всесословными, правительство почти сразу начало ограничивать их деятельность. В 1866 году губернаторам было предоставлено право отказывать в утверждении любого избранного земством должностного лица. В 1867 году запретили земствам разных губерний сноситься друг с другом и сообщать свои решения. Земства ставились в еще большую зависимость от власти губернатора, ограничивалась гласность и публичность заседаний.

В 1870 году по типу земской реформы была проведена городская реформа.

2.2. Судебная реформа.

После отмены крепостного права остро встал вопрос о соблюдении гражданских прав населения, гарантировавшихся судебной системой. К апрелю 1862 года было завершено составление общего плана преобразований суда, разработанного большой группой юристов. План был опубликован под названием «Основные положения преобразования судебной части в России». Реформа соответствовала мировой практике. В отличие от земской реформы изменение судопроизводства не вызвало больших разногласий. 20 ноября 1864 года Александр II утвердил новые судебные уставы, разработанные под руководством статс-секретаря Государственного совета С.И. Зарудного.

Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это являлось значительным шагом вперед по сравнению с феодальным сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

Согласно судебным уставам, вводились коронный и мировой суды. Первый имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. Присяжные заседатели, участвовавшие в судебном процессе, устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определял судья. Решения окружных судов и судебных палат могли быть обжалованы в Сенате, который являлся высшей кассационной инстанцией.

Для рассмотрения мелких проступков и небольших гражданских дел в уездах и городах учреждался мирской суд с упрощенным судопроизводством. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом.

Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из буржуазных реформ, но и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы. Были существенные отступления от принципов буржуазного суда. Сохранились духовный суд (консистория) по делам духовенства и военные суды для военнослужащих. Но еще «Положение 19 февраля 1861 года» вводило в деревне сословный крестьянский волостной суд, который судил крестьян по мелким крестьянским и уголовным делам на основе обычного крестьянского права, а не государственных законов. Новый суд начал действовать только с 1866 года, но не повсеместно. Уже в конце 1866 года был изъят из ведения суда присяжных ряд важных дел, в частности дела о печати.

2.3. Реформа в области образования.

Отсталость России особенно ощущалась в области просвещения народа. Правительство стремилось хоть в какой-то степени решить проблему грамотности в стране и подготовить часть молодежи для общественной службы и для поступления в высшие и специальные учебные заведения. Одновременно царизм рассчитывал «нравственными мерами», опираясь на «христианские чувства» юношей, добиться укрепления основ государственности. Это был поворот от политики сдерживания народного образования к его развитию как массового идеологического средства воздействия на народ.

Началом школьной реформы послужил составленный в 1860 году «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения» . В окончательной редакции законы о начальной и средней школах были утверждены 14 июля и 19 ноября 1864 года. Первый закон разрешал открывать и содержать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам.

В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские, земские и церковноприходские. Второй закон утверждал новый устав гимназий. Вводился принцип равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Но из-за высокой платы за обучение в гимназиях оно было доступно не всем. Гимназии были классические и реальные - и те, и другие семиклассные. Во-первых, акцент делался на преподавание древних языков, во-вторых, увеличивался объем математических и естественных дисциплин.

Численность начальных и средних школ, училищ и гимназий в России составляла в 1856 году - 8227, в 1880 году - 22 700, в 1896 году - 78 700, а число обучавшихся в них возросло с 450 тыс. до 3801 тыс. Несмотря на значительный рост народного образования в пореформенной России, к концу XIX века подавляющее большинство населения оставалось неграмотным.

18 июня 1863 года был утвержден университетский устав, предоставлявший университетам большую автономию: расширялись права совета вуза, вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. В 70-е годы XIX века было положено начало высшему женскому образованию. Но высшая женская школа существовала за счет частных пожертвований и платы за обучение.

2.4. Военные реформы.

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе требовали коренной реорганизации военного дела в России. В 60-70-е годы XIX века была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реформ в области военного управления и завершившаяся наиболее важной военной реформой - введением всеобщей воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

К военным преобразованиям приступили в 1861 году, когда во главе военного министерства стал Д.А. Милютин . Прежде всего он добился сокращения срока солдатской службы с 25 до 16 лет, отменил телесные наказания в армии. В 1864 году была реорганизована система военного управления: образовано 15 военных округов, подчиненных военному министерству. В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений: учреждались военные гимназии, юнкерские училища, открылся ряд специальных академий.

В 1874 году принят указ о реорганизации армии. Вводилась всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота - 7 лет службы и 3 года в запасе. Создание запаса привело к резкому сокращению численности армии и превращало ее в армию буржуазного образца.

Но было много льгот, освобождавших мужчин от армии: по семейному и имущественному положению, в зависимости от образования. Лица, окончившие начальную школу, служили 4 года, городскую - 3 года, гимназию - 1,5 года, имевшие высшее образование - полгода. По закону 1874 года от воинской службы освобождалось духовенство.

Существенные изменения произошли в вооружении армии. Проведена замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным. На вооружение поступила винтовка. В целом, военные реформы повысили боеспособность русской армии.

* * *

Реформы 60-70 годов XIX века оцениваются историками неоднозначно. Современники называли 60-е годы XIX века эпохой «великих реформ». В наше время, когда происходит переоценка ценностей, ряд историков, экономистов, популярных прозаиков по-новому оценивают суть политических изменений 1861 года. Б. Васильев говорит об Александре II к ак о «революционере на троне», а Н.Я. Эйдельман квалифицирует реформы 60-х годов как «революцию сверху» . Б.В. Литвак уточняет, что реформа совершенствует общественную структуру; а революция, в том числе и сверху,- ее меняет. Поэтому преобразования 60-х годов были только реформами, то есть в политическом плане они оставили Россию такой же самодержавной монархией, какой она была до них. Остались сословные привилегии дворян и ограничения в гражданских и имущественных правах крестьян.

Самодержавие, подчиняя реформы целям сохранения политической системы, отвергло предложения о всесословном представительстве, то есть о постепенном превращении неограниченной монархии в конституционную , что и привело к контрреформам.

Тест для самоконтроля

1. Укажите годы царствования Александра II :

а) 1825-1855гг.; б) 1855-1881гг.; в) 1881-1894гг.

2. Назовите видных деятелей реформ 60-70-х годов в России:

а) П.Д.Киселев,С .С.Уваров ;

б) В.М.Панин, П.П.Гагарин,С .Ю.Витте ;

в) С.С.Ланской,Н .А . и Д.А.Милютины , Я.И.Ростовцев.

3. Какой государственный орган был создан в России для разработки проектов крестьянской реформы?

а) V отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии;

б) Государственный совет;

в) Редакционные комиссии.

4. Укажите главную причину отмены крепостного права:

а) кризис феодальной социально-экономической системы;

б) поражение России в Крымской войне;

в) рост крестьянских движений.

5. В чем заключалась наиболее радикальная сторона крестьянской реформы 1861г.?

а) отмена власти помещика над крестьянами, изменение их юридического отношения к земле;

б)п ереход крестьян от несения повинностей (барщины, оброка) на выкуп;

в) передача полномочий помещика государственным органам и сельской общине.

6. Кроме реформы 1861г. были проведены и другие реформы. Какие ?

а) судебная и земская реформы;

б) военная, городская реформы, в области просвещения, цензуры и финансов;

в) все перечисленные реформы.

7. В чем заключалась суть судебной реформы 1864г.?

а) улучшение судоустройства путем синтеза российского и западноевропейского законодательства;

б) устранение недостатков российского законодательства;

в) реорганизация суда на принципах буржуазного права (гласность, состязательность, бессословность, адвокатура).

8. Какая из этих реформ была наиболее радикальной?

а) военная; б) судебная; в) земская.

9.Назовите основной элемент военной реформы 60-70-х гг.:

а) реорганизация военного министерства и Главного штаба;

б) слом сословной структуры армии, введение всеобщей воинской повинности;

в) перевооружение войск более современным оружием и техникой на основе последних достижений военной мысли.

10.Какую часть выкупа за крестьян при отмене крепостного

права взяло на себя государство?

Экономическая политика объединённой Германии

После образования единой Германской империи экономический курс не претерпел серьёзных изменений. Император сохранил преемственность с политикой Северо-Германского союза по либерализации экономики. Это проявилось в следующих мерах:

  • предоставление свободы торговле;
  • установление единого сравнительно недорогого железнодорожного тарифа;
  • разрешено свободное передвижение населения;
  • ликвидирована паспортная система.

Полученная от Франции контрибуция пошла на субсидирование немецкой промышленности. Это привело в 70-е годы к бурному расцвету промышленного производства Германии. Началось эра грюндерства.

Определение 1

Грюндерство – это период в истории Германии до наступления кризиса 1873 года. Он характеризуется бурной индустриализацией, укреплением позиций буржуазии.

В обществе все старались поживиться. В это время создаётся множество акционерных компаний, которые выдавали щедрые дивиденды, чем привлекли сбережения средних и мелких обывателей. Экономический кризис 1873 года привёл к банкротству мелких предпринимателей и вкладчиков, к уменьшению зарплаты и сокращению рабочих мест. Эра грюндерства закончилась.

В 1878 году в правительстве усилились позиции консерваторов. Бисмарк придерживался политики протекционизма (поддержка отечественного производителя). Был установлен протекционистский таможенный тариф: вводились пошлины на ввоз зерна и скота, леса и железа, чай, кофе и табак. Но к великому процветанию нации он не привёл.

Внутренняя политика Бисмарка

Бисмарк старался управлять страной в интересах либералов и крупной буржуазии. Такого поведения являлось обязательным условием укреплением государственной власти. Бисмарк начал с установления единого экономического пространства на всей территории Германской империи.

  1. В 1871 году устанавливалось единое почтовое право.
  2. В 1873 году вводилась единая денежная система и золотое обращение.
  3. В 1875 году создавался Имперский банк.

Вообще, 70-е годы стали временем освобождения торговли и промышленности от любых ограничений со стороны государства и фритредерство.

Определение 2

Фритредерство – это особое направление в экономической политике, провозглашающее невмешательство государства в торговлю и предпринимательство. Другое название – манчестерство.

Политическая жизнь также шла по пути централизации. Сначала германские государства передали центру право иметь дипломатических представителей. Появились общеимперские законы и суды, объединялась армия. Бисмарк с большим успехом балансировал между 25 государствами, входившими в состав империи. Большинство мест в Союзном совете принадлежало Пруссии, она обладала правом вето по важнейшим конституционным вопросам или вопросам войны.

Внешняя политика Германской империи

Отто Бисмарк стремился к активной внешней политике. Возникшее государство в центре Европы изменило геополитическую обстановку на континенте. Канцлер считал, что Германия должна усилить своё влияние в мире. Кроме этого, он осознавал, что Франция попытается добиться реванша, поэтому Германии нужны сильные и надёжные союзники.

Бисмарк начал с формирования сильной имперской армии. Для этого он принял закон, названный септеннатом (увеличение расходов на армию на ближайшие семь лет). За эти годы численность армии выросла на 50%. Бисмарк нашёл союзников в лице России и Австро-Венгрии.

В 1873 году был создан Союз трёх императоров, где Германии отводилась роль арбитра. В 1878 году Германия ещё больше сближается с Австро-Венгрией, но отдаляется от России. К союзу Германии и Австро-Венгрии в 1882 году присоединилась Италия, в результате образовался Тройственный союз. Бисмарк создал систему блоков, которая гарантировала Германии безопасность и гегемонию в Европе.

Журнал «Отечественные записки» был основан чиновником коллегии иностранных дел П.П. Свиньиным в 1818 г. Издатель заполнял его статьями на исторические и географические темы, а также сообщениями о быте и нравах русского народа, будто бы благоденствующего под властью царя, помещиков и церкви.

В июле 1867 г. Николай Алексеевич Некрасов начал хлопоты об аренде «Отечественных записок». С Краевским был заключен договор, по которому за Некрасовым признавалась полная самостоятельность в руководстве журналом. Лишь в том случае, если Некрасов получит два предостережения, Краевский, очень боявшийся совсем потерять свой журнал, мог вмешаться в редакционные дела. Вместе с тем он оставался официальным редактором и имел определенные финансовые права в журнале. Краевский выторговал еще одно условие – чтобы «Отечественные записки» не критиковали газету «Голос», принадлежавшую ему же.

Приступая к изданию обновленных «Отечественных записок», Некрасов не привлек в журнал двух постоянных сотрудников закрытого «Современника» – М. Антоновича и Ю. Жуковского, которых цензура считала наиболее «опасными» писателями. В сложной, чреватой неожиданностями обстановке Некрасову пришлось отказаться от их участия в журнале.

Некрасов привлек Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который в содружестве с ним и Елисеевым составил редакцию журнала. Роль Некрасова и Салтыкова-Щедрина в руководстве «Отечественными записками» общеизвестна. Обязанности членов редакции распределялись так: Некрасов осуществлял общее руководство журналом и вел отдел поэзии, Салтыков-Щедрин редактировал беллетристику, Елисеев – публицистические материалы.

Несмотря на тяжелые цензурные условия уже в конце 1868 г. определился успех «Отечественных записок». Тираж вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров, все лучшие прогрессивные силы русской литературы и публицистики сосредоточились вокруг журнала. Здесь сотрудничали Г.И. Успенский, Н.А. Демерт, Ф.М. Решетников, А.Н. Островский, Д.И. Писарев, А.П. Щапов, Н.К. Михайловский (который после смерти Некрасова становится соредактором журнала) и многие другие.

Официально с 1865 г. «Отечественные записки» были освобождены от предварительной цензуры, однако это нисколько не улучшило положения журнала.

Редакция нередко выслушивала «внушения» за резкий характер отдельных статей и номеров, получала официальные предупреждения. Первое из них было в 1872, последнее – в 1883 г.

Борьба против пережитков крепостничества и царизма, против политической реакции и буржуазного либерализма, против угнетения народных масс – вот главное, что определяло содержание журнала в 70-е годы и придавало ему демократический характер. Такое направление позволило объединиться вокруг «Отечественных записок» и верным хранителям наследства 60-х годов (Некрасов, Салтыков-Щедрин) и литераторам, сделавшим существенные народнические «прибавки», как говорил В.И. Ленин, к этому наследству (Михайловский, Кривенко, Южаков, Энгельгардт и др.).

Беллетристика журнала в 70-е годы носит ярко выраженный крестьянский характер, который придавали ей произведения Некрасова («Кому на Руси жить хорошо»), Г. Успенского и ряда беллетристов-народников. Много внимания уделялось критике капитализма и буржуазных отношений, проникающих на русскую почву (произведения Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Г. Успенского, Островского). Иностранная литература была представлена именами В. Гюго, А. Доде, Э. Золя и других писателей.

В научном отделе наибольшую ценность имели статьи таких крупных прогрессивных ученых, как Сеченов, Мечников, Лесгафт, Докучаев, Костычев. В их статьях пропагандировался философский материализм, велась борьба с казенной наукой, поставленной на службу самодержавию, с религиозно-идеалистическими теориями. Здесь же печатались многочисленные исторические исследования, среди которых надо отметить статьи Щапова, Костомарова и обширную очерковую литературу о русской деревне (Г. Успенский, Терпигорев, Фирсов, Энгельгардт и др.).

Второй отдел журнала, «Современное обозрение», состоял из статей, очерков, заметок на общественно-политические, экономические и литературные темы и включал в себя ряд постоянных рубрик: «Внутреннее обозрение», которое вели Демерт и Елисеев, а в 80-е годы Кривенко и Южаков, «Наша общественная жизнь» Демерта, «Парижские письма» французского публициста, постоянного сотрудника журнала Шассена, «Литературные и журнальные заметки» Михайловского, «Новые книги» Скабичевского.

Основной вопрос, который ставили публицисты и писатели журнала, был крестьянский.

Мужественно поддерживали сотрудники журнала русское революционное движение. «Отечественные записки» выступали против либеральных заигрываний правительства с обществом, принципиально отвергали монархическую форму государственного устройства. Они признавали неизбежность и закономерность революционной борьбы, знакомили своих читателей с общественным движением на Западе, показывали прогрессивную роль революций в пробуждении масс, в освобождении от феодального, церковного и монархического деспотизма.

Немало страниц «Отечественных записок» было посвящено критике западноевропейского и русского капитализма, буржуазного либерализма и демократизма. На страницах «Отечественных записок» было уделено известное внимание экономической теории марксизма. Литературно-критическая позиция журнала определялась защитой реализма, высокой идейности искусства и литературы, борьбой против реакционных писателей, против теории «чистого искусства» и натурализма. В качестве ведущих литературных критиков «Отечественных записок» выступали в разные годы Писарев, Салтыков-Щедрин, Михайловский, Протопопов и Скабичевский. Они неизменно поддерживали новую разночинную литературу, остро критиковали литераторов, клеветавших на новое поколение революционеров-разночинцев.

Большое количество статей на литературные темы в «Отечественных записках» опубликовал Михайловский, после того как Салтыков-Щедрин в начале 70-х годов отошел от постоянной критической и библиографической работы.

Наряду с произведениями Некрасова и Салтыкова-Щедрина здесь широко представлены труды либеральных народников, печатались статьи либерально-буржуазных публицистов и экономистов-эклектиков Иванюкова, Лесевича, Исаева и других, стоявших на позитивистских, идеалистических позициях. Это отрицательно сказывалось на издании, осложняло взаимоотношения сотрудников. Все острее становились противоречия между Салтыковым-Щедриным и либерально-народнической частью редакции. «Отечественные записки» не смогли достичь того единства направления, какое было свойственно лучшему русскому демократическому журналу «Современник» при Чернышевском. В отсталой, полуфеодальной России семидесятникам трудно было выработать правильную революционную теорию и воплотить ее в направлении журнала.

После 1881 г. положение журнала стало необычайно тяжелым. Первый советник царя обер-прокурор священного синода К. Победоносцев требовал расправы над демократическими органами печати. В 1883 г. «Отечественным запискам» было объявлено последнее предупреждение. Редакции приходилось соблюдать большую осторожность. Салтыков-Щедрин прервал печатание «Современной идиллии». Цензура без пощады вырезала статьи из набранных номеров. Реакция 80-х годов, усиление цензурного гнета сказались на подписке. На 1884 г. журнал потерял около 1500 подписчиков.

Образ Дедурова, Очерки «За рубежом», Некрасов – фельетон.

Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60-70-х гг. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы. Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления - земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики. Они подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было. Значение земской реформы: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества. Очевидна и ее незавершенность: полномочия земств были строго ограничены, участвовать в решении общегосударственных вопросов они не могли.

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной . Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всех сословий. Они функционировали на основе принципов публичности и гласности, состязательности сторон (участие адвоката и прокурора в судебном заседании), независимости судей (назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности). Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862-1874 ). В процессе ее проведения страна была поделена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 г. Александр II утвердил закон о переходе ко всеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот. Действовала сложная система льгот (в зависимости от образования, семейного положения, состояния здоровья), благодаря которой в армию на самом деле призывалось не более 25-30% мужчин призывного возраста. Это означало, что сравнительно небольшая в мирное время армия обладала обученным резервом, который можно было использовать в случае войны. Как и крестьянская реформа 1861 г., реформы 60-70:х гг. имели первостепенное историческое значение. Они охватили практически все сферы общества, вносили принципиальные изменения в его жизнь. Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации. К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении. Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить все и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60-70-х гг. XIX в. в целом остались незавершенными.

34. Народничество 70-80-х годов 19 века: теория и практика.

Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, Народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в Народничество наметились две тенденции - революционная и либеральная. В 60-80-х гг. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное Народничество , ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. Народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении Народничество участвовали представители многих национальностей России, идеология Народничество своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны. Центральным звеном системы взглядов Народничество явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины. Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 - начале 50-х гг. родоначальниками народничества А. И. Герценом и Народничество Г. Чернышевским. Политические воззрения Народничество , его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным Народничество Оно совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками - дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции. Деятельность революционного Народничество Истоки движения Народничество относятся ко времени революционной ситуации 1859-61, когда под влиянием пропаганды «Колокола» и «Современника» демократическая интеллигенция впервые попыталась вести революционную работу в народе. Народнические и политические тенденции переплетались в деятельности тайного общества «Земля и воля», наиболее активными членами которого были братья Народничество А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов и др. Первая «Земля и воля», возникшая под идейным воздействием и при непосредственном участии Герцена и Чернышевского, была крупнейшим объединением революционных кружков 1860-х гг. и первой попыткой создания всероссийской организации. Народнические тенденции получили дальнейшее развитие в деятельности Ишутинского кружка (1863-66), в котором сочеталась пропагандистская работа с элементами заговора; в среде ишутинцев родился замысел покушения Д. В. Каракозова на Александра II. 1870-е гг. явились новым этапом в развитии революционного демократического движения, по сравнению с 60-ми гг. неизмеримо выросло число его участников. Весной и летом 1874 началось массовое «хождение в народ», которое явилось первой проверкой идеологии революционного Народничество Крестьянство не поддержало пропагандистов; к концу 1875 участники движения были арестованы и затем осуждены по «процессу 193-х». «Хождение в народ» выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой централизованной организации революционеров. Попыткой преодолеть выявившуюся организационную слабость Народничество явилось создание «Всероссийской социально-революционной организации» (конец 1874 - начало 1875). В середине 70-х гг. проблема концентрации революционных сил в единой организации стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной прессы. Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный принцип организации, определить отношение к социалистическим партиям в др. странах.
В результате пересмотра программно-тактических и организационных взглядов в 1876 в Петербурге возникла новая народническая организация, получившая в 1878 назв. «Земля и воля». Её основателями и активными участниками были М. А. и О. А. Натансоны, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский и др. Большой заслугой землевольцев явилось создание крепкой и дисциплинированной организации, которую Ленин назвал «превосходной» для того времени и «образцом» для революционеров. «Народная воля» ещё более усилила выработанные «Землёй и волей» принципы централизации и конспирации. Организацию возглавил Исполнительный комитет (Желябов, Михайлов, Перовская, В. Народничество Фигнер, М. Ф. Фроленко и др.), поставивший ближайшей своей целью изменение политического строя путём цареубийства. В 1880-1881 Исполнительный комитет подготовил 8 покушений на Александра II, завершившихся убийством его 1 марта 1881. Героическая борьба народовольцев сыграла значительную роль в русском революционном движении. Их заслугой было прямое выступление против царизма и переход к политической борьбе. Деятельность «Народной воли» стала одним из важных элементов революционной ситуации 1879-80. Однако ошибочная тактика политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами не могли привести к народной революции и неизбежно должны были кончиться крахом «Народной воли». Попытки восстановить обескровленный после 1 марта Исполнительный комитет были парализованы провокацией С. П. Дегаева. Массовые аресты, завершившиеся серией судебных процессов 80-х гг. («Процесс 20-ти», «Процесс 17-ти», «Процесс 14-ти» и др.) довершили разгром организации.

Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60-70-х гг. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы. Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления - земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные земские собрания и исполнительные органы земские управы, они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики. Они подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было. Значение земской реформы: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества. Очевидна и ее незавершенность: полномочия земств были строго ограничены, участвовать в решении общегосударственных вопросов они не могли.Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной. Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всех сословий. Они функционировали на основе принципов публичности и гласности, состязательности сторон участие адвоката и прокурора в судебном заседании, независимости судей назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности. Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого.Военная реформа растянулась на полтора десятка лет 1862-1874. В процессе ее проведения страна была поделена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 г. Александр II утвердил закон о переходе ко всеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот. Действовала сложная система льгот в зависимости от образования, семейного положения, состояния здоровья, благодаря которой в армию на самом деле призывалось не более 25-30% мужчин призывного возраста. Это означало, что сравнительно небольшая в мирное время армия обладала обученным резервом, который можно было использовать в случае войны. Как и крестьянская реформа 1861 г., реформы 60-70:х гг. имели первостепенное историческое значение. Они охватили практически все сферы общества, вносили принципиальные изменения в его жизнь. Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации. К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении. Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить все и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60-70-х гг. XIX в. В целом остались незавершенными.

34. Народничество 70-80-х годов 19 века: теория и практика .Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России 1861-95 и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, Народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в Народничество наметились две тенденции - революционная и либеральная. В 60-80-х гг. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное Народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. Народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении Народничество участвовали представители многих национальностей России, идеология Народничество своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны. Центральным звеном системы взглядов Народничество явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины. Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 - начале 50-х гг. родоначальниками народничества А. И. Герценом и Народничество Г. Чернышевским. Политические воззрения Народничество, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным Народничество Оно совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками - дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа земли и воли, уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции. Деятельность революционного Народничество Истоки движения Народничество относятся ко времени революционной ситуации 1859-61, когда под влиянием пропаганды Колокола и Современника демократическая интеллигенция впервые попыталась вести революционную работу в народе. Народнические и политические тенденции переплетались в деятельности тайного общества Земля и воля, наиболее активными членами которого были братья Народничество А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов и др. Первая Земля и воля, возникшая под идейным воздействием и при непосредственном участии Герцена и Чернышевского, была крупнейшим объединением революционных кружков 1860-х гг. и первой попыткой создания всероссийской организации. Народнические тенденции получили дальнейшее развитие в деятельности Ишутинского кружка 1863-66, в котором сочеталась пропагандистская работа с элементами заговора; в среде ишутинцев родился замысел покушения Д. В. Каракозова на Александра II. 1870-е гг. явились новым этапом в развитии революционного демократического движения, по сравнению с 60-ми гг. неизмеримо выросло число его участников. Весной и летом 1874 началось массовое хождение в народ, которое явилось первой проверкой идеологии революционного Народничество Крестьянство не поддержало пропагандистов; к концу 1875 участники движения были арестованы и затем осуждены по процессу 193-х. Хождение в народ выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой централизованной организации революционеров. Попыткой преодолеть выявившуюся организационную слабость Народничество явилось создание Всероссийской социально-революционной организации конец 1874 - начало 1875. В середине 70-х гг. проблема концентрации революционных сил в единой организации стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной прессы. Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный принцип организации, определить отношение к социалистическим партиям в др. странах.

В результате пересмотра программно-тактических и организационных взглядов в 1876 в Петербурге возникла новая народническая организация, получившая в 1878 назв. Земля и воля. Её основателями и активными участниками были М. А. и О. А. Натансоны, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский и др. Большой заслугой землевольцев явилось создание крепкой и дисциплинированной организации, которую Ленин назвал превосходной для того времени и образцом для революционеров. Народная воля ещё более усилила выработанные Землёй и волей принципы централизации и конспирации. Организацию возглавил Исполнительный комитет Желябов, Михайлов, Перовская, В. Народничество Фигнер, М. Ф. Фроленко и др., поставивший ближайшей своей целью изменение политического строя путём цареубийства. В 1880-1881 Исполнительный комитет подготовил 8 покушений на Александра II, завершившихся убийством его 1 марта 1881. Героическая борьба народовольцев сыграла значительную роль в русском революционном движении. Их заслугой было прямое выступление против царизма и переход к политической борьбе. Деятельность Народной воли стала одним из важных элементов революционной ситуации 1879-80. Однако ошибочная тактика политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами не могли привести к народной революции и неизбежно должны были кончиться крахом Народной воли. Попытки восстановить обескровленный после 1 марта Исполнительный комитет были парализованы провокацией С. П. Дегаева. Массовые аресты, завершившиеся серией судебных процессов 80-х гг. Процесс 20-ти, Процесс 17-ти, Процесс 14-ти и др. довершили разгром организации.

35. Рабочее движение и развитие марксизма в России во 2-ой половине 19 века .Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны, является новым явлением в социальной жизни пореформенной России. В 60-е гг. борьба пролетариата только начиналась, выступления рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений: во время бунтов рабочие избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е гг. растет число стачек, движение приобретает более организованный характер. Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический характер: основное требование - повышение заработной платы. В ходе стачек происходили столкновения с полицией, рабочие силой освобождали арестованных товарищей.Наиболее крупными стачками были стачки на Невской бумагопрядильной 1870 и Кренгольмской 1872 мануфактуре.В этот период на рабочее движение большое влияние оказывают народники. Они создают первые рабочие кружки, в которых ведется агитационная, просветительная, культурная работа.Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых рабочих союза. Первой рабочей организацией был Южнороссийский союз рабочих, основанный в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Е.О. Заславским. Союз насчитывал около 250 человек из ряда городов Юга России Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону. Важнейшим документом Союза был Устав, в котором утверждалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только посредством насильственного переворота, который уничтожит всякие привилегии и преимущества. Союз заявлял, что труд должен стать основой личного и общественного благосостояния. Члены Союза вели пропаганду среди рабочих, участвовали в организации стачек. В декабре 1875 г. Союз в результате предательства был раскрыт и разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и приговорены к каторге или тюремному заключению и ссылке. Е.О. Заславский был приговорен к 10 годам каторги. В 1878 г. он умер в тюрьме.В 1878 г. в Петербурге на основе объединения разрозненных рабочих кружков возник Северный союз русских рабочих. Союз насчитывал свыше 200 членов. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Васильевском острове, Выборгской и Петербургской сторонах, Обводном канале. Костяк Союза составляли рабочие-металлисты. Во главе стоял центральный рабочий кружок, куда входили представители районных организаций. Руководителями Северного союза были рабочие-революционеры - слесарь В.П. Обнорский и столяр С.Н. Халтурин. В своей деятельности на первый план Союз выдвигал задачи политической борьбы, так как политическая свобода обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными требованиями Союза были: свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т.д.Хотя рабочее законодательство в России было весьма неразвито и законы часто не соблюдались, его принятие было свидетельством силы возникшего на экономической почве рабочего движения.Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой Освобождение труда. Эта группа возникла в 1883 г. в Женеве. В ее состав вошли эмигрировавшие из России народники из народнической организации Черный передел П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов.Переход чернопередельцев к марксизму был связан с кризисом народнической доктрины. Оставаясь на социалистических позициях, они вели теоретические поиски не на пути использования особенностей страны, общинных традиций, а на пути признания прогрессивности капиталистического развития России. В это время в Западной Европе марксизм как идеология рабочего класса завоевывал все большее влияние. Целью группы Освобождение труда являлось распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий.Г.В. Плеханов и его группа перевели на русский язык многие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Г.В. Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. Г.В. Плеханов считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политическойвласти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Важное значение имело утверждение о том, что социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции. Политические взгляды группы Освобождение труда были сформулированы в ее Программе 1884, в Проекте Программы русских социал-демократов 1887. Группа Освобождение труда много сделала для распространения и пропаганды идей марксизма в России. Большой интерес представляет вопрос о роли в общественной жизни страны так называемого легального марксизма, который получил широкое распространение в 90-е гг. XIX в. Легальные марксисты представляли собой небольшую группу интеллигентов, которые начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти русскую цензуру. Легальные марксисты отвергали идеи революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения в политическом строе страны необходимо основываться на принципах права и законности, легальности, легитимности. Легальные марксисты, и прежде всего П.Б. Струве, по существу раньше, чем западноевропейские социал-демократы, чем Э. Бернштейн, стали развивать ревизионистские идеи. Легальные марксисты поняли значение капитализма, необходимость экономической европеизации России.

36.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в Окончание Крымской войны привело к коренному изменению ситуации в Европе. Сложившийся против России англо-австро-французский блок - так называемая Крымская система - был нацелен на сохранение ее политической изоляции и военно-стратегической слабости, обеспеченной решениями Парижского конгресса. Россия не утратила своего положения великой державы, но она потеряла право решающего голоса при решении международных проблем, лишилась возможности оказывать эффективную поддержку народам Балкан. В связи с этим главной задачей русской дипломатии стала борьба за отмену статьи Парижского мирного договора о нейтрализации Черного моря.Основные направления внешней политики. На западном направлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными династическими связями, общностью их политических и идеологических устоев. Царское правительство было готово и к новым политическим союзам для поддержания европейского равновесия и восстановления своего международного престижа.Большое значение приобрело среднеазиатское направление. Русское правительство выдвинуло и осуществило программу присоединения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и колонизации.В связи с усилением национально-освободительных движений на Балканах в 70-е годы XIX в. вновь особое звучание приобрел восточный вопрос. Народы Балканского полуострова развернули борьбу за освобождение от османского ига и создание национальных независимых государств. В этом процессе Россия участвовала дипломатическими, политическими и военными методами.Во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внешней политике России постепенно изменяло свой периферийный характер. Англо-французская диверсия на Камчатке во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо-германо-французского капитала, быстрый рост морских и сухопутных сил Японии показали необходимость усиления российских экономических и военно-стратегических позиций на Дальнем Востоке.По Айгунскому 1858 и Пекинскому 1860 договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край.

В эти же годы продолжалось проникновение в Кокандское ханство, территория которого в 1876 г. была включена в Россию как часть Туркестанского генерал-губернаторства.Одновременно присоединялись земли, населенные туркменскими племенами и некоторыми другими народами. Процесс овладения Средней Азией завершился в 1885 г. добровольным вхождением Мерва территория, пограничная с Афганистаном в состав России.Присоединение Средней Азии можно оценивать по-разному. С одной стороны, эти земли, в основном, были завоеваны Россией. На них установился полуколониальный режим, насаждаемый царской администрацией. С другой стороны, в составе России среднеазиатские народы получили возможность ускоренного развития. Было покончено с рабством, наиболее отсталыми формами патриархальной жизни и феодальными усобицами, разорявшими население. Русское правительство заботилось об экономическом и культурном развитии края. Создавались первые промышленные предприятия, совершенствовалось сельскохозяйственное производство особенно хлопководство, так как из США были завезены его сорта, открывались школы, специальные учебные заведения, аптеки и больницы. Средняя Азия постепенно втягивалась во внутреннюю российскую торговлю, став источником сельскохозяйственного сырья и рынком сбыта русского текстиля, металлических и других изделий.Народы Средней Азии, находясь в составе России, не утратили свои национальные, культурные и религиозные черты. Наоборот, с момента присоединения начался процесс их консолидации и создания современных среднеазиатских наций.