Рецепты русской национальной кухни с фото. Русская кухня

Несмотря на то, что на Руси долгое время были неизвестны многие современные продукты: картофель, помидоры, кукуруза, рис, иностранцы отмечали, что русский стол - богатейший в мире, даже у простого народа. Блюда русской кухни не требуют специальных знаний и экзотических ингредиентов, но чтобы приготовить действительно вкусное кушанье, требуется большой опыт. Основными продуктами на Руси были репа, капуста, редька, огурцы, фрукты, ягоды, грибы, рыба и иногда мясо. Изобилие злаков - рожь, пшеница, овес, просо, горох, чечевица - позволяли готовить множество сортов хлебов, блинов, каш, квасов, пива и водки.

Россия - многонациональное государство, где каждый народ, имея свои «фирменные» блюда, заимствовал рецепты и кулинарные хитрости у соседей, передавая им свои секреты. Каждая область и край России может похвастаться уникальными блюдами. Русская кухня всегда была открыта иноземным заимствованиям, что ничуть не портило ее, а скорее украшало. У скифов и греков русские научились готовить дрожжевое тесто; через Византию узнали о рисе, гречневой крупе и многочисленных пряностях; из Китая к нам пришел чай; с Урала - пельмени; Болгария поделилась с нами сладким перцем, баклажанами и кабачками; западные славяне внесли свой вклад в русскую кухню в виде борщей, голубцов, вареников. В 16-18 веках русская кухня впитывала в себя все лучшее, что существовало в кухнях европейских стран: салаты и зеленые овощи, копчености, шоколад, мороженое, вина и ликеры, сахар и кофе.

По одним сведениям, картофель появился на Руси благодаря Петру I, и он внес свой вклад в распространение этого растения в центральных областях России. Но есть мнение, что российские сорта картофеля не могли появиться из Европы, потому что они относятся к северным растениям, а европейские сорта ближе к южным растениям. В Сибири, на Урале, в Архангельской, Новгородской и Псковской областях картофель, возможно, появился раньше, чем в южных областях.

Конструкция русской печи обуславливала способ приготовления пищи. Так как посуда нагревалась не снизу, а с боков, ее боковые поверхности должны были иметь максимальную площадь для прогревания всего содержимого. Отсюда округлая форма горшков и чугунков и обилие в древнерусской кухне тушеных, вареных, томленых и печеных блюд. При Петре I в кухнях россиян стали появляться плиты и посуда, приспособленная для жарения и варки на открытом огне: кастрюли, противни, шумовки. Французские повара ввели в рацион знати изысканные блюда и соусы, из Голландии пришел обычай жарить мясо. Аристократы 18-19 веков приглашали европейских поваров, которые внесли огромный вклад в развитие русской кухни. Некоторые блюда, которые считаются русскими, на самом деле появились благодаря французским и австрийским поварам: Беф-Строганов, цыпленок по-киевски и шарлотка. Русская кухня не поддавалась иностранному влиянию, а адаптировала блюда к русским реалиям.

Православие оказывало сильное влияние на все стороны жизни русского человека, не исключая и традиционную русскую кухню. Частые строгие посты (до 220 дней в году), во время которых православные могли есть только растительную пищу и иногда рыбу, способствовали появлению множества постных (вегетарианских и даже веганских) супов, закусок, вторых блюд и десертов. Большинство постных русских блюд не имеет аналогов в других кухнях мира, например, простейшее кушанье тюря из соленой воды с хлебом и луком. Постные блюда богаты витаминами и микроэлементами, но не содержат жиров, что позволяет очистить организм и дать ему сил для тяжелой крестьянской работы.

Устройство русской печи позволяло готовить без масла и жира, поэтому во время постов православные могли приготовить вкусные пареные, вареные или тушеные овощи, грибы, кисели, блины, постные хлеба и каши. Многообразие злаков и способов их обработки позволяло готовить несколько видов каш.
Во время нестрогих постов русский стол изобиловал всевозможными рыбными блюдами. Ее пекли, фаршировали грибами и кашей, вялили и варили. Икру солили и варили в уксусе.

Кашу на Руси ели как самостоятельное блюдо и как гарнир к рыбе и мясу. Первоначально каши имели сакральный смысл и были важной частью многих обрядов. Большое количество каши готовили при коллективных работах, особенно при жатве, когда требовалось быстро накормить целую артель. На Дону словом «каша» называли артель или людей, работающих вместе. Лучшими кашами считались крутые, рассыпчатые. Жидкие каши считались низшим сортом. Настоящую рассыпчатую кашу очень просто приготовить в печи. Если кашу, приготовленную на плите, распарить в духовке, получится похожий результат.

Среди постных русских десертов есть интересное блюдо - солодуха из пророщенного ржаного зерна. Это жидкое блюдо розового цвета с медовым ароматом, богатое витаминами. Солодуху ели во время зимних постов. Сладкий вкус этого блюда получается при тщательном соблюдении температурного баланса, важного для ферментации солода. Подобным образом готовили кулагу - сладкое блюдо из солодовой муки и картофеля. Сладким вкусом кулага обязана глюкозе, образующейся при ферментации крахмала. Толокно - густое соленое постное кушанье из обжаренной овсяной муки - ели в любое время года.

В 19 веке русская трапеза состояла из нескольких перемен блюд, позже на званых обедах стали выставлять на стол все блюда сразу, в соответствии с французским обычаем. Первым блюдом трапезы были закуски из капусты, картофеля, рыбы или мяса. Русская кухня почти не имеет рецептов салатов, кроме винегрета, который так и называется - «русский салат». Черная икра всегда была на Руси доступным продуктом, особенно на юге и в Поволжье. Закуски позапрошлого века по питательной ценности могут соперничать с современными основными блюдами.

Второй переменой блюд были горячие мясные или овощные супы. Слово суп пришло из французского, а в древности жидкие блюда на Руси называли похлебкой. В России придавали большое значение супам, и каждая хозяйка знала множество рецептов супов на все случаи жизни. Летом обычно ели холодные супы: окрошки и ботвиньи на квасе, свекольники, легкие овощные супы. Если не было поста, готовили лапшу с мясом, грибами или на молоке. Щи, борщи, солянки, рассольники и уха делали стол разнообразным и не требовали дорогостоящих ингредиентов.

Классическая русская окрошка готовится из двух овощей. Один овощ обязательно имеет нейтральный вкус (вареный картофель, брюква, морковь, свежие огурцы), а другой имеет ярко выраженный вкус и запах (петрушка, сельдерей, эстрагон). В окрошку добавляют рыбу с нейтральным вкусом, говядину или курятину. Обязательные элементы окрошки - вареные яйца и сметана. В качестве приправы используется горчица, черный перец или соленые огурцы.

Щи - одно из древнейших блюд русской кухни. Щи замечательны тем, что не знают сословных границ. Хотя богатые и бедные используют различные ингредиенты для приготовления щей, основной принцип не меняется. Специфический вкус щей получался только в русской печи, где щи настаивались несколько часов после готовности. Обязательные компоненты щей - капуста и кислый элемент (сметана, щавель, яблоки, рассол). В щи добавляется морковь или корень петрушки, пряные травы (зеленый лук, сельдерей, укроп, чеснок, перец), мясо и иногда грибы. Кислые щи готовятся из квашеной капусты; серые щи - из внешних зеленых капустных листьев; зеленые щи - из щавеля.

Ухой первоначально называли мясной бульон. Только в 17 веке за этим словом закрепилось его современное значение - рыбный бульон или суп. В ухе используется минимум овощей. Классическая уха - это крепкий бульон, подаваемый к рыбным пирогам. Для ухи лучше всего подходит речная свежая рыба небольших размеров. Каждый вид рыбы в русской кухне готовили отдельно, не смешивая с другими, чтобы насладиться чистым вкусом. Поэтому в русских кулинарных книгах описывается уха из каждого вида рыбы отдельно.

Третья перемена блюд классической русской трапезы - мясные и рыбные блюда и каши. Зачастую большие куски мяса варились в супе или в каше и подвались как отдельное блюдо. В древней русской кухне не приветствуется измельчение мяса, оно готовится и подается целым куском. Пример этого обычая - жаркое из целой птицы, молочного поросенка или окорок. Единственное исключение из правила - холодец или студень. Гарниром к мясным блюдам служили каши и вареные овощи. Иногда подавали моченые кислые яблоки, клюкву и квашеную капусту. Мясные подливы нехарактерны для традиционной русской кухни. Котлеты стали достоянием русской кухни только в 18-19 веке. Пельмени стали популярны только в 19 веке, но так гармонично вписались в структуру русской кухни, что не вызывают сомнений в своем происхождении.

Завершают русскую трапезу десерты. В русской кухне существует множество мучных блюд: пирожки, блины, пряники, куличи, ватрушки, сырники, кулебяки, расстегаи. Древние русские напитки (сбитень, квас), оригинальны и не встречаются в традициях других народов, хотя медовуха и пиво известны везде, где есть мед и хмель.

Рецепты русской кухни

Постный борщ
Ингредиенты:
1 головка репчатого лука,
1 свекла,
1 морковь,
2 ст. л. растительного масла,
1 баночка томатной пасты,
5 средних картофелин,
1 топинамбур,
1 качан капусты или кольраби,
соцветия укропа,
лавровый лист,
чеснок,
соль.

Приготовление:
Пожарьте репчатый лук, добавьте свеклу и тертую морковь и тушите до полуготовности, добавьте томатную пасту. В кипящую воду поместите картофель и топинамбур, посолите и варите 10 минут. Добавьте капусту или кольраби и варите еще 10 минут. Добавьте тушеные овощи, соцветия укропа, поварите еще 5 минут, добавьте лавровый лист и раздавленный чеснок и снимите с огня. Борщ в тарелке посыпьте укропом.

Голубцы
Ингредиенты:
1 кочан капусты,
800 мл мясного бульона,
0,5 стакана сметаны,
200 г мясного фарша,
1 луковица,
2-3 ст.л. сала,
0,5 стакана молотых сухарей,
0,5 стакана вареного риса,
1 ст.л. муки,
2 желтка,
перец, соль по вкусу.

Приготовление:
Сало и лук пропустите через мясорубку, добавьте фарш, муку, сухари, рис, желтки, перец и соль и перемешайте. Кочан капусты размягчите над паром, отделите листья и заверните в них по ложке фарша. Уложите голубцы в кастрюлю с бульоном, доведите до кипения, добавьте сметану и тушите 20-25 минут. Также голубцы можно готовить в пароварке.

Архиерейская уха
Ингредиенты:
200 г осетрины,
150 г картофеля,
1 луковица,
1 корень петрушки,
400 мл куриного бульона,
20 мл сухого белого вина,
зеленый лук, укроп, черный перец, лавровый лист по вкусу.

Приготовление:
В кипящий бульон положите нарезанные овощи и варите до полуготовности, затем положите рыбу и доведите до готовности. Пряности и вино добавьте перед подачей на стол.

Караси в сметане
Ингредиенты:
караси,
мука,
растительное масло,
сметана,
соль,
перец.

Приготовление:
Карасей выпотрошите, крупных нарежьте на куски, посыпьте солью и перцем и оставьте на несколько часов. Обваляйте в муке и жарьте на топленом масле. Когда одна сторона поджарится, залейте сметаной и доведите до готовности. Подавайте с гречневой кашей.

Жаворонки
Булки в виде жаворонков пекли на Сретение (15 февраля) в честь скорого прихода весны.
Ингредиенты:
1 кг муки,
30 г дрожжей,
130 г сливочного масла,
1 стакан молока,
0,5 стакана сахара,
1 яйцо,
50 г изюма,
соль.

Приготовление:
Разведите дрожжи в молоке, добавьте муку, растопленное масло и сахар. Замесите тесто пока оно не перестанет приставать к рукам. Оставьте тесто в теплом месте на 1-2 часа, чтобы оно увеличилось в объеме в 2-3 раза. Раскатайте тесто в жгут, разрежьте на небольшие кусочки и сверните их узлом. Сформируйте концы узлов в виде головы и хвоста жаворонка, воткните изюминки на место глаз, на хвосте сделайте надрезы. Смажьте жаворонков яйцом, взбитым с сахаром, и выпекайте 15-20 минут.

Блины-скороспелки
Ингредиенты:
1 ст.л. масла
200 г просеянной муки,
100 г молока,
1 яйцо,
1 желток,
соль и сахар по вкусу.

Приготовление:
Смешайте все ингредиенты и оставьте на 30-40 минут. Вылив тесто для блина на сковороду, украсьте другую сторону укропом, переверните. Подавайте блины с медом, сметаной или вареньем.

Пасха
Ингредиенты:
1 кг творога высокой жирности,
150 г сливочного масла,
3-4 яйца,
3 ст.л. сметаны,
1 стакан сиропа из любого варенья,
100 г изюма,
сахар и ваниль по вкусу.

Приготовление:
Протрите творог через сито. Разотрите яйца с небольшим количеством сахара и смешайте с творогом. Добавьте размягченное масло, сметану и изюм и размешайте. Влейте сироп, непрерывно помешивая. На дно кастрюли или формы положите марлю, выложите на нее массу и придавите тяжелым гнетом. Оставьте в холодильнике на 10-12 часов, после чего достаньте пасху за края марли и украсьте цукатами и орехами.

Ольга Бородина

  • — Сбитень —

    Сбитень или взвар заморские купцы, приезжавшие на русскую землю, часто именовали «славянским глинтвейном». Хотя с горячим вином у этого то ли напитка, то ли десерта было не так уж много общего. Готовили его чаще всего на основе меда и разнообразных трав. Получалась густая сладкая масса, которую можно было пить, разводя до жидкого состояния, или есть как варенье. Иногда в сбитень добавляли брагу, тогда он действительно становился алкоголем и приобретал дополнительные согревающие качества. Подавали этот продукт к столу в глиняных сбитницах.

  • — Серые щи —

    Это блюдо было бы легко приготовить и в наши дни, если бы не утерянный самый главный ингредиент - крошево. По дошедшим до нас древним рецептам выходит, что это перебродившая несколько дней измельченная до крайней степени капуста с неизвестными специями и травами. Именно она придавала серым щам неповторимый вкус и остроту. Крошево для серых щей заготавливали в бочках и держали в погребе. Всю зиму таким образом можно было лакомиться главной русской пищей.

  • — Жареный лебедь —

    Кто сегодня станет есть лебедей, этих изящных и обладающих романтической репутацией птиц? Это трудно вообразить, а между тем, отсутствие традиции готовить эту дичь связано лишь с тем, что рецепт приготовления утрачен. Без особых маринадов, которыми пользовались повара древнерусских князей, жаря лебедя, невозможно сделать это мясо вкусным и мягким. К столу русской знати этот деликатес вместе с простоквашей и уксусом подавали вплоть до 18 века, а затем искусство готовить его кануло в Лету.

  • — Тавранчук —

    Одно из самых загадочных блюд старорусской кухни, которое входило и в монастырское, и в светское меню. Причем готовить его можно было из рыбы, из мяса, и даже из грибов. Главное взять для этого дела большую глиняную сковороду и поставить в печь, чтобы продукты томились. В тавранчук добавляли соленые огурцы, репу и сельдерей. Если основным ингредиентом была рыба, он считался постным.

  • — Пигус —

    Эта кислая похлебка с огурцами составляла серьезную конкуренцию щам на Руси. При этом рецепт пигуса, даже совсем приблизительный не упоминается нигде. До нас дошло это название из словаря Даля и произведений Тургенева, в которых он упоминал эту похлебку в ряду с другими старинными кушаньями - саламантами, кокурками и киселями.

  • — Пареная репа —

    Царицей русской кухни была репа, и многочисленные блюда из нее заменяли мясо, рыбу и крупы в старинных поваренных книгах. Сейчас ни рестораны, ни домашняя кухня не знают, что делать с этим овощем, чтобы он не отпугивал своим странным запахом и непонятной консистенцией. А раньше это был действительно самый простой способ наесться - нарезал репу соломкой, сложил, посолив, в глиняный горшок и отправил в печь. Богатое витаминами блюдо готово уже через несколько десятков минут.

  • — Холодец из вишен —

    Своеобразный древнерусский пудинг с добавлением вина был в ходу у наших предков довольно продолжительное время. Но постепенно набор специй и пряностей, который надо добавлять в это блюдо, затерялся, а методы приготовления были забыты. Сегодня можно найти рецепты, согласно которым холодец готовится из вишен без косточек, томится несколько часов, охлаждается и подается как десерт. Но все это не оригинальные способы, а вкус настоящего вишневого холодца мы никогда не узнаем.

  • — Джур —

    А этот рецепт перестали использовать, возможно, из-за слишком специфического запаха и вкуса. Его основа - овсяная мука - в процессе обработки давала опару и начинала пахнуть чем-то вроде дрожжей. Знахари называли это блюдо супом долголетия, потому что по количеству витаминов и полезных вещей оно оставляло далеко позади всех конкурентов. В овсяную основу часто добавляли мясо или молочные продукты, поэтому такой суп был еще и питательным.

Древнерусский этап развития русской кухни длился почти 500 лет. О своеобразии кухни того периода мы можем судить по одному из древ­них письменных памятников - книге «Домострой», которая была напи­сана советником царя Ивана IV Грозного Сильвестром. По сути, эту кни­гу вполне можно считать первой кулинарной книгой на Руси, ведь автор составил список современных ему блюд и напитков. Кухня того времени отличалась строгими правилами и традициями, которые соблюдались в каждой семье. Самым лучшим кушаньем считалось то, которое сделано по рецепту, полученному от матери или бабушки. Всегда было принято внимательно присматриваться, как готовится одно и то же блюдо у раз­ных хозяек. Древнерусская кухня требовала четкого следования рецепту­ре, а кулинарные фантазии не особенно приветствовались. Еда была простой, не очень разнообразной, но подаваемые блюда и напитки должны были быть многочисленны, особенно на праздничном столе. Своеобразие древнерусской кухни определялось как продуктами, кото­рые использовались, так и способами их приготовления. Блюда в старо­русской кухне разделялись на мучные, молочные, мясные, рыбные и рас­тительные.

К кушаньям, приготовленным из муки, относился, в первую очередь, хлеб, преимущественно ржаной, который появился несколько веков назад и до сих пор остается характерным именно для русских. Ржаной хлеб считался полезнее пшеничного, ему приписывались многие лечебные свойст­ва. Пшеничный хлеб был так называемым хлебом для праздника. Он пода­вался в особых случаях и пекся в виде калачей.

Второе место среди мучных продуктов по праву занимали пироги. Пи­роги по способу приготовления были «пряжные», их жарили на масле, и «подовые», выпекаемые в печи. Подовые всегда готовились из квасного теста, на дрожжах, а пряжные могли быть приготовлены и из постного. Пироги имели продолговатую форму и разную величину. Большие называ­лись пирогами, а маленькие - пирожками. Все пироги, за исключением сладких, подавались к горячему.
К другим видам блюд, выпекаемых из теста, относился каравай. Он представлял собой сдобный хлеб, приготовленный самыми разными спо­собами. Тесто для «битого» каравая взбивалось в отдельной посуде на мас­ле, для «ставленого» - на молоке, для «яицкого» - на яйцах. А еще из тес­та делались курник, оладьи, котлома, сырники, блины, хворосты и висели.

Некоторые из этих блюд мы с успехом го­товим и сегодня. К мучным блюдам отно­сились также кисели, которые по тради­ции заваривали мукой и, конечно, различ­ные каши.
Молочные кушанья были представле­ны, прежде всего, лапшой с подливом в нее свежего или топленого молока, мо­лочными кашами и всеми видами молоч­ных продуктов: творогом, сметаной, кис­лыми сырами.

Мясо на Руси ели вареным или пече­ным. Вареное мясо подавалось в первых блюдах: щах, ухе, рассолах или под взвара­ми (соусами). Запекали мясо в печи. При­нято было употреблять баранину, говяди­ну и птицу (кур, уток, гусей). Готовили и мясо дичи: оленину, лосятину, зайчатину, и мясо дикой птицы: уток, гусей, лебедей, рябчиков и перепелов.

Русь всегда изобиловала рыбой, как морской, так и речной. Ее вялили, суши­ли, солили, готовили под взварами и на пару. Рыба подавалась и в первых блю­дах: рассольниках, ухе, солянках (селян­ках). Ее ели печеной. Особым лакомст­вом всегда считалась икра, особенно свежая зернистая - из осетра и белоры­бицы. Икру употребляли с уксусом, перцем и луком, ее варили в уксусе или мако­вом (миндальном) молоке или жарили.

Особо следует отметить способ и технологию приготовления русских национальных блюд. Печи, построенные для отопления жилища, служили одновременно и для приготовления пищи. В русской кухне издавна про­цесс готовки сводился к варке или выпеканию продуктов в русской печи (жарение было заимствовано у татар позднее). Вареная пища только отва­ривалась, а то, что было предназначено для печения, только пеклось. Та­ким образом, народная русская кухня не знала ни соединения продуктов, ни их комбинирования, ни двойной тепловой обработки. Вся технология горячего приготовления сводилась к нагреву. Тепло печи могло быть трех степеней: «до хлебов», «после хлебов», «на вольном духу», но всегда пища готовилась без непосредственного контакта посуды с огнем, нагреваясь только через толстый слой раскаленных кирпичей. Температура при этом могла быть либо все время постоянной, либо падающей, если печь посте­пенно остывала, но никогда не бывала возрастающей, как это принято при современном приготовлении на плите.


Главная особенность русской пе­чи - равномерный, устойчивый жар, который держится очень долго и по­сле того, как печь уже закончили топить. В зависимости от температурно­го режима в печи каждый раз готовилось разное кушанье. При температу­ре 200 °С пекли знаменитые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники и шаньги; запекали целого поросенка или гуся. В остывающей печи можно было томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пи­щи, приготовленной в русской печи, был совершенно особым за счет того, что кушанья получались томлеными или полутомлеными.

На семейные торжества и православные праздники во всех семьях, не­зависимо от достатка и сословия, принято было готовить одни и те же оп­ределенные блюда. Уже в древнерусский период большое значение приоб­рела обрядовая кулинария, эта традиция сохранялась очень долгое время, практически до советской власти.
Среди праздничных блюд особо следует отметить те, что готовились на Масленицу, которая отмечается в преддверье Великого поста. Главным отличием этого праздника являлось разгульное веселье и обилие блинов.

Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу. И главным блюдом были блины. На лакомки, то есть в среду Масленой не­дели, тещи приглашали «на блины» зятьев с дочерьми, отсюда и пошло вы­ражение «к теще на блины». Особенно этот обычай соблюдался в отноше­нии молодых, недавно поженившихся. Как правило, в этот день собира­лась на гулянье вся родня. Зато в пятницу на тещины вечери зять угощал блинами тещу с тестем. Правда, угощение было весьма своеобразным. Ку­рьез заключался в том, что званая теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кад­ку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и ка­душку с маслом.

Самые разнообразные поверья и традиции связаны с блинами у рус­ских людей. Существовала примета, что, если накормить роженицу блина­ми, роды пройдут легко, а новорожденный будет крепким и здоровым. И на поминальном столе блины были обязательным кушаньем, символизи­руя, с одной стороны, замкнутый круг земного бытия, а с другой - беско­нечность существования жизни духовной. Никто не знает, когда блины впервые появились на русском столе, но известно, что они были ритуаль­ным блюдом еще у славян-язычников.

Разделение блюд на постные и скоромные произошло в русской кухне очень рано и оказало большое влияние на формирование дальнейших тра­диций. С одной стороны, строгое разграничение постного и скоромного стола привело к некоторому однообразию используемых продуктов и блюд, но, с другой стороны, обогатило русскую кухню грибными и рыб­ными блюдами, кушаньями, приготовленными из лесных ягод и трав (кра­пивы, сныти, лебеды и др.).

Что же представляло собой постное меню? Самыми распространенными были жидкие кушанья: похлебки, полевки, соло-духа, кулага, толокно, овсяный кисель с по­стным маслом, а также квашеная капуста, соленые грибы, грибные кушанья, каши из ячневой, овсяной, пшенной, перловой, гречневой круп, намного позже - печеный картофель. Пожалуй, самая известная пост­ная еда - тюря. Это холодная подсоленная вода с кусочками хлеба и репчатым луком.
Часто во время поста готовили толок­но, которое делалось из овса, обжаренно­го, точнее выдержанного в продолжение ночи в уже не слишком горячей, но доста­точно теплой печи.

Мука, полученная из такого зерна, теряла способность образо­вывать клейковину, но зато хорошо набухала в воде и быстро загустевала. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой воде, которую слегка подсаливали. Оно было любимым лакомством детворы. Из загустевшего толокна дети лепили рыбок, петушков, зайчиков - и забава, и вкусно, и го­лод прогоняет. Толокном обычно полдничали или ужинали перед сном.

Полевка - это жидкая похлебка, которую приготавливали из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста - расчины. Расчину стави­ли закисать накануне. Когда она достаточно закисала, в горшочке кипяти­ли воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и «закола­чивали» колотовкой (приспособление, которое вырезали из молодого, тщательно оструганного соснового деревца, на котором оставляли вееро­образные тонкие сучки длиной 3-4 см). Полевку заправляли луком, суше­ными грибами, а в некоторые дни поста сельдью или вяленой рыбкой.

За Великим постом следовал самый главный православный праздник - Пасха, или Воскресение Христово. Пасхальный стол отличался празднич­ным великолепием, был обильным и очень красивым. Запекали поросен­ка, барашка или окорок, жарили телятину. Цветами украшали блюда, а так­же стол, иконы и дом. Для пасхальной трапезы до сих пор пекут сдобные куличи, готовят творожные пасхи и красят яйца. По древней традиции, яйца красили и ук­ладывали на блюдо среди специально про­рощенной зелени овса и пшеницы.

Рождество Христово - один из самых светлых христианских праздников. Вечер накануне Рождества - Рождественский со­чельник или сочевник, получил название от слова «сочиво» - ритуального кушанья, приготавливаемого из макового сока с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже - риса. Сочивом на­чиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, а также на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая кутья, была разной по составу. Так, рождественскую кутью го­товили постной. Ее приготавливали с маковым, миндальным, ореховым, конопляным соком с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лес­ных орехов, миндаля. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В древности был обычай навещать дом, в котором по­явился новорожденный, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабки­ны пироги. В отличие от рождественской постной кутьи, бабкину готови­ли «богатой». На поминках подавали постную поминальную кутью - «ко­ливо». Кстати, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос в древности тоже называли «коливо». Отсюда, возможно, и название ку­тьи, так как старообрядцы, например, готовили ее только из красной пше­ницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.

Среди семейных праздников, на которые было принято готовить спе­циальные блюда, можно выделить свадьбу и поминки.

Традиционную русскую свадьбу обычно играли осенью, а подготовка к торжественному дню могла длиться около двух месяцев и состоять из не­скольких этапов, ни один из которых нельзя было пропустить, это счита­лось плохой приметой. Что касается свадебного обеда, то на этот счет су­ществовал целый свод правил и установлений. На русском свадебном столе кушанья были глубоко символичны. Тесто всегда было символом благополу­чия и плодородия. Поэтому на свадьбу в первую очередь готовили каравай. В некоторых губерниях словом «каравай» называли саму свадьбу. А каравай­ником - специальный свадебный чин. На свадьбу обязательно пекли и пи­роги. Руководить выпечкой могла только женщина, живущая с мужем в любви и согласии и имеющая добрых детей: считалось, что семейный лад через пирог передается молодым. Каравай украшали цветами и веточками калины (символ любви). Тот из молодых, кто откусит самый большой кусок
пирога, и будет хозяином в доме. При этом новобрачным за праздничным столом не разрешалось есть то же, что ели остальные гости. Жениху можно было отведать не­много каравая с сыром и выпить вина, не­весте чаще всего не дозволялось и этого, но свадебный стол должен был ломиться от яств. В центре стола ставили каравай в окружении медовых пирогов и калачей, саек, ватрушек, пряных коврижек. К свадебному пиршеству готовился специаль­ный пирог - «курник» с запеченными внутри яйцами и украшенный кури­ной головой из теста. С древних времен дошел до нас обычай кормить но­вобрачных курицей перед праздничным ужином втайне от всех. Курицу непременно подавали и гостям. Еще одно обязательное для русской свадь­бы угощение - свинина. Блюда из свинины должны были обеспечить моло­дым богатство и благополучие. Надо сказать, что до XVII в. на Руси не зна­ли ни танцев, ни оркестров, так что единственным развлечением на свадь­бе было застолье. Когда съедались закуски, вносили жареного лебедя (у простого народа лебедя заменял жареный петух). Жених должен был до­тронуться до птицы рукой и велеть ее резать. Поесть жених и невеста мог­ли только по окончании общего застолья в своей опочивальне.

Очень важным застольем, наполненным многочисленными символич­ными блюдами, была поминальная тризна. Непременными кушаньями на обеде после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах - рыбный пирог, блины. Кутья, как правило, вари­лась из цельных, нераздробленных зерен - чаще всего пшеницы. Кутья, как и зерно, из которого она приготовлена, знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Готовили кутью обычно сладкой, с медом или патокой. Говорили, «чем слаще кутья, тем жальче покойника». Кутью следовало взять ложкой три раза. Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведен­ным водой или брагой. Полагали, что ими «торили дорогу покойнику». Как правило, блины подавались на 9-й и 40-й день, а в день похорон блины на стол не ставились. В некоторых местностях подавали еще муковню - за­варенную кипятком муку с молоком, или кулеш - кашу с салом. Ели ложка­ми (ножами и вилками за поминальным столом не пользовались очень долго), а пирог разламывали руками. В дни поста поминальный стол дол­жен был быть постным.

Интересно, что в традиционной русской кухне было не принято смеши­вать продукты, и даже постный стол поначалу представлял собой блюда, в которых каждый вид овощей, грибов или рыбы приготавливался отдель­но. Овощи - капусту, репу, редьку, горох, огурцы - ели сырыми и солеными или парили, варили, пекли. Такие блюда, как салаты, никогда не были свой­ственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как одно из заимствований с Запада. И даже тогда они пона­чалу делались преимущественно с одним овощем, отчего и назывались «салат огу­речный», «салат свекольный», «салат кар­тофельный». Грибы и рыбу тоже не смеши­вали. Их варили и солили отдельно друг от друга. Рыбную уху варили из одного сорта рыбы. Чтобы разнообразить вкус блюд, употребляли специи. Использовались лук и чеснок, причем в весьма больших коли­чествах, петрушка, анис, кориандр, лавро­вый лист, черный перец и гвоздика, по­явившиеся на Руси уже с X-XI вв., а позд­нее, в XV - начале XVI вв., этот набор был дополнен имбирем, корицей, кардамоном, аиром и шафраном. Блюда готовились и с добавлением различных масел: конопляного, орехового, макового, дере­вянного (оливкового), и значительно позднее - подсолнечного.
В средневековый период начинают употреблять жидкие горячие блю­да, получившие общее название «хлёбова». Это уха и щи, изготовленные на растительном сырье, а также различные виды мучных супов.
Молоко и мясо поначалу употребляли достаточно редко. Причем неко­торые виды мяса были совсем под запретом, например телятина. Мясо ва­рили, добавляли в щи и каши, но почти не жарили. Из молока делали тво­рог и сметану.

Главными сладостями в старорусской кухне считали мед и ягоды, из ко­торых варили варенья. Ягоды также сушили, смешивали с мукой и яйцами и делали пряники.

Cовременная кухня при всем своеобразии и отличии от старинной русской кухни, все же связана с поварским искусством наших предков традициями, определяющими ее национальный характер.

Сейчас утеряны многие старые рецепты, забыт вкус огромного количества русских национальных блюд, стали недоступными многие продукты, которые появлялись на столах наших предков, и все же не стоит забывать замечательные традиции русского кулинарного искусства. Очень многие старинные кушанья могут стать украшением нашего стола, сделать современное меню изысканнее, разнообразнее и полезнее. Именно поэтому хочется вспомнить седую старину, дошедшую до нас из старых книг и журналов, из рассказов наших бабушек и прабабушек.

Традиции русских людей, связанные с приемом пищи, складывались под влиянием самых разных факторов, среди которых очень важное место занимают всевозможные религиозные запреты на еду Так, в лексиконе россиян часто встречаются такие слова, как «пост и «мясоед». В период постов (их насчитывается более 200 дней в году) запрещается есть мясную и молочную пищу, а в мясоед этот запрет снимается.

Такое чередование постных и мясоедных периодов неизбежно сказалось на русской кухне. Она изобилует кушаньями из грибов, овощей, круп. рыбы, приправленных растительными жирами Зато праздничный стол русских отличается обилием блюд из мяса, птицы, дичи и рыбы, приготовление которых требует определенного мастерства и довольно значительных затрат времени.

Старинные русские трапезы

Обычно русское застолье начиналось с закусок — квашеной капусты, огурцов, грибов, моченых яблок и т. п. Салаты стали делать позднее, при Петре I, когда стало заметным влияние французской, голландской и других европейских кухонь.

После закусок переходили к супу. Отметим, что русская кухня располагает богатейшим набором первых блюд. Здесь и щи. и борщи, и рассольники, и уха, и солянки, и окрошки, и ботвиньи — все невозможно перечислить, и каждое из этих кушаний может стать подлинным украшением любого стола.

За первым блюдом следовала каша, которую в народе величали праматерью хлеба- и считали, что «русского мужика без каши не накормишь- Думается, что такое отношение к кашам сохранилось и по сей день, да вряд ли многие знают, что такое рождественская кутья или неповторимый, изысканный вкус гурьевской каши.

В дни мясоеда повара услаждали вкус именитых людей изысканными кушаньями из мяса и потрохов, в то время как в желудок русского мужика попадало сравнительно небольшое количество мяса, которое большей частью было не свежим, а прошедшим длительное хранение (солонина). Вероятно поэтому традиционных русских блюд из мяса существует немного. Зато стол русских всегда изобиловал всякого рода рыбой и дичью, приготовленной самыми различными способами.

Современные десерты, безусловно, отличаются от сладких блюд старой Руси, и тем любопытнее представляется нам знакомство со старинными рецептами «заедок, подававшихся в конце трапезы

Невозможно не упомянуть и о бесконечном разнообразии старинных русских напитков: сбитней, квасов, медов, морсов и т. д.

Впрочем, кулинарные истины познаются на вкус, не правда ли?..

Многие традиционные старинные кушанья сегодня не только не употребляют в пищу, но о многих и не слышали. Готовились эти кушанья в русской печи.
В основном кушанья готовились из цельнозернровых продуктов, польза которых очевидна.

Блюда из русской печи.

Солянка
Солянка известна всем. Но то, что она является исконно русским блюдом, думаю знают немногие. А ведь это крестьянская еда, деревенское, сельское кушанье, которое раньше называлось не сОлянка, а сЕлянка, просто со временем буква Е была заменена на О.
Произошло это не случайно, потому что так называются супы, которые соединяют в себе компоненты щей (это капуста и сметана) и рассольника (огурцы, огуречный рассол). Вкус этих супов солёно-кисло-острый, из-за добавления острых приправ, лимонного сока, огуречного рассола или солёных (или маринованных)грибов. Раньше в такие супы добавляли квас. Вот старинный рецепт приготовления солянки в русской печи:
Сварить мясной или костный бульон. Огуречный рассол прокипятить, снять накипь, соединить с кипящим бульоном.
Вареные и жареные мясные продукты нарезать кубиками, огурцы, помидоры — ломтиками, лук нашинковать. Соленые грибы и свежую капусту обдать кипятком, после чего нарезать.
Перечисленные продукты вместе с маслинами, каперсами, зеленью, остальными пряностями и сметаной положить в глиняный горшок, залить кипящим бульоном и поставить в печь на 10—15 мин. Можно использовать и эмалированную кастрюлю, в этом случае солянку прогреть (припустить) на медленном жару, не давая кипеть (в течение 10—15 мин).

ТЮРЯ
Самое распространенное старинное постное блюдо представляет собой миску холодной подсоленной воды с плавающими в ней кусочками хлеба и накрошенного репчатого лука.
В тюрю также добавляли сырые овощи, листья, коренья, травы, съедобные дикорастущие.
1 л воды, 2 ст. ложки мелких сухариков из ржаного хлеба, 1 луковица, 1 ст. ложка свежего мелко рубленного подорожника, 1 ст. ложка мелко нарубленной свежей лебеды, соль, 1 ст. ложка растительного масла.

ПОЛЕВКА
Это похлебка из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста — расчины. Расчину ставили накануне, и, когда она достаточно закисала, из нее готовили полевку. В горшке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и взбивали колотовкой (мутовкой). Полевку заправляли луком, сушеными грибами, вяленой рыбой, снятками.

СОЛОДУХА
Солодуху ели в дни Великого и Рождественского постов.
Это жидкое блюдо, что-то вроде десерта: кисло-сладкое на вкус. Приготавливалась из ржаного солода, т.е. ржаного зерна, хорошо пророщенного, высушенного, смолотого и просеянного.
В глиняном горшке кипятили воду, охлаждали, засыпали солод и приколачивали (интенсивно перемешивали) мутовкой, чтобы не было комков.
Горшок ставили на припек, и, пока русская печь томилась, солодуха стояла в тепле.
В горшок с солодухой время от времени бросали кусочки льда или снега, чтобы она не перегревалась. При этом солодуха разжижалась, и в нее также время от времени добавляли ржаной солод, чуть-чуть подсыпая и часто перемешивая. Когда процесс соложения закончен (это расределяется по степени сладости), горшок ставят в печь, доводят до кипения, тотчас вынимают из печи, быстро охлаждают, опускают в горшок корочку ржаного хле6а и, прикрыв сверху чистым рушником, ставят в теплое место.
Солодуха настаивается, закисает, приобретает хлебный кисло-сладкий вкус, медовый аромат и розоватый цвет.

КУЛАГА РЖАНАЯ
Кулагу готовили из ржаного солода, она была сладкой на вкус. Впрочем, можно готовить ее и из ржаной муки.
В кипящую воду всыпают ржаную муку и проваривают до густоты киселя. Потом добавляют кусочек льда (в деревнях кладут чистый снег), закрывают плотно крышкой и ставят в русскую печь на сутки. Готовая кулага — розового цвета. По вкусу ее заправляют медом.

ЗАВАРУХА-ПОВАЛИХА
В кипящую подслащенную воду всыпают просеянную пшеничную муку, проваривают. На смазанную жиром сковороду выкладывают горкой смесь, делают в середине углубление, наливают туда топленое масло и запекают до румяной корочки. Подают с простоквашей.

ТОЛОКНО
В XVI и XVII вв. в большом употреблении было толокно, приготовленное из овсяной муки с водою.
Это блюдо готовили из овса, выдержанно в продолжение ночи в теплой русской печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, зато хорошо набухала в воде и быстро густела. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой водой, приправленной солью.

ЛОГАЗА
Это каша из ячменной крупы, варится она с чечевицей или горохом.
Разотрите горсть вареного гороха, разведите бульоном. Всыпьте ячменной крупы, соли, варите 20 минут. Кушают эту кашу с постным маслом, медом или сахаром.

КОЛИВО
Крупу ячневую промойте, отварите в воде на умеренном огне, снимая все время пену. Как только крупа начнет выделять слизь, лишнюю воду слейте, кашу переложите в другую посуду, добавьте молоко и варите до мягкости крупы и загустения, все время помешивая.
Мак подготовьте: залейте крутым кипятком, дайте распариться, через 5 минут воду слейте, мак промойте, вновь залейте крутым кипятком и слейте, как только начнут появляться капельки жира на поверхности воды.
Распаренный мак перетереть в ступке, добавляя по половине чайной ложечки кипятка к каждой столовой ложке мака. Мак смешайте с загустевшей, размягченной ячневой кашей, добавив мед, прогрейте 5 минут, непрерывно помешивая, снимите с огня, заправьте вареньем или медом.

2 стакана ячневой крупы, 3 л воды, 1 стакан молока, 0,75—1 стакан мака, 2—3 ст. ложки меда, 2 ст. ложки клюквенного или смородинового варенья.

ДЖУР (ЖУР)
Еще со времен Владимира Мономаха поселяне кушали джур - блюдо из овсяной муки (овсяный кисель). К джуру (журу) добавлялись сушеные яблоки, вишни, калина, иногда постное масло, мед. Кушали с молоком.
Овсяную муку разводят теплой водой и ставят в теплое место на 2-3 часа, чтобы поднялась опара. Затем процеживают и ставят варить, постоянно перемешивая кашу.
Мука овсяная — 800 г, вода — 2 стакана.

За многовековую историю нашей страны русский народ изобрел огромное количество кулинарных рецептов. Долгие столетия русская кулинария находилась в незаслуженном пренебрежении: европейские гурманы считали ее варварской и грубой. Но, несмотря на отсутствие мирового признания, русская кухня развивалась, перенимала чужой опыт, обогащалась новыми блюдами и рецептами.

Главенствующую роль на русском столе всегда играли супы . Слово "суп" появилось в русском языке только в конце XVIII в. До этого жидкие блюда назвались "хлебова". Хлебова подразделялись на щи, кальи, ухи, солянки, борщи и похлебки; летом обычно ели холодные супы: окрошки и ботвиньи на квасе, свекольники, легкие овощные супы.

Наибольшей популярностью, конечно же, пользовались щи - их насчитывалось до 60 видов: с мясом, с рыбой, головизной, с грибами, щи ленивые, пустые, суточные, зеленые, кислые, из крапивы и т.д. Хотя богатые и бедные используют различные ингредиенты для приготовления щей, основной принцип не меняется. Обязательные компоненты щей - капуста и кислый элемент (сметана, щавель, яблоки, рассол). В щи добавляется морковь или корень петрушки, пряные травы (зеленый лук, сельдерей, укроп, чеснок, перец), мясо и иногда грибы.

Кислые щи готовятся из квашеной капусты; серые щи – из внешних зеленых капустных листьев; зеленые щи – из щавеля. Ухой первоначально называли мясной бульон. Только в XVII веке за этим словом закрепилось его современное значение – рыбный бульон или суп.

В ухе используется минимум овощей. Классическая уха – это крепкий бульон, подаваемый к рыбным пирогам. Каждый вид рыбы в русской кухне готовили отдельно, не смешивая с другими, чтобы насладиться чистым вкусом. Поэтому в русских кулинарных книгах описывается уха из каждого вида рыбы отдельно.

Классическая русская окрошка готовится из двух овощей. Один овощ обязательно имеет нейтральный вкус (вареный картофель, брюква, морковь, свежие огурцы), а другой имеет ярко выраженный вкус и запах (петрушка, сельдерей, эстрагон).

В окрошку добавляют рыбу с нейтральным вкусом, говядину или курятину. Обязательные элементы окрошки – вареные яйца и сметана. В качестве приправы используется горчица, черный перец или соленые огурцы.

Еще одно важнейшее блюдо русского национального стола - каша . Первоначально это было обрядовое, торжественное блюдо, употребляемое на праздниках и пирах. В XII в. слово "каша" даже было синонимом слова "пир". Утратив постепенно свой обрядовый смысл, каша, тем не менее, на долгие века стала главным повседневным блюдом россиян. Каша находила признание не только на народном, но даже и на царском столе.

Петр I, например, так любил ячневую кашу, что объявил ее "любимой романовской". Чтобы "облагородить" царскую любимицу ячневую крупу в XIX в. переименовали в "перловую", т.е. "жемчужную" (от слова "pearl"). Похвальную преемственность поколений и близость к народу продемонстрировал и Николай II: на торжественном обеде в честь его коронации в 1883 г. гостям была подана ячневая каша.

Одно из самых древних русских блюд - блины . Никто не знает, когда блины появились на русском столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Самые разнообразные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами: блины были обязательным блюдом на поминках, ими же кормили роженицу во время родов. Одна из сохранившихся до наших дней традиций, связанных с блинами - Масленица - древний языческий праздник. В течение целой недели перед Великим Постом во всех русских домах пекут блины и едят их с различными закусками - икрой, сметаной, рыбой, мясом, грибами.

Другое знаменитое русское мучное блюдо - черный хлеб . Он непопулярен в других странах, но в России без него не обходится ни один обед. Черный ржаной хлеб появился в России в IX в. и сразу стал самым любимым блюдом. Его ели и в богатых дворянских домах, и в крестьянских избах. Белый же пшеничный хлеб стали выпекать гораздо позже, а широкое распространение он получил только в начале XX в.

Белый хлеб воспринимался как праздничная еда. Поэтому выпекался он не в пекарнях, как черный, а в специальных булочных, где его слегка подслащивали.

Другое мучное лакомство, известное на Руси еще до принятия христианства и дожившее (правда, в измененном виде) до сегодняшнего дня, - пряники . Сначала пряники состояли из смеси ржаной муки с медом и ягодным соком - они даже назывались "медовым хлебом". Это были самые простые и, наверное, самые вкусные пряники, поскольку мед составлял в них почти 50%. Однако постепенно в пряники стали добавлять все больше пряностей: корицу, гвоздику, кардамон, лимонную цедру, мускатный орех, бадьян, мяту, анис, имбирь и т.д. Пряности стали отличительной особенностью пряничного теста. Из-за изменения рецепта выпечка поменяла и свое название.

Конечно, говоря о русских мучных блюдах, нельзя не упомянуть о пирогах - самом известном и любимом блюде русской кухни. Это одно из подлинных национальных изделий, которое дошло до нас из глубокой древности, избежав каких-либо иностранных влияний. Пироги издревле и по сей день пекутся по праздникам, недаром же слово "пирог" произошло от слова "пир". При этом каждому празднеству соответствовал особый вид пирогов, что стало причиной разнообразия форм, начинок и видов пирогов. Какие только пироги не пекли на Руси: с мясом, рыбой, сельдью, молоками, яйцами, творогом, грибами, кашей, репой, луком, капустой. Пироги становились и десертом, если в качестве начинки использовались ягоды и фрукты. Пироги и пирожки поныне остаются одним из любимейших русских блюд, отведать которое можно как в дорогом ресторане, так и в гостях у друзей. С XVI в. мы можем говорить о различиях кухни монастырской, сельской и царской.

В монастырской - играли главную роль овощи, травы, зелень и фрукты. Они составляли основу питания монахов, особенно во время постов. Сельская кухня была менее богата и разнообразна, но тоже по-своему изысканна: за праздничным обедом полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще - главная трапеза на Руси. В старые времена в более или менее богатых домах по очереди подавали четыре блюда: холодную закуску, суп, второе, и пироги или пирожки. А вот на пирах бояр стало появляться огромное количество блюд, доходящее до 50. За царским же столом подавалось 150-200.

Обеды длились 6-8 часов подряд и включали почти десяток перемен, каждая из которых в свою очередь состоит из двух десятков одноименных блюд: десяток сортов жареной дичи, соленой рыбы, десяток сортов блинов и пирогов. Блюда готовились из целого животного или растения, всякого рода измельчения, перемалывания и дробления пищи использовались только в начинках для пирогов. Да и то очень умеренно.

Рыбу для пирогов, например, не измельчали, а пластовали. На пирах было принято пить мед до застолья, как возбуждающее аппетит, и после него, в заключение пиров.

Пищу же запивали квасом и пивом . Так происходило до XV в. В XV веке в России появилось "хлебное вино", т. е. водка. Однако, несмотря на разницу в количестве блюд у богатых и бедных, характер пищи сохранял национальные черты. Характер приготовления блюд русской кухни в значительной степени обусловлен особенностями русской печи, которая в качестве очага столетиями верно служила и простому городскому люду, и знатным боярам, и посадским крестьянам.

Конструкция русской печи обуславливала способ приготовления пищи. Так как посуда нагревалась не снизу, а с боков, ее боковые поверхности должны были иметь максимальную площадь для прогревания всего содержимого. Отсюда округлая форма горшков и чугунков и обилие в древнерусской кухне тушеных, вареных, томленых и печеных блюд. Печи были большими, в них можно было готовить одновременно несколько кушаний. Несмотря на то, что пища порой слегка отдавала дымом, у русской печи были и преимущества: блюда, приготовленные в ней, отличались неповторимым вкусом.

При Петре I в кухнях россиян стали появляться плиты и посуда, приспособленная для жарения и варки на открытом огне: кастрюли, противни, шумовки. Готовка в русской печи, придавая русской кухне своеобразие, в то же время ограничивала разнообразие тепловой обработки блюд. Не допускалось смешивание продуктов, их перемалывание, дробление (особенно это относилось к мясному столу - даже в пирогах рыбу и мясо не измельчали, а пластовали). К тому же над русской кухней довлела церковная традиция: для каждого дня, сообразно его значению в церковном календаре, был заранее назначен стол. Даже богатые люди вели этот своеобразный гастрономический календарь, который, конечно, не способствовал развитию кулинарной фантазии их поваров.

К концу XVII века популярен стал студень (от слова "студеный", то есть холодный: во-первых, студень и должен быть холодным, иначе растечется по тарелке; во-вторых, ели его обычно зимой, от Рождества до Крещения, то есть в самое холодное время года). Из напитков самыми популярными были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также и настойки.

Медовуха - напиток на основе пчелиного меда - был покрепче, а потом появилась и водка. Но главным русским напитком издревле оставался хлебный квас . С чем только его не делали - от изюма до мяты! Французские кулинары воспитали целую плеяду блестящих русских поваров, которые внесли свой значительный вклад в развитие русской и мировой кухни.

Блюда, придуманные ими, получали вполне русские названия. Например, "Пожарские котлеты", дань которым отдавал даже Пушкин. Автор этих знаменитых куриных котлет, обваленных в сухариках, - жена владельца трактира в Торжке - Дарья Пожарская. Рассказывают, что Александр I неожиданно остановился в Торжке по причине поломки экипажа. Отобедать было решено в наиболее приличном трактире Пожарского, где в меню значились котлеты из телятины. Их и заказали к царскому столу. Но в трактире не оказалось телятины, поэтому Дарья приготовила котлеты из кур. Эти котлеты очень понравились царю и вскоре стали популярным русским блюдом.

Еще одни знаменитые русские котлеты - киевские - имеют довольно занятную историю. Впервые эти котлеты, состоящие из цельных куриных грудок с растопленным маслом внутри, были поданы в начале XX в. в ресторане Купеческого Клуба на Невском проспекте. Тогда эти котлеты назывались "ново-Михайловскими" в честь Михайловского дворца, находящегося поблизости. Время безжалостно отнеслось и к Купеческому Клубу, и к его ресторану, однако пощадило изобретенное поварами блюдо. Долгое время оно оставалось в забвении, однако в 1947 г. котлеты были поданы узкому кругу украинских дипломатов на обеде по случаю возвращения их делегации из Парижа, где они подписывали мирный договор с Германией. Именно тогда котлеты получили новое крещение и новую жизнь.

К сожалению, не все русские блюда имели счастливую судьбу. Многие из исконно русских кушаний сегодня, увы, утратили свое значение для русского человека, многие рецепты и вовсе не сохранились. Так, например, былое разнообразие рыбных блюд ныне сведено почти к минимуму: исчезли классические рыбные блюда вроде "тельного ". Связано это, конечно, не только с утратой традиции, но и со значительным оскудением рыбного богатства России. Почти вышли из употребления и многие овощи, уступив место привозным, прижившимся на русской земле. Так до появления картофеля огромную роль в питании русского человека имела репа , которая по праву считается прародительницей овощных культур, возделываемых на Руси. Этот овощ прекрасно хранится, поэтому его ели круглый год в разных видах.

Деревенским лакомством считалась вяленая репа, по вкусу напоминающая сухофрукты. Кстати, в отличие от своих потомков, русские люди использовали в пищу не только сами корнеплоды, но и ботву, делая из нее салаты и начинку для любимых супов (особенно вкусной считалась свекольная ботва). Серьезный урон русской кулинарной традиции нанесло отсутствие записей.

Первое подобие поваренной книги было составлено в 1547 г. Однако вместо подробных рецептов был составлен лишь список русских блюд - без всякого объяснения, что и как следует готовить. Последствия этого легкомыслия были плачевны: названия блюд оказались такими, что сегодня ученые - знатоки русского языка - не могут расшифровать и четвертой части этих записей. Как, например, готовится блюдо под загадочным названием "Щипанаа подпарная"? Вероятно, рецепт этого кушанья так и останется вечной загадкой. Не больше дальновидности проявили русские кулинары и в более позднее время.

Первые поваренные книги в России появились в XVIII в. - на волне увлечения французской кухней. Рецепты русских блюд в эти поваренные книги вставлялись лишь как дополнение, поскольку русская еда считалась плебейской. К тому же составители были уверены, что записывать русские рецепты просто нет необходимости, поскольку "любая баба знает, как это готовить". Это оказалось величайшим заблуждением. Когда в начале XIX в. повара стали восстанавливать русскую кулинарную традицию, оказалось, что рецепты многих блюд уже утеряны и выяснить их уже не у кого.

Первая книга русских рецептов "Русская Поварня" была составлена тульским помещиком в 1816 году. Автору книги пришлось составлять многие описания по памяти, из-за чего "Русская Поварня" далеко не отражала всего богатства блюд русского национального стола.