Развитие образования в индии кратко. Обучение в индии

До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Уровень грамотности в Индии значительно вырос. Впервые со времён достижения независимости, число неграмотных в стране за последнее десятилетие сократилось более чем на 31,9 млн. человек. Результаты переписи населения 2001 г. показали, что в период с 1991 по 2001 гг., когда рост населения в возрастной группе от 7 лет и выше составил 171,6 млн., ещё 203,6 млн. человек стали грамотными. В настоящее время число грамотных составляет 562,01 млн. человек, из них 75% -мужчины и 25% – .

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ПОВСЕМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (LOK JUMBISH)

В Раджастхане был запущен инновационный проект Лок Джамбиш. Его цель – обеспечить образование для всех. В 1997-1998 гг. была проведена перепись школ в 4006 деревенях, открыто 383 начальных школ, 227 начальных школ переведены в разряд средних школ и открыто 2326 неформальных центра в рамках проекта, создано 286 женских объединений. В целом проект “Народное движение за повсеместное образование” способствовал качественному улучшению образования. В частности, были усовершенствованы учебники для 1-4 классов, которые стали использоваться во всех школах Раджастхана.

ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИН

С достижением независимости правительство Индии предприняло ряд шагов, которые были направлены на снижение неравенства по половому признаку, в особенности после принятия Национальной политики в области образования в 1986, предоставившей женщине определённые преимущества. Кроме того, в документе также признаётся тот факт, что образование женщин является одним из важнейших условий их участия в процессе развития страны. Ниже перечислены ключевые программы и документы, направленные на улучшение положения женщин: 1) Женское Собрание (Махила грамотность, которая способствовала повышению спроса на образование, в особенности Самакхья) стало одной из самых успешных попыток по укреплению положения женщин и их образования. Собрание действует в 46 районах; 2) Кампания за повсеместную грамотность среди женщин. Из 450 районов, где проводилась кампания, в большей их части доля женщин составила 60% в общем числе взрослых-участников программы; 3) в рамках программы поддержки школьного образования (Operation Blackboard Scheme) работу получили 147 тыс. учителей, из которых 47% - женщины; 4) неформальные центры образования, созданные исключительно для девочек, на 90% поддерживаются центральным правительством. Доля этих центров была увеличена с 25 до 40%; 5) в 163 районах с низким уровнем грамотности среди женщин проводится районная программа начального образования; 6) профессиональное обучение; 7) Университетская Комиссия по предоставлению грантов (University Grants Commission) призывает институты проводить исследования в области женского образования и выделяет средства на эти цели. Комиссия также оказала поддержку 22 университетам и 11 колледжам в создании центров женского образования; 9) Национальная стратегия по увеличению участия женщин в образовательных сферах, которая в настоящее время находится на доработке.

После обретения независимости Индией уровень грамотности среди женщин значительно вырос. В 1951 году только 7,3% женщин были грамотными, в 1991 году этот показатель достигал 32,29%, а в настоящее время он составляет 50%.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

ВЫСШЕЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее образование можно получить в 221 университетах страны. Среди них 16 являются центральными университетами, а остальные функционируют в соответствии с актами штатов. Общее число колледжей в стране составляет 10555.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. Кроме государственного сектора в создании технических и управленческих институтов принимали участие и частные организации.

Индия – удивительная страна. Говорят, что люди, которые в ней побывали, меняются навсегда. Здесь все построено на совершенно других принципах, которые не приняты в обычном мире. Так, одной из самых противоречивых является система образования Индии. В стране ведется активная борьба с кастовой системой и безграмотностью. Конечно, мы не будем рассматривать учебные заведения в частности, ведь на многие из них без слез не глянешь. Проанализируем целостную картину образования в стране и разберем основные аспекты.

Что и говорить, в Индии очень сложно с образованием. Многие люди живут очень бедно и не могут себе позволить дополнительные затраты. Свое влияние имеет менталитет жителей и тяжелая экономическая обстановка в стране. Конечно, проведенная сравнительно недавно образовательная реформа немного улучшила шансы на получение образования, но после окончания школы более половины детей все равно не имеют необходимых средств. Если же родители готовы потратить деньги на образование ребенка, то последний получит тот уровень знаний, который будет не ниже европейского. Но, к сожалению, в большинстве школьных заведений условия проживания плачевные. К примеру, есть школы, где дети вынуждены сидеть на полу, а роль парт выполняют обычные камни. Вместо доски – обычный прямоугольник, нарисованный на стене.

Дошкольное образование

Детских садиков в Индии совсем нет (по крайней мере, в том виде, к которому мы привыкли). Там роль няньки и учительницы до школьной скамьи часто выполняет мама. Если же оба родителя заняты на работе, то ребенка приходится оставлять у родственников. В случае, когда нет и такой возможности, то создаются специальные группы, которые прикреплены к подготовительной школе. При этом дети для большего удобства разделяются по возрасту и времени пребывания в группах. В принципе, ежедневного обучения в группе с воспитателем ребенку вполне достаточно, чтобы получить азы и подготовиться к школе. При этом дети изучают не только основы мира, но и языки (индийский и английский).

Часто после выбора группы родители могут не переживать о поступлении в школу, ведь по «окончанию» очередного возрастного уровня малыш переводится туда автоматически. Но в некоторых случаях родителям все же приходится «поломать голову» над дальнейшим образованием для своего чада.

Школа

Как мы уже говорили, школьное образование в Индии для детей бесплатное, но многие состоятельные родители все же ориентируются на частные школы или престижные государственные учреждения. Стоимость обучения при этом обойдется в сумму около 100 долларов США в месяц. Стоит отметить, что качественную государственную школу, где можно было бы получить хорошее образование, найти достаточно сложно. В частных школах выше качество образования, ведь там дети получают полный объем знаний (в том числе и языковых). После окончания частного заведения ребенок полноценно владеет тремя языками – английским, языком своего штата и хинди.

Практически в каждом частном учебном заведении используются индивидуальные подходы к обучению, применяются новаторские методики, которые получают хорошие отзывы в мире. Уникальная особенность абсолютно всех индийских школ – бесплатное питание для детей. Конечно, о шикарном меню мечтать не стоит, но свой бутерброд с маслом ребенок получает. После выбора школы родители должны «забить» себе место, выплатить первоначальный взнос и собрать необходимые для поступления бумаги.

Высшее образование Индии

Что касается высшего образования, то здесь Индия занимает лидирующие позиции. В ней работает более двухсот вузов, шестнадцать из которых считаются центральными. Первое место по престижности занимает университет Наланда, который был создан еще в пятом веке нашей эры. Он отличается уникальным колоритом и богатой историей.

В Индии много узкопрофильных университетов. К примеру, в Индира Кала Сангитх студентов знакомят с индийской музыкой, а в Рабинда Бхарати – с языком тагороведения и бенгали. Из наиболее престижных университетов стоит выделить Мумбайский, Раджастханский, Калькуттский и университет Ганди.

В последние несколько лет особую популярность получили ВУЗы с технической направленностью, которые выпускают высококвалифицированных инженеров. Такие специалисты в стране становятся все более востребованными, особенно на фоне развивающейся экономики Индии. Что касается системы образования, по которой обучаются студенты, то она практически полностью копирует британский вариант. В высших заведениях есть три ступени – бакалавр, магистр или доктор наук, каждую из которых студент может освоить.

Люди в Индии стремятся к знаниям, вопреки стереотипам, которые сформировались о стране в европейских странах. Единственный минус заключается в бедности, что усложняет образовательный процесс в Индии.

Большинство людей считают, что Индия на данный момент входит в число развивающихся стран, а значит, и образованию уделяется недостаточно внимания. На самом деле это утверждение в корне неверно. Индия уже выбралась из того неприятного экономического положения, и сейчас учебные заведения страны предоставляют высший уровень образования. Многие знают, что эта страна обладает богатейшим историческим наследием. Ранее Индия занимала лидирующие позиции на рынке образовательных услуг. Затем страна испытала тяжёлый период, который закончился несколько десятилетий назад. Образованию в Индии уделяется очень много внимания, государство как никогда нуждается в высококвалифицированных специалистах.

История образования

Говоря об обучении в этой стране, невозможно обойти тему истории. Как известно, Индия была самым крупным культурным и образовательным центром во всём мире. В 700 году до н. э. именно здесь был основан первый университет. В Индии было положено начало таким серьёзным наукам, как алгебра и тригонометрия. На территории этой страны был создан санскрит (древний литературный язык), который стал основой многих других европейских языков.

История образования в Индии настолько многообразна и обширна, что не хватит целой вечности, чтобы всё изучить. Здесь зародилось искусство кораблевождения. Как ни странно, ещё оттуда пошло слово, которое сейчас звучит как «навигация». В те времена оно звучало «навгатих», что в переводе означает «кораблевождение».

Образование в Древней Индии считалось на тот момент самым качественным. Местный учёный Щридхарачария ввёл понятие квадратных уравнений. Каждый год совершались открытия, которые на сегодняшний день являются очень ценным достоянием.

Дошкольное обучение

Стоит отметить, что детских садов в нашем понимании в этой стране не существует. В Индии принято, чтобы мать сидела с ребёнком до определённого возраста и обучала его. Эта традиция берёт своё начало ещё с древних времён и прилежно исполняется.

Однако в последнее время, в связи с тем, что оба родителя вынуждены работать, ребёнка оставить просто не с кем. Поэтому при подготовительных школах стали создаваться определённые группы. Они подразделяются по возрасту детей и времени нахождения в них воспитанников. Обычно малыши проводят там несколько часов, обучаясь во время игр с воспитателем.

В большинстве случаев, если ребёнок состоит в одной из таких групп, он идёт в школу, при которой она создавалась. Тогда родителям не нужно тратить своё время на выбор учебного заведения. Дошкольное образование в Индии представлено только этими группами, в которые ходят далеко не все дети.

Школы

В стране есть закон, который определяет, что все граждане, независимо от социального статуса, должны получить основное среднее образование. Здесь есть ряд бесплатных общедоступных школ, однако рекомендуется всё же отдать своего ребёнка в частное учреждение. Это связано с качеством образования, уровень которого в престижных школах намного выше. Стоимость такого удовольствия составит примерно 100 долларов в месяц.

Система образования в Индии построена таким образом, что обязательным является окончание 10 классов. Дети поступают в школу в возрасте 4 лет и проходят обучение до 14. Затем те, кто решил продолжить получение образования, поступают в старшую школу на 2 года.

Особенность частных учреждений состоит в упоре на знание языков. Там обучают не только хинди, но и английскому. Причём после окончания школы ребёнок свободно говорит на обоих языках.

Высшее образование в Индии

В этой стране существует 3 ступени высшего образования: бакалавриат, магистратура и докторантура. Продолжительность обучения напрямую зависит от выбранной специальности. Так, при желании стать экспертом в области торговли придётся учиться три года. А период обучения при получении специальности в области медицины или сельского хозяйства составляет четыре года. Чтобы поступить в высшее учебное заведение на любую из программ, необходимо иметь аттестат о полном среднем образовании. После окончания бакалавриата есть возможность обучаться в магистратуре.

Самыми популярными специальностями в университетах Индии считаются информационные технологии, менеджмент, ювелирное дело и фармакология. Для местных жителей обучение может быть бесплатным. Что касается иностранных студентов, то им бюджет предоставляется только при наличии гранта. Цена получения образования, по сравнению с европейскими университетами, является низкой. Чтобы обучаться в наиболее престижном высшем учебном заведении, необходимо платить 15000 долларов в год. Большую популярность здесь приобрело дистанционное образование.

Лучшие вузы страны

Индия занимает третье место во всём мире по количеству высших учебных заведений, здесь их более 200 учреждений, где обучаются около шести миллионов человек. Каждый вуз имеет свою особенность, которая выделяет его среди других. Образование в Индии выходит на новый уровень именно благодаря уникальности учреждений.

Одним из самых старейших вузов является Университет Наланда. Он был основан в пятом веке н. э. Недавно прошла реконструкция, и до 2020 года там будет функционировать 7 факультетов. Раджастханский университет готовит лучших специалистов в области сельского хозяйства.

Одним из ведущих вузов Индии является Университет имени М. Ганди. В этом вузе работают лучшие преподаватели. Здесь можно получить специальность по следующим программам: медицина, физика, химия, нанотехнологии, философия и т. д. Уровень образования в Индии довольно высок именно благодаря таким учебным учреждениям.

Как проходит образовательный процесс?

Главной особенностью обучения в этой стране является преподавание на английском языке. Практически все учебные заведения Индии используют этот язык для общения со студентами. Чтобы поступить в какой-либо из вузов, необходимо хорошо знать английский. Школ и университетов, где преподают на русском языке, в Индии нет.

Учебный год начинается здесь не в сентябре, а в июле. Причём каждое учебное заведение выбирает дату начала семестра (от 1 до 20 июля). Каникулы у индийских студентов выпадают на май и июнь, которые являются самыми жаркими месяцами в году. Что касается формы, то девушки всегда носят длинные платья, а парни могут надевать рубашку или майку с шортами.

Как поступить в вуз иностранцу?

Чтобы стать студентом одного из высших учебных заведений Индии, необходимо иметь аттестат о полном среднем образовании. Стоит отметить, что свидетельство российского образца приравнивается к индийскому. То есть не нужно проходить дополнительные курсы, за исключением английского. Документ, подтверждающий знание самого популярного в мире языка, является обязательным условием для поступления на бакалавриат.

Чтобы стать магистром, нужно предоставить аттестат о полном среднем образовании и диплом бакалавра. Единственное условие для всех документов - они должны быть переведены на английский, а копии заверены нотариусом. Практика вступительных экзаменов отсутствует, лишь некоторые учебные заведения устраивают дополнительные испытания.

Стипендии и гранты

До недавнего времени образование в Индии бесплатно могли получить только местные жители. Однако в связи с повышением уровня популярности вузов такая возможность теперь доступна иностранцам. Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо заполнить заявку. Ежегодно ведущие университеты Индии выделяют несколько бюджетных мест для иностранных граждан. Организовывает всё это дело Совет по культурным связям.

Гранты предоставляются по разным специальностям. Любой желающий может подать заявку, может, именно ему посчастливиться стать студентом одного из индийских вузов.

Граждане России и стран СНГ могут получить бесплатное образование в Индии с помощью программ государственного финансирования. Наиболее популярной среди них является ITEC. Данная программа предлагает обучение на бюджетной основе федерального вуза Индии по одной из специальностей: "менеджмент", "банковское дело" или "связи с общественностью". При этом в рамках этого предложения студенту выплачивается стипендия в размере 100 долларов ежемесячно. Плюс ко всему, предоставляется бесплатное проживание в гостинице или общежитии.

Условия жизни для студентов

Необходимо отметить, что, несмотря на высокий уровень образования в Индии, жить здесь не так уж и легко. Это связано с различиями в условиях, к которым мы привыкли. Например, если взять питание, то вы не найдёте привычного мяса, хлеба или кисломолочных продуктов. В Индии есть только птица и лепёшки. В аптеках не продаётся йод и другие обычные лекарственные средства.

С дорожным движением здесь также проблемы. Светофоры и пешеходные переходы установлены только в крупнейших городах. На улицах можно увидеть много нищих и грязных людей. Те, кто считает себя брезгливым, не смогут прожить в Индии.

Перспективы устройства на работу после учёбы

Если говорить прямо, то найти работу иностранному студенту, который не имеет индийского гражданства, невероятно сложно, практически невозможно. Ситуация в стране на данный момент такова, что на одно вакантное место претендуют около 500 специалистов высшей категории, в совершенстве владеющих хинди и английским языком. Иностранец, который вряд ли хорошо знает местный язык, на их фоне явно проигрывает.

По сути, единственным шансом является зарекомендовать себя во время учёбы как талантливого и ответственного студента. Крупные предприятия идут на сотрудничество с вузами и не упускают по-настоящему грамотных специалистов, в том числе иностранцев. Поэтому нужно показать себя с наилучшей стороны, если есть желание остаться в стране.

В данной статье мы рассмотрели кратко образование в Индии. Теперь каждый может сделать для себя и вывод и составить мнение об уровне обучения в этом государстве.

Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в средневековом индийском обществе определенную эволюцию. Наряду с существованием древней кастовой системы образования в Индии к V в. зародились иные элементы культуры и образованности. Они проявились в нарастании среди трех высших каст различий при получении образования. Наивысшее образование адресовалось брахманам, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей других высших каст. Вайшья, например, должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, измерять вес, площадь, объем и пр., знакомиться с основами географии, изучать иностранные языки, набираться опыта в торговых сделках и пр. Все эти знания приобретались не только у учителей, но и у родителей.

Более толерантный характер имела буддийская система образования, которая не принимала во внимание кастовых различий. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав педагогические функции монахам. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины изгоняли. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Со временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика. Срок обучения составлял 10-12 лет.

Продолжалось сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система. Эта система пришла в упадок в XI-XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под властью вторгнувшихся мусульман. Огню были преданы многие индуистские храмы и буддийские монастыри, хранилища рукописей. Чинились препятствия развитию культуры и образования индусов и буддистов. Лишь много позже властители стали благосклоннее относиться к обучению немусульманского населения.

Воспитание и образование в средневековой Индии не являлись прерогативой государства и рассматривались как личное дело человека и семьи, в зависимости от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских учений - брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал ислам.

Мусульманская педагогическая концепция в Индии приобрела заметно интеллектуалистский смысл. Считалось, что вершины воспитанности достигает человек, познавший и активно использующий знания - «истинные идеи». Предполагалось, что усвоению истинных идей мешают два препятствия: неточность слов и неясность мысли. Предлагалось находить адекватные слова и мысли для понимания истинных идей. Среди наук, необходимых для решения таких педагогических задач, на особое место ставилась логика.

Система мусульманского образования в средневековой Индии во многом сходна с той, которая существовала во всем исламском мире. Вместе с тем она имела свои особенности. Образование можно было получать с помощью домашних учителей и в школах. Организованное образование предназначалось для мужчин. Однако почти каждая богатая семья приглашала учителей для обучения девочек. Школы существовали при мечетях и монастырях. Доминировали обучение у частных учителей и обучение в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых покровителей. В конце обучения преподаватели могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка рукописей, за которую платили немалые деньги. Существовали четыре типа мусульманских заведений начального и повышенного начального образования: школы корана (занятия чтением Святой книги без уроков письма и счета); персидские школы (занятия счетом, чтением и письмом на образцах персидской поэзии); школы персидского языка и Корана (сочетание программ, принятых в школах двух первых типов); арабские школы для взрослых (занятия чтением и толкованием Корана, литературное образование в духе персидской традиции). Высшее образование мусульмане могли получать в медресе и монастырских учебных заведениях - даргабах. К числу наиболее крупных заведений можно отнести даргаб в Дели. Высокой репутацией пользовались медресе Хайрабада, Джампура, Фирозабада. Расцвет этих центров просвещения пришелся на XV-XVII вв. В этот период в десятках учебных заведений, насчитывающих тысячи студентов различных конфессий, преподавали известные ученые и литераторы со всего Востока. Обучение в медресе и даргабах шло на персидском языке (фарси), который использовали чиновники и ученые. Студенты-мусульмане в обязательном порядке изучали и арабский язык. В программу входили также риторика, логика, метафизика, теология, литература, юриспруденция. Обучение было в основном устным. Однако постепенно учебная литература, которой пользовались студенты, становилась все более многообразной.

Примечательные попытки реформирования образования в Индии относятся к XVI в. Император Джелальаддин Акбар (1542-1605) и его ближайший советник Абул Фазл Аллами (1551-1602) поставили цель путем образования более эффективно и организованно готовить верных слуг государства. Для этого они вознамерились обновить принципы обучения и воспитания. Аллами выступал против деспотического домашнего воспитания, религиозного фанатизма и сословности обучения. Источником человеческих пороков он считал дурное воспитание. Правоверный мусульманин, Аллами признавал, впрочем, божественную предопределенность жизни и характера человека.

Реформами планировалось ввести в обязательные учебные планы светские науки: арифметику, алгебру, геометрию, медицину, агрономию, основы управления, астрономию. Был составлен обширный список предметов, которые рекомендовалось изучать. Новшества отразили стремления приблизить воспитание к практическим потребностям своего времени. Вот как об этом говорил Акбар: «Никто не должен пренебрегать требованиями дня». Была предпринята попытка ввести для всех жителей, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование. Была провозглашена политика веротерпимости, двери мектебов и медресе были открыты для немусульман, чтобы те могли готовиться к государственной службе.

Смелые планы Акбара и Аллами были утопичными. Отсутствие материально-педагогических предпосылок, серьезного контроля, мусульманский фанатизм последующих правителей привели к тому, что эти планы по большей части остались нереализованными.

Система образования в Индии на протяжении последних десятилетий претерпевает существенные изменения в сторону развития и усовершенствования. Причина тому — стремительный рост экономики страны и увеличение потребности в квалифицированных научных и рабочих специалистах. Большое внимание уделяется всем уровням образования — от дошкольного до высшего, получение хорошего образования и достойной специальности среди населения страны является одной из насущных жизненных задач. Учёба в высших учебных заведениях Индии становится всё более популярной и среди иностранных студентов. Тем более, что существует ряд традиционных способов, позволяющих бесплатно получить образование и не только высшее, но и послевузовское.

Ступени и виды образования в Индии

Учебно-образовательная система Индии включает в себя несколько этапов:

  • дошкольное образование;
  • школа (средняя и полная);
  • средне-профессиональное образование;
  • высшее и послевузовское образование с получением учёных степеней (бакалавр, магистр, доктор).

Соответственно по видам образование Индии подразделяется на среднее, полное среднее, профессиональное, высшее и дополнительное высшее образование.

Негосударственная образовательная система действует по двум программам. Первая предусматривает обучение школьников, вторая — взрослых. Возрастной диапазон — от девяти до сорока лет. Также существует система открытого обучения, в рамках которой в стране работают несколько открытых университетов и школ.

Дошкольное образование

Традиционно в Индии дети младшего возраста всегда находились под присмотром мам и родственников. Поэтому системы детских садов в этой стране попросту никогда не существовало. Проблема стала острой в последние десятилетия, когда зачастую работать в семье стали оба родителя. Поэтому повсеместно в школах были созданы дополнительные группы, действующие по принципу подготовительных классов. Как правило, дошкольное образование начинается с трёх лет, обучение проходит в игровой форме. Примечательно, что уже в этом возрасте дети начинают осваивать английский язык. Процесс подготовки к школе длится один-два года.

Среднее образование

Школьное образование Индии строится по единой схеме. Ребёнок начинает учиться в школе с четырёх лет. Обучение в первые десять лет (среднее образование) является бесплатным, обязательными и осуществляется по стандартной общеобразовательной программе. Основные дисциплины: история, география, математика, информатика и предмет, вольный перевод которого обозначается словом «наука». С 7-ого класса «наука» делится на привычные в России биологию, химию, физику. Также преподаётся «политика», эквивалент нашему естествознанию.

Если в первой ступени школьного образования Индии программа одинакова для всех, то достигая четырнадцати лет и переходя в старшие классы (полное среднее образование), ученики делают выбор между фундаментальным и профессиональным образованием. Соответственно идёт углубленное изучение предметов выбранного курса.

Подготовка к поступлению в вузы происходит в школах. Ученики, которые выбрали профессиональное обучение, переходят в колледжи и получают среднее специальное образование. Индия также богата большим количеством и разнообразием ремесленных школ. Там в течение нескольких лет ученик также помимо среднего образования получает востребованную в стране профессию.

В школах Индии помимо родного (регионального) языка обязательно изучение «дополнительного официального» — английского. Объясняется это необычайно большим количеством языков многонационального и многочисленного индийского народа. Не случайно английский является общепринятым языком учебного процесса, на нём написано большинство учебников. Также обязательно изучение третьего языка (немецкий, французский, хинди или санскрит).

Школьное обучение ведётся шесть дней в неделю. Количество уроков варьируется от шести до восьми в день. В большинстве школ есть бесплатное питание детей. Оценок в индийских школах не существует. Зато два раза в год проходят обязательные общешкольные экзамены, а в старших классах — национальные. Все экзамены письменные, сдаются в виде тестов. Подавляющее большинство учителей в индийских школах — мужчины.

Каникулы в школах Индии относительно непродолжительные. Время отдыха выпадает на декабрь и июнь. В летние каникулы, которые длятся целый месяц, в школах открываются детские лагеря. Там кроме отдыха и развлечений с детьми проводятся традиционные творческие познавательные занятия.

В системе среднего образования Индии работают и государственные и частные школы. Получение среднего школьного образования в государственных школах обычно является бесплатным. Для детей из малоимущих индийских семей, которых в этой стране довольно много, действуют льготы в виде предоставления учебников, тетрадей, стипендий. Обучение в частных заведениях платное, но цены на обучение в них вполне доступны для семей даже с невысоким достатком. Отзывы о качестве обучения зачастую свидетельствуют в пользу частных школ. Существуют также элитные дорогие гимназии, работающие по индивидуальным программам.

Русские школы в Индии

Обучение в Индии для русских детей предусмотрено в трёх государственных школах, которые действуют при дипломатических службах России. Средняя общеобразовательная школа находится в Нью-Дели при российском посольстве. В Мумбаи и Ченнаи при Генконсульствах России работают начальные школы. Обучение для русских детей возможно в заочной форме. Русская школа в Нью-Дели реализует утверждённые программы начального, основного и среднего общего образования. Язык обучения — русский. Конечно обучение для русских детей вполне возможно в обычных индийских школах, как частных, так и государственных. Но все предметы там преподаются почти везде на английском языке.

Высшее образование в Индии

Высшее образование в Индии престижно, разнообразно и популярно среди молодёжи. В стране работают более двухсот вузов, большинство из которых ориентированы на европейские стандарты обучения. Система высшего образования представлена в привычной европейцу трёхступенчатой форме. Студенты в зависимости от срока обучения и выбранной профессии получают степени бакалавра, магистра или доктора.

Среди наиболее популярных и престижных университетов — Калькуттский, Мумбайский, Делийский, Раджастханский, в каждом из этих вузов обучается по 130-150 тысяч студентов. В последние десятилетия в связи с уверенным развитием индийской экономики возросло количество вузов инженерно-технической направленности. Одними из самых привлекательных и достойных выступают здесь индийские институт технологий и институт менеджмента. Причём в последнем 50% обучающихся — иностранные студенты.

Доля выпускников-гуманитариев в Индии составляет порядка 40%. Наряду с традиционными университетами, в стране очень много узкоспециализированных высших учебных заведений, ориентированных в частности на родную культуру, историю, искусство, языки.

Обучение в Индии иностранных студентов

Получение высшего образования в Индии становится всё более популярным среди иностранных, в том числе и российских студентов. Объясняется это несколькими факторами:

  • высокий и всё возрастающий уровень высшего образования в Индии;
  • в сравнении с европейскими ценами обучение в индийских вузах обходится намного дешевле, общая невысокая стоимость проживания в стране;
  • большое количество программ по стажировкам и обмену студентами с университетами Индии;
  • активное государственное стимулирование обучения в виде грантов и стипендий.

Примечательно, что для поступления в индийский университет нет необходимости в сдаче вступительных экзаменов. Тестирование применяется только в частных случаях. Зато существуют жесткие требования к знанию английского языка, без которого дорога в большинство индийских вузов будет закрыта. Во всех более-менее крупных городах Индии существуют недорогие и квалифицированные курсы английского языка.

Для поступления на бакалавриат необходимо предоставить:

  • аттестат полного среднего образования;
  • документ, содержащий сведения о пройденных в школе дисциплинах и оценках;
  • документальное подтверждение платёжеспособности для учащихся на коммерческой основе.

Обучение в индийских вузах актуально и для людей, уже имеющих высшее образование. Для поступления на магистратуру необходимо будет предоставить документ о полном среднем образовании и заверенную копию диплома. При поступлении в докторантуру потребуются соответственно копия диплома магистра и другие документы, свидетельствующие о квалификации поступающего.

Все документы иностранных студентов должны быть легализированы: переведены на английский язык, заверены нотариусом.

Бесплатное образование в Индии

Послевузовское образование в Индии также может быть бесплатным, как и начальное вузовское. На эти цели институты регулярно выделяют гранты, для получения которых как минимум необходимо наличие диплома и всё то же знание английского языка. Бесплатного обучения в Индии можно добиться и с помощью ITEC — программы технического и экономического сотрудничества.