Развитие человека. Возрастные процессы

Размножение – это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Половое размножение – процесс, в котором объединяется генетическая информация от двух особей, образующих гаметы. Женские особи производят яйцеклетки, мужские – сперматозоиды. При оплодотворении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Потомство несет новые генетические комбинации, что отличает их от родителей и друг от друга
Пол человека определяется совокупностью анатомических, генетических и физиологических признаков, отличающих мужской организм от женского.
В состав мужской половой системы входят половые органы: внутренние (семенники, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки) и наружные (половой член и мошонка). Мужские половые железы - семенники (яички) являются парными органами и расположены в мошонке - кожномускульном мешочке. Расположение яичек вне полости тела связано с тем, что нормальное созревание сперматозоидов происходит только при пониженной температуре (- 35 °С). Семенник состоит из семенных канальцев, в которых с периода половой зрелости образуются сперматозоиды. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыводящий проток,а затем смешиваются с веществами,вырабатываемыми простатой и с менными пузырьками, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. Сперматозоиды очень малы и состоят из головки, шейки и жгутика.
Женская половая система включает в себя внутренние (яичники, яйцеводы, матка и влагалище) и наружные(большие и малые половые губы, клитор) половые органы. Женские половые железы - яичники парные и расположены в брюшной полости.
Предшественники яйцеклеток закладываются в организме будущей девочки ещё во время её эмбрионального развития, а их созревание происходит в граафовых пузырьках яичников. Полной зрелости достигают лишь 300-400 яйцеклеток. Период, в течение которого женщина способна к размножению, длится около 30 лет, после чего активность яичников постепенно прекращается.
В среднем раз в 28 дней стенка яичника разрывается в том месте,где изнутри к ней прилежит граафов пузырёк, и яйцеклетка выходит в брюшную полость, откуда через бахромчатую воронкупопадает в яйцевод (маточную трубу). Этот процесс называется овуляцией.
Обычно овуляция происходит поочерёдно то в левом, то в правом яичнике. В то же время на месте лопнувшего пузырька развивается временная железа внутренней секреции - жёлтое тело, которая вырабатывает гормон прогестерон.
Если яйцеклетка будет оплодотворена, то есть наступит беременность, то прогестерон будет обеспечивать протекание беременности. Если же беременность не наступила, то жёлтое тело на 13 - 14-й день после овуляции прекращает выделение прогестерона и разрушается. В это время разросшаяся слизистая оболочка матки отторгается, при этом лопаются довольно крупные кровеносные сосуды,начинается менструация.
Яйцеклетка, попав в яйцевод, начинает продвигаться по направлению к матке за счёт сокращения гладких мышц яйцевода, а также движения ресничного эпителия его стенок. В яйцеводе происходит окончательное созревание яйцеклетки, и здесь она может быть оплодотворена сперматозоидом. Если оплодотворения не происходит, то яйцеклетка выходит в полость матки, где разрушается.
Оплодотворение - процесс, в результате которого сперматозоид сближается с яйцеклеткой и их ядра, в каждом из которых находится по 23 хромосомы, сливаются в единое целое. Клетку, образовавшуюся в результате оплодотворения, называют зиготой.
Её ядро содержит 46 хромосом. Зигота, многократно делясь, даёт начало новому организму.
Оптимальные сроки для оплодотворения - 1 2 часов после овуляции.
При одном выбросе сперматозоидов (эякуляции) во влагалище попадает около 200 млн сперматозоидов, однако в полость матки их проникает гораздо меньше, и лишь несколько сотен доходят по яйцеводу до спускающейся им навстречу яйцеклетки.
Множество сперматозоидов окружают яйцеклетку, и поверхность их головок вступает в контакт с её оболочками. При этом сперматозоиды выделяют фермент, увеличивающий проницаемость оболочек яйцеклетки. Ядро одного сперматозоида проникает в цитоплазму яйцеклетки и вокруг неё образуется особая оболочка, препятствующая проникновению ядер других сперматозоидов.
Развитие организма человека. В развитии зародыша человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Эмбриональный период (в среднем 280 сут.) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.
Начальный период – 1-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и ее прикрепление к слизистой матки.
Зародышевый период – 2-я – 8-я недели. Кровь матери и плода не смешивается.
Органы начинают закладываться к концу 3-й недели. На 5-й неделе образуются зачатки конечностей, на 6-8-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться. К концу 8-й недели закладка органов заканчивается и начинается формирование органов и систем органов.
Плодный период – с 9-й недели до рождения. Головка и туловище формируются к концу 2-го месяца. На 3-м месяце формируются конечности. На 5-м месяце начинаются шевеления плода, к концу 6-го месяца заканчивается формирование внутренних органов. На 7-8-м месяцах плод жизнеспособен. На 40-й неделе наступают роды.
Постэмбриональный период развития ребенка включает следующие периоды: новорожденности – первые 4 недели после рождения; грудной – с 4-й недели до 1 года; ясельный – от 1 до 3 лет; дошкольный – с 3 до 6 лет; школьный – с 6-7 до 16-17 лет.
Человек готов к размножению постоянно: с момента полового созревания и до старости. Для того чтобы держать процесс размножения под контролем, люди прибегают к контрацепции(способы предотвращение беременности).
Она предполагает половые сношения без зачатия ребёнка.

Размножение. Развитие человека. Возрастные процессы

Вариант 1

1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – Б; 7 – А; 8 – В; 9 – Б; 10 – А; 11 – Б; 12 – В; 13 – А; 14 – А; 15 – Б; 16 – В.

Вариант 2

1. Яйцеклетки, сперматозоиды, зигота. 2. 46, девочка, мальчик. 3. Семенники, сперматозоиды, предстательной. 4. Яичниках, фолликулах, 28. 5. Трубе, матки, зародыш. 6. Плацента, хориона, пупочный. 7. Беременность, 40, предков. 8. Матки, легкие, пуповины. 9. Безусловным (врожденным), грудное, зубы. 10. Развивается, половое, зрелости.

Вариант 3

1. Мужские половые клетки – сперматозоиды – мелкие, подвижные, состоят из головки с ядром, шейки и хвостика. Женские гаметы – яйцеклетки – крупные, неподвижные, содержат ядро и большое количество цитоплазмы с питательными веществами, развиваются в особых пузырьках – фолликулах. Цикл созревания и развития яйцеклетки составляет 28 дней. Цикл развития сперматозоида – 70–75 дней, время движения по семявыносящим протокам 10–15 дней, жизнеспособность на воздухе – 24 часа, в организме женщины – 3–4 дня.

2. Мужские гаметы содержат Х– и Y-хромосомы, а женские только Х-хромосомы. Сочетание половых хромосом в момент оплодотворения определяет пол будущего ребенка, при комбинации XX рождается девочка, а при комбинации XY – мальчик.

3. Оплодотворение заключается в слиянии ядер сперматозоида и яйцеклетки, этот процесс происходит в маточной трубе. Яйцеклетку окружают множество сперматозоидов и начинают выделять ферменты, разрушающие защитные слои яйцеклетки. После проникновения одного сперматозоида оболочка яйцеклетки становится непроницаема для других мужских гамет. При слиянии отцовских и материнских хромосом формируется зигота с 46 хромосомами и начинается многократное деление, приводящее к формированию многоклеточного шарообразного зародыша, который постепенно перемещается в матку и внедряется в ее слизистую оболочку.

4. Плацента (детское место) – орган, осуществляющий взаимосвязь между развивающимся зародышем и материнским организмом, и выполняющий следующие функции: газообмен; питание; выделение; иммунная защита (поступление готовых антител); секреторная функция (выделение гормона, сохраняющего плод и останавливающего развитие следующей яйцеклетки). Кровь плода и матери не смешивается, обмен веществ идет через стенки капилляров.

5. В процессе развития эмбрион человека повторяет определенные стадии, характерные его далеким животным предкам, например, у него возникают жаберные дуги, хвост, двухкамерное сердце и т. д., впоследствии эти органы исчезают.

6. Это процесс внутриутробного развития ребенка от оплодотворения до рождения длительностью 40 недель. В это время перестраивается весь организм матери, сильные нагрузки испытывают все системы органов, при этом от состояния здоровья матери зависит и жизнеспособность ребенка, поэтому во время беременности женщина должна следить за своим питанием, режимом сна, труда и отдыха, психологическим состоянием, отказаться от алкоголя, курения, приема лекарств.

7. По окончании развития ребенка выделение особых гормонов, например окситоцина, вызывает непроизвольные сокращения матки (родовые схватки), приводящие к появлению ребенка на свет. Новорожденный кричит, начинает самостоятельно дышать, после чего обрезают пуповину.

8. Новорожденным ребенок считается до 1 месяца, а грудным – до 1 года своей жизни. В этот очень важный период младенец вскармливается грудным молоком, активно развивается и растет, у него формируется множество условных рефлексов, начинается общение с окружающим людьми.

9. Период детства длится от 1 до 12 лет, в это время происходит развитие молочных, а затем постоянных зубов, активный рост и прибавка в весе, овладение речью, чтением, письмом. В 12–16 лет происходит половое развитие, формируются вторичные половые признаки, к 21 году завершается развитие всех систем органов.

10. Зрелый возраст (22–60 лет) является периодом физической и творческой активной работоспособности человека, осуществляется репродуктивная функция. После 60 лет происходит замедление обмена веществ, снижение работоспособности всех систем органов, старение организма; масса и длина тела уменьшаются, происходит атрофия органов.

Вариант 4

1. Размножение – универсальное свойство живых организмов воспроизводить себе подобных, в основе которого лежит процесс деления клеток. Значение размножения состоит в поддержании определенного видового состава на Земле, увеличении количества организмов и регенерации клеток и тканей.

2. В половом размножении принимают участие специализированные клетки – гаметы, образуемые двумя родительскими организмами, содержащие половину набора хромосом. Дочерние особи являются результатом сочетания наследственных признаков обоих родителей, что создает возможность появления новых признаков и свойств и ускоряет темп эволюции; это более прогрессивный способ размножения.

3. С 1 по 5-й день цикла происходит отторжение эндометрия матки вследствие гибели предыдущей яйцеклетки, при этом гипоталамус дает команду гипофизу и половым железам к выделению половых гормонов, стимулирующих развитие нового фолликула с 5 по 7-е сутки. С 7 по 14-й день созревает фолликул, выделяющий гормон эстроген, вызывающий развитие яйцеклетки и разрастание эндометрия матки. Примерно на 14-е сутки наступает овуляция (выход яйцеклетки из фолликула) и до 21-го дня на месте яйцеклетки развивается желтое тело, синтезирующее гормон прогестерон, подготавливающий матку к имплантации плодного яйца. На 21-й день наблюдается максимальная активность желтого тела, и в дальнейшем, если оплодотворения не произошло, желтое тело разрушается, яйцеклетка погибает, и на 28-й день эндометрий матки отторгается.

4. Взаимосвязь плода с окружающей средой осуществляется с помощью нескольких образований. Пуповина – шнуровидный орган, идущий от плаценты, соединяет плод с материнским организмом и осуществляет питание и дыхание плода. Плодный пузырь – особые оболочки, в виде мешка, окружающие плод, осуществляют механическую защиту. Околоплодные воды, заполняющие пространство между плодом и амнионом (внутренней плодной оболочкой), обеспечивают защиту, передвижение и развитие плода.

5. Разнояйцевые близнецы образуются при оплодотворении двух яйцеклеток двумя сперматозоидами, при этом каждый плод имеет свою плодную оболочку и отдельную плаценту. Таким образом, могут родиться младенцы одного или разных полов, похожие друг на друга не более, чем обычные братья и сестры. Однояйцевые близнецы появляются в результате того, что после оплодотворения одной яйцеклетки одним сперматозоидом, зигота делится надвое, и происходит развитие двух эмбрионов с идентичным набором хромосом, это будут однополые дети, при этом каждый плод имеет свою оболочку, но общую плаценту.

6. Наследственные факторы – многие паталогии развития плода объясняются особым сочетанием хромосом, например синдром Дауна; недостаток питательных веществ в рационе матери приводит к замедлению роста и развития эмбриона; инфекционные заболевания матери, например краснуха, приводит к нарушению умственного развития ребенка; лекарства, алкоголь, наркотики, препараты бытовой химии могут вызывать различные мутации; загрязнения окружающей среды (химические, радиационные, биологические) также могут выступать в роли мутагенов и вызывать нарушения в развитии разных систем органов; психологические стрессы матери; соли тяжелых металлов вызывают интоксикацию организма матери и плода; алкоголь вызывает пороки развития, а курение беременной женщины приводит к преждевременным родам, меньшей массе новорожденного и различным нарушениям.

7. В течение 1 месяца внутриутробного развития эмбрион достигает размеров 5 мм, формируется голова, туловище, основные органы. На 2-м месяце появляются конечности, лицо, развивается нервная система, появляются мышцы и начинается окостенение скелета; сформированы мочевыделительная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная системы. К 3-му месяцу развиваются половые органы, голосовые связки, четче прорисовываются рот, нос, глаза, брови, развиваются печень и почки, размер эмбриона – 10 см. На 4-м месяце голова становится меньше туловища, кожа покрывается пушком, растут волосы на голове, начинают работать сальные и потовые железы, печень, желудок, почки, сердце бьется со скоростью 120–140 ударов в минуту. На 5-м месяце мать ощущает движения плода, он учится глотать, появляются ногти, развиваются легкие. 6-й месяц характеризуется увеличением двигательной активности ребенка, усложнением головного мозга, ребенок спит и бодрствует, лицо становится более четким, длина тела достигает 31 см, а масса до 1 кг. На 7-м месяце масса ребенка 1700 г, рост 40 см, ребенок становится жизнеспособным, у него пробуждаются чувства, он способен слышать, осязать, ощущать вкус. На 8-м месяце окончательно сформированы все системы органов, кожа становится бледно-розовой за счет появления подкожной клетчатки, ребенок принимает окончательное положение перед родами. 9-й месяц – подготовка к родам и появление на свет.

187 Запишите определения

Гомологичные хромосомы - это

    Ответ:

    Гомологичные хромосомы - это хромосомы, содержащие одну и ту же линейную последовательность генов и образующие пары во времени мейоза.

Диплоидный хромосомный набор - это

    Ответ:

    Диплоидный хромосомный набор - это совокупность хромосом, заключенных в каждой клетке организма.

188 Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей мужской половой системы, обозначенных цифрами

    Ответ:

    1. Половой член
    2. Мочеиспускательный канал
    3. Крайняя плоть
    4. Яичко
    5. Мошонка
    6. Придаток яичка
    7. Предстательная железа
    8. Семявыносящие протоки

189 Выпишите органы, составляющие женскую половую систему

  • Ответ:

    Яичники, маточные трубы, матка

190 Дополните предложение

Мужские половые клетки - Женские половые клетки -

    Ответ:

    Мужские половые клетки - сперматозоиды образуются в яичках. Женские половые клетки - яйцеклетки образуются в яичниках.

191 Запишите определения

Оплодотворение, зигота, плацента

    Ответ:

    Оплодотворение - это слияние яйцеклетки и сперматозоида.

    Зигота - это зародышевая клетка, которая образуется в результате оплодотворения

    Плацента - со временем, по мере роста зародыша, из окружающих его оболочек и сосудов слизистой оболочки матки, образуется плацента

192 Каковы строение и функции плаценты?

    Ответ:

    Плацента имеет форму диска около 20 см. и толщиной около 5 см. В ней, соприкасаются, не сливаясь друг с другом, кровеносные сосуды матери и зародыша. Через плаценту происходит снабжении зародыша питательными веществами, кислородом. Она также защищает зародыш от чужеродных веществ.

193 Объясните, в чём преимущество полового размножения по сравнению с бесполым

    Ответ:

    При половом идёт скрещивание генов, и наследуют признаки обоих родителей, при бесполом потомки получают геном родителя и собственно от него не отличаются.

194 Дайте характеристику основных этапов развития человека

    Ответ:

    Рождение - После рождения его пуповину перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками. Ребёнок становится самостоятельным.

    Новорожденный - ребёнок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери. Уже через месяц масса его значительно увеличивается, движения усложнятся.

    Грудной ребёнок - В этом возрасте малыш растёт, особенно быстро. Примерно с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов (глаз и тд.) быстро достигают почти взрослых размеров.

    Детство - В период от 1 года до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы. Развиваются речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире.

    Подростковый возраст - В 12-16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. К 15 - 16 годам у мальчиков начинается рост волос на лице и т.д.

    Юношеский возраст - (16 - 21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, все системы органов практически достигают своей зрелости.

    Зрелый возраст - Строение тела в этом возрасте (22 -60) изменятся мало.

    Пожилой возраст - Пожилой возраст (61 - 74 года) прослеживается характерная для этих органов перестройка: обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности.

    Старческий возраст - (75 - 90 лет)

187. Запишите определения.

  • Гомологичные хромосомы - хромосомы, содержащие одну и ту же линейную последовательность генов и образующие пары во время мейоза.
  • Диплоидный хромосомный набор - совокупность хромосом, заключённых в каждой клетке организма.

188. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей мужской половой системы, обозначенных цифрами.

1 - Половой член
2 - Мочеиспускательный канал
3 - Крайняя плоть
4 - Яичко
5 - Мошонка
6 - Придаток яичка
7 - Предстательная железа
8 - Семявыносящие протоки

189. Выпишите органы, составляющие женскую половую систему.

ОТВЕТ: Яичники, матка, маточные трубы, влагалище.

190. Дополните предложения.

Мужские половые клетки - сперматозоиды образуются в яичках . Женские половые клетки - яйцеклетки образуются в яичниках .

191. Запишите определения.

  • Оплодотворение - это слияние яйцеклетки и сперматозоида.
  • Зигота - это зародышевая клетка, которая образуется в результате оплодотворения.
  • Плацента - это эмбриональный орган, образующийся из зародышевых оболочек плода.

192. Каковы строение и функции плаценты?

ОТВЕТ: Плацента имеет форму диска диаметром около 20 см и толщиной до 4 см. Через плаценту плод получает кислород, необходимые питательные вещества. Также плаценты выполняет барьерную функцию, защищая зародыш от чужеродных веществ.

193. Объясните, в чём преимущество полового размножения по сравнению с бесполым.

ОТВЕТ: При половом размножении происходит скрещивание генов, обеспечивается генетическое разнообразие и потомки наследуют признаки обоих родителей. При бесполом размножении дети идентичны родителям, так как получают геном одного предка.

194. Дайте характеристику основных этапов развития человека.

Рождение . После рождения ребёнка его пуповину перерезают, и он становится самостоятельным организмом.
Новорождённый . От рождения до 10 дней. В этом периоде ребёнок слаб и беспомощен. Благодаря врождённым рефлексам он сосёт грудь матери.
Грудной ребёнок . От 10 дней до 1 года. Прорезывание первых молочных зубов, период максимальной интенсивности роста. Формируются изгибы позвоночника. Ребёнок постепенно научается сидеть, стоять, а затем и ходить. Начало познавательного развития.
Детство . 1-3 года. В этот период у ребёнка прорезываются все молочные зубы. Активно развивается речь, память, ориентирование в окружающем мире.
Подростковый возраст . 12-16 лет. Период второго активного ростового скачка. Происходит половое созревание, интенсивное интеллектуальное развитие (самоидентификация, самовоспитание).
Юношеский возраст . 17-21 лет. Окончание интенсивного роста, все системы органов достигают своей зрелости.
Зрелый возраст . 22-60 лет. Стабильные параметры организма. У женщин к концу этого периода заканчивается репродуктивный цикл, наступает климакс.
Пожилой возраст . 61-74 лет. Обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности.
Старческий возраст . 75-90 лет. Структурные и функциональные изменения ЦНС.

ВАРИАНТ 1

.

1) Женские гаметы называются:

А. Фолликулы Б. Яйцеклетки В. Сперматозоиды

2) Половые клетки человека содержат:

А. 46 хромосом Б. 50 хромосом В. 23 хромосомы

3) Мужские гаметы образуются:

A. В предстательной железе Б. В семенниках B. В семявыносящих протоках

4) Период развития яйцеклетки составляет:

А. 30 дней Б. 28 дней В. 25 дней

5) Имплантация и развитие зародыша происходит:

Выберите все верные ответы.

6) Мужская половая система включает в себя:

А) семенники В) пенис

Б) яичники Г) простату

7) Оплодотворение - это слияние:

А) яйцеклеток В) клеток тела

Б) яйцеклеток и сперматозоидов Г) мужской и женской половых клеток

8) Плацента:

А) детское место Б) орган, через который осуществляется связь с материнским организмом

В) зародыш Г) плод

9) Семенники, как и яичники, являются железами:

А) внутренней секреции Б) внешней секреции В) смешанной секрецией

10) Женская и мужская половые системы сходны тем, что:

А) образуют одинаковое количество клеток

В) выполняют функцию вынашивание плода

Г) образуют половые клетки

Вставьте пропущенные слова.

11) В половом размножении принимают участие мужской и женский организм, вырабатывающие половые клетки: (1)... и (2)..., при слиянии которых образуется (3)...

12) Зигота человека содержит (1)... хромосом, при сочетании половых хромосом XX рождается (2)...,a XY –(3) ...

13) В результате непроизвольных сокращений (1)... ребенок появляется на свет, с первым криком расправляются его (2)..., а после отрезания(3)... он становится самостоятельным существом.

14)Определите органы, образующие половую систему женщины (дать пояснения к цифрам).

Контрольная работа по биологии 8 класс, УМК Сонин.

РАЗМНОЖЕНИЕ. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ВАРИАНТ 2

Выберите один правильный ответ .

1) Женские гаметы образуются:

А. В маточных трубах Б. В матке В. В яичниках

2) Оплодотворение яйцеклетки происходит:

А. В маточной трубе Б. В яичнике В. В матке

3) Зигота человека содержит:

A. 23 хромосомы Б. 46 хромосом B. 92 хромосомы

4) Период беременности составляет:

А. 38 недель Б. 40 недель В. 42 недели

5) С первым криком у ребенка начинает активно функционировать:

A. Кровеносная система Б. Пищеварительная система B. Дыхательная система

Выберите все верные ответы.

6) Женская половая система включает в себя:

А) семенники В) матку

Б) яичники Г) маточные трубы

7) Плацента проницаема для:

А) кислорода и питательных веществ В) алкоголя и никотина

Б) продуктов обмена плода Г) клеток крови матери

8) Ребенок в возрасте 6 месяцев соответствует периоду:

А) новорожденного В) детства

Б) грудного Г) подростковому

9) Яичники, в отличие от семенников:

А) парные железы В) железы смешанной секреции

Б) продуцируют женские половые клетки Г) располагаются в брюшной полости

10) Способность человека размножаться половым путем:

А) роднит его с другими организмами Б) отличает от других организмов

В) обнаруживает наибольшее сходство с плацентарными млекопитающими

Г) обеспечивает передачу признаков потомству от обоих родителей

Вставьте пропущенные слова.

11) Мужские половые железы – (1)... синтезируют половые клетки (2)..., питание и развитие которых обеспечивает семенная жидкость, вырабатываемая (3)... железой.

12) Яйцеклетки развиваются в (1)..., в особых пузырьках – (2)..., период созревания составляет (3)... дней.

13) Оплодотворение происходит в маточной (1)..., зигота имплантируется в стенку (2)..., где развивается многоклеточный (3)...

14) Определите органы, образующие половую систему мужчины (дать пояснения к цифрам).

Ответы к тесту РАЗМНОЖЕНИЕ. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Вариант 1

11) 1- яйцеклетка 2- сперматозоид 3 -зигота

12) 1- 46 2- девочка 3- мальчик

13) 1- матка 2- легкие 3- пуповина

14) 1 яичник

3 шейка матки

4 влагалище

5 яйцевод

6 мочевой пузырь

7 мочеиспускательный канал

Критерии оценки

Вариант 2

11) 1-семенники 2- сперматозоиды 3 предстательная железа

12) 1- яичники 2- фолликулы 3- 28

13) 1-труба 2- матка 3-зародыш

14) 1 семенные пузырьки

2 семяизвергательный канал

3 мошонка

4 яйцо (семенник)

5 мочевой пузырь

6 семявыводящий канал

7 предстательная железа

8 мочеиспускательный канал