Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – посланник, человек и раб Божий. Женитьба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на ‘Аише

Милосердие к женщинам

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был добр и терпелив по отношению к своим женам. Он призывал к снисходительности и благородству в отношении женщин и своих последователей. Так, в одном из хадисов говорится: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине., женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть (язык), если ты попытаешься выпрямить ребро (или изменить то, что присуще женщинам от рождения), то сломаешь его (т.е. испортишь с ней отношения), а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо».

Однажды он увидел, как погонщик слишком быстро гнал верблюдов, везших женщин. Понимая нежность и хрупкость женщин и зная, что такая езда может причинить им неудобства, он обратился к нему со словами: «Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее».

Милосердие к врагам

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многого натерпелся от своих земляков в Мекке. Они преследовали его с целью убить, преследовали его последователей, убивали его соратников и близких, оскорбления и клевета были самым малым злом, которое они совершали в его адрес. В конце концов, он был изгнан, ему пришлось переселиться в другой город. Спустя время он возвращается победителем в свой родной город, с войском в десять тысяч воинов, способным уничтожить все и всех на их пути. Но что сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? Он не кичась своим положением, спросил их: «О община курайшитов! О жители Мекки! Что вы думаете, как я с вами поступлю?» Курайшиты, надеясь на его снисхождение, ответили: «Ты щедрый, почтенный, благочестивый наш брат, и сын нашего благочестивого брата». И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Идите, вы все свободны». Тогда Абу Суфьян, который возглавлял враждебное противостояние Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, бывший ярым врагом Ислама, сказал: «Я жертвую своими родителями за тебя, о Посланник Аллаха! О, каково же твоё милосердие, твоя кротость, твоя мудрость! О, какова же твоя почтительность!»

Милосердие к обидчикам

Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф для призыва его жителей к Исламу. В ответ на его призыв его не только обсмеяли, подвергли оскорблениям и поношению, но и изгнали, бросая вслед камни, которыми он был ранен. Со слов Аиши, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день (битвы при) Ухуде?» В ответ на это он сказал: «Мне пришлось (претерпеть от) твоих соплеменников (многое), но самым тяжким из всех был день Акабы, когда я предложил Ибн Абд Йаляйлю бин Абд Кулялю (последовать за мной), но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушёл, испытывая огорчение, и пришёл в себя, только когда добрался до Карн ас-Саъалиб. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел в нём Джибрила, мир ему. Он обратился (ко мне) и сказал: «Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь». А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: «О Мухаммад, (приказывай,) что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы!» Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвёл от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!». (Бухари)

Милосердие к иноверцам

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал нарушать права иноверцев, живших на территории халифата. Он позволял мусульманам поддерживать отношения с их родственниками, исповедовавшими другие религии. Он показывал другим образец человеколюбия и милосердия. Рассказывают, что однажды мимо него проходила похоронная процессия, и он увидев это встал. Люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, ведь это хоронят иудея». На что он ответил: «А разве он – не человек!» Если к нему иноверцы обращались за защитой, он защищал их. Если их права нарушались, он их восстанавливал.

Милосердие к животным

Абдулла ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, рассказал: «В одном из походов мы были вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. В пути он по нужде отошел в сторонку. Тут мы заметили птицу с двумя птенцами. Мы забрали птенцов, а птица стала тревожно летать вверх и вниз. Вернувшись, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: «Кто это так мучает птицу, забрав у нее птенца? Быстро верните ей птенца!» (Абу Дауд) Известны истории, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время похода встретив на пути собаку с ее щенками, приказал войску обогнуть ее, чтобы не напугать и на причинить ей неудобств. В другом хадисе говорится, что он, да благословит его Аллах и приветствует, «вступился» за верблюда, чей хозяин плохо кормил ее и нагружал работой.

Размышление над тем, как далеко простиралось милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не зная ни расовых, ни религиозных, ни культурных преград, приводит к убежденности в его избранности, непохожести на других. Ведь только особенный человек, человек, наделенный Всевышним каким-то даром и важной миссией, может оставаться таким щедрым, мягким и в то же время сильным, как бы тяжки ни были испытания, ложившиеся на его сердце. А их, как мы знаем, в его жизни было предостаточно. Нам же наверно остается лишь воздать ему хвалу (салават) и постараться взять из его примера хотя бы какую-то долю.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) родился 20 апреля (12 раби аль-авваль) 571 год по христианскому летоисчислению. Его отец, Абдуллах, умер в возрасте 25 лет, еще до рождения сына. Мать, Амина, когда ему было около шести лет. В течение двух лет после смерти матери он жил со своим дедом Абдул-Муталибом. Когда ему исполнилось 8 лет, умер и дед, после чего его взял к себе дядя по отцу Абу Талиб.

Он слишком рано приобщился к физическому труду: будучи мальчиком пас овец мекканцев, а также помогал деду по хозяйству. Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников смекалкой, добронравием, кристальной честностью и надежностью, за что и называли его Мухаммад-Амин, то есть надежный.

Мекканцы хорошо знали о его духовных исканиях, частых молениях и стремлении к уединению. В ночь 27 числа месяца Рамадан 610 года будущий пророк, как обычно, молился в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур, вблизи Мекки. В эту благословенную ночь к нему явился ангел Джабраил и возвестил: «Читай именем Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-8). Так Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в возрасте 40 лет, узнал, что избран Посланником Аллаха и призван нести всему человечеству новую религию - ислам. И он на протяжении 23 лет, до конца своей жизни, неустанно проповедовал эту религию Аллаха, выполняя, тем самым, возложенную на него великую и священную миссию. Но за этот короткий период он совершил такие дела, которые своими масштабами и результатами поражают лучшие умы человечества на всех континентах.

Если в 610 году, когда началась проповедь ислама, за ним последовали только его жена, близкий друг, 11-летний мальчик, двоюродный брат Али, и освобожденный раб, то в год его смерти ислам стал религией значительной части Аравии и вышел за его пределы и, спустя каких-то сто лет, охватил территорию от Испании до восточной части Китая, отдельные районы Индии и превратился в мировую религию.

До настоящего времени история человечества не знает более достойного примера служения Всевышнему, чем пророческая миссия Мухаммада (с. а. с.). Законы Всевышнего, нравственные порядки, которые он принес для людей, не имели какие-либо географические или национальные ограничения. Они касались абсолютно всех слоев населения земного шара, представителей всех наций и народностей независимо от места их расположения. Только Всевышний Аллах властен над всеми мирами и созданиями и только Он является Творцом их, а Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является посланником Бога на Земле для всех людей и джиннов, печатью пророков, который завершил череду посланников на нашу землю. Среди его сподвижников были люди совершенно разного сословия, цвета кожи и происхождения. Аллах говорит в Коране: «Мы направили тебя (Мухаммад) посланником только как милость к обитателям миров» (21:107).

Именно Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний передал самое полное и совершенное из всех Своих писаний - Коран, в котором говорится: «Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей, как показал Аллах» (4:106). После Корана Аллах не посылал людям другие писания, потому что это является уже полным и совершенным писанием, которое призвано выполнять спасительное предназначение в судьбах всего человечества, выводить людей из мрака к свету. Он содержит всеобъемлющие законы и предписания, которые регулируют в духе благочестия и человеколюбия все стороны жизни человека и общества: религиозные, нравственные, социальные, правовые, семейные. Ислам решительно менял представление людей о смысле земной жизни человека. Жестокие языческие, никогда и никем не зафиксированные, жизненные нормы и представления были полностью заменены упорядоченными, направленными на уважение личности образцами поведения.

Однако Коран содержит ответы только на принципиально важные для мусульман вопросы, не рассматривая их по деталям. Вот тогда и стали мусульмане обращаться к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) с самыми разными вопросами религиозной тематики. Но Всевышний предоставил ему право брать на себя решение всех возникающих споров и противоречий между мусульманами: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику. Если же вы расходитесь в чем-нибудь между собой, то предоставьте это решение Аллаху и Его посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день» (4:62). А в другом аяте говорится: «Но нет, - клянусь твоим Господом! - Не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потому что не найдут они в самих себе затруднения о том, что решил, и подчинятся полностью» (4:68). Так появились хадисы - ответы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на вопросы первых мусульман, касающиеся отдельных сур и аятов Священного Корана.

Нужно отметить, что их интересовали самые разнообразные вопросы, касающиеся не только религии, но и самых разных житейских проблем, возникающих в повседневной жизни. Это говорит о том, что он пользовался огромным уважением и доверием окружающих. На него смотрели, как на человека, способного ответить на любые вопросы. Ведь многое в жизни мусульман происходило впервые. Они прекрасно понимали, что, став последователями Аллаха, должны вести себя иначе, чем в язычестве, а также что ислам означает для них и новые семейные отношения, нормы поведения с родными, близкими и чужими людьми, совершенно новое отношение ко всему уже ставшему привычным. За примерами они обращались к жизни и деятельности своего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), служившего им самым высоким образцом поведения и нравственным примером. Сам Аллах в Коране требует от нас брать пример во всем с него: «Был для вас в Посланнике хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и в последний день и поминает Аллаха много» (33:21). В следующем аяте Всевышний призывает мусульман: «И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от него удержитесь» (59:7).

Ислам, как религию Аллаха, доносили людям все посланники Господа, начиная с пророка Адама (мир ему). Эта религия существовала всегда, и будет существовать вне зависимости от того, будем мы придерживаться ее столпов или нет. И здесь главное то, как каждый конкретный человек ощущает себя в этой религии, каково его сознание в ней, и насколько он соответствует слову «мусульманин». Но тут возникает один очень важный вопрос: будем ли мы в исламе, сможем ли мы называться людьми разумными, то есть истинными мусульманами? Ведь все дело в том, что главная суть ислама - это главенство закона Аллаха во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

В своей прощальной проповеди Посланник Аллаха сказал, что он полностью довершил религию ислам, принес ее такой, какой она дана Всевышним Аллахом. С именем великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) связаны два самых важных основных источников нашей религии, то, без чего немыслим ислам. Вот, что он сказал по этому поводу: «Я оставил вам две вещи, руководствуясь которыми вы никогда не ошибетесь и не впадете в заблуждение: это книга Аллаха и Сунна Его Посланника» (Аль-Бухари). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) служит для всего человечества высшим образцом нравственности и чистоты.

147389: Ругал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, кого-либо?

Мне сложно понять эти два хадиса.
Первый хадис из книги аль-Бухари (глава о достоинствах). Му"аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы вышли с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на сражение при Табуке. Он соединял молитвы: полуденную молитву он совершил вместе с послеполуденной, а вечернюю – с ночной. На другой день он отложил полуденную молитву, потом он вышел (к людям) и совершил её вместе с послеполуденной. После он вошел (к себе в палатку), а после вновь вышел и совершил вечернюю и ночную молитвы. После этого он сказал: „Если пожелает Аллах, завтра вы будете у источника Табук, однако достигнете вы его не раньше того времени, когда будет уже светло. Так пусть же тот, кто подойдет к этому источнику, не прикасается к воде, пока туда не подойду я!" Когда мы подошли к этому источнику, оказалось, что там уже находились два человека, а из источника текло мало воды. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их: „Прикасались ли вы к этой воде?" Они сказали: „Да". Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отругал их и сказал им то, что было угодно Аллаху. После сподвижники стали черпать руками из этого источника воду, пока не собрали её в посуду. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, омыл этой водой лицо и руки, а потом вылил эту воду обратно в источник. После этого вода из него стала поступать в изобилии, и люди смогли напиться. Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „О Му"аз, если проживешь ты достаточно долго, то увидишь здесь множество садов"».
Второй хадис также приводится в «Сахих аль-Бухари», в главе о проявлении почтительности, поддержании родственных связей и благовоспитанности.
Передается от "Аиши, да будет доволен её Аллах, что к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошли двое мужчин, поговорили с ним о чём-то, о чём она не знала, и разгневали его. А он стал проклинать и бранить их. Когда они ушли, "Аиша сказала: «О Посланник Аллаха, эти двое не относятся к числу тех, кому досталось благо». Пророк спросил: «Почему же?» Она сказала: «Ты ведь проклял и бранил их». Тогда он сказал: «Разве ты не знаешь ты то, о чём я попросил своего Господа? Я сказал: „О Аллах, я только человек, и, если я прокляну или выбраню какого-нибудь мусульманина, сделай это для него очищением и наградой"».
Вопрос мой таков.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал нас воздержанности в речи, Коран наполнен аятами о благости в словах. Также в жизнеописании Пророка упоминается много случаев, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял мягкость в речи, даже когда иудеи дерзко говорили с ним, и когда он разгневался на мать правоверных "Аишу, да будет доволен её Аллах.
Как предыдущие два хадиса соотносятся с остальными достоверными текстами из Корана и Сунны, зная, что предыдущие хадис также достоверны?

Хвала Аллаху.

Кротость, выдержка и воздержанность в речи являются одними из самых великих черт Пророка нашего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Восхваление этих его качеств упоминается и в текстах Писаний предыдущих пророков. Сказал Всевышний Аллах:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللَّهِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (сура 3 «Семейство "Имрана», аят 159).

Передается от "Абдуллаха ибн "Амру ибн аль-"Аса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Клянусь Аллахом, он описан в Торе с теми же чертами, с которыми он упомянут в Коране <...> Он не груб, не жесток, не криклив на рынках, не отвечает злом на зло, но прощает и милует» (аль-Бухари № 2125).

По этим чертам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был узнаваем среди своих сподвижников, и его жизнеописание распространилось по всему миру.

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оскорблял, не говорил ничего непристойного, не проклинал (людей) и не поносил (их). А если он хотел выразить кому-нибудь из нас свое порицание, то обычно говорил: „Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!"» (аль-Бухари № 6031).

Его сострадание распространялось не только на мусульман, но и на многих многобожников и лицемеров.

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды (некто) сказал: «О Посланник Аллаха, обратись к Аллаху против многобожников!» Он сказал: «Я не был послан в качестве проклятия, но – в качестве милости»(Муслим № 2599).

И если бы мы стали перечислять все примеры из достоверной Сунны, которые являются следствием его, да благословит его Аллах и приветствует, слов: «Воистину, я был послан только в качестве милости», то, как бы много не написали, в любом случае смогли бы охватить лишь малый объем преданий из Сунны.

В то же время мы скажем, что присущие ему, да благословит его Аллах и приветствует, в большинстве случаев милость и сострадание, не означает, что в некоторых случаях, когда это было необходимо, Пророк, мир ему и благословение, не проявлял редкое исключение. Ведь он был человеком. Во всем это есть большая мудрость.

1. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был правителем мусульман. И правитель в некоторых ситуациях для исправления положения людей и для улучшения дел обязан проявлять некоторую строгость, чтобы кротость и снисходительность правителя не обольщала их. Разве Вы не знаете того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел забить камнями прелюбодея? Он проявил строгость и некоторую суровость в наказании, но исправление общества невозможно без проявления справедливости и применении Закона Аллаха. В ином случае кротость и скоромность лишь испортила бы жизнь людей, и общество было бы разрушено и уничтожено.

К этому выводу пришел аль-Кады "Ийад, да помилует его Аллах, прочитав хадис от Му"аза, который упоминается в вопросе. Он сказал: «В хадисе упоминается о воспитании, которое правитель проявляет посредством слов и ругания человека, не унижая его» (Икмялу-ль-му"лим. Т. 7. С. 242).

2. Возможно, великой мудростью является и установление всей полноты силы, которой наделил Великий и Всемогущий Аллах этого благородного Посланника. Сказал Всевышний Аллах:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).

Строгость и суровость, которые были проявлены в верных ситуациях, есть необходимость, к которым прибегают судьи и предводители мусульманской общины. Примером им в этом является Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Исправление невозможно без объединения двух методов – прельщения и устрашения, страха и надежды.

Поэтому в жизнеописании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно обнаружить некоторые ситуации, когда он был суровым. И это были такие случаи, когда положение требовало проявления строгости и суровости.

Передается от "Аиши, да будет доволен её Аллах: «Когда бы ни предоставлялся Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбор одного из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только оно не являлось греховным. И если было в нем нечто греховное, то он держался от него дальше, чем кто-либо из людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, но если совершалось нечто запрещенное Аллахом, то он мстил за Аллаха» (аль-Бухари № 3560, Муслим № 2327).

Слова "Аиши, да будет доволен её Аллах: «...но если совершалось нечто запрещенное Аллахом, то он мстил за Аллаха» являются доказательством наших слов.

Также к подобным примерам можно и отнести два упомянутых в вопросе хадиса. Причина, из-за которой потребовалась суровость в словах со стороны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояла в следующем, как это упоминали толкователи и комментаторы. Двое мужчин, которые испортили для мусульман родниковый источник Табук, были лицемерами, и сделали они это намеренно, чтобы навредить мусульманам и лишить их питья. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наказал их минимальным видом наказания, которое мог бы вынести судья, - он вынес им осуждение и был суров с ними при разговоре.

Аль-Уакыди, да помилует его Аллах, сказал:

«Среди того, что было рассказано мне, следующее. К нему (источнику с водой) устремились четыре лицемера: Му"таб ибн Кашир, аль-Харис ибн Йазид ат-Таи, Уади"а ибн Сабит и Зейд ибн Лясыт» (ар-Рауду-ль-унуф. Т. 7. С. 384). Смотрите также: Ибн Исхак «Магази» (С. 605-606).

Ибн Хазм, да помилует его Аллах, сказал:

«Они заслужили ругание от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как нарушили приказ своего Пророка о воде» (аль-Ихкям фи усуль-ль-ахкям. Т. 3. С. 282).

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не был защищен от ошибок в речи или от моментов, когда язык опережал мысль. Иногда он думал, что определенный человек заслуживает проклятия и порицания, и поэтому, опираясь на внешнюю половину дела, он ругал человека. И если человек не заслужил этого сильного порицания или проклятия, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Милостивому и Милосердному Аллаху, чтобы эти проклятия были помещены в чашу с добрыми деяниями этого человека, или стали для него очищением и прощением греха. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, я только человек, и, если я прокляну, выбраню или велю наказать ударами плетью какого-нибудь мусульманина, сделай это для него очищением и милостью» (Муслим № 4706).

В другой версии от него сказано: «О Аллах,воистину, Мухаммад только человек. Гневается, как гневаются остальные люди. У меня есть Твой договор, который Ты не станешь нарушать. Какого бы верующего я не обидел, не выбранил или не велел наказать плетьми, то сделай (это наказание) очищением для него и приближением к Тебе в День Суда» (Муслим № 4708).

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:

«Эти два хадиса наглядно дают понять насколько Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жалел свою общину, заботился об её интересах, и желал для её членов всё, что приносит им пользу. Предание, которое было приведено последним, разъясняет смысл всех остальных преданий. (Оно разъясняет), что мольба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на самом деле будет милостью и очищением для тех мусульман, кто не заслуживал брани, проклятия и прочего. Наряду с этим Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой против неверующих и лицемеров, и это не было для них милостью.

Если же кто-то спросит о том, как он может обращаться с мольбой против человека, ругать его или проклинать, хотя этого человек не заслуживает? Вкратце, ответ, который дали ученые, таков.

Причина первая. Под словами „заслуживают этого" не подразумеваются люди, которые заслуживают этого перед Аллахом, по сути дела, но имеются в виду люди, которые внешне это заслужили. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на основании Шариата видится, что человек заслужил этого, хотя на самом деле это не так. Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязан опираться на внешнее, а то, что скрыто, подвластно лишь Аллаху.

Вторая состоит в том, что ругание, мольба против кого-либо и прочее не были намеренными, но произошло это из-за обычаев арабов прибавлять некоторые выражения без намерения (желать именно это). К подобным словам относится выражение: „Да покроется пылью твоя правая рука" <...> и пр. Произнося это, арабы не подразумевают мольбу против человека, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасался, что Аллах ответит на подобные слова, поэтому попросил Господа Всевышнего сделать их милостью и очищением, приближением и наградой. Подобные выражения он произносил очень редко. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сквернословил, не оскорблял, не проклинал и не мстил за себя. Ранее в хадисе было сказано, что к нему обратились с просьбой „Обратись к Аллаху против (племени) Даус", но он сказал: „О Аллах, выведи Даус на прямой путь!", также он сказал: „О Аллах, прости моему народу, воистину, они не ведают!"» (ан-Навави. Шарх Сахих Муслим).

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»

http://islamqa.info/ar/147389

Нет похожих записей.

Главными источниками знаний в Исламе являются Священный Коран и Сунна – путь Посланника Аллаха (мир ему). Пророк Мухаммад – это величайший пример для каждого верующего мусульманина во всех сферах жизни, в том числе и в семейных отношениях.

Семья Пророка (мир ему) – это образец мусульманской семьи, построенной на предписаниях Всевышнего Аллаха. Поэтому знание о доме Посланника Аллаха (мир ему) – является важнейшим знанием. У Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всего было 12 жен, но после себя он оставил 9. Его жены: Хадиджа бинти Хувайлид, Савда бинти Зама, Аиша бинти Абу Бакр, Хавса бинти Умар, Зайнаб бинти Хузейма, Умму Саляма Хинд бинти Хузейфа, Зайнаб бинти Джахша, Джуварийя бинти Харис, Умму Хабиба Рамла бинти Абу Суфйан, Сафйа бинти Хувей, Маймуна бинти Харис, Мария Копская.

Пророк Мухаммад в первый раз женился в возрасте 25 лет на очень уважаемой женщине племени Курайш Хадидже бинт Хувайлид (пусть будет доволен ею Аллах). Она была старше него его на 15 лет. Курайшиты называли ее «Тахира», то есть «Чистая» за ее незапятнанную репутацию и добрый нрав. Хадиджа сама предложила Мухаммаду (мир ему) женится на ней, так как увидела в нем исключительные моральные качества. Хадиджа стала первой мусульманкой, она первая уверовала в пророчество ее мужа, именно ей первой Мухаммад рассказал о призыве Всевышнего Аллаха к нему. До смерти Хадиджи Пророк (мир ему) не брал в жены никакую другую женщину. И только от нее у Пророка были дети, за исключением египтянки Марии, которая родила Мухаммаду сына Ибрахима.

Хадиджа ушла в иной мир, когда Мухаммаду исполнилось 50 лет. Он очень тяжело переживал ее уход. Этот год он назвал годом скорби, так как преследования Пророка и первых мусульман курайшитами активизировались, и Мухаммаду не хватало поддержки его любимой Хадиджи. Всю жизнь и после смерти первой жены Мухаммад (мир ему) высоко ценил Хадиджу и часто вспоминал ее. Айша (пусть будет доволен ею Аллах) ревновала мужа к Хадидже. Он говорила: «Я не ревновала ни к одной из жен Пророка так, как ревновала к Хадидже, хотя она умерла за 3 года до того, как он взял меня в жены, потому что он постоянно говорил о ней и часто приказывал зарезать одну овцу и делить ее между людьми как милостыню в память о Хадидже». Сам Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Из всех женщин самые лучшие – Марьям, дочь Имрана; Хадиджа, дочь Хувайлида; Фатима, дочь Мухаммада; и жена Фараона Асия».

Через два года после кончины своей первой жены Пророк Мухаммад (мир ему) женился на Сауде, а еще через год – на Аише. С 52 до 60 лет Посланник Аллаха (мир ему) по велению Всевышнего женился на 11 женщинах. После того, как Пророку (мир ему) исполнилось 60 лет, он больше не брал новых жен из-за следующего ниспосланного аята Корана: «Тебе (о, Пророк) после этого не дозволяется больше жен или разводиться с ними, чтобы заменять их другими женами».

В чем заключена мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 лет – Пророк (мир ему) женился на всех этих женщинах? Ведь многоженство Посланника Аллаха (мир ему) часто используется недругами как критика Ислама. Жены Пророка (мир ему) называются Матери правоверных. Всевышний так назвал их в Священном Коране:

«Пророк ближе к верующим, чем они сами (друг к другу), а его жены – их матери…»

(сура «Аль-Ахзаб»;6)

За короткое время Матери правоверных сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов, т.е. решений по тем или иным вопросам. Множество хадисов передали Айша и Хавса (пусть будет доволен ими Аллах). Умар (пусть будет доволен им Аллах) сказал о женах Пророка (мир ему): «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду» . И в этом – одна из мудрости многоженства Пророка (мир ему).

На примере отношения к своим женам Пророк (мир ему) разъяснял многие законы шариата в отношении женщин. Посланник Аллаха (мир ему) женился на всех этих женщинах еще и потому, что необходимо было устанавливать крепкие связи в умме, чтобы после его смерти она была единой. Поэтому он взял в жены дочь Абу Бакра Аишу и дочь УмараХафсу. Пророк выдал свою дочь Фатиму за Али. А Умар женился на дочери Али и Фатимы Умм Кульсум (пусть будет доволен Аллах ими).

Пророк (мир ему) заботился о вдовах, чьи мужья погибли на пути Аллаха. Женщины оставались одни, без средств к существованию и без защиты в условиях противостояния с многобожниками. И Пророк женился на них, несмотря на то, что они были старше его, не обращая внимания на людские разговоры.

Своим браками Пророк (мир ему) устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Так, Мухаммад взял в жены египтянку Марию из племени Мусталак, чтобы люди этого племени пришли в Ислам, так как они были очень сильны в военном деле. Если бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) женился по причинам получения удовольствия, то он бы брал в жены молодых и красивых женщин. Но Пророк (мир ему) женился, как правило, на женщинах старше себя, бывших уже замужем, вдовах или разведенных, так как причины его браков были иными. Они были продиктованы Волей Всевышнего и интересами распространения религии Ислам. Многочисленные хадисы, оставленные нам его женами и сподвижниками, передают поведение Посланника Аллаха (мир ему) в семье, в отношении с женами. Его основными принципами в отношении с женами были принципы, выраженные в следующих хадисах: «Более совершенная вера у тех верующих, которые имеют более добрый нрав и более добры к своим семьям» «Лучше из вас те, кто добрее к своим женам» .

Посланник Аллаха (мир ему) не был труден в общении, не рассматривал домашнюю работу как только женское дело. Аиша (пусть будет доволен ею Аллах) рассказывала о его жизни в семье так: «Он обычно работал для семьи, обслуживал ее, когда же приходило время молитвы, он шел молиться». Другой хадис рассказывает, что Пророк (мир ему) сам чинил свою одежду, был не привередлив к еде. Он не стеснялся, что больше, чем других людей, любит своих жен. Кто-то спросил Пророка, кто более всех им любим, на что он ответил: «Аиша». Несмотря на свою степень Пророка, Мухаммад не держал себя в стороне от своих жен, обучал их, играл, занимался спортом с ними. В одном из хадисов Пророк так говорит о своих занятиях с женами: «Нет развлечений, которые достойны похвалы, кроме трех: выездка лошади, занятия спортом с женами и стрельба из лука». Жены или одна из них всегда сопровождали Пророка (мир ему) в его военных походах. Его жены не были заперты и могли свободно общаться с другими людьми. Они одевали скромную одежду, выходили из дома и виделись с кем им было нужно, к примеру, в ухаживании за раненными в битвах. Защищая свою жену Сауду, которую критиковал Умар за то, что она выходит из дома, Пророк (мир ему) поддержал ее, сказав: «Женщина имеет право выходить, если ей это необходимо». Также Посланник Аллаха (мир ему) позволял женам и другим женщинам заходить в мечеть для молитв. Он советовал другим мужчинам: «Не препятствуйте рабыням Аллаха приходить в Дома Аллаха».

Пророк Мухаммад (мир ему) позволял своим женам высказывать свое мнение, спорить с ним, позволял делать то, что называется «возвращать ответ обратно». Умм Салама так говорила об этом своему отцу Умару: «Клянусь всем прекрасным, мы говорим ему свое мнение, и если он позволял нам поступать так, это его дело, если он запрещал нам, то находил нас более покорными, чем мы покорны тебе». Пророк высоко ценил ум и критические способности своих жен, особенно Аишы.

Несмотря на любовь к своим женам, Пророк (мир ему) никогда не потворствовал их излишним капризам и мягко воспитывал их. Передается один случай, когда его жены однажды стали очень требовательными к комфорту этого мира. После битвы при Хайбаре Пророк смог подарить женам богатые подарки и угощения. Но им показалось этого мало и они стали требовать больше. Тогда Пророк (мир ему) прервал связь с ними на месяц, а после вызвал их и спросил, что они выбирают. Это отражено в Священном Коране, где сказано:

«О, Пророк, скажи твоим женам: «Если вы желаете ближней жизни и ее прикрас, то приходите: я дам вам насладиться и отпущу вас прекрасным способом. Но если вы хотите Аллаха и Его Посланника, и последнего жилища, то Аллах уготовал добродеющим из вас великую награду».

(сура «Аль-Ахзаб»; 28-29)

Все жены ответили, что они хотят Аллаха и Его Посланника. Здесь мы видим мужа, который, не смотря на любовь к женам, не пошел на несправедливость между ними и не поставил себя в трудное положение, пытаясь удовлетворить все их прихоти. Семейная жизнь Пророка (мир ему), его отношение к женам – это яркий пример как для мужчин, так и для женщин. Ислам предписал мужчине вести себя как мужчина, а женщине, как женщина. У каждого свои права и обязанности.

Семейные отношения – это одни из важнейших отношений между людьми, их надо беречь, сохранять и выстраивать по примеру нашего Пророка Мухаммада (мир ему), ведь его нравственность – это Коран и его законы, предписанные Всевышним Аллахом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Ибн Аббасу (пусть будет доволен им Аллах): «Не сообщить ли тебе о наилучшем из того, что может приберечь для себя мужчина? Это праведная жена. Если он посмотрит на нее, это принесет ему радость, если велит ей что-нибудь, она подчинится ему, а если покинет ее на время, она сбережет его честь и имущество».

После того как было принято жестокое решение об убийстве пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к нему спустился Джибрил, принесший с собой откровение его Всеблагого и Всевышнего Господа, и сообщил ему о заговоре курайшитов, а также о том, что Аллах позволил ему покинуть Мекку. И он указал ему на время переселения, сказав: “Не проводи ночь в той постели, где ты обычно спал”.
И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в полуденный зной пошел к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, чтобы договориться с ним о том, как именно будет происходить переселение. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Однажды в самый разгар полуденной жары, когда мы сидели в доме Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, кто-то сказал ему: “Вот идет посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закрывая себе лицо! В такое время он еще никогда не приходил к нам!” Абу Бакр сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за него! Клянусь Аллахом, в такой час его могло привести сюда только (важное) дело!” А (через некоторое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел и попросил разрешения войти. Его впустили, а когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел, он сказал Абу Бакру: “Вели всем, кто здесь находится, выйти”. Абу Бакр сказал: “Здесь нет никого, кроме членов твоей семьи, да станет мой отец выкупом за тебя, о посланник Аллаха!” (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я получил разрешение покинуть (Мекку).” Абу Бакр воскликнул: “(И я буду тебя) сопровождать? Да станет мой отец выкупом за тебя, о посланник Аллаха!” – и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да”.
А после того как они обсудили все детали, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся к себе домой и стал дожидаться ночи.

Окружение дома посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

Что же касается главных преступников из числа курайшитов, то, как уже было сказано, они решили подготовиться к осуществлению намеченного плана, который был одобрен их парламентом (Домом собраний) утром, для чего из их числа были отобраны одиннадцать представителей знати, а именно:
1.Абу Джахль бин Хишам.
2.Аль-Хакам бин Абу-ль-‘Ас.
3.‘Укба бин Абу Му‘айт.
4.Ан-Надр бин аль-Харис.
5.Умаййа бин Халяф.
6.Зам‘а бин аль-Асвад.
7.Ту‘айма бин ‘Ади.
8.Абу Ляхаб.
9.Убайй бин Халяф.
10.Набих бин аль-Хаджжадж.
11.Его брат Мунбих бин аль-Хаджжадж.
Ибн Исхак пишет: “С наступлением ночи они собрались у его дверей, дожидаясь, когда он заснет, чтобы наброситься на него”.
Они были полностью убеждены в успехе этого подлого заговора, а Абу Джахль хвастался и кичился, с издевкой говоря своим товарищам, окружившим дом пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “А Мухаммад еще утверждал, что если вы последуете за ним, то станете властвовать над арабами и неарабами и после смерти будете воскрешены, и будут приготовлены для вас сады, подобные садам Иордании, если же вы не сделаете этого, то он погубит вас, а после смерти вы будете воскрешены и разожгут для вас огонь, в котором вы будете гореть!”
Они договорились, что осуществят свой заговор после полуночи, и не спали, ожидая наступления этого времени, однако всем распоряжается Аллах, владеющий и небесным, и земным царством; Он делает, что пожелает, Он оказывает покровительство, а Ему покровительства никто оказать не в силах, и Он сделал то, о чем впоследствии сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следующее: “(Вспомни,) как пускались на хитрости против тебя те, которые не уверовали, чтобы захватить тебя, или убить, или изгнать тебя. И они пускаются на хитрости, и Аллах (тоже) идет на хитрость (ведь) Аллах – лучший из прибегающих к хитрос¬тям!” (“Добыча”, 30).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покидает свой дом

Несмотря на полную готовность курайшитов, они потерпели позорный провал. В этот критический момент посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах: “Ложись на мою постель, прикройся моим зеленым хадрамаутским плащом и лежи, а они ни за что не сделают тебе ничего такого, что тебе не понравится”, а надо сказать, что обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спал, укрываясь этим своим плащом.
Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из дома, прошел через их ряды, взял горсть земли и стал посыпать ею их головы. Аллах отвел от него их взоры, и они не видели его, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в это время такой аят: “… и Мы воздвигли пред ними преграду и позади них преграду и набросили покров (на глаза) их, так что они не видят” (“Йа син”, 9). И не осталось среди них никого, кому он не посыпал бы голову песком, а потом он прошел к дому Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Глубокой ночью они вышли из этого дома через маленькую дверцу и добрались до пещеры на горе Саур, двигаясь в направлении Йемена.
Между тем курайшиты, окружавшие дом, ожидали наступления условленного времени, но незадолго до этого им стало ясно, что они потерпели неудачу, так как к ним подошел один человек, которого раньше с ними не было, увидел, что они стоят у его дверей, и спросил: “Чего вы ждете?” Они ответили: “ Мухаммада”. Он сказал: “Вы потерпели неудачу, ведь он прошел мимо вас и обсыпал вам головы песком, а потом ушел по своим делам”. На это они сказали: “Клянемся Аллахом, мы его не видели!” – а потом начали стряхивать песок со своих голов.
Однако они посмотрели через щель в двери, увидели Али и сказали: “Клянемся Аллахом, это же спит Мухаммад, укрывшись своим плащом!” – и они не уходили оттуда до самого утра, а утром Али поднялся с того места, где он спал, и это привело их в замешательство. Они стали расспрашивать его о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но он сказал: “Я ничего о нем не знаю”.

Из дома в пещеру

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул свой дом ночью двадцать седьмого числа месяца сафар четырнадцатого года от начала пророчества (то есть в ночь с двенадцатого на тринадцатое сентября 622 г.н.э.) и пришел к дому своего товарища Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который являлся его самым преданным и щедрым другом, а потом они покинули его дом через заднюю дверь, чтобы побыстрее уйти из Мекки до рассвета.
Поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что курайшиты приложат для его поисков все силы и что скорее всего они бросятся в погоню за ним по дороге, ведущей в Медину, которая находится к северу от Мекки, он выбрал совсем другой путь и направился к югу по дороге, ведущей в Йемен. По этому пути он прошел около пяти миль и добрался до высокой и труднодоступной горы Саур, покрытой множеством камней. У пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который шел босиком, болели ноги; сообщается также, что он шел на цыпочках, чтобы не оставлять следов, и поэтому снял обувь. Когда они подошли к этой горе, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, взвалил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, себе на плечи и с большим трудом донес до пещеры, находившейся на ее вершине и получившей в истории известность как пещера Саур.

Пребывание в пещере

Когда они добрались до пещеры, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Аллахом, ты не войдешь туда, пока не войду я, и если там окажется что-нибудь опасное, пусть это постигнет меня, а не тебя!» После этого он вошел в эту пещеру и очистил ее. Обнаружив с краю дыру, он оторвал кусок от своего изара и заткнул ее, а две другие дыры прикрыл собственными ногами, после чего сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Входи”, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошел, положил голову на колени Абу Бакра, и заснул. Когда он спал, Абу Бакра укусило в ногу ядовитое насекомое, прятавшееся в норе, но он даже не пошевелился, опасаясь разбудить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако на лицо ему стали капать слезы Абу Бакра, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что с тобой, о Абу Бакр?” Он сказал: “Меня кто-то укусил, да станут мои родители выкупом за тебя”, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поплевал ему на ногу и боль прошла.
Они прятались в пещере в течение трех дней – в пятницу, субботу и воскресение, а ночи с ними проводил также Абдуллах бин Абу Бакр. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Он был понятливым и сообразительным юношей. Он покидал их еще до рассвета и утром был уже среди курайшитов, (чтобы они думали), будто он провел ночь (в городе), и если ему удавалось услышать что-нибудь о замыслах (курайшитов) против них, он запоминал это, чтобы обо всем сообщить им, когда стемнеет. Что же касается вольноотпущенника Абу Бакра ‘Амира бин Фухайры, то он пас неподалеку от них дойных овец, пригоняя их на отдых (к этой пещере) через некоторое время после наступления темноты, благодаря чему у них всегда было и свежее, и горячее молоко от его овец. Угонял же своих овец ‘Амир бин Фухайра (тоже) еще затемно, и он делал это в каждый из этих трех дней”. А после того как Абдуллах бин Абу Бакр уходил в Мекку, ‘Амир бин Фухайра прогонял за ним овец, чтобы уничтожить его следы.
Когда наутро после неудавшегося заговора курайшиты убедились, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ускользнул от них, они пришли в дикую ярость. Прежде всего они избили Али, да будет доволен им Аллах, притащили его к Каабе и целый час продержали там, стараясь выпытать у него сведения о беглецах.
Ничего не добившись от Али, они явились к дому Абу Бакра и стали стучать в двери. К ним вышла Асма бинт Абу Бакр, и они спросили ее: “Где твой отец?” Она ответила: “Клянусь Аллахом, я не знаю, где мой отец!” – и тогда мерзавец Абу Джахль дал ей такую сильную пощечину, что с ее уха слетела серьга.
На своей экстренной встрече, которая немедленно была созвана курайшитами, они решили использовать все доступные средства для поимки беглецов и плотно перекрыли все ведущие из Мекки дороги вооруженными дозорами. Кроме того, они решили выплатить огромное вознаграждение размером в сто верблюдов каждому, кто доставит им любого из них живым или мерт¬вым.
После этого по всем окрестным горам, долинам, низинам и возвышенностям рассыпались конные, пешие и следопыты, которые бросились на поиски, однако никакого результата это не принесло.
Преследователи добрались и до входа в пещеру, однако Аллах всегда делает то, что пожелает. Аль-Бухари приводит хадис, в котором со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Находясь в пещере вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, я поднял голову, увидел ноги этих людей и сказал: “О пророк Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас!” (В ответ мне пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Молчи, о Абу Бакр, (ведь мы –) двое, третьим для которых является Аллах!”
И тут случилось чудо, которым Аллах почтил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, так как преследователи повернули назад в тот момент, когда их отделяло от беглецов всего несколько шагов.

На пути в Медину

Когда поиски стали менее интенсивными, дозоры были сняты, а возбуждение курайшитов, вызванное безуспешным трехдневным преследованием, улеглось, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его спутник стали готовиться к отъезду в Медину.
Они наняли Абдуллаха бин Урайкита аль-Ляйси, который был опытным проводником и хорошо знал дорогу. Несмотря на то, что он исповедовал религию курайшитов, они доверили ему это дело, передали ему двух своих верблюдов и условились с ним, что через три дня он приведет их к пещере Саур. Ночью первого числа месяца раби аль-авваль первого года хиджры (шестнадцатого сентября 622 г.н.э.) Абдуллах бин Урайкит привел к ним двух верблюдиц, и тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Да станет мой отец выкупом за тебя, о посланник Аллаха, возьми одну из этих верблюдиц”, и подвел к нему лучшую из них, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “За деньги”.
Потом к ним пришла Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, которая принесла им припасы на дорогу, но забыла сделать для этих припасов завязку с петлей. Когда они уже двинулись с места, она подошла, чтобы привязать эти припасы, но оказалось, что у нее нет завязки, и она разорвала надвое свой пояс, привязав все одним куском и подпоясавшись другим, за что получила прозвище “Зат ан-нитакейн” (Обладательница двух поясов).
А после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, двинулись в путь. С ним находился также ‘Амр бин Фухайра, а проводником на пути, проходившем вдоль берега моря, был Абдуллах бин Урайкит.
Когда они покинули пещеру, он сначала быстро повел их на юг по направлению к Йемену, а потом на запад – сторону побережья; когда же они достигли той дороги, которой люди обычно не пользовались, он повернул на север, и они поехали по пути, пролегавшему близ берега Красного моря и редко использовавшемуся людьми.
Ибн Исхак упоминает те места, через которые проезжал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двигавшийся по этому пути. Он пишет: “Когда проводник двинулся с ними в путь, он провел их мимо нижней части Мекки, потом вел их по берегу, пока не добрался до дороги, проходившей ниже ‘Усфана, потом повел их ниже Амаджа, потом провел их мимо Кудайда до другой дороги, потом миновал это место и довел их до Харара, потом привел их к Санийат аль-Мурра, потом – к Лякафу, потом – к Мудляджат Лякаф, потом вошел в вади Мудляджат Миджах, потом достиг Марджах Миджах, спустился с ними в аль-Ардж, потом направился с ними в Санийат аль-Аир, который находится справа от Рукубы, потом спустился с ними в Бутн Риам, а потом привел их в Куба”. Ниже упоминается о некоторых событиях, имевших место в пути.
1. Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы ехали всю ночь и часть утра до тех пор, пока не настал полдень. Дорога была пуста, и на ней никого не было видно. Тут перед нами появилась высокая скала, отбрасывавшая тень, где можно было укрыться от солнца. Мы спешились возле нее, а я своими руками разровнял для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, место, где он мог бы поспать, постелил для него шкуру и сказал: “Спи, о посланник Аллаха, а я посмотрю, что делается вокруг”. И он заснул, а я отправился на поиски и вдруг увидел пастуха, гнавшего к скале своих овец и желавшего укрыться в ее тени, как сделали это мы. Я спросил его: “Чей ты, о мальчик?” Он сказал: “Я – раб одного человека из Медины (или: Мекки)”. Я спросил: “Дают ли твои овцы молоко?” Он сказал: “Да”. Я сказал: “Не подоишь ли ты их?” Он сказал: “Хорошо” и взялся за овцу. Я сказал: “Очисть вымя от земли, волос и грязи”. И он надоил молока в чашу, а у меня был сосуд пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которым он пользовался для питья и омовения. Затем я вернулся к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но будить его не захотел, а ждал, пока он не проснулся сам, и тогда я добавил в молоко воды, чтобы оно охлаждалось снизу, и сказал: “Пей, о посланник Аллаха”, и он напился вволю, а потом сказал: “Не пора ли нам ехать?” Я сказал: “Да”, и мы двинулись в путь.
2. Обычно Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, ехал позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Абу Бакр был известным человеком, а посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никто не знал, и когда кто-нибудь из попадавшихся на пути людей спрашивал его: “Кто этот человек, который сидит перед тобой?” – он говорил: “Он – тот, кто ведет меня по пути”, и все считали, что он имеет в виду дорогу, тогда как Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил о пути блага.
3. Когда они находились в пути, их стал преследовать Сурака бин Малик. Сообщается, что Сурака сказал:
– К нам явились посланцы от неверных курайшитов, заявив, что они выплатят за поимку или убийство посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра награду, равную вире за кровь любого из них. А когда я находился на одном из собраний моего племени бану мудлидж, один из них пришел туда, встал среди нас, тогда как мы продолжали сидеть, и сказал: “О Сурака, я только что видел на берегу каких-то людей и я думаю, что это Мухаммад со своими товарищами!” Я понял, что это они и есть, однако я сказал ему: “Поистине, это не они, а видел ты такого-то и такого-то, которые уехали на наших глазах”. После этого я еще некоторое время оставался в собрании, а потом встал и пошел (домой), где велел своей рабыне привести мою лошадь, находившуюся за холмом, и держать ее для меня (наготове). После этого я взял свое копье и вышел через заднюю дверь, волоча металлический наконечник копья по земле и держа само копье как можно ниже, а потом подошел к своей лошади, сел на нее и пустил ее галопом. Однако когда я приблизился к ним, моя лошадь споткнулась, и я упал с нее на землю. Тогда я встал, протянул руку к своему колчану, достал оттуда стрелы и стал по ним гадать, (желая узнать, смогу) я причинить им какой-нибудь вред или нет, и результат гадания оказался нежелательным для меня. Решив не обращать внимания на гадание, я снова сел на свою лошадь и пустил ее галопом, (а через некоторое время, когда) я уже услышал, как читает (Коран) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который не смотрел по сторонам, тогда как Абу Бакр оглядывался часто, ноги моей лошади до колен провалились в землю, и я снова упал с нее. После этого я прикрикнул на нее, и она встала, еле вытащив свои ноги (из земли) и подняв ими в небо столб пыли, подобный дыму, а я (снова) стал гадать по стрелам, и (опять) мне выпало то, чего я не желал. Тогда я обратился к ним, сказав, что ничего дурного им не сделаю, и они остановились, я же сел на свою лошадь и подъехал к ним. После того как я увидел, что (какая-то сила) не дает мне (причинить им никакого вреда), мне пришло в голову, что дело посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно победит, и я сказал ему: “Твои соплеменники назначили за тебя награду(, равную) выкупу за убийство”, после чего рассказал им о том, что (замышляют) против них (курайшиты). А потом я предложил отдать им (свои) припасы на дорогу и некоторые вещи, но они ничего не взяли и ни о чем не стали просить меня, если не считать того, (что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), сказал (мне): “Никому о нас не говори”. Я же попросил его написать мне охранную грамоту, и по велению (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) ‘Амир бин Фухайра написал мне ее на куске пергамента, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь.
В той версии этого хадиса, которая передается со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «Мы находились в пути, а тем временем люди разыскивали нас, но никому из них не удалось нас настичь, кроме ехавшего верхом на своем коне Сураки бин Малика бин Джу‘шума. Тогда я воскликнул: “Это погоня настигла нас, о посланник Аллаха!” – он же сказал мне: “Не печалься, (ибо) поистине, Аллах с нами!” »
Сурака вернулся назад, увидел людей, занятых поисками, и стал говорить: “Я все разузнал для вас” , и получилось так, что первую половину дня он их преследовал, а вторую половину – охранял.
4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал двигаться, пока не добрался до двух палаток Умм Ма‘бад аль-Хуза‘ийа, которая умела принимать гостей и была стойкой женщиной. Она сидела у своей палатки, кормя и поя тех, кто проезжал мимо. Они спросили, есть ли у нее что-нибудь, на что она ответила: “Клянусь Аллахом, будь у меня хоть что-нибудь, я не заставляла бы вас просить, но овцы не доятся, а год был засушливым”. Тут посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел овцу, находившуюся в тени палатки, и спросил: “А это что за овца, о Умм Ма‘бад?” Она ответила: “Она осталась здесь, потому что у нее не было сил идти с другими овцами”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Есть ли у нее молоко?” Она ответила: “Она слишком слаба для этого”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Позволишь ли ты мне подоить ее?” Она сказала: “Конечно, да станут родители мои выкупом за тебя! Если ты думаешь, что у нее есть молоко, то подои ее”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, погладил своей рукой ее вымя, сказал: “С именем Аллаха”, и воззвал к Нему с мольбами, после чего овца расставила ноги и из ее вымени потекло много молока, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, попросил принести большой сосуд, надоил в него столько молока, что края его покрыла пена, досыта напоил эту женщину и своих спутников, а потом напился сам. Потом он снова надоил полный сосуд, оставил его этой женщине, и они уехали.
Спустя немного времени вернулся муж Умм Ма‘бад, пригнавший до крайности истощенных овец. Увидев молоко, он очень удивился и спросил: “Откуда у тебя это? Ведь овцы не стельные, и ни одной дойной овцы дома нет!” Она сказала: “Нет, клянусь Аллахом, но мимо проезжал благословенный человек, который говорил то-то и то-то и делал то-то и то-то”. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я думаю, что это тот самый курайшит, которого ищут его соплеменники! Опиши мне его, о Умм Ма‘бад”. И она описала ему прекрасную внешность и поведение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, столь красноречиво, что слышавший их как бы видел его своими глазами, и это описание будет приведено нами ниже. Выслушав ее, Абу Ма‘бад сказал: “Клянусь Аллахом, это тот самый курайшит, о котором говорили то, что говорили, после чего я захотел присоединиться к нему, и я обязательно сделаю это, если смогу!” А через некоторое время люди в Мекке услышали громкий голос читавшего стихи, но не увидели того, кто их читал:
Да вознаградит Аллах, Господь престола, лучшей Своей наградой
двух товарищей, остановившихся у палаток Умм Ма‘бад!
Они находились здесь как благочестивые и уехали
как подобает благочестивым,
и преуспел тот, кто стал спутником Мухаммада!
О, потомки Кусаййа, сколь много скрыто от вас таких дел,
которые привели бы вас к награде и руководству!
Спросите сестру вашу об овце ее и сосуде,
Поистине, если спросите вы овцу, то и она засвидетельствует!
Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Мы не знали, куда направился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но в нижней части Мекки неожиданно появился джинн, который стал произносить эти стихи, а люди следовали за ним и слышали его голос, не видя его, он же покинул город со стороны верхней его части. И когда мы услышали его слова, то узнали, куда направился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поняв, что он направляется в Медину”.
5. По пути пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил Абу Бурайду, который был вождем своего племени и тоже отправился на поиски пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в надежде получить большое вознаграждение, предложенное людям курайшитами. Однако, встретившись с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поговорив с ним, он сразу же принял ислам, и его примеру последовало семьдесят его соплеменников. А потом он снял свою чалму и привязал ее к своему копью, сделав ее знаменем, символизирующим собой то, что явился ангел безопасности и мира, чтобы наполнить мир этот справедливостью.
6. В пути посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил также аз-Зубайра, находившегося в караване мусульман, которые возвращались из торговой поездки в Шам, и аз-Зубайр подарил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, белые одежды.

Остановка в Куба

В понедельник восьмого числа месяца раби аль-авваль четырнадцатого года от начала пророчества (первый год хиджры), что соответствует двадцать третьему сентября 622 г.н.э., посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал остановку в Куба.
Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Между тем мусульмане Медины, узнавшие о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Мекку, стали каждое утро выходить на харру, где они поджидали его до тех пор, пока полуденная жара не вынуждала их возвращаться обратно. Однажды, прождав уже долгое время, (люди) снова вернулись (ни с чем), а когда они уже разошлись по своим домам, какой-то иудей, забравшийся на одну из их сторожевых башен, чтобы посмотреть на что-то, увидел одетых в белые одежды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его спутников, показавшихся из миража. И этот иудей не удержался и закричал во весь голос: “О арабы! Вот едет ваш дед, которого вы дожидались!” – и, (услышав это,) мусульмане схватили свое оружие”.
Ибн аль-Каййим пишет: “И тут среди домов людей из рода бану ‘Амр бин ‘ауф послышалось нечто вроде раскатов грома: это мусульмане кричали: “Аллах велик!” – радуясь его приезду. И они вышли ему навстречу, приветствовали его как пророка, окружили со всех сторон и стали смотреть на него. После этого на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, снизошло спокойствие и ему было ниспослано следующее откровение: “…ведь, поистине, Его Покровитель – Аллах, и Джибрил, и праведные (из числа) верующих, и кроме того, ангелы помогают (ему)”. (“Запрещение”, 4)
Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Итак, они встретили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего он свернул с ними направо и доехал до домов (рода) бану амр бин ‘ауф, что было в понедельник в месяце раби аль-авваль. Абу Бакр стоял, встречая людей, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел и хранил молчание, и поэтому некоторые явившиеся туда ансары из числа тех, кто прежде не видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали приветствовать Абу Бакра, и только после того, как солнечные лучи стали падать на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а Абу Бакр подошел к нему и стал прикрывать его от солнца, люди поняли, кто является посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”.
Весь город вышел встречать пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Такого дня Медина еще не знала, а иудеи стали свидетелями того, как осуществилось пророчество пророка Хабкука (Аввакума), который когда-то сказал: “Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран”.
В Куба посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился у Кульсум бинт аль-Хадм, а по другим сведениям – у Са‘да бин Хайсамы, но первое сообщение надежнее. Что же касается Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, то он оставался в Мекке еще три дня, пока не отдал все то, что люди вручили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на хранение, а потом покинул Мекку пешком, добрался до Куба, где встретился с ними, и остановился у Кульсум бинт аль-Хадм.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Куба четыре дня: понедельник, вторник, среду и четверг. В Куба посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, основал мечеть, ставшую первой мечетью в исламе, и молился в ней. Эта мечеть была первой основанной на благочестии мечетью после начала пророчества. На пятый день, в пятницу, получив веление Аллаха, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел верхом, посадил сзади Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и послал за людьми из рода бану ан-наджжар, приходившимися ему родственниками по материнской линии. Они явились к нему, опоясавшись мечами, а потом он направился в Медину. Время пятничной молитвы застало его у домов людей из рода бану салим бин ‘ауф, и он совершил молитву в вади вместе с другими людьми, численность которых составляла сто человек.

Вступление в Медину

После этой молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Йасриб, который с этого дня стали называть Городом (мадина) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сокращенно – Мединой. Этот день стал памятным днем в истории города. Дома и улицы Медины сотрясались от громких славословий Аллаху, а охваченные радостью дочери ансаров распевали такие стихи:
Нас озарила полная луна,
появившаяся из-за склонов аль-Вада‘,
и должны мы быть благодарными,
пока останется хоть один взывающий к Аллаху.
О тот, кто послан к нам,
Явился ты с велением, которому следует подчиниться!
Хотя ансары и не обладали большими богатствами, каждый из них хотел, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поселился у него. Мимо какого бы из их дворов он ни проезжал, люди хватались за поводья его верблюдицы, предлагая ему все необходимое и свою защиту, но он отвечал им: “Дайте ей пройти, ибо она получает веления свыше”. И она везла его до того места, где ныне находится мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Там она опустилась на колени, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сошел вниз, пока она не поднялась снова, прошла немного вперед, а потом развернулась, вернулась назад и опустилась на колени на том же самом месте, находившемся в квартале его родственников по материнской линии из рода бану ан-наджжар. Это случилось благодаря содействию Аллаха, так как сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел почтить их тем, что будет жить среди них. Люди стали приглашать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановиться у них, но Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, поспешил к его седлу и внес его в свой дом, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал говорить: “Человек должен быть там, где находится его седло”. Между тем Ас‘ад бин Зурара, да будет доволен им Аллах, взял под уздцы его верблюдицу, и она осталась у него.
В хадисе, передаваемом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, и приводимом аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Какой из домов наших родственников находится ближе всего?” Абу Аййуб сказал: “О посланник Аллаха, это мой дом и моя дверь”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Иди и приготовь нам место для отдыха”, и он сказал: “Вставайте с благословения Аллаха”.
Через несколько дней к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приехала его жена Сауда и его дочери Фатима и Умм Кульсум, а также Усама бин Зайд и Умм Айман, да будет доволен ими Аллах. Вместе с ним приехал и Абдуллах бин Абу Бакр с членами семьи Абу Бакра, среди которых была ‘Аиша, а Зайнаб осталась со своим мужем Абу-ль-Асом и смогла уехать только после битвы при Бадре.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– После того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину, Абу Бакр и Билял стали болеть лихорадкой, а я приходила к ним и говорила: “О батюшка, как ты себя чувствуешь, о Билял, как ты себя чувствуешь”. Когда приступ лихорадки начинался у Абу Бакра, он говорил:
Каждому человеку в семье его желают доброго утра,
а смерть ближе к нему, чем ремни его сандалий!
Что же касается Биляла, то, когда лихорадка отпускала его, он произносил (такие стихи):
Знать бы мне, смогу ли провести ночь
в долине среди душистого тростника и джалиля?
И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Маджанны,
и покажутся ли предо мной Шама и Тафиль?
И я пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщила ему об этом, а он сказал: “О Аллах сделай так, чтобы мы полюбили Медину так же, как любим Мекку, или даже больше! О Аллах, благослови нас в наших са‘ и наших муддах, и оздорови для нас (климат) ее, и перенеси ее лихорадку в аль-Джухфу! ”
Так завершился определенный этап жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а вместе с ним и мекканский период исламского призыва.