Проповеди по евангелию от луки. Читать евангелие от луки онлайн

Сегодня у нас третье стояние перед Крестом Христовым на пути к Страстной седмице, и наше слово о тех, кто был распят рядом со Христом. Апостол и евангелист Лука - единственный из евангелистов, кто упоминает о смерти этих двух разбойников. Прежде всего, почему Христа распяли на Кресте? Иудеи лицемерно говорили, что им непозволительно никого убивать, потому что они по Закону своему убивали только тех, кто являлся, по их мнению, осквернителем Храма и разорителем Закона. Они побивали такого человека камнями. И они даже делали такую попытку - побить камнями Спасителя, как мы читаем в Евангелии. Но сейчас они хотят уничтожить Его полностью, предать Его смерти не как человека, имеющего какое-то отношение к религии, а просто как политического деятеля - предав Его римской оккупационной власти, чтобы она расправилась с Ним, как она расправлялась с подобными преступниками, распиная их на кресте.

Они распяли Христа среди двух разбойников. Один - одесную, другой - ошуюю, а Он - посередине, как худший из них. Когда Христос ходил по земле, Он ел и пил с грешниками, Он творил им добро, а теперь Он соединяется с ними на Кресте - с этим же смыслом, с этой же целью. Ибо Он пришел в мир не для того, чтобы спасти мнимых праведников, ибо «нет праведного ни единого» (Рим. 3, 10) - говорит слово Божие о грешниках.

И слово Божие говорит нам, что это совершилось, да сбудутся Писания. Пророк Исаия, которого святая Церковь называет ветхозаветным евангелистом, пророчествует о Муже скорбей, что Он «со беззаконными вменися». Христос был распят среди двух разбойников. И в этих разбойниках мы видим различие действия Креста Христова на разных людей. Для одних Крест Христов - запах живительный на жизнь, а для других - запах смертоносный на смерть, как говорит апостол. «Посреди двух разбойников праведное мерило обретеся Крест Твой, Господи».

Один из преступников был ожесточен до предела. Распятый рядом со Христом, он поносил Его, как и все люди, поносившие Его в это время. «Если Ты Христос, - говорил он, - спаси Себя и нас». Есть у некоторых людей такая странная особенность - бесстыдно и нагло оскорблять Христа и в то же время требовать от Него нужной им помощи. Но был и другой разбойник, сердце которого умягчилось страданиями, которые он претерпевал, а главное тем, что открылось ему. Этот преступник был выхвачен рукою Божией как бы из огня. И он остался навеки памятником Божественного милосердия и благодати.

Не о том говорит нам разбойник благоразумный, чтобы мы, глядя на это чудо спасения Божия, могли бесстрашно откладывать наше покаяние, а о том, что подлинное покаяние, пока жив человек, никогда не бывает слишком поздно. Хотя позднее покаяние, как свидетельствует жизнь, крайне редко бывает подлинным. И потому весь наш путь должен быть возрастанием в покаянии, ведущим к тому покаянию, какое явил этот благоразумный разбойник. Он показывает нам, что может сделать Божия благодать. Христос победил сатану, и теперь дает новое знамение Своей победы. Нам открывается чрезвычайное действие Божией благодати по отношению к этому преступнику. Разбойник благоразумный делается способным обличить другого преступника в том, что у того нет страха Божия: «Или не боишься ты Бога?» И мы видим, что именно страх Божий удержал его от следования за всеми - за этой беснующейся толпой, совершающей общее зло. «Если бы в тебе, - говорит он другому разбойнику, - было хоть что-то человеческое, ты не оскорблял бы Того, Кто страдает так же, как ты. Ты к тому же самому приговорен, ты тоже умираешь». И он исповедует, что заслуживает это наказание: «Мы осуждены справедливо, - говорит он, - потому что достойное по делам нашим приемлем». Те, кто подлинно кается, всегда признают праведность Божия наказания за свои грехи. Только тогда, когда мы осознаем, что беды и скорби, которые любящий нас Господь посылает нам, мы заслужили за свои нераскаянные грехи по правде Божией, - только тогда наше покаяние будет подлинным. И только тогда будет дано нам избавление от всего, что происходит со всеми нами и с каждым из нас. Святитель Игнатий (Брянчанинов) часто размышляет об этих словах разбойника благоразумного: «Достойное по делам нашим приемлем». Они всегда должны быть первыми во всех наших бедах, во всякой скорби, какая бы она ни была. Эти слова являются признаком подлинной духовности, признаком того, что мы находимся в непрелестном состоянии. Эти слова означают, что мы понимаем, в чем наша надежда на избавление от всех нынешних бед и что покаянием Господь может совершить невозможное.

Страх Божий, который проявляет разбойник благоразумный, - начало премудрости. Его вера, его покаяние и смирение открывают глубины премудрости Божией, тайны веры. Он верует, что Христос страдает без вины. Этот кающийся разбойник убежден, глядя на то, как ведет Себя среди страданий Христос, что Он ничего худого не сделал. Первосвященники распяли Его среди разбойников, как одного из них. Но у этого разбойника было большее разумение, чем у первосвященников, тех, кто ответственен за тайны веры, за хранение нравственного достоинства верующим народом.

И эти слова его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» - молитва грешника, молитва умирающего за свои грехи человека, наша с вами молитва. Как обрел он благодать так молиться? Быть может, он никогда раньше и не молился, и вот теперь сразу был услышан и принят Господом. Мы не можем не удивляться глубине его веры в этой молитве. Воистину в своем исповедании греха он обнаруживает глубочайшее видение того, что есть добро и зло перед лицом Божиим. И в этой молитве мы видим его веру в Господа нашего Иисуса Христа. Он признает Его Господом, исповедует, что Ему принадлежит Царство Небесное, и что теперь Он, распятый на Кресте, восходит в Свое Царство, и блаженны те, кто обретает Его благоволение.

Веровать в Господа Иисуса Христа и исповедовать то, что исповедует разбойник благоразумный, - величайший подвиг умирающего разбойника. Мы должны помнить, что это происходит в час, когда Христос отвергнут всеми. Когда Бог на Кресте. Когда первосвященники, старцы и книжники, хранители Церкви, богоизбранного народа отдали Спасителя на поругание и смерть. Когда ученик Христов, тот, кому Господь вместе со всеми вверил тайны Божии, предал Его за тридцать сребреников. Когда Петр, первоверховный учитель, клявшийся Господу на Тайной Вечери в верности даже до смерти, трижды отрекся от Него. Когда все остальные ученики, оставив Христа, бежали. И народ, который веками жил ожиданием Мессии, который был недавно свидетелем и участником бесчисленных чудес Спасителя, Его победоносного входа в Иерусалим, неистовствует теперь: «Распни, распни Его!»

Власть тьмы наступает, царствует на всей земле, и только разбойник благоразумный исповедует веру в иную, нетленную, благодатную, пасхальную жизнь, и молится о даре этой жизни. Не о том молится, как другой разбойник, чтобы быть физически спасенным от креста, а о том, чтобы из глубины заслуженных им страданий на кресте, когда они уже становятся предельно невыносимыми, благодаря не отвергнутому им кресту, быть услышанным Господом. Внезапно нам открывается высота его смирения. Он воистину стоит там, где только Божия Матерь и возлюбленный ученик Христов, и где больше никто не может устоять.

«Истинно говорю тебе, - отвечает ему Спаситель, - Я истинно говорю тебе, твоей молитве «Аминь». Ныне же ты получишь большее, чем просишь, - ныне же ты будешь со Мною в раю». Даже великие грешники, если они подлинно приносят покаяние, получают от Христа не только прощение грехов, но и место в Божием раю. Господь раскрывает смысл Своих Крестных Страданий. Он умер, чтобы кровью Своею купить нам не только прощение грехов, но и вечную жизнь. Христос Крестом Своим восходит к Своей и нашей победе. И не существует ни для кого пути к совершенной радости, кроме того пути, который открывает здесь Христос. «Ныне же со Мною будешь в раю». Рай - это значит быть со Христом. Не только там, где Воскресение Христово, ликование Его Пасхи, но и там, где Крест Христов, быть со Христом - быть в Его раю.

И еще такие глубины открывают нам три креста, которые Пилат утвердил на Голгофе. Два разбойника, обыкновенные преступники, присутствуя у Христова Креста, участвуют в благодати, открываемой смертью Господа. И тот, и другой обвинены и осуждены, и заслуживают, согласно справедливому человеческому приговору, смерти. Первый преступник переходит от этого справедливого человеческого суда прямо в рай. О судьбе другого мы ничего не знаем, кроме того, что он сподобился милости умереть рядом с Господом. И такой же смертью, как Он.

Два разбойника распяты, каждый по одну и по другую сторону, и Господь посередине. И все они, говорит нам святая Церковь, представляют образ христианской смерти, образ всякой человеческой смерти. Перед нами - два разбойника, со своими страшными грехами, и безгрешный Господь, Который берет на Себя все грехи. Смерть разбойников примечательна тем, что она свидетельствует о справедливом соотношении между грехом и наказанием, которое следует за грех. О том, что есть правда, что есть справедливость даже на земле. Даже на земле есть правда и справедливость. И мы можем видеть это на крестах разбойников. Смерть Господа, напротив, с этой точки зрения непонятна. Она представляет собой нечто странное, нечто жестокое, бессмысленное. Господь в течение всей Своей жизни восходил от победы к победе до самого последнего торжества входа в Иерусалим. И вот - конец. Для учеников Христовых, как и для толпы, есть что-то оскорбительное в том, что представляет собою это зрелище. Грубый откровенный грех двух разбойников более близок, более знаком, более доступен сознанию человеческому - он более соответствует тому, что есть жизнь человеческая. Смерть этих людей входит в порядок этого мира, и они наши - от нашей грешной земли. А смерть Господь представляется нам странной и чуждой, она не имеет ничего общего с нашим миром, она выходит за пределы обычного, и она может вызывать у мира некое презрение, злорадство. «Поделом Ему!» - говорил высокие прекрасные слова, творил такие дела, которые никто не творил, а умирает, как все. Казалось, что действительно добро сильнее зла, истина побеждает ложь - а Он умирает, как все. И некое присутствие подобного отношения со стороны мира мы можем наблюдать в каждой христианской смерти, в особенности смерти мучеников - тех, кто жизнь свою отдает за Христа. Они так же испытывают на себе ненависть и презрение толпы.

Но самое печальное, что и мы где-то принадлежим этой толпе. До тех пор, пока мы не научимся жить так, чтобы вера стала главным в нашей жизни, пока мы не сможем умереть для себя, чтобы дать Господу жить в нас, христианство всегда будет для нас с неким привкусом наказания. Наша свободная вольная жизнь всегда будет ограничена - заповедями, постами, молитвами, различными трудами. Все будет иметь привкус некоего наказания, от которого мы никак не сможем полностью избавиться. И пока не станет Христос всем в нашей жизни, радостью нашей жизни, мы всегда будем оставлять за собой право выносить суд тому, что мы дерзаем называть чрезмерностями в христианском подвиге, слишком строгой бескомпромиссностью по отношению к злу. Мы всегда будем защищать себя, почти бессознательно, почти инстинктивно от всякого проявления, почему нам не сказать в оправдание себе, фанатизма. Так что мы присутствуем в этой толпе - и прежде всего своим поверхностным отношением к тому, что происходит. Мы не воспринимаем глубин истинной жизни, потому что нет у нас покаяния, которое Крестом Христовым открылось разбойнику благоразумному.

Это есть изгнание, упразднение христиан из мира, из естественной общепринятой нормальной человеческой, конечно же, греховной жизни. И все это Господь несет на Себе, умирая посреди двух разбойников. Всю нашу подлость греха, нашу неспособность принять то, что Он подъемлет в этот час на Своем Кресте.

Но одновременно смерть Христа среди двух разбойников открывает и другую сторону. Он умирает посередине двух разбойников, и это значит, что в Его смерти есть что-то среднее. Обычная такая, средняя смерть, как у всех людей. Некоторых привлекает смерть необыкновенная. Она может вызывать у них даже восхищение. Сейчас мы являемся свидетелями героизации, романтизации преступления, жестокости, насилия. Это передается по всем телеканалам, по всем средствам массовой информации. Здесь кроется некая мистическая, духовная глубина. Этих людей захватывает трагедия человеческой жизни, - преступление и наказание. Им нравится такой род величия, такой род великолепия, который таится в предельном грехе. Безгрешная смерть Господа как бы ни о чем им не говорит, она кажется им неинтересной, незначительной и незаметной. Христос, как им кажется, мог бы избрать для Себя более возвышенную смерть, чтобы удовлетворить их жажде. Но Он не сделал этого. Он сокрыл Свое величие под покровом обыкновенного и самого презираемого, что есть у людей. И после этого мы не только не имеем права выносить суд человеческим судьбам, определяя величие той или иной жизни по внешней яркости, которой запечатлевается их жизнь, мы должны задуматься о большем - о том, как за обыкновенностью средней судьбы скрывается христианское величие, величие Самого Господа. За смертью самого обыкновенного человека сокрыто величие Самого Господа.

Разбойники, распятые с Господом, - первые в роде человеческом, кто был призван непосредственно приобщиться Его смерти. Кто эти люди? Чужие, незнакомые для Христа люди, которые не ходили с Ним по Галилее, не являлись Его близкими друзьями, как Петр и Иоанн, разделяющие в этот час, каждый по-своему, судьбу Господа. О чем это говорит? О том, что Господь Своей смертью связывает судьбы самых далеких от Него, совершенно случайных людей - презираемых и отверженных миром. И это говорит о том, что Церковь не имеет права лишить доступа к ее таинствам отлученных от нее людей в час их смерти. Даже если они, как разбойники, были явно далеки от веры, даже если принадлежали Церкви только внешне - по крещению своему, и после каких-нибудь неудачных попыток приобщиться вере, снова отворачивались от Господа. Но в час своей смерти они могут принять благодать покаяния - ни один человек не лишен этого - и через последние таинства исповеди, причастия оказаться в самой глубине тайны Христовой смерти.

И Господь, готовый придти на помощь разбойникам в час их смерти, разделяет с ними - со Своей Божественной щедростью, с отдачей всего, что есть у Него, - их человеческую смерть до конца. Одного из них Он спасает тотчас же зримым образом, другого оставляет идти в вечность дорогой нераскаянных грешников, которая остается невидимой. Все, что мы знаем об этом неблагоразумном, безумном разбойнике - это то, что Господь умер также и за него.

Будем и мы молиться всей душой, как призывает нас Церковь, - сейчас у Креста Христова и в час нашего исхода, - чтобы и нас, как разбойника благоразумного, Господь помянул во Царствии Своем. И этого довольно будет для нас, для всего, что будет с нами во всей нашей жизни и во всей нашей смерти, потому что все заповеди блаженства, которые мы поем за литургией и на изобразительных Великим постом, переплетены нераздельно с этой молитвой, включены в нее. «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блаженны нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блаженны плачущии, яко тии утешатся. Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блаженны кротции, яко тии наследят землю. Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Вся полнота даров Божиих, все блаженство вечной жизни дается тому, кто, как разбойник благоразумный, исповедует эту тайну.

И в самый главный час нашей жизни - перед Чашей Христовой - какие слова свидетельствуют о высшем духовном стоянии души человеческой? Именно эти же самые слова: «Яко разбойник исповедую Тя, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Пусть всегда, как на Утрени Великой Пятницы, когда при чтении двенадцати Страстных Евангелий Церковь предстоит перед Крестом и Евангелием, как печать всех наших молитв, всех наших исповедей, всех наших покаяний, как тайна всей нашей жизни и смерти, звучит эта молитва: «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, и мене древом Крестным просвети и спаси мя».

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как Господь Иисус Христос, уврачевав немало телесных болезней и став уже достаточно известным среди людей, излагает заповеди блаженства, те заповеди, на которых основывается все Христианство. И хотя для большинства из нас они не новы, вероятно, многие даже знают их наизусть, всегда полезно обращаться к ним, проверять себя на их исполнение. Сделаем это и сейчас.

Соблюдение заповедей блаженства делает человека гражданином Царства Божия уже при жизни

Согласно Евангелию от Луки, Господь избрал Двенадцать учеников, сделав их Апостолами. Слово «апостол» переводится с греческого как «посол». Двенадцать избранных учеников были посланы Им по Палестине с целью проповедовать о Царстве Божием, Царстве Христа. Конечно, для такой особой задачи им нужны были особые наставления, которые Он и дал им сразу при избрании (Мф. 10). Затем же Он дал общее наставление вообще всем Своим последователям, получившее впоследствии название Нагорной проповеди. Главной частью этого наставления и являются заповеди блаженства. Блаженство – это пребывание в Божием Царстве. Соблюдение этих заповедей делает человека гражданином этого Царства уже при жизни.

Ошибочно думать, что эти заповеди относились только к избранным Двенадцати, ведь только в Евангелии от Луки они помещены после избрания Апостолов, а в Евангелии от Матфея, где Нагорная проповедь дана наиболее подробно (Мф. 5–7), эпизод с избранием Двенадцати вообще отстоит очень далеко от нее. Поэтому несомненно, что ее содержание относится вообще ко всем последователям Христа.

Обратим внимание на то, чего хотели от Господа люди. Сказано, что люди приходили послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов (Лк. 6:18). Одни приходили за духовным наставлением, другие – за телесным излечением, но и те, и другие получали, что хотели. И это неудивительно. Церковь учит не противопоставлять духовное и телесное. Всякая болезнь так или иначе связана с духовным состоянием, хотя эту связь и не всегда удается отследить явным образом. Так повелось еще с изгнания наших предков из Рая, когда люди стали подвержены смерти, тлению и болезням, а причиной, как известно, был грех. Выражением этого единства является и слово «исцеление», т.е. не просто физическое излечение, а «восстановление целостности», духовной и телесной.

Господь не просто «лечит», а «исцеляет», «восстанавливает целостность»

Поэтому Господь не просто «лечит», а «исцеляет», «восстанавливает целостность». По словам блаженного Феофилакта Болгарского, Господь «сходит с горы, чтобы исцелить пришедших… и облагодетельствовать… по душе и по телу» . Подав всем пришедшим выздоровление от болезней, Он дает и духовное наставление для поддержания здорового состояния, того состояния, которое приближает к Его Царству. Это вполне понятно. Обычный врач, проведя диагностику, терапию, завершив лечение, может дать рекомендации по предотвращению новых случаев заболевания или его обострений: не есть такие-то продукты, в такое-то время принимать такие-то препараты и т.д. Или мастер сервиса, отремонтировавший сложное устройство после поломки, может дать рекомендации по его дальнейшей безопасной эксплуатации. Вот и Господь дает многочисленные наставления о том, как избегать греха, отравляющего и душу, и тело, как жить так, чтобы уже при жизни в мире сем, как бы выйти из него, стать гражданином Его Царства.

Наставления могут давать многие. Но почему особое внимание слушающих привлек к Себе именно Христос? Дело в том, что от Него исходила сила и исцеляла всех (Лк. 6:19). Блаженный Феофилакт обратил внимание на эти слова, ведь согласно им, от Самого Господа исходила сила. Пророки и прочие святые творят чудеса не своей силой , их творит Бог по их молитвам. От Иисуса Христа же от Самого исходила сила, то есть Он – и есть Бог. А как не послушать наставление, услышанное напрямую от Бога?!

Как уже говорилось, подробно Нагорная проповедь изложена в Евангелии от Матфея. Там перечислены девять заповедей блаженства, которые можно рассматривать как несколько ступеней, этапов. Многие отцы, почитаемые Православной Церковью, оставили после себя разные последовательные руководства в духовном возрастании. Здесь и Иоанн Лествичник, и Никодим Святогорец, и Феофан Затворник, и многие другие. Их труды различаются степенью подробности, последовательностью этапов, но, так или иначе, это ничто иное как «расширенные комментарии» к заповедям блаженства.

Эти заповеди мы слышим в начале Литургии перед малым входом. Возможно, даже знаем их наизусть. Но руководствуемся ли мы ими? Поэтому никогда не будет лишним вновь и вновь всматриваться в них.

Пророки и прочие святые творят чудеса не своей силой, их творит Бог по их молитвам. От Иисуса Христа же от Самого исходила сила, то есть Он – и есть Бог.

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие (Лк. 6:20). Что это означает? Современный мир, да и не только современный, не принимает эту заповедь. Он говорит: «Надо быть сильным духом, внутренне сильным, уметь противостоять, противодействовать». На самом деле, нищета духом противопоставляется гордости, ложной уверенности человека в его воображаемом превосходстве над другими людьми; нищета духом – это смирение, не исключающее необходимости силы духа . По словам святителя Николая Сербского, «нищета духа – не какой-то дар, полученный извне, но это реальное состояние человека, которое нужно только осознать» . И как раз для этого-то сила духа просто необходима, потому что победа над своей гордостью требует огромных внутренних сил.

Нам необходимо взращивать в себе эти силы. Гордому человеку, привыкшему считать, подобно фарисею из притчи, что он не такой, как прочие люди (Лк. 18:11), тяжело осознать, что он хуже многих. Тяжело сбрасывать себя со скалы, на которую сам себя вознес . Но без этого невозможно движение к Царству Небесному. Бороться с гордостью важно с самого начала, потому что она является источником многих грехов. Как сказал преподобный Иоанн Лествичник, «где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость, ибо провозвестник первого есть второе» .

Иногда Господь Сам подает случаи к исцелению. Преподобный Иоанн говорит: «Часто Господь исцеляет тщеславных… приключающимся бесчестием» . Когда мы превозносимся и вдруг внезапно попадаем в глупое положение, даем повод к насмешкам, то должны радоваться: Господь дает нам исцеление от гордости, которое необходимо сразу использовать.

Кто-то имеет обостренное чувство справедливости, кто-то ратует за всеобщую законность, но нередко, увлекаясь, сам готов оказаться несправедливым или оправдать нарушение закона

Далее Господь говорит: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь (Лк. 6:21). Речь идет не о пищевом голоде или физической жажде, а об алчбе или жажде правды. Но что это за правда? Многие люди во все времена ищут правду. Ищут некую абсолютную точку отсчета или опору, оправдание, обоснование происходящему вокруг. Нередко, кажется, находят их, но они оказываются либо не абсолютными, либо бесполезными. Кто-то имеет обостренное чувство справедливости, кто-то ратует за всеобщую законность, но нередко, увлекаясь, сам готов оказаться несправедливым или оправдать нарушение закона. Кто-то ставит в центр мира лишь собственное Я и свои интересы. Но неизбежно сталкивается с кем-то, кто еще сильнее, и оказывается беспомощен.

Поэтому важна именно правда Божия. И тех, кто ищет именно ее, Господь, произнеся: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь, обещает напитать.

Это блаженство предписывает не конкретные действия. Оно предписывает, находясь в разных ситуациях, в разных обстоятельствах, искать правду Божию, то есть всегда задумываться и соизмерять с Господними повелениями свои возможные действия и даже слова (а ведь даже ветхозаветная заповедь Не лжесвидетельствуй повелевает следить за своими словами), чтобы никоим образом не причинить вреда ближнему.

Всегда ли мы так делаем? Ведь дорога в Царство Небесное немыслима без соизмерения с Господними заповедями всей своей жизни. И достичь этого можно, если в нашем сердце всегда будет находиться Царство Божие, если нас будет переполнять само желание попасть в него, а все временные, неважные, или пусть даже важные, но ничтожные по сравнению с ним вещи, будут отходить для нас на второй план.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сделал такое сравнение: «Кто заботится о красоте своего тела… чего только не предпринимают они, не жалея ни сил, ни времени! Часами упражняются они, ограничивая себя в еде… И все это предпринимается для физического здоровья, то есть для ничтожно короткого периода земной жизни!» . Вот такое значение для нас должно иметь спасение своей души, какое для этих людей – физическая форма.

Святитель Феофан Затворник говорил, что надо думать о Боге не только стоя на молитве, но и «всякий час и минуту, ибо Он везде есть» . Если мы будем всегда, не забывая, думать о будущем Царстве, то у нас войдет в привычку оценивать каждое свое слово, каждое свое действие с точки зрения того, насколько они приближают нас к нему или удаляют.

Из нищеты духовной естественным образом следуют осознание своей греховности, видение своих конкретных грехов и их оплакивание, поэтому Господь говорит:Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (Лк. 6:21). Блаженство состоит, конечно, не в самом плаче. Слезы, причем именно покаянные, внутренние слезы – средство достижения блаженства в Небесном Царстве.

Для нас в какой-то малой степени возможно прочувствовать это блаженство даже в обычной повседневной жизни. Всем нам знакомо то ощущение облегчения и умиротворения, когда мы какие-то по-настоящему сильно тяготящие нас грехи изложим в Таинстве Исповеди. До этого мы были похожи на плачущих, а после – на блаженных. Иногда подобное ощущается, когда мы помиримся с кем-то из недоброжелателей, когда попросим прощения у обиженных и получим его. Преподобный Иоанн Лествичник придавал огромное значение плачу о грехах для нашей немощности: «Крещение приняв во младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его», и если бы не они, то «едва обретались бы спасающиеся» .

Да, эти умиротворенные ощущения быстро проходят. Повседневная жизнь берет свое, но если мы будем регулярно так поступать, то будем приближаться к обетованному блаженству все больше. Подобно тому, как спортсмен развивает свои мышцы регулярными, неотступными, изматывающими тренировками, дающими поначалу весьма скромный результат, или музыкант выполняет однообразные упражнения, долгое время не позволяющие по-настоящему играть. И лишь по прошествии времени, неотступного труда, результат становится заметен. Для нас результат в полной мере возможен лишь в Царстве Божием, но двигаться к нему мы должны сейчас.

Призвав Своих последователей идти непростым путем заповедей блаженства, Господь предупреждает и о том, что окружающий мир чаще всего будет смотреть на них с непониманием и враждебностью: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их (Лк. 6:22–23).

Когда преподобный Иоанн Лествичник пишет о добродетели безгневия, что она есть «ненасытное желание бесчестий» , то речь и идет о бесчестии за правду . Понести страдания за правду Божию, ту самую, который мы алчем и жаждем, действительно почетно, хотя и требует огромного мужества. Мы потому и чтим такое огромное число святых мучеников. Это именно те, кто пошли путем вот этой, последней, самой сложной заповеди блаженства.

Один древний старец даже нанял специального монаха, который должен был постоянно ругать его. А нам и нанимать никого не надо – множество людей вокруг окажут нам эту услугу абсолютно бесплатно

У нас есть даже примеры святых, погибших вовсе не за веру, а именно из-за нежелания быть причиной и соучастниками братоубийственных конфликтов. Это и святые князья Борис и Глеб, и Царственные страстотерпцы. Они предпочли погибнуть, но не предстать пред Богом как прямые виновники междоусобия. И если междоусобия не удалось избежать, то это уже без их вины.

Преподобный Никодим Святогорец писал: «Не желай другой чести и не ищи ничего другого, как страдать за любовь к Богу» . Касается это не только каких-то больших исторических событий, в которых нам, скорее всего, и не доведется поучаствовать. Касается это в полной мере нашей повседневной жизни. Можно страдать от насмешек над нашей верой. Можно – от насмешек и оскорблений при попытке поступать в соответствии с ней: не нарушать порядка, не совершать преступлений, не злоупотреблять ничем тогда, когда другие вовсю это делают. Быть своего рода «белой вороной» и терпеть от этого разные преследования и неприязнь.

Впрочем, не всем дается страдать за свою веру или за правду. Нередко, в обыденной, бытовой жизни мы терпим какие-то бесчестия, совсем не связанные с нашим Христианством. Как исполнить заповедь тут? Путь нам прокладывает преподобный Иоанн Лествичник: «Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина – пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, – принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый; да возмогает второй; блажен о Господе, и да ликует третий» . Совершенствование на этом пути может стать делом всей жизни.

Один древний старец даже нанял специального монаха, который должен был постоянно ругать его . А нам и нанимать никого не надо – множество людей вокруг окажут нам эту услугу абсолютно бесплатно.

Теперь задумаемся, зачем мы посещаем храм, чего мы хотим. И чего мы более всего просим у Господа.

Людей ко Христу влекла возможность избавиться от недугов, в обычном, физическом смысле. Приходили к Нему больные, получали исцеление. Похожим образом поступаем и мы. Молимся о благополучных поездках, об исполнении задуманного дела, об учебе, о работе, конечно, о физическом здоровье. За себя и за других. И несмотря на то, что в молитвах нередко звучит что-либо вроде «дабы было это во славу Твою» и «да будет по Твоей воле», в глубине души мы хотим, чтобы совершилось то, что именно МЫ хотим и как МЫ хотим. А даже если и не так, то все равно мы просим каких-то «здешних» благ. И вот, подобно тем людям, что пришли ко Христу за какими-то земными благами, а услышали о Царстве Божием, и нам надо, приходя в храм, чтобы помолиться о помощи в земных делах, не прослушать самого важного.

Главным чудом Христа, перевернувшим жизнь античного мира, является тот путь стяжания Царства Божия, который Он указал в Нагорной проповеди

Да, Христос творил чудеса. Да, они совершаются в Его Церкви и по сей день. Но главным чудом Христа, перевернувшим жизнь античного мира и продолжающим переворачивать жизнь людей, приходящих к Нему с открытым сердцем, является тот путь стяжания Царства Божия, который Он указал в Нагорной проповеди.

Потому и поются Блаженства почти на каждой Литургии. Потому и читается Евангелие. Из года в год повторяются одни и те же тексты, чтобы они никогда не удалялись из нашей памяти, а были руководством в нашей жизни.

Мы можем сказать также, что приходим в храм для принятия Таинств. Однажды крестившись, а затем регулярно причащаясь, мы вроде бы поддерживаем свое гражданство в Царствии Божием. Однако, то и другое – не наши действия. Таинства – действия Божии. От нас же требуется такое устройство нашей жизни, чтобы не посрамить эти Таинства. Именно это имел в виду апостол Иаков в своей знаменитой фразе вера без дел мертва (Иак. 2:21). Еще более жестко сказал еще ветхозаветный пророк Исаия: Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня (Ис. 29:13). И вот нам предлагаются заповеди блаженства, следуя которым, мы как бы сами приблизимся к Иисусу Христу.

Несложны заповеди, хотя и непросто их исполнить. Были люди, которые это сумели. Мы называем их святыми

Они не предписывают конкретных действий, они скорее устанавливают определенное отношение к жизни, к миру, к окружающим, призывают поставить приоритетной целью своей жизни Царство Небесное, видеть свои грехи и свою немощь и не бояться терпеть враждебное отношение и непонимание за это.

Несложны заповеди, хотя и непросто их исполнить. Были люди, которые это сумели. Мы называем их святыми. Мы имеем все возможности для общения с ними и нередко делаем это, вознося молитвы и прося о помощи. Просим, правда, в основном, опять-таки о земном. Но давайте все же просить их о помощи в исполнении заповедей блаженства! Если сами они прошли этим путем и достигли высот святости и христианского совершенства, то и для нас они могут быть в этом и примером, и реальной помощью.Аминь.

Алексей Кириллин
Студент 4 курса бакалавриата

Ключевые слова: Христос, Нагорная проповедь, заповеди блаженства, Иоанн Лествичник, Царство Небесное, спасение


Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие. В 2 т. Т. 2. - М.: Сибирская Благозвонница, 2013. – С. 85.


Гладков Б.И. Толкование Евангелия. – СТСЛ, 2004. – С. 229.

Евангелие от Луки - третья книга Нового Завета, и третье из четырёх канонических евангелий, следующее за Евангелиями от Матфея и Марка.

Главная тема данного Евангелия – как и остальных трех – жизнь и проповеди Сына Божия Иисуса Христа. Как и Евангелие от Марка, Евангелие от Луки написано прежде всего для христиан из язычников и обращено к Феофилу и, в его лице, к новым христианским общинам.

Евангелие от Луки состоит из 24 глав.

Жизнь Иисуса у евангелиста Луки излагается в основном с исторической стороны, отличается подробностью и обстоятельностью. Евангелие от Луки -самая длинная книга Нового Завета . В ней содержится большое количество притч Христа. Евангелие начинается с наиболее ранних событий, предшествующих рождению Христа — с благовестия отцу Иоанна Крестителя Захарии о его грядущем рождении.

Только в Евангелии от Луки содержатся следующие сведения:

  • Информация о родителях Иоанна Крестителя,
  • О посещении Девой Марией матери Иоанна Елисаветы,
  • О поклонении пастухов родившемуся Младенцу,
  • О посещении 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма.

Евангелие от Луки подарило нам:

  • благодарственный гимн Богородицы Магнификат (Величит душа Моя Господа…)
  • песню Симеона Богоприимца
  • ангельскую песню «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Список притч Христа, не встречающихся нигде, кроме как в Евангелии от Луки:

Глава 7. Притча о двух должниках.

Глава 10. Притча милосердном самарянине.

Глава 11. Притча о докучливом друге.

Глава 12. Притча о безумном богаче. Притча о бодрствующих слугах. Притча о благоразумном домоправителе.

Глава 13. Притча о бесполезной смоковнице.

Глава 14. Притча о званных на вечерю. Притча о царе идущем на войну.

Глава 15. Притча о блудном сыне. Притча о потерянной драхме.

Глава 16. Притча о богаче и Лазаре. Притча о неверном управителе.

Глава 17. Притча о рабах ничего не стоящих

Глава 18. Притча о мытаре и фарисее. Притча о неправедном судье.

Глава 19. Притча о 10 минах.

Авторство .

В тексте Евангелия от луки нет указаний на личность автора. Согласно церковному преданию, авторство приписывается ученику апостола Павла – Луке. Луке также приписывают создание книги Деяния Апостолов. Древние христианские писатели (Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, Климент Александрийский, Ориген и Тертуллиан) также подтверждают авторство Луки

Основная масса современных исследователей разделяет традиционную точку зрения об авторстве Евангелия.

Время создания.

Время написания Евангелия от Луки доподлинно неизвестно. Создано оно, по всей видимости, после Евангелий от Матфея и Марка и раньше Евангелия от Иоанна. Традиционно временем создания считаются 60-е гг. Однако, более вероятной выглядит версия создания в 80-е гг.

Толкование Евангелия от Луки.

Лука подчёркивает важность происходящих событий для всех людей – христиан и язычников. Следует также обратить внимание на то, что в Евангелии от Луки родословная Иисуса берет начало не от прародителя евреев , а от прародителя всех людей – Адама.

Лука подчёркивает заботу Христа об обычных людях. Основное содержание притч также направлено не на объяснение Царства Небесного, как у Матфея, а на описание жизни людей.

Цели написания Евангелия от Луки.

  • укрепить веру новоявленных христиан,
  • представить Иисуса Христа как Сына Человеческого, отвергнутого Израилем, благодаря чему Иисус был проповедан и язычникам, чтобы и те могли узнать о Царствии Божием и получить спасение.

Доказательствами того, что текст был рассчитан на аудиторию из язычников, свидетельствуют следующие факты:

  • Пояснения о местоположении географических объектов в Иудее
  • Родословную Иисуса прослеживается до Адама,
  • Время показано со ссылкой на правления того или иного императора в Риме,
  • Употребление греческих и латинских терминов вместо существующих общепринятых еврейских,
  • Цитируя Ветхий Завет, Лука ссылается на тексты Септуагинты. Тема исполнения пророчеств практически не затрагивается.

Лука часто подчеркивает значение молитвы и о необходимости личного покаяния перед Богом.

Евангелие от луки: краткое содержание.

Глава 1. Обращение к Феофилу. Благовестие ангела отцу Иоанна Крестителя. Посещение Девой Марией матери Иоанна — Елисаветы. Гимн Девы Марии. Рождение Иоанна Крестителя

Глава 2. Рождение Иисуса. 12-летний Иисус в Иерусалимском Храме.

Глава 3. Проповедь Иоанна Крестителя и крещение Иисуса. Описание родословной Христа.

Глава 4. Искушение Христа дьяволом. Начало проповедей в Галилее.

Глава 5. Призвание 12 апостолов. Продолжение проповедей в Галилее и окрестностях.

Глава 6. Чудеса. Нагорная проповедь.

Глава 7. Чудеса исцеления. Креститель посылает учеников к Иисусу.

Глава 8. Чудеса и притчи.

Глава 9 — 10. Иисус идёт в Иудею. Дальнейшие притчи и чудеса.

Глава 11. Обличение фарисеев.

Главы 12 – 19. Чудеса, притчи и проповеди.

Главы 20 – 21. Проповедь Христа в Иерусалиме. Предсказания о разрушении Иерусалима и конце света.

Глава 22. Тайная вечеря. Гефсиманское борение, арест и суд.

Глава 23. Христос перед Пилатом. Распятие и погребение.

Глава 24. Воскрешение и вознесение Христа.

ПРЕДИСЛОВИЕ ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

Глава I

«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, — то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.»

Лк. 1:1-4

Предисловие Луки к Евангелию — явление уникальное, потому что здесь впервые автор указывает на себя и употребляет слово «мне». Лука отличается от других евангелистов еще и тем, что он по примеру греческих историков пишет краткое предисловие. В нем содержится несколько важных истин.

Во-первых, предисловие к Евангелию от Луки написано самым лучшим во всем Новом Завете греческим языком. Лука применяет здесь ту форму предисловия, которую употребляли великие греческие историки. Геродот (490/480 — 425 гг. до Р.Х.), древнегреческий историк, прозванный «отцом истории», начинает так: «Сие результат исследований Геродота Галикарнасского». Более поздний историк Дионисий Галикарнасский (2-я пол. I в. до Р.Х.) пишет в самом начале своей истории: «Прежде чем начать писать, я собрал сведения частью из уст самых образованных людей, с которыми я встречаюсь, а частью из историй, написанных римлянами, о которых они похвально отзывались». Так и Лука пишет: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, — то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Лука начал писать свое Евангелие прекрасным греческим языком и следовал самым лучшим, доступным ему, примерам.

Скорее всего, евангелист Лука думал: «Я пишу величайшую в мире Книгу, и лишь самое лучшее достойно ее». И действительно, некоторые древние рукописи выполнены прекрасно: они написаны серебряными чернилами на тонком пергаменте, и часто писец писал имя Божье или Иисуса Христа золотом.

Один пастор рассказывал о пожилом рабочем, который вынимал каждую пятницу из конверта с зарплатой самые новые и блестящие монеты и откладывал их, чтобы в воскресное богослужение пожертвовать их на дело Божье. У евангелиста Луки и пожилого христианина была одна и та же цель: лишь самое лучшее должно принадлежать Господу Иисусу! Богу отдавали они все лучшее, что могли. Так и нам, христианам, надо посвящать и отдавать Господу самое лучшее: лучшие годы нашей жизни, лучшее время каждого дня, лучшее в наших пожертвованиях, милостыни, делах любви и милосердия.

Во-вторых, Евангелие от Луки есть следствие вдохновения от Бога, но Лука начинает с утверждения, что эта книга является итогом тщательного исследования. Божественное вдохновение не сходит на человека, сидящего со сложенными руками и праздными мыслями, но на того, который думает, ищет и исследует.

Истинное вдохновение приходит тогда, когда ищущий ум и сердце человека соединяются с сокровенной истиной Духа Божьего. Слово Божье дано, но дано людям, ищущим его. Иисус Христос говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8).

Бог так добр и любвеобилен, что Он скорее готов дать, чем мы в наших молитвах у Него просить. Иудейские раввины говорили: «Бог так близок к Своим созданиям, как ухо к устам. Люди едва способны расслышать, когда двое говорят сразу, а Бог, даже если весь мир взывает к Нему одновременно, слышит все молитвы. Люди досадуют и злятся, когда их друзья обращаются к ним с просьбами и нуждами, а Бог любит человека все больше и больше, когда он обращается к Нему со своими просьбами и нуждами».

Бог всегда отвечает на наши молитвы, но отвечает на них по Своему божественному усмотрению, и Его ответ — это ответ совершенной любви и мудрости. Божьи ответы на наши молитвы бывают трех видов.

1. В виде исполнения нашего желания, как бы мы хотели.

2. В виде ответа, но не так, как бы мы этого хотели.

3. В виде отказа на нашу просьбу. Ответ «нет» — это ведь тоже ответ.

В дневнике одного благословенного христианина были записаны такие слова: «Я просил у Бога силы, но Он послал мне немощь, чтобы таким образом научить меня смирению и кротости. Одно время я просил у Бога богатства, чтобы быть счастливым, но Бог послал мне бедность, чтобы я научился мудрости. Я просил у Бога помощи, чтобы совершать великие дела, но Он уничижил меня, чтобы научить в малом. Я просил Бога о многих других вещах, чтобы наслаждаться жизнью, но Он подал благодать переносить невзгоды, которых бывает у меня немало. Из просимого я ничего не получил, но получил все, в чем действительно нуждался, и что сделало меня благословенным и счастливым человеком. Таким образом, молитвы мои были услышаны, но ответ на них пришел не в том виде, что я, по неразумию своему, ожидал».

В-третьих, евангелист Лука не удовлетворился тем, что уже было написано об Иисусе Христе. Истинную христианскую веру никогда нельзя

имствовать у кого-то, но она всегда есть следствие личного откровения, личной встречи с Иисусом Христом и хождения пред Ним.

Некогда Господь сказал Аврааму: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1). Эти слова неоднократно встречаются в Библии и указывают на высокий нравственный уровень человека, который очами веры постоянно взирает на Иисуса Христа, подражает Ему и живет по Его повелениям.

Иисус Христос имел смиренное сердце. Если Он пребывает в нас, гордость никогда не овладеет нашими сердцами. Христос имел любящее сердце, а «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4-8). Если Он посредством Духа Святого пребывает в наших сердцах, ненависть и злоба никогда не будут иметь места в них. Господь Иисус имел милосердное и понимающее сердце. Давид в Пс. 85:5 говорит: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». Если Он занимает должное место в наших сердцах, тогда милосердие будет регулировать наши отношения с ближними. Христос имел бескорыстное сердце. Если Он пребывает в нас, то себялюбия там не будет, а служение Богу и ближним будет предшествовать нашим чистым интересам.

Человек собственными силами не может достигнуть улучшения своего сердца и морали. Это способен сделать только Иисус Христос. Без Него мы не можем любить Бога и своего ближнего. «Без Меня, — говорит Христос, — не можете делать ничего» (Ин. 15:5). И апостол Павел пишет в Послании к филиппийцам 4:13: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе».

Христианин в жизни не одинок — с ним всегда пребывает Иисус Христос. Он не только Цель нашего пути, но и наш постоянный и неизменный Спутник в пути. Он сопровождает нас к цели. Чудо жизни христианина заключается в том, что он идет к своей цели с Тем, Который прошел этот путь, достиг цели и теперь ожидает нас на небесах, чтобы принять в Свои вечные обители.

Иисус Христос совершает в нас Свой труд и помогает одерживать победы над злом, грехом, нашим «я» и диаволом. «Благодарение Богу, — пишет апостол Павел, — даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57). Вот почему нам нужен Христос в нашей личной жизни.

В одном из духовных стихотворений сказано:

Одна есть в мире красота —

Любви, печали, отреченья

И добровольного мученья

За нас распятого Христа.

Отдадим же Господу Иисусу все самое лучшее, будем прилежными христианами во всех делах любви и милосердия! И будем совершать свой путь, имея тесное общение с Иисусом Христом! Да поможет в этом нам Бог!

В это воскресенье (неделя 17-ая по Пятидесятнице) на богослужении читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк., 17 зач., V, 1-11) о проповеди Господа нашего Иисуса Христа у озера Геннисаретского. В этой части Евангелия говорится о призвании Господом учеников Его, о тщетности трудов человека без Бога, и наоборот о богатстве людей живущих с Богом. Рассказывается так же и о страхе человека грешного пред Господом и о спасительности страха сего. Прочтите очень интересную и полезную, для каждого из нас, проповедь на этот отрывок Евангелия!

Проповедь

Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились Галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто бы и места не остается, по крайней мере, на земле.

Среди этих огромных толп Он стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь.

Его голос слышен, сколько бы ни было народу. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат, как Он Сам говорит. «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос.

После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу: занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть».

Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд, который без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной, напрасной.

Простые рыбаки, которые трудились всю ночь. Уставшие и разочарованные, они показывают особое послушание Христу. «По слову Твоему, — говорит Господу Петр, — закину сеть». И происходит великое чудо. Так много было уловлено рыб, что сети прорывались. Такая большая ловля, что рыбаки не могут справиться с рыбой, не могут вытащить ее и потому они машут руками тем, кто находятся на других лодках, прося помочь. И, наконец, обе огромные лодки, перегруженные рыбой, начинают тонуть.

Рыбаки знают — это же их ремесло — как дорого достается им удача. Господь показывает им, что значит весь человеческий труд. Он показывает, что значат все наши предприятия, земные замыслы, вообще вся человеческая история для того, чтобы мы увидели, что такое Его проповедь. Это не просто очень сильные, до глубин проникающие слова, но это говорит Тот, Кто является Господином всех морей, всей земли, Кто властвует над рыбами и волнами, над бурями, звездами, над всеми людьми, Он Господь Вседержитель, Который хочет дать истинную жизнь всем людям. И Симон Петр падает к ногам Христовым и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».

Что ты говоришь, Петр! — восклицает святитель Димитрий Ростовский. — Не диавол ли такое говорит? Ты скажешь однажды такие слова Спасителю, заботясь о том, чтобы все было благополучно с Господом на земле, и Он ответит тебе: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23). Может быть, и сейчас точно так же диавол, который не может переносить присутствия Христа Бога, говорит: «Отойди от нас»? «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29). Или, может, как те гадаринцы, которые после исцеления бесноватого человека, говорят Господу: «Отойди от нас». Почти те же самые слова говорит Петр, только он говорит их не так.

Диавол говорит эти слова, зная, что его ждет. Гадаринцы просят: «Отойди, Господи», — потому что им жалко своих свиней. А Петр говорит, потому что он понимает свое недостоинство. Потому что от приближения к нему Бога, он видит, что человек не может устоять на этом месте и остаться живым. Он охвачен страхом и ужасом. Ему, может быть, надо было сказать: «Не отходи от меня, Господи, никогда» — как он потом скажет: «Господи! к кому нам идти?», — когда все растеряются и Господь будет говорить о том, что значит Его призвание. «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6,68). Но святость Петра начинается именно с того, что он имеет чувство греха. Святость всякого человека начинается со страха Божия.

Один молодой человек рассказывал, что перед крещением и даже какой-то период после он не мог войти в храм Божий — останавливался на пороге, и не мог объяснить, в чем дело. Он говорил, что ему просто страшно. «Страшно место сие, а я и не знал… Ибо Господь на месте сем», как говорит слово Божие (Быт. 28, 16-17). А есть другие люди, которые, входя в храм Божий, приближаясь ко Господу и Его святыне, продолжают чуть не со смехом свой уличный разговор. Так некоторые из нас бесстрашно приближаются к Святым Христовым Тайнам, готовые причащаться и исповедоваться каждый день.

С чего начинается утрата этого страха? Каждый из нас может по своей жизни проследить, как мы участвуем в Святых Страшных Христовых Тайнах, и может видеть, как бесстрашно смотрит на святыню сегодня мир. Как хотят превратить наши храмы в такое место, которое не нужно уже взрывать и уничтожать. Их взрывали тогда, когда было страшно, что это — святыня, спасительная для многих людей. От ее присутствия люди могли снова приходить в себя и приносить покаяние Господу. А теперь они хотят, чтобы храмы просто стали чем-то вроде музеев. Как на Западе: все храмы сохранены, туда ходят экскурсии, туристам рассказывают о достижениях культуры, искусства, великолепного пения.

Обращение Петра, которому Господь сказал: «Отплыви на глубину, и закинь сети свои для лова» — образ того, что предстоит Петру, всем апостолам, святителям и всей Церкви. О какой глубине говорит Господь? О каком спасении множества душ человеческих?

О том спасении, которое рождается, когда человек сознает свою греховность, мучается ею, и не видит возможности преодолеть ее в себе и в окружающем мире. Вот эта глубина жизни, где даруется прощение грехов, где осознание своей греховности приводит к покаянию, открывающему Царство Христово — Самого Господа. И тогда можно все оставить, как апостолы все оставляют.

Обратим внимание на это чудо. Рыбаки, которых призывает Господь, все оставляют, чтобы последовать за Христом. Кто оставляет? Самые простые люди. Для них это во много раз труднее, чем для кого бы то ни было — оставить свой родной дом, родителей. Особо крепкими кровными узами родства связаны бывают простые люди. Так и должно быть у нормального человека. И все-таки они все оставляют: один — родной дом, другой — отца, Петр оставляет жену и все, что у него есть, и следуют за Господом, ни о чем не заботясь. О чем им заботиться? До этого они заботились всю ночь — всю жизнь — но у них ничего не было. А теперь они следуют за Христом, все оставляя, чтобы всегда быть с Господом, Который все дает, и больше, чем мы можем помыслить.