Программа по коррекции устной и письменной речи младших школьников. Коррекционно-развивающие упражнения по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников Черкасова Татьяна Николаевна Учитель-логопед Специальная


Коррекция аккустической дисграфии Записать только гласные из слова, предложения. Записать только гласные из слова, предложения. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка).


Коррекция нарушений анализа и синтеза Последовательная запись букв из слова по цепочке. Последовательная запись букв из слова по цепочке. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись слога с заданным номером. Запись слога с заданным номером. Последовательная запись слогов. Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Работа со слоговой таблицей. Работа со слоговой таблицей.




Коррекция аграмматической дисграфии Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси». «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси».


Коррекция оптической дисграфии Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу). зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу).


Коррекционные упражнения для детей с ЗПР Буквенные примеры: Буквенные примеры: до + му - у = до + му - у = кар - ар + у + бик = го + рам – ам + ох = Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). п т ф у ляблокоПтица летит.


Литература Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи»

«Стили речи в русском языке» - Образцы заявлений. Какие средства связи существуют в предложении? Урок развития речи по русскому языку в 6 классе. Применение информационных технологий. Назовите признаки заявления как документа официально- делового стиля речи. Что такое текст? Цели урока: Развивать навык написания заявления по образцу Воспитывать культуру речи учащихся.

«Нарушение речи» - Развитие навыков элементарного звукового анализа. Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью. Выявляются слабые звенья функциональной системы письма у конкретного учащегося. Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза. Основные задачи – обогащение и систематизация словаря, создание морфологических обобщений.

«Речь» - Школьная риторика. Как? Воздействующие жанры (благодарность, просьба, поздравление, совет, беседа (друж.) и т.д.). Речевые жанры в школьной риторике: информационные, воздействующие, информацтонно-воздействующие. Успешное общение. Кто? Речевой жанр имеет все признаки текста, но ещё и свои особенности.

«Стили речи» - Официально-деловой стиль. Научный стиль. Разговорный стиль служит для непосредственного общения. В разговорном стиле часто используется разговорная и просторечная лексика. Художественный стиль. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Сфера использования научного стиля - наука.

«Русская речь» - Прости нас за гордыню и не карай строго! Стройный! Сказка со счастливым концом… ....……………… : … ; ! ? А вы вообще на нас стоите мы вам служим опорой. Без нас никто не проживёт. В одной русскоязычной стране Пунктуации жили-поживали Слова и Словосочетания. Команда «Зна…точки» КШИ города Серова. Чем ты лучше других? – поинтересовался Вопросительный Знак. -Я высокий!

«Уроки риторики» - Звонить звонишь звоните звоним звонят. Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду много пчёл. Сегодня мы вместе откроем ещё один секрет, тайну. Торт торты печёт. Улыбка. Разыграйте ситуацию: Урок риторики в 1 классе на тему: «Подарок. Умей благодарить.». Волшебница речь. Цели: Очень признателен. Что может вызвать хорошее настроение?

Всего в теме 17 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи Козырева Ирина Владимировна ГБОУ школа-интернат № 31

Направления работы: диагностическая работа коррекционно-развивающая работа консультативная работа информационно-просветительская работа

Содержание направлений работы диагностическая работа: - комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР от специалистов разного профиля; - изучение специальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ТНР; - выявление симптоматики речевых нарушений и уровня речевого развития (I – IV уровни ОНР) обучающихся с ТНР; - анализ и обобщение диагностических данных.

К оррекционно-развивающая работа: 1.Развитие фонематического восприятия. 2.Коррекция звукопроизношения. 3.Развитие грамматического строя речи. 4.Развитие связной речи. 5.Профилактика дисграфии (в 1 классе) Коррекция дисграфии (во2-4 классах) 6 .Коррекция дислексии.

учитель-логопед у читель начальных классов

Логопедические приёмы на уроках: Восприятие учащимися текстов не только зрительно, но и на слух. 2. Включение упражнений по развитию речевого слуха. 3. Дифференциация понятий «слог-слово», «буква-звук». 4. Развитие мелкой моторики. 5. Речевые разминки.

Единство требований к учащимся: - всесторонне развивать личность учащегося; -учитывать возрастные особенности детей; -учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал; -осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; -предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок; -широко использовать наглядность, игровые методы и приемы.

у читель начальных классов логопед психолог м едицинская служба

Библиография: 1 . «Логопедия» под ред. Л.С. Волковой, Москва, «Просвещение», 2011г. 2. «Нарушения письменной речи и их преодоление», И.Н.Садовникова, «КАРО», 2010г. 3. Методические рекомендации по коррекции дисграфии Е.В. Мазановой с приложением рабочих тетрадей для детей, «Гном», 2010г. 4 . «Коррекция нарушений письменной речи», под редакцией Н.Н. Яковлевой, СПб, « Каро », 2009г. 5. Программа коррекционной работы (АООП НОО ТНР)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Совместная работа учителя информатики с учителем начальных классов по адаптации первоклассников с использованием ИКТ»

Как помочь учителю начальных классов освоить компьютерные технологии, рекомендации по созданию презентаций, работа с интерактивной доской....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Раздели ошибки на две группыОрфографические:
безударные
гласные;
парные согласные;
непроизносимые
согласные;
имена собственные
Логопедические:
замены и смешения
(сильная позиция);
пропуски букв,
слогов;
зеркальность;
неправильное
обозначение
мягкости на письме

Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Письмо

это сложный
навык и вид
графомоторной
деятельности
-

Механизм письма

1.
2.
3.
4.
5.
Мотивация письма
Замысел письма
Звуковой анализ
Выделение фонем
Перевод фонемы в
графему
6. Моторный акт
письма

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

Речедвигательного – помогает
осуществлять проговаривание
Речеслухового – помогает произвести
отбор нужного звука
Двигательного – помогает осуществлять
движения мелких мышц кисти
Зрительного – участвует в подборе
нужных букв

Дисграфия

-
частичное нарушения
процесса письма,
проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках.

Дисграфические ошибки

Стойкие
Сохраняются в течение многих
месяцев
Повторяются
Обусловлены
несформированностью
высших психических процессов

Классификация дисграфии

1. Артикуляторноакустическая дисграфия

2. Акустическая дисграфия
Первично – нарушение фонематического слуха

Классификация дисграфии

3. Дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
Первично – нарушение фонематического восприятия
4. Аграмматическая дисграфия
Первично - нарушение лексико-грамматической стороны
речи

Классификация дисграфии

5. Оптическая дисграфия
Первично – нарушение зрительнопространственного восприятия
6. Дизорфография

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторноакустическая дисграфия
Первично – нарушение звукопроизношения
Вторично – нарушение фонематического
слуха
Как говорю, так и пишу.

Виды ошибок

1. Отсутствие

Виды ошибок

2. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и
др.)

Виды ошибок

3. Смешения1. Постановка звука (
правильная артикуляция звука)
2.
3. Контроль за правильным
произношением звуков.
4. Закрепление произношения звуков в слов
ах, стихах, связной речи
5. Скороговорки, чистоговорки
6. Дифференциация звуков

Развитие движений губ, языка, щек

Губы хоботком тяну,
Подражаю я слону.
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.

Развитие движений губ, языка, щек

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

Закрепление произношения в словах, стихах, связной речи

Трон, театр, рак, нора, трактор
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.

Скороговорки, чистоговорки

Ра-ра-ра, весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро, весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре, метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри, двор убрали, раз, два, три.

Правильная артикуляция звука «р»

Губы – полураскрыты
Зубы – щель
Язык – кончик яз. дрожит
Воздушная струя – прерывистая
Голос - звенит

Акустическая дисграфия

Первично- нарушение фонематического
слуха
Фонематический слух – способность к
распознаванию звуков речи
Диагностика:
1. Повторение слоговых цепочек
2. Отбор картинок на звук «с»
3. Слова- паронимы

Виды ошибок

1. Смешения и замены парных согласных
(сильная позиция)

Виды ошибок

2. Неправильное обозначение мягкости
согласных

Виды ошибок

3. Смешения гласных (о- у, ё- ю, и- е)

Замены и смешения букв

Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С,
Ж-Ш);
Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е);
Соноры (Л, М, Н, Р, Й);
Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ);
Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,
Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш);
Неправильное обозначение мягкости на
письме гласными второго ряда и «ь»1. Правильная артикуляция смешиваемых
звуков
2. Опорные схемы, знаки, цвета и символы
3. Опора на разные анализаторы
4. Дифференциация смешиваемых звуков

Правильная артикуляция смешиваемых звуков

План
1.
2.
3.
4.
5.
Губы
Зубы
Язык
Голос
Воздушная струя
с
ш
Губы
в улыбке
округлены
Язык
за
нижними
зубами
за верхними
зубами
(«чашечка»)
Воздуш
ная
струя
холодная
теплая

Опорные знаки, схемы…

Опорные знаки, схемы…

Виды заданий

№ 4.
Замени условные обозначения буквами
П или Б.
Старушка о(─)ирается на (─)алку.
Крыша о(─)ирается на (~)алку.
Ссору надо за(~)ыть.
Лекарство надо за(─)ить.
В синем море звезды (~)лещут.
В синем море волны (─)лещут.

Виды заданий

№ 5.
Вставь пропущенные буквы П или Б.
Наш дом …ольшой и красивый. На
…ервом этаже магазин. В магазине …
родают одежду, о…увь. У …одъезда
дома растут то…оля и …ерезы.
Вокруг дома ре…ята …осадили много
цветов.

Литература

Литература

Логопедия. (под редакцией Волковой Л.
С.) Книга 2.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей
правильного произношения.
Волина В. В. Занимательное
азбуковедение.

Слайд 2

Письменная речь -сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.

Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей. В понятие «письменная речь» входит: Чтение Письмо. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо– владение графическими и орфографическими системами языка для записи. Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.

Слайд 3

Нарушения письменной речи

Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ,учавствующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном пед.процессе. Дислексия- проблемы, связанные с процессом овладения навыком чтения.

Слайд 4

Первичная профилактика дислексий и дисграфий

Заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

Слайд 5

Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.

Слайд 6

Вторичная профилактика дислексии

Заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер.

Слайд 7

Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком - письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет.

Слайд 8

Вторичная профилактика дисграфий

Заключается в следующем: 1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей: а) с «цепочкой» перии постнатальных вредностей; б) с поздним и аномальным развитием устной речи; в) с задержкой психического развития; г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей; д) с билингвизмом. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.