Профессиограмма и её компоненты. Принципы составления профессиограммы

1. Что такое профессия и что такое классификация?

2. В чем заключается главное назначение психологической классификации профессий?

3. Какие из психологических классификаций получили наибольшее распространение в современной России?

4. В чем сущность теории Дж. Холланда?

5. Кратко охарактеризуйте психологическую классификацию профессий Климова.

6. Какие классификации профессий известны вам еще?

Тема 5.Основы дифференцированного профессиографирования

1.Сущность, назначение и структура профессиограммы.

2. Методы и цели профессиографических исследований.

3. Виды профессиограмм.

4. Изучение и анализ профессиональной деятельности.

5. Построение профессиограммы.

1. Сущность, назначение и структура профессиограммы

В самом общем виде профессиограмма – это совокупность сведений о профессии и о системе требований профессии к человеку. Другими словами, профессиограмма – это описание труда в профессии (объекта труда) и качеств человека (субъекта труда), необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

Назначение профессиограммы состоит не в сортировке и селекции работников (за исключением профессий, где требуется абсолютная пригодность и жесткий перечень ПВК), а в определении путей тренировки, компенсации, формирования необходимых в соответствии с требованиями профессии качеств и мотивации самого работника.

Будучи отражением требований профессии к человеку, любая профессиограмма состоит из двух частей: в первой описываются характеристики профессиональной деятельности (объекта труда), во второй – характеристики качеств человека (субъекта труда), необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. Первая часть, или собственно профессиограмма, обычно включает в себя описание: предмета труда; целей, задач, условий и ситуаций; способов и средств профессиональной деятельности; необходимых знаний, профессиональных умений и навыков; результата (продукта) труда; а также противопоказаний к овладению и выполнению данной деятельности.

Вторую часть профессиограммы, описывающую группу психических функций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, принято называть психограммой. Особое внимание в ней уделяется психологическим противопоказаниям. К пиъсихограмме относятся:

– особенности мотивационной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы субъекта труда;

– его социально-психологические способности , умение сотрудничать с другими людьми и стили межличностных отношений;

психофизиологические особенности , в том числе темперамент, характер, особенности работы анализаторов, в совокупности определяющие активность, работоспособность и обучаемость труженика;

– опыт, запас профессиональных знаний, умений и навыков.

2. Методы и цели профессиографических исследований

Профессиография предполагает научный анализ как внешней картины труда (профессиональной деятельности, самого процесса труда), так и внутренней (психических процессов и состояний субъекта труда). Поэтому в профессиографии используются самые разнообразные методы:

    Социологические – анкеты, опросы, наблюдение.

    Психологические – наблюдение, беседа, эксперимент и др.

    Физиологические - ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, антропометрия и др.

    Описание технологических процессов и т.д.

При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора играет цель исследования. Например:

Для проведения исследований в инженерно-психологических целях в центре внимания будут:

а) оценка габаритов рабочего места, б) организация рабочей зоны – СОИ и ОУ, в) структура информационной модели, г) вопросы эксплуатации и ремонта техники, г) типичные отказы техники, д) внештатные и аварийные ситуации и т.д.

При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования.

Исследование в целях профилактики переутомления и монотонии предполагает изучение условий и режима труда, диагностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессиональную среду и деятельность. В данный комплекс входят санитарно-гигиенические, медицинские, психологические и физиологические методики.

Подбирая методики в соответствии с выбранной целью, следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования, считает Э.Ф.Зеер , помогает использование схемы профессиограммы , отражаюшей следующие основные направления профессиографического исследования:

    Общее знакомство с производственным процессом.

    Описание рабочего места, ПАД на данном рабочем месте.

    Психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений.

    Пооперационный анализ трудовой деятельности.

    Фотография рабочего дня, хронометраж.

    Изучение индивидуального стиля деятельности.

    Анализ ошибочных действий. Оценка санитарно-гигиенических условий труда.

    Динамика работоспособности за смену, неделю и более длительный период.

Конечная цель построения профессиограммы заключается в том, чтобы повысить эффективность функционирования человека как субъекта труда и обеспечить развитие его личности в ходе выполнения профессиональной деятельности.

Современному психологу-практику и профконсультанту важ­но понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие харак­теристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессио­грамм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятель­ному выделению и описанию особенностей профессий, харак­терных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоя­тельно рассмотреть отдельные (особо интересные) профессии совместно с клиентом.

В самом общем виде профессиограмма - это описательно-тех­нологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения опре­деленных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необхо­димых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качества­ми - ПВК.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие - системная профессиограмма (по Е.М.Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изуче­ния субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно про­фессиограмма и психограмма (на основе описательно-техноло­гических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).

На основании целей и задач, для решения которых предназна­чены те или иные описательные системы профессий, Е.М.Ива­нова выделяет следующие типы профессиограмм:

информационные профессиограммы (предназначены для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе Для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва- л и у них интерес);


ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда; организуются на основе сопоставления реальной работы данног человека или рабочей группы с требуемыми эффективными of разцами организации трудовой деятельности);

конструктивные профессиограммы (служат для совершенством ния эргатической системы на основе проектирования новых оЕ разцов техники, а также для подготовки и организации труда са мого персонала);

методические профессиограммы (служат для подбора адекватнь методов исследования данной эргатической системы, т.е. направ лены на рефлексию и последующую организацию труда самог специалиста, составляющего профессиографическое описан! конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организ ции собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, кие профессиограммы уместнее было бы назвать методологич* скими);


диагностические профессиограммы (их цель - подбор метод* для профотбора, расстановки и переподготовки кадров; напр^ мер, организация работы по схеме составления аналитической пр фессиограммы, где сначала профессия исследуется на нормат* но-описательном, технологическом уровне, а затем все это пер водится на язык необходимых для успешной работы ПВК, которых и подбираются соответствующие психодиагностичен методики).

7.2. Различные варианты составления профессиограм!

А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие о с н о в н \ виды профессиограмм по их содержанию структуре:

комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю.В.Кс ловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (с циальных, технических, экономических, медико-гигиеничес* и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критер! оценки результатов и т.п.;

аналитическая профессиограмма (по Е.М.Ивановой), где крываются не отдельные характеристики компонентов професс* а обобщенные нормативные показатели профессии и показа психологической структуры профессиональной деятельности. П| этом специально анализируются: объективные характеристики и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволь выделять ПВК, соответствующие данным задачам;

психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Га беру), где выделяются: 1) описание внешней картины труда,


довое поведение - фотография рабочего дня, хронометраж рабо­чего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда - типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные обра­зования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоцио­нальные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомо­торика);

«модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаври-лову). Сам психологический модуль - это «типовой элемент про­фессиональной деятельности, присущий ряду профессий и вы­деляемый на основе общности требований к человеку». Струк­тура модуля: 1) объективные характеристики типового элемен­та (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая, часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая, часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов В.Г., 1987);

«задачно-личностный модульный подход» к профессиографирова-нию (см.: Маркова А. К., 1996, с. 23 - 24). Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ про­фессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «мо­дуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав моду­ля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологиче­ского качества, а сочетание определенной задачи труда и связан­ных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспо­могательные задачи.

А.К.Маркова перечисляет основные требования к профессиограмм е:

1) четкое выделение предмета и результата труда (на что на­
правлены главные усилия человека);

2) выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а
описание целостной профессиональной деятельности;

3) демонстрация возможных линий развития человека в дан­
ной профессии;

4) показ возможных перспектив изменения в самой профес-»
сии;

5) направленность профессиограммы на решение практиче­
ских задач (профессиограмма как основа профотбора, профессио­
нального обучения, рационализации труда и др.);

6) выделение и описание различных некомпенсируемых про*
фессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех ка-!
честв, которые могут быть компенсированы.

Профессиограмма – это обязательный документ, который отражает обязанности и функции работника определенной структуры. Кроме того, там прописываются желательные и неприемлемые качества сотрудника данной профессии. Структура профессиограммы может видоизменяться в зависимости от компании.

Появление этого термина относится к началу XX века. «Виновниками» стали специалисты корпорации “FORD”, которые впервые провели подробный анализ должностей. Они осознали, что некоторые функции смогут выполнять даже инвалиды.

Таким образом, профессиограмма стала необходимым документом, который значительно облегчает ведение бизнеса. Классический план включает в себя несколько пунктов:

1. Профессия. Данный раздел содержит определенную информацию о самой должности, а также рассказывает об изменениях, которые произошли в связи с развитием научно-технического прогресса. Также в нем говорится о дальнейших перспективах конкретного профиля.

2. Трудовой процесс. Этот параграф сообщает об основных обязанностях, необходимых инструментах и орудиях труда, о специфике работы. Он включает сведения о рабочем месте, правильной позе и т.п.

3. Санитарно-гигиенические условия. Описание условий труда, который осуществляется в здании или на улице. К тому же данный пункт предусматривает все нюансы и тонкости, включая уровень освещенности, шума и полное описание обстановки рабочего места. Указывается возможность травм на производстве, темп деятельности, а также медицинские данные и предусмотренные выплаты в случае внештатных ситуаций.

4. Психические и физиологические параметры. Требования касаются умственных качеств, внимания, памяти, реакции и эмоциональности работника. Также они предопределяют физическое состояние человека, его здоровье во всех смыслах.

5. Знания и навыки. То, что человек должен знать и уметь делать. В этом пункте указывается полный перечень профессиональных функций.

6. Квалификационный профиль. В нем говорится о профессиональной подготовке, необходимом обучении сотрудника. К тому же этот раздел включает информацию о возможности карьерного роста.

Сейчас профессиограммой занимаются не только представители компании, но и HR-специалисты. Они проводят исследования, которые основываются на наблюдениях за принципами деятельности работников определенной сферы. Внимательно изучаются не только физические способности, но и психологические.

Каждая деталь разбирается подробно, ведь тогда документ значительно облегчает работу сотрудников по подбору персонала. К тому же данное описание позволяет находить действительно эффективные и достойные кадры.

Разновидности применения

Стоит сказать, что данные документы существуют не только для использования на одном предприятии. В настоящее время можно выделить основные типы профессиограмм:

  • Информационная. Необходима для профориентации тех, кто только выбирает для себя профессию. Такая профессиограмма должна быть лаконичной и компактной.
  • Диагностическая. Нужна для того, чтобы разобраться в причине каких-то неполадок или аварий, малой эффективности труда. Составляется при помощи реальных рабочих моментов и самых различных ситуаций на службе.
  • Конструктивная. Используется для улучшения рабочей группы, на основе введения современных техник, а также организации труда сотрудников.
  • Методическая. Позволяет найти и усовершенствовать адекватные методы развития профессионального уровня работника. Дает понимание сильных и слабых сторон.

Принципы и нюансы при составлении программы

Многие имеют представление о примерном плане, но как составить профессиограмму эффективно, знает не каждый. Существуют определенные этапы, которые необходимо знать для создания качественного продукта:

  • 1-й этап – сбор отзывов, мнений работников, которые трудятся в данной сфере, а также людей, которые хорошо в ней разбираются.
  • 2-й этап – создание методов, которые позволят проанализировать качества желающих приступить к конкретной профессии.

Данные исследования должны составлять люди, которые хорошо знакомы с конкретной специальностью. Им необходимо иметь опыт изучения подобных характеристик, которые будут включать не только описание инструментов и стандартных навыков, но и психологические особенности.

Профессиограмма и психограмма профессии тесно взаимосвязаны. Некоторые люди владеют нужными знаниями, но не подходят по психотипу.

В психологии подобные черты называются профессионально важными качествами. Какая-то сфера нуждается в особой эмоциональности, а какая-то – в сдержанности. Именно поэтому все тонкости и нюансы так важны при составлении профессиограммы профессии.

Основные подходы к содержанию

Виды профессиограмм несколько различаются между собой. Особенности их содержания зависят от способа применения. Основными типами подходов к структуре профессиограмм считают:

1. Комплексный. Включает широкий спектр возможных характеристик (медицинских, технических, психических, социальных и т.п.), а также определяет цели, способы составления и оценки анализа.

2. Аналитический. Исследует не отдельные аспекты, а весь образ в целом. Рассматривает общие показатели и нормативы.

3. Психологический. Описание полной картины, которая включает примеры полного рабочего дня со всеми нюансами и деталями. Также анализирует поведение, реакцию на какие-то процессы и решения на основе эмоций.

Стоит сказать, что полный план напрямую зависит от деталей конкретных профессий. Чаще всего углубленный анализ требуется для технических специальностей. Поэтому объем работы и время составления профессиограмм очень разнятся между собой.

Наглядные примеры

Рассмотрим краткое содержание стандартных профессиограмм для абсолютно разных сфер деятельности. Данное сравнение – отличный наглядный пример, дающий понимание индивидуальности каждой программы.

Первым делом рассмотрим профессиограмму парикмахера:

1. Основы труда. Данный специалист проводит стрижку, окрашивание, укладку и различные процедуры по уходу, учитывая тип волос и лица. Наносит на локоны специальные растворы и краски, которые имеют определенный химический состав. Бреет волосы специальной машинкой и пользуется щипцами.

2. Необходимые знания и навыки. Строение и типы волос, а также влияние на них разнообразных составов. Способы и техники нанесения краски и владения горячими приборами. Важной составляющей считается знание основ первой медицинской помощи.

3. Профессиональные качества. Хороший вкус и творческий поход. Доброжелательность, внимательность, терпеливость, аккуратность.

4. Квалификация. Колледж, ПТУ, курсы.

5. Медицинские противопоказания. Аллергия на химические вещества и запахи. Заболевания кожи, плохое зрение, нарушение координации, варикоз, выраженные нервозы.

Вторая профессиограмма будет на примере профессии пилота:

1. Основы труда. Управление воздушным судном, отличное знание маршрута. Полный осмотр для исключения технических дефектов перед полетом. Отдача и распределение приказов между другими сотрудниками.

2. Необходимые знания и навыки. Знание основ черчения, геометрии, автоматики, теоретической механики и вычислений.

3. Профессиональные качества. Хорошая логика, уравновешенность, внимательность. Способность принимать важные решения и организовывать процесс.

4. Квалификация. Высшее образование (вуз).

5. Медицинские противопоказания. Нарушения координации, проблемы со зрением и слухом, неврозы, психические отклонения.

Данные профессии очень сильно отличаются, поэтому и профессиограммы у них совершенно разные. Подобные краткие инструкции можно использовать на малых предприятиях в специальностях, которые не нуждаются в обширных описаниях и характеристиках.

В более сложных отраслях профессиограмма обязательно должна иметь более четкую и основательную структуру. Только таким путем можно избежать проблем и неожиданных трудностей. Автор: Лена Мелисса

Существует технология по изучению, описанию и проектированию специальностей - профессиография. Исследования такого рода проводятся с учетом социально-экономических и психологических требований. При этом процессе составляется профессиограмма. Это своеобразный результат проведенного исследования. В приведенном ниже тексте вы сможете узнать, что означает этот термин, с какой целью проводят такие изучения, и какие методы используются.

Определение

В существует раздел - профессиография. Этот термин происходит от двух слов. "Графо" в переводе звучит как "пишу", "профессио" - как "постоянная специальность". Какова цель этой области? Чаще всего результат исследований (профессиограмма) - это информация о существующей либо проектируемой специальности. Но в ряде случаев итог изучения включает промежуточные данные о действующем виде деятельности с возможными изменениями. Само исследование и его результат - профессиограмма - это обязательные этапы составления всех научных работ в психологии эргономики, труда и инженерии. Объектом изучения являются все аспекты процесса труда. Каждый желающий может ознакомиться с по работам К. К. Платонова, И. П. Титовой и Е. А. Климова.

Как стали применять понятие?

Профессиограммы появились в 20-х годах XIX века. Тогда советские психотехники интенсивно работали над созданием правил и способов анализа трудовой деятельности. Подведя итоги данных исследований, ученые разработали раздел в психологии труда - профессиографию. Данное определение включает в себя операции по изучению, психологической оценке и проектированию исследуемой специальности. Кроме того, здесь обязательно прорабатываются признаки объектов, которые являются основными составляющими рабочего процесса, а именно: субъект, предмет, задача, орудия и условия труда.

Основным принципом профессиографирования стал разделительный подход к изучению специальностей. Сущность этого термина состоит в том, что процесс исследования зависит от решения определенных задач. К примеру, для профотбора необходимы только те признаки, которые делают возможным дифференцирование испытуемых по их пригодности к той или иной трудовой деятельности. Ведущее значение приобретает характеристика знаний, навыков, умений и рабочих функций. Чтобы определить профессиональное утомление, отбираются признаки, инициирующие данный процесс.

Классификация по видам

Каждая профессиограмма - это документ, имеющий свою цель, время составления, объем. В соответствии с этим, а также по наличию сходных данных, осуществляется систематизация результатов исследования. Кроме того, различают следующую кодификацию:

1. Информационная. Здесь проводятся консультационные работы с людьми, которые еще не определились с выбором профессии. Данная методика заключается в кратком и систематизированном описании необходимых характеристик.

2. Диагностическая. Этот вид исследований применяют в том случае, когда необходимо выяснить причины низкой производительности, выпуска некачественной продукции, высокого уровня аварийности и травматизма и так далее. С этой целью проводят изучение правовых, технических, психологических, а также гигиенических характеристик труда. Как показывает практика, определение этих показателей имеет огромное значение для конечного результата работы.

3. Прогностическая. Этот принцип анализа несет рекомендации по совершенствованию профессиональных навыков и умений с целью улучшения карьерного роста.

Способы создания

Разработаны различные схемы, в соответствии с которыми формируется та или иная профессиограмма. Пример самой простой модели предложил психолог Е. А. Климов. Называется она "формула специальности". Суть метода состоит в том, что все профессии должны подразделяться согласно основным предметам. Кроме того, обязательно учитывается взаимодействие человека с этими объектами. К примеру, "индивид - природа", "субъект - техника", "человек - художественный образ" и так далее. Также здесь выделяются цель труда, применение средств деятельности и наиболее благоприятные производственные условия.

Структура профессиограммы

Для обозначения качеств, которыми должна обладать та или иная специальность, трудовые действия подразделяются на операции. Климов с этой целью рекомендует особо выделить наиболее важные рабочие качества.

В любом случае при правильном составлении профессиограммы необходимо ответить на ряд вопросов. А именно:

1. Какие действия совершает человек? В данном пункте можно использовать или самоанализа.

2. Как он их делает? То есть здесь необходимо подробно представить анализ действий.

3. С какой целью человек совершает эти операции?

4. Какие средства используются в трудовом процессе? В этом пункте следует отразить навыки, которыми должен обладать индивид для соблюдения технологического процесса.

Для оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека. Для этой цели часто используют схему выбора карьеры по личности Дж. Голланда.

По концепции Голланда один из типов всегда доминирует, однако человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.

Типология личностей Дж. Голланда

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова , все виды деятельности разделены по предметам труда:

  • Тип П — человек-природа;
  • Тип Т — человек-техника;
  • Тип Ч — человек-человек;
  • Тип 3 — человек-знак (условные знаки, коды, языки);
  • Тип X — человек-художественный образ.
См.также:

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже сформировавшимся профессионалом, но бывает важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:

  1. традиция — в силу обычаев, традиции;
  2. случай — случайно, в силу некоторых событий;
  3. долг — представление о долге, миссии;
  4. целевой выбор — сознательное определение целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения.

Формула профессии. Профессиограмма

Отбор и развитие специалистов в рамках любой требует предварительного ее анализа и четкого стандартизированного описания.

Этим целям служит формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.

Выделяют 4 основные характеристики профессии

1. Предмет труда (с чем или кем специалист работает):
  • Человек -Ч;
  • Природа -П
  • Художественный образ -Х
  • Знаковые системы -З
  • Техника -Т
2. Цель труда (что человек делает с предметом труда):
  • Гностические (познавательные) — Г;
  • Преобразовательные — П
  • Изыскательские — И
3. (чем человек воздействует на предмет труда):
  • Ручные -Р
  • Механические -М
  • Автоматические -А
  • Электронные — Э
  • Функциональные (возможности и функции организма, например голос) — Ф.
  • Теоретические (интеллектуальные) — Т
4. :
  • Бытовой микроклимат -Б
  • Открытый воздух — О
  • Необычные — Н
  • Экстремальные — Э

При помощи этой формулы можно так описать профессию кассира -операциониста: Ч/З — П — Э — Б

Профессиограмма — описательно-технологическая характеристика профессии, сделанная по определенной схеме и для решения определенного типа задач. В теории и практике профессиографирования существует множество типов профессиограмм, используемых в зависимости от решаемых задач. Схемы составления профессиограмм тоже разняться.

В обобщенном виде профессиограмма включает в себя описании следующих характеристик: объекта и предмета труда, условий, средств и результатов труда, процесса труда и основных характеристик субъекта труда, т.е требований к профессиональным и личностным компетенциям человека работающего в данной профессии, его физическим данным, здоровью, способностям, уровню образования и т.п.