Презентация на тему игорь северянин. Презентация, доклад игорь северянин «Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!»

Слайд 2

И́горьСеверя́нин(настоящее имя -И́горьВаси́льевич Лотарёв)

Родился 4(16) мая 1887 в Санкт-Петербурге. Отец - военный инженер Василий Петрович Лотарёв, мать - Наталья Степановна Домонтович (вдова генерал-лейтенанта Г.И. Домонтовича)

Слайд 3

Первые 9 лет провёл в Петербурге. После разрыва родителей, жил у тёти и дяди в их имении Владимировке в Новгородской губернии.В этом имении сейчас находится музей Игоря Северянина. 1904 г. – заканчивает 4 класса Череповецкого реального училища и уезжает с отцом на Дальний Восток. Затем возвращается назад в Петербург, к матери.

Слайд 4

Музей поэта в Череповце́ (с 1996 г.)

Слайд 5

1905 – 1912 г. - издал более 30 брошюр-сборников. Поэта сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки.Он стал одним из поэтических кумиров. В 1911 г. Северянин создал группу эгофутуристов. Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. «Я» поэта, отсюда его самовосхваление, раздражавшее многих. Осенью 1912 года покидает «академию Эго-поэзии».

Слайд 6

1913 г. - Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов «Громокипящий кубок». 1913 - 1914 г. - выступал со многими «поэзоконцертами» в Москве и Петербурге,где нараспев читал свои «поэзы», встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы различных критиков. 1918 г. - в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Каменского. По этому поводу он написал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!»

Слайд 7

«Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеграднооэкранен! Я повсесердно утвержден!»

Слайд 8

1918 – 1941 года

Из тридцати восьми лет литературной деятельности, Северянин почти двадцать четыре года прожил в Эстонии, где ещё до революции купил дачу в местечке Тойла, куда переехал в 1918 году. С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия...

Слайд 9

В 1921 году женился на эстонке Фелиссе Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой, Игорь был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем.

Слайд 10

Поэт издаёт несколько поэтических книг, в числе которых «Падучая стремнина» (1922), «Соловей» (1925), сборник стихов «Классические розы» (1925) Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространять его. 1936 год – особо ухудшается материальное положение, к тому же он разрывает отношения с ФелиссойКруут и сходиться с В.Б. Коренди.

Слайд 11

Поэт умирает 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа, в присутствии младшей сестры Веры Коренди, его последней сожительницы. Похоронен на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!»

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Детство, дебют, раннее творчество Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет.

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Впервые опубликовался во втором номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год (стихотворение «Гибель Рюрика» под фамилией Игорь Лотарев). Издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. 35. Стихи особого отклика не имели. Впервые опубликовался во втором номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год (стихотворение «Гибель Рюрика» под фамилией Игорь Лотарев). Издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. 35. Стихи особого отклика не имели.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"). Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским в Крыму олимпиаду футуризма. Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"). Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским в Крыму олимпиаду футуризма.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души. Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

Слайд 14

Описание слайда:

27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла. 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла.

Слайд 15

Описание слайда:

В 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах. В 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.












1 из 11

Презентация на тему: Игорь Северянин 1887 - 1941

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Детство Настоящее имя - Игорь Васильевич Лотарёв. Родился 4(16) мая 1887г. в Петербурге в семье военного инженера Василия Петровича Лотарёва. По материнской линии являлся троюродным братом русской революционерки и советского государственного деятеля А. М. Коллонтай, а также приходился дальним родственником историку Н. М. Карамзину, поэту А. А. Фету. Семья Игоря Северянина была образованной, в ней любили литературу и музыку. Первые 9 лет провёл в Петербурге. После разрыва родителей жил у тётки и дяди в их имении в Новгородской губернии (ныне Вологодская область, под Череповцом, в этом имении сейчас находится музей Игоря Северянина). Закончив четыре класса Череповецкого реального училища, в 1904 году уехал с отцом на Дальний Восток. Затем вернулся назад в Петербург, к матери.

№ слайда 3

Описание слайда:

Начало творчества Первые публикации появились в 1904 году (за свой счёт), в дальнейшем на протяжении девяти лет Северянин издавал тонкие брошюры со стихами, приносившие долгое время лишь скандальную известность (например, растиражированный возмущённый отзыв Льва Толстого на одно из его стихотворений в начале 1910 года). Из поэтов старшего поколения поначалу обратил внимание на молодого Северянина лишь Константин Фофанов (впоследствии его и Мирру Лохвицкую Северянин объявил учителями и предтечами эгофутуризма).

№ слайда 4

Описание слайда:

На пике популярности Успех пришёл к поэту после выхода сборника «Громокипящий кубок» (1913). В течение 1913-14 гг. Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе критиков, скептически относившихся к футуризму. Для его лирики характерна смелая для тогдашнего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм», условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию, диссонансные рифмы.

№ слайда 5

Описание слайда:

Северянин был основателем литературного движения эгофутуризма (начало 1912), однако, поссорившись с претендовавшим на главенство в движении Константином Олимповым (сыном Фофанова), осенью 1912 года покинул «академию Эго-поэзии» (о выходе из движения объявил знаменитой «поэзой», начинающейся словами «Я, гений Игорь-Северянин…»). Впоследствии ездил в турне по России в 1914 г. с кубофутуристами (Маяковским, Кручёных, Хлебниковым).

№ слайда 6

Описание слайда:

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

№ слайда 7

Описание слайда:

Вышедшие после «Громокипящего кубка» сборники 1914-1915 гг. («Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском») воспринимались критикой более прохладно, чем «Кубок»: Северянин включал в них в большом количестве ранние, незрелые «поэзы», а новые тексты из этих книг во многом эксплуатировали образность «Кубка», не добавляя ничего нового. В 1915-1917 гг. Северянин поддерживал ряд молодых авторов, большинство из которых никакого следа в литературе не оставили; самым заметным учеником Северянина этого периода был Георгий Шенгели, который сохранил признательность учителю и после смерти Северянина посвятил его памяти несколько стихотворений. Поэтика Северянина этого периода оказала также определённое влияние на раннее творчество таких известных поэтов, как Георгий Иванов, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, впоследствии примкнувших к другим направлениям. Северянин был избран публикой «Королём поэтов» на выступлении в московском Политехническом музее в 1918 г.

№ слайда 8

Описание слайда:

В эмиграции Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах. В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

№ слайда 9

Описание слайда:

В 20-е годы он держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"!.

№ слайда 10

Описание слайда:

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений. Зато в 1931 году вышел сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В. Б. Коренди: Стала жизнь совсем на смерть похожа: Все тщета, все тусклость, все обман. Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась, Чтобы кануть вместе с ней в туман...

№ слайда 11

Описание слайда:

Умер в оккупированном немцами Таллине от сердечного приступа, в присутствии Валерии, младшей сестры своей гражданской жены Веры Борисовны Коренди (девичья фамилия - Запольская, Коренди - эстонизированная фамилия её первого мужа Коренова). Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента.

5 слайд

Хозяин усадьбы "Суда" дядя поэта М.П. Лотарев с женой Е.Н. Лотаревой в саду усадьбы. Фото 1910 г Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных

6 слайд

7 слайд

Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых обитателями усадьбы увеселениях” в “грибных походах”, любительских спектаклях, в домашних вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)…

8 слайд

Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов и рассылал их по редакциям. 20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант.

9 слайд

И.Северянин дебютировал в 1905 г. и до 1912 г. издал более 30 брошюр-сборников. Поэта сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки.

10 слайд

В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи".

11 слайд

Игорь Северянин «впечатления скуки не производит, он странен, часто нелеп, порой вульгарен, но самостоятелен». В. Брюсов

12 слайд

В 1911 г. Северянин создал группу эгофутуристов. Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. «Я» поэта, отсюда самовозвеличивание, раздражавшее многих

13 слайд

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления. Душа – единственная истина. Самоутверждение личности. Поиски нового без отвергания старого. Осмысленные неологизмы. Смелые образы, эпитеты. Борьба со стереотипами. Разнообразие мира.

14 слайд

Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

15 слайд

В «Автопредисловии» к сборнику «Громокипящий кубок» И.Северянин признавался: «…я, очень строго по-своему, отношусь к своим стихам и печатаю только те поэзы, которые мною не уничтожены, т.е. жизненны. Работаю над стихом много, руководствуясь только интуицией…»

16 слайд

В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов «Громокипящий кубок», с предисловием Ф.Сологуба. В первой части сборника, «Сирень моей весны», детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, «Мороженое из сирени», была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений.

17 слайд

Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части «Громокипящего кубка». В третьей части, «За струнной изгородью лиры», поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии.

18 слайд

19 слайд

Северянин пытался обновить поэтический язык, вводя в него неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами. Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина на каждом шагу: «быстро-темпный», «олунённый», «разузорены», «огимнив».

20 слайд

Кроме неологизмов поэт использует непривычные словосочетания: «вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др.

21 слайд

Восемь лет эту местность я знаю. Уходил, приходил, - но всегда В этой местности бьёт ледяная Неисчерпываемая вода. Полноструйный родник, полнозвучный, Мой родной, мой природный родник, Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!) Неотбрасываемо я приник. И светло мне глаза оросили Слёзы гордого счастья, и я Восклицаю: ты – символ России, Изнедривающая струя! 1914. Июль

22 слайд

Особой популярностью пользовались «поэзоконцерты», где Северянин нараспев читал свои «поэмы», рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: «Кто не слушал меня, тот меня не постиг». Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал свысока, встряхивая нависающими на лоб чёрными, подвитыми кудряшками.

23 слайд

Игорь Северянин Эгополонез Живи, Живое! Под солнца бубны Смелее, люди, в свой полонез! Как плодоносны: как златотрубны Снопы ржаные моих поэз! В них водопадит Любовь и Нега, И Наслажденье, и Красота! Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое! – поют уста. Во всей вселенной нас только двое, И эти двое – всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое! – Тебе бессмертье предрешено!

24 слайд

Он стал одним из поэтических кумиров, а в 1918 г. в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. По этому поводу он написал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!»

25 слайд

Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орхидеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!

26 слайд

Чем так привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты.

27 слайд

Эстония 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) 1887-1941

Очерк жизни и творчества



Рождение поэта

Родился в Петербурге в семье офицера, по материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета.


Поэтический дебют

Окончил реальное училище в г. Череповце, стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».


Первые стихотворные опыты

Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы»; 1910; «Электрические стихи», 1910, и др.).


Антислава

В 1909 Лев Толстой пришел в негодование от сборничка «Интуитивные краски» (великого старца возмутили строки: «Вонзите штопор в упругость пробки / И взоры женщин не будут робки») и обрушился на поэта с отповедью. «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие».


Отец «эгофутуризма»

В 1911 Игорь Северянин вместе с поэтом К. Олимповым, сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы - эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные - на грани пародии и пошлости - формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен ».


А.Блок об И. Северянине

Мгновенья высокой красы!

Совсем незнакомый, чужой,

В одиннадцатом году,

Прислал мне «Ночные часы».

Я надпись его приведу:

«Поэту с открытой душой»...

«Поэтом с открытой душой» назвал Игоря Северянина другой поэт - Александр Блок. Эта надпись на подаренной книге относится ко времени, когда Игорь Северянин еще только вступал на литературное поприще. Слова «поэт с открытой душой» очень точно определяют существо поэтического дарования Игоря Северянина, его необыденную для русской поэзии XX века личность.


Слава

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». Вскоре Игорь Северянин отказывается от участия в каких бы то ни было литературных объединениях, предпочитая не делить ни с кем лавры.

В. Брюсов: «Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин - истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет «Громокипящий кубок».


«Кумир гимназисток »

Следующие сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» (1915) и др. не прибавили ничего нового в сложившийся облик салонно-будуарного поэта, разочаровали серьезных читателей, возлагавших на Северянина надежды обновления стихотворного языка, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».

Шарж Н. Ремизова на Игоря

Северянина (журнал «Новый сатирикон»). 1916


Король поэтов

В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников - В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.


Король поэтов

Поэт отнесся к этому избранию вполне серьезно:

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре:

Я избран королем поэтов,

На зависть нудной мошкаре.

Я так велик и так уверен

В себе – настолько убежден,

Что всех прощу и каждой вере

Отдам почтительно поклон...

...Я избран королем поэтов, –

Да будет подданным светло!


В начале 1918 года Северянин вместе с больной матерью переехал на жительство в эстонский поселок Тойла. В феврале 1920 г. Эстония объявила себя самостоятельной республикой, и поэт оказался за рубежами родины, что стало для него до конца жизни подлинной трагедией.


В эмиграции

В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Игорю Северянину принадлежат одни из самых известных строк в литературе русского рассеяния:

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

И.Северянин и Ф.Круут. Фото 1931


Могила Игоря Северянин а


Ироничность и лиризм– важнейшие качества поэзии Северянина. Лучшие произведения Северянина отличаются большой напевностью, музыкальностью, своеобразным лиризмом. Его стих тяготел к романсу и часто основывался на унаследованном от К. Бальмонта подхвате и повторении отдельных слов и целых фраз, составных и внутренних рифмах, ассонансах и аллитерациях.


Особенности поэтического стиля И.Северянина

Северянин удивлял своих читателей и слушателей обилием неологизмов, которые, несмотря на свою причудливость, (например, «сюрпризэтки»), в основном не нарушали норм русского языка, а некоторые из них прижились в речи: «бездарь», «угрюмец» и др.


Особенности поэтического стиля И.Северянина

Северянин любил составные слова, глаголы и существительные с приставкой «без» и «о». Он охотно их придумывал и использовал в своем творчестве: грезофарс, плутоглазка, златоструйный, оэкранить, отуфлить, осоловьить, безгрезье, безнадежье идр.


Особенности поэтического стиля И.Северянина

В то время как кубофутуристы стремились к зауми, Северянин выступал как поэт изысканной общедоступности, хотя ему в словотворчестве тоже порой хватало художественного вкуса и чутья.


«Классические розы»

В те времена, когда роились грезы

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Но дни идут - уже стихают грозы,

В сердцах людей, прозрачны и ясны,