Презентация на тему "борис львович васильев". Презентации к уроку литературы по произведению Бориса Львовича Васильева «Утоли мои печали… Презентация на тему борис васильев








1 из 7

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Биография Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец писателя, Лев Александрович, был офицером сначала царской армии, затем перешел в Красную армию, мать - из известной семьи народников. В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск.

№ слайда 3

Описание слайда:

Биография До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, 16 марта 1943 года – Борис Васильев получает тяжелое ранение. Доставлен в госпиталь. Осень этого же года – подлечившись после контузии, Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина на инженерный факультет. Здесь, во время учебы, знакомится со студенткой этой же академии Зорей Альбертовной Поляк. Впоследствии она станет первой и единственной женой писателя Васильева. 1946 год – окончание академии, направление на работу на Урал, испытателем колесных и гусеничных машин.

№ слайда 4

Описание слайда:

Биография 1954 год – решив посвятить себя литературе (привлекавшей его с детства), Васильев в звании инженер-капитана увольняется из армии. И начал заниматься литературной деятельностью. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».В 2006 г. участвовал в выпуске книги Автограф века. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой Отечественной войны.

№ слайда 5

Описание слайда:

"В списках не значился" Выпускник военного училища, обладатель удостоверения личности командира РККА и табельного пистолета ТТ, 19-летний Николай Петрович Плужников прибыл к месту прохождения службы в пограничный город Брест. Случилось это 21 июня 1941 года, за несколько часов до начала войны. Вечерний ресторан «Беларусь», пронзительная скрипка музыканта Рувима Скрицкого, познакомившего Николая с племянницей Миррочкой, яркие огни - все это смылось угаром военных залпов на рассвете. Утром, в крепости, куда он прибыл, уже были немцы. Получив от политрука приказ с десятком бойцов держать оборону, вчерашний курсант сразу же попал в пекло огненного ада. На его глазах погибают пограничники, мирные люди, оказавшиеся в подвалах Брестской крепости.

№ слайда 6

Описание слайда:

"В списках не значился" В считанные часы Николай проходит экзамен по огневой, тактической и морально-психологической подготовке защитника Брестской крепости, более того, учится подчинять и принимать решения: «Мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал!!» В первые же минуты боя он убивает врага, и едва сам не становится жертвой в рукопашной схватке. Увы, силы защитников таяли, его боевые друзья героически погибали. Вот они остаются вчетвером. К ним в каземат попадает немолодой немецкий вояка, его надо расстрелять, но у Плужникова доброе сердце, и он отпускает отца 3 немецких детей. Тот наводит фашистов на горстку защитников, и на глазах Плужникова сжигают из огнемёта тетю Христю. Следом геройски гибнет старшина Матвеич, обмотавшись гранатами, падая на группу немецких солдат.

№ слайда 7

Описание слайда:

"В списках не значился" С помощью Мирры, которая хорошо знала лабиринты подвальных ходов, Плужников остаётся в живых, и в течение многих недель держит свою оборону. Его любимая женщина вынуждена выйти наверх, и здесь её по доносу полицая забивают насмерть. После 9 месяцев обороны выходит и последний защитник Брестской крепости, полуослепший и полусгнивший от темноты и сырости крепостных катакомб, выходит и, на вопрос немцев, тут же взявших его в плен о его звании, должности и номере войсковой части отвечает им просто: «Я - русский солдат» После чего немецкий офицер отдает ему честь, отдавая должное его героизму. Солдаты, следуя примеру офицера, также вытягиваются по стойке «смирно» и отдают русскому солдату честь. Герой погибает, и немцы, потрясенные тем, что один солдат воевал с целой армией 9 месяцев и не сгибался, с почестями его хоронят.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Ходынкой началось – Ходынкой и кончится», – так говорили в народе о царствовании последнего русского императора Николая II. Жуткая давка, устроенная при коронационных торжествах, унесла не одну сотню жизней, стала мрачным предзнаменованием грядущих несчастий для династии и государства. Ходынской трагедии посвящены самые яркие и горькие страницы повествования Бориса Васильева. Но, разумеется, автор не ограничивается описанием лишь этого события. В романе – размышления о русской интеллигенции, о чести и долге перед Отечеством, о тех мучительных испытаниях, которые ему предстоит пережить...

3 слайд

Описание слайда:

Была назначена коронация нового императора, 28-восьмилетнего Николая II. Коронацию решено было провести в Москве на Ходынском поле (1896 г)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Николая II привлекала Москва - город исконно русский, святой и благочестивый, в котором он хотел показать себя царем Всея Руси и подарить народу разные милости. Казалось, в истории Российского государства наступал день, который должен был символизировать единство царя и народа. Губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович объявил, что на следующий после коронации государя императора день состоятся народные гулянья на Ходынском поле, во время которых будут раздаваться царские подарки. Это была радостная весть, такого еще никто не помнил.

6 слайд

Описание слайда:

Из близлежащих городов и деревень приезжали тысячи любопытных - всем хотелось увидеть нового царя, его немецкую жену, посмотреть красочную церемонию коронования и получить подарки. Массовые народные гулянья были назначены на восемнадцатое мая. На Ходынское поле к двум часам дня должны были прибыть коронованный Николай II с супругой Александрой, а также приглашенные высокие особы и дипломаты. Там заблаговременно для встречи дорогих гостей уже соорудили императорский павильон. Вся площадь, примерно в один квадратный километр, была к тому же окружена небольшим забором.

7 слайд

Описание слайда:

По разным оценкам, на этом огражденном поле (площадью в один квадратный километр) собрались от пятисот тысяч до полутора миллионов человек. Но это было еще не все, народ продолжал стекаться. Близлежащие улицы были заполнены людьми, шли мужчины и женщины, шли целыми семьями до самого утра, рассчитывая попасть на Ходынку.

8 слайд

Описание слайда:

Уже к пяти часам утра восемнадцатого мая около 150 палаток и 20 павильончиков началось столпотворение. Как писал потом в официальном отчете министр юстиции Н.В. Муравьев, «над народною массой стоял густым туманом пар, мешавший различать на близком расстоянии лица. Находившиеся даже в первых рядах обливались потом и имели измученный вид». Конечно, при таком скоплении народа можно было ожидать всяких беспорядков. Первые жертвы появились еще до того, как разразилась главная паника. Ослабевшие и потерявшие сознание люди падали, и несколько человек умерли. Трупы выталкивали из толпы и так над головами из рук в руки передавали к краю поля. Отодвинуться от покойников в сторону было невозможно, и это еще больше увеличивало давку. Раздавались крики, стоны, вопли, но вырваться из замкнутого квадрата не удавалось никому, никто не хотел расстаться со своим местом. Огражденной территории для такой толпы было явно маловато, и давка уже начиналась.

9 слайд

Описание слайда:

В результате всеобщей паники (по официальным данным) на Ходынском поле погибли 1389 человек и полторы тысячи получили различные увечья. По неофициальным данным - от четырех до пяти тысяч. Сколько погибло на самом деле, никто не знает. На Ваганьковском кладбище сохранился памятник, посвященный жертвам Ходынской катастрофы.

10 слайд

Описание слайда:

Тогда не только Москва, вся Россия оцепенела от ужаса. Это была страшная трагедия, в которой увидели страшное предзнаменование. От царя ожидали, что он отменит празднества, назначит комиссию по расследованию, распорядится об аресте ответственных за невинно убиенных, выступит перед народом со словами скорби.

11 слайд

Описание слайда:

Но ничего этого не произошло. В тот самый вечер царь, в душе сильно переживавший случившееся, но не будучи в силах противостоять настояниям своего двора, согласно церемониалу, танцевал кадриль у французского посла. А для успокоения москвичей на следующий день повелел выдать каждой семье, в которой был погибший, по одной тысяче рублей.

12 слайд

Описание слайда:

Об этом трагическом для России событии позднее вспоминали многие журналисты и писатели, в частности, Максим Горький в своем обширном произведении «Жизнь Клима Самгина» подробно передал смятение и тревогу москвичей, переживших эту трагедию.

13 слайд

Описание слайда:

Почему стала возможной ходынская трагедия? Как на этот вопрос отвечает автор? В романе возникает спор о том, что есть соблюдение исторических традиций. Оправдывая намечающиеся широкие празднования коронации, генерал замечает: «Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего».

14 слайд

Описание слайда:

Роман Трифонович Хомяков утверждает, что великая традиция и великая честь есть забота о подданных своих, а не парады с иллюминациями. Отсутствие подлинной заботы о народе властей послужило причиной ходынской трагедии. Приготовленных 400 000 подарков для всего народонаселения Москвы было слишком мало, и в этом уже таилась причина давки. К тому же не были приняты меры для обеспечения безопасности людей. Великолепие, пышность «священной коронации» - вот главная забота императорского двора. Фото "Икона Божией Матери "Утоли моя печали"" автора Сергея Васильева

15 слайд

Описание слайда:

Прав ли Каляев, увидевший главного виновника трагедии в лице князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы? В какой-то мере прав. Сергей Александрович, как генерал-губернатор, ответствен за порядок в городе и безопасность граждан, особенно в период проведения массовых мероприятий. Ответствен он и за нежелание нарушить традицию и предложить императору приостановить коронационные торжества. Неправ Каляев в том, что он возлагает вину только на великого князя. Виновна система, основанная на равнодушии властей к народу и его судьбам.

16 слайд

Описание слайда:

В романе затрагивается проблема политического террора. Как автор относится к героям, ставшим на путь террора? Почему это произошло с Каляевым? Автор сочувствует людям, ставшим на путь террора, как личностям, с симпатией говорит об их человеческих качествах. Не случайно Машеньку и Ивана он ставит в ситуацию сложнейшего выбора, когда вместе с объектом запланированного террористического акта оказываются дети. Одна пожертвовала собственной жизнью, другой на время отменил исполнение задуманного. Иван Каляев не был прирожденным преступником. На путь убийства градоначальника он встал от отчаяния: государство не наказало виновных в трагедии, наоборот, прикрыло их вину. Не найдя другого способа, Каляев посвящает свою жизнь мщению за горы убитых людей и тысячи истерзанных сердец. И в этом заключено предупреждение обществу: зло, равнодушие порождают ответное зло. В романе отвергается идея политического террора, как и массовых революций.

17 слайд

Описание слайда:

Какое значение имеет в романе образ Маши Олексиной? Внесюжетный персонаж - Машенька Олексина, одна из первых революционерок-террористок, - имеет существенное значение в романе. Ее образом показывается несостоятельность терроризма как способа борьбы за свободу. Она уже привела в действие бомбу, предназначенную для уфимского губернатора, но, увидев, что он сидит в санях вместе с детьми, прикрыла ее собственным телом и погибла сама от взрыва.

18 слайд

Описание слайда:

Как вы понимаете слова писателя, что для России точкой отсчета нового столетия стала «священная коронация царствующего монарха», а «у жителей второй русской столицы и особенно московской интеллигенции точкой отсчета стала не коронация, а ходынская трагедия»? Официальные оценки событий конца XIX века разошлись с мнением московской интеллигенции. Ходынская трагедия, несомненно, наложила огромный отпечаток на дальнейший ход истории, начав длинную череду катастроф XX века: войны, революции, локальные неисчезающие конфликты, природные катастрофы. В уста Наденьки, тяжело пережившей гибель людей на Ходынском поле, автор вкладывает пророческие слова: «Ходынский колокол был колоколом по России».

19 слайд

Описание слайда:

Проанализируйте диалог Елисаветы Федоровны и Ивана Каляева. В чем его смысл? Как можно понять слова великой княгини: «Кто оценит долги наши? Люди? Бог? Будущее?» Великая княгиня Елисавета Федоровна, впоследствии канонизированная Русской православной церковью за великомученический подвиг, пришла к Каляеву, чтобы позаботиться о спасении его души. Между ними происходит диалог о долге. Каляев осознает, что причинил ей горе, но утверждает, что выполнил долг. Он готов принять смертную казнь, помилование для него неприемлемо - его и власть разделяет ходынская трагедия. Вопрос Елисаветы Федоровны содержит сомнения в праве Каляева на исполнение такого долга. Кто может наделить человека правом судить других и распоряжаться чужой жизнью? Принося в дар иконку Божьей Матери «Утоли моя печали» и обещая молиться за него, она призывает к смирению души, к очищению себя и своей совести перед Богом, а также надеется на душевное успокоение, которое принесет ему эта чудотворная икона.

20 слайд

Описание слайда:

В чем вы видите смысл названия романа «Утоли моя печали…»? Главная героиня романа Наденька Олексина, потрясенная трагедией на Ходынском поле, ощущая свою вину за гибель Фенечки, исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали», известной своей помощью людям во дни массовых бедствий. Исповедь приносит героине облегчение, смирение и в дальнейшем благочестивую семейную жизнь с Викентием Корнелиевичем Вологодовым. В романе не только даются картины ходынской давки, но и содержатся глубокие размышления о русской интеллигенции, о дальнейшей судьбе России. Заглавие романа, в основу которого положено название чудотворной иконы, имеет символический смысл. Автор ищет утоления печали нашей многострадальной отчизны, ее многострадального народа.

21 слайд

Описание слайда:

Почему роман «Утоли моя печали…», посвященный событиям рубежа XIX-XX веков, обращен к сегодняшнему читателю? Сегодняшняя эпоха для России, особенно годы создания романа, - эпоха кризисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации нравственные и культурные ценности, возникают и продолжаются вооруженные конфликты. Именно в эти годы, как полагает Борис Васильев, важен трезвый исторический анализ прошлого, особенно просчетов, допущенных властью, чтобы в будущем избежать противостояния народа и власти, произвола и беззакония, ведущих к кровопролитиям. В этом смысле роман «Утоли моя печали…» можно рассматривать как предупреждение.

22 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: 1. выучить наизусть стихотворение на стр. 163 – 178; 2. подготовить презентацию «Великая Отечественная война в лирике поэтов ХХ века» (стр. 163 – 178, выбрать автора и понравившееся произведение); 3. выбрать стихотворения о Вов для собственного сборника стихов.

Слайд 1

Слайд 2

ЦЕЛИ: - выяснить, что является основным средством раскрытия идейного смысла повести и фильма; проследить, как характер Васкова влияет на формирование личности героинь повести; - определить точку зрения автора повести и режиссёра фильма на проблему: что является главной составляющей нашей Победы в Великой Отечественной войне; сравнить поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов;

Слайд 3

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович -кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии. Мать - Алексеева Елена Николаевна из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого. Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.

Слайд 4

Война началась, когда он окончил 9-й класс. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Слайд 5

Б.Л.Васильев своими глазами видел, как война ломала жизни, калечила судьбы, оставляя детей без родителей в голоде и нищете. Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.

Слайд 6

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Слайд 7

«А зори здесь тихие» первое прозаическое произведение автора. Повесть была написана в 1969 году и напечатана в журнале «Юность». За эту повесть Б.Васильев удостоен Государственной премии СССР. «Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями. Я не имел морального права написать первую свою книгу о чём –то другом. Я просто был обязан рассказать людям о том, что мы пережили и испытали, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу…»

Слайд 8

Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война - всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами… Б.Васильев

Слайд 9

Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился" ("Юность", 1974, № 2-4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка" ("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5), "Неопалимая купина« ("3намя", 1986, № 2) и др.

Слайд 10

Орден Дружбы народов (27 мая 1994)- за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000) Государственная премия СССР - за фильм «А зори здесь тихие» Премия им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997) Премия Ника (2002) Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009

Награды и премии

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004) за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999) за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выбор пути России в романе Борис Львовича Васильева «Утоли мои печали…»

Борис Львович Васильев (21 мая 1924 г. - 11 марта 2013 г.) Борис Львович Васильев - русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Родился в Смоленске.

Великая Отечественная война С началом Великой Отечественной войны ушел фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 16 марта 1943 г. Был демобилизован в связи с тяжелым ранением.

Литературным дебютом Б.Васильева стала пьеса «Танкисты» в 1954 г. Наибольшую известность принесла повесть «А зори здесь тихие», впервые появилась в 1969 г. в журнале «Юность»

Роман «Утоли моя печали…» Роман был написан в 1997 году, но описывает события царствования Николая II . Главной проблемой романа становится проблема политического террора, связанная с ходынской трагедией.

Историческая справка Николай II (18 68 -1917 гг.)

Трагедия на ходынском поле Ходынское поле – учебный плац для войск московского гарнизона. Использовалось для народных гуляний. Ходынская трагедия произошла во время коронации императора Николая II 18 мая 1896 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Б. Васильев «Утоли моя печали». Проблемы трагического на страницах романа

Исторические лица, воссозданные в романе Николай II Сергей Александрович Романов – генерал-губернатор Москвы, великий князь Елисавета Федоровна (жена)

Борис Савинков и Иван Каляев Российские революционеры и террористы

Вымышленные персонажи действуют в романе вместе с историческими личностями. Главная героиня – Наденька Олексина

Глава вторая (Подслушанный разговор) -Между кем происходит разговор? И о чем? - Из какого произведения взята цитата: «Не дай вам Бог увидеть русский бунт..»? Зачем автор включает ее в разговор? -Почему Надя отказывается продолжать гадание? Как она реагирует на услышанный разговор?

Глава шестая (Коронация Николая II) - Зачем автор дает такое продробное описание коронации Николая II ? Как он относится к описанной церемонии? Почему в коронацию и в целом в композицию всего романа включены тексты из Священого писания, молитвы? Каково их значение?

Ходынская трагедия – кульминационное событие для героев романа.

Глава седьмая (Ходынская трагедия) - Как автор описывают Ходынскую трагедию? Какие приемы он использует? - Как автор изображает толпу? -Какие символы мы встречаем в описании?

Смысл названия Икона Божьей Матери, именуемая «Утоли моя печали» прославилась в Москве многими чудесами со второй половины 18 в. Строчка из молитвы «Утоли моя печали». В развязке романа Надежда Олексина (одна из главных героинь) едет в Соловецкий монастырь и исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали». Она чувствуют свою вину за гибель Фенички. Икона известна своей помощью во дни массовых бедствий. Название романа имеет символический смысл. Автор пытается найти утоления печалей всей Родины.

Почему стала возможна ходынская трагедия? В романе звучит фраза: «Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего». Хомяков (один из героев) утверждает, что великая традиция и великая честь это забота о подданных, а не пышные празднества. Не были предприняты меры для безопасности людей, подарков было мало. Главной заботой была пышность коронации.

«Ходынский колокол был колокол по России»

Почему роман, посвященный событиям рубежа веков 19-20 века, обращен к сегодняшнему читателю? Сегодняшняя эпоха и эпоха создания романа (1997 г.) – кризисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации культурные и нравственные ценности. В такие переломные моменты, считает Васильев, важен взгляд в прошлое, анализ просчетов допущенных властью во избежание повторения ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы.11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина.Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

презентация к уроку развития речи в 8 классе "Храм Василия Блаженного"(добавлен 05.01.2012)

На презентации представлен иллюстративный материал к уроку развития речи "Храм Василия Блаженного"...

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Охватывает целый век.

Первый роман, Роман "Были и небыли " Борис Васильев писал о своем деде по рассказам мамы и тетушки. В биографии братьев Алексеевых были и аресты, и ссылки под надзор полиции, и побег в Америку, где в штате Канзас Алексеевы пытались построить коммуну. По возвращению на родину один из братьев стал учителем старшего сына Льва Николаевича Толстого . Все эти события описаны в "Былях и небылях", вот только романная фамилия героев - Олексины.

Следующей книгой стала история об отце: "Дом, который построил Дед". По словам Бориса Васильева, основная идея романа заключалась в том, что "отцы собственными руками построили Дом, в котором мы живем и до сей поры. Дом на развалинах прежней России, щедро политых кровью ее сынов и дочерей". В те времена, когда писалась эта история, вряд ли кто мог предположить, что и этот Дом будет разрушен.

И вот в третьем романе, "Утоли моя печали", Борис Васильев возвращается к событиям тысяча восемьсот девяносто шестого года. К коронации государя императора Николая второго и государыне императрицы Александры Федоровны. К страшной трагедии на Ходынском поле.

Центральная фигура романа - Наденька Олексина. Как и все женщины этой семьи, Надя ищет свою судьбу, не желая идти проторенной дорожкой от первого бала к помолвке, а потом к замужеству. Она решается на дерзкий шаг: стать журналистом. Женщинам в те времена в газетах было не место, но Наденька уверена, что вполне справится. Да и как иначе, если кругом шумит Москва, в доме бывает столько интересных людей, тот же Немирович-Данченко , а Наденькин рассказ как раз опубликовали в журнале "Задушевное слово".

Первыми ее репортажами станут истории тех, кто пришел на Ходынку за государевыми подарками. Надя со своей горничной сбегает ночью из дома и отправляется на Ходынское поле. Полная радужных планов. К полудню следующего дня находят уже совсем другую Надю: пережившую давку, страшный бег в толпе - шаркая, не отрывая ног от земли, чтобы не споткнутся, - бег по тем, кто все-таки упал, по мертвым и еще живым. Как вновь собрать ее душу "по старым чертежам"? Чем склеить, сшить разлетевшиеся кусочки?

Да только ли одну Надю изменила Ходынка?

Вчерашний робкий влюбленный студент становится жестоким мстителем и видит перед собой одного виновника в тысячах смертей: генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича.

Роман Трифонович Хомяков, промышленник, один из богатейших людей Москвы, помогает бежать за границу Беневоленскому, высланному отбывать бессрочную каторгу в Сибири за противоправительственную пропаганду. Помогает - и постепенно все ближе входит в круг недовольных царским правительством.

К тысяча восемьсот девяносто шестому году род Олексиных приходит в упадок: кого убили, кто погиб, кто поставил крест на своей жизни. Но всех его немногих представителей коснулась Ходынка.

Мне чудились в романе параллели: история России и жизнь Наденьки. А в центре - Ходынка.