Предусмотрительный левинсон еще до приезда. Дидактический материал для уроков русского языка по темам "Обращение" и "Вводные слова" (8 класс)

Д л я с п р а в о к. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых можно назвать следующие основные группы:

1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообще­ нием: к счастью, к несчастью, к радости, к огорче­ нию, к досаде, к сожалению, к прискорбию, к изумле­ нию, к удивлению, к ужасу, к стыду, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, неровен час

и др.;

2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуве­ ренность, возможность, предположение и др.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно, разумеется, безусловно, наверное, возможно, верно, ве­ роятно, по всей вероятности, может быть, быть мо­ жет, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, повидимому, пожалуй, в самом деле, не правда ли, в сущ­ ности, по существу, право, чай, полагаю, надо пола­ гать, надеюсь и др.;

3) вводные слова, указывающие на источник сообще­ ния: говорят, сообщают, передают, по словам..., по со­ общению..., по сведениям, по мнению, по-моему, потвоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по пре­

нец, между прочим, в общем, кроме того, в частнос­

первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;

5) вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказывания: словом, одним словом, ины­ ми словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, вернее сказать, точнее сказать, собственно говоря, вообще говоря и др.;

6) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или читателю с целью привлечь его вни­ мание к сообщаемому, внушить определенное отноше­ ние к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли),

понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми (те), поверь (те), послушай (те), извини (те), прости (те), веришь (ли), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.

405. Найдите в каждой паре предложений одни и те же слова. Выясните их синтаксическую роль. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Было должно быть, уже поздно. - Письмо дол­ жно быть срочно доставлено адресату. 2. Захватите с собой кстати и ноты. - Ваш приход сегодня как нель­ зя более кстати. 3. Лицо путника казалось очень утомленным. - Шахматную позицию казалось.нель­ зя было уже спасти. 4„Вероятно,погода переменит­ ся. - Полученное сообщение вполне вероятно. 5. Эти слова были сказаны между прочим. - Фраза эта между прочим -напомнила мне одну старую шутку. 6. С одной стороны дороги приближались наши вой­ ска, с другой навстречу им шли жители освобожден­ ной деревни. - С одной стороны предложение по­ ехать на юг весьма заманчиво, с другой стороны, вы­ зывает опасение из-за обычной в это время года жары. 7. Я само собой разумеется не отказал товари­ щу в его просьбе. - При этих условиях все сказанное само собой разумеется. 8. Мой спутник после продол­ жительной прогулки чувствовал себя превосходно, я напротив устал. - В купе я сидел напротив пожилого человека. 9. Это теоретическое положение совершен­ но очевидно. - Очевидно придется серьезно готовить­ ся к экзаменам. 10. К удивлению мальчиков дорога оказалась не столь утомительной. - К удивлению мальчиков примешивались испуг и растерянность.

406. Вставьте в предложения подходящие по значению вводные слова, выражающие чувства говорящего в свя­ зи с сообщением (радость, сожаление, удивление и т. п.), или дающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возмож­ ность и т. п.), или указывающие на источник сообщае­ мого, способ оформления высказываемой мысли, после­ довательность изложения, или содержащие обращение к собеседнику и т. д.

О б р а з е ц: Сестра волновалась меньше всех. - К счастью, сестра волновалась меньше всех. Сестра, кажется (конечно, по-видимому), волновалась мень­ ше всех. По словам брата, сестра волновалась меньше всех. Словом, сестра волновалась меньше всех. Сестра, напротив, волновалась меньше всех. Сестра, по прав­ де говоря, волновалась меньше всех. Сестра, поверишь ли, волновалась меньше всех.

1. Произошло все по-другому. 2. Задача неслож­ ная. 3. Погода меняется. 4. Старостой группы избран Иванов. 5. Лето в этом году будет жаркое.

407. Найдите вводные предложения. Проанализируйте постановку знаков препинания при них. Обратите вни­ мание на способы выделения на письме вводных предло­ жений, содержащих дополнительные замечания, пояс­ нения, уточнения.

1. Печорин, я уже кажется говорил, страстно лю­ бил охоту (Л.). 2. Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.). 3. В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Акс). 4. Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала (Л.). 5. Он меня, вы знаете, очень уважает (Т.). 6. Я не ус­ пел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо), но мне показалось, что он был глубоко тронут (Т.). 7. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера (Л. Т.). 8. Про­ снувшиеся овцы - их было около трех тысяч - не­ охотно, от нечего делать принялись за невысокую, наполовину утоптанную траву (Ч.). 9. Эти собаки, ес­ ли не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Купр.). 10. И каждый вечер в час назначен­ ный (иль это только снится мне?) девичий стан, шел­ ками схваченный, в туманном движется окне (Бл.). 11. Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение (Фад.). 12. Заподозрить Якова Лукича во вредительстве - теперь уже казалось ему - было не­ лепо (Шол.).

408. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Укажите значение вводных слов и предложений.

1. У Саввы пастуха он барских пас овец вдруг убы­ вать овечки стали (Кр.). 2. По его словам я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом (П.). 3. Однажды вечером это было в начале 1773 года си­ дел я дома один слушая вой осеннего ветра и смотрел в окно на тучи бегущие мимо луны (П.). 4. Бурая свинья вбежала в комнату и схватила к удивлению присутствующих не пирог или хлебную корку а про­ шение Ивана Никифоровича (Г.). 5. Червяки жили долго и превращались иногда к великой нашей радос­ ти в куколки (Акс). 6. Погода была ветреная ветер однако не совсем был попутный (Гонч.). 7. Про вас я не слышал к несчастью ничего но многое от вас ко­ нечно узнаю (Л.). 8. Горный воздух без всякого сомне­ ния действует благотворно на здоровье человека (Т.). 9. А вы я вижу шелковый (Т.). 10. Вронский к ужасу своему почувствовал что сделал скверное непрости­ тельное движение (Л. Т.). 11. И этот учитель грече­ ского языка этот человек в футляре можете себе пред­ ставить едва не женился (Ч.). 12. Однажды это было в ясный осенний день перед вечером старик Цыбукин сидел около ворот (¥.). 13. Отец по-видимому нахо­ дился в самом благодушном настроении (Кор.).

409. Расставьте знаки препинания. Выделите в одну группу вводные слова, в другую - вводные предложе­ ния.

1. Булочники их было четверо держались в стороне от нас (М. Г.). 2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает (Купр.). 3. Только меньшень­ кий Артамон ему шел двадцать первый годок нахо­ дился при отце для писания писем ведения счетов чтения разных книг (А. Н. Т.). 4. Выяснилось таким образом что во-первых полное окружение трудно до­ стижимо из-за природного препятствия с запада и вовторых что противник готовится либо принять бой в местных условиях либо рассеяться в глубине бора

(Фед.). 5. Как видно и здесь Гаврик был свой человек (Кат.). 6. Словом стал дед Щукарь кучером и коню­ хом одновременно (Шол.). 7. Честно говоря устал пос­ ле лекции (Сим.). 8. Правда утром он сделал ошибку (Солж.). 9. Где-то впереди очевидно за лесом и на ос­ тавленной нами дороге началась бомбежка (Паст.). 10. Об этой магии как кажется вы ничего не знали (Брюс). 11. Из-за его статной фигуры он торжествен­ но остановился на пороге выглядывали с любопытст­ вом тоже праздничные тоже припомаженные служа­ щие тюрьмы (Наб.).

410 (повторение). Найдите в тексте вводные слова и предложения. Объясните их функцию.

«Багратион - лучший генерал русской армии» - так выразил свое мнение о Багратионе как о полко­ водце Наполеон, который, кстати сказать, не раз без­ успешно посылал против него лучших своих марша­ лов.

И действительно, любимец и правая рука Суворо­ ва, друг Кутузова, Багратион был «орлом» русской армии; так, по крайней мере, называли его солдаты. Для этого он обладал всеми необходимыми качества­ ми: во-первых, тактическим глазомером, во-вторых, железным упорством и, наконец, легендарной храб­ ростью. Он всегда находился в самых опасных мес­ тах. «На него находили минуты вдохновения, - гово­ рит о нем очевидец. - Огонь сражения зажигал чтото в душе его. Глаза его сияли; он командовал и в бур­ ке, с нагайкой в руке, на простом донце несся, опере­ жая колонны, чтобы из начальствующего генерала стать простым передовым воином». Это видели и це­ нили солдаты (а их был целый легион) и любили его так, как они любили Суворова и Кутузова.

Известно, между прочим, что лишь очень немно­ гие из полководцев пользовались искренним распо­ ложением солдатской массы. Но служить под нача­ лом Багратиона хотя и было почетно, однако, по от­ зывам современников, весьма опасно; Багратионовы

адъютанты считались, как говорится, обреченными людьми.

Военная служба Багратиона началась с 1782 года, когда ему было 17 лет. Она была невероятно тяжелой с самого начала (после первой же стычки он был най­ ден среди убитых) и до конца. Он участвовал, по точ­ ным подсчетам, в 20 походах и 150 сражениях. Славу свою храбреца он пронес от стен Очакова через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где, к всеобщему прискорбию, французская граната поста­ вила кровавую точку в его блистательной биографии.

(По С. Борисову)

1. Озаглавьте текст.

2. Выделите корни в словах блистательный и зажи­ гать. Объясните их написание (ср.: блестеть - блистать, зажег - зажигать).

3. Выделите суффикс в глаголе командовать. Объясните его написание (ср.: командовать - опаздывать).

411. Объясните постановку знаков препинания в приво­ димых ниже предложениях.

1. Да, были люди в наше время! (Л.). 2. Нет, шутки мне нейдут на ум сегодня (П.). 3. Нет! Никогда я за­ висти не знал (П.). 4. Да, в самом деле, радостный день (Наб.).

Д л я с п р а в о к. Слова да и нет, выражающие ут­ верждение и отрицание, отделяются запятой (или воск­ лицательным знаком), например: Да! Злые языки страшнее пистолета (Гр.); Нет, я не больна, Афана­ сий Иванович (Г.).

412. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

I. 1. Да домишко очень недурен! (Г.). 2. Да в нашей реке и рыбы-то нету (Т.). 3. В лице Анатолия было вы­ ражение душевной силы да именно силы (Фад.). 4. Да здравствует пена - веселая пена - высокая пена морская! (Цв.). 5. Нет Шуйский не клянись но отве­ чай: то был царевич? (П.). 6. Нет братьев у меня (Кр.).

Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении.

413. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

Всех офицеров скакало семнадцать человек. Скач­ ки должны были происходить на большом четырех­ верстном эл..иптической формы кругу перед бесед­ кой. На этом кругу были устроены девять пр..пятст­ вий река большой в два аршина глухой барьер перед самой беседкой канава сухая канава с водой косогор ирландская банкетка состоящая из вала утыканного хворостом за которым (не) видная для лошади еще ка­ нава так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться потом еще две канавы с во­ дой (не) глубокие но широкие и одна сухая и конец скачки был против беседки. Но начинались скачки не с круга а за сто сажен в стороне от него около неко­ ше..ого луга покрытого (ярко) зеленой травой и на этом рас..тоянии было первое пр..пятствие запру­ женная река в три аршина шириной которую ездоки по произволу могли перепрыгивать или переезжать

Раза три ездоки выравнивались но каждый раз вы­ совывалась чья-нибудь лошадь и нужно было заез­ жать опять (с начала). Знаток пускания полковник Сестрин не (в) меру нетерпеливый начинал уже сер­ диться когда наконец в четвертый раз крикнул: «По­ шел!» - и ездоки тронулись. Все глаза все бинокли были обращены на пеструю кучку всадников в то вре­ мя как они выравнивались. И кучки и одинокие пе­ шеходы стали перебегать с места на место чтобы луч­ ше видеть. В первую же минуту собранная кучка всадников устремившихся (с) разбегу к первому пр..пятствию растянулась и видно было как они по

два по три и один за другим близятся к реке. Для зри­ телей казалось что они все поскакали вместе но для седоков (на) совесть гнавших лошадей чтобы пор..вняться а вслед (за) тем вырваться вперед были (быстро) текущие секунды разницы имевшие для них большое значение.

(По Л. Н. Толстому)

1. Укажите предложение с прямой речью.

2. Выделите сказуемое во втором предложении первого абзаца, укажите его тип.

3. Найдите в тексте сложные слова, укажите способ их образования.

414. Перепишите, ставя недостающие знаки препина­ ния.

В ВЕСЕННЕЙ ДЫМКЕ.

Теплым солнечным днем ранней весны ходили они вместе по усадьбе. Он уже старенький зябкий в тем­ ном плюшевом картузе в беличьем полушубке. Она молодая в одном платье с легким шарфом накинутым на белокурую голову.

Смотри. Знаешь ты что это растет? - спраши­ вал он и тыкал концом своей палки.

Она присматривалась нагибалась и ничего не узна­ вала.

Из земли на каждом шагу высовывались и лезли всякие диковинки. Высовывались и лезли то былиночки то трубочки и набалдашнички зеленые белые красные наивные слабые и нежные.

Старик смеялся и называл растения.

Здесь на солнышке было очень тепло почти жарко. Низко над травой порхала ярко-желтая бабочка в са­ ду кричали грачи и где-то дальше в поле мычала ко­ рова. Солнце припекало плечи и затылок. Живое теп­ ло пробегало разливаясь по всему телу.

Никогда прошлое с будущим так близко не сходят­ ся так тесно не сплетаются как ранней весной. Сухие бурые листья в прошлогодней траве желтое жнивье. Кажется что будто еще вчера здесь махали косы ло-

жились снопы скрипели нагруженные телеги. А де­ ревья? Голы как зимой а цвет уже не тот: и в стволах и в ветвях серая или зеленоватая краска. Почек не видно. Зато чувствуется какая-то пышность гибкость. И стоят они уже не в осенней прозрачности а в какойто дымке...

Вечером все небо заволоклось облаками. Деревья зашумели. Стало темно и холодно. Дедушка велел за­ топить камин. Старый Егор дедушкин камердинер растапливал его соломой стоя на коленях и долго кряхтел и шептал. Потом пришла Ефимовна эконом­ ка и долго говорила с дедушкой насчет каких-то те­ лят.

Наконец и Егор и Ефимовна ушли. Дрова в камине ярко горели и трещали. Перед огнем в кресле молча закрыв глаза сидел дедушка, а за окном все еще тара­ торили галки.

(По Л. А. Авиловой)

1. Укажите тип сказуемого в первом предложении текс­ та.

2. Разберите по составу слова полушубок, присматрива­ лась, зеленоватая.

3. Объясните употребление приставки при- в слове при­ пекало.

4. Найдите в тексте односоставные предложения. Ука­ жите их тип.

415. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку. Озаглавьте текст.

Александр Васильевич Суворов происходил из не­ богатого дворянского рода. Родился он и вырос в по­ местье Кончанском бывшая Новгородская губерния. По воспоминаниям родственников мальчик не отли­ чался ни здоровьем ни хорошим сложением. Казалось бы какие тут могли быть мечты о военной службе! Но к досаде родителей ребенок рано пристрастился к во­ енным наукам. Разумеется этому отчасти способство­ вали увлекательные рассказы о Петре I отца и его гос­ тей и просто случайных посетителей.

Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописа­ ния великих полководцев прошлого Александра Ма­ кедонского Ганнибала Юлия Цезаря и в мечтах неод­ нократно видел себя на бранном поле. В его детской появляются военные предметы и все относящееся к военному делу планы сражений географические карты глобусы. С целью тренировки он приучает себя вставать на рассвете купается в реке до заморозков часами кто из знавших его мог этому поверить остает­ ся на морозе в легкой одежде.

Ни уговоры ни убеждения ни даже угрозы родите­ лей ничто не могло отклонить Александра от наме­ ченной цели. Настойчиво и упорно он продолжал го­ товить себя к суровой походной жизни но вначале ни от кого не получал поддержки для осуществления своей мечты. Наоборот все казалось готовы были отго­ ворить его от бессмысленных мечтаний так некото­ рые из родных называли его планы.

Но мальчик был непоколебим и с исключительным упорством добивался своего. Родители наконец усту­ пили. Александр был приписан в рядовые Семенов­ ского полка. С этого момента начинается новая пол­ ная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.

1. Укажите предложения с обобщающими словами и од­ нородными членами.

2. Объясните употребление частиц не и ни в тексте.

3. Разберите по составу слова бессмысленный, жизне­ описание, родственник.

416. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания. Вместо точек вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

В последний раз я видел его [И. С. Тургенева] в Москве в июне 1880 года на открыти.. памятника Пушкину. Это открытие одно из (не) забвен..ых со­ бытий рус..кой обществен..ой жизни.

С утра Москва пр..няла праз..ничный вид и у па­ мятника закутан..ого пеленой собрались (много) чис-

Под пунктуацией принято понимать, с одной стороны, систему графических неалфавитных знаков (знаков препинания), а с другой стороны, систему правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления пись­менного текста. В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, кавычки, скобки. Традиционное описание пунктуации как средства организации предложения сузило понятие пунктуационная норма, так как основной функцией пунктуации является смысловое членение речи, а это достаточно трудно описать в правилах и предписаниях. В авторском тексте иногда наблюда­ется несоответствие между действующими нормами, пунктуационными правилами и реальным употреблением знаков препинания (употребление точки с запятой, двоеточия, тире). Это связано со специфичностью пунктуационной нормы: она проходит долгий и сложный путь от индивидуализированной пунктуации (автор­ской) до общепринятой. Формирование пунктуационных норм обусловлено тесным взаимодействием субъективного и объективного в языке и речи. Спонтанное фор­мирование большинства пунктуационных норм обуславливает рекомендательный характер пунктуационной нормы (в отличие от орфографической). Те нормы, кото­рые выдержали испытание, т.е. регулярно встречаются в практике письменной речи и при этом получили признание в обществе, закрепляются в правилах пунк­туации.

Строго обязательными являются знаки, употребление которых обусловлено прежде всего организацией предложения. К разряду обязательных относятся знаки грамматические, или структурные:

Точки, фиксирующие конец предложения: Лесная глушь. Смеркается. В су­мерках запахи особенно сильны.

Знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их ограни­чительная роль): На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещённой сзади свечой.

Знаки, выделяющие разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения, но грамматически с ним не связанные, т.е. не являющиеся его чле­нами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки; обращения; меж­дометия): Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! Предусмотрительный Левинсон ещё до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение.

Знаки при однородных членах предложения: Всё это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом сказки .

Знаки, выделяющие приложения, определения – причастные обороты и опре­деления-прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке у моря.

Степень вариантности использования разнообразных пунктуационных знаков и их комбинаций ограничивается в конечном счете самой системой текста, а также действием пунктуационных норм.

Задание 1. Какой пунктуационный знак вы поставите вместо косых линеек между двумя частями бессоюзного сложного предложения? Объясните вари­анты постановки знака определенной зависимостью смысловых отношений, которые вы установили между частями.

1. Молодежь ушла // в клубе стало скучно. 2. Наступит лето // поедем в де­ревню. 3. Одно было несомненно// назад он не вернется (И. Тургенев ). 4. Жилин видит // дело плохо (Л. Толстой ). 5. Пашню пашут // руками не машут. 6. Посмотрит // рублем подарит (Н. Некрасов ). 7. Чин следовал ему // он службу вдруг оставил (А. Грибоедов ). 8. Выйти невозможно // на улице проливной дождь. 9. На улице проливной дождь // выйти невозможно. 10. Экскурсия не состоится // плохая по­года.

Задание 2. Поставьте запятую в нужном месте.

1. Поставить статую золотую пику держащую. 2. Помиловать нельзя казнить. 3. Эдуарда убить не смейте бояться бесполезно. 4. За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей матери двое незнакомых мне лиц моя сестренка и я. 5. Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать восхождение. 6. Предоставленные сами себе дети могут оказаться в трудном положении. 7. Обычно спокойный оратор на этот раз сильно волновался.

Задание 3. Свободный диктант. Разбейте многочисленные синтаксические конструкции на менее сложные.

Я вынырнул из подвала на свежий воздух, чистый, светлый день и как-то ра­зом отчётливо заметил, что на дворе всё наполнено предчувствием весны. Оно и в небе, которое сделалось просторней, выше, голубей в разводах, оно и на отпо­тевших досках крыши с того края, где солнце, оно в чириканье воробьёв, схватив­шихся врукопашную середь двора, и в той ещё негустой дымке, что возникла над дальними перевалами и начала спускаться по склонам к селу, окутывая синей дрёмой леса, распадки, устья речек. Скоро, совсем скоро вспыхнут горные речки зеленовато-жёлтой наледью, которая знойными утренниками настывает рыхлой и сладкой на вид коркой, будто сахарная та корка, и куличи скоро печь начнут, крас­нотал по речкам побагровеет, заблестит, вербы шишечкой покроются, ребятишки будут ломать вербы к родительскому дню, иные упадут в речку, наплюхаются, а потом лёд разъест на речках, останется он лишь на Енисее, меж широких заберег, и кинутый всеми зимник, печально роняя вытаивающие вехи, будет покорно ждать, когда его сломает на куски и унесёт. Но ещё до ледохода появятся под­снежники на увалах, прыснет травка по тёплым косогорам и наступит Первый май. У нас часто бывают вместе и ледоход и Первый май (В. Астафьев ).

Задание 4. Напишите диктант, проверяя свои знания по пунктуации.

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нём написаны стихи, и со всех четырёх сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на буль­вар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памят­ника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полез­ней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому он добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увле­кавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки выни­мали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился ред­ким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку (По А. Платонову ).

Цели урока. выяснить, что такое вводные слова и какова их роль в предложении; познакомить с группами вводных слов по значению; усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами; выяснить общность и различие вводных слов и предложений; определить роль вводных слов и предложений в тексте; освоить богатство значений вводных конструкций, выработать пунктуационный навык; развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.


Возьмите вводные слова. Я слушаю с открытым ртом От них кружится голова, И радуюсь всему подряд. Они мешают суть сберечь Меня, как всех, не раз, не два И замедляют нашу речь, Спасали вводные слова, И всё ж удобны потому, И чаще прочих среди них Что выдают легко другим, Слова «во-первых», Как мы относимся к тому, «во-вторых», О чём смущаясь говорим. Они, начав издалека, Мне скажут: «К счастью…» Давали повод не спеша И потом Собраться с мыслями, пока Пусть что угодно говорят, Не знаю, где была душа. А.Кушнер. Прочитай стихотворение. О вводных словах и пойдёт сейчас речь.






Прочитай! Вводные слова – такие слова и сочетания слов, которые не вносят в сообщаемую мысль чего – то нового, а выражают отношение к ней говорящего, её оценку, замечания по поводу сказанного. В зависимости от того, какую смысловую нагрузку несут в себе вводные слова, их подразделяют на несколько групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.









Потренируйся. Задание. Найди вводные слова и определи их значение. (Примечание. Задание выполняется устно.) 1. По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет похолодание. 2. Как говорят ученые, нас ожидает глобальное потепление. 3. оезд отправляется через час, следовательно, нам нужно выходить из дома. 4. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость. 5. Мы собрались здесь, во-первых, для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.




Задание. Спиши в тетрадь предложения, найди вводные слова, определи и подпиши их значение. К счастью, папы и мамы нет дома. Значит, можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, по правде сказать, интересно бывать у неё. Во- первых, у неё много книг, которые очень интересны. Во-вторых, Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, к удивлению, уже побывала в Италии и в Африке. В общем, у Любочки очень интересно.


Отличие вводных слов от омонимичных глаголов – сказуемых и наречий. 1. Ученик, верно, уже ответил. 2. Ученик верно ответил. В каком из двух предложений слово «верно» - наречие, а в каком – вводное слово? Почему вы так решили? 1.В первом предложении «верно» - вводное слово. Во – первых, оно произносится с вводной интонацией, выражающей, в какой степени высказываемая мысль является достоверной. Во – вторых, мы в тексте выделяем его запятыми. 2.Во втором предложении «верно» - наречие: оно зависит от глагола, мы можем задать к нему вопрос, и оно является членом предложения (обстоятельством). Случаев, когда вводные слова становятся похожими на другие части речи, достаточно много.


Задание. Определи, где вводное слово, а где «замаскировавшаяся» часть речи. Запиши предложения в тетрадь. «Замаскировавшуюся» часть речи подчеркни как член предложения. 1.Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. 2.Мы кажется многого (не) предусмотрели. 3.Окно должно быть забыли закрыть на ночь. 4.Окно должно быть открыто всю ночь. 5.Ты может быть хочешь поехать в Санкт – Петербург? 6.Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. 7.Откровенно сказать я вижу его (в)первые. 8.Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.


Запомни! Как отличить вводное слово «однако» от омонимичного ему сочинительного союза «однако» (перед которым, кстати, всегда ставим запятую) 1.Односоставные и неполные предложения имеют общие признаки, однако различия их очень существенны. 2.Ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид. В каком из двух предложений «однако» союз, вводное слово? В первом предложении «однако» - это союз, потому что соединяет части ССП. Во втором предложении «однако» - это вводное слово, которое произносится (вы заметили?) с вводной интонацией и выделяется на письме запятыми.


Отношение к говорящего к высказываемым мыслям, их оценку наряду с вводными словами могут выражать целые предложения; они и получили название вводных предложений. Вводные предложения сходны по содержанию с вводными словами – они передают те же разновидности авторских замечаний, оценок, эмоциональных реакций, о которых говорилось выше. 1.Усилие нужно сделать, говорит какая – то дама в одном романе Диккенса, вот я и проделываю это усилие шестой год. 2.Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля. 3.Всё в этом письме раздражало Лидию Ивановну: и содержание, и в особенности развязный, как ей показалось, тон.








Найди в тексте вводные слова и предложения, определи их значение.(устно) По мнению младшего брата, Пушкин, будучи мальчиком, иногда проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирая» все книги, попадающие ему под руку. Обладая необыкновенной памятью, Пушкин, к удивлению многих, в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу: Мольера, Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты, он поражал всех своей начитанностью. Даже уезжая в путешествия, он непременно брал с собой книги и относился к ним бережно.


Задание. Замени вводные слова вводными предложениями. Запиши эти и получившиеся предложения в тетрадь. 1. Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. 2. Дождь, казалось, никогда не утихнет. 3. Соревнование, безусловно, состоится. 4. С этим разговором, по-моему, медлить нельзя.




Задание. Выпиши в один столбик предложения, в которых выделенные слова являются членами предложения, а в другой – предложения, в которых они являются вводны ми словами. Расставь знаки препинания. Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. Мы кажется многого (не) предусмотрели. Окно должно быть открыто всю ночь. Окно должно быть забыли закрыть на ночь. Ты может быть хочешь поехать на экскурсию? Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.



Выполни задание. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Выбери ответ и запиши его в тетрадь. 1. Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила. 1) 1, 2 2) 4, 5 3) 3 4) 1, 2, 3, 4, 5 2. В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4


3. За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской. 1) 1,2 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,4 4) 1,5 4. Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4


5. Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно. 1) 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 6. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2




Задание. Прочитай текст. Определи проблему, поднятую автором.(устно) 1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда непридет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека. (Д. С. Лихачев)
34 Задание. Прочитай текст, спиши его, расставь недостающие знаки препинания и объясни их. (1)Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна пр…образовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики осветительных приборов вынужде…ы задумываться и о других факторах: во-первых, об экологической безопасности, безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетичности. (3)Безусловно совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)Например в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использовать во флюресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ малоэффективен. (6)Если в ртутной лампе есть возможность получать 60 люмен (люмен – единица измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой – только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тратится больше, а следовательно больше сжигается ископаемого топлива.


Задание. (все задания письменно) 1. Спиши текст в тетрадь. 2. Определите тип речи текста. Ответ обоснуй. 2. Определи стиль этого текста. 3. Определи средства связи 2 и 5, 4 и 5 предложений, 4. Укажи номер(-а) предложения(-ий) с вводными словами. Устно ответь. Какие значения имеют вводные слова? Сделайте вывод о роли вводных слов в данном тексте.


Познакомимся с друзьями вводных слов и вводных предложений – вставными конструкциями. Почему их выделяют в отдельную группу «слов, грамматически не связанных с предложением»? Попробуем разобраться. Обычно вставные конструкции заключают те или иные сведения, необходимость в которых замечается говорящим, когда он уже приступил к высказыванию мысли, вследствие чего начатое предложение прерывается и в него вводится необходимое сообщение. Вставные конструкции более самостоятельны и даже могут стать независимыми предложениями. Вставные конструкции помогают пониманию того предложения, в которое они включены. Таким образом, главное отличие вставных конструкций от водных слов и предложений заключается в том, что первые несут дополнительную информацию, которая дополняет, уточняет высказывание; вторые, наоборот, никакой дополнительной информации, важной для понимания всего предложения в целом, не несут.


Задание. Перепиши, расставляя знаки препинания. 1. На озере оно называлось Лариным прудом всегда плавало много ряски. (Пауст.) 2. Сначала это было в апреле он поехал к себе в свою родовую Ковринку и здесь прожил в уединении две недели. (Ч.) 3. Алексей читатель уже узнал его пристально глядел на молодую крестьянку. (П.) 4. Мать и дочь Павловские это была их фамилия всё время сидели в своём флигельке и в саду не появлялись. 5. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. Но подумал я старый смотритель может быть уже сменен вероятно Дуня уже замужем. (П.) 6. Предусмотрительный командир ещё до приезда разведки приехала она ночью выставил усиленную охрану. 7. Он меня вы знаете очень уважает. (Т.) 8. Вы вижу я охотник песни слушать. (Кр.) 9. Уже я думаю около полуночи к нам подъехали старичок и Василий догонявшие оторвавшихся ло­шадей. (Л. Т. 10. Вот у меня я думаю получше глаза. (Г.) 39

Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того ,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________ _ .

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка. )

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич , другому (или в других условиях) – Сашенька , а третьему (или в иных условиях) – Санек . И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тест по теме "Обращение"

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха.

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

Б. Князь - подлежащее.

В. Гости - обращение.

Г. Князь - обращение.

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко."

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

12 ... "щеки" (Щеки - ущелье). Через несколько суток был в Шибиши, не потеряв ни одного человека. - Ну, Бакланыч, теперь держись... - сказал Левинсон, и в зыбком его взгляде нельзя было прочесть, шутит ли он или всерьез. В тот же день он раздробил хозяйственную часть, раздав по рукам шинели, патроны, шашки, сухари, оставив сколько могут поднять заводные лошади. Вся Улахинская долина, вплоть до Уссури, была занята неприятелем. К устью Ирохедзы стягивались новые силы, японская разведка шарила по всем направлениям и не раз натыкалась на дозорных Левинсона. В конце августа японцы двинулись кверху. Шли медленно, с большими остановками, от хутора к хутору, ощупывая каждый шаг, разбрасывая по флангам частые охранения. В железном упорстве их движения, несмотря на его медлительность, чувствовалась уверенная в себе, разумная и в то же время слепая сила. Разведчики Левинсона возвращались с дикими глазами, а сведения их противоречили одно другому. - Как же так? - холодно переспрашивал Левинсон. - Вчера, говоришь, они были в Соломенной, а сегодня утром в Монакине, - что же они, назад идут?.. - Н-не знаю, - заикался разведчик. - Может, то передовые были в Соломенной... - А откуда ты знаешь, что в Монакине главные, а не передовые? - Мужики сказывали... - Дались тебе мужики!.. Как тебе было приказано? Разведчик тут же сочинял замысловатую историю, почему не удалось проникнуть вглубь. На самом деле, напуганный бабьими россказнями, он не доехал до неприятеля верст десять, просидел в кустах, раскуривая табачок и дожидаясь, когда удобнее будет вернуться. "Ты бы сам сунулся", - думал он про Левинсона, глядя на него затаенно-мигающим мужицким взглядом. - Придется тебе самому съездить, - сказал Левинсон Бакланову. - Иначе нас тут, как мух, прихлопают. Ничего не поделаешь с этим народом. Возьми кого-нибудь с собой и поезжай чуть свет. - А кого взять? - спросил Бакланов. Он старался быть серьезным и озабоченным, хотя все внутри билось в тревожной боевой радости: как и Левинсон, он считал нужным прятать истинные свои чувства. - Возьми кого хочешь... хотя бы новенького, что у Куб-рака, - Мечика, что ли? Кстати проверишь, что он за парень. А то говорят про него нехорошее, может, и зря... Разведка подвернулась Мечику как нельзя кстати. За короткое пребывание в отряде он скопил такое количество невыполненных дел, несдержанных обещаний и неосуществленных хотений, что каждое из них в отдельности, даже выполненное, потеряло бы уже всякий смысл и значение. Но вместе они давили все тяжелей, и глуше, и больнее, не давая вырваться из своего до нелепости узкого круга. Теперь ему казалось, что он сможет разорвать этот бессмысленный круг одним смелым движением. Они выехали еще до рассвета. Чуть розовели на отроге таежные маковки, в деревне под горой кричали вторые петухи. Было холодно, темно и немножко жутко. Необычность обстановки, предвкушение опасности, надежда на удачу порождали в обоих то приподнято-боевое настроение, при котором все остальное не важно. В теле - легкая зыбь крови, пружинят мускулы, а воздух кажется холодным и жгучим, даже хрустит. - Эк у тебя кобыла опаршивела, - говорит Бакланов. - Не ухаживаешь, что ли? Плохо... Это Кубрак, дурило, не показал, видно, что с ней делать? - Бакланов никогда бы не подумал, что у человека, умеющего обращаться с лошадью, хватит совести довести ее до такого состояния. - Не показал, да? - Да как сказать... - смутился Мечик. - Он вообще мало помогает. Не знаешь, к кому обратиться. Стыдясь своей лжи, он ерзал на седле и не смотрел на Бакланова. - А ты у каждого спрашивай. У нас там много понимающих. Ребята есть боевые... Вопреки мнению Чижа, которое Мечик тоже почти усвоил, Бакланов начинал ему нравиться. Он был такой плотный и круглый, сидел на седле как пришитый. Глаза у него были коричневые и сметливые, он все схватывал на лету, тут же отделяя достойное внимание от пустяков, затем следовали практические выводы. - Э-э, парень, а я все смотрю, чего у тебя седло ездит! Заднюю подпругу ты до отказа натянул, а передняя висит. Наоборот надо. Давай перетянем. Мечик не успел еще сообразить, в чем дело, а уж Бакланов, спешившись, возился у седла. - Ну-у... да у тебя и потник завернулся... Слезай, слезай - лошадь загубишь. Насквозь переседлаем. После нескольких верст Мечик окончательно уверил себя в том, что Бакланов гораздо лучше и умней его, что Бакланов, кроме того, очень смелый и сильный человек и что он, Мечик, должен всегда безропотно ему подчиняться. Бакланов же, подходивший к Мечику без всякой предвзятости, хотя и почувствовал вскоре свое превосходство, но разговаривал с ним как с равным, стараясь простым наблюдением определить действительную его цену. - В сопки тебя кто направил? - Да я, собственно, сам пошел, а путевку мне максималисты дали... Помня странное поведение Сташинского, Мечик старался как-нибудь смазать значение пославшей его организации. - Максималисты?.. Зря ты с ними путаешься - трепачи... - Да мне ведь все равно... Просто там есть несколько моих товарищей по гимназии, вот я... - Гимназию-то кончил? - перебил Бакланов. - Что? Да, кончил... - Это хорошо. Я тоже учился в ремесленном. На токаря. Не пришлось кончить. Поздно, видишь, начал, - пояснил он, точно оправдываясь. - До того я на судостроительном работал, пока братишка не подрос, а тут вот вся эта каша... Немного погодя он снова задумчиво протянул: - Да-а... Гимназия... Я тоже мальцом хотел, да уж такое дело... Видно, слова Мечика навеяли на него много ненужных воспоминаний. Мечик с неожиданной страстностью стал доказывать, что вовсе не плохо, а даже хорошо, что Бакланов не учился в гимназии. Незаметно для себя он убеждал Бакланова в том, какой тот хороший и умный, несмотря на свою необразованность. Бакланов, однако, не видел большого достоинства в своей неучености, а более сложных рассуждений Мечика не понял вовсе. Задушевного разговора не получалось. Оба прибавили рыси и долго ехали молча. Всю дорогу попадались разведчики и врали по-прежнему. Бакланов только головой крутил. На хуторе, в трех верстах от деревушки Соломенной, они оставили лошадей и пошли пешком. Солнце давно уже перевалило к западу, усталые поля пестрели бабьими платками, от жирных суслонов ложились тени, спокойно-густые и мягкие. У встречной подводы Бакланов спросил, были ли в Соломенной японцы. - С утра, говорят, человек пять приезжало, а сегодня штой-то не слыхать... Хоть бы хлеба убрать, ну их к лешему... Сердце у Мечика забилось, но страха он не чувствовал. - Значит, они и впрямь в Монакине, - сказал Бакланов. - Это разведка приезжала. Крой смело... Они вошли в село, встреченные ленивым собачьим лаем. На постоялом дворе - с пучком сена, привязанным к шесту, и подводой у ворот - напились молока "по-баклановски": из мисочки и с хлебцем. Впоследствии, с жутью вспоминая весь этот поход, Ме-чик неизменно видел перед собой Бакланова, как он вышел на улицу с расплывшимся счастливым лицом и остатками молока на верхней губе. Они не сделали и нескольких шагов, как из переулка, подобрав юбки, выбежала толстая баба и, столкнувшись с ними, остановилась в столбняке. Глаза ее полезли под платок, а ртом она хватала воздух, как пойманная рыба. И вдруг завопила самым пронзительным и тонким голосом: - А родненькие ж вы мои, а куда ж вы идетя?.. Агромяту-ущая сила гапонцив биля школы!.. Сюда идуть, а текайте ж, сюда идуть!.. Мечик не успел еще восчувствовать ее слова, как из того же переулка, маршируя в ногу, вышли четыре японских солдата с ружьями на плечах. Бакланов, вскрикнув, стремительно выхватил кольт и выстрелил - почти в упор - в двоих. Мечик видел, как сзади у них вылетели кровавые клочки и оба они рухнули на землю. Третий патрон попал в перекос, и кольт перестал действовать. Один из оставшихся японцев бросился бежать, а другой сорвал винтовку, но в то же время Мечик, повинуясь новой силе, которая управляла им больше, чем страх, выстрелил в него несколько раз подряд. Последние пули попали в японца, когда уже он лежал, корчась в пыли. - Бежим!.. - крикнул Бакланов. - К подводе!.. Через несколько минут, отвязав лошадь, бившуюся у постояла, они мчались по улице, вздымая жаркие клубы пыли. Бакланов стоял на телеге, изо всех сил хлестал концами вожжей, то и дело оглядываясь назад, - нет ли погони. Где-то в центре не менее пяти горнистов играли тревогу. - Здесь они... все-е!.. - кричал Бакланов с каким-то торжественным озлоблением. - Все-е... Главные!.. Слышишь, играют?.. Мечик ничего не слышал. Припав на дно, он чувствовал дикую радость избавления и то, как в горячей пыли корчится убитый им японец, исходя последними смертными муками. И когда он посмотрел на Бакланова, перекошенное лицо последнего показалось ему противным и страшным. Через некоторое время Бакланов уже смеялся: - Ловко получилось! Да? Они в село и мы - разом. А ты, брат, молодец! Даже не ожидал от тебя, право. Если бы не ты, он бы нас вот как изрешетил!.. Мечик, стараясь не смотреть на него, лежал, подвернув голову, весь желтый и бледный, в темных пятнах, как хлебный колос, сгнивающий на корню. Отъехав версты две и не слыша погони, Бакланов остановил лошадь возле одинокого ильмака, согнувшегося над дорогой. - Ты здесь оставайся, а я влезу на дерево, будем караулить... - Зачем?.. - сказал Мечик прерывающимся голосом. - Поедем скорей. Надо сообщить... ясно, что тут главные... - Он заставлял себя верить в то, что говорит, и не мог. Теперь ему страшно было оставаться вблизи неприятеля. - Нет, уж лучше обождем. Не затем киселя хлебали, чтоб трех этих дураков пришить. Разнюхаем точно. Через полчаса из Соломенной выехали шагом человек двадцать конных. "А что, ежели заметят? - подумал Бакланов с тайной дрожью. - Не уйти нам на подводе". Превозмогая себя, он решил ждать до последней крайности. Конница, не видная Мечику за холмом, проехала уже с полдороги, когда со своего наблюдательного пункта Бакланов заметил пехоту: она только выходила из села густыми колоннами, пыльно отсвечивая оружием... В стремительном гоне до хутора они едва не загнали лошадь, там пересели на своих и через несколько минут мчались уже по дороге в Шибиши. Предусмотрительный Левинсон еще до их приезда (приехали они ночью) выставил усиленное охранение - спешенный взвод Кубрака. Треть взвода осталась с лошадьми, а остальные дежурили возле села, за валом старой монгольской крепостцы. Мечик, передав кобылу Бакланову, остался со взводом. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. Туман стлался от реки, было холодно. Пика ворочался и стонал во сне, под ногами часовых загадочно шуршали травы. Мечик лежал на спине, глазами нащупывая звезды; они едва проступали из черной пустоты, которая чудилась там, за туманной завесой; и эту же пустоту, еще мрачней и глуше, потому что без звезд, Мечик ощущал в себе. Он подумал, что такую же пустоту должен все время ощущать Фролов, и ему стало жутко от внезапной мысли, что судьба этого человека может быть похожа на его. Он старался отогнать от себя эту страшную мысль, но образ Фролова не шел из головы. Он видел его лежащим на койке, с безжизненно опущенными руками и высохшим лицом, и клены тихо шумели над ним. "Да ведь он умер!.." - с ужасом подумал Мечик. Но Фролов пошевелил пальцем и, повернувшись к нему, сказал с костлявой улыбкой: "Ребята... шкодят..." Вдруг он задергался на постели, из него полетели какие-то клочки, и Мечик увидел, что это совсем не Фролов, а японец. "Это ужасно..." - снова подумал он, вздрагивая всем телом, но Варя склонилась над ним и сказала: "А ты не