Правление александра 3 контрреформы кратко. Контрреформы Александра III

После убийства царяАлександра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

  1. Закон о земских начальниках
  2. Судебные преобразования
  3. Реформа образования
  4. Цензурные реформы
  5. Аграрный вопрос
  6. Рабочее законодательство
  7. Итоги контрреформ

Статья кратко излагает политику реформ Александра III, являвшихся по сути контрреформами, направленными на уничтожение преобразований, осуществленных Александром II. Такая политика в значительной степени была вызвана активизацией различных революционных общественно-политических движений и убийством Александра II.

Первые шаги Александра III на пути контрреформ
Большая часть министров была настроена на продолжение преобразований, начатых Александром II. Главным их противником выступал Победоносцев, сумевший убедить нового императора, что реформы его отца принесли России только зло; необходимо медленное, но верное движение в сторону искоренения последствий нововведений. Император послушался советов Победоносцева. Результатом стал царский манифест, опубликованный в конце апреля 1881 г. Из него становилось ясно, что Россия пойдет по пути контрреформ. Министры - сторонники реформ подали в отставку.
С сентября 1881 г. в любое время могло быть объявлено о введении чрезвычайных мер с предоставлением местным властям особых полномочий, что фактически означало возможность объявления военного положения на любой территории Российской империи.

Закон о земских начальниках
Закон о земских начальниках (12 июля 1889 г.) упразднял основные положения Судебного устава 1864 г. Во всех уездах Российской империи вводилась новая должность земских начальников, соединяющих в своих руках административную и судебную власть и подчиняющихся только губернатору и председателю уездного собрания дворянства. Назначались они непосредственно министром внутренних дел. Земские начальники должны были назначаться из дворян, для которых к тому же существовал ценз (высшее образование, длительное проживание на территории земельных владений). По сути, земские начальники осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами, следили за сбором податей, применяли телесные наказания. По задумке автора проекта, графа Толстого, должна была создаться идиллическая патриархальная система с начальником - покровителем своих крестьян. Даже сторонники такого мнения утверждали, что успех реформы целиком будет зависеть от личных качеств земских начальников, от их действительной заботы о нуждах подвластного крестьянского населения. На практике получилось все иначе. Фактически реформа означала возвращение подчинения крестьян помещикам.

Земская и городская контрреформы (1890-1892)
Земская реформа была направлена на встраивание земств в централизованную систему государственной власти. Она должна была провести резкую черту между сословиями и увеличить влияние дворян в земствах. По ней число гласных из помещиков увеличивалось вдвое благодаря снижению имущественного ценза. Для жителей городов возрастал имущественный ценз. Крестьяне не могли непосредственно выбирать гласных, а должны были сперва предоставить список кандидатов в гласные для рассмотрения губернатора. При этом крестьяне могли предлагать кандидатов только из своего сословия.
Согласно Городовому положению устанавливался новый порядок выборов в городские Думы. Владельцы крупной недвижимости получали значительное преимущество. Все решения Думы должны были утверждаться губернатором. Соответственно городское управление также вновь попадало под полный контроль правительства.

Судебные преобразования
Главной реформой в судопроизводстве являлась уже упомянутое объединение административной и судебной власти в лице земских начальников. Увеличивался имущественный и образовательный ценз для присяжный заседателей. Из их ведения изымались дела о "сопротивлении властям". В целом суды подпадали под государственный и дворянский контроль.

Реформа образования
Одной из мер по реформирования образования стало открытие церковно-приходских школ, что должно было усилить нравственное состояние общества. Самая низшая ступень образования - т. н. школы грамоты, от учителей в которых даже не требовалось специального образования, передавались в ведение Священного Синода.
Реформа высшего образования выразилась в Университетском уставе 1884 г., который фактически упразднял существующие свободы и привилегии университетов. Программы университетов, главным образом, для юридического и филологического факультетов, составлялись реакционным министерством просвещения. Правительство само назначало ректоров и профессоров, повышалась плата за обучение, студенты находились под особым наблюдением.
Были приняты меры по ограничению получения образования выходцам из недворянских сословий. Правительство Александра III полагало, что чем темнее и невежественнее будет народ, тем легче будет им управлять.

Цензурные реформы
В 1882 г. были введены новые правила для печати, по которым усиливалась цензура, а ряд изданий был закрыт. Периодические издания, которым было вынесено три предостережения, могли быть выпущены только в том случае, если предоставляли материалы для выпуска на рассмотрение цензуры не позднее 11 часов вечера перед днем выхода в свет. Естественно, что для ежедневных газет это было практически невыполнимое условие. Совет из четыре министров обладал правом на полное лишение прав на издательскую деятельность.



Аграрный вопрос
К чести Александра III следует сказать, что им принимались некоторые меры для попытки улучшения крестьянского положения. При передаче казенных земель в аренду преимущество отдавалось безземельным крестьянам (до этого большая часть этих земель отдавалась в аренду предпринимателям и зажиточным крестьянам, не использовавшим земли напрямую, а лишь получающим с них доход). Срок аренды составлял 12 лет. Были снижены выкупные платежи, а сам выкуп стал обязательным. Отменялось крестьянское временнообязанное положение, которое держало их по-прежнему в зависимости. Был учрежден Крестьянский банк, призванный помочь малоимущим крестьянам в покупке земли. Однако, деятельность банка не принесла значительных результатов. За 10 лет существования банка крестьянское землевладение увеличилось при его содействии на 1%. Подушная подать с крестьян была сначала снижена, а потом и совсем отменена.

Безземельные крестьяне на всем протяжении XIX в. совершали самовольные переселения за Урал. Правительство не могло с этим бороться и только предпринимало слабые попытки узаконить данный процесс. Однако связанная с этим юридическая волокита отталкивала крестьянство и процесс самовольного переселения продолжался, составляя к концу века около 40 тыс. чел. в год. Наконец в июле 1889 г. был опубликован закон о переселениях. По нему для переселения было необходимо разрешение министра внутренних дел (до этого еще и министра государственных имуществ). Для облегчения обустройства на новом месте переселенцы первые три года полностью освобождались от податей, еще три года могли платить их на 50%. В незначительной степени выдавалась денежная и натуральная помощь.

Рабочее законодательство
В правление Александра III делаются первые попытки по улучшению положения рабочих, снижения чрезмерной эксплуатации труда. Был запрещен труд детей до 12 лет. Максимальная длительность рабочего для была ограничена 11 с половиной часами. Были определены положения заключения и расторжения трудовых договоров рабочих с предпринимателями. Наконец, запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних.

Итоги контрреформ
Убийство отца сильно повлияло на Александра III. Он был против проводимых реформ, считая их неприемлемыми для российского самодержавия. Трагедия только укрепила его в своих мыслях. Начавшаяся в годы его правления реакция была направлена на возвращение могущества центральной власти с опорой на дворянство. Посеянные Александром II ростки свободы затаптывались, принимались меры к консервации существующего строя. Это, конечно, значительно тормозило развитие Российской империи. Наиболее реакционными были меры в отношении судопроизводства, образования и усиления цензуры.

Положительными можно признать только меры, направленные на улучшение положения рабочих и крестьян. Эти меры не принесли значительных результатов, но сам факт признания их необходимости позволяет с большей симпатией относиться к реакционному правительству Александра III.

Федеральное агентство по образованию

Читинский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ВАРИАНТ №4

Выполнила: студентка ОЗО

ПЛАН

  1. Контрреформы Александра III.

1. Личность Александра III……………………………………………..3

2. Контрреформы Александра III……………………………………...5

2.1. Земство……………………………………………………………….5

2.2. Городское самоуправление…………………………………….....6

2.3. Суд……………………………………………………………………..7

2.4. Образование………………………………………………………….8

2.5. Печать………………………………………………………………….9

2.6. Контрреформы в социально-экономической сфере……………10

3. Итоги контрреформ……………………………………………………11

II. Казусы

  1. Решение казуса по тексту Грамоты на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства…………..12

  2. Решение казуса по тексту Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик……………………………………12

Использованная литература

I. Контрреформы Александра III.

1. Личность Александра III.

Александр III родился в 1845 г. Он был вторым сыном Александра II, и его не готовили на престол. 1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра II, на престол вступил Александр III. Александр получил обычное для великих князей военное образование. Особыми успехами в учебе не отличался. Педагоги считали его старательным тугодумом. Старший брат Александра III – Николай, умер от туберкулёза в 1865 году и после его смерти наследником престола стал Александр Александрович. К этому времени Александр Александрович был уже сложившимся человеком, с определенными взглядами, склонностями, кругозором. Вскоре он женился на датской принцессе, невесте своего покойного брата по его предсмертной просьбе.

Взойдя на престол, он поставил своей задачей закончить реформы Александра II.

Однако в первой половине 1880-х годов под влиянием экономического развития и сложившейся политической обстановки правительство Александра III было вынуждено провести ряд реформ. В 1882 году был учрежден крестьянский банк, с помощью которого крестьяне могли бы приобретать земельную собственность. Это решение было принято ещё Сперанским, но не получило поддержки Александра I. Решение это было закономерным шагом перед отменой подати и разрешением выкупа земли. В 1890 году введена новая должность - земский начальник, который в своих руках сосредоточил административную и судебную власть. Это был шаг назад к самодержавию, но он был необходим, так как нынешняя Россия не была готова к демократии. 1884 год был ознаменован введением нового университетского устава – военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой министра внутренних дел графа Н.И.Игнатьева и назначением на этот пост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции. В годы царствования Александра III значительно усилился административный произвол. Административный произвол был усилен рядом указов в 1890 году.

В целях освоения новых земель при Александре III быстрыми темпами шло переселение крестьянских семейств в Сибирь. Правительство в некоторой степени заботилось об улучшении быта рабочих - были введены правила о найме на сельские и фабричные работы, надзор за которыми был вверен фабричным инспекторам, была ограничена работа малолетних и женщин.

Во внешней политике в эти годы наблюдалось ухудшение российско-германских отношений и происходило постепенное сближение России и Франции, закончившееся заключением франко-русского союза (1891-1893 гг.).

2. Контрреформы Александра III.

Правление императора Александра III (1881-1894 гг.) стало своего рода исторической паузой - временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего 20-летия. В исторической науке это время получило название эпохи контрреформ.

Мероприятия правительства Александра III, получившие название контрреформ, заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

2.1 Земство

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных. Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков - лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать и выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жесткий контроль государства. Фактически это перечеркивало главную идею земства - независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян - опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду») - противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.

2.2) Городское самоуправление

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами городского самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову - председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

2.3). Суд

Судебная система России - наиболее удачное детище отстранённых от власти реформаторов - не претерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые суды, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах - Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

2.4).Образование

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник - попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподаванием. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И. Д. Делянову, министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался прием лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников.

2.5). Печать

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакции обязывались раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М. Е. Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета М. Н. Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг. приходится заключительный период деятельности этого известного русского публициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего для расширения круга дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины 60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса при Александре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа и нетерпимости в стране власть имущих. Обладая большим публицистическим талантом и репутацией либерала, он сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев, быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29 апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно».

2.6.Контрреформы в социально-экономической сфере

Реакционность правительства Александра III проявилась и в социально-экономической сфере. Попытка защитить интересы разоряющихся помещиков привела к ужесточению политики по отношению к крестьянству, в результате которой, с целью недопущения возникновения сельской буржуазии, ограничивались семейные разделы крестьян и ставились препоны отчуждению крестьянских наделов. Однако правительство в условиях осложняющейся международной обстановки не могло не поощрять развитие капиталистических отношений, и в первую очередь в области промышленного производства, хотя делало это не очень последовательно. Приоритет отдавался предприятиям и отраслям стратегически важного значения. Проводилась политика их поощрения и государственной защиты, что фактически превращало их в монополистов. В результате этих действий нарастали угрожающие диспропорции, которые могли привести к экономическим и общественным потрясениям.

ИТОГИ

Реакционные преобразования 1880-1890-х годов получили название контрреформ. Их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, которые были бы способны создать действующую оппозицию политике правительства. Своих целей контрреформы не достигли: общество было уже невозможно остановить в его развитии. В довершение ко всему они крайне обострили отношения между властью и обществом.

В целом эпоха контрреформ не привела к принципиальным политическим и социальным изменениям. Меры, направленные на слом установившейся после реформ Александра II общественной структуры, не отличались последовательностью, их продворянскиq характер противоречил ходу экономического развития. В конечном счете, они создавали обманчивое впечатление незыблемости самодержавного строя.

II . Казусы.

Казус №1. Решение.

Согласно ст. 15 Грамоты на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства «Телесное наказание да не коснется благородного».

Следовательно, губернатор был не прав, он не должен был отдавать приказ выпороть Тимашевского.

Казус №2. Решение.

Согласно ст. 10 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25.12.1958 г. «Лица, совершившие преступление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений…». Меры же воспитательного характера могут быть применены к лицам, не достигшим восемнадцати лет, если совершенное ими преступление не представляет большой общественной опасности.

А так как несовершеннолетние Глызин и Адов совершили убийство - преступление, представляющее большую общественную опасность, то

применение воспитательных мер наказания к ним не возможно.

Использованная литература:

Нормативные акты:

  1. Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства от 21.04. 1785 года. Российское законодательство X-XX вв. в 9 т. Т 5 Законодательство периода рассвета абсолютизма. Юридическая литература, 1987год.

  2. Основы уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик от 25.12.1958 года.

Учебная литература:

  1. Зырянов П.Н. История России XIX век. – М.: Просвещение, 1994

  2. Киняпина Д.С. Внешняя политика России второй половины XIX века. – М.: Дрофа, 2005

  3. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997

    Александра III 2.Предпосылки контрреформ 80-90-х годов XIX века 3. ... внутренняя политика самодержавия при Александре III не сводилась к проведению контрреформ . Одновременно принимался и ряд...

После убийства Александра II на престол взошел его сын Александр III (1881-1894). Его правление называют «контрреформами», поскольку многие преобразования 1860-1870-х гг. были пересмотрены. Это было ответом на антиправительственную деятельность разночинной интеллигенции. Ближайшее окружение правителя составили реакционеры: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой и публицист М.К. Катков. В то же время Александр III вел осторожную внешнюю политику, при нем Россия ни с кем не воевала, за что император получил прозвище «Миротворец». Основные мероприятия реакционного курса:

1)Земская контрреформа. В 1889 г. были введены земские начальники. Они назначались министром внутренних дел только из местных дворян и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Они следили за порядком, сбором податей и в случае провинностей могли сажать крестьян под арест, подвергать телесным наказаниям. Власть земских начальников практически восстановила права помещиков над крестьянами, утраченную ими в ходе реформы 1861 г.

В 1890 г. был значительно увеличен имущественный ценз при выборах в земства, что значительно увеличило в них число помещиков. Список гласных от крестьян теперь утверждался губернатором.

2)Городская контрреформа. В 1892 г. за счет увеличения имущественного ценза число избирателей сократилось. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление было практически под контролем правительства.

3)Судебная контрреформа. В 1887 г. повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство в суде. Ограничивалась публичность и гласность. Из ведения суда присяжных изымались политические дела.

4)Контрреформы в образовании и печати. Ужесточался контроль над вузами. Университетский устав 1884 г. фактически упразднял автономию университетов. Ректор и профессора назначались правительством. Плата за обучение была увеличена в 2 раза. Была создана особая инспекция, осуществлявшая надзор за студентами.

В 1887 г. был принят так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», который не рекомендовал принимать в гимназию детей из недворянских семей, открытым текстом говорилось о запрете принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Была ужесточена цензура. Все радикальные и ряд либеральных изданий были закрыты.

С 1881 г. в любой части империи позволялось вводить чрезвычайное положение. Местные власти получили право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

Тем не менее, правление Александра III не ограничивалось лишь проведением контрреформ. Были сделаны послабления крестьянству и рабочим. Все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, в 1881 г. отменялось их временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи. В 1882 г. был создан Крестьянский банк. В 1883-1885 гг. была отменена подушная подать с крестьян.

В 1882 г. был принят закон, запрещавший труд малолетних рабочих (до 12 лет). Запрещалась ночная работа женщин и несовершеннолетних. Ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня – 11,5 ч. Под влиянием Морозовской стачки (1885) был издан закон о введении фабрично-заводской инспекции и ограничен произвол фабрикантов при взыскании штрафов. Тем не менее, социальная напряженность не была снята.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдался отход от главных целей и принципов реформ 60-70-х гг. Проведенные контрреформы на время стабилизировали социально-политическую обстановку в стране. Однако в обществе все больше нарастало недовольство проводившимся курсом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Отечественная история

Федеральное государственное бюджетное образовательное.. учреждение высшего профессионального образования.. ижевская государственная сельскохозяйственная академия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И политологии фгбоу впо ижевская гсха
О-82 Отечественная история: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Козловский [ и др.]; под общей редакцией С.Н. Уварова

Понятие и предмет истории
В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует множество определений понятия «история». Самыми распространенными являются следующие: 1) история


Познание прошлого возможно лишь на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследовател

Методы и принципы исторического исследования
Обобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки.Методология – это учение о способах исследования исторических факто

Функции истории
Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции. Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать

Подходы к изучению истории
В исторической науке существует несколько подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. В настоящее время принято выделять следующие подходы к изучению истории: Ист

Отечественной историографии
2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в. 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв.

Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в
До появления письменности у восточных славян сведения о прошлом передавались устно, как правило, в форме былин – устных эпических сказаний. Былины являются первым источником о прош

Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв
История как наука зародилась в России в начале XVIII в., что связано с деятельностью Петра I. К концу правления Петра I в Санкт-Петербурге была организована Академия наук, в рамках которой с 1725 г

Особенности историографии советского периода
После Октябрьской революции 1917 г. в исторической науке нашей страны утверждается господство марксистского направления (формационного подхода).Многообразие в подходах к историческ

Современная отечественная историография
После распада СССР в 1991 г. диктат партии был снят, произошел отказ от марксистского направления как основного подхода к изучению истории. Историки получили свободу творчества. На этом фоне с одно

Место и роль России в истории человечества
Все страны и народы мира являются неповторимыми, уникальными. Особенности каждой цивилизации позволили внести свой вклад в развитие человечества. Финикийцы дали письменность, китайцы изобрели порох

Особенности российской истории и менталитета
Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории ста

Восточные славяне в древности
Расселение. Вопрос об этногенезе (т.е. происхождении и развитии) восточных славян является дискуссионным, так как под своим именем «славяне» появляются в источниках лишь в VI в. н.

Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
Образование государства у восточных славян явилось результатом их длительного развития. Процесс создания государства был ускорен сильной внешней опасностью, исходившей от северных и восточных сосед

Основные категории населения Киевской Руси
Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси состав­ляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государс

Принятие христианства
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г.

Период раздробленности (xii-xv вв.)
5.1 Начало раздробленности. 5.2 Причины раздробленности. 5.3 Основные тенденции развития древнерусских княжеств в XII – первой трети XIII вв. 5.4 Монголо-

Начало раздробленности
Образовавшаяся к концу Х в. Киевская Русь была обширным, но нестабильным государством. Незадолго до своей смерти Ярослав Мудрый разделил земли между тремя своими старшими сыновьями (Изяслав, Святос

Причины раздробленности
Раздробленность Руси была вызвана следующими причинами: 1) Экономический рост отдельных городов и княжеств. В рамках единого государства сложились самостоятельные хозяйственные районы, выр

Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
Ослабление Руси в период раздробленности обернулось для нее завоеванием со стороны монголов. Традиционно в историографии завоевателей принято называть монголо-татарами, хотя современные татары к ни

Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
После завоевания монголами русских земель почти на 240 лет (до 1480 г.) установилось монголо-татар­ское иго – политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды. Политич

Московская русь (xvi-xvii вв.)
6.1 Причины возвышения Москвы. 6.2 Объединение русских земель вокруг Москвы. 6.3 Органы власти и управления в Московском государстве. 6.4 Основные категории населения Мос

Причины возвышения Москвы
Москва была основана в 1147 г. и долгое время входила в состав других княжеств. Зимой 1237-1238 гг. Москва, как и многие другие русские города, была разорена монголо-татарами. В 1276 г. Москва стал

Объединение русских земель вокруг Москвы
Объединение русских земель вокруг Москвы происходило в несколько этапов. На каждом этапе происходило расширение территории Московского княжества, но были и качественные отличия: 1) 1276-13

Органы власти и управления в Московском государстве
Главой государства являлся Великий князь Московский (с 1547 г. – царь). В его компетенцию входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должнос

Основные категории населения Московского государства
Социальный строй в Московском государстве можно охарактеризовать как военно-служилый. Его особенностью было то, что все категории населения, даже привилегированные, были обязаны служить в пользу го

Правление Ивана IV Грозного
Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на престол в 3-х летнем возрасте после смерти своего отца Василия III. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, но и она умерла, предположит

Смутное время
Смутное время (Смута) (1598-1613) – это период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса в России. Смутой стал междинастический период: в 1598 г. умирае

Россия в XVII в. после Смуты
Новые явления в экономике. Восстановительный процесс после Смуты занял примерно три десятилетия. Генеральной линий русской истории явилось дальнейшее укрепление крепостнических пор

Российская империя в XVIII в
7.1 Реформы Петра I. 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в. 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 7.4 Правление Павла I.

Реформы Петра I (1682-1725)
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. к власти пришел его старший сын, болезненный 14-летний Федор (1676-1682). Фактически правили государством его родственники Милославские и сестра Софья. По

Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в
Период 1725-1762 гг., т.е. со смерти Петра I и до воцарения Екатерины II, получил название «дворцовые перевороты».За 37 лет на троне побывало шесть правителей, и четверо из них при

Просвещенный абсолютизм Екатерины II
Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставл

Правление Павла I
Павел I (1796-1801) вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже сложившимся человеком. При жизни Екатерины II он жил фактически под домашним арестом в Гатчине. Став императором, Па

Российская империя в первой половине xix в
8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. при Александре I. 8.2 Движение декабристов. 8.3 Консервативная модернизация при Николае I. 8.

Движение декабристов
Декабристы – участники тайных обществ, организовавших 14 декабря 1825 г. (отсюда – декабристы) вооруженное выступление против самодержавия. По составу движение декабристов было дворянским, причем с

Консервативная модернизация при Николае I
Правление Николая I (1825-1855) называют «апогеем самодержавия», поскольку стало периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Еще его называют «консервативной

Русская культура в первой половине XIX в
XIX в. – время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Н

Российская империя во второй половине xix в
9.1 Отмена крепостного права и ее последствия. 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. 9.3 Движение народников. 9.4 Контрреформы Александра III.

Отмена крепостного права и ее последствия
Причины отмены крепостного права: 1) недовольство крепостных крестьян своим положением. Участившиеся крестьянские восстания грозили перерасти в революцию. Вступивший на престол после Никол

Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в
Отмена крепостного права потребовала приведения общественного устройства в соответствие с новыми реалиями. В 1864 г. была проведена земская реформа. Создавались земства – вс

Движение народников
Буржуазные реформы предоставили обществу определенную свободу и вызвали небывалый подъем общественной активности. Реформы породили новую социальную группу – разночинцев (выходцы из

Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX в. Реформы С.Ю. Витте
Отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капитализма в промышленности России, поскольку появилась свободная рабочая сила. Капитализм – общественно-экономический ст

Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX в
Отмена крепостного права стимулировала развитие капитализма и в сельском хозяйстве, но в отличие от промышленности, капиталистический уклад в деревне не стал господствующим. Помещичьи хозя

Внешняя политика России во второй половине XIX в
Главной задачей внешней политики второй половины XIX века являлась отмена ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 г. и, прежде всего, получение права на воссоздание Черноморс

Русская культура во второй половине XIX в
Во второй половине XIX в. продолжился «золотой век» русской культуры. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Произвели открытия П.Н. Яблочков (дуговая лампа), А.Н. Лодыгин (лампа нак

Россия в начале хх в
10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг. 10.2 Столыпинская аграрная реформа. 10.3 Политические партии начала XX в. 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: дея

Первая российская революция 1905-1907 гг
Революция – глубокий качественный переворот во всех сферах общественной жизни. Первая российская революция длилась с 9 января 1905 г. по 3 июня 1907 г. Ее причинамистали:

Столыпинская аграрная реформа
Аграрная реформа началась в 1906 г. по инициативе П.А. Столыпина, председателя Совета министров. Главная цель реформы заключалась в разрушении общины и превращении крестьян в собственников земли. П

Политические партии России начала XX в
Политическая партия – группа единомышленников, стремящаяся реализовать свои взгляды путем завоевания власти. Первые партии в России стали возникать на рубеже XIX-ХX вв. (эсеры, социал-демократы), н

Россия в годы Первой мировой войны
Причинами войны стали противоречия между ведущими европейскими странами, которые боролись за передел мира. Участники. В войне участвовали два блока:

Февральская революция 1917 г
Причины: 1) Системный социально-экономический кризис. Война до предела ухудшила состояние экономики России. В армию было мобилизовано более 25% взрослого мужского населения страны,

Россия от Февраля к Октябрю
Двоевластие. После победы Февральской революции, с начала марта и до начала июля 1917 г., в стране действовало двоевластие, т.е. одновременно существовали два центра власти: Времен

Октябрьская революция 1917 г
Причинами революции стали: 1) общенациональный системный кризис; 2) неспособность Временного правительства его решить; 3) действия большевиков по захвату власти в стране. В сентябре 1917 г

Формирование и сущность советского строя
11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.). 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма». 11.3 Новая эконо

Новая экономическая политика (НЭП)
К началу 1921 г. Красная Армия установила полный контроль над значительной частью территории бывшей Российской империи, за исключением Финляндии, Польши, Прибалтики, Бессарабии. Но внутреннее полож

Образование СССР
Нерешенный национальный вопрос был одной из причин падения монархии в России. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство также не стало решать национальные проблемы в стране. Более

Индустриализация и коллективизация
Индустриализация. В 1925-1926 гг. в основном завершилось восстановление народного хозяйства. Тем не менее, СССР оставался отсталой в технико-экономическом отношении аграрно-индустр

Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина
Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. и установление единоличной власти Сталина. Большевистская партия была централизованной организацией, но и в ней существовали различные мнения от

Культурные преобразования в 1920-1930-е гг
Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сд

Внешняя политика в 1920-1930-е гг
Окончание гражданской войны и иностранной интервенции зафиксировали новое состояние международных отношений. Важным фактором стало существование советского государства как принципиально новой, соци

СССР накануне Великой Отечественной войны
В предвоенные годы сталинское руководство предпринимало максимум усилий, чтобы подготовить страну к предстоящей войне. Во внешней политике СССР стремился как можно сильнее

Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. с нападения войск Германии и ее союзников (Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия и др.) на СССР и длилась до 9 мая 1945 г. Ее продолжительность со

Советский тыл в годы войны
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Выдвинутый лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал основополагающим. Советские г

Народная борьба на оккупированной территории
С первых дней войны на территории, занятой врагом, началось сопротивление оккупантам. Оно было вызвано глубоким патриотизмом и чувством национального самосознания. Массовые репрессии и уничтожение

Внешняя политика СССР в 1941-1945 гг
С первых месяцев Великой Отечественной войны начала активно складываться антигитлеровская коалиция во главе с СССР, Великобританией и США. Во время войны общая опасность объединила различные общест

Итоги войны
Главным итогом Великой Отечественной войны была ликвидация смертельной опасности, угрозы порабощения и геноцида русского и других народов СССР. Главной причиной победы ста

Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.)
Начало «холодной войны».Окончание Второй мировой войны зафиксировало новую геополитическую реальность. На мировой арене возникли две сверхдержавы – США и СССР. США смогли усилиться

Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
Изменения в высшем руководстве страны. После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) наступил короткий период «коллективного руководства». Председателем Совета Министров СССР стал Г.

Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя

Перестройка 1985-1991 гг
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-летний М.С. Горбачев. Избрание относительно молодого, энергичного лидера отражало стремление общества и политической эли­ты к давно назревшим

Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг
Становление государственности.Первоначальное становление новой российской государственности происходило в рамках СССР. Весной 1990 г. сроком на 5 лет избирается Съезд народных депу

Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг
«Шоковая терапия». В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась страна:

Внешняя политика России в 1990-е гг
После распада СССР Россия стала правопреемницей СССР, за ней было закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. К началу 1992 г. Россия была признана со стороны 131 государства ми

Внутриполитическое развитие России в 2000-е гг
26 марта 2000 г. Президентом РФ был избран В.В. Путин. В 2004 г. он был переизбран на второй срок. Председателем Правительства РФ стал М.М. Касьянов (2000-2004). В мае 2000 г. В.В. Путин н

Социально-экономическое развитие России в 2000-е гг
Благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре и действиям правительства темпы экономического развития России в 2000-е гг. составили в среднем 7%. Это позволило выплатить значительную долю государств

Внешняя политика России в 2000-е гг
Внешняя политика РФ в 2000-е гг. определялась необходимостью сдерживания натиска на экономические и политические интересы страны в условиях нехватки ресурсов, морального и фактического старения вое

События
Призвание Рюрика в Новгород Объединение Новгорода и Киева под властью Олега 882-912 Княжение