Постовые собеседники.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Православная Церковь 17 сентября празднует память величайшего ветхозаветного пророка - Боговидца Моисея, жившего за 1500 лет до Рождества Христова. Святой пророк был и первым Боговдохновенным писателем. Он является автором первых пяти книг Священного Писания. Вспомним о жизни святого пророка, а также выясним, почему важны для нас эти книги.

«Взятый из воды»

Имя Моисей означает «взятый из воды». Его дала египетская принцесса, нашедшая будущего пророка на берегу реки. Книга Исход рассказывает об этом следующее. У Амрама и Иохаведы из колена Левия родился очень красивый ребенок. Мать, желая спасти его от смерти, угрожавшей ему ввиду приказания фараона убивать всех еврейских младенцев мужского пола, положила его в корзинке, смазанной смолой, в камыши на берегу Нила. Там и нашла его пришедшая купаться египетская принцесса. Будучи бездетной, она усыновила его. Моисей как сын принцессы получил при дворе фараона блестящее по тому времени образование. Это было время расцвета египетской культуры.

Однажды Моисей, защищая еврея, нечаянно убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с еврейскими рабами. После этого случая он был вынужден бежать из Египта. Поселившись на Синайском полуострове, он прожил там сорок лет, пася стада у священника Иефора, на дочери которого женился. Однажды у горы Хорив (Синай) из Неопалимой Купины пастух Моисей получил призыв Бога к освобождению своего народа. Сначала он не поверил случившемуся и грядущей своей высокой миссии, но Господь превратил посох, бывший в руках Моисея, в змея, а затем змея снова обратил в посох. Моисей положил руку к себе за пазуху, и рука побелела от проказы. По новому повелению он снова положил и вынул ее, и рука оказалась здорова.

Повинуясь Богу, Моисей вместе со своим братом Аароном отправился к фараону с просьбой освободить еврейский народ. Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь, нашествию жаб, саранчи, мору скота, людским болезням, граду и огню, смерти первенцев в семьях египетских. После всех этих бедствий евреи вышли из Египта, перейдя через Красное море, которое силой Божией разошлось в стороны. А гнавшееся за евреями египетское войско было потоплено в море. На берегу Моисей и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…». Эта торжественная песнь израильтян Господу лежит в основе ирмоса первой из девяти песней канонов, ежедневно воспеваемых Церковью на богослужении.

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Так сыны Израиля стали настоящим народом - евреями. Здесь же, на горе, он получил указания о постройке Скинии откровения (палатка, служившая в качестве переносного храма) и законам богослужения. С пророком Моисеем, по выражению Библии, говорил Господь лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх. 33, 11). По причине такой близости к Богу его лицо постоянно сияло, но Моисей по скромности закрывал свое лицо покрывалом.

Святой пророк руководил еврейским народом все сорок лет странствования по пустыне Синайского полуострова. В течение этого времени Бог питал евреев манной - белой крупой, которую они собирали каждое утро прямо с земли. Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященника, а другие члены из колена Левия - в священники и «левиты» (диаконы). С этого времени у евреев стали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни оставался верным служителем Господа Бога. По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Святой пророк умер в возрасте 120 лет на одной из гор на восточном берегу Иордана.

После Моисея духовно обновленным еврейским народом руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, кто усомнился в Боге. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Книга Бытия

Первые пять книг Библии пророк Моисей записал во время сорокалетнего странствования по Синайской пустыне. Каждая книга Моисеева получила название по своему содержанию: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Совокупность этих книг стали называть Пятикнижием.

Книга Бытия написана после того, как предания о начале человеческой истории стали забываться, чтобы сохранить в чистоте первоначальные предсказания о Божественном Избавителе рода человеческого, Мессии. Книга называется ее начальным словом «Берешит», что значит «вначале». Греческое же название этой книги - «Бытие» - указывает на ее содержание: повествование о происхождении мира, первых людей и первых человеческих обществ патриархального времени. Автор показывает, что Бог есть первопричина всего сущего, а человек не просто животное, он носит в себе дыхание Божие - бессмертную душу.

Все повествования этой книги, заключающиеся в 50 главах, можно разделить на три части. Первая повествует о происхождении мира и грехопадении человека (1–3 гл.). Вторая излагает первобытную историю человечества до и после Всемирного потопа, а также жизнь Ноя
(4–11 гл.). В третьей содержится история патриархальных времен, жизнь Авраама и его ближайших потомков, до Иосифа включительно (12–50 гл.).

Книга Исход

Вторая книга Моисея в Священном Писании называется начальными словами «Елле-Шемот» - «сии суть имена», т. е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое же название этой книги - «Исход», т. к. она повествует, главным образом, о последующем исходе израильтян из Египта при пророке Моисее.

Книга имеет две части – историческую и законодательную. В исторической части описывается страдание народа Божия в египетском рабстве (гл.1). Затем рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призванного Господом для спасения еврейского народа (гл. 2-4). Далее повествуется о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства (гл. 5-11), об исходе евреев из Египта и об их странствии по пустыне до Синайской горы (12-18).

В законодательной части дается общая установка Синайского законодательства (гл. 19), а также свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в союз с Богом (гл. 20-25). Далее идет свод церковно-богослужебных законов – об устройстве Скинии и священства (гл. 25-31).

Несмотря на прошедшие с тех пор тысячелетия, религиозные и нравственные законы книги Исход и по сей день не утратили своей силы. Напротив, Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди учил нас понимать их глубже и полнее. Обрядовые же и гражданские законы книги Исход и других книг Моисея в новозаветное время потеряли свое обязательное значение и отменены апостолами на соборе в Иерусалиме. Как объясняет апостол Павел в Послании к Евреям, ветхозаветные жертвы были прообразом искупительной жертвы на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа.

Книги Левит и Числа

Третья книга Моисеева озаглавлена в ветхозаветные времена начальным словом «Ваийкра», что значит «и воззвал», т. е. и воззвал Бог Моисея из скинии к принятию левитских законов. Греческое же название этой книги - «Книга Левит», т. к. она содержит свод законов о служении потомков Левия (одного из сыновей Иакова) в ветхозаветном храме.

В книге Левит изложен чин ветхозаветного богослужения,
состоявший из различных жертвоприношений, описывается учреждение самого священнического чина через посвящение Аарона и его сыновей, даны законы и правила служения в храме.

Четвертая книга Моисеева в ветхозаветные времена была озаглавлена начальным словом - «Вай-едаввер» - «и сказал», т. е. сказал Господь Моисею об исчислении народа израильского. Греки назвали эту книгу словом «Числа», т. к. она начинается исчислением еврейского народа.

Второзаконие

Пятая книга Моисеева («Елле-гаддебарим» - «сии суть слова») в греческой Библии называется «Второзаконием», т. к. вкратце повторяет свод ветхозаветных законов. Кроме того, эта книга дополняет новыми подробностями события, о которых рассказывалось в предыдущих книгах.

Поскольку к концу жизни пророка Моисея почти никого не оставалось в живых из людей, которые слышали закон Божий на Синае, и в Землю обетованную должно было вступить уже новое поколение, родившееся в пустыне, то Моисей, заботясь о сохранении истинного богопочитания в израильском народе, перед своей смертью решил собрать закон Божий в отдельной книге.

Основной, центральной идеей как пяти книг пророка Моисея, так и всех библейских писаний, вне которой было бы немыслимо единство и красота Библии, является учение о Мессии, Иисусе Христе, Сыне Божием. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Чаша премудрости в ваших руках. Эта чаша двойная - Ветхий и Новый Завет. Пейте их, потому что в обоих вы пьете Христа. Пейте Христа, потому что Он - источник жизни».

Память о великом пророке

На западе Иордани к Востоку от северной конечности Мертвого моря находится гора Нево. Высота ее 817 м над уровнем моря. На вершине горы расположен так называемый «Мемориал Моисея». Комплекс включает в себя церковь IV века, возведенную в память о месте, с которого пророк Моисей обозревал Землю обетованную. Здесь также можно посетить монашеские кельи, увидеть древнюю мозаику, памятник в виде креста, называемый «Посох Моисея» или «Змеиный Крест». Сохранились также развалины византийских храмов, камень-дверь, который когда-то служил дверью византийскому монастырю.

Боговидец Моисей во все времена жил в памяти народа. Пророка высоко почитают иудеи, христиане и арабы. «Мемориал Моисея» на вершине знаменитой библейской горы Нево - наиболее посещаемое паломниками место в Иордании.

Подготовила Наталия Комиссарова

Вам никогда не хотелось прикоснуться к настоящей святыне, почувствовать величие вечных ценностей? А ваши грехи, ваши плохие поступки? Разве вам не хочется от них избавиться, чтобы начать новую, более правильную жизнь? Скажете, так не бывает? А вот и нет! Пройти тропой пророка, взойти на священную гору Синай – вот залог очищения от скверных мыслей, от грехов! Поверьте, что путешествие на вершину горы стоит того! Попробуйте, у вас все получится!

Что мы знаем о горе Моисея или горе Синай? Это гора, расположенная на полуострове Синай. На ней Моисею по окончанию поста, который длился 40 дней, были переданы Богом каменные скрижали, на которых были начерчены заповеди Божьи. На самом деле никто не сможет точно определить истинное место передачи этой святыни. Поэтому с 4 века нашей эры представители христианства и мусульманства традиционно почитают гору Синай, как священную гору Моисея.

На Синае жил христианский святой Иоанн Лествичник - игумен горы Синайской. Его главное произведение называется «Лествица», указывая на восхождение человека в Царство Небесное, земным подобием которого является подъем на гору Синай.

Эта гора стала целью христианского паломничества со всех уголков мира. Еще во 2 веке нашей эры монахи-отшельники стали искать святое место встречи Моисея с Всевышним, в результате ими была найдена гора Синай с терновым кустом у ее подножия. В 547 году императором Юстинианом Великим на горе был воздвигнут монастырь в честь святой Екатерины Александрийской.

Сегодня множество туристов стремится совершить путешествие на священную гору. Это в действительности невероятно интересно и познавательно.

Об экскурсии на Гору Моисея

Не стоит бояться, что восхождение будет вам не под силу, человек любого возраста сможет достичь цели за два-три часа. Вам нужно лишь иметь комфортную одежду и особенно, удобную обувь . Кстати, на вершине горы холоднее, чем у ее подножия, поэтому возьмите с собой теплый свитер, ветровку, кроссовки, носки.

По библейской легенде, услышав Бога, Моисей сначала засомневался. Тогда Бог превратил его посох в змею и обратно. Затем Моисей положил руку себе за пазуху, и рука побелела от проказы. По новому повелению он сделал то же, и рука стала здорова. Тогда Моисей поверил в истинность происходящего.

Вся дорога наверх разделена стоянками,где туристы могут отдохнуть и перекусить. Если вам тяжело, не стремитесь успеть за своей группой, делайте привал столько времени, сколько вам нужно. Не бойтесь, что заблудитесь или потеряете группу, этого не случиться, ведь тропа на вершину Синая не пустует ни днем, ни ночью, толпы паломников и туристов движутся по ней круглосуточно. Так что вы можете спокойно присоединиться к любой другой группе, а наверху встретиться со своими.

Не поднимайтесь в быстром темпе, вы быстро устанете, можно арендовать у бедуинов верблюда, если вам это поможет. Обязательно должен быть с собой запас пресной простой воды, пейте ее побольше, дышите ровно и свободно. Учтите, что самый крутой и тяжелый участок дороги последний, почти у самой вершины, экономьте для него силы.

Когда вы очутитесь на вершине горы, вас поразит панорама рассвета, когда внезапно верхушки гор оживают, становятся золотистыми, начинают переливаться необыкновенными красками. Ради этого зрелища стоит претерпеть неудобства и трудный путь! Легенда гласит, что с человека, взошедшего на гору Синай и встретившего там рассвет, снимаются все его грехи.

Монастырь Святой Екатерины - один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Он был основан в IV веке. Насельники монастыря - в основном православные греки.

При возвращении выбирайте не самый короткий, но крутой и опасный спуск, а тот, что более пологий, пусть он и длиннее. Бедуины станут предлагать провести вас коротким путем – не соглашайтесь, им просто нужны чаевые , а вы подвергнете свою жизнь реальной опасности. К тому же длинный путь займет у вас менее часа.

Приготовьтесь к тому, что весь подъем на гору будет происходить ночью, в полной тьме, и единственный свет будет светом фонариков. Многие представляют это восхождение как некое мистическое испытание, но не стоит пугаться – ведь то, что вы увидите на рассвете, заставит вас забыть обо всем! Вы навсегда запомните ночное звездное южное небо, силуэты величественных гор под первыми лучами солнца, свежий ветер, долетающий с их вершин – это такая необъяснимая сказочная красота!


Мы с женой были в июле это года в монастыре Святой Екатерины. После его посещения я вдохновился поиском и анализом информации о горе Моисея. Приведу ссылку на очень интересную статью с фильмами, где приводится как минимум две версии нахождения этого святого места. http://samasharm.ru/2013-gora-moiseya-4-10-svyatoj-dux.html
Вот и цитата из статьи: "Водимые ложным духом ошибаются в поисках истины. Библия говорит, что гора Синай находится в Аравии. (((Гал.4:25 «ибо Агарь означает гору Синай в Аравии»))) И действительно, в наши дни вокруг этого освящённого Богом места поставлен забор с колючей проволокой. Днём и ночью сторожа ведут наблюдение. Их вооружение уже не камни и стрелы, но автоматы и крупнокалиберный пулемёт…
Множество верующих в Бога становятся паломниками, что бы поехать в Египет на Синайский полуостров. Туристы проходят изнурительный ночной подьём к вершине горы, но которую сошёл Бог и где Моисею были вручены скрижали с десятью заповедями. Почему же тогда не исполняется Божье пророчество записанное в книге Библии? «…берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти;» (Исх.19:12)"
В общем есть над чем поразмыслить. У кого какое мнение по этому поводу?
20.08.14 Иван


Не стоит воспринимать святые тексты буквально. Буквально там чушь написана. Да и не важно та это гора или нет. Важно что у тебя в голове
18.09.14 Alex




Добрый день всем!как не странно, мне трудно далось как-раз восхождения пологого пути 2/3 я прошла и взяла верблюда,на верху он уже 20 долларов.а по ступенькам я как будь-то воспарила.главное удобная обувь.у меня водянка ровно на всю пятку 5см в диаметре кроссовки были велики на размер(у нас был гид Дима хороший гид но очень быстро идет. Всем желаю легкого пути!!! и в феврале на верху минус.не несите собой много воды на верху она стоит 2 доллара.очень тяжело нести.
25.02.13 Галина

И все время хаотичный поток снов как бы вершится в некоем кольце, за пределы которого невозможно вырваться.

Однажды Моисей вскакивает со сна в страхе.

Посреди ночи слышится какой-то вселенский вздох, пробегающий морщью и мощью по просторам пустыни, невыразимый вздох самого Творения, не выдерживающего тяжести собственной печали, называемой вечностью.

6. Собеседник

Далеко уходит Моисей на юго-восток, пася овечьи стада Итро. Вспоминает жену свою, красавицу Сепфору, с неизменным теплом и любовью.

Но главный собеседник Моисея – пустыня.

Этот отсутствующий и в то же время наличествующий собеседник обладает удивительными качествами.

Не переча, проявляет упрямство.

Не споря, опровергает твои доводы.

Более того, воспринимаясь пустотой, невероятно объемен и влекут.

Не навязывается, но и не отстает.

Беспредельно податлив, но в любой миг обозначает границу, на которую твое любопытство натыкается как на стену. С нескрываемым милосердием, более похожим на насмешку, следит за тем, как твое любопытство пытается пробить брешь в этой стене.

Может обозначиться как некое озарение. Может вовсе подолгу не откликаться, но его отсутствующее присутствие ты ощущаешь всегда.

Вернее даже, не ощущаешь, а всегда готов к его явлению, злясь и понимая, что большего тебе не дано.

Во сне ты можешь даже как-то физически ощутить его отсутствие, но всегда за краем зрения.

Собеседник этот ведет себя как законченный простак, но за его пустым, как бы отсутствующим взглядом, лишенным всяческой мысли, скрывается абсолютное знание.

Настолько он нищенски прост, подобно самой сути Сущего, настолько связан с ним, как бывают накрепко связаны с родным очагом и самыми близкими, что хитроумные строители пирамид кажутся неизвестно откуда возникшими перекати-поле, лишенными привязанности и пуповины, хотя, казалось, навеки вросли в землю.

В конце концов своим поведением он дает понять, что просто щадит тебя, ибо жадность твоего любопытства ставит под угрозу твое же существование.

Он достаточно ясно намекал, что твое лицо, как форма преходящего праха, его не интересует. Дать же тебе увидеть свое лицо означает – принести тебе смерть.

Но в то же время существует он только и абсолютно как твой собеседник. И зависит от тебя точно так же, как ты от него, хотя ты – прах, а он – вечность.

Снизойдя к тебе, он уже тем самым поставил себя с тобой на равных.

Более того, между вами установилась все более растущая взаимопотребность.

Диалог становится насущным и единственным доказательством существования мира.

Моисей ощущает, и не впервые, как смертное любопытство к собеседнику оборачивается упадком сил, отчуждением и опять… желанием сна. Но сон не служит преградой, ибо собеседник во сне еще более активен: вторгается, касается сонной жилы – нитянно пульсирующей, готовой в любой миг порваться жизни.

Присутствие собеседника во снах делает их откровением. Пусть оно мгновенно забывается, но оставляет надежду как еще один шаг к абсолютному познанию, к взаимопознанию и взаимочувствованию.

Во сне пришло, что, кроме внешнего повода к бегству – убийства египтянина, был глубоко внутренний повод: вырваться из каменных лабиринтов, из сжимающих стен, которые беспрерывно следили за ним, ибо он собственной своей сутью отверг их как собеседников, а они уж очень жаждали этого диалога.

Несостоявшийся диалог сменился слежкой, недоверием, подозрительностью простого тупого стражника у ворот Египта, весьма по-животному умеющего определить не столько чудака, сколько чужака, неисправимого и потому уже несущего угрозу этим стенам.

Выйдя в свое первое дальнее пастушеское странствие, Моисей вначале захлебнулся пустыней. И чтобы уцелеть физически и психически, стал отчаянно и с ходу рваться к собеседнику, и это подобно было карабканию по отвесной гладкой стене в бесконечном плоском пространстве.

Лишь потом пришло чувство предвкушения и предстояния этому диалогу, взаимораскрытие и неизвестно откуда взявшееся и становящееся все более устойчивым взаимодоверие.

Пустыня становится все более надежным и неотменимым собеседником.

До того как Моисей начал последовательно и упорно составлять облик и характер своего собеседника, еще не ощущая его формы, голоса или безмолвия, глазастости или безглазия, он словно бы вне связи с ним неосознанно сравнивает пустыню с Египтом.

В общем-то оба – фантомы.

Пустыня ирреально органична.

Египет ирреально иллюзорен и искусствен.

Сознание пустыни, постепенно вторгающееся в сознание Моисея, мифологично.

Сознание Египта – логично.

Египет живет в вяжущейся узлами сети засух и наводнений, празднеств и служений, царств и династий, эпидемий и вторжений.

Пустыня же всегда – переход, просвет из одного мира в другой, несет спасение иррациональностью и неотменимой верой в инстинкт.

Моисей вовсе не отрицает, что каменный лабиринт может быть для иных душ тем же спасением, но понимает, что этот лабиринт, сколько бы ни существовал, – конечен.

Пустыня же, прах – вечны.

При всей поначалу внешней скудости характер собеседника-пустыни сложен, капризен, заражает бесконечной леностью, чтобы внезапно опрокинуть навзничь хватающей за горло навязчивостью.

И Моисея пугает податливость его души этому собеседнику. Как же это? Ведь тот покушается на его изначальную свободу.

Но впервые в один из дней, когда все внутренние диалоги с собеседником выстраиваются в нечто четкое и полное силы, Моисей, добравшись до очередного и давно чаемого колодца, напоив овец, смыв с себя пыль и пот, отыскивает мимолетную тень, неожиданно, вначале даже испугавшись давно не слышанного им собственного голоса, кроме односложных звуков покрикивания на овец, начинает выговаривать вслух слова этих странных бесед с несуществующим, но изматывающим душу собеседником.

Удивительно: без всякого заикания.

Выговаривая их, Моисей не перестает удивляться собственному спокойствию, с которым принимает со стороны это явно кажущееся безумным, непривычно гладкое и велеречивое на привыкший к косноязычию слух говорение ни с кем.

Затем осторожно, словно боясь нарушить самому себе поставленный внутренний запрет, извлекает из пастушьей сумы чистый сверток папируса, пузырек чернил, перо, взятые у Итро, и пытается в четких и простых словах описать собеседника.

На следующий день прочитывает написанное: в общем-то неплохо. Но насколько это не идет в сравнение с историей Авраама, Исаака и Иакова, которая высится как эти вырастающие из песков то багровые, то иссиня-черные горы, своими острыми зубцами круто, неожиданно, причудливо, но органично сливающиеся с небом.

Если когда-нибудь ему откроется тайна Сотворения мира, несомненно именно там обнаружатся корни этих историй.

Но ведь без открытого Моисеем собеседника, без пустыни, не было бы этих историй.

Быть может, это и несравнимо, потому что в отношениях с собеседником наличествует изначальный изъян: собеседник-то нем, а текст мертв, пока не откроется глазу и душе читающего. За историями же, казалось бы мельком рассказанными, но со временем, исподволь, все более и более захватывающими душу, слышны живые голоса Мерари, Яхмеса, Итро.

Пусть голоса эти давно отзвучали, мимолетны, но родившая их, изошедшая из их душ обжигающая страсть одноразового и потому особенно драгоценного звучания делает эти истории, подобно подземным хранилищам воды, хранилищами бессмертия жизни.

Посреди бесконечной пустыни, в привычном, казалось приросшем к коже, куколе безмолвия и одиночества, неожиданно человеческий голос открывается насущной и отчаянной потребностью ощутить собственное присутствие в мире.

7. На волосок от гибели

Словно завороженный какой-то тягой, Моисей продолжает гнать стада на восток, хотя растительность скудеет на глазах, а по ночам приникает к уху слабым гулом поземки бескрайнее песчаное небытие, несущее в себе сообщение о безводье, бестравье, страхе и прахе смерти.

Ооо, это моя любимая пустыня! :-) Как же явственно здесь присутствие Божие!!! Если оторваться от группы и скрыться на горной тропе, чтобы остаться в уединении, молчании и созерцании всего окружающего, впечатления фантастические! Это живая ТИШИНА. В которой БОГ. И ликование души. Бывает, завернешь за уступ, окинешь взором открывающиеся виды - и такое впечатление, что это ожившие строки из рассказа о пророке Илие, скрывавшемся здесь. Как будто ещё миг назад здесь была буря, землятресение и огонь, плавящий камни. Но не в этом был Бог. А теперь чувствуешь веяние тихого ветра - и Божие присутствие в этом. Здесь всё безмолвно свидетельствует о славе Божией, и даже камни вопиют об этом. Но это и не требуется, сердце само видит и знает. Потрясающе: сядешь на камень, погрузишься в себя, а вокруг времени как будто нет, оно здесь вообще никак не ощущается. Только движение солнца показывает, что время всё-таки течёт. А кажется, что остановилось. Невероятно...
Правда, в это посещение мой подъем на гору оказался под вопросом. На пути из Израиля в Египет я ужасно простыла под кондиционером в автобусе. Ещё утром в Иерусалиме была здорова, а вечером на Синае - уже глубоко больна всеми следствиями простуды (горло, кашель, насморк, дикая слабость и т.д.). Лекарств почти не осталось (израсходовала за две недели, т.к. тоже пыталась заболеть). Оставалось терпеть пару дней до дома. Но как же быть на Синае и не взойти на гору Моисея?! Батюшка с гидом меня утешали, что ничего, в течение дня на святой горе всё пройдет:) Я в общем тоже питала такие надежды, ответив: "Да будет мне по вере вашей!" :) То есть на гору я, конечно же, пошла, в состоянии нестояния. Болезнь хотя и не отпустила, но действительно весь день на горе я чувствовала себя намного легче и лучше. А вечером, после спуска, с нами случилось ещё одно интересное событие, совершенно неожиданное, - посещение скита на склоне горы (напротив монастыря), где подвизается монах-отшельник.

монастырь св.Екатерины




подъем на гору Моисея по монашеской тропе


На склоне горы напротив монастыря св. Екатерины находится скит св. Галактиона и Епистимии. Он очень древний, отшельники подвизались там ещё с первых веков. А в 20 в. некоторое время жил в этом скиту старец Паисий Святогорец.

Скит зеленеет на склоне:) За все разы, которые я была на Синае, только видела его вот так, издали, но попасть туда не представлялось возможности в силу ограниченности времени. А в этот раз так сложилось, что попали в гости к живущему там отшельнику о. Моисею.

Спустившись к монастырю, начали подъем на противоположный склон.



Начало подъема в скит. Вид на монастырь св. Екатерины.





Скит св. Галактиона и Епистимии. Всё здесь поддерживает своими руками о. Моисей, уже престарелый отшельник.

Самого о. Моисея я не фотографировала, это было бы неудобно, на мой взгляд. Только сделала несколько кадров скита.

Территория небольшая. Но насколько я поняла, здесь можно оставаться на некоторое время нескольким человекам. Во всяком случае, когда мы пришли, встретили здесь нескольких гречанок, помогающих по хозяйству.

"Приёмная" для паломников:-)

Мы провели у отца Моисея несколько часов. Пришли ещё засветло, а уходили уже в кромешной тьме. Когда на обратном пути пробирались на ощупь по горной тропинке среди камней, отец Моисей долго стоял у входа и благословлял нас, нырнувших в египетскую тьму, чтобы всё с нами было благополучно.
А потом мы долго и неспеша брели по пустыне под бездонным звёздным небом, впитывая в себя каждое мгновение дивного вечера в этом чудесном месте... То молчали, внимая пустыне, то тихо говорили, находясь под впечатлением встречи и беседы.
Батюшка и о себе немного рассказывал, как пришел к вере, как попал на Синай, как стал отшельником. Также из группы многие задавали свои волнующие духовные вопросы. Кто переживал о близких, как бы так сделать, чтобы с ними всё всегда было в порядке. Кто спрашивал, как вести духовную жизнь в повседневности. И т.д. и т.п. Главная мысль, которая была в ответах на любой вопрос: ищите Христа. Самое главное - ваши личные отношения со Христом. Пусть любовь ваша не будет потребительской и корыстной (дай то, сделай это, пошли мне то и сё). Всё, что надо искать - САМОГО ХРИСТА, чтобы Он вселился в сердце. Любить Его не потому, что Он может что-то дать или за что-то наказать, а любить Его как самого дорогого и близкого Любимого. Он любит всех нас безгранично, а мы может ответить на эту любовь всеми силами своего существа: душой, сердцем, посвящать Ему свои мысли, чувства и стремления. И тогда эта взаимная любовь души и Бога, вселение Христа в сердце - это и есть Царство Божие на земле, доступное ещё в этой жизни. "Всё остальное приложится" (с) Тот, кто таким образом приобрёл Христа, уже вверяет себя Ему без остатка и с полным доверием говорит Богу: "Вот я. Делай со мной, что хочешь, потому что я знаю, всё это будет - благо".
То есть на все разнообразные заданные вопросы о. Моисей говорил по сути одно - ищите Христа, будьте храмом для Его вселения. В этом открывается высшее счастье. И каждый из вас может познать это на себе.
Когда его спросили, есть ли сейчас в Синайской пустыне аскеты, подобные древним. Он сказал, что да, есть и подвизаются, но они живут в глубине пустыне и ни с кем не видятся. И тут же, отвечая на чей-то вопрос о молитве, сказал, что мы все должны друг о друге молиться. Тогда одна бабуля вытащила блокнот с ручкой, чтобы записать имена синайских отшельников, кого поминать:-)
Но о. Моисей ответил, что не надо записывать, можно и без имён. Потому что когда мы встаём на молитву, пусть и за тысячи километров, не в пустыне, а в наших "городских кельях", своей молитвой мы все соединяемся вместе, с теми, кто тоже молится в других местах земли. Мы все становимся одно, едины в Боге. Я и ты - это одно. Как как Сын и Отец - одно. Так же и мы все едины в Боге, мы все члены Его Тела.
Вообще, мне очень отрадно было слушать о. Моисея, как бальзам на душу. В его словах угадывалось то, о чем писали также Силуан Афонский, Софроний Сахаров, другие Святогорцы. Но это не были только книжные слова, как пересказ прочитанного. Отец Моисей говорил от своего опыта, он сам это прожил и лично испытал, что так всё и есть. И я, признаться, просто блаженствовала, сидя рядом:-) Слышать от живого подвижника подтверждение прочитанного в любимых книгах - это так здОрово! И это вдохновляет следовать по испытанному ими пути (в своей возможной мере).

Напоследок, перед нашим уходом, о. Моисей вынес из своей крохотной церквушки часть мощей св. прав. Иоанна Русского, которому посвящена церковь. А потом мы пропели пасхальный тропарь и отправились в обратный путь.

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Предыстория и рождение Моисея

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей - фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.