Похороны в Исламе. Кафенлек (саван) и другие принадлежности

1. Ширина савана зависит от ширины умершего в плечах . Расчеты производятся по схеме:

Ширина савана = Ширина умершего ´ 3

Например, ширина умершего в плечах – 30 см, значит, выбираем кусок ткани шириной 90 см, если ширина умершего – 40 см, ширина ткани – 120 см и т.д.

2. Длина савана выбирается по следующей схеме:

Длина савана = Длина умершего + 1/3 длины тела

Например, если длина умершего – 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см. Если длина умершего – 150 см, то длина савана = 150 + (150:3) = 200 см. Такое добавление делается для того, чтобы связать саван над головой и под ногами усопшего.

Второй шаг – заворачивание в саван:

1. Мужчину заворачивают в 3ткани. Это основывается на хадисе от ‘Аиши: «Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завернули тремя белыми хлопчатыми тканями. Среди этих тканей не было «рубашки» и «чалмы» *: сначала обернули первой, затем – второй, а затем – третьей».

1.1. Приготовить повязки из такой же ткани, как и саван, длиной равной ширине савана.

Например, если ширина умершего – 60 см, то ширина савана = 60´3 = 180 см, и длина повязки тоже будет 180 см. Повязок нужно приготовить нечетное количество (например, 7). После этого их нужно положить на носилки на одинаковое расстояние между собой.

1.2. Приготовить 3 ткани .

Например, пусть длина умершего – 180 см, длина ткани, соответственно, будет: 180 + (180:3) = 240 см. Эти три ткани кладут на носилки ровно друг на друга.

1.3. Приготовить ат-туббан – кусок ткани длиной 100 см и шириной 25 см. Посередине с верхнего и нижнего его краев делается разрез длиной около 30-40 см. Этот кусок ткани кладут на носилки поверх предыдущих трех тканей с расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершего. В середину ат-туббана кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим средством (одеколон, духи, миск).

1.4. Таким образом, на носилках находятся: повязки, поверх них – 3 куска ткани, поверх них – ат-туббан с кусочком ваты.

Завершив с этим, на носилки переносят умершего (‘аурат его постоянно должен быть укрыт). Желательно (но не обязательно) смазать какой-либо приятно пахнущей мазью места, участвовавшие в суджуде (лоб, нос, ладони, колени, пальцы ног). Этим действием им выражается благодарность за их поклоны Аллаху. Также желательно положить вату, пропитанную этой мазью, в паховую область усопшего. После этого руки умершего нужно сложить вдоль его тела.

Теперь вернемся к ат-туббану . Сделав в нем разрезы, мы условно разбили его на 4 сектора: 2 верхних и 2 нижних. После того, как умершего уложили на носилки, правый нижний сектор ат-туббана продевается между ног покойного и связывается над телом с правым верхним сектором. Точно так же левый нижний сектор связывается с левым верхним. Это делается для того, чтобы не допустить попадания возможных выделений умершего на саван.

1.5. После этого переходим к собственно заворачиванию умершего в саван. Заворачивать начинаем с первого куска ткани (ближайшего к усопшему). Тело сначала укрывается правой частью савана, а затем – левой. Обернув умершего в первый слой материи, убираем покрывало, закрывающее ‘аурат . Части ткани, находящиеся выше головы и ниже ног, сгибаются и укладываются на лицо и ступни соответственно. После этого тело укрывается правой частью второго куска ткани, а затем – левой его частью. Точно так же ткань, находящуюся выше головы и ниже ног, сгибают и укладывают на тело. Затем то же проводят с третьим куском ткани.

1.6. Приготовленными повязками, находящимися на носилках, в первую очередь связывают часть последней ткани, выступающую за голову и ноги. После этого завязывают оставшиеся повязки. Необходимо отметить, что узлы нужно делать над левым боком умершего, т.к. в могилу его уложат на правый бок, и повязки будут легко развязаны.

2. В заворачивании женщины участвуют 5 тканей : 2 куска ткани, в которые умершую завернут, верхняя одежда («рубашка» ), изар и головной платок (химар ).

Например: пусть ширина умершей 50 см, а ее длина – 150 см. Для заворачивания берутся две ткани шириной 50´3=150 см и такой же длины повязки (т.е. 150 см). Как уже говорилось, желательно иметь нечетное число повязок, например, 7. Их кладут на носилки на равном между собой расстоянии. Поверх повязок кладутся две приготовленные ткани так, чтобы с ножного конца носилок они выступали только на длину, достаточную для укрытия ног, а вся остальная часть должна выступать с головного конца.

2.1. Подготовка «рубашки» .

Длина «рубашки» = Расстояние от плеч умершей до ее голеней ´ 2

По середине этой ткани прорезается отверстие, через которое будет продета голова. Из-за того, что ткань «рубашки» в 2 раза длиннее носилок, поступаем следующим образом: укрываем носилки одной половиной ткани, а вторую – собираем и кладем за ними в том месте, где будет лежать голова умершей. (Таким образом, уложенная на носилки половина ткани будет лежать под умершей, а второй половиной ткани тело будет укрыто сверху.) Ширина «рубашки» постоянна всегда – около 90 см .

2.2. Подготовка изара . Изар – это прямоугольный кусок ткани шириной 90 и длиной 150 см. Он укладывается на носилки поверх «рубашки».

2.3. Подготовка головного платка. Он вырезается из ткани размерами 90´90 см.

2.4. Подготовка ат-туббана . Его ширина – 25 см, длина – 90 см. посередине ткани с верхнего и нижнего краев делаются 2 разреза. После этого ат-туббан укладывается на носилки поверх изара с таким расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершей. На ат-туббан кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим раствором (миск, камфора ). Этим же раствором желательно пропитать изар и «рубашку». Напомню, что ширина «рубашки», изара и головного платка является одинаковой для всех – 90 см.

2.5. Закончив с приготовлением тканей, умершую переносят на носилки, следя за тем, чтобы ее ‘аурат был укрыт. Связываем ат-туббан над телом усопшей: правый верхний его конец – с правым нижним, и левый верхний – с левым нижним. После этого правая часть изара укладывается на тело, затем – левая его часть, после чего аккуратно из-под изара убирают ткань, укрывавшую ‘аурат .

Затем переходим к надеванию «рубашки». Как уже говорилось, нижняя ее половина лежит на носилках, а верхняя – собрана и уложена над головой умершей. Разворачиваем верхнюю половину «рубашки» и в проделанное в ней отверстие продеваем голову умершей, а саму ткань укладываем поверх тела.

В нашем примере ширина тела – 50 см, а ширина «рубашки» - всегда 90 см. Эти превышающие 40 см укладываются под тело умершей с правого и левого боков. После этого голову (лицо и волосы) умершей обворачивают приготовленным головным платком.

2.6. Заворачивание. Правая часть первой ткани (т.е. той, что ближе к телу) укладывается на тело умершей (в том числе на голову и ноги), а затем укладывается левая часть. После этого тело укрывают второй тканью: сначала правой ее частью, затем – левой.

2.7. Связывание начинают с головы. Ткань, находящуюся над головой, связывают приготовленной повязкой. После этого связывается ткань, выступающая за ноги. Точно так же, если эта часть ткани выступает на большую длину, ее сгибают, укладывают на ноги и привязывают повязкой. После этого связывают оставшиеся повязки. Узлы нужно делать на левом боку, чтобы облегчить их развязывание после того, как тело будет уложено в могилу на правый бок (см. рис. 2 ) .

Обратите внимание :

1. Заворачивание мальчиков младше 7 лет выполняется одной или тремя тканями.

2. Девочек младше 7 лет заворачивают двумя кусками ткани и «рубашкой».

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Порядок намаза при погребении (джаназа-намаз)

1. Хадис , объясняющий достоинства джаназа-намаза .

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто участвовал в погребальной процессии до джаназа-намаза, тому – награда, равная одному карату. Кто участвовал в ней до самого погребения, награда того равна двум каратам». Тогда спросили: «А что такое два карата?» Он ответил: «Они – словно две огромных горы». Таким образом, если мусульманин участвует в похоронной процессии до самого погребения, он получает награду от Аллаха в два раза большую, чем размеры горы Ухуд , находящейся близ Медины.

Желательно (сунна) ароматизировать саван и тело покойного благовониями, в частности, части тела, касающиеся пола (земли) при совершении земного поклона в намазе, широкой полоской ткани завязать его таз и закрыть ватным тампоном все отверстия на его теле. Также сунной является окуривать благовониями покрывало (для этого существуют специальные свечки). На это есть указания в Сунне. В хадисе, переданном аль-Байхаки, сообщается от Джабира, что Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал: «Когда будете умащать благовониями умершего, то делайте это трижды». Это делается в следующем порядке.

Порядок окутывания мужчины

1. Перед оборачиванием тела умершего на чистое место расстилают одеяло или ковер. На ковёр обычно кладут полиэтилен и поверх этого расстилают все три покрывала (лифафа), одно за другим, и ароматизируют их благовониями, т. е. вначале раскладываем самое красивое и широкое покрывало и рассыпаем на него что-либо с приятным запахом (гвоздику, камфару). На него сверху расстилаем второе по красоте и величине покрывало, которое тоже ароматизируется, и далее расстилаем третье покрывало и на него также рассыпаем то же самое. (Поверх лифафы стелют рубаху (камис), если таковая есть, в развёрнутом виде, также ароматизируя её.)

2. Затем (при необходимости, подложив под умершего на уровне пояса кусок ткани длиной 1,5 метра, берут умершего за голову, талию (за ткань) и за ноги) аккуратно укладывают его на развёрнутый и подготовленный саван так, чтобы он лежал на спине. Ароматизируют тело благовониями, ссыпая на него гвоздику. Чтобы рот не открывался, подвязывают подбородок (это можно сделать и заранее).

3. Затем укладывают обе руки покойного на его груди так, чтобы левая рука была снизу, а правая – сверху, или же можно их укладывать и по обоим бокам вдоль тела.

4. Далее, рассыпав на вату благовония (гвоздику), кладут её на части тела, касающиеся пола (земли) при совершении земного поклона в намазе (лоб, ладони обеих рук, колени и нижние части стоп обеих ног). Также желательно, проароматизировав вату гвоздикой, закрыть ею все отверстия на теле (нос, уши, глаза, рот, передний и задний проходы).

5. И широкой полоской тканью крепко завязываем его таз.

6. После этого оборачиваем его тело в покрывала, одно за другим: сначала заворачивают в верхнее покрывало правую часть тела, затем оборачивают левую сторону. Таким же образом окутывают и в остальные два покрывала. Затем завязывают узлы у головы и у ног (можно и у пояса), дабы покрывала не развязались и не открылись при перенесении тела покойного на кладбище. Посему, как мы упоминали, покрывала для савана должны быть немного длиннее, чем тело покойного. Эти узлы развязывают после опускания тела в могилу, за исключением узла на поясе, и кладут их в могилу к ногам усопшего.

7. Обмывавшие тело умершего читают мольбу и прощаются с ним.

8. Выносят умершего из дома головой вперед. Если данный пункт не выполнен, то это не нарушит правила похоронного обряда.

Если не хватает ткани, то важнее прикрыть голову, а ноги следует прикрыть чем-нибудь другим, например, травой или сеном, как об этом говорится в хадисе. Хаббаб рассказывал: «Когда Мус‘аб был убит в день битвы при Ухуде, у нас не нашлось в качестве савана ничего, кроме его плаща, однако, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда Пророк (мир ему и благословение) велел нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Использовать гвоздику в качестве средства для умащивания покойного желательно (сунна), а некоторые учёные-богословы говорят, что это даже обязательно (фарз). Следует похоронить умершего как можно скорее.

Порядок окутывания женщины

Окутывая женщину, вначале стелют два самых больших покрывала (лифафы), далее надевают на покойную изар – материал, закрывающий тело от пупка до колен, затем надевают рубаху (камис), её волосы заплетают в (две или три) косы и кладут сверху на рубаху (на груди), затем голову и волосы покрывают платком (химар), далее, как и мужчину, заворачивают её в верхнее покрывало, а затем и в нижнее (лифафа).

О надписях на саване

Исламские ученые сообщили, что в могилу, кроме тела, завёрнутого в саван, ничего класть нельзя. Учёные особо предостерегли мусульман от того, чтобы класть в могилу рядом с телом листы, на которых написаны аяты из Корана или Имена Аллахa, или что-либо другое, почитаемое в нашей религии так, чтобы их касались нечистоты. Запрещено также писать аяты Корана на одеянии умершего.

Данный запрет связан с тем, что тела людей (кроме некоторых случаев ) в могиле разлагаются, при этом выделяются различные грязные вещества. Необходимо заботиться о том, чтобы уберечь религиозные тексты от этих веществ.

Объясняя данный запрет, учёные-теологи приводят рассказ, переданный теологами, о благочестивом поступке человека, который был большим грешником (употреблял спиртное и не соблюдал обязанностей). Однажды он нашёл на дороге, в грязи, кусок бумаги, на котором было написано Имя Аллаха (некоторые сообщают, что это был лист из Корана), поднял его, очистил и сохранил. Этот человек был мусульманином, и его вера привела его к совершению доброго поступка. Следствием этого благодеяния стало то, что Всевышний даровал ему Рай. Каждому из нас необходимо заботиться об уважительном отношении ко всему, что связано с нашей религией, важно придавать большое значение запретам Создателя, бояться нарушить их.

Итак, писать на саване аяты благородного Корана и слова поминания Всевышнего (зикр, тасбих) является запретным, ибо их необходимо оберегать от продуктов разложения. Однако дозволяется писать подобный текст и класть лист так, чтобы его не касались нечистоты, т. е. поместить в

какое-либо керамическое или стеклянное, или свинцовое приспособление, что позволит оберегать от нечистот.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном ат-Тирмизи, говорится: «Если, написав эту (нижеследующую) мольбу, поставят её на грудь умершего и завернут в саван, то его не постигнет наказание и он не увидит ангелов Мункара и Накира».

Вот эта мольба:

«Нет ничего достойного поклонения, кроме Одного Единственного Бога – Аллаха, у которого нет сотоварищей, Ему принадлежит все царство и всякая хвала, нет божества, кроме Него, и нет силы и мощи воздерживаться от плохого и совершать благое, кроме как от Великого Аллаха».

Так пишется в книге «Джамал».

Однако бумагу с этой мольбой необходимо положить в герметичную ёмкость, например, стеклянную бутылочку, для защиты от нечистот.

Наш господин Сальман аль-Фариси передал, что если, нижеприводимый текст, поместить в саван покойного, то он будет защищён от сжимания могилы и допроса ангелов Мункара и Накира. Однако опять-таки её необходимо поместить в какое-либо приспособление, дабы оберегать от нечистот. Приведем эти строки:

«О Аллах, усмиряющий и покоряющий всякого могущественного, притесняющего путём ниспослания на него смерти, посредством сияния (нура) Своей Сущности, защити меня от огня Ада! Те, кто любит меня, мои помощники, друзья и знакомые передали меня к Тебе! Они оставили меня под каменными глыбами, в одиночестве и печали, на дне скучной, пыльной и мрачной ямы!

Я стал Твоим гостем, о наищедрейший Творец, и в долгу перед Тобой! Ты же, Господь мой, самый милостивый к Своим гостям и оказывающий лучшее гостеприимство! А гостеприимство, в котором нуждаюсь я от Тебя, – это прощение моих грехов, чтоб тем самым, обретя спасение, прийти к Тебе, о наилучший из прощающих!».

Есть еще и другая, более длинная молитва, которую обычно мусульмане кладут на грудь своему умершему. Все эти молитвы мы приведем в приложении в конце книги на отдельном листе, чтобы для каждого читателя удобно было их отрезать и использовать.



Всевышний по Своей Милости сохраняет от разложения тела пророков, шахидов и некоторых из великих авлия (святых праведников).

Смерётная (одежда для покойника). Смерётную одёжу каждый семейский приготавливает себе загодя полный набор, завязывает его в тряпицу и хранит в сундуке до случая. Существует определенный порядок обряда, следующий в строго определённой последовательности. Для выполнения действий общепринятого обряда покойник должен быть крещеным и люди, которые собирают покойника, приходят и выполняют действия по особому приглашению родственников умершего. К женщинам приглашают женщин, к мужчинам - мужчин.

Смерётная одёжа для мужчины - покойника обмывают мужчины. Сажают его на стул со спинкой, и обмывают теплой водой с мылом, затем вытирают новым полотенцем, причесывают и надевают крест на гайтане. После этого начинают одевать: сначала нательные штаны (подштанники, портки) из белой хлопчатобумажной ткани солдатского типа с вязочками по талии и на щиколотке, шитые чулки из белой ткани обвязывают крест-накрест, как под лапти до колена, затем нательную рубаху. Поверх нижнего белья надеваются сначала штаны с завязочками по поясу и на щиколотках. Поверх штанов на чулки надевают портянки до щиколотки, которые также обвязываются крест-накрест белыми вязочками или тесьмой. После всего надевается рубаха, выкроенная и сшитая по-семейски, поверх рубахи обязательно повязывается пояс. Перед положением покойного в домовину в нижнюю ее часть насыпают мелких древесных опилок и сухой богородской травы. Кладут подушечку, затем укладывают пелену. На пелену расправляют длинные вязки поперек домовины. На пелену с вязками расправляют саван. Одетого покойного укладывают на саван. На ноги обувают калишки (вязанные крючком тапочки из толстой не- шерстяной нити, веревочки), завязывают их по ступне. Под левую руку кладут подрушник, на правую надевают лестовку. Затем складывают руки крест-накрест, пальцы правой руки сгибают в крестном знамении, приготовляя их для молитвы. После всего, начиная от ног покойного, закрывают саваном - пеленают, а приготовленными тремя длинными вязками перевязывают тремя крестами вокруг туловища: в области груди, паха и ноги, соответственно поднимая покойника для этого и поворачивая. Голову оставляют открытой. На лоб надевают венчик с крестом и церковными молитвами. На голову мужчине ничего не одевают. Верхняя крышка савана закрывает голову и лицо мужчины после службы на погребение. Сверху отпетого покойного покрывают сначала верхней пеленой, затем большим красивым женским платком, шалью или атласом во всю длину домовины углом. Возле могилки шаль снимают, закрывают крышкой домовины. Гвоздями не забивают, связывают вокруг домовины веревки крестом в несколько раз и аккуратно с молитвой опускают в могилу. Плакать над могилой нельзя, грех.

Саван - шьется в две полосы белой ткани в полтора раза длиннее домовины. Две полосы сшиваются повдоль друг с другом. Верхняя часть савана в головах сшивается капюшоном.

Калишки - специальные смерётные тапочки вывязываются крючком в форме лаптей из толстой не- шерстяной нити, как тесьма. По преданию предполагается, что покойный будет вставать на ноги на молитву и на ногах должна быть соответствующая обувка, чтобы отличаться от живых людей.

Смерётная одёжа для женщины - покойницу так же, как и мужчину, одевают сидя только женщины. Её причесывают, затем надевают нательный крестик, рубаху. (Все предметы шьются по особому покрою, принятого только для покойниц.) Затем надевают сарафан не в четыре, а в две полосы со вставленными по бокам клиньями. Если покойница загодя шила на заказ себе комплект, он прошивался на машинке. Если покойница не приготовила себе одёжу, то её шили чужие люди, только вперёд иголкой и только вручную. На ноги одевают чулки без резинок, обвязывая вокруг ноги крест-накрест и калишки. Поверх сарафана повязывают пояс. Запон не надевается. На голову повязывается платочек, а на лоб надевается венчик. В домовину укладывают в порядке такой же последовательности, как и мужчину.

Смерётная одёжа для незамужней девушки - собирают девушку в таком же порядке, как и женщину, только надевают на неё одёжу, приготовленную на свадьбу, т.е. в свадебном уборе, как невесту. На голову повязывается красивый платок, а поверх надевается свадебный венок из цветов. На ноги обуваются новенькие башмачки. После этого соблюдают такой же порядок обряжения как и всех.

Смерётная одёжа для юноши и мальчика. Покойных молодых мужчин и мальчиков собирают так же, как и взрослых мужчин, исполняя тот же порядок, общепринятый для всех.

Смерётная одёжа для девочки. На девочку надевается новенькая одёжа, как на взрослую женщину. На ножки надевают чулочки и калишки, либо бареточки. На голову повязывается новенький платочек. Соблюдают все те же последовательности обряда.

Смерётная одёжа для крещеного младенца. Крещеного младенца обмывают. Надевают на него нательный крестик, крестильную рубашечку, поясок. Заворачивают сначала в свилки, на голову повязывают платочек, надевают венчик. Заворачивают в саван, перекрещивают тесьмой в три креста. Укладывают в домовину по всем канонам обряда. Церковная служба на погребение младенца.

Смерётная одёжа для некрещеного младенца. Некрещеного младенца обмывают, пеленают в чистые свилки, в большую тряпицу, укладывают в домовину, и почтенные родственники из мужчин молча, в светлую часть дня до обеда уносят на кладбище и захоронивают на родовом месте.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Похороны — событие, которое может затронуть любого живущего на земле человека. В России сложились свои традиции и обычаи проведения умершего в последний путь. Интересный вопрос, в какой одежде хоронят православных женщин?

Первым делом считается подготовка умершего человека к похоронам. Этот процесс включает омовение или обмывание водой. По православному обряду человек должен предстать перед Господом чистый душой и телом.

В старину этим занимались специальные люди. Они не имели греха, не состояли в интимных отношениях с противоположным полом и не были родственниками покойника. После омовения вода становилась мертвой, и ее выливали туда, где не ступала нога человека и не росла трава. Этой традиции придерживаются сейчас.

Посуду после обмывания не хранили, разбивали или выбрасывали в мусор. Также поступают с водой после мытья посуды на поминках, воду выливают в укромное место. Смысл этого обычая состоял в том, чтобы покойник не вернулся мучить родных и близких людей. Следующий этап это одевание покойника.

Одежда для обряда

Последний путь это ответственный момент. Поэтому очень важно, в чем хоронят женщин. Одежда должна быть скромной и сдержанной, по сезону. Не рекомендуется для женщин глубокие декольте, кружева, одежда с рисунками и надписями. Желательно выбрать платье белого или пастельного цвета. Белая блуза с нейтральным рисунком и темная длинная юбка. Существует давний обычай, одевать покойницу в светлую одежду, как символ чистоты. Вопрос, хоронят ли женщин в брюках? Нет, их не хоронят в брюках.

Также необходим головной убор или светлый платок, специальное покрывало, нижнее белье, чулки и тапочки с твердой подошвой. Одежда усопшей должна быть новой. Вещи должны быть чистыми и выглаженными.

В чем хоронят пожилых женщин

В их комплект входит платок на голову, желательно темного цвета, чулки, нижнее белье, тапочки и покрывало. Женщины преклонного возраста обычно заранее беспокоятся о похоронном наряде. Нельзя использовать вещи красного цвета и одежду родственников. Красный цвет символизирует кровь, и может навлечь смерть на родственников.

Как хоронят беременных женщин и девушек

Их не разделяют с плодом и хоронят вместе. Мать и ребенок до рождения единое целое, матери надевают светлое и свободное платье.

Молодых девушек хоронят в обычном платье, но сохранился обычай облачать молодых девушек в свадебный наряд. Ее готовят как невесту как к свадебной церемонии.

Если хоронят молодую замужнюю женщину, то с ее пальца снимают обручальное кольцо, одевают новое платье и покрывают голову. Также убирают украшение из серебра. Но личные вещи, например, такие, как очки, кладут в гроб, который делается с мягкой обивкой, в него кладется подушка и обязательно покрывало.

Для облачения православных женщин существуют особые предписания согласно церковным канонам.

В чем хоронят женщин православных:

  • платок,
  • светлый наряд,
  • чистое нижнее белье,
  • чулки и тапочки.

В любом случае, одеяние должно быть удобным. Можно учесть пожелание самой умершей, тапочки сменить на туфли, а платок на светлую шапочку.

Конечно, выбор одежды это дело чисто индивидуальное родственников и самой усопшей женщины. Но всегда по традициям погребения использовалось белое одеяние.

Покойницу выносят вперед ногами, а на место где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем стулья переворачивают на сутки. Прощаясь, родные и близкие люди целую в лоб, а на кладбище бросают в могилу горсть земли. Принято поминать покойника на третий, девятый и сороковой день, а также полгода и год.

Господь всегда с Вами!

Села Жуково и Белоногово всегда считались старообрядческими. Я попытался восстановить отличительные особенности похоронно-по-минального обряда старообрядцев часовенного согласия этих сел. Для этого использовал такие формы исследования, как анкетирование и наблюдение. К сожалению, жителей, знающих обряды, остались единицы; именно они и выступали в качестве источника информации.
Старообрядцы готовятся к смерти заранее. Перед смертью стараются обязательно исповедаться по «скитскому покаянию» наставнику. Приготавливают специальную погребальную одежду, которая называется «сряд» или «смертно». Ее готовят заранее. «У меня уж лет двадцать с лишним лежит, мама себе шила и мне приготовила. Шила на руках».
Саван и одежды - обязательно льняные или сатиновые, сшиты вручную, не «зарублены» (т.е. швы не подрублены). Саван представляет собой сшитое полотно с капюшоном. Мужская одежда состоит из рубахи до колен, кальсон и пояса, а женская из рубахи обязательно до пят, платка (чаще двух платков) и пояса. На ногах у мужчин - белые носки и тапочки, а у женщин - чулки и тапочки. Кроме того, готовилась пелена - узкая полоска белой ткани длиной около пяти метров, а также покров - отрез белой материи.
Обязательно готовят лестовку и новый нательный крестик с гайтаном. Наволочку на подушку шьют размером 20 на 30 см, набивая ее листьями березы и «богородской» травой (чабрецом).
По представлениям старообрядцев, умирать среди семейства в полной памяти, да еще на Пасху, является благодатью небесной для человека. Наши предки верили, что, если человек умирал быстро, то душа его попадала в рай, а если мучился перед смертью - значит, грехи велики и ему не миновать ада.
Полагали, что умирать легче всего на полу, куда стелили солому, а позднее - полотно. Стараясь помочь умирающему, открывали дверь, окно, печную трубу - дабы душе было легче отлететь. «Когда уж часовать-то начнет, дак читают канон на исход души, а когда отойдет - уж потом сразу обряжать его начинают» .
Омовение усопших в каждом селе совершают специально обученные люди, которые совершали этот обряд так, чтобы никто не видел тело умершего голым.
«Сколько вот мытарств в «Видении Григорьевом» описано - столь и тряпочек готовить надо». Обмывальные принадлежности: сосуд, ложку, тряпочки - по дороге на кладбище с молитвой опускали в реку или закапывали в могилу.
После омовения тело с пением ангельской песни полагалось в гроб. Постель умершего выносилась в курятник, «чтоб петухи опели», и оставалась три дня.
До начала 80-х годов пожилых старообрядцев хоронили в домовинах - деревянных долбленых колодах. Позднее стали делать гроб из досок, без железных гвоздей. В настоящее время традиция утрачена.
Гроб тканью не обивают. В доме, где лежит покойник, завешивают зеркало. Не топят печь, сторожат ночью покойника - т.е. обязательно кто-то сидит у гроба, не спит.
После положения в гроб до дня похорон над умершим читали Псалтырь по особому правилу, а в день похорон совершали погребение, или отпевание, во время которого все родственники умершего поочередно прощались с ним. После отпевания гроб закрывали и везли на кладбище.
Нередко на похороны приглашали специальных плакальщиц - женщин, знающих множество красивых и уместных плачей для любого случая. «Орина-то так умела разжалобить, что не хошь, а ревешь дурниной до беспамятства», - говорили о жуковской плакальщице односельчане.
Перед выносом гроба подают курицу через гроб, а затем отдают чужому, чтобы он молился за покойного. Нельзя проходить под гробом. Когда выносят гроб, нельзя касаться косяков двери (магия касания). Близкие родственники не должны нести гроб.
Сначала выносят крест, крышку, а потом - гроб. Кто несет крест, тому подают полотенце. Ставят гроб в ограде. Если умер не дома, то везут к дому прощаться.
К этому времени на кладбище (в селе Жуково - «на могилках», «за сопочкой») копальщики уже вырывали могилу. «Глубокую сильно не надо копать, до подмышек само то, чтоб вылезти потом можно было» . (Имеется в виду второе пришествие и воскресение всех мертвых).
После каждения могилы опускали гроб и забрасывали его землей, ставили крест с крышкой (голубец) и трижды обращались к умершему: «Помяни меня во царствии небесном, когда встанешь пред престолом Божьим!» Расходились не оглядываясь и шли в дом умершего, где устраивались поминки (поминальный обед).
Особым элементом похоронно-поминального обряда является соблюдение траура. Семейные нанимают на этот период «духовных», «божественных» - читать сорокоуст, а в третий, девятый, сороковой день и годовщину - совершать «панафиду» (панихиду).
В силу закрытого характера культуры старообрядцев традиционные элементы похоронно-поминального цикла приобрели статус кодекса, обязательного правила, аксиомы, которые необходимо соблюдать. Наблюдения со стороны, личные беседы дали возможность констатировать, что многие обрядовые действа выполняются «по правилу», «по закону», «как принято было», но смысловая основа многими уже забыта.
Таким образом, процесс размывания обрядовой основы коснулся естественным образом и старообрядцев, что подтверждает правомерность общего эволюционного процесса всех компонентов культуры.
СВ. Батуев,