Орест адамович кипренский художник биография. Школьная энциклопедия Описание картин кипренского

Автопортрет. 1828.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) - знаменитый русский художник-портретист, историч. живописец, график; представитель романтизма. Род. в дер. Нежново (Нежинская) Копорского уезда С.-Петерб. губ., принадлежавшей помещику А. С. Дьяконову, от крепостной. При рождении получил вольную, был крещен в Копорье, отсюда происходит первонач. его фамилия "Копорский", измененная затем на "Кипренский" (новая фамилия напоминала о Киприде - богине любви). Раннее детство провел в семье Адама Швальбе, крепостного Дьяконовых, за к-рого была выдана замуж мать К. (за воспитание К. Швальбе позже получил вольную). В 1788 был отдан в воспитанники Академии Художеств; занимался под руководством Г. И. Угрюмова, Д. Г. Левицкого, Г. Ф. Дуайена. В 1805 получил Большую золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле ". До 1809 пенсионер (стипендиат) Академии Художеств, в 1809-11 жил в Москве и Твери, с 1812 - акад., в 1815 стал советником АХ.

В ранний период творчество Кипренский находилось под влиянием Г. И. Угрюмова и Д. Г. Левицкого. В графических портретах участников Отечественной войны 1812 получило отражение романтическое восприятие образа. Прекрасный рисовальщик, он выработал свободную и динамичную романтическую манеру, выражающую внутреннею независимость человеческой личности, запечатлевая едва уловимые оттенки и движения чувств. С 1816 путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии, где его работы пользовались успехом; первым из русских художников Кипренский стал широко известен в Европе. Поездка в Италию заметно повлияла на творчество К., портреты художника приобретают большую определенность формы, обобщенность образа, манера письма становится более классичной. В 1823-28 жил в Петербурге. Умер в Италии.

Кипренский оказал большое воздействие на развитие русского портретного искусствава 1-й пол. 19 в., повлиял на творчество А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина. Как портретист Кипренский раскрыл индивидуальность русского человека, своего современника, утвердил идеал гармонич., деятельной, творческой личности. Наиболее известные работы Кипренский - портреты: А. К. Швальбе, А. А. Челищева, Е. Н. Ростопчиной, Е. В. Давыдова, Е. И. Чаплица, Е. С. Авдулиной, групповой портрет "Читатели газет в Неаполе" и др. Портрет А. С. Пушкина, написанный в Фонтанном доме, считается лучшим прижизненным портретом поэта.

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804

Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника. 1809

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.

Живопись долгие годы была единственным способом запечатлеть образ человека в веках. И мастерство художника играло огромную роль для тех, кто желал оставить свой след в истории. Нередко талантливо выполненный портрет приносил живописцу такую славу, что она переживала его самого.

Орест Адамович Кипренский известен как один из самых одаренных портретистов XIX века. Он принадлежит к числу немногих русских живописцев, чьи таланты были признаны за границей еще при жизни. Автопортрет Кипренского хранится в галерее Уффици, наряду с работами других выдающихся художников.

Судьба Ореста Кипренского во многом была примечательна. Он родился 24 марта 1782 года в Ораниенбаумском уезде в семье крепостного. Сын дворового человека мог никогда не увидеть мира за пределами родной Санкт-Петербургской губернии. Однако звезды сошлись так, что помещик Дьяконов, выдавший мать Ореста за своего слугу Адама Швальбе, разглядел в мальчике ростки большого таланта. Впечатленный этим открытием, он подписал ему вольную, и в возрасте шести лет отправил учиться в Воспитательное училище при Академии художеств. Этот билет в жизнь, да еще, пожалуй, имя Орест - дань тогдашним веяниям классицизма – вот и все, чем юный Кипренский был обязан Дьяконову. Сама же фамилия художника – псевдоним, взятый позднее. Упорно ходивший слух о том, что Дьяконов был отцом мальчика – всего лишь один из многих неподтвержденных фактов биографии живописца.

За годы учебы Орест Кипренский блистательно проявил себя во многих направлениях. В классе исторической живописи его наставниками были знаменитый Г.И. Угрюмов и мастер декоративной живописи Г.Ф. Дуайен. За свою выпускную работу «Дмитрий Донской на Куликовом поле» в 1805 году Академия присудила ему большую золотую медаль, а также право на заграничный пенсион.

Но в Европе бушевали наполеоновские войны, и обстановка была далека от спокойной. Поэтому Кипренский задержался в Москве, совершенствуя свой стиль. Позднее он все же провел несколько лет за границей, демонстрируя свои работы на выставках в Италии и во французских салонах.

Возможно, не всем нашим современникам знакома фамилия Кипренский, но портрет Александра Сергеевича Пушкина – одну из самых знаменитых работ его кисти – безусловно, знают очень многие.



Сам поэт был доволен видением художника, и даже посвятил ему несколько строк:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
…Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид…

Другой узнаваемой работой живописца является женский портрет с изображением главной героини одноименной повести Карамзина «Бедная Лиза».



Оба полотна относятся к периоду зрелого творчества художника, когда он уже приобрел собственный стиль, выработанный за годы упорных трудов. Что же касается ранних работ, то в них отчетливо прослеживается влияние фламандских мастеров, и по характеру они значительно отличаются от более поздних портретов.

Одним из них был портрет названного отца художника, Адама Швальбе. Выставленный в 1830 году на одной из выставок в Неаполе, он вызвал переполох среди ценителей искусства. Работу приписывали многим мастерам, например, и , ссылаясь на то, что в такой манере не способен писать ни один современный портретист. Кипренскому с огромным трудом удалось убедить критиков в своем авторстве.



Тем удивительнее, что человек, столь талантливый в отношении портретистики, всю жизнь считал своим признанием историческую живопись.

Почти десять лет - с 1813 по 1822 год - художник провел в Италии. Этот период оказался одним из наиболее плодотворных. Написанные им работы были по достоинству оценены европейской публикой, заказы следовали один за другим, а в 1820 году последовало предложение написать автопортрет для галереи Уффици.

Возвращение на родину было не столь триумфальным. Картины, созданные в Италии, запаздывали, и в России прежнего успеха уже не было. Правда, после застоя имя Кипренского вновь зазвучало, но ненадолго. Именно в тот период был создан знаменитый портрет Пушкина.

Но сердцем художник рвался обратно в Италию. И дело было вовсе не в признании и славе – в одном из монастырских приютов подрастала дочь натурщицы Кипренского, юная Мариучча (Анна-Мария Фалькуччи). Ради нее немолодой уже художник в 1828 году оставил навсегда родину, где к нему наконец-то вернулась известность, и даже принял католичество. Но семейное счастье было недолгим. Жизнь его уже клонилась к закату.



Орест Адамович Кипренский скончался после продолжительной болезни 17 октября 1936 года. Уже после смерти на свет появилась его дочь Клотильда. Но о ее судьбе, как и судьбе жены Кипренского, до нашего времени никаких сведений не сохранилось.

Творческое наследие Кипренского огромно. Оно включает сотни портретов известных людей той эпохи, написанных в его неподражаемой манере. Среди них изображения В.А. Жуковского, графини Ростопчиной, Е.В. Давыдова. Сохранилось также множество карандашных набросков крестьянских детей. Стиль, менявшийся со временем, приобретал новые черты и отражал жизненный опыт художника на всех этапах его творческого пути. Сложно переоценить вклад в искусство людей, подобных Кипренскому. Надпись на его надгробной стеле в Риме гласит:

«В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Орест Кипренский достиг вершин портретного мастерства и открыл своими произведениями путь в европейское искусство.

Автопортрет Ореста Кипренского первым из наших соотечественников вошел в коллекцию флорентийской галереи Уффици, где были собраны изображения лучших художников мира.

Орест Кипренский. Автопортрет (1820). Холст, масло. Галерея Уффици (Флоренция, Италия)

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

В биографии О. Кипренского в большой степени перепутаны правда и вымысел, сдобренные доброй долей клеветы. Поэтому некоторые моменты его жизни не до конца ясны. Однако известно, что мать его была крепостной помещика А.С. Дьяконова и, предположительно, именно он был отцом ребёнка. Через год после рождения сына её выдали замуж за дворового человека Адама Швальбе, который усыновил мальчика.

Орест Кипренский. Портрет А.К. Швальбе (1804). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.К. Швальбе (1742-1807) был крепостным помещика А.С. Дьяконова. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В их семье было ещё пятеро детей. После смерти А.С. Дьяконова в 1800 г. Швальбе получил вольную.
Портрет А.К. Швальбе – одна из ранних и лучших работ Кипренского. Считается, что он написан в рембрандтовском стиле – сочными густыми мазками, с резкой игрой света и тени. Мы видим суровое лицо умудрённого жизнью человека.
Автор не расставался с этим портретом и даже возил его с собой за границу.
Имя Орест дал ему помещик Дьяконов, фамилия Кипренский – вымышленная. Возможно, по имени греческой богини любви Киприды (Афродиты).
Заметив у маленького Ореста способности к рисованию, Дьяконов дал мальчику вольную и определил его в Воспитательное училище при Академии художеств. Затем Кипренский окончил Академии художеств в 1803 г. по классу исторической живописи. Юный художник был учеником известного русского живописца и портретиста Г.И. Угрюмова.

В Москве

В 1809 г. Кипренский приехал в Москву, познакомился с некоторыми известными людьми, писал много портретов. Именно здесь у него начинает вырабатываться свой стиль: индивидуальность конкретной личности передана в духе своей эпохи.

Орест Кипренский. Портрет мальчика А.А. Челищева (1809). Дерево, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Портрет написан яркими красками. В лице мальчика сочетаются непосредственность ребёнка и серьёзность взрослого. И это говорит о проницательности художника: в 15 лет А.А. Челищев уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в рядах русской армии дошёл до Парижа.
Особенно ярко обобщенный образ героя своего времени выражен в облике гусара Давыдова (1809).

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809). Холст, масло. 162 x 116 cм. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Давыдов изображён на большом холсте почти в рост. Это парадный портрет. Умное отважное лицо. Воин и одновременно мечтатель, романтик. Портрет написан во время наполеоновских войн, ещё не дошедших до России.
Давыдов стоит в небрежной картинной позе, но его образ полон мужественной грации. Главное внимание в портрете уделено лицу, общий колорит картины создаёт приподнятое настроение.

Графические портреты

В начале XIX в. получил распространение карандашный портрет как самостоятельный вид искусства. Кипренский активно занимается графикой, используя карандаш с добавлением мела, акварели, пастели.
Он создаёт галерею образов участников войны, офицеров, генералов, ополченцев. Каждый из портретов неповторим.

Орест Кипренский. Портрет А.Р. Томилова в форме ополченца (1813). Итальянский карандаш, бумагa. 24,7 x 19,8 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.Р. Томилов – друг Кипренского, меценат и коллекционер.

Орест Кипренский. Портрет П.А. Оленина (1813). Пастель, карандаш, бумага на картоне. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Орест Кипренский «Крестьянский мальчик» (1814). Белила, карандаш на бумаге. 23,7 х 20 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Возвратившись к живописи, в 1815 г. Кипренский пишет портрет поэта Жуковского в романтическом стиле.

Орест Кипренский. Портрет В.А. Жуковского (1815). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая.
8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской.
Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых.
Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества.
Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом?
Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года.
Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей.
В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница). Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Отъезд в Италию. Франция

Только в 1816 г. Кипренский смог воспользоваться своим пенсионерским правом – уехать в Италию. Но здесь его оклеветали: обвинили в связи с итальянскими карбонариями и в убийстве своей натурщицы. Зачем это было сделано – нам уже не узнать. Возможно, зависть к его творческому успеху. Возможно, реакция на его независимый характер.
В Италии ему позировала 10-летняя девочка Мариучча, к которой он сильно привязался и проявлял о ней заботу. Уезжая из Италии, О. Кипренский устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.

Орест Кипренский «Девочка в маковом венке» (1819). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Девочка на портрете облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка. Позировала художнику Мариучча.
В начале 1822 г. художник покинул Италию. Затем больше года он провёл во Франции. Здесь был написан портрет Е.С. Авдулиной.

Орест Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной (1822-1823). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Поэтичный образ женщины, одновременно хрупкий и холодный. Взгляд её направлен мимо зрителя, он создаёт впечатление отрешённости. Мастерски изображены детали костюма. Руки женщины сложены как у Джоконды Леонардо да Винчи, схожа и композиция портрета. Мастерски передан и богатый внутренний мир модели. Чувствуется, что это незаурядная женщина.
По пути в Петербург Кипренский задержался в Мариенбаде и здесь общался с И.-В. Гёте, дважды рисовал его.

Орест Кипренский. Портрет И.-В. Гёте (1823). Карандаш на бумаге. Государственный художественный музей им. А.С. Пушкина (Москва)

Возвращение в Петербург

В Петербург Кипренский возвратился лишь к лету 1823 г. Встреча с соотечественниками была неожиданно холодной. Отсутствие официального признания и общее отчуждение он переживал болезненно.
Сын крепостной актрисы П. Жемчуговой (её портрет написал Н. Аргунов) – Д.Н. Шереметев пригласил художника в свой дом, где он много и упорно работал. Его знали и писали о нём Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Вяземский, Гнедич, Пушкин и др., а он запечатлел их образы. Подробнее о портрете Пушкина читайте .

И снова Италия

Летом 1828 г. Кипренский уезжает в Италию. Он как будто бежал от самого себя. Но и здесь его встречают одни неудачи, а прежний успех забыт. Однако художник много и плодотворно работал, ездил по стране. Им выполнено много замечательных портретов, в том числе Б. Торвальдсена и Ф.А. Голицына.

Орест Кипренский. Портрет cкульптора Торвальдсена (1831). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Вернувшись в Италию, Кипренский разыскал Мариуччу (Анну-Марию Фалькуччи) и женился на ней. Ради этого он в июне 1836 г. принял католичество, а затем обвенчался с ней. Но жизнь его уже завершалась: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через 4 месяца после свадьбы в возрасте 54 лет. Спустя еще несколько месяцев родилась его дочь, Клотильда Кипренская, но судьба её неизвестна.
20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в его память. А молодой художник Александр Иванов писал своему отцу: «Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось».
В России же не опубликовали даже некролога.

.
Орест Кипренский родился 24 (13 по старому стилю) марта 1782 года на усадьбе Нежинской (ныне деревня Нежново), Санкт-Петербургской губернии. Орест был внебрачным сыном помещика А.С.Дьяконова. Матерью будущего художника была крепостная Анна Гаврилова.
Бытует легенда, будто бы помещик назвал своего сына в честь Ореста - персонажа Илиады, мстящего врагам своего отца. Схожая легенда ходит и о фамилии художника - будто бы она является отсылкой к древнегреческой богине .
В 1783 году, год спустя после рождения Ореста, Анна Гаврилова вышла замуж за крепостного Адама Швальбе, которого задним числом по документам записали отцом Ореста. Когда мальчику уже исполнилось 6 лет, от родного отца он получил вольную грамоту и был отправлен в - там его приняли под придуманной для сына Дьяконовым фамилией "Кипренский".
При академии Орест был воспитан и научен художественному ремеслу - главным его учителем был художник-портретист . Орест Кипренский учился в классе исторической живописи, но так и не сумел оставить значимый след в жанре исторической живописи. Своё обучение Кипренский закончил в 1803 году.
Бывший ученик быстро сумел прославиться на родине благодаря своим художественным портретам, оказавшимися невероятно притягательным и востребованными среди богатой аристократии.
Художник жил и работал преимущественно в , изредка отправляясь по делам в , или иные города. Длительное время художник прожил в : с 1816 по 1822 годы, а затем с 1828 года и до самой своей смерти в 1836 году.
В 1812 году Орест Адамович стал художником-академиком Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.
Громадную известность и популярность Кипренскому приносили исключительно его живописные и графические портреты, приводившие публику в восторг: разного рода знать и элита занимала очередь к Оресту Адамовичу, что доставляло ему некоторое неудовлетворение от своих трудов - художник страстно желал написать какое-нибудь значительное историческое полотно, однако его потуги на этом поприще не имели серьёзного успеха.
Единственной более-менее успешной исторической картиной Кипренского стала "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1805), за которую художнику была присвоена большая золотая медаль Академии художеств и право на оплачиваемую академией поездку за границу. В виду нестабильной политической и военной ситуации в Европе, Орест смог воспользоваться своим правом на поездку лишь в 1816 году. Целью своего назначения художник выбрал Италию.
Первый итальянский период Ореста Кипренского длился с 1816 по 1822 год. В это время он жил в основном в . Портреты руки Кипренского оказались также невероятно востребованы и среди итальянцев. Кипренский и его творчество вызывали у местных невероятный восторг, доходило даже до того, что некоторые мастистые итальянские художественные критики и коллекционеры сначала считали, что им показывают раннее неизвестные картины , а не произведения их русского современника, художника Ореста Кипренского.
Пребывание Кипренского в Италии было омрачено постоянными дрязгами с Андреем Яковлевичем Италинским (1743-1827) - немолодым русским послом в Риме. Русские художники-академики, пребывающие в Риме, крайне не любили Италинского - посол был уже стар, упрям как баран, обладал скверным характером и крайне злобно относится к молодым художникам: даже учредил за ними тайную слежку. Особенно сильно Италинский невзлюбил популярного у итальянцев Кипренского.
С большим удовольствием посол изучал слухи, распространяемые редкими недоброжелателями художника, дескать: "Кипренский убил и спрятал тело своей натурщицы", "Кипренский якшается с австрийскими шпионами", "Кипренский участвует в итальянском заговоре против Российской империи" и тому подобное... При наличии даже самого бредового слуха, Италинский начинал мурыжить Ореста Адамовича, требуя чистосердечного признания и раскаяния.
Хотя всё это были лишь ничем не подтверждаемые слухи, неадекватное внимание посла Андрея Италинского чрезмерно раздуло их и породило недоверие итальянцев к Кипренскому, что в итоге вынудило его покинуть Италию.
Во время первого своего пребывания в Италии, Орест Кипренский сблизился с местным семейством Фалькуччи. Для них он в 1819 году написал портрет Анны-Марии ("Мариуччи") - дочери главы семейства. Много позже (в 1836 году) она стала женой Кипренского.
В 1822 году художник покинул Италию и отправился обратно в Санкт-Петербург. По пути он надолго остановился в - провёл там около полутора лет. Париж художнику совершенно не понравился, о чём свидетельствует его переписка с архитектором Филиппом Фёдоровичем Эльсоном: "... В Париже очень весело жить тем, кто совсем не разумеют изящных художеств, а только любят девок, поваров и театры...".
В конце 1823 года художник вернулся в Санкт-Петербург, однако к тому моменту от былой его обширной популярности уже не осталось и следа - доносы Италинского в Петербург, основанные на слухах, отвратили от Кипренского большую часть публики... Поддержку впавшему в опалу художнику оказывали молодой граф Дмитрий Николаевич Шереметьев, поэт , меценат Алексей Романович Томилов и другие именитые общественные деятели того времени. Несмотря на оказываемую поддержку, художник все равно чувствовал сильную обиду на своих соотечественников, поверивших в клевету.
В 1828 году Кипренский решил вернуться в Италию, в надежде, что там плохие слухи уже рассеялись. К счастью Кипренского (и других русских художников в Италии), посол Италинский к тому моменту уже год как помер.
Дурные слухи о Кипренском к тому моменту действительно давно не ходили в народе, но неприятный осадочек в виде плохой репутации все равно остался, что не позволяло ему серьёзно подняться в Италии. Дополнительно Кипренскому мешало то, что в фаворе у итальянских аристократов в то время был другой русский художник - , тягаться с которым Кипренскому оказалось затруднительно.
Оказавшись не у дел как модный портретист, Орест Кипренский наконец смог сосредоточится на исторической живописи, но ничего путного в этом плане у него не выходило. Дела художника шли плохо: у него образовались большие долги, начала проявляться нездоровая тяга к алкоголю...
К 1836 году Кипренскому удалось взять себя в руки и он расплатился с долгами и в июне 1836 года взял в жёны Анну-Марию Фалькуччи - для этого ему пришлось принять католическую веру, иначе семья девушки не давала своего согласия на брак. Пара не прожила в браке даже полугода - в октябре художник скончался из-за воспаления лёгких. Уже после смерти Ореста, Анна-Мария родила от него дочь Камиллу.
Орест Адамович Кипренский умер 17 (5 по старому стилю) октября 1836 года в Риме из-за воспаления лёгких. Сие событие оказалось практически не замечено в - в газетах даже не опубликовали некролога, что было с печалью встречено многими художниками-академиками. Они считали, что Орест Кипренский был талантливейшим русским художником - одним из первых, кто в 19-м веке сумел подвинуть в сторону европейских мастеров, причём на их же территории, однако по воле впадающего в маразм злобного старикана-политика, художник был незаслуженно забыт своими же согражданами.

(1836-10-17 ) (54 года) Место смерти: Гражданство:

Российская империя

Жанр: Работы на Викискладе

Оре́ст Ада́мович Кипре́нский (13 () марта - 5 () октября ) - русский художник, график и живописец, мастер портрета .

Биография

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 () марта 1782 года на мызе Нежинской (д. Нежново, где установлена мемориальная доска, а в 2012 году планируется установка памятника) (близ Копорья , на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А.А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

1831 год отмечен работами «Неаполитанская девочка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе».

Галерея работ

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1814 - май 1816 года - дом Е. Ф. Муравьевой - набережная реки Фонтанки, 25;
  • 1823 - лето 1828 года - мастерская в правом крыле дворца Д. Н. Шереметьева - набережная реки Фонтанки, 34.

Современники об О. Кипренском

А. Н. Андреев. Из книги «Живопись и живописцы главнейших европейских школ.» 1857:

Орест Адамович Кипренский (1783-1836), профессор исторической живописи, один из самых лучших портретистов России, когда-либо существовавших, и достойный соперник лучших художников целой Европы. В Италии прозвали его «Русским Вандиком». Но это название не вполне характеризует и определяет нашего славного портретиста. Начав свое поприще под руководством Угрюмова с подражания своему учителю, он скоро обратился к Рубенсу и Рембрандту, стремясь слить обе кажущиеся противоположными их манеры, но скоро оставил их обоих и создал свой особенный стиль… Портреты Кипренского рассеяны по всей Европе; укажем только на самые известнейшие его произведения. В Эрмитаже: «Садовник» или иначе молодой Итальянский мальчик, лежащий на солнце в положении dolce far niente (сладостное ничегонеделание (итал.) и т. д.

Библиография

  • И. Кислякова. Орест Кипренский. Эпоха и герои. М.: Изобразительное искусство, 1977

Ссылки

  • Кипренский Орест Адамович. Биография и творчество художника на Artonline.ru (рус.)
  • Кипренский, Орест Адамович в библиотеке «Старатель»
  • Портрет садовника (рус.)
  • Портрет Давыдова (рус.)
  • Учитель Кипренского - Элизар Шенау (рус.)
  • Константин Георгиевич Паустовский. Орест Кипренский (рус.)
  • Галерея картин Ореста Кипренского, биография и анализ автопортретов (рус.)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 24 марта
  • Родившиеся в 1782 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербургской губернии
  • Родившиеся в Ленинградской области
  • Умершие 17 октября
  • Умершие в 1836 году
  • Умершие в Риме
  • Художники по алфавиту
  • Художники России XIX века
  • Художники-портретисты России
  • Художники романтизма
  • Выпускники Императорской Академии Художеств
  • Внебрачное потомство аристократов Российской империи
  • Русские в Италии
  • Похороненные в Риме
  • Принявшие католицизм православные
  • Крепостные деятели искусства и науки
  • Освобождённые крепостные

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кипренский, Орест Адамович" в других словарях:

    Орест Кипренский Автопортрет Дата рождения: 13 (24) марта 1782 Дата смерти: 5 (17) октября 1836) … Википедия

    - (1782 1836), русский живописец и график. Представитель романтизма. Учился в петербургской АХ (1788 1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена; пенсионер АХ (до 1809). Основной жанр творчества Кипренского портрет (А. А. Челищев, около 1809… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец и график, представитель романтизма. Внебрачный сын крепостной, К. в 1788 получил вольную и был определён в Воспитательное училище при… … Большая советская энциклопедия

    - (1782 1836) российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность (Автопортрет с кистями за ухом, ок. 1808 09; А. А. Челищев,… … Большой Энциклопедический словарь

    Кипренский (Орест Адамович) портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников, когда либо являвшихся в России. Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде Санкт… … Биографический словарь

    Кипренский Орест Адамович - (1782—1836), живописец и график; основоположник романтизма в русском искусстве XIX в. В 1812—28 жил в Петербурге (с перерывами). Учился в АХ (1788—1803); Академик с 1812. В многочисленных портретах, отличающихся многообразием… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1782 1836), живописец и график; основоположник романтизма в русском искусстве XIX в. В 1812 28 жил в Петербурге (с перерывами). Учился в АХ (1788 1803); Академик с 1812. В многочисленных портретах, отличающихся многообразием композиционных … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Профессор живописи, род. 13 марта 1783 г. на мызе Нежинской, около Копорья, Ораниенбаумского уезда Петербургской губ.; ум. 5 октября (ст. ст.) 1836 г. в Риме. Отец его, Адам Карлович Швальбе, был крепостным дворовым человеком бригадира A. С.… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1782 1836), российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского духовность, сложная внутренняя жизнь человека, его творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», около 1808 09;… … Энциклопедический словарь

    Кипренский, Орест Адамович - О.А. Кипренский. Автопортрет в полосатом халате. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782 1836), российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. В портретах современников романтическая приподнятость образа, эмоциональная полнота в раскрытии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь