Опоры лэп виды и классификация. Типы опор ЛЭП

Конструкция опор воздушных линий электропередачи

Конструкция опор

Конструкции опор воздушных линий электропередачи весьма разнообразны и зависят от материала, из которого изготавливается опора (металлическая, железобетонная, деревянная, стеклопластиковая), назначения опоры (промежуточная, угловая, транспозиционная, переходная и т.д.), от местных условий на трассе линии (населенная местнсть или ненаселенная, горные условия, участки с болотными или слабыми грунтами и т.п.), напряжения линии, количества цепей (одноцепная, двухцепная, многоцепная) и т.д.

В конструкции многих типов опор можно встретить следующие элементы:

  1. Стойка – является основным неотъемлемым элементом конструкции опоры, в отличие от остальных элементов которые могут отсутствовать. Стойка предназначена для обеспечения требуемых габаритов проводов (габарит провода - вертикальное расстояние от провода в пролёте до пересекаемых трассой инженерных сооружений, поверхности земли или воды). В конструкции опоры может быть одна, две, три и более стоек.

  2. а б

    Рисунок. Опоры ВЛ: а – двухстоечная опора; б – трехстоечная опора.

    Стойка металлических опор решетчатого типа называется стволом. Ствол обычно представляет собой четырехгранную усеченную решетчатую пирамиду, выполненную из профилей стального проката (уголка, полосы, листа), и состоит из пояса, решетки и диафрагмы. Решетка, в свою очередь, имеет стержни-раскосы и распорки, а также дополнительные связи.

    Рисунок. Элементы конструкции металлической опоры: 1 – пояс стойки опоры; 2 – стержни-раскосы, образующие решетку стойки; 3 – диафрагма; 4 – траверса; 5 – тросостойка.

  3. Подкосы – применяются для угловых, концевых, анкерных и ответвительных опор ВЛ напряжением до 10 кВ. Они воспринимают на себя часть нагрузки опоры от одностороннего тяжения провода.
  4. Рисунок. Угловая опора с двумя подкосами: 1 – стойка; 2 – подкос.

  5. Приставка (пасынок) – частично заглубляемая в грунт, нижняя часть конструкции комбинированной опоры ВЛ напряжением до 35 кВ, состоящей из деревянных стоек и железобетонных приставок.
  6. Раскосы – наклонные элементы опоры служащие для усиления её конструкции и соединяющие несколько элементов опоры между собой, например, стойку с траверсой, либо две стойки опоры.
  7. Рисунок. Элементы конструкции комбинированной опоры: 1 – деревянная стойка опоры; 2 – железобетонная приставка (пасынок); 3 – раскос; 4 – траверса.

  8. Траверса – обеспечивает крепление проводов линии электропередачи на определенном (допустимом) расстоянии от опоры и друг от друга.
  9. Рисунок. Траверсы опор: а - для ж/б опоры 10 кВ; б - для ж/б опоры 110 кВ.

    Чаще всего можно встретить траверсы в виде жесткой металлической конструкции, однако существуют также деревянные траверсы и траверсы из композитных материалов.

    Рисунок. Траверса опоры ВЛ 110 кВ из композитных материалов

    Кроме того, на V-образных опорах типа «набла» и П-образных опорах можно встретить так называемые гибкие траверсы.

    Рисунок. Опора ВЛ с «гибкой» траверсой

    В некоторых конструкциях опор траверсы могут отсутствовать, например, у деревянных или железобетонных опор ВЛ напряжением до 1 кВ, у опор ВЛ с самонесущими изолированными проводами напряжением до 1 кВ, у анкерных опор ВЛ любого напряжение, где каждая фаза крепится на отдельной стойке.

    Рисунок. Опора без траверсы

  10. Фундамент – конструкция, заделанная в грунт и передающая на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).
  11. Рисунок. Грибовидный железобетонный фундамент

    Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки; для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные, а при установке переходных опор и опор на болотах - монолитные бетонные фундаменты.

    Рисунок. Железобетонные сваи, применяемые в односвайных и многосвайных фундаментах опор ВЛ

    Рисунок. Опора ЛЭП на свайном фундаменте

  12. Ригель – увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор. Ригели увеличивают способность фундамента выдерживать горизонтальные нагрузки, действующие на опору, препятствуя ее опрокидыванию от сил тяжения проводов, при сооружении опор в слабом грунте.
  13. Рисунок. Грибовидный железобетонный фундамент (1) с тремя ригелями (2)

  14. Оттяжки – предназначены для повышения устойчивости опор и воспринимают на себя усилия от тяжения провода.
  15. Рисунок. Опора, закрепленная с помощью оттяжек

    Верхняя часть оттяжки крепится к стойке или траверсе опоры, а нижняя часть к якорю или железобетонной плите. Кроме того, в конструкцию оттяжки может входить натяжная муфта – талреп.

    Рисунок. Нижняя часть оттяжки

  16. Тросостойка – верхняя часть опоры, предназначенная для поддерживания грозозащитного троса. Обычно представляет собой трапециевидный шпиль на верхушке опоры. На опоре может быть одна или две тросостойки (на П-образных опорах), так же бывают опоры без тросостойки.

Чаще всего мы представляем себе опору ЛЭП в виде решетчатой конструкции. Лет 30 назад это был единственный вариант, да и в наши дни их продолжают строить. На место строительства привозят набор металлических уголков и шаг за шагом свинчивают из этих типовых элементов опору. Затем приезжает кран и ставит конструкцию вертикально. Такой процесс занимает довольно много времени, что сказывается на сроках прокладки линий, а сами эти опоры с унылыми решетчатыми силуэтами весьма недолговечны. Причина — слабая защита от коррозии. Технологическое несовершенство такой опоры дополняет простой бетонный фундамент. Если сделан он недобросовестно, например с применением раствора ненадлежащего качества, то спустя какое-то время бетон растрескается, в трещины попадет вода. Несколько циклов заморозки-оттаивания, и фундамент надо переделывать или серьезно ремонтировать.

Трубки вместо уголков

О том, что за альтернатива идет на смену традиционным опорам из черного металла, мы спросили представителей ПАО «Россети». «В нашей компании, которая является крупнейшим электросетевым оператором в России, — говорит специалист этой организации, — мы давно пытались найти решение проблем, связанных с решетчатыми опорами, и в конце 1990-х начали переходить на гранные опоры. Это цилиндрические стойки из гнутого профиля, фактически трубы, в поперечном сечении имеющие вид многогранника. Кроме того, мы стали применять новые методы антикоррозионной защиты, в основном метод горячего цинкования. Это электрохимический способ нанесения защитного покрытия на металл. В агрессивной среде слой цинка истончается, но несущая часть опоры остается невредимой».

Помимо большей долговечности новые опоры отличаются еще и простотой монтажа. Никаких уголков больше свинчивать не надо: трубчатые элементы будущей опоры просто вставляются друг в друга, затем соединение закрепляется. Смонтировать такую конструкцию можно в восемь-десять раз быстрее, чем собрать решетчатую. Соответствующие преобразования претерпели и фундаменты. Вместо обычного бетонного стали применять так называемые сваи-оболочки. Конструкция опускается в землю, к ней крепится ответный фланец, а на него уже ставится сама опора. Расчетный срок службы таких опор — до 70 лет, то есть примерно в два раза больше, чем у решетчатых.


Опоры электрических воздушных линий мы обычно представляем себе именно так. Однако классическая решетчатая конструкция постепенно уступает место более прогрессивным вариантам — многогранным опорам и опорам из композитных материалов.

Почему гудят провода

А провода? Они висят высоко над землей и издали похожи на толстые монолитные тросы. На самом деле высоковольтные провода свиты из проволоки. Обычный и повсеместно применяемый провод имеет стальной сердечник, который обеспечивает конструктивную прочность и находится в окружении алюминиевой проволоки, так называемых внешних повивов, через которые передается токовая нагрузка. Между сталью и алюминием проложена смазка. Она нужна для того, чтобы уменьшить трение между сталью и алюминием — материалами, имеющими разный коэффициент теплового расширения. Но поскольку алюминиевая проволока имеет круглое сечение, витки прилегают друг к другу неплотно, поверхность провода имеет выраженный рельеф. У этого недостатка есть два последствия. Во‑первых, в щели между витками проникает влага и вымывает смазку. Трение усиливается, и создаются условия для коррозии. В результате срок службы такого провода составляет не более 12 лет. Чтобы продлить срок службы, на провод порой надевают ремонтные манжеты, которые также могут стать причинами проблем (об этом чуть ниже). Кроме того, такая конструкция провода способствует созданию вблизи воздушной линии хорошо различимого гула. Происходит он из-за того, что переменное напряжение 50 Гц рождает переменное магнитное поле, которое заставляет отдельные жилы в проводе вибрировать, что влечет их соударения друг с другом, и мы слышим характерное гудение. В странах ЕС такой шум считается акустическим загрязнением, и с ним борются. Теперь такая борьба началась и у нас.


«Старые провода мы сейчас хотим заменить на провода новой конструкции, которую разрабатываем, — говорит представитель ПАО «Россети». — Это тоже сталь-алюминиевые провода, но проволока там применяется не круглого сечения, а скорее трапециевидного. Повив получается плотным, а поверхность провода гладкая, без щелей. Влага внутрь попасть почти не может, смазка не вымывается, сердечник не ржавеет, и срок службы такого провода приближается к тридцати годам. Провода схожей конструкции уже используются в таких странах, как Финляндия и Австрия. Линии с новыми проводами есть и в России — в Калужской области. Это линия «Орбита-Спутник» длиной 37 км. Причем там провода имеют не просто гладкую поверхность, но и другой сердечник. Он выполнен не из стали, а из стекловолокна. Такой провод легче, но прочнее на разрыв, чем обычный сталь-алюминиевый».

Однако самым последним конструкторским достижением в данной области можно считать провод, созданный американским концерном 3M. В этих проводах несущая способность обеспечивается только токопроводящими повивами. Там нет сердечника, но сами повивы армированы оксидом алюминия, чем достигается высокая прочность. У этого провода прекрасная несущая способность, и при стандартных опорах он за счет своей прочности и малого веса может выдерживать пролеты длиной до 700 м (стандарт 250−300 м). Кроме того, провод очень стоек к тепловым нагрузкам, что обусловливает его использование в южных штатах США и, например, в Италии. Однако у провода от 3M есть один существенный минус — слишком высокая цена.


Оригинальные «дизайнерские» опоры служат несомненным украшением ландшафта, однако вряд ли они получат широкое распространение. В приоритете у электросетевых компаний надежность передачи энергии, а не дорогостоящие «скульптуры».

Лед и струны

У воздушных линий электропередач есть свои естественные враги. Один из них — обледенение проводов. Особенно это бедствие характерно для южных районов России. При температуре около нуля капли измороси падают на провод и замерзают на нем. Происходит образование кристаллической шапки на верхней части провода. Но это только начало. Шапка под своей тяжестью постепенно проворачивает провод, подставляя замерзающей влаге другую сторону. Рано или поздно вокруг провода образуется ледяная муфта, и если вес муфты превысит 200 кг на метр, провод оборвется и кто-то останется без света. В компании «Россети» есть свое ноу-хау по борьбе со льдом. Участок линии с обледеневшими проводами отключается от линии, но подключается к источнику постоянного тока. При использовании постоянного тока омическое сопротивление провода можно практически не учитывать и пропускать токи, скажем, в два раза сильнее, чем расчетное значение для переменного тока. Провод нагревается, и лед плавится. Провода сбрасывают ненужный груз. Но если на проводах есть ремонтные муфты, то возникает дополнительное сопротивление, и вот тогда провод может и перегореть.


Другой враг — высокочастотные и низкочастотные колебания. Натянутый провод воздушной линии — это струна, которая под воздействием ветра начинает вибрировать с высокой частотой. Если эта частота совпадет с собственной частотой провода и произойдет совмещение амплитуд, провод может порваться. Чтобы справиться с данной проблемой, на линиях устанавливают специальные устройства — гасители вибрации, имеющие вид тросика с двумя грузиками. Эта конструкция, имеющая свою частоту колебаний, расстраивает амплитуды и гасит вибрацию.

С низкочастотными колебаниями связан такой вредный эффект, как «пляска проводов». Когда на линии происходит обрыв (например, из-за образовавшегося льда), возникают колебания проводов, которые идут волной дальше, через несколько пролетов. В результате могут погнуться или даже упасть пять-семь опор, составляющих анкерный пролет (расстояние между двумя опорами с жестким креплением провода). Известное средство борьбы с «пляской» — установление межфазных распорок между соседними проводами. При наличии распорки провода будут взаимно гасить свои колебания. Другой вариант — использование на линии опор из композитных материалов, в частности из стеклопластика. В отличие от металлических опор, композитная имеет свойство упругой деформации и легко «отыграет» колебания проводов, нагнувшись, а затем восстановив вертикальное положение. Такая опора может предотвратить каскадное падение целого участка линии.


На фото отчетливо видна разница между традиционным высоковольтным проводом и проводом новой конструкции. Вместо проволоки круглого сечения использована предварительно деформированная проволока, а место стального сердечника занял сердечник из композита.

Опоры-уникумы

Разумеется, существуют разного рода уникальные случаи, связанные с прокладкой воздушных линий. Например, при установке опор в обводненный грунт или в условиях вечной мерзлоты обычные сваи-оболочки для фундамента не подойдут. Тогда используются винтовые сваи, которые ввинчивают в грунт как шуруп, чтобы достичь максимально прочного основания. Особый случай — это прохождение ЛЭП широких водных преград. Там используются специальные высотные опоры, которые весят раз в десять больше обычных и имеют высоту 250−270 м. Поскольку длина пролета может составлять более двух километров, применяется особый провод с усиленным сердечником, который дополнительно поддерживается грузотросом. Так устроен, например, переход ЛЭП через Каму с длиной пролета 2250 м.


Отдельную группу опор представляют конструкции, призванные не только держать провода, но и нести в себе определенную эстетическую ценность, например опоры-скульптуры. В 2006 году компания «Россети» инициировала проект с целью разработать опоры с оригинальным дизайном. Были интересные работы, но авторы их, дизайнеры, часто не могли оценить возможность и технологичность инженерного воплощения этих конструкций. Вообще надо сказать, что опоры, в которые вложен художественный замысел, как, например, опоры-фигуры в Сочи, обычно устанавливаются не по инициативе сетевых компаний, а по заказу каких-то сторонних коммерческих или государственных организаций. Например, в США популярна опора в виде буквы M, стилизованной под логотип сети фастфуда «Макдоналдс».

Опоры высоковольтных линий электропередач служат для надежного крепления и необходимого натяжения электропроводов, по которым вырабатываемая электростанциями электрическая энергия передается потребителям на большие расстояния.

По своему назначению и применяемому способу крепления электропроводов опоры ЛЭП бывают:

  • промежуточного типа;
  • анкерного типа;
  • углового типа;
  • концевого типа;
  • специального типа.

Каждый вид этих опор обладает своими конструкционными и функциональными особенностями и может применяться в определенных ситуациях в соответствии со своим назначением.

Промежуточные опоры ЛЭП

Являются самым распространенным видом опор, применяемых для монтажа высоковольтных линий электропередач. Электропровода крепятся на них в специальных поддерживающих зажимах в виде вертикально расположенных подвесных изоляторов, воспринимающих горизонтальные нагрузки от веса проводов и тросов и ветрового воздействия. На продольное усилие от натяжения проводов между опорами они не рассчитаны. Устанавливаются такие опоры на прямолинейных участках и при небольших углах поворота магистральных трасс ЛЭП.

Анкерные опоры ЛЭП

Обеспечивают крепление электропроводов с их продольным регулируемым натяжением при помощи специальных натяжных приспособлений. Конструкция данного типа опор отличается повышенной жесткостью и особой прочностью, так как кроме поперечных горизонтальных и вертикальных нагрузок на них действует и продольная горизонтальная нагрузка, соответствующая усилию натяжения проводов. Такой вид опор применяется на прямолинейных участках линий электропередач при их пересечении естественных преград или инженерных сооружений, а также на местах изменения направления магистральных трасс при больших углах поворота (более 30 градусов) .

Угловые опоры ЛЭП

Применяются в местах изменения направления магистральных линий электропередач. При небольших значениях углов поворота (до 20–30 градусов), обеспечивающих небольшую нагрузку на конструктивные элементы применяются угловые опоры промежуточного типа. При больших углах поворота используются угловые с анкерным типом крепления проводов.

Концевые опоры ЛЭП

Устанавливаются на начале и конце высоковольтных линий электропередач для подключения основных и промежуточных трансформаторных подстанций и потребителей электроэнергии. На них используется анкерный тип крепления электропроводов, обеспечивающий их одностороннее натяжение.

Специальные опоры ЛЭП

Используются в определенных ситуациях и в свою очередь подразделяются на:

  • транспозиционные опоры, позволяющие изменять порядок расположения электропроводов в линиях электропередач;
  • ответвительные опоры, обеспечивающие подключение дополнительных ответвлений от магистральной трассы;
  • перекрёстные опоры, используемые в случае взаимного пересечения линий электропередач в разных направлениях;
  • переходные опоры ЛЭП, применяемые при пересечении линий электропередач с естественными преградами или различными инженерными сооружениями.

В зависимости от наибольшей допустимой мощности электроэнергии, передаваемой по высоковольтной линии потребителям, опоры классифицируются на следующие категории:

  • опоры ЛЭП 35 кв;
  • опоры ЛЭП 110 кв;
  • опоры ЛЭП 220 кв;
  • опоры ЛЭП 330 кв.

Чем выше мощность предаваемой по высоковольтной линии электроэнергии, тем больше сечение и вес используемых при этом электропроводов и тем прочнее и надежнее должна быть конструкция опор.

Обращаясь к нам, вы получаете

yarsmp.ru

Типы опор ЛЭП

Виды опор ВЛ

Услуги по изготовлению металлоконструкций опор ЛЭП, производству металлоизделий, услуги по металлообработке на заказ предоставляются компанией "Схид-будконструкция", Украина.

Какие типы опор ЛЭП существуют?

При производстве металлоконструкций ЛЭП различают сдующие типы опор ВЛ: промежуточные опоры ЛЭП, анкерные опоры ЛЭП, угловые опоры ЛЭП и специальные металлоизделия для ЛЭП. Разновидности типов конструкций воздушных линий электропередач, являющиеся наиболее многочисленными на всех ЛЭП, это промежуточные опоры, которые предназначены для поддерживания проводов на прямых участках трассы. Все высоковольтные провода крепятся к траверсам ЛЭП через поддерживающие гирлянды изоляторов и другие конструктивные элементы воздушных линий электропередач. В нормальном режиме опоры ВЛ этого типа воспринимают нагрузки от веса смежных полупролетов проводов и тросов, веса изоляторов, линейной арматуры и отдельных элементов опор, а также ветровые нагрузки, обусловленные давлением ветра на провода, тросы и саму металлоконструкцию ЛЭП. В аварийном режиме конструкции промежуточных опор ЛЭП должны выдерживать напряжения, возникающие при обрыве одного провода или троса.

Расстояние между двумя соседними промежуточными опорами ВЛ называется промежуточным пролетом. Угловые опоры ВЛ могут быть промежуточными и анкерными. Промежуточные угловые элементы ЛЭП применяют обычно при небольших углах поворота трассы (до 20°). Устанавливаются анкерные или промежуточные угловые элементы ЛЭП на участках трассы линии, где меняется ее направление. Промежуточные угловые опоры ВЛ в нормальном режиме, кроме нагрузок, действующих на обычные промежуточные элементы ЛЭП, воспринимают суммарные усилия от тяжения проводов и тросов в смежных пролетах, приложенные в точках их подвеса по биссектрисе угла поворота линии ЛЭП. Число анкерных угловых опор ВЛ составляет обычно небольшой процент от общего числа на линии (10… 15%). Применение их обуславливается условиями монтажа линий, требованиями, предъявляемыми к пересечениям линий с различными объектами, естественными препятствиями, т. е. они применяются, например в горной местности, а также когда промежуточные угловые элементы не обеспечивают требуемой надежности. Используются анкерные угловые опоры и в качестве концевых, с которых провода линии идут в распределительное устройство подстанции или станции. На линиях, проходящих в населенной местности, число анкерных угловых элементов ЛЭП также увеличивается. Провода ВЛ крепятся через натяжные гирлянды изоляторов. В нормальном режиме на эти опоры леп, кроме нагрузок, указанных для промежуточных элементов леп, действуют разность тяжений по проводам и тросам в смежных пролетах и равнодействующая сил тяжения по проводам и тросам. Обычно все опоры анкерного типа устанавливаются так, чтобы равнодействующая сил тяжения была направлена по оси траверсы опоры. В аварийном режиме анкерные стойки ЛЭП должны выдерживать обрыв двух проводов или тросов. Расстояние между двумя соседними анкерными опорами ЛЭП называют анкерным пролетом. Ответвительные элементы ЛЭП предназначены для выполнения ответвлений от магистральных воздушных линий при необходимости электроснабжения потребителей, находящихся на некотором расстоянии от трассы. Перекрестные элементы применяются для выполнения на них скрещивания проводов ВЛ двух направлений. Концевые стойки ВЛ устанавливаются в начале и конце воздушной линии. Они воспринимают направленные вдоль линии усилия, создаваемые нормальным односторонним тяжением проводов. Для воздушных линий применяются также анкерные опоры ЛЭП, имеющие повышенную по сравнению с перечисленными выше типами стойки прочность и более сложную конструкцию. Для воздушных линий с напряжением до 1 кВ в основном применяются железобетонные стойки.

Какие бывают опоры ЛЭП? Классификация разновидностей

По способу закрепления в грунте классифицируют:

Опоры ВЛ, устанавливаемые непосредственно в грунт - Опоры ЛЭП, устанавливаемые на фундаменты Разновидности опор ЛЭП по конструкции:

Свободностоящие опоры ЛЭП - Столбы с оттяжками

По количеству цепей классифицируют опоры ЛЭП:

Одноцепные - Двухцепные - Многоцепные

Унифицированные опоры ЛЭП

На основании многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов и проводится их унификация.

Обозначение опор ЛЭП

Какие виды опор применяют для сооружения вл?

Для металлических и железобетонных опор ВЛ 10 - 330 кВ принята следующая система обозначения.

П, ПС - промежуточные опоры

ПВС - промежуточные опоры с внутренними связями

ПУ, ПУС - промежуточные угловые

ПП - промежуточные переходные

У, УС - анкерно-угловые

К, КС - концевые

Б - железобетонные

М - Многогранные

Опоры ВЛ как маркируются?

Цифры после букв в маркировке обозначают класс напряжения. Наличие буквы «т» указывает на тросостойку с двумя тросами. Цифра через дефис в маркировке опор ВЛ указывает количество цепей: нечётное, например единица в нумерации опоры ЛЭП - одноцепная линия, четное число в нумерации - двух и многоцепные. Цифра через «+» в нумерации означает высоту приставки к базовой опоре (применимо к металлическим).

Например, условные обозначения опор ВЛ:У110-2+14 - Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой 14 метров ПМ220-1 - Промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора У220-2т - Металлическая анкерно-угловаяПБ110-4 - Промежуточная железобетонная

sbk.ltd.ua

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПОР ЛЭП ПО ОБЩЕМУ ВИДУ

? LiveJournal
  • Ratings
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

novoklimov.livejournal.com

ЭлектрО - Виды опор

ВИДЫ ОПОР

Опоры бывают анкерными (в том числе концевыми), промежуточ­ными, угловыми, транспозиционными и специальными. Примене­ние того или иного вида опор диктуется их назначением, которое в свою очередь зависит от места установки опор на трассе воздушной линии.

Анкерные опоры устанавливают для жесткого закреп­ления проводов в особо ответственных точках линии (на концах линии, на концах прямых ее участков, на пересечениях особо важ­ных инженерных сооружений и больших водоемов). Анкерные опоры должны выдерживать одностороннее тяжение двух проводов. В наихудших условиях находятся концевые анкерные опоры, устанавливаемые при выходе линии с электростанции или на подходах к подстанции. Эти опоры испытывают одностороннее тяжение всех проводов со стороны линии, так как тяжение проводов со стороны портала незначительно.

Рис. 1. Анкерная деревянная опора линии напряжением 110 кВ.

На рис. 1 показана деревян­ная анкерная опора для линий передачи напряжением 110 кВ, предназначенная для прямых участков трассы.

Анкерные опоры значительно сложнее и дороже промежуточных, и поэтому число их на каждой линии должно быть минимальным. На прямых участках линий напряжением выше 1000 В с глухими зажимами расстояние между анкерными опорами практически достигает 10-15 км и нормами не ограничивается.

Промежуточные опоры (рис. 2 и 3) служат для поддержания провода на прямых участках линии в анкерном пролете. Промежуточная опора дешевле опор других типов и проще их в изго­товлении, так как благодаря одинако­вому тяжению проводов по обеим сторо­нам она в нормальном режиме (т. е. при необорванных проводах) не испытывает усилий вдоль линии. Характерная осо­бенность промежуточных опор - их массовость; они составляют не менее 80-90% общего числа опор воздуш­ной линии. Вот почему при проек­тировании воздушных линий надо об­ращать особое внимание на выбор наибо­лее экономичного типа промежуточных опор.

Рис. 2. Промежуточная деревянная опора на бестросовой линии напряжением 110 кВ.

Рис. 3. Промежуточная свободностоящая металлическая опора двухцепной линии напряжением 220 кВ.

Угловые опоры устанавливают в точках поворота линии. Углом поворота линии называется угол α (рис. 4), дополнительный до 180° к внутреннему углу β линии. Траверсы угловой опоры устанавливают по бис­сектрисе угла β.

Чаще всего применяют угловые опоры анкерного типа (рис. 5, а). При углах поворота до 60° можно устанавливать одностоечные железобетонные опоры с оттяжками (рис. 5, б), а при углах поворота до 20° и ровном профиле трассы разрешается вместо угловых применять промежуточные опоры, соответственно изме­нив способ закрепления проводов.

Рис. 4. Угол поворота линии электропередачи: 1 – ноги опоры; 2 – траверса; 3 – петля.

Рис. 5. Угловые опоры: а – анкерная портальная на линии напряжением 220 кВ; б – одностоечная железобетонная с оттяжками на одноцепной линии напряжением 110 кВ.

Транспозиционные опоры применяют для транс­позиции проводов. На рис. 6 представлена транспозиционная опора одноцепной линии напряжением 220 кВ, а на рис. 7 - транспозиция проводов на опо­ре двухцепной линии.

Рис. 6. Транспозиционная опора одноцепной линии напряжением 220 кВ.

Рис. 7. Транспозиция проводов на опоре двухцепной линии.

Специальные опоры бывают двух типов: пере­ходные (рис. 8) - для больших пролетов (пересечения рек, ущелий, озер и др.) и ответвительные (рис. 9).- когда требуется глухое ответвление от линии.

Рис. 8. Переходная опо­ра.

Рис. 9. Ответвительная опора двухцеп­ной линии напряжением 110 кВ.

По материалу изготовления опоры воздушных линий бы­вают деревянные, железобетон­ные и металлические.

Деревянные опоры просты в изготовлении и дешевы.

В нашей стране их делают из сосны, листвен­ницы. Недостаток этих опор - их недолговечность, объясняющаяся гниением древесины, т. е. разрушением ее особыми грибками. Наиболее подвержены поражениям нижние части столбов, вка­пываемые в грунт, а также врубки в дереве и места болтовых сое­динений. Срок службы тех частей опор из непропитанной сосны, которые находятся у поверхности земли, составляет в среднем 3-5 лет. Срок службы деревянных опор можно повысить, если готовые деревянные детали пропитать антисептиками (креозотом, антраценовым маслом) и тем предотвратить развитие грибков в древесине. Заводская пропитка увеличивает срок службы дере­вянных опор до 15-20 лет.

Деревянные опоры применяют при строительстве одноцепных линий напряжением до 220 кВ включительно. Из экономи­ческих соображений опоры делают в большинстве случаев состав­ными. Нога опоры состоит из двух частей: длинной (основной стойки) и короткой (пасынка). Пасынок соединяют со стойкой двумя бандажами из стальной проволоки диаметром 4-6 мм. Для натяжки бандажа служат металлические накладки, стягиваемые сквозными болтами. Соприкасающиеся места пасынка и основной стойки затесывают так, чтобы они плотнее прилегали друг к другу. В грунт пасынок заделывают на глубину 1,8 м для опор линий передачи напряжением до 10 кВ и 2,5 м для линий 35-220 кВ.

Рис. 10. Одностоечные деревянные опо­ры бестросовых линий напряжением 6-10 кВ (размеры в метрах).

Деревянные опоры линий передачи напряжением до 10 кВ изготавливают одностоечными, изоляторы закрепляют на крюках (рис. 10, а). Для проводов средних сечений изоляторы крепятся на штырях (рис. 10, б). На линиях напряжением 110 кВ и на боль­шинстве линий напряжением 35 кВ устанавливают двухстоечные опоры П-образного типа (см. рис. 2).

Деревянные опоры для ли­ний электропередачи приме­няют главным образом в рай­онах, богатых строевым лесом, где влажность воздуха незна­чительная и среднегодовая температура не выходит за пределы от 0 до + 5° С. Для увеличения срока службы деревянных опор их делают преимущественно с железобетонными па­сынками. В торфянистых и слабых грунтах в качестве пасынков при­меняют железобетонные сваи.

Железобетонные опоры долговечнее деревянных, требуют меньше металла, чем металлические, просты в обслужи­вании и поэтому получили в последнее время широкое применение на линиях электропередачи всех напряжений до 500 кВ включи­тельно.

На одноцепных линиях напряжением 6-10 кВ применяются одностоечные свободностоящие опоры из вибробетона, прямо­угольного сечения. Провода крепятся на штыревых изоляторах, установленных на горизонтальной металлической траверсе и приваренной к ней вертикальной стойке (верхний провод). Одностоеч­ные опоры для линий 35 кВ с большим сечением проводов и для линий 110-330 кВ изготовляют из центрифугированного бетона, с металлическими траверсами. Одностоечные опоры бывают как свободностоящие (рис. 11), так и на оттяжках (рис. 12).

Рис. 11. Одностоечная свободностоящая железобетонная опора двухцепной линии напряжением 110 кВ.

Рис. 13. Портальная промежуточная железобетонная опора с оттяжками линии напряжением 330 кВ.

При горизонтальном расположении проводов на линиях напря­жением 330-500 кВ применяют портальные железобетонные промежуточные опоры на оттяжках (рис. 13). Опоры устанавливают на железобетонных фундаментах с шарнирами в опорных точках стоек. Фундаменты заделывают в грунт с таким наклоном, чтобы оси стоек опоры и оси фундаментов совпадали. Оттяжки делают из стального спирального каната. Нижние концы оттяжек при­крепляют к заделанным в грунт якорным плитам с помощью специальных U-образных анкерных тяг с нарезкой на концах для регулирования натяжения.

Металлические опоры применяют на линиях напряжением 35 кВ и выше. Эти опоры требуют затраты большого количества металла и регулярной окраски в процессе эксплуатации для защиты от коррозии. Изготавливают их из стали 3 с дополни­тельными гарантиями прочности.

Металлические опоры преимущественно используют в горных районах и в другой труднодоступной местности, так как они транс­портируются отдельными секциями. Устанавливают металличе­ские опоры на железобетонных фундаментах, которые могут быть монолитными (сплошными), сборными и свайными. Монолитные фундаменты изготавливают па месте установки опоры, а свайные и сборные - на заводах. При нормальном грунте, т. е. при отсут­ствии скалы, плывунов, болот и т. п., предпочтение отдают свай­ным железобетонным фунда­ментам, так как их погруже­ние в грунт осуществимо механизированным способом (например, при помощи ви­бропогружателей).

На рис. 14 показана ан­керная металлическая опора с широкой базой для двухцепной линии напряжением 110 кВ, а на рис. 15 - угловая анкерная опора для линии напряжением 500 кВ.

Рис. 17. Промежуточные метал­лические опоры двухцепных ли­ний: а - напряжением 220 кВ; б - 330 кВ; (размеры в метрах).

ellectroi.ucoz.ru

Виды и типы опор воздушных линий электропередачи - Школа для электрика: устройство, монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт электрооборудования

Виды и типы опор воздушных линий электропередачи

В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные. на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах,

б) опоры анкерного типа. служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

Расстояние между опорами воздушных линий электропередачи (ЛЭП) называется пролетом. а расстояние менаду опорами анкерного типа - анкерованным участком (рис. 1).

В соответствии с требованиями ПУЭ пересечения некоторых инженерных сооружений, например железных дорог общего пользования, необходимо выполнять на опорах анкерного типа. На углах поворота линии устанавливаются угловые опоры, на которых провода могут быть подвешены в поддерживающих или натяжных зажимах. Таким образом, две основные группы опор - промежуточные и анкерные - разбиваются на типы, имеющие специальное назначение.

Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные - от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.

При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.

Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. Поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов до 10 - 20°. При больших углах поворота устанавливаются анкерные угловые опоры.

Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ

Анкерные опоры. На линиях с подвесными изоляторами провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд. Эти гирлянды являются как бы продолжением провода и передают его тяжение на опору. На линиях со штыревыми изоляторами провода закрепляются на анкерных опорах усиленной вязкой или специальными зажимами, обеспечивающими передачу полного тяжения провода на опору через штыревые изоляторы.

При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.

Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа

В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение проводов и тросов ВЛ.

Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные. служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах, ответвительные - для выполнения ответвлений от основной линии, опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.

Основным типом опор на воздушных линиях являются промежуточные, число которых обычно составляет 85 -90% общего числа опор.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках. Оттяжки обычно выполняются из стальных тросов. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также конструкции опор из алюминиевых сплавов.

Конструкции опор ВЛ

  1. Деревянная опора ЛОП 6 кВ (рис. 4) - одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры. Дополнительные элементы конструкции опоры: подвесная гирлянда с подвесным зажимом, траверса, раскосы.
  2. Железобетонные опоры выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из центрифугированного железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземллителем на каждой опоре (для молниезащиты линии). С помощью заземляющего штыря трос связан с заземлителем (проводник в виде трубы, забитой в землю рядом с опорой). Трос служит для защиты линий от прямых ударов молнии. Другие элементы: стойка (ствол), тяга, траверса, тросостойка.
  3. Металлические (стальные) опоры (рис. 5) применяются при напряжении 220 кВ и более.

Рис. 4. Деревянная одностоечная промежуточная опора ЛЭП 6 кВ: 1 - опоры, 2 - пасынок, 3 - бандажа, 4 - крюка, 5 - штыревых изоляторов, 6 - провода

fix-builder.ru

типы опор ЛЭП | electric-zone.ru

Типы опор линий электропередач (по роду материала).

Март 27th, 2012 Vadim

По роду материала различают следующие типы опор ЛЭП: железобетонные, деревянные (пропитанные) и металлические опоры.

Деревянные опоры в наше время устарели и уже не применяются. Раньше они применялись на ВЛ напряжением до 220 кВ включительно. Такие опоры обычно изготовливались из сосны и лиственницы. Срок службы сосновых опор 5-7 лет, а из лист­венницы 15 -25 лет. Для повышения срока службы деревянные опоры пропитывали антисептиками, предотвращающими гниение В зависимости от концентрации пропиточного состава и способа пропитки срок службы опор из сосны повышается до 15-25 лет. Для таких опор вместо деревянных пасынков применяли железо­бетонные. что еще более увеличивает срок их службы. Пример на рисунке 1.

Рисунок 1. Дере­вянная П-образная промежуточная опора для одноцепний линии передачи 110 кВ

Железобетонные опоры изготовляют из центрифуги­рованного железобетона, при этом достигается экономия металла. Опоры выполняют конусообразными с небольшим наклоном обра­зующих. изготовляют их в заводских условиях на специальных станках. Длина стойки опоры 20-25 м. Такие опоры используют на линиях напряжением 35 и 110 кВ. Их устанавливают краном в котлован цилиндрической формы, вырытый буровой машиной. На линиях напряжением 220 и 500 кВ применяют также П-образные опоры с оттяжками. Пример на рисунке 2.

Рисунок 2. Железобетонная П-образная промежуточная опора для одноцепний линии передачи 220 кВ.

Металлические опоры изготовляют из стали марок СтЗ, Ст5 и низколегированной стали. Они прочны и надежны, но требуют-больших затрат металла. Для зашиты от коррозии метал­лические опоры покрывают масляной краской. Применяют их на линиях напряжением 110 кВ и выше и устанавливают наа металли­ческих подножках или бетонных фундаментах. Пример на рисунке 3.

Рисунок 3. Металлическая П-образная промежуточная опора для одноцепний линии передачи 110 кВ

Читайте так же: Типы опор линий электропередач по назначению.

Свяжитесь со мной:

  1. Устройство воздушных линий электропередач.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт. Общая информация об опорах ЛЭП

Опоры ЛЭП - это конструкции, которые служат для поддерживания над земной поверхностью проводов под напряжением и грозозащитных тросов. Они бывают различных форм и размеров. Опоры могут быть железобетонными, деревянными, металлическими или даже из композитных материалов. Основные элементы опоры линий электропередачи - стойки, фундаменты, траверсы (перекладины на которых держатся провода), часто используются также тросостойки и оттяжки.

АНКЕРНЫЕ ОПОРЫ ЛЭП
Различают анкерные и промежуточные опоры линий электропередачи. Прочная конструкция анкерных опор выдерживает значительные усилия от натяжения проводов; анкерные опоры линий электропередачи устанавливают в начале и в конце ЛЭП, на поворотах, при пересечении ЛЭП через небольшие речки, железные дороги, автодороги и мосты.
Разновидность анкерных опор - переходные опоры применяют при пересечении ЛЭП рек и прочих крупных преград. Именно переходные опоры несут самые большие нагрузки и сами могут достигать высоты 300 метров! Эти опоры являются самыми тяжёлыми и высокими из всех опор ЛЭП, нередко их окрашивают в яркие цвета, например, часто встречаются красно-белые опоры, применяют и оранжевый, серый и другие цвета. Подробнее о переходных опорах- см. соответствующий очерк http://io.ua/s73072.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ОПОРЫ ЛЭП
Промежуточные опоры имеют менее прочную конструкцию, чем анкерные; они обычно служат для поддержания проводов и тросов на прямых участках трассы ЛЭП. Большинство опор на трассах - промежуточные. Как правило, промежуточную опору, можно отличить от анкерной по такому признаку: если гирлянды изоляторов свисают перпендикулярно к земной поверхности, значит опора промежуточная. А на анкерных опорах провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд, эти гирлянды являются как бы продолжением линии и находятся к поверхности земли под острым углом, а иногда почти параллельно.
Также опоры линий электропередачи подразделяют на:
- транспозиционные (для изменения порядка расположения фаз),
- ответвительные,
- перекрёстные,
- повышенные, пониженные и др.
По числу подвешиваемых проводов (цепей) опоры разделяют на одно- и многоцепные; по конструкции - на одностоечные, А- и АП-образные, П-образные, V-образные (например, типа «Набла»), типа «рюмка» и др.

ДЕРЕВЯННЫЕ ОПОРЫ ЛЭП
Сегодня применяют, в основном, железобетонные и металлические опоры линий электропередач. Деревянные опоры линий электропередачи устанавливали на ЛЭП напряжением до 220 кВ. На изготовление опор линий электропередач обычно шли сосновые и лиственничные столбы, пропитанные противогнилостным составом (антисептиком). Часто деревянные опоры укрепляли на железобетонных приставках (пасынках) или сваях. Деревянные опоры линий электропередачи были дёшевы, сравнительно просты в изготовлении и надёжны в эксплуатации. Первая крупная советская ЛЭП - Каширская ГРЭС - Москва - напряжением 110 кВ и протяжённостью 120 км была сооружена именно на деревянных опорах. Сегодня ЛЭП с деревянными опорами уже не строят.

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ОПОРЫ ЛЭП
Более высокую механическую прочность имеют железобетонные опоры линий электропередачи, конструкции которых были разработаны в СССР в 1933-м году. Однако из-за отсутствия индустриальной базы, массовое применение их на строительстве ЛЭП всех напряжений началось лишь в 1955 году. Преимущества железобетонных опор линий электропередачи - простота конструкции и технологичность заводского изготовления. Такие опоры линий электропередачи обычно кольцевого или прямоугольного сечения, их изготовляют в основном из предварительно напряженного железобетона.
Наиболее распространены промежуточные одностоечные железобетонные опоры линий электропередачи с металлическими траверсами, которые устанавливают непосредственно в грунте. Кроме того, на ЛЭП напряжением 110-500 кВ широко применяли промежуточные и анкерно-угловые железобетонные опоры линий электропередачи с оттяжками.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОПОРЫ ЛЭП
Металлические опоры линий электропередачи обладают меньшей, чем железобетонные, массой и высокой механической прочностью. Это позволяет создавать опоры значительной высоты, рассчитанные на большие нагрузки. Их применяют на ЛЭП всех напряжений, часто в сочетании с железобетонными промежуточными опорами. Металлические опоры линий электропередачи незаменимы на линиях с большими нагрузками (например, на переходах).
Металлические опоры линий электропередачи изготовляют в основном из стали, в отдельных случаях из алюминиевых сплавов. По способу изготовления металлические опоры линий электропередачи делят на сварные, поступающие с заводов в виде готовых секций, и болтовые, которые собирают на трассе из отдельных элементов (раскосов, стержней, поясов) на болтах.
Опоры из металла делятся на две обширные группы - решётчатые и МГС (многогранные гнутые стойки). Если первые всем хорошо известны, то МГС только начинают получать распространение в странах СНГ. Много полезной информации об этих опорах можно узнать на сайте www.energobud.com.ua
По напряжению ЛЭП, в пределах СНГ, разделяют на 35 кВ,110 кВ, 154кВ (150кВ), 220кВ, 330 кВ, 400кВ, 500кВ, 750кВ, 800кВ,1150кВ и 1500 кВ. Большинство всех ЛЭП в мире работают на переменном токе, но есть и линии, работающие на постоянном, к примеру, ЛЭП постоянного тока Волгоград-Донбасс (об этих линиях электропередачи можно прочитать тут http://io.ua/s91331).

КЛАССЫ НАПРЯЖЕНИЯ ЛЭП
Точно определить напряжение в ЛЭП неспециалисту бывает трудно, но, как правило, это можно сделать простым способом - посчитать, сколько изоляторов в гирлянде подвешено на траверсе. Так ЛЭП 35 кВ имеют в каждой гирлянде по три-пять изоляторов. А вот в гирляндах ЛЭП 110 кВ уже шесть-десять изоляторов. Если изоляторов от десяти до пятнадцати, значит это ЛЭП 220 кВ.
Если провода ЛЭП раздваиваются (это называется расщепление), тогда линия может иметь напряжение 330 кВ. Если проводов по три в каждой фазе - то 500 кВ, если проводов по четыре - 750 кВ.
Из каждого правила бывают исключения. Так линии 220кВ и 150кВ имеют расщепление, хотя это характерно для линий 330кВ. ЛЭП 330кВ, в особых случаях, могут работать без расщепления.
ЛЭП 35кВ -110кВ применяются повсеместно, в качестве распределительных сетей (например, ЛЭП 110 кВ может снабжать подстанцию, которая питает небольшой посёлок или микрорайон). Класс 150 кВ - более совершенный аналог стодесятки, это напряжение применяются в энергосистеме «Днепроэнерго» и некоторых прилегающих к ней районов, а также в Кольской энергосистеме (Кольский полуостров). Этот класс напряжения попал в СССР в начале 30-х годов, вместе с американским оборудованием компании «General Electric» для Днепрогэса.
ЛЭП 220 кВ в основном служат для связи электростанций с подстанциями и крупными потребителями. Линии 330 кВ часто строят на большие расстояния, для связи между мощными электростанциями и подстанциями (межсистемные связи), а иногда и для нужд очень энергоёмких предприятий. Линии напряжением 400кВ, 500 кВ, и 750 кВ и выше используются также для межсистемных связей, для передачи электроэнергии на большие расстояния, в том числе в соседние страны.

УНИФИКАЦИЯ ОПОР ЛЭП В СССР
В 1976 году, в связи с унификацией опор ЛЭП в СССР, была принята следующая система обозначения металлических и железобетонных опор 35—330 кВ:
буквами П и ПС обозначили промежуточные опоры,
ПВС— промежуточные с внутренними связями,
ПУ или ПУС - промежуточные угловые,
ПП — промежуточные переходные,
АН УС — анкерно-угловые,
К или КС — концевые.
Буквой Б обозначают железобетонные опоры, а отсутствие ее указывает, что опоры стальные. Цифры 35, 110, 150, 220 и т. д., следующие после букв указывают напряжение линии, а цифры, стоящие за ними — типоразмер опор. Буквы У и Т добавляют соответственно в обозначение промежуточных опор, используемых в качестве угловых, и с тросостойкой. А в современном электросетевом строительстве, наблюдается «деунификация», разрабатываются новые оригинальные опоры, предназначенные для условий конкретной трассы ЛЭП. Так, в развитых странах уже отказались от массового применения типовых проектов. Каждая линия должна строиться с учетом всех нюансов рельефа, климата и т.п.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПОР ЛЭП ПО ОБЩЕМУ ВИДУ

Башенные опоры
Классические, самые распространенные из всех опор ЛЭП высокого напряжения. Могут иметь от одной до 9-ти параллельных траверс, и применятся для одно- двух- или многоцепных ЛЭП. Все башенные опоры решётчатые объединяет общая черта - их ствол сужается от базы к верхушке. Подразделяются на два семейства:
- широкоствольные решётчатые (если основание мачты шире товарного вагона, см. фото 1). Это самые распространенные опоры. Могут быть одноцепными («крымского типа»), двухцепные (типа «бочка») и многоцепные.
Самые интересные представители одноцепных башенных опор - Т-образные опоры для линий постоянного тока.
- решётчатые узкобазные (соответственно их база по размерам несколько уже, чем основание товарного вагона).

Портальные опоры
Опоры из металла, дерева или железобетона, напоминающие букву «П» либо букву «Н». Пользуются широким распространением на ЛЭП 330-750 кВ. Как правило, одноцепные.

АП-образные опоры
Одноцепные опоры, созданные при помощи сварных металлических труб, МГС либо дерева, в профиль напоминающие букву «А», в анфас букву «П». Сечение труб в этих опорах может достигать 1300 мм, а высота может быть свыше 80 м.
На фото 4, пример такой трубчатой опоры при переходе линии 330кВ через Днепр, на Украине. Внутри её стоек, находятся лестницы для подъёма на вершину, а всего опора имеет четыре колена высотой 21 метр каждый (они окрашены в разные цвета), общая высота мачты около 85 метров. Подробнее можно прочитать тут - http://io.ua/s93360.

Трехстоечные раздельностоящие решётчатые опоры
Трёхстоечные решётчатые опоры, как правило, стоят на поворотах и переходах ЛЭП 500кВ и 750кВ, используются в качестве анкерных (фото 5).

Л-образные опоры
Представляют собой плоские Л-образные решётчатые конструкции, шарнирно сочленённые с двумя фундаментами. Наверху опоры - траверса для крепления 4-х несущих тросов, удерживающих опору в вертикальном положении. Ниже расположены ещё три (реже две) траверсы, для подвеса проводов. Л-образные вышки применялись, в частности, как переходные для двух цепей ВЛ 110кВ или 220 кВ. Их применение позволило сэкономить металл и упростить фундамент. Такие опоры было целесообразно применять на территориях, заливаемых водою при половодье. Особенности конструкции не дали этим опорам получить широкое распространение.

Y-образные опоры, "рюмки"
Одноцепные мачты напоминающие букву «Y» или рюмку (фото 6). Существуют разных типов и применяются достаточно давно и у нас и за границей, в том числе в качестве переходных (например, ПС-101). Эти опоры всегда выполнены из металла, обычно решётчатые, реже состоят из многогранных гнутых стоек.

V-образные, "Набла"
Промежуточные поры с оттяжками, применяются на трассах ЛЭП 330-1150кВ, к примеру, опоры типа «Набла» для 750 кВ. Напоминают перевернутый треугольник - наблу. Исключительно одноцепные.

Класс: Опоры типа "Кошка"
Весьма интересные оригинальные опоры, пользуются большой популярности в странах западной Европы, особенно во Франции (фото 10).

Столбовые опоры (т.е. не решётчатые)
Это опоры, в основе которых деревянные, металлические либо железобетонные столбы. Существуют одностоечные и портальные. Одностоечные опоры из железобетона - самые широко распространенные промежуточные опоры ЛЭП при напряжении 35-220 кВ. Относительно недавно получил распространение прогрессивный тип металлических одностоечных столбовых опор - с применением МГС. Если говорить точнее, то в США такие опоры применяются довольно давно, а в СНГ они только начинают завоёвывать популярность. Применение МГС позволило создавать столбовые многоцепные опоры (см. фото 8).
Портальные столбовые опоры состоят из двух столбов (деревянных, железобетонных или МГС) скреплённых общей траверсой. Особое распространение у нас получили столбовые одноцепные портальные железобетонные опоры ПВС (с внутренними связями) для линий 220 и 330 кВ (фото 9).

Нестандартные опоры
К ним относятся различные, не относящиеся к данной классификации нестандартные опоры и экзотика, например многочисленные декоративные опоры.

2011 «POWERLINER»


Обновлен 20 янв 2016 . Создан 30 ноя 2010

Железобетонные опоры - это основной несущий элемент в системе электропередач. На них приходятся повышенные нагрузки от окружающей среды, потому одновременное применение металла и бетона вполне целесообразно. Есть различные виды опор, каждый из них имеет определенное предназначение. Технология установки осложняется тем, что даже в обычном исполнении конструкция имеет значительный вес и для монтажа нуждается в использовании спецтехники.

Общее описание

В основе опоры находится бетон, который армирован железным каркасом. С учетом предназначения могут использоваться различные цементные составы. К примеру, обслуживание ЛЭП бетонной опоры 40−100 кВ выполняется при помощи конструкций из центрифугированных цементных растворов.

К основным достоинствам, которые имеют ЖБ опоры, относится стойкость к коррозии, а также к действию химических элементов и веществ, содержащиеся в воздухе.

Однако у этих конструкций существуют и определенные недостатки. Для начала это значительный вес, из-за которого осложняются и рабочие манипуляции по их доставке и монтажу. При этом железобетонные опоры СВ имеют значительную чувствительность к механическим повреждениям. К примеру, во время транспортировки эти конструкции нередко деформируются - на поверхности можно увидеть сколы и трещины.

Принцип устройства

Опоры могут оборудоваться стальным каркасом, который формируется с помощью металлической арматуры. За счет этого конструкция получает высокую прочность, а также защиту от агрессивных факторов внешней среды.

При этом арматура используется для крепления проводов на траверсах либо крюках. Во втором варианте применяются опоры, где еще на заводе выполняются необходимые отверстия для установки крюков.

Необходимо заметить, что оснащение функциональными элементами может производиться еще до того, как был выполнен монтаж этих конструкций на требуемом участке. Такая особенность отличает железобетонные опоры от деревянных, оснащение которых может производиться лишь после установки.

Классификация по способу монтажа

Есть различные варианты монтажа ж б опор. В этом случае речь идет о способах установки в грунте - с монтажом на фундаментной основе и с погружением в землю. При этом опоры, крепящиеся на фундаменте, тоже могут быть двух видов: традиционные и узкобазовые. Последний тип - это конструкция, устанавливающаяся на железобетонные или металлические сваи:

  1. Первый вид подразумевает погружение в грунт с дальнейшей заливкой цементным раствором. Эта опора еще называется каркасной или рамной. Ее применяют в роли элемента для обустройства фундаментов.
  2. Конструкции, напрямую фиксирующиеся в земле, как правило, используют в роли несущих элементов линий электропередач, осветительных систем и т. п.

Сферы использования

По большому счету, надежная и простая железобетонная опора обусловила огромную сферу использования этой конструкции. Сегодня можно выделить следующие разновидности железобетонных опор с учетом их предназначения:

Особенности ЛЭП конструкций

Ж/Б опоры считаются наилучшим решением для организации поддержки высоковольтных линий электропередач. Деревянные и железные аналоги тоже используются в этих целях, однако у них есть ряд значительных ограничений. Но и железобетонные конструкции имеют ограничения по нагрузкам на электросетях, с которыми у них есть возможность работать.

При этом могут производиться опоры для электролиний с показателем 15−1200 кВ. В таком большом диапазоне существуют конструкции с различными характеристиками. Чем больше подаваемое напряжение, тем больший размер и вес траверсов у железобетонной опоры.

Если линии электропередач расположены приблизительно на одном удалении от поверхности земли и нагрузка на опоры одинаковая, то чем обусловлена необходимость изменения показателей конструкции? Это вполне логично с учетом технологических требований, которые регламентируются различными нормативными актами по расстояниям от электропередачи до опоры и поверхности грунта в зависимости от подаваемого тока.

Технология установки

К процессу установки приступают лишь после окончания подготовки строительной площадки и доставки всех комплектующих для монтажа. Затем производится анализ грунта, разрабатывается схема и проводится заземление. Лишь после этого производят сборку конструкции и основных частей:

Начинать завершающий этап засыпки грунта можно лишь после того, как произведена проверка уровня конструкции.

Проведение ремонтных работ

Выполнение ремонтных работ на ж/б опорах по исправлению сколов и расщелин выполняют полимерцементными составами и лакокрасочными материалами. Небольшие поверхностные расщелины обрабатывают слоем лакокрасочного состава, а сколы покрывают полимерцементными веществами. В определенных ситуациях опоры могут усилить стальными либо железобетонными бандажами.

Ремонт провода включает: установку новых зажимов, замену определенных частей гирлянд, разрядников, штырей, крючков, изоляторов, сварку троса и т. д. Чаще всего процесс монтажа во время ремонта производится такими же способами, как и при установке тросов. Потому далее описана лишь технология работ, которая определяется особенностью ремонта высоковольтных линий и установкой их на токоведущих частях, расположенных в труднодоступных местах под напряжением.

Замену тросов проводят, как правило, полностью на анкерном участке. Из-за большой сложности этих работ при нехватке времени линию могут подключить к напряжению, оставляя вытянутый трос на промежуточных столбах на гирляндах, при этом его соединяют временно на петли анкерных опор специальными зажимами. При последующем отключении выполняют перекладку троса, монтаж зажимов и установку вибрационных гасителей. Во время значительного объема работ производят пофазную замену кабеля. Перекладку троса в зажимы зачастую выполняют без отключения напряжения.

Ремонт отдельных участков

Ремонт отдельных участков выполняют разными способами, они определяются масштабностью деформации. Во время обрыва нескольких проводов может устанавливаться специальная муфта либо бандаж. Если необходимо, то поврежденный участок обрезают и меняют на новый.

Ремонт троса в пролете производят чаще всего без его опускания. Размер вставки обязан четко подходить по длине обрезанной части - иначе может случиться разрегулировка провесной стрелы. Провод вставки обязан быть такой же марки и иметь такое же направление витков, как и заменяемый.

Перед обрезкой провода с двух сторон от участка повреждения вставляются монтажные зажимные клинья (на тросе сечением больше 350 мм2 - по три) и провод затягивается с помощью лебедок, затяжных гаек или полиспастов. После затяжки обрезают поврежденное место и подготавливают вставку такого же размера с допуском на крепление соединителей. После соединяют вставку с заменяемым участком соединителями и попускают затяжное устройство, передавая этим самым натяжку троса на вставку.

Работы по ремонту проводов проводят чаще всего на отключенных электролиниях. Если ремонт обусловлен обрезанием троса, то его с двух сторон необходимо заземлить. При наличии напряжения участок намечаемого разрезания предварительно нужно шунтировать куском троса, подсоединяя его с двух сторон разреза ремонтируемой части провода.

Замену арматуры и изоляторов производят, как правило, с отключением электролинии. На отключенных от пинания опорах в 30−120 кВ замену цельных гирлянд производят с телескопической вышки или с траверса. Во время работы с траверса трос подтягивают лебедкой таким образом, чтобы была возможность свободно рассоединить гирлянду. На место поврежденного изолятора ставится новый.

Во время использовании вышки ее размещают под гирляндой, после выдвигают телескоп так, чтобы масса троса была принята корзиной и можно было ее рассоединить. Передача массы провода на телескоп вышки допустима с учетом грузоподъемности последней более 450 кг. Во время превышения максимального веса вышку применяют лишь для удобства монтажа.

Замена изоляторов

Замену изоляторов выполняют с предварительной разгрузкой от тяжения троса. Для удобства работ применяют телескопическую вышку. На тросе крепится монтажный зажим со шнуром, который подтягивают с помощью лебедки через установленный блок. После снижения тяжения в гирлянде в последней меняют сломанные изоляторы. Замену значительных подвесных конструкций выполняют, как правило, с опусканием проводов.

Замена изоляторов без отключения напряжения является трудоемкой задачей, которая требует особых правил безопасности. Для выполнения работ используют разные приспособления: изолирующие прижимы и тяги, а также средства безопасности - вышки и площадки, изготовленные из изоляционного материала, а также поворотные краны, которые крепятся на траверсах.

Системы распределения и передачи электроэнергии охватывают города, деревни и иные объекты, расположенные на отдельных участках. Помимо транспортировки электроэнергии на значительные расстояния, железобетонные опоры эффективно используются во время передачи электричеств а с подстанций к потребителям, а также для обустройства освещения дорожных покрытий и улиц.