Образовательные ситуации в детском саду. Примеры

Конференция: Современный детский сад

Организация: МКДОУ д\с № 275 «Миша»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Согласно ФГОС дошкольного образования, педагоги должны осуществить переход от учебной модели к развивающей, целью которой является развитие ребенка. Для этого нам необходимо искать такие формы, методы и подходы в работе с дошкольниками, которые будут соответствовать современным требованиям.

Особенностью организации образовательной деятельности, на основе реализуемой нашим дошкольным учреждением примерной программы «Детство», является ситуационный подход. Это значит, что основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме. Но, пожалуй, главной задачей является развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы. Ситуационный подход выполняет принцип продуктивности образовательной деятельности, то есть получение какого-либо продукта: панно, газета, журнал, атрибуты для игр, постройки и т.д.

В каждой ситуации перед детьми возникает какая-то проблема, требующая решения и воспитатель направляет детей на поиск этого решения.

Можно выделить следующие типы образовательных ситуаций:

    игровые;

    практические;

    театрализованные;

    проблемно-игровые;

    проблемные.

Так же образовательные ситуации можно разделить на

    заранее спланированные;

    спонтанно возникшие.

В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.

Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир.

Как научить маленького ребенка думать?

Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном детстве происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок - маленький исследователь, он всегда стремится к активной деятельности.

Для детей четвертого года жизни я использовала развивающие образовательные ситуации с гуманистическим содержанием. Например, "Наш зайчик поранил лапку", "Кукла заболела", "Найдем друга котенку Пуху", "Поможем Мишутке одеться" и т. д.

То есть, нам в этих ситуациях приходилось обсуждать проблему и помогать попавшим в беду игрушкам или героям. При этом решались следующие задачи:

    умение дружить;

    помогать другому;

    культурно-гигиенические навыки;

    эмоциональное состояние в группе.

Дети пятого года жизни - почемучки - с ними я сейчас работаю. Они охотно сотрудничают со взрослым, стремясь к интеллектуальному общению с ним.

Я насыщаю жизнь детей разнообразными развивающими ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные приемы и умения. Определить:

    песок сухой или влажный;

    снег чистый или грязный;

    подобрать дорожки по ширине (чтоб проехала машина);

    что можно сделать с...(газета, карандаш, картонная коробка).

В работе руководствуюсь правилом: никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам. Но исхожу из реальных возможностей детей. Иногда достаточно только намекнуть, иногда - показать, иногда - сделать вместе. Использую следующие приемы организации поиска решения (в младшем возрасте - помощь взрослого больше, в старшем - меньше). Это:

    наводящие вопросы;

    подсказки;

    неправильные решения;

    недосказанная история;

    цепочка наводящих задач.

План развития образовательной ситуации

    Постановка проблемы.

    Вопросы (что хотим узнать).

    Выдвижение предположений, гипотез.

    Проверка гипотез (наблюдение, эксперимент, в литературе).

    Подведение итогов. Доклад.

    Продукт деятельности.

Деятельность педагога: создание ситуаций, постановка проблемы, формулировка вопросов, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность детей: включение в ситуацию, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Вот несколько примеров развивающих образовательных ситуаций, которые я использую с детьми средней группы:

    Незнайка пошел за грибами, но не знает, какие съедобные.

Задачи: уточнить представление о грибах (ядовитых и съедобных); развивать внимание, память.

Продукт деятельности: корзинка со съедобными грибами.

    Помочь Снеговику определить, где чище снег. В городе или в лесу?

Задачи: учить самостоятельно делать выводы на основе опытов; развивать исследовательский интерес; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Продукт деятельности: дневник опытов: рисунок, запись.

    У Карлсона заболела бабушка. Что делать?

Задачи: закрепить порядок действий в случае болезни; воспитывать чуткое отношение к окружающим, желание заботиться о близких.

Продукт деятельности: алгоритм действий в случае заболевания близких людей.

    Цветные человечки перепутали блоки, нужно им помочь их разобрать и построить для них домики, которые им понравятся

Задачи: развивать умение решать поставленную задачу известными способами, но с усложнением.

Продукт деятельности: творческие постройки определенного цвета.

    Наши комнатные растения просят помощи

Задача: развитие самостоятельных навыков ухода за комнатными растениями.

Продукт деятельности: рисунок, запись в дневнике наблюдений .

Все образовательные ситуации подбираю в соответствии с реализуемой темой недели.

В заключении хочу отметить, что продуманное и системное использование развивающих образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая имеет для них определенный смысл, они стремятся к достижению результата, и, в дальнейшем, на мой взгляд, будут подготовлены к решению более сложных образовательных задач .

из опыта работы воспитателя детского сада "Образовательные ситуации как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста"

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ и детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Главными задачами создания и применения образовательной ситуации является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме, позволяющих смоделировать для детей реальную действительность и возможные варианты поведения.
Образовательные ситуации необходимо включать в различные моменты образовательного процесса.
***
Образовательные ситуации как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста исследовалось многими учеными. Определённый вклад в рассмотрении вопроса использования ситуаций в процессе социально-личностного развития дошкольников внесли такие педагоги, как Т. Н. Бабаева, Е. В. Бордиченко, Л. И. Дуранцина, Т. Н. Ерофеева, С. А. Козлова, Л. В. Крайнова, Л. А. Пеньевская, В. П. Пушмина, Т. А. Смолёва, М. И. Тимошенко, С. Ю. Яницкая и др.

Среди наиболее известных на сегодняшний день образовательных технологий Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, В. А. Сластёнин считают: развивающее обучение В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина; проблемное обучение И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова; программированное обучение Т. А. Ильиной, Н. Ф.Талызиной; адаптивную систему обучения А. С. Границкой; технологию полного усвоения Б. Блум, Д. Кэрролл.
А. А. Реан называет виды образовательных ситуаций, которые используются в дошкольных, школьных учреждениях структурно-логическими, игровыми, компьютерными, диалоговыми, тренинговыми.

Многие учёные рассматривают ситуации как методы, приёмы, средства, способы, направленные на социально-личностное развитие детей.

И. В. Сушкова указывает, что термин «образовательная ситуация» тесно связана с понятием «педагогическая ситуация». Эти термины довольно часто понимаются как синонимичные. Как отмечает автор, «педагогическая ситуация – это форма совместной деятельности педагога (родителей) и детей, в процессе которой дети решают ту или иную проблему, а педагог (родители) направляют их на решение проблемы, помогают им приобрести новый опыт, активизируют детскую самостоятельность».

Существуют разные трактовки понятия «образовательная ситуация», рассмотрим некоторые из них. Образовательные ситуации, упражнение, приучение – методы создания условий или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности.

Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме.

«Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы), полагает Е. С. Конохова» .
В Проекте примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» 2015 года образовательные ситуации характеризуются, как «преднамеренно созданные педагогом или естественно возникающие в ходе реализации Программы жизненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочее помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы поведения и деятельности, закреплять уже освоенные» .
Социально – личностное развитие происходит успешно при условии его включения в различные моменты образовательного процесса, поэтому образовательные ситуации в данном случае очень эффективны.
В каждой ситуации перед детьми возникает какая-то социальная проблема, требующая личного решения, и воспитатель направляет детей на поиск этого решения.

Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций:
игровые;
практические;
театрализованные;
проблемно-игровые;
проблемные.

Так же образовательные ситуации можно разделить на:
заранее спланированные;
спонтанно возникшие.

В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.

Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию окружающего мира. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир, давая свою оценку.
Скорректировать модель социального поведения ребенка можно лишь в образовательной ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном детстве происходит эмоционально-практическим путем.

Л. Н. Изотова предлагает использовать образовательные ситуации гуманистического выбора. «В них дошкольники становятся перед выбором откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её. Поведение детей в образовательных ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития» .

Также она рекомендует для социально-личностного развития образовательные ситуации проблемного характера по принципу «Как быть, что делать?» Это различные ситуации, которые изначально создают затруднения для пробуждения определенных качеств детей: инициативы, самостоятельности, сообразительности, отзывчивости, готовности искать нужные решения.

Проблемные ситуации, которые можно использовать для реализации задач социально-личностного развития :
1. Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. («Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.»)

2. Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!» Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?

3. Кто из девочек поступил этично?… Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая красивая!» А воспитатель подумала: «А в другие дни я, наверное, некрасивая».… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!»
- Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно. Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.

4. Мама зовет сына: «Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду».
Миша отвечает: «Сейчас». Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду. - Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя. Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?

5. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?

6. Мой знакомый мальчик спрашивает: «Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает». Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? «Долг платежом красен», - что означают эти слова?

Данные образовательные ситуации могут быть придуманы самим воспитателем или взяты из методических пособий.
Л. Н. Изотова считает, что «невозможно придумать единые образовательные ситуации, а можно лишь создать шаблон, по которому каждый педагог практик придумает свои, учитывая особенности каждой группы в детском саду и каждого отдельного дошкольника» .

Т. В. Делеске уверена, что «образовательные ситуации в дошкольном возрасте надо применять с учетом периода дошкольного детства. Например, для детей четвертого года жизни использовать развивающие образовательные ситуации с гуманистическим содержанием, такие как «Наш зайчик поранил лапку», «Кукла заболела», «Найдем друга пчелке Майе», «Поможем Зайке одеться» и т. д. То есть, в этих ситуациях придется обсуждать проблему и помогать попавшим в беду игрушкам или героям. При этом будут решены следующие задачи социально-личностного развития детей:
умение дружить;
помогать другому;
развить культурно-гигиенические навыки;
нормализовать и совершенствовать эмоциональное состояние в группе» .

С детьми пятого года жизни можно создавать ситуации «Почемучки». Дети охотно сотрудничают со взрослым, стремясь к интеллектуальному общению с ним, развивают познавательные процессы, активизируют мыслительную деятельность в направлении социального развития.

С детьми шестого и седьмого года жизни Т. В. Делеске предлагает насыщать жизнь детей в дошкольном образовательном учреждении разнообразными развивающими ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные приемы и умения. Определить свойств песка, снега, подобрать дорожки по ширине в различных ситуациях, найти поисковое решение через наводящие вопросы, подсказки, заведомо неправильные наводки, недосказанные истории. По её мнению, главное, всегда «использовать план образовательной ситуации с заранее выдвинутыми целями и задачами социально-личностного развития дошкольников. (Пример плана и образовательных ситуаций представлен в приложении 1). Все образовательные ситуации подбираются в соответствии с реализуемой темой».

Использование образовательных ситуаций, способствующих обогащению социальных представлений детей дошкольного возраста за счет ознакомления с моральными, нравственными, эстетическими и этическими качествами, которые необходимы для жизни в обществе, являются ведущим средством социально-личностного развития дошкольников.

Следует сказать, что продуманное и системное использование образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая имеет для них определенный социальный смысл, они стремятся к достижению результата, который в дальнейшем будет использован решению ими для умения сделать жизненный выбор в социуме.

Список использованной литературы
1. Делеске, Т. В. Использование развивающих образовательных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста / Т. В. Делеске. - Новосибирск. 2016. – 93с.
2. Изотова, Л. Н. О социализации дошкольников / Л. Н. Изотова.// Дошкольное воспитание. - 2006 - №4. – С.115.
3. Конохова, Е. А. Использование образовательных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников / Е. А. Конохова. – М., 2016. – 109с.
4. Сушкова, И. В. Педагогические ситуации: возможности и особенности использования в ДОУ / И.В. Сушкова // Оптимизация начального образования в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 35-летию факультета педагогики и методики начального образования. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С.275-281.
5. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.; рук. автор. коллектива Н. В. Федина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 303 с.

Приложение 1
Примерный план организации образовательной ситуации
1. Постановка проблемы.
2. Вопросы (что хотим узнать).
3. Выдвижение предположений, гипотез.
4. Проверка гипотез (наблюдение, эксперимент, в литературе).
5. Подведение итогов. Доклад.
6. Продукт деятельности.
Деятельность педагога: создание ситуаций, постановка проблемы, формулировка вопросов, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность детей: включение в ситуацию, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Затем идет описание образовательной ситуации.

Примеры развивающих образовательных ситуаций в средней группе ДОУ
Незнайка пошел за грибами, но не знает, какие съедобные.
Задачи: уточнить представление о грибах (ядовитых и съедобных); развивать внимание, память.
Продукт деятельности: корзинка со съедобными грибами.
Помочь Снеговику определить, где чище снег. В городе или в лесу?
Задачи: учить самостоятельно делать выводы на основе опытов; развивать исследовательский интерес; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
Продукт деятельности: дневник опытов: рисунок, запись.
У Карлсона заболела бабушка. Что делать?
Задачи: закрепить порядок действий в случае болезни; воспитывать чуткое отношение к окружающим, желание заботиться о близких.
Продукт деятельности: алгоритм действий в случае заболевания близких людей.
Цветные человечки перепутали блоки, нужно им помочь их разобрать и построить для них домики, которые им понравятся
Задачи: развивать умение решать поставленную задачу известными способами, но с усложнением.
Продукт деятельности: творческие постройки определенного цвета.
Наши комнатные растения просят помощи
Задача: развитие самостоятельных навыков ухода за комнатными растениями.
Продукт деятельности: рисунок, запись в дневнике наблюдений.

  • V3: Политическая ситуация в России в июле – октябре 1917 г. Октябрьская революция
  • V3: Февральская революция. Политическая ситуация в России в марте – июне 1917 г.
  • VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  • VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  • Алгоритмизация процесса разработки и принятия управленческого решения
  • Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деятельности.

    Совместная деятельность взрослых и детей - это деятельность двух или более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

    Совместная деятельность педагога и детей: непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в режимных моментах.

    Образовательная ситуация:

    · Протекает в конкретный временной период образовательной деятельности.

    · Особенностью ОС является появление образовательного результат (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.

    · Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, поделка, рисунок и др.), так и нематериальными (новое знание, образ, отношение и т.д.).

    Параметры для характеристики ОС ОС в организованной образовательной деятельности
    1. Направленность на решение образовательных задач Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение
    2. Продолжительность в течение дня и кол-во в неделю (музыкальные и физкультурные занятия) Младшая группа – 15 мин, 10 ОС в неделю; Средняя группа – 20 мин, 11 ОС в неделю; Старшая группы – 25 мин, 13 ОС в неделю; Подготовительная группа – 30 мин, 15 ОС в неделю
    3. Форма ОС Фронтальная и подгрупповая
    4. Позиции педагогов в процессе взаимодействия с детьми Личностно-ориентированная модель взаимодействия
    5. Позиция ребенка в образовательной деятельности Активность направлена на освоение социального опыта

    Структура ОС:

    · Воспитатель вызывает интерес к содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или её часть) и обеспечивает её принятие.

    · В младших группах данная задача решается через игровые и проблемно-игровые ситуации.

    · В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения.

    · Обучение осуществляется через активное участие всех детей и каждого в решении учебных задач.

    · Подводятся итоги, осуществляется оценка детских достижений;

    · В младших группах активизируется эмоциональный отклик детей на содержание ОС и деятельность самих детей.

    · В средней группе вводится небольшая дифференциация деятельности детей, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала.

    · В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников ОС и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

    Планирование.

    Утро.

    Цель: создать у детей бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

    В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, индивидуальную работу и пр.).

    Требования к нерегламентированной деятельности (утро):

    · Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы.

    · Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую подготовку

    · Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использовать колющие и режущие предметы труда;

    · Утром планируются только знакомые для детей виды деятельности;

    · Планируется утренняя гимнастика (на 2 недели).

    Прогулка.

    Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, интересную деятельность и снять утомление;

    Составные части прогулки:

    · Наблюдение (за погодой, природой, транспортом и т.д.);

    · Подвижная игра.

    · Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры;

    · Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

    · Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям с детьми, которые не усвоили материал (3-7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.

    · Труд по подгруппам;

    · Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

    · Соблюдать последовательность элементов прогулки не обязательно. Все зависит от настроения и желания детей.

    Вечер.

    Цель: создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.

    В данный отрезок времени планируются:

    · Все виды игр (настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, развивающие, театральные).

    · Развлечения, праздники, сюрпризы (планируются 1 раз в неделю);

    · Труд (ручной труд, хозяйственно-трудовой по подгруппам, коллективный);

    · Индивидуальная работа по всем видам деятельности;

    · Чтение художественной литературы;

    · Работа с родителями;

    · Работа по ЗКР.

    Занятия.

    · Вид занятия;

    · Тема занятия;

    · Задачи (учебная -образовательная, развивающая, воспитательная). Тройственность задач обязательна.

    · Оборудование;

    Формы планирования.

    · Текстовая (самая подробная форма плана). Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы и формы.

    · Схема-сетка.


    | | | | 5 |

    В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

    Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания старших дошкольников.

    Появление в дошкольной педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей дошкольного возраста .

    Концептуальная идея А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни, амплификации развития ребенка за счет обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и специфически детскими видами и способами деятельности потребовала разработки особых, дошкольных путей конструирования образовательного процесса детского сада. С этой целью в рамках нашего исследования была разработана методика использования образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников.

    Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

    Методика предполагает использование ситуаций, способствующих обогащению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста за счет ознакомления с нравственными качествами: щедрость, отзывчивость,честность, вежливость, аккуратность. Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность оказать бескорыстную помощь, проявить заботу, щедрость, вежливость, быть честным и аккуратным привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются. Также наша методика предполагает воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам и правилам поведения и общения, а также создание ситуаций, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации нравственного содержания.

    Главным средством нравственного воспитания в нашей методике является художественная литература.

    Литературное произведение позволяет показать ребенку все стадии совершения нравственного (или безнравственного) поступка - от замысла до конечных последствий, проследить причины, мотивы, выявить чувства переживания всех участников ситуации, тогда как в реальности ребенок может наблюдать только отдельные фрагменты той или иной ситуации, поэтому правильно понять и оценить ее дошкольнику гораздо сложнее. Самое сложное для дошкольника - это оценка собственного поведения. Ребенок может описать свои чувства, когда его обидят, и на этой основе оценить поступок обидчика, но с трудом соотносит чувства окружающих со своим поведением. Это позволило нам определить логику работы: от анализа поступков литературного героя к анализу нравственных проявлений в детском сообществе, к анализу собственного поведения.

    Вокруг литературного произведения организуется цепочка образовательных ситуаций: беседа о прочитанном, инсценировка отрывков произведения, творческий пересказ от лица литературного героя, слушание музыки, подбор музыкальных отрывков к характерам различных персонажей, рисование эмоций, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом ребенка, организация различных реальных ситуаций нравственного содержания.

    В своей методике мы использовали два типа беседы о прочитанном произведении.

    В первом случае беседа направлена на выявление главной идеи произведения, анализ образа литературного героя, его нравственной позиции, установление различных связей между событиями в тексте, оценку поступков персонажей с позиции нравственности, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом детей (почему герой так поступил, что он чувствовал, что почувствовали другие герои, можно ли было поступить по-другому, «Если бы ты встретил этого героя, что ты мог бы ему посоветовать?», «А в жизни бывают такие ситуации? Приведи пример», «Если бы ты был этим героем, как бы ты поступил?» и так далее).

    Целью беседы второго типа является подготовка к последующей деятельности - творческому пересказу, инсценировке. Поэтому наряду с выявлением и оценкой нравственной позиции героев в процессе беседы совместно с детьми восстанавливается логика событий в тексте относительно каждого персонажа, составляется план будущего пересказа или инсценировки. Инсценировка отрывков произведения помогает развивать умение принять на себя роль литературного героя, занять его нравственную позицию и донести его образ до зрителей.

    Инсценировка - знакомая и интересная для детей деятельность, поскольку похожа на игру.

    Они с удовольствием принимают в ней участие, и даже не самые активные дети хотят исполнить какую-нибудь роль. Использование различных атрибутов и элементов костюмов помогает ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Этому также способствуют отсутствие необходимости дословного воспроизведения текста, возможность говорить «от себя», сохраняя только идею содержания и образ героя. Самое главное - донести до зрителей характер героя, его эмоции, поэтому в предварительной беседе особое внимание уделяется не только нравственной стороне поступков того или иного персонажа, но и его чувствам, переживаниям.

    Творческий пересказ от лица литературного героя помогает детям осознать нравственную позицию персонажа, его чувства, мысли, мотивы поступков и переживания. Это более сложная для детей деятельность, так как ограничивается только речью. Ребенку необходимо донести до слушателей образ и чувства своего персонажа с помощью языковых и интонационных средств выразительности и собственных суждений, отражающих самостоятельное осмысление ребенком идеи произведения.

    Инсценировка и творческий пересказ от лица литературного героя помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и в смысл произведения. Тем самым повышается эмоциональная отзывчивость ребенка по отношению к описываемым событиям и самим героям, он активно сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

    Такие игровые ситуации, как «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Портрет героя», творческие этюды на имитацию эмоциональных состояний , способствуют развитию умения определять положительные и отрицательные качества персонажа, аргументированно оценивать его поступки, с помощью вербальных и невербальных средств выразительности передавать эмоциональное состояние героя.

    Обращение к личному опыту детей посредством таких игровых ситуаций, как «Я похож, я отличаюсь», «За что меня можно хвалить, за что меня можно ругать», «Кто я? Какой я?» , способствует развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умения определять собственные положительные и отрицательные качества или конкретные поступки и соотносить их с характером и поступками литературного героя.

    Организация таких игровых ситуаций, как «Раскрасим настроение», «Музыкальные комиксы», «Волшебный художник» , способствует развитию умений отражать собственные представления, впечатления и эмоциональное состояние в цвете и изображении, понимать образ, «нарисованный» музыкой, и передавать его с помощью рисования, пониманию того, что настроение и характер можно изменить разными средствами и способами, что можно конструктивно управлять своим настроением и поведением, повышает эмоциональную отзывчивость детей.

    Например, цепочка образовательных ситуаций по произведению Дж. Родари «Мышка, которая ела кошек».

    Режимный момент: «Мышка, которая ела кошек».

    Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным.

    Режимный момент: «Хвастунишки».

    Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным, развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей.

    Режимный момент: творческие этюды по произведению.

    Цель: развивать умение мимикой, жестами и позой передавать эмоциональные состояния и настроение человека или животного, распознавать эмоциональные состояния по невербальным признакам.

    Самостоятельная деятельность: сюжетное рисование «Хвастунишки».

    Цель: развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей и своем собственном, с помощью изображения передавать свои представления, впечатления, эмоции.

    Наибольшее значение для нравственного воспитания детей имеют практические ситуации, в которых дети реально разрешают различные жизненные проблемы.

    В организации практических ситуаций задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим.

    Поэтому необходимо как можно чаще организовывать ситуации, в которых дети могли бы практиковаться в нравственно направленной, общественно полезной деятельности :

    • помощь дежурным,
    • помощь воспитателю в подготовке к занятиям,
    • помощь малышам,
    • изготовление открыток или поделок для поздравления близких людей с каким-либо праздником,
    • составление плей-листа для малышей (подбор музыкальных произведений, соответствующих хорошему или спокойному настроению, расслабляющей музыки),
    • сочинение рассказов или «свода правил поведения» для журнала,
    • подготовка мини-спектаклей по произведениям нравственного содержания для детей сада.

    Организуя такие ситуации, важно сначала апеллировать к собственному желанию детей оказать помощь (кто хочет).

    Если никто не проявляет инициативы, то можно просить о помощи (помоги, пожалуйста). Необходимо обязательно акцентировать внимание детей на положительных эмоциях, которые испытывают те, кому ребенок помогает, как важно для них, что он сам вызвался.

    Пример организации цепочки образовательных ситуаций на основе сказки «Три медведя».

    НООД: «Три медведя».

    Цель: познакомить детей с правилами вежливого поведения в гостях, воспитывать вежливое, уважительное отношение к чужому дому, чужим вещам, формулировка правил вежливого гостя и гостеприимного хозяина.

    Режимный момент: творческие этюды на передачу эмоциональных состояний.

    Цель: развивать умение по внешним проявлениям (жесты, мимика, поза) определять настроение и состояние человека или животного.

    Самостоятельная деятельность: «Винни-Пух в гостях у Кролика».

    Цель: уточнить и обобщить представления детей о правилах вежливого поведения в гостях.

    Режимный момент: «Приходите в гости к нам».

    Цель: уточнять и закреплять правила вежливого поведения и общения, обобщить правила вежливого, гостеприимного хозяина, воспитывать стремление радовать окружающих и самому радоваться, когда делаешь что- о приятное для других, воспитывать вежливое, уважительное отношение к людям.

    Предварительная работа:

    • распределение ролей и подготовка мини-спектакля,
    • изготовление приглашения.

    Наблюдаем за тем, как дети общаются с малышами, соблюдают ли они правила гостеприимства. По мере накопления нравственного опыта дети лучше понимают нравственный смысл заданных ситуаций, постепенно начинают осознавать, что если литературный герой или реальный человек совершает плохой поступок, это еще не значит, что он совсем плохой и злой: он мог просто ошибиться по незнанию или под влиянием негативных эмоций.

    Представленная в методике логика организации работы способствует развитию постепенного, более глубокого осознания нравственных качеств, пониманию поведения, эмоционального состояния, переживаний героя и обеспечивает возможность постепенного перенесения нравственной позиции литературного героя в собственное поведение. Дети проявляют интерес к произведениям нравственного содержания, стремятся давать нравственную оценку поступкам героев мультфильмов и кинофильмов, делиться своими впечатлениями от похода в кинотеатр, театр, от просмотра новых мультфильмов и чтения новых книг. Рассказывая о своих впечатлениях, дети все чаще используют оценочные характеристики, а не только описывают основные моменты сюжета, охотно делятся своими впечатлениями с воспитателем. Дети все больше проявляют инициативу и не только откликаются на призыв о помощи, но и сами ее предлагают, проявляют отзывчивость, заботу по отношению к окружающим.

    Таким образом, наша методика позволяет обеспечить не эпизодическое знакомство с нравственными качествами и правилами поведения и общения, а полное погружение ребенка в проблему: и интеллектуальное, и эмоциональное, и деятельностное.

    Литература:

    • Бабаева Т. И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду. Методические советы к программе «Детство». - СПб., 2002.
    • Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб., 2002.
    • Бабаева Т. И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. - СПб., 2008.

    Материал предоставлен , сентябрь 2014.

    Игровые ситуации иллюстрирующего типа

    «Инсценировка с игрушками – готовое решение»

    Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

    Игровые ситуации активного участия типа

    «Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

    Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

    Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

    Игровые ситуации непосредственной помощи типа

    «Поможем нашим игрушкам»

    Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

    Практические игровые и реальные ситуации, направленные

    на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

    Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

    «Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

    Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

    Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

    Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

    Практические ситуации типа

    «Наша забота нужна всем»

    Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

    Практические ситуации гуманистического выбора

    Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

    Практические ситуации проблемного типа

    «Как быть, что делать?»

    Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

    Практические ситуации типа

    «Мы самые старшие в детском саду»

    Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

    Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

    Практические ситуации типа

    «Мы дружим со школьниками»

    Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

    Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

    Практические ситуации типа

    «Научи своего друга тому, что умеешь сам»

    В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

    Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

    При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

    Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

    Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

    У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

    Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

    Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

    Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

    Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

    Игры – имитации состояний природы.

    Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

    Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

    Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

    В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.