О вращении небесных сфер. Сочинение николая коперника "о вращениях небесных сфер" Научный труд о вращении небесных сфер читать

О вращении небесных сфер

1543, Нюрнберг
(нажми на картинку чтобы прочитать)

Жанр :
Язык оригинала:
Оригинал издан:
Издательство:
Страниц:

О вращениях небесных сфер (De revolutionibus orbium coelestium ) - существенный труд астронома эпохи Ренессанса Николая Коперника (1473-1543). Посвящен описанию гелиоцентрической модели . Книга была впервые напечатана в 1543 году в Нюрнберге . В книге была предложена альтернативная модель вселенной, отличной от геоцентрической модели Птолемея , утвердившейся в науке с древних времен.

История

Коперник первоначально изложил свою систему анонимно и без названия в короткой рукописи, которую он раздал нескольким друзьям, что и дало название Малых комментариев (Commentariolus) . Библиотечный список физиков, датированный 1514 г., включает рукопись с описанием схожим с Малыми комментариями (Commentariolus) ,что позволяет предположить, что Коперник начал работу над своей новой системой в это время. Большинство историков полагают, что Малые комментарии (Commentariolus) были написаны по врзвращении из Италии, возможно только после 1510. Коперник предвидел, что он может согласовать движение Земли с движением планет, с меньшим движением, чем требовалось в Альфонсовых таблицах , доминировавшей версии системы Птолемея на то время.

Издания

  • 1543, Нюрнберг , Johannes Petreius
  • 1566, Базель , Henricus Petrus
  • 1617, Амстердам , Nicolaus Mulerius
  • 1854, Варшава , с польским переводом аутентичным предисловием Коперника.
  • 1873, Торунь , Немецкий перевод, выполненный на дотации фонда «Коперникус» со всеми корректировками Коперника в сносках.

Переводы

Английский перевод О вращении небесных сфер включал:

  • , перевод, вступительное слово, заметки A.M. Duncan, Newton Abbot, David & Charles, ISBN 0-7153-6927-X ; New York, Barnes and Noble, 1976, ISBN 0-06-491279-5 .
  • On the Revolutions ; перевод и комментарииEdward Rosen, Baltimore, Johns Hopkins University Press, 1992, ISBN 0-8018-4515-7 . (Foundations of Natural History. Originally published in Warsaw , Poland, 1978.)
  • On the Revolutions of the Heavenly Spheres , перевод C.G. Wallis, Annapolis, St John’s College Bookstore, 1939. Republished in volume 16 of the Great Books of the Western World , Chicago, Encyclopædia Britannica, 1952; in the series of the same name, published by the Franklin Library, Franklin Center, Philadelphia, 1985; in volume 15 of the second edition of the Great Books , Encyclopædia Britannica, 1990; and Amherst, N.Y., Prometheus Books, 1995, Great Minds Series-Science, ISBN 1-57392-035-5 .
  • О вращениях небесных сфер перевод И. Н. Веселовского. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. М.: Наука, 1964. - Классики науки

Заметки

Примечания

  • Gassendi, Pierre: The Life of Copernicus , biography (1654), with notes by Olivier Thill (2002), ISBN 1-59160-193-2
  • Gingerich, Owen: An annotated census of Copernicus" De revolutionibus (Nuremberg, 1543 and Basel, 1566) . Leiden: Brill, 2002

Суть теории Коперника

Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как «Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях». Рукописное сочинение появилось около 1515 г. оно не было опубликовано при жизни автора. В «Малом комментарии» после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.

Эта новая теория исходит из следующих требований:

  • -Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер
  • -Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты
  • -Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира
  • -Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди
  • -Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными
  • -То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением
  • -Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца

Заканчивается «Малый комментарий» следующим утверждением: «Таким образом, всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет».

Коперник необычайно гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

«О вращении небесных сфер»

В «Малом комментарии» Коперник не дает математических доказательств своей теории, замечая, что «они предназначены для более обширного сочинения». Это сочинение - «О вращении небесных сфер. Шесть книг» («De revolutionibns orbium coelestium») - издано в Регенсбурге, в 1543г.

В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а также изложены правила решения прямоугольных и сферических треугольников; во второй даются основания сферической астрономии и правила вычисления видимых положений звезд и планет на небесном своде. В третьей говорится о прецессии или предварении равноденствий, с объяснением ее попятным движением линии пересечения экватора с эклиптикой. В четвертой - о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой - о причинах изменения широт планет.

Образно выражаясь, можно сказать, что до Коперника люди были отгорожены от космоса глухой стеной. Коперник проделал в этой стене широкие ворота, через которые человеческий ум устремился в бездны Вселенной.
До издания своего основного труда «О вращениях небесных сфер» Коперник составил краткое рукописное изложение гелиоцентрической системы мира под названием «Commentariolus», т.е. «Малый комментарий», а в печатном виде основы теории Коперника были впервые опубликованы в 1540 г. учеником Коперника Ретиком в брошюре под названием «Первое повествование». Все эти сочинения были написаны по-латыни.
На русском языке труд Коперника в полном виде издается впервые. Вместе с ним печатаются и переводы «Малого комментария» и «Первого повествования».

СодержаниеОт редакции (5).
О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР
Святейшему повелителю великому понтифику Павлу III предисловие Николая Коперника к книгам о вращениях (11).
Книга первая
Вступление (16).
Глава I. О том, что мир сферичен (18).
Глава II. О том, что Земля тоже сферична (18).
Глава III. О том, каким образом земля с водой составляют единый шар (19).
Глава IV. О том, что движение небесных тел вечное, равномерное и круговое или составлено из круговых движений (20).
Глава V. О том, свойственно ли Земле круговое движение, и о месте Земли (22).
Глава VI. О неизмеримости неба по сравнению с величиной Земли (23).
Глава VII. Почему древние полагали, что Земля неподвижна в середине мира и является как бы его центром (25).
Глава VIII. Опровержение приведенных доводов и их несостоятельность (26).
Глава IX. О том, можно ли приписать Земле несколько движений, и о центре мира (30).
Глава X. О порядке небесных орбит (30).
Глава XI. Доказательство тройного движения Земли (36).
Глава XII. О прямых линиях, стягиваемых дугами (41).
Глава XIII. О сторонах и углах плоских прямолинейных треугольников (57).
Глава XIV. О сферических треугольниках (60).
Книга вторая
Глава 1. О кругах и их наименованиях (72).
Глава II. О наклоне зодиака, расстоянии тропиков и о том, как они определяются (73).
Глава III. О дугах и углах между пересекающимися кругами - равноденственным, зодиаком и меридианом, по которым определяются склонение и прямое восхождение, и об их вычислении (75).
Глава IV. О том, каким образом можно найти склонение и прямое восхождение любого светила, находящегося вне круга и проходящего по средней линии зодиака, если известна широта и долгота светила, а также вместе с каким градусом зодиака это светило разделяет небо пополам (82).
Глава V. О сечениях горизонта (83).
Глава VI. О том, каковы различия полуденных теней (84).
Глава VII. О том, каким образом определяется взаимная связь величины наибольшего дня, широты места восхода и наклонности сферы, а также об остальных различиях дней (85).
Глава VIII. О часах и подразделениях дня и ночи (94).
Глава IX. О косом восхождении градусов зодиака и о том, как для каждого восходящего градуса определяется тот, который делит небо пополам (94).
Глава X. Об угле пересечения зодиака с горизонтом (96).
Таблицы восхождений знаков и углов, составляемых зодиаком с горизонтом (98).
Глава XI. Об употреблении этих таблиц (102).
Глава XII. Об углах и дугах, проведенных через полюсы горизонта к тому же кругу зодиака (102).
Глава XIII. О восходе и заходе звезд (103).
Глава XIV. Об определении мест звезд и табличном описании неподвижных звезд (105).
Каталог знаков зодиака и звезд (110).
Книга третья
Глава I. О предварении равноденствий и солнцестояний (158).
Глава II. История наблюдений, доказывающих неравномерность предварения равноденствий и солнцеворотов (160).
Глава III. Предположения, которыми можно объяснить изменение равноденствий и наклонности зодиака к равноденственному кругу (162).
Глава IV. О том, каким образом колебательное, или либрационное, движение составляется из круговых (165).
Глава V. Доказательство неравномерности движений, предваряющих равноденствия и изменяющих наклон (166).
Глава VI. О равномерных движениях предварения равноденствий и наклонности зодиака (168).
Глава VII. О том, какова наибольшая разность между средним и видимым предварением равноденствий (176).
Глава VIII. О частных значениях разностей указанных движений и составлении их таблиц (178).
Глава IX. Об уточнении и исправлении всего изложенного относительно предварения равноденствий (181).
Глава X. О том, какова наибольшая величина разности угла в сечении равноденственного круга и зодиака (182).
Глава XI. Об установлении эпох средних движений равноденствий и аномалии (183).
Глава XII. О вычислении предварения весеннего равноденствия и наклона зодиакального круга (185).
Глава XIII. О величине и различиях солнечного года (187).
Глава XIV. О равномерных и средних движениях в обращениях центра Земли (191).
Глава XV. Предварительные теоремы для определения неравенства видимого движения Солнца (199).
Глава XVI. О видимом неравенстве Солнца (204).
Глава XVII. Определение первого, или годичного, солнечного неравенства с особыми его значениями (207).
Глава XVIII. Об уточнении равномерного движения по долготе (208).
Глава XIX. Об установлении исходных пунктов равномерного движения Солнца (210).
Глава XX. О втором и двойном неравенстве, которое получается вследствие изменения апсид Солнца (211).
Глава XXI. О том, какова величина второй разности солнечного неравенства (214).
Глава XXII. О том, как определяется среднее движение солнечного апогея вместе с неравномерным (216).
Глава XXIII. Об исправлении солнечной аномалии и установлении ее исходных точек (216).
Глава XXIV. Составление таблицы неравенств среднего и видимого движений (217).
Глава XXV. О вычислении видимого положения Солнца (220).
Глава XXVI. О??????????, то есть о различиях естественных суток (221).
Книга четвертая
Глава I. Предположения о лунных кругах согласно мнению древних (225).
Глава II. О недостатке вышеприведенных предположений (227).
Глава III. Другое мнение о движении Луны (229).
Глава IV. О вращениях Луны и ее особых движениях (231).
Глава V. Объяснение первого неравенства движения Луны, которое бывает в новолуниях и полнолуниях (240).
Глава VI. Проверка того, что было изложено относительно средних движений Луны по долготе, а также аномалии (247).
Глава VII. Об исходных точках для лунной долготы и аномалии (247).
Глава VIII. О втором неравенстве Луны и о том, какое отношение первый эпицикл имеет ко второму (248).
Глава IX. О последнем неравенстве, с которым Луна кажется неравномерно движущейся от верхней апсиды эпицикла (250).
Глава X. О том, как видимое движение Луны определяется при помощи заданных равномерных (251).
Глава XI. Составление таблиц простаферезов, или лунных уравнений (253).
Глава XII. О вычислении лунного движения (257).
Глава XIII. О том, каким образом исследуется и определяется движение широты Луны (258).
Глава XIV. Об эпохах аномалии движения Луны по широте (260).
Глава XV. Устройство параллактического инструмента (262).
Глава XVI. О том, как определяются параллактические смещения Луны (263).
Глава XVII. Определение расстояния Луны от Земли и как оно выражается в частях, если расстояние от центра Земли до поверхности принять за одну часть (265).
Глава XVIII. О диаметре Луны и земной тени в месте прохождения Луны (267).
Глава XIX. О том, каким образом одновременно определяются расстояния Солнца и Луны от Земли, диаметры их и тени в месте прохождения Луны, а также ось тени (268).
Глава XX. О величине трех упомянутых светил - Солнца, Луны и Земли - и об их соотношениях (271).
Глава XXI. О видимом диаметре Солнца и его параллактических смещениях (271).
Глава XXII. О неодинаковости видимого диаметра Луны и об ее параллактических смещениях (272).
Глава XXIII. О мере изменения земной тени (273).
Глава XXIV. Составление таблицы различных значений параллактических смещений Солнца и Луны для круга, проходящего через полюсы горизонта (274).
Глава XXV. О вычислении параллакса Солнца и Луны (280).
Глава XXVI. О том, как различаются параллаксы по долготе и по широте (281).
Глава XXVII. Подтверждение изложенного относительно лунных параллаксов (283).
Глава XXVIII. О средних соединениях и противостояниях Луны и Солнца (284).
Глава XXIX. Об исследовании истинных соединений и противостояний Солнца и Луны (287).
Глава XXX. О том, как отличаются от других эклиптические соединения или противостояния Солнца и Луны (288).
Глава XXXI. О том, какова будет величина затмения Солнца или Луны (289).
Глава XXXII. К предсказанию продолжительности затмения (290).
Книга пятая
Глава I. Об обращениях и средних движениях планет (293).
Глава II. Объяснение среднего и видимого движений планет согласно мнению древних (306).
Глава III. Общее объяснение кажущейся неравномерности вследствие движения Земли (307).
Глава IV. О том, каким образом собственные движения планет могут казаться неравномерными (309).
Глава V. Объяснение движения Сатурна (312).
Глава VI. О трех других недавно наблюдавшихся акронихических положениях Сатурна (316).
Глава VII. О проверке движения Сатурна (321).
Глаза VIII. Об установлении исходных положений Сатурна (322).
Глава IX. О параллактических обращениях Сатурна, получающихся вследствие годового движения Земли по орбите, и о том, каково его расстояние от Солнца (322).
Глава X. Определение движения Юпитера (324).
Глава XI. О трех других недавно наблюдавшихся акронихических положениях Юпитера (327).
Глава XII. Подтверждение расчетов среднего движения Юпитера (332).
Глава XIII Установление исходных точек движения Юпитера (332).
Глава XIV. Об определении параллактических движений Юпитера и его высоты по отношению к земной орбите (333).
Глава XV. О планете Марс (335).
Глава XVI. О трех других недавно наблюдавшихся противостояниях планеты Марс (338).
Глава XVII. Подтверждение расчета движения Марса (341).
Глава XVIII. Установление исходных точек для Марса (341).
Глава XIX. О том, какова величина орбиты Марса, выраженная в частях, одной из которых является «радиус» годичной орбиты Земли (342).
Глава XX. О планете Венере (344).
Глава XXI. О том, каково отношение диаметров орбит Венеры и Земли (346).
Глава XXII. О двойственном движении Венеры (347).
Глава XXIII. Об исследовании движения Венеры (348).
Глава XXIV. Об исходных точках аномалии Венеры (352).
Глава XXV. О Меркурии (352).
Глава XXVI. О положении верхней и нижней апсид Меркурия (355).
Глава XXVII. О том, каков эксцентриситет Меркурия и какова соразмерность его орбит (356).
Глава XXVIII. По какой причине отклонения Меркурия вблизи гексагональных аспектов кажутся большими тех, которые получаются в перигее (359).
Глава XXIX. Исследование среднего движения Меркурия (360).
Глава XXX. О ^недавних наблюдениях движения Меркурия (362).
Глава XXXI. Об установлении исходных точек для Меркурия (368).
Глава XXXII. О некотором другом представлении приближения и удаления (368).
Глава XXXIII. О таблицах простаферезов пяти планет (370).
Глава XXXIV. О том, как вычисляются положения пяти планет по долготе (381).
Глава XXXV. О стояниях и попятных движениях пяти блуждающих светил (382).
Глава XXXVI. О том, как определяются времена, места и дуги попятных движений (385).
Книга шестая
Глава I. Общие сведения о движениях пяти планет по широте (388).
Глава II. Предположения о кругах, которыми эти планеты движутся по широте (390).
Глава III. О том, какова величина наклонения орбит Сатурна, Юпитера и Марса (395).
Глава IV. О вычислении широт этих трех светил в других положениях и вообще (397).
Глава V. О широтах Венеры и Меркурия (398).
Глава VI. О втором отклонении Венеры и Меркурия по широте вследствие наклонности их орбит в апогее и перигее (401).
Глава VII. О том, каковы углы об ликвации для каждой планеты - Венеры и Меркурия (403).
Глава VIII. О третьем виде широты Венеры и Меркурия, который называют девиацией (406).
Глава IX. О вычислении широт пяти планет (415).
МАЛЫЙ КОММЕНТАРИЙ. ПОСЛАНИЕ КОПЕРНИКА ПРОТИВ ВЕРНЕРА. УПСАЛЬСКАЯ ЗАПИСЬ
Николая Коперника малый комментарий относительно установленных им гипотез о небесных движениях (419).
О порядке сфер (420).
О видимых движениях Солнца (421).
О том, что равномерность движения должна определяться по отношению не к равноденствиям, но к неподвижным звездам (422).
О луне (423).
О трех верхних планетах - Сатурне, Юпитере и Марсе (424).
О Венере (427).
О Меркурии (429).
Послание Коперника против Вернера (431).
Упсальская запись (438).
Примечания (458).
ПРИЛОЖЕНИЯ
От переводчика (469).
А.А.Михайлов. Николай Коперник. Биографический очерк (471).
Георгия Иоахима Ретика о книгах вращений Николая Коперника первое повествование к Иоанну Шонеру (488).
О движении неподвижных звезд (489).
Общие соображения относительно года, считаемого от равноденствия (491).
Об изменении наклона эклиптики (493).
Об эксцентриситете и движении апогея Солнца (494).
О том, что соответственно движению эксцентра сменяются мировые монархии (495).
Специальное рассмотрение величины года считаемого от равноденствий (498).
Общие соображения о движениях Луны вместе с новыми гипотезами господина наставника (502).
Основные причины, по которым следует отступать от гипотез древних астрономов (505).
Переход к перечислению новых гипотез всей астрономии (508).
Расположение Вселенной (509).
О том, какие движения соответствуют Великому кругу и с ним связанным. Три движения Земли - суточное, годовое и деклинационное (513).
О либрациях (517).
Вторая часть гипотез о движениях пяти планет (522).
Гипотезы о движении пяти планет по долготе (526).
О том, каким образом планеты кажутся отклоняющимися от эклиптики (533).
Похвала Пруссии (540).

Николай Коперник.
По оригиналу королевской обсерватории в Берлине.

Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 год.

Коперник (Kopernik, Copernicus), Николай (1473- 1543) - польский астроном и мыслитель. От критики и отрицания истинности канонизированной церковью геоцентрической системы мира Коперник постепенно пришел к утверждению новой системы мира, согласно которой Солнце занимает центральное положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Основной труд Коперника - «О вращениях небесных тел» (1543, русский перевод, 1964).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 176.

Коперник Николай (1473 1543) - польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле как «избранной богом» арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, нанесла удар церковной легенде о рае и аде, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперником между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знаменем, развивали дальше (Бруно , Галилей и др.), устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звезд на единой «сфере» и Солнца в центре вселенной. Основные произведения Коперника, «Об обращениях небесных сфер» (1543), свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних (Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 204.

Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (19 февраля 1473, Торунь, Польша - 24 мая 1543, Фромборк) - польский астроном и мыслитель, возродивший и научно обосновавший гелиоцентрическую систему мира. Изучал математику, теоретические основы астрономии, медицину в Краковском университете (1491-95), учился на факультете церковного права Болонского университета (1496-1501), где изучал также астрономию и участвовал в исследованиях знаменитого астронома Доменико де Новара. Обучался медицине в Падуанском университете, в Ферраре получил степень доктора канонических прав (1503). Исполнял многочисленные обязанности: каноник во Фромборке, канцлер Вармийского капитула, инициатор денежной реформы. Кроме того, он организовал защиту от нападения воинов Тевтонского ордена, как врач участвовал в борьбе с эпидемией 1519, читал лекции по математике, издавал переводы. Одновременно Коперник постоянно занимался астрономическими наблюдениями и математическими расчетами движения планет и к 1532 завершил работу «Об обращении небесных сфер», на издание которой он долго не решался, хотя был убежден в ошибочности системы Птолемея и истинности гелиоцентрической модели Вселенной. Работа вышла лишь в 1543, в год его смерти. С 1616 по 1882 по требованию Ватикана труд Коперника был в Индексе запрещенных изданий. Основному труду предшествовал «Малый комментарий» (1505-07), в котором излагались основные допущения гелиоцентризма. Все сферы движутся вокруг Солнца как центра мира, центр Земли - это центр тяготения и лунной орбиты, все движения «небесной тверди», Солнца и планет принадлежат не им, а Земле. Эти положения детально разработаны в главном труде Коперника, где обосновано, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца в плоскости эклиптики, вокруг своей оси, перпендикулярной к плоскости эклиптики, и вокруг собственной оси, перпендикулярной плоскости экватора. Кроме того, доказывается, что мир и Земля сферичны, движение небесных тел круговое и постоянное, Земля занимает лишь малую часть бесконечно большого пространства небес. По Т. Куну, нововведение Коперника не было просто указанием на движение Земли, но составляло новый способ видения проблем физики и астрономии, при котором необходимо изменился смысл понятий «земля» и «движение» (см. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, с. 190).

Л. А. Микешина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 309-310.

Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (19.2. 1473, Торунь, -24.5.1543, Фромборк), польский астроном и мыслитель. В основном труде Коперника «О вращениях небесных сфер» (1543, рус. пер., 1964) давно и прочно забытая древняя идея гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 век до н. э.) возрождается, развивается, доказывается и обосновывается в качестве научной истины. С научной точки зрения преимущества гелиоцентризма обнаруживаются сразу же: впервые в истории астрономии оказывается возможным определение из наблюдений фактических планетных расстояний; ясный физический смысл получают специфические математико-геометрические особенности схемы Птолемея (которые ранее носили непонятный и случайный характер); новая система мира производит сильное эстетическое впечатление, устанавливая действительную «форму мира и точную соразмерность его частей» («О вращениях...», с. 13). Учение Коперника опровергало многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля - Птолемея, нанесло решающий удар по религиозно-теологических представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона). Энгельс назвал издание основного труда Коперника «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 347). В философском плане переход к гелиоцентризму означает переворот в гносеологии, основе естественнонаучного познания. Вплоть до Коперника господствовала гносеология, установка, согласно которой видимое отождествлялось с действительным. В учении Коперника впервые реализуется противоположный принцип - видимое не есть достоверность, но «перевёрнутое» отражение скрытой за явлениями действительности. В дальнейшем этот принцип становится гносеология, основой всей классической науки.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, t. l-2, Warsz., 1972-75; в рус. пер.- в сб.: Польск. мыслители эпохи Возрождения, М., I960, с. 35-68.

Литература: Николай Коперник. [Сб.]. К 500-летию со дня рождения.1473-1973, М., 1973 (лит. о К. опубл. n России и в Сов. Союзе); Веселовский И. И., Белый Ю. А., Николай К., М., 1974; Идельсон Н. И., Этюды по истории небесной механики, М., 1975; Kühn T. S., The copernican revolution, Camb., 1957; B l s k u p M., D o b r z у с k i J., Mikolaj Kopernik- uczony i obywatet, Warsz., 1972.

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего в школе при костеле св. Яна. После смерти во время чумы Николая Коперника-отца заботы племяннике принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери.

Во второй половине октября 1491 года Николай Коперник вместе с братом Анджеем прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета.

В 1496 году Николай вместе с братом Анджеем оказался в Болонье, входившей тогда в Папскую область и славившейся своим университетом. Николай записался на юридический факультет с отделениями гражданского и канонического, т. е. церковного, права. 9 марта 1497 года вместе с астрономом Доменико Марией Новара Николай провел свое первое научное наблюдение.

В 1498 году Николай Коперник был утвержден заочно в сане каноника Фромборкского капитула.

Затем Николай на короткое время возвращается в Польшу, но всего через год вновь отправляется в Италию, где изучает медицину в Падуан-ском университете и получает степень доктора богословия в университете Феррары. На родину Коперник вернулся в конце 1503 года всесторонне образованным человеком. Он поселился сначала в городе Лидзбарке, а затем занял должность каноника во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы.

В Фромборке Коперник развернул свои астрономические наблюдения, несмотря на неудобства из-за частых туманов с Вислянского залива.

Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй прибор, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, "гороскопий", солнечные часы, разновидность квадранта.

В "Малом комментарии", написанном приблизительно в 1516 году, Коперник дал предварительное изложение своего учения, точнее своих гипотез.

В самый разгар войны с крестоносцами, в начале ноября 1520 года, Коперник избирается администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно. Взяв на себя командование немногочисленным гарнизоном Ольштына, Коперник принял меры к укреплению обороны замка-крепости и сумел отстоять Ольштын. Вскоре после заключения перемирия в апреле 1521 года Коперник назначается комиссаром Вармии, а осенью 1523 года - канцлером капитула. .

К началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в труде "Об обращениях небесных сфер" была в основном закончена. К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Положения теории Птолемея считались незыблемыми, поскольку хорошо согласовались с учением католической церкви.

Наблюдая движение небесных тел, Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца.

Коперник считал, что человек воспринимает движение небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда он сам находится в движении. Наблюдателю, находящемуся на Земле, кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле это Земля движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

Коперник был при смерти, когда друзья принесли ему первый экземпляр "Об обращениях небесных сфер", отпечатанной в одной из нюрнбергских типографий.

Некоторое время его труд свободно распространялся среди ученых. Только тогда, когда у Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью, а книга внесена в "Индекс" запрещенных книг.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Далее читайте:

Ученые с мировым именем (биографический справочник).

Сочинения:

Opera omnia, t. 1-2. Warsz., 1972-1975;

О вращениях небесных сфер. М., 1964.

Литература:

Николай Коперник. К 500-летию со дня рождения, под ред. В. А. Котельникова. М., 1973;

Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Николай Коперник. М., 1974;

Kuhn Т. S. The Coperniean Revolution. Cambr. (Mass.), 1957.

В этой книге была впервые в христианской Европе предложена гелиоцентрическая модель мира, по которой Солнце является центром Вселенной, а планеты движутся вокруг него. Система мира Коперника предлагалась взамен общепризнанной на тот момент геоцентрической модели Птолемея , где центром была неподвижная Земля. Книга Коперника оказала огромное влияние на развитие научной революции в Европе Нового времени и на формирование нового научного мировоззрения . На идеи Коперника опирались продолжатели, развивавшие коперниковскую систему мира, - Джордано Бруно , Галилей , Кеплер и Ньютон .

Предыстория

В средневековой Европе считалось общепризнанной истиной, что Земля неподвижно размещается в центре Вселенной, а Луна, Солнце и планеты совершают вокруг Земли движения нескольких типов (суточные, годовые и собственные). Для математического описания неравномерного движения планет Клавдий Птолемей предложил во II веке н. э. чрезвычайно сложную модель, которая давала практически приемлемую точность, однако многим казалась искусственной . В частности, протест вызывала умозрительная концепция экванта , с помощью которой объяснялось неравномерное движение планеты по небосводу .

Вопрос о том, кто из античных или средневековых учёных повлиял на формирование у Коперника гелиоцентрической идеи, до конца не выяснен. Возможно, начальный толчок дали Войцех Брудзевский и Ян Глоговчик в Краковском университете , лекции (или труды) которых Коперник мог изучать в годы учёбы в Кракове. Ни Брудзевский, ни Глоговчик не были гелиоцентристами, но оба критически относились к модели Птолемея и аргументированно разъясняли её недостатки . Сам Коперник в предисловии к книге ссылается на древнегреческого философа V века до н. э. Филолая (у которого, впрочем, в центре мира было не Солнце, а некий «Центральный огонь») и мнение трёх античных учёных IV века до н. э.: Гераклида Понтийского , Экфанта и Гикета (Никиты Сиракузского). Непосредственный античный предшественник Коперника Аристарх Самосский в книге не упоминается, хотя взгляды Аристарха несомненно были Копернику известны из трудов Архимеда и Плутарха . Как обнаружили историки, в черновике рукописи имя Аристарха присутствует, но позднее было вычеркнуто .

Из средневековых учёных нерешительные попытки рассмотреть возможность движения Земли делали Николай Орем , Николай Кузанский , индиец Нилаканта Сомаяджи , арабские астрономы XI века Аль-Бируни и Ибн аль-Хайсам (Альхазен , о его взглядах Коперник мог узнать из трудов Пурбаха) . Долгое время эти идеи не получали развития. Современник Коперника, итальянский профессор Челио Кальканьини (Celio Calcagnini , 1479-1541), в своей восьмистраничной брошюре высказал мнение, что Земля совершает суточное вращение. Это мнение обсуждал также авторитетный итальянский астроном Франческо Мавролико . Труды Кальканьини и Мавролико появились почти одновременно с книгой Коперника, но вполне вероятно, что задолго до печати эти гипотезы обсуждались в научной среде. Более смелая идея вращения Земли вокруг Солнца до Коперника в христианской Европе открыто не высказывалась и не обсуждалась, и никто из упомянутых предшественников не пытался создать развитую математическую модель движения планет, сравнимую с птолемеевской .

Создание книги

Замысел новой, более простой и естественной, чем у древних, астрономической системы возник у Коперника , видимо, уже в 1500-е годы, когда он был студентом в Италии . Математическим преимуществом новой системы мира было то обстоятельство, что в ней каждое небесное светило совершало на два движения меньше, чем у Птолемея: суточный и годичный периоды становились кажущимися, возникающими из-за движения Земли. Коперник надеялся, что благодаря этому он сможет описать движение планет более точно и гармонично, чем это сделано в птолемеевом «Альмагесте » и общепризнанных на тот момент «Альфонсовых таблицах », рассчитанных в XIII веке.

По возвращении из Италии в 1506 году Коперник поселился в прусском городе Фрауенбург . Там он начал свою книгу о новой модели мира, обсуждая свои идеи с друзьями, среди которых было немало его единомышленников (например, Тидеман Гизе , епископ Кульмский). Примерно в 1503-1512 годах Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям» . По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах . Работа над главным трудом продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, проводил наблюдения в своей обсерватории, готовил новые астрономические расчётные таблицы.

В 1530-х годах значительная часть книги была завершена, но Коперник не спешил её публиковать. В 1539 году Георг Иоахим Ретик , молодой математик из Виттенберга , прибыл во Фрауенбург к Копернику, воодушевился его идеями и стал преданным сторонником. Прочитав рукопись труда Коперника, Ретик сразу же написал конспект его идей в форме открытого письма, адресованного Иоганну Шёнеру , его учителю астрологии в Нюрнберге. Ретик опубликовал это письмо под названием «Narratio Prima » в Данциге в 1540 году (второе издание «Narratio » вышло в Базеле в 1541 году). Встретив всеобщий интерес, Коперник согласился на отдельную публикацию в 1542 году своего трактата по тригонометрии - второй части будущей книги «О вращении небесных сфер». Личная рукопись труда Коперника была обнаружена в XIX веке в Праге, в бумагах Ретика. Внимательное изучение рукописи помогло историкам реконструировать последовательность её составления .

Уступив уговорам Ретика и Тидемана Гизе, Коперник наконец согласился опубликовать книгу целиком. Он передал рукопись Ретику через Тидемана Гизе, и книга была опубликована в 1543 году в Нюрнберге , незадолго до смерти Коперника. Книга состояла из 196 страниц крупного размера (формат in folio).

Название

По всей видимости, Коперник не сразу окончательно определился с названием своего труда. В предисловии тема книги называется «Об обращении мировых сфер» (лат. De Revolutionibus Sphaerarum Mundi ), а в заголовках отдельных глав стоит краткое название: «Об обращениях» (De Revolutionibus ) . Не исключено, что в конечном счёте название дал издатель, так как сохранившийся экземпляр рукописи Коперника не содержит титульного листа.

Предисловие

Книга Коперника открывается предисловием, в начале которого стоит посвящение папе Павлу III . В предисловии автор признаёт, что идеи его труда, противоречащие многовековой традиции, вызовут у многих неприятие и насмешки, так что он долго колебался, стоит ли предавать их публичной огласке. Коперник заранее оговаривает, что отвергает всякую вненаучную критику: «Если и найдутся какие-нибудь пустословы, которые, будучи невеждами во всех математических науках, всё-таки берутся о них судить и на основании какого-нибудь места Священного Писания, неверно понятого и извращённого для их цели, осмелятся порицать и преследовать это моё произведение, то я, ничуть не задерживаясь, могу пренебречь их суждением, как легкомысленным» .

Общая структура

По структуре труд «О вращении небесных сфер» почти повторяет «Альмагест » в несколько сокращённом виде (6 книг вместо 13) .

Система мира Коперника

Сферы совершают сложные равномерные вращения, увлекая связанные с ними планеты. Суточное движение Солнца - иллюзорно и вызвано вращением Земли вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе. Аналогично иллюзорным является годовое перемещение Солнца среди созвездий - Земля (вместе с Луной), как и другие планеты, обращается вокруг Солнца, и поэтому перемещение светил по Зодиаку - не более чем эффект годового движения Земли. Отметим, что центры планетных орбит у Коперника немного не совпадают с Солнцем .

В рамках гелиоцентризма сразу нашли простое решение многие научные проблемы. С точки зрения движущейся Земли становится понятным и видимое попятное движение планет, а смена времён года на Земле объясняется точно так же, как и в наши дни. Коперник первым нашёл правильное объяснение явления предварения равноденствий , о котором астрономы спорили 18 веков - причиной оказалось периодическое смещение земной оси, из-за чего сдвигается небесная система координат.

Несмотря на плохую точность своих астрономических инструментов, Коперник сумел изложить теорию движения Луны, гораздо более точную, чем птолемеевская. По теории Птолемея, видимый диаметр Луны в перигее должен быть вдвое больше, чем в апогее ; этот нелепый вывод противоречил всем наблюдениям, но долгое время обходился молчанием. Коперник привёл свои расчёты, по которым разница составляла 8" (по современным данным, около 5") .

Все эти положения подробно аргументируются, а доводы Аристотеля и других геоцентристов подвергаются критике. Например, Коперник сначала доказывает, что расстояние между планетами и Солнцем ничтожно по сравнению с расстоянием до неподвижных звёзд, и этот факт он использует для доказательства суточного вращения Земли - ведь если Земля неподвижна, то суточный оборот совершает сфера звёзд, а тогда, с учётом её удалённости, придётся приписать звёздам немыслимую скорость . Вывод о чрезвычайной удалённости звёзд помог Копернику решить ещё одну проблему. Если Земля совершает движение вокруг Солнца за год, то должны существовать годичные параллаксы звёзд: конфигурация созвездия должна меняться с периодом в один год. Однако этого явления во времена Коперника никто не наблюдал. Коперник пояснил, что раз расстояния до звёзд намного превосходят радиус земной орбиты, то годичные параллаксы оказываются слишком незначительными, чтобы их можно было измерить. Аналогичный ответ на тот же вопрос давал и Аристарх Самосский в III веке до н. э. Надёжно зафиксировать параллакс удалось только в 1838 году.

Правда, абсолютное значение астрономической единицы в тот период было известно только по грубой оценке Птолемея. Коперник, как и другие его современники, принял значение астрономической единицы равным 1142 земным радиусам, что соответствовало горизонтальному параллаксу Солнца 3 минуты дуги (вместо правильного значения 23 440 радиусов Земли и 8 , 8 ″ {\displaystyle 8,8""} ). Уже работы астрономов XVII века (сначала Дж. Хоррокса , а затем Дж. Кассини , Дж. Флемстида и других) привели к выводу, что суточный параллакс Солнца не превосходит 10 ″ {\displaystyle 10""} .

Коперник дал также оценку размеров Солнца и Луны, указал верное значение периода обращения Меркурия вокруг Солнца: 88 дней .

Физические идеи Коперника

В ряде рассуждений Коперника усматривается зарождение новой, неаристотелевой механики. Примерно в тех же выражениях, как позднее Галилей , он формулирует принцип относительности движения:

Всякое изменение места происходит вследствие движения наблюдаемого предмета, или наблюдателя, или, наконец, вследствие неодинакового перемещения того и другого… При движении корабля в тихую погоду всё находящееся вне его представляется мореплавателям движущимся, как бы отражая движение корабля .

При этом Коперник близко подходит к закону инерции , указывая, что падающие тела и прилежащие слои атмосферы участвуют в движении Земли, хотя никакие силы это движение специально не поддерживают (механика Аристотеля в этой ситуации не видела оснований для движения) .

Представление о Земле как об одной из планет позволило Копернику одному из первых высказать догадку об универсальности гравитации :

По-видимому, тяжесть есть не что иное, как естественное стремление, которым Творец Вселенной одарил все частицы, а именно - соединяться в одно общее целое, образуя тела шаровидной формы. Вероятно также и то, что Солнце, Луна и прочие планеты одарены таким же свойством .

Недостатки теории Коперника

С современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что для согласования с реальными наблюдениями пришлось сохранить искусственные птолемеевы эпициклы - правда, их стало несколько меньше. Представлению о Солнце как о рядовой звезде (уже в конце XVI века его отстаивал Джордано Бруно) и оценкам истинных масштабов Вселенной также ещё предстояло созреть .

Механизм вращения планет Коперник оставил прежним - вращение сфер, с которыми связаны планеты. Но тогда ось Земли в ходе годичного вращения должна поворачиваться, описывая конус ; чтобы объяснить смену времён года, Копернику пришлось ввести третье (обратное) вращение Земли вокруг оси, перпендикулярной эклиптике ; этот же механизм Коперник использовал для объяснения причины предварения равноденствий .

Ещё одним анахронизмом был особый статус Земли - хотя у Коперника она из центра мира стала обычной планетой, однако центр всех планетных орбит совпадал не с Солнцем, а с центром земной орбиты .

Устранение экванта привлекло к теории Коперника внимание астрономов XVI века. Однако теория Коперника не привела к существенному увеличению точности расчёта движения планет: реальное движение планет не является ни круговым, ни равномерным. Наихудшее согласие с наблюдениями модель Коперника давала для планет с большим эксцентриситетом (Меркурий , Марс , Сатурн). Только лишь открытие законов Кеплера позволило сделать качественный скачок в увеличении точности астрономических расчётов .

Историческое влияние

Труд Коперника сразу по выходе получил широкую известность; об этом можно судить по тому, что из 500 экземпляров первого издания больше половины (267) сохранились до наших дней, многие с пометками и комментариями владельцев . Сразу же по выходе книги в свет у неё обнаружились как убеждённые сторонники, так и непримиримые противники. Известный виттенбергский астроном Эразм Рейнгольд , коллега Ретика, опубликовал рассчитанные на основе системы Коперника астрономические «Прусские таблицы » (1551 год). Таблицы Рейнгольда служили более 70 лет, пока не появились гораздо более точные Рудольфовы таблицы Кеплера (1627). Главным в теории Коперника Рейнгольд считал то, что в ней устраняется птолемеев эквант . Однако Рейнгольд хранил полное молчание относительно главного, что, с нашей точки зрения, есть в книге Коперника: гелиоцентрической гипотезы, как будто он её попросту не заметил .

В Англии апологию Копернику «Совершенное описание небесных сфер в соответствии с древней доктриной пифагорейцев, возрождённой Коперником, подкреплённое геометрическими демонстрациями» издал в 1576 году астроном Томас Диггес .

Католическая церковь, занятая борьбой с Реформацией , первоначально снисходительно отнеслась к новой астрономии, тем более что вожди протестантов (Мартин Лютер , Меланхтон) отзывались о ней резко враждебно . Эта снисходительность была связана и с тем, что для предстоящей реформы календаря были полезны наблюдения Солнца и Луны, содержащиеся в книге Коперника. Папа Климент VII в 1533 году благожелательно прослушал лекцию о гелиоцентрическом подходе, подготовленную учёным-ориенталистом Иоганном Альбертом Видманштадтом . Однако несколько епископов выступили с яростной критикой гелиоцентризма как опасной богопротивной ереси .

Предположение I : Солнце является центром мироздания и, следовательно, неподвижно. Все считают, что это заявление нелепое и абсурдное с философской точки зрения и, кроме того, формально еретическое, так как выражения его во многом противоречат Священному Писанию, согласно буквальному смыслу слов, а также обычному толкованию и пониманию Отцов Церкви и учителей богословия.
Предположение II : Земля не есть центр мироздания, она не является неподвижной и движется как целостное (тело) и к тому же совершает суточное обращение. Все считают, что это положение заслуживает такого же философского осуждения; с точки зрения богословской истины, оно, по крайней мере, ошибочно в вере.

Оригинальный текст (лат.)

Propositio I: Sol est centrum et omnino immobilis motu locali. Censura: omnes dixerunt dictam propositionem esse stultam et absurdam in philosophia et formaliter hereticam, quatenus contradicit expresse sententiis sacrae Scripturae in multis locis, secundum proprietatem verborum et secundum expositionem et sensum SS, Patrum et theologorum doctorum. Propositio II: Terra non est centrum mundi nec immobilis, sed secundum se totam movetur etiam motu diurno. Censura: omnes dixerunt hanc propositionem recipere eandem censuram in philosophia et spectando veritatem theologicam ad minus esse in fide erroneam.

Самым известным следствием этого решения в XVII веке стал суд над Галилеем (1633 год), нарушившим церковный запрет в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира ».

Вопреки устоявшемуся мнению, сама книга Коперника «De Revolutionibus Orbium Coelestium » была формально запрещена инквизицией лишь на 4 года, однако подверглась цензуре. В 1616 году она была внесена в римский «Индекс запрещённых книг » с пометкой «до исправления»; перечень цензурных поправок был обнародован в 1620 году. Книга «De revolutionibus» стала первым в истории чисто научным трудом, попавшим в «Индекс»; до неё Ватикан преследовал только религиозные или оккультистские сочинения. Объясняя своё решение снять запрет с книги, Конгрегация Индекса привела следующие аргументы :

Хотя отцы Св. Конгрегации Индекса признали необходимым полностью запретить сочинение прославленного астронома Николая Коперника «De Mundi revolutionibus» [так в тексте] по причине того, что в нём принципы, касающиеся положения и движения земного шара, несовместимые со Св. Писанием и его истинным и католическим толкованием (что христианин никак не должен терпеть) изложены не как гипотетические, но без колебаний защищаются как истинные, тем не менее, в силу того, что это сочинение содержит много вещей очень полезных для государства, отцы единодушно сошлись на том, что сочинения Коперника, напечатанные до сих пор, должны быть разрешены. И разрешаются они при условии, что будут скорректированы в соответствии с прилагаемым ниже исправлением тех мест, где он [Коперник] обсуждает положение и движение Земли не гипотетически, но как утверждение.

Оригинальный текст (лат.)

Quanquam scripta Nicolai Copernici, nobilis astrologi, De mundi revolutionibus prorsus prohibenda esse Patres Sacrae Congregationis Indicis censuerunt, ea ratione quia principia de situ et motu terreni globi, Sacrae Scripturae eiusque verae et catholicae interpretationi repugnantia (quod in homine Christiano minime tolerandum est), non per hypothesim tractare, sed ut verissima adstruere, non dubitat; nihilominus, quia in iis multa sunt reipublicae utilissima, unanimi consensu in eam iverunt sententiam, ut Copernici opera ad hanc usque diem impressa permittenda essent, prout permiserunt, iis tamen correctis, iuxta subiectam emendationem, locis, in quibus non ex hypothesi, sed asserendo, de situ et motu terrae disputat. Qui vero deinceps imprimendi erunt, nonnisi praedictis locis ut sequitur emendatis, et huiusmodi correctione praefixa Copernici praefationi, permittuntur.

Приведённый далее в постановлении список исправлений в основном касался утверждений, из которых следовало, что гелиоцентризм является не просто математической моделью, но отражением реальности. Труды гелиоцентристов были исключены из римского Индекса запрещённых книг в 1835 году .

Некоторые астрономы XVI-XVII веков предпочли модифицированный вариант модели Коперника, в котором Земля была неподвижна, Солнце вращалось вокруг Земли, а все прочие планеты - вокруг Солнца. С точки зрения астрономических наблюдений, этот вариант ничем не отличался от коперниковского. Наиболее видным сторонником такой модели был Тихо Браге , который восторгался Коперником и его книгой, но движение Земли признавать отказался .

Виднейшим продолжателем гелиоцентрических идей в XVII веке стал Иоганн Кеплер , в честь Коперника назвавший один из главных своих трудов «Сокращение коперниканской астрономии » (лат. Epitome Astronomiae Copernicanae ). Система мира Кеплера была уже во многом не похожа на коперниковскую: небесные сферы были упразднены, круговые орбиты планет Кеплер заменил на эллипсы , движение планет стало неравномерным. Благодаря открытиям Кеплера точность модели резко повысилась, а изданные Кеплером очень точные гелиоцентрические «Рудольфовы таблицы » стали торжеством гелиоцентризма . В этот же период, благодаря изобретению телескопа , Галилей сделал ряд астрономических открытий (фазы Венеры , спутники Юпитера и др.), подтверждавших систему мира Коперника .

Несмотря на все свои (отмеченные выше) несовершенства, модель мира Коперника была крупным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты подготавливало (вопреки Аристотелю) ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов. В конце XVII века Ньютон завершил разработку динамического фундамента небесной механики , и модель Птолемея окончательно отошла в историю.

Публикации

Первоиздания

Русский перевод

  • Коперник, Н. О вращениях небесных сфер = De revolutionibus orbium coelestium: [пер. с лат. ] ; Малый комментарий = Commentariolus ; Послание против Вернера = Epistola contra Vernerum ; Упсальская запись / Пер. проф. И. Н. Веселовского; Ст. и общ. ред. чл.-корр. АН СССР А. А. Михайлова. - М. : Наука, 1964. - 646 с. - (Классики науки).
    • Приложение: Ретик Г. И. Первое повествование.

Тексты в Интернете

  • Коперник Н. О вращении небесных сфер в библиотеке Гумер.
  • De revolutionibus orbium coelestium , Гарвард , текст на латинском.

Примечания

  1. , с. 8.
  2. , с. 73-74, 186-188, 298.
  3. Swerdlow N. M. The Derivation and First Draft of Copernicus’s Planetary Theory: A Translation of the Commentariolus with Commentary // Proceedings of the American Philosophical Society. - 1973. - Vol. 117. - P. 423-512.
  4. , с. 28.
  5. , с. 553, 562.
  6. , с. 85-89.
  7. , с. 145-146.
  8. , с. 23.
  9. , Глава 4.
  10. , p. 32.
  11. , с. 556-558.
  12. Левин А. Человек, который сдвинул Землю. Научная революция Николая Коперника // Популярная механика. - 2009. - № 6 .