НОД "В мире звуков" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Занятие по обучению грамоте «Проделки Буквоежки Занятие в старшей группе что такое звук

Цель: продолжать учить детей определять количество предложений в тексте; формировать знания дошкольников о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие; побуждать детей к самостоятельному поиску путей решения задачи гласный – согласный; проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками; закреплять умение проводить линии, не отрывая карандаша от бумаги; развивать внимание; воспитывать аккуратность.

Материал: индивидуальные карточки с изображением животных и дорожек к домикам, фишки для обозначения гласных, согласных мягких и твердых, предметные картинки, карандаши.

Ход занятия в детском саду со старшими дошкольниками

Воспитатель: Со сказкой мы уже встречались не раз,

И снова она придет к нам сейчас.

— Любите ли вы сказки? Почему?

— Садитесь на стулья, сказка начинается.

СКАЗКА О ЗВУКАХ

В одном бумажном замке жили братья – звуки. Да-да, те самые, что слышатся нашими ушами. Жили в мире-согласии, пока один из них нагло не заявил: «Я самый нужный, я старший». Что здесь началось! Звуки подняли такой шум! Каждый начал хвастаться:

— Я кругленький и меня легко произносить,- произнес звук…..(о).

— Нет, я. Хотя меня уже и труднее произносить, но я первый,- заспорил (А).

— Ой-ой, большой! А я умею гудеть, да и еще очень громко,- сказал звук (у).

Они так громко спорили, что разбудили мудрую фею. Собрала фея крикливых и голосистых.- А вы догадались, какие это звуки? (Да, это [а,о,у,е,ы,и…]- гласные звуки)

— Да, назвала фея их гласными. А какой фишкой их обозначают? Почему? (Потому, что во время их произношения воздух свободно вытекает из открытого рта.)

Дети показывают фишку для обозначения гласного звука.

— А тех, что были тихие и спокойные, что не могли кричать и петь, а только шипеть, свистеть, шуршать, фея назвала как? (Согласными.)

— Какой фишкой их обозначают?

Дети показывают фишку на обозначение согласного звука.

— Фея сказала, что все звуки очень важны, потому что, сливаясь, они образуют…что? (Слова)

— Поэтому я буду называть слова, а вы с помощью фишки будете определять, с какого звука они начинаются.

Слова: оса, заяц, антенна, коза, ученик, улитка, индюк, птица, собака, рука, журавль, жук, арбуз, указка, игла.

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

— Из звуков складываются слова, а из слов состоят …. (предложения).

— Звуки с недоверием слушали фею. Поэтому она предложила им создать слова, из слов составить предложения, а из предложений-текст. Но звуки были невнимательными и не смогли найти окончаний предложений. Я буду читать вам текст, а вы помечайте концовку каждого предложения хлопанием в ладоши.

У мамы сын. Его зовут Дима. Дима поймал сома. На, мама, сома.

Воспитатель: Сколько в этом тексте предложений? Как вы определяете, что предложение закончено? (Делается пауза.)

— Повторите первое предложение. Определите количество слов в нем. Есть ли в этом предложении слово-помощник?

— Составьте схему первого предложения.

— Молодцы, вы помогли звуками. Все стало на свои места, и всем стало понятно, что жить надо дружно.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Ходьба на месте.)

Вправо, влево, ноги шире.

(Повороты туловища, руки на поясе.)

Встали, спинки все ровненько.

(Основная стойка, руки согнуты в локтях.)

И на месте побежали.

(Легкий бег на месте.)

Надо мышцы размять.

Будем вместе прыгать

(Прыжки на обеих ногах.)

Все присели-встали.

Вновь присели-встали.

(Приседания.)

Разомните хорошенько пальцы,

(Руки вытянуть вперед, несколько раз сжать пальцы в кулачки и разогнуть.)

Потанцуйте стильные танцы.

(Танцевальные движения.)

Время уже немножко нам поиграть

И загадки отгадать.

Воспитатель выставляет картинку с изображением лиса.

Воспитатель выставляет картинку с изображением леса.

Звуковой анализ слов лиса и лес, моделирование их на основе схемы звукового анализа и фишек.

Игра с мячом «Назови звук»

Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука и бросает мяч воспитателю.

Усложнение: воспитатель называет мягкий согласный звук, а ребенок –твердую пару названного звука.

Игра «Проведи животное»

— У вас на столах лежат карточки с изображением животных. Среди них найдите животное, название которого начинается на _________ звук, и проведите эту зверушку к любимому лакомству.

Проведите линию, не отрывая карандаша и не заходя за линию дорожки. (Раздать карточки с дорожками.)

Итог. Рефлексия

— Закончилась наша сказка.

— С каким настроением слушали сказку о звуках?

Какие звуки вы запомнили?

В ходе совместной работы ребенка и взрослого, выполняя простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науку. Наука помогает находить решения всевозможных задач и дает нам возможность понять, почему происходит именно так, как оно есть, а не иначе. Детское экспериментирование строится ребенком и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Показать детям , как рождается звук и какими свойствами он обладает. (Звучит только то, что дрожит и колышется). Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: воздуху, металлу. Звук-это волна невидимая, но слышимая.

Образовательны е:

Упражнять в звуковом анализе слова; закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, анализировать схемы предложений; определять количество слогов в слове. Развивать умение изменять интонацию в зависимости от вида предложения.

Развивающие: способствовать развитию логического мышление , научиться замечать соответствие.

Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей, интерес к занятию, любознательность, упражнять во взаимопроверке.

Материал: колокольчик , бумага на каждого ребенка, баночки с водой и пустая, счетные палочки, будильник, гитара, таз с водой, камушки по количеству детей, карточки, простые карандаши, буквы, картинки (шмель, комар, пчела, слон, змея, кузнечик).

Предварительная работа: знакомство и заучивание стихов про буквы а, о, и, у, беседа о том, кто как кричит.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Сюрпризный момент

II. Основная часть

1. - У вас на столе лежит бумага 2 видов, сравните ее по толщине, отличается? Скомкайте тонкую бумагу, затем толстую. Звуки отличаются? Когда комкали тонкую бумагу, какой слышали звук? А толстую? Какой можно сделать вывод? Чем тоньше бумага, тем звук выше. Чем толще, тем звук ниже. Что напомнил вам этот звук? (шелест листьев).

2. - Поднесите ко рту полоски бумаги и подуйте на нее. Что напоминает вам этот звук? (вой ветра).

3. - А сейчас медленно по капельки перелейте из одной баночки воду в другую. Что это за звук? (дождя, капели, звон ручья).

4. - Спойте песенку комара, жука, поиграйте языком, как я. (упражнение "лошадка") Что напоминает вам этот звук? (стук копыт). Все эти звуки мы сами создавали, а сейчас давайте закроем глаза и послушаем тишину. Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?

5. - Ребята, я хочу вам открыть первый секрет. Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется". Хотите в этом убедиться. Пододвиньте к себе счетную палочку. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите счетную палочку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.

Услышали звук, а почему? /потому что палочка дрожала/.

Будильник звучит? /нет/. А почему? А сейчас почему зазвучал?

В каком случае гитара будет издавать звуки? /верно, если мы ее подергаем за струны/.

Почему звучит гитара? /потому что дрожит струна/.

6. - Поставьте пальцы на горло и произнесите чистоговорку: "Са - са - са - к нам летит оса. - Что вы почувствовали? /дрожание/. Верно, это дрожат ваши голосовые связки. Давайте повторим первый секрет Коли-колокольчика. Звучит только то, что дрожит.

7.- А сейчас я открою вам второй секрет. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху. /Предлагаю чашки, тарелки, блюдца - целые и с трещинками. Осторожно ударяю по ним ложечкой/.

Есть ли разница в звуке? Почему? У целой посуды звук чистый и прозрачный. У поврежденной - глухой. Это происходит оттого, что звук на своем пути неожиданно встречает препятствие (трещину) и как бы спотыкается о него, слабеет.

8. - Я открою вам третий секрет. Чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану - маленькую пленочку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать.

8. - Бросьте камушек в тазик с водой. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком. Ведь звук - это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/. Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха.

Давайте повторим второй секрет. Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

9. Игра "Кто как кричит?" /комар, пчела, шмель, кузнечик, слон, змея, жаба, цапля, кузнечик/.

Вы сказали, что комар, пчела, шмель кричат крыльями. А звук у них одинаковый? /нет/. - Верно, звуки они издают разные. Подумайте и скажите у кого самый высокий звук и почему? /комар, потому что он маленький, легкий, быстрее двигает крыльями и звуковые волны бегут быстро/. А низкий звук? /у шмеля/. Верно и звуковые волны бегут медленно. Змея - хвостом. Чешуйки трутся одна об другую. Слон - гортанью. Жаба квакает, надувая свое горло - "мешок". Кузнечик быстро трет лапки о крылья, издавая стрекот. Цапля просто щелкает клювом. Звук можно усилить и ослабить. Усилить с помощью рупора, ослабить - банку железную с гвоздями обернуть полотенцем.

Проблемная ситуация

Тебе завтра рано вставать, а будильник звучит слишком громко. Подумай, что можно сделать, чтобы не разбудить остальных, но проснуться самому? /накрыть будильник подушкой/.

Мы говорили про звуки нашей жизни, а сейчас поговорим про звуки нашей речи.

А. что это? /буква А/. А это а-а-а-а? /звук/. Чем отличается буква от звука? /букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим/. Расскажите стихи про эти буквы. А, О, И, У - Какие это звуки гласные или согласные? Почему? /гласные мы можем тянуть, петь, воздух не встречает препятствий/. Выложите из счетных палочек на столе любимую букву. Почему?

Поиграй со мной!

В эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.

«Первый звук». Нужно выделить голосом первый гласный звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).

«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос).

«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, ель, липа, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).

«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.

«Скажи наоборот». Взрослый называет слова: (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).

«Отгадай». Взрослый описывает предмет, а ребёнок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.

«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.)

«Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма –га -зин. В слове три части.)

«Что из чего?». Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка.)

III. Заключительная часть

Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Назовите три моих секрета?

Звучит только то, что дрожит.

Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.

Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)

Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)

Логопед:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.

Логопед:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буквоежка:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Логопед:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буквоежка:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Логопед:

К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Логопед:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буквоежка:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Логопед:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары
Стол – столы и т.д.

Буквоежка:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Логопед:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буквоежка:

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буквоежка:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Логопед:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буквоежка:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Логопед:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буквоежка:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Логопед:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буквоежка:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).

Логопед:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буквоежка возвращает последнюю букву.

Логопед:

Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буквоежка:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.

ТЕМА: «Понятие о звуке. Подведение детей к звуковому анализу слов.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема. Понятие о звуке. Гласные и согласные звуки.

Цель.

Дать детям понятие о звуке и звуковой структуре слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать умение выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный.

Развивать моторику пальцев рук.
Материал: предметные картинки (жук, мак, сом, дым, дом) , тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает (шелестит бумагой, хлопает в ладоши, режет бумагу, рвёт бумагу, играет мячом).

Дети отгадывают.

В. Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Вы слышали звуки.


  1. Знакомство с понятием звук. «Путешествие» в древние времена.
В. Давным-давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

ч-ч-ч – это стрекочет кузнечик;

ы-ы-ы – ревёт медведь;

и-и-и – ржёт лошадь;

р-р-р – рычит тигр;

ш-ш-ш – шипит змея.

Девочка Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их и у неё стали получаться слова.

В. Мы с вами тоже слышим разные звуки. Давайте поиграем. Я буду произносить звуки, а вы угадайте, что они могут обозначать?

Р-р-р – рычит собака;

А-а-а – плачет ребёнок;

У-у-у – воет волк;

З-з-з – звенит комар;

Ж-ж-ж – жужжит жук.

Молодцы! Вы услышали разные звуки. Давайте мы попробуем соединить несколько звуков вместе, чтобы получилось слово.

Воспитатель вывешивает картинки: дом, дым, сом, мак, жук и протяжно произносит звуки в каждом слове.

Мы с вами будем обозначать звук квадратиком. Под каждым словом нарисуем столько квадратиков, сколько звуков слышится.


  1. Физминутка.
Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Спрятались все быстро в дом.


  1. Знакомство с гласными и с согласными звуками.

Одни звуки вы произносите свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками. Их можно петь. При произнесении других встречается преграда: губы, зубы, язык. Это согласные звуки. Их петь нельзя.

Ребята, послушайте стихотворение.
Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Но не хочется им петь. (В. Берестов)


  1. Выделение начального гласного звука в слове.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой гласный звук слышится в начале слова.

Слова: аист, утка, осы, Аня, Ира, ива.

Дети называют первый звук в словах.


  1. Выделение конечного согласного звука в слове.
- Сейчас я назову другие слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой согласный звук слышится в конце слова.

Слова: лук, дом, кот, сон, нож, рак.

Дети называют последний звук в словах.


  1. Итог занятия.
Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово».

Из чего состоят слова?

Слова состоят из звуков.

Попробуйте узнать, какое слово я сказала?

Ууутткка

Произнося слово, протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

ЗАНЯТИЕ № 6
Тема. Звук [а], буква А.

Цель.

Познакомить с гласным звуком [а]. Развивать умение голосом выделять звук [а] в словах, определять его место в слове. Развивать умение обозначать гласные звуки (квадратом красного цвета).

Познакомить детей с графическим изображением звука [а]. Развивать умение соотносить звук и букву.

Продолжать знакомить с термином «слово»; с условным обозначением слова с помощью полоски, разделённой на три части.
Материалы : кассы букв, полоски с тремя делениями (условно обозначающие «слово»), красные квадраты, счётные палочки, тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
Игра «Испорченный телевизор»

Воспитатель беззвучно произносит звуки [а], [о], [у], [и], [ы]. Дети пробуют узнать и назвать их.


  1. Знакомство со звуком. Игра-беседа «У врача»
- Когда у нас болит горло, нас осматривает доктор. Что просит сделать врач, чтобы посмотреть горло? (Он просит широко открыть рот.)

Какой звук он просит произнести? (Звук [а].)

Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Вы произносите гласный звук.

Почему а – это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

Давайте мы будем обозначать гласный звук квадратиком красного цвета.

Работа с картинкой.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением аиста.

Кто изображён на картинке? (Дети называют картинку, произнося звук [а].)

С какого звука начинается слово аист? (Со звука [а].)


  1. Определение места звука в слове.
Перед детьми полоска с тремя делениями.

Полоска обозначает слово. Звуки могут стоять в начале (первая клеточка), в конце (третья клеточка) и в середине слова (вторая (средняя) клеточка).

В слове аист звук [а] стоит в начале слова. В какую клеточку мы положим квадрат красного цвета? (В первую.)

Аналогично проводится работу со словами: апельсин, пила, арбуз, репка, кукла.


  1. Физкультминутка. «Аист»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Аист, аист, длинноногий, покажи домой дорогу.

Топай правою ногой, топай левою ногой.

Снова – правою ногой

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.


  1. Знакомство с буквой А.
- Звуки обозначаются буквами. Буквы мы видим, пишем, читаем. На письме звук [а] обозначается буквой А .

Воспитатель показывает букву А , вывешивает её на доску и читает стихотворение:
Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.
А состоит из трёх палочек, двух длинных и одной короткой.

Нарисуйте в воздухе букву А

Замените на полоске квадрат красного цвета буквой А.


  1. Определение места звука в слове .
Воспитатель предлагает определить место звука [а] в слове астра и отметить его на полоске квадратами красного цвета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что этого необходимо взять два квадрата, так как в слове астра два звука [а].

  1. Работа в тетрадях .
Изображение буквы А путём прорисовывания.

  1. Итог занятия .

Придумайте слова со звуком [а].

ЗАНЯИМЕ № 7
Тема. Звук [и], буква И.

Цель.

Познакомить с гласным звуком [и].

Развивать умение выделять звук [и] в словах, определять место звука в слове.

Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.

Познакомить детей с графическим изображением звука [и]. Развивать умение соотносить звук и букву.
Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [и].

Развивать умение анализировать звуковой ряд из двух элементов.
Материалы : кассы букв, полоски для обозначения слов, красные квадраты, предметные картинки (индюк, иголка, лимон, сапоги, кит), счётные палочки, тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
«Поймай звук»

Дети хлопают в ладоши, услышав звук[ и]: у-и-а-о-у-и-а-и…


  1. Знакомство со звуком [ и ]
- Звук [и] – гласный. При произношении звука [и] губы растянуты в улыбке.

  1. Определение места звука в словах.
Воспитатель выставляет на доске картинки. Дети проговаривают названия и определяют место звука в словах, выкладывают на полоске красный квадрат в одну из трёх колонок. (Индюк, иголка, лимон, сапоги, кит.)

  1. Физминутка .
«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.


  1. Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель читает стихотворения, а дети заканчивают их:
Как это скучно – сто лет без движенья

В воду глядеть на своё отраженье.

Свесила кисти с обрыва

Такая грустная…(ива).
В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко.

А называют кораблик…(иголка).
Дети называют отгадки и голосом выделяют звук и, затем определяют место звука в каждом слове и отмечают его на полосках, обозначающих слова.


  1. Знакомство с буквой И
Воспитатель показывает букву И, вывешивает её на доску и зачитывает стихотворения:
Буква И – как три иголки.

Три иголки очень тонки. В. Ковшиков
На калитку посмотри,

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок. В. Степанов
- Найдите такую же букву в своих кассах и рассмотрите её внимательно. Буква И состоит из трёх палочек, двух прямых и одной наискосок.

Нарисуйте в воздухе букву И , выложите её из счётных палочек.


  1. – Прослушайте стихотворение. Какой звук часто слышится в стихотворении? (Воспитатель голосом выделяет звук И.)
Пальчиковая гимнастика .

Индюк из города идёт, Пальчики обеих рук идут по столу.

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Игрушка расписная. Г. Сапгир


  1. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [и].
«Расставь картинки».

Дети рассматривают буквы А, И, говорят на что они похожи. Далее дети расставляют предметные картинки: арбуз, апельсин, автобус,

ива, индюк, игрушки возле букв А, И, выделив первый звук в слове.


  1. Анализ звукобуквенных рядов: АИ, ИА
Воспитатель произносит звуковой ряд и просит детей ответить на вопросы:

Какой звук стоит в ряду первым?

Какой звук стоит в ряду вторым?

После этого ребятам предлагается выложить схему звукового ряда из красных квадратов, а затем заменить квадраты буквами из кассы, прочитать.


  1. Работа в тетрадях
На письме звук [и] обозначается буквой И.

Изображение буквы И путём прорисовывания.


  1. Итог занятия .

Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии:

Какой звук мы сегодня изучали?

Какой это звук (характеристика)?

Придумайте слова со звуком [и].

ЗАНЯТИЕ № 8
Тема. Звук [у], буква У.
Цель.

Познакомить с гласным звуком [у].

Развивать умение выделять звук [у] в словах, выделять из ряда гласных звуков, слогов.

Познакомить детей с графическим изображением звука [у]. Развивать умение соотносить звук и букву.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [и], [у].

Развивать умение анализировать звуковой ряд из двух, трёх элементов.

Развивать умение заканчивать начатое воспитателем предложение и составлять своё предложение.

Материалы : кассы букв, предметные картинки (утка, дом, мак, лук, удочка, утюг, сок, улитка), карточки, обозначающие «слово», тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
Игра «Эхо» - выделение 1-го звука в словах.

Умывальник-у

Антенна-а


  • На прошлом занятии мы познакомились со звуком[ а].

  • Ребята, какой новый звук вы услышали в названных словах? (Звук [у]).
2. Игра «Договори предложение».

Сейчас я буду говорить неполные предложения, а вы должны их дополнить нужным словом, которое начинается на звук [у].

На берегу громко крякает... (утка).

Мама включила электрический... (утюг).

На листке сидит... (улитка).

У мальчика болит... (ухо).
- Составьте своё предложение. 3. Знакомство со звуком [у]

Звук [у] – гласный, его можно петь. При произношении звука [у] губы вытянуты вперёд «трубочкой» (так воет ветер).

Игра «Тихо – громко».

Дети произносят звук [у] тихо и громко, чтобы услышать, как воет ветер.

«Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук[ у] среди звуков: а, у, и, о, у, э, у…

Среди слогов Ту, мА, ку, пы, му,ух, ум…
4. Определение звука[ у] в словах .

Воспитатель выставляет на доску картинки (утка, дом, мак, лук, удочка, утюг, сок, улитка), а дети говорят «да», если в слове есть звук [у], и «нет», если в слове нет звука [у]. На доске остаются картинки только со звуком [у].

5.Физминутка.

У опушки две старушки… Дети наклоняются, «собирают грибы»

Брали грузди и волнушки.

Филин: - У-ух!

Филин:- У-ух!

У старушек замер дух. Дети приседают.

Е. Благинина


  1. Знакомство с буквой У.
Воспитатель вывешивает букву У на доску и зачитывает стихотворение:

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

В. Степанов.

Воспитатель даёт детям задание, найти букву У в своих кассах, затем нарисовать букву У в воздухе.


  1. Анализ звукобуквенных рядов : АУ, УА, АУИ, УАИ
Дети выкладывают звукобуквенные ряды на карточках из букв разрезной азбуки, а затем читают и отвечают на вопросы:

Какая буква стоит в ряду первой?

Какая буква стоит в ряду второй?

Какая буква стоит в ряду третьей?


  1. Работа в тетрадях.
Изображение буквы У путём прорисовывания.

  1. Итог.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук?

Вспомните слова со звуком [у].

Задачи: познакомить с понятием «звук»; формировать представления о «неречевых» звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; развивать пальчиковую моторику и чувство ритма и умения переключаться.

Оборудование: аудиозапись со звуками природы; поднос: вода, бумага, целлофановый пакет, кубики, ложка в стакане, машинка, ножницы, ключи, будильник); игрушка Петрушка, ширма, игрушки (или картинки) - кошка, собака, корова, музыкальные инструменты дудочка, бубен, колокольчик, барабан, погремушка и т.д.)

I. Организационный момент:

Игра. «Бывает, не бывает?»

Я скажу предложение. А ты должен подумать, и сказать, бывает такое или нет.

Летом бывает очень жарко. Мясо любит собаку. Аня надел голову на шапку. Елки растут в лесу. Карандаш рисует девочкой. Оля рисует мишкой краски. Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку. Деревья растут в лесу. Ручка пишет мальчиком.

А как бывает?

II. Основная часть.

1. Игра «Что это?».

Отгадай загадку.

Он слетает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Почему снег тает? А как ты узнал, что снег холодный?

Что помогает узнавать холодное или горячее? (руки, кожа)

  • А теперь закрой глаза. Ребенку близко подносят очищенный апельсин (яблоко

и.д.).- Что это?

Как ты понял, что это апельсин? (по запаху)

Что помогло узнать, что это апельсин? (нос)

Посмотрите, что у меня находится на столе?

Часы, бумага, ножницы, пакет, ключи, 2 стакана, ложка, кубики, машинка.

Откуда Ты узнал? (увидел)

Значит, что помогло увидеть? (глаза)

2. Игра «Угадай звук».

Я показываю, а вы внимательно слушаете - как это звучит? («бульканье» воды, шелест бумаги, целлофанового пакета, стук кубиков, ложки в стакане, машинка едет, ножницы режут, звон ключей, будильника)

Мы слушали звуки предметов! Что нам помогало слышать? (ушки)

Пусть твои ушки снова угадают звук. Отвернись и послушай. (Ребенок должен угадать прослушанные звуки). Это звуки предметов - неречевые звуки.

Физ. минутка.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Вместе мы подружимся

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

3. Игра «Кто это?»

Раздается лай собаки, мяуканье кошки, мычанье коровы (взрослый изображает, либо голоса животных с аудио)

Кто это?

Как ты узнал, что это собака, кошка и корова?

Что помогло услышать? (уши)

Животные тоже могут издавать звуки. Предметы и животные издают неречевые звуки.

Мы слушали звуки природы!

Какие звуки ты учишься различать? (неречевые звуки)

5. Игра «Музыкальные инструменты » Слышится стук, появляется Петрушка (или другой сказочный персонаж)

Кто это? Что принес Петрушка? (музыкальные инструменты: дудочку, бубен, колокольчик, барабан, погремушку и т.д.)

Послушайте, как они звучат.

Отгадайте, на каком инструменте играет петрушка?

Какие звуки издают музыкальные инструменты? (неречевые)

6. Человек может тоже издавать неречевые звуки. Ты можешь похлопать, потопать, посвистеть, постучать (одновременно это делать).

Игра «Тихо-громко» (Е. Железнова «Веселая логоритмика».Развивалочка от 1 до 5. №10 «Тихо-громко»)

Звуки бывают громкие и тихие. Давай пригласим Петрушку поиграть. Будем под музыку громко хлопать в ладоши и тихо стучать пальчиками.

. Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (жираф).

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (слон).

Под луною песню петь

Сел на веточку… (медведь).

Длиннее шеи не найдешь

Сорвёт любую ветку… (ёж).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк).

Быстрее всех от страха

Несется… (черепаха).

Зимой в берлогеВидит сон

Лохматый,Косолапый…(слон).

По горной круче проходил

Обросший шерстью.(крокодил).

В теплой лужице своей

Громко квакал.(воробей).

Над лесной полянойНочью

Долго слышалсяКошмар:

Ухал, ахал,Выл по-волчьи

И пугал зверей…(комар).

На заборе по утру

Кукарекал…(кенгуру).

Ест осокуВ речке Нил

Неуклюжий…(крокодил).

Над лесомСолнца луч потух,

КрадетсяЦарь зверей…(петух).

Все преграды одолев,

Бьет копытом верный…(лев).

Сено хоботом берет

Толстокожий…(бегемот).

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать…(воробей).

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу…(баран).

Кто любит по ветвям носится?

Конечно, рыжая…(лисица).

Хвост веером, на голове корона

Нет птицы краше, чем…(ворона).

7. Чтение стихотворения «Разные звуки». Я прочту, а Вы скажете, какие звуки услышали?

Где-то собаки рычали: Р-р-р! Змеи в лесу шипели: Шшш!

В стойле коровы мычали: -Мммуу! А комары все пели: - Ззз!

В комнате мухи жужжали: Жжж! Непоседа мячик днем и ночью

Мимо машины бежали: Тррр! Успокоиться не хочет: Пам! Пам!

Гудели от ветра все провода: Зззнь! Куклы кашляют в постели-

Капала в кухне из крана вода: -Динь! Днем мороженое ели!

Перекликались в ночи поезда: -УУУ! УУУ! - Кхх! Кхх!

Листья на ветру шумели: -Тсс!

Тебе понравилось играть?

Какие помощники помогают узнавать предмет? (глаза, нос, руки, кожа, уши)

Что ты слушал? (звуки).

Какие звуки ты слышал? (природы, предметов, муз.инструментов).

Как называются эти звуки? (неречевые звуки)

В следующий раз ты узнаешь, что такое речевые звуки.