Н. Карамзин «Бедная Лиза

Тема урока «Обобщение и систематизация материала по Повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Н.В.Черноситова Цели урока Обобщить знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»; формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства; тренировать умения и навыки выборочного чтения, воспитывать у детей гармонию рассудка и чувства в любви; гуманное отношение к человеку; . Актуализация знаний 1.Что такое сентиментализм? 2.Назовите отличительные черты сентиментализма? 3.Назовите представителей сентиментализма в литературе? Сентиментализм – литературное направление в литературе и искусстве 2-й половины 18 века. Отличительные черты сентиментализма. 1.Интерес к человеческому чувству. 2.Эмоциональное восприятие окружающего мира. 3.Герой – человек простой, незнатный. 4.Пейзаж – не фон, а кусок живой природы, воспринятый не умом, а сердцем. 5.Литературный язык сближается с разговорным. Ярким представителем сентиментализма в литературе является Н.М.Карамзин Н.М.Карамзин (1766 – 1826)

  • «Московский журнал»
  • «Письма русского путешественника»
  • «Наталья, дочь боярская»
  • «Бедная Лиза»
  • «История государства Российского»
Организация исследовательской деятельности по проблематике, характеристике образов повести, выявлению позиции автора. Задания 1 группе История любви
  • Как называется повесть Н.М.Карамзина?
  • Что положено в основу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?
  • Назовите героев повести.
  • Что автор говорит о Лизе, её семье?
  • Как встречаются герои повести?
  • Что можем сказать о любви Лизы к Эрасту?
Орест Кипренский Орест Кипренский Русский живописец и рисовальщик. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность Орест Кипренский Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 - в Риме и Неаполе. О.А. Кипренский "Бедная Лиза" 1827 Из всех портретов, написанных Орестом Адамовичем Кипренским, этот, пожалуй, более всего интересен своей предысторией. Поскольку связан не только с известной повестью Н. Карамзина «Бедная Лиза», но и с биографией самого художника. Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Глядя на картину, мы можем увидеть в ней отражение типичных черт сентиментализма: интерес к простому, незнатному человеку, проявление человеческих чувств любви, тревоги, печали. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал мать, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Глядя на картину, мы можем увидеть в ней отражение типичных черт сентиментализма: интерес к простому, незнатному человеку, проявление человеческих чувств любви, тревоги, печали. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал мать, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших девушку. Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов. Не случайно он обратил внимание на слова Лизы: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином...» Предчувствия не обманули девушку: возлюбленный бросил ее и женился на дворянке, «пожилой богатой вдове». Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших девушку. Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов. Не случайно он обратил внимание на слова Лизы: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином...» Предчувствия не обманули девушку: возлюбленный бросил ее и женился на дворянке, «пожилой богатой вдове». Картина написана на сюжет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), с восторгом встреченной публикой. В основе повести тема, чрезвычайно популярная в литературе сентиментализма: трогательная и трагическая история юной, чистой душой девушки из поселян, соблазненной молодым дворянином. Слова Карамзина «и крестьянки любить умеют» стали девизом целого поколения просвещенной дворянской молодежи. Повесть воспринималась как быль. Окрестности московского Симонова монастыря и место гибели героини, «Лизин пруд», стали надолго местом паломничества образованной публики. Кипренский как бы возвращается к образности эпохи сентиментализма. Художественный язык прост, но символически насыщен. Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей должно расстаться. Сочетание розового и белого в одежде героини означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее дрожащей руке – нежную искреннюю любовь.
  • Мог ли Кипренский иначе написать крестьянку, с чувствами которой никто и никогда не будет считаться? Ведь у ее любви нет будущего. И повинно в том социальное неравенство. Художник прекрасно понимал, что, воссоздав на полотне всем известный литературный образ, он старается если не укорить общество в несправедливости его законов, то хотя бы вызвать слезы сострадания в чувствительных душах.
История любви
  • Что автор говорит о жизни Эраста? Подберите цитаты из текста.
  • Почему встреча с Лизой заставила героя отказаться от света, светских развлечений?
  • Чем является любовь Лизы для Эраста?
  • Что в итоге?
  • А как рассказчик относится к любви Эраста ? Найдите слова в тексте.
  • Но как ведет себя Эраст после гибели Лизы?
  • О чем это свидетельствует?
  • Что открывают нам слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились»?
  • Значит, возродилась душа, была прощена? При каком условии могло произойти примирение?
Выводы по исследовательской деятельности 1 группы
  • Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств.
  • В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды.
  • Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.
А теперь на примере повести попробуем исследовать «анатомию» любви. Задание 2 группе Проблема. Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. 1. Что такое, по- вашему, любовь? (Высказывания учащихся) 2. Что такое счастье? 3. Поддается ли оно контролю? 4. Какое счастье бывает полным – бездумное или разумное? 1)Вспомним сцену счастья. Страстная дружба, где нет ни прошлого, ни будущего. Любовь живет настоящим. 2) Вспомним жизнь Эраста. Карамзин говорит, Что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Как вы это понимаете? Лексическое значение слов Любовь- 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Счастье- 1.Чувство и состояние полного удовлетворения. 2.Успех, удача Из Словаря русского языка С.И.Ожегова Выводы исследовательской деятельности 2 группы
  • Лизе и Эрасту суждено было испытать минутное счастье, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!
  • Но на примере жизни Эраста Карамзин предупреждает нас о необходимости рассудка.
Тема рассудка. Проблема. Нужен ли рассудок в любви?
  • Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Где?
  • 2) Рассудком или чувствами жили в любви Эраст и Лиза?
Выводы Миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен, - это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум. Гимнастика для глаз по системе Базарного Образ Природы. Задание 3 группе Проблема. Но существует, по Карамзину, высшие силы, который выносят свой приговор человеку: Лиза за то, что бездумно и безоглядно любила, обрекла себя на гибель физическую. Эраст за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель моральную.
  • В каком образе представлены высшие силы?
  • Что обозначают ландыши в руках Лизы?
  • Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?
  • Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда?
  • Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.
  • Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды - в минуту ее «заблуждения». Где?
  • 6)А связана ли Природа с Эрастом? Подтвердите свой ответ цитатами.
Выводы Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза,молнии, дождь - все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья... Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно. Образ рассказчика. Задание 4 группе Проблема. Какова душа его? 1) Анализ описания. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада... Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну, туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою». Что мы можем сказать об авторе? Как он относится к своим героям? Какова его позиция? Выводы Автор- человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой. Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку. Какие нравственные уроки Карамзина достойны вашего внимания? Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» - нравственное и эстетическое. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством». Обобщение Каким урокам нравственности учат нас произведения искусства? Рефлексия Чем мы занимались на уроке? К каким выводам мы пришли, прочитав повесть Карамзина? Что мы узнали нового о произведениях живописи? Какие нравственные уроки для себя извлекли? Кому было трудно на уроке? Почему? Что нужно, чтобы легко было работать на уроках?

Симбирская губерния

Родовитая, но небогатая

дворянская семья

Светское образование

Знание иностранных

языков

Н.М.Карамзин

Путешествие

по Европе

Военная служба

Увлечение масонством

Занятие литературой

Изучение истории

Смерть отца

Отставка

Симбирск


Сентиментализм

  • Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.
  • От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.
  • «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

Сравнительная таблица

Классицизм

Линия сравнения

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Сентиментализм

Гражданская, общественная

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Основная тематика

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Любовная

Герои и

Вспомогательная, условная

характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Роль пейзажа

Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира

Основные жанры

Средство психологической характеристики героев

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия


История создания повести

Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.

Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.


Эпигонство

Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности - подражание писателям.


Заочная экскурсия

по окрестностям Москвы

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»


Симонов монастырь

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».


Москва-река

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».




Село Коломенское

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».


Роль пейзажа в повести

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.


Образ повествователя в повести

  • Рассказчик является полноценным героем повести.
  • Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
  • Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.

Социальный статус героини

бедная

небогатая, живущая в бедности

несчастная, горемычная, её жалко


Сопоставление героев

Лиза

Эраст

Имя Елизавета означает «почитающая Бога»

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.

Имя Эраст означает «возлюбленный»

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.


Мотив белизны, чистоты и свежести

В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

Художник Кипренский

«Бедная Лиза»


Первая встреча

«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»


Мотив денег

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».


Герои повести

Эраст

мать Лизы

подружка Анюта

богатая вдова


Лиза

кормилица

милая

трудолюбивая

отрада старости

Божеская милость

нежная

любезная


трудолюбивая

любила матушку

прелестная

Лиза

робкая

чистая

услужливая

радостная душа

самоотверженная


Сцена расставания героев

«Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала - стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, - воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».


Причины самоубийства Лизы

Любовь к Эрасту

Обманутое доверие

Легкомыслие Эраста

Потеря смысла жизни

Измена Эраста



Итоги

  • Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  • Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют» ?
  • Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
  • Как проявляются в повести черты сентиментализма?
  • Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
  • В чем смысл заглавия?
  • Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
  • Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

Слайд 2

Николай Карамзин

Родился (1 (12) декабря1766, родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным - с. Михайловка (Преображенское), Бузулукский уезд, Казанская губерния) - 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) - русский историк-историограф, писатель, поэт. Почётный членИмператорской Академии наук (1818), действительный членИмператорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Слайд 3

История создания

Слайд 4

Сюжет

После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые,когда спит Лизина мать, проводят вместе все вечера, пока однажды Лиза не сообщает, что ее хотят выдать замуж за крестьянина. Эраст подспудно обещает жениться на ней,хоть он и дворянин, и Лиза решается разделить с ним постель.После того, как героиня теряет невинность, Эрасту уже мало каждый вечер только видеть ее, он хочет большего, а она перестает ему нравиться. Кроме того, он сообщает, что собирается уехать в полк. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (он проиграл в карты своё имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд.

Слайд 5

Художественное своеобразие

Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле») и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе».

Слайд 6

Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены надписями - трогательными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!») и едкими («Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки: в пруду довольно места!») Однако несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль:

Слайд 7

«Бедная Лиза» Орест Кипренский

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Критика о повести

    «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

    Слайд 13

    Язык повести

    Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от старославянизмов, высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.

    Слайд 14

    Анализ текста

    Каков жанр произведения?– От какого лица идет повествование?– Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?– Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Как назвал ее Эраст? Какое значение слова «бедная» для нее больше подходит?– Обратите внимание. Что общего между героиней картины и героиней повести?– Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?– Как вы понимаете слова героя: «Натура призывает меня в свои объятия….»?

    Слайд 15

    Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?– Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?– Как понимать финальную фразу повести?– Какие слова стали афоризмом? Кто в повести их произносит? («Ибо и крестьянки любить умеют»).– Какое отношение к повести имеют следующие предметы: ландыш, стакан (нектар из рук Гебы), клубок шерсти, пять копеек, рубль, сто рублей, свеча, розовая вода, карты, образ богоматери? (Учитель показывает предметы, учащиеся отвечают на вопросы.)– Почему так часто употребляется слово «слезы»? Какая антитеза употребляется писателем? (Деревня – город).– Какие темы развивает автор?– Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

    Слайд 16

    Формируем итоговый вопрос творчески – исследовательского характера

    Часто пришлось бы вносить изменения в повесть Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

    Слайд 17

    Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?

    Слайд 18

    Повести о любви

  • Слайд 19

    Работа в группах

    1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.2-я группа. Проанализировать лейтмотив «лучи солнца», характеризующий душевное состояние героини.3-я группа. Рассказать о губительной силе денег.4-я группа. Доказать, что слезы тоже являются лейтмотивом повести.5-я группа. Мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герой не находит личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении.

    Слайд 20

    Ландыши

    Латинское название ландыша а дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд.В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие.В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.

    Избранный нами мотив («Лучи солнца») может показаться поначалу второстепенным и бледным, но стоит представить себе главную героиню, как лучи солнца хлынут целыми потоками, раскрывая душевное состояние Лизы. 3. Если цветы и лучи солнца являются символом чистоты, света, то деньги – это символ богатства, власти, алчности и корысти.В связи с этим вспоминается еще одно пушкинское произведение – «Пиковая дама». Бедная Лиза надеется на любовь и счастье. Главный герой Герман расчетлив, играет в карты, ради денег идет на компромисс с совестью.

    Слайд 24

    Дерзость и новаторство Карамзина

    Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги.

    Слайд 25

    Карамзин:

    «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»

    Посмотреть все слайды

    краткое содержание других презентаций

    «Сказка «Маленький принц»» - Театр. Прообраз. Аллегорическая сказка. Название. Люди. Афоризмы. Маленький принц. Антуан де Сент-Экзюпери. Поэтическая сказка. Человечность.

    «Повесть «Левша»» - Творчество. Трудность. Явление народной этимологии. Обобщение теоретических материалов. Народная этимология. Сказ. Бюстры. Специфика перевода произведений. Определение сущности понятия. Стилистическое богатство языка. Семантический анализ. Выявление возможности.

    «Сказка «Конёк-Горбунок»» - Пришел на помощь к Иванушке сказочный и волшебный Конёк-Горбунок. В основу произведения легли народные сказки. Книга - юбиляр. Какое второе задание получил Иван. О сказке и её авторе. Иван смог преодолеть все трудности. Какое первое задание дал царь Ивану. Каким было третье задание царя. Сюжет. Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году. Пётр Ершов. В тридесятом царстве жил-был царь. Ершов учился в Петербургском университете.

    «Русские поэты о Родине» - Ностальгия. Ломоносов. А.А. Блок.. Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…». Ключевые слова. Объяснить значение неизвестных слов. Любовь к родине. Что для меня любовь к родине. Сенека. Гораций. Что для Блока любовь к родине. Выразительное чтение наизусть стихотворения. И жить и умереть только здесь. Е.А. Евтушенко. Анализ стихотворения. Удалось ли вам доказать свою точку зрения. Что такое любовь к Родине.

    «Создание комедии «Ревизор»» - Роды литературы. Артемий Филиппович Земляника. И.И.Сосницкий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Иван Алексеевич Хлестаков. Гоголь. Театр. Эпиграф к комедии. Ревизор. История создания пьесы. Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Актуализация знаний о жизни и творчестве писателя. Роль городничего. Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин. Афиша. Сценическая история комедии. Произведения. Аммос Федорович Ляпкин-Ляпкин.

    «Гринёв в «Капитанской дочке»» - Каждый из нас хоть раз в жизни желал быть добрым. Своеобразная встреча для Петра. Мечтания Петра. Первое впечатление ошибочно. Начало жизни Петра. Жизнь сталкивает Петра с разными людьми. Мы вместе с юношей пытаемся узнавать людей. Пётр Гринёв. Жизнь готовит новые испытания Гринёву: смерть дорогих сердцу людей. Каждый человек - в душе романтик. Благородство Гринёва.

    Слайд 2

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма

    Слайд 3

    Задачи:

    образовательные: закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина; дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма; воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека. развивающие: развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения; расширять словарный запас; способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

    Слайд 4

    Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

    Слайд 5

    Сентиментализм

    Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

    Слайд 6

    Работа с полотном

    Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II» В. Боровиковский «Екатерина II»

    Слайд 7

    Сравнительная таблица

    Слайд 8

    История создания повести

    Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

    Слайд 9

    Эпигонство (от древнегреческого– «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливоеповторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов,мотивов, в частности - подражание писателям. Эпигонство

    Слайд 10

    «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

    Слайд 11

    «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь

    Слайд 12

    «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река

    Слайд 14

    Слайд 15

    «… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское

    Слайд 16

    Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести

    Слайд 17

    Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести

    Слайд 18

    «Золушка» «Повесть о Петре и ФевронииМуромских» «Барышня-крестьянка» Шарль Перро А.С.Пушкин Ермолай-Еразм Тема любви и социального неравенства

    Слайд 19

    бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини

    Слайд 20

    Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев

    Слайд 21

    Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышамив руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести

    Слайд 22

    Первая встреча

    «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

    Слайд 23

    При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег

    Слайд 24

    Слайд 25

    Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

    Слайд 26

    Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

    Слайд 27

    «Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала - стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, - воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев

    Слайд 28

    Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

    Слайд 29

    «…Теперь, может быть, они уже примирились!»

  • Слайд 30

    Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги

    Слайд 31

    Домашнее задание

    Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

    Слайд 32

    Источники

    Галузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю). Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе». Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002. rusedu.ru›detail_2259.html power-point-ppt.narod.ru›biografiya…prezentaciya… рефак.рф›1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/ ps.1september.ru

    Посмотреть все слайды

  •