Монументальная скульптура афинского акрополя. Афинский Акрополь: краткое описание комплекса, история и отзывы

Афинский Акрополь (Греция) – самая популярная и интересная достопримечательность, которую каждый год приезжают посмотреть несколько миллионов путешественников. Она просматривается с различных точек города, ведь правительство запретило строить поблизости высотные здания, способные загородить эту достопримечательность. Люди, плохо знакомые с картой Афин, могут использовать Акрополь как ориентир, чтобы не заблудиться в узких улочках города.

История Акрополя

В Древней Греции термин «акрополь» означал хорошо укрепленное место или поселение. Несколько тысячелетий назад здесь располагался основной город, защищенный надежными укреплениями от врагов. Еще до начала Микенской эпохи Акрополь являлся величественным городом. На территории находилось множество храмов с необходимыми предметами культа и другие важные государственные постройки. Из-за монументальности сооружений предполагается, что в строительстве Акрополя принимали участие мифические циклопы. Только им под силу было поднять огромные валуны.

В период с XV по XIII век до нашей эры в Акрополе располагалась царская резиденция. Если верить в реальность мифов, именно здесь находилась резиденция Тесея, которому принадлежит победа над Минотавром.

К VII в. до н.э. главной покровительницей Акрополя стала Афина. Её культ получил широкое распространение, и в честь богини воздвигли прекрасный храм. Столетием позже Писистрат начал активно застраивать Акрополь, появились новые здания Пропилеи и Ареопага.












Увы, но в период войны с персами Акрополь сильно пострадал. Большая часть построек была полностью разрушена. Греки не смирились с падением любимого города и поклялись возродить его величие. С наступлением мира в 447 году до н.э. строители, под руководством известного скульптора и архитектора Фидия, приступили к возрождению Акрополя. Они восстановили его полностью, некоторые храмы Акрополя того периода сохранились и до наших дней. Среди них Эрехтейон, храм богини Ники, статуя Афины, а также Парфенон.

До III в. н.э. Акрополь существовал в относительном мире, поэтому жители смогли значительно приумножить архитектурное богатство города. Появились статуи царей и новые храмы, однако опасность очередного вторжения заставила переключиться на укрепление стен.

Несколько следующих веков власть над Акрополем менялась. В храмах поклонялись другим святым, а основные сооружения изменяли назначение. Вернув власть, греки начали активно восстанавливать Акрополь. Главной задачей строителей было вернуть месту его первоначальный облик.

Архитектура Акрополя

Сегодня Акрополь является крупнейшим храмовым комплексом. Благодаря работе реставраторов, многие сооружения предстают практически в первозданном виде. Они поражают белоснежными колоннами, лабиринтами коридоров и высокими стенами. Вход на территорию осуществлялся через ворота. Одни из них названы воротами Бюле по имени нашедшего их археолога. Ворота построены в мощной крепостной стене в 267 г. до н.э.

Сразу за воротами начинались Пропилеи – здания, которые погружали путников в мир Акрополя. Они состояли из длинной колоннады с портиками. Пройдя через коридоры, путники представали перед статуей Афины – покровительницы города. Статуя была настолько большой, что её шлем и копье были видны с проплывавших рядом кораблей.

За Пропилеями туристы видят Храм Ники Аптерос (Бескрылой Ники). Это небольшое здание с четырьмя колоннами и скульптурами, которые разместились на ленте фриза. Бескрылой Богиню победы сделали специально, чтобы она не смогла улететь от греков.

Самый главный храм Акрополя – Парфенон – расположен почти в сердце древнего города. Это величайшее сооружение построено в честь Афины. Длина храма превышает 70 м, а в ширину он равен 30 м. Периметр украшен огромными десятиметровыми колоннами.

Многие сооружения Акрополя принадлежат архитектору Фидию. Он же создал прекрасную статую Афины, которая в высоту достигала 12 м. Статую украшали множество декоративных элементов, символизирующих непобедимость. Часть одеяния и украшения были изготовлены из золота.

Недалеко от Парфенона находится еще один красивый храм – Эрехтейон. Он посвящен царю Эрехтею, Афине и Посейдону. Здание также служило хранилищем, сокровищницей и местом проведения культовых обрядов. Из-за неровности земной поверхности, западная часть имеет меньшую высоту, чем остальные стороны.

Сооружения афинского Акрополя очень разнообразны, кроме перечисленных можно выделить следующие постройки:

  • Святилище Афродиты. До наших дней дошли развалины храма с красивым архитравом, покрытым фигурами голубей с гирляндами.
  • Святилище Артемиды. Строение времен Писистрата украшено большой колоннадой и статуями Артемиды.
  • Храм Августа, построенный в честь римского императора, имеет компактные размеры и круглую форму. Его диаметр равен 8,5 м, а периметр украшен девятью колоннами.
  • Святилище Зевса. Небольшой храм, который был разделен низким бортиком на зал самого храма, где проводились ритуалы, и местом для даров.
  • Халкотека. Специальное помещение, где хранились все необходимые атрибуты для проведения ритуалов в честь Афины. Оно расположено недалеко от храма Артемиды.
  • Театр Диониса. Красивое сооружение на юге Акрополя. По легенде, жители города убили Диониса, решив, что он хочет отравить их. Чтобы искупить свою вину, они стали устраивать шумные праздники в день его смерти в театре Диониса.

Процесс восстановления Акрополя еще не закончен. Существует несколько программ по реконструкции, которые финансируются как государством, так и независимыми благотворительными обществами. Ученые уверены, что Акрополь пока не раскрыл всех своих тайн, поэтому исследовательские работы и археологические раскопки продолжаются.

Музей Акрополя

Кроме развалин древних построек, стоит посетить музей Акрополя. Сначала он располагался в небольшом помещении поблизости от Парфенона. Первые экспозиции были выставлены в нем еще в 1878 году. Постепенно количество экспонатов увеличилось и было решено построить современное здание. Сегодня музей находится на расстоянии 300 метров от стен города.

В галереях представлены археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них Фризы Парфенона и скульптуры мастеров V в. до н.э. Есть много изваяний из храмов, на которых изображены сцены сражений богов, гигантов, Геракла, фигуры Кариатид и Мосхофороса. Для некоторых статуй требуется строгий температурный режим, за которым внимательно следят работники музея.

Экскурсии по Акрополю

Комплекс работает ежедневно с 8:00 до 18:30, за исключением государственных праздников. Вход на территорию платный, он составляет 12 евро. Гражданам Евросоюза предлагаются скидки: стоимость входа для пенсионеров и студентов равна 6 евро, а школьники посещают достопримечательности бесплатно. По одному билету турист имеет право осматривать достопримечательности в течение четырех дней. Чтобы попасть в Музей Акрополя, необходимо дополнительно оплатить 1 евро.

Для подробного изучения многочисленных храмов понадобится от 4 до 6 часов, поэтому следует запастись водой и средствами для защиты от солнца. Приветствуется удобная одежда и обувь. Хотя дожди здесь бывают редко, но мраморные ступени могут быть скользкими и в сухую погоду.

Акрополь II тысячелетия до н. э. Здания, руины которых можно сейчас видеть на Акрополе, воздвигнуты в середине V в. до н. э. Однако и до V в. афинский Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца III тысячелетия до н. э. Акрополь уже тогда был убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. Мощные крепостные стены высотой до 10 метров и шириной в 6 метров защищали Акрополь, делали его неприступной твердыней. Проникнуть на холм можно было с запада и севера. Вход с западной, менее надежной стороны был укреплен особенно тщательно. С северной стороны он, по-видимому, скрывался зарослями кустарника и к нему вели ступени узкой лестницы, вырубленной в скале. Впоследствии, когда на Акрополе остались лишь святилища богов, лестница на северном склоне стала не нужна и северный вход был заложен. Сохранен был лишь один основной вход на Акрополь - с западной стороны.

14

8. Ордер дорический: а -стилобат, б - колонна с канителью (наверху), в - антаблемент, включающий (снизу вверх) архитрав, фриз (состоит из триглифов и метоп) и карниз.

В XVI-XII вв. до н. э. Афины не выделялись среди остальных городов Греции. Они уступали Микенам, Тиринфу, Пилосу и другим могущественным эллинским центрам. Выдвижение Афин началось после того, как пала критская держава. До сих пор живет поэтическая легенда о древнем герое Тезее, который принес Афинам победу. Сказание повествует о страшной дани, которую должны были ежегодно посылать афиняне на Крит. Семь юношей и семь девушек становились добычей страшного чудовища, получеловека-полубыка - минотавра, который жил в лабиринте на Крите. Однажды, рассказывается в мифе, в число юношей попал сын афинского царя Эгея смелый и красивый Тезей. С помощью полюбившей его дочери критского царя Ариадны он победил чудовище и вернулся в Афины, принеся им свободу и славу.

Древнейший Акрополь Афин, возможно, был похож на акрополи Микен и Тиринфа. Постройки этого времени сохранились плохо, так как позднее на афинском Акрополе воздвигалось в различные эпохи много Сооружений.

Раскопки показали, что во II тысячелетии до н. э. здесь происходили совещания правителей, судебные процессы, религиозные празднества. В северной части Акрополя археолога нашли площадку, по-видимому, для священных церемоний афинян. Западнее царского дворца, у северных ворот, был обнаружен колодец, который давал хорошую питьевую воду людям, находившим за стенами защиту от врагов. Данные археологических раскопок говорят о том, что и в эти годы общественная, религиозная, культурная жизнь афинян была сосредоточена на Акрополе.

Ордера греческих храмов. К VI в. до н. э. в греческой архитектуре уже полностью сложились основные типы храмов, самым распространенным из которых был периптер. Он представлял собой чаще всего прямоугольную в плане постройку, обнесенную со всех сторон колоннадой и перекрытую двускатной кровлей. В греческом храме в определенную систему были приведены архитектурные элементы здания. Существовал порядок их расположения в зависимо-

15

сти от характера сооружения. Этот порядок назывался ордер (илл. 8, 9, 10).

Некоторые храмы строились в дорическом ордере, другие - в ионическом, третьи- позднее, начиная с IV в. до н. э., - в коринфском. Каждый ордер был по-своему выразителен. Дорический ордер - самый строгий по формам; здания, выстроенные в нем, могут производить впечатление строгое, даже иногда суровое. Ионический ордер отличается изяществом форм и пропорций, легкостью элементов. Примечательно, что римский архитектор Витрувий видел в дорическом ордере выражение мужественной силы, формы ионического напоминали ему утонченную, дополненную украшениями женскую красоту. Коринфский ордер отличался от этих двух ордеров особенной нарядностью, роскошью.

На схемах можно видеть изображение трех ордеров и названия их частей, lice части ордера могут быть разделены на группы: несущие элементы - стилобат, колонны и несомые - антаблемент, кровля. Соотношение основных частей - мощность или слабость несущих, тяжесть или лег-

16

кость несомых - и придает зданию характер суровый и напряженный, пли естественно гармоничный, или легкий.

Постройки на Акрополе в VI в. до н. э. В VI в. до н. э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомнедон Он располагался прямо против Пропилей и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. Этому эффекту способствовала размеренная постепенность подъема по склону холма и проход через небольшие, украшенные колоннами ворота - Пропилеи.

В размещении Пропилей и Гекатомпедона на древнем Акрополе господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Принцип симметрии считали важным и скульпторы, особенно создатели изваяний на фронтонах храмов. Симметрия лежала и в основе статуй, украшавших тогда Акрополь. Изображение спереди строго в фас, казавшееся особенно выразительным и красивым, выступало и в планировке здании этого времени. Именно поэтому зодчие поставили храм Гекатомпедон прямо перед Пропилеями, чтобы человек, вошедший на Акрополь, увидел этот основной храм священного холма не сбоку, а спереди, с богато украшенного фасада 2 .

От сооружений VI в. до н. э. на Акрополе дошли лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется тем, что большинство зданий было

17

разрушено во время греко-персидских войн, и тем, что на Акрополе в V в. до н. э. воздвигались новые постройки. Архаические храмы лучше сохранились там, где в последующие эпохи не было такого бурного строительства и где не был, как на Акрополе, дорог каждый клочок земли. Именно поэтому храмы VI в. можно видеть не на Акрополе, а в других областях Греции: храм Аполлона в Коринфе, Геры в Олимпии, Деметры в Пестуме (илл. 11). На них, несомненно, были похожи и храмы Акрополя в VI в. до н. э.

Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны а суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши. Суровость смягчалась лишь скульптурными украшениями. Некоторые фронтонные композиции архаических храмов Акрополя сохранились, хотя, к сожалению, не всегда точно определено, к какому храму относилась та или иная скульптурная группа, и не всегда бесспорны их реконструкции.

Фронтон - борьба Геракла с гидрой. На Акрополе были найдены плиты с рельефами, на которых изображен подвиг Геракла - борьба с гидрой 3 . Небольшие размеры плоского рельефа заставляют думать, что он принадлежал маленькому храмику или сокровищнице. Материал рельефа- мягкий известняк (так называемый порос). Изготовленные из него скульптуры ярко раскрашивали. Раскраска закрывала шероховатую поверхность камня.

К сожалению, от фигуры Геракла сохранились лишь торс и ноги. Гидра была изображена со многими головами на извивающихся змеиных телах 4 . В композиции еще нет четкости, которая появится позднее: не выделяется главное, частности не отводятся на второй план. Борьба насыщает как этот, так и другие памятники. Подвижность фигур типична для подобных композиций архаического искусства. В них все подчинено раскрытию темы победы героя-человека над злой силой.

Фронтоны Гекатомпедона. На афинском Акрополе были найдены и другие скульптуры, украшавшие храмы. В одной Из групп показан Геракл, борющийся с Тритоном, в другой - фантастическое чудовище с тремя туловищами и тремя головами - Тритопатор. Есть основание предполагать, что они украшали наиболее древний храм - Гекатомпедон 5 . Статуи сделаны из известняка и ярко раскрашены. Мастер заполнил низкие боковые части фронтонов гибкими змеиными хвостами, переплетающимися друг с другом, все более тонкими к углам.

Древний скульптор изобразил Геракла, побеждающего морское чудовище - Тритона (илл. 12). Тритон показан в виде человека с рыбьим хвостом 6 . Герой прижимает врага к земле 7 . Обращают внимание напряженные, более объемные, чем в предыдущем фронтоне, формы, красота их очертаний.

18

Три человеческих туловища Тритопатора - доброго древнего аттического божества (илл. 13) - переходят у пояса в длинные хвосты, заполняющие боковую низкую часть фронтона. Лица Тритопатора мирные и добродушные (илл. 14). В руках одного - волнистая лента, изображающая воду, у другого - язык пламени, знак огня, у третьего - птица, символ воздуха, и сзади - нечто подобное крылу. Тритопатор олицетворял стихии воды, огня и воздуха. В этой скульптурной группе уже больше объемности, сочности. Изваяния не такие плоскостные, как в рельефе Геракла с гидрой. Композиция сложнее. Три лица представлены

19

с разных точек зрения: первая голова спереди, две другие в Повороте. Тритопатор показан вылезающим из угла фронтона. И хотя он движется в сторону, его лица и туловища поворачиваются к зрителю.

Эти изваяния были раскрашены, и краска сохранилась довольно хорошо. Волосы на голове и бороде были синими, глаза - зелеными, уши, губы и щеки - красными. Тела покрыты бледно-розовой краской. Змеиные хвосты расписаны красными и синими полосами.

Одна из голов Тритопа-тора, хранящаяся в музее Афинского Акрополя, так и вошла в историю искусства под условным названием «Синяя Борода» (илл. 15).

Яркий цвет привлекал древних художников. Краска оживляла образы. Она ли-

20

шала мифологическую сцену ужаса, вносила в нее элемент игры. В греческом искусстве злые существа - сфинксы, горгоны, тритоны - не выглядят страшными и всемогущими, всегда чувствуется превосходство над ними человеческого разума. В этом проявлялся гуманизм греков - великое завоевание человеческой культуры.

Фронтон - Афина с гигантом. Около 530 г. до н. э. Гекатомнедон был перестроен. На одном из фронтонов нового храма (его называют Гекатомпедон II в отличие от старого) изображалась схватка олимпийских богов с гигантами (илл. 16). Сохранилась статуя Афины, борющейся с гигантом (илл. 17). По всей вероятности, она помещалась в центре фронтона, а по бокам располагались другие фигуры. Афина-победительница показана в порывистом движении, гигант повержен у ее ног. Мастер подчеркивает победу богини, возвышая ее фигуру над теряющим силы гигантом. Торжество покровительницы города воспринимается уже с далекого подхода к храму. Тема борьбы звучит здесь без оттенка жестокости, не так, как в сцене схватки Геракла с Тритоном, где герой в пылу битвы напрягал все силы и прижимал чудовище к земле. Скульптор не показывает Афину напряженной, он скорее демонстрирует превосходство благородной богини. Эта сцена, представленная в монументальных формах, достойна большого храма Акрополя, достойна Афин.

21

Примечательно, что в конце VI в, до н. э. для скульптур часто используется уже не известняк, а мрамор. Греки первыми стали применять для изображения человеческой фигуры этот красивый камень. Слегка просвечивающий с поверхности, он хорошо передавал нежность кожи и лучше, чем другие породы, отвечал стремлению эллинских ваятелей показать человека прекрасным и совершенным.

Значение фронтонных композиций. Сюжеты фронтонных композиций архаических храмов никогда не были случайными. Скульпторы не делали их только для украшения. В них всегда заключался глубокий смысл, своеобразное метафорическое изображение воспринятого художником бытия. В представлении эллинов суровой архаической эпохи мир пребывал в непрестанной жестокой борьбе. В греческих сказаниях и мифах она принимала характер победы светлых, возвышенных сил над темными, низменными существами. Гиганты боролись с титанами, обитатели Олимпа - боги - с гигантами, мужественные люди-герои вступали в неравный бой со страшными чудовищами - тритонами, гидрами, горгонами.

В образах архитектуры, в скульптурах, в рисунках на вазах прославлялась физическая сила человека, показывались его победы. В искусстве находила выражение всеобщая идея торжества совершенного и физически, и духовно героя-человека.

Гончары VI в. до н. э. любили подчеркивать массивность форм и широкие тулова ваз, зодчие создавали мощные, набухающие в середине

22

и узкие вверху колонны храмов, скульпторы показывали широкие плечи и узкие талии в статуях юношей - победителей на состязаниях. В архаических памятниках находило выражение огромное духовное напряжение человека. Подобная трактовка художественных форм и сюжетные изображения борьбы и победы светлых сил над темными появляются в период решительной ломки старого мировоззрения. В эти века рождалась новая, эллинская культура, противопоставившая догмам восточной цивилизации новые принципы. Значение перелома было огромным для дальнейшей судьбы европейских народов.

Статуи кор. В 1886 г. на афинском Акрополе между Эрехфейоном и северной стеной холма обнаружили четырнадцать мраморных статуй афинских девушек. Впоследствии нашли еще несколько таких же изваяний. Во времена, когда Афинами правили сыновья тирана Писистрата, на Акрополе стояло много скульптур, в том числе статуи девушек, или, по-гречески, кор (илл. 7). Статуи эти имели высокие постаменты разных типов - круглые, квадратные, некоторые в виде колонн с дорическими или ионическими капителями 8 . Сделаны они были большей частью из мрамора, привезенного с островов Эгейского моря. Лишь некоторые исполнены из местного аттического пентеллийского мрамора.

Греческие скульпторы показали кор в длинных, праздничных одеждах. Девушки не похожи друг на друга, хотя стоят в одной позе - строго фронтально, держась прямо, сохраняя торжественность. До сих пор неизвестно точно, кого изображают эти изваяния. Одни хотят видеть в них богинь, другие -

23

жриц, третьи - знатных девушек с дарами богине. Статуи кор убеждают в любви общества поздней архаики конца VI в. до н. э. к украшениям, узорам. Особенно красивы и разнообразны сложной укладкой волос, тщательно завитыми локонами прически кор. Скульпторы изображают их с большим мастерством.

Близость стран Востока дает себя знать в деталях этих памятников архаического искусства. Нарядны одежда кор. На большинстве из них рубахи-хитоны. Некоторые коры придерживают их левой рукой у бедра, и ткань красиво собирается в складки. Сверху наброшен плащ - гиматий. нередко роскошный, ниспадающий живописными складками (илл. 18).

Лица мало раскрывают настроение кор. Лишь уголки рта чуть приподняты и губы сложены в сдержанную, пока еще далекую от живого

24

чувства радости улыбку (илл. 19). О характере девушек больше говорит их одежда. У некоторых складки хитонов образуют сложные узоры, весело перебивают друг друга, у других - спокойно стекают вниз, у третьих - показаны сдержанными, редкими. Одежды как бы отвечают различным характерам и настроениям девушек - то веселых и оживленных, то спокойных, то строгих и сосредоточенных. В этом проявляется способность античной скульптуры архаической поры передавать чувства не мимикой лиц, но пластикой форм и выразительностью линий.

До находки акропольских кор античную скульптуру представляли беломраморной, бесцветной. Коры удивили мир тем, что на них сохранилась краска, в то время как с большинства других греческих статуй она сошла. Краска лежит плотным слоем на мраморе, в некоторых местах даже закрывая его. Но статуи не проигрывают от этого в своей художественной выразительности. Предельное обобщение сочетается в них с конкретностью, подчеркнутой раскраской зрачков, алых губ, темных волос. Краска, приближая образ к реальности, еще с большей силой утверждает характер и идею произведения - прославление красоты.

Значительно позже образы римских скульпторов III-IV вв. н. э,- индивидуальные, конкретные - уже не выдержали бы подобной раскраски. Она сделала бы их слишком близкими к реальности, натуралистическими, и произведение утратило бы способность выражать общую идею. Позднейшая монументальная скульптура поэтому также отказывается от раскраски. Греки же в статуях кор и других своих произведениях этого не боялись, настолько сильным был в их пластических формах характер обобщения.

Статуи девушек прекрасны. Созерцая их, человек получает большое наслаждение. Перед ним будто оживают чувства древних скульпторов, сумевших передать безмятежную красоту юности. Во время греко-персидских войн эти прекрасные изваяния были разбиты и лежали в груде так называемого персидского мусора, пока их не использовали как простые камни во время строительства новых храмов. Возможно, архаические статуи VI в. до н. э. утратили для греков V в. до н. э. очарование, которое чувствовали их отцы и деды. Не исключено также, что сильно поврежденные статуи уже потеряли свое религиозное значение. Ведь известно, что эллины нередко относились к изваяниям как к живым существам: иногда одевали их, смазывали благовонными маслами, приносили пищу, однажды даже связали некоторым статуям ноги и руки, так как боялись, что они могут уйти.

Архаические здания и скульптуры Акрополя полны большой своеобразной красоты. Их не заменят никакие рассказы о чувствах и настроениях людей этого времени. Произведения греческой архаики не теряют своей ценности, даже будучи поставленными рядом с созданиями мастеров классической эпохи. Так, часто человек переживает глубоко чувства героев

25

книг, написанных много десятилетий или столетий назад. Музыка прошлых веков волнует тоже не менее, чем произведения современных композиторов. Так и архаические памятники афинского Акрополя, фронтонные композиции и скульптуры, проникнутые особенным, никогда уже более не повторившимся впоследствии очарованием, останавливают взгляд человека, хотя они и уступают по совершенству исполнения произведениям, созданным на Акрополе в середине V в. до н. э.

Победа демократии в греческих городах. В конце VI в. до н. э. в Афинах аристократия утратила многие преимущества, которыми пользовалась раньше. Общественное устройство теперь основывалось на демократических началах. Формы жизни ряда греческих городов стали более прогрессивными; демократический строй способствовал развитию наук и искусств.

В конце VI в. до н. э. свободным греческим городам противостояла огромная персидская держава Ахеменидов, переживавшая постоянную острую борьбу различных династий. Неограниченная власть царя, характерный для древневосточных государств сложный чиновничий аппарат с массой бесправных подданных казались эллинам проявлением варварства.

Восстание Милета. Греческие города, расположенные в Малой Азии на побережье Эгейского моря, долгое время находились под властью персов. Непомерно большие налоги, произвол персидских правителей - сатрапов, их постоянное вмешательство в экономические дела греков ложились тяжелым бременем на плечи жителей малоазийских городов. Крупный город Милет поднял восстание и сверг персидского ставленника. Милетян поддержали другие малоазийские города, и восстание разгорелось. Персы подавили его, но поняли, что пример свободолюбия малоазийским грекам подают города Балканского полуострова, и решили уничтожить основы демократического строя в городах материковой Греции.

Начало греко-персидских войн. В 492 г. до н. э. походом на Грецию отправился зять персидского царя Дария I Мардоний. Однако после гибели во время шторма трехсот кораблей он бесславно возвратился назад. Второй поход персов в 490 г. до н. э. был также неудачным. В исторической битве при Марафоне греки наголову разбили персидскую армию. Более тяжкое испытание выпало на долю эллинов в 480 г. до н. э., когда армию персов возглавил новый царь - Ксеркс. Полчища варваров двинулись с севера и остановились у Фермопильского ущелья. Греческие воины показали пример мужества и стойкости. Лишь с помощью изменника персидским отрядам удалось одержать победу. 300 доблестных спартанцев, прикрывавших отход основных войск, пали вместе со своим предводителем - царем Леонидом. На месте их гибели был поставлен памятник - мраморное изваяние льва с надписью: «Путник! Пойди возвести нашим

26

гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли!» Персидская армия, прорвавшаяся сквозь ущелье Фермопилы, двинулась к Афинам и захватила их.

Разрушение памятников Акрополя. Афины подверглись разгрому. Особенно сильно пострадал Акрополь. Храмы были разрушены и лежали в развалинах, их сокровища были разграблены, святилища осквернены. Многочисленные изваяния, в том числе статуи кор, были сброшены с постаментов и разбиты. Вот что пишет знаменитый греческий историк Геродот о захвате персами Акрополя:

«Персы расположились на том холме, противолежащем Акрополю, который афиняне называют Ареопагом, и стали осаждать Акрополь следующим способом: стрелы обворачивали в паклю, зажигали и потом пускали из луков в укрепление. Осаждаемые афиняне, хотя доведены были до последней крайности и укрепление обрушилось, продолжали, однако, сопротивляться. Предложение писистратидов 9 относительно сдачи было отвергнуто афинянами; с целью защиты они употребляли различные средства, между прочим бросали в варваров громадными камнями каждый раз, когда те подступали к воротам. Вследствие этого Ксеркс, не будучи в состоянии взять афинян, долгое время не знал, что делать.

Наконец, после таких затруднений, доступ в Акрополь открылся варварам: дело в том, что согласно изречению оракула всей Аттике суждено было подпасть иод власть персов. Итак, перед Акрополем, но позади ворог и подъема, там, где не стояло никакой стражи и куда, как всем казалось, не мог взойти никто из людей, в этом же месте с крутым спуском йодле святилища кекроновой дочери Аглавры взошло несколько человек. Когда афиняне увидели этих варваров, вошедших на Акрополь, одни из них кинулись со стены и погибли, а другие бежали внутрь святилища; вошедшие на стену варвары бросились прежде всего к воротам, отворили их и перебили молящих о защите; по умерщвлении всех их, варвары ограбили храм и предали огню весь Акрополь».

Победа греков. Эллины, несмотря на захват персами Афин, с честью вышли из тяжелого испытания. В битве при Саламине было сломлено сопротивление персидского флота, в сражении при Платеях разбита сухопутная армия неприятеля. Одолев врагов, греки показали превосходство демократического строя над отживающей общественной системой персов. Греческие города одержали победу, значение которой было чрезвычайно велико. От исхода греко-персидских войн зависело не только благополучие собственно греческого государства. Трудно представить, какой была бы в случае победы персов эллинская культура. Вряд ли Акрополь был бы тогда увенчан величавым Парфеноном. Наверно, не было бы гения Фидия, Скопаса, Лисиппа. А без классической греческой культуры характер римской цивилизации, а вместе с тем и дальнейшей европейской был бы совершенно иным.

27

Победа греков над персами означала торжество новых, прогрессивных принципов демократии и свободы в политическом и социальном строе. Победа привела к появлению новых плодотворных импульсов в греческом искусстве. Система архаического художественного мышления, имевшая некоторые общие черты с древневосточной, оказалась уже несостоятельной. Не случайно поэтому, что переход от искусства архаики к искусству классики совпадает но времени с благополучным для греков исходом этой войны.

Афинский акрополь – древнейший архитектурный памятник Греции, который является уникальным объектом античной культуры, мировым наследием, сохранившим величественность и органическую составляющую.

Греческое слово «Акрополь» состоит из двух частиц: «acro» и «polis», что переводиться, как «верхний город». В других источниках можно встретить несколько иные, однако, схожие по смыслу трактовки – «укрепленный город», «крепость».

Афинский Акрополь часто называют сердцем Афин, главную туристическую достопримечательность Греции ежегодно посещают миллионы туристов, приезжающих со всего мира. В разные исторические периоды, территория укрепления многократно подвергалась разрушениям, возведенные сооружения превращались в руины, страдали от безжалостных ограблений. Афинский акрополь служил своеобразной крепостью, о неприступности которой казалось, позаботилась сама природа. «Верхний город» расположен на природном известняковом холме с плоской вершиной, его высота составляет 156 м. Возвышенная площадка имеет крутые, обрывистые склоны, поэтому оставалась неприступной для вражеских войск. Афинский акрополь не нуждался в дополнительной защите, подъем на равнину был открыт только с западной стороны, в том направлении, где берег омывается морем. Дополнительной обороной служили густо растущие оливковые деревья.

В 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО был добавлен Афинский Акрополь.

По уцелевшим развалинам Акрополя ученные по крупицам восстанавливают целые исторические периоды греческого государства, его культурные особенности, в частности, становление его столицы. Основание первых поселений берут свое начало в столь древних временах, которые многие считают мифическими.

Первые поселения
Начальные упоминания об уникальной крепости датируются задолго до наступления классического периода. Во времена архаики были возведены величественные храмы, необходимые предметы культа, скульптуры. При раскопках найдены культурные образцы соответствующие эпохе раннего и среднего бронзового века.

Согласно легенде основателем Акрополя считают первого царя Афин — Кекропса, в его честь возвышенную территорию укреплений часто называли «Кекропия» или «Кекропс» (cecropia). В микенский период стены резиденции правителя были обложены крупными камнями. По одной из версий сделали это «циклопы», поэтому и стены называли «циклопическими».

Эпоха Средневековья и Архаический период


В VII веке до н.э. в Акрополе получил широкое распространение культ богини Афины, которая стала покровительницей города. Местность заняли правители – эвпатриды. Активное строительство развернулось ближе к VI веку до н.э. в период правления Писистрата. Были построены Пропилеи, возле которых позже происходили народные собрания. В районе холма Ареопага собирался Совет старейшин. Первому храму, возведенному в честь богини Афины, как и другим божественным сооружениям, удалось просуществовать недолго, они были разрушены во времена греко-персидских войн.

Строительство под руководством Перикла

Около 495-429 гг. до н.э. власть в Афинах принадлежала Периклу, великолепный стратег и вождь демократической партии стремился превратить город в политический и культурный центр всей Греции, в дальнейших планах было распространение демократического строя на остальные греческие полисы. В экономический и культурный период расцвета, между Персидскими и Пелопоннесскими войнами, были созданы великие шедевры, являющиеся образцами искусства для многих стран Европы. Этот период получил название Классического, от слова «classicos» — образец. Руководителем и автором художественной программы застройки стал знаменитый скульптор Фидий.

Работы осуществлялись по предварительно намеченному плану:

— Парфенон – главный храм Афины Парфенос (447-438 до н.э);

— Пропилеи – торжественные ворота, центральный вход (437-432 до н.э.);

— Храм Ники Аптерос (449-420 до н.э.);

— Храм Эрехтейон (421-406 до н.э.);

— Статуя Афина Промахос.

Памятники Афинского Акрополя на протяжении 20 веков пережили различные стихийные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения, многочисленные войны и вражеские вторжения.

Эллинистический и Римский период

Во времена Эллинистического и Римского периодов, многие из существующих построек были отремонтированы, устранялись преимущественно возрастные разрушения и повреждения от военных артобстрелов.

В этот период были возведены несколько памятников прославляющих честь иностранных царей. Чуть позже началось строительство Храм Рима и Августа, сооружение располагалось поблизости Парфенона и имело круглую форму. Здание стало последним древним объектом, созданным на вершине холма и имеющим культурное значение.

В 3 веке возникла угроза нового вторжения, поэтому возобновились работы по укреплению стен и главных ворот. Акрополь снова использовали в качестве крепости.

Византийский, Латинский и Османский периоды

В более поздние периоды на территории Афинского акрополя происходили частые перемены. В Византийскую эпоху главный храм Парфенон был преобразован в церковь Девы Марии. Во времена Латинского периода правительство использовало возвышенные укрепления, как административный центр города. Парфенон выполнял функцию собора, на территории Пропилеи был расположен Герцогский Дворец.

После османского завоевания Греции, Парфенон использовался как гарнизон штаба турецкой армии, храм Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя. В 1687 году здания Акрополя повсеместно пострадали от пожаров и обстрелов во время Веницианско-турецкой войны. Наиболее серьезные повреждения получил главный храм, на территории которого находился пороховой склад. В Парфенон попал один из снарядов, от здания остались одни руины.

В 1821 году греки, сражаясь за независимость с Османской империей, в одной из битв осадили Афинский Акрополь. Когда у турецких военных начали заканчиваться боеприпасы, они решили вскрывать колонны Парфенона, чтобы добыть свинцовые укрепления, затем порезать их на пули. Узнав об этой новости, греки отправили противоположной стороне партию свинца, желая уберечь памятник от разрушений.

Освободив Афинский Акрополь, новое греческое правительство активно занялось восстановительными работами. Культурные объекты были взяты под контроль, ликвидировались сооружения более поздней застройки. Целью реконструкций заключалась в возвращении местности ее первоначального вида.

Архитектурный Ансамбль Акрополя

Главной составляющей, формирующей городской силуэт Афин является Акрополь. Не зря в древности эту территорию называли святилищем, знаменитый культовый центр стал уникальным памятником искусства.

Соединяясь в единое целое, сооружения и храмы образуют общий ансамбль, композиция имеет характерную пропорциональность. Представленная архитектура и многочисленные скульптуры являются лучшим образцом достижений древнегреческой культуры, здесь можно наблюдать тончайшую лепку, сложные архитектурные детали и рисунки.

Мало кто знает, что на территории Афин запрещено строительство многоэтажных зданий. Это решение напрямую связано с Акрополем, который сотни лет подряд служит незаменимым ориентиром для передвижения по городу. Достопримечательность видна с любого уголка и переулка. Люди старательно берегут эту традицию, ведь высотные постройки за считанные месяцы способны изменить чарующий и вдохновляющий панорамный вид.

Гордо возвышающийся над холмом Парфенон доступен для обзора даже с таких удаленных точек, как острова Саламин и Эгина. Одно из первых, что видели мореплаватели, подплывая к берегам, был блеск копья и шлема статуи Афины-Воительницы.

Выдающийся ансамбль-памятников мирового искусства наглядно демонстрирует величие древнегреческой культуры, и одновременно, зарождение и становление европейской цивилизации. Спустя тысячелетия сохранившиеся остатки сооружений не утратили своей исторической ценности, а с точки зрения художественного значения — получили статус «недосягаемого» образца искусства.

План местности и характеристика культурных объектов Акрополя

Композиционный ансамбль Афинского Акрополя построен с размахом, историческая территория имеет уникальные особенности. Просторную местность трудно охватить одним взглядом. До наших дней в первозданном виде сохранилась лишь небольшая часть исторических экспонатов, находящихся под открытым небом.

План местности Афинского Акрополя

1. Парфенон
2. Гекатомпедон
3. Эрехтейон
4. Статуя Афины Промахос
5. Пропилеи
6. Храм Ники Аптерос
7. Элевсинион
8. Бравронейон
9. Халькотека
10. Пандросейон
11. Аррефорион
12. Афинский алтарь
13. Святилище Зевса Полиея
14. Святилище Пандиона
15. Одеон Герода Аттического
16. Стоа Эвмена
17. Асклепион
18. Театр Диониса
19. Одеон Перикла
20. Теменос Диониса
21. Святилище Аглавры

Во времена древних греков подняться в Афинский Акрополь можно было по единственной узкой дороге. Исходя из оборонительных целей, вход был сделан с западной стороны. На проходе были построены торжественные ворота Пропилеи, план конструкции принадлежал архитектору Мнесиклу. Врата были выполнены из мрамора, облагорожены широкой лестницей, двумя портиками, которые поочередно устремлялись в сторону холма или города. На потолочной части Пропилеи были нанесены золотые звезды и синее небо. Первоначально подъемом на вершину служила 80-ти метровая тропа, ступени были сделаны в 1 веке римлянами при правлении императора Клавдия. Ближе к возвышению склона находилась поперечная стена, в ней строители предусмотрительно сделали пять входов. Центральный проход предназначался для торжественных шествий, в остальное время он закрывался бронзовой дверью. Врата являлись своеобразными границами святилища.

За Пропилеей следует Храм Бескрылой Ники, стены небольшого мраморного сооружения имеют четыре колонны. Строительство здания планировалось начать в 450 году, но реально приступить к возведению получилось лишь в 427 году, на строительные работы ушло около 6 лет. Архитектор Калликрат украсил храм изящной скульптурной лентой фриза, на ней были изображены эпизоды сражения греков с персами, образы олимпийских богов. Внутри храма была размещена деревянная статуя богини победы. Древние греки изобразили Нику в необычном образе, девушка была без традиционных крыльев, чтобы победа не смогла «улететь» от них. В руках статуя держала шлем и плод граната, который символизировал победоносный мир.

Величайшим памятником искусства, главным элементом Акропольского ансамбля является храм богини Афины, который более известен как Парфенон. Длина сооружения составляет около 70 м, ширина – чуть больше 30 м, по периметру размещены колонны высотой 10 м.

Внутри храма была расположена знаменитая скульптура Афина-Дева, ее создателем был главный архитектор Акрополя — Фидий. Фигура Афины составляла 12 метров. Статуя стояла на небольшом постаменте, в ее правой руке находился образ богини победы Ники, а в левой – копье. Победный дух и величественность скульптуре придавали дополнительные элементы, а именно щит, шлем, эгида, роскошное одеяние, символичная маска Медузы Горгоны. Лицо и руки богини были изготовлены из слоновой кости, оружие и элементы одежды вылиты из золота, натуральный блеск глаз был достигнут с помощью драгоценных камней.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником эпохи древней Греции является Храм Эрехтейн, его автор остается неизвестным до настоящего времени. Здание расположено поблизости Парфенона. Происхождение храма связано с интересной легендой, которая глубоко переплетается с историей названия города. Древняя святыня посвящена Афине, Посейдону, знаменитому царю Афин – Эрехтею. Первые двое боролись за право покровительства городом, тогда Боги Олимпа предложили каждому сделать подарок для жителей и крупного греческого полиса.
По условиям, покровителем становился тот, чей подарок будет признан лучшим. Посейдон омыл берега города морской водой, а богиня Афина подарила оливковое дерево. Последний дар был признан более ценным, в честь новой покровительницы полис был назван Афинами.

Храм Эрехтейн выполнял своеобразную функцию хранилища, здесь были собраны самые ценные предметы: деревянная статуя богини-воительницы, священный пеплос, алтари Ифеста и Эрехтея. В этом месте совершались главные культовые обряды. Постройка объединяла несколько святилищ, однако ее размеры были небольшие. Уникальность храма заключается в том, что при строительстве намеренно западная часть здания сделана ниже на 3 метра восточной стороны. Данный прием был предпринят, чтобы скрыть неровность земной поверхности.

Акропольский комплекс кроме названных выше главных исторических объектов включает в себя следующие сооружения:

— Ворота Бюле. Запасной вход в Афинский Акрополь, который был сделан в крепостных стенах после сражений с герулами в 267 году. Раскопками этой местности в 1825 году занимался французский архитектор Эрнест Бюле, в его честь были названы тайные врата.

— Святилище Афродиты Пандемос. Храм Афродиты находился по правую сторону от ворот Бюле. В современное время от сооружения остались одни развалины и архитрав, который почетно украшен гирляндами и голубями.

— Святилище Артемиды Бравронии. Здание расположено с восточной стороны, вблизи развалин микенских стен. Создателем считается Писистрат, на его родине был распространен культ Артемиды. Храм выполнен в форме дорийской колоннады, к которой примыкали два «П» образных крыла. В боковых колоннадах размещались две статуи Артемиды, одну из них создал великий скульптор Пракситель, а вторая была изготовлена из дерева, автор остался неизвестен.

— Халкотека. Прямо за храмом Артемиды находилось здание, предназначенное для хранения предметов необходимых для культовых обрядов и поклонения богини Афины. Халкотеку предположительно строили в середине 5 века до н.э., здание было реконструировано в римский период.

— Храм Августа. В 27 году до н.э. с восточной стороны от Парфенона был возведен небольшой круглый храм с 9 ионическими колоннами. У подножья здания имелась надпись: «храм посвящен Роме и Августу от благодарных афинян».

— Святилище Зевса Полиея. В маленьком храме имени Зевса проводился ритуал Дииполии, сегодня от постройки остались завалы камней. Территория здания состояла из прямоугольной ограды, которой разделяла небольшой храм и зал даров.

— Театр Диониса. Достаточно большую площадь с южной стороны занимает самый древний театр, созданный в честь бога виноделия. Одна из легенд гласит, жители Афин лишили жизни Диониса, так как ошибочно считали, что он желает отравить их вином. В этот день было решено отмечать праздник Дионисса, в честь убитого бога. Массовые гулянья привели к созданию первого театра. Именно здесь впервые были показаны театрализованные представления Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Пройдя через целые эпохи, современный Афинский Акрополь не утратил былого величия. Знаменательное сооружение покоряет туристов своими масштабами, здесь каждый камень хранит многовековые тайны, пропитан историческими событиями.

Современный проект реставрации Афинского Акрополя.

Восстановление древнего облика и масштабные реставрационные работы на территории Афинского Акрополя начались лишь в конце XIX века, но в целом попытки первых реконструкций можно было назвать безрезультатными. В 70-е года XX века потребовалось немедленное вмешательство архитекторов и строителей для сохранения многовекового наследия. В этот период было принято решение о перенесении большей части скульптур и барельефов на территорию музеев, одной из главных причин, послуживших тому являлось – растущий уровень загрязнения окружающей среды.

Во время «спасательных» работ возникали новые, непредвиденные проблемы, фундамент многих построек был неустойчив. Большое количество уникальных архитектурных деталей находилось среди обломков, которые остались от былых пожаров, взрывов, землетрясений и прочих катаклизм. Сохранившиеся культурные образцы нуждались в бережном отношении, создании камерных условий, консервации.

Современный вид Акрополя лишь отдаленно похож на существовавший в «золотые» времена небольшой город. Многие культурные экспонаты уже не восстановить, они были безвозвратно уничтожены. Например: В XIII веке была вывезена в Константинополь восхитительная статуя Афины–воительницы, несколько позже она была сожжена и уничтожена. Для других сооружений реставрационные работы имеют настолько масштабный характер, что после их окончания здание теряет былую эксклюзивность и уникальность, в частности это касается Храма Бескрылой Ники.

Жители Греции возмущены, нежеланием Британского музея возвращать мраморные статуи Парфенона, которые были вывезенные в начале XIX века Лордом Элджином на территорию Англии. Британский музей заплатил за экспонаты Лорду 35 000 фунтов.

Крупные работы были посвящены проблеме разрушения мрамора. Со временем соединительные железные конструкции стали оказывать негативное влияние на натуральный камень, процесс был ускорен активными выбросами выхлопных газов в атмосферу. Мрамор постепенно стал превращаться в известняк. Для устранения проблемы понадобилось полностью извлечь железные конструкции и заменить их латунными. В некоторых случаях остановить химическое разрушение было невозможно, часть таких экспонатов была отправлена в музей, на их место установлены аутентичные копии.

Сегодня в Афинском Акрополе параллельно с техническими работами ведутся научные и археологические исследования. Целью работы ученных является обеспечение максимального соответствия проводимых работ строгим международным требованиям, которые предъявляются для реконструкции самых значимых исторических памятников. Проводимыми работами руководит Комитет по Сохранности Памятников Акрополя, финансирование обеспечивает Евросоюз и греческое государство.

Памятка туристу

Стоимость входного билета в Афинский Акрополь составляет 12 евро, 6 евро для студентов и пенсионеров из Евросоюза, бесплатно для детей и школьников. В эту цену дополнительно входит бесплатное посещение Агоры, Храма Зевса, театра Диониса, Библиотеки Адриана, Кладбища Древних Афин. Билет действует 4 дня с момента покупки.

Посещать Афинский Акрополь лучше с самого открытия, в 8 утра, ибо после 9 часов приезжают многочисленные экскурсии, и толпы туристов все заполоняют. Экскурсия по Афинскому Акрополю в среднем занимает 4-6 часов. Рекомендуется осматривать исторический ансамбль достопримечательностей в группе с экскурсоводом. В летний период обязательно наличие головного убора и достаточного количества воды. Обувь для посещения территории должна быть удобной, даже в сухую погоду протоптанные тропинки являются очень скользкими. Уделите время посещению нового современного музея Акрополя. Он находится в 300 метрах от достопримечательности. Стеклянное здание заметно выделяется на фоне общей панорамы, уникальный музей построен на месте археологических раскопок. Посещение музея оплачивается дополнительно, цена символическая – 1 евро.

Бесплатный вход:
6 марта (день памяти Melina Mercouri, актрисы, певицы, министра культуры)
5 июня (международный день окружающей среды)
18 апреля (международный день памятников)
18 мая (международный день музеев)
последние выходные сентября (дни европейского наследия)

Выходные: 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье, День святого духа, 25, 26 декабря.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Греция. Колыбель античности, омываемая Ионическим и Эгейским морями. В этих землях герои древности начинали свои отважные путешествия, а в тени оливковых деревьев предавались раздумьям великие умы той эпохи, подарившие современному миру философию, заложившие фундамент точных наук и посеявшие семена тайного знания, давшего свои плоды в эпоху Средневековья в виде алхимии, а позже и масонства. Кроме высокой культуры и легендарной мифологии древняя Греция прославилась также своей архитектурой. Пять из семи классических чудес света возвели именно греки. Но не смотря на грандиозность и величие, многие из работ древнегреческих скульпторов и архитекторов оказались вне данного списка. Например, статуя Афродиты Книдской, храм богини Геры или гениальное творение Фидия — статуя Афины Парфенос в храме Парфенон, руины которого и ныне располагаются в Афинском Акрополе. Многие специалисты сходятся во мнении что и сам Акрополь можно причислить к одному из чудес Древнего Мира.

Древние Афины прославились как колыбель демократии и родина таких великих мыслителей древности, как Сократ, Платон, Эвклид. Но Афины — это еще и неповторимая архитектура, жемчужиной которой является Афинский Акрополь. Здесь мудрость древних нашла свое воплощение в камне. Акрополь представляет из себя холм, высотой в 156 метров. Сами Афины были выстроены вокруг Акрополя, на котором было укрепленное поселение еще в микенскую эпоху, XVI — XIII веках до н. э. Рост и укрепление Афин, их политический выход на одну из главенствующих ролей среди древнегреческих полисов — все это способствовало повышению материального благосостояния и культурному развитию. Во времена правления Перикла, в середине V века до н. э., в Акрополе был возведен легендарный Парфенон, ставший жемчужиной местного архитектурного ансамбля. Перикл лично руководил строительством храма на священном месте.

«Пропорции и классические линии» — таков был замысел Перикла. Именно здесь должно было пробудится новое мировоззрение. Парфенону было суждено стать центром Афин, а Афинам — центром всей Греции! Храм построен целиком из пентелийского мрамора. Кладка была сухой, то есть осуществлялась без каких-либо растворов или цемента. Блоки были правильными квадратами, тщательно обточенными по краям и подогнанными по размеру друг к другу. Статуи и рельефы были выполнены по эскизам Фидия, который считается одним из величайших скульпторов античности. Среди его работ была известнейшая статуя Афины Парфенос. Но сегодня от них в храме практически ничего не осталось. В 1687 году венецианское войско осадило город, который в то время принадлежал туркам, догадавшимся спрятать весь порох в Акрополе. Попавшая в храм граната уничтожила большую часть творений Фидия. Завершил разрушение храма британский лорд Эльджин, который примерно в 1800-м году, на фоне приближения к Афинам французов, велел вывезти мраморные статуи из храма в Англию. А те, что вывезти не успевали — сбрасывали с 150-ти метровой высоты. Сегодня в Британском музее есть даже специальный зал для трофеев из Парфенона.

Возвращаясь к Акрополю — на холме располагались и другие здания: многие святилища и алтари, священные участки разных божеств, где обыватели могли физически испытать трансцендентное чувство присутствия божественного. Среди прочих храмов древнейшим считается Гекатомпедон, посвященные богине Афине. Он был предшественником Парфенона, построенным на месте еще более древнего микенского дворца. Еще одним памятником Акрополя является Эрехтейон — храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею. Из скульптур, созданных Фидием, особо выделялись две: выполненная из золота и слоновой кости 13-ти метровая Афина Парфенос, дожившая до наших дней лишь в форме скромных копий, и огромная бронзовая Афина Промахос, чей шлем служил маяком для проходящих мимо судов. Театр Дионисия также является уникальным и неповторимым местом — его камни были свидетелями выступлений многих исторических личностей, среди которых был император Нерон.

Сегодняшняя Греция — рай для туристов. Множество памятников древности, легендарных руин и просто прославленных мест найдется на ее карте. Но Афинский Акрополь привлекает к себе внимания ровно столько, сколько все остальные исторические достопримечательности Греции вместе взятые. Это не удивительно, ведь где еще турист найдет такую концентрацию исторических артефактов в одном месте? Месте, где модно увидеть своими глазами древние скульптуры и прочие реликты в Новом музее акрополя, выпить вина на камнях театра Дионисия, ощутить присутствие языческих божеств и просто впитать в себя дух места, повидавшего и языческие обряды, и христианские проповеди, и мусульманские дуа. Современный Акрополь, переживший и войны, и праздники, сегодня является лишь руинами, но даже руины эти пропитаны духом времени и былого величия.

Акрополь дословно переводится как «крепость», «укрепление». Акрополями греки называли античные крепости , выстроенные на холмах. Возведение на возвышенности было обязательным моментом, поскольку с поверхностей открывался прекрасный обзор. Это было важно со стратегической точки зрения для быстрого отражения нападений противника.

– это еще и хранилище ценностей. Городские правители свозили в эти сооружения самые дорогие вещи, чтобы они были под гарантированной защитой от грабителей.

В Акрополях строили храмы, посвящая их богам, которые покровительствов али городам. Возводили их и в честь наиболее ярких правителей.

Афинский Акрополь – символ Греции

Этому сооружению даже не сотни, а тысячи лет. На протяжении веков Акрополь Афин поражал взоры исследователей и обывателей, местных греков и приезжающих в страну туристов. Во все времена путешественников со всех уголков мира привлекали великолепие и красота этого древнейшего сооружения.

– наиболее знаменитый из всех сооруженных греками. Состоит афинский Акрополь из целого комплекса зданий, скульптур и других архитектурных сооружений, по красоте которых можно судить о величии и исключительном вкусе греческих ваятелей, художников, скульпторов, архитекторов. Акрополь в Афинах по праву считают достоянием Греции, шедевром мирового искусства.

На месте, где сейчас находится Акрополь в Афинах, были другие сооружения. Много тысяч лет назад здесь стояли совсем другие святыни, среди которых и храмы, и скульптурные композиции. Спустя огромный промежуток времени еще до строительства Акрополя , персидский правитель Ксеркс уничтожил архитектурные шедевры. Это произошло примерно в 500гг. до н.э. свидетельства таких событий дошли до нас в повествованиях Геродота. Он же писал, что на территории разрушений решено было создать абсолютно иной ансамбль архитектурных памятников. Работы по его возведению относят ко временам Перикла. Уже в это время Акрополь больше не трактовали, как город-крепость. Его смысл афиняне видели в религиозно-культ урном воплощении греческих традиций. Мраморные стены и сооружения этого Акрополя должны были олицетворять прекрасную победу греков в войне с персами.

Итак, в колыбели древнейшей архитектуры – Афинах, был создан абсолютно иной проект, который одобрил Перикл. Само здание Акрополя греки возводили порядка 20 лет. Руководил строительными работами друг Перикла, величайший скульптор – . Архитектурный ансамбль, окружающий главное сооружение, строили более полувека. За это время ни одна из идей замысла не была видоизменена.

В ансамбле, отражающем целостность Акрополя, просматриваются органично связанные между собой достопримечатель ности. По словам исследователей этого культурного объекта, Акрополь Афин создан в исключительной гармонии с природой. Среди сооружений:

    Парфенон.

    Храм богини Ники.

    Пропилеи.

  1. Святилище Артемиды Бравронии.

Последняя архитектурная задумка – Святилище Артемиды - это коридор, по сторонам которого расположены колонны дорического типа. Святилище находится Юго-Восточнее от Пропилеи. К сожалению, до нашего времени дошли только развалины этого архитектурного шедевра.

Древние греки, когда посещали этот ансамбль, изначально поднимались к Пропилеям по огромной лестнице из камня. Пропилеи – главный вход в Акрополь. Слева находилось строение галереи, в которой были развешены сотни картин. Назывался такой музей «пинакотекой». В ней на всеобщем обозрении красовались аттические герои, воплощенные в художественном мастерстве. Справа от входа в Пропилеи располагался храм Ники . Он был возведен на выступе скалы. По легенде именно с нее сбросился Эгей. В храме Ники была статуя Афины . В связи с этим его иногда именовали «храмом Афины-Ники».

Пройдя через Пропилеи, взоры гостей обращались к представшей перед ними статуе Афины. Она была огромной величины, стояла на каменном постаменте. Многие из ученых полагают, что именно позолоченный кончик копья статуи в солнечную погоду служил путеводителем для капитанов, решивших найти свой причал в Афинах .

Сразу за статуей Афины располагался алтарь, а чуть левее был выстроен маленький храм. В нем свои обряды поклонения совершали приверженцы богини.

Есть на территории Афинского Акрополя храм Эрехтейон. По легенде, Афина сражалась с Посейдоном за ряд городов. По условиям поединка, власть прибыла бы к тому, кто сделает самый желанный, для жителей полисов, подарок. Посейдон метнул свой трезубец в сторону Акрополя, и в том месте, куда попал гигантский снаряд, забил фонтан с морской водой. Там, куда попало копье Афины , выроста олива. Она стала символом древних Афин и сулила победу их покровительнице. Часть храма, выстроенного в этих местах, посвящена легендарному правителю Эрехтею. Он некогда властвовал в Афинах. Именно в Акрополе было святилище царя и его могила. Позже и сам храм стал называться Эрехтейоном.

Был уничтожен пожаром, но храм восстановили во времена Перикла . Сейчас об архитектурных особенностях этого сооружения можно судить лишь по архивным источникам, где в нескольких изданиях имеют место очертания храма и его краткое описание. Но ни одна из скульптур или остатков мраморных оформлений не сохранились. Повреждены были и все портики, в том числе и портик Кариатид . Частично он восстановлен по чертежам и остается одной из главных архитектурных достопримечатель ностью Афинского Акрополя.

Не менее ярок – Парфенон . Это сооружение довольно крупное и массивное, но по структуре очень простое. Этот храм также посвящен богине – покровительнице Афин. Великий Парфенон возвели древние ваятели Калликрат и Иктин. Исследователи отмечают оптимальное сочетание колонн храма со ступенями, фризами, скульптурами и фронтоном. Сооружение полностью состояло из мрамора. Но его из белого постепенно превратили в разноцветный. В величественное сооружение архитекторы поместили еще пару портиков и колонны. Именно в Парфеноне красовалась гигантское изваяние Афины. Создал ее скульптор Фидий , применяя в своей работе золото и слоновую кость. Драгоценный металл почти полностью составлял верхнее облачение богини. Позже статуя была безвозвратно утеряна. Сохранилась только ее небольшая копия.

Акрополь Линдоса

У города Линдос, который был выстроен в древнейшие времена, насыщенная легендами история. Основано поселение еще в 12 в. до н.э. достопримечатель ности древнего города сегодня - одни из главных на острове. Это излюбленное место посещения туристами. Памятники архитектуры привлекают сюда и исследователей Древнегреческой культуры и искусства.

В Линдосе имеется и древнейший Акрополь . Он не менее знаменит, чем Афинский. К тому же, это сооружение намного старше того, что было выстроено в Афинах. Акрополь Линдоса возведен на высокой горе. С ее пика можно наблюдать прекраснейшую картину - неповторимый вид на море.

Афина Линда покровительствов ала городу Линдос . Поэтому храм Линды , который находился на территории Акрополя, здесь считали главенствующем сооружением.

Исследователи несколько лет проводили в этом районе раскопки и в один из прекрасных дней нашли следы древнейшего святилища. Датированы находки 6 веком до н.э. Результатом проведенных экспертиз стали заключения о том, что храм некогда был уничтожен огнем. Но спустя пару веков на этом же месте появилось новое строение. Вероятно, это была попытка возведения Акрополя по подобию старого сооружения. Оно отличалось прекрасным архитектурным оформлением и огромной лестницей.

Поднимались к Акрополю Линдоса по тоненькой тропке. Она обвивает огромную, крутую скалу, на которой возведен храм. На территории комплекса находились святилища и сооружения, датированные 400 гг. до н.э. Известно, что именно в этих святилищах островитяне поклонялись своим многочисленным богам язычества. Здесь же, неподалеку, археологи нашли:

    Башню с часовней христианского типа.

    Римский храм.

    Руины храма, возведенного во времена Великой Римской Империи.

    Руины храма у Дворца Великого Магистра.

    Церковь Святого Иоанна. О ней известно, что была построена примерно в 13 в. нового тысячелетия.

Линдоса вовсе времена считали наиболее романтичным и величественным сооружений Древней Греции . Возведен он в самом красивом месте острова. Пребывание там навевает на туристов мысли о Средневековье.

    Янина. Столица Эпира

    Винный туризм в Греции

    Греция предлагает туристам со всего мира много чего интересного для полноценного отдыха, всевозможные развлечения и занятия для людей всех возрастов. В этой стране много замечательных ресторанов и баров не только в пределах курортов, а и во всех крупных городах страны.

    Кастория, город нарисованный на воде.

    Необыкновенно красивый город, сказочное озеро, византийские памятники, интересные маршруты для пешеходных прогулок и величественные горы, всё, о чём можно мечтать в местечке достаточно маленьком, чтобы исследовать его от края до края и достаточно большом, чтобы вместить в себя всё!

    Какие острова посетить в Греции в первую очередь.

    Лето в Греции – это в первую очередь, море и экскурсии по знаменательным местам. Также, Греция знаменита своими островами, с которыми связано множество мифов и слышал их, наверно, каждый. Так, какие же острова Греции посетить в первую очередь? Каждый из островов этой страны по-своему уникален - не только рельефом, но и растительным миром, климатом, и, конечно же, своей историей. На каждом из них хорошо развита инфраструктура, обслуживание в отелях соответствует мировым стандартам. Все сделано для того, чтобы туристы могли просто наслаждаться отдыхом. Сюда ежегодно съезжаются тысячи туристов, и этому есть целый ряд причин.

    Философия жизни граждан античного полиса.

    Многие люди сегодня задаются вопросом: как древние греки решались на безумные подвиги или запросто жертвовали своей жизнью? Даже многим защитникам Родины средневековья и последующих времен казался фантастическим подвиг Леонида и верных ему 300-т воинов. И вся соль этого героизма заключалась не в том, что небольшое число воинов противостояло превосходящим силам врага, суть в том, что армия персов насчитывала около миллиона человек, и у защитников не было укрепленного замка или блиндажа с пулеметом, как у русской дружины при обороне своих земель от татарского нашествия или солдат Брестской крепости, которые сдерживали натиск фашистов. Все что у них имелось – это стена щитов и копий в узком горном проходе.