Мифы и легенды о янтаре. Янтарь – капля солнца в холодной воде

Когда знания не могут дать ответы на вопросы, воображение заполняет эту пустоту. Так возникают легенды и сказания.

Легенды о янтаре чаще всего - это истории любви, потерь и печали. Многие сказания содержат в себе ассоциацию со слезами. Возможно, это не случайно, ведь дары (а янтарь - это дар природы всему человечеству) нужно выстрадать, заслужить. А может быть, это всего лишь отголосок каплевидной формы некоторых образцов.

Драматург Софокл в своей пьесе «Мелеагр» описал трагическую историю происхождения камня. Погибшего героя Мелеагра оплакивают сёстры, которые становятся птицами, а их слёзы превращаются в кусочки янтаря.

Поэт Овидий также рассказывает историю о камне в «Метаморфозах». В ней погибшего Фаэтона, сына бога Солнца, также оплакивают сёстры гелиады. Горе сестёр было так велико, что боги сжалились над ними и превратили их в тополя. С тех времён тополя плачут золотыми слезами, которые в воде становятся янтариками. «Стынет под солнцем янтарь,/который прозрачной рекою/ принят и катится вдаль,/в украшение жёнам латинским…»

(Посмотрите, ведь римский поэт (ок. 43 г. до н.э.) был близок к истине, когда в мифе указывает на растительное происхождение минерала.)

Иллюстрация справа: Падение Фаэтона (гравюра Томаса де Лей c картины Антуана Карона).

Скандинавская легенда представляет янтарь в виде слёз богини любви и плодородия Фрейи, которая печалится о своём пропавшем муже.

Литовское сказание тоже о слезах. Повелитель богов узнаёт, что богиня Юрате живёт на морском дне в янтарном замке со своим любимым рыбаком Каститисом. Повелитель гневается и ударом молнии разрушает замок и убивает рыбака. С тех пор после бури на берегу можно найти осколки подводного замка или застывшие капельки слёз юной богини.

А вот сказания ведической Руси описывают янтарь по-другому - как радость, как великий дар, которым могут пользоваться все люди мира для исцеления. На Руси Алатырь-камень имел сакральное значение. Камень обладал огромной магической силой, являя собой уменьшенную копию вселенной. Алатырь-камень почитали как отца всех камней. Об этом говорит «Глубинная книга» (совр. «Голубиная книга») - это славянский духовный стих, повествующий о возникновении и целостности мира. Вот отрывок из песни:

А кое ж море всем морям отец,
И который камень всем каменям отец?
Ах! Латырь-море всем морям отец,
И Латырь-камень каменям отец.

Почему ж Латырь-море всем морям отец?
Почему Латырь-камень всем каменям отец?
Потому Латырь-море всем морям отец
Потому Латырь-камень всем каменям отец:

Лежит он середи моря,
Середи моря, середи синего,
Идут по морю много корабельщиков,
У того камня останавливаются,

Они берут много с него снадобья,
Посылают по всему свету белому.
Потому Латырь-море морям отец,
Потому Латырь-камень каменям отец…

*Статья принадлежит сайту https://сайт/.
Полное или частичное копирование возможно с разрешения сайта и обязательным размещением активной ссылки.

.

Таинственная красота, загадочный блеск, не совсем обычные свойства наделили янтарь особой притягательной силой, проявившейся в легендах и сказаниях народов мира. Большинство этих легенд пришло из седых глубин веков. Примечательно, что чаще всего самоцвет понимался как окаменевшие горючие слезы, пролитые по погибшим героям.


Фаэтон (из Эсхилла, 525-456 до н.э.) . Янтарь - это слезы гелиад, сестер Фаэтона, горевавших по несчастному брату. Фаэтон, сын бога Солнца Гелиоса, однажды спросил у отца разрешения проехать по небу в его золотой колеснице, запряженной четверкой золотых коней.

Гелиос отказывал, говоря: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что крылатые кони едва ее одолевают. Посередине же она идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно спускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели».

Но Фаэтон так умолял, так просил, что Гелиос уступил просьбам сына. Едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понеслись быстрее мысли. Испугался Фаэтон, отпустил вожжи, а огненные кони вовсе озверели. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Гея-Земля воскликнула: «Зевс-громовержец, спаси!»

Зевс бросил сверкающую молнию, разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, подобно падающей звезде, пронесся и упал вдали от родины в воды реки Эридана.

Там гесперийские нимфы подняли тело несчастного и предали земле. А Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, и только огонь пожара освещал землю.

Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Скорбь была безгранична. Боги превратили плачущих гелиад в тополя. И с той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, и падают их кровавые слезы в студеную воду, где остывают и превращаются в янтарь.

«Поэт любви, богов и изгнания» Публий Овидий Назон писал:

Стынет под солнцем янтарь, Который прозрачной рекою

Принят и катится вдаль, В украшение женам латинским.

Мелеагр (из Софокла, ок. 494-406 до н.э.) . Полна приключений была судьба этого древнегреческого героя. Отец Мелеагра, царь Калидона Ойней, принося богатые жертвы богам-олимпийцам, забыл принести жертву Артемиде, и та напустила на страну грозного кабана, который опустошал все встречавшееся ему на пути.

Горе царило в окрестностях Калидона, и тогда Мелеагр решил устроить облаву на кабана. С помощью аркадской охотницы Аталанты ему удалось убить зверя. Тогда богиня Артемида перенесла свой гнев на Мелеагра и устроила распрю между жителями Калидона и соседнего города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери.

Легенда имеет два варианта завершения. По одной версии мать молила богов покарать ее сына, и Апполон убил Мелеагра. Вторая версия обращается к более ранним фактам из жизни героя: когда Мелеагр родился, к его матери Алфее явились богини судьбы мойры, и одна из них сказала: «Твой сын умрет тогда, когда на очаге сгорит вот эта головня...Алфея выхватила головню и спрятала в ларец. Но когда до матери дошла весть об убийстве Мелеагром ее брата, она вспомнила о предсказании мойры, выхватила головню из ларца и бросила в костер. Как только головня превратилась в пепел, Мелеагр скончался.

Так или иначе, но сестры героя очень горевали о кончине Мелеагра. Ставшие от горя птицами, они долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы превратились в янтарь.

Каститис и Юрате (древнелитовская легенда) . На дне моря во дворце из медового камня, не зная волнений и горя, жила прекрасная царевна Юрате. Однажды она услышала песню рыбака Каститиса, забросившего неподалеку старую сеть, и влюбилась в него.

К вечеру, когда море утихало, а по темной зыби его в неведомую даль пробегала лунная дорожка, рыбак Каститис и царевна Юрате встречались, она слушала его песни, а он любовался ее красотой. Но подкралась беда. Как-то вечером, когда ничто не предвещало бури, над морем разразилась гроза и молния сразила Каститиса насмерть.

Ревнивый бог Перкунас жестоко расплатился с рыбаком, а царевну приковал цепями к стенам разрушенного дворца. И вот с той поры всякий раз, когда Юрате вспоминает о любимом, заливаясь горькими слезами, свинцово-зеленые волны морского прибоя выносят слезы царевны на берег в виде кусочков янтаря.
В Паланге (Литва) на побережье Балтики сейчас стоит необыкновенный памятник, посвященный героям древнелитовской легенды: рыбаку Каститису и морской царевне Юрате.

Осколки Солнца (прибалтийская легенда) . Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не выдержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы морского дна, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня...

Птица Гауйя и охотник Косо (латвийская легенда) . Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, которая хранила в своем гнезде янтарное ожерелье удивительного свойства. В нем можно было увидеть одновременно семьдесят чудес света. Одна сторона ожерелья дарила зрелище удивительных по своей красоте городов, знакомила с далекими странами и народами, другая открывала красоты лазурного моря, изумрудных лесов и заснеженных вершин, третья удивляла бескрайней равниной с чистой, как серебро, речкой...

По приказу короля далекой Тоскании, прознавшего про это чудо, охотник Косо выкрал ожерелье. Однако птица Гауйя настигла похитителя, подняла его вместе с ожерельем в воздух, а затем, разжав когти, бросила в море. С той поры никто не видел драгоценности. Полагают, что каждый камешек из ожерелья пустил на илистом дне корни, и на его месте выросло дерево. С веточек дерева медленно стекают капли, похожие на слезы. Так дерево изливает тоску по Гауйе. Каждая капля, попадая в руки человека, превращается в янтарь.

Крот и Человек (современная латвийская сказка) . Узнав, что у Человека нет ни куска янтаря, крот очень удивился и пригласил его в подземную янтарную мастерскую. Все обитающие в ней мастера понимали язык самоцвета, поэтому прежде чем взяться за работу, советовались с камнем, как его лучше обрабатывать.

Даже самый заурядный осколочек поворачивался к мастеру своей лучшей стороной. Когда Человек покидал подземную мастерскую, крот подарил ему камень неписаной красоты. С той поры, если Человек устанет, самоцвет шепчет ему волшебные слова - и усталость как рукой снимает. И еще одним волшебным свойством наделен янтарь: в присутствии плохих людей он тускнеет, но зато среди добрых, словно оживает, весь сияя.













Екатерининский дворец, г. Пушкин.Янтарная комната.


В убранстве комнаты использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера. Большая часть этих мозаик была подарена Петру Великому прусским королём Фридрихом Вильгельмом I. По приказанию Елизаветы Петровны янтарные панели были отправлены в 1755 году в Царское Село, где Растрелли дополнил янтарные пано зеркальными пилястрами, золоченым резным орнаментом и живописным фризом. Более двухсот лет уникальная янтарная комната украшала Екатерининский дворец. В 1942 году гитлеровцы вывезли янтарные панели в Кёнигсберг. В 1945 году шедевр пропал и о его судьбе до сих пор ничего не известно. В 1983 году начались работы (проекту архитектора А. Кедринского) по воссозданию янтарных пано. Торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось в 2003 году.

Десюдепорт двери в Янтарную комнату




































Мариенбург. Замок Тевтонского ордена




Письма каждый день писать
И в конверт печатать…
Что на это мне сказать,
Как улыбку спрятать?
Письма редко я пишу –
Как их сочинять мне?
Я легенду расскажу
О янтарном камне,
Что найдёшь на берегу
Вечером закатным.
Волны моря сберегут
Думы, мысли, даты…
Ты подумай: ведь янтарь
Был когда-то замком.
Жил в нём славный государь,
Легендарный Данко.
Долго строил он его
Как оплот державы,
Много пота за него
Убежало в травы.
На стенах янтарных рун
Выписано много,
Ветер пел на шпилях струн
Смело и задорно.
И ласкало берега
В удивленье море –
Знать, здесь сила велика,
Больно не поспоришь.
Так янтарный замок встал
На притихшем взморье.
Каждый житель твёрдо знал:
Тот дворец подспорье
Для любых больших задач.
Прекратились войны.
Ты в ладошку смех не прячь! –
Жизнь пошла спокойней.
Приставали корабли
К пристаням янтарным.
И дела торговли шли
Гладко и исправно.
Из заморских государств
Вина, шёлк, картины
Царь менял на свой янтарь,
А ещё рубины.
Из далёкой стороны,
Где снега и лёды
Где не знали ни весны,
Ни цветений всходы,
Царь себе невесту взял,
Умную хозяйку.
С ней державой управлял –
Было всё в достатке.
А легенды о дворце
И стране Янтарной
Знали в каждом уголке
Площади базарной.
Но года идут вперёд.
Царь Данко стареет.
Волхв сказал, что ровно год
Жить ещё успеет.
У царя семь сыновей.
И когда умрёт он,
Приумолкнет соловей
У дворцовых окон:
Ведь дворец – один на всех –
Яблоко раздора.
Чтоб не брать на душу грех,
Царь придумал:
– Скоро
Я умру. Исчезнет вмиг
Замок сей волшебный.
Над волнами чаек крик
Горький и целебный.
Царь Данко за письма сел,
Стал писать потомкам:
Мол, я многое успел,
Жил для мира только.
А сейчас вот я решил
Замок уничтожить…
Написал, в конверт вложил
Из воловьей кожи.
И разрушил красоту,
Разобрал по камню.
Отлетали за версту
Слёзы янтарями.
Плакал весь его народ
Этому решенью.
И сломал за целый год
Все свои свершенья.
Сыновья ушли в поход,
В новые земелья,
Чтоб не видеть, как умрёт
Данково творенье.
Хорошо ещё, что мать
В гроб сошла три года.
Чтобы он смог ей сказать?
Плакала бы долго.
Вся держава расползлась
На кусочки малы.
Сразу нечисть принялась
Воевать. Вандалы
Из степей и из-за гор
Потекли ордами.
В этом виделся укор
Данко государю…
Только Данко-государь
Спит давно в могиле.
А над ним янтарный яр
Дивный и красивый.
В нём послание лежит
Для потомков дальних,
В нём прощения молит
Славный пращур Данко.

…Так дошло до нас письмо
Государя Данко.
Только много лет прошло –
Нет, в помине, замка.
Лишь в закат на берегу
Ты янтарь находишь –
Словно Данкову слезу –
И печален ходишь.
Отыщи в закатный час
Янтаря осколки…
Солнца луч в тиши угас,
Блещут звёзды только,
Отражаясь в янтаре
На пустынном взморье –
Словно дань на алтаре:
Радость. Память. Горе…
25.05.88.

Рецензии

Прочла вчера два раза Вашу впечатляющую легенду. Красивая и грустная вещь. Особенно жаль то, что Данко сам разрушает своё творение. Даже на слезу пробило. Вы умница, Митяюшка, умница!
Ваша Ласковая Т.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Светлана Тюлякова

Таинственная красота, загадочный блеск, не совсем обычные свойства наделили янтарь особой притягательной силой, проявившейся в легендах и сказаниях народов мира. Большинство этих легенд пришло из седых глубин веков.

Фаэтон (из Эсхилла, 525-456 до н. э.) .

Янтарь - это слезы гелиад, сестер Фаэтона, горевавших по несчастному брату. Фаэтон, сын бога Солнца Гелиоса, однажды спросил у отца разрешения проехать по небу в его золотой колеснице, запряженной четверкой золотых коней. Гелиос отказывал, говоря: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что крылатые кони едва ее одолевают. Посередине же она идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно спускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели».

Но Фаэтон так умолял, так просил, что Гелиос уступил просьбам сына. Едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понеслись быстрее мысли. Испугался Фаэтон, отпустил вожжи, а огненные кони вовсе озверели. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Гея-Земля воскликнула: «Зевс-громовержец, спаси!»

Зевс бросил сверкающую молнию, разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, подобно падающей звезде, пронесся и упал вдали от родины в воды реки Эридана.

Там гесперийские нимфы подняли тело несчастного и предали земле. А Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, и только огонь пожара освещал землю. Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Скорбь была безгранична. Боги превратили плачущих гелиад в тополя. И с той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, и падают их кровавые слезы в студеную воду, где остывают и превращаются в янтарь.

Каститис и Юрате (древнелитовская легенда) . На дне моря во дворце из медового камня, не зная волнений и горя, жила прекрасная царевна Юрате. Однажды она услышала песню рыбака Каститиса, забросившего неподалеку старую сеть, и влюбилась в него.

К вечеру, когда море утихало, а по темной зыби его в неведомую даль пробегала лунная дорожка, рыбак Каститис и царевна Юрате встречались, она слушала его песни, а он любовался ее красотой. Но подкралась беда. Как-то вечером, когда ничто не предвещало бури, над морем разразилась гроза и молния сразила Каститиса насмерть.

Ревнивый бог Перкунас жестоко расплатился с рыбаком, а царевну приковал цепями к стенам разрушенного дворца. И вот с той поры всякий раз, когда Юрате вспоминает о любимом, заливаясь горькими слезами, свинцово-зеленые волны морского прибоя выносят слезы царевны на берег в виде кусочков янтаря.

В Паланге (Литва) на побережье Балтики сейчас стоит необыкновенный памятник, посвященный героям древнелитовской легенды: рыбаку Каститису и морской царевне Юрате.

Осколки Солнца (прибалтийская легенда) . Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не выдержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы морского дна, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камн

Птица Гауйя и охотник Косо (латвийская легенда) .

Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, которая хранила в своем гнезде янтарное ожерелье удивительного свойства. В нем можно было увидеть одновременно семьдесят чудес света. Одна сторона ожерелья дарила зрелище удивительных по своей красоте городов, знакомила с далекими странами и народами, другая открывала красоты лазурного моря, изумрудных лесов и заснеженных вершин, третья удивляла бескрайней равниной с чистой, как серебро, речкой.

По приказу короля далекой Тоскании, прознавшего про это чудо, охотник Косо выкрал ожерелье. Однако птица Гауйя настигла похитителя, подняла его вместе с ожерельем в воздух, а затем, разжав когти, бросила в море. С той поры никто не видел драгоценности. Полагают, что каждый камешек из ожерелья пустил на илистом дне корни, и на его месте выросло дерево. С веточек дерева медленно стекают капли, похожие на слезы. Так дерево изливает тоску по Гауйе. Каждая капля, попадая в руки человека, превращается в янтарь.

Крот и Человек (современная латвийская сказка) . Узнав, что у Человека нет ни куска янтаря, крот очень удивился и пригласил его в подземную янтарную мастерскую. Все обитающие в ней мастера понимали язык самоцвета, поэтому прежде чем взяться за работу, советовались с камнем, как его лучше обрабатывать. Даже самый заурядный осколочек поворачивался к мастеру своей лучшей стороной. Когда Человек покидал подземную мастерскую, крот подарил ему камень неписаной красоты. С той поры, если Человек устанет, самоцвет шепчет ему волшебные слова - и усталость как рукой снимает. И еще одним волшебным свойством наделен янтарь: в присутствии плохих людей он тускнеет, но зато среди добрых, словно оживает, весь сияя.





Город Пушкин. Екатерининский дворец. Янтарная комната.

В убранстве комнаты использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера. Большая часть этих мозаик была подарена Петру Великому прусским королём Фридрихом Вильгельмом I. По приказанию Елизаветы Петровны янтарные панели были отправлены в 1755 году в Царское Село, где Растрелли дополнил янтарные пано зеркальными пилястрами, золоченым резным орнаментом и живописным фризом. Более двухсот лет уникальная янтарная комната украшала Екатерининский дворец. В 1942 году гитлеровцы вывезли янтарные панели в Кёнигсберг. В 1945 году шедевр пропал и о его судьбе до сих пор ничего не известно. В 1983 году начались работы (проекту архитектора А. Кедринского) по воссозданию янтарных пано. Торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось в 2003 году.




Источник материала сайт " в контакте"

Плакало солнце над морем

От бед, что с землей стряслись,

И желтые слезы горя

В синие воды лились.

Кто это придумал - не знаю,

Но только сейчас, как встарь,

Слезы те называют

Красивым словом: янтарь.

Он такой наверно единый

Изо всех каменьев земли,

Что носила простолюдины

И во дворцах короли.

Он вобрал в себя свет горячий,

Только в руки возьмешь - не жжет.

Он, конечно, приносит удачу

Тому, кто его бережет.

В нем застыли века цветками,

Крылом стрекозы, стебельком,

И замерло желтое пламя

Смолистым, прозрачным куском.

Как в нем солнце, смеясь, играет

Всеми яркостями его сил!

Я ни в чем другом не видала

Такое скопленье светил.

Потому люблю этот камень

И без гордости не скажу,

Что кусочек янтарного пламени

Всегда при себе ношу.

Легенда о Фаэтоне. Каждый день бог Солнца Гелиос взлетал на небо в своей огненной колеснице, чтобы светить людям. Только раз был нарушен этот порядок. И вот как это случилось.

Сыну Гелиоса, Фаэтону, сказали, что он не сын бога. Решив это проверить, Фаэтон обратился к отцу с просьбой дать ему прокатиться по небу в огненной колеснице.

Долго не решался Гелиос. - Не все боги могут управлять колесницей, - сказал он, - а ты, хоть и мой сын, но ты смертен. Путь по небу слишком опасен. Дорога трудна и крута. К тому же нельзя от нее отклоняться ни вправо, ни влево, иначе седока и коней может растерзать Лев, пронзить рогами Телец, можно угодить в объятья Скорпиона (созвездия с такими названиями есть на небесном своде).

Но не послушался Фаэтон, упросил отца. Вознесли его крылатые кони ввысь. Непривычно легка была для них колесница, и, почувствовав неумелую руку, помчали они по крутому небосклону, уже не разбирая дороги. Глянул Фаэтон с высоты на землю, побледнел от страха и выпустил вожжи. Тогда еще быстрей понеслись кони, от звезд опустились к самой земле. И загорелась она от огненной колесницы. Запылали леса, закипели ручьи и реки, стали высыхать моря, гибнуть люди и звери. Увидев это, разгневался всемогущий Зевс. Молнией разбил он колесницу, и рассыпалась она на кусочки. Кони разбежались по небосклону, а Фаэтон горящей звездой упал на землю.

Убитая горем мать юноши отправилась на поиски сына. На берегу широкой реки Эридан нашла она не тело Фаэтона, а его гробницу. Сестры Фаэтона - гелиады пришли оплакать брата, и плакали так горько, что великие боги превратили их в стройные тополя. Так и стоят они, роняя в холодную воду реки слезы свои - капельки смолы. Застывая, слезы превращаются в янтарь, а река уносит их в древнее море.

Легенда о Юрате и Каститисе (литовская легенда). На дне Балтийского моря в прекрасном замке из желтого камня жила дочь владыки морей красавица Юрате.

Однажды услышала Юрате песню. Пел ее молодой рыбак Каститис, что бросил сети вблизи ее замка. Заслушалась Юрате, выплыла на поверхность посмотреть на певца и полюбила его, простого рыбака. Разгневался тогда отец Юрате - бог Перкунас. Ударом молнии он убил рыбака, разрушил прекрасный подводный замок, а непослушную Юрате цепью приковал к его развалинам. С тех пор плачет Юрате о любимом. А ее слезы в виде мелких кусочков янтаря морские волны выбрасывают на берег. Крупные же куски янтаря - это обломки ее подводного замка.

Прусская легенда. Бог моря Аутримпо сделал людям чудесный подарок. Видя их тяжелую, полную опасностей жизнь среди непроходимых лесов и болот на побережье Балтики, он щедрой рукой стал выбрасывать на берег моря прекрасный янтарь. Этот «солнечный камень» обладал целебными свойствами, защищал от дурного глаза и проклятий. Украшения из него носили в Пруссии и мужчины и женщины; темно-красным янтарем засыпали погребения умерших.

Море выбрасывало так много янтаря, что после сильных штормов люди бродили по щиколотку в янтаре.

Но с приходом в земли пруссов рыцарей-кретоносцев многое изменилось. Рыцари быстро поняли, какую большую выгоду можно иметь, если присвоить себе право на сбор и торговлю янтарем. Магистр рыцарского ордена издал приказ о том, чтобы каждый, собиравший янтарь на берегу моря без разрешения властей, подвергался повешению. Но многие пруссы продолжали свой промысел. Участь их была жестокой: пойманных без суда вешали на ближайших деревьях.

Действия Ордена страшно прогневали морского бога Аутримпо. После этого море стало так мало выбрасывать янтаря, что вряд ли он составляет тысячную часть того, что собирали в прежние времена. Бог больше не хотел дарить неблагодарным людям этот ценный дар.