Медико-биологическое направление нового времени. Тема: развитие медико-биологических и клинических дисциплин в россии в xiXв Медико биологические дисциплины

Три крупнейших открытия определили новую эпоху в естествознании и повлияли решающим образом и на медицине: «Познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед... Во-первых, благодаря открытию клетки... Во-вторых, благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии... Наконец, в-третьих, благодаря впервые представленному Ч. Дарвином связному доказательству того, что все окружающие нас теперь организмы возникли в результате длительного процесса развития» (Ф. Энгельс).

Из отраслей медицинской науки, влиявших на другие ее отрасли и способствовавших их развитию в духе новых запросов, одно из главных мест заняла физиология.

Позднее, во второй половине 19 века, такое же влияние на другие отрасли медицины оказали новые науки - микробиология и биохимия.

Основным методом физиологии, а затем и других медико-биологических дисциплин в 19 веке стал эксперимент. Экспериментальный метод приблизил медицину к точному естествознанию.

Особенно большие успехи были достигнуты физиологией в области уяснения деятельности нервной системы. Большое значение имел экспериментально доказанный рядом ученых (чехом И. Прохаской, шотландцем Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди) факт, что передние корешки спинномозговых нервов проводят двигательные импульсы, а задние - чувствительные. «Врач будущего есть врач-экспериментатор», учил французский физиолог К. Бернар (1813-1878). Развитие естествознания и медицины он делил на две стадии: стадию наблюдения (представитель ее Гиппократ) и стадию эксперимента. К. Бернар изучал образование в печени животного крахмала-гликогена, роль в пищеварении многочисленных желез пищеварительного тракта, симпатическую нервную систему, сосудистые нервы, установил участие нервной системы в теплообразовании, в углеводном обмене и др. Большое значение имел «сахарный укол»: повреждением дна IV желудочка мозга К. Бернар впервые экспериментально получил у животного сахарное мочеизнурение (1849).

Не меньшее значение имел для развития экспериментальной физиологии другой классический эксперимент, который произвел за 5 лет до этого (в 1842 г.) русский физиолог А. М. Филомафитский (1807- 1849) совместно с В. А. Басовым, впоследствии видным хирургом: искусственный свищ желудка. Позднее сделал эту операцию одним из основных методов для изучения физиологии пищеварения, отделения «психического сока», предшествовавшего изучению условных рефлексов. А. М. Филомафитский положил начало экспериментальному преподаванию физиологии в России. В «Физиологии, изданной для руководства своих слушателей» он отстаивал, в противовес умозрительному подходу натурфилософов, «путь опыта и наблюдения» (1836). Филомафитский одновременно с Н. И. Пироговым положил начало научному изучению наркоза (эфирного, хлороформного), предложил маску для наркоза, разработал теорию и практические мероприятия по переливанию крови.

«Жизненную силу» - понятие, имевшее тогда широкое хождение,- Филомафитский предлагал «не смешивать с душою, как это сделал Шталь», а трактовать как «свойство органической материи обнаруживать жизнедеятельность, выраженную или внутренним, или наружным движением».

Утверждение в физиологии материалистического направления связано с деятельностью И. М. Сеченова (1829-1905). Его исследования в области физиологии нервной системы легли в основу материалистической физиологии и психологии. Содержание главного произведения Сеченова - «Рефлексы головного мозга» (1863) раскрывается в первоначальном названии этого труда, не допущенном цензурой,- «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». «Рефлексы головного мозга» и последующие работы Сеченова («Элементы мысли», «Кому и как разрабатывать психологию» и др.) положили начало новому этапу в развитии физиологии и психологии. Значение этого этапа И. П. Павлов определил так: «Мозг, который в высшей его формации - человеческого мозга - создавал и создает естествознание, сам становится объектом этого естествознания».

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ И ГЕНЕТИКА

Теория эволюции органического мира

Становление биологии тесно связано с формированием представлений об историческом развитии органического мира. Элементы этой идеи прослеживаются в произведениях древнегреческих философов от Фалеса до Аристотеля. Многие философы и естествоиспытатели эпохи Возрождения и нового времени высказывали мысль об изменчивости живой природы. Среди них немецкий философ Г. Лейбниц, предсказавший существование переходных форм между растениями и животными; швейцарский натуралист Ш. Бонне, развивавший идею о «лестнице существ» (1745) как отражении прогрессирующего усложнения органического мира; Л. Л. Бюффон, выдвинувший смелую гипотезу о развитии Земли (1749). Подразделив «естественную историю» Земли на семь периодов, Бюффон предположил, что растения, затем животные, а за ними и человек появились в последние периоды развития планеты. Он допускал также, что одни формы могут превращаться в другие под влиянием климата или условий существования и что существует «непрерывная иерархия от самого низшего растения до самого высокоорганизованного животного».

Огромное влияние на формирование эволюционных идей ученых нескольких поколений оказали принципы систематики органического мира, которые заложил шведский врач и натуралист Карл Линней (Linnaeus, Саго-lus, 1707-1778). В его знаменитом труде «Система природы» («Systema naturae», 1735), 12 раз издававшемся при жизни автора, были впервые предложены основы классификации «трех царств природы» (растений, животных и минералов). Каждое из царств он разделил на классы, отряды, роды и виды; для всех органических видов ввел обязательную бинарную (двойную) номенклатуру. Линней впервые отнес человека к классу млекопитающих (отряду приматов), что в то время требовало от ученого большой гражданской смелости. К. Линней был избран членом академий наук Германии (1754), Швеции (1739), Великобритании (1753), России (1754), Франции (1762). Это свидетельствует о его огромном влиянии на развитие мирового естествознания.

Труды Линнея способствовали формированию идей Ж- Ламарка и Ч. Дарвина.

Первая теория эволюционного развития живых существ была сформулирована французским естествоиспытателем Жаном Ламарком (Lamarck, Jean Baptiste Pierre Antoine de Monet, 1744-1829)-учеником и последователем французских материалистов и просветителей XVIII в. (рис. 116).

Эволюционная теория Ламарка была натурфилософской концепцией с элементами идеализма. Основные положения своей теории, изложенные в труде «Философия зоологии» («Philo-sophie zoologique», 1809), Ламарк вывел, занимаясь сравнительной анатомией беспозвоночных (он первым разделил животных на позвоночных и беспозвоночных и ввел эти понятия). Ламарк утверждал, что между видами животных нет резких граней; виды не являются постоянными - они изменяются, приобретая новые свойства под влиянием окружающей среды, и наследуют эти признаки. Он выступал против концепции преформизма, утверждая, что «все живые тела происходят одни от других», но при этом развиваются не из «предсуществую-щих зародышей». Теория Ламарка содержала несколько положений идеалистического характера. Ламарк считал, что признаки, возникающие адекватно воздействующим факторам окружающей среды, передаются по наследству. Кроме того, прогресс организмов он объяснял их внутренним «стремлением» к самосовершенствованию. Эти положения впоследствии легли в основу ламаркизма - односторонней концепции второй половины XIX в., ставшей после смерти Ламарка антитезой дарвинизма. Но все это не умаляет исторических заслуг самого Ламарка, предложившего первую целостную теорию эволюции. Это понимал и высоко ценил один из величайших биологов мира, основоположник эволюционного учения - Чарлз Дарвин (Darwin, Charles Robert, 1809-1882; рис. 117). Чарлз Дарвин оставил огромное научное наследие, которое насчитывает более 8 тысяч печатных страниц. Его основополагающий труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь» («The Origin of Species by means of naturae selection») вышел в свет в 1859 г. В последующих работах Ч. Дарвина «Изменение домашних животных и культурных растений» (1868), «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и других эволюционное учение получило свое дальнейшее развитие.


Основываясь на огромном фактическом материале, который в значительной степени был получен во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831-1836), предпринятом им после окончания Кембриджского университета, Ч. Дарвин утверждал, что существующие на Земле животные и растения произошли от ранее распространенных видов в результате эволюции. Главными факторами эволюции Ч. Дарвин определил, изменчивость, наследственность и естественный отбор в условиях «борьбы за существование» (понятие, введенное Дарвином). Таким образом, Ч. Дарвин дал материалистическое (диалектическое) обоснование возникновению приспособительных признаков в противовес идеалистической " (метафизической) точке зрения об изначальной целесообразности существующего мира.

Ф". Энгельс назвал теорию Дарвина. в числе трех основных естественно-научных открытий. XIX в. В письме к К. Марксу он писал в 1859 г.: «...до сих пор никогда еще не было столь грандиозной попытки доказать историческое развитие в природе, да к тому же еще с таким успехом»*. Чарлз Дарвин был избран почетным доктором Кембриджского, Боннского, Брес-славского и Лейденского университетов, членом-корреспондентом Петербургской (1867) и Берлинской (1878) академий наук. Его учение открыло новый исторический подход к изучению закономерностей живой природы и способствовало дальнейшему развитию всех биологических наук.

Учение о наследственности и изменчивости

Серьезным научным обоснованием эволюционной теории явилось открытие законов наследственности чешским естествоиспытателем Грегором Менделем (Mendel Gregor Johann, 1822- 1884, рис. 118), ставшим основоположником одного из важнейших направлений современной биологии - генетики (от греч. genetikos- относящийся к происхождению; термин предложил В. Бейтсон (V. Bateson) в 1906 г.). В опытах по гибридизации двух сортов гороха, которые Мендель проводил в течение 10 лет, он установил, что организмы содержат наследственные факторы, которые при скрещивании передаются потомству, имеют дискретную природу и переходят от поколения к поколению согласно вариационно-статическим закономерностям (1865). Основные принципы учения о наследственности были изложены в его труде «Опыты над растительными гибридами» («Versuche tiber Pflanzen-Hybriden», 1865), ставшем впоследствии классическим.

Г. Мендель опередил науку своего времени. Его открытие не получило адекватной оценки и долгое время оставалось в тени. Оно не было известно Ч, Дарвину, в то время как именно «менделизм... устраняет самое опасное возражение, которое, по словам самого Дарвина, когда-либо было сделано его теории»*. Это - утрата вновь приобретенных признаков в поколениях. Признание революционной роли открытия Менделя состоялось в 1900/ 1901 гг., когда Г. де Фрис (G. de Fries, Голландия), К. Корренс (С. Сог-rens, Германия) и Е. Чермак (Е. Tschermak, Австрия) почти одновременно повторно открыли законы наследственности Менделя и опытным путем доказали правильность его выводов. С этого времени ведет свое начало экспериментальная генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов.

Важным этапом в развитии генетики явилось создание в 1911 г. хромосомной теории наследственности (Т Морган (Т. Morgan) и сотрудники) С этого момента ведущей теорией генетики стала материалистическая концепция гена. XX век явился временем бурного развития генетики, а на ее базе новых направлений -молекулярной генетики и молекулярной биологии.

Краткая характеристика эпохи : социально-экономические сдвиги и общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние русской материалистической философии Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева на развитие естествознания и медицины. Основание первых клинико-экспериментальных лабораторий. Разработка С.П. Боткиным, А.А. Остроумовым и другими клиницистами вопросов экспериментальной патологии как естественнонаучных основ клинической медицины. Открытия в области медицины, научные достижения, связанные с именами И.М. Сеченова, С.П. Боткина, И.И. Мечникова и др. Разработка и внедрение инструментальных методов обследования больных (термометрия, внутриполостные исследования с помощью зеркал – цистоскопия, бронхоскопия, гастроскопия и др.). Лабораторные методы. Система опроса и осмотра больного (анамнез Захарьина). Влияние микробиологии на развитие медицины. Дифференциация медицинских дисциплин. Значение открытий в медицине во второй половине XIX – начале XX в. для последующего ее развития.

Основные сведения об ученых сеченов иван михайлович (1829 – 1905)

Основоположник отечественной физиологической школы и материалистической психологии, почетный член (1904) Петербургской Академии наук. В 1851 г. поступил на медицинский факультет Московского университета (окончил до этого Главное инженерное училище в Петербурге, но, проработав 3 года в саперном батальоне, подал в отставку). По окончании университета был направлен за границу для подготовки к профессорской деятельности. Работал в крупнейших лабораториях И. Мюллера, К. Бернара и др. Вернувшись на родину, защитил в 1860 г. докторскую диссертацию на тему «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» и был избран профессором кафедры физиологии Петербургской медико-хирургической академии. Кафедра стала центром пропаганды материалистических идей в медицине и биологии.

И.М. Сеченов разрабатывал многие вопросы в различных областях физиологии: газообмен и обмен энергии, алкогольное отравление, физиология дыхания и крови, растворение газов в жидкостях, физиология центральной нервной системы; заложил основы материалистической психологии. И.М. Сеченову принадлежит открытие центрального торможения, которое принесло ему всемирную славу и вошло в науку под названием «сеченовское торможение».

И.М. Сеченов выступил против существовавших идеалистических взглядов на процессы психической деятельности. Он считал психическую деятельность функцией головного мозга, которая возникает под влиянием воздействий условий существования внешнего мира, убедительно показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения – суть рефлексов, т.е. психическая деятельность имеет рефлекторную основу. Свои взгляды И.М. Сеченов изложил в работе «Рефлексы головного мозга» (1863), в которой показал, что душевная (психическая) деятельность человека подчиняется тем же самым законам, что и телесная, и может быть изучена с помощью физиологических методов. Эта книга оказала большое влияние на развитие русской материалистической философии.

В последующие годы изучал закономерности и физиологические особенности трудовой деятельности человека, разработал основы режима труда и отдыха. Его статья «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1895) была первым в мире исследованием, посвященным научному обоснованию 8-часового рабочего дня. Эти исследования явились новым разделом физиологии – физиологии труда.

Участвовал в заложении основ высшего женского медицинского образования. Связанный с передовыми общественными кругами России, И.М. Сеченов подвергался преследованиям официальными властями за материалистические научные взгляды и за общественную деятельность, поэтому вынужден был часто менять место работы. Он вынужденно покинул Медико-хирургическую академию, работал в качестве химика в лаборатории Д.И. Менделеева, затем возглавлял кафедру в Одесском университете. С 1876 г. работал в Петербургском университете, а затем в Московском университете.

В 1899 г. И.М. Сеченов отказался от заведования кафедрой, но продолжал заниматься исследовательской работой в созданной им при кафедре лаборатории. Такие талантливые ученые, как Б.Ф. Вериго, Н.Е. Введенский, В.В. Пашутин, Г.В. Хлопин были его учениками. И.М. Сеченов являлся почетным членом многих научных обществ в России, а в 1904 г. был избран почетным членом Петербургской Академии наук.

Тема 7.

Медицина Нового времени: медико-биологическое направление

(XVIII – начало XX в.)
План занятия


  1. Характеристика эпохи (1640 – 1918 гг.)

  2. Развитие медико-биологических дисциплин.

1. Характеристика эпохи (1640 – 1918 гг.) В современной исторической науке Новое время отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений. Рубеж между Средневековьем и Новым временем – 1640 г. – год Английской буржуазной революции, оказавшей влияние на ломку феодальных отношений в Европе. Рубежом между Новой и Новейшей истории является 1918 г. – год окончания Первой мировой войны.

Характерной чертой эпохи являлось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы. В Новой истории превалировали буржуазные отношения.

Развитие капиталистических отношений требовал развития естественно-научных знаний. Этому способствовало влияние французского материализма XVIII в.

Проанализируйте естественнонаучные открытия конца XVIII – XIX вв.и их влия­ние на развитие медицины.

Акцентируйте внимание на важнейших из них:

А) Теории клеточного строения живых организмов.

Б) Законе сохранения и превращения энергии.

В) Эволюционном учении.

Обратите внимание, что в Новой истории развитие наук приобретает интернациональный характер, идет дифференциация медицинских дисциплин.
2. Развитие медико-биологических дисциплин. Рассмотрение вопроса начните с определения понятия «медико-биологические дисциплины».

При ответе на вопрос используйте следующий план:


  1. Развитие научной анатомии.

  2. Общая патология.

  3. Эмпирическая и экспериментальная микробиология.

  4. Успехи физиологии и экспериментальной медицины
1. Главная черта эпохи Нового времени – утверждение анатомических вскрытий в преподавании медицины.

Охарактеризуйте учебники анатомии Г. Бидлоо, Ф. Рюйша. В чем их принципиальное отличие от предшествующего периода?

В Новое время происходит дифференциация анатомии. В качестве самостоятельных дисциплин выделяются гистология, эмбриология, антропология.

Охарактеризуйте развитие отечественных анатомических исследований. Используя следующий план, раскройте вехи истории анатомии:

А) Роль императора Петра I в развитии анатомических исследований, основание Кунстка­меры и её первоначальные функции;

Б) Первый отечественный атлас анатомии (М. И. Шеин);

В) П. А. Загорский и его труд «Сокращенная анатомия».

Г) Вклад И. В. Буяльского и Н. И. Пирогова в развитие анатомии;

Д) Д. Н. Зернов и изучение анатомии ЦНС;

Е) П. Ф. Лесгафт и становление отечественной науки о физиче­ском воспитании.

2. Развитие общей патологии можно разделить на 2 периода:

А) Макроскопический период, связанный с зарождением патологической анатомии, органопатологии и тканевой патологии, связанный с деятельностью Дж. Морганьи и К. Биша.

Б) Микроскопический период, связанный с появлением гуморальной (К. Рокитанский) и целлюлярной (Р. Вирхов) теории патологических процессов.

В России становление патологической анатомии и физиологии связано с деятельностью А. И. Полунина и В. В. Пашутина.

3. Эмпирическая и экспериментальная микробиология находится в неразрывной связи с развитием микроскопической техники.

Эмпирический период развития дисциплины посвящен поиску методов борьбы с особо опасными инфекциями, и связан с деятельностью Эд. Дженнера,

Лишь в середине XIX в. на смену эмпирическому периоду пришел экспериментальный, связанный с деятельностью Л. Пастера.

Во второй половине XIX в. сформировалось учение о защитных силах организма:

А) Клеточная (фагоцитарная) теория им­мунитета И. И. Мечникова;

Б) Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха.

Особое значение имело развитие бактериологии: (Р. Кох) и вирусологии: (Д. И. Ивановский).

4. Успехи физиологии и экспериментальной медицины связаны с изучением отдельных систем и функций организма, а так же открытием первых клинико-физиологические лабораторий.
Список литературы

Тема 8.

Клиническая медицина Нового времени

(XVIII – начало XX в.)
План занятия


  1. Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.

  2. Общественная медицина в Новой истории.

  3. Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII – XIX вв.)

  1. Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.
Дайте определение понятию «клиническая медицина».

Развитие данного направления связано с эволюцией методов и приборов физического обследования больного. Рассмотрите её, опираясь на следующую схему:

А) Термометрия (XVI–XVIII вв.). Термометры Д. Фаренгейта, Р. Реомюра, А. Цельсия. Введение в клиническую практику (XVIII – XIX вв.).

Б) Перкуссия. (Л. Ауэнбруггер, Ж. Корвизар).

В) Посредственная аускультация, изобретение стетоскопа. (Р. Т. Лаэннек).

Г) Инструментальные, физические и химические методы лабораторной и функциональной диагностики.

Развитие хирургии было связано с поиском решения ряда проблем:


  1. Отсутствие обезболивания.

  2. Раневая инфекция и сепсис

  3. Кровопотери, отсутствие научных основ оператив­ной техники.
Решение данных проблем было связано с успехами хирургии в связи с великими научными открытиями XIX столетия:

А) открытием наркоза: эфирного (1846 г.); хлороформного (1847 г.);

Б) методов антисептики и асептики (1867 г.);

В) совершенствовании техники оперативных вмешательств;

Г) открытием групп крови (1900 г.)


  1. Общественная медицина в Новой истории. Общественная медицина является сферой врачебной общественной деятельности, направленной на сохранение здоровья населения, предупреждение и лечение болезней.
Становление общественной медицины связано с развитием:

1) демографической статистики (Дж. Граунт);

2) профессиональной патологии (Б. Рамаццини);

3) экспериментальной гигиены (А. П. Доброславин);

4) идеи государственного здравоохранения (И. П. Франк).

Рассмотрите историю развития данных направлений.
3. Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII XIX вв.) Реформы Петра I способствовали становлению медицинского дела. Первый российский госпиталь и госпитальная школа были открыты в 1707 г. В 1725 г. состоялось открытие Академии наук в Санкт-Петербурге, Развитие высшего медицинского образования продолжилось с открытием Императорского Московского университета (1755 г.) и медицинского факультета при нем.

В данный период влия­ние на становление естествознания и медицинского дела в России оказывали выдающиеся деятели национальной науки: М. В. Ломоносов – ученый-энциклопедист и просветитель, первый русский профессор Петербургской Академии наук; первые российские профессора медицины: С. Г. Забелин, Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович.

Раскройте основные направления их деятельности.

Развитие клинического направления отечественной медицины продолжилось в XIX в. Основоположником клинической медицины в России являлся М. Я. Мудров.

Ведущими центрами меди­цинской науки России являлись Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и медицинский факультет Императорского Московского университета.

В XIX в. происходит становление отечественных тера­певтических школ. Создателем крупнейшей в Рос­сии терапевтической школы являлся С. П. Боткин. Особое внимание уделялось клинике внутренних болезней.
Список литературы
1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Заблудовский П, Е. История отечественен медицины: Материалы к курсу истории медицины: Ч 1. Период до 1917 г. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1969.

4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.

7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

11. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв. – М.: РОССПЭН, 1996.

12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.

13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.

15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968.

Тема 9

Основные аспекты развития медицины Новейшего времени

(XX – начало XXI в.)
План занятия

1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии. Международное сотрудничество в области здравоохранения

2. Становление принципов советского здравоохранения.

3. Медицина на современном этапе.
1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии. Международное сотрудничество в области здравоохранения . Развитие основных аспектов медицинской теории и практики получило воплощение в XX столетии и связано с развитием концепции современного естествознания и Научно-технической революцией. На данный период приходятся важнейшие естественнонаучные изыскания, открытие новых лекарственных средств, разработка методов диа­гностики, лечения и профилактики болезней. Свидетельство этому – нобелевские премии в области медицины, физиологии и смежных с ними дисциплин.

Проанализируйте важнейшие открытия Новейшей медицины, используя следующую схему ответа:

Электрокардиография (В. Эйтховен);

Радиоактивность (А. Беккерель);

Физиология пищеварения (И. П. Павлов);

Теория иммунитета (И. И. Мечников, П. Эрлих);

Трансплантация сосудов, тканей и органов (А. Каррель);

Электроэнцефалография (В. В. Правдич-Неминский, X. Бергер);

Искусственное сердце (Ч. Линдберг);

Сульфаниламиды (Г. Домагк);

Антибиотики (А. Флеминг, Э. Чейн, З. В. Ермольева);

Искусственная почка;

Пересадка жиз­ненно важных органов (В. П. Демихов);

Пересадка сердца чело­веку (К. Барнард);

Открытие материального субстрата гена.

Произошла постановка принципиально новых проблем, связанных с развитием синтетической те­ории эволюции; генетикой и социально-этическими проблемами генной инженерии; молекулярной биологии; учением о биосфере; экологией человека и социальной экологией; психоанализом 3. Фрейда; учением о стрессе, концепцией внутренних защит­ных сил организма (иммунология, аллергология); учением о здоровом образе жизни; концепцией научно-доказательной медицины.

Научно-техническая революция позволила достичь внедрения новых технологий функциона­льной диагностики и лечения болезней: эндоскопии и кардиографии; УЗИ, томографии, компьютерных технологий в медицине.

Произошли изменения в концепции здравоохранения, продолжилась дифференциация и интеграция наук.

Охарактеризуйте достижения терапии, хирургии, педиатрии, стоматологии, микробиоло­гии, иммунологии, эпидемиологии, гигиены, других медицинских дисциплин в современной истории в соответствии с планируемой специализацией.

Международное сотрудничество в области здравоохранения связано с историей становления международных организаций и национальных об­ществ:

Красного Креста и Красного Полумесяца (А. Дюнан, 1863 г.);

Всемирной организацией здравоохранения (1948 г.):

Движением «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1980 г.).
2. Становление принципов советского здравоохранения. В 1918 г. был создан Народный комиссариат здравоохранения РСФСР, наркомом здравоохранения был назначен Н. А. Семашко.

Новейшая история отечественной медицины связана со становлением принципов советского здравоохранения. Охарактеризуйте важнейшие из них:

1. Государственный характер: предполагает плановость, бесплатность, общедоступность здравоохранения.

2. Профилактическое направление, включает борьбу с эпидемиями, ликвидацию особо опасных инфекций (чумы, холеры, малярии); санитарное просве­щение; оздоровление условий труда и бьгга; охрану материнства и младенче­ства; вакцинацию; диспансеризацию.

3. Единство медицинской науки и практики.

Происходит становление крупнейших научных медицинских школ, представителями которых являлись выдающиеся ученые России: Н. Н. Бурденко, Н. Ф. Гамалея, В. М. Бехтерев, Д. К. Заболотный, А. А. Кисель, М. П. Кончаловский, Т. П. Краснобаев, А. Л. Мясников, Е. Н. Павловский, С. И. Спасокукоцкий, А. Н. Сысин, Л. А. Тарасович. И. П. Павлов.

Важнейшей вехой в истории отечественной медицины являлось создание Академии медицинских наук СССР (1944 г., ныне РАМН).
3. Медицина на современном этапе. Начало 1990-х гг. характеризовалось глубоким кризисом отечественного здравоохранения. Реформа здравоохранения декларировала демонополизацию государственного сектора здравоохранения, введение в его систему рыночных механизмов и медицинского страхования. Однако отсутствие механизмов в реализации реформы не позволил достичь желаемых результатов.

В 1997 г. была одобрена концепция развития здравоохранения и медицинской науки. В 1998 г. была утверждена федеральная целевая программа. «Медицина высоких технологий», параллельно ведутся национальные проекты, направленные на развитие фундаментальных исследований.

Охарактеризуйте основные направления и успехи развития экспериментальной, клиниче­ской и профилактической медицины и организации здравоохранения в совре­менной России. Акцентируйте внимание на развитии: нанотехнологий, трансплантологии, биоинженеринга, геронтологии, генетики, нейрохирургии, психофизиологии; новациях в акушерстве и гинекологии, расширении возможностей диагностики.
Список литературы
1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

4. Заблудовский П. Е. История отечественной медицины: Учеб. пособие: Ч. 2. Медицина в СССР. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1971.

5. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

6. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

7. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.

8. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.

13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.

15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968.

Развитие клинических дисциплин

Достижения в области медико-биологических наук, успехи естествознания в целом оказали решающее влияние на развитие клинических дисциплин, на ускорение их дифференциации и узкой специализации, на возникновение и смену концепций в области диагностики, лечения и предупреждения болезней, на разработку и внедрение новых лечебных средств и приемов.

Сложный и противоречивый процесс развития претерпевала клиника внутренних болезней. Во второй половине XIX в. отправной точкой мышления клиницистов являлась концепция Р. Вирхова, на основе которой они рассматривали болезнь как самостоятельный процесс поражения отдельных органов и систем и, исходя из этого, разрабатывали диагностику и терапию.

Однако клиницисты, шедшие в фарватере вирховской целлюлярной патологии, не имея возможности объяснить болезненные процессы, протекающие без видимых морфологических изменений, уже в конце XIX в. оказывалась в тупике. Критическое отношение к целлюлярной патологии еще более усилилось в связи с успехами бактериологии, которая внесла весомый вклад в понимание патологического процесса.

На развитие клиники внутренних болезней большое влияние оказало появление ряда диагностических инструментов, приборов, средств, в том числе рентгеноскопии и рентгенографии (1895), электрокардиографа (1903), энцефалографа (1929) и др. После второй мировой войны в медицине на основе учения об изотопах с диагностической целью начали использоваться меченые атомы. Все шире в практике применяется электронная диагностическая аппаратура.

Весьма существенное значение в понимании механизма болезненного процесса имела разработанная И. П. Павловым в конце XIX – начала XX в. физиологическая теория пищеварения, которая позволила на основе новой экспериментальной методики по-новому осветить процессы секреции, всасывания, усвоения питательных веществ, двигательную деятельность желудочно-кишечного тракта, роль пищеварительных желез. Значительное влияние на механизмы патологических процессов оказывало учение И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности нервной системы.

Под влиянием этих нововведений клиника внутренних болезней обогащалась новыми сведениями о патологическом процессе и его клиническом проявлении, приобретала новое содержание в теоретическом и практическом отношениях.

Английский клиницист Дж. Маккензи (1853-1925), основатель Института клинических исследований в г. Сент-Эндрюс, явился зачинателем кардиологии: с 1883 г. он проводил систематические наблюдения за деятельностью сердца у больных и здоровых людей. Дж. Маккензи исследовал нарушения сердечных сокращений и пульса, объяснил их значение для прогноза и лечебных мероприятий. Немецкий терапевт Ф. Краус (1858-1936) в 1910 г. описал основные показатели электрокардиограммы здорового и больного сердца. Совместно со своими учениками он разрабатывал проблему регуляции вегетативных функций, рассматривая вегетативную нервную систему как единое целое.

Ф. Краус стоял на позициях сближения немецкой и русской науки. Он был избран почетным членом Московского терапевтического общества. Совместно с выдающимся деятелем советского здравоохранения Н. А. Семашко в 1925 г. он создал и редактировал «Русско-немецкий медицинский журнал». Ф. Краус известен своей широкой общественной деятельностью и антифашистскими взглядами.

Основатель крупной немецкой терапевтической школы В. Гис (1863-1934) заложил основы изучения нервно-проводниковой системы сердца. В 1890-1894 гг. он описал предсердно-желудочковый пучок – нервно-мышечный атриовентрикулярный пучок в перегородке желудочков сердца (пучок Гиса). Он изучал развитие и физиологические функции проводящей системы сердца.

Крупный вклад в развитие кардиологии внес американский клиницист, эмигрировавший в 1938 г. из Германии, Р. Бинг (р. в 1909 г.), изучавший физиологию и патологию миокарда, патогенез гипертонической болезни. Он одним из первых произвел катетеризацию коронарного синуса, что способствовало исследованию сердца при патологических состояниях.

В самостоятельный раздел клинической медицины были выделены болезни органов пищеварения. Одним из основателей этого направления явился немецкий клиницист И. Боас (1858-1938), изучавший патологию органов пищеварения, обмен веществ, диететику. В 1884 г. он совместно со своим учителем К. Эвальдом предложил так называемый пробный завтрак как метод определения функциональной способности желудка. Он разработал вопрос о скрытом кровотечении как диагностическом признаке болезней желудка и кишечника. И. Боас стремился упростить методы исследования и сделать их доступными для каждого врача.

Введение в 1911 г. немецким врачом М. Эйнгорном и американским В. Лайоном тонкого зонда значительно расширило возможности изучения секреторной и кислотообразующей функций желудка, патологических состояний желчных путей.

Несмотря на усиленное влияние позиций целлюлярной патологии, в клинике внутренних болезней получило развитие функционально-физиологическое направление. Одним из видных его представителей является венгерский терапевт Ш. Кораньи (1866-1944). С позиций достижений физиологии и биологической химии он изучил нарушения кровообращений, обмена веществ, болезни крови, вопросы почечной патологии. Им было разработано понятие почечной недостаточности, а также методы диагностики заболеваний почек.

Вместе с тем непрочность мировоззренческих позиций многих ученых приводила к серьезным заблуждениям и антинаучным позициям. Например, ученик Ф. Крауса, немецкий клиницист-экспериментатор Г. Бергман (1878-1955) в научной деятельности был сторонником опытного метода, но в философских воззрениях, которые не вытекали из конкретных клинических и экспериментальных данных, стоял на умозрительно-идеалистических позициях. Это привело его к высказываниям против дарвинизма, к отрицанию причинности и защите теологии.

С конца XIX в. расширился арсенал лечебных средств и приемов, сформировались целые направления методов лечения, например физиотерапия и бальнеология. На научные основы физиотерапия была поставлена датским ученым Н. Финзеном (1860-1904), разработавшим методы светолечения. В 1896 г. он основал в Копенгагене Институт светолечения и с лечебной целью создал первый искусственный источник света, заменивший солнечные лучи (аппарат Финзена). Ученик Клода Бернара, физиолог и биофизик Ж. д’Арсонваль (1851-1940) разработал и ввел в практику метод лечения высокочастотным электрическим током.

Голландский физиотерапевт и ревматолог Я. Ван-Бремен (1874-1961), основав в 1905 г. в Амстердаме Институт физиотерапии, осуществил исследования по изучению терморегуляции и расстройства сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем при ревматизме. В 1925 г. он организовал в составе Международного бальнеологического общества Комитет по изучению ревматизма, который в 1928 г. совместно с Р. Фоксом реорганизовал в Международную лигу по борьбе с ревматизмом. В том же году в лигу на правах национальной секции вошел от СССР Всесоюзный антиревматический комитет. Р. Фокс и Я. Ван Бремен дружественно относились к советской медицине, что особенно проявлялось при проведении в 1934 г. в Москве IV Международного антиревматического конгресса. На этом конгрессе были продемонстрированы преимущества и достижения советской медицины и здравоохранения.

В конце XIX – начале XX вв. начался новый этап развития педиатрии – науки о здоровом ребенке и детских заболеваниях, о мерах борьбы по охране здоровья детей. Под влиянием развивающегося капитализма решались многие аспекты данной проблемы, все острее становились ее социальные аспекты.

Низкий уровень жизни трудящихся оказывал влияние на сокращение рождаемости, а высокая детская смертность усугубляла проблему народонаселения. В отдельных странах, например во Франции, в начале столетия смертность, главным образом за счет детской, превышала рождаемость, вследствие чего появилась угроза вырождения нации. В связи с этим отдельные государства, местные самоуправления и филантропические организации стали принимать некоторые меры к уменьшению детской смертности, улучшению помощи больному ребенку.

В ряде стран были открыты новые детские больницы, организованы отделения и созданы специальные больницы для грудных детей. Начала складываться система охраны здоровья детей, в которой педиатрия занимала ведущее место. Она была в своей основе полублаготворительной и полугосударственной, что значительно суживало ее возможности.

В Германии в 1902 г. была создана Лига по борьбе с детской смертностью, а в 1909 г. институт по борьбе с детской смертностью в Берлине. В 1911 г. в Берлине был проведен первый Международный конгресс по охране младенчества. К этому времени относится издание руководств по педиатрии. В 1912 г. в Париже был созван Международный конгресс педиатров. В межвоенный период в Европе педиатрия наиболее успешно развивалась во Франции, Швейцарии, Финляндии, Голландии и некоторых других странах. После второй мировой войны успехи педиатрии отмечаются в США.

Работы немецкого педиатра А. Черни (1863-1941) были посвящены физиологии и патологии пищеварения и обмена веществ у детей. Он ввел понятие «расстройства питания», разработал их классификацию и клинику экссудативного диатеза.

Заметное место в развитии педиатрии занимает имя немецкого педиатра Л. Лангштейна (р. в 1876 г.), с 1911 г. возглавлявшего Берлинский институт по борьбе с ранней детской смертностью. После прихода к власти фашистов он эмигрировал в США. Важнейшие его работы посвящены изучению болезней органов дыхания, сердца и мочеполовых органов (1924).

Одним из основателей французской педиатрии является А. Марфан (1852-1942), разрабатывавший почти все важнейшие разделы педиатрии, особенно вопросы борьбы с туберкулезом у детей. Он принял участие в организации охраны сирот и покинутых детей, консультаций для детей раннего возраста, обществ «Капля молока», учреждений для предохранения детей от туберкулеза.

Крупный вклад в развитие педиатрии в Венгрии, особенно работами о детских заразных болезнях (в том числе монография об интубации при дифтерии), внес Я. Бокай (1858-1937). В середине 90-х годов он выступил защитником сывороточного лечения детей.

В области детской инфекционной патологии видное место принадлежит австрийскому патологу и педиатру К. Пирке (1874-1929). Его труды посвящены изучению сывороточной болезни, аллергических явлений и туберкулеза у детей. В 1907 г. им разработана диагностическая кожная реакция на туберкулез. Он автор методики определения нормы упитанности детского организма.

Создатель крупной школы педиатров в Германии М. Пфаундлер (1872-1947) разработал учение о диатезах и роли наследственности при них. Совместно с А. Шлоссманом он создал пятитомное руководство по педиатрии, которое продолжает оказывать влияние на формирование научных взглядов педиатров.

Выдающееся место в развитии педиатрии занимает имя финского ученого А. Ильппе (р. в 1887 г.), который изучал физиологические особенности недоношенных детей, течение заболеваемости у детей и меры по их предупреждению. Им разработан ряд мероприятий по обеспечению выживания недоношенных детей, направленных на создание теплового и пищевого режимов. По разработанному им проекту в 1946 г. в Хельсинки была создана прекрасно оборудованная детская больница.

Вместе с тем крупные достижения педиатрии остаются недоступными для большей части детского населения. Число больниц не соответствует реальной потребности в них. Почти все они являются платными и только незначительное количество коек бесплатных.

Крупных успехов достигла хирургия. Возможности, открывшиеся в результате введения наркоза, разработки антисептики и асептики и применения искусственного обескровливания, позволили проникать во многие области человеческого тела, манипулировать нестесненно во времени, создали предпосылки для развития безудержного хирургического техницизма. На задний план отодвигались отдаленные результаты оперативных вмешательств, особенно с точки зрения функции, компенсаторных возможностей, субъективных ощущений и т. п. Теоретической основой такой односторонности явилась целлюлярная патология Р. Вирхова, преувеличивавшая, а в иных случаях и абсолютизировавшая автономную самостоятельность клеточных ассоциаций и органов. Однако многие последствия хирургических вмешательств в виде дисфункциональных послеоперационных отдаленных результатов показали ошибочность курса на оперирование во чтобы то ни стало. Начался постепенный возврат к анатомическому и физиологическому принципам в хирургии.

Одним из выдающихся хирургов нового времени был швейцарский врач Т. Кохер (1841-1917). Главным для него было не само оперативное вмешательство, а тщательное исследование больного, выяснение клинических аспектов заболевания. Т. Кохер считал, что всякая операция, как бы эффектна она ни была, должна служить только средством, а не целью врачебного вмешательства. Эта концепция отнюдь не мешала Т. Кохеру быть высоким мастером оперативной техники, автором ряда хирургических операций и приемов и изобретателем некоторых инструментов. Он внес крупный вклад в изучение роли щитовидной железы и лечения ее заболеваний.

Его соотечественник Ц. Ру (18571934), прежде чем заняться хирургией, тщательно изучил физиологию, анатомию и патологическую анатомию. Как и Т. Кохер, он считал, что оперативное вмешательство должно служить только средством лечения и быть индивидуально избирательно. Ц. Ру глубоко исследовал проблему хирургического лечения аппендицита и паратифлита. Он предложил способ образования нового пищевода из отрезка тонкой кишки, игрекообразную гастроэнтеростомию, методику оперирования паховых и бедренных грыж и ряда других заболеваний.

Плодотворное развитие хирургии в конце – первой трети XX в. имело место в Германии. Одним из представителей переходного периода являлся ученик Б. Лангенбека Ф. Тренделенбург (1844-1924), внесший вклад в разработку хирургической диагностики и техники. Многие из предложенных им методов, симптомов, признаков прочно вошли в хирургию под его именем.

Одним из основоположников хирургии асептического периода в Германии был А. Бир (1861-1949). В 1893-1895 гг. он разработал оригинальные костнопластические операции при ампутации с целью создания опорной культи. В 1895 г. обосновал метод активной гиперемии для лечения хирургического туберкулеза и инфекционных процессов, возглавил учение о консервативном лечении туберкулеза. В 1901 г. А. Бир опубликовал разработанный им метод спинномозговой, а в 1909 г. – венозной анестезии. Весьма ценны его труды о регенерации тканей у человека, учение о воспалении, о лечении ран методом раздражающей терапии. А. Бир создал крупную немецкую школу хирургов. По утверждению И. Д. Страшуна, «европейские хирурги все вышли из школы Кохера и Бира».

Видное место в развитии хирургии рассматриваемого периода принадлежит французской хирургической школе, представители которой много внимания уделяли изучению хирургической патологии и физиологических основ хирургической деятельности.

Один из зачинателей антисептического и асептического методов в хирургии А. Понсе (1849-1913) большое внимание уделял общей хирургической патологии, тщательно изучал нормальную и патологическую гистологию. Вместе со своим учителем Л. Оллье основал Лионскую школу хирургов, из которой вышли многие крупные хирурги, в том числе Р. Лериш.

Главной идеей концепции Р. Лериша (1879-1956) являлось утверждение, что болезнь представляет собой не искажение нормальных, а возникновение новых физиологических соотношений. В каждом болезненном процессе его интересовали физиологический механизм и возможность повлиять на него хирургическим путем. Р. Лериш посвятил себя изучению и лечению последствий ранений, проявляющихся болевым синдромом. Среди многих монографий Р. Лериша особое место занимает его книга «Философия хирургии». Р. Лериш высоко ценил работы русских хирургов, особенно исследования В. А. Оппеля, посвященные надпочечниковому генезу так называемой спонтанной гангрены. В своей монографии об артериальных тромбозах (1940) он указал на необходимость использовать большой опыт русских хирургов.

Труды французского хирурга-экспериментатора А. Карреля (18731944), работавшего с 1904 по 1934 г. в США, позволили значительно обогатить практическую хирургию и теоретическую медицину. В частности, он занимался такими вопросами, как разработка сосудистого шва конец в конец (1902), что способствовало пересадке органов с сохранением их функции, сохранение кровеносных сосудов и органов жизнеспособными в жидкой среде для последующей пересадки, выращивание культуры тканей опухолевых клеток и изучение их физиологии и др. Вместе с тем А. Каррель был идеалистом в философии, биологии и медицине, реакционером - в политике (см. ниже).

Из французских хирургов более молодого поколения выдвинулся А. Лабори (1914). Им разработана потенцирующая анестезия. На основе клинического применения ганглиоплегиков А. Лабори создал представление о «химической симпатэктомии», установил значение многофокусного торможения вегетативной нервной системы в механизмах защиты организма против чрезвычайных раздражителей. А. Лабори является автором метода искусственного охлаждения организма при помощи «литических коктейлей». В 1950-1951 гг. он применил с терапевтической целью комбинированную гипотермию. Мировую известность ему принесло открытие хлорпромазина, установление его противошокового действия.

К французской хирургической школе примыкает бельгийский хирург и общественный деятель Л. Дежерден (1893-1957). В 1939 г. после оккупации Бельгии гитлеровскими войсками он эмигрировал во Францию, а после нападения фашистов на Францию вступил в подпольную армию освобождения и участвовал в движении Сопротивления. Л. Дежерден являлся учеником и последователем Р. Лериша. Основные его работы посвящены ортопедии и хирургии сосудов. Он проявил себя на посту генерального секретаря Международного хирургического общества, способствуя восстановлению международных медицинских связей. Л. Дежерден организовал перевод рефератов на русский язык в основанном им журнале «Бюллетень Международного общества хирургов».

Основоположник современной румынской хирургической школы Н. Хартоломей (1885-1961) осуществил экспериментальные работы в области трансплантации органов, патофизиологии дыхания, изменений мозговой и сердечной деятельности при аноксиях. После установления в Румынии народной власти Н. Хартоломей принял активное участие в развитии практического здравоохранения и медицинской науки.

В рассматриваемый период хирургия в США получила широкое развитие. В конце XIX и особенно в первой половине XX в. наибольших успехов добилась династия хирургов Мейо, родоначальником которой был Уильям Уаррел Мейо (1819-1911), с 1863 г. работавший в Рочестере. Его сыновья У. Д. Мейо (1861-1939) и Ч. X. Мейо (1865-1939) создали огромный комплекс клиник, своеобразный центр индустрии хирургической деятельности. В 1915 г. они учредили, организацию Фонд Мейо для медицинского образования и исследований.

Развитию нейрохирургии во многом способствовала деятельность Г. Кушинга (1869-1939). В опытах с удалением гипофиза он убедился, что гипофизэктомированное животное не погибает, а у него развивается так называемый адипозогенитальный синдром. В 1911-1912 гг. Г. Кушинг произвел операцию на мозге, удалив две внутричерепные опухоли. В 1932 г. он уже опубликовал данные о сделанных им 2000 операций на мозге по поводу опухолей.

Заметный вклад в развитие хирургии внес общественный деятель, антифашист, член Рабочей прогрессивной партии Канады хирург Н. Бетьюн (1890-1939). Он высказывался за изменение всей капиталистической системы медицинского образования, за осуществление профилактики и бесплатной медицинской помощи. Он приветствовал строительство социализма в СССР. В 1935 г. во время работы XV Международного физиологического конгресса он посетил Советский Союз, где подробно ознакомился с системой медицинского обслуживания. В 1936 г. Н. Бетьюн сражался в рядах революционных республиканских войск в Испании, где организовал медицинскую помощь раненым и больным бойцам, наладил службу переливания крови на поле боя. Быстрое развитие всех разделов хирургии и особенно грудной хирургии потребовало новых, более совершенных методов обезболивания. Еще в конце XIX в. опасности ингаляционного наркоза побудили ряд исследователей заняться разработкой местной анестезии. После открытия в 1905 г. А. Эйгорном новокаина наступила эра местного обезболивания. Местная анестезия раствором новокаина оказалась безопасной и почти 50 лет была серьезным конкурентом общему обезболиванию. Основоположниками местной проводниковой анестезии были Г. Браун, Д. Куленкампф, В. Ф. Войно-Ясенецкий, В. А. Шаак и др. Принципиально новый вид местного обезболивания разработал А. В. Вишнёвский.

В 40-50-х годах XX века анестезиология выделилась в специальную науку. Введение интратрахеального наркоза, использование мышечных релаксантов и применение управляемого дыхания имели важнейшее значение для прогресса в хирургии.

Особенно значительных успехов достигла хирургия сердца. В 1914 г. парижский хирург Т. Тюфье произвел операцию вальвулотомии при стенозе аорты. В настоящее время операции на сердце производятся для лечения пороков сердечных клапанов, закрытия баталлова протока, лечения инфаркта миокарда, слипчивого перикардита, стенокардии и других заболеваний сердца. Одновременно развивается хирургия магистральных сосудов. Этому способствовало изобретение советскими специалистами аппарата для наложения сосудистого шва. Развитию сердечно-сосудистой хирургии способствовало также применение искусственного медикаментозного снижения температуры тела больного (гибернация), создающего повышенную устойчивость к шоку и кислородному голоданию, а также появление аппаратов для экстракорпорального кровообращения, дающего возможность проводить операции на обескровленном («сухом») сердце, аппаратов «искусственное легкое» и др.

Крупным событием в хирургии сердца явилась пересадка сердца от трупа человеку, страдающему тяжелым сердечным недугом, осуществленная южноафриканским хирургом X. Бернаром. Однако эта операция, не получившая этико-юридических обоснований, еще далека и от медико-биологического совершенства. Разработанная в экспериментально-хирургическом плане раньше всего в СССР, операция пересадки сердца тем не менее в плане использования в качестве трансплантата человеческого сердца не получила признания в нашей стране.

В настоящее время для хирургии в целом нет запретных зон в человеческом теле. Она все более принимает гуманный характер с постоянным возрастанием уровня физиологической обоснованности, терапевтической целесообразности, функциональной направленности, косметического совершенства.

Значительных результатов достигли акушерство и гинекология. На развитие этой двуединой специальности оказывали ускоряющее влияние достижения в области естествознания (эволюционное учение, теория эпигенеза, генетика и др.), антисептики и асептики, эфирного и хлороформного наркоза, рентгенологии, анатомии, физиологии, гистологии, эндокринологии и других медикобиологических наук, а также успехи хирургии.

Большое значение имели развитие учения об узком тазе и механизме родов, изучение менструальной функции и процесса беременности. Уделялось внимание взаимосвязи морфологии детородных органов и их физиологическим функциям в норме и патологии, в том числе при токсикозах беременности. Изучалось влияние на женский организм внутренней секреции. Получило дальнейшее развитие хирургическое направление в акушерстве, уточнялись показания к акушерским операциям.

С конца XIX в. после введения асептики были разработаны эффективные методы оперативной гинекологии, предложен многочисленный хирургический и диагностический инструментарий. Были составлены руководства по акушерству и гинекологии, стали издаваться специализированные журналы, появились общества акушеров-гинекологов. В это время выдвинулись ряд ученых, которые внесли значительный вклад в развитие своей специальности.

Немецкий акушер-гинеколог А. Додерлейн (1860-1941), изучив влагалищную флору, открыл в 1887 г. влагалищную палочку (палочка Додерлейна), способствующую защите полового канала женщины от патогенных микробов. Им разработаны новые акушерские я гинекологические операции: боковое рассечение тазового кольца при узком тазе, экстраперитонеальиое кесарево сечение и др.

Акушер-гинеколог Г. Зельгейм (1871-1936) изучил проблемы анатомии женского таза, физиологии беременности, механизма родов, эклампсии, кесарева сечения, обезболивания родов, климакса и др. Им разработаны такие методы операций, как внебрюшинное кесарево сечение, образование маточно-брюшной фистулы при кесаревом сечении и др.

Немецкий биолог-эндокринолог 3. Ашгейм (1878-1965) установил взаимосвязь гипофиза с яичником. Исследуя с этих позиций мочу беременных, он в 1927 г. совместно с гинекологом и эндокринологом Б. Цондеком (р. в 1891 г.) открыл гонадотропный гормон и предложил эффективную биологическую реакцию определения ранних сроков беременности (реакция Ашгейма-Цондека). Б. Цондек внес вклад в изучение вопросов внутренней секреции и роли половых гормонов в физиологических и патологических процессах женского организма.

Немецкий акушер-гинеколог Р. Шредер (1884-1959) дал объяснение патогенеза функциональных маточных кровотечений вследствие нарушения гормональной деятельности яичников. Им предложены клиническая классификация болезней яичника и концепция патогенеза новообразований женских половых органов. Р. Шредер сделал вклад в изучение нормальной и патологической беременности, в разработку акушерских операций.

Видное место занимает имя венского акушера-гинеколога Э. Вертгейма (1864-1920). В 1899 г. он сообщил о методе пузырно-влагалищной интерпозиции матки при полном выпадении (операция Александрова-Шауты-Вертгейма). В 1900 г. он описал разработанный им радикальный метод операции при раке шейки матки с полным удалением тазовой клетчатки, лимфатических узлов и желез (операция Вертгейма).

Работами Е. Аллена, В. Дойзи, А. Бутенадта в 1923-1929 гг. была обоснована гормональная терапия овариальной гипофункции, аменореи, бесплодия и других патологических состояний. В 1934 г. были опубликованы данные о получении гормона желтого тела прогестерона, за которыми последовали сообщения об изучении структуры ряда гормонов, введенных в акушерско-гинекологическую практику.

Продолжается совершенствование хирургических методов лечения гинекологических заболеваний. Разработана методика рентгенотерапии рака. Создана методика предоперационного облучения и рентгенотерапии после операции по поводу рака матки для профилактики рецидивов заболевания. Детально разработана методика лечения злокачественных новообразований женской половой сферы радием.

Значительную роль в улучшении методов лечения женских болезней сыграло введение в практику антибиотиков, в том числе при лечении гонореи и туберкулеза мочеполовых органов женщины. Их применение расширило диапазон хирургических операций. Из книги Прививки: мифы и реальность автора Галина Петровна Червонская

Из книги Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью автора Мария Шапиро

Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности, развитие эмоциональной сферы и воображения

Из книги 25 волшебных точек для управления психикой и поддержания здоровья автора Александр Николаевич Медведев

Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,

Из книги Вы и ваш ребенок автора Коллектив авторов

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

Развитие беременности С самого зачатия и вплоть до моментов, предшествующих рождению будущего ребёнка, тело матери не прекращает перестраиваться, адаптируясь с жизнью формирующегося в ней дитя. Желание иметь ребенка Почему вообще хотят иметь детей? Простого ответа на

Из книги Здоровые дети – счастливая семья автора Светлана Васильевна Баранова

Раздел 5 Развитие Создание условий для развития ребёнка связано с определёнными культурными традициями, зависящими от образа жизни разных народов. Например, европейская культура предполагает развитие новорождённого в первые месяцы жизни в основном в положении лёжа на

Из книги Методические рекомендации по РДТ автора А. Н. Кокосов

6. ВЫБОР МЕТОДИКИ И ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛИНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ОСНОВНОЙ И СОПУТСТВУЮЩЕЙ ПАТОЛОГИИ Среди вышеописанных методик РДТ наиболее часто применяется полное (влажное) голодание, эту методику можно считать даже классической, ибо

Из книги Малая психиатрия большого города автора Самуил Яковлевич Бронин

6. Социальные характеристики некоторых клинических групп Напомним, что в эту группу было включено 45 человек. Критерием отнесения к болезненно пьющим было наличие характерной и стойкой психопатологической картины и постоянной тяги к алкоголю. Вся группа условно

Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Глава VI. Правда об аккомодации. Демонстрация во время клинических наблюдений Свидетельства описанных в предыдущих главах экспериментов, показывающих то, что хрусталик не является фактором в аккомодации, подтверждены многочисленными наблюдениями за глазами взрослых и

автора

Из книги Теория адекватного питания и трофология автора Александр Михайлович Уголев

Из книги Лечебное голодание при внутренних болезнях. Методическое пособие автора Алексей Николаевич Кокосов

Из книги Развитие ребенка от 1 года до 3 лет автора Жанна Владимировна Цареградская

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Я думаю, для вас не является секретом, что для того, чтобы была речь, нам нужен словарный запас. Словарный запас ребенка включает в себя названия всех предметов и явлений, с которыми он знаком. Этот словарный запас можно разделить на пассивный и активный

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина